Что дают в церкви на причастие: как проходит таинство причастия и как к нему подготовиться

Разное

Причащение в церкви – что это такое?. Россия и мир. JustMedia.ru

Причащение или причастие – один из христианских обрядов, который присутствует как в православной, так и в католической церкви. Обряд символически связан с очищением от грехов. Он заключается в том, чтобы «вкусить кровь и плоть Христа», то есть белый хлеб и красное вино. Этот обряд помогает верующему соединиться с Богом.

 

Символически это действие связано с тайной вечерей – ужином, который Иисус Христос устроил для своих учеников, когда понял, что его ждет мученическая смерть перед тем, как Он соединится с Богом. При чем христиане верят, что это просто действие, которое символизирует данную трапезу, но сама тайная вечеря, которая продолжается по сей день в каждой Литургии.

 

Библейская история, связанная с обрядом причастия

 

Когда Иисус Христос узнал, что Ему предстоит пройти через арест, мучительную казнь и смерть, он устроил для своих учеников прощальный ужин. Все происходило в Иерусалиме.

 

Иисус взял хлеб в свои руки и раздал ученикам по куску со словами о том, что, принимая это хлеб из его рук, они вкушают его тело. Затем, дал ученикам чашу с вином, чтобы они отпили из нее со словами «это моя кровь». Он пояснил, что прольет ее за избавление людей от грехов.

 

С тех пор это таинство совершается во время литургии – это христианское богослужение. Христиане верят, что во время службы Святой дух сходит на дары земли и трудов человеческих рук – хлеб и вино. Таким образом хлеб становится телом Христа, а вино – кровью.

 

Что означает слово «причащение»?

 

Русское название таинства причастия или причащение происходит от слова «часть». Оно означает принимать участие, приобщаться или принадлежать к чему-либо. В католицизме обряд причащения называют термином «евхаристия». Он используется у англикан, лютеран, пресвитериан. В Римско-католической церкви причастие называют «месса». Иногда этот термин может означать всю церковную службу целиком.

 

Сам по себе обряд в католической и православной церквях также различается. Так, например, протестантские церкви используют вино, как символ крови Христа, а баптисты – виноградный сок. На некоторых протестантских службах приобщение к тайной вечере происходит индивидуально, в других, в том числе в православии – коллективно, после службы или литургии.

 

Когда могут причаститься православные?

 

Для причастия в православии определен особый день – Великий Четверг на Страстной неделе. Также причаститься можно на любой божественной литургии. Обряд проводится в храмах бесплатно. На него могут прийти только крещеные христиане. Однако нельзя просто так прийти и «освободиться от грехов». Душа и тело должны быть к этому подготовлены.

 

Как подготовиться к причастию?

 

Подготовка души – воздержание и исповедь.

 

Но обряд очищения, единения с Богом, если вы в него веруете, вы не пойдете с тяжелыми мыслями, с плохими поступками на уме. Это основная мысль, которую пытаются донести священнослужители до прихожан. Они поясняют, если вы не воцерковленный человек, если вы не посещаете церковь часто, не соблюдаете посты и не знаете молитв, не нужно ходить на причастие в Чистый четверг за компанию или потому, что это правильно.

 

До необходимости причаститься надо дойти умом, для этого должна быть определенная степень осознанности, понимания происходящего. Поэтому перед причастием рекомендуется:

 

  • больше молчать, побыть в тишине;
  • вести себя благопристойно;
  • не ходить в увеселительные заведения накануне;
  • не ругаться, не драться, не вступать в конфликты;
  • не пить спиртное;
  • поговорить, посоветоваться со священником, получить его благословение.

 

Подготовка тела – пост и молитвы

 

Перед причастием православные постуют в течение трех дней. Пост включает запрет на яйца, мясо, рыбу и молочные продукты. За шесть часов до таинства нужно вообще не пить и не есть. Нужно также отказать от плотских отношений. В этот период необходимо прочитать «Последование ко Святому Причащению».

 

!!! Обратите внимание, что пост не должны соблюдать больные, беременные, старики и дети. Этим людям разрешается не готовится к причастию. Нет необходимости утомлять их молитвами и обессиливать постом.

 

Как проходит таинство причастия?

 

Причащение состоит из трех основных частей. Во время первой части выносятся вино и хлеб и читается молитва о всех, кто пришел на причастие. Вторая часть заключается в том, что священник выносит из Алтаря Евангелие и пришедшие молятся о своих близких. В третьей части священнослужители совершают хождение, символизирующее шествие Христа к Кресту. Они принимают причастие за занавеской. Это символ тайной вечери. После этого принимают причастие, то есть вкушают хлеб с вином, все остальные прихожане.

 

Православные воцерковленные люди не представляют свою жизнь без причащения. Этот обряд – суть христианства. Причащаться нужно после каждой божественной литургии. Ведь сам Христос на Службе обращается к нам: «Приимите, ядите…». Шестой Вселенский собор постановил, что те, кто без уважительной причины не причащался более трех недель, автоматически отлучают себя от церкви. В этом случае снова войти в церковь можно только исповедавшись.

 

 


 

советы для тех, кто делает первые шаги в храме

Сюжет: 

Великий пост

Развлечения

Во время Великого поста нужно обязательно ходить на исповедь и причастие. / Фото: Смирнов Владимир

«Вечерняя Москва» издала сборник «10 правил, которые необходимо знать при посещении храма». Предлагаем вашему внимаю первую главу из этой книги, посвященную Таинству Святого Причастия.

Перед Причастием нужно поститься, накануне принять участие в вечерней службе, прочитать Последование ко Святому Причастию в молитвослове, исповедоваться и получить у священника разрешение на Причастие. Подходя к Чаше, руки сложить на груди, правую положить на левую. Стоя перед Чашей, не принято ни креститься, ни кланяться. После принятия Причастия принято целовать край Чаши.

Архиепископ Егорьевский Марк (Головков), руководитель управления Патриархии по зарубежным учреждениям:

— Таинство Святого Причастия — самая главная часть богослужения для мирянина. Относиться к нему следует крайне серьезно. Готовиться ко Святому Причащению нужно заранее. Обычно практикуется такой подход: готовящийся к Причащению человек  постится какое-то время в зависимости от благословения священника, потом, накануне Причастия, приходит на вечернюю службу, молится. Накануне Причащения с вечера вообще нельзя есть или пить, но это правило может нарушаться, к примеру, если здоровье человека не позволяет следовать строгому посту. В этом случае возможны и послабления. Может быть специальное молитвенное правило, также по благословению его священника. Перед Причастием прихожанин обязательно должен прочитать Последование ко Святому Причащению (свод молитв к Причастию, в период Великого Поста и других постов порядок прочтения меняется. — Прим. ред.). Затем мирянин приходит на Богослужение, исповедуется он либо накануне, либо непосредственно перед Причастием, получает разрешение от своих грехов и допускается своим священником до Таинства Причастия. В древности христиане причащались накануне Литургии, то есть до Богослужения. С течением времени порядок изменился.

Очень важно, чтобы человек молился осмысленно, внимал словам молитвы, не проявлял никакого недружелюбия к людям, которые стоят вокруг него. Есть такой порядок: когда причащается много людей, в очереди важно не лезть вперед других, не проявлять никакой агрессии, раздражения. Ждать со смирением. Как правило, многие делают земной поклон, но обычно это также делается накануне Причастия. Перед тем как подойти к Чаше, руки должно сложить на груди, правую положить на левую, открыть уста и принять Причастие. Стоя перед Чашей, не принято ни креститься, ни кланяться. Бывают случаи, когда так делают, но это неуместно.

Перед тем как отойти, после принятия Причастия принято целовать край Чаши. Это русская традиция, в греческой традиции Чашу не целуют. После принятия Причастия уста прихожанину отирают. Еще одна деталь — перед тем как принять Причастие, человек называет свое имя. Есть определенные тонкости: если мирское имя и имя, с которым крестили, не совпадают, нужно произносить то имя, с которым человек принял крещение. После этого причастившийся отходит и идет в специально подготовленное место, где его ждет питье, чтобы частицы Тела Христова не оставались во рту. После этого человек должен достоять службу до конца, чтобы прочитать Благодарственные молитвы ко Причащению. Если человек спешит за святой водой или по делам, Благодарственные молитвы должно прочитать дома. В день, когда человек принял Причастие, нельзя увлекаться суетой, зрелищами, в том числе и телевизионными. Весь день следует находиться в мире, спокойствии, без страстей и эмоций.

