Слушать 3 канона ко святому причащению: Монах Амвросий — Три канона ко Причастию скачать песню в mp3 бесплатно и слушать онлайн

Разное

Обязательно ли читать перед причащением Святых Христовых Таин каноны и Последование?

Объясняет священник Андрей Чиженко.

Напомним себе, дорогие братья и сестры, великий и прекрасный возглас, произносимый во время возношения агнца, ставшего Телом Христовым,  священнослужителем в алтаре. Он звучит так: «Вонмем. Святая святым». Т. е. будем предельно внимательными, сейчас Святая (святыня Тела и Крови Христовых) будет преподаваться святым.

Кто же они – эти святые? Они – все те верующие православные христиане, которые с помощью смирения, покаяния, Таинства Исповеди, молитвы и поста, творения добрых дел очистили свои души и сердца принятием Святых Христовых Таин. Они с Божьей помощью освятили себя своим молитвенным и телесным подвигом, попытались в тяжелой борьбе с самими собой приблизиться к Творцу. И Он, конечно же, их не оставил. Милосердный Господь дарует им самую великую Святыню, как на небе, так и на земле. Он дарует им Самого Себя – Свои Пречистые Тело и Кровь, соединяет грешного человека с Собой, попаляет Его грехи и преображает-освящает его падшую природу. И таким образом реально, фактически, с помощью Таинства Евхаристии происходит спасение, обожение человека. Ему открываются двери в Царствие Небесное.

Можем ли мы оказаться недостойными этого великого Таинства? Можем ли мы дерзнуть приступить к нему неподготовленными, даже не попытавшись очистить свои сердца и тела?
На чем же основывается практика евхаристического поста и молитвенного правила перед причастием?

Вспомним слова Спасителя о бесах: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Вот вам и указание на трехдневный пост и пост перед самим причастием Святых Христовых Таин и на довольно продолжительное молитвенное правило. Мы должны очистить с Божьей помощью свой духовно-телесный организм от диавольских страстей и греха, и орудия для данного спасительного действа – молитва и пост. Их вручил нам сам Господь наш Иисус Христос. Так вправе ли мы пренебрегать ими?

Само молитвенное  правило ко Святому Причастию начинает формироваться к X–XI ст. в монашеской среде. На эту же благочестивую традицию стали ориентироваться и благочестивые миряне. И таким образом практика особенной молитвенной подготовки перед принятием Святых Христовых Таин распространилась повсеместно и стала церковным обычаем.

На сегодняшний день одним из главных документов в отношении темы причащения является Документ, одобренный на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя, под названием: «Об участии верных в Евхаристии».

В нем есть следующее положение: «3. Подготовка к причащению состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении молитвенного правила.

Неизменной частью молитвенной подготовки является Последование ко святому причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия (см. «Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа» в Следованной Псалтири). Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко святому причащению. Личное молитвенное правило должно совершаться вне богослужений, которые всегда предполагают соборную молитву. Особенное пастырское внимание требуется в отношении людей, духовный путь которых в Церкви лишь начинается и которые еще не привыкли к длительным молитвенным правилам, а также детей и больных. Следованная Псалтирь предполагает возможность замены канонов и акафистов Иисусовой молитвой и поклонами. В духе этого указания по благословению духовника упомянутое правило может быть заменено иными молитвословиями».

Обычно молитвенное правило состоит из Канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу, Канона молебного ко Пресвятой Богородице, Канона Ангелу Хранителю и Последования ко Святому Причащению. По желанию верующий также может прочитать Акафист Иисусу Сладчайшему. Каноны желательно вычитать в день накануне Божественной литургии. Чаще всего – это суббота. Так как они изначально и в идеале читаются на малом повечерии, совершаемом вечером накануне Литургии. Допустим, вы хотите причаститься в воскресение. В субботу вы можете на протяжении дня (с перерывами) прочитать три канона. Это не так уж и тяжело. Даже при медленном чтении канон не занимает более получаса. Если есть силы и желание или вы собираетесь, к примеру, на раннюю Литургию, то часть Последования ко Святому Причащению вы можете прочитать также в субботу. Это обычная шапочка «начало, псалмы, канон до «Достойно есть». А с «Достойно есть» и по конечные молитвы ко Святому Причастию правило читается утром перед Литургией. Таким образом вы с Божьей помощью настраиваете свою душу к принятию Тела и Крови Христовых.

К примеру, многие священники (это разрешено и мирянам) готовятся к причастию по специальной книге «Каноник». Она получила свое название из-за того, что в ней помещены каноны на каждый день для подготовки к Святому Причастию. Они каждый день меняются. В понедельник включается канон святым Ангелам, во вторник Святому Предтече и Крестителю Господнему Иоанну, в среду канон Одигитрии и т. д.
В этом случае каждый сам для себя выбирает меру молитвы. Фактически обязательными являются три канона и Последование ко Святому Причащению. Сокращение же или увеличение молитвенной подготовки к участию в Евхаристии желательно обсудить со своим духовником или со священником, которому вы доверяете.

В одном только случае разрешено причащение без молитвенной и постовой подготовки: если есть угроза смерти человека. Тогда важны только исповедь и причастие умирающего.

Будем же помнить, дорогие братья и сестры, слова святого первоверховного апостола Павла: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:27–30).

Мы должны себя с Божьей помощью максимально очистить, чтобы уподобиться святому пророку Боговидцу Моисею. Ведь Литургия – это наше индивидуальное восхождение на Синай, в сердцевине которого мы узрим Господа. И можем ли мы пропустить без уважительных причин хотя бы ступеньку этого восхождения?

Иерей Андрей Чиженко

Как правильно подготовиться ко Святому Причащению

К таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом и покаянием.

Подготовка к Причащению включает в себя:

Соблюдать пост и телесный (три дня воздерживаться от пищи животного происхождения), и духовный (читать Святое Евангелие, духовную литературу, воздерживаться от развлечений).
Прочитать молитвенное правило, содержащееся в молитвословах (канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу,  канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу  Хранителю и Последование ко Святому Причащению).
• Посещение вечернего Богослужения накануне Причастия чтобы исповедаться. (Полезная статья на эту тему) Таинству Причащения обязательно должно предшествовать Таинство Исповеди. Можно исповедаться утром на Божественной Литургии. Дети до 7 лет могут причащаться без исповеди.
Соблюдать евхаристический пост (полное воздержание от пищи и пития с полуночи 00.00 до Святого Причащения).
•  Курящие в день Причастия должны воздерживаться от курения.
• К Святой Чаше следует подходить с благоговением и осознанием своего недостоинства. Руки на груди сложить крестообразно – правую поверх левой. Подходя к Чаше перекреститься следует заранее, чтобы нечаянно не толкнуть Святыню. Назвать своё полное имя, данное при крещении. Осторожно принять Святые Дары, поцеловать край Чаши (низ) и без крестного знамения и целования икон спокойно отойти на запивку.
• После Причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от соблазнов, грехов и страстей.

Приготовление это (в церковной практике оно называется говением) продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека.

Телу предписывается воздержание, т.е. телесная чистота (воздержание от супружеских отношений) и ограничение в пищи (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения — мясо, молоко, яйца и, при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.

В дни говения надлежит посещать богослужения в храме, если позволят обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению нужно прочитать:

три канона:

— канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу,
— канон молебный ко Пресвятой Богородице,
— канон Ангелу  Хранителю

— и Последование ко Святому Причащению.

Примечание 1. Начинать молиться ко Святому Причащению нужно с начальных молитв. Мирянин читает левую половину со слов: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. » и далее по тексту.

Примечание 2. В православных молитвословах бывает можно встретить совмещенный канон ко святому Причащению, состоящий из трех. Обычно он имеет длинное название «Три канона в соединении: канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу  Хранителю» либо просто «Каноны, читаемые накануне Святого Причащения». Здесь нет противоречия. Можно выбрать: читать три канона по отдельности либо три канона в соединении и далее Последование ко Святому Причащению.

Накануне Причащения надо быть на вечернем богослужении. Если этого не произошло по зависящим от вас причинам, то постарайтесь сказать об этом священнику на исповеди.

После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и Последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Исповедь

Желающий причаститься должен накануне, до или после вечернего Богослужения, устно исповедаться Богу в своих грехах в присутствии свидетеля – священника, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха и иметь искреннее намерение исправиться.

Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди – найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению.

Прочитайте также как правильно подготовиться к исповеди.

Во время исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказать ему всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.

Правильнее исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. После окончания литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась, это крайнее небрежение к Таинству. Исповедавшись, необходимо принять твёрдое решение не повторять вновь своих прежних грехов. Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности.

Перед Святым Причащением и во время Причастия

Ещё до открытия царских врат и выноса Св. Даров, лучше всего вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Святых Даров при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». При этом принято пропустить вперёд детей, пожилых и немощных прихожан. Подходя к Чаше, нужно ещё заблаговременно, издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловав край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой.

После Святого Причащения

До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).

В день Святого Причащения надо вести себя благоговейно и благочинно, дабы «достойно сохранить в себе Христа принятого».

Подготовка к Причащению на Светлой седмице

В документе «Об участии верных в Евхаристии» (Скачать), одобренном на Архиерейском Совещании РПЦ 3 февраля 2015 года, говорится о подготовке к причащению на Светлой седмице:

«Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. … Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития.

Подготовка к причащению состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении молитвенного правила.

Неизменной частью молитвенной подготовки является Последование ко святому причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. … Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко Святому Причащению«.

Игумен Паисий (Савосин) отвечает на вопрос:

Нужно ли строго готовиться к причастию, вычитывая все каноны и постясь, во время Светлой седмицы?

Для примера молитвенного правила могу привести практику Иоанно-Богословского монастыря в Пощупово, по которой за повечерие с канонами и за вечерние молитвы пропевается (вычитывается) дважды пасхальный час (имеется в канонниках и многих молитвословах), и потом собственно последование ко Святому Причащению. Относительно же поста… Как в Евангелии Спаситель говорит, «сыны чертога брачного не могут поститься, когда с ними жених»… А Светлая седмица… не такое ли это время? Но, если человек смущается, может накануне Причастия поужинать растительной пищей.

Особенности подготовки к Причащению для детей

Церковь не возбраняет делать существенные послабления детям. Правильнее всего будет в каждом конкретном случае советоваться со священником — памятуя при этом о главном: посещение храма, молитва, Причащение Святых Христовых Таин должны приносить ребенку радость, а не становиться тяжелой и нежеланной обязанностью.

В последнем случае с достижением определенного возраста внутренний протест, воспитывавшийся в ребенке не в меру усердными родителями, может излиться в самых неожиданных и неприятных формах.

Иеромонах Дорофей (Баранов):

«Прежде всего, желающий причаститься должен ясно для себя представлять, что такое Причастие, что это за событие в его жизни. Чтобы не получилось так: человек все правильно сделает, подготовится, попостится, прочитает все положенные молитвы, исповедуется, но самого главного так и не узнает, или не захочет узнать. Поэтому, если у Вас есть какие-либо недоуменные вопросы о том, что происходит во время литургии, что находится в Святой Чаше и преподается верующим, то обязательно их необходимо разрешить со священником заранее, до Причастия. Даже если человек продолжительное время ходит в храм и уже не раз причащался, все равно нужно честно задать себе вопрос, а правильно ли мы понимаем смысл церковных таинств (Причащения и исповеди) к которым приступаем.

Правильная подготовка к таинству Причащения в традиции Православной Церкви называется «говением». Обычно оно продолжается в течение трех или более (до недели) дней до Причастия. В эти дни человек готовит себя к встрече с Богом, которая произойдет во время Причастия. Бог может вселиться только в чистое сердце, поэтому основная цель подготовки — осознание своих грехов, исповедание их перед Богом и духовником и решимость оставить грехи (страсти), или, по крайней мере, начать с ними борьбу. Для этого необходимо на время говения решительно удалится от всего, что наполняет душу излишней суетой. Это не означает, что человек не должен ходить на работу, ничего не делать дома. Нет! Но: не смотреть телевизор, не ходить в шумные компании, не встречаться без необходимости с многочисленными знакомыми. Это все вполне по силам для любого и нужно для того, чтобы внимательно всмотреться в свое сердце и при помощи такого «инструмента» как совесть очищать его от всего того, что называется общим словом — грех.

Самым действенным средством для подготовки к встрече с Богом является молитва. Молитва — это разговор, общение с Богом, заключающееся в обращениях к Нему с просьбами: о прощении грехов, о помощи в борьбе со своими пороками и страстями, о милости в различных духовных и житейских нуждах. Перед Причастием обязательно читаются три канона, которые есть практически во всех молитвословах, а также Правило ко Святому Причащению. Если Вы не смогли самостоятельно найти эти молитвы, то нужно прямо с молитвословом подойти к священнику в храме и попросить его указать что именно нужно прочитать.

Чтобы спокойно и внимательно прочитать все положенные перед Причащением молитвы необходимо время. Если три канона и Правило ко Святому Причащению читать сразу вместе, то на это потребуется не менее полутора, даже до двух часов, особенно если человек не часто их читает и плохо знаком с текстом. Если же к этому присоединить еще и утренние или вечерние молитвы, то такое молитвенное напряжение может лишить человека и физических и духовных сил. Поэтому существует такая практика, что три канона читаются постепенно в течение нескольких дней перед Причастием, канон ко Причащению (из Правила ко Причащению) читается накануне вечером и после него молитвы на сон грядущим, а молитвы перед Причащением (из Правила ко Причащению) утром в день Причастия после обычных утренних молитв.

Вообще все «технические» вопросы по поводу подготовки к Причастию надо узнавать только у священника в храме. Этому может помешать Ваша робость, нерешительность или же недостаток времени у священника, но, так или иначе, при определенной настойчивости, можно все узнать. Главное — не обращать внимания на все смущения и недоумения (или, по-церковному, искушения), которые обязательно будут, но довериться Богу. Нужно молиться, чтобы Он довел нас до таинства Причастия, и таким образом исполнилось бы наше главное назначение, цель нашей жизни — соединение с Богом».

В настоящее время Церковь предоставляет решать вопрос о частоте Причащения и конкретной подготовке к нему священникам, духовникам. Именно с духовным отцом и надо согласовать, как часто причащаться, как долго и как строго говеть перед этим.

Источник: verapravoslavnaya.ru

Памятка «Подготовка к Причастию»

Православный листок

«Об участии верных в евхаристии»

Скачать «Об участии верных в Евхаристии»

Подготовка ко Святому Причастию

О. Том Аврамис
Light & Life Publishing Co. 1986
(Написано с одобрения епископа Антония Сан-Францисского)

Введение

Для православного разума ограничение духовного обновления применением одной или двух дисциплин означает принятие узкий взгляд на то, что в конечном счете означает обновление — более глубокие отношения с Богом. Необходим целостный подход, который охватывает всего человека, тело и душу, в этом стремлении приблизиться к Богу. Недостаточно просто верить во Христа. Что было важно для первых христиан, так это правильно верить в Иисуса Христа. Они знали, что «и бесы веруют» (Иакова 2:19).). Иисус Христос есть Бог. Не «бог», не «сотворенный» Богом, не «идея», а Сам Бог во плоти. В 325 году нашей эры этим вопросом занимался Собор в Никее. Собор подавляющим большинством осудил тех, кто видел в Иисусе Христе что-либо иное, чем Бог. На вопрос Бога, что сказать людям, если они спросят, кто его послал, Бог сказал Моисею: «Я ЕСМЬ КТО Я ЕСМЬ. (Исход 3:14) Этот титул стал священным для евреев. В Иоанна 8:58 Иисус использует тот же титул! Он называет Себя «Я ЕСМЬ».

Евхаристия: что это такое?

Во время Божественной литургии мы молимся и просим Бога претворить то, что по природе своей хлеб и вино, в Тело и Кровь Иисуса Христа. Так велика эта тайна, что мы остаемся без какого-либо возможного ответа, который выражал бы то, что сделал Бог. Поэтому мы предлагаем единственный ответ, который мы можем: Спасибо! Библия говорит нам в Евангелии от Матфея 26:26-28, что Иисус на Тайной вечере взял хлеб, благословил его, раздал, а затем сказал: «Примите, ешьте; это Мое Тело». Наш Господь подошел к Чаше, говоря: «Пейте из нее все вы; ибо сие есть Кровь Моя…» Это не простой символизм, хотя Иисус отождествляет Себя с другими вещами (Дверь в Иоанна 10:9).; Виноградная лоза в Иоанна 10:14 и так далее). Только в Евхаристии мы видим, что материальный элемент упоминается как нечто иное, чем кажется. До благословения и благодарения стихиями были обычный хлеб и вино. Только после того, как Иисус освятил их, эти два элемента на самом деле стали телом и кровью нашего Господа. До сих пор на каждой Божественной литургии вино и хлеб не считаются Телом и Кровью Иисуса Христа, пока не совершено благословение и благодарение. Иисус говорит, что Он есть хлеб (манна) с небес (Иоанна 6:35, 38). Он также сказал, что вкушать от этого «нового хлеба» означало никогда не видеть смерти (ст. 49).-50). Он говорит: «…если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». (ст. 53) И, как бы для того, чтобы окончательно решить этот вопрос, Иисус добавляет: «Ибо плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (ст. 55). Те, кто слышал эти слова, полностью поняли, что имел в виду Иисус. «Многие из учеников Его, слыша это, говорили: „Это трудное слово; кто может слушать его?» Более того, это учение настолько шокировало слушателей, что нам говорят, что с того времени многие ученики Иисуса больше не следовали за Ним (ст. 66). Дело в том, что и по сей день многие находят это учение трудным для понимания и отказываются принять его. Основан ли наш критерий принятия учения Иисуса на нашей способности понимать то, что Он говорит нам, или на нашей вере в Его авторитет как Бога? В наш век рационализма не принято демонстрировать веру во что-либо, что не может быть постигнуто разумом. Многие христиане забыли, что критерием нашей веры во что-либо в качестве истинных последователей Христа является авторитет нашего Господа, а не наша способность понять, что Он сделал или сказал. На самом деле св. Павел называет Евхаристию Телом и Кровью Христовыми и заходит так далеко, что предполагает, что неправильное понимание Евхаристии может нанести вред нашему здоровью и даже привести к смерти (1 Коринфянам 11:27-30). Поэтому, если получение Евхаристии — это принятие Иисуса, мы должны позаботиться о том, чтобы подходить к Евхаристии должным образом. И, как напоминает нам св. Павел (1 Кор. 11:27-30), при принятии Евхаристии необходим правильный подход. То, как мы подходим к этой удивительной тайне, определяет, будет ли наше участие благословением в нашей жизни, или же мы осуждаем себя.

Пост

Пост — это духовная дисциплина, предназначенная для расширения нашего участия в Евхаристии. Это не должно рассматриваться как предлог, чтобы держаться подальше от Чаши. Пост — это не дисциплина, ограниченная только едой. «Почему мы постимся, а вы не видите? Почему мы смирились, а вы не понимаете этого? Вот, в день поста ты ищешь себе удовольствия и всех делающих твоих притесняешь. Вот, вы поститесь только для того, чтобы ссориться, и драться, и бить злым кулаком. Пост, подобный твоему сегодня, не сделает твой голос услышанным на высоте». (Исаия 58:3—4). Пост — это больше, чем просто отказ от еды. Это также не ложь, воровство, мошенничество, прелюбодеяние и так далее и тому подобное. Думать, что всего несколько дней, когда мы исключаем определенные продукты из своего рациона, делают нас достойными причастия к Евхаристии, значит быть духовно наивными. Практика поста в среду и пятницу никогда не была целенаправленно связана с Евхаристией. Православные обязаны поститься в эти два дня недели независимо от того, собираются они участвовать в Евхаристии или нет. 69Правило Святых Апостолов ясно показывает, что соблюдение поста в среду и пятницу обязательно для всех в Церкви, за исключением, конечно, случаев телесных болезней. Этот же канон требует соблюдения поста и во время Великого поста. О Евхаристии не упоминается. Другими словами, регулярное голодание должно быть регулярным образом жизни. Многие православные, ограничивающие свой взгляд на пост ограничением пищи, дошли до того, что продлили этот пост среды и пятницы до субботы. Они рассуждают так: если они постятся в среду и пятницу, готовясь к Евхаристии в воскресенье, не кажется правильным не поститься за день до принятия. Однако при этом они нарушают 64-й канон святых апостолов, который прямо запрещает когда-либо поститься в субботу, в день, когда Бог отдыхал после сотворения. Исключениями из этого канона являются Великая суббота и несколько других крупных праздников, если они выпадают на субботу. Большая часть путаницы в отношении поста и Евхаристии вызвана принципиальным непониманием двух видов поста в Церкви. Мы находим евхаристический пост и пост, не связанные напрямую с Евхаристией. И то, и другое необходимо наряду с нравственной жизнью в духовной жизни православного человека. В «Православной церкви» православный богослов Тимофей (Каллист) Уэр утверждает (стр. 29).4): «Православие настаивает на строгом посте перед причастием и ничего нельзя есть и пить после пробуждения утром». Итак, если ты соблюдаешь Евхаристический пост и нет моральной причины держаться подальше от Чаши, то ты обязан выйти вперед и принять Христа, как Он предлагается на Литургии. Утверждение, что человек не постился в предыдущую среду и пятницу и, следовательно, не может прийти для причастия, само по себе не является достаточным основанием для воздержания от Евхаристии. Ранняя церковь относилась к этому так сильно, что мы находим в 9Апостольское правило Святых Апостолов следующее: «Все верные, которые входят и слушают Писание, но не пребывают для молитвы и Святого Причащения, должны быть отлучены от церкви, как причиняющие нарушение порядка Церкви». На самом деле ранние православные посещали литургию только по одной причине: Евхаристия. Литургия содержит множество достойных элементов помимо Евхаристии, таких как прошения, Символ Веры, Молитва Господня и т. д. Но все эти элементы являются лишь средством для достижения цели, целью которой является Евхаристия. Ваш священник – ваш духовный отец. Он несет ответственность за ваше духовное хождение во Христе. Бремя вашего духовного благополучия лежит на его плечах. Он здесь, чтобы вести вас к большему осознанию Иисуса Христа. Бывают ситуации, когда ваш священник может потребовать от вас поста, пищевого или иного, помимо обычного евхаристического поста. Если он это делает, то он имеет на это полное право. Если ваш священник считает, что из-за какого-то греха в вашей жизни необходима дополнительная духовная подготовка, выслушайте его. Это для твоего же блага. Слово предостережения! Если ваш священник заставляет вас соблюдать дисциплину сверх евхаристического поста, это предназначалось для вас и только для вас. Было бы неуместно говорить другим, что они тоже обязаны следовать тому распорядку, который дал вам священник. Даже если ваш священник не советовал вам поститься сверх Евхаристического поста, но вы сами этого желаете, это ваше дело. Как только вы следуете определенному режиму, выходящему за рамки евхаристического поста, будь то диетический пост или нравственный пост, и они начинают сравнивать себя с другими, вы полностью теряете все возможные преимущества. Святитель Иоанн Кассиан пишет: «Мы не должны избегать причащения, потому что мним себя грешными. Мы должны чаще приступать к нему для исцеления души… но с большим смирением и верой… считая себя недостойными. Иначе невозможно причащаться раз в год, как это делают некоторые люди… такие люди проявляют больше гордыни, чем смирения… ибо, причащаясь, считают себя достойными». Как только пост становится препятствием для более полной духовной жизни, мы извращаем его. Пост никогда не предназначался для того, чтобы стать препятствием, отделяющим нас от Христа, но мостом, ведущим к более полному участию в жизни Христа.

Исповедь

Все указывает на то, что православный христианин знает следующее: Исповедь есть Таинство; что это необходимо; что он или она должны ходить регулярно. Также очевидно, что, учитывая вышеизложенное, средний православный христианин не является постоянным участником Таинства Исповеди. Есть два взгляда на Исповедь и Евхаристию. Первый считает исповедь необходимой перед каждым участием в Евхаристии. Второй рассматривает исповедь как периодическую практику, не требуемую перед каждым участием в Евхаристии. Результатом рассмотрения исповеди как обязательного условия всякого участия в Евхаристии является то, что она не улучшает духовную жизнь, а препятствует ей. Мешает потому, что исповедь становится поводом не причащаться; подобно тому, как пост становится предлогом, чтобы держаться подальше от Чаши. Сама исповедь, конечно, не помеха, но люди делают из нее помеху. Однако Церковь не требует от своих людей исповеди каждый раз, когда они желают принять участие в Евхаристии. Это учение не находится в русле церковной традиции. Что, однако, в традиции Церкви, так это учение о том, что священнику доверено действовать по своему усмотрению со своим народом. Это означает, что в определенных случаях священник может требовать исповеди от лиц, причащавшихся Евхаристии лишь периодически. Если вы решили быть постоянным участником Евхаристии, как и подобает каждому православному, вам следует запланировать периодическую исповедь. Периодический – это термин, который должен определить ваш священник после консультации с вами. Обычно это означает от одного раза в месяц до одного раза в шесть месяцев. Таинство Исповеди существует, чтобы усилить наш подход к Евхаристии, а не препятствовать ему. Как и в случае с постом, когда таинство (в данном случае исповедь) удерживает нас от Евхаристии, мы извращаем ее значение в своей жизни.

Частота участия

Божественная Литургия сосредоточена вокруг принятия Евхаристии. Это главная цель Литургии. В 9-м Апостольском правиле сказано: «Все верные, которые входят и слушают Писание, но не остаются для молитвы и Святого Причастия, должны быть отлучены от церкви на том основании, что они причиняют Церкви нарушение порядка». Как часто вы грешите? Если вы честны с собой как христианин, вы признаете, что постоянно грешите. Грех – это часть вашей жизни. Для христианина, если грех является частью нашей жизни, то и прощение должно быть частью нашей жизни. Постоянный грех требует постоянной ответственности. «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас». (1 Иоанна 1:8) Евхаристия, к которой мы подходим правильно, берет на себя наш грех и дает нам силу приблизиться к нашему Богу. Каков правильный способ? Ответ находится в самой Литургии, когда священник преподносит Чашу и возглашает: «Со страхом Божиим, с верою и с любовью приступайте!» Если у вас нет уважительной причины не причащаться, вы обязаны принять Евхаристию. Проблема многих православных сегодня в том, что они изменили концепцию. Сегодня многие считают, что они не могут участвовать, если у них нет достаточно веских причин. Это противоречит тому, чему учит Церковь. Вы должны участвовать, если у вас нет уважительной причины не участвовать. Жить духовной жизнью редкого участия в Евхаристии означает духовную болезнь. Вы больны духовно? Если да, то Евхаристия может помочь вам (наряду с молитвой, постом и исповедью). Может быть, вы не регулярно принимаете участие в Евхаристии, потому что чувствуете себя недостойным. В этом случае можно задать вопрос; когда ты будешь достоин? Конечно, если ты подождешь, пока будешь достоин, забудь, ты никогда не сможешь приблизиться к Чаше. Одна из причин, по которой мы должны постоянно идти вперед, заключается именно в том, что мы недостойны. Знаете ли вы, что существует кто-то, кто выиграет от того, что вы будете держаться подальше от Чаши? Этот человек — дьявол. Чем дольше вы держитесь в стороне от Евхаристии, тем сильнее влияние дьявола в вашей жизни. Вы хотите уничтожить дьявола? Тогда примите Иисуса Христа! Чем больше вы поглощаете Его, тем больше Он поглощает вас. Поглоти Иисуса Христа до того, как дьявол поглотит тебя.

Молитвы перед Святым Причастием

Верую и исповедую, Господи, что Ты истинно Христос, Сын Бога живого, пришедший в мир спасти грешников, из которых я первый. Я также верю, что это действительно Твое чистое Тело и что это действительно Твоя драгоценная Кровь. Посему молю Тебя, помилуй меня и прости согрешения мои, вольные и невольные, словом и делом, ведомые и неведомые. И удостой меня без осуждения причаститься Твоих чистых Таин во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь.

Как мне, недостойному, войти в великолепие Твоих святых? Если я осмелюсь войти в брачный чертог, моя одежда будет обвинять меня, так как это не брачная одежда; и связанный, я буду изгнан ангелами. В Твоей любви, Господи, очисти мою душу и спаси меня.

Любящий Владыка, Господи Иисусе Христе, Боже мой, да будут сии святые Дары не в осуждение мое по недостоинству моему, но для очищения и освящения души и тела и залога будущей жизни и царства. Хорошо мне прилепляться к Богу и возлагать на Него надежду своего спасения. Прими меня сегодня, Сын Божий, как причастника Твоей таинственной Вечери. Я не открою Твоей тайны Твоим противникам. Я не поцелую Тебя, как Иуда. Но как разбойник исповедуюсь Тебе: Господи, помяни меня в Царствии Твоем.

Молитвы после Святого Причастия

Слава Тебе, Господь наш, слава Тебе. Слава Тебе, Господь наш, слава Тебе. Слава Тебе, Господь наш, слава Тебе.

Анонимный

Господи Иисусе Христе, Боже мой, да будет мне Твое святое Тело для вечной жизни и Твоя драгоценная Кровь для прощения грехов. Да будет эта Евхаристия мне в радость, здоровье и веселье. И в Твоем страшном Втором пришествии удостой меня, грешника, стать одесную Твоей славы; заступничеством Пречистой Твоей Матери и всех Твоих Святых. Аминь.

Святитель Василий

Благодарю Тебя, Христе и Владыко Боже наш, Царь веков и Творец всего сущего, за все добрые дары, которые Ты дал мне, и особенно за участие в Твоем чистом и животворящем тайны. Поэтому я молю Тебя, добрый и любящий Господь, сохрани меня под Своей защитой и под сенью Твоих крыл. Даруй мне до последнего вздоха с чистой совестью достойно вкушать Твои дары для прощения грехов и для вечной жизни. Ибо Ты хлеб жизни, источник святости, податель всех благ, и Тебе славу возсылаем, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Анонимный

Благодарю Тебя, Господи Боже мой, что Ты не отверг меня, грешного, но удостоил причаститься Твоих святых тайн. Благодарю Тебя, что Ты позволил мне, хотя я и недостоин, получить Твои чистые и небесные дары. О любвеобильный Владыка, ради нас умерший и воскресший и даровавший нам сии страшные и животворящие таинства для благополучия и освящения душ и тел наших, да будут дары сии для исцеления души и тела моего, отвращения всякое зло, просветление очей сердца моего, мир духовных сил моих, веру непостыдную, любовь нелицемерную, исполнение премудрости, соблюдение заповедей Твоих, получение Божественной благодати Твоей и наследие Твоего царство. Оберегаемый ими во святости Твоей, да буду всегда помнить Твою благодать и жить уже не для себя, но для Тебя, Владыки и Благодетеля нашего. Да прейду я из жизни сей в надежде на жизнь вечную и достигну вечного покоя, где непрестанны голоса празднующих Твоих святых и непрестанна радость их, видя неизреченную красоту лика Твоего. Ибо Ты, Христе Боже наш, истинная радость и веселие любящих Тебя, и вся тварь хвалит Тебя во веки. Аминь.

Святой Иоанн Златоуст

Благодарю Тебя, любезный Владыка, благодетель души моей, что в сей день Ты вновь соделал меня достойным Твоих небесных и бессмертных тайн. Направь пути мои на правый путь, утверди меня в страхе Твоем твердо, охрани жизнь мою и дела мои делай безопасными, молитвами и молениями славной Богородицы и Приснодевы Марии и всех святых Твоих. Аминь.

Каноны I-XL — Каноны Восточной Православной Церкви

Канон I.
Пусть епископа рукополагают два или три епископа.

Канон II.
Пресвитера, диакона и прочих клириков пусть рукополагает один епископ,

Канон III. (III. И IV.)
Если какой-либо епископ или пресвитер принесет к жертвеннику что-нибудь другое, кроме того, что Господь предопределил для жертвоприношения, как мед, или молоко, или крепкий напиток вместо вина, [текст здесь варьируется] или птиц, или любых живых существ, или овощей, кроме того, что предопределено, да будет низложен. За исключением только новых початков кукурузы и винограда в подходящее время. Также не разрешается приносить к жертвеннику во время священного приношения что-либо, кроме масла для лампад и ладана.

Канон IV. (V.)
Все остальные плоды пусть отправляются домой как начатки для епископов и пресвитеров, но не возлагаются на алтарь. Но епископы и пресвитеры, конечно, должны отдавать часть этих вещей диаконам и прочим клирикам.

Канон V.
Пусть епископ, пресвитер или диакон не отлучается от своей жены под предлогом религиозности; а если он отлучит ее, да будет отлучен от церкви; и если он упорствует, пусть он будет свергнут.

Канон VI.
Пусть епископ, пресвитер или диакон не занимаются мирскими делами; в противном случае пусть он будет свергнут.

Канон VII.
— Если какой епископ, пресвитер или диакон будет праздновать святой день Пасхи до весеннего равноденствия с иудеями, да будет низложен.

Канон VIII.
— Если какой-либо епископ, пресвитер, или диакон, или кто-либо из священнослужителей, когда совершается приношение, не приобщится к нему, пусть объявит причину; и если это разумно, пусть он будет прощен; а если не объявит, да будет отлучен от церкви, как соблазняющий людей и вызывающий подозрение на приносящего, как будто он не сделал приношения должным образом.

Канон IX.
Все верующие, которые приходят и слушают Писание, но не остаются для молитв и Святого Причастия, подлежат отлучению от церкви, как производящие неустроение в Церкви.

Канон X.
Если кто будет молиться, хотя бы и в частном доме, с отлученным, да будет и он отлучен.

Канон XI.
Если кто-нибудь из клириков соединится в молитве с низложенным клириком, как если бы он был клириком, да будет низложен и он.

Канон XII. И XIII
— Если кто-либо из клира или мирян, отлученный или не подлежащий принятию, отойдет и будет принят в другом городе без похвальных грамот, да будет отлучен и принимающий, и принимаемый. Если же он уже отлучен, то пусть продлится время его отлучения.

Канон XIV.
— Епископу не разрешается покидать свой приход и переходить в другой, даже если многие принуждают его к этому, если только его не сдерживает какая-либо уважительная причина. как будто он может принести большую пользу жителям этого места в слове благочестия. И это должно быть сделано не по его собственному желанию, а по мнению многих епископов и по их серьезному увещеванию.

Канон XV.
— Если какой-нибудь пресвитер, или диакон, или иной из числа клира, оставит свой приход и перейдет в другой, и совершенно оставив свой, поселится в другом приходе без разрешения своего епископ, рукополагаем, чтобы он более не совершал богослужения; тем более, если его собственный епископ, увещевавший его вернуться, отказался это сделать и упорствует в своем хулиганском поведении. Но пусть общается там как обыватель.

Канон XVI.
— Если же епископ, у которого пребывают такие лица, пренебрегает повелением о том, чтобы они прекратили совершать богослужения, и примет их как клириков, да будет отлучен от церкви, как учитель беспорядка.

Канон XVII.
— Тот, кто был дважды женат после крещения или имел наложницу, не может стать ни епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни другим из священнического списка.

Канон XVIII.
— Тот, кто женился на вдове, или на разведенной, или на блуднице, или на служанке, или на актрисе, не может быть ни епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни другим из священнического списка.

Канон XIX.
Тот, кто женился на двух сестрах или племяннице, не может стать священнослужителем.

Кэнон ХХ.
Если священнослужитель становится поручителем за кого-либо, пусть он будет низложен.

Канон XXI.
— Евнух, если он был сделан таковым насилием людей во время гонений или если он родился таковым, если он в других отношениях достоин, может быть сделан епископом.

Канон XXII.
Тот, кто изуродовал себя, не может стать священнослужителем, ибо он самоубийца и враг творения Божия.

Канон XXIII.
Если кто-либо из священнослужителей калечит себя, да будет низложен, ибо он самоубийца.

Канон XXIV.
Если мирянин увечит себя, да будет отлучен от церкви на три года, как делающий против своей жизни.

Канон ХХV.
Если епископ, пресвитер или диакон будут признаны виновными в блуде, лжесвидетельстве или воровстве, да будет низложен, но не отлучен от церкви; ибо Писание говорит: «Не наказывай человека дважды за одно и то же преступление». Подобным же образом и другие клирики подлежат тому же процессу [или таким же образом в отношении других клириков].

Канон ХХVI.
Из тех, которые были допущены в клир неженатыми, мы постановляем, чтобы чтецы и певцы только могли, если захотят, жениться.

Канон XXVII.
— Если епископ, пресвитер или диакон ударит кого-нибудь из верных, согрешивших, или из неверных, согрешивших, с намерением устрашить их, повелеваем низложить его. Ибо наш Господь никоим образом не научил нас этому, но, напротив, когда Он был поражен, Он не ударил снова, когда Его поносили, Он не злословил снова, когда Он страдал, Он не угрожал.

Канон XXVIII.
— Если какой-либо епископ, пресвитер или диакон, справедливо низложенный по открытому обвинению, дерзнет вмешиваться в какое-либо из вверенных ему богослужений, да будет он совершенно отлучен от Церкви.

Канон XXIX.
Если какой епископ, пресвитер или диакон приобретет сей сан за деньги, да будет и он, и тот, кто его рукоположил, да будет низложен, а также и вовсе отлучен от всякого общения, как Симон Волхв был мною, Петр.

Канон ХХХ.
Если какой-либо епископ завладеет церковью с помощью светских властей, да будет низложен и отлучен от церкви и все, кто общается с ним.

Канон XXXI.
— Если какой-нибудь пресвитер, презирая своего епископа, соберет отдельную общину и воздвигнет другой жертвенник, не имея оснований осуждать епископа в отношении религии или справедливости, да будет низложен за свое честолюбие; ибо он тиран; таким же образом и прочее духовенство и все, кто присоединится к нему; и да будут отлучены миряне. Однако пусть это будет сделано после первого, второго и третьего увещевания от епископа.

Канон XXXII.
— Если какой-либо пресвитер или диакон отлучен от церкви епископом, то он не может быть снова принят в общение никем другим, кроме того, кто его отлучил, если только не случится, что епископ, отлучивший его, умер.

Канон XXXIII.
— Никакого иностранного епископа, пресвитера или диакона нельзя принимать без рекомендательных грамот; и когда они будут произведены, пусть осмотрят лиц; и если они проповедники благочестия, пусть будут приняты. В противном случае, хотя и снабжаешь их тем, что им нужно, но не должен принимать их в общение, ибо многое делается тайно.

Канон XXXIV.
Епископы каждого народа должны признавать того, кто среди них первым, и считать его своим главой, и ничего существенного не делать без его согласия; но каждый может делать только то, что касается его прихода и принадлежащих ему загородных поместий. Но и тот (кто первый) пусть ничего не делает без согласия всех; ибо так будет единодушие, и Бог прославится через Господа во Святом Духе [некоторые mss. читай: чрез Господа Иисуса Христа, и Отца, чрез Господа Духом Святым, иже Отца, и Сына, и Святаго Духа].

Канон XXXV.
Да не смеет епископ рукополагать сверх своих пределов, в неподвластных ему городах и местах. Но если он будет уличен в этом, без согласия тех лиц, которые имеют власть над такими городами и местами, пусть он будет низложен, а также те, кого он поставил.

Канон XXXVI.
— Если кто, будучи рукоположен во епископа, не возьмет на себя служение и попечение о вверенных ему людях, да будет отлучен от церкви, пока не возьмет на себя. Точно так же пресвитер или диакон. Если же он пошел и не был принят не по своей воле, а по развращению народа, то пусть остается епископом; а клир города да будет отлучен от церкви за то, что они не исправили непослушных людей.

Канон ХХXVII.
– Пусть два раза в год будет собрание епископов, и пусть они рассматривают между собой постановления о религии и разрешают церковные споры, которые могли возникнуть. Одно собрание должно состояться на четвертой неделе Пятидесятницы [т. е. на четвертой неделе после Пасхи], а другое — на 12-й день месяца Гиперберетей [т. е. в октябре].

Канон XXXVIII.
Пусть епископ позаботится обо всех церковных благах и пусть распоряжается ими как под надзором Божиим. Но он не должен отчуждать ни одного из них или отдавать то, что принадлежит Богу, своим родственникам. Если они бедны, пусть он поможет им как беднякам; но пусть он не продает под этим предлогом церковные блага.

Канон XXXIX.
Пусть ни пресвитеры, ни диаконы не делают ничего без санкции епископа; ибо это тот, кому вверен народ Господа, и от него потребуется отчет об их душах.

Канон XL.
Да будет ясно различено личное имущество епископа, если оно у него есть, и имущество Господа, чтобы епископ имел право оставить свое имущество, когда он умрет, кому он пожелает и как он воля, и что собственное имущество епископа не может быть потеряно под предлогом того, что оно является собственностью Церкви: ибо может быть, что у него есть жена, или дети, или родственники, или слуги; и это справедливо перед Богом и людьми, чтобы ни Церковь не понесла никакого ущерба из-за незнания собственного имущества епископа, ни епископ или его родственники не пострадали под предлогом Церкви, и чтобы те, кто ему принадлежит, не были вовлечены в состязания и бросали упреки на его смерть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Массаж при простуде без температуры: эффективные техники и рекомендации

Можно ли делать массаж при ОРВИ без температуры. Какие виды массажа помогут облегчить симптомы простуды. Как правильно выполнять массаж при простудных заболеваниях. Противопоказания к массажу