Царевич димитрий: Благоверный царевич Димитрий Угличский и Московский • Arzamas
Содержание
Благоверный царевич Димитрий Угличский и Московский • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
- История
- Искусство
- Литература
- Антропология
Мне повезёт!
Подготовил Дмитрий Антонов
Благоверный царевич Димитрий Угличский и Московский. Конец XVIII векаГосударственный исторический музей
После смерти Ивана Грозного на престол взошел его сын от первой жены — Федор. Еще один сын Грозного, малолетний Дмитрий, родившийся от незаконной седьмой жены Марии Нагой, был удален с родней в Углич — там Нагие жили под присмотром царского дьяка Михаила Битяговского. 15 мая 1591 года царевича нашли мертвым, с перерезанным горлом. Мария немедленно обвинила в убийстве родных Битяговского: сына Данилу и племянника Никиту. Угличане, прибежавшие на крик, поймали и убили их всех, включая самого дьяка. Однако следственная комиссия во главе с будущим царем Василием Шуйским установила, что доказательств убийства нет: царевич, вероятно, ранил сам себя в приступе эпилепсии, а расправа с царскими людьми была незаконной. Угличан отправили в ссылку.
Однако вскоре началась смута, в 1606 году Шуйского выбрали царем, и он был вынужден отбиваться от войск очередного самозванца, называвшего себя выжившим царевичем Дмитрием. Чтобы доказать, что царевич мертв, Шуйский изменил свои показания и начал утверждать, что царевича на самом деле зарезали по приказу Бориса Годунова, а сам он скрывал это, чтобы Годунов не расправился и с ним.
В результате царевич оказывался не самоубийцей, а невинноубиенным. Его мощи перевезли в Москву, от них начали происходить чудеса, и Димитрия канонизировали как страстотерпца (то есть погибшего в беззлобии от рук единоверцев). Любой Лжедмитрий теперь оказывался вдвойне грешником, так как претендовал на то, что прославленный царевич не был убит и не стал святым (впрочем, это не остановило самозванцев).
Это детективное событие конца XVI века и изображено на иконе. В ее центре — святой Димитрий с пальмовой ветвью, знаком мученика, в XVIII веке заимствованным иконописцами из европейского искусства. Слева от царевича — первые сцены: выход на прогулку, убийство и оплакивание тела (чуть выше убийцы пытаются бежать из города). Справа — развязка драмы: убийцы пытаются сломать двери на колокольню, где звонарь собирает людей, и погибают, забитые угличанами.
См. также материалы «Как смотреть иконы» и «Как смотреть иконы — 2».
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Десерт дня
Зефир
Клип дня
Бьорк, Камасутра и роботы
Симфония дня
Антон Брукнер. Симфония № 7. 1881–1883
Архив
Литература
О Куоккале, «Чукоккале» и блинах Лили Брик
Радио ArzamasЧем хороши плохие картины?
В 50-м (!) выпуске подкаста «Зачем я это увидел?» обсуждаем, почему выставка провинциального портрета в петербургском Манеже — это настоящее погружение в русскую Атлантиду
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS
История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2022. Все права защищены
Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь
Благоверный Дими́трий Угличский и Московский, царевич
Краткое житие благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского
Святой благоверный царевич Димитрий Угличский (Московский) родился 19 октября 1582 г. Он был сыном царя Иоанна Грозного. В царствование Феодора Иоанновича, когда фактически правителем Русского государства был его шурин – властолюбивый боярин Борис Годунов, царевич Димитрий вместе с матерью, царицей Марией Феодоровной, был удален от двора в г. Углич. Желая избавиться от законного наследника русского трона, Борис Годунов стал действовать против царевича как против личного врага. Сначала он пытался оклеветать юного наследника престола, распустив лживые слухи о его мнимой незаконной рожденности. Потом распространил новый вымысел, что будто бы Димитрий унаследовал суровость государя – отца своего. Поскольку эти действия не принесли желаемого, то коварный Борис решился погубить царевича. Попытка отравить Димитрия не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Тогда злодеи решились на явное преступление.
