Что в церкви на исповеди нужно говорить: Трудные вопросы об исповеди — Vatican News

Разное

О чем говорить на исповеди?

Этот вопрос воз­ни­кает у многих людей, жела­ю­щих изме­нить свою жизнь при помощи Церкви и таин­ства Пока­я­ния. Однако не всегда само­сто­я­тель­ный поиск при­во­дит к пра­виль­ному ответу. Попро­буем дать ответ, исходя из реаль­ного опыта свя­щен­но­слу­жи­те­лей Жиро­виц­кой оби­тели.

При­ходя на испо­ведь, надо всегда зада­вать себе четкий и ясный вопрос: зачем я это делаю? Соби­ра­юсь ли я менять свою жизнь, что соб­ственно и под­ра­зу­ме­вает само слово «пока­я­ние» (с греч. мета­ноя – изме­не­ние ума, миро­воз­зре­ния, умного под­хода ко всему)?

В Таин­стве пока­я­ния можно выде­лить три основ­ных момента или свое­об­раз­ных пока­ян­ных этапа. Только после­до­ва­тельно пройдя все эти этапы, чело­век может наде­яться на победу над грехом в себе. Вспом­ним притчу о блуд­ном сыне. После того как млад­ший сын полу­чил от отца свою долю и про­мо­тал ее, «живя блудно», насту­пает «момент истины». Ста­но­вится понятно, что он никому не нужен. И вот тогда-то млад­ший сын вспо­ми­нает об отце: «Пришед же в себя, сказал: сколько наем­ни­ков у отца моего избы­то­че­ствуют хлебом, а я умираю от голода!» (Лк. 15:17).

Итак, первый этап пока­я­ния – это «прийти в себя», заду­маться о своей жизни: осо­знать, что я все-таки непра­вильно живу и… вспом­нить о том, что всегда и в любой ситу­а­ции есть выход. И выход этот един­ствен­ный: Гос­подь. Все мы начи­наем вспо­ми­нать о Боге только в скор­бях, болез­нях и т.п. В том числе, и люди цер­ков­ные: те, кто более-менее регу­лярно посе­щают храм, испо­ве­ду­ются и при­ча­ща­ются; даже они вспо­ми­нают о Боге – о том, что все про­блемы реша­ются именно в Нем – не сразу.

Второй этап – реши­мость рас­статься с грехом и непо­сред­ствен­ное испо­ве­да­ние греха. Блуд­ный сын при­ни­мает это един­ственно пра­виль­ное реше­ние: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согре­шил против неба и пред тобою, и уже недо­стоин назы­ваться сыном твоим; прими меня в число наем­ни­ков твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжа­лился; и, побе­жав, пал ему на шею и цело­вал его. Сын же сказал ему: отче! я согре­шил против неба и пред тобою и уже недо­стоин назы­ваться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: при­не­сите лучшую одежду и оденьте его, и дайте пер­стень на руку его и обувь на ноги; и при­ве­дите откорм­лен­ного теленка, и зако­лите; станем есть и весе­литься! ибо этот сын мой был мертв и ожил, про­па­дал и нашелся. И начали весе­литься» (Лк. 15:20-24). Чело­век уже понял, что так, как он живет сейчас, жить нельзя, поэтому он пред­при­ни­мает кон­крет­ные шаги, чтобы изме­нить ситу­а­цию.

Гос­подь, подобно отцу из еван­гель­ской притчи, ждет каж­дого из нас. Гос­подь, если можно так выра­зиться, жаждет нашего пока­я­ния. Никто из нас не забо­тится о нашем соб­ствен­ном спа­се­нии так, как Бог. Каждый из нас, я пола­гаю, пере­жи­вал ту радость, облег­че­ние, глу­бо­кий мир души после по-насто­я­щему серьез­ной испо­веди? Гос­подь и ждет от нас этой глу­бины, серьез­но­сти по отно­ше­нию к Себе. Мы делаем шаг навстречу Богу, а Он – несколько шагов навстречу нам. Лишь бы мы реши­лись и сде­лали этот спа­си­тель­ный шаг вперед… А это как раз и про­яв­ля­ется, прежде всего, в испо­веди.

Что мы гово­рим на испо­веди Богу? Это, соб­ственно, и явля­ется основ­ной темой насто­я­щей статьи. Начнем с того, что чело­век иногда даже не пони­мает, в чем ему каяться: «Никого не убивал, не воро­вал» и т.д. И если в вет­хо­за­вет­ной системе коор­ди­нат, на уровне десяти Мои­се­е­вых запо­ве­дей (к кото­рым близки так назы­ва­е­мые «обще­че­ло­ве­че­ские цен­но­сти»), мы как-то ори­ен­ти­ру­емся, то Еван­ге­лие оста­ется для нас какой-то дале­кой, запре­дель­ной реаль­но­стью, никак не свя­зан­ной с жизнью. А ведь именно запо­веди Еван­ге­лия явля­ются для хри­стиан тем зако­ном, кото­рый должен регу­ли­ро­вать всю их жизнь. Поэтому для начала мы должны потру­диться хотя бы узнать об этих запо­ве­дях. Лучше всего читать Еван­ге­лие с тол­ко­ва­нием святых отцов. Вы спро­сите: а что, мы сами не сможем само­сто­я­тельно понять Новый Завет? Что ж, нач­ните читать, и я думаю, у вас появится масса вопро­сов. Чтобы найти на них ответы, можно почи­тать книгу архи­епи­скопа Авер­кия (Тау­шева) «Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие». Также можно посо­ве­то­вать заме­ча­тель­ную книгу «Тол­ко­ва­ние Еван­ге­лия» Б. И. Глад­кова, кото­рый весьма удачно син­те­зи­ро­вал свя­то­оте­че­ский опыт. Похо­жий труд при­над­ле­жит М. Бар­сову: «Чет­ве­ро­е­ван­ге­лие. Руко­вод­ство к изу­че­нию Свя­щен­ного писа­ния». Все эти тексты сейчас без особых про­блем можно найти в цер­ков­ных лавках, мага­зи­нах или, во всяком случае, в сети Интер­нет.

Когда чело­веку откро­ется пер­спек­тива еван­гель­ской жизни, он, нако­нец, осо­знает, насколько его соб­ствен­ная жизнь далека от самых эле­мен­тар­ных основ Еван­ге­лия. Вот тогда-то само собой станет понятно, в чем надо каяться и как дальше жить.

Теперь необ­хо­димо ска­зать несколько слов о том, как нужно испо­ве­до­ваться. Ока­зы­ва­ется, этому тоже надо учиться и, порой, всю жизнь. Как часто слы­шишь на испо­веди сухое, фор­маль­ное пере­чис­ле­ние грехов, вычи­тан­ных в какой-нибудь цер­ков­ной (или око­ло­цер­ков­ной) бро­шюрке. Одна­жды на испо­веди моло­дой чело­век про­чи­тал по бумажке среди прочих грехов «люб­ле­ние эки­па­жей». Я у него спро­сил – пред­став­ляет ли он, что это такое? Он честно сказал: «При­бли­зи­тельно» и улыб­нулся. Когда выслу­ши­ва­ешь на испо­веди эти трак­таты, то со вре­ме­нем начи­на­ешь опре­де­лять пер­во­ис­точ­ники: «Ага, это из книжки «В помощь каю­щимся», а это из «Лекар­ства от греха…».

Конечно, есть дей­стви­тельно хоро­шие посо­бия, кото­рые можно реко­мен­до­вать начи­на­ю­щим испо­вед­ни­кам. Напри­мер, «Опыт постро­е­ния испо­веди» архи­манд­рита Иоанна (Кре­стьян­кина) или уже упо­мя­ну­тая нами книга «В помощь каю­щимся», состав­лен­ная по тво­ре­ниям свя­ти­теля Игна­тия (Брян­ча­ни­нова). Ими, конечно, можно поль­зо­ваться, но только с извест­ной ого­вор­кой. Нельзя на них «застре­вать». Хри­сти­а­нин и в испо­веди должен про­грес­си­ро­вать. К при­меру, чело­век может годами ходить на испо­ведь и, как хорошо заучен­ный урок, твер­дить одно и то же: «Согре­шил делом, словом, помыш­ле­нием, осуж­де­нием, празд­но­сло­вием, нера­де­нием, рас­се­ян­но­стью на молитве…» – далее сле­дует опре­де­лен­ный набор так назы­ва­е­мых общих грехов так назы­ва­е­мых цер­ков­ных людей. В чем здесь про­блема? Да в том, что чело­век отвы­кает от духов­ной работы над своей душой и посте­пенно при­вы­кает к этому гре­хов­ному «джентль­мен­скому набору» настолько, что почти ничего уже не чув­ствует на испо­веди. Очень часто чело­век прячет за этими общими сло­вами реаль­ную боль и стыд от греха. Ведь одно дело ско­ро­го­вор­кой про­бор­мо­тать, среди про­чего, «осуж­де­нием, празд­но­сло­вием, про­смот­ром плохих изоб­ра­же­ний», и совсем другое – муже­ственно обна­жить кон­крет­ный грех во всем его без­об­ра­зии: поли­вал грязью кол­легу за его спиной, упре­кал своего друга за то, что не одол­жил мне денег, смот­рел пор­но­фильм…

Можно, конечно, впасть и в другую край­ность, когда чело­век погру­жа­ется в мелоч­ное болез­нен­ное само­ко­па­ние. Можно дойти до того, что испо­вед­ник будет даже испы­ты­вать удо­воль­ствие от греха, как бы вновь его пере­жи­вая, или же начнет гор­диться: вот, мол, какой я глу­бо­кий чело­век со слож­ной и бога­той внут­рен­ней жизнью… О грехе надо ска­зать глав­ное, суть его, а не, про­стите, обсмак­ты­вать…

