Что обозначает покров святой богородицы: История праздника Покрова Пресвятой Богородицы
Содержание
ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ — Древо
Покров Пресвятой Богородицы. Греческая икона |
Покро́в Пресвято́й Богоро́дицы (греч. Ἁγίας Σκέπης τῆς Ὑπεραγίας Θεοτόκου), праздник Православной Церкви, в Русской Православной Церкви принадлежит к числу великих праздников
Празднование 1 октября, 15 октября (Греч. [1]).
Праздник Покрова установлен в память о видении блаженному Андрею и его ученику св. Епифанию во время богослужения во Константинопольском Влахернском храме.
Чудесное событие, прославленное Церковью, произошло 1 октября 910 года, во Влахернском храме во время богослужения, когда город Константинополь был окружен многочисленным неприятелем. Все находившиеся в церкви, а среди них и император Лев, и императрица, горячо молились об избавлении от врага. Свою молитву возносили и святой Андрей, принявший на себя подвиг юродства Христа ради, и его ученик блаженный Епифаний. Вдруг они увидели в воздухе чудное явление Пресвятой Богородицы. Пречистая Дева была окружена пророками, апостолами и Ангелами. Она молилась о грешном мире и распростерла над христианами, стоящими в церкви, свой омофор (покрывало). Покров в руках Ее сиял «паче лучей солнечных».
Сподобившийся этого видения Андрей спросил своего ученика Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?». «Вижу, святой отче, и ужасаюся», – отвечал ему Епифаний. Жители города, услышав об этом утешительном знамении, исполнились радости и надежды, что Бог по молитвам Заступницы избавит их от бед, нанесенных вторжением сарацин. Действительно, вскоре после видения враги Церкви были побеждены и прогнаны.
Традиция праздника в России
Покров Богоматери. Икона. XIV — XV вв. (Третьяковская галерея) |
В России праздник Покрова Божией Матери был установлен в середине XII века стараниями святого князя Андрея Боголюбского как великий праздникРусской Православной Церкви. Запись об этом содержится в Прологе XII века. В 1158 году близ Боголюбова был построен всемирно известный памятник древнерусского зодчества – храм Покрова на Нерли. Другой известнейший собор в честь Покрова Божией Матери (храм Василия Блаженного) расположен в центре Москвы, на Красной площади. Его строительство связано с походом царя Иоанна IV Грозного на Казань в 1552 году. В праздник Покрова русские войска одержали решающую победу над татарами.
В греческих Церквах
Традиционно среди греков праздник Покрова также праздновался 1 октября, но в последние десятилетия он стал связываться с избавлением Греции от итальянского вторжения в 1940 году. Эти события празднуются в Греции как государственный праздник «День Нет» («День Охи») — название увековечивает ответ главы греческого государства Иоанна Метаксаса на ультиматум Муссолини [2]. В память о многочисленных чудесах Божией Матери, явленных в 1940 году, Священный Синод Элладской Православной Церкви в 1952 году перенёс празднование дня Покрова Пресвятой Богородицы с 1 на 28 октября н. ст.. Константинопольский Патриархат также следует этой календарной перемене в греческих епархиях и в диаспоре, и ныне это празднование широко распространилось в грекоязычном Православном мире. В греческой практике праздник Покрова не причисляется к великим.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Днесь, благове́рнии лю́дие, све́тло пра́зднуем,/ осеня́еми Твои́м, Богома́ти, прише́ствием,/ и к Твоему́ взира́юще пречи́стому о́бразу, уми́льно глаго́лем:/ покры́й нас честны́м Твои́м Покро́вом,/ и изба́ви нас от вся́каго зла,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// спасти́ ду́ши на́ша.
Кондак, глас 3
Де́ва днесь предстои́т в це́ркви/ и с ли́ки святы́х неви́димо за ны мо́лится Бо́гу,/ а́нгели со архиере́и покланя́ются,/ апо́столи же со проро́ки ликовству́ют:/ нас бо ра́ди мо́лит Богоро́дица// Преве́чнаго Бо́га.
Тропарь греческий, глас 1 [3]
Покро́ва Твоего́, Де́во, воспева́ем благода́ть,/ его́же яко светоно́сный о́блак простира́еши па́че помышле́ния/ и покрыва́еши у́мно лю́ди Твоя́ от вся́каго наве́та вра́жия. / Тя бо покро́в и предста́тельницу и помо́щницу стяжа́хом, вопию́ще Тебе:/ сла́ва вели́чию Твоему́, Чи́стая,/ сла́ва боже́ственному покро́ву Твоему́,// сла́ва Твоему́ о нас смотре́нию, Пренепоро́чная.
Кондак греческий, глас 8
Яко о́блак све́тел осеня́яй Це́ркве исполне́ние, Всенепоро́чная,/ во гра́де ца́рственнем дре́вле яви́лася еси./ Но яко покро́в су́щи лю́дем Твои́м и побо́рница,/ покры́й нас от вся́кия ско́рби,// зову́щия: Ра́́дуйся, Покрове всесве́тлый.
Величание
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим Покро́в Твой честны́й [4]:/ Тя бо ви́де святы́й Андре́й на возду́се,// за ны Христу́ моля́щуюся.
Ино величание
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Ма́ти Христа́, Бо́га на́шего,// и всесла́вный сла́вим Покро́в Твой.
Ино величание
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Ма́ти Христа́, Бо́га на́шего/ И́же к Сы́ну Свои́ ру́це простира́ющи, и о ми́ре моля́щися,// и честны́м Свои́м омофо́ром защища́ющи град и лю́ди от враго́в на́ших.
Использованные материалы
- Минея-октябрь, изд. Московской Патриархии, с. 4, 10, 14, 43 (молитвословия):
- http://files2.regentjob.ru/minea/oct/oct4.html
- http://files2.regentjob.ru/minea/oct/oct10.html
- http://files2.regentjob.ru/minea/oct/oct14.html
- http://files2.regentjob.ru/minea/oct/oct43.html
[1] «Μνήμη Ἁγίας Σκέπης τῆς Ὑπεραγίας Θεοτόκου», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1007/sxsaintinfo.aspx.
[2] См.: «День «Охи» в Греции», страница портала Calend.RU, http://www.calend.ru/holidays/0/0/2109/.
[3] Перевод Наталии Бахаревой. «Тропари и кондаки еллинстии. Октоврий (1 — 15)». // Блог в ЖЖ пользователя Natalia Bakhareva — https://ulita-n.livejournal.com/3121.html
[4] В современных изданиях вместо слова «честный» здесь нередко стоит слово «святый», что не соответствует дореволюционным богослужебным книгам. Правильный текст см., напр., на странице портала Православие.RU: http://days.pravoslavie.ru/Trop/IT3053.htm.
приметы, традиции, время свадеб, церковь Покрова на Нерли.
Публикации раздела Традиции
Для наших предков праздник Покрова Пресвятой Богородицы был одним из главных осенних торжеств. Согласно церковному календарю, его отмечали в память о чудесном явлении Богородицы у стен Царьграда, оцепленных сарацинами. Укрыв город своим плащом, Богоматерь спасла его от разорения. На Руси Покров день утвердили при князе Андрее Боголюбском в 1164 году. Образ Пречистой Девы, покрывающей народ своим головным платом, полюбился русским людям.
В славянском календаре Покров знаменовал окончание сельскохозяйственных работ и наступление зимы. В это время часто выпадал первый снег, поэтому Покров Богородицы был связан с приходом зимы и со снежным покровом земли. Говорили: «Покров кроет землю то листом, то снегом». В это время начинали свой труд пряхи и ткачихи. Девушки принимались шить себе приданое.
«Снежок белый поля покрывает, меня, девицу, замуж наряжает»
Уникальная по красоте церковь Покрова на Нерли, построенная в честь праздника, сохранилась с ХII века
Название Покров (плат) Пресвятой Богородицы у людей ассоциировалось с головным платком или фатой невесты. В народе говорили: «Придет Покров, девке голову покроет». Таким образом, торжество стали считать «девичьим праздником» и благоприятной порой для проведения свадеб.
Испокон веков на Руси с праздника Покрова Богородицы начиналась череда свадеб. Семьи, созданные в это время, считались самыми крепкими и счастливыми. Чтобы молодожены жили в достатке, их укладывали спать на нечетном количестве ржаных снопов, желательно на двадцати одном.
На Покров незамужние девушки чуть свет бежали в церковь зажечь свечку. По поверью, какая раньше всех поставит свечу, та раньше всех и выйдет замуж. Девушки могли ходить с непокрытой головой, а для замужних женщин это считалось грехом. Поэтому юные особы обращались к Богородице словами: «Ты, Покров-Богородица! Покрой меня, девушку, пеленой своей нетленной — идти на чужую сторону».
Свадебные приметы в этот день определяли по погоде. Если на Покров ветрено, спрос на невест будет большим. Если выпадет снег, в деревне будет много свадеб, а молодых ждет непременное счастье.
Свадебный «поезд» в Алтайском крае
Современная свадьба на Покров
Современная свадьба на Покров. Воссоздание старинного обряда
«Покров — конец хороводам, начало посиделкам»
Традиционные собрания молодежи в деревне Кеба Архангельской области. Посиделки и припевки на вечереньках в исполнении фольклорного ансамбля
Готовя свои жилища к зиме, при растопке печи хозяйки приговаривали: «Батюшка-Покров, натопи нашу хату без дров». По поверьям, если в этот день истопить избу ветками яблони — всю зиму в доме будет тепло.
Крестьяне верили, что на Покров домовой ложится в спячку. Желая сохранить тепло до весны, в конопаченном и протопленном доме проводили ритуал «запекания углов». Старшая женщина в семье готовила маленькие блины. Первый блин делила на четыре части и клала в углах горницы, чтобы задобрить домового. Дабы пережить голодную зиму, хозяйки «закармливали» домашних животных в хлеву последним снопом, сжатым с овсяного поля. Во дворе взывали к духу хлева, прося позаботиться о скотине. Для праздничного угощения варили мед и брагу, а блюда готовили из плодов нового урожая.
В преддверии праздника девушки начинали гадать и проводить ритуальные действа. С наступлением холодов молодежные гулянья переносились с улицы в избу. Девушки собирались вместе в большом доме, наряжались в лучшие одежды и веселились до упаду. Они верили: «Если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». На первых осенних посиделках девушки выставляли в «отводное» окно хлебную лопату, становились вдоль нее и пели «долгие» лирические песни. Во время пения покачивали лопатой, чтобы «далёко было слышно» — в соседних деревнях. На совместной трапезе угощались кашей и блинами.
Вечером к девушкам присоединялись молодые люди, которые приносили угощения: пряники, леденцы, орехи. В знак внимания парень одаривал приглянувшуюся девицу небольшим подарочком. На таких вечерках-смотринах молодежь присматривала себе подходящую пару. На посиделках собирались каждый вечер с октября по март.
«Покров ярмаркой красен»
Посиделки девушек за рукоделием
Покровские гулянья. Фотография: А. Краснов / фотобанк «Лори»
«Покров кроет землю то листом, то снегом»
Крестьяне на Покров составляли прогноз погоды на предстоящую зиму. Критерием служили приметы:
Если в этот день дует северный или восточный ветер, зима ожидается суровая, а если ветер южный — зима будет снежной и мягкой. Переменный ветер на Покров предвещал переменчивую зиму.
Если журавли улетели раньше Покрова, зима будет ранней и холодной.
Если белка к этому дню вылиняла, зима окажется хорошей.
Если журавли полетят, то на Покров будет мороз, а нет, то зима позже.
Теги:
Свадебные обрядыПраздникиТрадицииПубликации раздела Традиции
Почему Дева Мария всегда в голубом?
Цвет имеет несколько духовных значений, каждое из которых раскрывает разные атрибуты Богородицы.
При рассмотрении христианского искусства за последнюю тысячу лет или около того, есть один цвет, который почти всегда ассоциируется с Пресвятой Девой Марией: синий.
Почему? Какое значение это имеет?
Подробнее:
Почему нужно любить Деву Марию в болезни и здравии
Начнем с того, что синий цвет имеет глубокие библейские корни в Ветхом Завете. По словам доктора Р. Джареда Штаудта, этот цвет конкретно упоминается как цвет народа Израиля в книге Чисел.
Скажи народу Израиля и скажи им, чтобы они делали кисти на краях одежд своих в роды их и прикрепляли к кисти каждого угла по голубому шнуру; и будет вам кисточкой смотреть и помнить все заповеди Господни, исполнять их, а не следовать своему сердцу и своим глазам, которым вы склонны следовать безрассудно. (Числа 15:38-39)
Для народа Израиля синий цвет напоминает о следовании Божьим Заповедям, а не о корыстной воле человека.
Это в совершенстве прожила Пресвятая Мать, сказавшая: «Вот, Я раба Господня; да будет мне по слову твоему» (Луки 1:38). Она была верной «Дочерью Сиона», исполнившей призыв к послушанию, которого Бог требовал от израильтян.
Кроме того, в Числах указано, что «левиты должны ‘расстелить [Ковчег Завета] ткань, полностью голубую» (4:6). И далее: «И над столом хлеба Предстояния расстелит голубую ткань» (4:7)».
Марию традиционно называют новым Ковчегом Завета, поскольку она содержала в себе Божественное Присутствие Бога.
С другой стороны, византийско-православная традиция одевать Марию в синее имеет другое значение.
Синий в иконографии олицетворяет трансцендентность, тайну и божественность. Это цвет неба, поэтому он считается небесным цветом.
Красный, напротив, воспринимается как земной цвет, цвет крови.
Иисус обычно изображается на иконах с синей верхней одеждой и красной внутренней одеждой, что символизирует то, как божественность окутывает его человечество.
С другой стороны, Мария изображена с красной верхней одеждой и синей внутренней одеждой, представляя, как она несла божественность (Иисуса) в своей человечности.
Когда Мария явилась Святому Хуану Диего, на ней была сине-зеленая мантия. Согласно рыцарям Колумба, «зелено-голубая мантия, усеянная звездами, символизирует небеса. Кроме того, цвет мантии указывает на ее царственность, поскольку только местные императоры могли носить плащи такого цвета».
Синий цвет очень важен в художественных традициях христианства и имеет глубокое духовное значение, которое подчеркивает различные атрибуты Пресвятой Богородицы. Это священный цвет, который напоминает нам о верности Марии и ее привилегированной роли в истории спасения.
Подробнее:
Как церковная пасхальная молитва к Марии положила конец эпидемии чумы
Пресвятая Богородица | EWTN
СВЯТАЯ ДЕВА
Джон О’Коннелл
Один из самых древних и почитаемых титулов Богоматери – Богородица. Христиане со времен апостолов с любовью называли Марию Девой Марией, Святой Девой, Пресвятой Девой Марией или просто Девой, потому что Мария, после своего Божественного Сына, является архетипической девой.
Почитая девственность Марии, христиане также воздают хвалу Богу за великолепный дар, которым Он украсил Богоматерь. Каждая искренняя, подлинная преданность и дань уважения Пресвятой Богородице содействует славе Христа. Итак, славная девственность Непорочной Марии тесно связана с тайной Воплощения Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. То, что Мария действительно является Матерью Иисуса Христа, подтверждает учение Церкви о том, что Христос — истинный человек. То, что Мария всегда была девственницей, даже при рождении Младенца Христа, указывает на поразительную реальность того, что ее Сын, Иисус Христос, является истинным Богом. Девственность Марии (и то, что называется девственным зачатием Христа) охраняет доктрину о том, что ее Сын, Иисус Христос, не имел биологического отца-человека. Он воистину Сын Вечного Отца.
Вечная девственность Богоматери, кроме того, подтверждает ее полное посвящение Богу и означает, что она была специально избрана Богом, чтобы быть «полной благодати». Дева Мария – это «закрытый сад», которым наслаждается Господь. Она первая посвятила себя Христу в девстве. Наряду со своим Божественным Сыном Дева Мария является образцом <по преимуществу> монахов, священников и тех, кто живет посвященной одинокой жизнью.
Вечная девственность Марии является
В последние годы нечестивцы предприняли оскорбительные нападки на учение о вечной девственности Богоматери. Обычно используемые аргументы неверно истолковывают какой-либо отрывок из Библии в попытке опровергнуть вечную девственность Пресвятой Девы Марии. Кратко рассмотрим некоторые из этих отрывков.
Мария родила сына <первенца> (Лк. 2:7). Упоминание первенца у евреев не обязательно означало, что были и другие сыновья. Иосиф не знал Марию, <пока> она не родила сына (Мф 1:25). Опять же, семитская идиома (переведенная <до>) не подразумевает, что у Марии и Иосифа были отношения <после> рождения Спасителя. И Евангелия в нескольких разных местах говорят о «братьях» Иисуса. У евреев во времена Христа слово брат относилось не только к братьям и сестрам, но и к двоюродным братьям.
Вот что означает вечная девственность Богоматери: Она осталась девственницей, зачав Сына Своего, Иисуса Христа; ее физическая девственность не была нарушена рождением Божественного Младенца; и она сохранила свою девственность во время брака со святым Иосифом и впоследствии.
Церковь учит, что Мария была