В субботний день 15 мая 1591 г., когда отрок гулял с кормилицей во дворе, подосланные убийцы, Осип Волхвов, Данило Битяговский и Никита Качалов, зверски зарезали царевича.
Царевич Димитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня. Множество чудес и исцелений стало совершаться у его гробницы, особенно часто исцелялись больные глазами. А 3 июля 1606 г. святые мощи страстотерпца царевича Димитрия были обретены нетленными.
Перенесение святых мощей благоверного царевича Димитрия, убитого 15 мая 1591 года, из Углича в Москву совершилось в 1606 году. Побуждением к этому было желание, по выражению царя Василия Шуйского, «уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей», ввиду появления самозванца, объявлявшего себя истинным царевичем Димитрием. Торжественно были перенесены святые мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля, «в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братья его». После многочисленных чудесных исцелений от святых мощей в том же 1606 году «составиша празднество царевичу Димитрию трижды в год – рождение (19 октября), убиение (15 мая), перенесение мощей к Москве (3 июня)».
Полное житие благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского
Святой благоверный царевич Димитрий, сын царя Иоанна IV Грозного от его седьмого брака с Марией Федоровной (из рода Нагих), родился 19 октября 1582 года (а по другим источникам, 1583 или 1585 гг. ) в Москве. Царь Иоанн назначил в удел царевичу с его матерью Углич. После смерти Иоанна Грозного на престол вступил старший брат царевича Димитрия Феодор Иоаннович. Однако фактическим правителем Русского государства был его шурин, властолюбивый боярин Борис Годунов. Добрый Феодор Иоаннович остался почти при одном имени царя, а все делалось, как хотел Борис; иностранные дворы присылали Годунову дары наравне с царем. Между тем Борису известно было, что в государстве, начиная с царя Феодора, признают Димитрия наследником престола, и имя его поминалось в церквях. Сам Борис в разных делах Феодорова времени признавал Димитрия наследником престола.
Искони ненавидящий добро в роде человеческом диавол, видя сирых братьев, царя Феодора и царевича Димитрия, ни о чем земном не радеющих, ибо ни славы мира сего, ни богатств не желали, и, не в силах будучи ни в чем их искусить, вложил в сердце Бориса твердый помысл восхитить самодержавство, чтобы быть властелином на Руси, когда истребится корень царский, не ведая того, что Бог власть кому хочет, тому дает. И, тревожимый опасениями за свою будущность и обольщаемый мечтами о власти, Борис Годунов, привыкший распоряжаться всем с помощью самодержавного царя, стал действовать против царевича, как против личного врага своего, желая избавиться от законного наследника русского трона.
Для осуществления своего преступного замысла Борис Годунов решил удалить царевича от московского царского двора. Вместе с матерью – вдовствующей царицей Марией Феодоровной и ее родственниками царевич Димитрий был отправлен в свой удельный город Углич.
Стараясь избежать опасного кровопролития, Борис Годунов пытался сначала оклеветать юного наследника престола, распустив через своих приверженцев лживые слухи о мнимой незаконнорожденности царевича и запретив поминать его имя во время богослужений. Поскольку эти действия не принесли желаемого, коварный Борис прибег к распространению новых вымыслов: будто бы Димитрий I с юных лет уже являет в себе наследственную суровость государя, отца своего. Но все это казалось Борису недостаточным; он не мог рассчитывать на царский престол, пока жив Димитрий, а потому решился погубить царевича. Попытка отравить юного царевича с помощью Василисы Волоховой, кормилицы Димитрия Иоанновича, не увенчалось успехом: смертоносное зелье не вредило отроку.
