Что сделали борис и глеб: Святые князья Борис и Глеб
Содержание
Муром | Святые благоверные князья — страстотерпцы Борис и Глеб
Благоверные князья страстотерпцы Борис и Глеб (в святом крещении Роман и Давид) — первые святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церквами. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Родившиеся от матери-христианки, братья воспитывались в благочестии и нравственной чистоте. Старший из них, Борис, любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно их жития. Юный Глеб не разлучался с Борисом и с радостью слушал чтение, под влиянием которого возымел горячее желание подражать угодникам Божиим. Мальчик часто молился, чтобы Господь удостоил его чести страдальцев, и с раннего детства разделял желание брата посвятить себя служению Богу. Оба следовали примеру отца, милостивого к бедным, больным и обездоленным, отличались милосердием и сердечной добротой. Еще при его жизни князь Борис получил в удел Ростов, а брат — Муром. Управляя княжествами, они проявляли мудрость и кротость, заботились, прежде всего, о распространении православной веры и благочестивом образе жизни подданных. Однако святому Глебу пришлось жить некоторое время в окрестностях города, поскольку «народ Муромской области не охотно принимал религиозные внушения, опасаясь допустить без особаго испытания веру, с отечественными их преданиями не согласную» (А. А Травчетов «Историческое обозрение города Мурома»).
Летопись повествует о том, что перед смертью князь Владимир призвал Бориса в Киев и благословил на битву с печенегами. Известие о кончине отца настигло его в пути, по возвращении из похода А в это время старший сын Владимира, Святополк, объявил себя Великим князем Киевским. Дружина уговаривала воеводу пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, всячески избегая междоусобных распрей, распустил войско. «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует чтить за отца!» — говорил он, согласно преданию.
Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, и, ограждая себя от возможного соперничества, подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о вероломстве, однако, не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью ждал смерти. Убийцы настигли князя рано утром за молитвой, в воскресный день 28 июля 1015 года, в шатре на берегу реки Альта. Они пронзили его копьями. Тело Святого страстотерпца тайно привезли в Вышгород его близкие.
Вскоре после этих трагических событий Святополк послал к младшему брату Глебу гонца с ложным известием о болезни уже скончавшегося к тому времени их отца, задумав устранить и второго возможного претендента на престол. Обман удался, и Глеб с небольшой дружиной поспешили в Киев. Предупреждение князя Ярослава, застигшее его у Смоленска, не остановило благоверного Глеба, воспитанного по правилам христианства; он не допускал и мысли о возможном злодействе брата. Недалеко от Смоленска ладья убийц настигла ладью князя, который, по преданию, кротко молил о пощаде. Однако по приказу хладнокровных убийц собственный повар перерезал горло мученику. Смертельные раны страстотерпец вменил ни во что «в прах за грези» ради Господа. Похоронили князя в пустынном месте, недалеко от Смоленска, «между двумя колодами», т. е. в простом деревянном гробу. В 1019-1020 гг. могилу разыскал его брат Ярослав. Тело, оказавшееся нетленным, было перенесено в Вышгород-Киевский и погребено рядом с князем Борисом. Впоследствии мощи святых братьев переместили в церковь святителя Василия Великого.
Жизнь святых страстотерпцев — это пример неукоснительного последования основному христианскому доброделанию — любви. Они хорошо понимали неизреченную истину: «кто говорит, что любит Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец». Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести: они смиренно приняли смерть. И это смирение учит нас, потомков, тому, что за зло нельзя воздавать злом, даже под.угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить». Для Святых Бориса и Глеба настал час испытания веры, и они безоглядно положились на волю Божию, проявив послушание, на котором зиждется духовная жизнь человека и вообще всякая жизнь в обществе. «Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Они не сподобляются такой благодати, какой удостоились сии святые».
Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь воздал властолюбивому тирану: «Мне отмщение и Аз воздам».Современники прозвали Святополка Окаянным, и это прозвище сохранилось в истории. Он был изгнан из Киева братом Ярославом Мудрым, бежал в Польшу и впоследствии бесславно погиб. Святые благоверные князья страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, они — особые покровители и защитники Земли русской. Известны случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242 г.), великому князю Дмитрию Донскому в день Куликовой битвы (1380 г.). Святой Глеб считается первопросвятителем Муромо-Рязанской земли, и благодарная память потомков с древних времен и доныне хранит предание о нем как о первом проповеднике учения Христова в Муроме.
Священник Виталий Глазов. Слово на перенесение мощей князей-cтрастотерпцев Бориса и Глеба
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13) — эти евангельские слова знает каждый православный христианин. Чаще всего мы относим их к тем, кто отдал жизнь свою за веру или Отечество во время военных действий. Однако это не всегда так.
Сегодня мы вспоминаем подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба, которые смогли исполнить упомянутую евангельскую заповедь иным образом.
Память святых братьев-страстотерпцев Бориса и Глеба, совершаемая дважды в году (15 мая, а также 6 августа), для Русской Церкви есть событие особой значимости и важности. Торжественность нынешнего дня обусловлена многими причинами. Остановимся кратко на главных из них.
Во-первых, святые мученики Борис и Глеб — первые святые, канонизированные Русской Церковью. Их почитание как святых началось сразу же после блаженной кончины. Спустя всего четыре года после их убиения по приказу старшего брата Святополка, в 1019 г. другой их брат, великий князь Киевский Ярослав (названный впоследствии Мудрым) положил мощи святых в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений. Поэтому Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля (6 августа по н. ст.) 1026 г. митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Сам митрополит, вначале сомневавшийся в святости святых страстотерпцев, стал автором службы, которой мы пользуемся по сей день.
2 мая (15 мая по н. ст.) 1071 г., при киевском князе Изяславе Ярославиче, мощи обоих братьев были перенесены в новую церковь, что послужило историческим поводом для сегодняшнего дня их памяти.
Во-вторых, почитание святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба уже в XI в. на Руси было повсеместным. Появляются храмы, монастыри, посвященные памяти святых братьев. А молитвенное заступничество их в тяжелые периоды жизни нашего Отечества неоднократ-но зафиксировано в исторических памятниках. Достаточно вспомнить хотя бы случаи их явления святому благоверному Александру Невскому накануне Ледового побоища, а также — великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы.
И сегодня святые мученики Борис и Глеб наряду с такими светильниками земли Русской, как, например, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, святители Петр и Алексий Московские, являются одними из самых любимых и почитаемых в нашей Церкви.
В-третьих, они явили христианскому миру совершенно новый, неизвестный доселе образ святости — страстотерпчество. Ведь они не были мучениками за веру во Христа в подлинном смысле этого слова. Русская Церковь чтит их как страстотерпцев — этот чин святости неизвестен византийской агиологии. Страстотерпцами называют тех праведных христиан, которые понесли тяжелые страдания и приняли смерть от убийц, выполняя особо значимую общественную миссию. Так, в частности, пострадали святые князья Андрей Боголюбский и Михаил Тверской, царевич Димитрий Угличский. В новейшей нашей истории таковыми стали святые царственные страстотерпцы царь Николай II и его семья.
Святые Борис и Глеб приняли смерть в знак беспредельной любви ко Христу, в подражание его крестной муке. В сознании русских людей своей мученической кончиной они искупали грехи всей Русской земли, еще недавно прозябавшей в язычестве. По слову выдающегося русского агиографа и историка XX в. Г. П. Федотова, «через их жития образ кроткого и страдающего Спасителя вошел в сердце русского народа навеки как самая заветная его святыня».
Если современному человеку, далекому от Церкви, рассказать о подвиге первых русских святых, то совершенно очевидно, что их жизненный подвиг для него покажется нелепым. Иметь возможность приобрести княжескую власть в Первопрестольном Киеве, иметь достаток, богатство, дружину, иметь все возможности к этому — и отказаться в пользу брата.
С точки же зрения самих святых братьев, их поведение было обусловлено лишь попыткой исполнить евангельскую заповедь о любви к ближнему. Братья-страстотерпцы подвигом своим проповедали всем нам не абстрактную любовь к человечеству, но деятельную любовь к несовершенному конкретному человеку. В брате своем убийце их просвещенный взор способен был видеть не только немощи и злые страсти, но, прежде всего, образ Божий. Развитию в святых князьях этого дара способствовали непорочная жизнь и непрестанный подвиг служения ближнему по заповеди Христовой.
Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести, — они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти.
«Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».
Не случайно подвиг святых братьев посредством акта хронологически первой канонизации в нашей Церкви был поставлен во главу русской святости.
Притекая к молитвенному предстательству святых страстотерпцев Бориса и Глеба, будем особенно усердно просить их о том, чтобы в Отечестве нашем восторжествовали подлинная любовь и братолюбие. Только на таком фундаменте можно строить прочную государственность, созидать духовно-нравственное общество, о котором все мы мечтаем и о котором молимся.
Святые страстотерпцы, благоверные князья Борисе и Глебе, молите Бога о нас!
Борис и Глеб – ИКОНЫ И ИХ ТОЛКОВАНИЕ
On By DavidОставить комментарий
Если вы давно читаете этот сайт, то, конечно же, знаете, что общепринятым русским титулом святого является Святой для мужчины и Святая для женщины. Многие святые также имеют второстепенные титулы, и один из самых интересных из них — Страстотерпец (страстотерпец), что означает «Страстотерпец».
Когда слышишь этот титул, первыми на ум приходят святые Борис и его брат Глеб. Вот их поздняя икона:
(любезно предоставлено Jacksonsauction.com)
Конечно, православные скажут вам, что в самом общем смысле все мученики — это «страстотерпцы», те, кто страдает за свою веру. Но не так этот термин обычно употребляется в агиографии русских икон. Вместо этого «Страстотерпец» употребляется в иконах в более конкретном смысле. Это означает восточно-православного верующего, невинного по характеру, который страдает из-за других «православных», которые замышляют против него и преследуют его (или ее, конечно). Так что слово «страсть» в данном случае используется в его старом значении «страдание» (а не в более современном значении пламенной романтической привязанности, хотя и это может привести к страданию!).
Исторически сложилось так, что подобные страдания происходят из-за тех или иных политических интриг. Вот почему Борис и Глеб являются ярчайшими образцами и образцами «святых страстотерпцев».
(Courtesy of Jacksonsauction.com)
Именные надписи на иконе выше:
Святой Князь Борис — «Святой Князь Борис»
Святой Князь Глеб — «Святой Князь Глеб»
7 9000 Их история продолжается прямо к истокам государственного православия в Киевской Руси; Великий князь Владимир своим указом обратил свой народ в восточное православие, по сути, «обращай, а то…». Именно поэтому он является святым в восточном православии.
Согласно старой легенде, когда умер Владимир, советники сказали Борису, что он должен устранить своего сводного брата Святополка, старшего сына Владимира, и взять под свой контроль. Борис отказался поднять руку на брата.
Святополк, однако, был не столь этичен. Он подослал убийц, чтобы убить Бориса. Предположительно, они нашли его молящимся перед иконой Иисуса. Увидев происходящее, Борис покорно взмолился о силе и дал убить себя. Святополк хотел всего богатства и власти, без возможных соперников.
Тогда Святополк послал сказать другому брату, Глебу, что он должен приехать, потому что их отец болен. По пути туда на лодке до него дошла весть, что отец их умер и что брат его Борис убит Святополком. Он плакал о них. Его лодку захватили убийцы, Глеб тоже был убит.
Из-за своей невинной и безропотной смерти (по крайней мере, согласно переданному сообщению) Борис и Глеб были объявлены первыми «родными» святыми Киевской Руси. Это официальное провозглашение и признание церковью святости человека называется в русском православии «прославлением». Итак, Борис и Глеб были «прославлены» в 1071 г. и известны как первые «русские» святые (хотя Киевская Русь и более поздняя Россия вовсе не эквивалентны).
Следует отметить, что традиционное повествование о смерти Бориса и Глеба не совсем согласуется со всеми историческими свидетельствами того времени, но опять же, здесь мы имеем дело с агиографией, историями, рассказанными по религиозным или религиозно-политическим мотивам, т. е. мы не должны ожидать, что они будут фактическими во всех отношениях.
Есть и другие «святые страстотерпцы» в русском православии. Вероятно, самый противоречивый также является одним из самых последних. — Царь Николай II, который, несмотря на свою катастрофическую царскую некомпетентность и сомнительную личную жизнь, был «прославлен» Русской Православной Церковью 20 августа 2000 г. как святой-страстотерпец, потому что он и его семья (которые также были объявлены «страстотерпцами») были убиты коммунистами.
Но давайте посмотрим на более сложную иконку одного Бориса. Этот прекрасно расписанный образец конца 19 века выполнен в «неовизантийской» манере. Вы помните, что существует три стиля русской иконописи, грубо говоря: старая стилизованная манера, более поздняя «западная» или реалистическая манера, принятая под западноевропейским влиянием, и их смесь. Неовизантийский стиль — это подкатегория «реалистической» манеры, которая смешивает более реалистическую живопись с формальным, «иератическим» видом более раннего византийского искусства, отсюда и название «неовизантийский»:
(любезно предоставлено Jacksonsauction. com)
Борис одет в очень изысканные королевские одежды, с копьем в одной руке (чтобы показать свою власть) и украшенным драгоценными камнями крестом мученичества в другой. №
Внешний вид этой иконы с искусной эмалевой каймой и сильно прорезанным и узорчатым золотым фоном очень типичен для второй половины XIX – начала XX века, но детали в этом образце весьма поразительны. Посмотрите, с какой тщательностью живописец изобразил богато украшенные, расшитые жемчугом и инкрустированные драгоценными камнями халаты, и искусные «булатные» узоры на халатах и даже на туфлях:
(Courtesy of Jacksonsauction.com)
Как и на многих иконах, Иисус изображен в облаках над святым. Но здесь надпись на Евангелии, которое он держит открытым, заметно отличается. Вместо обычных надписей в этой книге текст Иоанна 16:21:
(Courtesy of Jacksonsauction.com)
Жена егда раждает, скорбимат, иако прииде бог егда же родит отроча, ктомоу не помнит скорби за радость, иако родися человек в мир.
«Женщина во время родов скорбит, потому что пришел час ее; но как только она родит ребенка, она уже не помнит муки от радости, что человек рождается в мир».
Используется здесь как аналогия. Смысл в том, что «святые страстотерпцы», такие как Борис, должны пройти период страданий и скорбей (их мученичества), но после того, как это прошло, наступает радость небесная.
Мученичество Бориса и Глеба: текст
Мученичество Бориса и Глеба: текст — IntraText CT
Содержание | Words : По алфавиту — Частота — Инверсия — Длина — Статистика | Справка | Внутритекстовая библиотека |
Nestor Martyrd of Boris and Gleb INTRATEXT CT — Текст |
- TEXT
смерти отца, и созвав всех киевлян, он
стали раздавать щедроты между ними. Они приняли это, но их сердца были
не с ним, потому что братья их были с Борисом. Когда Борис вернулся с
войска, после встречи с печенегами он получил известие, что его отец
мертвых. Он глубоко оплакивал его, потому что он был любим отцом своим прежде всех
отдых.
Подойдя к Альте, он остановился. Тогда слуги его отца призвали его
занять свое место в Киеве на отцовском престоле, так как имел в своем распоряжении
вассалы и войска последнего. Но Борис запротестовал: «Да не будет мне
поднять руку на моего старшего брата. Теперь, когда мой отец скончался,
пусть он займет место моего отца в моем сердце». Когда солдаты услышали
с этими словами они отошли от него, а Борис остался со своими слугами.
Но Святополк исполнился беззакония. Приняв на вооружение устройство Каина, он
посылал сообщения Борису, что желает жить с ним в мире и
увеличить территорию, которую он получил от своего отца. Но он замышлял против
ему, как он может убить его. Так Святополк пришел ночью в Вышегород. После
тайно призвав к себе Путшу и бояр города, он
спросил их, были ли они всем сердцем преданы ему. Путша и
ответили жители Вышегорода: «Мы готовы положить жизнь свою за
тебя.» Затем он приказал им ничего никому не говорить, но идти и убивать
его брат Борис. Они тут же пообещали выполнить его приказ. Из таких мужчин
Соломон хорошо сказал: «Они спешат пролить кровь несправедливо.
обещать кровь и собирать зло. Путь их ведет ко злу, ибо они владеют
их души в бесчестье» (Притчи, I. 16-19).
Эти эмиссары пришли к Альте, и когда они приблизились, они услышали
святой Борис поет вечерню. Ибо уже было известно ему, что они
намеревался лишить его жизни. Затем он встал и начал воспевать, говоря: «О
Господи, как умножились те, кто идет против меня! Многие из них поднимаются
против меня» (Псалтирь, III, 1). А также: «Пронзили меня стрелы Твои,
ибо я готов на раны, и боль моя предо мною непрестанно» (Псалтирь, гл.
xxxviii, 2, 17). И еще он произнес эту молитву: «Господи, услышь мою молитву,
и не вступай в суд с рабом твоим, ибо ни один живой человек не будет праведен
перед тобой. ибо враг сокрушил душу мою» (Псалтирь, cxl, 1-3). После
окончив шесть псалмов, когда он увидел, как посланы люди, чтобы убить его, он начал
петь Псалтирь, говоря: «Сильные быки окружили меня, и
сборище зла окружило меня. Господи Боже мой, на Тебя я уповаю; спаси меня
и избавь меня от моих преследователей» (Псалтирь, XXII, 12, 16, VII, 1). Затем он
начал петь канон. Окончив вечерню, он молился, взирая на
иконы, образа Господа, такими словами: «Господи Иисусе Христе, Который во
этот образ явился на земле для нашего спасения, и кто, имея
добровольно допустил, чтобы руки твои были пригвождены ко кресту, терпел
страсть к нашим грехам, так помоги мне теперь терпеть мою страсть. Ибо я принимаю это не
от врагов моих, но от руки брата моего. Держи это не
против него как за грех, Господи!» Вознеся эту молитву, он лег
на его кушетке. И напали на него, как звери вокруг шатра, и
победил его, пронзив копьями. Они также одолели его слугу,
который бросился на его тело. Ибо он был любим Борисом. Он был слугой
венгерской расы, по имени Джордж, к которому Борис был очень привязан.
князь подарил ему большое золотое ожерелье, которое он носил во время службы ему.
Они также убили многих других слуг Бориса. Но так как они не могли быстро
сняли ожерелье с шеи Джорджа, отрубили ему голову и таким образом получили
Это. По этой причине его тело не было впоследствии опознано среди трупов.
Отчаявшиеся, напав на Бориса, завернули его в брезент, зарядили
на повозку и утащили его, хотя он был еще жив. Когда нечестивый
Святополк увидел, что он еще дышит, послал двух варягов добить
ему. Когда они пришли и увидели, что он еще жив, один из них обнажил меч
и вонзил его в сердце. Так скончался блаженный Борис, получив от
рука Христа Бога нашего венец среди праведников. Он будет причислен к
пророков и апостолов, присоединяясь к сонму мучеников, покоится в
на коленях Авраама, созерцает радость невыразимую, воспевает с ангелами и радуется
в сопровождении ликов святых. После того, как его тело было тайно перевезено
в Вышегород, похоронен в церкви Василия Блаженного.
Нечестивый Святополк задумался тогда: «Вот, я убил Бориса;
как теперь мне убить Глеба?» Приняв еще раз Каинову уловку, он лукаво
посылала Глебу сообщения о том, что он должен приехать скорее, потому что его
отец был очень болен и желал его присутствия. Глеб быстро сел на коня,
и отправился с небольшим отрядом, ибо был послушен отцу. Когда он
пришел к Волге, его лошадь споткнулась в канаве на равнине и сломала
нога. Он прибыл в Смоленск и, отправившись оттуда на рассвете, сел в
лодка на Смятине. В это время Ярослав получил от Предславы известие
о смерти отца их, и послал известить Глеба, чтобы он не ехал,
потому что отец его умер, а брата убил Святополк.
Узнав об этом, Глеб расплакался и скорбел о своем
отца, но еще глубже для своего брата. Он плакал и молился вместе с
плачь: «Горе мне, Господи! Лучше бы мне умереть с братом моим
чем жить дальше в этом мире. О мой брат, если бы я только видел твой ангельский
лицо, я должен был умереть с тобой. Почему я теперь остался один? Где находятся
твои слова, которые ты сказал мне, брат мой? Я больше не слышу твоего сладкого
совет. Если ты получил скорбь от Бога, молись за меня, чтобы я мог
терпеть ту же страсть. Ибо лучше мне жить с тобою, чем в
этот лживый мир»
В то время как он так молился в слезах, внезапно прибыли посланные
Святополком за погибель Глеба. Эти эмиссары захватили лодку Глеба, и
вытащили оружие. Ужаснулись слуги Глеба, и нечестивый
гонец Гориазер приказал немедленно убить Глеба. Затем
Повар Глеба, Торчин, схватил нож и заколол Глеба. Ему предложили
в жертву Богу, как невинный агнец, в жертву славную среди
благоухание ладана, и он получил венец славы. Вход в небесное
особняках, он увидел своего долгожданного брата и возрадовался с ним радостью
невыразимое, которого они достигли благодаря своей братской любви.
«Как хорошо и справедливо жить братьям вместе!» (Псалмы,
cxxxiii, я). Но нечестивые опять вернулись, как Давид и сказал: «Пусть
грешники возвращаются в ад» (Псалтирь, IX, 17). Когда они вернулись в
Святополку доложили, что его повеление исполнено. Услышав эти
новости, он возгордился, что не знал слов Давида,
«Что ты гордишься своим злодеянием, о сильный?
считали беззаконием весь день» (Пс., III, 1).
После того, как Глеб был убит, его тело было брошено на берег между двумя
стволы деревьев, а потом взяли его и унесли, чтобы похоронить
рядом со своим братом Борисом в церкви св. Василия. Таким образом, объединенные в теле и
еще более душою пребываете вы с Господом и Царем всех в вечной радости,
неизреченный свет, дарующий спасительные дары земле Российской. Вы даете
исцеление другим пришельцам, которые с верою приближаются, хромых побуждают ходить,
слепым даруя зрение, больным здоровье, пленникам свободу,
освобождение заключенных, к горестному утешению и облегчению угнетенных.
Вы – защитники земли Российской, сияющие вечно, как маяки и
молиться Господу за своих соотечественников. Поэтому мы должны достойно
величайте сих мучеников во Христе, усердно молясь им и говоря:
«Радуйтесь, мученицы о Христе от земли Российской, исцеление подавшая
тех, кто приближается к вам в вере и любви. Радуйся, небожители. В
телом вы были ангелами, слугами одной мысли, товарищами одной мысли
образ единосердца со святыми. Всем страждущим Ты даешь облегчение.
Радуйся, Борисе и Глебе, в Боге премудрая. Как потоки вы берете начало из источников
живительной воды, текущей для искупления праведников. Радуйтесь, вы
поправший змея зла под ногами своими. Вы появились среди
яркие лучи, освещающие, как маяки, всю землю Русскую. Появление в
вера непреложная, вы всегда изгоняли тьму. Радуйся, имеющие
обрели недремлющее око, вы, блаженные, принявшие в сердцах ваши
ревность исполнять единственные заповеди Божии. Радуйся, братия в царствах соединившихся
золотого света, в небесных обителях, в неувядающей славе, которую вы через
твои заслуги достигнуты. Радуйся, светлая светом
сияние Божие и путешествовать по миру, изгоняя бесов и исцеляя
болезни. Яко маяки небесные и стражи ревностные, с Богом пребываете,
озаряясь навеки светом божественным, и в своем мужественном мученичестве вы
просветить души верующих.