Что в церкви на исповеди нужно говорить: Трудные вопросы об исповеди — Vatican News
Содержание
О чем говорить на исповеди?
Этот вопрос возникает у многих людей, желающих изменить свою жизнь при помощи Церкви и таинства Покаяния. Однако не всегда самостоятельный поиск приводит к правильному ответу. Попробуем дать ответ, исходя из реального опыта священнослужителей Жировицкой обители.
Приходя на исповедь, надо всегда задавать себе четкий и ясный вопрос: зачем я это делаю? Собираюсь ли я менять свою жизнь, что собственно и подразумевает само слово «покаяние» (с греч. метаноя – изменение ума, мировоззрения, умного подхода ко всему)?
В Таинстве покаяния можно выделить три основных момента или своеобразных покаянных этапа. Только последовательно пройдя все эти этапы, человек может надеяться на победу над грехом в себе. Вспомним притчу о блудном сыне. После того как младший сын получил от отца свою долю и промотал ее, «живя блудно», наступает «момент истины». Становится понятно, что он никому не нужен. И вот тогда-то младший сын вспоминает об отце: «Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода!» (Лк. 15:17).
Итак, первый этап покаяния – это «прийти в себя», задуматься о своей жизни: осознать, что я все-таки неправильно живу и… вспомнить о том, что всегда и в любой ситуации есть выход. И выход этот единственный: Господь. Все мы начинаем вспоминать о Боге только в скорбях, болезнях и т.п. В том числе, и люди церковные: те, кто более-менее регулярно посещают храм, исповедуются и причащаются; даже они вспоминают о Боге – о том, что все проблемы решаются именно в Нем – не сразу.
Второй этап – решимость расстаться с грехом и непосредственное исповедание греха. Блудный сын принимает это единственно правильное решение: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Лк. 15:20-24). Человек уже понял, что так, как он живет сейчас, жить нельзя, поэтому он предпринимает конкретные шаги, чтобы изменить ситуацию.
Господь, подобно отцу из евангельской притчи, ждет каждого из нас. Господь, если можно так выразиться, жаждет нашего покаяния. Никто из нас не заботится о нашем собственном спасении так, как Бог. Каждый из нас, я полагаю, переживал ту радость, облегчение, глубокий мир души после по-настоящему серьезной исповеди? Господь и ждет от нас этой глубины, серьезности по отношению к Себе. Мы делаем шаг навстречу Богу, а Он – несколько шагов навстречу нам. Лишь бы мы решились и сделали этот спасительный шаг вперед… А это как раз и проявляется, прежде всего, в исповеди.
Что мы говорим на исповеди Богу? Это, собственно, и является основной темой настоящей статьи. Начнем с того, что человек иногда даже не понимает, в чем ему каяться: «Никого не убивал, не воровал» и т.д. И если в ветхозаветной системе координат, на уровне десяти Моисеевых заповедей (к которым близки так называемые «общечеловеческие ценности»), мы как-то ориентируемся, то Евангелие остается для нас какой-то далекой, запредельной реальностью, никак не связанной с жизнью. А ведь именно заповеди Евангелия являются для христиан тем законом, который должен регулировать всю их жизнь. Поэтому для начала мы должны потрудиться хотя бы узнать об этих заповедях. Лучше всего читать Евангелие с толкованием святых отцов. Вы спросите: а что, мы сами не сможем самостоятельно понять Новый Завет? Что ж, начните читать, и я думаю, у вас появится масса вопросов. Чтобы найти на них ответы, можно почитать книгу архиепископа Аверкия (Таушева) «Четвероевангелие». Также можно посоветовать замечательную книгу «Толкование Евангелия» Б. И. Гладкова, который весьма удачно синтезировал святоотеческий опыт. Похожий труд принадлежит М. Барсову: «Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного писания». Все эти тексты сейчас без особых проблем можно найти в церковных лавках, магазинах или, во всяком случае, в сети Интернет.
Когда человеку откроется перспектива евангельской жизни, он, наконец, осознает, насколько его собственная жизнь далека от самых элементарных основ Евангелия. Вот тогда-то само собой станет понятно, в чем надо каяться и как дальше жить.
Теперь необходимо сказать несколько слов о том, как нужно исповедоваться. Оказывается, этому тоже надо учиться и, порой, всю жизнь. Как часто слышишь на исповеди сухое, формальное перечисление грехов, вычитанных в какой-нибудь церковной (или околоцерковной) брошюрке. Однажды на исповеди молодой человек прочитал по бумажке среди прочих грехов «любление экипажей». Я у него спросил – представляет ли он, что это такое? Он честно сказал: «Приблизительно» и улыбнулся. Когда выслушиваешь на исповеди эти трактаты, то со временем начинаешь определять первоисточники: «Ага, это из книжки «В помощь кающимся», а это из «Лекарства от греха…».
Конечно, есть действительно хорошие пособия, которые можно рекомендовать начинающим исповедникам. Например, «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) или уже упомянутая нами книга «В помощь кающимся», составленная по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). Ими, конечно, можно пользоваться, но только с известной оговоркой. Нельзя на них «застревать». Христианин и в исповеди должен прогрессировать. К примеру, человек может годами ходить на исповедь и, как хорошо заученный урок, твердить одно и то же: «Согрешил делом, словом, помышлением, осуждением, празднословием, нерадением, рассеянностью на молитве…» – далее следует определенный набор так называемых общих грехов так называемых церковных людей. В чем здесь проблема? Да в том, что человек отвыкает от духовной работы над своей душой и постепенно привыкает к этому греховному «джентльменскому набору» настолько, что почти ничего уже не чувствует на исповеди. Очень часто человек прячет за этими общими словами реальную боль и стыд от греха. Ведь одно дело скороговоркой пробормотать, среди прочего, «осуждением, празднословием, просмотром плохих изображений», и совсем другое – мужественно обнажить конкретный грех во всем его безобразии: поливал грязью коллегу за его спиной, упрекал своего друга за то, что не одолжил мне денег, смотрел порнофильм…
Можно, конечно, впасть и в другую крайность, когда человек погружается в мелочное болезненное самокопание. Можно дойти до того, что исповедник будет даже испытывать удовольствие от греха, как бы вновь его переживая, или же начнет гордиться: вот, мол, какой я глубокий человек со сложной и богатой внутренней жизнью… О грехе надо сказать главное, суть его, а не, простите, обсмактывать…
Также полезно напомнить, что когда мы исповедуем какие-либо грехи, то тем самым берем на себя обязательство их не совершать или, по крайней мере, бороться с ними. Просто поговорить о грехах на исповеди – великая безответственность. Некоторые при этом начинают еще и богословствовать: у меня нет смирения, потому что нет послушания, а послушания нет, потому что нет духовника, а духовников сейчас хороших не найти, потому что «последние времена» и «старцев нашему времени не дано»… Иные начинают вообще исповедоваться в грехах своих родственников, знакомых… только не в своих. Лукавая наша природа пытается таким образом даже на исповеди оправдать себя перед Богом и «свалить» вину на кого-нибудь другого. Поэтому грех надо действительно… оплакать на исповеди, обнажить без утайки всю его мерзость – обличить. Если человеку стыдно на исповеди, то это добрый знак. Значит, благодать Божия уже коснулась души.
