Что означает сретение господне праздник: Сретение Господне: в чем суть праздника, что можно делать, а что нельзя
Содержание
Сретение Господне: в чем суть праздника, что можно делать, а что нельзя
Виктор Толочко/РИА Новости
Отвечу сразу — 15 февраля 2022 года опасно делать все то, что не стоит совершать 14 и 16 февраля любого года от Рождества Христова. Что касается грехов, то праздник Сретения список заповедей никак не меняет, и соблюдать эти заповеди стоит не только 15 февраля, но и во все остальные дни. Про то, как этот день провести правильно, позже, сначала что же мы празднуем на Сретение Господне.
Начну с того, что слово «сретение» означает встречу. Но Встречу особенную, потому мы и пишем ее с заглавной буквы. В основе праздника — рядовое, бытовое событие: на сороковой день после Рождения Иисуса родители Богомладенца Мария и плотник Иосиф приходят в храм. Здесь, в Иерусалимском храме, и происходит Встреча, увековеченная в Евангелии от Луки.
«Сретение Господне», иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.
Задолго до рождения Богомладенца жил в Иерусалиме праведник Симеон — переводчик Священных текстов с древнееврейского на греческий. Переводя пророка Исайю и его пророчества о том, что грядущий Спаситель, Мессия, родится от Девы, Симеон усомнился в том, что Дева, не познавшая мужа, может родить. Тогда Симеону явился Ангел и сказал, что он будет жить до тех пор, пока воочию не увидит Спасителя. Жизнь в бесконечности, жизнь, не имеющая логического конца, как оказалось, может быть и не в радость. Евангелие, отдельно не останавливаясь на этом моменте, дает понять: старец Симеон жил все эти долгие годы ожиданием Встречи с Мессией. Долгие-долгие годы в ожидании Сретения.
И вот сорокадневного Младенца Иисуса родители приносят в Иерусалимский храм. Сюда же, именно в этот день, ведомый Божьим вдохновением, приходит и старец Симеон. В Сыне бедного плотника из Назарета Симеон узнает Мессию и берет Младенца на руки. Вслушайтесь, сколько тепла и нежности в этой сцене, изложенной стихом Иосифа Бродского:
«И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке Храма.
…И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона».
«Старец Симеон и Анна узнают Господа в Иисусе». Рембрандт, 1627г.
«Свершилось! Я дождался Тебя, и теперь могу уйти!» — бьется радость в сердце библейского старца. И Симеон произносит знаменитые слова: «Ныне отпущаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром…» «Теперь Ты отпускаешь меня, Господь, отпускаешь уйти дорогой отцов, разрешаешь пройти через дверь смерти, и эти врата уже не страшны для меня — ибо я видел Спасение — мое и Твоих людей». Теперь Симеон может отойти в вечность, теперь он может сойти в мир усопших, неся туда, первым, весть: он видел на земле Бога, пришедшего в наш мир плотью.
С этого момента старца Симеона, принявшего в руки Младенца Христа, так и называют — Симеон Богоприимец, Симеон, принявший Бога.
Как сообщает дальше Евангелие, Иосиф и Мария, услышав слова праведного старца, «дивились сказанному», а Симеон, благословив их, продолжил пророчество.
«…и сказал Марии, Матери Его: се (т.е. вот), лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец». Это слова о той борьбе, которая развернется вокруг явившегося в мир Спасителя. Слова, предсказывающие крестный путь Богородицы, Ее страдания, когда Она будет стоять у Распятия Своего Сына. Посмотрите, как эпизод рисует чеканный стих Бродского:
«И старец сказал, повернувшись к Марии:
«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».
Пророческие слова старца Симеона к Марии «и Тебе Самой оружие пройдет душу» легли в основу знаменитых икон «Умягчение злых сердец» и «Семистрельная». Эти чудотворные образы похожи, на них Богородица изображена с вонзенными в ее сердце мечами. Перед иконами молятся о мире, желая смягчить сердца врагов.
Евангелие не рассказывает о том, что произошло дальше со старцем Симеоном. Бродский дорисовывает сцену, описанную евангелистом Лукой, — уход Симеона Богоприимца из Иерусалимского храма. Уход не в смерть, уход в Жизнь Вечную:
«Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась».
Гениально схваченный образ: старец Симеон, ожидающий Встречи — Сретения с Богомладенцем, родившемся от Девы, ожидающий Встречи как избавления от противоестественно затянувшейся жизни, и, — о, чудо! — Встреча, которая становится не столь долгожданным концом, но дверью, открытой в Жизнь Вечную. Открытой отныне для всех нас!
Люди веками задумывались над тем, а так ли уж хорошо жить вечно? Что главное надо успеть в жизни? На первый вопрос евангельский сюжет дает вполне определенный ответ — жизнь без Встречи бессмысленна, даже если это бесконечно долгая жизнь. Выходит, такая Встреча и есть главное. Но это еще не все.
Давайте обратим внимание на один принципиальный момент: старцу Симеону Бога поднесли не ангелы, люди! Юная Дева Мария и плотник Иосиф явили Симеону Богомладенца. Так было две тысячи лет назад, так есть и сейчас. У каждого своя Встреча с Богом. И всегда она происходит не через ангелов, не через дивные видения. Встреча с Богом происходит через людей. Всегда и обыденно, и необыкновенно. Через чью-то жертвенность, бескорыстие, любовь, чье-то прощение и милосердие… Когда за человеческим поступком нам зримо явлено присутствие Божье в нашем мире.
А теперь, раз обещала, о том, как правильно провести праздник Сретения Господня. Обычно верующие в этот день приходили в храм, омикрон-штамм внес тут свои коррективы. Поэтому, собираясь в церковь, надо позаботиться о том, чтобы ненароком никого не заразить, в этом будет проявление нашей любви к ближнему. Ну а болеющие и люди из группы риска могут следить за ходом богослужения по интернету и молиться вместе с молящимися в храмах.
Сретение Господне: история, традиции и смысл православного праздника
15 февраля верующие отмечают один из главных христианских праздников
Сретение Господне входит в список 12 самых значимых — двунадесятых — праздников в году. Он относится к непереходящим, то есть всегда отмечается 15 февраля, на 40-й день после Рождества Христова. С древнецерковного языка «сърѣтение» переводится как «встреча». ТАСС рассказывает, почему этот праздник считается символической границей между Ветхим и Новым Заветами.
У древних иудеев была традиция: мать, у которой родился мальчик, приходила с младенцем в Иерусалимский храм через 40 дней после родов, чтобы принести очистительную жертву. Если рождалась девочка, то появиться в храме женщина могла только на 80-й день — до этого она считалась еще «нечистой».
В жертву приносили годовалого ягненка и голубку, но если семья была бедной, то разрешалось заменить ягненка на второго голубя. Так как семья Иосифа испытывала нужду, Мария принесла в храм двух птиц. Несмотря на то, что, согласно Писанию, Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия и его матери очищение не требовалось, Богородица проявила смирение и уважение к иудейскому обычаю и соблюла его.
На 40-й же день иудеи посвящали мальчиков-первенцев Богу. Это был Моисеев закон, который иудеи установили в память исхода евреев из Египта и освобождения от рабства.
В Евангелии от Луки описывается, как после совершения обряда в храме к родителям Иисуса подошел глубокий старик по имени Симеон. Это был один из 70 ученых, который переводил Священное Писание с иврита на греческий. По преданию, когда-то, во время работы над текстом, он принял за ошибку фразу «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» и собрался исправить «дева», то есть «непорочная девушка», на «жена», что означало «женщина». Но в этот момент к Симеону явился ангел и сказал, что он не умрет, пока не увидит своими глазами Младенца и не убедится в правдивости пророчества. С тех пор праведник ждал рождения мессии, тяготясь столь длинной жизнью.
Взяв на руки Иисуса, Симеон, согласно Писанию, произнес:
«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…»
Вслед за Симеоном к родителям подошла пожилая женщина, праведная Анна, которая работала в храме. В Иерусалиме ее звали пророчицей за пламенные проповеди о Боге. Анна поклонилась Иисусу и пошла на улицу, чтобы рассказать горожанам о рождении избавителя Израиля, а Мария и Иосиф с ребенком отправились домой, в Назарет.
Философское значение праздника Сретения — встреча старого языческого мира и христианства, Ветхого Завета и Нового.
Верующие в этот день празднуют встречу с Богом. Смирение и радость, с которой приняли Иисуса праведные Анна и Симеон, являются для христиан примером того, как принять Бога всей душой.
Вскоре после встречи с Младенцем Симеон преставился: произошло столь желаемое им избавление от бремени земной жизни и обретение покоя.
Эта история также имеет философский смысл: встреча с Богом несет освобождение и радость. Личное сретение, по мнению богословов, случается и в жизни каждого уверовавшего человека, когда он приходит впервые в храм.
Сретение стало государственным праздником в Византии в VI веке. Оттуда традиция празднования распространилась по христианскому миру. Известны сретенские проповеди Иоанна Златоуста, Григория Богослова, младшего брата Василия Великого — Григория Нисского.
В первые века в этот день славили Богоматерь, а позже — Иисуса Христа. Поэтому до сих пор во время праздничной службы священников можно увидеть и в голубом облачении (цвет, символизирующий непорочность и чистоту Девы Марии), и в белом (символ божественного света).
Есть несколько икон, посвященных Сретению: это икона Богородицы «Умягчение злых сердец» (ее еще называют «Сименово проречение»), на которой Мария изображена с семью вонзенными в сердце мечами — как символ предстоящих материнских страданий. Евангелист Лука написал, что Симеон, взяв на руки Иисуса, предрек его матери: «И Тебе Самой оружие пройдет душу», — подразумевая, что женщина увидит крестные страдания своего ребенка. Число семь выражает чрезмерность материнских мук.
Перед этим образом верующие молятся о прекращении вражды или раздоров в семье, между супругами и родственниками, о защите от нападения во время войны.
Еще одна икона, связанная со Сретением, — Симеона Богоприимца. Святой изображен на ней с Младенцем. А на иконе Сретения Господня Симеон принимает Иисуса из рук Марии.
На Сретение в православных храмах служат праздничную литургию, иногда с крестным ходом. Свечи со сретенской службы верующие обычно забирают с собой, чтобы зажигать во время домашней молитвы.
Особо радостным и любимым праздник Сретения на Руси был еще и потому, что совпадал с окончанием жестоких холодов. В народе говорили: «Сретение — зима с летом встретились». Поэтому последние морозы и первые оттепели называли сретенскими.
Карина Салтыкова
Что значит быть готовым к встрече с Господом? — Блог
Автор
Рэнди Алкорн
11 ноября 2019 г.
Читатель спросил меня: «Я часто слышу поговорку: «Я хочу быть готовым к встрече с моим Господом». Не могли бы вы объяснить, что именно вы подразумеваете под этим, пожалуйста?»
Прежде всего и самое главное, готовность встретить Господа означает, что вы убедились в своих отношениях с Иисусом Христом и доверяете только Ему свое спасение, а не кому-то или чему-то другому и, конечно, никаким добрым делам ты сделал. Р. А. Торри сказал об этом так: «Я готов сегодня вечером встретиться с Богом лицом к лицу… ибо все мои грехи покрыты искупительной кровью».
В Римлянам 10:9 говорится: «Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься». И в Иоанна 5:24 Иисус говорит нам: «Всякий, кто слушает слово Мое и верит Пославшему Меня, имеет жизнь вечную и не будет осужден; он перешел от смерти к жизни».
После того, как вы приняли Христа своим Господом и Спасителем, быть готовым встретить Господа означает жить так, как угодно Ему, чтобы всякий раз, когда Он зовет вас домой — и зная, что это может произойти в любое время, — вы могли слышать, как Он говорит: — Молодец, добрый и верный раб!
Писание с безошибочной ясностью учит, что все верующие во Христа дадут отчет за свою жизнь своему Господу (Римлянам 14:10-12). Даже если Христос не вернется через двести лет, мы встретим Его в нашей смерти, будь то через двадцать лет, двадцать месяцев или двадцать минут. Бог призывает нас не удивляться скорому назначению предстать перед Ним. Если мы готовы встретить Христа, мы будем жаждать Его возвращения. Если мы не готовы, мы будем бояться этого. Если мы не чувствуем себя готовыми к встрече с Ним, сейчас самое время подготовиться.
Читатели моих книг, вероятно, знакомы с моим акцентом на том, что через пять минут после смерти мы точно знаем, как должны были жить. Но мы не можем повторить жизнь здесь снова. Невозможно пересдать курс, если мы его провалили. Нет никакого повышения D до A. Никакого переноса выпускных экзаменов. Смерть — крайний срок. Расширения нет.
Хорошая новость заключается в том, что нам не нужно ждать, пока мы умрем, чтобы узнать, как мы должны жить! Бог дал нам Свое Слово, чтобы сказать нам, как жить, и Свой внутренний Дух, чтобы дать нам силы жить так, как мы должны. «Божественная сила Его дала нам все потребное для благочестивой жизни через познание Призвавшего нас славою и благостью Своею» (2 Петра 1:3). Каждый день, который дает нам Бог, — это возможность жить для Христа: «Итак, дома ли мы или в гостях, ставим себе целью угодить Ему» (2 Коринфянам 5:9).).
Если мы Его дети, Бог за нас, а не против нас (Римлянам 8:31). Он заверил нас, что наши имена записаны в Книге Жизни, и мы не предстанем перед судом Великого Белого Престола. Он хочет похвалить и вознаградить нас на суде Христовом. Он не хочет, чтобы дела нашей жизни превратились в дым. Он хочет, чтобы у нас были вечные награды, и Он дал нам все ресурсы во Христе, чтобы жить благочестивой жизнью, которая приведет к этим вечным наградам. «Смотрите, я скоро приду! Возмездие Мое со Мною, и воздам каждому по делам его» (Откровение 22:12).
Петр говорит: «Если будешь делать это, [тогда] никогда не упадешь и будешь радушно принят в вечном Царстве Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петра 1:10–11). Какое мощное ободрение для святых, которые жертвуют собой в этой жизни, чтобы подготовиться к следующей! На Небесах их ждет большой приветственный комитет и сердечное «Молодец!» Но это не происходит автоматически — условное «если, то» ясно дает понять, что если мы не будем делать то, что предписал Петр, то не получим такого богатого приема, когда войдем в рай.
В моей книге Принцип чистоты я рассказываю, как несколько лет назад ко мне подошла женщина, которая рассказала мне, что годом ранее ее муж пришел к ней в слезах, признаваясь в своей симпатии к коллеге. Он был в постоянном искушении и чувствовал, что ускользает. Он взял на себя обязательство отказаться от отношений и попросил свою жену понять и помолиться за него. Ей было больно, но она поняла, что ей нужно помочь ему, а не жалеть себя.
Результат? Он не только отступил, но благодаря поддержке его жены они сблизились как никогда. В слезах она сказала мне: «Два месяца назад мой муж умер без предупреждения. Если бы он не был честен со мной той ночью, у него был бы роман с той женщиной — и, вероятно, он бы бросил меня. Он бы умер, не готовый к встрече с Богом, и я прожил бы остаток жизни, скорбя о его романе. Но это не то, что произошло. Его последними словами, обращенными ко мне, были: «Я люблю тебя», и я знаю, что это правда — он доказал это своими действиями. Я благодарю Бога каждый день за то, что думаю о нем с полным уважением и восхищением за то, что он достаточно любит Бога и меня, чтобы быть честным в своих трудностях».
Этот человек был готов встретить своего Спасителя, потому что он изменил курс и сделал другой выбор, который прославлял как Его Господа, так и его жену, пока у него еще было на это время. «Отбросим все, что мешает, и грех, который так легко запутывает, и с терпением будем проходить предначертанное нам поприще» (Евреям 12:1). Грех опутывает наши ноги, выводит нас из соревнования и приводит к проигрышу гонки и приза. Итак, дети Божьи, какие личные, духовные, нравственные и финансовые изменения вам нужно подготовиться, чтобы лично отчитаться перед Ним о вашей работе и услышать «молодец»?
«Теперь Бог мира, возродивший из мертвых Господа нашего Иисуса, великого пастыря овец, кровью вечного завета, наделит вас всем добром, чтобы вы могли исполнять волю Его, действуя в нас что угодно в очах Его, через Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.» (Евреям 13:20-21)
Подробнее о подготовке к вечности см. в книге Рэнди «Закон вознаграждения ».
Фото Эрола Ахмеда на Unsplash
Что означает встреча с Господом для нас сегодня?
Икона «Сретение Господне», написанное в Свято-Елисаветинском монастыре*
На каком-то этапе библейский Симеон начал сомневаться, что дева может родить воплотившегося Бога, и тогда ему явился Святой Дух что он не умрет, пока не увидит Христа Божия. Благочестивый и набожный человек, он много лет ждал исполнения этого пророчества, надеясь, что когда-нибудь состоится Его встреча с Господом. Наконец, уже состарившись и немощно, он по велению Святого Духа пришел в храм и увидел Пресвятую Богородицу с Младенцем Иисусом на руках. Когда Симеон держал младенца, он вздохнул с облегчением. Все его сомнения бесследно исчезли. Это был момент его встречи с Господом.
Сретение Господне – это праздник нашего соединения со Спасителем. Это событие, которое открывает нам глаза на реальность нашего спасения в воплотившемся Господе, как это было у праведного Симеона, когда он наблюдал, как Он отдыхает на руках Своей матери. Он утверждает, что мы все можем соединиться с Ним, если захотим.
Итак, как мы можем узнать, встречались ли мы с Иисусом лично? Нет слов, чтобы описать такую встречу в теории. Единственный способ узнать это — пережить это и пережить эту встречу из первых рук. Малейшие вмятины и царапины на гладкой поверхности становятся видны на ярком солнце. Так и наши малейшие грехи, немощи и несовершенства обнаружатся в присутствии Господа. Его свет делает видимыми для нас наш обман, гордость, гнев и зависть. Наша встреча с Господом становится для нас источником радости, когда мы признаем слабость нашего духа, но также поддерживает в нас веру в то, что наш Спаситель не отверг нас. Содерживая ум во аде, но не отчаиваясь, как учил преподобный Силуан Афонский, мы обретем надежду и утешение.
Но сегодня большинство людей смотрят на свои отношения с Богом с прагматической точки зрения и ожидают, что встреча с Ним исполнит их повседневные желания и решит проблемы. Ничто не может быть дальше от правды. Даже самые лучшие, самые скромные и щедрые желания, которые мы когда-либо могли вообразить, могут не принести нам много пользы, если они будут выполнены. В «Сказке о рыбаке и рыбке» Пушкина рыба отказывалась до бесконечности выполнять поручения рыбака, хотя была обязана рыбаку жизнью. Но Бог ничего нам не должен; это мы в долгу перед Ним. Тем не менее, многие люди видят в нем какого-то родителя-вертолета, прилетающего исполнять наши желания по их первой просьбе. К сожалению, они передают это восприятие своим детям, препятствуя их открытию истинного Бога, подателя вечной жизни.
Во время одного из посещений прихода моей епархии я увидела выставку детских писем к Богу. Пока я читал письма, одно из них привлекло мое внимание. Оно было от девятилетнего мальчика. Он написал: «Господь, я писал Тебе несколько раз, но ни разу не получил от Тебя известий. Тебе все еще не все равно?» За этими наивными детскими словами скрывается искаженное представление об отношениях человека и Бога, которое мальчик, должно быть, усвоил из мира взрослых. Я говорил ему, что он был прав, когда делился своими мыслями с Господом, и что поддерживать беседу с Ним было лучшим, что он мог сделать в жизни. Но я бы также сказал, что недооценивать Господа, как если бы Он был какими-то друзьями, которые не встречали его проклятий, было плохой идеей. Праведный Симеон ждал 300 лет, но ни разу не пожаловался. Вместо этого он провел все это время, готовясь к этому самому зрелищному событию в своей жизни. Наконец, я бы предположил, что у Господа также могут быть какие-то ожидания от него, такие как пересмотр своего отношения к Нему или обретение подлинной веры.
В другом письме я прочитал: «Господи, Ты создал деньги, а в нашей семье их нет!» Как бы я отреагировал на этого ребенка? Я мог бы сказать, что деньги были изобретением не Господа, а народа. Господь одинаково любит богатых и бедных. Он хочет, чтобы мы научились быть милосердными и помогать нуждающимся. Человек не повинуется воле Божией, будучи равнодушным к боли другого, и материальные блага не всегда приносят нам покой и радость. Я также хотел бы отметить, что деньги не могут купить нам некоторые из лучших вещей в нашей жизни, такие как красота восхода солнца, бескорыстная дружба или любовь наших родителей.
Люди, которые всю жизнь плачут о вещах, которых у них нет, возможно, никогда не узнают, что значит быть счастливыми. Чтобы жить счастливо, ищите возможности помочь другому, отдайте свою жизнь другим, помогая нуждающимся, и не ждите взамен похвалы, благодарности или других наград. Будьте милосердны ради Бога, просто потому, что Он хочет, чтобы мы были добрыми и заботливыми. Следуя этому совету, вы накопите богатство духа, которое, в отличие от материальных благ, никто не сможет отнять.
«Я так устал», — написал другой десятилетний ребенок. «Я все время учусь, но не знаю, зачем я это делаю». Он делится с Богом своей проблемой — поиском смысла в своей жизни. Кажется, он не находит внешнего блага, оправдывающего его труд и усилия. Какое утешение я мог дать ему? Обещать ему легкую жизнь было бы обманчиво и несправедливо. Мы все сталкиваемся с трудностями, препятствиями и горестями на каждом этапе нашей жизни. Но они не бессмысленны. Они могут приблизить нас к Богу и привести к какой-то положительной цели, с которой мы пришли в этот мир. Учеба может быть трудной и может проверить нашу выносливость, но это наш единственный способ приобрести знания и навыки, чтобы быть полезными другим.