Что из названного было одной из причин церковного раскола в 17 в: Тест «Россия в 17 веке»
Содержание
Тест «Россия в 17 веке»
Тест
по теме «Россия в XVII веке» 8 класс
Вариант № 1
Часть 1
К каждому заданию
этой части даны несколько ответов, из которых только один верный.
А1.Какое из
перечисленных событий произошло в 1613 году?
а) избрание на
царство Бориса Годунова
б) начало польской
интервенции
в) освобождение
Москвы от поляков
г) избрание на
царство Михаила Романова
А2. Что из
названного произошло в XVII веке?
а) церковный
раскол
б) Ливонская война
в) Северная война
г) создание
Священного Синода
А3. Во время
царствования Алексея Михайловича произошло
а) присоединение
Казани
б) присоединение
Аляски
в) завоевание
Крыма
г) воссоединение
Украины с Россией
А4.Какое из
положений содержалось в Соборном уложении 1649 года?
а) объявление
крепостного состояния крестьян наследственным
б) запрещение
передавать поместья по наследству
в) установление
Юрьева дня
г) введение
опричнины
А5. Что из
названного было одной из главных причин городских восстаний в XVII веке?
а) недовольство
городских низов деятельностью приказной системы
б) ухудшение
положения городских низов из-за введения новых налогов
в) преследование
старообрядцев
г) введение в
городах цехов и гильдий
А6. Что из
названного было последствием церковной реформы XVII веке, проведённой Никоном?
а) учреждение
патриаршества
б) церковный
раскол
в) секуляризация
церковных земель
г) учреждение
Синода
А7. Итогом
заключения «Вечного мира» с Польшей (1686 г.) было
а) Россия получила
Левобережную Украину и Киев
б) Россия получила
выход к Балтийскому морю
в) Речь Посполитая
отказалась от Правобережной Украины
г) Речь Посполитая
вернула России Новгород
А8.Прочтите
отрывок из сочинения историка и назовите имя церковного деятеля, о котором идёт
речь.
«Вышедший из
крестьян и ставший монахом, он благодаря своим недюжинным способностям далеко продвинулся
в церковной иерархии; к моменту вступления на престол Алексея он был
архимандритом Новоспасского монастыря. Молодой набожный царь, безусловно,
находился под сильным влиянием этого талантливого православного проповедника. У
них возникли тесные отношения. И в результате при поддержке Алексея Михайловича
он в 1649 г. стал Новгородским митрополитом, а в 1652 г. – патриархом».
а) Филарет
б) Иов
в) Аввакум
г) Никон
А9. Стиль
архитектуры XVII века – это
а) «нарышкинское
барокко»
б) ампир
в) классицизм
г) модерн
А10. Жанр
литературы, возникший в XVII веке
а) летопись
б) автобиография
в) былина
г) повесть
Часть 2
Задания части В
требуют ответ в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр,
которые следует записать в бланк ответа.
В1. Составил
первый «Чертёж реки Амур» __________________________
В2. Личносвободные
крестьяне, владевшие общинными землями и нёсшие государственные повинности —
_______________________ крестьяне
В3. Расположи в
хронологической последовательности следующие события
а) венчание на
царство Михаила Романова
б) Смоленская
война
г) церковная
реформа
д) принятие
Соборного уложения
1 2 3 4
В4. Установите
соответствие
Деятельность
Исторический деятель
1) обратился к
русскому царю с просьбой принять Украину в состав Российского государства
а) протопоп
Аввакум
2) возглавил
движение старообрядцев
б ) Алексей
Михайлович
3) при его
правлении было принято Соборное уложение
в) Богдан
Хмельницкий
4) открыл пролив
междуАзией и Америкой
г) Семён Дежнёв
Часть 3
Задания части 3 предполагают
развёрнутый ответ на бланке ответов №2.
Прочтите отрывок
из текста современного историка и кратко ответьте на вопросы. Ответы
предполагают использование информации из источника, а также применение знаний
по курсу истории Российского государства.
«В конце XVII века
в развитии русской архитектуры появился новый стиль… Его отличительными чертами
были многоярусность, устремлённость ввысь, многоцветная богатая отделка зданий
(в частности, декоративной резьбой по белому камню, цветными изразцами, раскраской
фасадов)».
С1. Назовите стиль
архитектуры, о котором идёт речь в отрывке.
С2. На основе
текста назовите не менее трёх отличительных особенностей данного архитектурного
стиля.
С3. Назовите
фамилию боярского рода, в честь которого был назван данный архитектурный стиль.
С4. Назовите
здания, построенные в XVII веке в данном архитектурном стиле.
Тест по теме
«Россия в XVII веке» (7 класс)
Вариант № 2
Часть 1
К каждому заданию
этой части даны несколько ответов, из которых только один верный.
А1. Какое событие
произошло в 1612 году?
а) избрание на
царство Бориса Годунова
б) начало польской
интервенции
в) освобождение
Москвы от поляков
г) избрание на
царство Михаила Романова
А2. Что из
названного произошло в XVII веке?
а) Смоленская
война
б) Ливонская война
в) принят указ об
«урочных летах»
г) введение
патриаршества в России
А3. Во время
царствования Алексея Михайловича произошло
а) произошёл
церковный раскол
б) было учреждено
патриаршество
в) Русь приняла
православие
г) был учреждён
Синод
А4. В каком
документе провозглашались отмена «урочных лет и бессрочных сыск беглых
крестьян»?
а) Соборное
уложение 1649г.
б) Судебник 1497г.
в) Судебник 1550г.
г) указ «об
урочных летах»
А5. Что из
названного было одной из причин бунтов 1648г. и 1662 г. в Москве?
а) введение новых
пошлин и денег
б) ликвидация
городского самоуправления
в) введение
рекрутской повинности для посадского населения
г) предоставление
иностранным купцам преимущества в торговле
А6. Что из
названного было одной из причин церковного раскола в XVII веке?
а) проведение
царём секуляризации церковных земель
б) решение об
исправлении церковных текстов
в) учреждение
патриаршества
г) обострение
борьбы между нестяжателями и иосифлянами
А7.Понятие «вечный
мир» связано с отношениями России в XVII веке с
а) Турцией
б) Польшей
в) Украиной
г) Швецией
А8. Прочтите
отрывок из сочинения историка и укажите, с кем из церковных деятелей связаны
описанные события.
«Сосланный в
Ферапонтов монастырь на Белоозеро в чине монаха, он на пять лет пережил своего
«собинного друга» Алексея Михайловича. Все годы, проведённые в монастыре, он
надеялся на возобновление былой дружбы царя, который по-человечески переживал
разрыв и гонения на него, неоднократно испрашивал благословения для себя и
своей семьи».
а) Филарет
б) Иов
в) Аввакум
г) Никон
А9. Жанр
литературы, возникший в XVII веке
а) летопись
б) повесть
в) былина
г) сатирическая
повестьА10. Новый жанр в архитектуре XVII веке
а) «дивное
узорочье»
б) романтизм
в) классицизм
г) ампир
Часть 2
Задания части В
требуют ответ в виде одного-двух слов, последовательности букв или цифр,
которые следует записать в бланк ответа.
В1. В 1648 году
__________________открыл пролив между Азией и Америкой.
В2. В XVII веке
зародилось _____________________ сословие.
В3. Расположи в
хронологической последовательности следующие события
а) включение в
состав России Украины
б) царствование
Бориса Годунова
г) освобождение
Москвы от поляков
д) окончательное
подавление восстания Степана Разина
1 2 3 4
В4. Установите
соответствие
Понятие
Определение понятия
1) парсуна а)
произведение, в котором обличались
феодальные
порядки, крючкотворство,
продажность
чиновников, волокита.
2 новое
направление в
архитектуре XVII
века
б ) «нарышкинское
барокко»
3) сатирическая
повесть в) светский портрет
4)житие г)
биографическая повесть
В5. Кто изображён
на рисунке?
Часть 3
Задания части 3
предполагают развёрнутый ответ на бланке ответов №2.
Прочтите отрывок
из текста современного историка и кратко ответьте на вопросы. Ответы
предполагают использование информации из источника, а также применение знаний
по курсу истории Российского государства.
«Накануне великого
поста 1653г. он рассылает по всем церквам «Память», специальный указ, в котором
в директивной форме, без объяснений предписывалось: «…не подобает в церкви
метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны» и «ещё и тремя бы
персты ести крестилися».
«Память» вызвала
сначала замешательство, а потом открытый протест «провинциальных боголюбцев».
С1. О каком
событии идёт речь в отрывке? О каком историческом деятеле идёт речь в отрывке?
С2. Используя
текст отрывка и знания по истории приведите не менее трёх примеров церковных
традиций и обрядов, которые предполагалось изменить в ходе реформы.
С3. Кто возглавил
протест «провинциальных боголюбцев»?
С4. Как стали
называть сторонников и противников реформы церкви?
Ключ к тесту
«Россия в XVII веке»
1 вариант 2
вариант Баллы
Часть 1
А1 Г В 1б.
А2 А А 1б.
А3 Г А 1б.
А4 А А 1б.
А5 Б А 1б.
А6 Б Б 1б.
А7 А Б 1б.
А8 Г Г 1б.
А9 А Г 1б.
А10 Б А 1б.
Часть 2
В1 Ерофей Павлович
Хабаров Семён Иванович Дежнёв 2б.
В2 Черносошные
Дворянское 2б.
В3 1.а 2.б 3.г 4.в
1.б 2.г 3.а 4.в За каждый правильный
ответ 1б.
Максимум 4б.
В4 1.в 2.а 3.б 4.г
1.в 2.б 3.а 4.г За каждый правильный
ответ 1б.
Максимум 4б.
В5 Степан Разин
Богдан Хмельницкий 2б.
Часть 3
С1 «Нарышкинское
барокко» — Церковный раскол или
Церковная реформа
Никона
— патриарх Никон
1в. — 2б.
2в. – за каждый
ответ 1б.
Максимум 2б.
С2 -многоярусность
— устремлённость
ввысь
— многоцветная
отделка
зданий
— многоголосие во
время
службы
— крещение двумя
перстами
— поклоны на
коленях
— исправление
церковных
книг
За каждый
правильный
ответ 1б.
1в. — Максимум 3б.
2в. — Максимум 4б.
С3 Нарышкины
Протопоп Аввакум 2б.
С4 — церковь
Покрова в Филях
— колокольня
Новодевечьего
монастыря
-никонианцы
-старообрядцы
За каждый
правильный
ответ 2б.
Максимум 4б.
Максимальное
количество баллов
35 баллов 38 баллов
Перевод баллов в
отметки
1вариант:
30-35 б. –
«5» 2 вариант: 33-38 б. – «5»
25-29 б. –
«4» 27-32 б. – «4»
20-24 б. –
«3» 21-26 б. – «3»
0-19 б. –
«2» 0 – 20 б. – «2»
Россия в 17 веке | Тест по истории (11 класс) на тему:
Россия в 17 веке.
Знание дат
- Какое из перечисленных событий произошло в 1613 г.?
1)избрание на царство Бориса Годунова
2) начало польской интервенции
3) освобождение Москвы от поляков
4) избрание на царство Михаила Романова
- Какое из названных литературных произведений было создано в 17 веке?
- «Слово о полку Игореве»
- «Задонщина»
- «Житие» протопопа Аввакума
- «Хождение за три моря»
- Годы: 1497, 1581, 1597, 1649 – отражают основные этапы
- Борьбы России за выход к морю
- Образование Российского централизованного государства
- Борьбы Руси с Золотой Ордой
- Закрепощения крестьян
- Соборное уложение царя Алексея Михайловича было принято в
- 1649 г. 2) 1645 г. 3) 1646 г. 4) 1647 г.
- В каком году в Москве вспыхнул Соляной бунт?
- 1480 г. 2) 1648 г. 3) 1700 г. 4) 1762 г.
- Какое событие произошло в 1654 г?
- Издание «Жалованной грамоты дворянству»
- Присоединение к России Левобережной Украины
- Принятие Соборного уложения
- Подписание Ништадтского мира с Швецией
- В каком веке состоялся Земский собор, принявший решение о присоединении к России Левобережной Украины и Киева?
- 16 в., 2) 17 в., 3)18 в., 4) 19 в.
- Восстание под руководством Степана Разина произошло в
- 1606-1607 гг.
- 1870-1671 гг.
- 1707-1708 гг.
- 1773 -1775 гг.
- Что из перечисленного произошло в 17 веке?
- Церковный раскол
- Крестьянская война под предводительством Е. Пугачёва
- Семилетняя война
- Введение опричнины
- В каком веке произошли Соляной и Медные бунты в Москве, Соловецкое восстание?
- 15 в. 2) 16 в. 3) 17 в. 4) 18 в.
- Чем отмечен в истории России 1649 г.?
- Окончанием зависимости Руси от Золотой Орды
- Принятием Табели о рангах
- Победой России в Северной войне
- Принятием Соборного уложения
- Какая дата связана с образованием Второго ополчения и освобождением Москвы от поляков?
- 1589 г. 2) 1612 г. 3)1662 г. 4) 1701 г.
- Какой век в истории России назвали «бунташным веком»?
- 16 в. 2) 17 в. 3) 18 в. 4) 18 в.
- В каком веке произошел раскол в Русской православной церкви?
- 15 в. 2) 16 в. 3) 17 в. 4) 18 в.
- Укажите год, с которым связано начало династии Романовых
- 1613 г. 2) 1649 г. 3) 1654 г. 4) 1672 г.
- Какое событие произошло позже других?
- Принятие Соборного уложения
- Воцарение Романовых
- Получение Россией выхода к Балтийскому морю
- Появление на политической арене Лжедмитрия 1
- В каком году был принят Новоторговый устав?
- 1667 г. 2) 1672 г. 3) 1712 г. 4) 1775 г.
- Какая дата связана с окончательным закрепощением крестьян?
- 1480 г. 2) 1556 г. 3) 1649 г. 4) 1721 г.
- Экспедиция В.Пояркова и Е.Хабарова состоялись в
- 16 в. 2) 17 в. 3) 18 в. 4) 19 в.
- Какое из названных событий в России относится к 17 веку?
- Принятие Судебника Ивана 3
- Созыв Уложенной комиссии
- Принятие Соборного уложения
- Создание Сената
- В каком веке в состав России была включена Восточная Сибирь?
- 14 в 2) 15 в. 3) 16 в. 4) 17 в.
Знание фактов
- Захват Смоленска польскими войсками, захват Новгорода шведскими войсками, формирование народных ополчений – все эти события произошли в годы
1) Ливонской войны
2) Северной войны
3) Смутного времени
4) «бироновщины»
- Согласно условиям Столбового мира со Швецией, заключенного в 1617 г., Россия
- Лишалась выхода в Балтийское море
- Потеряла Чернигово-Северские земли
- Получила выход в Балтийское море
- Потеряла Смоленские земли
- С какими событиями связано «дело патриарха Никона»?
- Усилением противоречий между светскими и духовными властями
- Опричным террором против церковнослужителей
- Учреждением патриаршества в России
- Созданием Святейшего Синода
- Историческое полотно В.И.Сурикова «Боярыня Морозова» воссоздает события,связанные с (со)
- Крестьянским восстанием под руководством Емельяна Пугачева
- Расколом Русской православной церкви
- Правлением царевны Софьи
- Стрелецкими бунтами
- В царствование царя Алексея Михайловича
- Произошел церковный раскол
- Было учреждено патриаршество
- Русь приняла христианство
- Был учрежден Святейший Синод
27. Продвижение русских в Сибирь в 17 веке связано с именем
1) Ермака Тимофеевича
2) Семена Дежнева
3) Степана Разина
4) Витуса Беринга
28. Покоритель Сибири Ермак Тимофеевич был современником
1) Михаила Романова
2) Ивана Калиты
3) Василия Темного
4) Ивана Грозного
29. В каком из названных документов содержались отмена «урочных лет» и бессрочный сыск беглых крестьян?
1) В соборном Уложении 1649 г.
2) Судебнике 1497 г.
3) Судебнике 1550 г.
4) указе об «урочных летах»
30. Кто из названных лиц принадлежит к современникам Алексея Михайловича?
1) Иван Болтников
2) патриарх Никон
3) Борис Годунов
4) Емельян Пугачев
31. Семен Дежнев, Ерофей Хабаров – это
1) архитекторы, приглашенные в Россию при Иване 3
2) землепроходцы, открывшие новые земли
3) основатели книгопечатания в России
4) руководители первого ополчения во время Смуты
32. Первым из династии Романовых царский престол получил по наследству
1) Алексей Михайлович
2) Михаил Федорович
3) Федор Алексеевич
4) Петр Алексеевич
33. Кто из названных лиц был современником царя Алексея Михайловича?
1) Иосиф Волоцкий
2) патриарх Никон
3) митрополит Макарий
4) Сергий Радонежский
34. Раскол русской православной церкви в 17 веке нашел отражение в противоборстве
1) патриарха Никона и протопопа Аввакума
2) Иосифа Волоцкого и Нила Сорского
3) митрополита Макария и священника Сильвестра
4) Ивана Грозного и Андрея Курбского
35. Кто из названных лиц был противником церковных реформ патриарха Никона?
1) Сергий Радонежский
2) патриарх Филарет
3) протопоп Аввакум
4) Иосиф Волоцкий
Знание понятий
36. Как называлась система замещения высших должностей в Московском государстве в 16- конце 17 веков?
1) кормление
2) местничество
3) опричнина
4)земщина
37. «Ясачные» люди -это
1) сибирские и амурские казаки
2) черносошные крестьяне Севера
3) монастырские крестьяне Поволжья
4) нерусское население Сибири и Дальнего Востока, обязанное платить натуральные подати
38. Стиль архитектуры 17 века – это
1) «нарышкинское барокко»
2) ампир
3) классицизм
4) модерн
39. Как называлась скрытое от мира поселение раскольников?
1) монастырь
2) посад
3) скит
4) хутор
40. Какой из названных законодательных актов регулировал все стороны общественной жизни России в 17 веке?
1) Табель о рангах
2) Свод законов Российской империи
3) Русская Правда
4) Соборное уложение
41. Как назывались воинские части, сформированные в 17 веке в России из «охочих» вольных людей, казаков, иностранцев?
1) гвардейцы
2) рекруты
3) стрельцы
4) «полки «иноземного образца»
42. Как называлось в России 17-18 вв. военно-служилое сословие, на которое было возложены функции охраны границы?
1) купечество
2) казачество
3) посадские люди
4) мещанство
43. Какое из положений содержалось в Соборном уложении 1649 г.?
- УСТАНОВЛЕНИЕ бессрочного сыска беглых крестьян
- Запрещение передавать поместья по наследству
- Установление «Юрьева дня»
- Введение «урочных лет»
44. Как назывался законодательный акт, положивший начало созданию общегосударственной системы крепостного права в России?
1) «Русская правда»
2) Судебник Ивана 3
3) Судебник Ивана 4
4) Соборное уложение
45. Первый сводный кодекс законов России, принятый в 1649 г., вошел в историю под названием
1) Судебника
2) «Жалованной грамотой»
3) Соборного уложения
4) «Табели о рангах»
Знание причин и следствий
46. Что из названного было результатом восстания в Москве в 1662 г.?
1) введение подушной подати
2) отмена рекрутчина
3) отмена медных денег
4) отмена «урочных лет»
47. Что из названного относится к причинам крестьянских восстаний середины и второй половины 17 в. ?
1) принятие Соборного уложения, завершение юридического оформления крепостного права
2) злоупотребления при проведении наборов
3) недовольство введение подушной подати
4) исчезновение юридических различий между вотчиной и поместьем
48. Старообрядчество в России возникло в результате
1) решения Стоглавого собора
2) переезда митрополита из Киева во Владимир
3) борьба иосифлян и нестяжателей
4) церковного раскола
49. Окончательное оформление крепостничества в России было результатом принятия
1) «Табели о рангах»
2) «Указ о единонаследии»
3) «Жалованной грамоты дворянству»
4) Соборного уложения
50. В результате церковных реформ Никона в 17 в. в России?
1) было ликвидировано патриаршество
2) был учрежден Святейший Синод
3) была проведена секуляризация церковных земель
4) возник церковный раскол
51. Реорганизация армии в царствование Алексея Михайловича привела к
1) появлению полков «нового строя»
2) введению рекрутчины
3) введению всеобщей воинской повинности
4) появлению стрелецких полков
52. Что из перечисленного было последствием развития в 17 в. Приказной системы управления?
1) повышения роли местных органов управления
2) повышение роли чиновников в управлении государством
3) усиление роли Земских соборов и Боярской думы
4) выборность органов государственной власти
53. Одни из следствий принятия Соборного уложения 1649 г. было
1) установление бессрочного сыска беглых крестьян
2) продление сроков поиска крестьян до 15 лет
3) упразднение правила «с Дона выдачи нет»
4) разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь
54. Что из названного было одной из причин церковного раскола в 17 в.?
1)проведением царем секуляризации церковных земель
2) решение об исправлении церковных текстов
3) учреждение патриаршества
4) обострение борьбы между нестяжателями и иосифлянами
55. Что стало итогом заключения «Вечного мира» с Польшей (1686 г.) ?
1) Россия получила Левобережную Украину и Киев
2) Россия получила выход к Балтийскому морю
3) Речь Посполитая отказалась от Правобережной Украины
4) Речь Посполитая вернула России Новгород
56. Что было одной из причин народных движений в России в 17 в.?
1) окончательное закрепощение крестьян
2) введение правила Юрьева дня
3) введение рекрутской повинности
4) введение подушной подати
57. В результате восстания в Москве в 1662 г. царь был вынужден
1) отменить медные деньги
2) ликвидировать «белые слободы»
3) отменить рекрутчину
4) ввести подушную подать
58. Что из названного было последствием церковной реформы 17 в., проведенной Никоном?
1) учреждение патриаршества
2) церковный раскол
3) секуляризация церковных земель
4) учреждение Синода
59. В результате Смоленской войны
1) за Речью Посполитой закрепились территориальные приобретения, сделанные во время Смуты
2) крепость Азов не сумели присоединить к России
3) город Смоленск был отвоёван русскими войсками
4) король Владислав выдвинул претензии на московский престол
60. Что из названного было одной из причин бунтов 1648 г. и 1662 г. в Москве?
1) введение новых пошлин и денег
2) ликвидация городского самоуправления
3) введение рекрутской повинности для посадского населения
4) предоставление иностранным купцам преимуществ в торговле
61. Что из названного относится к последствиям отмены в 1682 г. местничества?
1) консолидация дворянства и укрепление его позиций
2) слияние вотчины и поместий
3) право участия в Земских соборах черносошных крестьян
4) секуляризация церковных земель
62. Что из названного явилось главной заслугой князя В.В. Голицына в конце 17 в.?
1) успешное руководством Стрелецким приказом
2) заключение «Вечного мира» с Речью Посполитой
3) разгром крымских татар
4) организация полков «нового строя»
63. Что из названного было одним из итогов царствования Алексея Михайловича?
1) присоединение Крыма к России
2) взятие Казани
3) утверждение России в средней Азии
4) присоединение к России Левобережной Украины с Киевом
64. Понятие «Вечный мир» связано с отношениями России в 17 в. С
1) Польшей 2)Турцией 3) Швецией 4) Англией
65. Понятие отмены «урочных лет» связано с документом
1) Табель о рангах
2) Соборное уложение 1649т г.
3) Судебник 1497 г.
4) Жалованная грамота дворянству
66. Какой из названных ниже документов был составлен в 17 в.?
1) Табель о рангах
2) Указ о престолонаследии
3) Соборное уложение
4) Судебник
67. Утверждение «Священство выше царства» связано с
1) борьбой иосифлян и нестяжателей
2) событиями конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона
3) реформами Избранной рады
4) ликвидацией патриаршества в России в начале 18 в.
68. Какие из названных явлений политической жизни 17 вю свидетельствовали о перерастании монархии сословно-представительной в самодержавную?
1) учреждение патриаршества
2) начало деятельности Земских соборов
3) прекращение созыва Земских соборов
4) реформы Избранной рады
Поиск информации в источнике
69. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О.Ключевского и укажите, к какому государей относится содержащаяся в отрывке характеристика.
«При доброте и мягкости характера это уважение к человеческому достоинству в подданном производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило ему прозвище «Тишайшего царя». Иностранцы не могли надивиться тому, что это царь при беспредельной власти над своим народом, привыкшему к полному рабству, не посягул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, н на чью честь».
- Алексею Михайловичу
- Петру Алексеевичу
- Павлу Петровичу
- Петру Федоровичу
70. Прочтите отрывок из документа и определите его название.
«Также будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянах и бобылях тех крестьян и бобылей по сыску отдавати по писцовым книгам без урочных лет. Суд за крестьян своих ищут и отвечают они же дворяне и дети боярские во всех делах, кроме татьбы и разбою, и поличного и смертных убийств».
- Соборного уложения 1649 г.
- Судебник 1497 г.
- Судебник 1550 г.
- «Русской Правды»
71. Прочтите отрывок из сочинения историка и определите имя церковного деятеля, о котором идет речь.
«Вышедший из крестьян и ставший монахом, он благодаря своим недюжинным способностям далеко продвинулся в церковной иерархии ; к моменту вступления на престол Алексея он был архимандритом Новоспасского монастыря. Молодой набожный царь, безусловно, находился под сильным влиянием этого талантливого православного проповедника. У них возникли тесные отношения. И в результате при поддержке Алексея Михайловича он в 1649 г. стал Новгородским митрополитом, а в 1652 г. – патриархом».
- Филарет 2) Иов 3) Аввакум 4) Никон
72. Прочтите отрывок из исторического сочинения и определите имя церковного деятеля 17 в., о котором идет речь
«Сын своего времени, он ничем не отличался по мировоззрению от окружающих. Для него.. весь центр тяжести веры и культа лежал именно в магической обрядности, и исправления ея, введением правильной чистой греческой обрядности он искренно хотел очистить веру и улучшить способы угождения божеству…. Ход исправления, принятый им, только способствовал разрыву между старой верой и новым единообразием».
- Иосиф Волоцкий
- Нил Сорский
- Патриарх Никон
- Протопоп Аввакум
Христианство | Определение, происхождение, история, верования, символы, типы и факты
мозаика: Христианство
Смотреть все медиа
- Ключевые люди:
- Святой апостол Павел
Мартин Бубер
Ян Гус
Святой Альберт Великий
Николаус Людвиг, граф фон Цинцендорф
- Похожие темы:
- библейская литература
Римский католицизм
протестантизм
христология
новенна
Просмотреть весь соответствующий контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Христианство , основная религия, возникшая в результате жизни, учений и смерти Иисуса из Назарета (Христа или Помазанника Божьего) в 1 веке н. э. Она стала крупнейшей из мировых религий и географически самой распространенной из всех религий. Его избиратели составляют более двух миллиардов верующих. Его самые большие группы — Римско-католическая церковь, восточные православные церкви и протестантские церкви. Восточные православные церкви составляют одну из старейших ветвей традиции, но с середины V века до конца XX века не имели контакта с западным христианством и восточным православием из-за спора о христологии (учение о природе Иисуса Христа). и значение). Важными движениями в более широком христианском мире, иногда выходящими за границы конфессий, являются пятидесятничество, харизматическое христианство, евангелизм и фундаментализм. Кроме того, по всему миру существует множество независимых церквей. См. также Англиканство; баптист; кальвинизм; Конгрегационализм; евангелическая церковь; лютеранство; Восточное православие; пресвитерианский; Реформатская и пресвитерианская церкви.
В этой статье сначала рассматриваются природа и развитие христианской религии, ее идеи и институты. Далее следует рассмотрение нескольких интеллектуальных проявлений христианства. Наконец, обсуждаются положение христианства в мире, отношения между его подразделениями и деноминациями, его миссионерское служение другим народам и его отношения с другими мировыми религиями. Для вспомогательных материалов по различным темам, см. ангел и демон; Библия; библейская литература; каноническое право; вероисповедание; христология; доктрина и догма; экуменизм; эсхатология; толкование; вера; Грейс; небеса; ад; ересь; Иисус Христос; литургическое движение; милленаризм; чудо; монашество; монотеизм; Новый Завет; Ветхий Завет; первородный грех; папство; молитва; священство; чистилище; причастие; спасение; раскол; писание; теизм; богословие; и поклоняться.
Церковь и ее история
Сущность и сущность христианства
В своей основе христианство — это традиция веры, которая сосредоточена на фигуре Иисуса Христа. В этом контексте вера относится как к акту доверия верующих, так и к содержанию их веры. Как традиция, христианство больше, чем система религиозных верований. Он также породил культуру, набор идей и образов жизни, практик и артефактов, которые передавались из поколения в поколение с тех пор, как Иисус впервые стал объектом веры. Таким образом, христианство является и живой традицией веры, и культурой, которую вера оставляет после себя. Агентом христианства является церковь, сообщество людей, составляющих тело верующих.
Сказать, что христианство «сосредоточено» на Иисусе Христе, значит сказать, что оно каким-то образом объединяет свои верования, обычаи и другие традиции в отношении исторической личности. Однако немногие христиане удовлетворились бы тем, что это упоминание было чисто историческим. Хотя их традиция веры носит исторический характер — т. е. они верят, что общение с божественным происходит не в сфере вневременных идей, а среди обычных людей на протяжении веков — подавляющее большинство христиан сосредотачивает свою веру на Иисусе Христе как на ком-то, кто также является настоящей реальности. Они могут включать в свою традицию много других упоминаний и, таким образом, могут говорить о «Боге» и «человеческой природе» или о «церкви» и «мире», но их нельзя было бы назвать христианами, если бы они не обращали своего внимания в первую очередь и последним к Иисусу Христу.
Хотя в этой сосредоточенности на Иисусе как на центральной фигуре есть что-то простое, есть и нечто очень сложное. Эта сложность проявляется в тысячах отдельных церквей, сект и деноминаций, составляющих современную христианскую традицию. Спроецировать эти отдельные тела на фоне их развития в странах мира — значит предложить сбивающее с толку разнообразие. Вообразить людей, выражающих свою приверженность этой традиции в своей молитвенной жизни и строительстве церквей, в своем тихом богослужении или в своих напряженных усилиях изменить мир, значит предложить еще большее разнообразие.
Учитывая такую сложность, естественно, что на протяжении всей христианской истории как сторонники традиции, так и ее окружение пытались упростить. Сделать это можно двумя способами: сконцентрироваться на «сущности» веры и, следовательно, на неотъемлемых для нее идеях, или сосредоточиться на «самобытности» традиции и, таким образом, на границах ее исторической области. опыт.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Современные ученые определили центр этой религиозной традиции в контексте монотеистических религий. Христианство обращается к исторической фигуре Иисуса Христа на фоне опыта единого Бога и при этом стремится оставаться верным ему. Она последовательно отвергала политеизм и атеизм.
Вторым элементом религиозной традиции христианства, за редким исключением, является план спасения или искупления. Другими словами, верующие в церкви представляют себя в бедственном положении, из которого они нуждаются в спасении. По какой-то причине они отдалились от Бога и нуждаются в спасении. Христианство основано на конкретном опыте или схеме, направленной на акт спасения, то есть на приведение или «выкуп», что является частью искупления, этих Божьих творений к их источнику в Боге. Агент этого искупления – Иисус Христос.
Вполне возможно, что на протяжении столетий подавляющее большинство верующих не использовали термин сущность для описания центрального фокуса своей веры. Сам термин имеет греческое происхождение и, таким образом, представляет собой лишь часть традиции, один элемент терминов, которые вошли в состав христианства. Сущность относится к тем качествам, которые придают чему-то индивидуальность и находятся в центре того, что отличает эту вещь от всего остального. Для греческих философов оно означало нечто, присущее и присущее предмету или категории вещей, что придавало им характер и, таким образом, отделяло их от всего другого характера. Таким образом, Иисус Христос принадлежит к сущностному характеру христианства и придает ему уникальную идентичность.
Если большинство людей не озабочены определением сущности христианства, на практике они должны смириться с тем, что подразумевает слово сущность . Занимаются ли они спасением или искуплением, с одной стороны, или думают и говорят об этом искуплении, его агенте и его значении, с другой, они концентрируются на сути своего опыта. Те, кто сконцентрировался внутри религиозной традиции, также помогли придать ей самобытность. Невозможно говорить о сущности исторической традиции, не обратившись к тому, как на протяжении веков обсуждались ее идеальные качества. Тем не менее, можно рассматривать отдельные темы сущности и тождества последовательно, всегда осознавая их взаимосвязь.
Французская революция и католическая церковь
Джемма Бетрос исследует проблемы, которые Революция поставила перед религией, и что религия поставила перед Революцией.
В 1789 году, в год начала Французской революции, католицизм был официальной религией французского государства. Французская католическая церковь, известная как Галликанская церковь, признавала власть папы как главы Римско-католической церкви, но договорилась об определенных свободах, которые давали привилегию власти французского монарха, придавая ей отчетливую национальную идентичность, характеризующуюся значительной автономией. Население Франции в 28 миллионов человек было почти полностью католиком, а протестантскому и еврейскому меньшинствам было отказано в полноправном членстве в государстве. Быть французом фактически означало быть католиком. Однако к 179 г.4, церкви и религиозные ордена Франции были закрыты, а религиозные обряды подавлены. Как это произошло? На что надеялись революционеры? И почему Наполеон задался целью переломить ситуацию?
Упадок католицизма?
Историки расходятся во мнениях относительно силы католицизма во Франции конца восемнадцатого века. Некоторые предполагают, что она все еще процветала после усилий Тридентского собора (1545–1563 гг.) по реформированию и возрождению церкви, о чем свидетельствует ее хорошо образованное духовенство, многочисленные и разнообразные религиозные ордена и обновленные формы богослужения. Другие прослеживают период упадка с небольшим, но заметным снижением религиозности за десятилетия до революции. Региональные исследования религиозных верований и практик выявляют существенные различия между городской и провинциальной Францией, между элитой и остальным населением и, в меньшей степени, между мужчинами и женщинами. Ясно, однако, то, что Церковь восемнадцатого века вызывала растущую критику со стороны философов , интеллектуалов эпохи Просвещения, которые систематически подвергали сомнению все аспекты французского правительства и общества.
Стремление Просвещения продвигать разум как основу легитимности и прогресса не нашло похвалы в Церкви. В то время как философов ценили значение религии в содействии моральному и общественному порядку, сама церковь была осуждена за ее власть и влияние. Скандал вокруг вызывающего разногласия богословского движения янсенизма, усугубляемый жестоким обращением с его последователями в начале века, послужил одной из причин для нападок на авторитет церкви и ее тесные связи с монархией. Отсутствие терпимости во Франции к религиозным меньшинствам послужило еще одной причиной. Хотя philosophe Вольтеру удалось похвалить молодых монахинь, которые посвятили свою жизнь заботе о больных и бедных, духовенство считалось менее полезным. Писатель Луи-Себастьян Мерсье жаловался в 1782 году, что Париж «полон священников и постриженных клириков, которые не служат ни церкви, ни государству» и заняты ничем, кроме «бесполезных и пустяковых» дел. Критика была особенно направлена против монастырей, где монахи и монахини проводили свои дни в молитве, к большому гневу философов , которые думали, что вместо этого они должны размножаться на благо нации. Торжественные клятвы, данные этими мужчинами и женщинами, связывающие их с религиозным государством на всю жизнь, также вызвали опасения по поводу личной свободы. Дени Дидро выступал против пожизненного характера этих клятв, предупреждая о решениях, принятых в слишком молодом возрасте, и в своем романе «Религиозная монахиня» (La Religieuse) поднимал призрак молодой женщины, вынужденной стать монахиней против ее воли. Хотя большинство философов продвигал реформы, а не разрушение, их комментарии поощряли растущий антиклерикализм, злоба которого обострялась негодованием по поводу богатства церкви.
Доходы церкви в 1789 году оценивались в огромные — и, возможно, преувеличенные — 150 миллионов ливров . Ей принадлежало около шести процентов земли по всей Франции, а ее аббатства, церкви, монастыри и монастыри, а также школы, больницы и другие учреждения, которыми она управляла, служили видимым напоминанием о господстве церкви во французском обществе. Церкви также было разрешено собирать десятину в размере номинальной одной десятой сельскохозяйственного производства, и она была освобождена от прямого налогообложения своих доходов. Это процветание вызвало значительное недовольство, лучше всего проиллюстрированное в 9-м веке.0027 cahiers de doléances , или «заявления о недовольстве», разосланные со всего королевства для обсуждения на собрании Генеральных штатов в мае 1789 года. Призывы к реформе или отмене десятины и к ограничению церковной собственности были к ним присоединились жалобы приходских священников, которые, лишенные богатства, дарованного высшим эшелонам церковной иерархии, часто с трудом выживали. Когда 13 июля 1789 года в Париже начали собираться толпы, религиозный дом Сен-Лазар и соседний монастырь были в числе первых мест, где искали припасы и оружие. Католическая церковь, возможно, была церковью большинства французов, но ее богатство и предполагаемые злоупотребления означали, что они не всегда пользовались их доверием.
Национализация собственности
Накануне революции французское государство было на грани банкротства. Неоднократные попытки финансовой реформы потерпели неудачу, но революция открыла путь для нового подхода, который с самого начала включал церковь. 4 августа 1789 года, когда остатки феодального прошлого Франции были упразднены в ночь широкомасштабных реформ, духовенство согласилось отказаться от десятины и позволить государству взять на себя ее финансирование. Декларация прав человека и гражданина, принятая 26 августа, не признала особого положения католической церкви. Теперь, когда вся власть находилась внутри страны, Церковь оказалась открытой и уязвимой для дальнейших реформ. 2 ноября 1789 г.Новое Национальное собрание Франции, известное как Учредительное собрание, приняло декрет, согласно которому вся церковная собственность была передана «в распоряжение нации». Талейран, епископ Отенский и один из немногих священнослужителей, поддержавших эту меру, утверждал, что вся церковная собственность по праву принадлежит нации и что ее возвращение, помогающее построить лучшее общество, должно поэтому рассматриваться как «религиозный акт». ‘.
Несмотря на поддержку самой Революции духовенством, этот указ стал первым в серии указов, направленных против Церкви таким образом, что вскоре поставил под сомнение мотивы Революции. 29В октябре 1789 года, всего за несколько дней до национализации церковного имущества, Ассамблея узнала, что двух женщин в соседнем монастыре принуждают к религиозной жизни. Немедленно было внесено предложение приостановить принятие торжественных обетов. Это событие не только связало Церковь с интригами и коррупцией, описанными в антиклерикальной литературе восемнадцатого века, но и подготовило почву для закрытия французских монастырей и отъезда их обитателей, декретом от 13 февраля 179 г.0. Была надежда, что быстрая продажа монастырей и их содержимого поможет стабилизировать финансы страны. Это объявление было встречено тысячами писем протеста. Новое французское государство не только взяло под свой контроль доходы и имущество церкви, но и таким радикальным вмешательством, казалось, перечертило границы между церковью и государством.
Растущее подозрение
Собрание, которому поручено финансовое управление Церковью, воспользовалось возможностью, чтобы реорганизовать его. 12 июля 179 г.0 Собрание утвердило Гражданскую конституцию духовенства, конституцию, само название которой отражало новый контроль государства над церковными делами. Среди реформ конституции епархии были изменены в соответствии с административным делением штатов, духовенство должно было оплачиваться государством в соответствии с новой шкалой окладов, а священники и епископы должны были избираться гражданами. Отказ папы одобрить Конституцию вместе с растущей критикой со стороны консервативных членов Ассамблеи начал ставить под сомнение поддержку церкви. Пытаясь решить этот вопрос, Собрание постановило от 27 ноября 179 г.0, что все духовенство должно принести публичную присягу на верность Конституции или отказаться от своего жалованья и должности.
Как предположил Найджел Астон, эта клятва стала «референдумом о том, кто в первую очередь был предан католицизму или революции». Цифры значительно различались между регионами, но более 50 процентов приходского духовенства присягнули на верность Конституции. Для других присяга представляла собой серьезную проблему совести, которая ослабла только 13 апреля 1791 года, когда колеблющийся папа вынес свое осуждение. Тех, кто приносил присягу, называли «присяжными», а тех, кто отказывался, называли «не присяжными» или «непокорными священниками». Все большее число бежало за границу, присоединяясь к тем дворянам и духовенству, которые уже эмигрировали, а не жили при революционном режиме. Французское население постепенно разделилось на тех, кто поддерживал «Конституционную церковь», и тех, кто оставался верным непокорным священникам, которым изначально было позволено продолжать практиковать. Вместо того, чтобы подтвердить верность французского духовенства государственной церкви, присяга поставила перед ними решение, которое, заставив их выбирать между Конституционной церковью и Римом, вызовет раскол среди французских католиков на следующее десятилетие и породит неприязнь к революции и ее целям.
Тем временем поддержка непокорной церкви все больше ассоциировалась с контрреволюцией. Эмигрантские священники и епископы проповедовали против революции из-за границы, в то время как оставшиеся непокорные стали центром более широкого недовольства революцией. Подозрение, с которым многие люди относились к конституционным священникам, особенно в некоторых регионах Франции, помогло заручиться народной поддержкой контрреволюционного дела. Эта ассоциация имела немедленные последствия. В первую неделю апреля 179 г.1, сестры парижской религиозной общины подверглись нападению со стороны толпы женщин, которые обвинили их в том, что они обучают детей «ложным принципам» и замышляют контрреволюцию с непокорными священниками. Такие настроения нашли официальное выражение в дебатах «Законодательного собрания», сформированного в октябре 1791 года и решившего проводить политику ранней революции. В ноябре он приостановил выплату пенсий непокорным священникам и запретил им пользоваться религиозными зданиями. 6 апреля 179 г.2 он запретил все формы религиозной одежды, стремясь уничтожить это видимое напоминание о ancien régime и заставить людей считать священников «такими же гражданами, как и все остальные».
Объявление Францией войны Австрии 20 апреля 1792 года и ее ранние потери вызвали дополнительные подозрения в отношении строптивого духовенства и его последователей, которых теперь подозревали в заговоре с врагом. Падение монархии 10 августа послужило дополнительным импульсом для уничтожения всего, что было связано с ancien regime 9.0028 . Собрание подавило все оставшиеся религиозные ордена, в том числе укомплектованные школами и больницами, и приказало оставшимся лицам, не являющимся присяжными, покинуть страну или быть арестованными и депортированными. Обеспокоенность достигла пика 2 сентября, когда пришло известие о том, что город-крепость Верден недалеко от Парижа пал перед союзными прусскими войсками. Парижане, воображая, что находящиеся в тюрьмах контрреволюционеры готовятся к прорыву и присоединению к врагу, вершили собственное превентивное правосудие, когда они обрушились на городские тюрьмы и в течение нескольких дней вырезали более 1200 заключенных, в том числе не менее 200 священников. Сентябрьская резня ясно показала недоверие, которое помешало бы любому примирению между Церковью и новой республикой, провозглашенной 22 сентября 179 г.2.
Новое республиканское правительство, известное как Конвент, отреагировало на растущие гражданские беспорядки и постоянную угрозу из-за рубежа введением террора. Революционный трибунал, созданный 10 марта 1793 г., стремился продемонстрировать, что лица, представляющие опасность для республики, выявляются и наказываются. Законы от сентября 1793 г. и июня 1794 г., направленные против «врагов свободы» и «врагов народа», привели к тому, что все большее число священников и монахинь были арестованы и преданы суду. Их обвинения включали не только контрреволюцию, но и «фанатизм» и владение предметами, используемыми для празднования мессы, что снова продемонстрировало подозрительность, теперь связанную с религиозным культом. Лишь небольшой процент был гильотинирован, но их судебные процессы, призванные показать пример, вместо этого получили дополнительную поддержку контрреволюционных сил в Вандее и других частях западной Франции и загнали религиозную практику в подполье.
Революционная религия
Хотя Конституционной церкви было разрешено продолжать свою работу, Конвент теперь считал католицизм в любой форме подозрительным. Его связь с ancien régime Франция, его приверженность ценностям, не созданным Революцией, и частный характер богослужения казались несовместимыми с ценностями Республики. Отсюда возникло движение, называемое «дехристианизацией», целью которого было исключить религию из французского общества. Конституционным священникам советовали отказаться от священства и поощряли — а в некоторых случаях принуждали — жениться. Любому священнику, который продолжал практиковать, будь то конституционный или непокорный, теперь грозил арест и депортация. В октябре 179 г.3, публичные богослужения были запрещены, и в течение следующих нескольких месяцев все видимые признаки христианства были удалены, политика, проводимая с особым энтузиазмом революционными армиями, стремящимися отомстить институту, укрывавшему так много контрреволюционеров. Церковные колокола были снесены и переплавлены якобы для помощи военным действиям, кресты сняты с церквей и кладбищ, а статуи, реликвии и произведения искусства были захвачены, а иногда и уничтожены. Такое иконоборчество вызвало серьезную озабоченность на официальном уровне, не в последнюю очередь из-за разрушения, нанесенного художественному и культурному наследию Франции. 23 ноября 179 г.3, церкви были закрыты, чтобы превратиться в склады, производственные предприятия или даже конюшни. Улицам и другим общественным местам, носящим имена святых, были даны новые имена, часто на республиканскую тематику, а само время было переделано, чтобы еще больше отвергнуть христианское прошлое Франции. Революционный календарь начался с приходом Французской республики (год 1). Названия его месяцев отражали времена года, а его десятидневная неделя исключала воскресенье как день отдыха и поклонения. Хотя такие меры применялись неравномерно и во многих случаях встречали значительную оппозицию на местном уровне, они усилили идею о том, что христианству нет места в республике.
Однако революционное правительство поняло, что, уничтожая прошлое, нужно иметь что-то, что можно заменить. Создание республики в 1792 году породило церемонии и фестивали, направленные на то, чтобы сделать религией саму революцию, прославляя революционных мучеников как ее святых и почитая трехцветную кокарду и красную фуражку свободы как ее священные символы. Выдающимся среди таких революционных «культов», как они были известны, был Культ Разума, который не признавал бога, а вместо этого поклонялся богине разума в бывших церквях, теперь известных как «храмы разума». Робеспьер, опасаясь атеизма и политических сил, стоящих за некоторыми культами, представлен 7 мая 179 г.4 Культ Высшего Существа, который он рассматривал как новую государственную религию. Надеялись, что его признание верховного божества привлечет и обуздает стойкое стремление к религиозной вере и поклонению среди французских мужчин и женщин, в то время как его провозглашение бессмертия души будет поощрять нравственное поведение, которое обеспечит стабильную и добродетельную республику. . Но Фестиваль Верховного Существа, проходивший 8 июня 1794 года по всей Франции под председательством Робеспьера в Париже, не представлял собой ничего, кроме зрелища, и, как и другие культы, не вызывал минимального интереса за пределами городских центров. Католицизм был вытеснен из республики, но альтернативы, навязанные сверху, не прижились. Падение Робеспьера в июле 179 г.4 принес оттепель в религиозной практике. Дехристианизация заставила соблюдать религиозные обряды в уединении дома. С эмиграцией и отречением столь многих священников, а также нарушением регулярных форм богослужения миряне привыкли брать на себя службы, даже совершая «белые мессы», когда священника не было. Конвент, стремясь достичь какой-то формы стабильности, признал, что каким-то образом ему придется приспосабливаться к этому частному богослужению. Он сделал это, объявив 21 февраля 179 г.5 формальное отделение церкви от государства. Были вновь открыты церкви, непокорные священники были освобождены из тюрем, а конституционным и непокорным священникам было разрешено практиковать при условии, что они пообещали соблюдать законы Республики.
Однако полное разделение оказалось невозможным. Религия по-прежнему считалась угрозой, и последующие указы были направлены на наблюдение за поклонением и запрет на внешние признаки религии, такие как статуи или религиозная одежда, от всеобщего внимания. Восстания роялистов привели к повторному применению более ранних законов, касающихся непокорных священников, как и переворот 18 фруктидора (4 сентября 179 г.).7), в ходе которого снова были арестованы тысячи непокорных священников. Как и предыдущие правительства, Директория (ноябрь 1795–1799 гг.) пыталась представить альтернативы католицизму, особенно новый культ теофилантропии. И снова они не получили поддержки населения. Вместо этого Директория стала свидетелем религиозного возрождения, в котором мужчины-католики, и особенно женщины, сыграли важную роль в восстановлении своей веры на обломках, оставленных революцией. Любой новый режим должен будет признать это возрождение и, если он хочет обеспечить лояльность французских католиков, создать место для церкви, которая сможет преодолеть разногласия, смятение, боль и горечь предыдущего десятилетия.
Возвращение католической церкви
Наполеон пришел к власти в 1799 году, готовый примириться с продолжающимся присутствием религиозных верований и практик во французском обществе, не в последнюю очередь для того, чтобы ослабить контрреволюционную оппозицию. Сочинения его юности показывают, что у Наполеона было мало времени на религию, но, подобно философам , он видел ее полезность для общества. Он также высоко оценил его преимущества, продемонстрированные спонсируемым государством восстановлением религиозных конгрегаций для управления больницами и школами. Прежде всего, Наполеон понимал, что если отношения с церковью наладятся, это можно будет использовать для продвижения и укрепления его правления по всей Франции. Игнорируя возражения революционных противников церкви, Наполеон приступил к формализации ее места во Франции таким образом, чтобы лояльное членство церкви и государства больше не исключало друг друга.
В 2 часа ночи 16 июля 1801 года Франция подписала с Римом документ, известный как Конкордат, результат восьми месяцев изнурительных переговоров. Отныне католицизм должен был признаваться только «религией подавляющего большинства французских граждан», определение, которое лишало церковь какого-либо привилегированного места в государстве, и церковь должна была отказаться от всех притязаний на имущество, утраченное во время революции. Однако самым драматичным шагом Конкордата было подчинение церкви власти государства. В мерах, напоминающих Гражданскую конституцию 179 г.0, все священнослужители должны были принести присягу на верность правительству, их жалованье должно было выплачиваться государством, а епархии были снова перекроены и приведены в соответствие с административным делением. Кроме того, все епископы должны были назначаться Наполеоном, что еще больше уменьшало авторитет Рима. Эта тенденция была подтверждена в 1802 году с добавлением к Конкордату «Органических статей», 27 статей, разработанных и объявленных без консультации с Римом. Статья первая, требующая, чтобы все инструкции из Рима были одобрены правительством, предполагала, что в этих новых отношениях папская власть мало что значила. Церковь Наполеона, как и галликанская церковь старый режим , имел свою национальную идентичность.
Как и следовало ожидать, отношения с Римом вскоре ухудшились, что привело к тому, что Джеффри Эллис назвал «одним из самых экстраординарных конфликтов между светской властью и духовной властью, которые когда-либо знала история». Наполеон все чаще стремился связать свое личное правление с церковью, настаивая на присутствии папы на церемонии его коронации в Париже в 1804 году, вводя праздник в честь вновь открытого «святого Наполеона» и используя Имперский катехизис, который читают дети в воскресной школе. , чтобы предположить, что его правление было санкционировано самим Богом. Но даже при этом презрение Наполеона к Риму становилось все более очевидным. Он не только экспортировал революционную политику в отношении религии, закрыв монастыри и конфисковав церковную собственность, но и ввел Конкордат на завоеванных территориях, подчинив себе католическую церковь в других странах. Оккупация Рима Наполеоном в 1808 году довела отношения до предела и привела к решению Папы отлучить его от церкви. В отместку Наполеон приказал арестовать папу, а затем доставить его в плен во Францию, где он оставался до 1814 года. Новый конкордат, подписанный в Фонтенбло в 1813 году, пытался «положить конец разногласиям» между ними, но это также не удалось. . Подчинив французскую церковь, а также ее духовного главу государственной власти, Наполеон создал напряженность, которая в течение всего его правления еще больше разделила ее членов и повысила их лояльность Риму.
Заключение
Полное уничтожение католицизма было далеко от мыслей представителей нации в 1789 году, но финансовые проблемы, в сочетании с внешними и внутренними угрозами, в конечном итоге привели к полномасштабной атаке на Церковь и все, что с ней связано. вместе с тем необходимость Революции, которая требовала абсолютной лояльности. Николас Аткин и Фрэнк Таллетт рассматривают Французскую революцию как «водораздел для католицизма не только во Франции, но и в Европе в целом». Во время Французской революции Галликанская церковь превратилась из автономного учреждения, имевшего значительное влияние, в учреждение, которое было реформировано, упразднено и возрождено государством. В этом расширении государственного контроля, а также в целенаправленном уничтожении церкви и религиозной практики революция представляет собой ключевое событие в секуляризации, которая распространится по всей Европе. Но ни революционные правительства, ни Наполеон не были готовы к возмущению, которое встретило государственное вторжение в духовные дела и последовавший за ним поворот к Риму. Удаление католических учреждений и их персонала просто вытеснило религиозное богослужение в частную сферу и увеличило участие мирян, тенденции, которые также ознаменовали религиозное возрождение, имевшее место во Франции в девятнадцатом веке. Последствия этого радикального эксперимента по трансформации церковно-государственных отношений отражались во Франции до XIX в.05 разделения церкви и государства и ощущаются до сих пор, поскольку государства продолжают вести переговоры о деликатных отношениях между церковью, государством и религиозными убеждениями.