Иногда человек кается (даже со слезами на глазах) в том, что съел в постный день непостный пряник или искусился супом с подсолнечным маслом… При этом совершенно не замечает, что живет уже много лет во вражде с невесткой или мужем, безразлично проходит мимо чужой беды; совершенно наплевательски относится к своим семейным или служебным обязанностям… Слепцы, не видящие дальше собственного носа, «оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» (Мф. 23:24)!.. Это касается именно тех людей, которые считают себя воцерковленными, ходят не один год (или даже десятилетие) в храм Божий и… живут при этом в каком-то придуманном ими самими мире – там нет Бога, потому что нет главного: любви к людям. Как Господь Иисус Христос обличал нас в этой нравственной слепоте и скорбел о «закваске фарисейской и саддукейской», которой все мы более или менее поражены… Девчонку, зашедшую в церковь в брюках, или подвыпившего парня сразу видим и, как коршуны, набрасываемся на них: пошли вон из нашего храма!..
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:27-28).
Итак, исповедоваться надо конкретно, лаконично, безжалостно по отношению к себе (к своему «ветхому человеку»), ничего не утаивая, не приукрашивая, не умаляя грех. Сначала нужно исповедовать самые грубые, самые постыдные, отвратительные грехи – решительно вываливать эти грязные замшелые камни из дома души. Затем уже собирать остальные камешки, выметать, выскабливать по сусекам…
Готовиться к исповеди нужно заранее, а не наспех, кое-как, уже стоя в храме. Можно готовиться за несколько дней (этот процесс на церковном языке называется говением). Подготовка к Таинствам Исповеди и Причастию – это не только пищевая диета (хотя это тоже важно), но и глубокое исследование своей души, и молитвенное призывание Божией помощи. Для последнего, кстати, предназначено так называемое Правило к Причастию, которое может быть разным в зависимости от уровня воцерковления христианина. Убежден, что заставлять человека, делающего первые шаги в Церкви, вычитывать все большое правило на непонятном для него церковнославянском языке – это «налагать бремена неудобоносимые» (Лк. 11:42). Мера поста и молитвенного правила должна быть согласована со священником.
Теперь рассмотрим третий этап покаяния, наверное, самый сложный. После того как грех осознан и исповедан, христианин должен своей жизнью доказать покаяние. Это означает очень простую вещь: не совершать больше исповеданный грех. И вот тут-то начинается самое сложное, самое мучительное… Человек думал, что, поисповедовавшись, испытав опыт благодатного утешения от исповеди, все выполнил, и теперь, наконец, можно наслаждаться жизнью в Боге. Но, оказывается, все только начинается! Начинается жестокая борьба с грехом. Вернее, она должна бы начаться. На деле же часто человек пасует перед этой борьбой и снова впадает в грех.
Хотелось бы обратить ваше внимание на одну странную (на первый взгляд) закономерность. Вот человек поисповедовался в каком-то грехе. К примеру, в раздражении. И почему-то сразу – или в этот день, или в ближайшее время – снова находится повод для раздражения. Искушение тут как тут. Даже иногда в еще более тяжелой форме, чем это было до исповеди. Некоторые христиане поэтому даже боятся часто исповедоваться и причащаться – боятся «усиления искушений». Но в том-то и дело, что Господь, принимая наше покаяние, дает нам возможность доказать серьезность нашей исповеди и на деле это покаяние осуществить. Господь предлагает своеобразную «работу над ошибками», чтобы человек на этот раз не поддался греху, а поступил правильно: по-евангельски. И самое главное – человек уже вооружен на борьбу с грехом благодатью Божией, полученной в Таинстве исповеди. В меру нашей искренности, серьезности, глубины, проявленной на исповеди, Господь дает нам и Свою благодатную силу для борьбы с грехом. Нельзя упустить этот божественный шанс! Не надо бояться новых искушений, надо быть к ним готовым, чтобы мужественно встретить их и… не согрешить. Только тогда будет поставлена точка в нашей покаянной эпопее и будет одержана победа над каким-то отдельным грехом. Очень важен этот момент – необходимо сосредоточиться на борьбе, прежде всего, с каким-то отдельным грехом. Как правило, мы начинаем искоренять в себе самые очевидные, грубые грехи – такие, как блуд, пьянство, наркотики, табакокурение… Только исторгнув из своей души эти грубые грехи, человек начнет видеть в себе остальные, более тонкие (но не менее опасные) грехи: тщеславие, осуждение, зависть, раздражительность…
Оптинский старец преподобный Никон (Беляев) так говорил по этому поводу: «Надо знать, какая страсть беспокоит более всего, с ней и нужно бороться особенно. Для этого надо ежедневно проверять свою совесть…». Не только на исповеди надо каяться в грехах, но хорошо, если христианин вечером, перед сном, например, вспомнит прожитый день и покается перед Господом в своих греховных мыслях, чувствах, намерениях или устремлениях… «От тайных моих очисти меня» (Пс. 18, 13), – молился псалмопевец Давид.
