Правление владимира святославича: Владимир Святой | Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов

Разное

Русь во времена Владимира Святославича

Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учебник
Русь во времена Владимира Святославича

     Правление Владимира. С 980 г. Владимир стал единым правителем Руси. Празднуя свою победу над Ярополком и отдавая должное поддержавшим его язычникам Севера и Киева, он поставил на холме неподалеку от своего дворца статуи всем наиболее популярным языческим богам во главе с Перуном. Его дядя Добрыня был направлен наместником в Новгород, где также над Волховым торжественно поставил изображение Перуна.

     В первые годы своего правления Владимир вел себя как необузданный и жестокий язычник. Он строго наказал своих противников в Киеве, заставил выйти за себя замуж жену убитого брата, которая ждала ребенка. Летописец характеризует Владимира того периода как нравственно распущенного человека, «женолюбца».
     Но уже в эти годы Владимир решал крупные государственные вопросы. Хотя Новгород и Киев были вновь объединены, древляне вели себя смирно, а весь днепровский путь оказался в руках Владимира, Киеву перестали подчиняться радимичи и вятичи. Владимиру потребовалось три года, чтобы покорить восставшие племена.
     Как и его отец, Владимир в дальнейшем крепкой рукой держал единство Руси. Он посылал в различные земли, бывшие племенные княжения, своих сыновей, которые являлись его наместниками. Старшего — Вышеслава он направил в Новгород, а после его смерти послал туда третьего сына — Ярослава, Бориса отправил в Ростов, в землю вятичей, Глеба — в Муром, Святослава — в древлянскую землю, Всеволода — во Владимир на Волыни, Мстислава — в далекую Тмутаракань на Таманском полуострове. Святополк, родившийся от Ярополка и усыновленный Владимиром, был отослан в Туров.
     Продолжил Владимир и внешнюю политику своего отца Святослава, вновь нацелившись на земли по Дунаю. Поход против Болгарии, хотя был успешен, но русские не рискнули закрепиться там и заключили с Болгарией мир.
     В начале правления Владимира обозначилось новое направление внешней политики Руси — западное. К этому времени на западных границах Руси сложилось сильное Польское государство во главе с его основателем князем Мешко I из династии Пястов. Он вместе с дружиной принял христианство по римскому образцу. С этого времени польская церковь стала ориентироваться на папу римского. Главным противником Польши на Западе были германские княжества, на Востоке же мощным противником стала Русь. Спорными на долгие годы оказались земли так называемой Червенской Руси с городами Перемышлем, Червенем и др. Едва заняв престол, Владимир организовал поход на юго-запад и подчинил эти земли Руси. Таким образом, территория Руси еще более расширилась.
     Из приазовских степей в течение всего X в. в Причерноморье выходили все новые и новые орды печенегов. Печенежские орды или колена, как их называли на Руси, объединялись в большие союзы. С этими-то союзами Русь и имела дело со времен Игоря и Святослава. С одними из них русские князья вели упорное противоборство, с другими заключали мирные договоры и привлекали их золотом и подарками на свою сторону в качестве союзников.
     Печенеги периодически грабили русские города и села, уводили жителей в плен, а после продавали их на невольничьих рынках. Крупное поражение Владимир нанес печенегам в 992 г. В честь этой победы князь основал город Переяславль (от слов «переять», «перенять» «славу»). Но через четыре года новая печенежская орда подошла к городу Василеву близ самого Киева. Владимир вышел против врагов с небольшой дружиной, был разбит, и лишь чудо спасло его. Во время бегства князь спрятался под мостом, а печенежские всадники проносились над ним. В этот критический час своей жизни Владимир (уже принявший к этому времени христианство) обещал в случае спасения поставить в Василеве церковь Преображения, так как на этот день пришелся этот церковный праздник. Вскоре князь выполнил обет и в Василеве появилась новая церковь, как бы напоминая о превратностях человеческой жизни.
     Создание оборонительной системы на юге. Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов печенегов, Владимир предпринял строительство крепостей, которые располагались на днепровском левобережье, вдоль рек, впадающих в Днепр. Здесь было меньше лесов и степь подходила вплотную к Чернигову, от которого был один день конного пути до Киева. Четыре линии крепостей на расстоянии 15—20 км встали в этом районе на границе со степью. Большинство этих форпостов располагалось близ бродов, куда в первую очередь устремлялась печенежская конница. Киев, как известно, расположен на правом берегу Днепра. Печенегам, чтобы попасть на этот берег, надо было перейти реку вброд под городом Витичевом, а затем пройти через долину реки Стугны. Но как раз здесь и стояли крепости Владимира, соединенные высокими валами.
     В глубине этой линии киевский князь построил город-крепость Белгород, который со временем стал местом сбора всех русских сил во время нашествия печенегов.
     Для предупрждения об опасности Владимир ввел систему светового оповещения. На высоких холмах или специально насыпанных курганах стояли сигнальные башни. Оттуда был хороший обзор на многие километры. Как только вдали степь начинала «дымиться», это означало, что конные массы печенегов идут походом на Русь. В тот же момент на башне зажигались сигнальные огни, которые были видны на большие расстояния. Огненные сигналы передавались от одной башни к другой, и через несколько минут в Киеве уже знали о приближающейся опасности.
     Но, пожалуй, самым важным в этой системе противоборства со степными кочевниками стала практика привлечения в города-крепости наиболее смелых, сильных, мужественных воинов. По указу Владимира сюда стали привлекаться прежде всего удальцы с русского Севера — новгородские словени, кривичи, выходцы из чудских земель, а также вятичи. В этих пограничных со степью городках-крепостях, в постоянных сечах с печенегами формировались русские богатыри, о которых сложено столько легенд и былин.
     Истоки русского христианства. Правление Владимира Святославича связано с таким историческим событием, как принятие Русью христианства.
     Самые ранние известия о проникновении христианства в восточнославянские земли восходят еще к первым векам новой эры, когда в Малой Азии, на Балканском полуострове, в Северном Причерноморье и Крыму вели свои проповеди первые христианские апостолы и их ученики. В Крыму и на Таманском полуострове от тех времен сохранились тайные катакомбные церкви. Первые подступы к крещению Русь сделала в IX в. Тогда дважды руссы принимали крещение. Но языческая реакция бесследно поглощала эти первые попытки русских князей приобщить свой народ к христианству. И все же христианство медленно, но верно вербовало себе сторонников. Под влиянием Византии христианские храмы были построены на Таманском полуострове, в Керчи. Христианские проповедники обращали в христианство руссов, живших в Крыму. Херсонес стал центром христианства во всем Северном Причерноморье. Здесь с незапамятных времен существовала самостоятельная митрополия, т. е. церковная организация во главе с митрополитом. Мощное влияние оказали проповеди и широкая просветительская деятельность «славянских апостолов» Кирилла и Мефодия, которых высоко чтили на Руси даже в языческие времена.
     Во времена Игоря в Киеве уже было немало христиан и стояла церковь святого Ильи. После крещения Ольги христианизация пошла более быстрыми темпами. Связи киевского двора с западными христианами показывают, что в ту пору Русь не хотела ориентироваться на какую-то одну из церковных сторон: добрые отношения поддерживались и с византийской, и с римской церковью.
     Несмотря на подавляющее значение язычества, Русь отличалась большой веротерпимостью. Здесь свободно отправляли свои религиозные культы мусульмане и иудеи, христиане из Византии, из немецких, польских, чешских земель.
     Приход к власти Владимира, казалось, надолго определил торжество язычества. Но жизнь брала свое. Русская правящая верхушка прекрасно понимала необходимость принятия христианства. Во-первых, этого требовали интересы развивающегося государства. Оставаться в христианском мире языческой окраиной означало изоляцию от всего европейского сообщества стран. Во-вторых, новая религия с ее монотеизмом (единобожием) вполне соответствовала сущности нового единого государства во главе с монархом. И не случайно Владимир поставил на холме главных языческих богов во главе с Перуном, пытаясь в языческой религии найти опору государственного единства страны.
     В-третьих, христианство цементировало семью, ячейку общества, вводило новую мораль, требовало гуманного отношения к женщине, к матери, к детям, к человеку вообще. Это не могло не содействовать прогрессу общества.      В-четвертых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, духовной жизни страны: христианство уже обладало хорошо разработанной философской системой, породило богатую богословскую литературу. Постепенные контакты с христианскими странами содействовали приобщению Руси к духовности и культуре античного мира. В-пятых, вызревание на Руси новых общественных отношений, все более быстрое и глубокое социальное расслоение требовали новой идеологии. Язычество с его равенством людей перед силами природы не могло объяснить и оправдать происхождение и нарастание неравенства.
     Отвечая на исконные вопросы человека о смысле жизни, о его судьбе после смерти, христианство направляло личность на поиск нравственного совершенствования, уводило его от решения чисто мирских задач. Оно облегчало человеку жизнь, примиряло его со смертью, обещало вечное блаженство его душе в ином, благодатном мире. Любой простой человек, благодаря христианскому учению, мог чувствовать себя и независимым, и более духовно богатым, чем любой стоящий над ним потому, что смысл жизни определяется не вещами, не землями, не дворцами, а способностью человеческой души совершать добро, нравственным совершенствованием.
      Можно думать, что и сам Владимир не раз задумывался над содеянным в своей бурной жизни, где были и убийства, в том числе брата, и клятвопреступления, и разврат. Главным судьей для человека является его собственная душа. И чем ближе конец жизни, тем больше человек ищет защиты от неумолимого рока.
     Христианство могло отпустить грехи, очистить душу, дать возможность для возрождения и обновления личности, надежду на счастливую жизнь в вечности. Во всяком случае, после принятия крещения в личной жизни Владимира произошел крутой поворот и он во многом стал иным человеком, хотя власть по-прежнему диктовала ему свои жестокие законы.
     Несмотря на экономические, политические, культурные и религиозные связи Руси с Византией, христианство по византийскому образцу не сразу получило преимущественное право на официальное внедрение в русских землях.
     В летописи рассказывается о том, как к Владимиру приходили религиозные миссии из мусульманской Волжской Булгарии, из иудаистской Хазарии, из немецких земель, где утверждалось христианство римского толка. Прибыл проповедник и из Византии, который изложил Владимиру смысл православного христианства.
     Владимир внимательно выслушивал миссионеров, советовался с боярами и киевлянами. Приводится и такой случай: когда мусульманские миссионеры, хваля свою религию, обмолвились, что ислам запрещает употребление вина, Владимир будто бы воскликнул: «Руси есть веселье питие, не можем бес того быть».
     Крещение Владимира. На первых порах все новые черты христианской религии, конечно, не могли себя проявить полностью. Поначалу перед русским правительством стояли чисто практические вопросы: как использовать принятие христианства для возвышения престижа Руси и авторитета династии? Византия же стремилась христианизировать Русь для того, чтобы оказывать на нее политическое влияние и обезопасить себя от русских набегов.
     С этими прямо противоположными целями начали Русь и Византия в 987 г. переговоры, в ходе которых была затронута проблема крещения. На этих переговорах Владимир потребовал себе в жены сестру императора Василия II принцессу Анну. Это могло бы сильно возвысить государственный престиж Руси в Европе и Азии, укрепить авторитет династии внутри страны. Не случайно многие монархи Европы и Азии стремились породниться с византийским императорским домом.
     Византийцы, нуждавшиеся в русской помощи против мятежников, согласились с требованием Владимира, но предложили ему принять крещение. Владимир согласился. Русский отряд был направлен в Византию, и антиправительственный мятеж был подавлен. Но, когда опасность миновала, греки не торопились выполнять договор о браке Анны и Владимира. Ситуация резко изменилась. Владимир собрал рать и в 988 г. двинулся на центр византийских владений в Крыму — Херсонес (Корсунь).
     Осада продолжалась несколько месяцев. В конце концов с крепостных стен в стан Владимира была пущена стрела, к которой была прикреплена записка. В ней говорилось, что для взятия города необходимо перекрыть водопровод, который находится к востоку от городских стен. Стрела была послана от имени херсонесского священнослужителя Анастаса. Воины Владимира нашли трубопровод и перекопали его. Вскоре изнемогающие от жажды жители города сдались на милость победителя.
     После этого Владимир послал в Константинополь гонцов и передал с ними, что если Анна не прибудет к нему в Херсонес, то русская армия атакует Константинополь. Владимир подтвердил свое обещание принять крещение. Анна отказывалась ехать на Русь, плакала и говорила: «Лучше мне умереть». Но Василий II уговорил ее помочь Византии, и вскоре корабль, на котором находилась принцесса, ее свита, священники, прибыл к берегам Крыма.
     В Херсонесе Владимир принял крещение, подчеркнув тем самым добровольность этого акта со стороны Руси и независиость от воли Византии. В христианстве он взял имя Василия в честь императора Василия II, с которым Владимир становился как бы вровень. Херсонес был возвращен империи. Вместе с великим князем крестилась и часть дружины. Подобным же образом Хлодвиг, король франков, принял крещение вместе со своими воинами.
     Владимир вернулся в Киев, взяв с собой из Херсонеса иконы, церковную утварь, выведя оттуда часть священников. Прихватил он с собой мощи святых Климента и Фива. Ушел с Владимиром и священник Анастас, помогший ему овладеть городом.
     Христианизация Руси. Между крещением князя Владимира и крещением всей Русской земли прошло немало времени. Лишь в 990 г. Владимир предпринял первые шаги по введению христианства на всей территории Руси. Это было большое испытание для народа, особенно на Севере, где язычество было в большей силе и где языческие волхвы являлись выразителями умонастроения людей.
     Вначале крещение приняло население Киева. В один из летних дней по приказу Владимира были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. На следующее утро все жители города явились к реке. Там все они — мужчины, женщины, дети — вошли в воду, и над ними священники провали обряд крещения. Тут же великий князь приказал начать строительство церквей. Первую из них — церковь святого Василия — он указал поставить на холме, где прежде возвышалось изображение Перуна. Следом за этим началось обращение в христианство других русских городов и земель. Этот процесс занял несколько лет.
     Христианизация Новгорода была поручена дяде князя Добрыне. Языческий Новгород выступил против прихода Добрыни со священниками и крестами. Лишь после ожесточенных стычек, в ходе которых язычники разгромили двор Добрыни и убили его близких, новгородскому наместнику удалось сломить сопротивление восставших. Много людей было жестоко наказано. С таким же трудом вводилось христианство в Ростове и других землях. В сельских, лесных районах язычество еще долго сохраняло свои позиции.
     Христианизация Руси проводилась не только путем княжеских указов, но и другими путями. В Киев из Византии привозились иконы, священные книги; был организован их перевод на славянский язык, повсюду воздвигались христианские храмы.
     Одной из особенностей византийского христианства являлось то, что оно разрешало вести церковную службу в землях новообращенных народов на их родном языке в отличие от римской церкви, которая допускала богослужение лишь на латинском языке. Это приближало новую религию к народу, делало ее частью его духовной жизни, быта и культуры.
     Владимир не мог не учитывать и еще одной особенности византийской церковной организации. Во главе ее стоял не церковнослужитель, как римский папа, а глава светской власти — император, ему подчинялся патриарх. Эта традиция переносилась на Русь.
     В 996 г. в Киеве было окончено строительство огромного главного храма Руси — каменного собора святой Богородицы. Строилась и украшалась эта церковь греческими мастерами и иконописцами. В этот собор Владимир передал церковную утварь и иконы, вывезенные из Херсонеса. Службу там вели херсонесские священники во главе с Анастасом. Возможно, он встал во главе всей русской церковной организации в качестве митрополита независимо от санкции константинопольской патриархии. Тем самым Владимир как бы подчеркивал независимость русской церковной организации. На содержание этого храма Владимир дал десятую часть княжеских доходов. Поэтому с тех пор церковь стала называться Десятинной.
     Вместе с христианством на Русь пришла грамотность, стали создаваться первые школы. Туда Владимир приказал забирать детей из «нарочитых», т. е. богатых, семей. Со страхом и плачами отдавали матери в учение своих детей, не ведая, для чего все это делается.
     Историческое значение крещения Руси. Поначалу христианские церкви были маленькими очагами в море язычества. Лишь позднее, при поддержке государственной власти церковь стала укореняться в народной среде, в городах и селах. Но пройдет еще несколько веков, прежде чем она повсеместно возьмет верх над язычеством.
     Но язычество так до конца и не сдалось. Русь стала страной, где осуществилось необычайное и довольно прочное сочетание христианских догматов, правил, традиций и старых языческих представлений. Возникло так называемое двоеверие. Христиане молились в церквях, клали поклоны перед домашними иконами, но одновременно справляли старые языческие праздники. Так, праздник Коляды слился с Рождеством Христовым и Крещением. Сохранился и праздник Масленицы, который и доныне отмечается перед Великим постом. Веря в Христа и святых угодников, представители всех слоев общества, но особенно простой люд, продолжали считаться с домовыми и лешими, русалками и упырями. Святой Илья-пророк очень напоминал Перуна, а святой Власий, покровитель скотоводства, сливался с древним Велесом.
     Народное сознание упорно вплетало старые языческие поверья в свой быт, приспосабливая христианскую обрядность к проверенным веками явлениям природы, которые так внимательно и точно определялись язычеством. Двоеверие стало удивительной отличительной чертой истории русского и других христианских народов, населявших Россию.
     Когда мы говорим об историческом значении введения христианства, то прежде всего имеем в виду последующее развитие церкви, ее постепенное укоренение на русской почве и то всестороннее влияние на русскую жизнь — экономическое, политическое, духовное, культурное, которое церковь стала со временем оказывать.
     В дальнейшем церковь получила обширные земли, на которых стала организовывать собственное хозяйство. В первую очередь это относится к монастырям — религиозным братствам, где члены этого братства — монахи давали обет безбрачия, уходили от всего земного и целиком обязались посвятить себя Богу. Монастыри стали управляться игуменами. Они, получив от великих князей земли в собственное владение, развернули на них земледельческое хозяйство, в котором использовали труд зависимых, обедневших людей, практиковали они и разведение скота, огородничество. Монастыри обеспечивали себя всем необходимым. Со временем они стали центрами торговли и даже ростовщичества.
     В монастырях было немало монахов, которые вели высоконравственную жизнь, становились подвижниками христианской идеи и христианской морали. Тем самым они оказывали сильное духовное и религиозное влияние на окружающий мир.
     С течением веков, укрепившись в экономическом смысле, воспитав из русской среды высокообразованные кадры, церковь стала оказывать все большее влияние на политическую жизнь страны. Некоторые крупные церковные иерархи — митрополиты, епископы участвовали в государственных интригах, поддерживали того или иного князя в политической борьбе. Однако церковь старалась быть выше мелких политических интересов, и ее лучшие представители выступали за единство Руси, против междоусобиц. Известно немало случаев, когда видные церковные деятели выполняли миссии миротворцев, возглавляли общерусские патриотические движения, обличали князей за их корыстолюбие, эгоизм, политическую ограниченность, трусость.
     При церквях и монастырях создавались школы, и первые древнерусские грамотеи прошли выучку в монастырских кельях. Здесь же трудились и первые русские художники, создавшие с течением времени прекрасную школу иконописи. Монахами, деятелями церкви в основном являлись создатели замечательных летописных сводов, разного рода светских и церковных сочинений, поучительных бесед, философских трактатов. С ними мы познакомимся несколько позже.
     С годами великие князья поручали церкви судопроизводство по всем религиозным делам, а также по делам семейным. В церковных «уставах», которые были основанием для такого судопроизводства, церковь выступала за поддержание христианских начал в обществе и семье, за человеколюбие, терпимость, за уважение детей к родителям, за уважение к личности женщины, старалась защитить обиженных и угнетенных. Церковь выступила против языческих обычаев: похищения девиц, многоженства, против браков в близких степенях родства, выступала против насильственной выдачи дочерей замуж, преследовала преступления, унижающие человеческую личность. В этом смысле церковь, духовенство активно работали на укрепление семьи, общества, государства, способствовали снижению уровня эксплуатации.
     Однако содействуя развитию культуры, грамотности, церковь одновременно всеми силами подавляла культуру, основанную на языческих традициях и обрядах. Преследовались веселые праздники, коляды и масленицы, как бесовские, карались скоморошество, игра на народных инструментах.
     Помогая экономическому, культурному, религиозному сближению с Византией и другими православными странами (Болгарией, Сербией), церковь в своей борьбе против «латинства», против папского Рима (особенно после окончательного раскола византийской и римской церквей в 1054 г. ) способствовала изоляции Руси от некоторых духовных процессов, протекавших на Западе.
     Личность Владимира. Владимир предстает перед нами как личность исключительно сложная и противоречивая.
     Он был младшим сыном Святослава, рожденным от его наложницы, ключницы княгини Ольги Малуши. В детстве Владимир был отослан отцом в Новгород и тем самым оторван от княжеской семьи, от влияния со стороны бабки христианки княгини Ольги.
     На русском Севере среди языческого окружения, находящийся под влиянием своего дяди Добрыни, Владимир сформировался не только как убежденный язычник, но и как противник киевских порядков, как враг той среды, которая отринула и вытолкнула его на обочину жизни.
     Возможно, все это и явилось причиной той ярости и страстной воли, с которыми Владимир включился в борьбу за престол. Он водворился в Киеве через насилия, убийства, прошел по пути ожесточенных войн, грандиозных побед и тяжких поражений.
     С каждым годом Владимир все более проявлял себя как крупный государственный деятель, подлинный реформатор. Словно забыв жестокие и порой вздорные дела своей молодости, он приступил к решению важных государственных проблем, среди которых были организация обороны русских земель от набегов печенегов, христианизация Руси, реорганизация управления русскими землями, развитие культуры и образования.
     В народных преданиях, былинах Владимир изображался как князь «Красное Солнышко», организатор богатырских застав, щедрый правитель, жаловавший простых людей многочисленными пирами и подарками, как человек, преданный своим товарищам по оружию, своей дружине, которую он ставил превыше всего.
     С течением времени православная церковь объявила Владимира святым, равноапостольным (т. е. равным апостолам раннего христианства).

???
1. Можно ли князя Владимира назвать продолжателем дела Святослава?
2. Составьте развернутый план ответа на вопрос «Русь в годы правления Владимира Святославича».
3. Сравните двух князей — Святослава и Владимира. Придумайте линии сравнения.
4. Продолжите фразу: «При Владимире Святославиче на Руси впервые. ..»
5. Почему в период правления Владимира была проведена религиозная реформа?
6. Почему был сделан выбор: а) между язычеством и мировыми религиями не в пользу первого; б) между христианством и другими неязыческими религиями в пользу первого; в) между католицизмом и православием в пользу православия?
7. Какое значение для Руси имело принятие православного христианства?

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

Правление Владимира Святославича. Крещение Руси.

Владимир Святославович (годы правления 980-1015)

Итак, в 980 году Владимир становится единственным полноправным правителем Руси. Его приход к власти можно назвать несколько незаконным, что естественно вызывало осторожность у населения и подданных.  Поэтому завоевывать авторитет пришлось, не теряя времени.

Новгород и Киев были вновь объединены под его руководством. Первые три года Владимир активно занимался успокоением непокорных племен, таких как древляне, вятичи и другие. Чтобы установить везде единый порядок, он посылал в отдаленные земли своих наместников, которые правили там от его имени. Покорил радимичей.

К тому времени вновь назрел Болгарский вопрос; русские дружины попытались осуществить завоевательный поход, но было заключено перемирие с Болгарией.  Оставив эту затею, Владимир двинулся на запад, а именно, к Польше, во главе которой был Мешко Первый. Не дожидаясь реакции Польши, Владимир организовал поход на юго-запад и без особых потерь завоевал эти земли.

Долгое время особые проблемы Руси доставляли печенеги. В 992 году Владимир разгромил печенегов, что позволило ненадолго приостановить постоянные набеги. В честь победы над печенегами был основан город Переяславль.

В 983 году ему удалось завоевать ятвягов, главной целью которого стало получение речных путей по Неману, Висле и Бугу.

Именно в период правления Владимира стала использоваться система предупреждения о нападениях. Были построены сигнальные башни, на которых разводился большой костер, в случае приближения неприятеля. Так информация быстро передавалась к самому центру Руси.

Одной из главных заслуг Владимира по праву считается реформация религиозных традиций.

Крещение Руси. Фреска Васнецова.

Крещение Руси

В 980 году им был проведена языческая реформа, с помощью которой князь попытался унифицировать язычество и ввести культ Перуна по всей территории государства, т.е. сделать язычество государственной религией. Целью этой реформы было, конечно же, укрепление княжеской власти как внутри страны (единый бог, единый князь), так и на внешнеполитической арене (независимость от Византии). Но в итоге объединить все славянские племена не удалось, т.к. у каждого племени был свой верховный языческий бог.

Именно тогда появились первые предпосылки к крещению Руси.

Однако выбор стал между несколькими религиями. Почему же было избранно именно крещение по Византийскому образцу ?

Основные причины крещения Руси
  • Принятие христианства открывала дорогу к уже давно крещеному Европейскому миру
  • Христианство предполагает единого бога, что могло позволить укрепить единоличную власть князя (чего не получилось добиться с помощью языческой реформы)
  • Принятие христианства могло стимулировать развитие культуры, путем обмена опытом с Византийскими мастерами
  • Христианство могло обосновать социальное и имущественное неравенство, что способствовало бы улучшению напряженного положения в обществе; а также могло укрепить институт семьи и брака
  • Русского князя поразил антураж византийской церкви

Кроме того, крещение Руси было выгодно и для самой Византии, потому как налаживание таких дипломатических отношений сводило на минимум вероятность военных конфликтов.

Первым шагом к принятию христианства всей Русью стало кончено де крещение самого князя. Все началось с того, что в 987 году Византия обратилась к Руси за помощью в борьбе с мятежниками. Владимир согласился помочь, если в обмен получил бы в жены сестру императора Византии Анну. Император Василий II согласился с одним условием, что русский князь примет христианскую веру. Соглашение было заключено и войска Владимира отправились на помощь Византии. Когда нападение было уже отражено, император начал оттягивать женитьбу и попытался вовсе свести на нет уговор. Тогда князь собрал войско и выступил уже против Византии, направился на Херсонес. Спустя несколько месяцев горд был осажден. Владимир тут же крестился, а вскоре и получил свою невесту.

В 988 году началось массовое насильственное крещение народа (уничтожались идолы, преследовались жрецы язычества). Чуть позже началось строительство первых церквей: 996 – каменный собор Богородицы в Киеве (десятинная церковь).

В землях новообращенных народов, в отличие от Римской церкви, было разрешено вести богослужения на их родном языке, а не только на латыни.

Последствия крещения Руси
  1. Международные связи Руси были укреплены и расширены
  2. Русская культура была сильно обогащена (появление письменности, грамотности, школ, зодчества, мозаики, иконописи и так далее)
  3. Восточнославянские племена были укреплены между собой единой религией
  4. Власть Киевского князя получила больший авторитет
  5. Установилась христианская мораль, а с ней и понятие церковного брака
  6. Зарубежные страны стали проявлять интерес к заключению династических браков
  7. Однако принятие православия отдалило Русь от католических государств.

Крещение Руси – одно из знаковых событий в истории нашей страны.

Князь Владимир умер от болезни в 1015 году. А между его сыновьями разгорелась новая русская усобица, подобно той, из которой он сам выправился.

Максим Романович | Просмотров: 2.9k

Владимир и Киевский — Academic Kids

From Academic Kids

В Википедии нет статьи с таким точным названием.

  • Начать статью Владимира и Киевлянина ( https://academickids.com:443/encyclopedia/index.php?title=Vladimir_i_of_kiev&action=edit ) .
  • Искать Владимира Киевского в других статьях.
  • Ищите Владимира и Киева в Викисловаре, нашем сестринском словарном проекте.
  • Ищите Владимира I из Киева в Викискладе, нашем хранилище бесплатных изображений, музыки, звука и видео.

  • Если вы создали эту страницу в последние несколько минут и она еще не появилась, она может быть не видна из-за задержки обновления базы данных. Попробуйте выполнить очистку ( https://academickids.com:443/encyclopedia/index.php?title=Vladimir_i_of_kiev&action=purge ), в противном случае подождите и повторите попытку позже, прежде чем пытаться воссоздать страницу.
  • Если вы ранее создавали статью под этим заголовком, возможно, она была удалена. Смотрите кандидатов на скорейшее удаление по возможным причинам.
Навигация

Академическое детское меню

  • Искусство и культура
    • Искусство ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Art )
    • Архитектура ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Architecture )
    • Культуры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Cultures )
    • Музыка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Music )
    • Музыкальные инструменты ( http://academickids.com/encyclopedia/index.php/List_of_musical_instruments )
  • Биографии ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Biographies )
  • Клипарт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Clipart )
  • География ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Geography )
    • Страны мира ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index. php/Countries )
    • Карты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Maps )
    • Флаги ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Flags )
    • Континенты ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Continents )
  • История ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History )
    • Древние цивилизации ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Ancient_Civilizations )
    • Промышленная революция ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Industrial_Revolution )
    • Средневековье ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Middle_Ages )
    • Предыстория ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Prehistory )
    • Ренессанс ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Renaissance )
    • Хронология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index. php/Timelines )
    • США ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/United_States )
    • Войны ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Wars )
    • Всемирная история ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/History_of_the_world )
  • Тело человека ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Human_Body )
  • Математика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Mathematics )
  • Ссылка ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Reference )
  • Наука ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Science )
    • Животные ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Animals )
    • Авиация ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Aviation )
    • Динозавры ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Dinosaurs )
    • Земля ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Earth )
    • Изобретения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Inventions )
    • Физические науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Physical_Science )
    • Растения ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Plants )
    • Ученые ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Scientists )
  • Социальные науки ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Social_Studies )
    • Антропология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Anthropology )
    • Экономика ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Economics )
    • Правительство ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Government )
    • Религия ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Religion )
    • Праздники ( http://www. academickids.com/encyclopedia/index.php/Holidays )
  • Космос и астрономия
    • Солнечная система ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Solar_System )
    • планет ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Planets )
  • Спорт ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Sports )
  • Хронология ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Timelines )
  • Погода ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Weather )
  • штатов США ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/US_States )

Информация

  • Домашняя страница ( http://academickids.com/encyclopedia/index.php )
  • Свяжитесь с нами ( http://www.academickids.com/encyclopedia/index.php/Contactus )

  • Картинки ( http://classroomclipart. com )
Поиск
Ящик для инструментов
  • Специальные страницы
Личный инструмент

Киевское государство времен князя Владимира Великого. Введение христианства как государственной религии

План представления

  1. Утверждение Святославича Владимира в Киеве.
  2. Образование государственной территории. Территориальное деление.
  3. Введение христианства как государственной религии: связь власти и веры в средние века, выбор веры, летописное предание о крещении Владимира и введении христианства на Руси, распространение христианства на землях Руси Значение введения христианства в качестве государственной религии.
  4. Прочие бытовые мероприятия Владимир: развитие столицы; в погоне за первыми русскими монетами организующими законами.
  5. Внешняя политика князя Владимира.

основные понятия и термины

Детинец — часть средневекового города-крепости замка.

Десятина — в средневековой Европе — десятая часть урожая или иного дохода, который платил церковное население на содержание поместных церквей, приходского духовенства и бедноты. В Киевской Руси — отчисления в пользу церкви со всех княжеских доходов и доходов всех помещиков. Первую десятину поставил киевский князь Владимир Святославич после крещения Руси для восстановления и соблюдения церковной десятины.

Хронология событий

978 — 1015 рр.

княжение Владимира Святославича

988

введение христианства в России в качестве государственной религии

989 — 996 лет

строительство десятин церкви

1. Закрепление в Киеве


  • Владимир обосновался в Киеве 980, уже имеет значительный опыт государственного деятеля. Из рассказов летописца узнаем, что княжиты он начал в Новгороде, из которого, однако, был вытеснен старший брат Ярополк.
  • Лишившись поместья, Владимир поневирался годами в ссылке. Годы ссылки не были для него ничем, потому что вернулся в Россию Владимир с отрядами варягов. При их поддержке он не только завоевал Новгород, но и завладел землями старших братьев, взяв, кроме того, и Полоцк.
  • легендарный летописец подробно приукрасил рассказ о том, как Владимир торував великокнязивского пути к столу.
  • пришлось преодолеть немало испытаний Вальтеру, пока он, по выражению летописца, «княжиты не был в Киеве а» .

2. Образование государственной территории. Территориальное деление



  • Владения киевских князей — предшественников Владимира были вполне условны.
  • Каждому из киевских князей приходилось прилагать чрезвычайные усилия для восстановления своей власти над племенными непокорными князьями.
  • г. к стабильным владениям Святослава, которые хотя и были значительны, были его временными завоеваниями, принадлежали только Киеву из окрестных земель, деревлянских территорий и Новгорода.

  • Когда Владимир захватил Киев, распространил свою власть на свои эти земли, а на землях только что завоевал полочан.
  • Поэтому он приступил к постепенному присоединению к Киеву новых территорий, не ограничиваясь формальным установлением господства в виде уплаты дани.


Внимание!
Большие просторы государства Владимира позволяют предположить, что важную роль среди событий князя играли военные походы. Летопись действительно дает им очень много, датируя, однако, главным образом первые годы княжения Владимира.

Современные ученые склоняются к мысли, что эти походы должны были быть значительно более масштабными и, очевидно, проводились они для всего правления князя I Владимира. Однако недостатком других источников в исторической литературе являются в основном даты, заверенные летописцем.

Во времена правления Владимира Киев завоевал обширную территорию, установив границы своего государства по Днестру, Западному Бугу, Неману, Западной Двине на западе, Волге и Оке на востоке, Чудскому, Ладожскому и Онежские озера и Финский залив на севере, Черное и Азовское моря на юге. Учитывая территориальное деление и упразднение местных племенных властей, у насрияна не было и самой настоящей империи — крупнейшего государства современной Европы.

3. Введение христианства в качестве государственной религии. Отношения между властью и верой в средние века


  • г. на землях, заселенных Владимиром, объединились различные племена и народы. Все они сохраняли свои исконные обычаи и традиции, верили в своих богов, которые большей частью были различны даже по родственному племени, языковому разнообразию, быту, а самое отдаленное — и быту.
  • В этих условиях территориальное единство государства, поддерживаемое только силой оружия, было совершенно иллюзорным. Воспитать могущественную империю — именно такой умысел был у Владимира — он должен был позаботиться об идеологическом обосновании своего правления.
  • в древности считалось дарованным богами правом управления. Подобные представления соблюдали и наши предки. При господстве языческих культов Владимиру открывалась опасность постоянного противодействия племенам, которые поклоняются каждое своему богу и подчиняются богу, благословленному одним и тем же правителем.
  • Киевский князь уничтожил племенные указы, но оставил богов… и они устами-волхвами-жрецами склонили народ к вечному порядку обновления.

Империя Владимира была несовместима с языческим политеизмом. Для всей страны должен был быть единственный Бог, который своевольно дал право управлять киевскому князю.

выбор веры

Итак, по мнению исследователей, летописное сказание является отголоском сложных международных переговоров, которые проводились правительством перед актом крещения Владимиром Руси.

легенда о крещении упоминается в летописи Владимира и о введении христианства на Руси .

    Введение христианства в

  • году летописец связывает с походом Владимира на греческий город Херсонес (Корсунь) в Крыму, принадлежавший тогда к византийским владениям.
    • Заставив жителей открыть ворота, Владимир обратился к правителям Византии с требованием выдать за жену их сестру.
    • браку воспрепятствовал языческий князь киевский. Крестившись и обвенчавшись в Херсонесе с Анной — так называемой византийской царевной, Владимир вернулся в Киев.
    • С

    • года киевский князь привез корсунское духовенство, книги, иконы, кресты, мощи папы св. Климента.
  • Тогда он прибегнул к радикальным мерам для крещения Киева. Великий князь отправил на следующий день в город гонцов, чтобы они пришли к Днепру.
  • Большинство киевлян с детьми подошли к реке и вошли в воду. В присутствии владимирских священников их крестили.
  • Крещение Киева христианством началось по всей стране.

Распространение христианства на землях Руси

  • Внедрение новой веры требовало времени.
  • Исследователи утверждают, что Русинская церковь еще в 12 в. были специальные места для крещения взрослых.
  • Первоначально в

  • году к христианству присоединились крупнейшие города.
  • Хроника приносит единственного свидетеля вспышки недовольства действиями принца. И Владимир нешитну нашел волю и решимость, поэтому введение христианства сделало его, в отличие от его предшественников Аскольда и Ольги, необратимым.
  • И новая вера обрела сторонников мирным путем, тем, что многие древние традиции остались на Родине, Руси, переплетаясь с христианскими обрядами.
  • Например, среди песен — величальных песен в честь рождения Иисуса Христа, — а между тем многие из них возникли еще в дохристианские времена.

Значение введения христианства как государственной религии на Руси Принятие христианства оказало огромное влияние на дальнейшее развитие страны.

  • К непосредственным последствиям введения христианства в Киевском государстве в сфере внутренней политики относятся — укрепление власти великого князя, тесное объединение вокруг Киева ризноплеминных территорий, порожденных преодолением местных языческих верований и установок замкнутости и отделение от других районов .
  • в международной жизни последствия введения христианства — в установлении равноправных отношений с христианскими странами , в основном из Византийской империи.
  • прямым следствием принятия христианства как государственной религии является создание во Владимире церковной организации .
  • последствия владимирских мероприятий по расширению просвещения были непосредственно связаны с введением христианства, но явственно шли через несколько десятилетий — когда в нашей области литературная культура процветала .
  • Просто отдаленное во времени было развитие искусства архитектуры и живописи, ювелирного искусства и музыки , без которого не обойтись без пышных празднеств в христианской церкви.
  • наиболее отдаленные во времени последствия введения христианства в области человеческих отношений . Даже сегодня все так же важны указания Иисуса Христа : его учения являются основой современной цивилизации .
  • Наше понимание добра и зла, милосердия и жестокости, верности и предательства, чести и стыда, лени и усердия, честности и безответственности, беззакония и справедливости основано на христианских ценностях.
  • с христианством на нашей земле окрепла семья, замкнула детей на уважение родителей, снискала большое уважение женщина-мать. Постепенно люди научились нести ответственность за свои поступки, ведь каждый по христианскому учению будет отчетом о своей жизни перед Богом.

4. Прочие бытовые мероприятия Владимир

Дом Киев


  • Во Владимире Киев Детинец увеличилось в несколько раз. Он защищал крепкую стену, вал и ров.
  • на «город Владимир» — так детинец придумал Владимира, можно было пройти через ворота.
  • К

  • труднодоступным воротам добавился высокий оборонительный вал и глубокий ров, через который перекинут мост.

  • г. украшением «внутри» города Владимира была каменная церковь Богородицы, строительство которой длилось с 989 г. в течение семи лет.
    • Это был главный и первый каменный храм Киевской Руси.
    • г. на содержание церкви князь Владимир приказал отдавать десятую часть ее прибыли. Поэтому, как свидетельствовал летописец, называл ее десятин.
    • Наряду с церковью Божией расположены роскошные княжеские дворцы — здесь Владимир устроил большой пир, память о котором до сих пор живет в траве.
  • На кремле жили и богатейшие магнаты Киева.
  • В Киеве

  • хвост археологи установили, что среди его жителей были купцы и ремесленники — гончары, кожемяки, ювелиры и другие.
  • Большая часть оккупированного Киева Торговище, где собирались гости , т. е. купцы со всего мира. Именно на Подоле швартувались их корабли, потому что в нем располагалась киевская гавань.

первая чеканка монет и управление законами России


  • г. О прагматических намерениях князя Владимира государство указывало тем, что он первым начал чеканить монеты россиян.
  • Археологи нашли Владимирские монеты из серебра — срибник и с золотом — злотник.
  • Владимир также является славой первого составителя законов Руси.

5. Внешняя политика Владимира Великого

Присоединение Киевского государства к христианскому миру способствовало установлению более тесных отношений со многими странами. В Византия , к партнерам России принадлежало Чехия, Венгрия, Польша, Германская империя, Болгария . Яркие отношения завязались с Римом как центром христианской церкви.

особое место во внешнеполитических отношениях с Владимиром сб Печенеги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts