Царь константин и царица елена: Равноапостольные Константин Великий, Еле́на Константинопольская
Содержание
Равноапостольные Константин Великий, Еле́на Константинопольская
День памяти
3 июня
19 марта
– Обретение ею во Иерусалиме Честно́го Креста и гвоздей
19 апреля
– Собор Синайских преподобных
Житие
Жизнь и труды апостолов – Св. равноапостольный князь Константин
Жизнь и труды апостолов – Св. равноапостольная царица Елена
Жития равноапостольных императора Константина и царицы Елены
Святой император Константин (306–337), получивший от Церкви именование «равноапостольный», а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305–306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи – Константин – был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284–305), его соправителя Максимиана Галерия (305–311) – на Востоке и императора Максимиана Геркула (284–305) – на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константин в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн с помощью Божией разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью «Сим побеждай». Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.
Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византий, который и была переименован в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать – святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.
За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется равноапостольной.
Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых – святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин «Единосущный Отцу», навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.
Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение «Единосущный», слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.
После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял Святое Крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви Святых апостолов в заранее приготовленной им гробнице.
См. также: «Житие святого равноапостольного царя Константина и святой матери его Елены» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Развернуть
Развернуть
Случайный тест
Святые равноапостольные цари Константин и Елена
В преддверии Престольного праздника нашего монастыря мы подготовили материал, рассказывающий о жизни и подвигах св. равноапп. Константина и Елены, покровителей нашей обители. Материал составлен из жизнеописаний святых, позаимствованных в разных источниках. Были использованы Жития святых св. Дмитрия Ростовского, выдержки из книги монахини Нектарии ( Мак Лиз) и др. Действительно, роль императора Константина в утверждении христианства на Евро-Азиатском континенте единственная в своем роде. Мы хотим, чтобы гости нашего сайта познакомились с выдающимися деятелями раннехристианской эпохи и помолились им вместе с нами.
Праздничная литургия начнется 3 июня в 10 часов утра. Ждем Вас в нашем монастыре.
Предание сохранило для нас сведения о том, что святая Императрица Елена не была благородного происхождения. Отец ее был хозяином гостиницы. Она вышла замуж за знаменитого римского воина Констанция Хлора. Это был брак не по ¬политическому расчету, а по любви, и в 274 году Господь благословил их союз рождением сына Константина. Они счастливо прожили вместе восемнадцать лет, до тех пор, пока Констанций не получил назначение править Галлией, Британией и Испанией. В связи с этим назначением император Диоклетиан потребовал, чтобы Констанций развелся с Еленой и после развода женил нового правителя на своей падчерице Феодоре. Император приказал также забрать восемнадцатилетнего сына Констанция и Елены — Константина в свою столицу в Никомидии под предлогом обучения его военному искусству. Так восемнадцатилетним юношей Константин стал фактически заложником лояльности своего отца к императору.
В то время, когда произошли эти события, Елене было чуть больше сорока лет. Она переселилась поближе к сыну, в городок Дрепанум, недалеко от Никомидии, где сын мог навещать ее. Дрепанум впоследствии переименовали в Еленополис в ее честь. Именно здесь Елена узнала о Господе Иисусе Христе и крестилась. Последующие тридцать лет занималась очищением и совершенствованием собственной души, что послужило подготовкой к исполнению особой миссии, того дела, за которое ее назвали “равноапостольной”.
Вскоре Константин, часто посещавший свою мать, встретил в ее доме девушку-христианку по имени Минервина. Через некоторое время молодые люди поженились. Спустя два года молодая жена умерла от лихорадки, и Константин отдал их маленького сына, по имени Крисп, на попечение своей матери. Прошло четырнадцать лет. Умер отец Константина, военачальник, горячо любимый своими солдатами. Константин, проявлявший немалую воинскую доблесть, достиг звания трибуна, и его, благодаря всеобщему уважению в армии, избрали преемником отца. В 306 году он стал цезарем западных земель. Под живым впечатлением виденных ужасных гонений христиан на Востоке Константин, унаследовав власть от своего отца, счёл первым своим делом подтвердить все распоряжения отца в пользу христиан и объявил в своих областях свободу исповедания христианства. Уже в 315 году Константин издает Миланский Эдикт, согласно которому христианство получало законный статус. Этим Эдиктом был положен конец римским гонениям на христиан, длившимся нескольких столетий.
Император Максимиан расценивал Константина как своего соперника в претензиях на власть и поэтому решил «нейтрализовать его», женив на своей дочери Фаусте. Однако это был несчастливый союз, и в последующие несколько десятилетий Константину пришлось отдать больше сил и времени на борьбу с родственниками жены, чем с врагами Рима. Чудесное знамение было дано увидеть Константину в 312 году, накануне битвы против его шурина Максентия. Константин стоял со своей армией у стен столицы. На ночном небе ему был явлен огненный крест, и Константин услышал слова, которые произнес Сам Спаситель, повелевший ему идти в бой со знаменами с изображением Святого Креста и надписью “Сим победиши”.
Максентий действительно в сражении с Константином потерпел поражение.
А спустя еще десять лет Константин стал единовластным Императором восточной и западной частей Империи. Поэтому в 323 году он смог возвысить свою мать, объявив ее Императрицей.
Для Елены же, успевшей к тому времени понять, насколько преходящи радости и горечь земной славы, сама по себе императорская власть была мало привлекательна. Однако она осознавала, что ее новое положение дает ей возможность участвовать в деле распространения христианского благовестия, особенно путем строительства храмов и часовен в Святой Земле, в тех местах, где жил и учил Господь.
С момента разрушения Иерусалима римлянами в 70 году от Рождества Христова эта земля более не принадлежала еврейскому народу. Храм сравняли с землей, а на развалинах Иерусалима построили римский город Элия. Над Голгофой и гробом Господним поставили храм Венеры. Сердце Елены пламенело желанием очистить святые места от языческой скверны и вновь посвятить их Господу. Ей было уже более семидесяти лет, когда она отправилась на корабле от побережья Малой Азии в Палестину.
Прибыв на Святую Землю, она повелела снести храм Венеры и вывезти его обломки за городские стены. Царица не знала, где следует копать, чтобы отыскать Крест в огромных грудах земли, камней и мусора. Она горячо молилась о вразумлении, и Господь пришел ей на помощь.
Вот как рассказывается об этом в ее Житии:
Обретение Святого Креста Господня произошло в 326 году от Рождества Христова следующим образом: когда на Голгофе расчистили обломки, оставшиеся от зданий, которые здесь стояли, епископ Макарий совершил на этом месте молитвенную службу. Люди, копавшие землю, ощутили, что от земли исходит благоухание. Так была найдена пещера Гроба Господня. Истинный же Крест Господень был обретен с помощью еврея по имени Иуда, сохранившего в памяти древнее предание о его местонахождении. Сам он, после обретения великой святыни, крестился с именем Кириак и стал впоследствии Патриархом Иерусалимским. Он принял мученическую кончину при Иулиане Отступнике; Церковь празднует его память 28 октября.
Следуя указаниям Иуды, Елена нашла восточнее пещеры Гроба Господня три креста с надписями и гвоздями, лежавшими отдельно. Но как же было узнать, какой из этих трех крестов является Истинным Крестом Господа? Епископ Макарий остановил проходившую мимо похоронную процессию и велел прикоснуться к усопшему поочередно всеми тремя крестами. Когда на тело возложили Крест Христов, человек этот воскрес. Императрица первая сотворила земной поклон перед святыней и приложилась к ней. Народ толпился вокруг, люди пытались протиснуться вперед, чтобы увидеть Крест. Тогда Макарий, стараясь удовлетворить их желание, высоко поднял Крест, и все воскликнули: “Господи, помилуй”. Так 14 сентября 326 года состоялось первое “Воздвижение Креста Господня”, и по сей день этот праздник входит в число Двунадесятых (величайших) Праздников Православной Церкви.
Елена отвезла частицу Креста в Византию в дар своему сыну. Однако большая его часть, заключенная в серебро, осталась в храме, построенном ею на месте обретения. Каждый год в Страстную Пятницу его выносили для поклонения. Небольшая часть Святого Креста и сейчас находится в Иерусалиме. На протяжении столетий маленькие частицы его рассылались по храмам и монастырям всего Христианского мира, где их бережно, благоговейно хранят как бесценные сокровища.
Святая Елена прожила в Иерусалиме два года, руководя работами по восстановлению святых мест. Она разрабатывала планы строительства величественных церквей в местах, связанных с жизнью Спасителя. Однако современный храм Гроба Господня — это не та церковь, что была возведена при святой Елене. 2 Это большое здание построено в Средние века, внутри него располагается множество маленьких храмов. В том числе там находится Гроб Господень и Голгофа. Под полом, с задней стороны Голгофского холма, стоит церковь в честь святой Елены с каменной плитой на месте обретения Креста.
Храм Рождества Христова в Вифлееме — тот самый, что воздвигла Императрица. Есть и другие церкви, в создании которых она принимала непосредственное участие, например, небольшой храм Вознесения Господня на Елеонской горе (сейчас им владеют мусульмане), церковь Успения Богородицы возле Гефсимании, церковь в память явления Аврааму трех ангелов у Мамврийского дуба, храм на горе Синай и монастырь Ставровуни возле города Ларнака на Кипре.
Помимо того, что святая Елена вкладывала огромную энергию и силы в дело возрождения святых мест Палестины, она, как повествует Житие, помня о собственных годах жизни в унижении и забвении со стороны богатых и сильных мира сего, регулярно устраивала большие обеды для бедняков Иерусалима и его окрестностей. При этом сама надевала простое рабочее платье и помогала подавать блюда.
Когда она, наконец, вернулась домой, ее там ожидало горькое, скорбное известие. Ее горячо любимый внук Крисп, ставший доблестным воином и уже проявивший себя на военном поприще, погиб, и, как полагали некоторые, не без участия своей мачехи Фаусты, которая не желала, чтобы этот популярный в народе молодой военачальник был препятствием на пути к Императорскому трону ее собственных троих сыновей.
Труды в Святой Земле утомили ее, горе тяжким бременем легло на плечи. После известия о гибели Криспа она прожила всего год и скончалась в 327 году. Император Константин пережил свою мать на десять лет.
Церковь празднует память святых равноапостольных Царя Константина и матери его царицы Елены 21 мая по старому стилю.
Поскольку Константинополь к этому времени еще не был основан, останки царицы Елены были перенесены в Рим и похоронены в построенной Константином императорской усыпальнице на Лабиканской дороге при базилике Святых Маркеллина и Петра (Santi Marcellino e Pietro). А через несколько лет, останки царицы Елены, или их часть, были перенесено в новую столицу Константинополь и положено в императорской усыпальнице храма Двенадцати Апостолов. Далее же последовала продолжительная история распространения частей мощей святой царицы Елены по самым разным странам и Западной, и Восточной Европы.
Так, согласно сохранившимся в католическом предании сведениям, в XII веке по приказу папы римского Иннокентия II, часть мощей царицы Елены была перенесена в римскую базилику Пресвятой Богородицы «на жертвеннике» (Santa Maria in Aracoeli). Эта церковь была возведена в VI веке на вершине Капитолийского холма, где по легенде тибурская сивилла Альбунея предсказала императору Августу приход Мессии. Мощи царицы были положены в порфировой гробнице в приделе Святой Елены, слева от главного алтаря церкви, где они выставляются для поклонения и в наше время.
Другая часть мощей святой Елены была похищена в IX веке монахом Теджисом, получившим от них чудесное исцеление, и была помещена им во французском монастыре Святого Петра в Овилье у Реймса. Там святые останки хранились вплоть до начала XIX века, и за это время прославились на всю Европу происходящими от них многочисленными чудесами, превратив Овилье в один из известных паломнических центров. Во время Французской революции и начавшихся гонений на Церковь, один из монахов обители Овилье, зная, что в нее направлен отряд, получивший приказ разрушить монастырь и конфисковать монастырское имущество, перенес святыню в церковь, находившуюся в соседней деревне. А в XIX веке мощи царицы Елены были переданы рыцарям Святого Гроба Господня, которые положили их в парижской церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (Saint-Leu-Saint-Gilles). Это — старинный французский храм XII века, посвященный святым мученикам епископу Лё и отшельнику Жилю, в котором рыцари Святого Гроба проводили ежегодные собрания. Мощи царицы Елены были положены в раку под алтарем вместе со всеми документами, сопровождавшими их в течение семи веков, подтверждающими их перенесение еще в IX веке из Рима. Там они хранятся и в настоящее время, причем их нахождение в этой парижской церкви было обнаружено совсем недавно — в самом конце XX века. На протяжении долгого времени рака со святыми мощами находилась высоко над главным престолом храма; но после того, как она была обнаружена и к ней потянулись паломники, под ним была устроена специальная крипта для хранения мощей святой царицы. 28 сентября 1997 года — на следующий день после праздника Крестовоздвижения – в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль перед мощами святой Елены был совершен первый за последние девять веков православный молебен.
Главная
/ Константино-Еленинский женский монастырь
/ Жизнь монастыря
/ Новости
/ 2016
/ Святые равноапостольные цари Константин…
Подарок Елены Третьяковой Николаю II в 1911 году
ФОТО : Елена Андреевна Третьякова. Париж, 1875 г.
В 1911 г. известный русский коллекционер и меценат Елена Андреевна Третьякова (1846-после 1917 г.) преподнесла в дар императору Николаю II обширную коллекцию картин, икон, оружия и исторических документов, отражающих военную историю России. с древних времен. Кроме того, она пожертвовала значительную сумму на строительство Госуда́рева Ра́тная палата в Царском Селе. В связи с началом Первой мировой войны 19 августа14, строительство военного музея не было завершено. В разгар Первой мировой войны и в предчувствии надвигающихся лихолетий Елена Третьякова писала: «Вероятно, если не при жизни, то потом другие оценят мою идею и труд».
Пройдет еще столетие, прежде чем Верховная Военная [также известная как Военная] палата станет музеем. Здание было передано Государственному музею-заповеднику «Царское Село» в 2010 году. В 2011-2014 гг. в здании проведена реставрация стоимостью 292 000 000 рублей (8 миллионов долларов США). Сейчас в здании находится Музей «Россия в Великой войне», открытие которого состоялось 4 августа 2014 года в ознаменование 100-летия начала Первой мировой войны. Музей посетили более 120 тысяч человек.
Государева воинская палата в Царском Селе — первый в России музей, полностью посвященный участию России в Первой мировой войне. История музея уходит своими корнями в эпоху Николая II. Сегодня музей представляет собой богатое хранилище военного обмундирования, оружия и предметов военного быта, а также фотографий и документов.
ФОТО: портреты Елены Третьяковой и Николая II в Государевой Военной палате
В этом году исполняется 175 лет со дня рождения Елены Андреевны Третьяковой (1846-после 1917).
Родилась 26 февраля (14 по ст. ст.) февраля 1846 года в Москве в семье потомственного почетного купца Андрея Матвеева. В 1868 году вышла замуж за Сергея Михайловича Третьякова (1834—1892), брата основателя Третьяковской галереи в Москве Павла Михайловича Третьякова (1832—189).8).
По свидетельству современников, Елена была «образованна, отличалась природной красотой, с красивыми округлыми плечами, бледным, слегка одутловатым лицом, тяжелой косой на затылке и крошечными руками, которыми она была очень гордый». Она очень роскошно одевалась, заказывала платья из Парижа и снимала на лето большую летнюю дачу в Петергофе. Ее соседом в Петергофе был русский пианист, дирижер и композитор. Николай Григорьевич Рубинштейн (1835-1881), в которого она была влюблена (он умер у нее на руках в 1881 году в Париже). Каждый день она принимала гостей у себя дома, где пел изысканный хор цыган, что было тогда в большой моде. Брак Третьяковых был бездетным. После смерти мужа жила в Петербурге. Елена Андреевна Третьякова умерла после 19 лет17, точная дата неизвестна.
Идея Елены Третьяковой осуществилась более чем через сто лет. Сегодня ее портрет висит в Государевой Военной палате в Царском Селе.
ФОТО: отреставрированная Государева Раская палата в Царском Селе
© Paul Gilbert. 2 марта 2021
Нравится:
Нравится Загрузка…
Царь, Царица | Encyclopedia.com
гейл
просмотров обновлено
Термин царь и его варианты происходят от латинского слова цезарь, или император. В пятнадцатом веке московский великий князь Иван III начал использовать этот термин, чтобы придать своему правлению дополнительную власть и величие. В 1547 году его сын, шестнадцатилетний князь Иван IV, короновался царем всея Руси. Указывая на возросшее значение православия, Иван одновременно перенял и другие условности Византийской империи, в том числе разнообразные придворные ритуалы и эмблему двуглавого орла. Орел означал объединение восточного и западного христианства через женитьбу Ивана III на Софии Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI.
Российские лидеры продолжали оставаться царями до 1721 года, когда Петр Великий провозгласил себя «Императором всея Руси». Петр выбрал более западный стиль, потому что хотел отразить соблюдение Россией законности и вступление в век разума. Однако термин царь остался в обиходе для обозначения русского правителя.
Царь используется для государя-мужчины; его супруга — царица . В случае женщины-государя, такой как Екатерина Великая, она коронована царица. Наследником престола обозначен царевич слово, производное от царь плюс мужское отчество суффикс «евич».
Сам термин изжил русскую монархию. Российские лидеры, проявляющие автократические наклонности, в первую очередь Борис Ельцин, высмеивались или высмеивались как цари (например, царь Борис). Даже в Соединенных Штатах людей, обладающих значительным личным авторитетом, называют царями. Например, лидер наркополитики США был неофициально известен как наркобарон.
См. также: самодержавие
Искендеров А.А. и Роли Дональд Дж., ред. (1996). Императоры и императрицы России: заново открывая Романовых. Армонк, Нью-Йорк: ME Sharpe.
Линкольн, В. Брюс. (1981). Романовы: Самодержцы всея Руси. Нью-Йорк: Dial Press.
Энн Э. Робертсон
Энциклопедия русской истории
Подробнее Материал с encyclopedia.com
Иван III , ИВАН III (МОСКОВСКОЕ) (1440–1505; годы правления 1462–1505), великий князь Московский. Иван III Васильевич вырос во время династической гражданской войны отца… Борис Годунов , БОРИС ГОДУНОВ (РОССИЯ) (ок. 1551–1605; правил 159 г.8–1605), русский царь. Борис Федорович Годунов прославился при русском дворе в то время… История России, Советского Союза и СНГ , царь •аарх, Аккра, афар, аа, ага, памятная записка, аджар, Алькасар, аре, Арма, шкаф, Артуа, au revoir, baa, bah, bar, barre, bazaar, beaux-arts, Be… Марина Мнишек , Смутное время
Смутное время
За полтора десятилетия до основания династии Романовых в 1613 году Россия пережила то, что было известно накануне… Екатерина Великая , Российская императрица Екатерина II (1729 г.-1796), известная как Екатерина Великая, царствовала с 1762 по 1796 год. Она расширила Российскую империю, улучшила прави… Анна (Россия) , АННА (РОССИЯ) (1693–1740, правила 1730–1740), императрица российская. Анна Ивановна (или Иоанновна) была второй коронованной женщиной-правительницей России после Екатерины…
Об этой статье
Обновлено О encyclopedia. com content Распечатать статью
Tsao-tung
Tsao Kuo-chiu
Tsankov, Dragan
Tsankov, Alexander
Tsanin,(Yeshaye) Mordkhe
Tsangbo
Tsang, Tasha (1970–)
Tsang, Donald Yam-kuen
Цанг, Дениз 1965-
Tsamkong
Tsaloumas, Dimitris
Tsalka, Dan
Tsaldaris, Panayoti
Tsakonians
Tsakhurs
TSAidam
TSAI-Shen
TSAIDAM
TSAI-Shen
TSAIDAM 9000
003
Tsai, Ming -Liang 1957–
Tsahai Haile Selassie (1919–1942)
Tsagaris, Ellen M.
Tsagarayeva, Larisa (1958–)
TSADDIQ
TSADDIK
.
.
.
.
.
.
.
.
. Tsar, Tsarina
tsardom
tsarevich
tsarina
tsarist
Tsaritsyn
Tsars Bride, The
tsars of Russia
Tsatoke, Monroe 1904-1937
Национальный парк TSAVO
TSB
TSB Group PLC
TSC
Tschaikovsky, Nikolai Vasilyevich
Tschaikowsky, Piotrich
Tschaikowshy, Pyotr
.