Итак, необходимо сосредоточиться на конкретном грехе, который действительно мешает жить, тормозит всю нашу духовную жизнь, и ополчиться на этот грех. Постоянно исповедовать его, бороться с ним всеми доступными нам средствами; читать творения святых отцов о способах борьбы с этим грехом, советоваться с духовником. Хорошо, если христианин найдет себе со временем духовника – это большая помощь в духовной жизни. Нужно молиться Господу, чтобы Он сподобил такого дара: настоящего духовника. Не обязательно это должен быть старец (да и где их, старцев, найдешь в наше время?). Достаточно найти трезвомыслящего, знакомого со святоотеческим преданием священника, обладающего хотя бы минимальным духовным опытом.
Исповедь должна быть регулярной (как и причастие Святых Христовых Таин). Частота исповеди и Причастия индивидуальна для каждого человека. Этот вопрос решается с духовником. Однако, в любом случае, христианин должен хотя бы раз в месяц исповедоваться и причащаться. Это важно именно потому, что душа регулярно засоряется всяким греховным хламом. Ни у кого не возникает вопросов, почему нужно регулярно умываться, чистить зубы, показываться врачу… Точно так же и душа наша нуждается в бережном уходе за ней. Человек – целостное существо, состоящее из души и тела. И если за телом мы ухаживаем, то о душе – увы! – часто совсем забываем… Именно в силу вышеуказанной целостности человека нерадение о душе сказывается потом и на телесном здоровье, да и вообще на всей жизни человека. Исповедоваться можно (и нужно!) и чаще (без Причастия), по мере необходимости. Заболит – сразу ведь бежим к врачу. Поэтому надо помнить, что и в храме нас всегда ждет Врач.
Да, инерция греха велика. Навык ко греху, который вырабатывался годами, не может не тянуть человека на дно. Страх перед этим навыком сковывает нашу волю и наполняет душу унынием: нет, я не могу победить грех… Так теряется вера в то, что Господь сможет помочь. Человек месяцами, потом годами ходит на исповедь и кается в одних и тех же трафаретных грехах. И… ничего, никаких положительных изменений.
И вот здесь очень важно помнить слова Господа о том, что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Употреблять усилие в христианской жизни означает бороться с грехом в себе. Если христианин будет действительно бороться с собой, то скоро ощутит, как от исповеди к исповеди спрут греха начинает ослаблять свои щупальца и душа все свободнее начинает дышать. Нужно – необходимо, как воздух! – ощутить этот вкус победы. Именно жестокая, непримиримая борьба с грехом усиливает в нас веру – «и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1Ин. 5:4).
журнал “Ступени”
«Что говорить на исповеди в церкви?» — Яндекс Кью
Популярное
Сообщества
РелигияЦерквиИсповедь
Анонимный вопрос
·
115,6 K
ОтветитьУточнить
lena1988
1,2 K
Историк в декрете:) · 10 мая 2018
Обратившись к Господу, нужно сказать, что согрешила перед Тобой; перечисляйте грехи, сказав: «Согрешила…(прелюбодеянием или ложью или еще чем-то)»; грехи рассказываем без подробностей, но не очень кратко; закончив перечисление грехов, каемся и просим спасения и милостыни у Господа.
На исповеди не стоит употреблять какие-то заученные слова или фразы. После того, как человек расскажет о грехах, священник может задать еще какие-то вопросы. На них нужно отвечать спокойно, даже если они и смущают человека. Волнующие вопросы может задавать и сам прихожанин, ведь первая исповедь и существует для того, чтобы человек встал на путь истинный и уже с него не сходил.
43,3 K
Комментировать ответ…Комментировать…
onlinebabushka
3
10 сент 2020
Думаю, то что тебя волнует гордыня или гнев, может обман, но именно сейчас волнует ты понимаешь, что поступил не очень правильно и это тебя беспокоит, хочется прощения.
28,4 K
Комментировать ответ…Комментировать…
Первый
светлана хохлачева
27
13 сент 2020
Подойдя к месту где стоит батюшка как свидетель,и Господь!!!!(невидимо),говорим:Прости меня Господи,согрешила,каюсь!
И перечисляем то,за что сердце болит!Называем своими словами,
без подробностей,и никого не обвиняя!Только свои грехи!
Н-р:гордилась,считала себя лучше ,умнее коллеги
Обижала родителей,
Не соблюдала постные дни,
В конце ,Прости меня ,милосердный Господи!Обе. .. Читать далее
29,5 K
Комментировать ответ…Комментировать…
Первый
алексей грибанов
67
11 янв 2020
Подойдя, нужно поклониться кресту лежащему на аналоэ со словами » Грешен Господи!»и перечислить свои грехи. Затем ,перекрестившись поцеловать крест, возложить голову на Евангелие, оно тоже лежит на аналоэ, батюшка накрывает голову эпитрахилью и читает молитву. Взять богословие. Делать нужно всё с благовением и покоянием, каясь в грехах!
80,0 K
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Таинство исповеди | Римско-католический приход св. Иоанна Богослова
Благодаря этому факту христианской жизни мы находим большое утешение в Таинстве Исповеди , потому что у нас есть возможность получить прощение грехов, которые мы совершаем после крещения. Св. Амвросий говорит, что есть два обращения «вода и слезы: вода Крещения и слезы покаяния». (Катехизис католической церкви, 1429 г.)
Как и все Таинства, это личная встреча с Иисусом. На исповеди мы рассказываем о своих грехах священнику, который действует от лица Христа и с властью Иисуса, чтобы слушать, предлагать руководство, обеспечивать подходящее покаяние и произносить слова отпущения грехов. Иисус дал силу прощать грехи апостолам, когда явился им после своего воскресения в Евангелии от Иоанна. Иисус является Марии Магдалине, которая приходит к апостолам, чтобы сказать им, что Иисус воскрес из мертвых. Затем, позже в тот же день, Иисус неожиданно посещает учеников.
«Вечером того дня, первого дня недели, когда двери были заперты там, где были ученики, из страха перед Иудеями, пришел Иисус, стал среди них и сказал им: мир вам. Сказав это, Он показал им руки и ребра Свои. Тогда ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус опять сказал им: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вам. » И когда он сказал это, он дунул на них, и сказал им: «Примите Святого Духа. Если вы простите кому грехи, они прощаются; если вы сохраните грехи кого, они останутся. ‘» (Иоанна 20:19-23)
Этот отрывок раскрывает три важных момента, касающихся учреждения этого таинства. Во-первых, давая им дар Святого Духа, он специально посылает их использовать эту силу для прощения грехов людей, используя слова «Я посылаю вас» и «если вы простите кому-либо грехи, они прощены». Кроме того, Иисус уточняет, что эта сила также распространяется на ситуации, когда они могут не прощать чьих-либо грехов, используя фразу «если вы удерживаете грехи кого-либо…». Зачем ему это делать? Разве Иисус не хочет, чтобы все получили прощение? Конечно, Иисус (и его священники) хотят, чтобы каждый получил Божью милость и прощение. Однако существенная часть обмена милосердием — это сожаление о грехах и выражение своего желания больше не грешить. Если этого окажется недостаточно, то духовник имеет право не предлагать отпущения грехов. В ситуациях, когда это уместно, священник даст кающемуся указание о том, какие препятствия еще предстоит преодолеть, чтобы получить отпущение грехов. Наконец, тот факт, что священнику дана власть и ответственность либо прощать, либо не прощать грехи, исповеданные каждым человеком, он должен обычно выслушивать конкретные грехи кающихся и их выражение раскаяния (печали о своих грехах) и их решение избегать совершения этих грехов в будущем (изменение жизни). В этом существенное различие между простой молитвой о прощении грехов и обменом между священником и кающимся в этом таинстве.
Иисус рассказал нам прекрасную историю, чтобы помочь нам понять выражение Его милости в этом таинстве. В Луки 15 мы находим историю о блудном сыне, сыне, который отрекается от своего отца, требуя его наследства, а затем растрачивая его на вечеринки и аморальную жизнь. Затем в стране, где он устраивает вечеринки, наступает голод, и у него заканчиваются деньги. Понимая, как низко он пал, он решает вернуться домой, чтобы сказать отцу, как он сожалеет о содеянном. Он практикует то, что можно было бы назвать актом раскаяния, когда готовится подойти к отцу и попросить его позволить ему вернуться домой, но не как сын, а как слуга своего отца. Когда он приближается к своему дому, история продолжается…
«Но когда он был еще вдали, отец его увидел его и сжалился, и побежал, и обнял его, и поцеловал его. И сказал ему сын: отче, я согрешил против неба и пред тобою; я больше не достоин называться твоим сыном». Но отец сказал рабам своим: принесите скорее лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги, и приведите откормленного теленка, и заколите; будем есть и готовить весел, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». » (Луки 15:20-24)
Реакция Бога-Отца, когда мы грешим, не состоит в том, чтобы махнуть пальцем и сказать: «Я знал, что он это сделает» или «Жаль, что он/она никогда не сможет вернуться домой сейчас ». Нет, где грех, там всегда благодать. Бог отвечает на наши грехи, приглашая нас прийти к Нему за милостью и прощением. Он любит нас не потому, что мы согрешили, а несмотря на то, что мы согрешили. Он видит нас, как это делает отец в истории из Луки 15 , выбегающий навстречу нам, когда мы приближаемся к Его престолу милосердия, чтобы восстановить наше усыновление в Его Сыне Иисусе.
«Нелегко вверить себя милосердию Божию, потому что это бездна за пределами нашего понимания. Но я должен! … «О, я великий грешник!» Тем лучше! Идите к Иисусу: Он любит вас сказать ему это! Он забывает, у него есть особая способность забывать. Он забывает, он целует тебя, он обнимает тебя и просто говорит тебе: «И я тебя не осуждаю, иди и впредь не греши». — Папа Франциск, проповедь 17 марта 2013 г.
Каким великим даром является это таинство для грешника, стремящегося стать святым! Когда мы принимаем его с истинно сокрушенным сердцем, мы можем быть уверены, что мы прощены. Через священника Сам Иисус предлагает прощение кающемуся, а также благодать для укрепления человека против будущих искушений.
Таинство Покаяния и Примирения
Таинство Покаяния также называют Таинством Покаяния и Примирения. Мы используем эти имена для описания различных аспектов этого таинства, потому что оно включает в себя не только исповедание наших грехов и получение прощения.
Он называется Таинством Покаяния, чтобы описать восстановление наших сердец через выражение нашей печали и сотрудничество в нашем исцелении. Покаяние имеет два аспекта; интерьер и экстерьер.
Внутреннее покаяние…
«является движением «кающегося сердца» (Пс. 51:19), привлеченного божественной благодатью, чтобы ответить на милосердную любовь Бога. Это влечет за собой скорбь и отвращение к совершенным грехам, твердое намерение больше не грешить впредь и упование на помощь Божию. Оно питается надеждой на божественное милосердие. -Сборник катехизиса, 300
Внешнее покаяние…
«Может выражаться многими и разными способами, но прежде всего в посте, молитве и милостыне. Эти и многие другие формы покаяния могут практиковаться в повседневной жизни христианина, особенно во время Великого поста и в покаянный день пятницы. -Сборник Катехизиса, 301
Его также называют Таинством Примирения, потому что оно не только восстанавливает наши отношения как сыновей и дочерей Бога, но и примиряет нас друг с другом, восстанавливая наш союз с Телом Христа, Его Церковью. Так, помимо прощения грехов, кающийся через священника примиряется с самой Церковью.
«Приступающие к таинству Покаяния получают прощение от милости Божией за совершенное против Него преступление и в то же время примиряются с Церковью, которую они ранили своими грехами и которая милосердием, примером, и молитвенными трудами для их обращения». (Катехизис Католической Церкви, 1422)
Подготовьтесь заранее, начав с молитвы, прося помощи у Бога, используя традиционную молитву или собственную молитву.
Проверь свою совесть. Возможно, вам будет полезно использовать подготовленный список, который поможет вам сформировать свою совесть, вдохновленный 10 заповедями или списком добродетелей и пороков .
При входе в исповедальню кающийся крестится и молится «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» для начала таинства. Затем священник приветствует и может даже прочитать короткий отрывок из Священного Писания.
Затем кающийся указывает, сколько времени прошло с момента его последней исповеди.
Затем вы исповедуете свои грехи в натуре и количестве (не беспокойтесь, если вам придется обобщать количество раз, особенно если с момента вашей последней исповеди прошло много времени). Как правило, лучше сначала перечислить все смертные грехи, а затем простительные. Если вы не уверены в тяжести каждого греха, просто исповедуйте их по мере того, как они приходят вам на ум. От вас не требуется исповедовать простительные грехи в причастии, но, тем не менее, это полезно делать, особенно если вы хотите получить совет относительно привычного простительного греха.
Если с момента вашей последней исповеди прошло много времени, не волнуйтесь, священник вам поможет. Когда вы говорите о своих грехах, возможно, будет полезно рассказать священнику о вашем положении в жизни (женат, не женат, по роду деятельности и т. д.). Лучше всего просто констатировать, что вы сделали, обличая себя, а не обвиняя в своих поступках других людей или исповедуя чужие грехи. Это не место для оправданий. Это место, где можно избавиться от вины в искренности и честности.
Закончив говорить о своих грехах, вы можете показать, что закончили, сказав: «Я сожалею об этих и всех грехах моей прошлой жизни» или «Это все мои грехи».
Затем священник может задать вам несколько вопросов, чтобы помочь ему понять все, что вы сказали, что неясно. Он может дать вам несколько советов о том, как избежать искушения, и/или предложить вам развить в себе определенную добродетель, чтобы избежать греха в будущем.
Священник даст вам епитимью, которая может быть молитвой или действием, направленным на соединение ваших страданий с Крестом Христовым, чтобы «восполнить недостающее в скорбях Христовых ради Тела Его, то есть Церкви…» ( Колоссянам 1:24) и предложить возмещение за последствия ваших грехов.
Затем он произнесет слова отпущения грехов, действуя в лице Христа, произнося слова прощения и примирения в основе этого таинства. В конце слов отпущения грехов ответьте: «Аминь».
Вы должны совершить покаяние как можно скорее. Это уменьшит временное наказание за уже прощенные грехи.
Иду на исповедь. Пошаговая инструкция
1. ПОДГОТОВКА: Перед тем, как идти на исповедь, уделите время подготовке. Начните с молитвы, прося Святого Духа осветить Его светом ваше сердце. Попросите, чтобы вы могли увидеть себя и свою жизнь с момента вашей последней исповеди так, как Он вас видит. Затем спросите себя, не пренебрегали ли вы в своих мыслях, словах и действиях тем, чтобы жить по заповедям Христа: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, всею душею твоею и всем разумением твоим» и « возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22:37, 39).)?
В качестве помощи при этом испытании совести вы можете просмотреть Десять Заповедей или заповедей блаженства (Исх 20:2-17; Втор 5:6-21; Мф 5:3-10; или Лк 6:20- 26). Или просмотрите руководство «Экзамен совести », которое вы можете найти в Интернете или на странице 10 в этом выпуске «Catholic Times». Если вам нужно, вы можете сделать несколько заметок, чтобы не забыть ничего, что всплыло во время экзамена, но закончить экзамен в любом случае молитвой благодарности Богу и быть спокойным, когда вы направляетесь в исповедальню. Когда вы входите в исповедальню, вы можете выбрать исповедь за ширмой или лицом к лицу, в зависимости от того, какой способ лучше всего позволит вам столкнуться с милостью Божией в таинстве.
2. ПРИВЕТСТВИЕ: Священник может сказать вам слова приветствия; он может произнести краткое благословение или прочитать отрывок из Писания. Однако чаще всего он переходит прямо к шагу
#3. КРЕСТНОЕ ЗНАК: Вместе вы и священник совершите крестное знамение . Затем вы можете начать свою исповедь такими или подобными словами: «Благослови меня, Отец, ибо я согрешил. Прошло [укажите дни, месяцы или годы] с момента моей последней исповеди». Обратите внимание, некоторые священники могут вообще ничего не говорить в начале. Если это так, не стесняйтесь начать с этого и сказать: «Благослови меня, Отец, ибо я согрешил. Прошло [укажите дни, месяцы или годы] с момента моей последней исповеди».
4. ИСПОВЕДЬ: Покайся во всех своих грехах священнику. Постарайтесь быть как можно более конкретным. Если вы не знаете, что сказать, попросите помощи у священника и знайте, что если ему нужно больше ясности в чем-то, он мягко попросит вас уточнить подробности. Когда вы закончите, закончите этими или подобными словами: «Я сожалею об этих и всех моих грехах». Обратите внимание: вы можете записать свои грехи на бумаге и прочитать их, если это вам поможет. Однако после исповеди вы должны как можно скорее уничтожить бумагу, так как эти грехи прощены и больше не являются частью вашей жизни.
5. ПОКАЯНИЕ: Священник может сначала посоветовать вам, как лучше вести христианскую жизнь, и может задать вам несколько вопросов. Затем он предложит вам акт покаяния. Это может быть молитва, дело милосердия или акт милосердия. Вы узнаете об этом шаге, потому что священник скажет: «За ваше покаяние…». Только не забудьте совершить акт покаяния!
6. АКТ ПОКАЯНИЯ: После того, как священник дал вам ваше покаяние, он попросит вас произнести вслух Акт покаяния. Предлагаемый акт раскаяния, о котором вы можете молиться, приведен ниже, но знайте, что вы также можете просто молиться от всего сердца молитвой, выражающей сожаление о ваших грехах и решимостью больше не грешить.
«Боже мой, я от всего сердца сожалею о своих грехах. Выбрав зло и не сделав добро, я согрешил против тебя, которого должен любить больше всего. Я твердо намерен с вашей помощью покаяться, больше не грешить и избегать всего, что ведет меня ко греху. Наш Спаситель Иисус Христос пострадал и умер за нас. Во имя его, Боже мой, помилуй». ( Обряд покаяния , № 45)
7. ОТПУСКАНИЕ: Священник протянет руки над вашей головой и произнесет слова отпущения грехов. Он скажет:
«Бог Отец милосердия смертью и воскресением Сына Своего примирил с Собою мир и послал среди нас Духа Святого для прощения грехов; через служение Церкви да даст вам Бог прощение и мир, и я освобожу вас от ваших грехов во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».