Чин присоединения к православной церкви людей временно отпавших от нее: Чин присоединения к Православной Церкви временно отпавших от нее людей совершил митрополит Волоколамский Иларион / Новости / Патриархия.ru
Содержание
Чин присоединения к Православной Церкви временно отпавших от нее людей совершил митрополит Волоколамский Иларион / Новости / Патриархия.ru
Главная / Синодальные учреждения
Версия для печати
31 марта 2018 г. 17:43
31 марта 2018 года, в Лазареву субботу, в московском храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке воссоединились с Церковью 77 человек, которые ранее отпали от Православия, уклонившись в язычество, секты или расколы.
Чин присоединения совершил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Обращаясь к отвергшимся сектантских и раскольнических заблуждений людям со словом назидания, архипастырь сказал:
«Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с важным событием вашей жизни — воссоединением с Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью.
Господь наш Иисус Христос предупреждал Своих учеников: Многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят (Мф. 24:4). Господь также говорил, что на одном и том же поле будут посеяны не только пшеница, но и плевелы (см. Мф. 13:3-23; Мк. 4:3-20; Лк. 8:5-15). О том, что многие лжепророки и лжехристы придут и будут соблазнять людей, писали в своих посланиях также святые апостолы.
Но мы знаем, что истина одна, как и Христос один. Он основал на земле Свою Святую Церковь, о которой сказал апостолам, что врата ада не одолеют ее (Мф. 16:19). Церковь одна, другой не было, нет и не будет. И именно эту Святую Церковь мы исповедуем в Символе веры — Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. В ней вы были крещены, но по разным обстоятельствам каждый из вас от нее уклонился: кто-то в раскол, кто-то в ереси, а кто-то в секты.
Есть большая разница между этими тремя разными степенями отхода от Церкви. Расколы возникают внутри Церкви. Иной раз бывает, что раскол возник, но по прошествии лет основатели его одумались и с Церковью воссоединились. Ересь — это искажение учения Церкви, когда в учение, оставленное нам Самим Христом, Его апостолами, вносятся человеческие мудрования, из-за чего истина Божия искажается. А секта есть такое извращение христианского вероучения, в котором от христианства, может быть, осталось совсем немногое или же вообще ничего — вместо истины людям будет предложена ложь.
Каждое из этих уклонений врачуется покаянием и возращением в истинную Церковь. Вы прошли этим путем, и я хотел бы пожелать вам, чтобы никогда более вы не склоняли свой слух к проповеди лжеучителей. Если вам кто-то будет говорить, что Православная Церкви неистинная или несовершенная, что есть некие более высокие учения, не верьте этим лжеучителям. Да, Православная Церковь состоит из живых людей, у которых есть свои недостатки, и в церковной жизни бывают свои проблемы. Думаю, что если бы Господь хотел Свою Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь создать такой, чтобы она была без всяких проблем и без недостатков, Он создал бы ее из ангелов, а не из людей. Так как Церковь создана из людей, то сама она является святой, а люди в ней — грешники, но это люди, которые встали на путь исправления, покаяния; они увидели перед собой идеал святости в лице святых, просиявших на протяжении многих веков в Церкви.
Мы видим изображения этих святых и на иконах в иконостасе, и на фресках на стенах храма, читаем их жития и понимаем, что путь святости открыт для каждого человека. Но путь этот трудный, он требует духовного подвига, постоянного трезвения. Вы встали на этот путь, и я желаю вам пройти его до конца.
Окончанием же этого пути является Царство Небесное, о котором Господь сказал, что оно приблизилось (см. Мф. 4:17). Приблизилось не в хронологическом отношении, не в том смысле, что вот-вот конец света наступит, как некоторые лжеучители проповедуют, — речь идет о том, что Царствие Небесное не находится где-то далеко — оно здесь, среди нас. Мы приобщаемся к нему, когда приходим в храм Божий, участвуем в Божественной литургии и причащаемся Святых Христовых Таин — тогда Сам Господь Своим Телом и Своей Кровью входит в наше тело и в нашу кровь.
Некоторые христианские конфессии говорят, что Евхаристия — просто воспоминание Тайной Вечери, а хлеб и вино есть лишь символическое представление Тела и Крови Христовой. Мы в Православной Церкви веруем, что хлеб и вино на Евхаристии — это истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа. И именно это Тело и эта Кровь дают нам возможность соединяться с Богом духовно и телесно, так что Бог начинает жить внутри нас и действовать через нас, а мы становимся орудиями в Его руках.
Для того, чтобы никогда более не уклониться в заблуждение, рекомендую вам и прошу вас ежедневно читать Святое Евангелие, как можно чаще обращаться к другим книгам Библии — посланиям святых апостолов, Ветхому Завету, читать толкования святых отцов, другую православную литературу, которая сегодня доступна каждому человеку, и никогда не знакомиться с литературой еретической, сектантской, раскольничьей, потому что она может совратить человека, внушить ему искаженные представления о Церкви и окружающем мире.
Желаю вам как можно чаще бывать в храме, поучаться закону Божию через те песнопения и молитвы, которые будете слышать за богослужениями, регулярно приходить на исповедь и по воскресным и праздничным дням причащаться Святых Христовых Таин, дабы вы жили во Христе, и Христос жил в вас.
Сердечно поздравляю вас с этим событием и желаю вам благодатного пути к Царствию Небесному. Аминь».
***
Работа с людьми, отпавшими от Православия, проводится при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Центром реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С. Хомякова. Руководит центром клирик храма священник Евгений Тремаскин. Перед совершением чина присоединения к Православной Церкви с сектантами и раскольниками, пожелавшими отринуть заблуждения и вернуться к истинной вере, в течение нескольких месяцев проводятся подготовительные беседы.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru
Материалы по теме
Представитель Синодального миссионерского отдела провел рабочие встречи с руководством Чувашской Республики и духовенством Чувашской митрополии
В Москве пройдет конференция, посвященная актуальным вопросам изучения деятельности сект
Состоялась рабочая встреча заместителя руководителя Федерального агентства по делам национальностей и ответственного секретаря Синодального комитета по взаимодействию с казачеством
На заседании научного лектория «Крапивенский 4» обсудили вопросы развития российского сектоведения
Председатель ОВЦС присутствовал на погребении Папы Римского на покое Бенедикта XVI
В Отделе внешних церковных связей прошла международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных»
Протоиерей Игорь Якимчук утвержден в должности заместителя председателя Отдела внешних церковных связей
Состоялось первое заседание обновленного редакционного совета журнала «Церковь и время»
Другие новости
На «Первом канале» в рамках проекта «Подкаст.
Лаб» вышла передача В.Р. Легойды «Рождественские истории»
Состоялось итоговое заседание коллегии Синодального миссионерского отдела
Руководитель Финансово-хозяйственного управления и председатель Мосгосстройнадзора обсудили вопросы реализации Программы строительства православных храмов в Москве
Синодальный отдел по монастырям и монашеству провел итоговое в 2022 году Собрание с епархиальными ответственными за монастыри
Священный Синод утвердил ряд богослужебных текстов и акафистов
Священный Синод утвердил тексты молитв о воинах, на брани сущих, раненых, плененных и без вести пропавших
Учрежден Совет по взаимодействию Русской Православной Церкви с организациями высшего и среднего профессионального образования в сфере духовно-нравственного воспитания
Утвержден новый состав Издательского Совета Русской Православной Церкви
Как проходит присоединение к Православной Церкви временно отпавших от нее людей?
Ответы пастыря
Ответы пастыря
Чин присоединения к Православной Церкви временно отпавших от нее людей
Источник: Служба коммуникации ОВЦС
Вопрос: Какие требования предъявляются к тем, кто временно отпал от православия, для совершения над ними чина присоединения, и почему люди во время этого чина стоят на коленях? А что если человек не может встать на колени из-за болезни? (Алёна)
Митрополит Иларион: Это напоминает вопрос, который мне недавно задали: а как постригать в монашество человека, если он лысый, если состригать нечего? Я думаю, что если человек не может встать на колени, то это не проблема для того, чтобы прийти в церковь, участвовать в чине присоединения, участвовать в церковных таинствах. Кто не может встать на колени, пусть не встает. Если человек вообще не может стоять, он может сидеть. Если он не может передвигаться, его в кресле-коляске привозят в храм, и он присутствует на богослужении и участвует в церковных таинствах.
Если же говорить о сути чина присоединения, то этот чин совершается в некоторых храмах над теми, кто ранее был крещен, был членом Церкви, но потом отпал от Церкви и уклонился в различные секты. Таких сект, к сожалению, сейчас очень много (например, секта свидетелей Иеговы, которая выдает себя за христианскую церковь, а на самом деле является сектой, направленной на разрушение человеческой личности, на разрушение семьи и на разрушение психики). И если люди уклоняются в секты и долгое время там пребывают, а потом хотят воссоединиться с Церковью, то они проходят специальный чин воссоединения. В частности, в храме на Большой Ордынке, где я служу, раз в полгода проходит такой чин воссоединения с Церковью. И в разное время от 50 до 100 человек присоединяются к Церкви через этот чин. Во время чина присоединения, действительно, один или два раза верующие встают на колени, но если кто не может встать на колени, это не препятствие для того, чтобы воссоединиться с Церковью.
Чин присоединения к Церкви временно отпавших от нее людей (перед Божественной литургией), запись прямой трансляции портала «Иисус» из храма Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости» (14.04.2019):
Поделиться
Вам также может быть интересно
«Вера отеческая»
Митрополит Волоколамский Иларион
Истина
Преображение человека
Митрополит Волоколамский Иларион
Истина
Слово Божие – реальность, созидающая церковную общину
Игумен Арсений (Соколов)
Истина
Богословие диалога: отношения людей в вещественном мире
Священник Георгий Завершинский
Истина
Освящение Св.
Мира — Литургия и Богослужение
Введение
Патриарх Варфоломей объявил, что в этом, 2002 году, Св. Миро снова будет освящено в Великий Четверг во Вселенском Константинопольском Патриархате.† Св. Миро освящено Вселенского Патриарха для употребления в святых храмах для совершения таинства Святого Миропомазания.† Таинство Святого Миропомазания есть зримый знак передачи даров Святого Духа на вступающих в Православие.† Святое Миро, таким образом, есть связь который объединяет всех истинных православных христиан во всем мире.
Православная общественность, к сожалению, в целом не информирована о значении, истории и приготовлении Св. Мира. Соответственно, я подумал, что было бы полезно перевести на английский язык настоящую информативную брошюру о Святом Мире для блага православных людей. Для справки: брошюра Павлоса Менесоглу (Афины: Апостольская диакония, 1992), стр. 13-19, обобщает материалы из его книги «Святое миро в Восточной православной церкви» (на греческом языке) (Фессалоники: Патриарший институт Святоотеческие исследования, 1972), с. 271.† Эта книга также имеет очень хорошую библиографию.
~ Отец Георгий К. Пападеметриу
Освящение Святого Мира
В Православной Церкви Святое Миро освящено для использования в совершении таинства Миропомазания.† Это видимый знак передачи даров Святого Духа крещеным.
В первые годы христианства передача даров Святого Духа крещеным совершалась апостолами через «рукоположение». Я сказал в Писании, что «Услышав же Апостолы в Иерусалиме, что Самария приняла слово Божие, они послали к ним Петра и Иоанна, которые сошли и помолились за них, чтобы они получили Святого Духа, ибо это еще не пал ни на кого из них, но только крестились во имя Господа Иисуса. Тогда возложили на них руки, и они получили Святого Духа». (Деяния 8:14-17, R.S.V.)
Когда Церковь распространилась по миру и число крещеных сильно возросло, продолжать практику Самарии стало невозможно. Следовательно, Апостолы ввели использование освященного Миро. «Возложение рук» было полностью заменено Святым Миром для передачи даров Святого Духа.
Использование Святого Мира было введено в Христианскую Церковь из существующей практики Ветхого Завета. Утверждается, что «Господь сказал Моисею: «Возьми самые лучшие благовония — 12 фунтов жидкой мирры, 6 фунтов душистой корицы, 6 фунтов сладкого тростника и 12 фунтов кассии (все взвешено согласно официальным Добавьте один галлон оливкового масла и приготовьте священный елей для помазания, смешанный наподобие благовоний» (Исход 30:22–25) 9.0005
За годы своего существования Святое Миро было известно под многими названиями, такими как «елей», «елей благодарения», «елей помазания», «мир», «мир благодарения», «мир из небес», «мистическое миро», «миро», «божественное миро», «мистическое миро», «великое миро» и «святое и великое миро». Миро.»
Святое Миро готовится из масла и других ароматных эссенций, которые символизируют многообразие даров Святого Духа, которые получает миропомазанный христианин. Самый древний список материалов и вышеупомянутая информация «о материалах смирны», которые используются до сих пор, датируются восьмым веком н. э. †† В этот список включены материалы, использованные для приготовления и изготовления Святого Миро. При Вселенском Константинопольском Патриархате существует официальный «Список видов благовоний, из которых делается Святое Миро», который включает 57 видов элементов9.0005
Информация о том, как освящалось Святое Миро в первые века христианства, отсутствует. Самое старое упоминание находится в «Апостольском предании Ипполита». Позже указания относительно освящения Святым Миром были включены в Великий Молитвенник (Мега Евхологион) и Евхологион Гоара. Константинополь в настоящее время использует этот курс при приготовлении святого миропомазания. Св. Мира. † Новое исправленное издание было издано для официального пользования на Вселенском Престоле. † Такие службы были изданы в 189 г.0, 1912 и 1960.
В соответствии с рубриками, которых придерживается Вселенский Патриархат, освящение миром происходит в следующем порядке:
После славословия в Вербное воскресенье Патриарх благословляет Архонта мироточивого которые вместе с другими Архонтами работают с ним над созданием Святого Мира. Они носят белую тунику, доходящую до земли. Благословив Архонта Мирра, Патриарх возлагает на него полотенце.
На следующий день, в Святой и Великий Понедельник, после Божественной литургии Преждеосвященных Даров, Патриарх входит в Патриарший храм Великого Мира, Св. Георгия, где находятся соответствующим образом украшенная гробница и котлы для Св. Миро. Затем Патриарх благословляет начало цикла освящения Святым Миром особым богослужением. После благословения он окропляет святой водой подготовленные материалы, посуду и медные котлы. Затем, держа зажженную свечу, он прикасается к каждому котлу, кладя в них кусочки старых обгоревших святых икон. Затем Патриарх читает главы из Святого Евангелия. Затем чтение уроков (перикопов) из Нового Завета продолжают присутствующие, в том числе архиереи, духовенство Патриархата, а также приезжие священнослужители. Этот порядок чтений продолжается весь день в Великий понедельник, Великий вторник и Великую среду.
В Святой и Великий Вторник, после Божественной литургии, у Гроба Господня поется малый канон моления к Богородице. Возносятся молитвы за тех, кто пожертвовал материальными средствами, деньгами и усилиями для приготовления Св. Мира.
В Святую и Великую Среду, после Божественной Литургии Преждеосвященных Даров, Патриарх еще раз приходит ко Гробу Господню и, после краткого богослужения, кладет в котлы масло розовое, мускусное и другое благоуханное масло . В этот день завершаются все приготовления к совершению миропомазания.
В Великий Четверг, после утрени в Патриаршем храме св. Андрея Первозванного и после полного облачения Патриарха и других архиереев начинается крестный ход из Патриаршего дворца в Патриарший храм. Колокола звонят во время всей процессии. Во время крестного хода Патриарх держит мироточницу.† Первый по чину иерархов держит алебастр с неосвященным миром.† Второй по чину иерархов держит алебастр с неосвященным миром.† Остальные иерархи держат малый серебряные сосуды с миром из заготовленных материалов, подлежащих освящению. Двадцать четыре архимандрита держат (по одному с каждой стороны) 12 серебряных сосудов, наполненных миром для освящения. восклицает: «Пойдем».† Прихожане преклоняют колени, и Патриарх освящает Святое Миро согласно рубрикам. По окончании Божественной литургии освященное Святое Миро переносится из храма в Патриаршее мироточие в обратном порядке по порядку Крестного хода. Именно в Патриаршей мироточнице хранятся алебастры и сосуды со Святым Миром. Вслед за этим переносом происходит отпущение Божественной литургии.
В первые века христианства в Церкви существовала устойчивая традиция, в которой святое миро освящалось только архиереями Церкви, а не пресвитерами (священниками). В то время не было различий между епископами, то есть между епископами епархий и митрополичьими епископами больших церковных округов. Однако по прошествии лет общее право всех епископов в конечном итоге было передано епископам церквей с более высоким статусом, то есть патриархам, и, наконец, Вселенскому патриарху, который сегодня может передать это право главам. поместных православных церквей. Другими словами, хотя каждый епископ имеет право освящать Святое Миро своим статусом епископа, каноническое право не позволяет ему это делать. Представляется, что есть три причины, ограничивающие право освящать Святое Миро Вселенскому Патриарху. К этим причинам относятся: а) скудость материалов и трудности для каждого епископа в приготовлении Св. Мира, б) постоянное возрастание зависимости епархии от главы большей церкви и округа, и в) особое положение, которое Вселенский Патриархат получил на протяжении столетий по отношению к другим патриархатам Востока и что выражает духовную связь между Константинопольской Церковью и поместными церквями людей, принявших христианскую веру от ее миссионеров.
На самом деле, это исключительное право на освящать Святое Миро Вселенского Патриархата не означает, что поместные церкви зависимы и подчинены Константинополю. Этот акт принятия Святого Мира от Вселенского Патриархата является осязаемым и видимым признаком дружбы и связи поместных церквей, патриархатов и автокефальных церквей с Вселенским Патриархатом.† Это необходимый знак, а не признак превосходства Вселенский патриархат в Православной церкви, но существующий видимый признак единства среди кластера поместных православных церквей. Тем не менее, в Православной Церкви Святое Миро, помимо освящения во Вселенском Патриархате, освящается в современных Патриархатах Московском, Белградском и Бухарестском.
Как было сказано ранее, Святое Миро используется в основном при совершении таинства Миропомазания, которое происходит сразу после таинства Крещения. Однако это отдельное таинство, отличное от Крещения. Согласно православным церковным чтениям, через совершение таинства Миропомазания крещеные получают дары (харизматы), которые передаются им Святым Духом.† Такие дары также помогают крещеным жить жизнью во Христе, в которую они входят через крещение. , и снаряжать их в их борьбе с грехом и нападениями зла. † Через печать Миропомазания крещеные достигают «возмужалости в меру полноты Христовой». (Ефесянам 4:13 R.S.V.)
Святое Миро используется также для миропомазания инославных (неправославных), вступающих в Церковь, и для миропомазания отпавших от Православной Веры и возвращающихся в Православную Церковь.† Кроме того, оно также используется для освящения святых церквей, престолов, предметов и утвари, а также для других священных церемониальных обстоятельств. В прошлые века им также помазывали православных царей во время их коронации.
Ниже приводится список дат и Патриархов в ХХ веке, когда Святое Миро было освящено во Вселенском Патриархате:
- 1903, Патриарх Иоаким III
- 1912, Патриарх Иоаким III
- 1928, Патриарх Василий III
- 1939, Патриарх Вениамин I
- 1951, Патриарх Афинагор I
- 1960, Патриарх Афинагор I
- 1973, Патриарх Димитрий 1
- 1983, Патриарх Димитрий 1
- 1992, Патриарх Варфоломей
Православие в Америке имеет проблему новообращенных – православие и иноверие
· пт. Photius Avant
Православная церковь в США имеет проблемы. Одной из проблем, с которыми сейчас сталкивается Православная Церковь в этой стране, является нехватка новообращенных. Есть и другие проблемы: пересекающиеся юрисдикции, отсутствие связи между юрисдикциями и тенденция изолировать себя от сообществ, в которых мы живем. Но меня особенно беспокоит отсутствие новообращенных.
Несомненно, некоторые меня поправят и напомнят, что Антиохийская Православная Архиепископия Америки и Православная Церковь в Америке состоят в основном из новообращенных. Хотя это, безусловно, так, это может быть так только с точки зрения количества (хотя вместе они составляют менее 20% православных в Америке). «Но как еще мы можем измерить недостаток или избыток новообращенных, кроме как с точки зрения количества?» некоторые могут спросить.
Во-первых, давайте рассмотрим, что подразумевается под convert . Большинство из нас сказали бы, что новообращенный – это человек, который не был воспитан в православной вере, но позже принял ее. По этому определению я новообращенный. Я воспитывался в епископальной церкви до 13 лет, когда родители перевели нас в римско-католическую церковь. Мне было 23 года, когда я принял православие.
Однако есть люди, которые вообще не считают мое обращение обращением. «Вы только что поменяли церковные здания», — говорят они. «Все, что сделала Православная Церковь, это украла овцу у Римской Церкви». В этом обвинении действительно может быть какое-то основание. С одной стороны, это могло бы быть правдой, если бы все церкви были просто разными артикуляциями одной и той же вести — разными ветвями одного дерева. С другой стороны, это могло бы быть правдой, если бы между церквами существовали существенные — даже фундаментальные — различия, но я не полностью принял учение Восточной Православной Церкви.
Первый вариант можно смело отбросить. Различия между различными церквями слишком велики и слишком глубоки, чтобы их можно было преодолеть, чтобы любой, кто понимает эти различия, мог считать все церкви «в основном одинаковыми». Современному экуменическому движению, несмотря на почти вековую работу, не удалось обратить вспять раздробленность протестантского мира, как не удалось воссоединить Римскую Церковь с Православной Церковью. Таким образом, это вторая возможность, которая может придать правдоподобие обвинению в «краже овец», а не в подлинном обращении. Если я не полностью принял парадигму Православной Церкви, не поверив всему, что Церковь проповедует о Боге и о правильном ответе человека Богу, то я не новообращенный.
Рассмотрим недавнее дело Мэтью Хеймбаха. Ныне видная фигура среди американских белых националистов, а совсем недавно организатор митинга «Объедините правых» в Шарлотсвилле, штат Вирджиния, несколько лет назад он проявил интерес к православию. Он был принят в Православную Церковь на приходе Антиохийской Архиепископии в 2014 году. Узнав о его расистском происхождении после принятия в Церковь, его приходской священник о. Питер Джон Гиллквист при поддержке своего епископа настоял на том, чтобы Хаймбах публично отказался от «насилия, разжигания ненависти и ереси филетизма».
В конце концов Хаймбах не подчинился и был отлучен от Православной Церкви, хотя в настоящее время ищет причастия в неканонических группах. Понятно, что он был на каком-то уровне заинтригован одним или несколькими аспектами Православной Церкви, но не смог воспринять учение и жизненный опыт Церкви, призывающей верующих любить ближних, как самих себя (Мк. 12). :31). Он был готов принять Православную Церковь лишь постольку, поскольку ему удавалось протолкнуть ее сквозь свои белые националистические рамки, которые он ценил превыше всего. Вопрос о том, был ли Мэтью Хаймбах «украденной овцой», спорный. Был ли он на самом деле обращенным в православие, нет.
Когда мы отстраняемся от этой грустной истории о неудаче в обращении и смотрим на Церковь в нашей стране, мы начинаем видеть, что неудача в обращении на самом деле довольно распространена среди многих православных христиан, остающихся в церковном общении. Но если мы посмотрим, кто не воспринял до конца учение и проповедь Церкви, то это будут не только те, кто пришел в Церковь извне, но и те, кто родился и вырос в Церкви. Самопровозглашенные православные христиане нередко открыто поддерживают аборты и однополые браки.
Действительно, некоторые из этих людей призывают Православную Церковь изменить свое учение по таким вопросам, хотя Церковь ясно и недвусмысленно провозгласила свою позицию. Они очень недовольны тем, что Церковь не так «просвещена», как они, когда именно они цепляются за парадигмы, несовместимые с Евангелием, которое они, несомненно, ценят больше, чем Евангелие. Кто-то из них в конце концов уходит, а кто-то остается. Все они только рады рассказать нам, как неправа Церковь.
Прыжок к Православию из того места, где мы были, по меньшей мере труден, даже если это скачок изнутри Церкви. В конце концов, есть веская причина, по которой мы думаем и действуем именно так, а не иначе. Верно? Но призыв к ученичеству имеет всеобъемлющую цену: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).
Дело не в том, что только некоторым из нас трудно отречься от себя, отложив в сторону то, что мы лично считаем лучшим, и доверившись Христу. Все мы делаем.