Но когда злодеи убедились, что нельзя совершить злодеяние в тайне, они решились на явное. Через своего сообщника Андрея Клешнина Борис отыскал знакомого человека, дьяка Михаила Битяговского, взявшегося собственноручно умертвить царевича. И посланный в Углич со своим сыном Даниилом и племянником Никитой Качаловым, будто бы для управления земскими делами и хозяйством вдовствующей царицы, Битяговский поручил Волоховой вывести в назначенное время царевича во двор. В субботний день 15 мая 1591 года утром боярыня мамка Волохова позвала Димитрия гулять во двор; кормилица Ирина, как бы предчувствуя, удерживала царевича во дворце, но мамка силой вывела его из горницы в сени, к нижнему крыльцу, где уже были Осип Волохов, Данило Битяговский и Никита Качалов. Волохов, взяв Димитрия за руку, сказал: «Сие у тебя новое ожерелье, государь?» Он же, кроткий агнец, подняв голову, тихим голосом отвечал: «Сие есть старое ожерелье». И Волохов кольнул его ножом по шее, но не захватил гортани. Кормилица, видя пагубу своего государя, пала на него и начала кричать, и убийца, бросив нож, побежал, но союзники его Данило Битяговский и Никита Качалов били кормилицу едва не до смерти и, отняв из рук ее праведного отрока, дорезали и сбросили его вниз с лестницы. В это время вышла на крыльцо царица и, увидев гибель сына своего, громко стала вопиять над ним. При виде этого страшного злодеяния пономарь соборного храма, запершись на колокольне, ударил в набат, созывая народ. Сбежавшиеся со всех концов города люди отомстили за невинную кровь восьмилетнего отрока Димитрия, самочинно расправившись с жестокими заговорщиками. Донесено было в Москву об убиении царевича, и сам царь хотел отправиться в Углич для исследования преступления, но Годунов под разными предлогами удержал Феодора Иоанновича в Москве. И через своих людей князя В.И. Шуйского (впоследствии царь), окольничего Клешнина и дьяка Вылузгина, посланных в Углич для судебного разбирательства, Борис Годунов сумел убедить царя в том, что его младший брат якобы страдал падучей болезнью и умер нечаянно, упав на нож.
Царица-мать, обвиненная в недостатке надзора за царевичем, была сослана в отдаленный скудный монастырь святого Николая на Восхе, по ту сторону Белого озера, и пострижена в иночество с именем Марфы. Братья ее были сосланы по разным местам в заточение; жители Углича за самовольную расправу с убийцами одни были казнены, другие сосланы на поселение в Пелым, а многим урезывали языки.
Казалось, все заглушено или все умерло; но глас Божий – глас народа: возникла молва народная о усопшем царевиче, и глухой ропот, тщетно подавляемый, все возрастал. Несмотря на приговор боярский и указ царев, никто не верил угличскому розыску князя Шуйского, хотя и укрепленному рукоприкладством стольких свидетелей мирских и духовных. Нельзя думать, чтобы верил и сам князь Шуйский, когда при других обстоятельствах, уж пятнадцать лет спустя, увенчанный сам наследственным венцом Димитрия, писал в окружных грамотах своих народу, что «за грехи всего христианства православного великого государя царевича Димитрия Иоанновича не стало, убит же он, как непорочный агнец, в Угличе». Он перед всей Россиею свидетельствовал, что «царевич Димитрий Иоаннович, по зависти Бориса Годунова, яко овча незлобливо, заклася». И патриарх Иов в грамоте 1606 года писал: «Прият заклание неповинно от рук изменников своих»; и патриарх Ермоген в сказании об убиении царевича, и многие российские и иностранные современники – все единодушно говорили, что царевич убит по тайному приказанию Годунова. Ложь, прикрывающая убийц, стала явной, когда в 1606 году открыли гроб царевича, и тогда нашли, что «в левой руке царевич держал полотенце, шитое золотом, а в другой – орехи», в таком виде его и постигла смерть. Царевич Димитрий был погребен в Угличе в дворцовом храме в честь Преображения Господня.
