Что можно есть при посте перед причастием: Пост перед Причастием – Православный журнал «Фома»
Содержание
О посте перед Причастием | Исповедь и причастие
«Нельзя всех людей подогнать под одну гребенку в вопросе о том, насколько часто нужно причащаться и сколько дней перед Святым Причащением нужно поститься. Духовник с рассуждением должен определять то, насколько часто должен причащаться верующий, и то, сколько он должен поститься перед Святым Причащением. Все зависит от того, сколько у человека крепости. Одновременно духовник должен вести человека и к духовному посту – воздержанию от страстей».
Святой Паисий Святогорец
Из определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об участии верных в Евхаристии»
«Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой причащающийся несколько раз в году постится три дня перед Причащением, вполне соответствует преданию Церкви. Также приемлемой следует признать практику, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий указанные Уставом многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер кануна Причащения».
Митрополит Каллист (Уэр) (1934), епископ Константинопольской православной церкви с титулом митрополит Диоклийский (с 1982), викарий Фиатирской архиепископии, писатель, проповедник.
«Я приветствую, когда люди часто причащаются. Пост перед Причастием»
«Но в канонах ничего не сказано о необходимости поститься три дня или целую неделю перед причастием. Мне кажется, что требования исповедоваться перед каждым причащением и поститься неделю или три дня возникли тогда, когда Причастие стало очень редким: один или три-четыре раза в год. Я считаю это упадком. В древней Церкви христиане обычно причащались каждое воскресенье…»
Иеромонах Николай Афонский. Проповедь «Святое Причащение»
«Просмотрите все церковные каноны и вы нигде не найдете, чтобы Церковь обязывала особые посты перед Причастием. Есть только те посты которые учредила Мать Церковь, т.е. среда, пятница и все посты года о которых все верующие знают. В I-е века христиане причащались на вечерях, во время еды или же после еды, которые назывались Агапии. Так же сам Спаситель наш не преподал святое это Таинство после трехдневного поста, но после вечерней трапезы о чем мы читаем во Святом Евангелии».
Святые отцы о посте перед Причастием:
Свт. Иоанн Златоуст (ок. 347-407). «Возрадуемся и возвеселимся вонь, трапеза исполнена. Агнец предлежит, никто же да изыдет алчай… Постившиеся и не постившиеся, придите, исполнитесь пищи… Не постящийся, когда приобщается Причастия, если с чистой совестью приступит, тогда и совершает Пасху – будь то сегодня, будь то завтра, будь то в любой день. Ибо подготовка оценивается не наблюдением времен, а чистой совестью».
Свт. Феофан Затворник (1815-1894). «Нигде не писано без особой нужды брать на себя слишком большой пост. Пост — внешнее дело. Его надо предпринимать по требованию внутренней жизни. Для вас какая нужда в таком чрезмерном пощении? И так понемногу кушаете. Ту меру, которую установили уже, можно бы и в пост держать. И то у вас постоянно великий пост. А тут еще целые дни проводить без пищи?! Можно бы и это, в ту неделю, когда готовились причащаться Св. Таин. Весь-то пост так себя томить для чего? И положили бы каждый день кушать понемногу».
Св. Прав. Иоанн Кронштадтский (1829-1909). «Нам, христианам, как новым людям, заповедан пост, поэтому мы не должны много заботиться о питании чрева, излишества в пище и питье, о лакомствах, потому что все это препятствует достижению Небесного Царствия. Наш долг приготовляться к небесной жизни и заботиться о духовной пище, а духовная пища есть пост, молитва, чтение Слова Божия, особенно же Причастие Святых Тайн. Когда мы не радеем о посте и молитве, тогда преисполнены всяких грехов и страстей, когда же питаемся духовной пищей, тогда очищаемся от них и украшаемся смирением, кротостью, терпением, взаимной любовью, чистотой душевной и телесной».
Священнослужители о посте перед Причастием:
Митрополит Иларион Алфеев, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (1966). «Как часто должно причащаться». «Пост перед причащением является благочестивой традицией Русской Церкви, и он необходим для тех, кто причащается редко, так как заставляет их в дни говения углубиться в себя и подумать о грехах. Что же касается людей, стремящихся причащаться каждое воскресенье или чаще, к ним применяются менее строгие правила. Есть, кроме того, немало праздничных дней, когда пост противоречит самой идее праздника».
Марк, епископ Егорьевский, заместитель Председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии (1964). Традиция трехдневного поста. «Традиция трехдневного поста идет от традиции синодального периода, когда причащались один-два раза раз в год. В этой ситуации нормально и очень хорошо, если человек перед причастием попостится 3 дня. Сегодня, как правило, духовники и священники рекомендуют причащаться гораздо чаще. Получается некое противоречие: люди, которые хотят причащаться часто, обрекают себя на почти постоянный пост по четвергам и субботам, что становится для многих непосильным подвигом. Если мы и в дальнейшем не будем относиться к этому вопросу с рассуждением, то это будет оказывать свое отрицательное воздействие на духовную жизнь нашей Церкви».
Игумен Петр Мещеринов, катехизатор, миссионер, публицист, переводчик (1966). «Чашу Жизни вкусите». «Телесный пост перед Причастием — это еще одна традиция Русской Церкви, связанная с редким причащением. Типикон указывает на недельное говение перед причастием. Очевидно, что это норма для причащающихся раз в год и реже; для часто причащающихся (раз в неделю и чаще) телесного поста нет. К сожалению, последней практике следуют в наше время лишь священнослужители и некоторые из благочестивых мирян. Подчеркнем, что телесный пост – это не сама цель, а всего лишь средство для ведения более сосредоточенной духовной жизни».
какие ограничения, как поститься, что можно есть в пост перед венчанием
Содержание
- Нужно ли поститься перед венчанием в церкви?
- Какие ограничения в пост перед венчанием?
- Откуда пошла традиция поститься?
- Зачем поститься накануне венчания?
Таинство венчания – одно из церковных, религиозных обрядов, буквально брак перед Богом. К нему необходимо подготовиться – духовно и физически. Накануне обряда молодые должны исповедаться и причаститься, молиться, готовясь к важному событию. Также подготовка включает в себя пост. Действительно ли он так необходим? Что именно нельзя есть, а что можно? У многих пар возникают подобные вопросы, но не всегда есть время, чтобы обратиться к священнику за ответами.
Нужно ли поститься перед венчанием в церкви?
Пост считается обязательным условием подготовки к венчанию, равно как и к другому таинству, поскольку перед обрядом нужно причаститься, а перед причастием пост необходим. Таким образом душа и тело очищаются перед обрядом.
Сколько дней лучше поститься? Не меньше 3-х суток
Иногда священники рекомендуют выдержать недельный пост, но это не строгое правило. Важно не столько ограничение себя в пище, сколько духовное смирение, отречение от мирского накануне вступления в венчаный брак.
Посетить священника перед венчанием в церкви
Также непосредственно в день венчания лучше ничего не кушать, особенно, если молодым предстоит причастие перед обрядом. Но если венчание запланировано на вторую половину дня, а супруги уже причащались несколько дней назад, то легкий завтрак допустим. Если есть опасение почувствовать себя плохо из-за голода или упасть в обморок во время свершения таинства, то лучше посоветоваться со священнослужителем. Иногда священник может благословить пару на вкушение легкой пищи накануне венчания.
В случае, когда по каким-либо причинам пост невозможно соблюдать, например, невеста беременна или кто-то из молодоженов болен, то лучше обратиться с вопросом к священнослужителю, который будет проводить таинство – можно ли есть мясо и молочные продукты в таком случае. При объективной невозможности соблюдения поста священник может сделать послабление в порядке исключения по особым обстоятельствам. Однако не стоит злоупотреблять этим и давить на жалость, выдумывать причины для того, чтобы не поститься.
Пост – лишь начало ограничений и духовного труда, который предстоит супругам, решившим обвенчаться
Поэтому ограничение лучше воспринимать как духовное испытание на прочность веры и решимости для венчания.
Если пост воспринимается как тяжелая повинность, стоит ли венчаться? Ведь супружеская жизнь будет наполнена испытаниями и каждодневным терпением. Если даже трехдневное воздержание кажется непреодолимым препятствием, хотя на самом деле таковым не является, то лучше еще раз обдумать свое решение.
Венчание в церкви
Несмотря на то, что поститься необходимо, точные сроки и ограничения лучше уточнить у священника в том храме, где планируется венчание. Он точно скажет, как лучше поступить и сколько дней держать пост.
Какие ограничения в пост перед венчанием?
Пост предполагает полный отказ от любых продуктов животного происхождения: мяса, рыбы, рыбной икры, яиц, молочных продуктов, сливочного масла, сыра и так далее. Также нужно исключить любые алкогольные напитки. Исключение делается для кагора, которым причащают прихожан в церкви.
Во время больших постов, как например, Великий, разрешается вкушать рыбу, но для короткого трехдневного ограничения лучше обойтись без нее
Все-таки цель подобного воздержания, в первую очередь, духовное очищение.
Что можно есть в пост: любую пищу растительного происхождения, например, крупы, овощи и фрукты, ягоды, грибы, орехи и так далее. Важно понимать, что ограничение – это не просто отказ от мяса и прочего, а также воздержание от переедания. Нужно питаться скромно, не позволяя себе лишнего.
Пост перед свадьбой
Как поститься накануне венчания? Помимо того, что нельзя кушать мясную и молочную пищу, пост предполагает смирение и обращение к духовному. Стоит воздержаться от интимной близости, увеселительных мероприятий, обратиться к чтению молитв и святых книг.
Откуда пошла традиция поститься?
Посты, как религиозное явление, связывают с повторением 40-дневного поста Иисуса Христа, когда он удалился в пустыню. Также посты связывают с обычаем поститься в дни скорби, разделяя страдания Спасителя, или в качестве покаяния в своих грехах.
Еще одно значение поста – аскетическое, для смирения и укрощения желаний. Подвиги святых-аскетов, ведущих уединенный образ жизни, конечно, трудно повторить в мирской жизни, да и вряд ли удастся без вреда здоровью, но можно брать пример и по мере сил стараться ограничивать себя в благах, усмиряя дух и тело.
Постное меню перед венчанием
Также было принято поститься накануне больших праздников, чтобы лучше подготовиться к ним.
Зачем поститься накануне венчания?
Пост не столько воздержание от употребления пищи, сколько духовное очищение и обновление, возможность начать свою новую брачную жизнь на хорошей ноте. Он сочетает в себе помимо ограничений в еде уход от всего, что рассеивает мысли: социальные сети, телевизор, развлекательные мероприятия и прочее. В это время следует обратиться к Богу, сосредоточившись на труде, молитвах, самосовершенствовании и чтении православных книг.
Лучше воздерживаться от ссор и конфликтов, зависти и гордыни, одним словом – вести себя благопристойно, готовясь к таинству
Конечно, в рабочем графике в суматошном современном мире не всегда получается отдалиться от всего, но цель поста – следовать ему по мере сил и возможностей, стремясь к духовному, а не к материальному.
Ругаться перед венчанием
К сожалению, многие новоцерковленные люди воспринимают пост исключительно как воздержание от пищи, что по сути не так. По крайней мере, одну только диету нельзя назвать постом без должного усилия, направленного на очищение, в первую очередь, души, а не тела. Задача поста ‒ научиться смирению и воздержанию, что должно касаться не только диеты, но и всех аспектов жизни.
Венчание – не только красивый обряд, но и таинство, соединение супругов в жизни вечной. Естественно, что к нему нужно определенным образом подготовиться, в том числе и поститься.
Пост перед мессой —Aleteia
Многие католики старшего поколения помнят «полуночный пост». Это означало, что нельзя было есть перед мессой, начиная с полуночи. По этой причине мессы обычно служили на рассвете, а вечерние мессы были крайне редки. Мало кто хотел поститься весь день перед посещением мессы и принятием Святого Причастия.
Эта практика поста перед мессой является древней дисциплиной, существовавшей еще во 2 веке. Он оставался в силе до тех пор, пока папа Пий XII не сократил пост до трех часов в 1919 г.57. Пост был еще более сокращен в 1964 году, когда Папа Павел VI снизил его до одного часа до причастия.
Текущий Кодекс канонического права отражает это изменение и гласит: «Человек, который должен получить Святую Евхаристию, должен воздерживаться по крайней мере за один час до святого причастия от любой пищи и питья, за исключением только воды и лекарств. (Канон 919 §1).
Однако в некоторых случаях эти правила не применяются. «Пожилые, немощные и ухаживающие за ними могут причащаться Пресвятой Евхаристии, даже если они в течение предшествующего часа что-нибудь съели» (канон 9). 19 §3).
Но почему? Какое это имеет значение, если я съел чизбургер прямо перед тем, как войти в церковь в день, когда я собираюсь принять Святую Евхаристию?
Папа Павел VI писал о силе духовной дисциплины в своей апостольской конституции Paenitemini : «Умерщвление имеет целью освобождение человека, который часто из-за похоти оказывается почти скован собственными чувствами. Через «телесный пост» человек восстанавливает силы, и рана, нанесенная достоинству нашей природы невоздержанием, излечивается лекарством целительного воздержания».
Иисус знал силу поста и ушел в пустыню без еды на 40 дней, прежде чем приступить к своему общественному служению. Более того, он учил своих учеников, что «такого рода [демона] нельзя изгнать ничем, кроме молитвы и поста» (Марка 9:29).
Пост укрепляет наши духовные силы, и Церковь просит нас выполнять эту простую задачу каждый раз, когда мы причащаемся для собственной пользы. Как и любому спортсмену, нам нужно тренировать дисциплину, и голодание отлично подходит для наращивания этих духовных мышц. Без поста мы слабы и наши страсти гонят нас, куда ветер дует.
Подробнее:
Пост полезен не только для души, но и для разума и тела
Кроме того, Папа Иоанн Павел II сетовал в Dominicae Cenae на то, что современные католики «отсутствуют Евхаристии». голода» и «жажды», что также является признаком недостаточной чувствительности к великому таинству любви и непонимания ее природы». Нам нужно «голодать» и жаждать Евхаристии, прежде чем мы сможем должным образом принять ее. Наше принятие Святого Причастия должно соответствовать внутреннему голоду, указывающему на душу, жаждущую любви Божией. Если у нас нет этого голода (вспоминаемого нашим физическим голодом во время поста), мы можем думать о Святом Причастии как о чем-то обычном, не требующем предварительной подготовки.
Подробнее:
4 Невероятные евхаристические чудеса, не поддающиеся научному объяснению
Наконец, пост перед Мессой является образом евхаристических историй в Евангелиях, в частности, Насыщения пяти тысяч. После долгого дня ученики умоляли Иисуса отослать толпу, чтобы они могли купить себе еды. Вместо этого Иисус умножает хлеб и рыбу, оставляя всех «сытыми» в конце трапезы. Подобно толпе в тот день, когда мы приближаемся к трапезе Господней, мы должны быть голодны, или, как возвещает псалмопевец: «Как лань желает к потокам текущим, так желает душа моя к Тебе, Боже» (Пс. 42: 1).
Руководство по голоданию | Православная церковь Святого Иоанна Богослова (индекс
)
Пост в Православной Церкви
Общие правила поста: Руководящее правило отцов — никогда не есть досыта, но вставать из-за стола, зная, что можно взять еще и что человек готов к молитве.
Голодание никогда не требуется, когда есть проблемы со здоровьем, требующие употребления определенных продуктов.
Родители решают, с какого возраста начинать ребенку голодание от продуктов. Это рекомендуется, когда ребенок достигает «возраст разума» около 8 лет. Более важно научить поститься от поведения, неугодного Богу.
Продукты, разрешенные во время Великого поста – это считается строгим постом. вода.
Продукты, запрещенные во время Великого поста: Все мясо, птица, рыба, оливковое масло (разрешено растительное масло), молочные продукты, сыр, молоко, масло, яйца, алкогольные напитки. Вино разрешено в определенные дни (см. календарь). Рыба и оливковое масло разрешены 25 марта (праздник Благовещения) и в Вербное воскресенье, 24 апреля 2016 г.
Дни, в которые ограничивается количество приемов пищи: Количество строгих постных приемов пищи принято ограничивать в Чистый понедельник (первый день Великого поста, 14 марта 2016 г.), а также в любой день, к которому вы готовитесь причащаться на Преждеосвященной литургии.
Подготовка к Преждеосвященной Литургии во второй половине дня: Есть три способа подготовки в зависимости от ваших личных способностей. • Если есть возможность – соблюдайте полный пост весь день и ешьте после Литургии • Либо постный достойный завтрак, без обеда и после Литургии трапеза • Либо постный достойный завтрак с легким обедом и трапеза после Литургии.
Рекомендации по голоданию Уровень I рекомендуется для тех, кто никогда или редко соблюдает пост в течение года по средам и пятницам. • Начните с того, что не ешьте мяса в первую неделю Великого поста и во время Страстной недели. • Не ешьте мясо каждую среду и пятницу во время Великого поста. • Попытаться продолжать поститься по средам и пятницам до конца года и перейти в следующем году на уровень II.
Уровень II рекомендуется для тех, кто постится по средам и пятницам в течение всего года, но редко соблюдает строгий пост, включая молочные продукты и рыбу. • 40 дней без мяса, а также всю Страстную неделю • Молочные продукты и рыба разрешены, но не по средам и пятницам.
Уровень III идеально подходит для тех, кто голодает в течение всего года. • 40 дней Великого поста и Страстной недели соблюдаются как строгий пост.
Вы можете создать свои собственные рекомендации, которые могут быть комбинацией приведенных выше рекомендаций.