Черный обряд сатанистов: Таинственный лес. Супруги-сатанисты из Москвы убивали людей во время обрядов. Как их удалось поймать?: Криминал: Силовые структуры: Lenta.ru
Содержание
Таинственный лес. Супруги-сатанисты из Москвы убивали людей во время обрядов. Как их удалось поймать?: Криминал: Силовые структуры: Lenta.ru
Шокирующее открытие сделали сотрудники правоохранительных органов, занимавшиеся розыском 27-летних Виктории Зайцевой и Платона Степанова, бесследно пропавших в 2016 году. Пять лет спустя сотрудники Следственного комитета России (СКР) выяснили, что молодые люди стали жертвами семейных пар сатанистов. Причем оба убийства носили признаки ритуальных с элементами каннибализма, а жестокость убийц поразила даже их единомышленников из числа поклонников Вельзевула. Подробности громкого дела, в котором увлечение оккультизмом смешалось с тягой к насилию, выясняла «Лента.ру».
В современной России оккультные практики, язычество и сатанизм уже не считаются пережитками прошлого. В сети можно найти сотни тематических групп и пабликов, в которых состоят тысячи людей, готовых получать или оказывать магические услуги, начиная с гадания на картах Таро и заканчивая наведением порчи.
«За магическими услугами обращаются простые обыватели, желающие таким образом решить свои бытовые задачи, — рассказала «Ленте.ру» Лилит Кроли, создательница оккультного паблика «Магия темных». — Одни хотят что-то вернуть в свою жизнь, другие — наказать кого-то при помощи магии».
Сатанизм принято ассоциировать с человеческими жертвоприношениями, поеданием плоти жертв, умерщвлением животных, сексуальными отклонениями и вандализмом. Но это полный бред. За последнее время сатанизм как учение и его практики претерпели много изменений.
Лилит Кроли создательница паблика «Магия темных»
Как отмечает Кроли, даже обряды, связанные с кровью, у современных сатанистов не требуют убийств живых существ — для этого покупают сырое мясо. В худшем случае жертвой может стать курица. Ритуальные убийства других животных, будь то кошки или собаки, даже среди поклонников дьявола считаются отклонением от нормы. Однако именно такой путь избрал для себя москвич Андрей Трегубенко.
Путь во тьму
По данным Telegram-канала «Mash на Мойке», до 12 лет Трегубенко вместе с родителями жил в Москве. Но в 1999 году пара временно рассталась — и Андрей вместе с отцом переехал в небольшую деревню в Карелии.
Он вернулся в столицу шесть лет спустя уже совсем другим. 18-летний Трегубенко читал литературу по оккультным тематикам и видел в себе магические способности.
Причем из всех возможных обрядов и ритуалов его больше всего привлекали те, что были связаны с кровью
Вместе с немногими единомышленниками молодой человек покупал в сети петухов для жертвоприношений, а затем использовал и собственную кровь, которой даже рисовал картины. Но вскоре таких жертв Андрею стало мало. Причем его агрессию усиливало пристрастие к алкоголю и наркотикам. Тогда Трегубенко решил примкнуть к организованной группе сатанистов.
Андрей Трегубенко
Фото: страница Андрея Трегубенко в Instagram
Как пишет «Фонтанка», в 2015 году в Москве появилось объединение Легиона Тьмы (ЛТ). Его якобы создали сатанисты, «вдохновившиеся» ритуальным убийством в Ярославской области, которое было совершено в 2008 году: тогда четверо подростков убили и расчленили своих товарищей.
Весной 2015 года на сбор ЛТ пришел и Андрей Трегубенко. Его разговоры о жертвоприношениях и убийствах, заточенные на манер звериных клыков зубы и бешеные глаза произвели отталкивающее впечатление на большинство участников собрания. Но не на Ольгу Большакову, называвшую себя Ольгой Варг.
Союз на крови
В обычной жизни Ольга Большакова была выпускницей Налоговой академии и работала по своему профилю — в налоговой инспекции. На работе никто не знал, что скрывается за готическим обликом девушки с красными волосами, темным макияжем и черной одеждой.
Интересоваться магией Ольга начала еще в детстве: изучала литературу и обряды, писала мистические стихи. Свой псевдоним для тайной жизни — Ольга Варг — Большакова, вероятно, выбрала как отсылку к Варгу Викернесу, норвежскому музыканту, известному приверженностью к неоязыческому и неонацистскому движениям.
Ольга Большакова (Варг)
Фото: страница Ольги Большаковой во «ВКонтакте»
На ее странице в социальных сетях — более тысячи друзей, но виртуальные товарищи о ней или не помнят, или не хотят вспоминать, утверждая, что добавили случайно или после однократного общения в тематических пабликах. Такое отношение вполне понятно в свете тех дел, которые она успела совершить.
В 2015 году Ольга вместе со своим молодым человеком пришла на встречу Легиона Тьмы. Здесь же она впервые увидела Трегубенко и быстро нашла с ним общий язык. Позже группа наиболее радикальных участников организации неоднократно собиралась отдельно, узким кругом.
После очередного собрания Ольга и Андрей решили принести в жертву человека
Между тем обоюдная жажда крови все больше сближала Варг и Трегубенко. В 2016 году они начали встречаться и переехали к Ольге в Балашиху: в гражданском браке у пары родились двое детей. Но прибавление в семье не ослабило тяги супругов к сатанинским ритуалам. Более того, совместная жизнь навела их на мысль о том, кто мог бы стать их потенциальной жертвой.
Огонь в чаще леса
27-летняя москвичка Виктория Зайцева, как и Ольга Варг, состояла в Легионе Тьмы — и также слушала пламенные речи Андрея Трегубенко.
Виктория влюбилась в Трегубенко и была готова следовать за ним куда угодно. Этим он и решил воспользоваться. В июне 2016 года Андрей предложил Виктории поехать с ним в Карелию. Девушка не сомневалась ни секунды, несмотря на предостережения знакомых.
По пьяни Трегубенко проболтался друзьям, что хочет сделать. Вике об этом рассказали, но она не поверила
собеседник Telegram-канала «Mash на Мойке»
8 июня Виктория ушла из дома, сказав матери, что собирается в поход на пару дней. При этом она не взяла с собой ни палатку, ни спальник, ни теплые вещи, тем самым никак не подтвердив свою «легенду».
Фото: страница Андрея Трегубенко в Instagram
Зато девушка не забыла про деньги, которые были нужны Трегубенко. Виктория взяла в банке кредит на крупную сумму. До карельской деревни Челмужи она добралась на автобусе: там ее встретил Трегубенко и повел в лес.
К удивлению Виктории, в конце тропинки, ведущей в чащу леса, она встретила Ольгу Варг
Варг и Трегубенко повалили свою жертву на землю и надели на нее наручники. Виктория не пыталась ни кричать, ни сопротивляться даже в тот момент, когда сатанисты подвели ее к заранее вырытой яме. Они зарезали девушку и закопали тело, но перед этим отрезали кусок плоти, приготовили на огне и съели.
Спустя месяц на сайте МВД появилась ориентировка: пропала 27-летняя москвичка Виктория Зайцева. Отличительные черты — полное телосложение, длинные черные волосы и темные глаза. Одета во все черное. На шее — амулет в виде пятиконечной звезды в круге. Левая рука усеяна шрамами от порезов.
Поворот не туда
Второй жертвой сатанистов стал Платон Степанов. Молодой человек, известный в соцсетях под ником «Вильгельм Торквемада», окончил Северо-Западный государственный заочный технический университет, увлекался компьютерными играми, историческими реконструкциями, оккультизмом и путешествиями по мистическим местам.
Фото: Dylan Leagh / Unsplash
Именно последнее и сблизило его с Варг. Под предлогом очередного путешествия в августе 2016 года девушка позвала Степанова в Ленинградскую область. На этот раз Варг и Трегубенко пригласили поучаствовать в обряде еще одну пару сатанистов — Александра и Татьяну Перевозчиковых-Хмурых. 13 августа у станции Приозерск (140 километров от Санкт-Петербурга) все они встретили Степанова.
По легенде, которую сатанисты придумали для своей жертвы, ее повели в сторону лагеря, разбитого в лесу. Но как только станция осталась позади, Трегубенко напал на Платона
Он вместе с другими сатанистами избил его, а затем сообщники перерезали молодому человеку горло и набрали кровь в стеклянную чашу. После этого тело Степанова закопали, а его личные вещи сожгли на костре. Как и Виктория Зайцева, он числился пропавшим без вести до марта 2021 года.
По кровавым следам
Преступления сатанистов оставались тайной на протяжении пяти лет, но раскрыл ее сам Андрей Трегубенко, который в состоянии алкогольного опьянения порой упоминал об убийствах. Слухи об этом стали расходиться среди сатанистов — и многие поспешили оборвать контакты и с самим Трегубенко, и с его товарищами.
Данные о том, кто именно может стоять за исчезновениями Виктории Зайцевой и Платона Степанова, дошли и до оперативников. Но основания для задержания сатанистов появились у них лишь в марте 2021 года. Об этом «Ленте.ру» на условиях анонимности рассказал Борис (имя изменено), экс-сотрудник уголовного розыска.
По пропавшим [Зайцевой и Степанову] отрабатывали круг общения, маршрут передвижения, соцсети, биллинги. Когда действует непрофессиональный преступник, он допускает много ошибок. Установить его легко, а вот собрать доказательную базу — сложнее
Борисбывший оперативник уголовного розыска
За Варг и Трегубенко установили слежку. Вскоре повод для их задержания появился — сатанисты попались с крупной партией наркотиков, которые были обнаружены в ходе обыска в квартире Ольги. Уже в отделе, узнав о том сроке, который им грозит, задержанные согласились сотрудничать со следствием.
Пара рассказала о ритуальных убийствах, совершенных в 2016 году. После этого в руках правоохранительных органов оказались их сообщники — Александр и Татьяна Перевозчиковы-Хмурые.
Александр и Татьяна Перевозчиковы-Хмурые
Изображение: телеграм-канал «Mash на Мойке»
20 августа СКР отчитался о ходе расследования одного из самых громких дел о ритуальных убийствах за последние годы. Ольгу Варг и Андрея Трегубенко обвиняют в двух убийствах, совершенных группой лиц по предварительному сговору, а также в покушении на незаконный сбыт наркотиков. В убийстве по предварительному сговору обвиняют и супругов Перевозчиковых-Хмурых. В настоящее время все фигуранты уголовного дела заключены под стражу.
Обратная связь с отделом «Силовые структуры»:
Если вы стали свидетелем важного события, у вас есть новость или идея для материала, напишите на этот адрес: [email protected]
«Это может быть ваш сосед». Сатанисты в России встали на путь убийств
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Это может быть ваш сосед»
Сатанисты в России встали на путь убийств
Антон Скрипунов
Оккультные символы
© Depositphotos.com / klaudiafj
При свете солнца — обычные горожане. При свете луны — верные слуги дьявола. Пик активности сатанистов в России пришелся на 90-е, потом они затаились, но в последние годы снова регулярно попадают в криминальные хроники. Корреспондент РИА Новости разбирался, кто сегодня становится культистами, как вербуют приспешников тьмы и что толкает их на зверские ритуальные убийства.
«Запиваем кровь вином»
Днем София (так она представилась в беседе с РИА Новости) — научный сотрудник, чертит графики. А вечером зажигает свечи и выводит на полу пентаграмму, чтобы «соединиться с Тьмой».
Сатанизм она исповедует уже несколько лет. Но грим не накладывает, не носит черные одежды и «звезду Бафомета» вместо нательного крестика. Настоящим служителям дьявола, говорит София, аксессуары ни к чему. У них все серьезнее: каждую неделю обряды. Кровавые. «Да, такие ритуалы и вправду есть, — признается собеседница. — Я приношу в жертву животных. Покупаю кроликов, кур, уток. И пью их кровь, смешивая с красным вином».
Сатанинские атрибуты
© Фото : предоставлено Сатанинской церковью Салема
Начиналось все относительно безобидно: «духовный поиск» привел молодую москвичку на форум сатанистов. Там она узнала, что в 1969-м британский оккультист Антон Лавей написал «Сатанинскую библию», в которой изложил собственное учение: «Быть носителем зла, отрицая все устои». И «антиподом христианства»: если, указывал мистик, последователям Христа заповедано не убивать, то служители Вельзевула должны поступать в точности наоборот.
Книга Лавея, как и другие популярные у сатанистов издания, довольно пространная. Отсюда и разнообразие толкований. «Каждый понимает учение по-своему, строгих правил нет, — объясняет София. — Но последователей хватает. И им не только за 20, но и за 30 или 40 лет. И по будням они работают в довольно престижных местах».
Основатель и верховный жрец «Церкви Сатаны» Антон Лавей
© AP Photo
Истинные адепты, по ее словам, тщательно скрывают приверженность сатанизму. В отличие от подражающих им подростков. Те, возмущается собеседница, цепляют на шею пентаграмму «сугубо ради эпатажа». Таких подавляющее большинство. Об этом можно судить по различным форумам, в том числе и закрытым, в соцсетях и мессенджерах. Прежде всего в Telegram.
В наиболее значимые для служителей тьмы чаты, где собрана ценная информация, попасть непросто. Но один из адептов все же поделился ссылкой. Почти 1,4 тысячи участников, активны около 150. В основном обсуждают «аспекты учения» и обряды: например, где раздобыть кровь девственницы для ритуала. Немало жалующихся на «долбаную школу» и вообще на жизнь.
Скриншот закрытого чата сатанистов
Переписка из закрытого чата
Скриншот закрытого чата сатанистов
«В чем смысл? В саморазвитии, которого много не бывает. А для этого мы начинаем с трудов Лавея, Ницше и многих других. Это база. Затем — магическая практика и обряды. Но у меня первый год, пока лишь читаю. Магом становиться в ближайшее время не хочу», — поясняет Дмитрий, которому, судя по всему, еще нет и восемнадцати.
«Хвасталась убийством»
Ольга Большакова из подмосковной Балашихи в 16 лет была готом и металлисткой. «Конец нулевых, тогда было круто ходить в такой атрибутике. Ничего особенного — как и все, бухала на Чистых прудах, обсуждала Лавея и книги про вампиров», — рассказывает ее подруга Мария Томова (имя изменено по просьбе девушки).
После школы Большакова окончила налоговую академию, работала по специальности. Днем вникала в финансовые документы, а по ночам постигала тайные ритуалы.
Ольга Большакова
© Фото : Ольга Большакова / VK
В 2015-м на встрече клуба «Лига тьмы» познакомилась с Андреем Трегубенко. И они наметили жертву — 27-летнюю сатанистку Викторию Зайцеву.
В июне 2016-го троица отправилась в Карелию. Как считает следствие, в районе поселка Челмужи Трегубенко и Большакова убили приятельницу, несколько раз ударив «ритуальным» ножом. Тело расчленили — часть бедра, по данным СМИ, оккультисты сварили в котелке и съели.
Следующая жертва — петербуржец Платон Степанов, известный в тусовке эзотериков как Вильгельм Торквемада. Как сообщили в Следственном комитете, пара жестоко расправилась с ним в августе 2016-го неподалеку от Приозерска (Ленинградская область).
«Обычная неформалка», — так характеризуют Большакову ее знакомые, опрошенные РИА Новости. Разве что одна собеседница, Алена, подметила важную деталь: еще в 2014-м Большакова на посиделках «хвасталась, что научила малолетнюю подружку приносить жертвы».
Ориентировка на поиск Платона Степанова
© «Лиза Алерт»
«Беда в том, что ей особо не верили. Эти слова приняли за пьяную браваду, — уточняет девушка. — Я сама подумала, что речь идет про крыс, кошек или собак. После этого мы с Ольгой не пересекалась, но в тусовке рассказывали, что она звала кого-то в поход, а другому по пьяни несла что-то про убийства».
«Целевые» жертвы
В компании не придали значения и тому, что Большакова водила дружбу с адептами из Рыбинска, а этот город попал в сатанинскую летопись из-за, пожалуй, самого громкого и жестокого ритуального убийства в новейшей истории России.
Вечером 28 июня 2008-го четверо рыбинских сатанистов приехали в Ярославль к соратникам для «посвящения» своей подруги Ксении Ковалевой. На вечеринку также пригласили 15-летнюю Ольгу Пухову и 16-летнюю Анну Горохову. Около полуночи обеих девушек закололи кинжалами неподалеку от городского кладбища, после чего, прочтя молитву Бафомету, омыли Ковалеву кровью.
Стоп-кадр видео суда по делу ярославских сатанистов
© Первый канал
Описание убийства, зачитанное в суде, изобилует шокирующими подробностями в духе «отрезали левую грудь и съели».
Преступление потрясло всю страну — сатанистов мало кто воспринимал всерьез, считалось, что их активность сошла на нет. Всплеск пришелся на вторую половину 1990-х — начало нулевых, когда пресса писала о ритуальных убийствах чуть ли не каждый месяц. По данным МВД, только в Москве в то время открыто действовали 20 организаций с двумя тысячами адептов. Всего же в России, согласно исследованиям, дьяволу поклонялись более 30 тысяч человек.
В их числе был москвич Иван Лисков. К сатанизму обратился подростком. Как утверждает, с подачи друзей. «Не сказать, что меня прям особо влекло к этому движению — скорее просто интересовался разными полуоккультными штуками чисто на уровне теории. А тут меня втянули, что называется, в организационные дела. Хотели, чтоб всякую дичь совершал».
Иван Лисков
© предоставлено Иваном Лисковым
В первую очередь, считает Иван, сатанизм привлекает несовершеннолетних «идеей всеобщего отрицания», что хорошо ложится на подростковый максимализм.
«В этом нет позитивного посыла, — уверен Лисков. — Это все эмоции — что становится поводом для разного рода действий. Чтобы самоутвердиться, наиболее убежденные культисты буквально заставляют себя в это верить и совершают ритуалы, в том числе и человеческие жертвоприношения. Как я слышал, некоторые соратники по учению убивали людей в подмосковных лесах».
Он сам не хотел так сильно углубляться в учение. И поэтому через пару лет покинул ряды дьявольских слуг. «Сатанизм для многих — промежуточный этап. Потом кто-то, как я, например, подается в неоязычество, кто-то — в неонацисты», — отмечает собеседник.
Ученики и наставники
По словам служителей дьявола, в их рядах нет четкой структуры. Она попросту не успевает выстроиться из-за отсутствия общей системы вероучения и «текучки» — надолго в сатанизме задерживаются единицы. Именно они вовлекают в культ неофитов, становятся их личными наставниками. «Тех, кто пытается ввести иерархию, жестко порицают. Сатанисты считают себя эгоистами, поэтому чаще всего действуют в одиночку», — поясняет Лисков.
Концерт сатанинской рок-группы
© Фото : @Ольга Большакова / VK
Неудивительно, что их довольно трудно сосчитать. Сейчас адептов, по разным оценкам, — от одной до пяти тысяч. Интерес к культу неуклонно растет, о чем свидетельствуют многочисленные просьбы «стать проводником в учение».
«В прошлом году у меня было до сотни человек в возрасте от 16 до 56 лет, которым я помог следовать канонам сатанизма. В данный момент — десять учеников», — говорит один из наставников, попросивший называть себя Осквернителем. Последователям он выдает различные задания: «прочесть тайный трактат», «изложить мысли вслух», «научиться говорить «нет». И все за небольшую сумму: знания, уточняет Осквернитель, не должны даваться просто так.
С каждым новым этапом задания усложняются — все зависит от выдумки ментора. Общаются через мессенджеры, в случае чего переписка немедленно удаляется. «Если проанализировать судебную практику, видно, что жертвы ритуальных убийц — те, кому обещали посвящение в сатанистскую секту. От них заранее требуют удалить переписку в соцсетях, выключить сотовый телефон и втайне от родителей и друзей отправиться в секретное место посвящения.
Сатанист хвалится в одном из чатов атрибутикой
© скриншот из чата в Telegram
Потенциальный адепт рассчитывает стать сатанистом, но на самом деле он — сакральная жертва, которая сама же уничтожила все следы», — говорит судебный эксперт-религиовед Игорь Иванишко.
Поэтому так сложно раскрыть такое преступление.
«Нечистые» дела
При этом «дьявольский след» оперативники ищут во многих случаях. Однако, как правило, не находят. Например, оккультный мотив рассматривали в громком деле подростка из села Сосновка Тамбовской области, который в январе 2017-го зарубил топором спящих сестру, отца и бабушку. В итоге суд признал его невменяемым.
Аналогично завершилось дело Сергея Пчелинцева — в августе 2013-го с криками «Так велел сатана!» он зарезал в Пскове известного священника Павла Адельгейма. Приговор — принудительное лечение в психоневрологическом интернате.
Обвиняемый в убийстве псковского священника Сергей Пчелинцев в зале суда
По сути, оккультный характер преступления суд признал лишь в одном громком деле. В 2017-м бывшего сотрудника правоохранительных органов Арсена Байрамбекова приговорили к 13 годам тюрьмы за убийство нескольких человек. В их числе были четверо бездомных из Верхней Пышмы. Как установили следователи, в 2014-м Байрамбеков заманил людей на кладбище неподалеку от Ганиной ямы, где соорудил самодельный алтарь. «Святилище» он окропил кровью убитых, желая заполучить «силу богов».
Кадр из видео следственного эксперимента c осужденным Арсеном Байрамбековым
© Стоп-кадр видео следственного эксперимента
«То, что попадает в СМИ, — лишь верхушка айсберга, — подчеркивает Иванишко. — Перед тем как передать материалы в суд, дело обычно переквалифицируют на убийство из хулиганских побуждений или обычную «бытовуху», ведь очень сложно доказать, что преступление совершено именно членами секты по религиозным мотивам. Я в своей практике часто с таким сталкиваюсь».
Кроме того, по его словам, в последние несколько лет сатанисты кардинально поменяли почерк. Например, больше не вырезают на телах жертв символы. И главное — куда тщательнее скрываются.
Так, никто из наших собеседников не ответил на вопрос о своем возрасте, не уточнил место работы, не рассказал о личной жизни. Ссылались на то, что это попросту ни к чему. Ведь фанатичным сатанистом, по их словам, сегодня может оказаться кто угодно: хоть школьный учитель, хоть сосед по подъезду.
08:00 25.08.2021 (обновлено: 13:20 25.08.2021)
Никакого сочувствия дьяволу: почему мы боимся сатанизма
Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию. Вот как это работает.
(Изображение предоставлено Верой Петрук | Shutterstock.com)
Публичная церемония сатанистов, запланированная в Оклахома-Сити в этом месяце, вызвала протесты, судебный процесс со стороны католической церкви, разговоры о «черной мессе» и даже обнародование законов против кровопускания. Такие публичные образы страха не редкость, когда речь идет о сатанистских группах, хотя они могут быть и неоправданными.
Церемония сатанистов из Оклахома-Сити намечена на 21 сентября в общественном центре города. Для входа на нее требуется билет. Официальные лица города не могли по закону запретить группу, поскольку это нарушило бы их права, закрепленные в Первой поправке.
Официальные лица предупредили, однако, что должны соблюдаться все законы, в том числе правила пожарной безопасности и те, которые касаются публичной наготы; Пресс-секретарь департамента парков и отдыха отметила: «Кровопускание в любом виде не допускается». (Хотя кровопускание и жертвоприношение животных в народе ассоциируются с сатанизмом, исторически они были частью многих религий, включая христианство, иудаизм и ислам.) [Рассказы о 10 самых безумных культах]
Это событие было описано в средствах массовой информации как «черная месса», которая, как отмечает Джеймс Льюис в своей книге «Сатанизм сегодня: энциклопедия религии, фольклора и популярной культуры» (ABC-CLIO, 2001), «относится к кощунственной пародии на обычную [католическую] мессу, которая традиционно считалась центральным обрядом сатанизма». Обычно этот ритуал включал в себя извращенные оргии, поток различных телесных жидкостей, непристойные жесты и даже «черную свечу, сделанную из жира некрещеных младенцев», — писал Льюис.
Слухи о сатанинских черных мессах приводили в ужас и сеяли страх среди благочестивых на протяжении веков. Однако, по словам Льюиса, «вряд ли такие ритуалы были чем-то большим, чем литературными выдумками церковных властей», призванными демонизировать еретиков и нехристиан.
Согласно новостным сообщениям, сатанинская группировка Дакхма из Ангра-Майнью использует мероприятие, чтобы рассказать о свободе религии и рассказать людям об их убеждениях. «Одним из предписаний церкви является не только просвещение членов, но и просвещение общественности и разоблачение созданного Голливудом образа наших убеждений», — сказал ABC News один из соучредителей группы Адам Дэниелс.
Поп-культура Сатанизм
Сатанизм широко опасается и неправильно понимается, его часто путают с колдовством или даже вуду. Некоторые викканские ведьмы, например, поклоняются рогатому богу, внешне похожему на дьявола с головой козла. Однако дохристианские языческие ведьмы не верили ни во что похожее на христианского сатану. Популярный образ сатанистов как зловещих и кровожадных в значительной степени является сенсационным вымыслом Голливуда. [Ведьмы и виккане: 6 распространенных заблуждений]
Основатель Церкви Сатаны Антон ЛаВей, например, перечислил девять «сатанинских грехов», которые включают глупость, претенциозность, самообман, стадное подчинение, отсутствие перспективы и контрпродуктивную гордость. Большинство из них довольно непротиворечивы: кто не согласен с тем, что мир стал бы лучше, если бы было меньше глупости, самообмана и стадного подчинения? Эти грехи, как правило, рассматриваются как препятствия, мешающие человечеству полностью реализовать свой потенциал, и имеют мало общего с поклонением злым силам.
Согласно Льюису, влиятельная философия ЛаВея приняла и отстаивала «сатану как символ личной свободы и индивидуализма», опираясь на его изображение как мятежного падшего ангела в христианской теологии. Сатана в этом контексте предстает не как символ зла, а как свободомыслящий герой, отвергший капризного, властного правителя в пользу свободы воли.
Фольклорист Билл Эйлс в своей книге «Воскрешение дьявола: сатанизм, новые религии и средства массовой информации» (University Press of Kentucky, 2000) отмечает: «И в США, и в Великобритании сатанизм стал насущной моральной проблемой. через серию панических слухов под влиянием средств массовой информации. Эти явления представляют собой короткие, но интенсивные события, когда слухи об угрожающем человеке или группе циркулируют в сообществе… Обычно явление достигает кульминации серией бдений или охоты и часто заканчивается в карательные действия против какого-то козла отпущения, связанного с угрозой».
Хотя пик «сатанинской паники» пришелся на 1980-е годы с дикими и ложными обвинениями в сатанинском ритуальном насилии (в котором десятки детей, ведомые и подстрекаемые небрежными психологами и полицейскими, утверждали, что они подверглись ритуальному насилию со стороны сатанистов), опасения по поводу Сатанизм остается с нами, начиная от паники по поводу «оккультного» влияния книг о Гарри Поттере и заканчивая ложными страхами, связывающими Хэллоуин с сатанинской деятельностью.
Религиозные лидеры в Оклахоме возмущены тем, что сатанисты высмеивают христианство, и они действительно правы; большую часть современного оккультного движения можно рассматривать как реакцию и неприятие основных религий и особенно католицизма. Но это также политическое заявление: там, где одной религии было разрешено место в общественных местах, таких как общественные центры, парки и здания суда, другие, менее известные религиозные организации, такие как сатанинские церкви, запросили и получили аналогичные привилегии.
Другая группа, Храм Сатаны, боролась с властями Оклахома-Сити за право разместить 7-футовую статую Сатаны рядом с существующим монументом Десяти Заповедей в столице штата Оклахома. Статуя в настоящее время строится, и судебные иски неизбежны, если сатанистам не помешают демонстрировать символ своего поклонения.
Неясно, что именно будет включать в себя «черная месса», хотя церемония будет включать в себя женщину в нижнем белье, богохульные костюмы, ненормативную лексику, неосвященный хозяин и закончится имитацией экзорцизма, говорится в сообщении ABC News. Судебные заседания, вероятно, будут состоять из театра и зрелищ; Шокирующая ценность сатанистов, проводящих ритуал в Оклахома-Сити, стоит цены входного билета для многих.
Бенджамин Рэдфорд — заместитель редактора научного журнала «Скептический исследователь» и автор семи книг, в том числе «Марсиане приземлились! История паники и мистификаций в СМИ». Его сайт www.BenjaminRadford.com.
Подписывайтесь на Live Science @livescience , Facebook и Google+ . Оригинальная статья о живой науке.
Бенджамин Рэдфорд — обозреватель Bad Science журнала Live Science. Он охватывает лженауку, психологию, городские легенды и науку, стоящую за «необъяснимыми» или загадочными явлениями. Бен имеет степень магистра в области образования и степень бакалавра в области психологии. Он является заместителем редактора научного журнала Skeptical Inquirer и написал, отредактировал или участвовал в написании более 20 книг, в том числе «Научное исследование паранормальных явлений: как разгадать необъяснимые тайны», «По следам чупакабры: чудовище-вампир в фактах, художественной литературе и фольклоре». » и «Исследование призраков: научный поиск духов», вышедших осенью 2017 года. Его веб-сайт: www.BenjaminRadford.com.
феномен сатанизма в современном обществе
Феномен сатанизма в современном обществе
Giuseppe Ferrari
Национальный секретарь Организации и информации о Sects,
Editorial Direction Религиозны
СЕКТЫ И САТАНИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ — 1
Этим эссе «L’Osservatore Romano» начинает серию из шести статей, посвященных различным аспектам (феноменологическим, антропологическим, психологическим, юридическим, доктринальным и пастырским) растущего и тревожного явления практики, связанные с культом сатанинских сект. Очерки были подготовлены в сотрудничестве с базирующейся в Болонье Организацией по исследованию и информации о сектах, а доктринальные размышления были написаны епископом Анджело Скола при содействии Конгрегации доктрины веры.
Членство в сатанинских сектах, участие в введенных ими обрядах, вызывание демонических сущностей, личный и единственный культ дьявола, утверждение идей, происходящих из области сатанизма, приняли неожиданное измерение в сегодняшней общество.
Прежде чем пытаться проиллюстрировать сложный феномен современного сатанизма в общих чертах, уместно попытаться дать ему определение. Это может быть сделано в общем или в частном порядке, делая конкретные и исключительные ссылки на отдельные аспекты: теологический, антропологический, психологический, юридический или социологический. Сосредоточив наше внимание на общем типе определения, мы можем сказать, что мы говорим о сатанизме, когда мы имеем в виду людей, группы или движения, которые, независимо от того, являются ли они изолированными или более или менее структурированными и организованными, практикуют в той или иной форме культ (например: обожание, почитание, воскрешение) того существа, которое в Библии обозначено как демон, дьявол или сатана. Под такой сущностью сатанисты обычно понимают существо или метафизическую силу, или таинственный, врожденный элемент человеческого существа, или неизвестную природную энергию, вызываемую различными именами собственными (например, Люцифер) посредством использования определенных ритуалов. практики.
Сатанинские секты
Сатанинские группы и движения несомненно разнообразны. Некоторые из них связаны друг с другом, а другие нет; некоторые группы неизвестны даже тем людям, которые часто бывают в сатанинской среде. Некоторые из этих сект существуют эфемерно или даже виртуально; другие со временем прекращают свою деятельность или в некоторых случаях продолжают оставаться скрытыми; одни действуют публично, другие тайно; но почти все они подвергаются цепочкам расколов, одна группа делится на стволы, которые, в свою очередь, делятся на другие ветви, и так далее.
В США, несомненно, наблюдается наибольшая концентрация сатанинских сект, которые мы могли бы определить как общеизвестные, т. е. действующие более или менее открыто, и именно в этой стране мы всегда можем найти самые библиографические ссылки на современные сатанизм. Среди известных групп, возникших в США и действующих до сих пор, мы находим: Церковь Сатаны, Храм Сета, Орден Черного Овна, Орден Оборотня, Всемирная Церковь Сатанинского Освобождения, Церковь Войны 9. 0038 . Среди тех, которые, кажется, прекратили свою деятельность через несколько лет, мы находим: Церковь Сатанинского Братства, Братство Овна, Ковен Богоматери Эндорской, Сатанинская Православная Церковь Нефилумского Ритуала, Сатанинская Церковь . Кроме того, есть и другие организации, по которым сложно определить, прекратили они свою деятельность или нет, например так называемый Order Templi Satanis , труды которого распространяются в Интернете.
Еще одна сатанинская группа, получившая определенную известность, в том числе благодаря наблюдениям американского социолога Уильяма Симса Бейнбриджа, — это Процесс Церковь Страшного Суда . Он возник в Англии в 1965 году и распространился в несколько других стран, особенно в США, прежде чем разделился на две другие группы. Процесс , кажется, вымер. Также в Англии присутствуют две другие известные сатанинские организации: Орден Девяти Ангелов и Темная Лилия . В Новой Зеландии действует группа Ordo Sinistra Vivendi , ранее называвшаяся Order of the Left Hand Path 9. 0038 . В Италии, среди сатанинских сект, о которых кое-что известно, поскольку они тем или иным образом достигли дурной славы в прессе, мы можем указать: Bambini di Satana Chiesa di Satana di Filippo Scerba Chiesa Luciferiana di Efrem Del Gatto Impero Satanico della Luce degli Inferi или Seguaci del Maestro Loitan .
Существуют также группы, которые не намерены представлять себя сатанинскими и заявляют, например, что практикуют языческие обряды с целью войти в гармонию с оккультными силами природы, но на самом деле демонстрируют аспекты, позволяющие им быть включены в пестрый мир сатанизма.
Сатанинские обряды, символы и практики
Обряды, введенные отдельными сектами, часто основаны на модификациях ранее существовавших обрядов. Однако в целом можно сказать, что сатанинские обряды служат целям исполнителя и представляют собой набор жестов и слов, направленных на то, чтобы спровоцировать изменения в ситуациях и событиях, которые, как считается, невозможно достичь обычными средствами и инструментами. Когда с помощью таких обрядов намереваются наслать проклятие или произвести определенное заклинание в отношении конкретного человека, считается, что лучший момент находится в ночи в течение определенного периода времени, в течение которого человек спит (например, за два часа до пробуждения). Это одна из причин, почему сатанинские обряды обычно начинаются в ночные часы. Выбор конкретных мест для совершения обрядов, в городах или за их пределами, вероятно, зависит от возможности совершения всего с определенной оговоркой, а в некоторых случаях и от наличия в районе кладбищ и церквей, уже не освященных. Не исключено, что во время сатанинских обрядов некоторые группы доходят даже до совершения актов надругательства или осквернения трупов, физического насилия над несовершеннолетними и даже до ритуальных убийств.
Конгрегация, вдохновившая значительное число более поздних сатанинских сект, — это Церковь Сатаны , основанная в США в 1966 году Антоном Шандором Ла Веем. Символом этой секты является так называемый знак Бафомета , представляющий собой голову козла внутри перевернутого пентакля (перевернутая звезда с пятью лучами), вписанного в круг. Ла Вей является автором трех книг, которые являются ориентиром в современном сатанинском мире: «Сатанинская Библия», «Полная ведьма 9».0038 и Сатанинские ритуалы . Эта последняя книга содержит обряды, исполняемые на латыни, английском, французском и немецком языках.
Черная месса , которая, можно сказать, является основным обрядом каждой сатанинской группы, описана Ла Веем как в Сатанинская Библия , так и в Сатанинские Ритуалы . Разнообразные сатанинские группы вносят некоторые модификации в обряд, применяемый Ла Веем, который построен по образцу старых европейских черных месс 9 .0038 и использует, в частности, произведения французского поэта Шарля Бодлера (1821–1867) и писателя Шарля Жоржа Гюисманса (1848–1907).
Обряд совершается священнослужителем, диаконом и иподиаконом. Используемые инструменты включают несколько свечей, перевернутый пентакль, чашу, полную вина или ликера, колокольчик, меч, аспергилл или фаллос и перевернутое распятие. Также используется подлинно освященная Гостия. На алтаре черной мессы изображена обнаженная женщина, а участники носят черную одежду с капюшоном. Обряд более или менее следует католической мессе с молитвами, произносимыми на латыни, английском и французском языках. Вместо имени Бога взывают к имени сатаны, вместе с именами различных бесов, произносят «Отче наш» в обратном или отрицательном смысле (отец наш, сущий во аду), бросаются оскорбления в адрес Иисуса Христа и Хозяин оскверняется различными способами (используя его в сексуальных практиках, неоднократно попирая его с ненавистью).
Сатанинские верования
Сатанинские верования отличаются от одной группы к другой. Например, есть те, кто видит в сатане более или менее символическую сущность, выражение одновременно греха и рационализма, а в его обрядах они видят своего рода жестокую психологическую драму, имеющую целью освободить верующего от его религиозная, моральная и культурная обусловленность, происходящая от его наследия. Некоторые сатанисты, отождествляющие себя с этим видением, заявляют, что « Сатанизм — это религия плоти. Счастье для сатаниста должно быть найдено здесь и сейчас. Не существует ни рая, куда можно было бы отправиться после смерти, ни огненного ада в качестве наказания для грешника».0038 «. С другой стороны, есть те, кто видит в сатане реальное существо, князя тьмы, к которому можно обращаться посредством магических ритуалов для получения разного рода милостей. Наконец, есть те, кто которые видят в Сатане, в частности в Люцифере, положительную фигуру, противостоящую действию Бога иудео-христианской традиции, который видится в отрицательном свете.
Вообще сложно дать однозначное определение верованиям Например, сатанизм, введенный ЛаВеем, иногда видит зло как жизненную и безличную силу, которая становится объектом культа посредством четких ритуалов, с помощью которых можно призвать разрушительные способности, присущие этой секте. Но в других случаях ясно, что в некоторых обрядах, по крайней мере метафорически, ЛаВей обращается к дьяволу как к личному существу, создавая тем самым фундаментальную двусмысленность, типичную для сатанинских кругов. Дальнейшее противоречие можно увидеть в те, что о практиковать абсурдные ритуалы Церковь Сатаны , в которой можно распознать специфическую и яростную антитезу Евангелию, Церкви и ее литургии. Если кто-то не верит ни в сатану, ни в Бога, ни в Церковь, ни в евхаристическую жертву, то непонятно, зачем так фанатично ввязываться в черных месс .
Вступление в сатанинские круги
Некоторые из способов, которыми можно легче вступить в контакт с сатанистской группой, включают следующее: посещение эзотерических, магических или оккультных кружков до состояния насыщения их идеями и практиками и желание выйти за пределы, чтобы попробовать новые дороги знание ; участие в спиритических сеансах для вызывания определенных сущностей, во время которых легко дойти до вызывания демонических духов и встречи с теми, кто участвует также в сатанинских обрядах; прибегающих к помощи магов для решения разного рода проблем, которые, часто затягиваясь во времени, стремятся решить даже с помощью так называемой черной магии, что почти неизбежно вводит их в мир сатанинских обрядов, осуществляемых из отдельных лиц или более или менее организованных групп; идолопоклонническое влечение, проявляемое к некоторым певцам и рок-группам, которым позволено через послания своих песен проклинать, призывать к самоубийству, убийству, насилию, сексуальным извращениям, употреблению наркотиков, некрофилии и причастности к сатанизму.
Мотивы, побуждающие людей заниматься сатанинскими обрядами, весьма разнообразны, среди которых можно обнаружить: идею получения разного рода материальных благ даже в ущерб другим лицам; стремление эксцентрично и воинственно противостоять обществу; болезненное влечение ко всему страшному и ужасному, возможно, продиктованное бессознательным желанием изгнать личные фобии; бурная реакция на перенесенные травмы, иногда даже в детстве; стремление к обретению особых сил, которые, как считается, достигаются посредством оккультного знания и участия в определенных обрядах; удовлетворение сексуальных отклонений посредством необычных переживаний, основанных на чем-то неясном и ритуальном.
Различные проблемы современного общества, безусловно, способствуют созданию более благодатной почвы для сатанинского влияния. Среди них мы находим одиночество личности среди безличных и аморфных масс, влияние кругов, которые очерняют христианство и стремятся растворить его в своем видении, распад семьи, вызванный ослаблением, если не утратой, вера в Бога, который один способен принести в семью любовь, согласие и единство.
Определенные взгляды играют на руку сатанизму, более или менее сознательно стимулируя его распространение в современном обществе. Первый из них можно отождествить с недооценкой этого феномена, считая его маргинальным фактом, не имеющим значения или значения, своего рода салонной или ролевой игрой, возможную извращенность которой, тем не менее, можно терпеть в обществе.
Другим отношением, которое, можно сказать, противоположно первому, является переоценка явления, которое считается чрезмерно распространенным, и которое рассматривает сатанинские группы как организации, всегда и везде занимающиеся преступной деятельностью (даже не имея обоснованных элементы, позволяющие говорить о совершенных ими преступлениях), способные крайне опасным и дестабилизирующим образом воздействовать на общество. Следствием этого могут быть реакции сатанинской фобии и охоты на ведьм сатаниста. Третье отношение можно определить как антисатанинскую фобию, происходящую от почти преднамеренного распространения чрезмерной и систематической, а иногда и необоснованной критики организаций, противостоящих сатанизму, рассматриваемых как особо влиятельные институты, способные побудить общество разрушительное отношение, даже если или когда эти организации правильно реагируют на явление с научной, культурной и религиозной точек зрения.
Некоторые заключительные соображения
Среди различных вопросов, поставленных в отношении феномена сатанизма, есть вопрос о возможности рассматривать его как явное действие дьявола, посредством, например, дьявольской одержимости тех, кто участвует в сатанинские обряды. Я думаю, что это действие дьявола осуществляется не столько через явление сверхъестественных явлений, сколько через разжигание крайнего отвращения к Богу, Иисусу Христу, Богоматери, Церкви и всем святыням. Возможные случаи дьявольской одержимости, обнаруживаемые у тех, кто преднамеренно участвует в сатанинской деятельности, должны быть классифицированы как случаи активного, а не пассивного типа, поскольку сами люди добровольно отдают себя дьяволу.
В любом случае, основная социальная, этическая и культурная проблема принятия мысли и практики сатанистов состоит в том, что таким образом достигается полная инверсия ценностей. Объективно ошибочное, злое и нравственно неупорядоченное принимается за справедливую модель, которую следует предложить для освобождения других. Кроме того, типичная для сатанинских кругов допущение девиза Кроули « Делай, что хочешь, будет весь закон », неизбежно приводит человека к мнению, что собственная свобода не заканчивается в той точке, где свобода другого начинается. Мы можем констатировать, что тот, кто обожествляет материю и считает себя богом, ставя себя на место Творца, неизбежно сталкивается с горькой и неотвратимой реальностью собственной конечности и человеческого бессилия и претерпевает встречные удары. способны привести к тяжелым психофизическим последствиям с провалами депрессивного типа.
Сатанизм, несомненно, проявляет сильный эмоциональный заряд и стремление уйти в иррациональное, которое в некоторых отношениях задрапировано парадоксальным псевдорациональным покровом в качестве оправдания. Глубокое зло, которое исходит от него, принимает облик и отношение личное и неясное, оно выражается и воплощается в личных грехах. Его различные обряды, символы, практики и верования имеют общим знаменателем кончину здравого смысла и глубокую рану целостности человеческой личности, которая проявляется в сексуальных отклонениях, в жажде власти, в чрезмерной погоне за деньгами и успех, в преувеличенном нарциссизме, все это элементы, контрастирующие с любовью к Богу и ближнему и с исканием истинного личного и общественного блага.