Но Господь, зрящий не на лица, а на помыслы, прежде даже нежели они созреют в деяния, произнес устами пророка Исаии: Мне отмщение, Аз воздам (Рим.12,19). И устами иного пророка: «Что грех отцев взыщет на сынех до третьего и четвертого рода, милость же Его на тысячи родов» (Исх.20,5-6). Он посетил дивными судьбами Своими всех, причастных к смерти Димитриевой. Одним именем мнимо воскресшего отрока поражен сам Борис на престоле и все его семейство. И князь Василий Шуйский, ближайший судья в смерти царевича, низложивший первого Лжедмитрия, сам низложен с престола во время смут второго; и опять тень царевича оказывается сильнее обладающего царя: сам он невольно пострижен, как бы за невольное пострижение матери царевича и, как братья ее Нагие, терпит он с братьями своими долголетние узы и кончается в плену со всем своим родом, некогда столь могущим. Таковы были дела Божии в людех Своих.
Уже в царствование Бориса Годунова у гробницы благоверного царевича Димитрия стали совершаться исцеления больных. 3 июня 1606 года, в царствование Василия Шуйского, при патриархе Ермогене, святые мощи страстотерпца были обретены нетленными и перенесены в собор во имя Архистратига Михаила в Москве митрополитом Ростовским и Ярославским Филаретом, отцом будущего царя Михаила Феодоровича Романова.
Побуждением к этому было желание, по выражению царя Василия Шуйского, «уста лжущия заградить и очи неверующия ослепить глаголющим, яко живый избеже (царевич) от убийственных дланей», ввиду появления самозванца, объявившего себя истинным царевичем Димитрием. Торжественно были перенесены святые мощи и положены в Архангельском соборе Московского Кремля, «в приделе Иоанна Предтечи, идеже отец и братия его». После многочисленных чудесных исцелений от святых мощей в том же 1606 году «составиша празднество царевичу Димитрию трижды в год – рождение (19 октября/1 ноября), убиение (15/28 мая), перенесение мощей к Москве (3/16 июня)». Русская Церковь благоговейно чтит память св. царевича Димитрия. Город Углич, почитающий святого царевича Димитрия своим особым небесном покровителем, к этим дням присоединяет еще 16 мая. В этот день г. Углич совершает так называемую «празднество плащанице св. царевича». Плащаница (пелена) с изображением св. царевича Димитрия была вышита его материю на прославленные его мощи и одр, на котором они были несены из Углича в Москву. Эта плащаница, а также образ святого царевича, «на доске писанный», были присланы из Москвы в Углич (вероятно, патриархом Ермогеном). Впоследствии «умысли чин духовный и граждане, да установят празднество плащаницы сей месяца мая в 16 день, носите вокруг дворца его и младенцы подносите, яко же и царевич имел семь лет с половиною, исправляя сие и до разорения Углича от Литвы». Праздник этот отличается глубоко умилительной торжественностью. В этот день после литургии вокруг «царевичева дворца» с торжественным крестным ходом обносились при пении тропаря царевичу плащаница и одр, на котором святые мощи царевича были несены из Углича в Москву. Под плащаницу и одр угличские граждане все – без различия званий и состояний – почитали непременно своей обязанностью подвести или поднести своих детей, начиная с грудных и до 8-летнего возраста. Глубокая вера, что злодейская рука убила только тело святого царевича, а святая душа предстоит престолу славы Царя Небесного, превращая день заклания – этот некогда ужаснейший день – в светло-радостный праздник – в «царевичев день»! День убиения святого царевича есть день его небесной радости, и свою небесную радость он сообщает детям, пришедшим на его праздник.
Святитель Димитрий Ростовский составил житие и описание чудесных исцелений по молитвам святого царевича Димитрия, из которого видно, что особенно часто исцелялись больные глазами.
В Угличе на месте убиения святого царевича Димитрия был построен храм его имени, который в народе получил название «церковь царевича Димитрия на крови». В этом храме хранилось рукописное житие благоверного царевича, написанное святителем Димитрием, митрополитом Ростовским.
Во время Отечественной войны 1812 года святые мощи благоверного царевича Димитрия были спасены от поругания священником московского Вознесенского женского монастыря Иоанном Вениаминовым, который вынес их под своей одеждой из Архангельского собора и спрятал в алтаре, на хорах второго яруса соборного храма в Вознесенском монастыре. После изгнания французов святые мощи были торжественно перенесены на прежнее место – в Архангельский собор.
В «Иконописном подлиннике» под 15 мая сказано: «Подобием млад отрок в венце царском и багрянице, руки молебные; убиен бысть на Угличе повелением Бориса Годунова».
Дмитрий Углич и три Лжедмитрия: один из самых причудливых эпизодов русской истории Иван IV Васильевич, более известный как Иван Грозный или Иван Грозный. О жизни Дмитрия Угличского можно сказать немногое, так как он умер очень молодым, в возрасте восьми лет. Тем не менее, именно его «загробная жизнь» способствовала одному из самых странных эпизодов в русской истории.
Три Лжедмитриса
Примерно через полтора десятка лет после смерти юного царевича (будь то убийство или несчастный случай) за короткий десятилетний период появился не один, а три самозванца. Каждый из этих самозванцев выдавал себя за убитого царевича и под этим именем претендовал и на российский престол. Эти самозванцы известны сегодня как Лжедмитрий I, Лжедмитрий II и Лжедмитрий III соответственно.
Нестабильная семейная жизнь
История Дмитрия Угличского начинается со смерти любимой первой жены Ивана Грозного, Анастасии Романовны, в 1560 году. После смерти Анастасии Иван женился пять раз, последний из которых был на Марии Нагае, которая позже родила царевича Дмитрия. Поскольку церковь санкционировала только первые четыре брака царя, брак Ивана с Марией Нагая считался незаконным, как и ее сын Дмитрий.
- Поиски пропавшей библиотеки Ивана Грозного
- Меч XII века, найденный в России, возможно, принадлежал Ивану Грозному
- Славянская легенда о бессмертии: Кощей Бессмертный
Смерть первой жены Ивана также сильно повлияла на его психическое здоровье, в результате чего он стал психически неуравновешенным. Помимо проблем с государственными делами, безумие Ивана сильно сказалось и на его внутренних делах. Например, сумасшествие царя однажды привело к тому, что он избил свою беременную невестку, в результате чего у нее случился выкидыш. Кроме того, Иван стал причиной смерти своего наследника, Ивана Ивановича, когда тот ударил сына по голове своим заостренным посохом во время припадка ярости.
Иван Грозный у тела своего сына Ивана Ивановича, которого он убил в припадке ярости. Вячеслав Шварц. (1864) ( Public Domain )
Слабый наследник вступает на престол, а следующий в очереди умирает
В результате этих действий Ивану после его смерти наследовал гораздо менее способный сын Федор в 1584 году. По некоторым данным, новый царь был слаб не только телом, но и умом. Это означало, что Федор был правителем только номинально, а реальная власть принадлежала регентскому совету, созданному для руководства царем.
Одним из виднейших деятелей совета был Борис Годунов, зять царя. Федор и его жена Ирина не произвели на свет наследника, и, согласно одному популярному сообщению, Годунов надеялся занять русский престол после смерти Федора. Для этого Годунов должен был избавиться от последнего из сыновей Ивана, Дмитрия.
Федор надевает золотую цепь на Бориса Годунова. Алексей Данилович Кившенко. ( Общественное достояние ) Федор был слабым царем, а Борис Годунов был одним из самых видных его советников. Многие ученые также подозревают, что Годунов несет ответственность за изгнание и убийство Дмитрия.
Поэтому в том году, когда умер Иван, Дмитрий, его мать и его дяди были сосланы в Углич, удельный город царевича. В 1591 году Дмитрий умер от ножевого ранения при загадочных обстоятельствах. Вполне естественно, что Годунова подозревали в причастности к этому.
Гравюра с изображением убийства Цесаревича Дмитрия Угличского (1870 г.) образом и в 1604 году появился человек, выдававший себя за царевича Дмитрия. Это был человек, позже известный как Лжедмитрий I, чья истинная личность даже сегодня остается загадкой, хотя есть одна веская, но недоказанная возможность.
Согласно этому предположению, Лжедмитрием I был Григорий Отрепьев, сын мелкого чиновника из сельского села. Потерпев неудачу во всех других занятиях, Отрепьев стал монахом и поселился в подмосковном монастыре. Однако ему пришлось бежать, так как он навлек на себя недовольство как церкви, так и государственных властей, когда начал говорить своим собратьям-монахам, что когда-нибудь станет царем.