Также полезно напом­нить, что когда мы испо­ве­дуем какие-либо грехи, то тем самым берем на себя обя­за­тель­ство их не совер­шать или, по край­ней мере, бороться с ними. Просто пого­во­рить о грехах на испо­веди – вели­кая без­от­вет­ствен­ность. Неко­то­рые при этом начи­нают еще и бого­слов­ство­вать: у меня нет сми­ре­ния, потому что нет послу­ша­ния, а послу­ша­ния нет, потому что нет духов­ника, а духов­ни­ков сейчас хоро­ших не найти, потому что «послед­ние вре­мена» и «стар­цев нашему вре­мени не дано»… Иные начи­нают вообще испо­ве­до­ваться в грехах своих род­ствен­ни­ков, зна­ко­мых… только не в своих. Лука­вая наша при­рода пыта­ется таким обра­зом даже на испо­веди оправ­дать себя перед Богом и «сва­лить» вину на кого-нибудь дру­гого. Поэтому грех надо дей­стви­тельно… опла­кать на испо­веди, обна­жить без утайки всю его мер­зость – обли­чить. Если чело­веку стыдно на испо­веди, то это добрый знак. Значит, бла­го­дать Божия уже кос­ну­лась души.

Иногда чело­век кается (даже со сле­зами на глазах) в том, что съел в пост­ный день непост­ный пряник или иску­сился супом с под­сол­неч­ным маслом… При этом совер­шенно не заме­чает, что живет уже много лет во вражде с невест­кой или мужем, без­раз­лично про­хо­дит мимо чужой беды; совер­шенно напле­ва­тель­ски отно­сится к своим семей­ным или слу­жеб­ным обя­зан­но­стям… Слепцы, не видя­щие дальше соб­ствен­ного носа, «оце­жи­ва­ю­щие комара, а вер­блюда погло­ща­ю­щие» (Мф. 23:24)!.. Это каса­ется именно тех людей, кото­рые счи­тают себя воцер­ко­в­лен­ными, ходят не один год (или даже деся­ти­ле­тие) в храм Божий и… живут при этом в каком-то при­ду­ман­ном ими самими мире – там нет Бога, потому что нет глав­ного: любви к людям. Как Гос­подь Иисус Хри­стос обли­чал нас в этой нрав­ствен­ной сле­поте и скор­бел о «закваске фари­сей­ской и сад­ду­кей­ской», кото­рой все мы более или менее пора­жены… Дев­чонку, зашед­шую в цер­ковь в брюках, или под­вы­пив­шего парня сразу видим и, как кор­шуны, набра­сы­ва­емся на них: пошли вон из нашего храма!..

«Горе вам, книж­ники и фари­сеи, лице­меры, что упо­доб­ля­е­тесь окра­шен­ным гробам, кото­рые сна­ружи кажутся кра­си­выми, а внутри полны костей мерт­вых и всякой нечи­стоты; так и вы по наруж­но­сти каже­тесь людям пра­вед­ными, а внутри испол­нены лице­ме­рия и без­за­ко­ния» (Мф. 23:27-28).

Итак, испо­ве­до­ваться надо кон­кретно, лако­нично, без­жа­лостно по отно­ше­нию к себе (к своему «вет­хому чело­веку»), ничего не ута­и­вая, не при­укра­ши­вая, не умаляя грех. Сна­чала нужно испо­ве­до­вать самые грубые, самые постыд­ные, отвра­ти­тель­ные грехи – реши­тельно выва­ли­вать эти гряз­ные зам­ше­лые камни из дома души. Затем уже соби­рать осталь­ные камешки, выме­тать, выскаб­ли­вать по сусе­кам…

Гото­виться к испо­веди нужно зара­нее, а не наспех, кое-как, уже стоя в храме. Можно гото­виться за несколько дней (этот про­цесс на цер­ков­ном языке назы­ва­ется гове­нием). Под­го­товка к Таин­ствам Испо­веди и При­ча­стию – это не только пище­вая диета (хотя это тоже важно), но и глу­бо­кое иссле­до­ва­ние своей души, и молит­вен­ное при­зы­ва­ние Божией помощи. Для послед­него, кстати, пред­на­зна­чено так назы­ва­е­мое Пра­вило к При­ча­стию, кото­рое может быть разным в зави­си­мо­сти от уровня воцер­ко­в­ле­ния хри­сти­а­нина. Убеж­ден, что застав­лять чело­века, дела­ю­щего первые шаги в Церкви, вычи­ты­вать все боль­шое пра­вило на непо­нят­ном для него цер­ков­но­сла­вян­ском языке – это «нала­гать бре­мена неудо­бо­но­си­мые» (Лк. 11:42). Мера поста и молит­вен­ного пра­вила должна быть согла­со­вана со свя­щен­ни­ком.

Теперь рас­смот­рим третий этап пока­я­ния, навер­ное, самый слож­ный. После того как грех осо­знан и испо­ве­дан, хри­сти­а­нин должен своей жизнью дока­зать пока­я­ние. Это озна­чает очень про­стую вещь: не совер­шать больше испо­ве­дан­ный грех. И вот тут-то начи­на­ется самое слож­ное, самое мучи­тель­ное… Чело­век думал, что, поис­по­ве­до­вав­шись, испы­тав опыт бла­го­дат­ного уте­ше­ния от испо­веди, все выпол­нил, и теперь, нако­нец, можно насла­ждаться жизнью в Боге. Но, ока­зы­ва­ется, все только начи­на­ется! Начи­на­ется жесто­кая борьба с грехом. Вернее, она должна бы начаться. На деле же часто чело­век пасует перед этой борь­бой и снова впа­дает в грех.

Хоте­лось бы обра­тить ваше вни­ма­ние на одну стран­ную (на первый взгляд) зако­но­мер­ность. Вот чело­век поис­по­ве­до­вался в каком-то грехе. К при­меру, в раз­дра­же­нии. И почему-то сразу – или в этот день, или в бли­жай­шее время – снова нахо­дится повод для раз­дра­же­ния. Иску­ше­ние тут как тут. Даже иногда в еще более тяже­лой форме, чем это было до испо­веди. Неко­то­рые хри­сти­ане поэтому даже боятся часто испо­ве­до­ваться и при­ча­щаться – боятся «уси­ле­ния иску­ше­ний». Но в том-то и дело, что Гос­подь, при­ни­мая наше пока­я­ние, дает нам воз­мож­ность дока­зать серьез­ность нашей испо­веди и на деле это пока­я­ние осу­ще­ствить. Гос­подь пред­ла­гает свое­об­раз­ную «работу над ошиб­ками», чтобы чело­век на этот раз не под­дался греху, а посту­пил пра­вильно: по-еван­гель­ски. И самое глав­ное – чело­век уже воору­жен на борьбу с грехом бла­го­да­тью Божией, полу­чен­ной в Таин­стве испо­веди. В меру нашей искрен­но­сти, серьез­но­сти, глу­бины, про­яв­лен­ной на испо­веди, Гос­подь дает нам и Свою бла­го­дат­ную силу для борьбы с грехом. Нельзя упу­стить этот боже­ствен­ный шанс! Не надо бояться новых иску­ше­ний, надо быть к ним гото­вым, чтобы муже­ственно встре­тить их и… не согре­шить. Только тогда будет постав­лена точка в нашей пока­ян­ной эпопее и будет одер­жана победа над каким-то отдель­ным грехом. Очень важен этот момент – необ­хо­димо сосре­до­то­читься на борьбе, прежде всего, с каким-то отдель­ным грехом. Как пра­вило, мы начи­наем иско­ре­нять в себе самые оче­вид­ные, грубые грехи – такие, как блуд, пьян­ство, нар­ко­тики, таба­ко­ку­ре­ние… Только исторг­нув из своей души эти грубые грехи, чело­век начнет видеть в себе осталь­ные, более тонкие (но не менее опас­ные) грехи: тще­сла­вие, осуж­де­ние, зависть, раз­дра­жи­тель­ность…

Оптин­ский старец пре­по­доб­ный Никон (Беляев) так гово­рил по этому поводу: «Надо знать, какая страсть бес­по­коит более всего, с ней и нужно бороться осо­бенно. Для этого надо еже­дневно про­ве­рять свою совесть…». Не только на испо­веди надо каяться в грехах, но хорошо, если хри­сти­а­нин вече­ром, перед сном, напри­мер, вспом­нит про­жи­тый день и пока­ется перед Гос­по­дом в своих гре­хов­ных мыслях, чув­ствах, наме­ре­ниях или устрем­ле­ниях… «От тайных моих очисти меня» (Пс. 18, 13), – молился псал­мо­пе­вец Давид.

Итак, необ­хо­димо сосре­до­то­читься на кон­крет­ном грехе, кото­рый дей­стви­тельно мешает жить, тор­мо­зит всю нашу духов­ную жизнь, и опол­читься на этот грех. Посто­янно испо­ве­до­вать его, бороться с ним всеми доступ­ными нам сред­ствами; читать тво­ре­ния святых отцов о спо­со­бах борьбы с этим грехом, сове­то­ваться с духов­ни­ком. Хорошо, если хри­сти­а­нин найдет себе со вре­ме­нем духов­ника – это боль­шая помощь в духов­ной жизни. Нужно молиться Гос­поду, чтобы Он спо­до­бил такого дара: насто­я­щего духов­ника. Не обя­за­тельно это должен быть старец (да и где их, стар­цев, най­дешь в наше время?). Доста­точно найти трез­во­мыс­ля­щего, зна­ко­мого со свя­то­оте­че­ским пре­да­нием свя­щен­ника, обла­да­ю­щего хотя бы мини­маль­ным духов­ным опытом.

Испо­ведь должна быть регу­ляр­ной (как и при­ча­стие Святых Хри­сто­вых Таин). Частота испо­веди и При­ча­стия инди­ви­ду­альна для каж­дого чело­века. Этот вопрос реша­ется с духов­ни­ком. Однако, в любом случае, хри­сти­а­нин должен хотя бы раз в месяц испо­ве­до­ваться и при­ча­щаться. Это важно именно потому, что душа регу­лярно засо­ря­ется всяким гре­хов­ным хламом. Ни у кого не воз­ни­кает вопро­сов, почему нужно регу­лярно умы­ваться, чистить зубы, пока­зы­ваться врачу… Точно так же и душа наша нуж­да­ется в береж­ном уходе за ней. Чело­век – целост­ное суще­ство, состо­я­щее из души и тела. И если за телом мы уха­жи­ваем, то о душе – увы! – часто совсем забы­ваем… Именно в силу выше­ука­зан­ной целост­но­сти чело­века нера­де­ние о душе ска­зы­ва­ется потом и на телес­ном здо­ро­вье, да и вообще на всей жизни чело­века. Испо­ве­до­ваться можно (и нужно!) и чаще (без При­ча­стия), по мере необ­хо­ди­мо­сти. Забо­лит – сразу ведь бежим к врачу. Поэтому надо пом­нить, что и в храме нас всегда ждет Врач.

Да, инер­ция греха велика. Навык ко греху, кото­рый выра­ба­ты­вался годами, не может не тянуть чело­века на дно. Страх перед этим навы­ком ско­вы­вает нашу волю и напол­няет душу уны­нием: нет, я не могу побе­дить грех… Так теря­ется вера в то, что Гос­подь сможет помочь. Чело­век меся­цами, потом годами ходит на испо­ведь и кается в одних и тех же тра­фа­рет­ных грехах. И… ничего, ника­ких поло­жи­тель­ных изме­не­ний.

И вот здесь очень важно пом­нить слова Гос­пода о том, что «Цар­ство Небес­ное силою берется, и упо­треб­ля­ю­щие усилие вос­хи­щают его» (Мф. 11:12). Упо­треб­лять усилие в хри­сти­ан­ской жизни озна­чает бороться с грехом в себе. Если хри­сти­а­нин будет дей­стви­тельно бороться с собой, то скоро ощутит, как от испо­веди к испо­веди спрут греха начи­нает ослаб­лять свои щупальца и душа все сво­бод­нее начи­нает дышать. Нужно – необ­хо­димо, как воздух! – ощу­тить этот вкус победы. Именно жесто­кая, непри­ми­ри­мая борьба с грехом уси­ли­вает в нас веру – «и сия есть победа, побе­див­шая мир, вера наша» (1Ин. 5:4).

журнал “Сту­пени”

«Что говорить на исповеди в церкви?» — Яндекс Кью

Популярное

Сообщества

РелигияЦерквиИсповедь

Анонимный вопрос

  ·

115,6 K

ОтветитьУточнить

lena1988

1,2 K

Историк в декрете:)  · 10 мая 2018

Обратившись к Господу, нужно сказать, что согрешила перед Тобой; перечисляйте грехи, сказав: «Согрешила…(прелюбодеянием или ложью или еще чем-то)»; грехи рассказываем без подробностей, но не очень кратко; закончив перечисление грехов, каемся и просим спасения и милостыни у Господа.

На исповеди не стоит употреблять какие-то заученные слова или фразы. После того, как человек расскажет о грехах, священник может задать еще какие-то вопросы. На них нужно отвечать спокойно, даже если они и смущают человека. Волнующие вопросы может задавать и сам прихожанин, ведь первая исповедь и существует для того, чтобы человек встал на путь истинный и уже с него не сходил.

43,3 K

Комментировать ответ…Комментировать…

onlinebabushka

3

10 сент 2020

Думаю, то что тебя волнует гордыня или гнев, может обман, но именно сейчас волнует ты понимаешь, что поступил не очень правильно и это тебя беспокоит, хочется прощения.

28,4 K

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

светлана хохлачева

27

13 сент 2020

Подойдя к месту где стоит батюшка как свидетель,и Господь!!!!(невидимо),говорим:Прости меня Господи,согрешила,каюсь!
И перечисляем то,за что сердце болит!Называем своими словами,
без подробностей,и никого не обвиняя!Только свои грехи!
Н-р:гордилась,считала себя лучше ,умнее коллеги
Обижала родителей,
Не соблюдала постные дни,
В конце ,Прости меня ,милосердный Господи!Обе. .. Читать далее

29,5 K

Комментировать ответ…Комментировать…

Первый

алексей грибанов

67

11 янв 2020

Подойдя, нужно поклониться кресту лежащему на аналоэ со словами » Грешен Господи!»и перечислить свои грехи. Затем ,перекрестившись поцеловать крест, возложить голову на Евангелие, оно тоже лежит на аналоэ, батюшка накрывает голову эпитрахилью и читает молитву. Взять богословие. Делать нужно всё с благовением и покоянием, каясь в грехах!

80,0 K

Комментировать ответ…Комментировать…

Вы знаете ответ на этот вопрос?

Поделитесь своим опытом и знаниями

Войти и ответить на вопрос

Таинство исповеди | Римско-католический приход св. Иоанна Богослова

Благодаря этому факту христианской жизни мы находим большое утешение в Таинстве Исповеди , потому что у нас есть возможность получить прощение грехов, которые мы совершаем после крещения. Св. Амвросий говорит, что есть два обращения «вода и слезы: вода Крещения и слезы покаяния». (Катехизис католической церкви, 1429 г.)

Как и все Таинства, это личная встреча с Иисусом. На исповеди мы рассказываем о своих грехах священнику, который действует от лица Христа и с властью Иисуса, чтобы слушать, предлагать руководство, обеспечивать подходящее покаяние и произносить слова отпущения грехов. Иисус дал силу прощать грехи апостолам, когда явился им после своего воскресения в Евангелии от Иоанна. Иисус является Марии Магдалине, которая приходит к апостолам, чтобы сказать им, что Иисус воскрес из мертвых. Затем, позже в тот же день, Иисус неожиданно посещает учеников.

«Вечером того дня, первого дня недели, когда двери были заперты там, где были ученики, из страха перед Иудеями, пришел Иисус, стал среди них и сказал им: мир вам. Сказав это, Он показал им руки и ребра Свои. Тогда ученики обрадовались, увидев Господа. Иисус опять сказал им: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вам. » И когда он сказал это, он дунул на них, и сказал им: «Примите Святого Духа. Если вы простите кому грехи, они прощаются; если вы сохраните грехи кого, они останутся. ‘»  (Иоанна 20:19-23)

Этот отрывок раскрывает три важных момента, касающихся учреждения этого таинства. Во-первых, давая им дар Святого Духа, он специально посылает их использовать эту силу для прощения грехов людей, используя слова «Я посылаю вас» и «если вы простите кому-либо грехи, они прощены». Кроме того, Иисус уточняет, что эта сила также распространяется на ситуации, когда они могут не прощать чьих-либо грехов, используя фразу «если вы удерживаете грехи кого-либо…». Зачем ему это делать? Разве Иисус не хочет, чтобы все получили прощение? Конечно, Иисус (и его священники) хотят, чтобы каждый получил Божью милость и прощение. Однако существенная часть обмена милосердием — это сожаление о грехах и выражение своего желания больше не грешить. Если этого окажется недостаточно, то духовник имеет право не предлагать отпущения грехов. В ситуациях, когда это уместно, священник даст кающемуся указание о том, какие препятствия еще предстоит преодолеть, чтобы получить отпущение грехов. Наконец, тот факт, что священнику дана власть и ответственность либо прощать, либо не прощать грехи, исповеданные каждым человеком, он должен обычно выслушивать конкретные грехи кающихся и их выражение раскаяния (печали о своих грехах) и их решение избегать совершения этих грехов в будущем (изменение жизни). В этом существенное различие между простой молитвой о прощении грехов и обменом между священником и кающимся в этом таинстве.

Иисус рассказал нам прекрасную историю, чтобы помочь нам понять выражение Его милости в этом таинстве. В Луки 15 мы находим историю о блудном сыне, сыне, который отрекается от своего отца, требуя его наследства, а затем растрачивая его на вечеринки и аморальную жизнь. Затем в стране, где он устраивает вечеринки, наступает голод, и у него заканчиваются деньги. Понимая, как низко он пал, он решает вернуться домой, чтобы сказать отцу, как он сожалеет о содеянном. Он практикует то, что можно было бы назвать актом раскаяния, когда готовится подойти к отцу и попросить его позволить ему вернуться домой, но не как сын, а как слуга своего отца. Когда он приближается к своему дому, история продолжается…

«Но когда он был еще вдали, отец его увидел его и сжалился, и побежал, и обнял его, и поцеловал его. И сказал ему сын: отче, я согрешил против неба и пред тобою; я больше не достоин называться твоим сыном». Но отец сказал рабам своим: принесите скорее лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги, и приведите откормленного теленка, и заколите; будем есть и готовить весел, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». » (Луки 15:20-24)

Реакция Бога-Отца, когда мы грешим, не состоит в том, чтобы махнуть пальцем и сказать: «Я знал, что он это сделает» или «Жаль, что он/она никогда не сможет вернуться домой сейчас ». Нет, где грех, там всегда благодать. Бог отвечает на наши грехи, приглашая нас прийти к Нему за милостью и прощением. Он любит нас не потому, что мы согрешили, а несмотря на то, что мы согрешили. Он видит нас, как это делает отец в истории из Луки 15 , выбегающий навстречу нам, когда мы приближаемся к Его престолу милосердия, чтобы восстановить наше усыновление в Его Сыне Иисусе.

«Нелегко вверить себя милосердию Божию, потому что это бездна за пределами нашего понимания.  Но я должен!  … «О, я великий грешник!»  Тем лучше! Идите к Иисусу: Он любит вас сказать ему это! Он забывает, у него есть особая способность забывать. Он забывает, он целует тебя, он обнимает тебя и просто говорит тебе: «И я тебя не осуждаю, иди и впредь не греши». — Папа Франциск, проповедь 17 марта 2013 г.

Каким великим даром является это таинство для грешника, стремящегося стать святым! Когда мы принимаем его с истинно сокрушенным сердцем, мы можем быть уверены, что мы прощены. Через священника Сам Иисус предлагает прощение кающемуся, а также благодать для укрепления человека против будущих искушений.

Таинство Покаяния и Примирения

Таинство Покаяния также называют Таинством Покаяния и Примирения. Мы используем эти имена для описания различных аспектов этого таинства, потому что оно включает в себя не только исповедание наших грехов и получение прощения.

Он называется Таинством Покаяния, чтобы описать восстановление наших сердец через выражение нашей печали и сотрудничество в нашем исцелении. Покаяние имеет два аспекта; интерьер и экстерьер.

Внутреннее покаяние…

«является движением «кающегося сердца» (Пс. 51:19), привлеченного божественной благодатью, чтобы ответить на милосердную любовь Бога. Это влечет за собой скорбь и отвращение к совершенным грехам, твердое намерение больше не грешить впредь и упование на помощь Божию. Оно питается надеждой на божественное милосердие. -Сборник катехизиса, 300

Внешнее покаяние…

«Может выражаться многими и разными способами, но прежде всего в посте, молитве и милостыне. Эти и многие другие формы покаяния могут практиковаться в повседневной жизни христианина, особенно во время Великого поста и в покаянный день пятницы. -Сборник Катехизиса, 301

Его также называют Таинством Примирения, потому что оно не только восстанавливает наши отношения как сыновей и дочерей Бога, но и примиряет нас друг с другом, восстанавливая наш союз с Телом Христа, Его Церковью. Так, помимо прощения грехов, кающийся через священника примиряется с самой Церковью.

«Приступающие к таинству Покаяния получают прощение от милости Божией за совершенное против Него преступление и в то же время примиряются с Церковью, которую они ранили своими грехами и которая милосердием, примером, и молитвенными трудами для их обращения».   (Катехизис Католической Церкви, 1422)

Подготовьтесь заранее, начав с молитвы, прося помощи у Бога, используя традиционную молитву или собственную молитву.

Проверь свою совесть. Возможно, вам будет полезно использовать подготовленный список, который поможет вам сформировать свою совесть, вдохновленный 10 заповедями или списком добродетелей и пороков .

При входе в исповедальню кающийся крестится и молится «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» для начала таинства. Затем священник приветствует и может даже прочитать короткий отрывок из Священного Писания.

Затем кающийся указывает, сколько времени прошло с момента его последней исповеди.

Затем вы исповедуете свои грехи в натуре и количестве (не беспокойтесь, если вам придется обобщать количество раз, особенно если с момента вашей последней исповеди прошло много времени). Как правило, лучше сначала перечислить все смертные грехи, а затем простительные. Если вы не уверены в тяжести каждого греха, просто исповедуйте их по мере того, как они приходят вам на ум. От вас не требуется исповедовать простительные грехи в причастии, но, тем не менее, это полезно делать, особенно если вы хотите получить совет относительно привычного простительного греха.

Если с момента вашей последней исповеди прошло много времени, не волнуйтесь, священник вам поможет. Когда вы говорите о своих грехах, возможно, будет полезно рассказать священнику о вашем положении в жизни (женат, не женат, по роду деятельности и т. д.). Лучше всего просто констатировать, что вы сделали, обличая себя, а не обвиняя в своих поступках других людей или исповедуя чужие грехи. Это не место для оправданий. Это место, где можно избавиться от вины в искренности и честности.

Закончив говорить о своих грехах, вы можете показать, что закончили, сказав: «Я сожалею об этих и всех грехах моей прошлой жизни» или «Это все мои грехи».

Затем священник может задать вам несколько вопросов, чтобы помочь ему понять все, что вы сказали, что неясно. Он может дать вам несколько советов о том, как избежать искушения, и/или предложить вам развить в себе определенную добродетель, чтобы избежать греха в будущем.

Священник даст вам епитимью, которая может быть молитвой или действием, направленным на соединение ваших страданий с Крестом Христовым, чтобы «восполнить недостающее в скорбях Христовых ради Тела Его, то есть Церкви…» ( Колоссянам 1:24) и предложить возмещение за последствия ваших грехов.

Затем он произнесет слова отпущения грехов, действуя в лице Христа, произнося слова прощения и примирения в основе этого таинства. В конце слов отпущения грехов ответьте: «Аминь».

Вы должны совершить покаяние как можно скорее. Это уменьшит временное наказание за уже прощенные грехи.

Иду на исповедь. Пошаговая инструкция

1. ПОДГОТОВКА: Перед тем, как идти на исповедь, уделите время подготовке. Начните с молитвы, прося Святого Духа осветить Его светом ваше сердце. Попросите, чтобы вы могли увидеть себя и свою жизнь с момента вашей последней исповеди так, как Он вас видит. Затем спросите себя, не пренебрегали ли вы в своих мыслях, словах и действиях тем, чтобы жить по заповедям Христа: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, всею душею твоею и всем разумением твоим» и « возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22:37, 39).)?

В качестве помощи при этом испытании совести вы можете просмотреть Десять Заповедей или заповедей блаженства (Исх 20:2-17; Втор 5:6-21; Мф 5:3-10; или Лк 6:20- 26). Или просмотрите руководство «Экзамен совести », которое вы можете найти в Интернете или на странице 10 в этом выпуске «Catholic Times». Если вам нужно, вы можете сделать несколько заметок, чтобы не забыть ничего, что всплыло во время экзамена, но закончить экзамен в любом случае молитвой благодарности Богу и быть спокойным, когда вы направляетесь в исповедальню. Когда вы входите в исповедальню, вы можете выбрать исповедь за ширмой или лицом к лицу, в зависимости от того, какой способ лучше всего позволит вам столкнуться с милостью Божией в таинстве.

2. ПРИВЕТСТВИЕ: Священник может сказать вам слова приветствия; он может произнести краткое благословение или прочитать отрывок из Писания. Однако чаще всего он переходит прямо к шагу

#3. КРЕСТНОЕ ЗНАК: Вместе вы и священник совершите крестное знамение . Затем вы можете начать свою исповедь такими или подобными словами: «Благослови меня, Отец, ибо я согрешил. Прошло [укажите дни, месяцы или годы] с момента моей последней исповеди». Обратите внимание, некоторые священники могут вообще ничего не говорить в начале. Если это так, не стесняйтесь начать с этого и сказать: «Благослови меня, Отец, ибо я согрешил. Прошло [укажите дни, месяцы или годы] с момента моей последней исповеди».

4. ИСПОВЕДЬ: Покайся во всех своих грехах священнику. Постарайтесь быть как можно более конкретным. Если вы не знаете, что сказать, попросите помощи у священника и знайте, что если ему нужно больше ясности в чем-то, он мягко попросит вас уточнить подробности. Когда вы закончите, закончите этими или подобными словами: «Я сожалею об этих и всех моих грехах». Обратите внимание: вы можете записать свои грехи на бумаге и прочитать их, если это вам поможет. Однако после исповеди вы должны как можно скорее уничтожить бумагу, так как эти грехи прощены и больше не являются частью вашей жизни.

5. ПОКАЯНИЕ: Священник может сначала посоветовать вам, как лучше вести христианскую жизнь, и может задать вам несколько вопросов. Затем он предложит вам акт покаяния. Это может быть молитва, дело милосердия или акт милосердия. Вы узнаете об этом шаге, потому что священник скажет: «За ваше покаяние…». Только не забудьте совершить акт покаяния!

6. АКТ ПОКАЯНИЯ: После того, как священник дал вам ваше покаяние, он попросит вас произнести вслух Акт покаяния. Предлагаемый акт раскаяния, о котором вы можете молиться, приведен ниже, но знайте, что вы также можете просто молиться от всего сердца молитвой, выражающей сожаление о ваших грехах и решимостью больше не грешить.

«Боже мой, я от всего сердца сожалею о своих грехах. Выбрав зло и не сделав добро, я согрешил против тебя, которого должен любить больше всего. Я твердо намерен с вашей помощью покаяться, больше не грешить и избегать всего, что ведет меня ко греху. Наш Спаситель Иисус Христос пострадал и умер за нас. Во имя его, Боже мой, помилуй». ( Обряд покаяния , № 45) 

7. ОТПУСКАНИЕ: Священник протянет руки над вашей головой и произнесет слова отпущения грехов. Он скажет:

«Бог Отец милосердия смертью и воскресением Сына Своего примирил с Собою мир и послал среди нас Духа Святого для прощения грехов; через служение Церкви да даст вам Бог прощение и мир, и я освобожу вас от ваших грехов во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

[an error occurred while processing the directive]

Related Posts

Разное

Учредительное собрание 1917: УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ • Большая российская энциклопедия

УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ • Большая российская энциклопедияАгитационные плакаты предвыборной кампании в Учредительное собрание 1917.УЧРЕДИ́ТЕЛЬНОЕ СОБРА́НИЕ (Все­рос­сий­ское уч­ре­ди­тель­ное со­б­ра­ние), пред­ста­ви­тель­ный ор­ган, из­бран­ный в но­яб. 1917 для оп­ре­де­ле­ния