Что дает человеку и обществу религия: Религия — суть, виды, типы, определение и значение

Разное

Содержание

Что такое религия и какова ее роль в жизни общества: Статьи общества ➕1, 18.03.2022

Религия — это система взглядов, основанная на безусловной вере в сверхъестественное. Она включает в себя свод догматов, моральных норм, правил поведения, обрядов и объединяет людей в соответствующие организации (община, церковь и т. д.). Исторически сложилось различное отношение к религиозному мировоззрению: одни называют веру смыслом жизни, другие — отрицают необходимость существования религии.

Фото: Rahul Verma / Pexels

Религия зародилась в первобытные времена. Одной из самых ранних ее форм стал тотемизм — вера в мистическую связь между людьми и животными или растениями. Реже его последователи поклонялись неодушевленным предметам и явлениям природы. Тотемизм встречается и сейчас. Так, североамериканские индейцы оджибва считают своими тотемами медведя, волка, бобра и других животных. Они признаны покровителями и помощниками, которые защищают род и даруют силу.

Еще одна ранняя форма религии — анимизм. Это вера в существование бессмертной души человека и живых существ. Вера в духов также относится к анимизму. Этнографы считают, что так люди пытались объяснить тени, эхо, отражения и другие явления, природа которых была им непонятна.

Первобытные люди наделяли магической силой конкретные предметы: камни необычной формы, зубы животных, фигурки, вырезанные из дерева. Так появился фетишизм (от португальского feitiço — амулет, магическая вещь). Одной из его форм является идолопоклонство.

В дальнейшем религии начали усложняться. Люди стали поклоняться множеству богов. А на смену языческому пантеону пришло единобожие — возник монотеизм. Сейчас он представлен такими мировыми религиями, как иудаизм, христианство и ислам.

Фото: Chinh Le Duc / Unsplash

Большинство стран мира не обязывает своих граждан придерживаться религиозных канонов. За редким исключением (например, в Саудовской Аравии, Судане, Афганистане и других исламских странах отступничество от веры грозит смертной казнью), люди добровольно становятся верующими, участвуют в церковных богослужениях, соблюдают пост. Это желание может быть связано со следующими причинами:

Поиск смысла жизни. Нам нужна уверенность в том, что мы все делаем правильно и стремимся к важной цели. Для верующего человека целью становится духовное самосовершенствование, основанное на исполнении религиозных предписаний.

Страх смерти. Что произойдет, когда земное существование оборвется? Мы подсознательно хотим верить в то, что смерть станет лишь одним из этапов нашего пути.

Стремление к справедливости. Мы хотим, чтобы хорошие люди были вознаграждены, а плохие — наказаны. Осознание того, что злодеев так и не настигнет справедливая кара, способно вогнать в депрессию, поставить крест на духовном развитии.

Попытка объяснить то, что непонятно. Ученый-когнитивист Джастин Барретт утверждает, что именно особенности человеческой психики заставляют человека поверить в то, что нельзя доказать. Например, если после молитвы прошла головная боль, верующие считают, что им помогли высшие силы.

Желание ощутить единство с другими людьми. Говоря «Я христианин», «Я мусульманин» и так далее, мы объединяемся с многомиллионным сообществом верующих. Все эти люди становятся нашими единомышленниками.

Как я умерла, чтобы жить

Психолог Марго Беккер — об опыте осознанного умирания

В царской России религия была частью государственной системы управления, а любые попытки отказаться от веры осуждались. Доминирующим вероисповеданием было православие, а одним из органов власти — Святейший Синод. Высказывания церковнослужителей тех времен: «Царская власть — Богом данная власть», «Бог, по образу своего небесного единоначалия, устроил на земле царя».

Положение церкви изменила революция в 1917 году. Коммунистическая партия высмеивала и отрицала веру в высшие силы, многие храмы были разрушены. Власти активно пропагандировали атеизм, называя религию «пережитком прошлого» и «опиумом для народа».

Возрождение религии началось в 1988 году, когда Михаил Горбачев признал религиозные права верующих. Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза назвал период угнетения церкви «трагической ошибкой» и пригласил духовенство к сотрудничеству в поддержании нравственности.

Современная Россия является светским государством. В то же время власти поддерживают традиционные конфессии, отмечая, что они укрепляют моральные ценности.

В 2015 году ВЦИОМ провел опрос, показавший, как изменилась роль религии в жизни россиян за 25 лет. Выяснилось, что люди стали хуже относиться к увеличению числа верующих в обществе. В 1990-м 61% опрошенных согласились с тем, что распространение религиозных убеждений приносит пользу, а спустя четверть века так считала только треть респондентов (36%).

О вреде религии для общества стали говорить чаще: с 5% в 1990 году до 23% в 2015-м. При этом 48% респондентов одобрили возведение возле их дома культовых сооружений, но только если там будут проводиться богослужения их веры. Когда речь зашла о других религиозных объектах, позитивный настрой сохранили лишь 20% опрошенных.

Люди могут прийти к вере на любом этапе жизни. Институт религии обладает следующими преимуществами.

Польза религии заключается в создании ценностных ориентиров, которые остаются за рамками юридических законов. Конечно, церкви далеко не всегда удается убедить людей следовать религиозно-этическим нормам — не лгать, не завидовать, не поклоняться золотому тельцу. Но глубоко верующие стараются не нарушать заповеди.

Специалисты Исследовательского центра Пью в США выяснили, что люди, которые регулярно участвуют в церковных службах, чувствуют себя более счастливыми, меньше страдают различного рода зависимостями. Даже неверующие приходят в храмы, чтобы отвлечься от будничной суеты, послушать песнопения, обрести спокойствие.

Осознание того, что все равны перед богом или высшим началом и каждому воздастся по делам его, помогает преодолевать проявления вражды, ненависти, жажду мести. Религиозные организации оказывают социальную помощь неимущим и побуждают каждого следовать их примеру. Например, при Русской православной церкви организовано более 90 приютов для бездомных, 500 благотворительных столовых, а также пункты обогрева и первой медицинской помощи. Религиозный человек не откажет нуждающемуся в поддержке: материальной (одежда, подаяние, кров), душевной (сострадание) или духовной (молитва, совет).

Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

В сложных жизненных ситуациях многие люди ищут утешения в религии. Нельзя сказать, что исповедь и молитва полностью заменяют психотерапевта, а тем более — психиатра. Это признают и сами священнослужители.

Но в тяжелые моменты психология религии эффективнее светской, считает Михаил Хасьминский, руководитель кризисного центра при московском храме Воскресения Христова. Например, при потере близкого родственника или постановке смертельного диагноза сложно привести доводы, которые вернут человека к нормальному существованию. Священник помогает переключиться с жизни, которая кажется лишенной смысла, на другую, вечную.

Религия призывает людей подчиняться строгим правилам, например соблюдать пост, придерживаться патриархата, посещать богослужения по выходным. Эти правила можно расценить как ограничение свободы, хотя никто не заставляет им следовать. Иногда религиозные убеждения человека могут причинить вред как ему самому, так и его ближним.

Некоторые религиозные движения побуждают своих последователей отказываться от лечения и прибегать к духовному исцелению. Чаще всего речь идет о сектах — группах, отделившихся от основного направления религии и создавших собственное учение.

Так, основательница организации «Церковь Христа» Мэри Бейкер Эдди утверждает, что болезни и смерть — это несуществующая реальность, созданная Сатаной. По ее мнению, достаточно признать нереальность недугов и сосредоточиться на Боге, чтобы исцелить себя. Еще одно религиозное движение, отказывающееся от обязательного лечения, — Свидетели Иеговы (запрещенная в России экстремистская организация). Ее представители считают переливание крови неприемлемым, даже если речь идет о спасении жизни. Это обосновывают тем, что в крови якобы находится душа. Исключения не делаются даже для детей.

Фото: Mehdi Sepehri / Unsplash

Некоторые религии, в том числе ислам, требуют подчинения жены мужу или родственникам мужского пола — отцу, братьям. Роли в традиционной семье строго распределены: муж должен обеспечивать семью, а жена — посвятить себя дому и детям. В некоторых странах и в определенных кругах получить образование и устроиться на работу можно только с разрешения супруга или родителей. Существуют и другие ограничения, такие как ношение закрытой одежды и запрет на прогулки в одиночестве. Все они мешают достичь гендерного равенства в современном понимании и могут расцениваться как нарушение прав человека.

Каждый год более 3 млн девочек переносят калечащие операции на половых органах

11 фактов о практике, наносящей увечья женщинам и детям

Сейчас все больше женщин стремятся защитить свои права и доказать, что, например, трактовка ислама с патриархальной точки зрения ошибочна. Эту точку зрения поддерживают эксперты Организации Объединенных Наций. Спецдокладчик ООН Ахмед Шахид заявил, что законодательство, основанное на религиозных убеждениях, должно быть пересмотрено. В первую очередь речь идет о законах, оправдывающих гендерное насилие, в том числе уголовное преследование женщин за нарушение супружеской верности.

Считается, что это самый опасный вид террористической деятельности. Когда мотивация становится религиозной, люди зачастую перестают реагировать на рациональные доводы. Применение мер наказания, в том числе смертной казни, расценивается террористами как награда. Они верят, что после смерти их ждет встреча со Всевышним, воле которого они следовали до конца.