Некоторое время он жил среди казаков и даже сумел убедить некоторых из них, что он царевич Дмитрий. После этого он переехал в Польшу и оказался на службе у Адама Вишневецкого, польского князя. В конце концов, цесаревич раскрыл свою «личность» своему покровителю и был представлен польскому королю Сигизмунду III.
Лжедмитрий I, обещающий польскому королю Сигизмунду III католическое обращение в России. Николая Васильевича Неврева (1874 г.). ( Public Domain )
Упадок Лжедмитрия I
Увидев в этом шанс нанести удар царю Годунову, Сигизмунд решил поддержать Лжедмитрия I. Самозванца поддержали и казаки, и в конце концов смог захватить Москву в июне 1605 г., примерно через два месяца после смерти Годунова.
Хотя поначалу новый царь был популярен, вскоре он попал в беду. С одной стороны, присутствие при его дворе многочисленных польских дворян и католических священников беспокоило его русских подданных. С другой стороны, польские союзники Дмитрия начинали терять терпение, когда не было никаких признаков выполнения им своего обещания, то есть перехода России из православной веры в католичество.
- Древняя дорога — самая древняя из когда-либо найденных в Москве
- Драгоценные знания Ипатьевского кодекса: Подробная летопись Южной Руси
- Баба Яга, загадочная старуха славянского фольклора
Так, в мае 1606 г. нанятые боярами вооруженные люди повели погромщиков в Кремль. В то время как бунтовщикам сказали, что они собираются спасти царя, поскольку поляки замышляли убить Дмитрия и захватить Россию, наемным людям фактически был дан приказ убить царя. Дмитрий пытался бежать, сломал ногу, выпрыгнув из окна, и был застрелен.
Последние минуты Лжедмитрия I. Автор Карл Богданович Веных (1879 г.). ( Public Domain )
Затем его тело было расчленено, сожжено, а пепел выпущен в сторону Польши из нескольких пушек. В то время считалось, что Лжедмитрий I был колдуном, который мог собрать свой расчлененный труп и воскреснуть из мертвых. Поэтому нужно было принять все меры предосторожности, чтобы этого не произошло.
Лжедмитрию II и III еще меньше повезло
Тем не менее, Лжедмитрий все-таки «вернулся из мертвых». В 1607 году появился еще один самозванец, выдававший себя одновременно за Дмитрия Угличского и Лжедмитрий I. Этого самозванца поддержала царица Марина, польская жена Лжедмитрия I, и ему удалось собрать армию численностью более 30 000 человек.
Иллюстрация Лжедмитрия II, XIX век. ( Public Domain )
Ему удалось основать свой двор в Тушино, недалеко от Москвы. После этого ни Лжедмитрий II, ни законный царь Василий IV не могли свергнуть друг друга, и в то время в России было два «правителя».
В конце концов, Лжедмитрий II предпринял решительные действия и попытался блокировать Москву. Это не удалось, когда его польские войска были вызваны в Смоленск Сигизмундом III для помощи в осаде этого города. После этой неудачи самозванец бежал в Калугу, где в декабре 1610 г. был убит одним из своих в личной ссоре. 1908) Сергея Васильевича Иванова. ( Общественное достояние ) Лжедмитрий II пытался блокировать Москву и царя Василия IV, но потерпел поражение и бежал.
Дмитрий «воскрес из мертвых» в последний раз в лице Лжедмитрия III. Этот Дмитрий заручился поддержкой казаков на востоке и был провозглашен царем в 1612 году. Однако всего через несколько недель своего «царствования» Лжедмитрий III был схвачен, отправлен в Москву и казнен. На этом парад мошенников, претендующих на роль бедного молодого (и умершего) наследника Ивана Грозного, и Дмитрий Угличский наконец-то смог упокоиться с миром.
Икона Дмитрия Угличского. ( CC BY SA 2.0 ) В Русской Православной Церкви Дмитрий почитается как «Святой благочестивый царевич».
Избранное изображение: Цесаревич Димитрий работы Михаила Нестерова. (1899) ( Public Domain )
Автор: Ḏḥwty
Ссылки
Эндрюс, Э., 2013. 7 человек, которые притворялись членами королевской семьи. [Онлайн]
Доступно по адресу: http://www.history.com/news/history-lists/7-people-who-pretended-to-be-royals
Даффи, Дж. П. и Риччи, В. Л., 1995. Цари: правители России более тысячи лет. Нью-Йорк: факты в файле.
Макфи, И. М., 2008. Лжедмитрии России. [Online]
Режим доступа: https://suite.io/isaac-m-mcphee/nfn2y0
ruhistory.narod.ru, 2007. Царь Лжедмитрий I(? — 1606). [Online]
Режим доступа: http://ruhistory.narod.ru/history/tsar/f_dmitri1.html
www.biography.com, 2015. Иван Грозный. [Online]
Режим доступа: http://www.biography.com/people/ivan-the-terrible-9350679
www.russia-ic. com, 2015. Григорий Отрепьев (Лжедмитрий). [Online]
Режим доступа: http://www.russia-ic.com/people/general/o/647/
ЗАГАДОЧНЫЙ ЦАРЕВИЧ ДМИТРИЙ – ИКОНЫ И ИХ ТОЛКОВАНИЕ
On By David
В истории России, как и во многих политических историях, есть свои темные моменты и интриги, такие же «византийские», как и все в Византии. Одна из самых известных связана с загадочной смертью Дмитрия, младшего сына царя, известного как Иван Грозный , «Иван Грозный».
После смерти царя Ивана на престол взошел его сын Федор. Но реальная власть принадлежала Борису Годунову, шурину Федора. Федор был слабым, болезненным и умственно неспособным быть царем, хотя, как говорили, он был очень набожным.
Все это означало, что после смерти Федора, будучи бездетным, следующим царем будет Борис Годунов — за исключением препятствия младшего сына Ивана Дмитрия, родившегося в 1582 году.
В 1584 году у Бориса Годунова были мать с братьями отправились в город Углич. В 1591 году Дмитрий умер от ножевого ранения в возрасте восьми лет, и его мать обвинила Бориса Годунова в том, что он подослал людей, чтобы убить ее сына. Она была вынуждена уйти в монастырь и стать монахиней.
Все это привело к большому смятению и неразберихе.
Что именно произошло, пока неизвестно. Некоторые считают, что Борис Годунов действительно убил Дмитрия, чтобы ни один сын Ивана не мог помешать восхождению Годунова на престол. Другие историки считают, что Дмитрий играл с ножом и поранился во время эпилептического припадка. Тем не менее, третья история, которая способствовала периоду больших политических потрясений, называемому «Смутное время», гласит, что Дмитрию удалось избежать своих убийц. Вот почему польские группировки выставили самозванцев, претендующих на права такого «Лжедмитрия». к трону.
Тайны, убийства, исчезновения — все это похоже на российскую политику 21 века.
В любом случае, для русского православия Дмитрий стал мучеником.
Вот икона, написанная в западной манере, использовавшаяся Государственной Церковью в последующие годы:
(любезно предоставлено Jacksonsauction.com)
Слева «Благоверный князь Роман [Угличский]». Роман был князем 13-го века, который правил Угличем и, как говорили, был набожным и преданным благополучию людей.
«Святой благоверный царевич Дмитрий» стоит справа, с мученическим крестом в правой руке и ножом, бывшим орудием его смерти, в левой. Его еще называют Дмитрием Угличским
Итак, на этой иконе мы имеем двух княжеских святых, связанных с городом Углич. В облаках наверху Христос, держа Евангелия, смотрит на них сверху вниз.
Вот икона царевича Дмитрия «с житием», то есть со сценами из его житийной биографии. Он написан в традиционной стилизованной манере:
(любезно предоставлено Jacksonsauction.com)
Надпись в верхней части немного потерта, но, тем не менее, все еще читабельна.