Царевич димитрий: Благоверный царевич Димитрий Угличский и Московский • Arzamas

Разное

Содержание

Благоверный царевич Димитрий Угличский и Московский • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

Подготовил Дмитрий Антонов

Благоверный царевич Димитрий Угличский и Московский. Конец XVIII векаГосударственный исторический музей

После смерти Ивана Грозного на престол взошел его сын от первой жены — Федор. Еще один сын Грозного, малолетний Дмитрий, родившийся от неза­конной седьмой жены Марии Нагой, был удален с родней в Углич — там Нагие жили под присмотром царского дьяка Михаила Битяговского. 15 мая 1591 года царевича нашли мертвым, с перерезанным горлом. Мария немедленно обви­нила в убийстве родных Битяговского: сына Данилу и племянника Никиту. Угличане, прибежавшие на крик, поймали и убили их всех, включая самого дьяка. Однако следственная комиссия во главе с будущим царем Василием Шуйским устано­вила, что доказательств убийства нет: царевич, вероятно, ранил сам себя в при­ступе эпилепсии, а расправа с царскими людьми была незаконной. Угличан отправили в ссылку.

Однако вскоре началась смута, в 1606 году Шуйского выбрали царем, и он был вынужден отбиваться от войск очередного самозванца, называвшего себя вы­жившим царевичем Дмитрием. Чтобы доказать, что царевич мертв, Шуйский изменил свои показания и начал утверждать, что царевича на самом деле зарезали по приказу Бориса Годунова, а сам он скрывал это, чтобы Годунов не расправился и с ним.

В результате царевич оказывался не самоубийцей, а невинноубиенным. Его мощи перевезли в Москву, от них начали происходить чудеса, и Димитрия канонизировали как страстотерпца (то есть погибшего в беззлобии от рук единоверцев). Любой Лжедмитрий теперь оказывался вдвойне грешником, так как претендовал на то, что прославленный царевич не был убит и не стал святым (впрочем, это не остановило самозванцев).

Это детективное событие конца XVI века и изображено на иконе. В ее центре — святой Димитрий с пальмовой ветвью, знаком мученика, в XVIII веке заим­ствованным иконописцами из европейского искусства. Слева от царевича — первые сцены: выход на прогулку, убийство и оплакивание тела (чуть выше убийцы пытаются бежать из города). Справа — развязка драмы: убийцы пыта­ются сло­мать двери на колокольню, где звонарь собирает людей, и погибают, забитые угличанами.

См. также материалы «Как смотреть иконы» и «Как смотреть иконы — 2».

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Десерт дня

Зефир

Клип дня

Бьорк, Камасутра и роботы

Симфония дня

Антон Брукнер. Симфония № 7. 1881–1883

Архив

Литература

О Куоккале, «Чукоккале» и блинах Лили Брик

Радио ArzamasЧем хороши плохие картины?

В 50-м (!) выпуске подкаста «Зачем я это увидел?» обсуждаем, почему выставка провинциального портрета в петербургском Манеже — это настоящее погружение в русскую Атлантиду

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь

Благоверный Дими́трий Угличский и Московский, царевич

Краткое житие благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского

Свя­той бла­го­вер­ный ца­ре­вич Ди­мит­рий Уг­лич­ский (Мос­ков­ский) ро­дил­ся 19 ок­тяб­ря 1582 г. Он был сы­ном ца­ря Иоан­на Гроз­но­го. В цар­ство­ва­ние Фе­о­до­ра Иоан­но­ви­ча, ко­гда фак­ти­че­ски пра­ви­те­лем Рус­ско­го го­су­дар­ства был его шу­рин – вла­сто­лю­би­вый бо­ярин Бо­рис Го­ду­нов, ца­ре­вич Ди­мит­рий вме­сте с ма­те­рью, ца­ри­цей Ма­ри­ей Фе­о­до­ров­ной, был уда­лен от дво­ра в г. Уг­лич. Же­лая из­ба­вить­ся от за­кон­но­го на­след­ни­ка рус­ско­го тро­на, Бо­рис Го­ду­нов стал дей­ство­вать про­тив ца­ре­ви­ча как про­тив лич­но­го вра­га. Сна­ча­ла он пы­тал­ся окле­ве­тать юно­го на­след­ни­ка пре­сто­ла, рас­пу­стив лжи­вые слу­хи о его мни­мой неза­кон­ной рож­ден­но­сти. По­том рас­про­стра­нил но­вый вы­мы­сел, что буд­то бы Ди­мит­рий уна­сле­до­вал су­ро­вость го­су­да­ря – от­ца сво­е­го. По­сколь­ку эти дей­ствия не при­нес­ли же­ла­е­мо­го, то ко­вар­ный Бо­рис ре­шил­ся по­гу­бить ца­ре­ви­ча. По­пыт­ка отра­вить Ди­мит­рия не увен­ча­лась успе­хом: смер­то­нос­ное зе­лье не вре­ди­ло от­ро­ку. То­гда зло­деи ре­ши­лись на яв­ное пре­ступ­ле­ние.

В суб­бот­ний день 15 мая 1591 г., ко­гда от­рок гу­лял с кор­ми­ли­цей во дво­ре, по­до­слан­ные убий­цы, Осип Волх­вов, Да­ни­ло Би­тя­гов­ский и Ни­ки­та Ка­ча­лов, звер­ски за­ре­за­ли ца­ре­ви­ча.

Ца­ре­вич Ди­мит­рий был по­гре­бен в Уг­ли­че, во двор­цо­вом хра­ме в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня. Мно­же­ство чу­дес и ис­це­ле­ний ста­ло со­вер­шать­ся у его гроб­ни­цы, осо­бен­но ча­сто ис­це­ля­лись боль­ные гла­за­ми. А 3 июля 1606 г. свя­тые мо­щи стра­сто­терп­ца ца­ре­ви­ча Ди­мит­рия бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми.

Пе­ре­не­се­ние свя­тых мо­щей бла­го­вер­но­го ца­ре­ви­ча Ди­мит­рия, уби­то­го 15 мая 1591 го­да, из Уг­ли­ча в Моск­ву со­вер­ши­лось в 1606 го­ду. По­буж­де­ни­ем к это­му бы­ло же­ла­ние, по вы­ра­же­нию ца­ря Ва­си­лия Шуй­ско­го, «уста лжу­щия за­гра­дить и очи неве­ру­ю­щия осле­пить гла­го­лю­щим, яко жи­вый из­бе­же (ца­ре­вич) от убий­ствен­ных дла­ней», вви­ду по­яв­ле­ния са­мо­зван­ца, объ­яв­ляв­ше­го се­бя ис­тин­ным ца­ре­ви­чем Ди­мит­ри­ем. Тор­же­ствен­но бы­ли пе­ре­не­се­ны свя­тые мо­щи и по­ло­же­ны в Ар­хан­гель­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля, «в при­де­ле Иоан­на Пред­те­чи, иде­же отец и бра­тья его». По­сле мно­го­чис­лен­ных чу­дес­ных ис­це­ле­ний от свя­тых мо­щей в том же 1606 го­ду «со­ста­ви­ша празд­не­ство ца­ре­ви­чу Ди­мит­рию три­жды в год – рож­де­ние (19 ок­тяб­ря), уби­е­ние (15 мая), пе­ре­не­се­ние мо­щей к Москве (3 июня)».

Полное житие благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского

Свя­той бла­го­вер­ный ца­ре­вич Ди­мит­рий, сын ца­ря Иоан­на IV Гроз­но­го от его седь­мо­го бра­ка с Ма­ри­ей Фе­до­ров­ной (из ро­да На­гих), ро­дил­ся 19 ок­тяб­ря 1582 го­да (а по дру­гим ис­точ­ни­кам, 1583 или 1585 гг. ) в Москве. Царь Иоанн на­зна­чил в удел ца­ре­ви­чу с его ма­те­рью Уг­лич. По­сле смер­ти Иоан­на Гроз­но­го на пре­стол всту­пил стар­ший брат ца­ре­ви­ча Ди­мит­рия Фе­о­дор Иоан­но­вич. Од­на­ко фак­ти­че­ским пра­ви­те­лем Рус­ско­го го­су­дар­ства был его шу­рин, вла­сто­лю­би­вый бо­ярин Бо­рис Го­ду­нов. Доб­рый Фе­о­дор Иоан­но­вич остал­ся по­чти при од­ном име­ни ца­ря, а все де­ла­лось, как хо­тел Бо­рис; ино­стран­ные дво­ры при­сы­ла­ли Го­ду­но­ву да­ры на­равне с ца­рем. Меж­ду тем Бо­ри­су из­вест­но бы­ло, что в го­су­дар­стве, на­чи­ная с ца­ря Фе­о­до­ра, при­зна­ют Ди­мит­рия на­след­ни­ком пре­сто­ла, и имя его по­ми­на­лось в церк­вях. Сам Бо­рис в раз­ных де­лах Фе­о­до­ро­ва вре­ме­ни при­зна­вал Ди­мит­рия на­след­ни­ком пре­сто­ла.

Ис­ко­ни нена­ви­дя­щий доб­ро в ро­де че­ло­ве­че­ском диа­вол, ви­дя си­рых бра­тьев, ца­ря Фе­о­до­ра и ца­ре­ви­ча Ди­мит­рия, ни о чем зем­ном не ра­де­ю­щих, ибо ни сла­вы ми­ра се­го, ни бо­гатств не же­ла­ли, и, не в си­лах бу­дучи ни в чем их ис­ку­сить, вло­жил в серд­це Бо­ри­са твер­дый по­мысл вос­хи­тить са­мо­дер­жав­ство, чтобы быть вла­сте­ли­ном на Ру­си, ко­гда ис­тре­бит­ся ко­рень цар­ский, не ве­дая то­го, что Бог власть ко­му хо­чет, то­му да­ет. И, тре­во­жимый опа­се­ни­я­ми за свою бу­дущ­ность и обо­льща­е­мый меч­та­ми о вла­сти, Бо­рис Го­ду­нов, при­вык­ший рас­по­ря­жать­ся всем с по­мо­щью са­мо­дер­жав­но­го ца­ря, стал дей­ство­вать про­тив ца­ре­ви­ча, как про­тив лич­но­го вра­га сво­е­го, же­лая из­ба­вить­ся от за­кон­но­го на­след­ни­ка рус­ско­го тро­на.

Для осу­ществ­ле­ния сво­е­го пре­ступ­но­го за­мыс­ла Бо­рис Го­ду­нов ре­шил уда­лить ца­ре­ви­ча от мос­ков­ско­го цар­ско­го дво­ра. Вме­сте с ма­те­рью – вдов­ству­ю­щей ца­ри­цей Ма­ри­ей Фе­о­до­ров­ной и ее род­ствен­ни­ка­ми ца­ре­вич Ди­мит­рий был от­прав­лен в свой удель­ный го­род Уг­лич.

Ста­ра­ясь из­бе­жать опас­но­го кро­во­про­ли­тия, Бо­рис Го­ду­нов пы­тал­ся сна­ча­ла окле­ве­тать юно­го на­след­ни­ка пре­сто­ла, рас­пу­стив через сво­их при­вер­жен­цев лжи­вые слу­хи о мни­мой неза­кон­но­рож­ден­но­сти ца­ре­ви­ча и за­пре­тив по­ми­нать его имя во вре­мя бо­го­слу­же­ний. По­сколь­ку эти дей­ствия не при­нес­ли же­ла­е­мо­го, ко­вар­ный Бо­рис при­бег к рас­про­стра­не­нию но­вых вы­мыс­лов: буд­то бы Ди­мит­рий I с юных лет уже яв­ля­ет в се­бе на­след­ствен­ную су­ро­вость го­су­да­ря, от­ца сво­е­го. Но все это ка­за­лось Бо­ри­су недо­ста­точ­ным; он не мог рас­счи­ты­вать на цар­ский пре­стол, по­ка жив Ди­мит­рий, а по­то­му ре­шил­ся по­гу­бить ца­ре­ви­ча. По­пыт­ка отра­вить юно­го ца­ре­ви­ча с по­мо­щью Ва­си­ли­сы Во­ло­хо­вой, кор­ми­ли­цы Ди­мит­рия Иоан­но­ви­ча, не увен­ча­лось успе­хом: смер­то­нос­ное зе­лье не вре­ди­ло от­ро­ку.

Но ко­гда зло­деи убе­ди­лись, что нель­зя со­вер­шить зло­де­я­ние в тайне, они ре­ши­лись на яв­ное. Через сво­е­го со­общ­ни­ка Ан­дрея Клеш­ни­на Бо­рис отыс­кал зна­ко­мо­го че­ло­ве­ка, дья­ка Ми­ха­и­ла Би­тя­гов­ско­го, взяв­ше­го­ся соб­ствен­но­руч­но умерт­вить ца­ре­ви­ча. И по­слан­ный в Уг­лич со сво­им сы­ном Да­ни­и­лом и пле­мян­ни­ком Ни­ки­той Ка­ча­ло­вым, буд­то бы для управ­ле­ния зем­ски­ми де­ла­ми и хо­зяй­ством вдов­ству­ю­щей ца­ри­цы, Би­тя­гов­ский по­ру­чил Во­ло­хо­вой вы­ве­сти в на­зна­чен­ное вре­мя ца­ре­ви­ча во двор. В суб­бот­ний день 15 мая 1591 го­да утром бо­яры­ня мам­ка Во­ло­хо­ва по­зва­ла Ди­мит­рия гу­лять во двор; кор­ми­ли­ца Ири­на, как бы пред­чув­ствуя, удер­жи­ва­ла ца­ре­ви­ча во двор­це, но мам­ка си­лой вы­ве­ла его из гор­ни­цы в се­ни, к ниж­не­му крыль­цу, где уже бы­ли Осип Во­ло­хов, Да­ни­ло Би­тя­гов­ский и Ни­ки­та Ка­ча­лов. Во­ло­хов, взяв Ди­мит­рия за ру­ку, ска­зал: «Сие у те­бя но­вое оже­ре­лье, го­су­дарь?» Он же, крот­кий аг­нец, под­няв го­ло­ву, ти­хим го­ло­сом от­ве­чал: «Сие есть ста­рое оже­ре­лье». И Во­ло­хов коль­нул его но­жом по шее, но не за­хва­тил гор­та­ни. Кор­ми­ли­ца, ви­дя па­гу­бу сво­е­го го­су­да­ря, па­ла на него и на­ча­ла кри­чать, и убий­ца, бро­сив нож, по­бе­жал, но со­юз­ни­ки его Да­ни­ло Би­тя­гов­ский и Ни­ки­та Ка­ча­лов би­ли кор­ми­ли­цу ед­ва не до смер­ти и, от­няв из рук ее пра­вед­но­го от­ро­ка, до­ре­за­ли и сбро­си­ли его вниз с лест­ни­цы. В это вре­мя вы­шла на крыль­цо ца­ри­ца и, уви­дев ги­бель сы­на сво­е­го, гром­ко ста­ла во­пи­ять над ним. При ви­де это­го страш­но­го зло­де­я­ния по­но­марь со­бор­но­го хра­ма, за­пер­шись на ко­ло­кольне, уда­рил в на­бат, со­зы­вая на­род. Сбе­жав­ши­е­ся со всех кон­цов го­ро­да лю­ди ото­мсти­ли за невин­ную кровь вось­ми­лет­не­го от­ро­ка Ди­мит­рия, са­мо­чин­но рас­пра­вив­шись с же­сто­ки­ми за­го­вор­щи­ка­ми. До­не­се­но бы­ло в Моск­ву об уби­е­нии ца­ре­ви­ча, и сам царь хо­тел от­пра­вить­ся в Уг­лич для ис­сле­до­ва­ния пре­ступ­ле­ния, но Го­ду­нов под раз­ны­ми пред­ло­га­ми удер­жал Фе­о­до­ра Иоан­но­ви­ча в Москве. И через сво­их лю­дей кня­зя В.И. Шуй­ско­го (впо­след­ствии царь), околь­ни­че­го Клеш­ни­на и дья­ка Вы­луз­ги­на, по­слан­ных в Уг­лич для су­деб­но­го раз­би­ра­тель­ства, Бо­рис Го­ду­нов су­мел убе­дить ца­ря в том, что его млад­ший брат яко­бы стра­дал па­ду­чей бо­лез­нью и умер неча­ян­но, упав на нож.

Ца­ри­ца-мать, об­ви­нен­ная в недо­стат­ке над­зо­ра за ца­ре­ви­чем, бы­ла со­сла­на в от­да­лен­ный скуд­ный мо­на­стырь свя­то­го Ни­ко­лая на Во­схе, по ту сто­ро­ну Бе­ло­го озе­ра, и по­стри­же­на в ино­че­ство с име­нем Мар­фы. Бра­тья ее бы­ли со­сла­ны по раз­ным ме­стам в за­то­че­ние; жи­те­ли Уг­ли­ча за са­мо­воль­ную рас­пра­ву с убий­ца­ми од­ни бы­ли каз­не­ны, дру­гие со­сла­ны на по­се­ле­ние в Пе­лым, а мно­гим уре­зы­ва­ли язы­ки.

Ка­за­лось, все за­глу­ше­но или все умер­ло; но глас Бо­жий – глас на­ро­да: воз­ник­ла мол­ва на­род­ная о усоп­шем ца­ре­ви­че, и глу­хой ро­пот, тщет­но по­дав­ля­е­мый, все воз­рас­тал. Несмот­ря на при­го­вор бо­яр­ский и указ ца­рев, ни­кто не ве­рил уг­лич­ско­му ро­зыс­ку кня­зя Шуй­ско­го, хо­тя и укреп­лен­но­му ру­ко­при­клад­ством столь­ких сви­де­те­лей мир­ских и ду­хов­ных. Нель­зя ду­мать, чтобы ве­рил и сам князь Шуй­ский, ко­гда при дру­гих об­сто­я­тель­ствах, уж пят­на­дцать лет спу­стя, увен­чан­ный сам на­след­ствен­ным вен­цом Ди­мит­рия, пи­сал в окруж­ных гра­мо­тах сво­их на­ро­ду, что «за гре­хи все­го хри­сти­ан­ства пра­во­слав­но­го ве­ли­ко­го го­су­да­ря ца­ре­ви­ча Ди­мит­рия Иоан­но­ви­ча не ста­ло, убит же он, как непо­роч­ный аг­нец, в Уг­ли­че». Он пе­ред всей Рос­си­ею сви­де­тель­ство­вал, что «ца­ре­вич Ди­мит­рий Иоан­но­вич, по за­ви­сти Бо­ри­са Го­ду­но­ва, яко ов­ча незлоб­ли­во, за­кла­ся». И пат­ри­арх Иов в гра­мо­те 1606 го­да пи­сал: «При­ят за­кла­ние непо­вин­но от рук из­мен­ни­ков сво­их»; и пат­ри­арх Ер­мо­ген в ска­за­нии об уби­е­нии ца­ре­ви­ча, и мно­гие рос­сий­ские и ино­стран­ные совре­мен­ни­ки – все еди­но­душ­но го­во­ри­ли, что ца­ре­вич убит по тай­но­му при­ка­за­нию Го­ду­но­ва. Ложь, при­кры­ва­ю­щая убийц, ста­ла яв­ной, ко­гда в 1606 го­ду от­кры­ли гроб ца­ре­ви­ча, и то­гда на­шли, что «в ле­вой ру­ке ца­ре­вич дер­жал по­ло­тен­це, ши­тое зо­ло­том, а в дру­гой – оре­хи», в та­ком ви­де его и по­стиг­ла смерть. Ца­ре­вич Ди­мит­рий был по­гре­бен в Уг­ли­че в двор­цо­вом хра­ме в честь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня.

Но Гос­подь, зря­щий не на ли­ца, а на по­мыс­лы, преж­де да­же неже­ли они со­зре­ют в де­я­ния, про­из­нес уста­ми про­ро­ка Ис­а­ии: Мне от­мще­ние, Аз воз­дам (Рим.12,19). И уста­ми ино­го про­ро­ка: «Что грех от­цев взы­щет на сы­нех до тре­тье­го и чет­вер­то­го ро­да, ми­лость же Его на ты­ся­чи ро­дов» (Исх.20,5-6). Он по­се­тил див­ны­ми судь­ба­ми Сво­и­ми всех, при­част­ных к смер­ти Ди­мит­ри­е­вой. Од­ним име­нем мни­мо вос­крес­ше­го от­ро­ка по­ра­жен сам Бо­рис на пре­сто­ле и все его се­мей­ство. И князь Ва­си­лий Шуй­ский, бли­жай­ший су­дья в смер­ти ца­ре­ви­ча, низ­ло­жив­ший пер­во­го Лже­д­мит­рия, сам низ­ло­жен с пре­сто­ла во вре­мя смут вто­ро­го; и опять тень ца­ре­ви­ча ока­зы­ва­ет­ся силь­нее об­ла­да­ю­ще­го ца­ря: сам он неволь­но по­стри­жен, как бы за неволь­ное по­стри­же­ние ма­те­ри ца­ре­ви­ча и, как бра­тья ее На­гие, тер­пит он с бра­тья­ми сво­и­ми дол­го­лет­ние узы и кон­ча­ет­ся в пле­ну со всем сво­им ро­дом, неко­гда столь мо­гу­щим. Та­ко­вы бы­ли де­ла Бо­жии в лю­дех Сво­их.

Уже в цар­ство­ва­ние Бо­ри­са Го­ду­но­ва у гроб­ни­цы бла­го­вер­но­го ца­ре­ви­ча Ди­мит­рия ста­ли со­вер­шать­ся ис­це­ле­ния боль­ных. 3 июня 1606 го­да, в цар­ство­ва­ние Ва­си­лия Шуй­ско­го, при пат­ри­ар­хе Ер­мо­гене, свя­тые мо­щи стра­сто­терп­ца бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми и пе­ре­не­се­ны в со­бор во имя Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла в Москве мит­ро­по­ли­том Ро­стов­ским и Яро­слав­ским Фила­ре­том, от­цом бу­ду­ще­го ца­ря Ми­ха­и­ла Фе­о­до­ро­ви­ча Ро­ма­но­ва.

По­буж­де­ни­ем к это­му бы­ло же­ла­ние, по вы­ра­же­нию ца­ря Ва­си­лия Шуй­ско­го, «уста лжу­щия за­гра­дить и очи неве­ру­ю­щия осле­пить гла­го­лю­щим, яко жи­вый из­бе­же (ца­ре­вич) от убий­ствен­ных дла­ней», вви­ду по­яв­ле­ния са­мо­зван­ца, объя­вив­ше­го се­бя ис­тин­ным ца­ре­ви­чем Ди­мит­ри­ем. Тор­же­ствен­но бы­ли пе­ре­не­се­ны свя­тые мо­щи и по­ло­же­ны в Ар­хан­гель­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля, «в при­де­ле Иоан­на Пред­те­чи, иде­же отец и бра­тия его». По­сле мно­го­чис­лен­ных чу­дес­ных ис­це­ле­ний от свя­тых мо­щей в том же 1606 го­ду «со­ста­ви­ша празд­не­ство ца­ре­ви­чу Ди­мит­рию три­жды в год – рож­де­ние (19 ок­тяб­ря/1 но­яб­ря), уби­е­ние (15/28 мая), пе­ре­не­се­ние мо­щей к Москве (3/16 июня)». Рус­ская Цер­ковь бла­го­го­вей­но чтит па­мять св. ца­ре­ви­ча Ди­мит­рия. Го­род Уг­лич, по­чи­та­ю­щий свя­то­го ца­ре­ви­ча Ди­мит­рия сво­им осо­бым небес­ном по­кро­ви­те­лем, к этим дням при­со­еди­ня­ет еще 16 мая. В этот день г. Уг­лич со­вер­ша­ет так на­зы­ва­е­мую «празд­не­ство пла­ща­ни­це св. ца­ре­ви­ча». Пла­ща­ни­ца (пе­ле­на) с изо­бра­же­ни­ем св. ца­ре­ви­ча Ди­мит­рия бы­ла вы­ши­та его ма­те­рию на про­слав­лен­ные его мо­щи и одр, на ко­то­ром они бы­ли несе­ны из Уг­ли­ча в Моск­ву. Эта пла­ща­ни­ца, а так­же об­раз свя­то­го ца­ре­ви­ча, «на дос­ке пи­сан­ный», бы­ли при­сла­ны из Моск­вы в Уг­лич (ве­ро­ят­но, пат­ри­ар­хом Ер­мо­ге­ном). Впо­след­ствии «умыс­ли чин ду­хов­ный и граж­дане, да уста­но­вят празд­не­ство пла­ща­ни­цы сей ме­ся­ца мая в 16 день, но­си­те во­круг двор­ца его и мла­ден­цы под­но­си­те, яко же и ца­ре­вич имел семь лет с по­ло­ви­ною, ис­прав­ляя сие и до ра­зо­ре­ния Уг­ли­ча от Лит­вы». Празд­ник этот от­ли­ча­ет­ся глу­бо­ко уми­ли­тель­ной тор­же­ствен­но­стью. В этот день по­сле ли­тур­гии во­круг «ца­ре­ви­че­ва двор­ца» с тор­же­ствен­ным крест­ным хо­дом об­но­си­лись при пе­нии тро­па­ря ца­ре­ви­чу пла­ща­ни­ца и одр, на ко­то­ром свя­тые мо­щи ца­ре­ви­ча бы­ли несе­ны из Уг­ли­ча в Моск­ву. Под пла­ща­ни­цу и одр уг­лич­ские граж­дане все – без раз­ли­чия зва­ний и со­сто­я­ний – по­чи­та­ли непре­мен­но сво­ей обя­зан­но­стью под­ве­сти или под­не­сти сво­их де­тей, на­чи­ная с груд­ных и до 8-лет­не­го воз­рас­та. Глу­бо­кая ве­ра, что зло­дей­ская ру­ка уби­ла толь­ко те­ло свя­то­го ца­ре­ви­ча, а свя­тая ду­ша пред­сто­ит пре­сто­лу сла­вы Ца­ря Небес­но­го, пре­вра­щая день за­кла­ния – этот неко­гда ужас­ней­ший день – в свет­ло-ра­дост­ный празд­ник – в «ца­ре­ви­чев день»! День уби­е­ния свя­то­го ца­ре­ви­ча есть день его небес­ной ра­до­сти, и свою небес­ную ра­дость он со­об­ща­ет де­тям, при­шед­шим на его празд­ник.

Свя­ти­тель Ди­мит­рий Ро­стов­ский со­ста­вил жи­тие и опи­са­ние чу­дес­ных ис­це­ле­ний по мо­лит­вам свя­то­го ца­ре­ви­ча Ди­мит­рия, из ко­то­ро­го вид­но, что осо­бен­но ча­сто ис­це­ля­лись боль­ные гла­за­ми.

В Уг­ли­че на ме­сте уби­е­ния свя­то­го ца­ре­ви­ча Ди­мит­рия был по­стро­ен храм его име­ни, ко­то­рый в на­ро­де по­лу­чил на­зва­ние «цер­ковь ца­ре­ви­ча Ди­мит­рия на кро­ви». В этом хра­ме хра­ни­лось ру­ко­пис­ное жи­тие бла­го­вер­но­го ца­ре­ви­ча, на­пи­сан­ное свя­ти­те­лем Ди­мит­ри­ем, мит­ро­по­ли­том Ро­стов­ским.

Во вре­мя Оте­че­ствен­ной вой­ны 1812 го­да свя­тые мо­щи бла­го­вер­но­го ца­ре­ви­ча Ди­мит­рия бы­ли спа­се­ны от по­ру­га­ния свя­щен­ни­ком мос­ков­ско­го Воз­не­сен­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря Иоан­ном Ве­ни­а­ми­но­вым, ко­то­рый вы­нес их под сво­ей одеж­дой из Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра и спря­тал в ал­та­ре, на хо­рах вто­ро­го яру­са со­бор­но­го хра­ма в Воз­не­сен­ском мо­на­сты­ре. По­сле из­гна­ния фран­цу­зов свя­тые мо­щи бы­ли тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны на преж­нее ме­сто – в Ар­хан­гель­ский со­бор.

В «Ико­но­пис­ном под­лин­ни­ке» под 15 мая ска­за­но: «По­до­би­ем млад от­рок в вен­це цар­ском и баг­ря­ни­це, ру­ки мо­леб­ные; уби­ен бысть на Уг­ли­че по­ве­ле­ни­ем Бо­ри­са Го­ду­но­ва».

Дмитрий Углич и три Лжедмитрия: один из самых причудливых эпизодов русской истории Иван IV Васильевич, более известный как Иван Грозный или Иван Грозный. О жизни Дмитрия Угличского можно сказать немногое, так как он умер очень молодым, в возрасте восьми лет. Тем не менее, именно его «загробная жизнь» способствовала одному из самых странных эпизодов в русской истории.

Три Лжедмитриса

Примерно через полтора десятка лет после смерти юного царевича (будь то убийство или несчастный случай) за короткий десятилетний период появился не один, а три самозванца. Каждый из этих самозванцев выдавал себя за убитого царевича и под этим именем претендовал и на российский престол. Эти самозванцы известны сегодня как Лжедмитрий I, Лжедмитрий II и Лжедмитрий III соответственно.

Нестабильная семейная жизнь

История Дмитрия Угличского начинается со смерти любимой первой жены Ивана Грозного, Анастасии Романовны, в 1560 году. После смерти Анастасии Иван женился пять раз, последний из которых был на Марии Нагае, которая позже родила царевича Дмитрия. Поскольку церковь санкционировала только первые четыре брака царя, брак Ивана с Марией Нагая считался незаконным, как и ее сын Дмитрий.

  • Поиски пропавшей библиотеки Ивана Грозного
  • Меч XII века, найденный в России, возможно, принадлежал Ивану Грозному
  • Славянская легенда о бессмертии: Кощей Бессмертный

Смерть первой жены Ивана также сильно повлияла на его психическое здоровье, в результате чего он стал психически неуравновешенным. Помимо проблем с государственными делами, безумие Ивана сильно сказалось и на его внутренних делах. Например, сумасшествие царя однажды привело к тому, что он избил свою беременную невестку, в результате чего у нее случился выкидыш. Кроме того, Иван стал причиной смерти своего наследника, Ивана Ивановича, когда тот ударил сына по голове своим заостренным посохом во время припадка ярости.

Иван Грозный у тела своего сына Ивана Ивановича, которого он убил в припадке ярости. Вячеслав Шварц. (1864) ( Public Domain )

Слабый наследник вступает на престол, а следующий в очереди умирает

В результате этих действий Ивану после его смерти наследовал гораздо менее способный сын Федор в 1584 году. По некоторым данным, новый царь был слаб не только телом, но и умом. Это означало, что Федор был правителем только номинально, а реальная власть принадлежала регентскому совету, созданному для руководства царем.

Одним из виднейших деятелей совета был Борис Годунов, зять царя. Федор и его жена Ирина не произвели на свет наследника, и, согласно одному популярному сообщению, Годунов надеялся занять русский престол после смерти Федора. Для этого Годунов должен был избавиться от последнего из сыновей Ивана, Дмитрия.

Федор надевает золотую цепь на Бориса Годунова. Алексей Данилович Кившенко. ( Общественное достояние ) Федор был слабым царем, а Борис Годунов был одним из самых видных его советников. Многие ученые также подозревают, что Годунов несет ответственность за изгнание и убийство Дмитрия.

Поэтому в том году, когда умер Иван, Дмитрий, его мать и его дяди были сосланы в Углич, удельный город царевича. В 1591 году Дмитрий умер от ножевого ранения при загадочных обстоятельствах. Вполне естественно, что Годунова подозревали в причастности к этому.

Гравюра с изображением убийства Цесаревича Дмитрия Угличского (1870 г.) образом и в 1604 году появился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия. Это был человек, позже известный как Лжедмитрий I, чья истинная личность даже сегодня остается загадкой, хотя есть одна веская, но недоказанная возможность.

Согласно этому предположению, Лжедмитрием I был Григорий Отрепьев, сын мелкого чиновника из сельского села. Потерпев неудачу во всех других занятиях, Отрепьев стал монахом и поселился в подмосковном монастыре. Однако ему пришлось бежать, так как он навлек на себя недовольство как церкви, так и государственных властей, когда начал говорить своим собратьям-монахам, что когда-нибудь станет царем.

Некоторое время он жил среди казаков и даже сумел убедить некоторых из них, что он царевич Дмитрий. После этого он переехал в Польшу и оказался на службе у Адама Вишневецкого, польского князя. В конце концов, цесаревич раскрыл свою «личность» своему покровителю и был представлен польскому королю Сигизмунду III.

Лжедмитрий I, обещающий польскому королю Сигизмунду III католическое обращение в России. Николая Васильевича Неврева (1874 г.). ( Public Domain )

Упадок Лжедмитрия I

Увидев в этом шанс нанести удар царю Годунову, Сигизмунд решил поддержать Лжедмитрия I. Самозванца поддержали и казаки, и в конце концов смог захватить Москву в июне 1605 г., примерно через два месяца после смерти Годунова.

Хотя поначалу новый царь был популярен, вскоре он попал в беду. С одной стороны, присутствие при его дворе многочисленных польских дворян и католических священников беспокоило его русских подданных. С другой стороны, польские союзники Дмитрия начинали терять терпение, когда не было никаких признаков выполнения им своего обещания, то есть перехода России из православной веры в католичество.

  • Древняя дорога — самая древняя из когда-либо найденных в Москве
  • Драгоценные знания Ипатьевского кодекса: Подробная летопись Южной Руси
  • Баба Яга, загадочная старуха славянского фольклора

Так, в мае 1606 г. нанятые боярами вооруженные люди повели погромщиков в Кремль. В то время как бунтовщикам сказали, что они собираются спасти царя, поскольку поляки замышляли убить Дмитрия и захватить Россию, наемным людям фактически был дан приказ убить царя. Дмитрий пытался бежать, сломал ногу, выпрыгнув из окна, и был застрелен.

Последние минуты Лжедмитрия I. Автор Карл Богданович Веных (1879 г.). ( Public Domain )

Затем его тело было расчленено, сожжено, а пепел выпущен в сторону Польши из нескольких пушек. В то время считалось, что Лжедмитрий I был колдуном, который мог собрать свой расчлененный труп и воскреснуть из мертвых. Поэтому нужно было принять все меры предосторожности, чтобы этого не произошло.

Лжедмитрию II и III еще меньше повезло

Тем не менее, Лжедмитрий все-таки «вернулся из мертвых». В 1607 году появился еще один самозванец, выдававший себя одновременно за Дмитрия Угличского и Лжедмитрий I. Этого самозванца поддержала царица Марина, польская жена Лжедмитрия I, и ему удалось собрать армию численностью более 30 000 человек.

Иллюстрация Лжедмитрия II, XIX век. ( Public Domain )

Ему удалось основать свой двор в Тушино, недалеко от Москвы. После этого ни Лжедмитрий II, ни законный царь Василий IV не могли свергнуть друг друга, и в то время в России было два «правителя».

В конце концов, Лжедмитрий II предпринял решительные действия и попытался блокировать Москву. Это не удалось, когда его польские войска были вызваны в Смоленск Сигизмундом III для помощи в осаде этого города. После этой неудачи самозванец бежал в Калугу, где в декабре 1610 г. был убит одним из своих в личной ссоре. 1908) Сергея Васильевича Иванова. ( Общественное достояние ) Лжедмитрий II пытался блокировать Москву и царя Василия IV, но потерпел поражение и бежал.

Дмитрий «воскрес из мертвых» в последний раз в лице Лжедмитрия III. Этот Дмитрий заручился поддержкой казаков на востоке и был провозглашен царем в 1612 году. Однако всего через несколько недель своего «царствования» Лжедмитрий III был схвачен, отправлен в Москву и казнен. На этом парад мошенников, претендующих на роль бедного молодого (и умершего) наследника Ивана Грозного, и Дмитрий Угличский наконец-то смог упокоиться с миром.

Икона Дмитрия Угличского. ( CC BY SA 2.0 ) В Русской Православной Церкви Дмитрий почитается как «Святой благочестивый царевич».

Избранное изображение: Цесаревич Димитрий работы Михаила Нестерова. (1899) ( Public Domain )

Автор: Ḏḥwty

Ссылки

Эндрюс, Э., 2013. 7 человек, которые притворялись членами королевской семьи. [Онлайн]
Доступно по адресу: http://www.history.com/news/history-lists/7-people-who-pretended-to-be-royals

Даффи, Дж. П. и Риччи, В. Л., 1995. Цари: правители России более тысячи лет. Нью-Йорк: факты в файле.

Макфи, И. М., 2008. Лжедмитрии России. [Online]
Режим доступа: https://suite.io/isaac-m-mcphee/nfn2y0

ruhistory.narod.ru, 2007. Царь Лжедмитрий I(? — 1606). [Online]
Режим доступа: http://ruhistory.narod.ru/history/tsar/f_dmitri1.html

www.biography.com, 2015. Иван Грозный. [Online]
Режим доступа: http://www.biography.com/people/ivan-the-terrible-9350679

www.russia-ic. com, 2015. Григорий Отрепьев (Лжедмитрий). [Online]
Режим доступа: http://www.russia-ic.com/people/general/o/647/

ЗАГАДОЧНЫЙ ЦАРЕВИЧ ДМИТРИЙ – ИКОНЫ И ИХ ТОЛКОВАНИЕ

On By David

В истории России, как и во многих политических историях, есть свои темные моменты и интриги, такие же «византийские», как и все в Византии. Одна из самых известных связана с загадочной смертью Дмитрия, младшего сына царя, известного как Иван Грозный , «Иван Грозный».

После смерти царя Ивана на престол взошел его сын Федор. Но реальная власть принадлежала Борису Годунову, шурину Федора. Федор был слабым, болезненным и умственно неспособным быть царем, хотя, как говорили, он был очень набожным.

Все это означало, что после смерти Федора, будучи бездетным, следующим царем будет Борис Годунов — за исключением препятствия младшего сына Ивана Дмитрия, родившегося в 1582 году.

В 1584 году у Бориса Годунова были мать с братьями отправились в город Углич. В 1591 году Дмитрий умер от ножевого ранения в возрасте восьми лет, и его мать обвинила Бориса Годунова в том, что он подослал людей, чтобы убить ее сына. Она была вынуждена уйти в монастырь и стать монахиней.

Все это привело к большому смятению и неразберихе.

Что именно произошло, пока неизвестно. Некоторые считают, что Борис Годунов действительно убил Дмитрия, чтобы ни один сын Ивана не мог помешать восхождению Годунова на престол. Другие историки считают, что Дмитрий играл с ножом и поранился во время эпилептического припадка. Тем не менее, третья история, которая способствовала периоду больших политических потрясений, называемому «Смутное время», гласит, что Дмитрию удалось избежать своих убийц. Вот почему польские группировки выставили самозванцев, претендующих на права такого «Лжедмитрия». к трону.

Тайны, убийства, исчезновения — все это похоже на российскую политику 21 века.

В любом случае, для русского православия Дмитрий стал мучеником.

Вот икона, написанная в западной манере, использовавшаяся Государственной Церковью в последующие годы:

(любезно предоставлено Jacksonsauction.com)

Слева «Благоверный князь Роман [Угличский]». Роман был князем 13-го века, который правил Угличем и, как говорили, был набожным и преданным благополучию людей.

«Святой благоверный царевич Дмитрий» стоит справа, с мученическим крестом в правой руке и ножом, бывшим орудием его смерти, в левой. Его еще называют Дмитрием Угличским

Итак, на этой иконе мы имеем двух княжеских святых, связанных с городом Углич. В облаках наверху Христос, держа Евангелия, смотрит на них сверху вниз.

Вот икона царевича Дмитрия «с житием», то есть со сценами из его житийной биографии. Он написан в традиционной стилизованной манере:

(любезно предоставлено Jacksonsauction.com)

Надпись в верхней части немного потерта, но, тем не менее, все еще читабельна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы