Что говорит при венчании священник: СТРОИТЕЛЬСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА ВСЕХ СВЯТЫХ В СТРАСБУРГЕ

Разное

СТРОИТЕЛЬСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА ВСЕХ СВЯТЫХ В СТРАСБУРГЕ

ТАИНСТВО ВЕНЧАНИЯ

Что такое Таинство Венчания?
Кто может вступать в церковный брак?
В каких случаях церковное Венчание не совершается?
В какие дни Венчание не совершается?
Как подготовиться к Таинству Венчания?
В чем заключается роль поручителей (свидетелей)?
Как вести себя во время совершения Венчания?
Как происходит Обручение?
Как совершается Венчание?
Какой должна быть праздничная трапеза после Венчания?

Что такое Таинство Венчания?

Венчание относится к Таинствам Церкви Христовой. Семья установлена Богом при сотворении мира и человека. Принимая свободное решение создать семью, верующие люди, как чада, приходят к Своему Отцу Небесному за благословением и поддержкой. Они становятся родоначальниками новой христианской семьи, которая строится всю последующую жизнь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6). В этом и состоит цель Венчания.
Есть люди, которые живут без Венчания много лет и вырастили прекрасных детей, но, если они по-настоящему любят Бога, то они с радостью прийдут на Венчание, чтобы восполнить свою совместную жизнь благословением Творца, через Которого утверждается всякая жизнь и всякое доброе дело.

Кто может вступать в церковный брак?

В Православной Церкви могут венчаться мужчина и женщина. Желающие венчаться должны быть верующими православными христианами, глубоко осознающими, что брак совершается на всю жизнь и что супруги призваны хранить верность друг другу.
Православная Церковь считает лучшим, чтобы оба будущих супруга исповедовали одну православную веру: «Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7. 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, 2000)
В Западной Европе распространена практика смешанных браков. Исходя из соображений пастырской заботы, Русская Православная Церковь благословляет совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии крещения и воспитания детей в православной вере. Такой же практики придерживаются в большинстве Православных Церквей.

В каких случаях церковное Венчание не совершается?

Зарегистрированный в органах власти брак не сообщает заключенному союзу благодать, но в то же самое время не считается Церковью блудным сожительством. Однако не всякий гражданский брак может быть освящен в Церкви.
* Церковь не допускает вступление в брак в четвертые или пятый раз.
* Не благословляется брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.
* Венчание невозможно, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять Крещения перед Венчанием.
* Венчание не допускается, если один из будущих супругов фактически или формально состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а, если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на вступление в новый брак.
* Еще одно препятствие к совершению браковенчания — кровное родство жениха и невесты и духовное родство (если они являются крестными родителями одного ребенка).
* В соответствии с каноническими правилами не венчаются в Церкви браки, заключенные между православными и нехристианами (мусульманами, иудеями и представителями других религий). Одновременно Церковь признает такие союзы в качестве законных и не считает их блудным сожительством.

В какие дни Венчание не совершается?

Будьте внимательны: Венчание возможно совершать только в определенные дни года.
Не разрешается совершать Венчание в течение всех четырех постов (Великий, Рождественский, Успенский, Апостольский), в Сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки).
Не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях.
Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней — среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны только в связи с особыми обстоятельствами.

Как подготовиться к Таинству Венчания?

Прежде всего, готовящиеся к венчанию должны зарегистрировать брак в государственных органах страны проживания. Они должны заполнить анкету (спросить на приходе), принести копии необходимых документов.
Перед Венчанием необходимо встретиться со священником. Цель встречи состоит в беседе о значении брака и семьи. Ради собственной пользы жених и невеста призываются внимательно познакомиться с учением Церкви о браке и семье.
Перед Венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн. Возможно совершить это накануне Венчания. До брака мужчина и женщина не должны вступать в интимные отношения.
Для браковенчания нужно приготовить две иконы — Спасителя и Божией Матери, которые станут благословлением жениха и невесты на семейную жизнь. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве Венчания — женихом и невестой.
Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо — знак вечности и неразрывности брачного союза. Ранее одно из колец должно было быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное — подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом, символизирующим жену. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.
Также необходимо приобрести венчальные свечи и белое полотенце (рушник).

В чем заключается роль поручителей (свидетелей)?

Жених и невеста могут пригласить поручителей (свидетелей). Но это не является обязательным. Поручители должны быть православными людьми и относиться к Таинству Венчания с благоговением. Лучше всего, чтобы это была семейная пара, крепость которой уже проверена временем.
В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях — в народе их называли «дружка», «подружие» или «шаферы», а в богослужебных книгах (требниках) — «восприемники». Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге. Как правило, они хорошо знали жениха и невесту, а потому поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.
Обязанности поручителей при бракосочетании состоят в том, чтобы молиться за новую семью и по возможности помогать в ее становлении. Поэтому в поручители приглашаются люди, имеющие успешный опыт семейной жизни.

Как вести себя во время совершения Венчания?

Во время бракосочетания все гости призываются усердно молиться Богу о будущей семье. Невнимание и неблагоговение жениха и невесты, их гостей к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, моды, или же по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет огромное влияние на всю последующую семейную жизнь.

Как происходит Обручение?

Венчанию предшествует обручение. Обряд начинается каждением жениха и невесты. Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту и дает им зажженные свечи.
Первая молитва о женихе и невесте — это молитва об обручающихся и о спасении их. Цель супружества — построение крепкого союза мужчины и женщины, а также рождение и воспитание детей для продолжения рода человеческого. Священник произносит молитву к Господу о том, чтобы Он благословил жениха и невесту на всякое благое дело. После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: «Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: «Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
Кольца – это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Переде Венчанием кольца помещаются на правой стороне святого Престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому Престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения. Кольца на святом Престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.
После благословения священника, трижды происходит обмен колец в честь и славу Пресвятой Троицы. Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он благословил и утвердил обручение, осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается Венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи торжественно входят на середину храма. Они становятся на разостланный на полу белый плат, который символизирует единство их будущей семьи и чистоту намерений. Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.
После этого начинается Венчание. В начале Таинства священник произносит три пространные молитвы. В первой молитве священник молится: «Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению».
Во второй молитве священник молит Господа, чтобы Он благословил, сохранил брачующихся. «Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские» как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем».
Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.
После этих молитв наступают важнейшие минуты Венчания. Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: «Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: «Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу собравшихся верующих и ожидают благословения Божия.
Настает торжественнейшая, святейшая минута Венчания. Священник говорит: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!». При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту. Все присутствующие в храме должны в эту минуту усиленно молиться за жениха и невесту.
Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20—33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, показывающему путь взаимной любви до самоотвержения. Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа — призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому — Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. (1 Кор. 7, 4—5). Муж и жена — члены Церкви. Они равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.
После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1—11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати Таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский: Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,— явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).
После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их — нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.
Затем новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву «Отче наш». После молитвы Господней приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при Венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской. Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши — сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.
Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этого союза. Супружество их будет вечным шествием рука об руку. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов.
Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением.
Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где священник дает им Крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы. По окончании Таинства новобрачные скромным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг ко другу.

Какой должна быть праздничная трапеза после Венчания?

Торжественно и радостно совершается Таинство брака. После Венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за столом. Не стоит омрачать веселье, упиваясь спиртными напитками, произнося бесстыдные речи и исполняя нескромные песни, дико отплясывая. Такое поведение было бы позорным даже для язычника, «неведущаго Бога и Христа Его», а не только для нас, христиан.
Святая Церковь предостерегает от такого поведения. В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: «Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам».
Брачный пир должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Необходимо заранее подумать о программе торжества и мудро его составить.

 

Читать онлайн «Таинство венчания и православный брак» – ЛитРес

ОДОБРЕНО

Издательским Советом Русской Православной Церкви

Предисловие

Венчание – не просто обряд, а одно из Таинств Церкви. Как через Таинство Крещения человек рождается для новой жизни, становится членом Церкви Христовой, так и в Таинстве Брака зарождается новая семья, и мужу и жене дается благодать для начала семейной жизни.

Что такое брак с духовной точки зрения, как подготовиться к этому Таинству – этим вопросам и посвящена данная книга.

В книгу вошли статьи современных авторитетных священников-богословов, в которых раскрывается глубокий духовный смысл Таинства Брака. Кроме того, в ней большое место уделяется практическим вопросам: как подготовиться к Таинству Брака, препятствия к церковному венчанию; дни, в которые совершается венчание; в каких степенях родства разрешается бракосочетание, что такое свойство (двухродное, трехродное) и т. д.

Отдельно разбираются чинопоследования обручения и венчания, разъясняется символическое значение обрядовой стороны Таинства (кольца, венцы).

Книга написана доступным языком и предназначена, прежде всего, для тех, кто пока еще далек от церковной жизни и, тем не менее, желает освятить свой брак через участие в церковном Таинстве.

Часть 1

Таинство Брака

Чинопоследование Таинства Брака

В современной церковной практике чинопоследование Таинства Брака состоит из двух частей, следующих непосредственно друг за другом: обручения и венчания.

Как происходит обручение

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда перед Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать в притворе храма, тогда как священник находится в алтаре.

Чин обручения начинается каждением жениха и невесты. Затем священник трижды благословляет зажженными свечами сначала жениха, потом невесту, произнося: «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа», и дает им свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свечей – начало духовного торжества. Огонь дает тепло, потому зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, являют радость встречи двух любящих людей, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию. Свечи даются в напоминание о евангельской притче, где говорится о том, что девы (т. е. девственники) выходили навстречу Жениху с возжженными светильниками (Мф. 25,1-12). Поэтому свечи не даются, если люди вступают в брак во второй или третий раз. Свечи должны гореть на протяжении всего последования Таинства Брака.

Каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Святого Духа, освящающего нас и совершающего святые Таинства Церкви.

Затем священник произносит начальный возглас: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков». По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении Таинства Брака оно имеет и особое значение: брачующимся их брак представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие.

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. Диакон возглашает: «Миром Господу помолимся…»

Затем диакон произносит, между другими обычными прошениями, прошения о врачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте – это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества – благословенное рождение детей для продолжения человеческого рода. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Затем читаются две краткие молитвы, в которых воздается хвала Богу, соединяющему разделенных и положившему союзы любви. Первую молитву священник произносит вслух. В ней он молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. В этой молитве вспоминается благословенный брак Исаака и Ревекки (см. Быт. 24) и исполнение обетования Божия в их потомстве и испрашивается, чтобы жених и невеста стали друг для друга богоизбранными, подобно Исааку и Ревекке. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте, и всем присутствующим в храме преклонить свои головы пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: «Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: «Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Над кольцами особых молитв не читается. Перед обручением кольца кладутся в алтаре на святой престол, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

В древности вместо колец обручались перстнями, которые в то время являлись именными печатями. И жених, к примеру, давал свой перстень невесте для того, чтобы «приняв попечение о домашнем хозяйстве, имела чем запечатывать вещи, стоящие сбережения» (Климент Александрийский). Поэтому, взаимно отдавая свои перстни, жених и невеста свидетельствовали, что они вверяют друг другу свою честь, свои права и спокойствие. С этих пор они будут жить друг для друга, будут обмениваться друг с другом всем, – и эта взаимность между ними будет постоянная, бесконечная (как в перстне – круге – нет конца, так и союз супружеский должен быть вечен, неразрывен). Таким же вечным должен быть христианский брак. И даже смерть не может его разорвать.

Кольцо жениха – обычно золотое, символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе.

Кольцо невесты – серебряное, как подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом…

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал обручающимся Ангела Хранителя и руководителя в их новой жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание

Жених и невеста, держа друг друга за руки, с зажженными свечами, изображающими духовный свет Таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать заповедям Господним, а их добрые дела будут, как фимиам, возноситься к Богу. Хор встречает их пением 127-го псалма, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословленное Богом супружество. Перед каждым стихом псалма хор поет: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Обрученные жених и невеста становятся на одно «подножие» (на разостланный кусок материи) в знак того, что они должны будут разделять одинаковую участь во всем – как счастливую, так и неблагополучную.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

«Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?» – спрашивает священник, и жених отвечает: «Имею, честный отче». – «Не связан ли ты обещанием другой невесте?» – «Нет, не связан».

Затем, обратившись к невесте, священник спрашивает: «Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою (имя жениха), которого видишь перед собою?» – «Имею, честный отче». – «Не связана ли обещанием другому жениху?» – «Нет, не связана».

Далее начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью – чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь», которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После великой ектении[1] о душевном и телесном благосостоянии жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

 

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: «Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, целомудрие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное, неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению».

Во второй молитве священник молит Триединого Бога, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся: «Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские, как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины вокруг ствола своего, и, благоугодивши пред Тобою, да воссияют, как светила на небе, в Тебе, Господе нашем».

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей Церкви и вместе со всею Церковью – о благословении Божием – теперь совершается над бракующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца, и произносит: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник произносит: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Украшенные венцами[2] жених и невеста предстоят пред лицом Самого Бога и всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)!». При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Венцы – знамения царской власти. Их возложением преподается брачующимся благословение соделаться родоначальниками, как бы князьями дома, царями всего будущего потомства, а вместе возлагается обязанность пользоваться дарованною властью ко благу подвластных им. Помимо того, поскольку в древности венцами украшались главы победителей, возложение венцов на жениха и невесту служит для них как бы наградой за их целомудренную жизнь до брака. «Венцы, – объясняет свт. Иоанн Златоуст, – полагаются на главах брачующихся в знамение победы, для того, чтобы показать, что они, непобедимые страстью до брака, таковыми приступают и к брачному ложу, т.  е. в состоянии победителей похоти плотской. А если кто был уловлен сладострастием, отдал себя блудницам, то для чего ему, побежденному, иметь и венец на главе своей?» В самом деле, что должны мыслить и чувствовать при возложении венцов брачующиеся лица, не сохранившие до брака своего целомудрия?.. Должны чувствовать себя недостойными венцов, и в этом глубоком сознании собственного недостоинства принять твердое намерение изгладить свои прежние грехопадения покаянием и богоугодными делами.

Словами: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)!» – священник как бы говорит: «Господи! Как эта чета украшена теперь венцами, так украшай брачный союз этот во всю жизнь их славой и честью, всеми дарами Своего благословения: да сияют новые супруги в жизни чистотой и святостью, как сияют их венцы, – и да сподобятся венцов небесных, уготованных в будущей жизни победителям, побеждающим лукавые обычаи мира сего и всякую похоть, подаваемых за соблюдение супружеской верности, за подвиги христианские».

Так св. Церковь провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи – малой, домашней церкви и тайнодейственно низводит на брачующихся благодать Всесвятого Духа, освящающую их супружество, естественное рождение и воспитание детей. С этой минуты жених – уже муж своей невесты, невеста – жена своего жениха; с этой минуты муж и жена связаны нерасторжимыми узами брака, по непреложному слову Христа Спасителя: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19,6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (Еф. 5, 20–33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене – это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу – подобие отношения Церкви ко Христу. Это – взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собой по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных Его последователей, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа – призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому – Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4–5).

Муж и жена – члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (Ин. 2,1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и его освящении. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати Таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о

Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский: «Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино, – явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась» (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их – нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…». И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву «Отче наш», основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем (см. Мф. 6,9; Лк. 11, 2).

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После Молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца и Сына и Святого Духа и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом как пред Царем и Владыкой и, вместе с тем, Отцом нашим.

Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши[3] – сначала мужу как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Общая чаша – знак того, что отныне во все время последующей супружеской жизни все у супругов должно быть общее, одни желания и намерения, и что все они должны делить между собою пополам: и счастье и несчастье, и радости и скорби, и труды и покой, и подвиги и венцы за подвиги.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает их руки епитрахилью[4] и поверх нее кладет свою руку. Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя, на котором лежат Крест и Евангелие.

При первом обхождении поется тропарь «Исайе, ликуй…», в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь «Святии мученицы…». Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование…»

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного Таинства. Конечная цель и исполнение брака, как и всей нашей земной жизни, – в Царстве Божием. Помня об общем кресте, возложенном на них (Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6,2)), они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня.

По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

Католическая свадьба Помощь: Католическая свадьба

Католическая свадьба

Самая важная часть католической свадьбы
то, что обычно называют обменом клятвами. Эти слова являются
сердце — существенный элемент — таинства брака; они образуют
завет, устанавливающий брак пары. Церковь называет
обмен клятвами согласие — то есть акт воли, посредством которого
мужчина и женщина отдают себя друг другу и принимают дар
другой. Брак не может состояться без объявления
согласие ( Катехизис
№ 1625 — 1631).

Католическим свадебным клятвам обычно предшествуют три вопроса
от священника (Орден Бракосочетания №60):

«(Имя) и (имя), пришли ли вы сюда, чтобы заключить Брак без принуждения, свободно и от всего сердца?»
«Готовы ли вы, следуя по пути Брака, любить и уважать друг друга до тех пор, пока вы оба живы?»
«Готовы ли вы с любовью принимать детей от Бога и воспитывать их по закону Христа и Его Церкви?»

Жених и невеста отвечают: «У меня есть» или «Я есть» (Приказ о заключении брака № 60).

Орден Бракосочетания (№61-63) предлагает четыре варианта католических свадебных клятв. Стандартная версия выглядит так:

Священник (или диакон): Поскольку вы намерены вступить в завет Святого Брака, соедините свои правые руки и заявите о своем согласии перед Богом и Его Церковью.

Жених : Я, (имя), беру тебя, (имя), в жены. Я обещаю быть верным тебе в хорошие и плохие времена, в болезни и в здравии. Я буду любить тебя и чтить тебя во все дни моей жизни.

Невеста : Я, (имя), беру тебя, (имя), в мужья. Обещаю быть верным тебе в хорошие времена и в плохие, в болезни и в здравии, любить тебя и почитать тебя во все дни жизни моей.

Идеально, если вы запомните слова согласия; таким образом вы подчеркиваете, что ваше согласие на вступление в брак действительно искренне. Запоминание слов согласия за недели и месяцы до свадьбы также является хорошей духовной практикой, которая поможет вам сосредоточиться на более глубоком значении вашего брака.

Если вы беспокоитесь, что забудете слова или будете слишком эмоциональны, чтобы произнести их четко, многие священники и дьяконы заставят вас повторять слова согласия после них, фраза за фразой. Однако Орден празднования брака на самом деле не предлагает этого; вместо этого он предлагает эту простую альтернативу:

Священник : (Имя), ты берешь (имя) в жены? Обещаешь ли ты быть ей верным в хорошие времена и в плохие, в болезни и в здравии, любить ее и чтить ее во все дни жизни твоей?

Жених : Да.

Священник : (Имя), ты берешь (имя) в мужья? Обещаешь ли ты быть верным ему в хорошие времена и в плохие, в болезни и в здравии, любить его и чтить во все дни жизни твоей?

Невеста : Да.

В Соединенных Штатах католические свадебные клятвы также могут
иметь следующий вид:

Жених : Я, (имя), беру тебя, (имя), в законную жену, чтобы иметь и держать, с этого дня и впредь,
к лучшему, к худшему, к богатству, к бедности, в болезни и в здравии, пока смерть не разлучит нас.

Невеста : Я, (имя), беру тебя, (имя), за моего законного мужа, чтобы иметь и держать, с этого дня
вперед, к лучшему, к худшему, к более богатому, к более бедному, в болезни и в здравии, пока смерть не разлучит нас.

Опять же, вы также можете просто ответить на вопрос священника:

Священник : (Имя), берешь ли ты (имя) в законную жену, чтобы иметь и держать, с этого дня и впредь, к лучшему, к худшему, к богатству, к бедности, в болезни и в здравии, пока смерть разлучит вас?

Жених : Да.

Священник : (Имя), берешь ли ты (имя) в законные мужья, чтобы иметь и владеть, с этого дня и впредь, к лучшему, к худшему, к богатству, к бедности, в болезни и в здравии, пока смерть разлучит вас?

Невеста : Да.

Священник подтверждает, что пара объявила о своем согласии на брак, молится о Божьем благословении пары и заявляет: «Что Бог сочетает, того никто да не разлучает» ( Приказ о заключении брака №64). Это момент, когда сакраментально жених и невеста становятся женой и мужем.

Благословение и обмен кольцами следует за заявлением о согласии. Опять же, жениху и невесте идеально выучить эти молитвы наизусть. Священник произносит благословение над обручальными кольцами ( Орден венчания #66), а затем пара обменивается обручальными кольцами (#67A):

Жених  (надевает обручальное кольцо на безымянный палец жены): (Имя), прими это кольцо в знак моей любви и верности. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Невеста (надевает обручальное кольцо на безымянный палец мужа): (Имя), прими это кольцо в знак моей любви и верности. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Орден празднования брака № 67B включает в себя дополнительное благословение и раздачу аррасов (монет), если это является частью местного обычая. Поговорите со своим председателем, если вы заинтересованы в этом дополнительном залоге Божьего благословения и знаке добрых даров, которые вы разделите в своем браке

Далее следует Вселенская Молитва (иногда называемая Молитвами верных или Общими Ходатайствами), а затем, если во время Мессы совершается таинство брака, Литургия Евхаристии.

Вам может быть интересно, можете ли вы сами написать католическую свадебную клятву. Поскольку Орден празднования брака не дает возможности парам написать свои собственные обеты, маловероятно, что священник или дьякон, которые сопровождают вас на свадьбе, позволят вам это сделать. Узнайте почему, прочитав «Можем ли мы написать собственный католический
свадебные клятвы?» Одним из вариантов для пар, которые хотят публично выразить свою любовь своими словами, может быть включение личного заявления в печатную свадебную программу. Другая возможность: обменяться признанием в любви во время приема.0009

Для получения дополнительной информации

Выбор клятв

Можем ли мы написать свою собственную свадьбу
клятвы?

Празднование бракосочетания


Катехизис

№ 1625 — 1631: Декларация о согласии

Как провести свадебную церемонию

Право или разрешение означает, что физическое лицо либо имеет право, либо уполномочено проводить церемонию бракосочетания органом, проводящим рукоположение, и соответствующим государством.

Что вам понадобится для проведения свадьбы:

  • Первое посвящение
  • Имейте свои официальные учетные данные 
  • Знать законы штата, в котором будет заключен брак
  • Паре может потребоваться получить разрешение на брак в штате или округе
  • Подготовьте разрешение на брак и свидетельство о браке, чтобы пара подписала их

В каждом штате действуют особые правила относительно того, кто может проводить свадьбы. Если вы не уверены, ознакомьтесь с нашими Законами о браке или свяжитесь с секретарем местного округа, где будет проходить свадьба, и сообщите им, что вы новый министр и хотели бы знать, нужно ли вам регистрироваться или выполнять какие-либо другие процедуры перед проведением свадьбы в этом штате. .

Просмотрите законы о браке для подтверждения штата.



ОБРАЗЕЦ ЦЕРЕМОНИИ

Вступительное слово священнослужителя

Возлюбленные, мы собрались здесь сегодня в присутствии этих свидетелей, чтобы соединить _______ и _______ браком, признанным почетным среди всех; и поэтому не следует входить в него легкомысленно, но благоговейно, страстно, любовно и торжественно. В это — эти два человека, присутствующие сейчас, присоединяются. Если кто-нибудь может указать уважительную причину, по которой они не могут быть соединены вместе, — пусть говорит сейчас или молчит навеки.

Другой вариант

Друзья, сегодня мы собрались здесь, чтобы поделиться с _____ и ______ важным моментом в их жизни. За время, проведенное вместе, они увидели, как растет и расцветает их любовь и понимание друг друга, и теперь они решили прожить остаток своей жизни как одно целое.

Выдача замуж (дополнительно)

Традиционная формулировка: « Кто выдает эту женщину/мужчину замуж? ». Сейчас, в 21 веке, многие пары выбирают что-то менее традиционное, например, «9».0022 Кто поддерживает эту пару в их браке? «или» Кто поддерживает эту женщину/мужчину в ее/его браке? «, или же пары могут вообще его не указывать.

Вступительное чтение или молитва

Как правило, это задает тон или тему вашей свадьбы. Оно может быть юмористическим, сентиментальным, элегантным или серьезным. Как правило, оно говорит что-то о любви. , отношения или браки

Определение свадьбы

Здесь служитель говорит несколько слов о браке в целом. Скорее всего, он или она будет говорить в тоне свадьбы, заданном вступительным чтением или молитвой

Свадебные клятвы

Пара читает свои клятвы

Образец

Я, (Жених/Невеста), беру тебя (Жениха/Невесты), чтобы ты была моей (женой/мужем), чтобы иметь и удерживать с этого дня, к лучшему или к худшему, к богатству, к бедности, в болезни и в здоровье любить и лелеять; с этого дня и до тех пор, пока смерть не разлучит нас.
Я, (имя), беру тебя, (имя), быть моим (мужем/женой), моим другом, моим верным партнером и моей любовью с этого дня. В присутствии нашей семьи и друзей я даю вам торжественную клятву быть вашим верным спутником в болезни и здравии, в хорошие и плохие времена, в радости и в горе. Я обещаю любить тебя безоговорочно, поддерживать тебя в твоих целях, чтить и уважать тебя, смеяться вместе с тобой и плакать вместе с тобой, и лелеять тебя до тех пор, пока мы оба живы.
Я (имя), беру тебя (имя) в свои (муж/жену), партнера по жизни и свою единственную настоящую любовь. Я буду дорожить нашим союзом и любить тебя каждый день больше, чем накануне. Я буду доверять тебе и уважать тебя, смеяться вместе с тобой и плакать вместе с тобой, искренне любить тебя в хорошие и плохие времена, независимо от препятствий, с которыми мы можем столкнуться вместе. Я отдаю тебе свою руку, свое сердце и свою любовь с этого дня и до тех пор, пока мы оба будем жить.

Обмен кольцами или подарками

Супружеская пара говорила: «Я (имя) дарю вам (имя) это (кольцо/подарок/обручение) как вечный символ моей любви и преданности вам».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы