Царь святой константин: Святой равноапостольный царь Константин — История
Содержание
Жития равноапостольных императора Константина и царицы Елены
Дни памяти
3 июня
Житие
Жизнь и труды апостолов – Св. равноапостольный князь Константин
Жизнь и труды апостолов – Св. равноапостольная царица Елена
Жития равноапостольных императора Константина и царицы Елены
Святой император Константин (306–337), получивший от Церкви именование «равноапостольный», а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305–306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи – Константин – был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284–305), его соправителя Максимиана Галерия (305–311) – на Востоке и императора Максимиана Геркула (284–305) – на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константин в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн с помощью Божией разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью «Сим побеждай». Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.
Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византий, который и была переименован в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать – святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.
За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется равноапостольной.
Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых – святитель Николай Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин «Единосущный Отцу», навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.
Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение «Единосущный», слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.
После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял Святое Крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви Святых апостолов в заранее приготовленной им гробнице.
См. также: «Житие святого равноапостольного царя Константина и святой матери его Елены» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Развернуть
Творения в библиотеке
Труды о святом в библиотеке
Случайный тест
Святой император Константин Великий / Патриархия.ru
Святой император Константин (306-337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора (305-306), правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи — Константин — был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284-305), его соправителя Максимиана Галерия (305-311) — на Востоке и императора Максимиана Геркула (284-305) — на Западе. После смерти Констанция Хлора сын его Константии в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью «Сим побеждай». Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.
Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать — святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. (Сведения об обретении Креста Господня помещены в праздник Воздвижения 14 сентября.) Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.
За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.
Мирное сосуществование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора, был созван в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых — святитель Николай Мирликийский (Сведения о Соборе помещены 29 мая.) Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена и составлен Символ веры, в который был внесен термин «Единосущный Отцу», навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.
Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение «Единосущный», слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.
После Никейского Собора равпоапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.
Иконописный подлинник | |
Русь. XVII.Минея — Май (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. | |
Дечани.Ок. 1350. Равноапостольные Константин и Елена. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Сербия (Косово). Около 1350 года. | |
Новгород. XV.Cвв. Константин и Елена. Икона. Новгород. XV в. | |
Метеоры. 1527.Равноапостольные Константин и Елена. Феофан Критский. Фреска. Метеоры (Николай Анапафса). 1527 г. | |
Русь. XVII.Строгановский иконописный лицевой подлинник. 21 мая (фрагмент). Русь. Конец XVI — начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. | |
Санкт-Петербург.2002. Cвв. Константин и Елена с житием. Н.Г. и Н.А. Богдановы. Икона. Санкт-Петербург. 2002 год. Храм св. царицы Елены (МАПО). Санкт-Петербург. | |
Русь. XVII.Минея — Май (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. | |
Афон. XIV.Равноапостольный Константин. Мануил Панселин. Фреска церкви Успения Богородицы в Протате. Афон. Начало XIV в. | |
Дечани.Ок. 1350. Равноапостольные Константин и Елена. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Сербия (Косово). Около 1350 года. | |
Новгород. XV.Cвв. Константин и Елена. Икона. Новгород. XV в. | |
Афон. XV.Св. Константин. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге. | |
Метеоры. 1527.Cвв. Константин и Елена. Феофан Критский. Фреска. Метеоры (Николай Анапафса). 1527 г. | |
Санкт-Петербург.2002. Cвв. Константин и Елена с житием. Н.Г. и Н.А. Богдановы. Икона. Санкт-Петербург. 2002 год. Храм св. царицы Елены (МАПО). Санкт-Петербург. | |
Византия. IV.Св. Константин. Монета. Византия. IV в. | |
Византия. IV.Св. Константин. Скульптура. Византия. IV в. | |
Византия. IV.Св. Константин. Скульптура. Византия. IV в. Латеранский собор. Рим. | |
Новый сводный иконописный подлинник, подготовленный Иконописной школой при Московской Духовной академии |
./images/sidebar.gif» rowspan=»2″> |
EBK Главная
|
Святой Константин, Король Стратклайда
(Родился около 570 г. н.э.)
(валлийский: Custennin; латинский:
Константин; Английский: Константин)
Житие св.
Кентигерн сообщает нам, что Константин был единственным сыном короля
Райдерх Хаэль из Стратклайда и его
жена, королева Лангуорет. Говорят, что он родился, возможно, в 570-х годах.
был обращен в христианство в начале своей жизни, возможно, СС. Колумба
или сам Кентигерн , как записано в
Annals of Ulster за 589 год нашей эры.
престол отца в 612 году нашей эры, но, вероятно, правил недолго. Несмотря на
записано, что он «победил все варварские народы в
его окрестности без кровопролития, превосходящие всех королей, которые правили
до него в Камбрии, в богатстве, славе и достоинстве… и святости… так
что и по сей день многие называют его святым Константином». Согласно
«Житие святого Ниннока», Константин был женат и имел по крайней мере одну
дочь Менедок, вышедшая замуж за некоего князя Брихана, вероятно, второстепенного короля
Манау-Гододдин, а не более известный
Король Брихейниога .
В конце концов, кажется, что
Константин отказался от престола в пользу двоюродного брата деда,
Нейтон ап Гуидно. Он поступил в религиозный
жизни, вероятно, в Ирландии, где, согласно старой легенде, он жил как анонимный
брат-мирянин, вручную перемалывающий зерно для монахов керном. Один день, один
его братья слышали, как он посмеивался про себя: «Неужели это царь Константин,
который носил шлем и щит, трудился на ручной мельнице?». Его личность была раскрыта,
ему было предложено стать студентом, а затем священником. Он сменил св.
Мо-Чуда в качестве аббата Рахана в Оффали, около 636 г. н.э. Позже Константин, вероятно,
вернулся в Шотландию, основал церкви в Киркконстантайне, Кеннейле и Даннехтине.
и знаменитый монастырь в Говане на Клайде. Там он умер и был похоронен,
и его предполагаемую святыню все еще можно увидеть сегодня в приходской церкви. Его праздник
день 11 марта.
Записи короля Константина относятся к 12 веку. Он вообще считается легендарным.
© Издательство Нэш Форд
2001.
Все права защищены.
| Есть ряд Хронологически вполне вероятно, что этого царя Константина следует отождествлять с человеком Этот персонаж был также известен Джеффри из Монмута . Ходят упорные слухи, что Константин Корнуоллский путешествовал на север и проповедовал Записи о короле Константине относятся к 6 веку, и он обычно считается историческим. |