Традиционные религии мира не побуждают к насилию и вражде. Но социально-политические группировки используют их как прикрытие для террористических и экстремистских действий. Так, адепты «Аум Синрикё», одной из самых опасных экстремистских организаций, запрещенной в России, организовывали теракты для «Истребления грешников в войне Добра и Зла».

В мире есть немало тоталитарных религиозных организаций, способных нанести серьезный вред здоровью человека. Проблемы возникают, когда духовный лидер стремится подавить волю прихожан, а понятия вроде греха, ада и рая используются ради манипуляции. Кроме того, чрезмерное увлечение религией может заставить человека забыть о создании семьи, саморазвитии, карьере. После выхода из сект и других подобных организаций людям приходится полностью пересмотреть свои взгляды и понимание реальности. Из-за этого человек может столкнуться с депрессией, подавленностью и тревогой. Американские психологи называют это состояние «синдром религиозной травмы». Большинству людей требуется 2-3 года, чтобы вернуться к нормальной жизни.

Некоторые религиозные каноны расходятся с целями, к которым стремится современное общество, — толерантность, равенство прав людей независимо от их сексуальной ориентации и гендерной принадлежности. Но в целом религия как социальный институт может быть полезна как для отдельных людей, так и для государства. Вера учит нравственности, избавляет от тревоги и побуждает думать о ближних. Поэтому каждый должен самостоятельно определить роль религии в своей жизни.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Вера Жихарева

4. Роль религии в жизни человека и общества. История мировых религий: конспект лекций

4. Роль религии в жизни человека и общества

Возможно, никто не будет возражать, что религия – это один из основных факторов человеческой истории. Допускается в зависимости от ваших взглядов говорить, что человек без религии не стал бы человеком, а можно (и это тоже существующая точка зрения) непреклонно доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия – реальность человеческой жизни, собственно, так и нужно ее воспринимать.

Значение религии в жизни определенных людей, обществ и государств разное. Стоит только сопоставить двух людей: одного – придерживающегося канонов какой-либо строгой и замкнутой секты, а другого – ведущего светский образ жизни и совершенно безучастного к религии. То же можно применить и к различным обществам и государствам: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предоставляют своим гражданам полную свободу в вопросах веры и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, третьи держат религию под запретом. В ходе истории вопрос с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того – Россия. Да и конфессии совсем не похожи в тех требованиях, которые они выдвигают по отношению к человеку в своих законах поведения и кодексах морали. Религии могут сплачивать людей либо разъединять их, воодушевлять на творческий труд, на подвиги, призывать к бездействию, недвижимости и наблюдению, помогать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т. д. Значение религии всегда следует рассматривать конкретно в определенном обществе и в заданный период. Ее роль для всей общественности, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.


Кроме того, можно говорить, что религии обычно характерно исполнять по отношению к обществу и отдельным людям определенные функции.

1. Религия, представляясь мировоззрением, т. е. концепцией принципов, взглядов, идеалов и убеждений, показывает человеку устройство мира, конкретизирует его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

2. Религия является людям утешением, надеждой, духовным утолением, опорой. Не случайно люди, как правило, обращаются к религии в трудные моменты своей жизни.

3. Человек, обладая каким-то религиозным идеалом, внутренне перерождается и становится способен нести идеи своей религии, устанавливать добро и справедливость (так, как диктует их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

4. Религия контролирует поступки человека через свою систему ценностей, духовных установок и запретов. Она может очень сильно действовать на большие сообщества и целые государства, которые живут по правилам данной религии. Естественно, не нужно идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда останавливает человека от совершения предосудительных поступков, а общество – от аморальности и беззакония. Это грустное обстоятельство является следствием бессилия и небезупречности человеческой души (или, как сказали бы последователи многих религий, это «происки сатаны» в человеческом мире).

5. Религии содействуют объединению людей, оказывают помощь в складывании наций, образовании и укреплении государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея: «все мы – христиане»). Однако та же самая религиозная причина может приводить к разделению, расщеплению государств и обществ, когда большое множество людей начинает противоборствовать друг другу по религиозному принципу. Натянутость и противостояние появляются и тогда, когда из какой-нибудь церкви обособляется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески этой борьбы ощущаются в Европе и по сей день).

В среде последователей различных религий подчас появляются крайние течения, участники которых признают только свои божеские законы и правильность исповедания веры. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм (от лат. extremus – «крайний»), к сожалению, остается довольно распространенным и опасным явлением и в XX в. – источником общественной напряженности.

6. Религия оказывается вдохновляющей и сохраняющей причиной духовной жизни общества. Она берет под защиту общественное культурное наследие, иногда в прямом смысле преграждая дорогу разного рода вандалам. Правда, церковь крайне неправильно воспринимать в качестве музея, выставки или концертного зала; оказываясь в любом городе или в чужой стране, вы скорее всего первым делом посетите храм, с гордостью показанный вам местными жителями. Заметьте, что само слово «культура» берет начало от понятия «культ». Мы не будем заниматься давним спором о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия – часть культуры (среди философов существует и та и другая точка зрения), но вполне понятно, что религиозные положения со времен глубокой древности имелись в основе многих сторон творческих занятий людей, вдохновляли художников. Естественно, в мире есть и светское (внецерковное, мирское) искусство. Время от времени искусствоведы стараются противопоставить светское и церковное начала в художественном творчестве и заявляют, что церковные каноны (правила) не давали места самовыражению. Официально это так, но, проникнув в столь непростой вопрос глубже, мы поймем, что канон, отметая все ненужное и второстепенное, напротив, «раскрепощал» художника и давал простор его творчеству.

Философы четко различают два понятия: культура и цивилизация. К последней они причисляют все достижения науки, техники, увеличивающие возможности человека, предоставляющие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация сродни мощному оружию, которое можно применить во благо, а можно превратить в средство убийства: это зависит от того, в чьих руках оно находится. Культура, подобно медленной, но могучей реке, берущей начало из древнего истока, довольно консервативна и часто конфликтует с цивилизацией. Религия же, являясь основой и стержнем культуры, – один из решающих факторов, который предохраняет человека и человечество от расщепления, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели, т. е. всех бед, которые может нести с собой цивилизация.

Следовательно, религия осуществляет в истории созидательную культурную функцию. Это можно показать на примере Руси после принятия христианства в конце IX в. Христианская культура с древними традициями укрепилась и расцвела тогда в нашем Отечестве, буквально преобразив его.

И все же не надо идеализировать картину: ведь все люди разные, и из человеческой истории можно почерпнуть и совершенно противоположные примеры. Вы, возможно, помните, что после становления христианства как государственной религии Римской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было снесено немало величайших памятников культуры античной эпохи.

7. Религия помогает упрочению и закреплению конкретных общественных порядков, традиций и законов жизни. Поскольку религия консервативнее любого другого общественного института, она в основном всегда стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою. (Хотя, вполне вероятно, что и это правило не обходится без исключений.) Припомните из новой истории, когда в Европе зачиналось политическое течение консерватизма, у его начала стояли представители церкви. Религиозные партии стоят, по большей части, в правой охранительной части политического спектра. Их положение в качестве противовеса разного рода радикальным и иногда неразумным преобразованиям, переворотам и революциям очень важно. Покой и стабильность необходимы сейчас и нашему Отечеству.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Вопрос 2. Становление первобытного человека и общества на территории Европы

Вопрос 2. Становление первобытного человека и общества на территории Европы
Существуют разного род теории антропогенеза (происхождения и развития человека как вида). Длительное время господствовала теологическая версия о Божественном создании человека по образу и

Место и роль государства в политической системе общества

Место и роль государства в политической системе общества
Понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через

Галло-римское население и его роль в феодализации франкского общества

Галло-римское население и его роль в феодализации франкского общества
Процесс феодализации происходил не только в среде самих франков, но еще быстрее в среде галло-римлян, составлявших большинство населения Франкского государства. Варварские завоевания разрушили

Социальная роль христианской религии и церкви в феодальном обществе

Социальная роль христианской религии и церкви в феодальном обществе
Христианство стояло у колыбели феодального общества как сложившаяся религиозная идеология. Уже в последние столетия существования Римской империи оно из религии угнетенных превратилось в орудие

Роль трубадуров в жизни общества юга Франции

Роль трубадуров в жизни общества юга Франции
Феодальная лестницаЕсли верить трубадурам, аристократическое сословие является достаточно гомогенным, какое-либо расслоение в нем отсутствует. Ценности, которые оно защищает, а именно юность, щедрость, благородство (paratge,

Цена жизни человека и реформа здравоохранения

Цена жизни человека и реформа здравоохранения
В чем дело? А. Вишневский дает следующее объяснение. Борьба за здоровье и жизнь человека в ХХ веке проходила во всем мире в два этапа. На первом этапе эффект получался в основном за счет распространения профилактических

Народонаселение: разные языки и культуры, религии и образ жизни

Народонаселение: разные языки и культуры, религии и образ жизни
Численность населения, даже примерная, не известна. Имеется попытка Э.С. Кульпина определить численность монголов и пришедших с ними племён, исходя из имеющихся в исторических сочинениях средневековых

2. Претензии церкви на роль главной носительницы духовной коммуникации русского общества

2. Претензии церкви на роль главной носительницы духовной коммуникации русского общества
Так, во всяком случае, складывалась (или, вернее, репродуцировалась) ситуация в среде тех, кому в силу самой их профессии – религиозные функционеры и теологи – надлежало пребывать в

2.