Одеваться ко Причастию следует как на праздник, опрятно, но в то же время скромно, не вызывающе, чтобы у других прихожан не появилось каких-либо соблазнов. И вести себя в храме следует спокойно и сдержанно. Всегда, во всех случаях лучше руководствоваться здравым смыслом, разумением. В Храме нельзя судить себя и других. Ни по одежде, ни по поведению. Самое разумное для православного человека — руководствоваться смирением. 

В связи со Святым Причастием появляется множество соблазнов, искушений. А после Причащения этих соблазнов становится еще больше. Важно помнить в такие моменты, что мы являемся Причастниками Христа.

Причастие часто обостряет важность выбора человека, с кем мы и кто мы. Почему причащаемся и зачем живем. Когда человек редко причащается, я специально делаю так, чтобы люди пугались Причастия. Чтобы относились к нему с должным трепетом и уважением. В день совершения Причастия людей больше, чем обычно искушает дьявол. Соблазны и искушения могут быть самыми разными, принимать любую форму. Нужно держаться изо всех сил, стараться не поддаваться лукавому. Именно поэтому очень важно хранить тишину и спокойствие. Если кто-то искушает, нужно сдерживаться, смиряться. Бороться с лукавым.

Очень важный вопрос: что делать прихожанину, если по тем или иным причинам он не был допущен ко Причащению. В этом случае нужно смириться, это главное. Вообще, идя к Причастию, нужно считать себя недостойным его. Эта мысль содержится в молитвах перед Причастием, является главной. Вспомните слова: «…Аки разбойник…» Надо смириться, победить в себе гордыню и постараться понять, что явилось причиной недопущения, надо всегда стараться победить в себе эти препятствия, которые не позволяют нам Причаститься, слиться с Телом Христовым.

Бывает и так, что священники руководствуются не церковными правилами или неправильно их понимают. Бывало, что не допускали к причастию супругов, которые состоят в браке, но не венчаны по какой-либо причине. К примеру, супруг неверующий, а жена — верующая христианка. В такой ситуации венчаться нельзя, об этом и говорить нельзя. Но это не является основанием к отказу в Причащении. Если происходит что-то подобное, можно поговорить со священником или пойти к другому священнику.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как подготовиться к исповеди?

Наши советы помогут тем, кто делает первые шаги к вере.  Мы публикуем отрывок из книги, выпущенной «Вечеркой» –  «10 правил, которые необходимо знать при посещении храма».

К исповеди нужно тщательно готовиться: вспомнить свои грехи, можно записать их на бумагу, прочитать положенные молитвы, стараться исповедоваться регулярно.

Рассказывает Протоиерей Олег Стеняев, священник храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках:

— Как готовиться к таинству исповеди?

— Таинство исповеди требует тщательной подготовки. Человек должен понимать, что исповедь совершается не перед священником, а перед самим Христом, а служитель церкви только свидетель исповеди. Задача человека на исповеди — обвинять себя, а не оправдывать, как мы часто поступаем в обычной, повседневной жизни. В момент, когда мы себя обвиняем, Бог становится нашим оправданием. Он начинает оправдывать нас, видя такое наше смирение.  

Лучше готовиться и к исповеди, и к святому Причастию. Потому что если избавиться от грехов на исповеди, но не наполнить свою душу присутствием Христа, ее могут заполонить нечистые духи. Воцерковленному человеку нужно три дня поститься. Тому, кто в первый раз и кому тяжело может даваться пост, даются послабления — поститься можно один день. То есть не вкушать скоромного, молочного, белкового и читать молитвы. Это — обязательно! Также не стоит забывать о трех днях целомудренного поведения.

Однако если вы впервые идете в храм и не прочитали положенные молитвы, надо знать — в храме специально для таких людей читают молитвы! Человек просто должен выслушать их (далее…).

Святое Причастие – Его цель, происхождение и сила – ФИРМА Израиль

Святое Причастие

Вы, вероятно, знакомы с концепцией причащения в форме хлеба и вина (или виноградного сока).

Практика святого причастия распространена в христианских церквях, поскольку она следует заповеди, данной Иисусом. Он сказал Своим последователям принять это в память о Нем.

Но знаете ли вы, что эти два основных элемента, хлеб и вино, были частью еврейского праздника, который в то время праздновал Иисус? Нам нужно исследовать происхождение этого священного обряда, чтобы полностью понять его значение.

В стране, где ходил Иисус, Его знают менее 1%. Поможете ли вы приоткрыть завесу в 2022 году?

Подробнее

Значение Святого Причастия

Проще говоря, причастие — это действие или время участия в близком общении. Мы можем не связывать эти слова естественным образом с общением, но фактическими синонимами общения являются близость и единство. Что имеет больше смысла, если поместить его в библейский контекст.

Причастие — священное время общения с Богом, когда верующие вспоминают жертву Иисуса на кресте.

В это уникальное время поклонения верующие отмечают смерть Господа посредством молитвы и медитации. Сопровождается откусыванием небольшого кусочка хлеба и глотком вина (или виноградного сока).

Хотя это может показаться простым, в нем так много всего. Существует так много того, что Бог сделал доступным для верующих в общении. С одной стороны, это праздник, а не глупый или игривый эксперимент. В этом есть определенная весомость.

Цель причастия — «получить от Христа питание, силу, надежду и радость», — сказал пастор и богослов Джон Пайпер. 1 Они «происходят от пиршества наших душ всем, что Он приобрел для нас на кресте ; , особенно Его собственное братство».

Что Писание говорит о Святом Причастии ?

Во всех Евангелиях от Матфея, Марка и Луки записано, что во время празднования Пасхи Иисус установил общение со своими учениками. Который позже повторяется и расширяется Павлом в 1 Коринфянам 10 и 11. 

Когда же они ели, Иисус взял хлеба и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите; это мое тело». И, взяв чашу и возблагодарив, подал им, говоря: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Матфея 26:26-28

Наставления Павла в 1 Коринфянам 10 и 11 считаются основным библейским текстом о причастии. В нем рассматривается способ, которым верующие должны подходить к трапезе причастия.

Итак, всякий, кто будет есть хлеб или пить чашу Господню недостойно, будет виновен против тела и крови Господа. Итак, пусть исследует себя человек, и так ест хлеб и пьет из чаши. Ибо кто ест и пьет, не рассуждая о теле, тот ест и пьет осуждение себе. 1 Коринфянам 11:27-29

Искупление в крови

План общения был частью картины за тысячи лет до слов Иисуса в Матфея 26. И народ Израиля был хорошо знаком с необходимость пролития крови для искупления греха.

Жизнь животного искупила жизнь грешника, уступив место прощению грехов. И сделал возможным для людей восстановить правильное положение перед Богом.

Евреям 9:22 говорит нам, что прощение приходит только через пролитие крови.

«Ради нас Он сделал грехом того, кто не знал греха, чтобы мы могли сделаться в Нем праведностью Божией». (2 Коринфянам 5:21)

Святое Причастие в субботу?

Иисус намеренно сослался на известную модель жертвоприношения, когда устанавливал общение. Он также устанавливает связь, делая это во время празднования Пасхи.

Преломление хлеба (мацы) и распитие вина на Песах служат главным напоминанием об освобождении Израиля из Египта. Иисус соединил эти знакомые элементы Седера со своей смертью и установлением Нового Завета.

Теперь пасхальный седер не только напоминает нам о Божьей верности в избавлении Израиля от физического рабства в Египте. Но также и избавление от греха для тех, кто доверился Его Сыну.

Учитывая общие элементы, хлеб и вино, верующие могут задаться вопросом о связи между причастием и шаббатом.

Это не обычная ассоциация среди еврейского народа, и даже не среди евреев, верующих в Иисуса. Насколько нам известно, элементы являются степенью связи.

Являются ли Святое Причастие, Евхаристия и Тайная Вечеря одним и тем же?

Хотя между значениями «Святого Причастия» и «Евхаристии» существует связь и четкая связь, существуют и различия.

Слово Евхаристия , существительное, происходит от греческого слова евхаристия. Евхаристия — это слово, которое католическая церковь использует для обозначения хлеба и вина, считая, что они являются Телом и Кровью Иисуса.

В Ранней Церкви это слово выражало «благодарение», как мы видим в Евангелии от Матфея 26:27: И, взяв чашу и воздав благодарение (eucharisteo), подал им, говоря: «Пейте из это, все вы».

Евхаристия против Причастия

Слово Причастие , с другой стороны, является глаголом. Поскольку то, что мы делаем, является «общением с Богом» или пребыванием «в общении с верующими».

Павел использует греческое слово koinoea в 1 Коринфянам 10:16-17. Он описывает, почему верующие не должны участвовать в языческих обрядах, ибо это значит стать частью языческой культуры.

Является ли хлеб, который мы благословляем, не причащением (koinonea) в крови Христа? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Поскольку один хлеб, мы, многие, составляем одно тело, потому что все причащаемся от одного хлеба. 1 Коринфянам 10:16-17

Короче говоря, Святое Причастие и Евхаристия — это ссылки на одно и то же таинство, реконструкцию, если хотите. Это то, что Иисус открыл во время Своей последней трапезы на земле — отсюда и название «Тайная вечеря».

Эта последняя трапеза, которую Иисус разделяет со Своими учениками, заслуживает внимания, потому что она говорит о важности, которую Иисус придавал общению. Он подчеркивал, что нужно собираться вместе, наслаждаться едой и служить другим верующим.

Он указывает нашим сердцам на Его возвращение на эту землю и установление Его царства навеки. Тайная вечеря приглашает нас принять участие и принять участие в смерти Иисуса.

Те, кто едят и пьют достойно, причащаются Тела и Крови Христовых не физически, а духовно ; в том, что верой они питаются благами, которые Он получил через Свою смерть, и таким образом возрастают в благодати. – Старейшина баптистской церкви Вифлеема Подтверждение веры

Почему мы причащаемся?

Как будто всего этого было недостаточно, в Своей изобильной природе Бог предлагает множество пропитаний через наше участие в общении.

Взгляните на 1 Коринфянам 10:18 и на то, что происходит во время храмовых жертвоприношений. Заметим, что те, кто ест жертву, также получают некоторую пользу от того, что происходит на жертвеннике.

Подумайте о народе Израилевом: те, которые едят жертвы, не участвуют ли в жертвеннике? 1 Коринфянам 10:18

Может быть, когда верующие физически участвуют в элементах причастия, мы также участвуем в смерти Иисуса и духовно?

Джон Пайпер формулирует это следующим образом: «Верою — доверяя всему, чем Бог является для нас в Иисусе, — мы питаемся теми благами, которые Иисус получил для нас, когда пролил кровь и умер на кресте». 2

Он сделал возможным для нас иметь мир и правильное положение с Богом. Иисус дал возможность жить свободно и не бояться, иметь надежду на будущее. Он принес избавление от болезней и недугов, мудрость, чтобы ходить во свете и иметь уверенность.

Это таинство является празднованием, а также духовным покровом.

Символизм и элементы Святого Причастия

Есть два физических элемента причастия: хлеб (часто пресная маца) и вино (иногда виноградный сок).

Хлеб, используемый для причастия, означает тело Иисуса, преломленное за нас. Он взял на Себя весь грех, беззаконие, бунт, болезнь, горе и позор.

Вино (или виноградный сок) представляет Его кровь, которая была пролита для установления нового завета. Оно принесло прощение грехов и отделило нас в святости.

Эти две части стали элементами общения, потому что это те же самые элементы, которые Иисус взял с пасхального стола. И в первую ночь Пасхи Он открыл таинство Вечери Господней для нас как верующих.

Принести Благую Весть и изменить жизнь в Израиле

Вы хотите изменить ситуацию в Израиле и помочь донести Благую Весть о воскресении Иисуса? Вы приглашены присоединиться к Божьему плану для Его народа!

The Tribe — это страстная и верная группа ежемесячных доноров, выполняющих миссию по изменению жизни в Израиле через любовь к Иисусу. Присоединяйтесь к племени сегодня: firmisrael.org/thetribe

Расчетное время чтения: 8 минут

[

Библиография]

1 Джон Пайпер, Идолопоклонство, Вечеря Господня и Тело Христово, 1 Кор. 10:14–22, www.DesiringGod.org.

2 Джон Пайпер, https://www.desiringgod.org/messages/why-and-how-we-celebrate-the-lords-supper#full-video  

Что такое причастие и почему мы его делаем ? | Артикул

  • НоваяВесенняя церковь

Вы когда-нибудь задумывались, почему христиане съедают маленький кусочек хлеба и выпивают глоток вина (или виноградного сока) на некоторых церковных службах?

Вы не одиноки.

На протяжении тысячелетий Церковь продолжала практику, называемую причастием, или, в зависимости от различных церковных традиций, Вечерей Господней или Евхаристией.

Причастие использует хлеб как символ тела Иисуса и вино как символ Его крови. Да, звучит странно. Но почему христиане говорят о еде тела Иисуса и питье Его крови? Мы каннибалы?

Откуда взялось причастие?

Иисус начал традицию причастия. Он велел Своим последователям употреблять хлеб и вино, чтобы помнить жертву, которую Он собирался принести, когда Он умер за наши грехи на кресте (1 Коринфянам 11:23-26).

Иисус называл Себя «хлебом жизни», что означает, что мы питаемся Им, мы выживаем благодаря Ему, и Он насыщает нас, когда все остальное оставляет нас пустыми (Иоанна 6:48-51). Есть связь между нашей близостью к Иисусу, верой в Него и исполнением Им (Иоанна 6:35).

Ранняя Церковь прославляла Иисуса, причащаясь, иногда каждый день (Деяния 2:42-46). Они видели, что каждый раз, когда они собирались вокруг стола, чтобы поесть и попить, это был шанс узнать Иисуса и поблагодарить Бога за все, что Он сделал.

Причины не причащаться

Причастие не делает вас христианином. Это не спасет вашу душу и не приведет вас на небеса.

Бог на самом деле предупреждает нас о причащении, не задумываясь, что это значит и зачем мы это делаем. Цель состоит не в том, чтобы бездумно исполнить ритуал, а в том, чтобы намеренно выделить время, чтобы вспомнить, что сделал Иисус и почему Он это сделал (1 Коринфянам 11:27-31).

Каждый раз, когда мы собираемся за хлебом и вином, в церкви или у себя дома, мы помним, что Иисус дает нам все, в чем мы нуждаемся.

Почему христиане причащаются

Дело не в хлебе и вине; речь идет о теле и крови Иисуса.

Дело не в ритуале или методе; речь идет о том, чтобы слушать Иисуса и делать то, что Он говорит.

Причастие – это не обязанность, а праздник.

Причастие празднует Евангелие: Иисус был разбит за нас, чтобы Он мог нас исправить.

Празднование причастия знаменует собой историю Иисуса, как Он полностью отдал Себя, чтобы дать нам лучшую жизнь, новое начало и новые отношения с Богом (1 Петра 3:18). Речь идет не о ритуале, который нужно почитать, а о человеке, которому нужно поклоняться. Иисуса меньше заботит метод празднования причастия и больше заботит, чтобы мы праздновали его.

Сколько раз мы вспоминаем Иисуса, мы должны прославлять Иисуса.

Причастие важно, потому что это заповедь, которую нужно помнить. Иисус хочет, чтобы мы каждый раз, когда вкушаем хлеб и вино, и даже когда сидим за столом в своем доме, помнили, что Он дает нам все, в чем мы нуждаемся. Он дает нам физическую пищу, которая нам нужна, чтобы выжить, и духовную пищу, которая нам нужна, чтобы продолжать делать наши следующие шаги с Ним.

  • Необходимо знать: Еженедельная электронная почта, чтобы держать вас в курсе того, что происходит на NewSpring
  • Новости Fuse: Электронное письмо для родителей Fuse, отправленное в первый понедельник месяца
  • Новости KidSpring: Каждую пятницу рассылается электронное письмо с новостями о том, что происходит в KidSpring.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]

Related Posts

Разное

История одного колокола: История одного колокола – Православный журнал «Фома»

История одного колокола – Православный журнал «Фома»Приблизительное время чтения: 10 мин.-100%+Код для вставкиКод скопирован
(правдивая сказка)На одной очень высокой колокольне, которая вместе с храмом стояла

Разное

Что такое основы светской этики: Основы светской этики. Впечатления учителей / ФОМ

Основы светской этики. Впечатления учителей / ФОМНам удалось взять несколько интервью у учителей, которые ведут ОРКСЭ. И по стечению обстоятельств оказалось, что почти все они