Что такое схоластика в философии: СХОЛАСТИКА • Большая российская энциклопедия
Содержание
СХОЛАСТИКА • Большая российская энциклопедия
СХОЛА́СТИКА (лат. scholastica, от греч. σχολαστιϰός – школьный), тип религ. философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологич. вероучения, соединением догматич. предпосылок с рационалистич. методикой и особым интересом к логич. проблематике; получил наиболее полное развитие в Зап. Европе в эпоху зрелого и позднего Средневековья.
Генезис схоластики и периодизация её развития
Истоки С. восходят к позднеантичной философии, прежде всего к Проклу (установка на вычитывание ответов на все вопросы из авторитетных текстов, каковыми были для Прокла сочинения Платона, а также сакральные тексты античного язычества, энциклопедич. суммирование самой разнообразной проблематики, соединение мистически истолкованного мифа с его рассудочной разработкой). Отцы Церкви подходят к С. по мере завершения работы над догматич. основами церковной доктрины (Леонтий Византийский, Иоанн Дамаскин). Особое значение имела работа Боэция по перенесению греч. культуры логич. рефлексии в латиноязычную традицию. Поставленный им вопрос о том, являются ли обшие понятия (универсалии) только внутриязыковой реальностью или же они имеют онтологич. статус, породил длившуюся веками и конститутивную для С. дискуссию между представителями реализма и номинализма.
Ранняя С. (9–12 вв.) имеет своей социокультурной основой монастыри и монастырские школы. Она рождается в драматич. спорах о месте т. н. диалектики (т. е. методич. рассуждений) при поисках духовной истины. Крайние позиции рационализма (Беренгар Турский) и фидеизма (Пётр Дамиани) не могли быть конструктивными для С., средний путь был предложен восходящей к Августину формулой Ансельма Кентерберийского «верую, чтобы понимать» (credo, ut intelligam – имеется в виду, что вера первична как источник отправных пунктов, подлежащих затем умственной разработке). Мыслительные инициативы П. Абеляра и др. теологов 12 в. (шартрская школа, сен-викторская школа) способствовали развитию схоластич. метода и подготовили переход к следующей эпохе.
Высокая С. (13 – нач. 14 вв.) развивается в контексте системы основываемых по всей Европе университетов, фоном служит активное участие в умственной жизни т. н. нищенствующих орденов – соперничающих между собой доминиканцев и францисканцев. Важнейшим стимулом оказывается распространяющееся знакомство с текстами Аристотеля, а также его араб. и европ. комментаторов. Однако попытка ввести в оборот школ те аристотелевские и аверроистские (см. Аверроизм) тезисы, которые были несовместимы с основами христианской веры, подвергается осуждению (случай Сигера Брабантского). Господствующее направление, выразившееся прежде всего в творчестве Фомы Аквинского, стремится к непротиворечивому синтезу веры и знания, к системе иерархич. уровней, в рамках которой вероучительные догматы и религ.-филос. умозрения оказались бы дополнены ориентирующейся на Аристотеля социально-теоретич. и естеств.-науч. рефлексией. Оно находит почву в рамках доминиканского ордена, в первый момент встречает протест со стороны консерваторов (осуждение ряда тезисов епископом Парижским в 1277, за которым последовали аналогичные акты в Оксфорде), но затем всё чаще и уже на столетия воспринимается как нормативный вариант С. Однако авторитарный плюрализм, заданный параллельным сосуществованием в католицизме зрелого Средневековья разл. орденов, создаёт возможность для разработки, прежде всего внутри францисканского ордена, альтернативного типа С., представленного ориентированной на августиновский платонизм мистич. метафизикой Бонавентуры, перенесением акцента с интеллекта на волю и с абстрактного на единичное (haecceitas, «вот-это-вость») у Иоанна Дунса Скота и т. п.
Поздняя С. (14–15 вв.) – обильная кризисными явлениями, но отнюдь не бесплодная эпоха. С одной стороны, доминиканцы и францисканцы перерабатывают творч. почины соответственно Фомы Аквинского и Дунса Скота в поддающиеся консервации системы томизма и скотизма, с др. стороны, раздаются голоса, призывающие перейти от метафизич. умозрения к эмпирич. изучению природы, а от попыток гармонизации веры и разума – к сознательно резкому разведению задач того и другого. Особую роль играют брит. мыслители, оппозиционные к спекулятивному системотворчеству континентальной высокой схоластики. Р. Бэкон призывает к развитию конкретных знаний, У. Оккам предлагает радикальное развитие скотистских тенденций в сторону крайнего номинализма и теоретически обосновывает притязания империи против папства. Определённые аспекты мыслительного наследия этого периода, пересмотра и критики прежних оснований С. были впоследствии усвоены Реформацией.
Схоластический метод
Подчинение мысли авторитету догмата – по известной формуле, восходящей к Петру Дамиани, «философия служанка богословия» (philosophia ancilla theologiae) – присуще ортодоксальной С. наряду со всеми др. типами правоверно-церковной религ. мысли, специфично для С. то, что сам характер отношения между догматом и рассудком мыслился при несомненной авторитарности необычно рассудочным и ориентированным на императив внутренней и внешней системности. Как Священное Писание и Священное Предание, так и наследие античной философии, активно перерабатывавшееся С., выступали в ней на правах грандиозного нормативного сверхтекста. Предполагалось, что всякое знание имеет два уровня – сверхъестеств. знание, даваемое в Откровении, и естеств. знание, отыскиваемое человеческим разумом, норму первого содержат тексты Библии, сопровождаемые авторитетными комментариями отцов Церкви, норму второго – тексты Платона и особенно Аристотеля, окружённые авторитетными комментариями позднеантичных и араб. философов (характерно распространённое в зрелой С. обозначение Аристотеля как praecursor Christi in naturalibus, т. е. «предтечи Христова во всём, что касается вещей естественных»). Потенциально в тех и других текстах уже дана полнота истины, чтобы актуализировать её, надо истолковать самый текст (исходный для схоластич. дискурса жанр lectio, букв. «чтение», имеется в виду толкование выбранного места из Библии или, реже, к.-л. авторитета, напр. Аристотеля), затем вывести из текстов всю систему их логич. следствий при помощи непрерывной цепи правильно построенных умозаключений (ср. характерный для С. жанр суммы – итогового энциклопедического сочинения, предпосылку для которого даёт жанр сентенций). Мышление С. остаётся верно гносеологии античного идеализма, для которого настоящий предмет познания есть общее (ср. платоновскую теорию идей и тезис Аристотеля «всякое определение и всякая наука имеют дело с общим», Met. XI, 1059b25), оно постоянно идёт путём дедукции и почти не знает индукции, его осн. формы – дефиниция, логич. расчленение и, наконец, силлогизм, выводящий частное из общего. В известном смысле вся С. есть философствование в формах интерпретации текста. В этом она представляет контраст как новоевропейской науке с её стремлением открытъ доселе неизвестную истину через анализ опыта, так и мистике с её стремлением узреть истину в экстатич. созерцании.
Парадоксальным, но логичным дополнением ориентации С. на авторитетный текст был неожиданно свободный от конфессионально-религ. мотивации подбор авторитетов «естественного» знания: наряду с такими античными язычниками, как Платон, Аристотель или Птолемей, и мыслителями исламской культуры, как Аверроэс (Ибн Рушд), в канон зрелой С. входил, напр., исп. еврей Ибн Гебироль, известный как Авицеброн (причём цитировавшие его христианские схоласты помнили, что он не является христианином, но забыли за ненадобностью сведения о его нац. и религ. принадлежности, выясненной лишь исследователями 19 в.). Примечательно, что «двойственной истины» теория (один и тот же тезис может быть истинным для философии и ложным для веры), решительно отвергаемая томизмом, но приписываемая, напр., Сигеру Брабантскому и предстающая логич. пределом многих тенденций поздней С., является в определённой мере следствием схоластич. авторитаризма: Библия и отцы Церкви – авторитеты, но разноречащие с ними Аристотель и Аверроэс также были восприняты именно как авторитеты.
С. не была бы творч. периодом в истории мысли, если бы она находила в данностях авторитетных текстов готовые ответы, а не вопросы, не интеллектуальные трудности, провоцирующие новую работу ума. Именно невозможность решить вопросы при помощи одной только ссылки на авторитет, обосновывающая самоё возможность С., многократно становилась предметом тематизации. «У авторитета нос восковой, т. е. его можно повернуть и туда, и сюда» («Auctoritas cereum habet nasum, id est in divеrsum potest flecti sensum»), – отмечал ещё Алан Лилльский, а Фома Аквинский специально возражает против установки ума на пассивно-описательное отношение к авторитетам: «Философия занимается не тем, чтобы собирать мнения различных людей, но тем, как обстоят вещи на самом деле» («In librum de caelo», I, 22). Мыслителей С. привлекало рассмотрение сложных герменевтич. проблем, особым случаем было вербальное противоречие между авторитетными текстами, акцентированное ещё в заглавии труда Абеляра «Да и нет» («Sic et non»). Схоласт должен был уметь разобраться в подобных казусах, оперируя категориями семантики (многозначносгь слова), семиотики (символические и ситуативно-контекстуальные значения, приспособление формы теологич. дискурса к языковым привычкам слушателя или читателя и т. п.), теоретически формулируется даже вопрос аутентичности сочинения и критики текста, хотя подобная филологич. проблематика на службе у богословия в целом остаётся нетипичной для средних веков и составляет характерное завоевание новоевропейской культуры.
Историческое значение схоластики
Влияние С. на современную ей культуру было всеобъемлющим. Мы встречаем схоластич. технику расчленения понятий в проповедях и житиях (напр., в «Золотой легенде» Якова Ворагинского), схоластич. приёмы работы со словом – в латиноязычной поэзии от гимнографии до песен вагантов и др. сугубо мирских жанров (а через посредство латиноязычной литературы – также и в словесности на нар. языках), схоластич. аллегореза живо ощущается в практике изобразит. искусств. Ориентация на жёстко фиксированные правила мышления, строгая формализация античного наследия помогла С. осуществить свою «школьную» задачу – пронести сквозь этнич., религ. и цивилизационные перемены Средневековья преемственность завещанных античностью интеллектуальных навыков, необходимый понятийно-терминологич. аппарат. Без участия С. всё дальнейшее развитие европ. философии и логики было бы невозможно, даже резко нападавшие на С. мыслители раннего Нового времени вплоть до эпохи Просвещения и нем. классич. идеализма никак не могли обойтись без широкого пользования схоластич. лексикой (до сих пор заметной в интеллектуальном языковом обиходе зап. стран). Утверждая мышление в общих понятиях, С. в целом – несмотря на ряд важных исключений – сравнительно мало способствовала развитию вкуса к конкретному опыту, важному для естеств. наук, зато её структура оказалась исключительно благоприятной для развития логич. рефлексии, достижения схоластов в этой области предвосхищают совр. постановку многих вопросов, в частности проблем математич. логики.
Гуманисты Возрождения, теологи Реформации и особенно философы Просвещения в борьбе против цивилизационных парадигм Средневековья потрудились, чтобы превратить само слово «С.» в бранную кличку, синоним пустой умственной игры. Однако развитие историко-культурной рефлексии не замедлило установить огромную зависимость всей философии раннего Нового времени от схоластич. наследия, преемственную связь контрастирующих эпох. Достаточно вспомнить, что выдвинутый Ж. Ж. Руссо и сыгравший революционизирующую роль концепт общественного договора восходит к понятийному аппарату С. Парадоксальным образом романтически-реставраторский культ Средневековья, оспоривший негативную оценку С., во многих вопросах стоял дальше от её духа, чем критики С. в эпоху Просвещения (напр. , Ж. де Местр, ярый апологет монархии и католицизма, иронизировал по поводу присущей просвещенческому гуманизму абстракции «человека вообще», вне наций и рас, опрокидывая тем самым заодно с идеологией Франц. революции всё здание традиционно-католич. антропологии и впадая в недопустимый «номинализм»).
В замкнутом мире католич. учебных заведений С. в течение ряда веков ещё сохраняла своё существование (см. Вторая схоластика). В контексте романтического и постромантич. историзма 19 в. интерес католич. учёных к С. стимулировал историко-филос. штудии, публикации текстов и т. п. Проект модернизирующей реставрации С. в виде неосхоластики, которая давала бы ответы на совр. вопросы, в 1879 был поддержан папским авторитетом (энциклика Льва XIII «Aeterni Patris», ориентирующая католич. мысль на наследие Фомы Аквинского, – см. Неотомизм). Сильным стимулом для этого проекта оказалась в 20 в. ситуация противостояния тоталитаристским идеологиям, что создавало потребность в апелляции к идеалу «вечной философии» (philosophia perennis), а также в синтезе между принципом авторитета, способным состязаться с авторитарностью тоталитаризма, и противопоставляемым тоталитаризму принципом личности, в примирении христианских и гуманистич. нравств. принципов. После Ватиканского II собора 1962–65 неосхоластика не исчезает как возможность, но границы её идентичности, как и признаки её присутствия в совр. культуре, всё очевиднее перестают быть осязаемыми.
Схоластика в философии это…
Схоластика в философии это направление научной мысли, рожденное на стыке логики и богословия. Философы-схоласты, используя логические приемы, стремились проанализировать и осмыслить признаваемое ими Божественное начало всего сущего.
Сегодня схоластическими принято называть споры на пустом месте бессмысленные суждения о том, что не возможно поверить, беспредметные разговоры. Слова «схоласт, схоластика» могут употребляться как отрицательные характеристики человека или происходящего явления.
Но, во-первых, такое суждение неверно в корне и ниже мы разберем, чему научила человечество это философское направление. А во-вторых, так было не всегда. Уже в Западной Европе IX-XII веков эта научная дисциплина оказывала огромное влияние на развитие общественного самосознания, формирование гармонии разума и веры.
Негативную окраску эта ветвь философской мысли получила по прошествии более тысячи лет своего становления и развития — в XIX веке. Эпоха Просвещения – время отрицания Божественного, массового ухода от религии в сторону активно развивающейся научной мысли, просто вытеснила схоластику из умов современников.
Кто первый задумался над логикой веры?
Известно, что над соотнесением веры в верховное сущее с законами формальной логики работали еще Платон (428-348 до н. э) и Аристотель (384-322 до н.э.).
Вплотную занялся толкованием богословия и мистицизма философ Прокл (412-485), живший в Византийской империи в V веке н.э. Обучившийся у величайших умов, много напряженно работавший, Прокл возглавил Афинскую Платоновскую Академию, будучи сравнительно молодым человеком – не достигнув 40 лет.
Происходившие на руинах Великой Римской империи общественные процессы определили направление развития научной мысли философа. Византийская империя была государством теократическим. Верховная власть принадлежала христианской церкви, языческие культы — объявлены ересью и преследовались. Считалось, что человек своим умом не способен понять всю глубину Божьего промысла, не может отличить добро от зла. Каждый был обязан доверять церкви и верить в Бога, не задумываясь и не рассуждая.
Пытливому уму философа и педагога Прокла вариант «слепой веры» не подходил. Он и его последователи полагали кощунственным насильное обращение в христианскую веру, уничтожение культовых объектов, являвшихся историческим наследием. После обнародования выполненной в 18 томах и не дошедшей до наших дней работы «Возражения против христиан», руководитель Платоновской Академии даже был вынужден на какое-то время бежать из Афины.
Основополагающими для схоластического *направления в древней философии* считаются труды Прокла «Первоосновы теологии» и «Платоновская теология», посвященные рассмотрению и анализу высших начал всего сущего.
Как и где развивалась схоластика?
Разобравшись с истоками, рассмотрим *кратко* основные вехи развития схоластической мысли.
В начале II тысячелетия в Западной Европе появилась система школьного образования. Стали развиваться университеты. Уже в 1088 году в итальянском городе Болонья создан первый университет. В короткие сроки подобные учебные заведения были организованы в большинстве крупных городов Европы. Они формировались по единому образцу, из 3 факультетов: медицинского, юридического и теологического. Именно на теологических факультетах стремились познать Бога, изучали логические аспекты веры и богословия.
Поэтому наиболее верным считается *определение* схоластической ветви философской мысли, как школьной, учебной философии (от лат. scholia «учёный», «школа»). Это направление не стоит считать философией *для чайников*. Поступить на теологический факультет могли те, кто успешно освоил латынь и Священное Писание, преуспел в изучении арифметики и грамматики, астрономии, логики и даже музыки, являвшейся обязательной дисциплиной в школах средневековья.
Главными задачами школьной философии того времени являлась возможность логически осмыслить, сделать доступным содержание веры, привести в систему церковные учения и труды христианских мыслителей.
Простыми словами философия того времени – инструмент для познания Бога. Вопросы, решаемые схоластикой начального периода, заключались в большей степени в формализации веры – расстановке «по полочкам» имеющихся знаний о высшей духовной сущности.
Однако, ученые схоласты того времени уже не имели единого мнения по ряду основополагающих философских вопросов, в частности по вопросу взаимодействия отдельных вещей и общих понятий. Так появились течения: реализм, номинализм и концептуализм. Именно во время споров и разделения учения на несколько ветвей создавались самые масштабные энциклопедические труды философско-теологического содержания – суммы.
В XIII веке начался расцвет схоластической философии, продлившийся до XV века. На этом этапе схоласты задались вопросами бессмертия и способностей души. На первый план вышли вопросы отношения воли личности и Божественного промысла. В этот период труды философов-схоластов начинают приобретать некую законотворческую окраску. Взаимоотношения человека и Бога рассматриваются как совокупность определенных прав и обязанностей. Появляются такие течения как волюнтаризм и интеллектуализм.
Кризис и исчезновение схоластической философии к XVIII веку обусловлены изменившимися потребностями общества. Активно развивались естественные науки. Человечеству стало интереснее познавать новое опытным путем, чем топтаться на месте, вновь и вновь рассуждая о наиболее правильной интерпретации Священного Писания. Внимание социума развернулось от познания внутреннего мира к изучению внешнего, где схоластике места не нашлось.
Интересно, что всю эпоху Возрождения (XVI-XVII) она продолжала оставаться официальной философией, изучаемой в большинстве европейских университетов. Утратившая актуальность школьная философия веками продолжала изучаться по инерции, что окончательно дискредитировало данное философское направление в мире науки.
Еще интереснее, что, несмотря на все гонения, имена многих схоластов часто упоминаются в работах современных деятелей. Их работы изучаются и пользуются спросом в научной среде. Многим знакомы имена Альберт Великий (1206–1280), Бонавентура (1218–1274), Фома Аквинский (1225–1274), Иоанн Дунс Скот (1265–1308), Уильям Оккам (1285–1347), Раймунд Луллий (1232–1315), Жан Буридан (1295–1358) и др.
Какую пользу принесла схоластика?
Три причины «уважать» эту теологическую философию:
- Считается, что именно схоластика научила человечество думать логически. Это направление философской мысли, имея Бога, как предмет изучения никак не могло повлиять на развитие естественных наук. Пытаясь, однако, осмыслить соотношение человеческой и высшей духовной сущностей, ее были вынуждены решать сложные многокомпонентные логические задачи, именно таким образом зародилась современная математическая логика.
- Лексика и понятийный аппарат, созданная философами данного направления широко используется в науке до настоящего времени.
- Именно на созданных богословской философией формализмах и принятых в ней способах мышления развивались современные философские течения. Можно сказать, схоластика – колыбель современной философии.
В этой статье, кратко и понятно описано всё самое важное, что сегодня нам необходимо знать об этом важном философском учении. Мы не углублялись в сложные для понимания особенности течения богословско-философской мысли, формируя комплексное представление о науке.
С уважением, Андрей Пучков
Поделиться в соц. сетях
Схоластика Определение и значение | Dictionary.com.
[ skuh-las-tuh-siz-uhm ]
/ skəˈlæs təˌsɪz əm /
Сохранить это слово!
Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.
существительное
(иногда с заглавной буквы) система богословского и философского учения, господствовавшая в средние века, основанная главным образом на авторитете отцов церкви, Аристотеля и его комментаторов.
узкая приверженность традиционным учениям, доктринам или методам.
ВИКТОРИНА
ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?
Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!
Вопрос 1 из 7
Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.
Происхождение схоластики
Впервые записано в 1750–1760 гг.; схоластический + -изм
ДРУГИЕ СЛОВА ИЗ схоластики
антисхоластизм, существительноепросхоластицизм, существительное
Слова рядом схоластика Schollander, Schomburg, Schönbein
Dictionary. com Unabridged
На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2022
Как использовать схоластику в предложении
Но его самая влиятельная работа была связана с отношениями между еврейской философией и средневековой схоластикой.
Британская энциклопедия, 11-е издание, том 15, часть 4|Разное
В схоластике он основал собственную школу и модифицировал молинизм своей системой конгруизма.
Иезуиты, 1534-1921|Томас Дж. Кэмпбелл
И современный мир ниспроверг этот дух схоластики.
Сборник статей по аналитической психологии|C. Г. Юнг
Оба они испытывали отвращение к Аристотелю и его формальной логике, особенно к тонкостям схоластики.
Положительный результат философии|Йозеф Дицген
Он яростно нападал на схоластику и порицал философию Аристотеля, которым восхищались схоластики.
Книги, роковые для их авторов|P. H. Ditchfield
Британские определения словаря для схоластика
Схоластика
/ (Skəˈlæstɪˌzɪzəm) /
существительные
(иногда капитал). сочинения отцов церкви и (с XII века) Аристотеля
строгое следование традиционным доктринам
Английский словарь Коллинза — полное и полное цифровое издание 2012 г.
© William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins
Publishers 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012
Культурные определения схоластики
схоластика
Философия и теология, отмеченные тщательной аргументацией, которая процветала среди христианских мыслителей Средневековья.
заметки для схоластики
Центральной в схоластической мысли является идея совместимости разума и веры. Мыслители-схоласты, такие как Фома Аквинский, пытались показать, что древняя философия, особенно философия Аристотеля, поддерживала и освещала христианскую веру.
Новый словарь культурной грамотности, третье издание
Авторское право © 2005 г., издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.
Определение и значение схоластики — Merriam-Webster
шо · лас · ти · сцизм
skə-la-stə-ˌsi-zəm
1
с большой буквы
а
: философское течение, господствовавшее в западно-христианской цивилизации с 9 по 17 век и сочетающее религиозную догму с мистической и интуитивной традицией святоотеческой философии, особенно св. Августина, а затем с аристотелизмом
б
: нео-схоластика
2
а
: строгая приверженность традиционным учениям или методам школы или секты
б
: педантичная приверженность научным методам
Примеры предложений
Недавние примеры в Интернете
Лео подчеркнул важность для выживания католического Магистериума систематических, интеллектуально строгих подходов к философии и богословию, характерных для средневековья. 0158 схоластика .
Питер Хаммонд Шварц, Новая Республика , 3 февраля 2021 г.
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «схоластика». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Первое известное использование
1609, в значении, определенном в смысле 1a
Путешественник во времени
Первое известное использование схоластики было
в 1609 г.
Посмотреть другие слова того же года
Словарные статьи рядом с
схоластика
схоластика
схоластика
схоластизировать
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись
«Схоластика».
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/scholasticism. По состоянию на 11 декабря 2022 г.
Copy Citation
More from Merriam-Webster on
scholasticism
Britannica English: Translation of scholasticism for Arabic Speakers
Britannica.com: Encyclopedia article about scholasticism
Subscribe to America’s largest dictionary and get thousands больше определений и расширенный поиск — без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
наполнять
См.