1.8. Качественное отличие человеческого общества от зоологических объединений и человека от животного

2.1.8. Качественное отличие человеческого общества от зоологических объединений и человека от животного
Сопоставление объединения высших животных и раннепервобытной общины дает возможность понять различие не только меж-ду ними, но и между животным миром и человеческим

Место и роль чая в английской жизни

Место и роль чая в английской жизни
Чай является важнейшей частью английской жизни. Хотя многие, особенно в крупных городах, сегодня пьют кофе или (еще хуже) заваривают чай пакетиком, все равно сохранение верности и особого отношения к этому напитку считается важной

§ 2. Межсоциорное взаимодействие и его роль в развитии общества: понятийный аппарат

§ 2. Межсоциорное взаимодействие и его роль в развитии общества: понятийный аппарат
1. Социорная индукция
Связи между одновременно существующими социоисторическими организмами всегда существовали (и существуют сейчас), если не всегда между всеми, то, по крайней мере,

Понимание и изменение социального мира

Цели обучения

  1. Обобщить основные функции религии.
  2. Объясните взгляды на религию с точки зрения конфликта.
  3. Объясните взгляды на религию, которых придерживается точка зрения символического интеракционизма.

Социологические взгляды на религию направлены на понимание функций, которым служит религия, неравенства и других проблем, которые она может усиливать и увековечивать, а также той роли, которую она играет в нашей повседневной жизни (Emerson, Monahan, & Mirola, 2011). В таблице 17.1 «Снимок теории» резюмируется то, что говорят эти точки зрения.

Таблица 17. 1 Теория Снимок

Теоретическая перспектива Основные предположения
Функционализм Религия выполняет несколько функций для общества. К ним относятся (а) придание смысла и цели жизни, (б) укрепление социального единства и стабильности, (в) служение в качестве агента социального контроля над поведением, (г) содействие физическому и психологическому благополучию и (д) мотивация. людей работать для позитивных социальных изменений.
Теория конфликта Религия усиливает и способствует социальному неравенству и социальным конфликтам. Это помогает убедить бедняков принять свою судьбу и ведет к враждебности и насилию, мотивированным религиозными различиями.
Символический интеракционизм Эта точка зрения сосредоточена на том, как люди интерпретируют свой религиозный опыт. В нем подчеркивается, что верования и обычаи не являются священными, если люди не считают их таковыми. Как только они считаются священными, они приобретают особое значение и придают смысл жизни людей.

Функции религии

Большая часть работ Эмиля Дюркгейма подчеркивала функции, которые религия выполняет для общества независимо от того, как она практикуется или какие конкретные религиозные верования предпочитает общество. Взгляды Дюркгейма и сегодня продолжают влиять на социологическое мышление о функциях религии.

Во-первых, религия придает смысл и цель жизни . Многие вещи в жизни трудно понять. Это, безусловно, было правдой, как мы видели, в доисторические времена, но даже в сегодняшнюю высоконаучную эпоху большая часть жизни и смерти остается загадкой, и религиозная вера и вера помогают многим людям понять то, что наука не может нам сказать.

Во-вторых, религия укрепляет социальное единство и стабильность . Это было одним из самых важных открытий Дюркгейма. Религия укрепляет социальную стабильность как минимум двумя способами. Во-первых, она дает людям общий набор убеждений и, таким образом, является важным фактором социализации (см. главу 4 «Социализация»). Во-вторых, совместная практика религии, как в молитвенных домах, объединяет людей физически, облегчает их общение и другие социальные взаимодействия и, таким образом, укрепляет их социальные связи.

Третья функция религии связана с только что рассмотренной. Религия является агентом социального контроля и тем самым укрепляет общественный порядок . Религия учит людей нравственному поведению и тем самым помогает им научиться быть хорошими членами общества. В иудео-христианской традиции Десять заповедей являются, пожалуй, самым известным сводом правил нравственного поведения.

Четвертой функцией религии является большее психологическое и физическое благополучие . Религиозная вера и практика могут улучшить психологическое благополучие, являясь источником утешения для людей в трудные времена и улучшая их социальное взаимодействие с другими людьми в местах отправления культа. Многие исследования показывают, что люди всех возрастов, а не только пожилые, более счастливы и удовлетворены своей жизнью, если они религиозны. Религиозность также, по-видимому, способствует улучшению физического здоровья, и некоторые исследования даже показывают, что религиозные люди, как правило, живут дольше, чем нерелигиозные (Moberg, 2008). Мы вернемся к этой функции позже.

Последняя функция религии заключается в том, что она может мотивировать людей работать ради положительных социальных изменений . Несколько десятилетий назад религия сыграла центральную роль в развитии южного движения за гражданские права. Религиозные убеждения побудили Мартина Лютера Кинга-младшего и других борцов за гражданские права рискнуть своей жизнью, чтобы десегрегировать Юг. Черные церкви на Юге также служили местом, где движение за гражданские права проводило собрания, вербовало новых членов и собирало деньги (Моррис, 1984).

Религия, неравенство и конфликты

Религия имеет все эти преимущества, но, согласно теории конфликта, она также может усиливать и способствовать социальному неравенству и социальным конфликтам. Эта точка зрения частично вдохновлена ​​работой Карла Маркса, который сказал, что религия — это «опиум для масс» (Marx, 1964). Под этим он подразумевал, что религия, как наркотик, делает людей довольными их существующими условиями. Маркс неоднократно подчеркивал, что рабочие должны подняться и свергнуть буржуазию. Для этого, говорил он, им нужно сначала признать, что их бедность проистекает из их угнетения со стороны буржуазии. Но религиозные люди, по его словам, склонны рассматривать свою бедность с религиозной точки зрения. Они думают, что на то, что они бедны, есть Божья воля, либо потому, что Он испытывает их веру в Него, либо потому, что они нарушили Его правила. Многие люди верят, что если они вынесут свои страдания, то будут вознаграждены в загробной жизни. Их религиозные взгляды заставляют их не обвинять капиталистический класс в своей бедности и, следовательно, не бунтовать. По этим причинам, говорил Маркс, религия побуждает бедняков принять свою судьбу и помогает поддерживать существующую систему социального неравенства.

Как обсуждалось в главе 11 «Гендер и гендерное неравенство», религия также способствует гендерному неравенству, создавая негативные стереотипы о женщинах и укрепляя традиционные представления об их подчинении мужчинам (Klassen, 2009). Декларация Южной баптистской конвенции десять лет назад о том, что жена должна «любезно подчиниться» руководству своего мужа, отражала традиционные религиозные убеждения (Gundy-Volf, 1998).

Как показывает преследование непуритан пуританами, религия также может способствовать социальному конфликту, и мировая история показывает, что отдельные люди и целые сообщества и нации вполне готовы преследовать, убивать и воевать из-за религиозных различий . Мы видим это сегодня и в недавнем прошлом в Центральной Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Ирландии. Евреев и другие религиозные группы преследовали и убивали с древних времен. Религия может быть источником социального единства и сплоченности, но на протяжении веков она также приводила к преследованиям, пыткам и бессмысленному кровопролитию.

Новостные сообщения, начиная с 1990-х годов, указывают на последнюю проблему, которую может вызвать религия, и это сексуальное насилие, по крайней мере, в католической церкви. Как вы, несомненно, слышали, неизвестное количество детей подверглось сексуальному насилию со стороны католических священников и дьяконов в Соединенных Штатах, Канаде и многих других странах, начиная по крайней мере с 1960-х годов. Есть много свидетельств того, что церковная иерархия мало или совсем ничего не делала, чтобы остановить злоупотребления или наказать виновных, которые их совершали, и что они не сообщали об этом правоохранительным органам. Различные подразделения Церкви заплатили десятки миллионов долларов за урегулирование судебных исков. Количество причастных священников, дьяконов и детей почти наверняка никогда не будет известно, но, по оценкам, по крайней мере 4400 священников и дьяконов в Соединенных Штатах, или около 4% всех таких должностных лиц, были обвинены в сексуальном насилии, хотя обвинения против них были доказаны менее чем для 2000 человек (Terry & Smith, 2006). Учитывая эти оценки, число детей, подвергшихся насилию, вероятно, исчисляется тысячами.

Символический интеракционизм и религия

В то время как функциональные и конфликтные теории рассматривают макроаспекты религии и общества, символический интеракционизм рассматривает микроаспекты. В нем исследуется роль, которую религия играет в нашей повседневной жизни, и то, как мы интерпретируем религиозный опыт. Например, в нем подчеркивается, что верования и обычаи не являются священными, если люди не считают их таковыми. Как только мы считаем их священными, они приобретают особое значение и придают смысл нашей жизни. Символические интеракционисты изучают способы, которыми люди исповедуют свою веру и взаимодействуют в молитвенных домах и других религиозных учреждениях, а также изучают, как и почему религиозная вера и практика имеют положительные последствия для индивидуального психологического и физического благополучия.

Религиозные символы указывают на ценность символического интеракционистского подхода. Полумесяц и звезда — это всего лишь две фигуры на небе, но вместе они составляют международный символ ислама. Крест — это всего лишь две линии или полосы в форме буквы «Т», но для десятков миллионов христиан это символ глубоко религиозного значения. Звезда Давида состоит из двух наложенных друг на друга треугольников в форме шестиконечной звезды, но для евреев всего мира она является знаком их религиозной веры и напоминанием об их истории преследований.

Религиозные ритуалы и церемонии также иллюстрируют символический интеракционистский подход. Они могут быть очень интенсивными и включать в себя плач, смех, крик, состояния, подобные трансу, чувство единства с окружающими и другие эмоциональные и психологические состояния. Для многих людей они могут быть преобразующим опытом, в то время как для других они не преобразуют, но, тем не менее, глубоко трогают.

Ключевые выводы

  • Религия идеально выполняет несколько функций. Оно придает жизни смысл и цель, укрепляет социальное единство и стабильность, служит средством социального контроля, способствует психологическому и физическому благополучию и может мотивировать людей работать ради позитивных социальных изменений.
  • С другой стороны, религия может помочь бедным людям быть довольными своей судьбой, продвигать традиционные взгляды на гендерные роли и порождать нетерпимость к людям, чья религиозная вера отличается от их собственной.
  • Перспектива символического интеракционизма подчеркивает, как религия влияет на повседневную жизнь людей и как они интерпретируют свой религиозный опыт.

Ссылки

Эмерсон, Миссури, Монахан, С.К., и Мирола, В.А. (2011). Религия имеет значение: чему учит нас социология о религии в нашем мире . Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл.

Ганди-Вольф, Дж. (1998 г., сентябрь – октябрь). Ни библейские, ни справедливые: южные баптисты и подчинение женщин. Приезжие , 12–13.

Классен, П. (ред.). (2009). Женщины и религия . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж.

Маркс, К. (1964). Карл Маркс: Избранные труды по социологии и социальной философии (TB Bottomore, Trans.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw-Hill.

Моберг, Д. О. (2008). Духовность и старение: исследования и последствия. Журнал религии, духовности и старения, 20 , 95–134.

Моррис, А. (1984). Истоки движения за гражданские права: Черные общины организуются для перемен . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Свободная пресса.

Терри, К., и Смит, М.Л. (2006). Характер и масштабы сексуального насилия над несовершеннолетними со стороны католических священников и дьяконов в США: анализ дополнительных данных . Вашингтон, округ Колумбия: Конференция католических епископов США.

Насколько важна религия для общества

12 марта 2012 г. — Солт-Лейк-Сити

Комментарий

Религия необходима для динамичного демократического общества

 

Религия жизненно важна для демократии

«[У нас] нет правительства, вооруженного силой, способной бороться с человеческими страстями, необузданными моралью и религией». — Джон Адамс

Религиозное обучение и вера остаются сегодня источником жизненной силы морального духа общества. Религия не только учит добродетели, но и побуждает к нравственным действиям. Таким образом, религия играет важную социальную роль, заслуживающую особого внимания. Эту роль правильно описал китайский экономист, изучающий демократию в Америке. «В прошлом, — объяснил экономист, — большинство американцев посещали церковь или синагогу каждую неделю. Когда вы были там, с самых юных лет вас учили, что вы должны добровольно повиноваться закону; что нужно уважать чужое имущество, а не воровать его. Вас учили никогда не лгать и уважать жизнь и свободу других так же, как свою собственную. Американцы следовали этим правилам, потому что они пришли к выводу, что даже если полиция не поймает их, когда они нарушили закон, их поймает Бог. Демократия работает, потому что большинство людей большую часть времени добровольно подчиняются вашим законам».[i]

Такие качественные наблюдения подтверждаются количественными исследованиями. Многие ученые собрали эмпирические данные, прослеживающие тесную связь между современными религиозными обрядами в Америке и добродетельным поведением. Например, соблюдающие религиозные обычаи граждане, как правило, являются более щедрыми и граждански настроенными соседями.[ii] По оценкам, более 90 процентов тех, кто посещает еженедельные богослужения, делают пожертвования на благотворительность, и почти 70 процентов добровольно занимаются благотворительностью[iii]. ]

Некоторые хвалят эти добрые дела, но пытаются маргинализировать убеждения и практики, которые их мотивируют. Такие попытки неудачны. Отличительные религиозные верования и обычаи имеют основополагающее значение для нравственных действий, которые они вызывают. Примеров религиозной веры, вдохновляющих общины на глубокие акты милосердия и бескорыстного служения, предостаточно. Этот позитивный вклад подчеркивает необходимость сохранения основного права человека на свободу вероисповедания.

Действительно, сохранение религиозной свободы также имеет свои преимущества. В сочетании с другими свободами свобода вероисповедания способствует социально-экономическому прогрессу общества и уменьшает количество насильственных конфликтов.[iv] В результате, общества с большей вероятностью будут процветать, когда граждане имеют эту свободу выражать свои самые глубокие убеждения и самые высокие идеалы. Короче говоря, и религия, и религиозная свобода способствуют созданию более мирного, стабильного и благотворительного общества.

Конституционная защита религии

Для того, чтобы все эти последствия вступили в силу, защита свободы вероисповедания должна выходить за рамки простого отправления культа. Религиозная свобода должна включать защиту морально или религиозно мотивированного публичного выражения. Верующие и религиозные институты продолжают играть важную роль в решении социальных и моральных вопросов через надлежащие демократические каналы. Как и другие достойные организации и дела, религиозные люди и учреждения заслуживают того, чтобы их услышали в публичной сфере — нельзя заглушать ни религиозные, ни светские голоса.

Конечно, соблюдение свободы вероисповедания не ущемляет другие важнейшие интересы общества. Статья Конституции Соединенных Штатов о свободе отправления культа защищает религию в Америке, но не религиозный экстремизм, угрожающий другим. Правительство может и налагает, например, разумные ограничения для защиты здоровья и безопасности граждан в плюралистическом обществе. Тем не менее, юридический и законодательный процесс обеспечивает средства для постоянной защиты, формирования и определения свободы вероисповедания, чтобы она не нарушалась. Хотя разумные меры защиты приветствуются, они должны уважать здоровое разделение между государством и религией, которое позволяет религии процветать.

Действительно, правильное разделение церкви и государства способствует укреплению религиозных институтов и общества в целом. Чтобы оказывать положительное влияние, религиозные организации и отдельные лица должны сохранять пространство от правительства — физическое, социальное и юридическое — для свободного исповедания своей веры. Это позволяет религиозным учреждениям выражать свое послание, определять, кто они такие, и осмысленно воплощать в жизнь свои убеждения. Необходимо и впредь уважать религиозное пространство, а религию нельзя изолировать.

Посягательство на первую свободу

К сожалению, религиозное пространство все больше сжимается представлением о том, что религия является сугубо частным делом. Эта тенденция смущает, особенно верующих.

Несмотря на это вторжение, роль религии в обществе остается незаменимой. Комментатор демократии XIX века Алексис де Токвиль сказал: «Когда какая-либо религия пустила глубокие корни в демократии… бережно сохраняйте ее как самое драгоценное наследство». [v] Сегодня религия остается самым драгоценным наследством. Надлежащее сохранение этого наследия потребует нового уважения к религиозной свободе и демократическим принципам, которые ее поддерживают. Это уважение придет быстрее, когда люди и правительства поймут и признают жизненно важное место религии в обществе.



[i] Клейтон М. Кристенсен, «Важность постановки правильных вопросов» (вступительная речь, Университет Южного Нью-Гэмпшира, Манчестер, Нью-Хэмпшир, 16 мая 2009 г.).

[ii] См. Robert D. Putnam and David E. Campbell, American Grace: How Religion Divides and Unites Us (New York City: Simon Schuster, 2010), 461.

[iii] Arthur C. Brooks, «Религиозная вера и благотворительность», Policy Review (октябрь 2003 г.). Аналогичные статистические данные можно найти в «Обзоре вопросов веры за 2006 г.», цитируемом в Американская благодать: как религия разделяет и объединяет нас .

[iv] См. Brian J. Grim and Roger Finke, The Price of Freedom Denied (Нью-Йорк: Кембриджский университет, 2011 г.) и Brian J. Grim, «Religious Freedom: Good for What Ails Us», Обзор веры и международных отношений 6, вып. 2, 3-7.

[v] Алексис Де Токвиль, Демократия в Америке , пер. и изд. Харви К. Мэнсфилд и Дельба Уинтроп (Чикаго: University of Chicago Press, 2000), 519..

  • Религиозная свобода

Храмовая площадь весной всегда прекрасна. Садовники готовят почву для Генеральной конференции. © 2012 Intellectual Reserve, Inc. Все права защищены. 1/2

Скачать фотографии

Предыдущая статья

 Реакция Японии на землетрясение и цунами: год спустя

Следующая статья

Волонтерство освещено в новом исследовании

Руководство по стилю Примечание: При сообщении о Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, пожалуйста, используйте полное название Церкви в первом упоминании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts