Что освящают на успение: Успение Пресвятой Богородицы: история, смысл и традиции праздника
Содержание
Успение Пресвятой Богородицы 2022 — значение праздника
Значимый для всех христиан праздник — Успение Пресвятой Богородицы приходится ежегодно на 28 августа и знаменует собой окончание Успенского поста.
В русской православной традиции этот праздник — один из 12 важнейших и, пожалуй, один из самых популярных и любимых. В честь этого события названы множество храмов. Например, кафедральным собором РПЦ многие столетия был именно Успенский в Кремле.
Всего в честь Богородицы отмечают три праздника, которые носят названия Пречистая.
- 28 августа — первая Пречистая — Успение Богородицы;
- 21 сентября — вторая Пречистая — Рождество Богородицы;
- 4 декабря — третья Пречистая — Введение Богородицы во Храм.
Успение Пресвятой Богородицы
Успение — это тихий и светлый праздник. Успением Пресвятой Богородицы завершается годовой круг двунадесятых праздников.
В конце своей земной жизни Дева Мария жила жила в Иерусалиме и часто посещала Голгофу, где был распят ее сын Иисус Христос. Однажды во время молитвы ей явился архангел Гавриил с вестью о ее скорой кончине — успении. Он наставил ее не бояться идти по этому пути, так как впереди ее ждет вечная жизнь на Небесах, сказав: «Сын Твой и Бог Наш приимет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время».
Слово «успение» несет в себе особое отношение к событию — Пресвятая Богородица не умерла в привычном понимании этого слова. Она уснула, то есть, говоря на церковнославянском, — «успела».
В ознаменование своих слов Гавриил вручил Марии ветвь от райского дерева. Ее архангел повелел нести перед гробом при погребении.
Перед смертью в Иерусалим чудесным образом были доставлены все апостолы, кроме Фомы. Они несли тело Богородицы в Гефсиманский сад. Пресвятая Богородица завещала что, бы ее тело было погребено между гробами Ее праведных родителей и супруга Иосифа Обручника.
Во время погребения апостолам явился Господь Иисус Христос, который сам забрал ее душу в Царство Небесное. Спустя три дня в Иерусалим прибыл апостол Фома. Другие ученики ему рассказали об увиденном, и тот попросил отвалить камень от гробницы, чтобы он мог попрощаться с Божьей Матерью. Когда они это сделали, то обнаружили, что тела там нет. Господь воскресил Богородицу и вознес ее тело в Рай.
Смысл и значение праздника Успения Богородицы
В чем смысл праздника? Согласно церковному учению, Бог показал всем людям, что со смертью человеческое существование не прекращается. Это лишь переход из жизни земной в жизнь вечную.
С богословской точки зрения, праздник Успения Пресвятой Богородицы наиболее тесно связан с праздником Преображения Господня. Господь преобразился, показав Свою славу, и явил свое тело нетленным — указав, что так может быть и со всеми людьми. Это говорит нам о том, что у Бога нет времени, и все возможно, ведь на беседу с Христом пришли из Царствия Божия Моисей и Илия.
В Царствие Божие была взята Богородица не только душой, но и телом. Это понимание дает человеку веру и надежду на то, что он может пребывать в Царствии Небесном, не боясь смерти. Бояться человеку нужно только греха, который может отлучить его от Бога, от прекрасного мира праведников.
В праздник Успения верующие получают свидетельство того, что мир Божий созидается здесь, на Земле. Пресвятая Богородица, будучи праведной и чистой Девой, молилась за весь мир, молила Господа простить всех тех, кто его распял и убил, мирно почила и была взята на Небо. И сегодня Царица Небесная является предстательницей за весь род человеческий, который продолжает распинать Ее сына своими грехами.
Богородичная Пасха
Второе название праздника Успения Пресвятой Богородицы — богородичная Пасха. Это связано, в том числе, с одним обрядом, характерным для праздника Воскресения Христова.
Как известно, в Страстную пятницу в церквях выносится плащаница — большая икона умершего Спасителя. И перед ней совершаются особые службы. В том числе чин погребения Иисуса Христа, в конце которого плащаницу обносят вокруг храма.
На Успение в центр храма выносится плащаница Богоматери. А на второй или третий день совершается чин погребения Богородицы. И с ее плащаницей верующие также обходят вокруг храма.
В отличие от Пасхи Христовой, дата «богородичной Пасхи» из года в год не меняется.
Народные традиции на Успение
Успение — один из любимейших на Руси народно-христианских праздников. Это и праздник урожая, и чествование матушки-земли, с которой после прихода христианства стали отождествлять Богородицу, всеобщую заступницу, особенно добросердечную по отношению к женщинам. В народе считалось, что на Успение прощаются все бабьи грехи за год.
На Руси на Успение существовала древняя традиция дожинок — в поле до праздника оставляли несжатый сноп, который был посвящен Богородице. На Успение его срезали и торжественно несли в село, сопровождая этот процесс специальными обрядами. Хлеб, испеченный из муки от дожиночного зерна, считался ритуальным и целебным, его ели всем селом, отламывая по кусочку. Часть каравая из дожинок оставляли в укромном месте как оберег, чтобы защитил урожай, отвел от людей голод и болезни.
Время с Успения до 11 сентября на Руси считается молодым бабьим летом. По погоде на Успение судили о зрелом бабьем лете — если в праздник по-летнему тепло, с 11 сентября жди дождей. И наоборот: дождик на Успение обещает теплой бабье лето.
Что нужно делать 28 августа
Прочесть молитву в честь Пресвятой Богородицы, сходить в храм на службу и поставить свечку. Самое главное для духовного очищения любого человека в этот день — не держать ни на кого зла.
По традиции на Успение освящали в храмах зерно нового урожая, а также свежий хлеб, испеченный из муки свежего помола. Впрочем, крестьянский быт вносил изменения в древние традиции и суеверия. Например, на Успение на Руси традиционно начинали солить огурцы и сеять озимые.
Считалось, что Успение — это последний летний день, и после начинается Бабье лето.
Примерно с 28 августа после Успенского поста начиналась пора свадеб и вечерних посиделок. Девушки начинали присматривать себе женихов, а парни — невест. Существовало поверье, что выбрать спутника жизни надо до праздника, чтобы вскоре обязательно выйти замуж, пишет utro. ru.
До сих пор в некоторых местностях жива старая русская традиция на Успение щедро одаривать нищих. На Руси бедняков, а также заключенных в тюрьмах угощали свежим хлебом и помогали деньгами, скупердяев строго осуждали и даже наказывали за жадность.
Что нельзя делать 28 августа
Категорически не рекомендуется сквернословить, ругаться, выяснять отношения на повышенных тонах. Нельзя стричь волосы, так как можно «отрезать свою судьбу», считали предки. Не рекомендуется жечь костры, веселиться, ходить босиком, выполнять любые работы, связанные с колюще-режущими предметами.
На Успение запрещалось работать, особенно строгий запрет был на женскую работу, считалось, что мирское мешает вознесению Богородицы на небо. Чтобы не беспокоить почившую Богоматерь, женщинам запрещалось убираться в доме, стирать, готовить пищу, особенно строгие запреты касались рукоделия — игла или спица могли «уколоть» Пречистую, и тогда жди беды.
Согласно древнему суеверию, незамужним девушкам на Успение нельзя заплетать косы и стричься, иначе век куковать в одиночестве.
Также есть старинный запрет ходить на Успение по земле босиком. Считается, что пролитые по Богородице слезы делают землю в этот день такой горькой, что от этой горечи можно заболеть и даже умереть.
На Успение, помимо общих праздничных ограничений, был строжайший запрет на сквернословие. Считалось, что невоздержанных на язык Богоматерь может наказать заиканием, немотой или потерей памяти.
Народные приметы 28 августа
По народным приметам на Успение Богородицы определяли, какая предстоит осень и зима.
- 28 августа солнечно и тепло — бабье лето будет нежарким.
- В небе стоит радуга — осень выдастся теплой и солнечной.
- Видно много паутины — зимой будет мало снега.
- Дождь пошел — ненастная погода сохранится до конца сентября.
- Гром и гроза — осень наступит рано и принесет много дождей.
- Стоит туман на дворе — грибы хорошо уродятся.
- Отчетливо ощущается запах полевых цветов — к непогоде.
Успение Пресвятой Богородицы: история праздника, приметы, традиции, что означает
Ангела хранителя вам! Перед тем как читать статьи, просим перейти в наш православных телеграм https://t.me/molitvaikona и подписаться. Там вы найдете самые интересные вырезки из интервью батюшек, редкие молитвы, интересные факты о православии. Переходи быстрее и подпишись на нас!
28 августа Успение Пресвятой Богородицы – один из двенадцати самых главных православных праздников. Его очень почитают в православном мире, доказательством чего является много Успенских храмов, церквей, монастырей. Многие верующие не совсем понимают понятие «успение». Поэтому далее будет рассмотрен вопрос — что означает праздник Успение Пресвятой Богородицы, какие приметы существуют в этот день и как правильно молиться Деве Марии.
Какого числа Успение Пресвятой Богородицы
Упоминание об этом празднике относит верующих далеко в прошлое, к V веку. Именно тогда стали отмечать Успение Девы Марии, но название было несколько иным – «Память Блаженной», и праздновали этот день только жители Сирии.
Сегодня этот праздник отмечают в один и тот же день каждый год. И выпадает он на 28 августа. Этому дню предшествует недолгий пост — успенский (14 августа – 28 августа), но он очень строгий и идет вторым после Великого поста по значимости. Во время этого поста отмечают еще два праздника – Медовый спас(14 августа) и Яблочный Спас (19 августа).
Праздник Успения Пресвятой Богородицы называют еще Первой Пречистой или Пасхой Богородицы. В церквях в этот день к иконе с изображением усопшей Богородицы преподносят цветы и прикладываются.
На Пречистую следует освятить в церкви хлеб. Такая выпечка будет иметь по истине целебные свойства. Потерять или уронить такой хлеб было очень плохой приметой.
По традиции в праздник Пресвятой Богородицы устраивали складчину. Верующие собирались вместе, накрывали на стол, пекли пироги, варили медовуху. Принято было не забывать и о нуждающихся православных верующих.
Успение Пресвятой Богородицы, история праздника
По преданию после того, как Христа распяли, Пресвятая Дева каждый день ходила на Голгофу и молилась у гроба Спасителя. В один из таких дней к ней явился Архангел Гавриил и сообщил ей о скорой кончине. Эта новость была для нее радостной, ведь ее смерть означала скорую встречу с сыном, поэтому последние земные дни, а их было три, она проживала, молясь Господу, и призывая остальных поступать также.
Когда Пресвятая Дева отходила, к ней явился Спаситель в окружении всех своих ангелов и архангелов.
Тело Девы было похоронено в родовой гробнице, где уже покоились ее родители и супруг. Похороны были очень торжественны и как-будто загорожены большой стеной от внешнего мира. Многие пытались помешать похоронить тело, но они были наказаны за свои попытки.
Гробницу Пресвятой Девы закрыли плотно камнем. Через три дня после похорон пришел в Иерусалим апостол Фома. Он не успел на процессию и слезно просил открыть могилу, чтобы проститься с Девой. Когда камен отодвинули и вошли внутрь гробницы, тела не оказалось, были только одеяния Богородицы.
Все апостолы собрались вместе за общим столом, что бы отметить воскрешение Пресвятой Девы, и пришла к нам Богородица, молвив: «Возрадуйтесь! – Я с вами». Поэтому, хотя и успение – это смерть, но праздник этот нужно отмечать. Ведь Пресвятая Дева находится рядом со всеми верующими, и не только в этот день.
Исторически сложилось так, что именно в этот день священники проводят службу в светло-голубом одеянии. В этот праздник проводится самое развернутое богослужение, чего нет ни на один другой святой день.
Успение Пресвятой Богородицы, приметы
28 августа праздновали в народе обжинки, что означало конец жатве. В начале дня старались освятить те поля, где росли пшеница и жито.
Этот праздник приходиться на конец лета, поэтому по погодным условиям в этот день судили, какой будет осень:
- если появляется радуга на небе – осенние дни будут теплыми;
- если погода на Успение ясная и солнечная, тогда осень будет дождливой и пасмурной;
- много паутины – ранняя, морозная и малоснежная зима;
- если после Успения наступают морозы, то осень будет очень продолжительной;
- наблюдали за тем, как ведет себя вода. Если не волнуется, тогда осень будет безветренная, а зимой не будет метелей;
- если в день Успения очень туманно, следует ожидать большого урожая грибов, и теплое время будет еще немного радовать людей;
- иней на растениях 28 августа сулит очень короткую осеннюю пору, а морозы наступят очень скоро.
Особое значение предавали в этот день обуви, в которой ходили целый день. Натереть мозоль означало приобрести длительный и сложный путь к успеху. Поэтому старались обувать старую разношенную обувь.
На Пречистую принято было засылать сватов. Именно начиная с этого дня проводили помолвки и сватанье. Ведь осень – пора свадеб, и, кто не успевал найти свою пару, оставались одни до следующего года. По такому случаю говорили: «Несет сватов нечистая – пришла Пречистая».
Также у православных христиан в этот день отмечается праздник одного из главных символов Украины – калины. Это празднество было только для девчат, среди которых устраивали соревнования. Первая добежавшая до куста и сорвавшая ягоду должна была и первой быть засватана. Калиной было принято украшать весь двор, она является очень сильным оберегом.
Успение Пресвятой Богородицы, что нельзя делать
Так как перед праздником Успения Пресвятой Богородицы следует пост, то очень важно 28 числа при выходе из поста не согрешить. Имеется в виду не придаваться чревоугодию, что очень любят делать православные за пышным застольем.
- В это день нельзя заниматься работай ни на поле, ни в саду, ни в огороде, ни в доме. Считается плохим знаком воткнуть в этот день нож в землю. Последующий урожай будет плохим.
- Веряне утверждают, что в день Успения нельзя ходить босиком по земле. А то многие болезни нападут. Также не стоит обижать близких родственников и соседей, браниться с ними.
- Молодым девушкам 28 августа нельзя стричь волосы и выбрасывать их. Таким образом ,они могут навлечь слезы Девы Марии.
- Не желательно в этот день разводить огонь, чтобы не привлекать разные напасти в дом.
Единственное что делают на Успение Пресвятой Богородицы — это снимают порчи и различные заговоры.
В день Пречистой принято было заниматься консервацией овощей, особенно огурцов и помидоров. Свежие овощи уже отходили, а заготовки на зимнюю пору необходимо было сделать. Также в этот день собирали урожай в саду: калину, груши и яблоки.
Молитвы Деве Марии
Светлый праздник Первой Пречистой следует обязательно совместить с молитвами. Молитвы на Успение Пресвятой Богородицы направлены на упоминание Девы Марии, преклонение перед ней и приближение к Богородице. Основная молитва достаточно продолжительна и имеет следующий текст:
«О Пресвятая Богородице, Дево, Владычице, вышшая Ангел и Архангел, и всея твари честнейшая, ангельское великое удивление, пророческая высокая проповедь, апостольская преславная похвало, святителей изрядное украшение, мучеников крепкое утверждение, иноков спасительное наставление, постников неизнемогающее воздержание, девствующих чистото и слово, матерей тихое веселие, младенцев мудросте и наказание, вдовиц и сирых кормительнице, нагих одеяние, болящих здравие, пленников избавление, по морю плавающих тишино, обуреваемых небурное пристанище, блуждающих нетрудная наставнице, путешествующих легкое прехождение, труждающихся благое покоище, в бедах сущих скорая Заступнице, обидимых покрове и прибежище, ненадеющихся надеяние, требующих помощнице, нищих неистощимое богатство, печальных присное утешение, ненавидимых любовное смирение, грешников спасение и к Богу присвоение, правоверных всех твердое ограждение, непобедимое поможение и заступление.
Тобою нам, Владычице, невидимый видим бысть, и Тебе мольбу приносим, Госпоже, грешнии раби Твои: о премилостивая и пречудная света умнаго Царице, рождшая Царя Христа Бога нашего, Живодавца всех, от небесных славимая и от земных хвалимая: ангельский уме, светозарная звездо, святых пресвятейшая, Царице цариц, владычице всех тварей, Боголепная Девице, нескверная Невесто, палато Духа Пресвятаго, огненный престоле невидимаго Царя, небесный кивоте, носило Слова Божия, огнеобразная колеснице, покоище живаго Бога, неизреченное составление Плоти Христовы: гнездо Орла Небеснаго, горлице Богогласная, голубице кроткая, тихая и незлобивая, мати чадолюбивая, милостей бездно, разверзающая тучу гнева Божия, неизмеримая глубино, неизреченная тайно, несведомое чудо, нерукотворенная церкве единаго Царя всех век, благоуханное кадило, честная багрянице, Боготканная порфиро, душевный раю, живоноснаго сада отрасле, цвете прекрасный, процветший нам небесное веселие, грозде спасения нашего, чаше Царя Небеснаго, в нейже растворися от Духа Святаго вино неизчерпаемая благодати, Ходатаице закона, зачало истинныя веры Христовы, непоколебимый столпе, еретиков пагубо, мечу ярости Божия на Богопротивных, бесов устрашение, во бранех побеждение, христиан всех неложная хранительнице, и мира всего известное спасение. »
«О всемилостивая Госпоже, Дево, Владычице, Богородице, услыши нас молящихся Тебе и яви милость Твою на людех Твоих, моли Сына Своего избавитися нам от всякаго зла, и сохрани обитель нашу, и всяку обитель, и град, и страну верных, и люди благочестно прибегающыя и призывающыя имя Твое святое, от всякия напасти, губительства, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, междоусобныя брани, от всякия болезни, и всякаго обстояния: да ни ранами, ни прещением, ни мором, ни всяким праведным гневом Божиих умалятся раби Твои: но соблюдай и спасай милостию Своею, Госпоже, за ны молящися, и полезное благорастворение воздуха ко времени плоднаго приношения нам даруй: облегчи, возстави и помилуй, премилостивая Владычице, Богородице препетая, во всякой беде и нужде сущыя.
Помяни рабы Твои, и не презри слез и воздыхания нашего и обнови нас благостию Своея милости, да со благодарением утешаемся обретше Тя Помощницу. Умилосердися, Госпоже Пречистая, на немощныя люди Твоя, надеждо наша: разсеянныя собери, заблуждшыя на путь правый настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати, старость поддержи, юныя накажи, младенцы воспитай, и прослави славящыя Тя, изрядне же Церковь Сына Твоего соблюди, и сохрани в долготу дний. »
«О милостивая и премилостивая Царице небесе и земли, Богородице Приснодево! Ходатаиством Твоим помилуй страну нашу и христолюбивых жителей ея, и вся православныя христианы, сохраняющи их под покровом милости Твоя, ризою Твоею честною защити: и моли из Тебе воплощшагося без семене Христа Бога нашего, да препояшет ны свыше силою на вся видимыя и невидимыя враги наша, на иноплеменники и единоплеменники, воюющыя на ны и на веру нашу православную.
Спаси же и помилуй, Госпоже, святейшия патриархи, митрополиты, преосвященныя архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, и вся правоверныя люди покланяющыяся и молящыяся пред честною Твоею иконою. Призри на всех призрением милостивнаго Твоего заступления: Воздвигни нас из глубины греховныя, и просвети очи сердечныя ко зрению спасения, милостива нам буди зде, и на страшном суде Сына Твоего о нас умоли, преставльшыяся во благочестии от жития сего рабы Твоя, в вечной жизни со Ангелы и Архангелы, и со всеми святыми причти, да одесную Сына Твоего и Бога предстанут: и молитвою Твоею сподоби вся православныя христианы со Христом жити, и радости ангельския в небесных селениих наслаждатися. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты наша надежда, и заступница всех притекающих к Тебе, и Твоея святыя помощи просящих: Ты молебница наша теплая к Сыну Твоему и Богу нашему: Твоя матерняя молитва много может на умоление Владыки, и Твоим предстательством ко престолу благодати Пресвятых и Животворящих Его Таин приступати дерзаем аще и недостойнии.
Темже всечестный образ Твой, и рукою Твоею держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся грешнии, со умилением припадающе, и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими святыми Богоприятными молитвами дойти небесныя безконечныя жизни, и непостыдно стати в день судный одесную Сына Твоего и Бога нашего, славяще Его купно со Безначальным Отцем, и Пресвятым, Благим, Животворящим и Единосущным Духом, во веки веков. Аминь»
Молитва в этот день к Богородице – обязательна тем, кто поклоняется Деве Марии, и кто осознанно постился во время Успенского поста. Это поможет приблизиться к Пресвятой Деве и духовно обогатится.
Таким образом, изложив, что означает Успение Пресвятой Богородицы, уверенно можно сказать, что смерть не следует воспринимать, как трагедию. Христос Спаситель после своего распятия взял все грехи на свой счет, а все, кто после умирают, не погибают, а усыпают (засыпают), таким образом, переходя в вечное царство. Поэтому день Успения Девы принято праздновать, соблюдая некие правила и традиции.
Господь всегда с Вами!
Вам будет интересно посмотреть еще и видео об Успении Пресвятой Богородицы:
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Пекине » История
История храма Успения Пресвятой Богородицы в Пекине.
Великое освящение храма по благословению Святейшего Патриарха Кирилла совершил Высокопреосвященнейший епископ Егорьевский Марк (Головков). Церемония состоялась 13 октября 2009 года. Успенский храм был основан на территории Российской Духовной Миссии в Пекине (по-китайски «бэй гуань») по благословению главы 18-й Миссии епископа Пекинского. Иннокентий Фигуровский в 19 лет03. Фактически этот храм был построен в северной части Русской Духовной Миссии в Пекине, где была основана первая Православная (Свято-Николаевская) церковь албазинцев. Церковь была построена в 1685 году албазинцами – группой русских поселенцев в северо-восточной части Пекина. Позднее он был разрушен землетрясением 19 августа 1730 года.
Восстановленный храм был освящен 15 августа 1732 года. Поскольку это событие совпало с днем празднования Софии-Премудрости Божией, храм был освящен в память Успение Пресвятой Богородицы. Эта церковь простояла 168 лет, пока не была разрушена (вместе со многими другими постройками на территории Русской Духовной Миссии) в июне 19 г.00 во время боксерского восстания. Третий храм Всех Святых мучеников был заложен в 1904 году и простоял до 1957 года, когда снова был разрушен. Памятный крест был установлен 3 апреля 2007 года на месте, где он когда-то стоял.
В 1913 году планировалось возвести в южной части Миссии (ныне городской парк Нангуань) храм в честь династии Романовых, но этот план так и не был реализован.
Восстановленная Успенская церковь служила временно трапезной, в то время как остальные храмовые постройки находились в процессе реконструкции. К ним относятся церковь Всех Святых мучеников, церковь Серафима Сароксия на Русском кладбище, Миссионерская надвратная колокольня и «Красный дом».
Успенская церковь отличается простотой конструкции, легкостью соединений, простотой форм и деталей, отсутствием богатого убранства. Это соответствует современным способам строительства. История показала, что этот проект пережил другие, более значимые в архитектурном отношении церковные здания Российской Духовной Миссии в Пекине. Использование простых изобразительных средств свидетельствует о стремлении создать, прежде всего, каменную часовню для нужд верующих.
По «Известиям Братства Православной церкви в Китае» (08.08.1904) о внешнем виде храма можно судить: «Церковь сия немаленькая, отличается внутренним великолепием, обилием света, красотой иконостаса с прекрасными местными иконы, размером с человеческий рост, создают благоприятные условия для резонансного пения и чтения. Важно то, что есть второй вход с улицы, и это позволяет всем людям попасть внутрь и послушать церковное пение, которое гармонично разносится за пределами храма благодаря чистым голосам китайских певцов и многочисленному хору».
В храме находилась икона Святителя Николая Чудотворца. Ее привезли из России албазинцы в 1685 году, а также иконы святых мучеников Димитрия Солунского и Пантелеимона Целителя. Достоверных фактов о местонахождении икон после 1956 года нет.
Духовная забота как китайских, так и русских православных верующих, какое-то время проживающих и прибывающих в Пекин, на протяжении полувека проявлялась в храме Успения Пресвятой Богородицы и других церкви Миссии.
В 2009 году начинается новая история храма.
Восстановленный храм создает новые благоприятные условия для деятельности православной общины Пекина, в которую входят не только жители России, но и православные верующие из многих других стран. В настоящее время храм Успения Пресвятой Богородицы является единственным действующим православным храмом в Пекине. Православная община Пекина регулярно проводит службы в обновленном храме. Будем надеяться, что открыта новая страница Православия в Китае.
(по писаниям Б.Горбачева, Т.Манакова).
Успенский пост: завершение очередного благодатного года во Господе
Византийская Церковь, по крайней мере, с V века практиковала период поста перед праздником Успения Пресвятой Богородицы. Этот древний обычай может многое предложить современным христианам. Христиане Востока всегда признавали тайну Успения Богородицы, Ее «засыпания» в конце естественной жизни. Переход Марии Девы Богородицы из этой жизни в жизнь вечную является поводом для размышления христиан.
Мария, Богородица-Богородица, была первой христианкой и является образцом для последователей Своего Сына, Иисуса Христа. Церковь почитает Марию как избранный сосуд Нового Завета. Жизнь Марии с самого начала была полностью посвящена Богу, и поэтому она была избрана из всех женщин, чтобы нести воплощённое Слово в мир.
Призвание любого христианина не отличается от призвания Марии. Мы тоже должны нести Христа в мир и нести Его Свет в темные места. Куда бы мы ни пошли, что бы мы ни делали, мы должны служить Господу в любой поставленной перед нами задаче. Именно в путешествие или паломничество, которое есть жизнь, нас призывают на пересадочных станциях, таких как праздник Успения, чтобы поразмышлять о своем призвании и пройденных путях. Как мы подходим к концу светского года с решениями и надеждами на обновление, так и Успенский пост, наступающий в конце церковного года, дает время перемен в нашей духовной и вечной жизни.
Пост начинается 1 августа и продолжается до 15 августа, когда празднуется всенощное бдение. Для некоторых церквей пост необязателен. В других христиане призываются к торжественному посту не ради телесной пользы, а как духовное лекарство, которое служит напоминанием нам о нашей полной зависимости от Бога. Христиане-копты, например, составляющие одну из старейших церквей в Египте, добросовестно соблюдают пост, наряду с Великим постом и Адвентом. Пост летом, когда приближается осень, действительно укрепляет наши души. Вселенская Церковь, лечебница для грешников, в которой Иисус Христос является высшим Врачем, предписывает пост для нашего вечного блага. Именно 1 августа Церковь предписывает малое водосвятие, чтобы начать Успенский пост и таким образом вспомнить наше крещение и очищение души.
Уже во II веке мы слышим св. Иустина Мученика, одного из Отцов Церкви; называют Деву Марию «новой Евой». В книге Бытие рассказывается, что первая Ева получила свое имя, потому что она была «матерью всего живого». (Бытие 3:20). В рамках Ветхого Завета материнство Евы порождает поколения непослушания и эгоизма. Если мы продолжим читать Ветхий Завет, потомки Евы, такие как Каин, безусловно, отражают эти пороки.
В Новом Завете Мария как новая Ева становится Матерью всех тех, кто выбирает жить во Христе. Она противостоит непослушанию Евы своим послушанием – указом «Да будет по Слову Твоему», рассказанному в Евангелии от Луки и воспетому в молитвах миллионов. Она всегда была готова исполнить волю Господа (Луки 1:38). Мария как наша Мать становится нашим примером христианской жизни. Мы проходим с ней весь литургический год от ее рождения 1 сентября до ее Успения 15 августа. Ее смерть есть предвестие всякой христианской смерти, не как конечное окончание, а как переход в мир иной и встреча с Богом. .
Ее Успение в некотором смысле является второй Пасхой и показывает нам ту жизнь, которая ожидает нас, неверных рабов, которые в конце наших земных испытаний ищут милости у лица Божия. Когда мы «внутренне стенаем, ожидая усыновления, искупления тел наших» (Римлянам 8:23), мы видим в уходе Марии предвестие полета нашей человеческой природы, чтобы безопасно упокоиться в божественной жизни Бога. Таким образом, мы уверяемся, что всякая христианская смерть есть не схождение в холодную могилу, а восхождение по лестнице на небо.
Из Догматика Вечерни:
Святые Апостолы были взяты со всех концов света и вознесены на облака по повелению Божию.