Поминание усопших: Поминовение усопших

Разное

Панихида

5 ступеней веры

  • Раздел «Жизнь после смерти»
  • После­до­ва­ние пани­хиды с парал­лель­ным пере­во­дом
  • Пани­хида: за здра­вие или за упокой? Ю.И. Рубан
  • Пани­хида Прак­ти­че­ское руко­вод­ство
  • Пани­хида свящ. Н.Р. Анто­нов
  • После­до­ва­ние пани­хиды Настоль­ная книга свя­щен­но­слу­жи­теля
  • Слу­же­ние пани­хиды после Литур­гии свт. Афа­на­сий (Саха­ров)

Панихи́да (греч. все­нощ­ный, от παννυχίς пани­хис — πᾶς — весь, νύξ — ночь, ἄδω — петь) — заупо­кой­ное бого­слу­же­ние, на кото­ром молит­венно поми­на­ются усоп­шие хри­сти­ане и в упо­ва­нии на мило­сер­дие Божие, испра­ши­ва­ется им про­ще­ние согре­ше­ний и бла­жен­ная вечная жизнь. 

Совер­ша­ются пани­хиды как до погре­бе­ния усоп­шего хри­сти­а­нина, так и после, обычно в 3‑й, 9‑й, 40‑й день по смерти, в дни его рож­де­ния, тезо­име­нит­ства, в годов­щину смерти. Воз­можно совер­шать пани­хиды и в другие дни. Обще­цер­ков­ное поми­но­ве­ние усоп­ших совер­ша­ется в Роди­тель­ские суб­боты.

Перед пани­хи­дой на 9‑й или на 40‑й день, как пра­вило, гото­вят кутию. Свя­щен­ник освя­щает кутию в церкви после заупо­кой­ного бого­слу­же­ния молит­вой, смысл кото­рой — в просьбе о бла­го­сло­ве­нии этого при­но­ше­ния ради того чело­века, за кото­рого его при­несли. «Прости ему грехи, будь мило­сер­ден к этому чело­веку!» Когда раз­да­ется эта кутия веру­ю­щим, то они при­мерно такие слова Богу и гово­рят: «помяни, Гос­поди, прости ему воль­ные и неволь­ные согре­ше­ния».

Пани­хида может быть отслу­жена свя­щен­ни­ком в храме, на могиле хри­сти­а­нина, в доме.

Кроме пани­хид по отдель­ным усоп­шим Цер­ко­вью совер­ша­ются еще т.н. все­лен­ские или роди­тель­ские пани­хиды (парас­тасы). Они слу­жатся в особые дни, назы­ва­е­мые Роди­тель­скими суб­бо­тами. 

Самое важное поми­но­ве­ние усоп­ших воцер­ко­в­лён­ных хри­стиан совер­ша­ется во время Боже­ствен­ной Литур­гии. Для этого мы подаем записку об упо­ко­е­нии на про­ско­ми­дию. Когда свя­щен­ник поми­нает пра­во­слав­ных хри­стиан на про­ско­ми­дии о здра­вии и упо­ко­е­нии, то из просфор выни­ма­ются частички, и в конце литур­гии они погру­жа­ются в Чашу с молит­вой «Омой, Гос­поди, грехи всех, здесь поми­нав­шихся, Чест­ною Твоею Кровию молит­вами святых Твоих».

Завер­ша­ю­щая часть пани­хиды назы­ва­ется литией. Это бого­слу­же­ние пред­став­ляет собой весьма крат­кое моле­ние и может совер­шаться на могиле или дома не только свя­щен­но­слу­жи­те­лем, но и миря­ни­ном. Если пани­хида длится около 20 минут, то лития около 5‑ти.

«Граж­дан­ская пани­хида» – бес­смыс­лен­ное выра­же­ние, родом из бого­бор­че­ских времен. Такое меро­при­я­тие логич­нее назы­вать свет­ской цере­мо­нией про­ща­ния с покой­ным.

Пани­хиды не совер­ша­ются 12 дней от Рож­де­ства Хри­стова до Бого­яв­ле­ния, в первую сед­мицу Четы­ре­де­сят­ницы, в Страст­ную и Свет­лую сед­мицы, в вели­кие празд­ники (Пра­вило 169 Номо­ка­нона).

Пани­хиду можно зака­зать в любом храме и в любое время, когда этот храм открыт. Жела­тельно при­сут­ство­вать на пани­хиде и участ­во­вать в молитве. Для этого нужно уточ­нить у свеч­ницы, когда будет свя­щен­ник совер­шать пани­хиду, и прийти в это время. Пани­хиду можно зака­зать по любому пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину, род­ствен­нику, другу, а может быть, кому-то, кто дорог нам в силу раз­лич­ных обсто­я­тельств. Пани­хида — цер­ков­ное бого­слу­же­ние — совер­ша­ется только о членах Церкви, о тех, кто соче­тался Христу в таин­стве Кре­ще­ния и ста­рался жить по-хри­сти­ан­ски.

Тра­ди­ци­онно сло­жи­лось так, что, когда чело­век идет в цер­ковь зака­зы­вать пани­хиду, он при­но­сит с собой про­дукты. Все, что ставят на пани­хид­ный стол, явля­ется нашей мило­сты­ней в молит­вен­ную память об ушед­ших близ­ких.

Устав совер­ше­ния пани­хиды нахо­дится в Типи­коне, гл. 14. Все молит­во­сло­вия пани­хиды нахо­дятся в особых книгах: «После­до­ва­ние за усоп­ших» и «После­до­ва­ние парас­таса». Также они нахо­дятся: а) в Окто­ихе — пред после­до­ва­нием суб­боты 1‑го гласа (иногда и пред суб­бо­той 5‑го гласа) без седальна по 3‑й песни; б) в Псал­тири в «После­до­ва­нии по исходе души» без вели­кой екте­нии. На пани­хиде поется канон Окто­иха теку­щего гласа, чаще всего — канон 6‑го или 8‑го гласа.

  • 25 тыс. 0