Церковь деревянная: 12 уникальных деревянных храмов • Arzamas

Разное

12 уникальных деревянных храмов • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

  • История
  • Искусство
  • Литература
  • Антропология

Мне повезёт!

Александр Можаев рассказывает о деревянных храмах, которые еще можно застать в живых. Другие выпуски цикла об исчезающем архитектурном наследии читайте здесь

Деревянные храмы Русского Севера — явление совершенно самобытное, уникальное в масштабе мировой архитектуры. Огромные бревенчатые башни в сопровождении небольших, камерных церквей и колоколенок разбросаны по Архангельской, Вологодской, Карельской и Мурманской землям. Пожар в Кондопоге напомнил, что, встречаясь с этими удивитель­ными памятниками, мы никогда не можем быть уверены, что увидим их еще раз. Огромное количество деревянных храмов утрачено в ХХ веке, десятки из числа сохранившихся пребывают в аварийном состоянии. Государство не слишком заинтересовано в решении проблемы, но в последние годы огромные усилия к спасению памятников прилагают волонтеры общественных организаций.

1. Колокольня в Цивозере

1 / 4

Иван Билибин. Открытка «Цивозеро. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд». 1904 годАукционный дом «Антиквариум»

2 / 4

Колокольня церкви Флора и Лавра. Цивозеро, 1942 год© Соборы.Ру

3 / 4

Юрий Ушаков. Северная Двина. Село Цивозеро. 1961 год© Юрий Ушаков / Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»

4 / 4

Колокольня церкви Флора и Лавра. Цивозеро, 2013 годWikimedia Commons

Деревянная колокольня в северодвинском селе Цивозеро — один из признан­ных символов Русского Севера. Эту традиционную постройку не назовешь шедевром (это не Кижи), зато она достаточно ранняя (1658), самобытная и гармоничная. Ее отличительная особенность — вызывающая нерегулярность: неровность углов, пляшущие выпуски хвостов бревен. Яркость этого образа усилило время: колокольня издавна имеет заметный наклон. Это значит, что десятилетиями дождь лил на внешнюю сторону косого сруба, поэтому поло­вина подлинного материала насквозь трухлява и колокольня держится чудом.

При этом большинство экспертов сходятся во мнении, что с реставрацией торопиться не стоит: обычные работы по замене ветхого материала приведут к утрате образа памятника и его знаменитой фактуры. Единственный вариант, который позволил бы сохранить подлинный материал: не дожидаясь обрушения, разобрать подлинник, сделать по его образцу точную копию для установки на прежнем месте, а для оригинала придумать вариант экспонирования в каком-нибудь специальном павильоне  Например, в 2018 году в Ловозерских тундрах Мурманской области реализован экспериментальный проект по консервации памятника на его исконном месте: в прозрачную поликарбонатную сферу заключена крохотная часовня XVII века.. 

2. Церковь Василия Блаженного в Чухчерьме

1 / 7

Церковь Василия Блаженного. Чухчерьма, 1910–1915 годыСоборы.Ру

2 / 7

Церковь Василия Блаженного. Чухчерьма, 1942 годСоборы.Ру

3 / 7

Церковь Илии Пророка. Чухчерьма, 1910 годСоборы.Ру

4 / 7

Церковь Василия Блаженного. Чухчерьма, 2010 годWikimedia Commons

5 / 7

Вид с юго-восточной стороны на церковь и Северную Двину. Чухчерьма, 2010 годWikimedia Commons

6 / 7

Колокольня церкви Василия Блаженного. Чухчерьма, 2010 годWikimedia Commons

7 / 7

Интерьер трапезной церкви Василия Блаженного. Чухчерьма, 2010 годWikimedia Commons

До 1930-х годов церковь Василия Блаженного в Чухчерьме Холмогорского района Архангельской области была частью тройника — комплекса из двух церквей (большой летней и меньшей зимней, имевшей печь) и отдельно стоящей колокольни. В больших северных приходах, объединявших по несколь­ко деревень, существовали десятки подобных ансамблей. На сегодняшний день их уцелело пять, считая знаменитые Кижи. Главным украшением Чухчерь­мы являлся девятиглавый Ильинский храм. Сегодня сохранились только шатровая колокольня 1783 года и церковь Василия Блаженного, построенная в 1824 году, но выглядящая очень архаично, — может быть, это реплика прежней церкви, стоявшей здесь с XVII века.

Церковь утратила граненую кровлю над алтарем и давно пребывает в тяжелом техническом состоянии. Но в последнее время основной угрозой стала Север­ная Двина, подмывающая берег. Исчезло обращенное к реке крыльцо, и теперь к обрыву сползает западный притвор. Необходима реставрация с переносом храма дальше от берега. Странно, что столь небольшой и важный федеральный памятник никак не может ее дождаться.

Пять историй с видео и музыкой о пяти уникальных, но забытых храмах

 

Музыка в затерянных храмах: путешествие Arzamas в Тверскую область

3. Храм в Ракулах

1 / 4

Общий вид Ракульского погоста. Церковь Воскресения Христова (слева) и колокольня. Начало XX векаСоборы.Ру

2 / 4

Игорь Грабарь. «По Северной Двине. Церкви села Ракулы в XVIII веке». 1905–1922 годыАукционный дом «Литфонд»

3 / 4

Колокольня на Ракульском погосте. Иллюстрация из журнала «Нива». 1884 годСоборы.Ру

4 / 4

Церковь Воскресения Христова в Ракулах. 2007 год© Иван Вдовин / Diomedia

Среди особо ценных памятников, годами пребывающих в стабильно тяжелом состоянии, — церковь в Ракулах Холмогорского района Архангельской области. Это древнее селение было основано новгородцами чуть ли не в XII веке, а цер­ковь стоит на берегу Северной Двины с 1766 года. Уникальная постройка с пятью чуть изогнутыми шатровыми верхами на мощном кубическом осно­вании — остаток еще одного тройника. Стоявшая рядом с храмом колокольня XVII века вошла в учебники архитектуры: ее рисовал реставратор Игорь Гра­барь и обмерял архитектор Петр Барановский. Колокольня также венчалась пятью шатрами, но представляла собой не обычный сруб, а архаическую конст­рукцию на каркасе из вертикальных столбов. Колокольня и зимняя церковь утрачены в ХХ веке, Воскресенская церковь реставрировалась в 1970-е, но теперь стоит под худой кровлей и с перекошенными стенами.

На противоположном берегу Двины, тоже в Ракуле, есть еще один забытый государством деревянный памятник — Никольская часовня 1728 года. В 2016-м местные жители проявили инициативу и обшили ее недопустимым в реставрации виниловым сайдингом, скандал чуть было не дошел до суда. Остается надеяться, что Воскресенский храм дождется профессиональных реставраторов прежде любой иной напасти.

4. Рождественская церковь под Каргополем

1 / 4

Церковь Рождества Христова в Большой Шалге. Фотография Ивана Билибина. 1900-е годыСоборы.Ру

2 / 4

Церковь Рождества Христова в Большой Шалге. Фотография из паспорта объекта культурного наследия. 1970–80-е годы© Русские церкви

3 / 4

Церковь Рождества Христова в Большой Шалге. Фотография из паспорта объекта культурного наследия. 1970–80-е годы© Соборы.Ру

4 / 4

Церковь Рождества Христова в Большой Шалге. 2008 год© Дмитрий Вадатурский / CC BY-SA 3.0

Рождественская церковь в Большой Шалге под Каргополем Архангельской области построена не позже 1745 года. Восьмигранная башня в основании шатра, или восьмерик, имеет легкое расширение кверху. Шатер изящно изогнут (примерно это древние греки называли мудрым словом «энтазис»). Церковь расположена всего в 10 километрах от города и в 15 метрах от ухожен­ной действующей кирпичной церкви. Рядом не так давно построена прекрасная деревянная усадьба священника с приходской школой. Но шатровый храм стоит без дверей и окон, замшелый и аварийный. В 1990-е начали реставрацию, но успели лишь разобрать большую трапезную с крыльцом и приделом. Его главка стоит на земле возле церкви, прочий материал успел потеряться, а храм по-прежнему окружен ветхими строительными лесами. Тем временем в распо­ло­женной неподалеку, но среди совершенно чистого поля Красной Ляге волон­теры привели в относительный порядок огромную церковь 1655 года, еще недавно казавшуюся столь же безнадежной.

5. Ильинская церковь в Задней Дуброве

1 / 4

Церкви Заднедубровского погоста: шатровая Ильинская и клинчатая Успенская. До 1917 годаКаргопольский музей / onegaonline.ru

2 / 4

Общий вид Ильинской церкви с юго-востока. Задняя Дуброва. 1970-е годы© Архангельский краеведческий музей

3 / 4

Ильинская церковь. Задняя Дуброва. 2015 год© Сообщество «Задняя Дуброва» в социальной сети «Вконтакте» / Fair use

4 / 4

Консервация разрушающегося сруба Ильинской церкви в деревне Задняя Дуброва. 2017 год© Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»

Старейший на Онеге храм в Плесецком районе Архангельской области построен в 1622 году и принадлежит к наиболее архаичному типу деревянных шатровых храмов. Основанием шатра здесь является монолитная восьмигран­ная башня, восьмерик, тогда как более поздние шатровые церкви, как правило, стоят на четырехугольных основаниях. В Архангельской области существовали две такие церкви, датируемые 1600 годом, но в 1940-е Паниловская сгорела, а Выйскую опрокинули сознательные трактористы.

На дореволюционных фотографиях Дубровы мы видим тройник — комплекс из Ильинской церкви, более скромной Успенской и колокольни. Сейчас суще­ст­вует только руина главного храма, утратившего шатер и вообще рассыпаю­ще­гося на глазах: восьмерик просел, и из конструкции выбило несколько рядов бревен в нижней части сруба. В 2015 году группа энтузиастов выставила подпорки и соорудила временную кровлю. То же самое происходило с Николь­ским храмом 1670 года в селе Волосово под Каргополем: шатер давно рухнул, и церковь казалась обреченной, пока в 2017 году ей не занялись волонтеры фонда «Вереница». 

6. Тройник в Ратонаволоке

1 / 5

Церковь Петра и Павла. Ратонаволок. 1942 год© Соборы.Ру

2 / 5

Церковь Николая Чудотворца. Ратонаволок. До 1970 года© Соборы.Ру

3 / 5

Церковь Николая Чудотворца. Ратонаволок. 1975 год© Соборы.Ру

4 / 5

Храмовый комплекс. Ратонаволок. 2017 годWikimedia Commons

5 / 5

Церковь Петра и Павла. Ратонаволок. 2017 годWikimedia Commons

В Емецком районе Архангельской области существует не вполне традиционный тройник, в котором отдельная колокольня была заменена на каменный храм с колокольней. Таким образом, над речкой Ваймугой выстроились две деревян­ные церкви 1720-х годов — Петропавловская и Никольская — и еще одна Николь­ская, кирпичная, 1870-х.

В ХХ веке каменная церковь лишилась колокольни и пятиглавия. Петропавлов­ская, увенчанная необычной ярусной башней под шатром, более-менее уверенно стоит до сих пор, хотя и не действует. А вторая Никольская, ранее также бывшая шатровой, лежит в руинах. Верх ее обвалился давно, того гляди рухнет оставшаяся часть из восьмерика на четырехгранном основании. Может показаться, что здесь уже совсем ничего не поделать, однако опыт ряда рестав­раций, в частности церкви Цыпинского погоста с провалившимся верхом, показывает, что безнадежных памятников не бывает.  

7. Шатры на крещатых бочках в Едоме

1 / 5

Церковь Николая Чудотворца. Едома, середина XX векаАрхангельский краеведческий музей

2 / 5

Церковь Николая Чудотворца. Едома, 1986 год© Александр Фурсов / Соборы.Ру

3 / 5

Колокольня церкви Николая Чудотворца. Едома, 1986 год© Александр Фурсов / Соборы.Ру

4 / 5

Церковь Николая Чудотворца. Едома, 2013 год© Соборы.Ру / Евгений Шелковников

5 / 5

Колокольня церкви Николая Чудотворца. Едома, 2010-е годы© Виртуальный музей новомучеников и исповедников земли Архангельской

Некоторые северные регионы имели свои собственные архитектурные привычки и свои типы храмов. В окрестностях рек Пинеги и Мезени были распространены так называемые шатры на крещатых бочках — бочкой называют кровлю сложной формы, напоминающую перевернутый корпус корабля либо луковичную главу в разрезе. А «крещатая» означает кресто­образное сочетание бочек. Если в центре креста поставить шатер, а четыре главы поменьше расставить по его сторонам, получится типичный мезенский компромисс между привычным северным шатровым храмом и более канонич­ным пятиглавием. Из многих храмов этого типа целиком сохранилась лишь одна, недавно реставрированная церковь в селе Кимже. 

Никольская церковь в Едоме Пинежского района Архангельской области утратила самую яркую часть — те самые пять верхов на четырех бочках. В 1980-е годы ее сняли, чтобы перевезти памятник в заповедник «Малые Корелы» под Архангельском, однако на том дело и кон­чи­­лось (как говорят местные, «Господь не дал свезти нашу церковь»). Это можно исправить, пока целы храм 1698 года постройки и сильно покосившаяся колокольня, выстроенная спустя ровно сто лет. В прошлом году активисты движения «Общее дело» установили на церкви временную кровлю.

8. Бывший монастырь в Соезерской Пустыни

1 / 4

Церковь Святой Троицы с колокольней. Соезерская Пустынь, 2009 год© Владимир Щипин / Тойма. рф

2 / 4

Вид на Троицкую церковь от дороги. Соезерская Пустынь, 2009 год© Владимир Щипин / Тойма.рф

3 / 4

Церковь Святой Троицы. Соезерская Пустынь, 2009 год© Владимир Щипин / Тойма.рф

4 / 4

Колокольня церкви Святой Троицы. Соезерская Пустынь, 2009 год© Владимир Щипин / Тойма.рф

Название деревни Соезерская Пустынь (Верхнетоемский район Архангельской области) напоминает о монастыре, существовавшем на берегу лесного озера с XVII века до 1930-х годов. Когда-то сохранившаяся Троицкая церковь 1748 года постройки была монастырским храмом c трапезной. Рядом стоит шатровая колокольня XVIII века.

Основной объем здания довольно прост, но редок для Севера: это два яруса восьмериков на четырехгранном основании. Яркой чертой своеобразия являются изящные, почти крохотные бочковые завершения скатных кровель крыльца и апсиды (в деревянных храмах ее называют алтарным прирубом). Церковь пустует, утрачена глава, стены перекошены и грозят обрушением. В 2010 году сообщалось о том, что жители Соезерья начали сбор средств на реставрацию федерального памятника, но постоянное население деревни составляет всего 12 человек.

9. Преображенская церковь и колокольня в Нименьге

1 / 4

Церковь Спаса Преображения. Нименьга, 1985 год© Онежский историко-мемориальный музей

2 / 4

Церковь Спаса Преображения. Нименьга, 1992 год© Информационно-справочная система «Архитектура Российского Севера»

3 / 4

Церковь Спаса Преображения и колокольня. Нименьга, 2013 годWikimedia Commons

4 / 4

Колокольня церкви Спаса Преображения. Нименьга, 2013 годWikimedia Commons

В Нименьгу Онежского района Архангельской области можно доехать поездом, но гораздо интереснее плыть катером из города Онеги: сначала Белым морем, а потом извилистой речкой, всего около 50 км. В одной из излучин реки расположена живописная пара из Преображенской церкви 1878 года и более старой колокольни. В 2000-е годы под северной стеной колокольни сильно просел фундамент. Памятник диковинно изогнулся и мог рухнуть от порыва ветра.

В 2017 году в Нименьгу прибыли энтузиасты проекта «Общее дело». Бригада из двух москвичей и трех местных жителей отчасти «разогнула» колокольню за счет выемки трех бревен на южной стороне сруба. Работы проводились вручную, без техники и домкратов. Одновременно залатали дыры на кровле храма. В этом сезоне работы будут продолжены, но это лишь начало большого и сложного процесса.

10. Никольская церковь в Унежме

1 / 3

Церковь Николая Чудотворца. Вид с востока. Унежма, 1907 годСоборы.Ру

2 / 3

Церковь Николая Чудотворца. Вид на юго-восточный фасад. Унежма, 1970-е годы© Соборы.Ру

3 / 3

Церковь Николая Чудотворца. Унежма, 2009 год© Flickr / napugal / CC BY-NC-ND 2.0

Храм стоит на гранитных холмах, с трех сторон омываемых Белым морем. Так выглядит мыс Бранница, который находится в 60 км от Онеги. Церковь, увенчан­ная одной главой на кубоватой (то есть напоминающей граненую луковицу) кровле, была выстроена к 1824 году на месте более древней. Рядом стояла стройная шатровая колокольня XVIII века. Вокруг — поморское село на сотню дворов, со школой и почтовой станцией. В 1930-е село стало колхозом «Великое дело», церковь — клубом, колокольню уничтожили. Позже в церкви сделали коровник, а место полностью обезлюдело. Сейчас храм с проваливши­мися кровлями стоит в окружении нескольких пустых изб заброшенной и весьма труднодоступной и безлюдной деревни.

11. Ильинская церковь в Белозерске

1 / 5

Церковь Ильи Пророка. Фотография Сергея Прокудина-Горского. Белозерск, 1909 годLibrary of Congress

2 / 5

Две иконы в церкви Ильи Пророка. Фотография Сергея Прокудина-Горского. Белозерск, 1909 годLibrary of Congress

3 / 5

Икона в церкви Ильи Пророка. Фотография Сергея Прокудина-Горского. Белозерск, 1909 годПроект «Наследие Прокудина-Горского»

4 / 5

Церковь Ильи Пророка. Белозерск, 1978 год© Витольд Муратов

5 / 5

Церковь Ильи Пророка. Белозерск, 2008 годWikimedia Commons

Не сельский, а городской ярусный храм, 1690 года, с выразительным больше­головым силуэтом. Особую ценность представляет уникальная настенная роспись петровского времени. Сцена Распятия с предстоящими, пейзажем и домиками, написана на криво отесанных бревнах сруба. Сейчас эти бревна сложены на полу Спасо-Преображенского собора, стоящего в кольце валов бывшей Белозерской крепости. В далеком 2009 году Ильинскую церковь разобрали, чтобы реставрировать, через год начали собирать, используя для замены нижних венцов не подобающую сосну, а ель — менее качественную и более тонкую. Поднялся скандал, и рабочий процесс окончательно остано­вился. С 2012 года периодически приходят новости о том, что чиновники продолжают работать над корректировкой проектно-сметной документации. 

Эксперты винят во всем систему ежегодных тендеров, проводимых Минкуль­том. Подрядчик выбирается не на весь проект, а лишь на год, по итогам которого проходят новые конкурсы, акцентированные на рациональные сроки и стоимость работы, а не на ее добросовестность. Одной из жертв этой системы стала Варваринская церковь 1650-х годов из карельского Яндомозера, которую в 2016-м разобрали для перевозки в соседнее село по зимнику, но, не поспев к весне, бросили лежать вдоль дороги  В 2018 году оставшиеся бревна наконец прибыли в пункт назначения, начата сборка нижних венцов. По оптимистичным прогнозам, реставрация окончится в 2021 году при сохранности не более 40 % подлинного материала..

12. Деревянные храмы в Астраханской и Нижегородской областях

1 / 4

Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Деревня Ивановка Енотаевского района, 1985 год© Храмы Ахтубинской епархии

2 / 4

Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Деревня Ивановка Енотаевского района, 2012 год© Wikimapia

3 / 4

Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Деревня Ивановка Енотаевского района, 2012 год© Wikimapia

4 / 4

Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Деревня Ивановка Енотаевского района, 2018 год© Ахтубинская епархия

Наибольшее число русских деревянных храмов сохраняется на просторах Севера. Тем более, казалось бы, должны дорожить своими немногочисленными памятниками прочие регионы. Одна из старейших деревянных построек в Астраханской области расположена в Ивановке Енотаевского района. Ее датируют 1781–1786 годами, хотя в саму Ивановку она попала не так давно: в 1885 году была куплена у соседней станицы Сероглазки, в которую также попала из вторых рук. Церковь выстроена по подобию каменных восьмерико­вых ярусных храмов, широко распространенных в XVIII веке, и имеет образ простой, но стройный и выразительный. С 1930-х годов использовалась под склад, после долго стояла заброшенной. В 2018 году обрушилось завершение храма, сохранявшее остатки росписи свода. Практически одновременно обрушилась и Никольская церковь в селе Богомолово Городецкого района Нижегородской области, выстроенная в стиле деревянного классицизма, с трогательными расписными ромашками на своде. О консервации оставшихся частей памятников речи пока не идет.

другие редкие архитектурные памятники, которые вот-вот могут исчезнуть

 

8 исторических городов, исчезающих у нас на глазах

Почему нужно срочно спасать Вышний Волочек, Кимры, Вологду и другие городские поселения

 

7 древних палат

Старинные каменные дома Москвы, Новгорода и других городов

 

7 старинных мостов

Древние плотины в Царицыно, валунная дамба на Соловках и мост, под которым Лермонтов пугал прохожих

 

10 дореволюционных имений и дач

Где увидеть останки эклектики и модерна конца XIX — начала XX века

 

12 старинных усадеб, погибающих в российской провинции

Елизаветинский дворец под Дмитровом, роспись Брюллова в Ступино и Кваренги под Воронежем

 

8 уникальных русских храмов, которые еще можно успеть увидеть

Итальянский Ренессанс в Тверской области, калининградская готика и рококо под Липецком

 

Путеводитель по промышленной архитектуре

Куда ехать смотреть прекрасные, но ветхие заводы

Изображения: Церковь Спаса Преображения и колокольня. Нименьга, 2013 год

Wikimedia Commons

Источники

  • Бодэ А. Б. Поэзия Русского Севера.

    М., 2002.

  • Бодэ А. Б. Русское деревянное зодчество. Произведения народных мастеров и вековые традиции.

    М., 2012.

  • Забелло С. Я., Иванов В. Н., Максимов П. Н. Русское деревянное зодчество.

    М., 1942.

  • Мильчик М. И., Ушаков Ю. С. Деревянная архитектура Русского Севера.

    М., 1981.

  • Ополовников А. В. Сокровища Русского Севера.

    М., 1989.

  • Орфинский В. П., Гришина И. Е. Типология деревянного культового зодчества Русского Севера.

    Петрозаводск, 2005.

  • Деревянное зодчество. Новые исследования и открытия. Выпуски 1–6.

    М., 2010–2018.

Теги

Архитектура
Руины

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Монета дня

Из гетто

Видеоигра дня

Game and Watch (1980)

Чтение дня

Чуковский читает «От двух до пяти»

Архив

История

Фактчек: 10 самых популярных легенд о Генрихе VIII

Параноик, тиран или гуманист?

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь

Храм Михаила Архангела, Преображения, Успения Пресвятой Богородицы, Преображения Господня.

Тематические подборки раздела Традиции

В подборке портала «Культура.РФ» — старинные храмы, которые остаются образцами традиционного деревянного зодчества Руси.

Храм Успения Пресвятой Богородицы — один из древнейших шатровых храмов, сохранившихся до наших дней. Построен при основании Александро-Куштского монастыря ХV века в глухой болотистой местности, на берегу реки Кушты. Век спустя соборная церковь обители Александра Куштского сгорела и была отстроена заново. А в середине ХХ века высокий сруб, увенчанный шатром и небольшой главкой, перевезли в один из самых больших монастырей Русского Севера — Спасо-Прилуцкую обитель.


Первая постройка Муромского монастыря на берегу Онежского озера — церковь Воскрешения Лазаря Муромского. По преданию, основал обитель инок Лазарь, проживший 105 лет. Храм принадлежит к числу наиболее простых церквей клетского типа. Четырехстенный сруб сближает строение с крестьянской избой. В храме сохранились иконы и росписи ХVI века, написанные на липовых досках. В 1961 году церковь Воскрешения Лазаря стала частью Кижского музея и расположилась чуть поодаль живописных храмов Кижского погоста.


Величественный 22-главый храм-терем. Церковь Преображения Господня — главное украшение архитектурного ансамбля Кижского погоста и объект всемирного наследия. Она построена три столетия назад на месте одноименной церкви, сгоревшей от удара молнии в конце ХVII века. Имя создателя история не сохранила, но местные сказания говорят, что 37-метровое чудо деревянного зодчества принадлежит топору плотника Нестора. А по легенде, срубил мастер церковь без единого гвоздя. Но гвозди все же есть — в церковных куполах.


Еще одна деревянная церковь — храм Преображения села Козлятьево Владимирской области. Построен 260 лет назад на средства дочери местного помещика Евдокии Поливановой, которая впоследствии жила в Новодевичьем монастыре Москвы. Многоярусный деревянный храм спустя два столетия после постройки был перевезен в Суздаль и стал главным экспонатом Музея деревянного зодчества. Ветхое строение было отреставрировано, но при этом сохранило остатки первоначальной наивной росписи масляными красками.


Храм ХVII века, возведенный в годы церковной реформы в классическом шатровом стиле, невзирая на запрет патриарха Никона. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Варзуге Мурманской области построена мастером Климентом по принципу золотого сечения и имеет в основании форму креста. Искусствоведы и историки отмечают особый «дивно-стройный и певучий облик» храма, напоминающего зажженную свечу. В ХХ веке церковь лишилась своих колоколов и части уникальных икон, пострадавших от неправильного хранения, но сам храм к началу ХХI века был полностью восстановлен.


Церковь Собора Пресвятой Богородицы у села Холм Костромской области. Храм ХVI века впервые попал в описания 70 лет назад: сразу после войны его исследовала экспедиция Академии архитектуры СССР. История создания редкой ярусной пятиглавой церкви с подклетом сохранила имена братьев-плотников, ее построивших, — Карп и Папила. В 60-х годах ХХ века строение перевезли в Кострому, в один из старейших музеев-заповедников под открытым небом — «Костромская слобода». Храм расположился у стен Ипатьевского монастыря.


Церковь — бывшая проездная башня монастыря. Храм Михаила Архангела города Слободского Кировской области — памятник оборонного зодчества России ХVII века. Сруб из массивных бревен, на которых можно насчитать более 200 годовых колец, предназначался не только для церковной службы, но и для защиты от врагов. В истории храма есть необычная страница — поездка в Париж на Международную выставку 1970 года. После возвращения на старое место в храме открылась экспозиция уникальных деревянных храмовых фигур.

Теги:

Города РоссииСлавянская культураТрадицииТрадицииТематические подборки раздела Традиции

Wooden Church — Etsy.

de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(более 1000 релевантных результатов)

Деревянные церкви Южной Малопольши

Выдающаяся мировая ценность

Краткий обзор

Деревянные костелы Южной Малопольши представляют собой серийный перечень шести наиболее хорошо сохранившихся и старейших деревянных готических церквей, характерных для этого региона. Они расположены в городах и деревнях Близне, Бинарова, Дембно-Подхаланске, Хачув, Липница Мурована и Сенкова, которые лежат в исторической области Малопольши на юге и юго-востоке Польши, охватывая предгорья Карпат в северной части Западные Карпаты. Церкви представляют собой уникальный пример традиции средневековых деревянных церквей в римско-католической культуре. Они были построены с использованием техники горизонтального бревна, которая была обычным явлением в Северной и Восточной Европе в средние века. Однако ряд идиосинкразических структурных решений, использованных при их строительстве, сделал их уникальными.

Функциональная пространственная планировка этих зданий возникла из литургических требований, заимствованных с Запада. Церкви имеют разветвленную пространственную структуру, которая первоначально состояла из двух элементов: прямоугольного нефа; и более узкий алтарь на востоке, обычно заканчивающийся трехсторонней апсидой. Позже в западной части были добавлены камерные башни стоечно-балочной конструкции (исключение составляет церковь в Липнице Муроване), а основная часть церквей была окружена аркадами, известными как соборы. Благодаря использованию качественных конструктивных столярных решений, таких как система стропильных ферм, связывающих бревенчатые конструкции нефа и алтаря, они приобрели характерную архитектурную форму с высокими гонтовыми крышами, покрывающими как неф, так и алтарь и тем самым усиливающими все здание. Эти церкви также отличаются уникальными высококачественными столярными деталями, подчеркивающими их готический характер.

Церкви отличаются особенно ценным декором и отделкой, демонстрирующей разнообразные техники и стили исполнения, богатую иконографию и выдающееся художественное качество. Они также иллюстрируют стилистические изменения в убранстве церковных интерьеров, начиная с готического периода. Все элементы богатого декора интерьера гармонично взаимосвязаны и идеально дополняют друг друга по своему содержанию, функции и стилю.

Церкви являются образцом доминант в сельской местности, что определяет их уникальные современные ландшафтные качества – большинство из них расположены в живописных горных долинах. Эти здания, которые были основаны знатными семьями как символ их престижа, служат своему первоначальному назначению как места проведения традиционных праздников и религиозных церемоний; в некоторых из них до сих пор почитаются религиозные образы, известные тем, что обеспечивают божественное благоволение.

Общая площадь серийной надписи составляет 8,26 га, а общая площадь буферных зон — 242 га.

Критерий (iii): Деревянные церкви Южной Малопольши являются важным свидетельством средневековых традиций церковного строительства, связанных с литургическими и культовыми функциями Римско-католической церкви в этом относительно изолированном регионе Центральной Европы.

Критерий (iv): Церкви являются наиболее представительными примерами сохранившихся готических церквей, построенных с использованием техники горизонтального бревна; они особенно впечатляют своим художественным и техническим исполнением и спонсировались знатными семьями и правителями как символы социального и политического престижа.

Целостность

В границах объекта находятся все элементы, поддерживающие выдающуюся универсальную ценность деревянных церквей Южной Малопольши, которые остаются нетронутыми и в хорошем состоянии. Несмотря на то, что они не представляют собой архитектурный комплекс в территориальном смысле, деревянные костелы Южной Малопольши принадлежат к компактной и самобытной группе церковных зданий, неразрывно связанных между собой датой постройки, назначением, используемыми материалами и конструктивными решениями, а также архитектурная форма. Таким образом, объект имеет достаточный размер, чтобы обеспечить полное представление особенностей и процессов, которые передают его значение, и он не страдает от неблагоприятных последствий развития и/или запущенности.

Целостность деревянных церквей проявляется и в тесной связи их архитектурных особенностей с внутренним убранством и убранством, а также в их неизменном назначении. Таким образом, выявляются исторические и художественные взаимосвязи, которые не только отражают местные традиции как в столярном деле, так и в искусстве, но и свидетельствуют о религиозных и социальных отношениях в период средневековья в этом регионе. Все деревянные костелы южной Малопольши представляют собой сельские достопримечательности, служащие связующим звеном между культурными и природными ценностями местного ландшафта.

Появление новой застройки, которая нарушает масштаб этих церквей и то, как они воспринимаются в их историческом окружении, может представлять угрозу их целостности.

Подлинность

Все деревянные костелы Южной Малопольши представляют собой готические здания, сохранившиеся в своем историческом виде. Их подлинность проявляется в их расположении и обстановке, сохранившейся ткани, конструктивных решениях, использованных при их строительстве (горизонтальная бревенчатая техника, стоечно-балочная конструкция башни, система стропильных ферм, связывающих конструкции нефа и алтарь и фермы крыши царского столба), и их архитектурная форма, определяемая главным образом характерным трехчастным планом земли (за исключением безбашенной церкви в Липнице Муроване), высокими крышами, башнями с камерами и аркадами, а также великолепной резной деревянной отделкой. Детали. Деревянные костелы Южной Малопольши также отличаются аутентичностью функций, поскольку они до сих пор служат местом проведения традиционных праздников и религиозных церемоний, в том числе (в некоторых случаях) почитания оригинальных благотворных образов.

Важными атрибутами, подтверждающими подлинность деревянных церквей, являются их декор и внутреннее убранство, в первую очередь полихромная роспись на стенах и потолках, демонстрирующая различные техники и стили, сюжеты и иконографические программы, а также дающие примеры местного меценатства. Специфический характер этой спонсорской росписи (сохранившейся в некоторых церквях), уходящей корнями в готическое происхождение, также является характерной чертой этого типа деревянных церквей. Помимо своей декоративной функции, в соответствии со средневековой традицией, они также служили образовательным целям, обеспечивая идеологическую символику.

Деревянные церкви являются примером традиций и технологий, разработанных средневековыми гильдиями. Неизменная преемственность традиций мастерской обеспечивает последовательное использование одних и тех же методов и материалов, что предотвращает потерю первоначального характера собственности.

Требования по охране и управлению

Деревянные костелы Южной Малопольши находятся под защитой закона в соответствии с положениями, определяющими охрану исторических памятников, принятыми государственными службами охраны памятников. Юридическое обязательство по поддержанию этих объектов в хорошем состоянии лежит на римско-католических приходах в Близне, Бинарове, Дембно-Подхаланске, Хачуве, Липнице Муроване и Сенкове. Ответственность за выполнение программ консервации ложится непосредственно на приходы или на специально назначенных уполномоченных под профессиональным контролем соответствующего провинциального реставратора памятников с участием епархиальных реставраторов из епархиальных курий.

Для лучшей защиты и сохранения Выдающейся Общечеловеческой Ценности, аутентичности и неприкосновенности этих церквей необходимо усилить сотрудничество между приходами (управляющими) и местными властями и общинами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts