Что будда говорил о боге: Боги в раннем буддизме
Содержание
Нянапоника Тхера: Буддизм и идея Бога
В западной литературе высказываются довольно противоречивые мнения
об отношении буддизма к понятию Бога и божеств. Изучение проповедей
Будды, сохранённых в Палийском каноне, покажет, что идея олицетворённого
божества, некоего бога-творца, представляемого вечным и
всемогущим, несовместима с наставлениями Будды. В то же время, любые
концепции обезличенной божественности, например, мировая душа
и т. д., исключаются наставлениями Будды об «анатта», не-я
или несубстанциональности.
В буддийской литературе вера в бога-творца (иссара-ниммана-вада)
часто упоминается и отвергается наряду с другими причинами, ошибочно
используемыми для объяснения происхождения мира; такими, например, как
мировая душа, время, природа и т. д. Кроме того, вера в Бога отнесена к
той же категории, что и пагубные с моральной точки зрения заблуждения,
отрицающие каммические последствия действий, допускающие случайное
происхождение человека и природы либо говорящие об абсолютном
детерминизме. Утверждается, что это в целом пагубные взгляды, несущие
определённые отрицательные последствия из-за своего влияния на
нравственное поведение.
Тем не менее, теизм считается разновидностью каммического учения,
поскольку признаёт нравственную эффективность действий. Поэтому теист,
ведущий нравственную жизнь, как и любой другой нравственный человек,
может ожидать благоприятного перерождения. Возможно, что он даже
переродится в небесном мире, схожим с его представлениями, хотя и не
останется там навечно, вопреки своим ожиданиям. Однако, если фанатизм
побудит его подвергать гонениям тех, кто не разделяет его верований,
это будет иметь тяжкие последствия для его будущей судьбы. Ибо
фанатизм, нетерпимость и жестокость к другим, порождают неблагоприятную
камму, ведущую к нравственному упадку и несчастливому перерождению.
Несмотря на то, что вера в Бога не исключает благоприятного
перерождения, она является разновидностью этернализма, заблуждения о
постоянстве, коренящегося в жажде к существованию, и в этом плане она
служит препятствием к окончательному освобождению.
Из оков (самйоджана), привязывающих к существованию, теизм
главным образом связан с верой в существование «я», привязанностью к
правилам и ритуалам, а также со стремлением к тонкотелесному
существованию или существованию на «небесах чувственной сферы», в
зависимости от обстоятельств.
Идея Бога, как попытка объяснить вселенную, её происхождение и
положение человека в окружающем мире, была признана буддийскими
мыслителями прошлого совершенно неубедительной. Столетиями буддийские
философы излагали обстоятельные аргументы, опровергающие учение о
боге-творце. Было бы интересно сравнить их доводы с подходами, которые
западные философы использовали для опровержения теологических
доказательств существования Бога.
Но для искренне верующего человека, идея Бога представляет собой
нечто большее, чем просто средство объяснения внешних событий, таких
как происхождение мира. Для него это предмет веры, который может
даровать стойкое чувство уверенности не только в существовании Бога
«где-то там», но и в его непосредственной близости, в утешающем
присутствии Бога. Это чувство уверенности требует более детального
исследования. Такое исследование прояснит, что в большинстве случаев,
идея Бога является всего лишь проекцией идеала её сторонников — как
правило, благородного идеала — а также их пылкого желания и
укоренившейся потребности верить. Такие проекции во многом обусловлены
внешними факторами, такими как детские впечатления, образование,
традиции и социальное окружение. Несущие сильную эмоциональную
нагрузку, призванные к жизни впечатляющими способностями людей к
формированию образов, визуализации и мифотворчеству, эти проекции затем
отождествляются с понятиями и представлениями любой религии,
исповедуемой набожным человеком. В «божественном опыте» большинства
искренне верующих людей при глубоком анализе не обнаружилось бы
какого-либо более конкретного содержания.
Но разнообразие и значение веры в Бога и божественного опыта не
исчерпывается до конца предыдущими замечаниями. Жизни и писания
подвижников всех великих религий несут свидетельства религиозных
переживаний значительной силы, при этом в самом качестве сознания
происходили существенные изменения. Глубокая погружённость в молитву
или медитацию может вызвать углубление и расширение, прояснение и
увеличение силы сознания, сопровождаемые распространяющимся чувством
восторга и блаженства. Контраст между подобными состояниями сознания и
нормальной здравой осознанностью столь разителен, что мистик считает
свои переживания проявлением божественного; и учитывая данный контраст,
это допущение вполне понятно. Кроме того, мистические переживания
характеризуются заметным ослаблением или временным исчезновением
многочисленных чувственных восприятий и беспокойных мыслей, и такая
относительная целостность ума истолковывается как соединение или
общение с Единым Богом. Все эти глубоко волнующие впечатления и первые
спонтанные интерпретации мистик впоследствии отождествляет со своей
конкретной теологической системой. Но интересно отметить, что попытки
величайших западных мистиков соотнести свои мистические переживания с
официальными догмами своих церквей, зачастую выливались в учения,
сомнительные с точки зрения ортодоксии, или даже отъявленно еретические.
Психологические явления, лежащие в основе таких религиозных
переживаний, признаются буддистом и хорошо ему известны; но он
тщательно различает сами переживания от теологических истолкований,
которыми они отягощены. После выхода из глубокого медитативного
погружения (джхана), буддисту-созерцателю рекомендуется
рассматривать физические и умственные факторы, составляющие его опыт, в
свете трёх характеристик всего обусловленного существования:
непостоянство, подверженность страданию и отсутствие неизменного «я»
или вечной сущности. Прежде всего, это делается с целью направить
медитативную чистоту и силу сознания к достижению высшей цели — к
освобождающему прозрению. Но этот процесс также имеет очень важный
сопутствующий эффект, интересующий нас: медитирующий не будет ошеломлён
различными неконтролируемыми эмоциями и мыслями, вызванными его
необычайным опытом, и потому будет способен избежать неподтверждённых
фактами истолкований своего опыта.
Следовательно, буддист-созерцатель, используя достигнутую им
утончённость сознания, будет способен увидеть эти медитативные
переживания такими, какие они есть; и позднее узнает, что за ними не
стоит какой-либо неизменной сущности, которую можно было бы назвать
божеством, проявляющим себя в уме. Следовательно, заключение буддиста
должно быть таким: высочайшие мистические состояния не служат
доказательством существования олицетворённого Бога или обезличенной
божественности.
Подчас буддизм называли атеистическим учением, либо одобрительно,
как это делали скептики и рационалисты, либо уничижительно, как
поступали приверженцы теистических взглядов. Буддизм может быть
расценен как атеистическое учение лишь по одной причине, а именно,
поскольку он отрицает существование вечного, всемогущего Бога или
божества — создателя и вершителя мира. Однако слово «атеизм», подобно
слову «безбожный», часто несёт пренебрежительный подтекст или
подразумевает значения, которые ни коим образом не применимы к учению
Будды.
Употребляющие слово «атеизм», зачастую связывают его с
материалистическим учением, не знающим ничего выше этого мира чувств и
скудного счастья, даруемого им. Буддизм совершенно не таков. Здесь он
сходится с доктринами других религий, полагая, что поистине прочное
счастье не может быть найдено в этом мире; также, добавляет Будда, его
нельзя отыскать ни на каком более высоком плане существования,
представляемом как небесный или божественный мир, поскольку все планы
существования являются временными, они неспособны даровать вечное
блаженство. Духовные ценности, проповедуемые буддизмом, направлены не
на новую жизнь где-нибудь в лучшем мире, а на состояние всецело
выходящее за пределы этого мира, — Ниббану. Однако, здесь необходимо
отметить, что в буддийских духовных ценностях нет непроницаемой стены
между будущим миром и существованием здесь и сейчас. Эти ценности имеют
прочные корни в самом этом мире, поскольку направляют к наивысшему
постижению в нынешней жизни. Наравне с этими духовными стремлениями,
буддизм поощряет искреннее старание сделать жизнь в этом мире лучше.
Материалистическая философия аннигиляционизма (уччхедавада)
категорически отвергнута Буддой как ложная доктрина. Будда не учит
уничтожению после смерти, и учение о камме, — достаточное тому
подтверждение. Оно допускает продолжение существования, но не вечной
души, а психического процесса, подверженного новому становлению; и
таким образом учит перерождению без перевоплощения. Опять же, учение
Будды не является нигилизмом, не дающим страдающему человечеству
большей надежды, чем окончательное холодное небытие. Напротив, это
учение спасения (нияника-дхамма) или освобождения (вимутти),
приписывающее человеку способность своими собственными усилиями достичь
наивысшей цели, Ниббаны, полного прекращения страдания и окончательного
искоренения жадности, злости и заблуждения. Ниббана далека от того,
чтобы быть пустым местом аннигиляции; также она не может быть
отождествлена с идей Бога в любых её формах, поскольку не является ни
первоисточником, ни постоянной основой, ни сущностью мира.
Буддизм не враг религии, каковым считается атеизм. В
действительности, буддизм не является врагом ни для чего. Буддист
признает и оценит любые нравственные, духовные и культурные ценности,
созданные верой в Бога за её долгую и разнообразную историю. Но мы не
можем закрыть глаза на тот факт, что идея Бога слишком часто служила
предлогом для человеческой жажды власти, а также её безрассудного и
жестокого использования, тем самым изрядно увеличивая и без того
достаточную меру горя в этом мире, считающемся творением вселюбящего
Бога. Свободная мысль, беспрепятственное исследование и выражение
инакомыслия веками встречали сопротивление и подавлялись во имя
служения Богу. Увы, но эти и другие отрицательные последствия до сих
пор полностью не ушли в прошлое.
Также слово «атеизм» содержит косвенный намёк на попустительство
безнравственности, или веру в то, что созданная человеком мораль без
санкции от Бога не имеет под собой прочной основы. Но с точки зрения
буддизма основной моральный закон — это неотъемлемая часть самой жизни.
Он является частным случаем закона причины и следствия, и не нуждается
ни в божественном законодателе, ни в опоре на меняющиеся человеческие
представления о сложившихся в обществе второстепенных нормах этики и
обычаях. Всё возрастающая часть человечества стремительно теряет веру в
Бога, а вместе с ней и привычные мотивы к нравственному поведению. Это
показывает, как рискованно основывать нравственные постулаты на
божественных заповедях, когда приписываемый им источник быстро
утрачивает доверие и авторитет. Существует потребность в независимом
обосновании этики, имеющем более глубокие корни, чем общественный
договор, и способном защитить безопасность личности и общественных
институтов. Буддизм предлагает такое обоснование этики.
Буддизм не отрицает наличия во вселенной планов существования и
уровней сознания, которые в определённых отношениях могут превосходить
наш земной мир и заурядное человеческое сознание. Было бы весьма наивно
отрицать это в нашу эпоху космических путешествий. Бертран Рассел
справедливо говорит: «Практически невероятно, что во вселенной не
существует ничего лучшего нас самих».
Но согласно буддийским учениям и эти более высокие планы
существования подобно нашему привычному миру, подчинены закону
непостоянства и изменения. Обитатели подобных миров, в какой-то мере,
могут быть более могущественны, счастливы и долговечны, чем люди. Не
столь важно, как мы их называем: боги, божества, дэвы или ангелы,
поскольку маловероятно, что они именуют себя так же. Они жители нашей
вселенной, попутчики в этом цикле существования; они могут быть
могущественнее, но всё же необязательно мудрее человека. Кроме того, не
стоит отрицать существование владыки и правителя этих миров и этих
существ. По всей видимости, он существует. Но так же как и любой
человеческий правитель, божественный правитель может заблуждаться
относительно своего положения и власти, до тех пор пока не появится
более великий и не укажет ему на ошибку, подобно тому, что наши тексты
говорят о Будде.
Впрочем, эти вопросы большей частью выходят за рамки обычного
человеческого опыта. Они были упомянуты здесь главным образом для того,
чтобы обозначить буддийскую позицию, а не в качестве темы для домыслов
и споров. Погружение в них может лишь отвлечь внимание и усилия от
нашей основной цели: преодоления жадности, злости и заблуждения,
непосредственно наблюдаемых в настоящем моменте.
В книге «Вопросы Милинды» есть древняя строфа,
приписываемая Будде:
Отсюда уходить не нужно,
Верх бытия вам ни к чему,
Здесь и теперь в своём же теле
Должны вы обрести победу.
(из перевода А. В. Парибка, стр. 353).
Будда и Бог Авраама. Чем похожи и чем отличаются буддизм и христианство — блог издательства ✍ «Никея»
В нашем издательстве вышла книга протоиерея Олега Корытко «Религии мира. История духовных поисков человечества». В ней рассматриваются наиболее значимые для истории человечества религиозные верования с «христианской колокольни» и в контексте идеи, что все поиски Бога служат некоему Божественному замыслу. Публикуем главу, посвящённую сходству и различиям между христианством и буддизмом.
Впервые отрывок опубликован на сайте «Татьянин день»
Буддизм, Европа и христианство
Религии мира. История духовных поисков человечества
Протоиерей Олег Корытко
1 100 р
Европейцы на протяжении веков знали о буддизме очень мало. Миссионеры воспринимали его как языческое верование, которому надо противостоять христианской миссией, — и изучали буддизм для того, чтобы понять, как лучше проповедовать. Купцы, которые торговали с буддийскими странами, тоже изучали «азы буддизма», но для утилитарных целей — чтобы понимать, как лучше вести дела.
И только в XIX веке в Европе начинается серьезное научное изучение буддизма. Многих исследователей он поразил своими идеями — это было то, чего европейская культура доселе не знала.
А в ХХ веке в Европе и Америке буддизм, и особенно дзен-буддизм, становится очень модной темой. Иногда эта мода преодолевала даже межрелигиозные границы, вплоть до того, что католические монахи и некоторые протестантские религиозные лидеры стали практиковать психофизические упражнения, явно заимствованные из дзен-буддизма (это называлось модным словосочетанием «практиковать дзен»). Предполагалось, что человек должен обрести состояние, которое позволит ему более осознанно относиться к тому, что он исповедует, видит, знает.
Популярность, которую ваджраянские практики обрели в Европе, объясняется их прекрасной методологизированностью. Человеку предлагается эффективный способ в короткие сроки достичь заоблачных высот. Причем не только в следующей жизни, но уже здесь и сейчас. Для европейского сознания это оказалось очень востребовано.
А культурный процесс наоборот? Как буддисты восприняли европейское христианское мировоззрение?
С точки зрения буддизма любой христианин пребывает в плену первой клеши — невежества: он не знает, как устроен мир, поэтому у него изначально неправильное состояние сознания, и он никак не может продвинуться к нирване. Если же речь идет о христианских аскетах, подвижниках, буддисты, как мы уже говорили, готовы предположить, что у них в каком-то смысле достойная участь (в мире форм и не-форм), но эта участь все равно находится в рамках сансары. И, может быть, только в будущем это как-то повлияет на их более благополучное рождение.
Есть очень интересное мнение, что Будда присутствует в православных святцах под именем святого Иосафата, индийского царевича, который отверг все соблазны мира, включая царственное житие, ради неких духовных устремлений.
Житие святого Иосафата составлял святой Иоанн Дамаскин, живший в VII веке. К этому времени сказание о Сиддхартхе Гаутаме приобрело довольно широкое распространение во многом благодаря существованию Великого шелкового пути. Иоанн Дамаскин работал с тем, что называется устным материалом. У него был набор разных сказаний о некоем благочестивом царевиче, из них-то и родилось житие святого Иосафата. Для Иоанна Дамаскина, как человека православной традиции, не могло существовать никакой иной важнейшей духовной цели, кроме единства со Христом. Ради чего еще человек может оставить все соблазны мира?
Далее Иоанн инкорпорирует этот сюжет в другие представления, свойственные его эпохе. Он знает, что Иосафат — царевич индийский. В Индии проповедовал апостол Фома. И он проводит редакторскую работу с дошедшими до него свидетельствами о благочестивом царевиче, который предпочел духовное мирскому.
Кстати говоря, некоторые филологи считают, что и само имя, использованное в житии, — не что иное, как искаженное «Бодхисатва».
Возможно, правда, действительно был такой индийский царевич, после проповеди апостола Фомы ставший христианином… В таком случае мы можем говорить о собирательном образе, в котором соединены вместе разные устные предания, в том числе и предание о Сиддхартхе Гаутаме, который жил еще в дохристианскую эпоху и, естественно, не мог слышать апостола Фому.
• • •
Мозаика с изображением раннего миссионера на Восток, католического святого Франциска Ксаверия
Среди буддистов есть люди, которые своей аскезой добиваются впечатляющих результатов. И если сравнивать форму, наверное, эти результаты выглядят более впечатляющими, чем подвиги христианских подвижников. Но для чего все это делается? Вопрос лежит в области целеполагания.
Какова цель христиан? У апостола Павла есть выражение: «дети мои, ради вас я снова в муках рождения, дондеже не отобразится в вас Христос» (Гал. 4: 19). Задача христианина — не просто уничтожить какие-либо движения души и тела, а бороться с греховными проявлениями, мешающими отобразиться образу Христа. Для христиан бесстрастие само по себе, без Христа, не имеет ценности.
Буддисту же никакие божественные помощники, и тем более Бог, не нужны, перед ним не стоит задачи обрести единство с Богом, а если он так вдруг помыслит, то окажется заложником уз незнания.
Иногда можно слышать рассуждения, что христианам стоит поучиться у буддистов смирению. Однако смирение — это специфическое понятие авраамических религий. Практика смирения себя перед Богом есть в иудаизме, в исламе с его покорностью, а наиболее полно и детально учение о смирении разработано в христианстве. Здесь мы находим ясные и отчетливые указания на необходимость смирения как ключевой добродетели, делающей возможной богообщение и уподобляющей нас Христу. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5: 5), — читаем мы в Новом Завете. И Сам Христос о Себе говорит, что «Аз кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11: 28).
Подобная задача не стоит перед буддистом в принципе, ибо его цель совершенно другая, да и смиряться ему не для чего и, главное, не перед Кем…
Два разных мира
Христос и Будда, Поль Рансон, 1880
Человек европейской культуры, пытающийся понять логику мысли, религиозного восприятия и духовной практики буддизма, довольно скоро обретает ощущение постепенного погружения в иную вселенную. Для последователя авраамических традиций многие вещи в буддизме оказываются чужими и несамоочевидными. И напротив, некоторые концепции, вроде реинкарнации или безначальности и бесконечности существования мира и цикличности времени, воспринимаются как само собой разумеющиеся, без всяких обоснований.
Главное и самое яркое, что поражает нас при встрече с буддизмом, — это неагрессивное неприятие идеи Бога Творца. Буддийское учение являет нам образец многовековых усилий по доказательству ложности самого стремления думать о Нем. Этот леденящий душу религиозный атеизм делает человека и только человека ответственным за свое будущее: как в этой жизни, так и в следующей.
Однако это очень специфическая ответственность, потому что нет никакого высшего судьи и законодателя, перед которым ты мог бы эту ответственность нести. Стало быть, правы в рамках своей системы последователи тхеравады, которые призывают, по сути, сконцентрироваться на эгоистичном бегстве из этого мира в поисках нирваны. Показательно при этом, что и их оппоненты — адепты махаяны — воспринимают сострадание ко всему живому и стремление помочь другим в обретении блага всего лишь как средство, как инструмент, который дает возможность следовать по верному пути.
Хотя буддизм в последние годы, прежде всего благодаря своей философской составляющей и детально проработанным психофизическим практикам, становится популярным на Западе — по природе своей это явление совершенно восточное, точнее даже — дальневосточное. Именно здесь он прижился, расцвел и принес обильные плоды.
Как мы знаем, самый распространенный вариант буддизма — махаянский. Махаяна же вобрала в себя много представлений и из даосизма, и из конфуцианства, и из иных местных верований, вроде японского синтоизма. Поэтому тот факт, что со своей исторической родины — Индии — буддизм был вытеснен и осел там, где мы его видим сегодня, — неслучаен. Перечисленные выше дальневосточные традиции оказались его предтечами, подготовившими в каком-то смысле для него почву.
Вспомним, например, что в китайском языке даже отсутствовал термин, обозначающий религию как явление, а все упомянутые традиции именовались термином «цзяо» — учение.
Или ключевое для китайской философской традиции понятие «дао» — вполне возможно, оно сыграло здесь свою роль. Дао — первоначало всякого бытия, которое важно и для конфуцианства, и особенно для даосизма, абсолютно безлично, невоспринимаемо, неуяснимо и невыразимо в словах. Концепция нирваны с ее апофатическим описанием до некоторой степени подобна методологии описания «дао», есть нечто общее у этих перекликающихся друг с другом идей.
Не стоит забывать и о том, что у даосов есть замечательная легенда об уходе основателя учения — Лао-цзы в Индию и создании им там буддизма. Эта идея абсолютно сказочная, но готовность связать даосизм и буддизм в личности одного культурного героя — явление весьма показательное.
Не случайно также, что во всех дальневосточных религиях онтологический статус человека по сравнению с авраамическими традициями — гораздо ниже. Человек автономизирован до предела.
• • •
В буддизме отсутствует важнейшая для христианства вещь — чувство присутствия личного любящего Бога, ощущение заботящегося о тебе Промысла Божия, Которым все мироздание и человек, как образ и подобие Творца, сохраняются в бытии. Между тем христианство вовсе не останавливается на констатации необходимости общения двух личностей — Бога и человека. Оно идет еще дальше: Христос нам предлагает называть Бога — Отцом. Мы буквально так и делаем каждый раз, когда произносим главную христианскую молитву, оставленную нам Спасителем: «Отче наш», «Отец наш, Который на небесах». Именно поэтому для меня, христианина и священника, выбор богооставленности как состояния человеческого сердца — «второе имя» буддизма…
Еженедельник Будды — Распространение Дхармы
перейти к содержанию
Последние функции
Измените свою жизнь с помощью четырех защитных медитаций, которым учит буддизм.
Современный мир может заставить вас крутиться. Найти время, чтобы заглянуть внутрь себя, сложно, поскольку все внешние раздражители требуют вашего внимания. Однако человеческая душа взывает к более глубокому пониманию и покою, которые могут принести только созерцательные практики…
Подробнее
18 декабря 2022 года — День ламы Цонкапы 2022 года — Ганден Нгамчо, годовщина паринирваны ламы Цонкапы!
Паринирвана великого мудреца Страны снегов Ламы Дже Цонкапы отмечается 18 декабря 2022 года этого года. (День ламы Цонкапы отмечается ежегодно на 25-й день тибетского лунного календаря, который…
Подробнее
Weekly Dharma by Email
Получайте по электронной почте подробные обзоры журнала Buddha Weekly.
Вы можете отказаться от подписки в любое время. Для получения более подробной информации ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности.
Предстоящие учебные мероприятия
НОВОЕ видео для участников, HD-версия без рекламы: 100-слоговая мантра Ваджрасаттвы «Очищение и исцеление» на санскрите в прекрасном исполнении
Для покровителей и членов HD и без рекламы: Будда научил нас, как очищать препятствия, омрачения, негативную карму и даже болезни с помощью медитации Ваджрасаттвы, визуализации и мантр. Повторяйте 100-слоговую санскритскую мантру, которую здесь красиво поет Хришикеш Сонар, с медитативным. ..
Подробнее — требуется вход в систему
Подписывайтесь на наш Youtube-канал, спасибо!
10 способов, которыми наука согласуется с буддийскими концепциями: наука и буддизм сходятся в методах, открытости, космологии, временных концепциях и многом другом.
В каких десяти аспектах современная наука и современный буддизм действительно согласуются? Какие десять учений Будды хорошо согласуются с общепринятой современной наукой? Мы рассматриваем эти и многие другие вопросы в этой специальной рубрике «Научного буддиста»…
Подробнее
Измените свою жизнь с помощью четырех защитных медитаций, которым учит буддизм.
Современный мир может заставить вас крутиться. Найти время, чтобы заглянуть внутрь себя, сложно, поскольку все внешние раздражители требуют вашего внимания. Однако человеческая душа взывает к более глубокому пониманию и покою, которые могут принести только созерцательные практики,.. .
Подробнее
Махамудра, обширная, как пространство и за пределами ума; ничем не загрязненный, ничем не заслоняющий открытость
Махамудра во многих отношениях является высшей практикой тибетского буддизма, но при этом она чрезвычайно проста. Майтрипа, великий ученик Тилопы, махасиддха, описал махамудру так: «Махамудра, то, что едино и находится за пределами ума, ясно, но безмысленно, всепроникающе и…
Подробнее
Дхания Сутта — «Вперед и дождь» Дхания Скотовод: мистическое послание, значимое в сегодняшнем напряженном мире
Среди самых поэтичных и прекрасных сутт — Дхания-сутта, которая временами кажется греческой драмой в стихах или песней великого трубадура. Она уникальна среди сутт и широко публикуется, переводится и…
Подробнее
Сутры: 10 полезных способов получить удовольствие от чтения буддийских сутр и узнать больше; советы по созданию собственного клуба чтения Сутра-Сутты
Более 2500 лет назад Сиддхартха Гаутама получил ряд глубоких постижений, которые привели его к тому, что он стал Буддой, Пробужденным. Чтобы поделиться своими идеями и знаниями с другими, он начал преподавать и читать лекции, которые были…
Подробнее
Три основных пути — несравненный путь Отречения, Бодхичитты, Шуньяты.
Непревзойденное учение буддизма Махаяны известно под общим названием «Три основных пути». Эти три — Отречение, Бодхичитта и Шуньята. Вместе они представляют самые важные учения. Неизбежно, что все учения начинаются — а затем многократно усиливаются — с этих…
Подробнее
Песня Просветления Мастера Юнлиа — выход за пределы всех дуализмов, теорий, имен, форм, предпочтений и отвращений.
Песня Просветления[1]— Комментарий Песня Просветления — это краткий трактат, состоящий примерно из 1800 слов, написанный в литературных стихах Мастером Юнцзя (Ёка Генкаку, на японском языке)[2]. Это длинное стихотворение, довольно сложное для понимания, но наполненное глубоким смыслом…
Подробнее
Шесть способов сосредоточить ум: метта, внимательность, дыхание, прогрессивный, трансцендентальный или дзадзэн.
Наше общество изобилует стрессом, конкуренцией, страхом и меркантильностью, но мы живем в то время, когда духовность стала модным словечком. С одной стороны, определенно есть повышенная потребность в спиритуализме в стрессовой обстановке, но все же кажется…
Подробнее
Три основных пути — несравненный путь Отречения, Бодхичитты, Шуньяты.
Непревзойденное учение буддизма Махаяны известно под общим названием «Три основных пути». Эти три — Отречение, Бодхичитта и Шуньята. Вместе они представляют самые важные учения. Неизбежно, что все учения начинаются — а затем многократно усиливаются — с этих…
Подробнее
Как Тара Будда спасла мне жизнь — появление рядом с моей больничной койкой
Четыре недели назад я прошел то, что, как я думал, было обычным стресс-тестом на сердце — только для того, чтобы скорая помощь доставила меня в больницу на полпути к тесту. Несколько дней спустя я увидел Тару, стоящую возле моей больницы. ..
Подробнее
Посетите нас по адресу:
@BuddhaWeekly
#BuddhaWeekly
Вы пропустили это?
Архивы
Архивы
Выбрать месяц Декабрь 2022 Ноябрь 2022 Октябрь 2022 Сентябрь 2022 Август 2022 Июль 2022 Июнь 2022 Май 2022 Апрель 2022 Март 2022 Февраль 2022 Январь 2022 Декабрь 2021 Ноябрь 2021 Октябрь 2021 Сентябрь 2021 Август 2021 Июль 2021 Июнь 1 1 2 Февраль 2021 Май 2021 Апрель 2020 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 Октябрь 2020 Сентябрь 2020 Август 2020 Июль 2020 Июнь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019Ноябрь 2019 г. октябрь 2019 г. Сентябрь 2019 г. Август 2019 г., июль 2019 г., июнь 2019 г., май 2019 г., апрель 2019 г. Март 2019 г. Февраль 2019 г., январь 2019 г., декабрь 2018 г., ноябрь 2018 г., октябрь 2018 г., сентябрь 2018 г., август 2018 г., июль 2018 г., июнь 2018 апрель 2018 г. Март 2018 г. Февраль 2018 январь 2018 г. Декабрь 2017 г. Ноябрь 2017 г. Октябрь 2017 г. Сентябрь 2017 г. август 2017 г., июль 2017 г., июнь 2017 г., май 2017 г. Апрель 2017 г. Март 2017 г. Февраль 2017 г. Январь 2017 г. Декабрь 2016 г., ноябрь 2016 г., октябрь 2016 г. Сентябрь 2016 г., август 2016 г., июнь 2016 г., июнь 2016 г., май 2016 г. Апрель 2016 г. Март 2016 г. Февраль 2016 г. Декабрь 2015 г. Октябрь 2015 г. Сентябрь 2015 г. Апрель 2015 г. Апрель 2015 г. Март 2015 г. Январь 2015 г. Ноябрь 2014 г. Сентябрь 2014 г. Апрель 2014 г. Июнь 2013 г. Январь 2013 г. Декабрь 2012 г. Ноябрь 2012 г. Сентябрь 2012 г.
Categories
CategoriesSelect CategoryAnnual Grand DrubchoAvalokiteshvaraBirthdays of TeachersBodhisattva Annual DaysBodhisattvasBonBook / Movie ReviewBuddhaBuddha Annual Sacred DaysBuddhist LivingBuddhist PracticesCalendarDaka Tsog (Tsok) DatesDakiniDakini Day and TsogDakini WisdomDalai LamaDeitiesDharmaDharma DatesFull MoonGarchen RinpocheGuru RinpocheI’m Thankful ForIn Buddha’s WordsJataka TalesKarmaKoans and RiddlesKyabje Garchen RinpocheLama TsongkhapaLama Tsongkhapa DayLamrim / NgondroMahayanaMantraMedicine BuddhaMedicine Buddha DayMeditationMember Early AccessMember VideosMindfulnessNew MoonNewsOur Readers AskPadmasambhava DaysPodcastProtector Puja DaysRebirth / ReincarnationSanghaScientific BuddhistSpecial DaysSpecial DaysSutras & SuttaSymbolsTantraTaraTara Puja DaysTeacher InterviewsTeacher VideosTeachersTeaching videosTeaching VideosTheravadaTop 50 FeaturesVajrakilayaVajrayanaVideo Teacher AdviceVideosWeekly FeaturesWhat the Buddhist Teachers SayWhat th eУчителя говорятЧто говорят учителяZen • Chan • Seon
© 2007-2022 Еженедельник Будды. Все права защищены. Еженедельник Будды является торговой маркой.
Еженедельник «Будда» — это некоммерческая ассоциация волонтеров с 2007 года, приверженная буддийской миссии «Распространения Дхармы» — БЕСПЛАТНО для читателей. О Buddha Weekly>>
Buddha Weekly и BuddhaWeekly.com являются товарными знаками, используемыми с 2007 г. Spread the Dharma — товарными знаками, используемыми с 2021 г.
Все права защищены. Пожалуйста, не стесняйтесь делать выдержки из историй с полным указанием авторства и ссылкой на «Buddha Weekly». Пожалуйста, не используйте больше отрывка. В соответствии с условиями использования и заявлением о конфиденциальности. Вся информация на этом сайте, включая, помимо прочего, текст, графику, изображения и другие материалы, содержащиеся на этом сайте, предназначена только для информационных и образовательных целей.
Целью этого веб-сайта является распространение информации и знаний. Он не предназначен для замены профессиональной консультации, включая медицинскую консультацию, диагностику или лечение.
Миссия еженедельника «Будда» «Распространять Дхарму» осуществляется через буддийские образовательные мероприятия на этом веб-сайте, BuddhaWeekly.com, вместе с каналом «Будда Еженедельник» на Youtube, подкастами SpreadtheDharma и соответствующими веб-сайтами, каналами социальных сетей и мероприятиями.
Еженедельник Будды не рекомендует и не поддерживает какую-либо информацию, которая может быть упомянута на этом веб-сайте. Вы полагаетесь на любую информацию, представленную на этом веб-сайте, исключительно на свой страх и риск.
Ссылки Amazon иногда являются партнерскими ссылками с небольшими комиссиями, поддерживающими миссию «Распространение Дхармы» еженедельника Будды.
Перевести »
Еженедельник Будды — Распространение Дхармы
перейти к содержанию
Последние функции
Измените свою жизнь с помощью четырех защитных медитаций, которым учит буддизм.
Современный мир может заставить вас крутиться. Найти время, чтобы заглянуть внутрь себя, сложно, поскольку все внешние раздражители требуют вашего внимания. Однако человеческая душа взывает к более глубокому пониманию и покою, которые могут принести только созерцательные практики,…
Подробнее
18 декабря 2022 года — День ламы Цонкапы 2022 года — Ганден Нгамчо, годовщина паринирваны ламы Цонкапы!
18 декабря 2022 года в этом году отмечается паринирвана великого мудреца Страны снегов Ламы Дже Цонкапы. (День ламы Цонкапы отмечается каждый год на 25-й день тибетского лунного календаря, что означает…
Подробнее
Еженедельник Дхармы по электронной почте
Получайте подробные статьи о еженедельнике Будды по электронной почте.
Вы можете отказаться от подписки в любое время. Для получения более подробной информации ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности.
Предстоящие учебные мероприятия
НОВОЕ видео для участников, HD-версия без рекламы: 100-слоговая мантра Ваджрасаттвы «Очищение и исцеление» на санскрите в прекрасном исполнении
Для покровителей и членов HD и без рекламы: Будда научил нас, как очищать препятствия, омрачения, негативную карму и даже болезни с помощью медитации Ваджрасаттвы, визуализации и мантр. Повторяйте 100-слоговую санскритскую мантру, которую здесь красиво поет Хришикеш Сонар, с медитативным…
Подробнее — требуется вход в систему
Подписывайтесь на наш Youtube-канал, спасибо!
10 способов, которыми наука согласуется с буддийскими концепциями: наука и буддизм сходятся в методах, открытости, космологии, временных концепциях и многом другом.
В каких десяти аспектах современная наука и современный буддизм действительно согласуются? Какие десять учений Будды хорошо согласуются с общепринятой современной наукой? Мы рассматриваем эти и многие другие вопросы в этой специальной рубрике «Научного буддиста»…
Подробнее
Измените свою жизнь с помощью четырех защитных медитаций, которым учит буддизм.
Современный мир может заставить вас крутиться. Найти время, чтобы заглянуть внутрь себя, сложно, поскольку все внешние раздражители требуют вашего внимания. Однако человеческая душа взывает к более глубокому пониманию и покою, которые могут принести только созерцательные практики,. ..
Подробнее
Махамудра, обширная, как пространство и за пределами ума; ничем не загрязненный, ничем не заслоняющий открытость
Махамудра во многих отношениях является высшей практикой тибетского буддизма, но при этом она чрезвычайно проста. Майтрипа, великий ученик Тилопы, махасиддха, описал махамудру так: «Махамудра, то, что едино и находится за пределами ума, ясно, но безмысленно, всепроникающе и…
Подробнее
Дхания Сутта — «Вперед и дождь» Дхания Скотовод: мистическое послание, значимое в сегодняшнем напряженном мире
Среди самых поэтичных и прекрасных сутт — Дхания-сутта, которая временами кажется греческой драмой в стихах или песней великого трубадура. Она уникальна среди сутт и широко публикуется, переводится и…
Подробнее
Сутры: 10 полезных способов получить удовольствие от чтения буддийских сутр и узнать больше; советы по созданию собственного клуба чтения Сутра-Сутты
Более 2500 лет назад Сиддхартха Гаутама получил ряд глубоких постижений, которые привели его к тому, что он стал Буддой, Пробужденным. Чтобы поделиться своими идеями и знаниями с другими, он начал преподавать и читать лекции, которые были…
Подробнее
Три основных пути — несравненный путь Отречения, Бодхичитты, Шуньяты.
Непревзойденное учение буддизма Махаяны известно под общим названием «Три основных пути». Эти три — Отречение, Бодхичитта и Шуньята. Вместе они представляют самые важные учения. Неизбежно, что все учения начинаются — а затем многократно усиливаются — с этих…
Подробнее
Песня Просветления Мастера Юнлиа — выход за пределы всех дуализмов, теорий, имен, форм, предпочтений и отвращений.
Песня Просветления[1]— Комментарий Песня Просветления — это краткий трактат, состоящий примерно из 1800 слов, написанный в литературных стихах Мастером Юнцзя (Ёка Генкаку, на японском языке)[2]. Это длинное стихотворение, довольно сложное для понимания, но наполненное глубоким смыслом…
Подробнее
Шесть способов сосредоточить ум: метта, внимательность, дыхание, прогрессивный, трансцендентальный или дзадзэн.
Наше общество изобилует стрессом, конкуренцией, страхом и меркантильностью, но мы живем в то время, когда духовность стала модным словечком. С одной стороны, определенно есть повышенная потребность в спиритуализме в стрессовой обстановке, но все же кажется…
Подробнее
Три основных пути — несравненный путь Отречения, Бодхичитты, Шуньяты.
Непревзойденное учение буддизма Махаяны известно под общим названием «Три основных пути». Эти три — Отречение, Бодхичитта и Шуньята. Вместе они представляют самые важные учения. Неизбежно, что все учения начинаются — а затем многократно усиливаются — с этих…
Подробнее
Как Тара Будда спасла мне жизнь — появление рядом с моей больничной койкой
Четыре недели назад я прошел то, что, как я думал, было обычным стресс-тестом на сердце — только для того, чтобы скорая помощь доставила меня в больницу на полпути к тесту. Несколько дней спустя я увидел Тару, стоящую возле моей больницы. ..
Подробнее
Посетите нас по адресу:
@BuddhaWeekly
#BuddhaWeekly
Вы пропустили это?
Архивы
Архивы
Выбрать месяц Декабрь 2022 Ноябрь 2022 Октябрь 2022 Сентябрь 2022 Август 2022 Июль 2022 Июнь 2022 Май 2022 Апрель 2022 Март 2022 Февраль 2022 Январь 2022 Декабрь 2021 Ноябрь 2021 Октябрь 2021 Сентябрь 2021 Август 2021 Июль 2021 Июнь 1 1 2 Февраль 2021 Май 2021 Апрель 2020 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 Октябрь 2020 Сентябрь 2020 Август 2020 Июль 2020 Июнь 2020 Май 2020 Апрель 2020 Март 2020 Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019Ноябрь 2019 г. октябрь 2019 г. Сентябрь 2019 г. Август 2019 г., июль 2019 г., июнь 2019 г., май 2019 г., апрель 2019 г. Март 2019 г. Февраль 2019 г., январь 2019 г., декабрь 2018 г., ноябрь 2018 г., октябрь 2018 г., сентябрь 2018 г., август 2018 г., июль 2018 г., июнь 2018 апрель 2018 г. Март 2018 г. Февраль 2018 январь 2018 г. Декабрь 2017 г. Ноябрь 2017 г. Октябрь 2017 г. Сентябрь 2017 г. август 2017 г., июль 2017 г., июнь 2017 г., май 2017 г. Апрель 2017 г. Март 2017 г. Февраль 2017 г. Январь 2017 г. Декабрь 2016 г., ноябрь 2016 г., октябрь 2016 г. Сентябрь 2016 г., август 2016 г., июнь 2016 г., июнь 2016 г., май 2016 г. Апрель 2016 г. Март 2016 г. Февраль 2016 г. Декабрь 2015 г. Октябрь 2015 г. Сентябрь 2015 г. Апрель 2015 г. Апрель 2015 г. Март 2015 г. Январь 2015 г. Ноябрь 2014 г. Сентябрь 2014 г. Апрель 2014 г. Июнь 2013 г. Январь 2013 г. Декабрь 2012 г. Ноябрь 2012 г. Сентябрь 2012 г.
Categories
CategoriesSelect CategoryAnnual Grand DrubchoAvalokiteshvaraBirthdays of TeachersBodhisattva Annual DaysBodhisattvasBonBook / Movie ReviewBuddhaBuddha Annual Sacred DaysBuddhist LivingBuddhist PracticesCalendarDaka Tsog (Tsok) DatesDakiniDakini Day and TsogDakini WisdomDalai LamaDeitiesDharmaDharma DatesFull MoonGarchen RinpocheGuru RinpocheI’m Thankful ForIn Buddha’s WordsJataka TalesKarmaKoans and RiddlesKyabje Garchen RinpocheLama TsongkhapaLama Tsongkhapa DayLamrim / NgondroMahayanaMantraMedicine BuddhaMedicine Buddha DayMeditationMember Early AccessMember VideosMindfulnessNew MoonNewsOur Readers AskPadmasambhava DaysPodcastProtector Puja DaysRebirth / ReincarnationSanghaScientific BuddhistSpecial DaysSpecial DaysSutras & SuttaSymbolsTantraTaraTara Puja DaysTeacher InterviewsTeacher VideosTeachersTeaching videosTeaching VideosTheravadaTop 50 FeaturesVajrakilayaVajrayanaVideo Teacher AdviceVideosWeekly FeaturesWhat the Buddhist Teachers SayWhat th eУчителя говорятЧто говорят учителяZen • Chan • Seon
© 2007-2022 Еженедельник Будды. Все права защищены. Еженедельник Будды является торговой маркой.
Еженедельник «Будда» — это некоммерческая ассоциация волонтеров с 2007 года, приверженная буддийской миссии «Распространения Дхармы» — БЕСПЛАТНО для читателей. О Buddha Weekly>>
Buddha Weekly и BuddhaWeekly.com являются товарными знаками, используемыми с 2007 г. Spread the Dharma — товарными знаками, используемыми с 2021 г.
Все права защищены. Пожалуйста, не стесняйтесь делать выдержки из историй с полным указанием авторства и ссылкой на «Buddha Weekly». Пожалуйста, не используйте больше отрывка. В соответствии с условиями использования и заявлением о конфиденциальности. Вся информация на этом сайте, включая, помимо прочего, текст, графику, изображения и другие материалы, содержащиеся на этом сайте, предназначена только для информационных и образовательных целей.
Целью этого веб-сайта является распространение информации и знаний.