Царь константин и царица елена: Равноапостольные Константин Великий, Еле́на Константинопольская

Разное

Равноапостольные Константин Великий, Еле́на Константинопольская

День памяти

3 июня

19 марта

 – Обретение ею во Иерусалиме Честно́го Креста и гвоздей

19 апреля

 – Собор Синайских преподобных

Житие

Жизнь и труды апостолов – Св. равноапостольный князь Константин

Жизнь и труды апостолов – Св. равноапостольная царица Елена

Жития равноапостольных императора Константина и царицы Елены

Свя­той им­пе­ра­тор Кон­стан­тин (306–337), по­лу­чив­ший от Церк­ви име­но­ва­ние «рав­ноап­о­столь­ный», а во все­мир­ной ис­то­рии на­име­но­ван­ный Ве­ли­ким, был сы­ном це­за­ря Кон­стан­ция Хло­ра (305–306), пра­вив­ше­го стра­на­ми Гал­ли­ей и Бри­та­ни­ей. Огром­ная Рим­ская им­пе­рия бы­ла в то вре­мя раз­де­ле­на на За­пад­ную и Во­сточ­ную, во гла­ве ко­то­рых на­хо­ди­лись два са­мо­сто­я­тель­ных им­пе­ра­то­ра, имев­шие со­пра­ви­те­лей, од­ним из ко­то­рых в За­пад­ной по­ло­вине и был отец им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на. Свя­тая ца­ри­ца Еле­на, мать им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на, бы­ла хри­сти­ан­кой. Бу­ду­щий пра­ви­тель всей Рим­ской им­пе­рии – Кон­стан­тин – был вос­пи­тан в ува­же­нии к хри­сти­ан­ской ре­ли­гии. Отец его не пре­сле­до­вал хри­сти­ан в управ­ля­е­мых им стра­нах, в то вре­мя, как во всей осталь­ной Рим­ской им­пе­рии хри­сти­ане под­вер­га­лись же­сто­ким го­не­ни­ям со сто­ро­ны им­пе­ра­то­ров Дио­кли­ти­а­на (284–305), его со­пра­ви­те­ля Мак­си­ми­а­на Га­ле­рия (305–311) – на Во­сто­ке и им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на Гер­ку­ла (284–305) – на За­па­де. По­сле смер­ти Кон­стан­ция Хло­ра сын его Кон­стан­тин в 306 го­ду был про­воз­гла­шен вой­ска­ми им­пе­ра­то­ром Гал­лии и Бри­та­нии. Пер­вым де­лом но­во­го им­пе­ра­то­ра бы­ло про­воз­гла­сить в под­власт­ных ему стра­нах сво­бо­ду ис­по­ве­да­ния хри­сти­ан­ской ве­ры. Фа­на­тик язы­че­ства Мак­си­ми­ан Га­ле­рий на Во­сто­ке и же­сто­кий ти­ран Мак­сен­тий на За­па­де нена­ви­де­ли им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на и зло­умыш­ля­ли его низ­ло­жить и убить, но Кон­стан­тин пре­ду­пре­дил их и в ря­де войн с по­мо­щью Бо­жи­ей раз­бил всех сво­их про­тив­ни­ков. Он мо­лил Бо­га дать ему зна­ме­ние, ко­то­рое во­оду­ше­ви­ло бы его вой­ско храб­ро сра­жать­ся, и Гос­подь явил ему на небе си­я­ю­щее зна­ме­ние Кре­ста с над­пи­сью «Сим по­беж­дай». Сде­лав­шись пол­но­власт­ным пра­ви­те­лем За­пад­ной ча­сти Рим­ской им­пе­рии, Кон­стан­тин из­дал в 313 го­ду Ми­лан­ский эдикт о ве­ро­тер­пи­мо­сти, а в 323 го­ду, ко­гда во­ца­рил­ся как един­ствен­ный им­пе­ра­тор над всей Рим­ской им­пе­ри­ей, рас­про­стра­нил дей­ствие Ми­лан­ско­го эдик­та и на всю во­сточ­ную часть им­пе­рии. По­сле трех­сот лет го­не­ний хри­сти­ане впер­вые по­лу­чи­ли воз­мож­ность от­кры­то ис­по­ве­до­вать свою ве­ру во Хри­ста.

От­ка­зав­шись от язы­че­ства, им­пе­ра­тор не оста­вил сто­ли­цей им­пе­рии древ­ний Рим, быв­ший цен­тром язы­че­ско­го го­су­дар­ства, а пе­ре­нес свою сто­ли­цу на во­сток, в го­род Ви­зан­тий, ко­то­рый и бы­ла пе­ре­име­но­ва­н в Кон­стан­ти­но­поль. Кон­стан­тин был глу­бо­ко убеж­ден, что толь­ко хри­сти­ан­ская ре­ли­гия мо­жет объ­еди­нить огром­ную раз­но­род­ную Рим­скую им­пе­рию. Он вся­че­ски под­дер­жи­вал Цер­ковь, воз­вра­щал из ссыл­ки ис­по­вед­ни­ков-хри­сти­ан, стро­ил церк­ви, за­бо­тил­ся о ду­хо­вен­стве. Глу­бо­ко по­чи­тая крест Гос­по­день, им­пе­ра­тор же­лал най­ти и са­мый Жи­во­тво­ря­щий Крест, на ко­то­ром был рас­пят Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Для этой це­ли он на­пра­вил в Иеру­са­лим свою мать – свя­тую ца­ри­цу Еле­ну, дав ей боль­шие пол­но­мо­чия и ма­те­ри­аль­ные сред­ства. Вме­сте с Иеру­са­лим­ским Пат­ри­ар­хом Ма­ка­ри­ем свя­тая Еле­на при­сту­пи­ла к по­ис­кам, и Про­мыс­лом Бо­жи­им Жи­во­тво­ря­щий Крест был чу­дес­ным об­ра­зом об­ре­тен в 326 го­ду. На­хо­дясь в Па­ле­стине, свя­тая ца­ри­ца мно­гое со­вер­ши­ла в поль­зу Церк­ви. Она при­ка­за­ла осво­бо­дить все ме­ста, свя­зан­ные с зем­ной жиз­нью Гос­по­да и Его Пре­чи­стой Ма­те­ри, от вся­ких сле­дов язы­че­ства, по­ве­ле­ла воз­двиг­нуть в этих па­мят­ных ме­стах хри­сти­ан­ские церк­ви. Над пе­ще­рой Гро­ба Гос­под­ня сам им­пе­ра­тор Кон­стан­тин по­ве­лел со­ору­дить ве­ли­ко­леп­ный храм в сла­ву Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. Свя­тая Еле­на от­да­ла Жи­во­тво­ря­щий Крест на хра­не­ние Пат­ри­ар­ху, часть же Кре­ста взя­ла с со­бой для вру­че­ния им­пе­ра­то­ру. Раз­дав в Иеру­са­ли­ме ще­д­рую ми­ло­сты­ню и устро­ив тра­пезы для бед­ных, во вре­мя ко­то­рых са­ма при­слу­жи­ва­ла, свя­тая ца­ри­ца Еле­на воз­вра­ти­лась в Кон­стан­ти­но­поль, где вско­ре скон­ча­лась в 327 го­ду.

За свои ве­ли­кие за­слу­ги пе­ред Цер­ко­вью и тру­ды по об­ре­те­нию Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста ца­ри­ца Еле­на име­ну­ет­ся рав­ноап­о­столь­ной.

Мир­ное су­ще­ство­ва­ние хри­сти­ан­ской Церк­ви бы­ло на­ру­ше­но воз­ник­ши­ми внут­ри Церк­ви нестро­е­ни­я­ми и раз­до­ра­ми от по­явив­ших­ся ере­сей. Еще в на­ча­ле де­я­тель­но­сти им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на на За­па­де воз­ник­ла ересь до­на­ти­стов и но­ва­ци­ан, тре­бо­вав­ших по­вто­ре­ния кре­ще­ния над от­пад­ши­ми во вре­мя го­не­ний хри­сти­а­на­ми. Эта ересь, от­верг­ну­тая дву­мя по­мест­ны­ми со­бо­ра­ми, бы­ла окон­ча­тель­но осуж­де­на Ми­лан­ским Со­бо­ром 316 го­да. Но осо­бен­но гу­би­тель­ной для Церк­ви ока­за­лась воз­ник­шая на Во­сто­ке ересь Ария, дерз­нув­ше­го от­верг­нуть Бо­же­ствен­ную сущ­ность Сы­на Бо­жия и учить о твар­но­сти Иису­са Хри­ста. По по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра был со­зван в 325 го­ду Пер­вый Все­лен­ский Со­бор в го­ро­де Ни­кее. 318 епи­ско­пов со­бра­лись на этот Со­бор, его участ­ни­ка­ми бы­ли епи­ско­пы-ис­по­вед­ни­ки в пе­ри­од го­не­ний и мно­гие дру­гие све­тиль­ни­ки Церк­ви, сре­ди ко­то­рых – свя­ти­тель Ни­ко­лай Мир­ли­кий­ский. Им­пе­ра­тор при­сут­ство­вал на за­се­да­ни­ях Со­бо­ра. Ересь Ария бы­ла осуж­де­на и со­став­лен Сим­вол ве­ры, в ко­то­рый был вне­сен тер­мин «Еди­но­сущ­ный От­цу», на­все­гда за­кре­пив­ший в со­зна­нии пра­во­слав­ных хри­сти­ан ис­ти­ну о Бо­же­ствен­но­сти Иису­са Хри­ста, при­няв­ше­го че­ло­ве­че­скую при­ро­ду для ис­куп­ле­ния все­го че­ло­ве­че­ско­го ро­да.

Мож­но удив­лять­ся глу­бо­ко­му цер­ков­но­му со­зна­нию и чув­ству свя­то­го Кон­стан­ти­на, вы­де­лив­ше­му опре­де­ле­ние «Еди­но­сущ­ный», слы­шан­ное им в пре­ни­ях Со­бо­ра, и пред­ло­жив­ше­му вне­сти это опре­де­ле­ние в Сим­вол ве­ры.

По­сле Ни­кей­ско­го Со­бо­ра рав­ноап­о­столь­ный Кон­стан­тин про­дол­жал ак­тив­ную де­я­тель­ность в поль­зу Церк­ви. В кон­це жиз­ни он при­нял Свя­тое Кре­ще­ние, под­го­то­вив­шись к нему всей сво­ей жиз­нью. Скон­чал­ся свя­той Кон­стан­тин в день Пя­ти­де­сят­ни­цы в 337 го­ду и был по­гре­бен в церк­ви Свя­тых апо­сто­лов в за­ра­нее при­го­тов­лен­ной им гроб­ни­це. 

См. так­же: «Жи­тие свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го ца­ря Кон­стан­ти­на и свя­той ма­те­ри его Еле­ны» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

 

Развернуть

Развернуть

Случайный тест

Святые равноапостольные цари Константин и Елена

В преддверии Престольного праздника нашего монастыря мы подготовили материал, рассказывающий о жизни и подвигах св. равноапп. Константина и Елены, покровителей нашей обители. Материал составлен из жизнеописаний святых, позаимствованных в разных источниках. Были использованы Жития святых св. Дмитрия Ростовского, выдержки из книги монахини Нектарии ( Мак Лиз) и др. Действительно, роль императора Константина в утверждении христианства на Евро-Азиатском континенте единственная в своем роде. Мы хотим, чтобы гости нашего сайта познакомились с выдающимися деятелями раннехристианской эпохи и помолились им вместе с нами.

Праздничная литургия начнется 3 июня в 10 часов утра. Ждем Вас в нашем монастыре.

Предание сохранило для нас сведения о том, что святая Императрица Елена не была благородного происхождения. Отец ее был хозяином гостиницы. Она вышла замуж за знаменитого римского воина Констанция Хлора. Это был брак не по ¬политическому расчету, а по любви, и в 274 году Господь благословил их союз рождением сына Константина. Они счастливо прожили вместе восемнадцать лет, до тех пор, пока Констанций не получил назначение править Галлией, Британией и Испанией. В связи с этим назначением император Диоклетиан потребовал, чтобы Констанций развелся с Еленой и после развода женил нового правителя на своей падчерице Феодоре. Император приказал также забрать восемнадцатилетнего сына Констанция и Елены — Константина в свою столицу в Никомидии под предлогом обучения его военному искусству. Так восемнадцатилетним юношей Константин стал фактически заложником лояльности своего отца к императору.

В то время, когда произошли эти события, Елене было чуть больше сорока лет. Она переселилась поближе к сыну, в городок Дрепанум, недалеко от Никомидии, где сын мог навещать ее. Дрепанум впоследствии переименовали в Еленополис в ее честь. Именно здесь Елена узнала о Господе Иисусе Христе и крестилась. Последующие тридцать лет занималась очищением и совершенствованием собственной души, что послужило подготовкой к исполнению особой миссии, того дела, за которое ее назвали “равноапостольной”.

Вскоре Константин, часто посещавший свою мать, встретил в ее доме девушку-христианку по имени Минервина. Через некоторое время молодые люди поженились. Спустя два года молодая жена умерла от лихорадки, и Константин отдал их маленького сына, по имени Крисп, на попечение своей матери. Прошло четырнадцать лет. Умер отец Константина, военачальник, горячо любимый своими солдатами. Константин, проявлявший немалую воинскую доблесть, достиг звания трибуна, и его, благодаря всеобщему уважению в армии, избрали преемником отца. В 306 году он стал цезарем западных земель. Под живым впечатлением виденных ужасных гонений христиан на Востоке Константин, унаследовав власть от своего отца, счёл первым своим делом подтвердить все распоряжения отца в пользу христиан и объявил в своих областях свободу исповедания христианства. Уже в 315 году Константин издает Миланский Эдикт, согласно которому христианство получало законный статус. Этим Эдиктом был положен конец римским гонениям на христиан, длившимся нескольких столетий.

Император Максимиан расценивал Константина как своего соперника в претензиях на власть и поэтому решил «нейтрализовать его», женив на своей дочери Фаусте. Однако это был несчастливый союз, и в последующие несколько десятилетий Константину пришлось отдать больше сил и времени на борьбу с родственниками жены, чем с врагами Рима. Чудесное знамение было дано увидеть Константину в 312 году, накануне битвы против его шурина Максентия. Константин стоял со своей армией у стен столицы. На ночном небе ему был явлен огненный крест, и Константин услышал слова, которые произнес Сам Спаситель, повелевший ему идти в бой со знаменами с изображением Святого Креста и надписью “Сим победиши”.

Максентий действительно в сражении с Константином потерпел поражение.

А спустя еще десять лет Константин стал единовластным Императором восточной и западной частей Империи. Поэтому в 323 году он смог возвысить свою мать, объявив ее Императрицей.

Для Елены же, успевшей к тому времени понять, насколько преходящи радости и горечь земной славы, сама по себе императорская власть была мало привлекательна. Однако она осознавала, что ее новое положение дает ей возможность участвовать в деле распространения христианского благовестия, особенно путем строительства храмов и часовен в Святой Земле, в тех местах, где жил и учил Господь.

С момента разрушения Иерусалима римлянами в 70 году от Рождества Христова эта земля более не принадлежала еврейскому народу. Храм сравняли с землей, а на развалинах Иерусалима построили римский город Элия. Над Голгофой и гробом Господним поставили храм Венеры. Сердце Елены пламенело желанием очистить святые места от языческой скверны и вновь посвятить их Господу. Ей было уже более семидесяти лет, когда она отправилась на корабле от побережья Малой Азии в Палестину.

Прибыв на Святую Землю, она повелела снести храм Венеры и вывезти его обломки за городские стены. Царица не знала, где следует копать, чтобы отыскать Крест в огромных грудах земли, камней и мусора. Она горячо молилась о вразумлении, и Господь пришел ей на помощь.

Вот как рассказывается об этом в ее Житии:

Обретение Святого Креста Господня произошло в 326 году от Рождества Христова следующим образом: когда на Голгофе расчистили обломки, оставшиеся от зданий, которые здесь стояли, епископ Макарий совершил на этом месте молитвенную службу. Люди, копавшие землю, ощутили, что от земли исходит благоухание. Так была найдена пещера Гроба Господня. Истинный же Крест Господень был обретен с помощью еврея по имени Иуда, сохранившего в памяти древнее предание о его местонахождении. Сам он, после обретения великой святыни, крестился с именем Кириак и стал впоследствии Патриархом Иерусалимским. Он принял мученическую кончину при Иулиане Отступнике; Церковь празднует его память 28 октября.

Следуя указаниям Иуды, Елена нашла восточнее пещеры Гроба Господня три креста с надписями и гвоздями, лежавшими отдельно. Но как же было узнать, какой из этих трех крестов является Истинным Крестом Господа? Епископ Макарий остановил проходившую мимо похоронную процессию и велел прикоснуться к усопшему поочередно всеми тремя крестами. Когда на тело возложили Крест Христов, человек этот воскрес. Императрица первая сотворила земной поклон перед святыней и приложилась к ней. Народ толпился вокруг, люди пытались протиснуться вперед, чтобы увидеть Крест. Тогда Макарий, стараясь удовлетворить их желание, высоко поднял Крест, и все воскликнули: “Господи, помилуй”. Так 14 сентября 326 года состоялось первое “Воздвижение Креста Господня”, и по сей день этот праздник входит в число Двунадесятых (величайших) Праздников Православной Церкви.

Елена отвезла частицу Креста в Византию в дар своему сыну. Однако большая его часть, заключенная в серебро, осталась в храме, построенном ею на месте обретения. Каждый год в Страстную Пятницу его выносили для поклонения. Небольшая часть Святого Креста и сейчас находится в Иерусалиме. На протяжении столетий маленькие частицы его рассылались по храмам и монастырям всего Христианского мира, где их бережно, благоговейно хранят как бесценные сокровища.

Святая Елена прожила в Иерусалиме два года, руководя работами по восстановлению святых мест. Она разрабатывала планы строительства величественных церквей в местах, связанных с жизнью Спасителя. Однако современный храм Гроба Господня — это не та церковь, что была возведена при святой Елене. 2 Это большое здание построено в Средние века, внутри него располагается множество маленьких храмов. В том числе там находится Гроб Господень и Голгофа. Под полом, с задней стороны Голгофского холма, стоит церковь в честь святой Елены с каменной плитой на месте обретения Креста.

Храм Рождества Христова в Вифлееме — тот самый, что воздвигла Императрица. Есть и другие церкви, в создании которых она принимала непосредственное участие, например, небольшой храм Вознесения Господня на Елеонской горе (сейчас им владеют мусульмане), церковь Успения Богородицы возле Гефсимании, церковь в память явления Аврааму трех ангелов у Мамврийского дуба, храм на горе Синай и монастырь Ставровуни возле города Ларнака на Кипре.

Помимо того, что святая Елена вкладывала огромную энергию и силы в дело возрождения святых мест Палестины, она, как повествует Житие, помня о собственных годах жизни в унижении и забвении со стороны богатых и сильных мира сего, регулярно устраивала большие обеды для бедняков Иерусалима и его окрестностей. При этом сама надевала простое рабочее платье и помогала подавать блюда.

Когда она, наконец, вернулась домой, ее там ожидало горькое, скорбное известие. Ее горячо любимый внук Крисп, ставший доблестным воином и уже проявивший себя на военном поприще, погиб, и, как полагали некоторые, не без участия своей мачехи Фаусты, которая не желала, чтобы этот популярный в народе молодой военачальник был препятствием на пути к Императорскому трону ее собственных троих сыновей.

Труды в Святой Земле утомили ее, горе тяжким бременем легло на плечи. После известия о гибели Криспа она прожила всего год и скончалась в 327 году. Император Константин пережил свою мать на десять лет.

Церковь празднует память святых равноапостольных Царя Константина и матери его царицы Елены 21 мая по старому стилю.

Поскольку Константинополь к этому времени еще не был основан, останки царицы Елены были перенесены в Рим и похоронены в построенной Константином императорской усыпальнице на Лабиканской дороге при базилике Святых Маркеллина и Петра (Santi Marcellino e Pietro). А через несколько лет, останки царицы Елены, или их часть, были перенесено в новую столицу Константинополь и положено в императорской усыпальнице храма Двенадцати Апостолов. Далее же последовала продолжительная история распространения частей мощей святой царицы Елены по самым разным странам и Западной, и Восточной Европы.

Так, согласно сохранившимся в католическом предании сведениям, в XII веке по приказу папы римского Иннокентия II, часть мощей царицы Елены была перенесена в римскую базилику Пресвятой Богородицы «на жертвеннике» (Santa Maria in Aracoeli). Эта церковь была возведена в VI веке на вершине Капитолийского холма, где по легенде тибурская сивилла Альбунея предсказала императору Августу приход Мессии. Мощи царицы были положены в порфировой гробнице в приделе Святой Елены, слева от главного алтаря церкви, где они выставляются для поклонения и в наше время.

Другая часть мощей святой Елены была похищена в IX веке монахом Теджисом, получившим от них чудесное исцеление, и была помещена им во французском монастыре Святого Петра в Овилье у Реймса. Там святые останки хранились вплоть до начала XIX века, и за это время прославились на всю Европу происходящими от них многочисленными чудесами, превратив Овилье в один из известных паломнических центров. Во время Французской революции и начавшихся гонений на Церковь, один из монахов обители Овилье, зная, что в нее направлен отряд, получивший приказ разрушить монастырь и конфисковать монастырское имущество, перенес святыню в церковь, находившуюся в соседней деревне. А в XIX веке мощи царицы Елены были переданы рыцарям Святого Гроба Господня, которые положили их в парижской церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (Saint-Leu-Saint-Gilles). Это — старинный французский храм XII века, посвященный святым мученикам епископу Лё и отшельнику Жилю, в котором рыцари Святого Гроба проводили ежегодные собрания. Мощи царицы Елены были положены в раку под алтарем вместе со всеми документами, сопровождавшими их в течение семи веков, подтверждающими их перенесение еще в IX веке из Рима. Там они хранятся и в настоящее время, причем их нахождение в этой парижской церкви было обнаружено совсем недавно — в самом конце XX века. На протяжении долгого времени рака со святыми мощами находилась высоко над главным престолом храма; но после того, как она была обнаружена и к ней потянулись паломники, под ним была устроена специальная крипта для хранения мощей святой царицы. 28 сентября 1997 года — на следующий день после праздника Крестовоздвижения – в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль перед мощами святой Елены был совершен первый за последние девять веков православный молебен.


Главная
/ Константино-Еленинский женский монастырь
/ Жизнь монастыря
/ Новости
/ 2016
/ Святые равноапостольные цари Константин…

Подарок Елены Третьяковой Николаю II в 1911 году

ФОТО : Елена Андреевна Третьякова. Париж, 1875 г. 

В 1911 г. известный русский коллекционер и меценат Елена Андреевна Третьякова (1846-после 1917 г.) преподнесла в дар императору Николаю II обширную коллекцию картин, икон, оружия и исторических документов, отражающих военную историю России. с древних времен. Кроме того, она пожертвовала значительную сумму на строительство Госуда́рева Ра́тная палата в Царском Селе. В связи с началом Первой мировой войны 19 августа14, строительство военного музея не было завершено. В разгар Первой мировой войны и в предчувствии надвигающихся лихолетий Елена Третьякова писала: «Вероятно, если не при жизни, то потом другие оценят мою идею и труд».

Пройдет еще столетие, прежде чем Верховная Военная [также известная как Военная] палата станет музеем. Здание было передано Государственному музею-заповеднику «Царское Село» в 2010 году. В 2011-2014 гг. в здании проведена реставрация стоимостью 292 000 000 рублей (8 миллионов долларов США). Сейчас в здании находится Музей «Россия в Великой войне», открытие которого состоялось 4 августа 2014 года в ознаменование 100-летия начала Первой мировой войны. Музей посетили более 120 тысяч человек.

Государева воинская палата в Царском Селе — первый в России музей, полностью посвященный участию России в Первой мировой войне. История музея уходит своими корнями в эпоху Николая II. Сегодня музей представляет собой богатое хранилище военного обмундирования, оружия и предметов военного быта, а также фотографий и документов.

ФОТО: портреты Елены Третьяковой и Николая II в Государевой Военной палате

В этом году исполняется 175 лет со дня рождения Елены Андреевны Третьяковой (1846-после 1917).

Родилась 26 февраля (14 по ст. ст.) февраля 1846 года в Москве в семье потомственного почетного купца Андрея Матвеева. В 1868 году вышла замуж за Сергея Михайловича Третьякова (1834—1892), брата основателя Третьяковской галереи в Москве Павла Михайловича Третьякова (1832—189).8).

По свидетельству современников, Елена была «образованна, отличалась природной красотой, с красивыми округлыми плечами, бледным, слегка одутловатым лицом, тяжелой косой на затылке и крошечными руками, которыми она была очень гордый». Она очень роскошно одевалась, заказывала платья из Парижа и снимала на лето большую летнюю дачу в Петергофе. Ее соседом в Петергофе был русский пианист, дирижер и композитор. Николай Григорьевич Рубинштейн (1835-1881), в которого она была влюблена (он умер у нее на руках в 1881 году в Париже). Каждый день она принимала гостей у себя дома, где пел изысканный хор цыган, что было тогда в большой моде. Брак Третьяковых был бездетным. После смерти мужа жила в Петербурге. Елена Андреевна Третьякова умерла после 19 лет17, точная дата неизвестна.

Идея Елены Третьяковой осуществилась более чем через сто лет. Сегодня ее портрет висит в Государевой Военной палате в Царском Селе.

ФОТО: отреставрированная Государева Раская палата в Царском Селе

© Paul Gilbert. 2 марта 2021

Нравится:

Нравится Загрузка…

Царь, Царица | Encyclopedia.com

гейл

просмотров обновлено

Термин царь и его варианты происходят от латинского слова цезарь, или император. В пятнадцатом веке московский великий князь Иван III начал использовать этот термин, чтобы придать своему правлению дополнительную власть и величие. В 1547 году его сын, шестнадцатилетний князь Иван IV, короновался царем всея Руси. Указывая на возросшее значение православия, Иван одновременно перенял и другие условности Византийской империи, в том числе разнообразные придворные ритуалы и эмблему двуглавого орла. Орел означал объединение восточного и западного христианства через женитьбу Ивана III на Софии Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI.

Российские лидеры продолжали оставаться царями до 1721 года, когда Петр Великий провозгласил себя «Императором всея Руси». Петр выбрал более западный стиль, потому что хотел отразить соблюдение Россией законности и вступление в век разума. Однако термин царь остался в обиходе для обозначения русского правителя.

Царь используется для государя-мужчины; его супруга — царица . В случае женщины-государя, такой как Екатерина Великая, она коронована царица. Наследником престола обозначен царевич слово, производное от царь плюс мужское отчество суффикс «евич».

Сам термин изжил русскую монархию. Российские лидеры, проявляющие автократические наклонности, в первую очередь Борис Ельцин, высмеивались или высмеивались как цари (например, царь Борис). Даже в Соединенных Штатах людей, обладающих значительным личным авторитетом, называют царями. Например, лидер наркополитики США был неофициально известен как наркобарон.

См. также: самодержавие

Искендеров А.А. и Роли Дональд Дж., ред. (1996). Императоры и императрицы России: заново открывая Романовых. Армонк, Нью-Йорк: ME Sharpe.

Линкольн, В. Брюс. (1981). Романовы: Самодержцы всея Руси. Нью-Йорк: Dial Press.

Энн Э. Робертсон

Энциклопедия русской истории

Подробнее Материал с encyclopedia.com

Иван III , ИВАН III (МОСКОВСКОЕ) (1440–1505; годы правления 1462–1505), великий князь Московский. Иван III Васильевич вырос во время династической гражданской войны отца… Борис Годунов , БОРИС ГОДУНОВ (РОССИЯ) (ок. 1551–1605; правил 159 г.8–1605), русский царь. Борис Федорович Годунов прославился при русском дворе в то время… История России, Советского Союза и СНГ , царь •аарх, Аккра, афар, аа, ага, памятная записка, аджар, Алькасар, аре, Арма, шкаф, Артуа, au revoir, baa, bah, bar, barre, bazaar, beaux-arts, Be… Марина Мнишек , Смутное время
Смутное время
За полтора десятилетия до основания династии Романовых в 1613 году Россия пережила то, что было известно накануне… Екатерина Великая , Российская императрица Екатерина II (1729 г.-1796), известная как Екатерина Великая, царствовала с 1762 по 1796 год. Она расширила Российскую империю, улучшила прави… Анна (Россия) , АННА (РОССИЯ) (1693–1740, правила 1730–1740), императрица российская. Анна Ивановна (или Иоанновна) была второй коронованной женщиной-правительницей России после Екатерины…

Об этой статье

Обновлено О encyclopedia. com content Распечатать статью

Tsao-tung

Tsao Kuo-chiu

Tsankov, Dragan

Tsankov, Alexander

Tsanin,(Yeshaye) Mordkhe

Tsangbo

Tsang, Tasha (1970–)

Tsang, Donald Yam-kuen

Цанг, Дениз 1965-

Tsamkong

Tsaloumas, Dimitris

Tsalka, Dan

Tsaldaris, Panayoti

Tsakonians

Tsakhurs

TSAidam

TSAI-Shen

TSAIDAM

TSAI-Shen

TSAIDAM 9000

003

Tsai, Ming -Liang 1957–

Tsahai Haile Selassie (1919–1942)

Tsagaris, Ellen M.

Tsagarayeva, Larisa (1958–)

TSADDIQ

TSADDIK

.

.

.

.

.

.

.

.

. Tsar, Tsarina

tsardom

tsarevich

tsarina

tsarist

Tsaritsyn

Tsars Bride, The

tsars of Russia

Tsatoke, Monroe 1904-1937

Национальный парк TSAVO

TSB

TSB Group PLC

TSC

Tschaikovsky, Nikolai Vasilyevich

Tschaikowsky, Piotrich

Tschaikowshy, Pyotr

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts