Что значит любовь не ищет своего: Почему «любовь не ищет своего»? / Православие.Ru
Содержание
Любовь не ищет своего | Блог Михаила Чернявского
Самый важный час – всегда настоящий, самый значительный человек – тот, кто сейчас перед нами, а самое необходимое дело – любовь.
Мейстер Экхарт
Гимн любви апостола Павла, запечатленный в тринадцатой главе Первого послания к Коринфянам, – это не только духовная лирика, богодухновенный пафос или теологическая поэзия. Это возвращение к наивысшей этической планке, заданной Иисусом Христом. Господь свел смысл всего Священного Писания в одной заповеди о любви. А эта заповедь имеет два практических вектора: вертикальный – к Богу, горизонтальный – к ближнему.
Учиться любить своего Создателя всем существом, а других людей, как самого себя – становится основным содержанием освящения пилигримов, идущих в Небесную страну. Предполагается, что по мере приближения к этой заветной планке, природная эгоистичность постепенно выветривается, плоды плоти заменяются на плоды духа, формируется характер зрелости.
Для Павла фраза, – «любовь не ищет своего», – означает исцеленные и гармоничные взаимоотношения как минимум на трех уровнях: супружество, церковь и общество. Итак, начнем по порядку.
Супружество
Много ли людей на этапе романтической влюбленности до брака способны к зрелой любви? Вопрос риторический. Желание обладать не только чем-то, но и кем-то на конфетно-цветочном этапе искусно маскируется под высшую самоотверженность. При этом многие участники добрачной предвыборной кампании искренне находятся в самообмане. Они пока не понимают на что способны, если их эгоизм поселится под одной крышей и под одним одеялом с другим эгоизмом.
Чем любовь отличается от похоти? Очень красиво на этот вопрос ответил Уильям Шекспир:
Любовь – блеск солнечный, дождю идущий вслед,
А похоть – мрак грозы вослед за блеском света;
Любовь всегда свежа, как яркий вешний свет,
А похоти зима приходит раньше лета;
В любви нет жадности, – в обжорстве похоть мрет;
В любви – все истина, а похоть вечно лжет.
Вы замечали, что внимание некоторых людей унижает тех, на кого оно направлено? Похотливое желание обладать не задумывается над интересами и достоинством ближнего. В результате многие годами мучают друг друга. Кто-то мнит себя пупом земли, кто-то жертвой или спасителем. Но то, что в таких отношениях называется любовью, – просто взаимная пытка.
Любовь делает так, чтобы другой человек расцвел. Это не потакание прихотям: ни своим, ни чужим. Это страстное желание и соответствующие старания, направленные на то, чтобы любимый расцвел и раскрылся в Божьем замысле. Именно так Вооз полюбил Руфь, а Иосиф – Марию. А вот Сихем по отношению к Дине и Амнон – к Фамари перепутали любовь с похотью.
Павел пишет: «Тело жены принадлежит не ей самой, но ее мужу. Также и тело мужа принадлежит не ему самому, но его жене… Женатому же приходится заботиться о насущных нуждах, о том, как угодить жене. Его интересы раздвоены» (1 Кор. 7:4, 33, МБО). Прочесть об этом в книгах или услышать в проповеди – одно, столкнуться со своим себялюбием в открытом бою – другое.
Семейная жизнь – это школа любви, где отличники счастливы, а двоечники постоянно идут на переэкзаменовку или бросают учиться. Многие старательно подбирают богословское обоснование под свою систему разделения бытовых обязанностей. Как-будто предвечное гендерное Провидение рухнет, если они помоют посуду или вынесут мусор. Принцип Булата Окуджавы гласит: «Когда я кажусь себе гениальным, я иду мыть посуду». В этом и смирение, и любовь, которая не ищет своего.
Церковь
Похоже, сегодня среди верующих гораздо больше разговоров о семейной жизни, нежели о Церкви. В то же время идеальная модель для построения супружеских отношений – Христос и Церковь. Сотворив мир, Бог создал семью. Искупив мир, Господь создал Церковь. Христиане называют друг друга братьями и сестрами. Это постоянное напоминание о духовном, то есть наивысшем родстве.
Для апостола Павла принципы построения супружеских отношений явно вытекали из учений о Христе и Церкви: «Благоговея перед Христом, умейте подчиняться друг другу. Вы, жены, подчиняйтесь мужьям своим, как Господу, потому что муж для жены – глава, как и Христос – глава Церкви. Он Сам – Спаситель тела, Церкви Своей Спаситель… А вы, мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь, так что Самого Себя за нее отдал…
Именно так мужья должны любить своих жен, любить, как тела свои. Любящий свою жену себя самого любит. Никто ведь никогда не питает ненависти к плоти своей, напротив, он заботится о ней, как и Христос – о Церкви, потому что мы – части Тела Его, мы от плоти Его и от костей Его… Тайна эта велика. Но я отношу слова эти ко Христу и Церкви Его, хотя это и к вам относится: каждый муж должен так любить свою жену, как себя самого, а жена почитать своего мужа» (Еф. 5:21-33, ИПБЗ).
Главная задача супружества – отобразить славу Христа, воплотить Благую Весть, научив мужа и жену любви, которая не ищет своего. Главная задача Церкви – поклоняться Христу и прославлять Его, а также быть светом миру. По замыслу Иисуса люди мира будут узнавать в нас Его учеников, если между нами будет любовь. В таких отношениях каждый ищет пользы другого, восполняет его нужды. Наставник помогает подопечному распознать дары Духа и понять собственное призвание.
Павел выносит всем нам сокрушительный приговор: «Все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу». Правда важно понимать, что, указывая на этот корень проблемы в жизни Церкви, апостол ставит в пример Тимофея, который научился «искренно заботиться» о братьях и сестрах и верно служить своему духовному отцу в благовествовании (Фил. 2:19-22). Церковь – это школа, где каждый ученик должен перейти от желания, чтобы служили ему, к осознанному желанию и готовности служить другим.
Павел многократно называет Церковь Телом Христа. Развивая эту аналогию в Первом послании к Коринфянам, он рисует абсурдную картину бунта одного из органов тела. Такая ситуация гарантировала бы болезнь или даже смерть, что собственно и происходит порой в некоторых общинах. «Но Бог так соединил органы в теле, чтобы придать достоинство тем из них, у которых вне тела его нет, для того чтобы в теле не было разногласий, а все органы заботились друг о друге» (1 Кор. 12:25, РБО).
Общество
По словам Уильяма Темпла «церковь – единственная организация в мире, существующая ради блага тех, кто не является ее членом». Жива и сильна та церковь, которая не ищет своего. А чего же она ищет? Исполнения воли Христа о себе и расширения пределов Божьего Царства. Такая церковь служит погибающему миру проповедью Евангелия и делами милосердия.
Любовь Христова не уводит христианскую общину из мира, а возвращает в него для служения. Не за его ценностями, миражами или кумирами, а за Самим Господом. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные», – сказал Спаситель. Он показал пример радикальной любви к грешникам, пример жертвенной любви к врагам. «Ибо и Христос не Себе угождал» (Рим. 15:3, Син).
Церковь, которая учится любить как Христос, не будет гнаться за успехом в мирском понимании этого слова. Многие виды служения миру не дают быстрых всходов и плодов. Влияние на общество – это часто кропотливая работа на перспективу. Погоня за статистикой, отчетностью, красивой картинкой или коммерциализация служения нередко оказываются губительными для церкви.
Христианин естественным образом желает покаяния и обращения к Богу тех, кто еще находится во тьме неверия. Он учится у Христа ненавидеть грех и любить грешника. Учится служить человеку независимо от его отклика на проповедь Евангелия. Иногда старается служить не благодаря, а вопреки. Учится прощать и даже любить врагов. Постепенно понимает, что служения без жертвы не бывает. Иначе это не служение, а что-то другое.
Этика малых дел, но с большой любовью, о которой говорила и которую демонстрировала Мать Тереза, своей актуальности не потеряет никогда. Служение отверженным, одиноким, заблудшим и нуждающимся – это одновременно и честь, и участь для Церкви. В действительности выбор прост: мы либо сосредотачиваемся на создании земного уюта в своих домах и церковных зданиях, либо посвящаем все, что имеем Христу. А Он, как мы помним, требовал от Своих учеников самоотречения и несения креста.
Павел вновь увещевает: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. …так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» (1 Кор. 10:24, 33, Син). Дары Духа даются не для развлечения и превозношения над другими, а для служения, назидания и созидания Тела Христа.
Христос призвал возлюбить ближнего как самого себя. Иногда говорят, что по логике сначала нужно как следует натренироваться на себе. Правда в результате многие так на себе и останавливаются, рискуя залюбить себя до смерти. Замысел Бога для человека, погруженного в семью, церковь и общество – научиться любить, не ища своего.
Бескорыстие, самоотверженность и жертвенная любовь для простого смертного – явления сверхъестественные. Все это становится возможным только для человека, повстречавшегося с совершенной любовью Небесного Отца. И только здесь мы подошли к тому, с чего начали.
Заповедь любви имеет два практических вектора: вертикальный – к Богу, горизонтальный – к ближнему. В этой статье мы успели поговорить только о втором и лишь подошли к главному. Бог есть любовь. Вопрос лишь в том, насколько мы знаем Его.
Журнал «Вера и жизнь» № 6, 2019. — С. 4-6.
Толкования Священного Писания. Толкования на 1 Кор. 13:5
Содержание
Толкования на 1 Кор. 13:5
Свт. Иоанн Златоуст
Свт. Василий Великий
Свт. Тихон Задонский
Свт. Феофан Затворник
Свт. Лука Крымский
Прп. Симеон Новый Богослов
Прп. Ефрем Сирин
Прав. Иоанн Кронштадтский
Блж. Феофилакт Болгарский
Магн Аврелий Кассиодор
Прот. Александр (Шмеман)
Архим. Эмилиан (Вафидис)
Лопухин А.П.
предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание
Свт. Иоанн Златоуст
не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла
«Не бесчинствует» (1Кор.13:5). Что я говорю, продолжает (апостол), что она не гордится? Она так далека от этой страсти, что, и терпя крайние бедствия за любимого, не считает этого бесчестием. Не сказал опять, что хотя терпит бесчестие, но мужественно переносит его, а что даже нисколько не чувствует бесчестия. Если сребролюбцы, терпя всякого рода неприятности для своего прибытка, не только не стыдятся, но еще радуются, то тем более имеющий достохвальную любовь для блага любимых не откажется ни от чего подобного, и не только не откажется, но даже и не стыдится, когда терпит что-нибудь. Впрочем, чтобы нам не приводить в пример порочного дела, посмотрим в этом отношении на Христа, и увидим истину сказанного. Господь наш Иисус Христос подвергался оплеванию и бичеванию от жалких рабов, и не только не считал этого бесчестием, но еще радовался и вменял в славу; разбойника и человекоубийцу Он вместе с Собой прежде других ввел в рай, беседовал с блудницей, притом в присутствии всех обвинителей своих, и не считал этого постыдным, а даже позволил ей целовать Свои ноги, орошать слезами Свое тело и отирать волосами, и все это пред глазами врагов и противников, потому что любовь не бесчинствует. Поэтому и отцы, хотя бы они были мудрее и красноречивее всех, не стыдятся лепетать вместе с детьми, и никто из взирающих на это не осуждает их, а, напротив, это кажется настолько хорошим делом, что даже удостоивается похвалы; если опять дети бывают порочны, то они терпеливо стараются исправить их, наблюдают за ними, удерживают их от дурных поступков и не стыдятся, потому что любовь не бесчинствует, но как бы какими золотыми крыльями прикрывает все проступки любимых. Так и Ионафан любил Давида, а потому, выслушав слова отца: «сыне девок блудниц, женовоспитанный» (1Цар.20:30), не устыдился, хотя слова исполнены великой укоризны; они именно означают следующее: сын блудниц, неистово пристрастных к мужчинам и предающихся всем проходящим, изнеженный, слабый, не имеющий в себе ничего мужеского и живущий к бесчестию своему и родившей тебя матери. Что же? Огорчился ли он этим, устыдился ли и отстал ли от любимого? Совсем напротив, даже хвалился своей любовью; хотя (Саул) был тогда царем, Ионафан – сыном царя, а Давид – беглецом и скитальцем, но при всем этом он не стыдился своей любви, потому что любовь не бесчинствует. Подлинно, в ней достойно удивления то, что она не только не допускает скорбеть и огорчаться в случае обиды, но еще побуждает радоваться; потому и Ионафан после всего того, как бы получив венец, пошел и обнял Давида, потому что любовь не знает бесчестия и даже хвалится тем, чего другой стыдится. Для нее стыд – не уметь любить, или любя не подвергаться опасностям и не терпеть всего за любимых. Впрочем, когда я говорю: все, то не подумай, будто разумею и вредное, например, если бы кто стал помогать юноше в (преступной) любви к женщине, или просил бы сделать что-нибудь другое вредное. Такой человек не любит, как я доказал вам прежде примером египтянки. Тот только любит, кто любимому желает полезного; а кто не ищет добра, тот, хотя бы тысячу раз говорил, что любит, враждебнее всех врагов. Так некогда и Ревекка, будучи сильно привязана к сыну, решилась даже на воровство, не стыдилась и не опасалась быть обличенной, – а предстояла немалая опасность, – но даже, когда сын возражал ей, сказала: «на мне пусть будет проклятие твое, сын мой» (Быт. 27:13).
Видишь ли в жене апостольскую душу? Как Павел, – если можно сравнивать малое с великим, – желал подвергнуться анафеме за иудеев, так и она решалась даже подвергнуться проклятию, только бы сын ее получил благословение. Благо она предоставляла ему, – так как сама не могла участвовать с ним в благословении, – а зло готова была принять на одну себя, и притом радовалась, спешила, тогда как угрожала опасность, и огорчалась медленностью дела, опасаясь, чтобы Исав, предварив Иакова, не сделал напрасным мудрое ее распоряжение. Потому и выражается кратко, побуждает юношу и, не опровергая слов его, высказывает мысль, достаточную для его убеждения; не сказала: ты напрасно говоришь это и напрасно боишься, отец твой стар и не имеет зрения, – но что? «На мне пусть будет проклятие твое, сын мой»; только не расстраивай дела, не выпускай добычи, не теряй сокровища. И сам Иаков не был ли работником в продолжение двух семилетий у своего родственника? Не подвергался ли кроме рабства еще осмеянию после обмана? Что же? Чувствовал ли он осмеяние, считал ли бесчестием для себя, что он, будучи свободным, происходя от свободных родителей и получив благородное воспитание, был рабом у своих родственников, тогда как это особенно и бывает оскорбительно, если кто терпит поношение от близких? Нет, – и причиной тому была любовь, которая даже делала для него долгое время кратким: «они показались, – говорит (Писание), – ему за несколько дней» (Быт. 29:20). Так он был далек от того, чтобы оскорбляться и стыдиться своего рабства!
Потому справедливо говорит блаженный Павел: «любовь не бесчинствует: не ищет своего, не раздражается». Сказав: «не бесчинствует», он показывает и то, каким образом она не терпит бесчестия. Каким же? Она не ищет своего. Любимый составляет для нее все, и она вменяет себе в бесчестие, когда не может избавить его от бесчестия, так что, если можно собственным бесчестием помочь любимому, то не считает и этого бесчестием для себя: любимый для него – то же, что сам он. Любовь такова, что любящий и любимый составляют уже не два отдельных лица, а одного человека, чего не может сделать ничто, кроме любви. Потому не ищи своего, чтобы тебе найти свое; кто ищет своего, тот не находит своего. Потому и Павел говорил: «никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1Кор.10:24). Польза каждого заключается в пользе ближнего, а польза ближнего в его пользе. Как закопавший собственное золото в доме ближнего, если не захочет сходить поискать и откопать его там, никогда не увидит его, так и здесь, кто не хочет в пользе ближнего искать собственной пользы, тот не получит венцов.
Сказав: «не ищет своего», (апостол) опять говорит о благах, происходящих от любви. Какие же это блага? «Не раздражается, не мыслит зла». Смотри опять, как она не только истребляет пороки, но даже не дозволяет им получить начало. Не сказал: хотя раздражается, но преодолевает раздражение, а: «не раздражается»: не сказал также: не делает зла, но: «не мыслит»; не только не совершает, но даже и не замышляет ничего худого против любимого. И действительно, как она может делать зло, или раздражаться, когда не допускает даже худой мысли? А здесь и есть источник любви.
Гомилия 33 на 1-е послание к Коринфянам.
Свт. Василий Великий
не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла
В удалении от всех нелегко узнать каждому свой недостаток, не имея человека, который бы обличал и исправлял его с кротостью и состраданием. Ибо и обличение от врага нередко производит у благоразумного человека желание уврачевания.
Пространные аскетические правила.
Вопрос. Что значит: «любовь не бесчинствует»?
Ответ. То же, если сказать: не отступает от собственного своего образца. Образцом же для любви служат исчисленные в том же месте у Апостола свойства любви (1Кор.13 4–7).
Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.
Свт. Тихон Задонский
не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла
Пятый. «Любовь не бесчинствует», ибо знает, где и что говорить, или делать, рассуждает о месте и времени, бережется того, чтобы подать и принять соблазн, а потому все с рассуждением и говорит, и делает, везде себя чинно и благоговейно ведет. Итак, всякое бесчиние не есть плод любви.
Шестой. «Любовь не ищет своего». Радость и веселье истинной любви в том, чтобы ближнему добро сделать даром, без всякого ожидаемого прибытка. Она в том подражает Создателю своему, Который всем благодеяние творит даром, «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Она не щадит и себя для пользы ближнего, трудится, потеет, бдит, чтобы ближний созидаем был. Для нее нет ничего неудобного, она из невозможного возможное с помощью Божией делает. Во всем же она ищет не своего, но пользы ближнего, по наставлению апостола. Итак, кто ближнему добро делает ради своего прибытка, нет в том любви к ближнему, но самолюбие.
Седьмой. «Любовь не раздражается». Она великому гневу возгореться не попускает, не открывает уста свои на клятву, злословие, укорение ближнего. Итак, клятва и всякое злословие не есть плод любви.
Восьмой. «Любовь не мыслит зла». Она не только не делает ближнему никакого зла, но и не мыслит. Любовью горящее сердце всегда в том и поучается, чтобы добро было любимому. Итак, злопомнение не есть плод любви, но плод злобы.
Слово о любви к Богу, и о любви к ближнему.
5) Любовь не бесчинствует, но и срама не боится ради любимого. «Не знает любовь, – говорит святой Иоанн Златоуст, – что есть срам» (Беседа 33 на первое Послание к коринфянам). Где для прочих стыд, там для нее стыда нет; где прочие гнушаются, там она не гнушается; где прочие отвращаются и убегают, там она приступает и присоединяется.
В этом деле она уподобляется слепому, который думает, что если он сам не видит, то и другие его не видят. Так и она помышляет, что как ей, так и прочим нет там стыда и срама, где нужда и бедность ближнего помощи требует. Так она не стыдится одетого в рубище, хотя сама порфирой и виссоном украшена; так не стыдится перед лежащим на гноище склоняться, хотя сама высокой честью почтенна; так не стыдится в темницу смрадную войти, хотя сама в чертогах обитает; не стыдится в дом свой ввести странника и упокоить, хотя бы нищий и ранами смердел; не стыдится утешать печального, хотя бы он и весьма низкий был: она там отлагает преимущество титула своего, где нужда бедного требует.
6) Любовь не ищет своего. Истинная любовь старается с радостью и весельем любимому благотворить, и благотворить без всякой пользы для себя. Она в этом уподобляется плодовитому дереву, которое плодами своими не себя, но других питает; уподобляется земле, которая не ради себя, но ради нас плоды производит; уподобляется солнцу, которое не себе, но нам светит и нас согревает; или лучше – следует той вечной и несозданной Любви и Благости, Которая все блага нам подает без всякой Своей корысти.
7) Истинная любовь не раздражается, не гневается на ближнего, хотя от него и обиду принимает. Прочие обиду за обиду и злословие за злословие воздать стараются. Она же не только того не делает, но и в сердце гнева не имеет на обидевшего (Св. Иоанн Златоуст в толковании на это место Писания). И так не только не делает, но даже не мыслит зла. И хотя иногда и являет гнев свой, но гнев тот устремляется на грехи, а не на человека; грехи гонит и старается искоренить, а не согрешивших, такой гнев бывает особенно со стороны благочестивых начальников и пастырей. Такой гнев праведный и великую любовь в сердце гневающегося проявляет, которая всячески ищет спасения брата. Таковые подражают доброму и искусному лекарю, который иногда дает жестокое лекарство немощному, чтобы так удобнее выгнать из него немощь. Такой гнев показал святой Павел, любовью к Богу и ближнему горящая душа, когда так к галатам согрешившим написал: О, несмысленные галаты! Кто прельстил вас не покоряться истине? (Гал. 3:1 и проч.). Такой гнев нужен пастырям и начальникам, которые злость и злонравие подчиненных, как моровую язву огнем, прогонять и искоренять должны. Их дело – собственную свою обиду кротко претерпевать, а когда закон Божий нарушается и ближнему обида наносится, за то крепко стоять, не молчать и насильников усмирять.
Об истинном христианстве.
Свт. Феофан Затворник
не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла
См. Толкование на 1 Кор. 13:4
Свт. Лука Крымский
Ст. 5-6 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине
Любовь не бесчинствует. Мало ли бесчинства мы видим вокруг себя? Ему нет края, и тяжка, невыносима нам его безмерность, а это значит, что нет в людях любви. Ибо, если была бы любовь, то не было бы бесчинства!
Любовь не ищет своего. А мы всегда ищем для себя благ и радостей жизни: имения, почета, высокого положения — всего ищем для себя. А любовь не имеет своего. Любовь доверчива, как доверчивы дети, ибо те, в сердце которых живет святая любовь, подобны детям, о которых Господь Иисус Христос сказал: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18:3). Любовь всему верит, она не подозревает людей во лжи, в предательстве. В мире часто оскорбляют тех, кто не лжет, не клевещет, не совершает предательств, кто чист в словах и делах своих.
Любовь не раздражается. А много ли среди нас таких, которые не раздражаются? Много, много таких, которые в раздраженном состоянии кричат исступленным голосом, дерутся и ругаются. А если бы была любовь христианская в сердце нашем, мы не раздражались бы, не топали ногами, не ругались, не дрались.
Любовь не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Это значит, что те, в чьем сердце святая любовь, не умеют и не хотят искать в окружающих дурное и злое. Они хотят, они умеют, они стремятся видеть и искать в сердце ближних своих только доброе и чистое. В любви нет злорадства, которого так много в нас, ибо мы всегда радуемся и ликуем, когда видим падение братьев наших, видим их недостатки. Тогда мы радуемся, радуемся бесовской радостью, ибо бесы рады всему дурному, что видят в людях. Когда видит любовь истину в делах человеческих, в словах человеческих, во всех поступках и стремлениях человека, то она радуется истине чистой, ангельской радостью.
Спешите идти за Христом. Гимн любви апостола Павла.
Прп. Симеон Новый Богослов
не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла
См. Толкование на 1 Кор. 13:4
Прп. Ефрем Сирин
Ст. 5-7 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит
Любовь не ищет того, что полезно себе, но того, что полезно многим для спасения их. Итак, если перечисленные мною качества не проявляются у вас по недостатку любви, то какую пользу принесет вам похвальба дарами, которыми вы гордитесь?
Толкование на послания божественного Павла.
Прав. Иоанн Кронштадтский
не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла
Любовь не мыслит зла. Мыслить какое бы то ни было зло есть диавольское дело, и диавол в человеке и с человеком мыслит его. Потому никакого зла не имей [в] сердце на другого и не мысли его, да не срастворишься с диаволом. Побеждай благим всякое зло (Рим. 12, 21), которое видишь или [которое] кажется тебе. В этом твоя мудрость духовная и подвиг христианской любви.
Дневник. Том IV. 1860-1861.
Блж. Феофилакт Болгарский
не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла
Не бесчинствует (ουκ άσχημο νεΐ)
То есть любовь не только не гордится, но если будет испытывать и крайние бедствия за любимого, то не сочтет этого постыдным и бесславным для себя, подобно тому, как и Христос из любви к нам не только претерпел бесчестное распятие, но и вменил оное в славу Себе. Можешь понимать и так: не бесчинствует, то есть не обижает; ибо ничего нет постыднее обидчика. Это против не снисходящих другим.
Не ищет своего, не раздражается
Объясняет, каким образом любовь не испытывает бесчестия: потому, говорит, что она ищет не своей, но пользы ближнего, и то почитает бесчестием, когда не освободит своего ближнего от бесчестия. Это против тех, которые презирали прочих. Любовь и не раздражается, потому что не бесчинствует. Ибо человек гневливый не соблюдает благоприличия. Любовь не бесчинствует, потому что и не раздражается, то есть не спешит на гнев. Это против оскорбляющихся обидами других.
Не мыслит зла
Любовь, говорит, претерпевая всякое зло, не раздражается на гнев, и не только не делает зла в отмщение, но и не думает об этом. Смотри же везде, не говорит: любовь завидует, но останавливается, раздражается, но преодолевает: но, говорит, она никакому злу решительно не попускает показаться даже и в начале его, — как и здесь: не мыслит зла. И это сказано коринфянам, чтобы они не платили за обиду обидой.
Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Магн Аврелий Кассиодор
не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла
Итак, служащие Господу с радостью это те, кто любят Его превыше всего другого и проявляют братскую любовь друг к другу. Вот оно, свободное рабство! Вот служение, превосходящее любые формы подчинения!
Толкование Псалмов (Пс. 99).
Прот. Александр (Шмеман)
не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла
Достаточно отнести каждое из этих утверждений к себе, к собственной жизни, чтобы почувствовать, до какой степени каждое из них бьет прямо в цель, до чего вся наша жизнь определяется «искание своего» и потому бесчинствует, потому раздражается, потому помышляет зло. В этом гимне любви вскрывается призрачность добра без любви, истины без любви — всего того, чем мы так легко и так часто оправдываем себя и свой эгоизм, лишь усиливая тьму и страх вокруг. Но над всем в этом падшем и злом мире восходит солнце любви, и все становится возможным.
Этим солнцем, этой силой любви озарено все учение апостола Павла. Любовь и свобода — вот его завет на все времена, вот то, к чему он призывает меня, нас всех сегодня. Достигайте любви (1 Кор. 14:1), — говорит он, — и я покажу вам путь еще превосходнейший (1 Кор. 12:31).
Беседы на радио «Свобода». Святость.
Архим. Эмилиан (Вафидис)
Любовь не ищет своего, а потому при работе нельзя стремиться к удовлетворению своих желаний или личной выгоде. Кроме того, не измеряйте свое духовное преуспеяние строгостью поста, обилием слез и продолжительностью молитв: это может привести вас к прелести. Свое преуспеяние вы можете определить по участию в делах братства: чем лучше вы их исполняете и чем больше прилагаете труда, забывая о себе и служа ближнему, тем более преуспеваете в духовной жизни.
Трезвенная жизнь и аскетические правила.
Лопухин А.П.
не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла
Не безчинствует. Под бесчинством (ασχημοσύνη) нужно разуметь отсутствие вежливости, учтивости, которое замечалось у некоторых коринфян, напр. , в том, что они не давали иногда говорить на богослужебных собраниях людям, обладавшим более полезными для Церкви дарованиями, говоря все время сами. И вообще указанные сейчас четыре определения любви имеют в виду злоупотребление духовными дарованиями. Следующие четыре более относятся вообще к христианской жизни. – Не ищет своего. У всякого из нас есть свои права, но любящий ближнего совсем забывает об этих правах и заботится только о том, чтобы другие были удовлетворены. Счастье состоит в том, чтобы давать и в том чтобы служить (Друммонд. Самое великое в мире, стр. 21). Некоторые коринфяне думали иначе (см. гл. VI и VIII). – Не раздражается. Мы склонны смотреть на вспыльчивый, раздражительный нрав как на невинную слабость… А между тем эта невинная, по нашему, слабость занимает срединное место в анализе любви у Ап. Павла. И это понятно: ничто не может в такой степени ожесточить жизнь, посеять вражду, разрушить священнейшие семейные узы, лишать мужчин их мужеского, спокойного достоинства, женщин – истинной женственности, детей – ласкового чистосердечия, как, так называемые, погрешности характера, угрюмый, вспыльчивый, раздражительный нрав (Друммонд). – Не мыслит зла, т. е. не вменяет другим в вину сделанное ей зло. В основе такого отношения к ближним лежит убеждение в том, что никто не хочет намеренно повредить кому либо; любящий доверяет другим людям…
См. также Толкование на 1 Кор. 13:4
предыдущий стихк тексту Писанияследующий стихсодержание
Что значит, что любовь не радуется злу, а сорадуется истине (1 Коринфянам 13:6)?
ДомМатериалы УказательКниги Библии1 Коринфянам Любовь не любит зла
Вопрос
Ответ
Первое послание к Коринфянам 13:4-6 содержит список нескольких вещей, которые любовь «не делает». Последний пункт в этом списке — любовь «не радуется злу, а сорадуется истине». Любовь любит правду. Любовь не любит зла, или, как выражается ESV, «не радуется проступку».
Коринф был злым местом с повсеместным поклонением идолам и безудержной сексуальной безнравственностью. Недавно обращенным христианам в Коринфе иногда было трудно избавиться от старых привычек. В церкви терпели одного человека, замешанного в вопиющей безнравственности (глава 5), а Вечеря Господня была обесчещена вплоть до обжорства и пьянства (глава 11). Чтобы бороться с этим злом, Павел учил, что любовь не получает удовольствия от таких действий и не «наслаждается ими»; скорее, истинная любовь находит радость в истине и праведности.
Псалом 1:1-2 предлагает правильное отношение к истине: «Блажен человек, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании ругателей; но в законе Господнем радость его, и о законе Его он размышляет день и ночь». «Блаженный» человек презирает зло, но любит Божью истину, постоянно размышляя о ней.
В Псалме 5:4 говорится: «Ты не Бог, который любит нечестие». Бог, Который есть любовь (1 Иоанна 4:8), радуется тому, что истинно и справедливо. Бог любит нас, и Он «хочет истины во внутренностях» (Псалом 51:6). Другими словами, Бог не игнорирует наш грех только потому, что любит нас. На самом деле это потому что Его великой любви, что Он предусмотрел средства для очищения нашего греха во Христе (1 Иоанна 4:10).
Истинная любовь радуется тому, что правильно и хорошо. Все, что скрывает грех или пытается оправдать проступок, является полной противоположностью благочестивой любви. Любовь не заметает грех под ковер. Любовь не пытается найти способы избежать наказания за плохое поведение и не мирится с несправедливостью. Вместо этого он ценит истину, прославляет хорошее поведение и поощряет добродетель. Настоящей любви нечего скрывать.
Далее, «не радоваться злу» означает не злорадствовать над чужой виной. Людям свойственно радоваться, когда враг оказывается виновным в преступлении или уличен в грехе. Это не любовь. Любовь радуется достоинствам других, а не их порокам. Грех — повод для печали, а не для радости.
По сути, чтобы проявлять Божью любовь, мы должны иметь Божий взгляд на грех и праведность. Чем лучше мы понимаем любовь, тем больше мы будем скорбеть о тех, кто совершает грех. Чем больше мы любим истину, тем больше мы можем любить тех, кто нас окружает.
Вопросы по 1 Коринфянам
Что значит, что любовь не радуется злу, а сорадуется истине (1 Коринфянам 13:6)?
Подпишитесь на
Вопрос недели
Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!
Подписывайтесь на нас:
MarriageMoment.
org: Любовь не корыстна
Библия учит, что одной из выдающихся характеристик, раскрывающих силу и природу любви, является то, что она «не ищет своего» (1 Коринфянам 13:5, KJV) или «не ищет своего» (NIV). По существу это означает, что те, кто воплощают истинную библейскую любовь, не настаивают на своем собственном пути или своих правах. Скорее, те, кто искренне любит, не думают о себе и не преследуют свои интересы. Они бескорыстны. В культуре, которая переполнена чувством собственного достоинства и эгоцентризмом, это важный урок, который необходимо усвоить. Особенно это касается одного из самых эгоистичных предприятий нашего времени — женитьбы.
Библия призывает нас служить друг другу, нести бремя друг друга, заботиться об интересах других и т. д. (Гал. 5:15, 6:2; Флп. 2:4). В соответствии с этими представлениями 1 Коринфянам 13:5 учит нас, что мы не должны искать исключительно или даже главным образом своего собственного счастья. Вместо этого мы должны стремиться к благополучию других как к более важному, чем свое собственное, даже когда личные жертвы и самоотречение становятся необходимыми.
Мы не должны стремиться к собственной выгоде, комфорту, легкости, чести, удовольствию или выгоде, а должны жертвовать всем вышеперечисленным ради блага других. Это ожидания от наших отношений в целом. Но эти предостережения, безусловно, относятся к нашим самым важным человеческим отношениям – союзу с партнером по браку.
Это не значит, что нужно полностью уничтожить уважение к себе. Это также не означает, что мы должны полностью пренебрегать своим здоровьем и благополучием. Наша способность любить других основывается на данном нам Богом инстинкте любить себя. Это видно в «Золотом правиле», «Великих заповедях» и в других местах Нового Завета. [См. предыдущую статью.] Выражение о том, что любовь «не ищет своего», написано в сравнительном смысле, обозначая, что счастье, благополучие и интересы не являются главным приоритетом для тех, кто находится под влиянием любви.
Что касается брака, идея о том, что любовь не является корыстной, является совершенно чуждой для многих в нашем обществе. Социологи и социальные психологи отмечают культурный сдвиг за последние полвека в отношении ожиданий от брака. Раньше брак рассматривался в первую очередь как социальный институт, обеспечивающий целостность, стабильность, безопасность и удовлетворенность семьи. В настоящее время преобладает мнение, что брак существует почти исключительно с целью общения, чтобы обеспечить личное счастье и эмоциональные потребности.
Раньше в браке основное внимание уделялось развитию семьи, сообщества и общества. Теперь основное внимание, похоже, уделяется тому, что человек может получить от отношений в эмоциональном, финансовом и ином плане. И слишком часто, когда считается, что брак не выполняет эти функции в достаточной мере, от него отказываются или отказываются в погоне за другими отношениями.
Чтобы найти настоящую радость и удовлетворение в браке и в жизни, вы должны сначала усвоить урок, что любовь не преследует своекорыстных целей. Вы должны признать, что времена личного несчастья иногда необходимы.