Поминание усопших: Поминовение усопших
Содержание
Панихида
5 ступеней веры
- Раздел «Жизнь после смерти»
- Последование панихиды с параллельным переводом
- Панихида: за здравие или за упокой? Ю.И. Рубан
- Панихида Практическое руководство
- Панихида свящ. Н.Р. Антонов
- Последование панихиды Настольная книга священнослужителя
- Служение панихиды после Литургии свт. Афанасий (Сахаров)
Панихи́да (греч. всенощный, от παννυχίς панихис — πᾶς — весь, νύξ — ночь, ἄδω — петь) — заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие христиане и в уповании на милосердие Божие, испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь.
Совершаются панихиды как до погребения усопшего христианина, так и после, обычно в 3‑й, 9‑й, 40‑й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти. Возможно совершать панихиды и в другие дни. Общецерковное поминовение усопших совершается в Родительские субботы.
Перед панихидой на 9‑й или на 40‑й день, как правило, готовят кутию. Священник освящает кутию в церкви после заупокойного богослужения молитвой, смысл которой — в просьбе о благословении этого приношения ради того человека, за которого его принесли. «Прости ему грехи, будь милосерден к этому человеку!» Когда раздается эта кутия верующим, то они примерно такие слова Богу и говорят: «помяни, Господи, прости ему вольные и невольные согрешения».
Панихида может быть отслужена священником в храме, на могиле христианина, в доме.
Кроме панихид по отдельным усопшим Церковью совершаются еще т.н. вселенские или родительские панихиды (парастасы). Они служатся в особые дни, называемые Родительскими субботами.
Самое важное поминовение усопших воцерковлённых христиан совершается во время Божественной Литургии. Для этого мы подаем записку об упокоении на проскомидию. Когда священник поминает православных христиан на проскомидии о здравии и упокоении, то из просфор вынимаются частички, и в конце литургии они погружаются в Чашу с молитвой «Омой, Господи, грехи всех, здесь поминавшихся, Честною Твоею Кровию молитвами святых Твоих».
Завершающая часть панихиды называется литией. Это богослужение представляет собой весьма краткое моление и может совершаться на могиле или дома не только священнослужителем, но и мирянином. Если панихида длится около 20 минут, то лития около 5‑ти.
«Гражданская панихида» – бессмысленное выражение, родом из богоборческих времен. Такое мероприятие логичнее называть светской церемонией прощания с покойным.
Панихиды не совершаются 12 дней от Рождества Христова до Богоявления, в первую седмицу Четыредесятницы, в Страстную и Светлую седмицы, в великие праздники (Правило 169 Номоканона).
Панихиду можно заказать в любом храме и в любое время, когда этот храм открыт. Желательно присутствовать на панихиде и участвовать в молитве. Для этого нужно уточнить у свечницы, когда будет священник совершать панихиду, и прийти в это время. Панихиду можно заказать по любому православному христианину, родственнику, другу, а может быть, кому-то, кто дорог нам в силу различных обстоятельств. Панихида — церковное богослужение — совершается только о членах Церкви, о тех, кто сочетался Христу в таинстве Крещения и старался жить по-христиански.
Традиционно сложилось так, что, когда человек идет в церковь заказывать панихиду, он приносит с собой продукты. Все, что ставят на панихидный стол, является нашей милостыней в молитвенную память об ушедших близких.
Устав совершения панихиды находится в Типиконе, гл. 14. Все молитвословия панихиды находятся в особых книгах: «Последование за усопших» и «Последование парастаса». Также они находятся: а) в Октоихе — пред последованием субботы 1‑го гласа (иногда и пред субботой 5‑го гласа) без седальна по 3‑й песни; б) в Псалтири в «Последовании по исходе души» без великой ектении. На панихиде поется канон Октоиха текущего гласа, чаще всего — канон 6‑го или 8‑го гласа.
- 25 тыс. 0
-
0 -
- П
О православном поминовении усопших
Церковное поминовение усопших отличается от любой другой человеческой памяти, — потому что мы не вспоминаем умерших, а посредством молитвы о них Господу продолжаем оставаться с ними в живых отношениях, тем самым исполняя свой христианский долг перед ними.
Церковь молится за умерших потому, что Она едина, в ней нет разделения на живых и мертвых, ведь для Бога все живы. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38), — сказал Христос Спаситель не веровавшим в воскресение мертвых саддукеям.
Церковное поминовение усопших отличается от любой другой человеческой памяти, — потому что мы не вспоминаем умерших, а посредством молитвы о них Господу продолжаем оставаться с ними в живых отношениях, тем самым исполняя свой христианский долг перед ними.
Умершие нуждаются в наших молитвах, т.к. после смерти они уже не смогут каяться и творить добрых дел. Продолжая жить после смерти тела, душа всем своим существом располагает полнотою личности и самосознания. Она чувствует, сознает, воспринимает, рассуждает… Однако не будем забывать того, что душа вне тела — неполный человек, потому не все возможное, возможно их душам. Так, например, человек живя на земле, может покаяться и изменить сам свою жизнь, от греха вернуться к Богу. Душа же сама не может, хотя бы и хотела, коренным образом измениться и начать новую жизнь, которая совершенно отличалась бы от её жизни на земле, приобрести то, чего она не имела, будучи человеком. Душа живет там и развивается в том направлении, которое начала на земле. Ведь по учению Церкви за гробом уже нет покаяния, а окончательная участь человека решается не после смерти, а по Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, которое мы все ждем. До Второго пришествия мы еще можем изменить эту участь.
Поэтому самой важной и действенной помощью для ушедшего в вечность, будут наши горячая молитва и милостыня.
Благочестивые христиане стараются усердно молиться за усопших родственников особенно первые 40 дней после смерти. 3-й, 9-й и 40-й день после смерти являются особыми днями для поминовения*. По Преданию Церкви, первые два дня душа преставившегося пребывает еще на земле и с сопровождающим ее Ангелом ходит по тем местам, которые притягивают ее памятью земных радостей и горестей, добрых дел и злых. В 3-й день Господь, во образ Своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему. Потом душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. Как правило, в этот день происходит отпевание и погребение усопшего**. В 9-й деньГосподь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В 40-й день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Божию. Теперь решается ее участь – ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим в преддверии Страшного Суда.
Потому так необходимы церковные молитвы и поминовения в эти дни. Ими испрашивается прощение грехов и водворениедуши умершего в раю со святыми.
Все сорок дней со дня смерти и в дни особого церковного поминовения хорошо бы подавать записки с именами усопших наЛитургию. Святые отцы Церкви учат, что самое сильное и действенное средство к испрошению усопшим милости Божией – поминание их на Литургии.
В ближайшие дни по кончине важно заказать в храме сорокоуст, то есть поминовение на сорока Литургиях. В эти же дни совершаются панихиды*** и заупокойные литии****.
Существует благочестивый обычай чтения Псалтири за умершего в течение первых сорока дней, как дома — келейно, так и чтение «неусыпаемой Псалтири», которое можно заказать обычно в монастырях (чтение Псалтири происходит круглосуточно, без перерывов). К церковной молитве присоединяют и домашнюю молитву, чтение специальных канонов «о упокоении», а также в каждом молитвослове вы можете найти молитву об усопших. Это самое необходимое из того, что можно сделать для души усопшего.
Поминальная трапеза, символизирующая милостыню, раздаваемую во имя покойного, непременно должна быть соединяема с молитвою. Верующие в качестве милостыни приносят в храм продукты, которые распределяются нуждающимся. По церковным канонам в храм нельзя приносить мясо, мясопродукты в многодневные посты не следует приносить скоромную пищу.
Поминальная трапеза дома, которую устраивают родные и близкие покойного, — это своего рода милостыня для всех, кто на ней присутствует. Самое главное за поминальным столом — молиться об упокоении и помиловании души умершего человека. Молитва может быть самой простой: «Упокой, Господи, душу раба Твоего [или рабы Твоей] (имя), и прости согрешения его [или: её] вольные и невольные, и даруй ему [или ей] Царствие Небесное». Следует заметить, что на поминальный стол дома также распространяются постные дни. Совершенно недопустимо поминовение усопшего водкой. Обычай оставлять на могилах различную снедь к православию никакого отношения не имеет.
В течение сорока дней после кончины усопшего называют новопреставленным.
В памятные для усопшего дни (кончины, именин, рождения) он именуется приснопоминаемым или приснопамятным.
Важно помнить, что все мы одно «живое тело». Мы являемся как бы клеточками одного организма, и состояние одной из них очень сильно влияет на все остальные. Участь и состояние наших близких в большой степени зависит от того, кем являемся мы сами. Самое полезное, что мы можем совершить за усопших — наша внимательная жизнь, мы должны очистить себя от грехов, которые сопровождают нашу повседневную жизнь и отягчают совесть. Молитва за усопших действенна в той степени, в какой мы сами очищаемся и исцеляемся. Будем чаще исповедоваться, причащаться, побуждать себя к добрым делам. Это исцеление самих себя поможет и нашим близким. Меняемся мы, меняются и те, кто с нами связан. Из этого следует, что стоит трудиться и вести брань с нашим «ветхим» человеком, чтобы, став «новым», он уже не вредил ни себе, ни другим людям, но помогал и себе, и другим — будь они живые или усопшие. По словам преподобного Паисия Святогорца, усопшие испытывают радость, если их потомок живёт с Богом. Если мы не находимся в добром духовном состоянии, то наши усопшие родители и все наши предки страдают. Однако, если мы находимся в добром духовном устроении, они радуются, потому что были сотрудниками Бога в нашем рождении и Бог некоторым образом обязан им помочь. То есть усопшим доставит радость, если мы предпримем подвиг и постараемся угодить Богу своей жизнью. Поступая так, мы встретимся с нашими усопшими в Раю, и все вместе будем жить в жизни вечной.
Преподобный Алексий Зосимовский (Соловьев) рекомендовал своим духовным детям Причащаться Святых Христовых Таин в памятные дни своих усопших близких — в дни их кончины и именин. Это способствует единению во Христе живых и отшедших в иной мир.
В храмах не отпевают и не поминают на Литургии тех, кто никогда не принадлежал к Православной Церкви: католиков, протестантов, иноверцев и всех, умерших некрещеными, а также самоубийц. Некрещеных Церковь не может поминать по той причине, что они жили и умерли вне Церкви – не были ее членами, не были возрождены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа.
Если человек, лишивший себя жизни, был душевнобольным или был доведен до самоубийства издевательствами и притеснениями, то его отпевание может быть благословлено правящим архиереем. Для этого надо подать письменное прошение.
Частная, домашняя молитва об упокоении иноверцев, некрещенных и самоубийц не запрещается. Об облегчении участи душ этих умерших, православные христиане молятся дома, но это надо делать с благословения духовника.
* Преп. Макарий Александрийский «Слово об исходе душ праведников и грешников» (ангельское откровение преп. Макарию Александрийскому о загробном состоянии душ человеческих и о днях церковного поминовения).
** Отпевание и погребение принято совершать на третий день, первым днем считается сам день кончины. Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) — в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в ее Святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви — она до скончания века будет молиться о его душе. Бумажный венчик на голове покойного – символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани. При этом все провожающие усопшего молятся с зажженными свечами, знаменующими Невечерний Свет вечности. При прощании целуется иконка на груди и чело (венчик) усопшего. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба. Важно, что православных христиан принято хоронить в гробу, а не кремировать. Так как мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры.
*** Заупокойное богослужение.
**** Краткое сокращенное чинопоследование панихиды (есть в некоторых молитвословах). Заупокойную литию принято петь мирянами на кладбищах. Также эту литию вполне можно прочитать (пропеть) и дома в память об умершем человеке, особенно на дни памяти умершего и годовщины.
Память всех верных усопших (День поминовения усопших)
Уже во II веке существуют свидетельства того, что христиане молились и совершали Евхаристию за своих любимых усопших. Вначале молились на третий день после погребения, потом на годовщину. Позже 7-й и 30-й день после смерти стали днями, когда стало принято молиться за усопших. Поминовение умерших 2 ноября стало официальным в 998 году, когда аббат Одило из Клюни (994-1048) сделал его обязательным во всех подвластных ему монастырях. В 1915 году Папа Бенедикт XV разрешил священникам проводить в этот день несколько месс. Литургия предлагает в этот день различные мессы, каждая из которых направлена на то, чтобы подчеркнуть пасхальную тайну, победу Иисуса над грехом и смертью.
Из Евангелия от Иоанна
J Исус сказал толпе:
«Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет,
и Я не отвергну никого, кто приходит ко Мне,
потому что я спустился с небес, чтобы исполнить не свою волю
а волю того, кто меня послал.
И такова воля того, кто послал меня,
чтобы я ничего не потерял из того, что он дал мне,
но чтобы я поднял это в последний день.
Ибо такова воля Отца Моего,
чтобы всякий, кто видит Сына и верит в Него,
имел жизнь вечную,
и Я воскрешу его в последний день». (Ин. 6:37-40)
Воля Божья
0007 видит Сына и верит в него… Я воскрешу его в последний день» . Мы знаем из опыта, что тело разлагается. Но тело — не единственная часть человеческой личности! Человек – это личность и партнер в диалоге с Богом. И Он не забудет, Он не откажется от Своего обещания, потому что Бог верен Своим обещаниям. Бог написал каждого из нас на ладони Своей и никого не забудет, потому что Он Отец. В этом суть послания, которое оставил нам Иисус. Благодаря этой истине Иисус стал человеком, Он умер на кресте и воскрес, чтобы сделать нас участниками радости воскресения: «Подаждь им, Господи, молим, и всем спящим во Христе место упоения, света и мир», мы молимся во время I Евхаристического канона Мессы, в момент поминовения усопшего.
Позволить себе быть застигнутым врасплох
То, что мы выживем, несомненно, Иисус сказал нам это! Как это будет происходить, мы не знаем. Мы можем предположить об этом, слушая Слово Евангелия. Остается, однако, надежда удивиться благости Божией, Его милости. У нас есть свои параметры, по которым можно измерять происходящее в жизни, но мы должны позволить Богу иметь Его собственные параметры, которые не являются нашими. Это именно то, что удивит нас, когда мы переступим порог рая.
На шаг впереди
Смерть — это не уничтожение, а жизнь по-новому. Это знание того, что те, кто предшествовал нам, «на шаг впереди» нас на жизненном пути. Они достигли вершины, а мы еще находимся на жизненном пути. Они свернули за угол, а мы все еще на прямом и узком пути. Смерть, следовательно, не конец всего, а начало новой жизни, к которой мы готовимся и готовимся уже довольно давно. Таким образом, поминовение умерших — это не только «воспоминание» о тех, кого уже нет, но и мост, который ждет нас в конце нашей жизни и который приведет нас к другому берегу, к которому мы все суждены. Это помощь, чтобы мы не дали себе утонуть, когда жизнь переполняет, забывая, что все проходит, а остается только Бог.
Сестра смерть
Примирившись с Богом, с собой и с творением, святой Франциск Ассизский к концу своей жизни смог примириться со смертью до такой степени, что смог назвать ее своей « сестра». Это символизирует то, что даже он понял, что смерть — это таинство, которое нужно принять. В отличие от сегодняшней культуры, которая всячески пытается отрицать смерть через иллюзию нашей вечности, святой Франциск учит смотреть на нее, понимать ее и рассматривать как «сестру», как часть нас самих. Ведь смерть так же реальна, как и то, что мы существуем. Это шаг к интеллектуальной честности, даже больше, чем духовное движение. Страх перед «сестрой смертью» безусловно продиктован страхом перед неизвестностью, перед незнанием того, что лежит за «пеленой». Это создает определенный дискомфорт. Во-вторых, не будем отрицать, мы боимся «тяжести» своих поступков в конце жизни, когда все верующие. Тогда мы все спросим себя, как мы прожили свою жизнь. Этот опыт побуждает нас молиться за тех, кто ушел до нас, как будто мы все еще хотим помочь и защитить их, а также просим их помощи и защиты.
Одно можно сказать наверняка: нам нужно понимать смерть в свете воскресения Иисуса. Отсюда наша сила и спокойствие. Он открыл Путь, ведущий через Истину к Жизни. Сам Иисус напомнил нам, что они созданы для вечности. Тысяча лет для Бога как день прошедший. Жизнь чрезвычайно коротка, мимолетна. В нем нет смысла, если оно не направлено на более истинный опыт. Как напоминал нам Сам Иисус: « всякий, кто видит Сына и верит в Него, имеет жизнь вечную».
И последнее. Иисус стал человеком, чтобы помочь нам жить «для Бога». Он умер, был погребен и сошел к мертвым, чтобы никто не чувствовал себя исключенным из Его спасительного делания. Сам Иисус решил «обитать» в каждом месте, даже в самом печально известном, чтобы составить мне компанию в любой момент, чтобы я не боялся и не чувствовал себя одиноким и брошенным на милость своего страха. Нет «нигде» в жизни или в смерти, где бы Он еще не «побывал». Именно это дает мне уверенность, что Он примет меня с распростертыми объятиями в любой ситуации, в которую я «попаду»: сегодня ли, когда я впаду в грех, или завтра, когда я впаду в смерть, Он рядом. Ибо Он победил грех и смерть и приготовил мне место в Доме Своего Отца. Этого достаточно, чтобы с верой и надеждой идти дальше по жизненному пути. «Хоть и долиною смерти пойду» (Пс 23), Он там. Он со мной.
Молитва
Вечный покой даруй им, Господи,
и да светит им вечный свет.
Да упокоятся они с миром. Аминь.
празднование Дня мертвых в эпоху пандемии
Во времена пандемии COVID-19, когда вирус унес столько жизней, празднование «дня мертвых» может показаться странным и даже бестактным . Но, несмотря на болезненные ассоциации своего названия, День Мертвых на самом деле является временем, когда нужно напомнить о красоте жизни, а не только о неизбежности смерти.
Часть важного сезона для большинства христиан, который начинается в конце октября, совпадает с празднованием Всех Святых. Этот трехдневный период включает в себя Канун Всех Святых 31 октября, День всех святых 1 ноября и День всех усопших 2 ноября.
Последний праздник особенно важен для католиков и является официальным праздником в их церковном календаре. . Также известный как День памяти усопших и День мертвых, День поминовения усопших обычно является днем памяти, когда произносятся молитвы за души тех, кто ушел из жизни.
Во всем мире All Souls часто включает в себя посещение кладбищ, где похоронены близкие, и уход за их могилами. Посещение мессы или церковной службы, молитва и употребление определенных продуктов – все это часть этих наблюдений.
В Италии, например, можно съесть pan dei morti – буквально «хлеб мертвых» – своего рода шоколадное печенье с ореховой начинкой. Печенье представляет почву, а орехи представляют кости усопших. В ряде культур еда не используется в качестве приношения умершим как способ увековечить память об их жизни.
Двойственность жизни и смерти: парад через Мехико на Día de Muertos.
Шаттерсток
Día de Muertos
Несмотря на то, что это в первую очередь религиозный праздник, День поминовения усопших/День мертвых, как это часто бывает, был включен в светскую массовую культуру.
Совершенно очевидно, что мы видим мотивы Дня Мертвых, заимствованные для светских празднований Хэллоуина — даже если два дня в рамках Allhallowtide имеют очень разное происхождение, иконографию и принципы в своей основе.
Тем не менее, мексиканское воплощение Дня Мертвых все чаще захватывает воображение людей. Día de Muertos приобретает особый оттенок в Мексике и других странах Латинской Америки, а также в латиноамериканских сообществах по всему миру.
Читать далее:
Как коммерциализация на протяжении веков изменила День Мертвых
Отмечаемый в первые два дня ноября, Día de Muertos — это время памяти и празднования. Но там, где All Souls может быть мрачным событием в других местах, в Мексике это яркий и красочный праздник, посвященный празднованию жизни тех, кто был раньше.
Хотя Día de Muertos, безусловно, относится к христианской вере, она также культурно и концептуально смешивается с верованиями коренных народов, существовавшими еще до испанского вторжения, где прославление «смерти как части жизни» занимало центральное место в религиозных системах.
Керамические сувениры в виде цветочных черепов продаются в Мексике.
Шаттерсток
Цветочный череп
Важная часть Día de Muertos, которую он разделяет с празднованиями в других странах, — это вера в то, что в это время усопшие могут вернуться и навестить живых. Чтобы приветствовать духов, устраиваются большие семейные застолья и музыкальные представления.
Алтари, известные как ofrendas , устанавливаются для мертвых, где обычно выставляются их изображения. Иногда вы видите практику, представленную в популярной культуре, совсем недавно в анимационном фильме 2017 года «Коко».
Читать далее:
Что День Мертвых говорит нам о философии счастья ацтеков
Знаменитый «цветочный череп», пожалуй, самый узнаваемый мотив Día de Muertos. Вы найдете его напечатанным на открытках, баннерах и одежде. Также часто можно увидеть людей, одетых как «цветочные скелеты», и съесть кондитерские изделия «сахарные черепа».
Цветочный череп широко используется в массовой культуре по всему миру, даже в странах, географически и культурно далеких от Мексики. Это, несомненно, во многом связано с неизменной популярностью мексиканской художницы Фриды Кало (1907–1954), которая регулярно использовала цветочный череп в своих картинах, исследуя двойственность жизни и смерти.
Посещение могил близких является важным элементом христианского Дня поминовения усопших.
Шаттерсток
Мы встретимся снова
Хотя это может показаться противоречащим мрачной реальности пандемии, глубокое значение Дня мертвых ощущается во многих сообществах во многих странах. Для тех, кто верит и празднует Все души религиозным образом, праздник может стать бальзамом, так как семьи молятся и поминают своих умерших.
В своих более праздничных проявлениях День Мертвых основывается на вере в то, что наши ушедшие близкие всегда с нами – и что мы увидим их снова, когда придет время.