Ромейская империя: РОМЕЙСКАЯ ИМПЕРИЯ — Древо

Разное

Византия: в плену мифологем

Евгений Баев, студент V курса исторического факультета МГУ

  

В последнее время пристальный интерес общественности к Византии и роли византийского наследия на Руси возрастает. При этом публицистические оценки истории этой мировой державы и ее значения зачастую некорректны, искажают действительность, содержат фактические ошибки, преувеличения, изобилуют преднамеренными фигурами умолчания. То есть фальсифицируют историю. Ярким примером этого явилась опубликованная недавно в «Новой Газете» статья обозревателя Ю.Латыниной [1], где автор по сути возвращается к давно отвергнутой в мировой науке гиббоновской теории о тотальном упадке и регрессивности державы ромеев, но даже не упоминает таких «маленьких фактиков» как кодификация при Юстиниане римского права и кирилло-мефодиевская традиция. Не ставя целью выявлять и исправлять ляпы и натяжки журналистки [2], мы помещаем в качестве ответа рассуждения нашего студента.

Византийская империя — великое государство, от которого наш народ принял православную веру — в последнее время часто сравнивается с Россией по понятным
причинам. Причём зачастую Византия либо чрезвычайно идеализируется, либо, наоборот, описывается в самых чёрных красках (и то, и другое с намёком на нашу
страну).

С точки зрения исторической науки подобные действия неуместны. Византия – это Византия, Россия – это Россия. Несмотря на общность веры и сходство культур,
это разные общества.

Вместе с тем, нам есть, чему поучиться у Византии. Для нашей страны крайне важно учитывать опыт византийцев, которых мы можем назвать своими духовными
предшественниками. При этом крайне важно опираться на истинное историческое знание, а не на мифологемы и идеологические штампы.

«Корабль всемирного государства»

Начнём с того, что «Византия» — термин искусственный, возникший в немецкой историографии в XVI в. Он условен, как и многие научные термины, создаваемые для
обозначения понятия, и всяк пишущий о Византии это, конечно, знает. В средневековой Европе и на Руси это государство было известно как Греческое царство.
Во Франции его называли Bas-Empire (Нижняя империя). Часто встречается термин «Восточная Римская империя». На самом деле это была просто Римская империя,
существовавшая непрерывно с древнейших времён, чей континуитет идёт от гражданской общины существовавшего в древней Италии полиса под названием Roma.

В «Поучении» Агапита Диакона (самый популярный в средневековой Европе учебник государственного управления) встречается потрясающее определение ромеями
своей империи — «корабль всемирного государства». Всемирность, универсальность его заключалась не в обладании всем миром – в этом не видели нужды – а в
том, что для ромеев их империя была единственным в мире государством в собственном смысле этого слова, кораблём в бушующем варварском море. У ромеев была
претензия не на всемирное господство, а на всемирное значение, на моральное превосходство.

Конечно, это было самолюбование — самолюбование своими законами, гражданственностью, культурой, а также силой и процветанием. Ромеи считали себя элитой
человечества. Даже когда от всей империи остался практически один Константинополь, мысль о своей исключительности не покидала ромеев.

С одной стороны, мы должны помнить, что подобная эксклюзивность часто приводит к негативным последствиям для исповедующих её обществ, с другой, — ромеи
действительно имели полное право гордиться своей державой, пока не были подточены сами её основы — законность и публичный характер государства.

Римская империя всегда, и в византийский период в том числе, была правовым государством. Это государство покоилось на законах и на согласии граждан. По
мнению римлян, как не существует двух математик, не может существовать и двух систем права. Только римское право, основанное на естественных принципах,
считалось истинным. И Римское государство является хранителем этого права, а император — его живым воплощением. Считалось, что император, подчиняясь Закону
Божьему, даёт людям праведные законы. В его руках было «кормило благозакония».

Подобным образом ромеи относились и к православию — официальной религии империи с конца IV в. Империя должна быть средоточием благочестия и истинной веры,
а император — верховным хранителем догматов и блюстителем правоверия. Именно поэтому императоры-иконоборцы преследовали иконопочитателей, а православные
императоры — иконоборцев. Поэтому великий Юстиниан посвящал богословию едва ли меньше сил и времени, чем составлению законов: в этом он видел свой
гражданский долг главы Римского государства. Интересно, что даже языческий император Юлиан Отступник придерживался, в общем, тех же взглядов: он
философствовал и участвовал в мистериях как верховный понтифик древнеримской религии, и преследовал несогласных как охранитель официального благочестия.

Православие было официальным культом Римского государства. Поэтому еретики не были просто вольнодумцами от религии. Как членство в официальной церкви
считалось долгом патриота, так и отклонение от правой веры было актом политического протеста. В идеале римский народ совпадал с земной церковью, поэтому
еретики считались отщепенцами. Более того, они и сами не отделяли инакомыслия религиозного от политического. Когда сирийцы и египтяне в VI в. возжелали
национальной независимости и решили во что бы то ни стало обособиться от ромеев, они массово переходили в монофиситство — назло императору, исповедовавшему
православие.

Религиозное и политическое диссидентство тесно смыкались. Так, опасная секта павликиан (богомилов) поддерживалась Арабским халифатом и была своеобразной
«пятой колонной» внутри империи. Именно поэтому императоры так боролись за её искоренение — это было вопросом внутренней безопасности государства.

К чести Римской империи следует добавить, что нет в истории ни одного другого государства, проявившего такую живучесть, которое словно сжималось в точку
под напором внешних обстоятельств, но долгое время не исчезало, даже уменьшившись до размеров города (правда, этот Город по праву именовался царицей всех
городов мира).

Надо помнить, что ромейская держава была не просто преемником Римской республики, она сама была Римской республикой. Respublica по-латински — общее дело.
Государство воспринималось ромеями как дело общенародное. Единственным источником власти и суверенитета в империи был народ (именно это, наряду с высокой
правовой культурой, лежало в возможности заключения международных договоров с империей, поскольку гарантом оных были народ и его верховный представитель —
император, а не постоянно сменяющийся варварский вождь, за слова и действия которого наследники не несут ответственности).

Более того, государство было имманентным обществу, ромеи вообще не различали этих понятий, для них общество — это и есть государство. Полис, в котором
власть принадлежит гражданам — только разросшийся до гигантских размеров.

Что же касается республики, то даже окончательно перейдя на греческий язык, ромеи не захотели расставаться с этим словом: своё государство они называли
по-гречески ta dēmosia pragmata, или ta koina pragmata, что означает «общее дело».

Легитимность

Таким образом, мы видим, что сконструированный на Западе миф о Византии как о кровавой восточной деспотии, мягко говоря, не совсем соответствует истине. И
если государство для ромеев было общенародным делом, то византийский император был ни кем иным как народным избранником.

В практике императорской власти сочетались демократический принцип (император провозглашался народом на Константинопольском ипподроме) и принцип
теократический (по мнению ромеев, власть дана императору Богом, Который выражает Свою волю через глас народа). В эдикте Юстиниана Великого о составлении
Дигест, с одной стороны, говорится: «власть нам передана от небесного величества», а с другой: «власть римского народа переносится на императора».

Интересно, что собственно закона, который описывал бы функции императора, не было. Всё дело в том, что в основе императорской власти лежал не писаный
закон, а длительный обычай (longa consuetudo). Дело в том, что император не мог сам законодательствовать о своей особе — это было бы узурпацией прав
народа. Народ же, в силу своей многочисленности, уже не был способен к самостоятельному законотворчеству в комициях. Зато, согласно своду римского
гражданского права, если народом создаётся некий обычай, то он равен закону, и даже не требует письменной фиксации. Таким обычаем и стало вручение высшей
власти в руки одного человека.

Император не связан никакими законами (как сказал свт. Григорий Богослов: «Воля царя есть неписаный закон, ограждённый силой власти»), он стоит над ними,
но он же первым должен уважать законы и руководствоваться ими, чтобы и другим нарушение законов казалось небезопасным.

Возвышенная византийская политическая философия, основанная на православном понимании царской власти есть важная составляющая византийского наследия.
Согласно ей, обязанность императора быть наилучшим, стремиться к уподоблению Богу в милосердии, упражняться и возвышаться в добродетели.

По мнению византийского философа Синесия Киренского, император должен сообщать свою добродетель всем народам, изливать блага на множество людей. От
состояния его души зависит положение в стране. Поэтому задача правителя быть царём над самим собой, и тогда своим вдохновенным внутренним спокойствием он
будет удивлять добрых и устрашать злых.

Византийские авторы писали, что император не может обращаться со своей властью произвольно, словно бы она была его собственностью. Император держит власть
не для себя, а для блага народа. Власть обязывает её носителя к определённому образу действий. Власть — это священное служение.

Император должен печься о своих подданных, как о детях, он — отец народа. Но хотя власть императора и подобна власти Бога, он такой же человек, как и все,
и не должен прельщаться блеском своего сана (здесь уместно вспомнить о замечательной традиции: во время коронации императору преподносили несколько
образцов мрамора для его будущей гробницы: «Memento mori!»). Поставленный превыше всего земного, он не должен забывать о нравственных заповедях.

Византия не была наследственной монархией подобно варварским королевствам Запада. В ней существовала система передачи власти через назначение преемника.
Хотя подчас она и давала сбои, но в основном работала прекрасно. Теоретически, любой гражданин мог стать императором. Император, как правило, заранее
выбирал себе достойного преемника и объявлял своим соправителем (официально последний становился таковым, пройдя процедуру народного согласия). При этом и
в акте назначения, и в одобрении народа ромеи видели непосредственное выражение воли Бога, Который даёт власть, кому хочет. И даже если императора
свергали, то это считалось результатом грехов народа, который должен быть наказан через пришествие тирана.

Так, когда центурион Фока поднял мятеж в 602 г., и по его приказу был убит император Маврикий со всей семьёй, после чего Фока стал тиранить всю империю, по
преданию некий монах всю ночь молил Бога объяснить, как подобный человек мог оказаться у руля власти, и на утро услышал глас: «Искал вам худшего, да не
нашёл».

Однако после мрачного восьмилетнего правления Фоки, поставившего империю на грань гибели, к власти пришёл талантливый полководец Ираклий (610–641), который
сумел не только удержать осажденный персами Константинополь, но и совершить казавшееся невозможным: разгромить грозную персидскую армию и вернуть в
Иерусалим Животворящий Крест Господень, имеющий огромное сакральное значение.

Истинный император тем отличается от тирана, что, господствуя над множеством людей, он соединяет свои интересы с благом подданных, готов страдать, чтобы
оградить их от страданий, подвергается за них опасности, лишь бы только они жили в мире и безопасности, бодрствует днём и ночью, чтобы им не было причинено
никакого вреда.

Из-за избытка своей власти император страшен для людей уже самим фактом её безграничности, но одновременно он внушает любовь подданным своими
благодеяниями. Концентрируя в своих руках огромные ресурсы, он осуществляет функцию распределения благ и является мощным источником благотворительности.
Император является законным начальством, общим благом для всех подданных.

Культура

Никто не станет спорить с тем, что именно ромеи сохранили античную греко-римскую культуру и дали толчок итальянскому Возрождению, которое преобразует
Европу. Между тем, иногда их обвиняют в том, что они сами не создали ничего равного по масштабу памятникам античности. Это не так. Конечно, особенностью
ромейской культуры был её эклектический, даже подражательный характер. Главной задачей считалось именно сохранение античного наследия и подражание древним
образцам.

В литературе, например, господствовал языковой пуризм: все мало-мальски значимые произведения писались на аттическом диалекте древнегреческого языка,
который имел мало общего с разговорным, высоко ценилась стилизация. Многие западные учёные относились к византийской литературе предвзято, называя её
«архивом эллинизма», однако за маской аттицизма скрывалась литература весьма самобытная. Достаточно вспомнить берущие за душу гимны Романа Сладкопевца,
увлекательные любовные романы Ахилла Татия и Гелиодора, многочисленные исторические сочинения: от написанных изысканным языком подробных историй Прокопия
Кесарийского и Менандра Протектора до хроники Иоанна Малалы, писавшего на живом и доступном, но вместе с тем именно литературном языке. Процветала и
светская поэзия (в первую очередь, конечно, следует вспомнить роман в стихах «Роданфа и Досикл» Феодора Продрома и «Повесть о Дросилле и Харикле» Никиты
Евгениана). Увы, византийскую литературу можно назвать незаслуженно забытой, так как она мало известна широкому кругу читателей, несмотря на свои
достоинства.

Византийская иконопись и византийская архитектура оказали колоссальное влияние на искусство Европы и Руси. Без Византии не было бы ни Джотто, ни Андрея
Рублёва, ни собора Сан-Марко в Венеции, ни церкви Покрова на Нерли. Именно нацеленность на полноценное усвоение античного наследия стала причиной
византийских «возрождений» (Македонского, Комниновского и Палеологовского) и, наконец, европейского Ренессанса.

Некоторое культурное оскудение произошло в VII в., что было связано с трагическими событиями — нашествиями славян и арабов. Империя была на краю гибели.
Государству пришлось надолго милитаризироваться, сосредоточить все ресурсы на обороне. Разумеется, это сказалось на культуре. Кроме того, тяжёлое положение
империи вызвало всплеск фанатизма, характерного как для иконоборцев, так и для рьяных иконопочитателей в то время. Ещё следует помнить, что мы просто очень
мало знаем о культуре VII–IX вв., так как значительное число памятников погибло.

Однако уже в IX в. империя стала одерживать одну победу за другой. Она постоянно воевала на два фронта и на обоих успешно и неуклонно наступала (уникальный
случай в истории). Более того, как только в государстве наступила стабильность, сразу же процвели науки и искусства. Экономический подъём в IX–XI вв. был
невиданным.

Константинополь был крупнейшим городом мира, на умопомрачительные богатства которого с восхищением и завистью взирали путешественники с варварского Запада.
Ипподромы, термы, библиотеки, акведуки были неотъемлемой частью византийского города. Византия была единственным государством, которое могло себе позволить
широкомасштабную чеканку золотой монеты, причём её вес и проба не менялись на протяжении семи веков.

Слава Константинопольской высшей школы, возрождённой Иоанном Грамматиком и Львом Математиком, гремела по всему известному ромеям миру. В середине IX в.
начался процесс обращения славян в православное христианство и приобщения их к наследию античной цивилизации. Патриарх Фотий разъяснял первому крещёному
болгарскому царю Борису основы римского государственного управления, а в это время Кирилл и Мефодий переводили священные тексты на славянский язык.

После неурядиц, связанных с нашествием сельджуков и борьбой с печенегами и норманнами, в XII в. империя вступает в очередную пору расцвета при династии
Комнинов. Характерным представителем культурной элиты той эпохи был ритор Михаил Италик, крупный специалист по квадривиуму, а также философии, механике,
оптике и медицине. Вопреки расхожему представлению о том, что ромеи не позаботились о сохранении научных достижений древности, это не так. Михаил Италик не
только был прекрасно осведомлён о гелиоцентрической системе Аристарха Самосского, но и поддерживал её, и при это не был за это осуждаем.

Разумеется, в Средние века, как и в Античности, научные достижения, как правило, не были доступны основной массе населения (к которой, например,
принадлежал Косма Индикоплов, египетский монофисит, простодушно считавший, что мир имеет форму ковчега), зато они были вполне доступны ромейской культурной
элите, в отличие от западной (которая начали знакомиться с сочинениями Аристотеля и Галена лишь в XII в. через арабский перевод с сирийского, в то время
как ромеи читали этих авторов в оригинале).

Византийская наука не стояла на месте. Немесий Эмесский и Иоанн Филопон строили новую картину мира на основании натурфилософии неоплатонизма, соединённого
с христианством; Исидор Милетский и Анфимий Тралльский не только построили храм св. Софии, но и разработали теорию конических сечений, а также
реанимировали изобретения Архимеда; Леонтий Византийский и Максим Исповедник произвели революцию в богословии, введя в него понятийный аппарат Аристотеля;
Никифор Влеммид издал аристотелевские учебники логики и физики, получившие широкое распространение. Умы византийских философов закалялись в богословских
спорах, оказавших большое влияние на развитие христианства.

Христианская идея трансцендентности Бога давала науке возможность развиваться, в отличие от античного язычества, для которого весь мир был наполнен богами
и духами. Опровергая вечность и безначальность материи, Иоанн Филопон (VI в.) пришёл к выводу, что небесные тела состоят из огня, кроме того, небо так же
подвержено изменениям, как и «подлунный» мир. Филопон экспериментально доказал, что скорость падения тела не зависит от его массы, и вообще не оставил
камня на камне от аристотелевской теории движения.

Из-за арабского нашествия Александрийская академия, в которой работал Филопон, была уничтожена, а сами арабы с благоговением восприняли от сирийцев учение
Аристотеля, которое потом восприняла и сакрализировала поздняя схоластика.

Филопон имел изначальной целью доказать христианский догмат о сотворении мира из ничего, поэтому его научные успехи вызывали страшный гнев в языческой
Афинской академии (ещё один миф, связанный с византийской культурой — закрытие Афинской академии: якобы сей «светоч» был погашен «мракобесами»). Последнее
поколение афинских неоплатоников стояло на непримиримых позициях ямвлиховского догматизма и люто ненавидело христиан, ожидая скорого конца света из-за
мести позабытых богов. Император Юстиниан, ознакомившись с трудами Филопона, увидел в них потрясающие перспективы развития античной науки, свободной от
языческих догматов, и закрыл Афинскую академию, превратившуюся в заповедник устаревших идей Ямвлиха и Прокла, в которой главными преподаваемыми предметами
были оккультизм и теургия (общение с духами). Как видим, мракобесами скорее можно назвать самих философов Афинской академии.

Зато в Александрийской академии под давлением патриарха Петра Монга прекратили преподавание «бесовских таинств», а вместо них включили в учебную программу
математику, геометрию и механику. Наверняка, если бы эта академия не погибла во время арабского нашествия, уже к началу второго тысячелетия астрономы,
столкнувшись с несоответствием астрономических наблюдений «Альмагесту» Птолемея, занялись бы не «спасением феноменов» по Аристотелю, выдумывая новые
эпициклы, а постарались бы реабилитировать гелиоцентризм, идея которого, как мы уже знаем, никогда не была полностью забыта.

Социальная справедливость

Ромеи прекрасно осознавали, что перед государством стоят определённые социальные задачи. Юстиниан Великий в своей 148 новелле прямо заявлял, что его целью
является всеобщее благоденствие. Главными принципами законодательства для ромеев были справедливость и человеколюбие (формула римского юриста Ульпиана:
«право — это искусство добра и справедливости»).

Агапит Диакон указывает, что и чрезмерное богатство, и чрезмерная бедность суть зло, обрекающее людей на физические и нравственные страдания. Поэтому
государство должно уничтожать эти противоположности, стремясь к уравниванию граждан в имущественном плане.

Здесь нет ничего общего с пресловутым «взять всё — и поделить». Ромеи подчёркивали неприкосновенность собственности, и именно поэтому задачей правительства
являлось устранение нужды, чтобы каждый имел всё, в чём нуждается, и не посягал на чужое имущество.

В VII в., когда империя, казалось, скоро погибнет, началась мобилизация общества. Государство не могло более терпеть несправедливые общественные отношения,
когда пришло время призвать народ к обороне Отечества. Государство поставило задачу не допустить появления сверхбогатых людей.

Прежние римские латифундии исчезли напрочь. Основу экономики и обороны составили свободные крестьяне-общинники, а в городах — свободные ремесленники.
Внешняя торговля была под строгим надзором государства. Госслужащим было запрещено заниматься торговлей и ремеслом, а также покупать землю и давать деньги
в рост. Единственное, что позволялось сановникам с огромным жалованием — престижное потребление.

Согласно «Книге эпарха» Х века (своду уставов корпораций, подконтрольных Константинопольскому градоначальнику) предприниматель обязан был сам работать в
своей лавке, норма прибыли жёстко фиксировалась. Таким образом, мелкие производители конкурировали на равных, никому из них не позволялось усилиться
слишком сильно и задавить других, а государство следило за качеством продукции.

Государство заботилось о том, чтобы предпринимательство было, как бы сейчас сказали, «социально ответственным», а широкие народные массы не разорялись и не
превращались в пролетариат. Всех вдохновлял принцип апостола Павла: Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3:10).

Именно эти механизмы обеспечивали экономическую стабильность и зажиточную жизнь народа в средневизантийский период. Когда же, несмотря на все усилия
государства, воспользовавшись произошедшим по природным причинам голодом 922 г., динаты стали притеснять крестьян, а чиновники стали требовать для себя
свободы предпринимательства, система, обеспечившая стране потрясающие военные и экономические успехи, начала разваливаться. К власти пришли люди, которые
поставили корыстные личные интересы выше общественных. Именно это привело к катастрофе 1204 г. и длительной агонии XIII–XV вв. Агонии, тем не менее,
сопровождаемой подъемом духовности и созданием идеальной модели христианского мира, названной Д.Д. Оболенским «византийским
содружеством наций». И отвечая на вопрос, почему пала Византия, логичнее сформулировать его иначе: как она могла просуществовать более тысячелетия (а на
самом деле и полтора тысячелетия, если начинать с классической Римской империи), ведя почти беспрерывную войну на два, а то и на три фронта. Секрет не в
упадке, а в поразительной устойчивости…



[1] Латынина Ю. Византия: идеальная катастрофа // Новая Газета. Выпуск №14. 11 февраля 2015. http://www.novayagazeta.ru/arts/67159.html

[2] Отчасти это сделано, например, в публицистической статье: Холмогоров Е. И эта война закончится // Взгляд. Деловая газета. 12 февраля 2015. http:// www.vz.ru/columns/2015/2/12/729195.html

Византийские информационные ресурсы | Византийский Временник

Научные институции
Название Страна
Византийский мир Франция
Исследовательский центр византийского и поствизантийского искусства Греция
Французский институт византийских исследований Франция
Образовательные учреждения
Название Страна
Византийское общество Оксфордского университета Великобритания
Греческая и византийская филология Швеция
Центр византинистики в Коллегиуме Этвёша Венгрия
Ассоциации византинистов
Название Страна
Австралазийская ассоциация византийских исследований Австралия
Венгерское общество византийских исследований Венгрия
Византийское общество Кипра Кипр
‘Международная ассоциация византийских исследований Греция
Национальный комитет византинистов Российской Федерации Россия
Чешский национальный комитет византинистов Чешская республика
Музеи
Название Страна
Византийский музей Арголиды Греция
Херсонес Таврический, ГИАМЗ Россия
Периодические издания
Название Страна
Scandinavian Journal of Byzantine and Modern Greek Studies Швеция
Исследовательские проекты
Название Страна
ByzAD: Артефакты и материалы в византийских архивных документах Швейцария
Byzantium: Византийские исследования в Интернете Соединённые Штаты Америки
Dig-TIB: Цифровой атлас византийской империи Австрия
IHSP: Интернет свод средневековых источников: Византия Соединённые Штаты Америки
Византийская архитектура Соединённые Штаты Америки
Визатийский вебсайт Франция
Современные переводы византийских источников Соединённые Штаты Америки
Текст и нарратив в Византии Швеция
Экспертная система «Византийское право и акты» Россия
Просветительские
Название Страна
ΧΕΡΣΟΝΑΣΟΣ Россия
Смежной тематики
Название Страна
DARE: Цифровой атлас Римской империи Швеция
DARMC: Цифровой атлас римской и средневековой цивилизаций Соединённые Штаты Америки
ORBIS: Геопространственная сетевая модель римского мира Соединённые Штаты Америки
Культ святых Великобритания
Соцсервис ВКонтакте
Название Страна
ВИЗАНТИЯ Россия
Соцсервис Фейсбук
Название Страна
Византийская империя, сообщество
Византийская команда ОВС Соединённые Штаты Америки
Византийское общество Кипра Кипр
Всемирная ассоциация студентов-византинистов Франция
Палатинская схола: Византийская опломахия Греция
Ромейская империя Греция
Студенческая сеть византийских и средневековых исследований Кипр
Соцсервис — Блог
Название Страна
12 византийских правителей Соединённые Штаты Америки
ByzIDeo Австрия
Terra Byzantica Болгария
Византийская армия Соединённые Штаты Америки
Византийский блог Великобритания
Византийский эллинизм Греция
Всемирная ассоциация студентов-византинистов Франция
Другая сторона Византии Турция
История Византии (аудио) Великобритания
Палатинская схола: Академия боевых искусств Греция
Скандинавское византийское сообщество Норвегия
Старинный и пылкий Соединённые Штаты Америки
Студенческая сеть византийских и средневековых исследований Кипр

Римская империя | Определение, история, период времени, карта и факты

Римская империя

Все СМИ

Дата:
27 г. до н.э. — 476
Основные события:
Битва у Мильвийского моста
Битва в Тевтобургском лесу
Классическая древность
Битва при Мурсе
Антонины
Ключевые люди:
Август
Константин I
Тиберий
Адриан
Диоклетиан
Похожие темы:
Сенат
Стена адриана
Антонин Уолл
Таблица Пейтингера
Пон-дю-Гар
Похожие места:
объединенное Королевство
Германия
Франция
Саудовская Аравия
Израиль

Просмотреть весь связанный контент →

Римская империя , древняя империя с центром в городе Риме, которая была основана в 27 г. до н.э. после упадка Римской республики и продолжалась до последнего заката империи Запада в 5 веке н.э. Далее следует краткое описание Римской империи. Для полной трактовки см. Древний Рим.

Взгляните на остатки Римской империи в Колизее, Римском форуме и на Аппиевой дороге

Просмотреть все видео к этой статье

Узнайте, как тактика и дисциплина римской армии позволили Римской империи расшириться и устоять

Посмотреть все видео к этой статье

Период беспорядков и гражданских войн в I веке до н. э. ознаменовал собой переход Рима от республики к империи. Этот период охватил карьеру Юлия Цезаря, который в конечном итоге взял на себя полную власть над Римом в качестве его диктатора. После его убийства в 44 г. до н. э. правил триумвират Марка Антония, Лепида и Октавиана, племянника Цезаря. Вскоре Октавиан начал войну против Антония в Северной Африке и после победы при Акции (31 г. до н. э.) был коронован первым римским императором Августом. Его правление с 27 г. до н. э. по 14 г. н. э. отличалось стабильностью и миром.

Август установил форму правления, известную как принципат, которая объединила некоторые элементы республики с традиционными полномочиями монархии. Сенат по-прежнему функционировал, хотя Август, как принцепс, или первый гражданин, по-прежнему контролировал правительство. Смерть подорвала его попытки выбрать себе преемника. У него не было сына, и его племянник Марцелл, его зять Агриппа и его внуки Гай и Луций умерли раньше него. В конце концов он выбрал Тиберия, потомка ультрааристократического рода Клавдиев, и в 4 г. н. э. усыновил его.

Тиберий (годы правления 14–37) стал первым наследником династии Юлиев-Клавдиев и правил как способный администратор, но жестокий тиран. Его внучатый племянник Калигула (37–41) правил как абсолютист, его короткое правление было наполнено безрассудными тратами, жестокими убийствами и унижением Сената. Клавдий (41–54) централизовал государственные финансы в императорском дворе, тем самым добившись быстрых успехов в организации имперской бюрократии, но был безжалостен по отношению к сенаторам и всадникам. Нерон (54–68) на несколько лет передал управление способным советникам, но затем заявил о себе как о порочном деспоте. Он положил конец династии, став первым императором, пострадавшим от Damnatio memoriae : его правление было официально вычеркнуто из записей по приказу Сената.

После войны за наследство Веспасиан стал императором, и была основана династия Флавиев. Его правление (69–79) было отмечено реорганизацией армии, сделавшей ее более лояльной и профессиональной; за его расширение членского состава Сената, привлечение администраторов с чувством служения; за его повышение и систематизацию налогообложения; и за укрепление им границ империи (хотя новых территорий было добавлено немного). Короткое, но популярное правление его сына Тита (79 г.–81) последовало самодержавие Домициана (81–96), другого сына Веспасиана, который боролся с сенаторским классом и ввел налоги и конфискации для дорогостоящих зданий, игр и зрелищ. Царство террора в его последние годы было прекращено его убийством. Династия Флавиев, как и Юлиев-Клавдиев, закончилась императором, память которого официально была проклята.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Римская империя (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.)

Империя — это политическая система, в которой группа людей управляется одним человеком, императором или императрицей . Римская империя началась с правления императора Августа. Власть Сената была ограничена и стала органом поддержки императора.

Период между Августом и Диоклетианом называется Высшей империей, а Низкая империя — это эпоха между Диоклетианом и падением Римской империи на Западе.

Высшая Империя (31 г. до н.э. – 305 г. н.э.)

Римская империя на пике своего территориального развития

Между 14 и 68 годами Августу наследовали его наследники: Тиберий, Калигула, Клавдий и Нерон. Эта династическая преемственность была прервана смертью императора Нерона и гражданской войной в 68 году. Три императора боролись за власть, и, наконец, войну выиграл Веспасиан из династии Флавиев.

Династию Флавиев сменили Антонины (96 – 193) , общее название, данное Нерва , Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий и Коммод . Политика этих императоров была очень похожа на политику Флавиев.

Воцарение Септимия Северуса (197–235 гг.) сделало его первым правителем из Имперской династии Северан (197–235 гг.). Его заменили Каракалла, Макрин, Элагабал и Александр Северус.

Абсолютная власть Рима, столицы Империи, со временем ослабла. 90 039 Между 235 и 300 годами единственным приоритетом Рима была защита своих границ от непрерывных нападений варваров и сасанидов (из Персии) . Давление этих набегов побудило армию прийти к власти в 235 году. Эта эпоха известна как военная анархия и длилась около пятидесяти лет. У императоров того времени была единственная цель: сражаться с врагами Империи и обеспечивать безопасность границ.

В результате этих постоянных войн содержать армию было очень дорого, и поэтому Империя погрязла в долгах . Это, в свою очередь, привело к обнищанию населения, и многие из них потеряли свою идентичность и ценности. Многие ставят под сомнение свои религиозные убеждения, особенно с приходом новых доктрин с Востока.

Преследование постоянно растущего христианского меньшинства Диоклетеном было способом избавить империю от опасностей, с которыми она столкнулась.

В 284 году военный мятеж спас Империю, и Диоклетиан был провозглашен императором. Во время своего правления он установил тетрархию, форму правления, которая разделила власть. Диоклетиан назначил генерала Максимиана ответственным за западные регионы Империи, а император управлял восточными регионами. Спустя годы он назначит двух цезарей.

Диоклетиан отрекся от престола в 305 г., показав, что политическая система тетрархии не работает без того, кто ее возглавит.

Низкая империя (305 г. н.э. – 476 г. н.э.)

После отречения Диоклетиана в 305 г. происходила серия конфликтов до 312 г., когда в г. Константин стал единоличным императором Запада. Он должен был стать последним императором объединенной империи. Он установил христианство как официальную религию Империи.

Столица Империи переносится в древний город Византия , который реконструирован. Византия с 8 ноября 324  года переименовывается в Константинополь или город Константина.

Преемник Константина, Феодосий , разделил империю между двумя своими сыновьями Аркадием и Гонорием, создав Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts