Что значит бог есть любовь: «Бог есть любовь» — что это значит для нас? – Православный журнал «Фома»
Содержание
«Бог есть любовь» — что это значит для нас? – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 2 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
У Клайва Стейплза Льюиса есть очень интересное замечание: когда мы говорим «Бог есть любовь», мы на самом деле зачастую подразумеваем «любовь есть Бог». В чем же разница?
Льюис обращает внимание, что любовь — как мы ее нередко понимаем — есть не что иное, как максимальное проявление наших желаний. И раз «любовь есть Бог», то в конечном итоге мы оправдываем любое свое желание. «Почему ты ушел от жены?» — «Другую полюбил, а любовь — это Бог». Рассуждая в этой логике, нельзя обманывать старую жену, надо признаться в любви к той, которая придет ей на смену. То есть наше желание извиняет любой наш поступок, если мы считаем, что в его основании лежит столь замечательное чувство, как любовь. Но разве о такой любви идет речь в христианстве?
Совсем нет. Когда мы говорим, что Бог есть любовь, мы подразумеваем, что с Богом, Которого мы не способны постичь, мы все-таки можем вступить в личные отношения. И это — отношения любви. Той, которую, по-моему, лучше всего описал апостол Павел в знаменитом «Гимне любви» в Первом послании к Коринфянам, той, которая долготерпит, милосердствует, не ищет своего и так далее.
Это отнюдь не та любовь, о которой мы говорим, утверждая, что «любовь есть Бог». Здесь речь не о признании любого своего желания священным, а, наоборот, о самоумалении перед другим — и ради него. Речь о том, чтобы уподобить свое отношение к этому другому отношению Бога к человеку. Уподобить настолько, насколько это вообще в человеческих силах, ведь планка задается предельно высокая. Вдумайтесь хотя бы во фразу апостола «любовь все покрывает». Смысл этих слов мне даже трудно осознать, за ними — бездна невозможного для человека.
В своей телепрограмме «Парсуна» я всегда посвящаю часть разговора любви. И в том числе прошу некоторых гостей дать ей свое определение. Мне запомнился ответ Льва Маратовича Карахана, который сказал, что любовь для него — это открытость.
Такое определение мне кажется очень точным: ведь это о том самом первом ударе по любви, который был нанесен таинственным, не до конца понимаемым нами событием — грехопадением прародителей, после которого они увидели, что наги, и устыдились, и стали закрываться и от Бога, и друг от друга.
А что такое заповедь возлюбить Бога и ближнего, как не преодоление этой закрытости? То есть Господь дает нам рецепт исцеления этой раны. Без восстановления открытости путь к той любви, которую описывает апостол Павел, отрезан: ты прячешься от Бога, значит, не можешь вынести Его любви и закрываешься от ближнего. Ты, конечно, можешь присвоить своим желаниям статус божественности, но ты лишен всей глубины чувства, сокрытого в словах «Бог есть любовь».
Читайте также:
• До боли человеческое
• О главной проблеме церковной жизни
• Церковь уже не та? О «золотом веке» христианства
Самое важное и интересное за неделю в email-рассылке журнала «Фома»
Как понять, что Бог есть любовь?
Содержание
- 1 Как понять: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем? 1-е Иоанна 4
- 2 Любовь в Евангелие
- 2. 1 Основная заповедь
- 3 Человеческая и Божественная любовь
- 3.1 Любовь — от Бога.
- 3.2 Любовь двояко связана с Богом.
- 3.3 Бог познается любовью.
- 3.4 Любовь Божия открылась нам в Иисусе Христе.
- 3.5 Человеческая любовь — это ответ на любовь Божию.
- 3.6 В любви нет страха; когда приходит любовь — страх уходит.
- 3.7 Любовь Божия неразрывно связана с любовью человека.
- 4 Бог — это любовь
- 4.1 Она дает объяснение акту творения.
- 4.2 Она дает объяснение свободе воли.
- 4.3 Она дает объяснение такому феномену, как провидение.
- 4.4 Она дает объяснение феномену искупления.
- 4.5 Она дает объяснение загробной жизни.
- 5 Сын Божий и Спаситель человеков
- 5.1 Он принес жизнь.
- 5.2 Иисус восстановил отношения человека с Богом.
- 5.3 Иисус — Спаситель мира.
- 5.4 Иисус — Сын Божий.
- 6 Источники:
Как понять: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем? 1-е Иоанна 4
Вопрос от Виталия. Слава Богу за ваше стремление познать Истину и узнать, что Бог есть любовь.
Для ответа на вопрос предлагаю посмотреть контекст послания, где встречается указанная мысль. И далее мы изучим материал в рамках отрывка послания Иоанна.
Посмотрим контекст 1-е Иоанна 4 главы:
7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.
8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.
9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.
10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.
11 Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.
12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.
13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего.
14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.
15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.
20 Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
1-е Иоанна 4
Как понять, что Бог есть любовь?
Любовь в Евангелие
Не один Апостол не говорил так часто о любви, как Иоанн. Все его послания наполнены призывом любить.
Сохранилось повествование, что когда Иоанн был стар и очень слаб, то его приносили в церковь, и он, проповедуя, всегда говорил:
«Дети, любите друг друга.
Это Господня заповедь».
Статья по теме: Истинная любовь
В приведенном отрывке Иоанн возвращается к своей любимой теме о любви как ведущей теме послания.
Он настойчиво утверждает, что спасение благодатью Христовой не освобождает нас от обязанности повиноваться Христовым заповедям.
Основная заповедь
Основная заповедь Христа — это любовь.
- Мы знаем Христа, если исполняем Его заповеди (2:3).
- «Кто говорит: «я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины’» (2:4).
- И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его (3:22).
- А заповедь Его та, чтобы мы…любили друг друга (2:23).
- Кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем (3:24).
- И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (4:21).
- Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его (5:3).
Человеческая и Божественная любовь
Этот отрывок ( 1-е Иоанна 4 глава) как бы сплетен из одного куска и, потому, лучше рассмотреть его сперва весь целиком, а потом постепенно извлекать из него учение. Сперва рассмотрим изложенное в нем учение о любви.[
Любовь — от Бога.
Вся любовь исходит от Бога, Который Сам есть любовь.
Видео: Любовь и творение. В начале… История искупления.
Как выразился английский комментатор А. Е. Брук: «Человеческая любовь есть отражение некоей Божественной сущности». Всего ближе к Богу мы находимся тогда, когда любим.
Климент Александрийский сказал однажды поразительную вещь, что истинный христианин «упражняется в том, чтобы стать Богом».
- Пребывающий в любви пребывает в Боге (4,16).
- Человек сотворен по образу и подобию Бога (Быт. 1,26).
Бог есть любовь и, потому, чтобы быть подобным Богу, и чтобы быть тем, кем он, собственно, должен быть, человек тоже должен любить.
Любовь двояко связана с Богом.
Лишь познав Бога, можно научиться любить, и лишь тот, кто любит, может познать Бога (4,7.8).
Любовь исходит от Бога и любовь ведет к Богу.
Бог познается любовью.
Бога мы не можем видеть, потому что Он есть Дух, но можем видеть то, что Он делает.
Мы не можем видеть ветер, но можем видеть, что он может сделать. Мы не можем видеть электричество, но видим его действие.
Воздействие, оказываемое Богом, есть любовь. Когда Бог пребывает в человеке, человек обличен любовью Божией и любовью людей. Бог познается через Его воздействие на этого человека.
Кто-то сказал: «Святой — это человек, в котором Христос живет вновь», и лучшая демонстрация бытия Бога — это не ряд доказательств, а жизнь, полная любви.
Любовь Божия открылась нам в Иисусе Христе.
В Иисусе мы видим два аспекта любви Божией.
- а) Это любовь безоговорочная. Бог в любви Своей мог Своего единственного Сына принести в жертву, с которой не может сравнить ничто.
- б) Это любовь совершенно незаслуженная. Нет ничего удивительного в том, что любим Бога, если вспомним все Его дары нам, даже до Иисуса Христа; удивительно, что Он любит такие бедные и непослушные создания, как мы.[
Человеческая любовь — это ответ на любовь Божию.
Мы любим потому, что Бог возлюбил нас.
Его любовь побуждает в нас желание любить Его так, как Он прежде возлюбил нас, и наших собратьев, как Он любит их.
В любви нет страха; когда приходит любовь — страх уходит.
Страх — это чувство того, кто ждет наказания.
До тех пор, пока мы видим в Боге Судью, Царя, Законодателя — в нашем сердце есть место только для страха, ибо от такого Бога мы можем ждать только наказания. Но когда мы узнали подлинную природу Бога, любовь поглотила страх.
Остается только страх разочаровать Его любовь к нам.
Любовь Божия неразрывно связана с любовью человека.
Как это прекрасно выразил английский комментатор Додд: «Силы любви составляют треугольник, вершинами которого являются Бог, я, и сосед».
Если Бог любит нас, то мы обязаны любить друг друга. Иоанн прямо заявляет, что человек утверждающий, что любит Бога, но ненавидящий брата своего — лжец.
Есть только один способ доказать свою любовь к Богу — любить людей, которых Он любит. Есть только один способ доказать, что в нашем сердце пребывает Бог — постоянно проявлять любовь к людям.
Бог — это любовь
В этом отрывке мы встречаем, может быть, величайшую во всей Библии характеристику Бога — Бог есть любовь. Просто поразительно, сколько новых путей открывает эта фраза и на сколько вопросов она отвечает.
Она дает объяснение акту творения.
Иногда мы просто начинаем дивиться, почему же Бог создал этот мир. Неповиновение и полное отсутствие взаимности со стороны человека постоянно разочаровывает и угнетает Его.
Зачем нужно было Ему создавать мир, который не приносит ничего, кроме неприятностей и забот?
На это есть только один ответ — творение было неотъемлемой частью Самой Его природы. Если Бог есть любовь, то Он не может существовать в полном одиночестве.
Для любви нужен кто-то, чтобы любить и чтобы быть любимым.
Она дает объяснение свободе воли.
Истинная любовь есть свободное взаимное чувство.
Если бы Бог был только закон, Он мог бы создать мир, в котором люди двигались бы, как автоматы, не имея никакого выбора. Но, если бы Бог создал людей такими, Он не мог бы иметь с ними никаких личных отношений.
Любовь обязательно должна быть свободной взаимностью сердца, и потому Бог, в сознательном акте самоограничения, наделил людей свободой воли.
Она дает объяснение такому феномену, как провидение.
Если бы Бог был просто разум, порядок и закон, Он мог бы, так сказать, сотворить вселенную, «завести ее, пустить в ход и оставить».
Есть такие вещи и приборы, которые мы покупаем только для того, чтобы поставить их где-нибудь и забыть о них; самое привлекательное в них заключается в том, что их можно оставить и они будут работать сами. Но именно потому, что Бог — это любовь, за Его актом творения стояла любовь.
Она дает объяснение феномену искупления.
Если бы Бог был только закон и справедливость, Он попросту оставил бы людей с последствиями их греха.
Вступает в действие нравственный закон — душа согрешившая умрет, а вечная справедливость будет неумолимо воздавать наказания. Но уже само то, что Бог — это любовь, значило, что Он хотел найти и спасти то, что было утеряно. Он должен был найти средство против греха.
Она дает объяснение загробной жизни.
Если бы Бог был просто Создателем, люди могли бы прожить положенный им короткий промежуток времени и умереть навсегда.
Рано угасшая жизнь была бы похожа на цветок, слишком рано увядший от холодного дыхания смерти. Но сам факт, что Бог — это любовь, служит доказательством того, что случайности и проблемы жизни — это еще не последнее слово, и что любовь уравновесит эту жизнь.
Сын Божий и Спаситель человеков
Прежде чем перейти от этого отрывка к следующему, отметим, что в нем сказано об Иисусе Христе.
Он принес жизнь.
Бог послал Его, чтобы мы получили жизнь через Него (4,9).
Между существованием и жизнью лежит большая разница. Существование дано всем людям, но жизнь дана не всем. Само упорство, с которым люди ищут наслаждений, доказывает, что в их жизни чего-то недостает.
Один известный врач сказал, что люди скорее найдут лекарство от рака, чем лекарство от скуки.
Иисус дает человеку цель жизни и силу жить. Христос обращает человеческое существование в полноту жизни.
Иисус восстановил отношения человека с Богом.
Бог послал Его в умилостивление за грехи наши (4,10).
Мы уже не живем в мире, в котором приносятся в жертву животные, но вполне можем понять, что такое жертва. Когда человек грешит, нарушаются отношения его с Богом. В представлении древних жертва была выражением раскаяния; она должна была восстановить нарушенные отношения. Своей жизнью и смертью Иисус дал человеку возможность вступить с Богом в новые отношения мира и дружбы.
Он навел мост через страшную пропасть между человеком и Богом.
Иисус — Спаситель мира.
Когда Иисус пришел в этот мир, люди острее всего ощущали, как сказал Сенека, «свою слабость в самых необходимых вещах». Они ждали «руки, протянутой вниз, которая подняла бы их».
Было бы неверно думать о спасении лишь как об избавлении от адских мук. Людей нужно спасти от них самих, от привычек, ставших для них узами, от искушений, страхов и тревог, от безрассудности и ошибок.
И каждый раз Иисус предлагает людям спасение. Он приносит то, что позволяет им выстоять в жизни и приготовиться к вечности.
Иисус — Сын Божий.
Эта фраза значит, что Иисус Христос находится в совершенно исключительных отношениях с Богом. Только Иисус Христос может показать людям, каков Бог; только Он может принести людям благодать, любовь, прощение и силу Бога.
Но в этом отрывке есть еще один момент.
Он учит нас о Боге, и он учит нас об Иисусе и о Духе. В 4,13 Иоанн говорит, что мы знаем, что пребываем в Боге, именно потому, что Он дал нам от Духа Своего.
В самом начале нас толкает на поиски Бога именно воздействие Духа внутри нас, и именно Дух дает нам уверенность в том, что мы обрели подлинно мирные отношения с Ним. Именно Дух в сердцах наших дает нам смелость обратиться к Богу, как к Отцу.
15 Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»
16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии.
(Рим.8:15,16)
Дух — это наш внутренний свидетель, дающий нам внезапное, спонтанное, не поддающееся анализу сознание присутствия Божественного в нашей жизни.
Пребываешь ли ты в Боге?
Источники:
- Библия. Синодальный перевод
- Комментарии Баркли
Что значит, что Бог есть любовь?
ГлавнаяМатериалы ИндексБогХарактер Бога Бог есть любовь
Вопрос
Ответ
Давайте посмотрим, как Библия описывает любовь, и затем мы увидим несколько способов, в которых Бог является сущностью любви. «Любовь терпелива, любовь добра. Не завидует, не хвалится, не гордится. Он не груб, не своекорыстен, его нелегко разозлить, он не записывает обиды. Любовь не радуется злу, но сорадуется истине. Он всегда защищает, всегда доверяет, всегда надеется, всегда упорствует. Любовь никогда не перестает» (1 Коринфянам 13:4-8а). Это Божье описание любви, и поскольку Бог есть любовь (1 Иоанна 4:8), Он таков.
В любви Бог никому не навязывает Себя. Те, кто приходят к Нему, делают это в ответ на Его любовь. В любви Бог проявляет доброту ко всем. В любви Иисус ходил и делал добро всем без пристрастия. В любви Иисус не желал того, что имели другие, ведя смиренную жизнь без жалоб. В любви Иисус не хвастался тем, кем Он был во плоти, хотя Он мог одолеть любого, с кем Он когда-либо соприкасался. В любви Иисус охотно повиновался Своему Небесному Отцу. «Мир должен узнать, что Я люблю Отца и делаю в точности то, что повелел Мне Отец» (Иоанна 14:31). В любви Иисус всегда заботился об интересах других.
Величайшее выражение Божьей любви сообщается нам в Иоанна 3:16: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Послание к Римлянам 5:8 провозглашает ту же весть: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что, когда мы были еще грешниками, Христос умер за нас». Из этих стихов мы видим, что величайшим желанием Бога является то, чтобы мы присоединились к Нему в Его вечном доме, на небесах. Он сделал путь возможным, заплатив цену за наши грехи. Он любит нас, потому что Он выбрал это по Своей воле. Любовь прощает. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоанна 1:9).).
Итак, что значит, что Бог есть любовь? Любовь — это атрибут Бога. Любовь — это ключевой аспект Божьего характера, Его Личности. Божья любовь никоим образом не противоречит Его святости, праведности, справедливости или даже Его гневу. Все атрибуты Бога находятся в совершенной гармонии. Все, что делает Бог, исполнено любви, точно так же, как все, что Он делает, справедливо и правильно. Бог — совершенный пример истинной любви. Удивительно, но Бог дал тем, кто принимает Его Сына Иисуса как своего личного Спасителя, способность любить так, как любит Он, силой Святого Духа (Иоанна 1:12; 1 Иоанна 3:1, 23-24).
Вопросы о Боге
Что значит, что Бог есть любовь?
Подпишитесь на
Вопрос недели
Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!
Подписывайтесь на нас:
Является ли любовь к Богу эмоцией, чувством или решением?
ГлавнаяМатериалыУказательДуховная жизньСледовать за Богом Любить Бога
Вопрос
Ответ
Иисус сказал, что величайшей заповедью является «возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим» (Луки 10:27; Марка 12:30; Матфея 22: 37). Неоднократно в Библии Бог повелевает Своему народу любить Его всем сердцем и служить Ему одному (Второзаконие 6:5; 11:1; Иисус Навин 23:11). Но можно ли любить приказывать? Как мы можем заставить себя полюбить кого-то?
Так как любовь заповедана, то и в нашей власти во Христе любить. Таким образом, любовь — это решение, которое мы принимаем. Да, любовь часто будет сопровождаться чувствами, но эмоции не являются основой любви. В любой ситуации мы можем выбрать любовь, независимо от того, что мы чувствуем.
Греческое слово «любовь», используемое по отношению к Богу, — agape , что означает «благожелательность, наслаждение, предпочтение или добрая воля». Такую любовь Бог имеет к нам (Софония 3:17; Иоанна 3:16). В Первом Иоанна 4:19 говорится: «Мы любим, потому что Он первый возлюбил нас». Поскольку Бог есть любовь, и мы созданы по Его образу, мы можем любить так же, как и Он (1 Иоанна 4:16). Он вложил Свою способность любить в наши сердца. Затем он учит нас, как любить, показывая, как выглядит настоящая любовь (Иоанна 15:13).
Любовь к Богу начинается с решения. Это целенаправленная установка наших привязанностей (Колоссянам 3:2). Мы не можем по-настоящему любить Бога, пока не познаем Его. Даже вера верить в Бога — это дар от Него (Ефесянам 2:8–9). Когда мы принимаем Его дар вечной жизни через Христа, Бог дает нам Свой Святой Дух (Луки 11:13; 1 Коринфянам 6:19). Дух Божий, обитающий в верующем сердце, начинает производить черты Бога, первая из которых — любовь (Галатам 5:22). Сам Бог дает нам возможность любить Его так, как Он того заслуживает (1 Иоанна 4:7).
По мере того, как мы возрастаем в познании и понимании того, кто такой Бог, мы начинаем любить характеристики, которые определяют Его, такие как мудрость, истина, праведность и чистота (Псалом 11:7; 90:12; Евреям 1:9; 1). Тимофею 6:11). И мы начинаем находить противоположность этих черт отталкивающей (Притчи 8:13; Псалом 97:10). Проведение времени с Богом заставляет наши сердца жаждать святости, и мы находим удовлетворение только в большем количестве Его, потому что Он является совершенным воплощением всего, к чему мы стремимся. Научившись поклоняться Ему «в духе и истине» (Иоанна 4:24), мы сможем испытать приятные эмоции любви. Эмоции не создают любовь, но когда мы выбираем любовь, эмоции приходят. А. В. Тозер сказал: «Цветы и пение птиц не делают весны; но когда приходит весна, они приходят с ней».
Одним из препятствий к любви к Богу является любовь к грешным путям этого мира. Мы не можем служить двум господам (Матфея 6:24), и мы не можем любить Бога и мир одновременно. «Не люби мира и ничего в мире. Кто любит мир, в том нет любви к Отцу» (1 Иоанна 2:15). Многим верующим сегодня необходимо прислушаться к слову, данному Ефесской церкви: «Вы оставили любовь, которую имели прежде» (Откровение 2:4). Призыв к сознательному возвращению привязанностей только к Богу.
Еще одним препятствием на пути к любви к Богу является разум. Наш разум постоянно восстает против познания Бога и бросает вызов вере, обитающей в нашем духе (2 Коринфянам 10:5). Сомнение, гнев, непонимание и лжеучение — все это может лишить нас высшего удовольствия в жизни — близости с Богом (Филиппийцам 3:8).