Черный четверг 1951: «Черный четверг» США: как советские летчики разгромили американцев в Корее

Разное

Содержание

«Черный четверг» США: как советские летчики разгромили американцев в Корее

Политика

10452

Поделиться

12 апреля у нас был великий праздник, а у американцев – антипраздник. Оба в 2021 году стали юбилейными. Но если про 60-летие космического полета Юрия Гагарина в нашей стране хорошо помнят, то событие, произошедшее десятью годами ранее, сейчас почти забыто. А ведь оно оказало серьезное влияние на судьбы мира в середине ХХ века, возможно даже, уберегло человечество от ядерной войны. 12 апреля 1951-го советская авиация нанесла сокрушительный удар американцам в небе Кореи. Этот день они называют «черным четвергом».

Фото: AP

Та апрельская воздушная битва стала фактически первым масштабным столкновением советской и американской авиации в период корейской войны.

Если судить формально, схлестнулись тогда военные летчики США, отправленные для поддержки правительственных сил Кореи, согласно мандату ООН, и «нелегалы» – советские истребители, которые воевали на стороне восставших «коммунистических» корейцев, маскируясь под аборигенов (ведь официально СССР в том вооруженном конфликте не участвовал). Популярной стала шутка про северокорейского аса по имени «товарищ Ли Си Цын».

Столь необычные условия воздушной войны создавали массу неудобств, ограничений для советских летчиков. Им, например, было командованием категорически запрещено пересекать на своих самолетах определенные рубежи, за пределами которых существовала реальная опасность быть сбитым, попасть в руки неприятеля и оказаться таким образом «расшифрованным».

Ради пущей маскировки на борта наших истребителей наносили северокорейские опознавательные знаки, а тем, кто сидел за их штурвалами, раздали шпаргалки с необходимыми для переговоров по радио во время полетов словами, переведенными на корейский язык, но записанными русскими буквами.

Некоторые из ветеранов авиации вспоминали позднее, что в таких словарях кое у кого из пользователей можно было найти даже специально добавленные туда заменители русских крепких выражений. Но только вся эта словесная маскировка на практике оказалась малопригодна. В горячке, в азарте воздушного сражения найдется ли у летчика время искать записанное на бумажке непривычное иностранное слово?! Конечно, мужики команды давали, предупреждали об опасности и матерились по-нашенски, по-русски.

Но даже и без такого нарушения правил конспирации противоположная сторона прекрасно знала, с какими-такими корейскими товарищами приходится иметь дело в небе над воюющим полуостровом.

Девять победных минут

В одном из самых масштабных воздушных сражений той войны, произошедшем 12 апреля 1951 года, соотношение сил было категорически не в нашу пользу: против более чем 120 американских бомбардировщиков и истребителей — всего 36 советских самолетов. Однако к ужасу военного руководства США счет в смертельно-опасной «игре» был зафиксирован разгромный: почти полтора десятка сбитых «крылатых американцев» и ни единой потери у русских.

Такой суперуспех советских летчиков стал возможен благодаря двум факторам. Во-первых, почти все наши «соколы» прошли через сражения Великой Отечественной и имели за плечами большой боевой опыт. А во-вторых, они летали в Корее на новых реактивных истребителях МиГ-15, имевших феноменальные по тем временам технические характеристики и мощное вооружение.

«Эти машины стали появляться в зоне корейского конфликта еще осенью 1950 года, — пояснил Евгений Арсеньев, один из авторов книги «Истребитель МиГ-15». — Первые же бои показали, что новый советский МиГ значительно превосходит своих американских «оппонентов» F-51, F-80 и F9F практически по всем параметрам, за исключением горизонтальной маневренности.

Смертельно опасным противником МиГ-15 оказался и для тяжелых бомбардировщиков В-29, главной ударной силы Дальневосточных ВВС США. Авиация Соединенных Штатов, составлявшая основу воздушных сил Объединенных Наций в Корее, лишились безраздельного господства в воздухе, которым они обладали практически с самого начала корейской войны. Для них появление нового советского истребителя, имеющего превосходные летно-тактические характеристики, оказалось неприятной неожиданностью, из-за чего американцы нарекли МиГ-15 «корейским сюрпризом»…

В начале апреля 1951 года на аэродроме в Аньдуне произошла ротация советских боевых частей. Вместо базировавшейся здесь 151-й Гвардейской истребительной авиадивизии, отведенной во второй эшелон, прибыли полки 324-й ИАД под командованием знаменитого аса Великой Отечественной трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба – 176-й Гвардейский и 196-й авиационные истребительные. Именно летчикам этих соединений и довелось вскоре участвовать в масштабном воздушном сражении

12 апреля американцы предприняли самый массированный с начала военных действий налет своей бомбардировочной авиации. Его целью был выбран стратегически важный объект – железнодорожный мост на реке Ялуцзян неподалеку от города Аньдун, по которому шло снабжение северокорейских войск из Китая и СССР вооружением, боеприпасами, техникой и продовольствием.

Главной ударной силой американцев в тот день стали 48 стратегических бомбардировщиков В-29 «Суперфортресс». Именно с таких «сверхкрепостей» в августе 1945 года американцы сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Теперь, в апрельский день 1951-го «двадцать девятые» несли не столь ужасный груз, но тоже очень мощный – фугасные радиоуправляемые бомбы весом по 6 тонн каждая. С их помощью американцы рассчитывали разрушить опоры моста и надолго вывести его из строя.

«Суперфортрессы» шли, построившись несколькими ромбами. Их прикрывали с воздуха около 80 американских истребителей.

На перехват неприятельской воздушной армады Иван Кожедуб поднял боевые машины своей дивизии, базировавшиеся на полевом аэродроме в этом районе. Всего удалось выделить для атаки противника 36 МиГов. Меньшая часть из них была направлена против истребителей противника. Основное же количество наших «пятнадцатых» получило иное задание. Их пилотам был дан приказ: не связываться с американскими «Сейбрами» и «Тандерджетами», а в первую очередь атаковать бомбардировщики и не дать им уничтожить важнейший мост.

Нужно отметить очень важное обстоятельство, которое помогало надеяться на успех в этой непростой для наших летчиков ситуации. Три авиационные пушки, установленные на МиГ-15 (одна из них калибром 37 мм, две другие – 23 мм), имели дальность прицельной стрельбы 800 метров, а пулеметы американских самолетов уверенно били лишь на дистанции около 400 метров. Таким образом советские (впрочем, судя по опознавательным знакам на бортах, — северокорейские!) истребители смогли начать охоту за вражескими крылатыми машинами гораздо раньше, чем те начали им отвечать своим огнем. «Соколы Кожедуба» сполна воспользовались таким преимуществом.

Облегчало их задачу и то, что главные указанные начальством цели, бомбардировщики В-29 были прекрасной мишенью. Во время корейской войны советские асы с долей презрительности называли их «летающими сараями»: огромные (взлетная масса около 60 тонн, размах крыльев более 40 метров), достаточно тихоходные (по крайней мере, в сравнении со стремительными МиГами). Летчики 324-й авиадивизии атаковали их, пикируя сверху, заходя сбоку, при этом стараясь не попасть под огонь почти десятка пулеметов, которыми вооружена каждая «Суперкрепость».

«Я подбил «Крепость» первой же очередью, метров с восьмисот, — вспоминал впоследствии один из участников того боя капитан Лев Иванов. — Потом прорвался через заградительный огонь и вторую очередь всадил в упор, так что только клочья полетели. Экипаж выбросился с парашютами, их там человек десять было, не меньше. Тут на нас навалились истребители прикрытия, и завертелась карусель».

Конечно, американские «Тандерджеты», «Сейбры», пытались защищать порученные их опеке бомбардировщики и яростно атаковали наши МиГи. Однако советские летчики пустились на хитрость – хотя и сопряженную с большим риском для жизни. Пилоты самолетов, уже расстрелявших весь боезапас, не покидали зону воздушного боя, а продолжали, оказавшись «пустыми», имитировать атаки на неприятельские истребители, — тем самым отвлекали их на себя от товарищей, еще имеющих возможность вести полноценный огневой бой. Такие заходы в атаку без стрельбы в любой момент могли закончиться печально: у американских-то истребителей патронов в пулеметах было достаточно.

Вот что рассказывал Герой Советского Союза Сергей Крамаренко, принимавший участие в том воздушном сражении будучи капитаном, командиром звена:

«Задачей моего звена было атаковать истребители США и увести их от В-29. Мы с ходу пошли в атаку. Я определил командирский самолет в эскадрилье «Тандерджетов» и открыл огонь.

Одна очередь прошла позади хвоста американского самолета, вторая попала точно в цель. F-84 задымил и стал уходить, потом свалился в штопор. Затем мы стали гоняться за пытающимися выйти из схватки истребителями США, о защите «летающих крепостей» их пилоты уже не думали…

Потом я заметил В-29, летящие одиночно или малыми группами в сторону моря. Я и мои летчики открыли по ним огонь. После каждого попадания в борт «Суперфортресса» из пробоин шел белый дым. Потом внизу мы увидели боевые корабли США. Чтобы не попасть под огонь их зениток, пришлось отвернуть в сторону берега. Потом подсчитали, что воздушный бой шел всего девять минут».

В итоге поставленную командованием задачу американская авиация в тот день так и не выполнила. К стратегически важному мосту через реку Ялуцзян смогли прорваться только три В-29. Отбомбились они под натиском наших МиГов второпях. Как результат – многотонные фугасы лишь слегка повредили одну из мостовых опор. Ее ремонт потребовал буквально 2-3 дня, после чего движение составов с военными грузами через мост возобновилось.

«День Х» — отставить!

По поводу потерь, понесенных американскими ВВС в том сражении, до сих пор существует некоторая неопределенность. Сами штатовцы по горячим следам после боя сообщили в своих сводках, что 12 апреля было сбито только три «Суперфортресса». Однако спустя некоторое время штаб бомбардировочной авиации США, участвовавшей в военных действиях в Корее, привел куда более внушительные цифры: 8 «Суперкрепостей» сбиты, а еще 17 самолетов, участвовавших в налете на переправу через Ялуцзян, вернулись на базу с серьезными повреждениями, и в дальнейшем часть из них пришлось списать.

В большинстве наших справочников фигурируют такие цифры: 12 апреля 1951 года сбито 10 бомбардировщиков и 4 истребителя США.

Несколько иные данные упомянул два года назад в одном из своих последних интервью ветеран той битвы Сергей Крамаренко: «Наши летчики, по официальным данным, признанным американцами, уничтожили 12 бомбардировщиков и 5 истребителей США. А нам тогда, в апреле 1951-го, сообщили, что на аэродромы взлета вернулись только 23 из 48 В-29, остальные были подбиты и упали в море…

В любом случае, таких массовых потерь техники и пилотов у американцев еще не было. Они надолго прекратили посылать на бомбардировки большие группы самолетов…»

Свыше сотни американских летчиков (экипаж каждой «Суперкрепости» насчитывал 12 человек), были вынуждены спасаться из подбитых самолетов на парашютах. По воспоминаниям участников боя, в воздухе временами виднелось такое большое количество раскрытых парашютных куполов, что это больше походило на воздушный десант. Основная часть «парашютистов поневоле» попала в плен.

А вот что касается потерь с советской стороны, тут полная ясность: ноль. Все МиГи авиадивизии Ивана Кожедуба, участвовавшие в бою, вернулись на свой аэродром. Правда, некоторые из самолетов получили повреждения. В одном из истребителей насчитали даже около сотни пробоин! Однако через несколько дней наши механики и техники сумели все эти боевые раны крылатых машин вылечить. Истребители вновь могли отправляться на боевые задания.

Американцев воздушное побоище 12 апреля 1951 года ошеломило. Подобного поражения их авиация до той поры не знала. В Военно-воздушных силах США на неделю объявили траур по погибшим летчикам. Избегая новых потерь – у страха глаза велики! – ни один военный самолет Соединенных Штатов на протяжении следующих трех суток вообще не приблизился к зоне, контролируемой советскими истребителями.

Однако последствия «черного четверга» — как стали с тех пор называть этот день в Америке, оказались куда более серьезными. Полнейший разгром, учиненный новыми советскими истребителями американским стратегическим бомбардировщикам, вынудил высшее руководство США пересмотреть уже разработанные к тому времени варианты возможной глобальной войны против Советского Союза с применением ядерного оружия. Ведь основным способом использования атомных боеприпасов тогда была бомбардировка ими с самолетов. Но апрельское сражение в небе Кореи показало, что предназначенные для этой цели американские «бомберы» В-29 очень уязвимы в боях с новейшей советской истребительной авиацией. А значит, они не смогут в «день Х» надежно выполнить задание по массовой атомной бомбардировке городов и объектов на территории СССР.

От прежнего красивого плана безнаказанного «атомного укрощения» Советов пришлось отказаться.

Подписаться

Авторы:

ООН
США
Корея
Китай

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • Взрыв на военном аэродроме в Рязани 5 декабря 2022 года: что известно

    Фото

    37735

    Рязань

    Анастасия Батищева

  • Чем убрать нагар со сковороды снаружи: способ, который подойдет даже для 20-летних сковородок

    10576

    Калмыкия

  • «Я уже не вернусь»: расшифрованный медальон из зоны СВО помог вернуть родным пропавшего в 1942 солдата

    Фото

    10269

    Красноярск

    Владислав Пирогов

  • Вкусно засолить сало, чтобы «таяло во рту», очень просто: справится даже новичок

    8577

    Калмыкия

  • Пролежит до весны даже в комнате: агрономы раскрыли лайфхак для хранения чеснока

    7016

    Калмыкия

  • Строительство нового моста через Волгу в Саратове начнется в 2023 году

    6655

    Саратов

В регионах:Ещё материалы

«Черный четверг»: как МиГи сбили 10 бомбардировщиков ВВС США

«Аллея МиГов»

США воевали в Корее официально: на стороне Южной Кореи, под флагом ООН, всеми родами войск. СССР поддерживал КНДР негласно, на полуостров были направлены около 200 военных советников, несколько зенитно-артиллерийских дивизий, прожекторных и радиотехнических полков, а также истребительный авиакорпус: один, но элитный, в него отобрали лучших летчиков на новейших реактивных истребителях МиГ-15. Для конспирации на самолетах были нарисованы опознавательные знаки КНДР, а пилотам выдали корейские разговорники для переговоров в эфире. После нескольких неудачных попыток вести радиообмен на чужом языке разговорники выбросили, а в народ пошли песни и анекдоты про летчика Ли Си Цина.

До появления советской авиации американцы безраздельно господствовали в небе Кореи. Их не самые новые истребители F-80 Shooting Star и F-84 Thunderjet легко расправлялись с еще более несовершенной авиацией КНДР и Китая. Однако первые же схватки с МиГ-15 показали превосходство советской машины. Американцы стали избегать схваток и при появлении МиГов спасались бегством.

США срочно направили в Корею новейшие истребители F-86 Sabre. Это были машины одного с МиГами класса: уступая в скороподъемности и тяге, они лучше маневрировали и разгонялись в пике. Правда, у советской машины было преимущество в вооружении: три пушки (одна калибра 37 мм) с прицельной дальностью 800 метров против шести пулеметов, бьющих на 400.

Американцы применили тактику, максимально использующую сильные стороны их самолетов. Барражируя на большой высоте, невидимые с земли Sabre следили за грунтовыми аэродромами КНДР — подготовку советских истребителей к взлету выдавали клубы пыли, поднятой реактивными двигателями. F-86, как ястребы, пикировали на взлетающие МиГ, расстреливая их из пулеметов.

Наши летчики умудрялись побеждать и в этих, крайне невыгодных ситуациях. Так был сбит знаменитый американский ас майор Джордж Эндрю Дэвис Младший. Старший лейтенант Михаил Аверин увернулся от очередей Sabre — лишь одна с грохотом хлестнула по крылу, — и расстрелял американский истребитель пушками на выходе из пике.

Район реки Ялуцзян прозвали «аллеей МиГов» — здесь произошло большинство схваток между советскими и американскими истребителями.  

«Черный четверг»

На 12 апреля был запланирован один из самых массированных авианалетов американской авиации за всю войну в Корее.  48 тяжелых бомбардировщиков B-29 Superfortress — такие сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, — в сопровождении полутора сотен истребителей разных типов собирались засыпать железнодорожный мост через Ялуцзян шеститонными фугасами с радиоуправлением. Мост был стратегический — по нему шло снабжение северокорейской армии, — на перехват американцев подняли 36 МиГ-15. У летчиков был приказ: не обращая внимание на истребители, атаковать бомбардировщики и не дать им уничтожить переправу.

«Аллея МиГов» знаменита не только разгромом американцев — здесь состоялось боевое крещение реактивной авиации. В первых массовых сражениях на небывалых доселе скоростях отрабатывались новые боевые приемы. Советские летчики атаковали американцев на их же манер: пикируя с большой высоты, с разных сторон, парами и четверками.

— Я был в ударной группе. Подбил «Крепость» первой же очередью, метров с восьмисот, потом прорвался через заградительный огонь и вторую очередь всадил в упор, так что только клочья полетели. Экипаж выбросился с парашютами, их там человек десять было, не меньше, — написал впоследствии пилот МиГ-15 капитан Лев Иванов. — Тут на нас навалились истребители прикрытия, и завертелась карусель.

B-29 Superfortress — не мишень на стрельбище, самолет со всех сторон защищали крупнокалиберные пулеметы. Пользуясь дальнобойностью своих пушек, советские летчики расстреливали бомбардировщики с безопасной дистанции, а когда там начиналась паника, добивали очередью в упор. Расстрелявшие боезапас истребители не выходили из боя, а продолжали атаковать, отвлекая и давя на психику.

— Смотрю вниз. Находимся как раз над бомбардировщиками. Наши МиГи расстреливают «летающие сверхкрепости». У одной отвалилось крыло, и она разваливается в воздухе, три или четыре машины горят. Из горящих бомбардировщиков выпрыгивают экипажи, десятки парашютов висят в воздухе. Такое впечатление, что выброшен воздушный десант, — вспоминал летчик-ас, генерал-майор авиации Сергей Крамаренко.

Американская армада повернула обратно. Четыре самолета упали по пути на аэродром, практически в каждом вернувшемся экипаже были убитые или раненые. Около 100 летчиков США попали в плен. Все наши самолеты вернулись на базу, у пары МиГов техники залатали пробоины в крыльях.

В ВВС США был объявлен недельный траур по погибшим летчикам, трое суток ни один американский самолет не появлялся в зоне действия советских летчиков. Разгром на «аллее МиГов» заставил американцев пересмотреть и стратегию глобальной войны с Советским Союзом. До сих пор в Вашингтоне были уверены, что победить СССР можно ядерной бомбардировкой, причем расчетные потери не превышали 10 процентов от вылетевших самолетов. Однако бой 12 апреля показал, что советские истребители в самых невыгодных условиях, без зениток и системы оповещения, связанные приказом не преследовать врага за линией фронта, могут обеспечить 25 процентов безвозвратных потерь, сорвать выполнение задачи для половины вражеских самолетов, попутно связав боем конвой. Ядерную бомбардировку Советского Союза пришлось отложить.

Справка «РГ»

В небе Кореи асами стали 46 советских летчиков. Они вместе уничтожили 416 самолетов противника. Лучший результат показал Николай Сутягин — 21 сбитый истребитель. Главный американский ас Джозеф Кристофер Макконел-младший мог похвастаться только 16 победами.

День, когда советские самолеты атаковали американских летчиков | В Смитсоновском институте

Дэвид Кинди

Корреспондент

В ярком солнечном свете высоко над Корейским полуостровом серебристая обшивка 39 B-29 Superfortress блестела, когда они летели строем. Их задачей в тот день 12 апреля 1951 года было разрушить мост на границе с Китаем и сорвать поток боеприпасов и людей, идущих в Северную Корею.

Тяжелые бомбардировщики, несущиеся со скоростью чуть более 300 миль в час, были гордостью ВВС США. Считавшийся «непобедимым», самолет с поршневым двигателем помог выиграть Вторую мировую войну против Японии шестью годами ранее, сбросив на островное государство десятки тысяч тонн бомб, а также две атомные бомбы.

Для этой атаки Суперкрепости сопровождали почти 50 F-84 Thunderjets, реактивных истребителей первого поколения. Гораздо более быстрым самолетам с прямым крылом приходилось значительно снижать скорость, чтобы оставаться с бомбардировщиками.

Внезапно с большой высоты на американцев налетели молниеносные самолеты противника. Имея конструкцию со стреловидным крылом и мощные двигатели, около 30 МиГ-15 спикировали и начали обстреливать американские бомбардировщики и реактивные самолеты пушечным огнем. На этих самолетах, украшенных северокорейской и китайской маркировкой, на самом деле летали лучшие советские пилоты, оттачивавшие свое мастерство против лучших немецких асов во время Второй мировой войны.

Медлительные B-29 были легкой добычей для более совершенных МиГ-15. Советы врывались в строй и выходили из строя, сбив три «Суперкрепости» и тяжело повредив еще семь бомбардировщиков. Превзойденные в маневренности и классе американские самолеты сопровождения были беспомощны против атаки. В суматохе они даже стреляли по своим самолетам.

«Наши МиГи открыли огонь по «летающим сверхкрепостям», — позже вспоминал советский ас Сергей Крамаренко. «Один из них потерял крыло, самолет разваливался на части. Три или четыре самолета загорелись».

Малоподвижные B-29 (вверху: группа сбрасывает бомбы над Кореей) могут оказаться легкой добычей для превосходящих по силе МиГ-15.

Архив Халтона, Getty Images

Это было унизительное поражение ВВС США. Хотя большинство военачальников знали, что дни поршневых бомбардировщиков сочтены, они не ожидали, что 70 лет назад наступит тот день, который стал известен как Черный четверг. Американские бомбардировки района Синыйджу в Северной Корее были приостановлены на три месяца, пока достаточное количество эскадрилий F-86 Sabre, реактивных самолетов со стреловидным крылом, которые хорошо противостояли МиГ-15, не смогли принять на себя этот новый вызов в Корейской войне.

Воздушный бой над «Аллеей МиГов», как называли этот сектор Северной Кореи пилоты союзников, изменил ход конфликта между мировыми сверхдержавами.

«К 1951 году B-29 Superfortress был антиквариатом, хотя в то время мы этого не знали», — говорит Алекс Спенсер, куратор отдела аэронавтики Смитсоновского национального музея авиации и космонавтики. «Дела у бомбардировщиков пошли очень плохо, очень быстро. Это сражение изменило характер американской воздушной кампании над Кореей».

МиГ-15 потряс Запад своими возможностями. Этот самолет был очень похож на Sabre, но имел некоторые улучшения, а именно уровень потолка. МиГ-15 мог летать на высоте 50 000 футов, что давало ему небольшое преимущество над F-86. Плюс на советском самолете были пушки, а не пушки: две 23-мм плюс одна 37-мм. Sabre был оснащен шестью пулеметами калибра .50.

Это вооружение оказало разрушительное воздействие на B-29 Superfortress, говорит Майк Хэнкинс, куратор музея истории ВВС.

МиГ-15 был разработан советскими авиаконструкторами Артемом Микояном и Михаилом Гуревичем.
НАСМ

Советский самолет (вверху: вид из кабины МиГ-15 Смитсоновского института) «мог сбрасывать и наносить удары с разбегу», — говорит куратор Майк Хэнкинс.
НАСМ

«Показатель поражения бомбардировщиков МиГ-15 был сокрушительным, — говорит он. «Большая пушка была создана, чтобы уничтожить B-29.с. Вы получите несколько таких пушечных попаданий, и все может рухнуть. Я слышал, как некоторые пилоты называли их «пылающими мячиками для гольфа».

Это тяжелое вооружение, а также возможность высотного полета делали МиГ-15 грозным самолетом. В Музее авиации и космонавтики один из этих самолетов выставлен в авиационном ангаре Boeing в центре Удвар-Хейзи в Шантийи, штат Вирджиния. МиГ-15 расположен рядом со своим заклятым соперником F-86.

«МиГ-15 может десантироваться и атаковать с разбегу, — говорит Хэнкинс. «Они входили в крутое пике, следовали по траектории и сбивали столько бомбардировщиков, сколько могли. Если бы они их сбили, это было бы здорово. Если они повредили их достаточно, чтобы они не попали бомбой в цель, это тоже было здорово. Самолет был очень эффективен в этом».

«Я до сих пор помню образ в своем воображении: армада самолетов летит в боевом строю», — сказал спустя годы журналисту советский ас Сергей Крамаренко (вверху, в 2014 году, на Красной площади в Москве). «Внезапно мы пикируем на них. Открываю огонь по одному из бомбардировщиков — тут же валит белый дым. Я повредил топливный бак».

Ассошиэйтед Пресс

Разработанный советскими авиаконструкторами Артемом Микояном и Михаилом Гуревичем МиГ-15 ошеломил американских военачальников, впервые появившись над Кореей в 1919 г.50. Он намного превосходил «Падающие звезды» и «Тандерджеты» и быстро преследовал их с неба.

Вот что случилось в Черный четверг. Реактивные истребители F-84 с их прямолинейной конструкцией, похожей на самолеты времен Второй мировой войны, явно уступали обтекаемому МиГ-15.

«Наши ранние истребители были не очень хороши с точки зрения характеристик, — говорит Спенсер. «Конструкторы в то время все еще работали над тем, что знали. С F-86 Sabre вы получаете стреловидное крыло, которое сильно изменило характеристики реактивных самолетов».

Но до прибытия «Сейбров» американские истребители не могли угнаться за гораздо более быстрыми МиГ-15. Три-четыре вражеских самолета налетали на беспомощные бомбардировщики «Суперкрепость», а затем быстро удалялись от американских истребителей.

После «черного четверга» ВВС США приостановили свою кампанию дальних стратегических бомбардировок и выжидали три месяца (вверху: группа истребителей F-86 Sabre готова к бою, 19 июня).51) до тех пор, пока он не смог поднять в воздух над Кореей достаточно F-86 Sabre, чтобы сравняться с Советами.

Временные архивы, Getty Images

«F-84 были намного медленнее, — говорит Хэнкинс. «И они также шли медленнее, чтобы оставаться с бомбардировщиками. МиГи были настолько быстрее, что американские пилоты просто не успели их догнать. Это застало их врасплох».

Для советского летчика Крамаренко это был важный момент. Его эскадрилья не только предотвратила бомбардировку моста через реку Ялу, но и продемонстрировала всему миру, что советская техника не уступает американской.

«До сих пор помню образ в голове: летит армада самолетов в боевом строю, красиво, как во время парада», — рассказывал Крамаренко журналисту годы спустя. «Внезапно мы пикируем на них. Открываю огонь по одному из бомбардировщиков — тут же валит белый дым. Я повредил топливный бак».

После «черного четверга» ВВС США приостановили свою кампанию дальних стратегических бомбардировок и подождали три месяца, пока не поднимут в воздух над Кореей достаточно F-86 Sabre, чтобы сравниться с Советами. Только тогда были Б-29Им разрешено возобновить миссии на Аллее МиГов вдоль границы с Китаем — и только в сопровождении «Сейбров».

Кроме того, в музейном центре Удвар-Хази выставлен истребитель со стреловидным крылом F-86 Sabre — главный соперник МиГ-15.

НАСМ

«В течение нескольких месяцев бой мешал работе B-29, — говорит Хэнкинс. «Это наложило ограничения на то, что ВВС были готовы сделать и куда они были готовы направить бомбардировщики».

Хотя многие эксперты считают его равным Sabre, Спенсер считает, что советский реактивный самолет мог иметь небольшое преимущество. Он отмечает, что это был прочный самолет, и его было проще обслуживать.

«МиГ-15 был очень прочным самолетом, — говорит Спенсер. «Это была характеристика, которую советские конструкторы сохраняли на протяжении всей холодной войны. Их самолеты могли работать в гораздо более суровых условиях и на гораздо более сложных аэродромах, чем наши самолеты».

Рекомендуемые видео

«Черный четверг» B-17 и Bf 109G Schweinfurt, гравюра Гарета Гектора – ValorStudios

  • ОПИСАНИЕ
  • ИЗДАНИЯ
  • ПОДПИСЧИКИ
  • 14 октября 1943 года. Глубоко в Германии и без эскорта истребителей мальчики-бомбардировщики 8-й воздушной армии сражаются за свою жизнь. Более трехсот «неумолимых» истребителей Люфтваффе пытаются заставить их совершить немыслимое: повернуть назад.

    Заводы шарикоподшипников в Швайнфурте впереди, это важная цель, и у 8-го остается один вариант: пробиться через водоворот. На высоте 23 000 футов начинаются поединки, когда ас JG 3 Альфред Сурау атакует на своем Bf-109. G. Упадет шестьдесят бомбардировщиков, включая этот B-17, «Вэббит-Твакс III», из 96-й бомбардировочной группы.

    Сегодня «Черный четверг» станет самой дорогостоящей миссией в истории 8-й воздушной армии, но всего через шесть дней «Могучий восьмой» вернется в строй, а через пять месяцев на Берлин обрушатся американские бомбы.

    Доставка добавлена ​​при оформлении заказа

  • VICTORY EDITION
    290 экземпляров, выпущенных ограниченным тиражом, подписанных четырьмя авиаторами, сражавшимися над Европой во время Второй мировой войны: Роланд Мартин , пилот B-17 «Железная дева», сбитый в «черный четверг», Фред Wiese , пилот B-17 «The Little One», выполнил 35 вылетов, Mitch Mischler , стрелок B-17 «Pride of the Yanks», выполнил 25 вылетов, и Bill Roche , стрелок на Б-17 «Леди Удача III» дважды сбит. Включает 8-ю нашивку AF, фотографии, относящиеся к обеим сторонам воздушной войны, и сертификат подлинности, подписанный художником Гаретом Гектором, который не смог подписать отпечатки из-за продолжающейся пандемии Covid.

    GICLEE EDITION
    43 холста, выпущенные ограниченным тиражом, каждый из которых является репликой оригинальной картины музейного качества, размером в потрясающие 40 дюймов в ширину. У нас есть на продажу только 20 таких жикле, которые были подписаны вручную Роландом Мартином , пилотом B-17 «Железная дева», сбитого в «Черный четверг» и считающегося последним. -живой пилот, участвовавший во Второй миссии в Швайнфурте! Включает сертификат подлинности, подписанный художником Гаретом Гектором, который не смог подписать отпечатки из-за продолжающейся пандемии Covid.

    ДРУГИЕ ВЕРСИИ
    Версии Eagle Proof и Publisher Proof распроданы. Версия Signer Proof существует, не для продажи.

  • «Черный четверг» подписан группой авиаторов Второй мировой войны из обеих сторон , которые подписали гравюры как бывшие враги, ставшие друзьями. Подписанты варьируются от печати к печати. Пожалуйста, нажмите «издания», чтобы увидеть, какие ветераны подписали какие отпечатки.

    КОМАНДИР ХАРАЛЬД Бауэр
    Родившийся в посольстве США в Берлине у матери-американки и отца-немца, Харальд вырос в Германии и стал 17-летним пилотом Люфтваффе, первым пилотировавшим Fw 190, затем летал на новом реактивном самолете He 162 «Саламандра». 24 марта 1945 года реактивный самолет Харальда был сбит «Мустангами» P-51, и он попал в плен к американским танкистам, которые помогли ему оправиться от ран. После войны Харальд приехал в Америку и присоединился к военно-морскому флоту, став летчиком-разведчиком во время Корейской войны. Оставив военно-морской флот в качестве командующего, он стал журналистом, работающим в Associated Press и UPI.

    ЛЕЙТЕНАНТ ЙОРГ ЧИПИОНКА
    Йорг вступил в Люфтваффе в 1939, чтобы осуществить свою мечту о полетах. Он стал инструктором, а затем летчиком-истребителем в JG 300/NJG 11, летая на Bf 109, а затем на Me 262, ночью против бомбардировщиков RAF. Когда война подходила к концу, Йорг слетел с автобанов у датской границы, пока его эскадрилья не передала свои самолеты британцам, а вместо того, чтобы уничтожить их. В послевоенные годы он сначала работал мастером по ремонту пишущих машинок, а затем поступил в университет, стал инженером-текстильщиком и начал новую жизнь в Америке. В 2011 году Йорг был техническим консультантом по книге «Высшее призвание».

    МАСТЕР-СЕРЖАНТ КАРЛ ЭВЕРС
    Родившийся в Киле, Германия, Карл стал опытным механиком, изготавливающим детали для подводных лодок после того, как его средняя школа была разрушена бомбардировкой союзников. Летая на планерах с девятилетнего возраста, Карл затем присоединился к Люфтваффе, чтобы стать пилотом, и прошел обучение в JG 103 на Bf 109 и Fw 190. Когда советская армия приблизилась к его тренировочной базе в Штольп-Рейце в 1945 году, он и его товарищи-авиаторы были переведены в пехоту, а Карл стал минометчиком. В 19В 51 год Карл иммигрировал в Америку и присоединился к армии США, служил во время Корейской войны в 94-м инженерном батальоне и ушел в отставку в звании старшего сержанта.

    ЛЕЙТЕНАНТ РИЧАРД ГИББС
    Будучи сыном офицера береговой охраны, который сопровождал конвои через Атлантику, 18-летний Дик Гиббс очень хотел внести свой вклад, поэтому, как только он стал достаточно взрослым, он записался в Воздушный корпус. В 19 лет Дик оказался в 343-й SQD, 55-й FG в Вормингфорде, Англия, летая на самом крутом истребителе — P-51D. В качестве пилота «Мустанга» с позывным «Тюдор 43» Дик совершил более 40 вылетов, причем все, кроме двух, были потрачены на сопровождение бомбардировщиков 8-го полка ВВС. Самый запоминающийся день Дика произошел во время его третьей миссии, 3 февраля 19 года.45, когда он наткнулся на сверхредкий составной самолет «Мистел» — нагруженный взрывчаткой беспилотный бомбардировщик JU-88 с зацепленным сверху пилотируемым истребителем Fw 190 — направлявшийся в порт Антверпена. Дик нацелился на Ju 88, поджег его двигатель, прежде чем Fw 190 выпустил его и попытался уклониться от него. Дик преследовал Fw 190 и сбил его, одержав две победы во время своего первого столкновения с вражеским самолетом. «Я думал, что это была довольно горячая сделка!» — с гордостью вспоминает он. Дик сбил еще два Fw 19.0 с, чтобы довести свой окончательный счет до четырех самолетов, уничтоженных к концу войны.

    UNTERFELDWEBEL GERNOT HEINRICHSDORFF
    Сын первой в Европе женщины-ландшафтного архитектора, Гернот вырос в семье, где во время войны прятались трое еврейских детей. В 1943 году Гернот был призван и зачислен в академию ВВС недалеко от Дрездена, в ту же школу, в которой преподавал Франц Стиглер. В 18 лет Гернот прошел летную подготовку недалеко от Вены, где пилотировал Bf 109, прежде чем стать пехотинцем из-за нехватки топлива для полетов. Затем он сражался с Советами под Веной, пока не был ранен. В 19В 58 лет Гернот приехал в Америку, с помощью еврейских детей, которых спасла его мать, и стал успешным ландшафтным дизайнером.

    КАПИТАН РОЛАНД МАРТИН
    Поступив в авиационный корпус в 1942 году, Роланд стал пилотом B-17 в возрасте 19 лет, а когда его направили в 525-й SQD, 379-й BG в Кимболтоне, он был самым молодым B-17. пилот всей 8-й воздушной армии! Он и его команда выполнили девять миссий на борту своего B-17F, названного «Железная дева», на борту которого был изображен нос обнаженной женщины, незавершенная работа местного художника из Кимболтона, которого наняла команда. Носовое искусство никогда не будет закончено, поскольку десятой миссией Роланда был «Черный четверг». Пораженная зенитной артиллерией над Германией, «Железная дева» потеряла оба двигателя правого борта и выпала из строя. Заливая бензин и подвергнувшись нападению JU 88, Роланд решил заставить «Железную деву» приземлиться, что было лучшим шансом спасти свою команду. Он благополучно посадил самолет на поле немецкой фермы, где попытался уничтожить самолет, прежде чем сбежать из плена. Он и его бортинженер провели две недели в бегах, направляясь в Швейцарию, пока не были схвачены. Роланда поместили в Stalag Luft I, где он провел остаток войны.

    СЕРЖАНТ ХЬЮ МАКГИНТИ
    Записавшись в авиационный корпус вместе со своим младшим братом, Хью МакГинти оказался назначенным на B-17F «Censored» в 524-й SQD, 379-й BG в Кимболтоне, где он совершил свой первый вылет в Эмден, Германия. 11 декабря 1943 года. Хью совершил еще 28 вылетов, многие на борту нового B-17G, «Голубая пылающая метель», и часто в том же строю, что и лейтенант Чарли Браун из «Высшего зова». Один из ближайших вызовов Хью был во время его миссии 29 января 1944 года во Франкфурте, где «Синяя пылающая метель» была расстреляна истребителями, в результате чего погиб его штурман лейтенант Билл Рау, который цеплялся за жизнь достаточно долго, чтобы установить бомбардировщик на курсе домой. Другой памятной миссией для Хью стала миссия 13 апреля 19 г.44 забастовки на заводах по производству шарикоподшипников в Швайнфурте, на этот раз с гораздо меньшими потерями, чем во время рейда «Черный четверг». Выполнив свой последний боевой вылет 24 мая 1944 года в Берлин, Хью вернулся домой, где воссоединился со своим братом Лаки, который также пережил свой боевой поход в качестве стрелка в 95-м BG.

    UNTERFELDWEBEL HANS MEYER
    Родившийся в 1927 году и выросший в Бранденбурге, Ганс имел глубокую страсть к авиации, поэтому он присоединился к Flieger-HJ, где его научили управлять планерами. К 19В 43-м он получил значок «С» уровня владения планерами и вскоре после этого поступил на службу в Люфтваффе. Обученный пилотированию Bf 109 в Jagdfliegerschule Werneuchen, Ганс получил высшее образование и присоединился к JG 54 на Восточном фронте, где он летал с подразделением в боях против советских войск, пока не был сбит под Кенигсбергом и не был госпитализирован. Позже он иммигрировал в Америку.

    МАСТЕР-СЕРЖАНТ Э. Э. «МИЧЛЕР» МИШЛЕР
    Вступив в авиационный корпус в возрасте 18 лет, Митч был направлен в 333-ю SQD, 94-й BG в Бери-Сент-Эдмундс в Англии, где он служил левым стрелком на борту B-17 «Гордость янки». Он совершил свой первый из 25 вылетов в октябре 1943 года и примет участие в «Большой неделе» и нескольких вылетах на хорошо защищенный Берлин. Самый запоминающийся налет Митча был на завод по производству деталей для самолетов в Брансуике 11 января 1944 года. Во время этой миссии погода ухудшилась, и был отозван 8-й воздушный флот. Группа Митча и двое других все равно продолжили наведение на цель, отбивая ожесточенные атаки люфтваффе в районе цели и за ее пределами, выдерживая сильный зенитный огонь и совершив два захода бомб, чтобы гарантировать попадание на завод в плохую погоду. 94-й потерял в тот день восемь B-17, около 80 человек, и Митч считает, что ему повезло, что он выжил в миссии, которая принесла группе награду Distinguished Unit Citation. Свой последний полет он совершил 8 марта 1944 года в Берлин, что стало достойным завершением его бомбардировочной поездки. Когда Митч вернулся домой, он был в восторге, обнаружив, что его можно увидеть в знаменитой военной кинохронике «Цель на сегодня».

    СЕРЖАНТ ДЖОРДЖ РОБЕРТС (ПОДПИСЬ)
    Джордж поступил в авиационный корпус в возрасте 21 года и к 19 октября43 находился в Англии в качестве радиста на борту B-17F «Кавалер» в 367-й SQD, 306-й BG. Четвертой миссией Джорджа был рейд «Черный четверг» на Швайнфурт, где его B-17 был единственным из его эскадрильи, который добрался до цели и обратно. В более поздних миссиях, благодаря своим навыкам, Джордж летал на борту ведущего B-17 своей эскадрильи. В марте 1944 года его экипаж получил новый B-17G, который они назвали «Принцесса», а затем «Принцесса Елизавета», пока лорд-мэры Лондона не сочли, что сбитый самолет будет плохим предзнаменованием, поэтому его имя было изменено на « Роза Йорка». 6 июля 1944 года король, королева и принцесса Елизавета вместе с генералом Дулиттлом посетили базу Джорджа, чтобы окрестить самолет, на котором он совершит свои последние 16 миссий. Сегодня куртку Джорджа «Rose of York» A2 можно увидеть на выставке в 8-м музее ВВС в Саванне, штат Джорджия.

    ПОЛКОВНИК БИЛЛ РОШ
    Вслед за своим братом Билл вступил в авиационный корпус в надежде стать пилотом. У армии были другие планы, и ей нужно было заменить артиллеристов, поскольку, когда терпел крушение бомбардировщик, то же самое происходило и с пятью артиллеристами. 19 ноябряВ 44-м Билл направился в Англию и присоединился к 741-й SQD, 452-й BG в качестве поясного стрелка B-17. Билл совершил девять вылетов и дважды был сбит, первый раз на B-17 «Lucky Lady III» 9 февраля 1945 года, когда они потеряли двигатель и электрическую систему из-за зенитной артиллерии и были вынуждены совершить вынужденную посадку в Франция. Во второй раз, 26 февраля 1945 года, над Берлином был сбит B-17 Билла, «Flatbush Floogie». Выключив шасси, его пилот посадил самолет в оккупированной Советским Союзом Польше, где они надеялись, что Советы отремонтируют самолет и отпустят их домой. Вместо этого они захватили самолет, заперли Билла и команду и держали их в плену до апреля, когда их освободили в Одессе, Украина. После войны Билл получил комиссию ROTC и более 30 лет проработал в ВВС, в том числе преподавал русский язык в Военно-воздушной академии и работал атташе авиации в Югославии, Чехословакии и Советском Союзе. Покинув ВВС, полковник Билл Рош более десяти лет служил в ЦРУ, где большая часть его работы остается засекреченной и по сей день.

    КАПИТАН СЭМ САТАРИАНО
    Калифорнийский Сэм Сатариано пошел добровольцем в армейский авиационный корпус и оказался в кресле пилота B-17F в составе недавно сформированной 379-й BG и ее 527-й SQD. Как первоначальный член группы, он пилотировал свой B-17 через Атлантику весной 1943 года, когда они были развернуты на станции 117 — RAF Kimbolton в Англии. Там Сэму предстояло преодолеть трудности, поскольку он был среди небольшой группы оригинальных кадров, которые летали и выжили в 25 боевых вылетах в кровавые дни 19-го века.43 воздушная война. Он будет там во время первой миссии группы — поразить загоны немецких подводных лодок в Сен-Назере — и он будет там во время первого налета на Швайнфурт 17 августа 1943 года, когда 24 B-17 были потеряны. Он будет пилотировать B-17, такие как «Пикадилли Вилли» и «Лакануки», и внес свой вклад в 379-й полк, установив два рекорда 8-го ВВС — по количеству боевых вылетов и количеству сброшенных бомб во время Второй мировой войны.

    ЛЕЙТЕНАНТ ФРАНЦ СТИГЛЕР (ПОДПИСНАЯ КАРТА)
    Франц начал летать на планерах в возрасте 12 лет, а затем стал пилотом Люфтганзы, прежде чем присоединиться к Люфтваффе в качестве летного инструктора. Получив боевое задание после гибели брата, Франц летал в бою на Bf 109.летчик-истребитель в Северной Африке, на Сицилии и в обороне Германии, в том числе во время рейда «Черный четверг». Он служил командиром эскадрильи и даже исполняющим обязанности командира группы, прежде чем был выбран техническим офицером элитного JV 44 генерала Галланда, «Эскадрильи экспертов», летающей на реактивном истребителе Ме-262. На счету Франца 28 побед в более чем 487 боевых вылетах. Его сделали почетным членом 379-й ассоциации BG в честь того, что он пощадил B-17 «Ye Olde Pub», история, рассказанная в бестселлере 9.0124 Высший зов, , написанный соучредителем Valor Studios Адамом Макосом.

    КАПИТАН ФРЕД ВИЗЕ
    Оставив учебу в Университете Небраски, Фред поступил на военную службу в 1941 году, где его направили в медицинский корпус. Когда война разгорелась, он пошел добровольцем в авиационный корпус и стал пилотом B-17, приписанным к 508-й SQD, 351-й BG в Полбруке, Англия. Там Фред выполнил свой первый вылет, нанеся удары по железным дорогам Кельна 17 октября 1944 года и еще 35 по хорошо защищенным целям, таким как Берлин, Гамбург и Франкфурт. Он пережил все, что противник мог обрушить на него, от зенитной артиллерии, выведшей из строя два двигателя, до атак Me 262. Несмотря на эти близкие вызовы, Фред возвращал свою команду домой на каждой миссии, на борту B-17, таких как «Малыш», «Мерри Кристи», «Лаки Джуэлл» и «Энни Мари», и все это без раненых. С завершением боевого похода 19 мартаВ 45 году он вернулся в штаты, где перегонял B-17 и B-29 и даже некоторое время летал на B-29 в шторм для сбора научных данных. Его призвали обратно на Корейскую войну, где он служил летчиком-транспортником до 1953 года.

245 долларов США

Победное издание

Жикле издание

Количество

Издание Победы —
245 долларов США

Жикле издание —
49 долларов5 долларов США

НАСТОЯЩЕЕ ДЕЛО

Наши продукты с автографами подписаны героями, которые были там!

ОТЛИЧИЕ СТУДИЙ VALOR

Мы финансово компенсируем наших автографов-ветеранов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts