Что символизирует двуглавый орел: Почему двуглавый орел стал символом России?

Разное

Что символизирует двуглавый орел на гербе России — Значение и история

В качестве одного из официальных символов РФ современный герб имеет любопытную историю становления и различных изменений. Поныне вызывает споры в среде исследователей геральдики история данного знака, значение элементов, изображенных на нем, его цветовая гамма. В данном материале содержится подробная информация интересная всем людям, интересующимися вопросами отечественной геральдики, и просто тем, кому любопытна история появления этой государственной эмблемы современной России.

Внешний вид

В XXI столетии официальный символ РФ выглядит таким образом:

  • На ярко-красного цвета французском щите двуглавый орел-могильник с поднятыми крылами.
  • Над птичьими головами — три золотые короны, объединенные золотой лентой: две малые и еще большая.
  • В левой лапе у птицы — держава, в правой — скипетр.
  • На орлиной груди — французский красный щит с конником, пронзающим острым копьем насквозь черного дракона.
  • Воин-наездник задрапирован в темно-голубой плащ. Конник бело-серебряный, копье и конь — тоже.

Время возникновения главных элементов герба

Использование орла-могильника о двух головах в роли государственного знака зафиксировано впервые во времена князя Ивана III, женившегося на греческой царевне Софье Палеолог и получившего формально права на данный государственный знак последних императоров Византии. Герба в тот период не существовало: его заменяла фактически общегосударственная печать князя. На ее лицевой стороне был Георгий Победоносец на коне (ездец), на оборотной – императорский орел. Оттиск этой печати имеется на меновой грамоте 1497 г. Это первый обнаруженный историками документ, где стоит этот знак.

Всадник стал эмблемой Московского княжества, заменив собой льва, терзающего змею, и единорога, которые в разное время были эмблемами московских князей.  Фигура «ездца» (то есть всадника) трансформировалась в образ святого Георгия путем различных изменений: конник был без копья или с охотничьим мечом или соколом и воплощал образ правящего князя, иногда поражающего змея, а порой — и без оного.

При Юрии Долгоруком святой Георгий стал изображаться в привычном для нас виде, став символом г. Москвы. А в результате объединения земель под властью Москвы Георгий Победоносец стал символом государства в целом наряду с орлом.

История изменений герба

Грозный орел за многие десятилетия, начиная с XV века, существенно изменился, из схематичного изображения превратившись в хорошо прорисованный образ с множеством деталей-символов.

В царские времена

  • В годы правления Ивана III у птицы был закрыт клюв, и он выглядел как неокрепший птенец, а не взрослая особь. Исследователи видят в этом символ молодого централизованного государства, объединенного под властью Москвы.
  • При Василии III птичий клюв уже раскрыт и из него высовывались длинные языки. Такое изображение показывало растущую мощь государства и умение отстаивать свои интересы. Державная птица за эти годы стала более агрессивной и злой.
  • При воцарении Ивана Грозного на орлиной груди на печати возник щит с Георгием Победоносцем (оборотная сторона), единорог занял лицевую сторону. Императорский орел увенчался одним царским венцом. Над ним засиял восьмиконечный золотой крест. Православный крест, святой Георгий подчеркивали укоренение православия на Руси.
  • Над головами орлов при Федоре Блаженном была пара венцов, по одной над каждым, а между их головами – голгофский крест, знак Страстей Христовых. В этот период Россия обрела церковную независимость, а также было утверждено патриаршество, что, возможно, символически и отражено в эмблеме страны.
  • Во времена правления Лжедмитрия над орлом появилось три короны, а фигура Георгия Победоносца была развернута к правой стороне геральдического щита (до этого всадник скакал в левую сторону). Правда, после его свержения все осталось по-старому.
  • В годы царствования Михаила Романова окончательно утвердилось изображение трех корон без креста, которые воспринимались как знак Святой Троицы. Иногда эти царские венцы трактуются как альянс славян: великороссов, белорусов, малороссов. Орел распустил свои мощные крылья, продемонстрировав несокрушимость и силу страны.
  • Держава, скипетр оказались в орлиных когтях при царе Алексее Тишайшем, и он приобрел привычный для нас вид: крылья раскрыты, подняты вверх, над главами орла — три венца, а еще навечно обосновался тут щит со св. Георгием. Три короны здесь – знак княжеств Казанского, Сибирского и Астраханского.

В эпоху империи

  • В Петровскую пору правления символ страны изменился наиболее значительно: царские венцы заменили на императорские короны, обвитые андреевской лентой. Цвет тела гербовой птицы из золотого сделался черным, а его лапы, клювы, глаза остались золотыми. На широких крыльях свободно разместились щиты Великих княжеств, три на каждом. Возникла еще цепь св. Андрея Первозванного и Архангелы Михаил и Гавриил. Орел стал олицетворением неразделенности европейской и азиатской территорий огромной страны.
  • Жена Петра, Екатерина I, утвердила официально цветовую палитру: птица черная на золотом фоне, на ее груди – красный щит с всадником.
  • При императрицах Елизавете Петровне и Екатерине Великой существенных перемен не наблюдалось, лишь, как отмечают исследователи, птица стала сильно напоминать орлицу.
  • При Павле I возник мальтийский крест с короной, помещенные под щит со св. Георгием.
  • При императоре Александре I мальтийский крест с короной был убран, как и держава со скипетром. Вместо них в когтях птицы оказались стрелы (перуны), факел, жезл (в правой), лавровый венок (в левой) и перевитые лентами — знаки победы в Отечественной войне 1812 г. Орлиные крылья раскинулись максимально широко, перьями вниз. Любопытно, что одна из орлиных голов наклонена вниз больше соседней. Орел в этот период имел одну корону.
  • Орел при Николае I приобрел агрессивный вид: головы птицы мощные и грозные, крылья вздернуты предельно высоко.
При Александре II

Вокруг щита с Георгием возникла золотая канва, и направление движения наездника поменялось: он развернулся к правой стороне геральдического щита. Комплект гербов был разработан тогда же.

Большой герб выглядел так: золотой щит, где все тот же черный орел с тремя коронами, державой и скипетром и еще с гербом Москвы. Над московской эмблемой — шлем Александра Невского, а по ее сторонам – Архангелы Гавриил и Михаил. На щите висит цепь с орденом апостола Андрея. Все это венчает золотая корона и выше — хоругвь. Вокруг данной эмблемы щиты — шесть территориальных и еще девять княжеств и царств.

Все гербы Александра II благополучно действовали на территории империи до 1917 года.

В постреволюционный период

Черный орел-могильник сохранялся после февральских событий 1917 г. частично, потому как он лишился и корон, и всадника, и скипетра с державой. А вскоре и этот символ царизма был упразднен, на его смену пришел герб СССР.

Советский герб действовал вплоть до перестройки и распада Советского Союза. Ему на смену пришла современная российская эмблема.

Восстановление гербового орла осенью 1993 г. было призвано подчеркнуть целостность, неразрывность отечественной истории, а также ее преемственность.

Значение гербовой символики

Эмблема страны воссоздана Санкт-Петербургским художником Евгением Ильичом Ухналевым.

У Большого герба имеются существенные различия с современным символом:

  • орлиный клюв раскрыт шире на царском гербе;
  • в современной интерпретации нет ни гербов княжеств, ни цепи апостола Андрея Первозванного;
  • конник развернут в современном варианте вправо по отношению к смотрящему на изображение, в императорском – в другую сторону;
  • цветовая палитра императорского герба – черно-золотая, современного – красно-золотая.

Современный вид герба РФ близок к гербу царских времен с атрибутикой той эпохи, но символика его элементов переосмыслена и стала иметь иное значение:

  • Двуглавый орел, будучи первоначально символом государства, наследовавшего Византии, в наше время просто подчеркивает могущество и силу государства, трансконтинентальный характер страны, частично расположенной в Европе, частично – в Азии. Перья птицы сейчас расположены в три ряда, что трактуется такими понятиями, как добро, истина и красота.
  • Три короны воплощают уровни власти либо ветви власти. Короны Петра Великого теперь символ российского суверенитета. Поначалу это был знак Святой Троицы, а позже обозначал три царства.
  • Держава в современной версии олицетворяет целостность, единство государства и его могущество. Скипетр стал олицетворением государственного суверенитета страны, ее политической независимости. Изначально эти предметы являлись просто атрибутами царской (императорской) власти.
  • Фигура всадника, поражающего дракона, сохранила свое историческое значение. Это изображение символически показывает победу добра над злом, и всадник — Георгий Победоносец – выступает здесь как защитник Отечества. Щит также традиционно олицетворяет защиту.
  • Черный дракон становится олицетворением тяжелых испытаний в судьбе страны, а также он является знаком скорби по невинно погибшим.

В целом символика герба РФ на сегодняшний день обозначает государственную власть и единство страны.

Цветовая решение, символика цвета

Цветовая палитра герба также глубоко символична:

  • Золотой цвет орла, возвращенный ему в 2000 году, в геральдике является олицетворением могущества, богатства, а также милосердия и справедливости православной церкви.
  • Красный цвет, преобладающий на гербе и являющийся его фоном, считается символом мужества и любви к родине. Вместе с тем, это и символ пролитой крови защитников Отечества, а также единства многонационального государства.
  • Серебряный цвет в геральдике — знак благородства, чистоты помыслов и намерений, олицетворение справедливой борьбы за истину. Это цвет доспехов всадника, такого же цвета копье и конь на щите.
  • В черный цвет окрашен дракон на щите, и данный оттенок символически воплощает скорбь по погибшим и невинно убиенным за всю драматическую историю страны, память о них.

Согласно российскому законодательству допустимо изображение эмблемы страны в черно-белом, одноцветном варианте.

Герб страны призван духовно объединять всех граждан, живущих на территории России, подчеркивая единство народов, мирно сосуществующих на территории одного государства. Этот национальный символ присутствует на всех официальных документах, включая российский паспорт, и на всех правительственных зданиях страны, монетах, медалях и орденах, являясь неотъемлемым атрибутом российского государства.

история праздника и что символизирует двуглавый орел

Один из главных отличительных знаков государства учредили ровно 29 лет назад.

Global Look Press | Federation Council of Russia

В последний день осени россияне отмечают День государственного герба РФ, который был утвержден 30 ноября 1993 году указом первого президента Бориса Ельцина. Это один из главных символов страны, представляющий собой красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом.

«История герба, его составляющих — более древняя. В его основе — исторический герб Российской империи. Первым достоверным свидетельством появления двуглавого орла как государственной эмблемы стала печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 года», — указано в Telegram-канале «Единая Россия. Санкт-Петербург».

Изображенный на гербе орел символизирует историческое прошлое нашей Родины, передачу духовных ценностей новым поколениям, а также мужество и силу.

Три короны на государственном гербе олицетворяют суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, а скипетр и держава в лапах птицы — древнерусские символы, означающие власть и могущество.

Global Look Press | Federation Council of Russia

Грудь орла украшена щитом с изображением всадника, поражающего копьем дракона, что является олицетворением победы государства над врагом, защиту отечества, патриотизм народа. Ряды перьев на крыльях птицы означают доброту, красоту и правду.

В 2017 году президент России Владимир Путин подписал закон о расширении использования изображения герба России. Граждане, общественные объединения, предприятия имеют право использовать герб при условии, что это не будет надругательством над российской госсимволикой. Тем не менее изображение герба на официальных бланках и печатях остается прерогативой федеральных органов госвласти.

Любопытно, что изображение хищной птицы с развернутыми в противоположные стороны головами впервые обнаружили на монете, а примерно в XV веке появилась печать с подобным рисунком. Золотистый цвет на гербе отражает богатство, причем не только материальное, но и духовное, а также милосердие и великодушие. Дракон, которого убивает всадник на щите у орла — черный, что олицетворяет зло. При этом во времена Петра Первого орел также изображался в черном цвете, но это считалось важным для выражения преемственности имперских традиций Византии. Привычный золотистый цвет вернулся в 1993 году.

День Государственного флага Российской Федерации был принят годом позже президентом Борисом Ельциным, праздник отмечают 22 августа. Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ подробно рассказывали, как появился национальный триколор, и что означают цвета символа страны, а также какие существуют традиции празднования этого дня.

Надежда Луценко

  • теги
  • #герб россии

  • #праздник

  • #День герба России

ПЕКЕР Али Узай — Происхождение двуглавого орла Сельджукидов как космологического символа | 1995

ИСТОРИЯ ИСКУССТВА / ИСТОРИЯ ИСКУССТВА
Organization du 10e CONGRES INTERNATIONAL D’ART TURC

Имдугуд, который изображался на печатях в виде орла с двумя львиными головами, был характерным символом бога-близнеца (бог Солнца) в Месопотамии, ибо бог Солнца имел двойной характер. Он излучает благожелательный (весной) и злобный (летом) свет одновременно. Митаннийцы в Сирии переняли египетский крылатый диск и ассимилировали его в концепцию символа неба, помещенного на вершину «столпа, поддерживающего небо». Хаттийцы позаимствовали орла и изобразили его на печатях в Анатолии. Ассирийцы модифицировали египетский крылатый диск, заменив крылья и хвост перепелятника крыльями и хвостом орла. Крылатый диск был перенесен из Месопотамии в Персию во времена Ахеменидов и изображался на памятниках и цилиндрических печатях как символ неба. Крылатый диск с орлиными крыльями и хвостом и сам орел также были символом и хранителем Солнечных или Небесных ворот, которые располагались в горной цепи, ограничивающей землю по бокам. Орел был одним из древнейших космологических символов Евразии.

 

А. Узай Пекер. Двуглавый небесный орел на портале Эрзурумского медресе Чифте Минарели

 

Двуглавый орел (Ай Творец или Ай Тойон Творец Света) располагался на вершине Урало-Алтайского Мирового Древа . Эта практика, кажется, имеет очень долгое прошлое, предшествовавшее даже месопотамским началам. Более конструктивно интерпретировать эти старые космологические элементы как результат некоторых основных универсальных представлений, существовавших в космологиях оседлых и кочевых народов всей Азии. С другой стороны, в ближневосточном искусстве существует определенная историческая преемственность. Двуглавые или одноглавые орлы в искусстве Сельджукидов напоминают их древние месопотамские и персидские прототипы в отношении их стиля и применения. Двуглавый орел можно найти в искусстве Сельджукидов как абстрактный фигурный элемент. Так называемые арабские украшения включают в себя не только орла как абстрактный фигурный элемент, но и священное дерево. Двуглавый орел Сельджукидов считается геральдическим символом. Эта точка зрения до сих пор остается несостоятельной. Точно так же месопотамский орел с головой льва считается эмблемой. Он связан с богом войны и солнца Нинуртой, чей культ под различными местными именами был известен в городах, представленных львиноголовым орлом. Он принадлежал не одному городу, а городам, где бог Солнца был главным среди других богов. Его небесный, а не земной символизм на протяжении столетий усиливался. Сельджукидский одноглавый или двуглавый орел в этом отношении следует своему прототипу. Недостаточно знаний, чтобы оправдать особое геральдическое качество двуглавых орлов, которые можно найти во многих местах исламского искусства. Двуглавый или одноглавый орел был прежде всего вестником и символом земной власти, дарованной богом.

Мотив двуглавого орла в Армении

5 Комментарии / Древности, История / 5 февраля 2018 г. 24 мая 2018 г. головы смотрят в разные стороны. Существуют также вариации орлов, изображенных в линию друг за другом, при этом видна только задняя голова орла.

Древнейшие изображения двуглавого орла восходят к древнему теменному искусству, в том числе к шенгавитской керамике (5-4 тыс. до н.э.), искусствам Шумера, Хеттского царства, Ванского царства (изображение божества Шивини, 9до н. э.) и рельефная архитектура средневековой столицы Армении города Ани.

Орел был гербом армянских династий Аршакидов, Мамиконянов и Багратидов. Идея орла была принята рельефом на стене Эвли Беден Бурджу в Диярбакыре, Турция, с изображением двуглавого орла с двумя львами внизу.

Мотив двуглавого орла имеет местные корни в Армении. Николас Марр утверждал, что присутствия двуглавого орла на гербе Византийской империи недостаточно, чтобы утверждать, что армянский вариант находился под влиянием эллинистического, византийского и мусульманского искусства. Он также отметил особенности двуглавого орла из Ани.

А как насчет символизма двуглавого орла? Символ имеет много значений, но в основном он представляет власть, благородство, небесную силу и солнце.

Распростертые крылья были символом защиты, острые когти символизировали вечную борьбу со злом, а голова символизировала справедливую власть. Кроме того, орлы всегда ассоциировались с силой, храбростью, моралью и мудростью.

Что касается самого двуглавого орла, то он был символом превосходства языка, истории и времени как таковых. Кроме того, он представляет вечную трансформацию двух противоположных сил, двух защитников и нестареющую истину человеческой природы. В этом смысле двуглавый орел относится к поэме о рождении Ваагна и его двуличной сущности. Он был сыном бога и в то же время человеком, который женился на Астхик.

Этот семейный союз является архаичным символом связи мужчины и женщины, символом восхождения к небесам с помощью гордой птицы вечности, символом идеи смерти и воскресения, времени и вечности , рай и ад, молодость и старость. Двуглавый орел и соединение противоположностей также представляют собой процесс духовного развития на пути к тому, чтобы стать таким же величественным, бесстрашным и благородным, как орел.

Таблица 3 Двуглавый орел

Двуглавый орел. Геральдический знак Св. Эчмиадзина Коготливый орел, Барцракас, Дсех, мон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы