Церковь христова невеста: Что значит, что церковь является невестой Христа?
Содержание
Невеста Христова — Православный портал «Азбука веры»
5 ступеней веры
- Раздел «Церковь»
- Невеста Христова. Святость Церкви митр. Иларион (Алфеев)
Под образом Неве́сты Христо́вой православное богословие почитает Церковь.
Аналогия этого символа известна с древности. Ещё во времена Ветхого Завета союз между Богом и Израильским народом уподоблялся брачному союзу: «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя в Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Ос.2:19-20).
Причем, такое уподобление не ограничивалось только словесными метафорическими параллелями. Так, например, пророк Осия самой своей жизнью отображал отношения его народа с Богом через общение с женой. И делал он это по непосредственному вдохновению свыше: «И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа» (Ос. 1:2). Верность пророка супружеским обязательствам символизировала верность Завету со стороны Господа Саваофа. Любовь же Бога к Своему народу отображалась в любви Осии к жене.
Склонность евреев к нарушениям заповедей Божьих уподоблялась склонности к прелюбодеянию грешной жены: «Судитесь с вашей матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих, дабы Я не разоблачил ее донага» (Ос.2:2-3).
Несмотря на измены народа Бог обещал заботиться о нём, как и добрый супруг обещает заботиться о жене. «Не бойся, — возвещает Исаия, — ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего. Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он» (Ис.54:4-5).
В Новом Завете образ отношений Христа и Его Церкви в форме отношений Жениха и Невесты был обозначен апостолом Павлом: «О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне. Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор.11:1-2).
Кроме того, образ Церкви под символом благочестивой жены созерцал Евангелист Иоанн Богослов: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцать звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения» (Откр.12:1-2).
Исходя из всего вышесказанного понятно, что именование Церкви Невестой Христовой предполагает следующее осмысление:
- как союз жениха и невесты строится на основе любви, так и союз Христа и Его Церкви имеет в основе любовь;
- как любящий муж не лишает жену попечения и заботы, так и Христос не оставит Своей Церкви: «и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).
- как благоразумная невеста, вступая в брачный союз, осознанно и свободно берёт на себя обязательства по исполнению супружеского долга, так и вступающий в Церковь Христову, берёт на себя обязательство жить по закону Божьему;
- как жених и невеста, наложив на себя узы брака, становятся плотью единой (Быт.2:24), так и члены Вселенской Кафолической Церкви составляют собой Тело Христово: «И вы — Тело Христово, а порознь — члены» (1Кор.12:27).
- 6 тыс. 0
-
0 -
- Н
Церковь: невеста и тело Христова
Андрей Десницкий
Грустно видеть, как мало читают люди Евангелие – но вот Послания читают совсем уж немногие ценители (а посланий в Новом Завете двадцать одно, и это из двадцати семи книг!). Казалось бы, зачем они нужны? В Евангелиях сказано всё самое главное, любители мистики могут открыть Откровение Иоанна Богослова, ну еще в Деяниях рассказ про апостолов прочитать…
А эти книги, послания, были обращены к общинам и людям, которых давно нет на земле. Кто, например, слышал про церковь в Галатии? Или в Эфесе (пиво такое турецкое есть, да)? Где это вообще: Колоссы, Филиппы? Кто такие были эти Тит и Тимофей? К чему это нам теперь?
Но именно в Посланиях, особенно Павловых, говорится о том, что такое Церковь, как и чем она живет. И не удивительно, что люди, которые давно не раскрывали этих книг Нового Завета, легко могут перепутать ее то ли с коммерческой корпорацией, то ли с политической партией, то ли с клубом по интересам.
Послания говорят в основном о конкретных проблемах и ситуациях, с которыми сталкивались первые христиане, но есть в них и несколько общих определений. И что характерно, эти определения не выглядят как некие формулировки из устава – апостол Павел, писавший о Церкви удивительно много и подробно, говорил почти исключительно метафорами. Но эти метафоры способны научить нас большему, чем великое множество параграфов с точными формулировками.
Таких метафор две: Церковь как невеста Христова и как тело Христово. Они кажутся не связанными меж собой, на первый взгляд даже в чем-то противоречат друг другу, но на самом деле они раскрывают две стороны одной и той же реальности.
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Ефес 5:25-27). Строго говоря, тут Церковь – жена, но когда читаешь эти строки, видишь скорее новобрачную, ту девушку, которая стала женой только что, она сидит рядом со своим возлюбленным на брачном пире, на виду у всех, и люди любуются ее красотой и чистотой. Но она отдана только одному и будет хранить ему верность, не размениваясь на гостей, которые могут быть на этом брачном пиру – а среди них и славные правители, и состоятельные господа, и властители дум, и законодатели мод. Но это они пришли к ней, а не она побежала за ними в поисках чего-то важного и нужного лично для себя. Да и что нужно новобрачной на свадьбе, кроме своего Супруга?
Она еще совсем юна и неопытна, эта девушка. Она заранее готова последовать за Любимым куда угодно и вытерпеть за него всё, но нет у нее этого опыта, не знает она, что предстоит ей в жизни, с чем и как придется иметь дело. Но Любимый подскажет и поможет, главное – быть вместе с Ним. Всё самое главное – в будущем, всё обязательно получится и состоится.
А вот совсем другой образ: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом… Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор 12:12-27). Здесь, конечно, говорится о единстве и взаимозависимости всех, кто в Церковь входит, о том, что различия необходимы, и что невозможно отказаться пусть даже от самого слабого и неблаговидного члена единого Тела (он ведь ничуть не менее важен, чем прочие).
Но попробуем расширить эту метафору, подумать, что говорит она о самой Церкви. Здесь, напротив, всё как будто зависит от нас самих. Христос доверил действовать в этом мире от Своего Имени – но не по собственному разумению. А вот когда тело начинает двигаться в собственном режиме, причем руки и ноги отдельно друг от друга – это уже получается эпилептический припадок…
Хотелось бы сидеть и ждать, пока Он всё сделает за нас, но не получится. Ну нет у Христа в этом мире после Вознесения других рук, кроме наших. Да, он сотворил Вселенную из ничего и может сотворить точно так же из ничего хлеб для голодного и одежду для замерзающего, но отчего-то Он доверил именно нам накормить и согреть их. И устроить свою собственную жизнь можем только сами – лишь бы только руки и ноги были послушны своей Главе.
Одна метафора говорит о надежде и ожидании, о терпении и готовности – а другая о действии здесь и сейчас, о единстве и взаимосвязи всех и каждого. Два образа Церкви, которыми она жива.
Вот, собственно, и всё, что я хотел сказать на сей раз. Никаких далеко идущих выводов, никаких великих открытий или призывов. Просто повод задуматься…
А может быть, я что-то упустил? Может быть, в Посланиях есть какие-то другие очень важные слова о том, что есть Церковь и чем она жива в этом мире? Перечитайте, пожалуйста, и подскажите, что я упустил.
Читайте также:
Трудные места Евангелия: Кто не против вас…
Трудные места Евангелия: Хула на Духа
Трудные места Евангелия: «Оправдана премудрость…»
Трудные места Евангелия: «Отойди от Меня, сатана!»
Трудные места Евангелия: «Мертвые погребают мертвецов»
Трудные места Евангелия: «Тела усопших святых воскресли»
Трудные места Евангелия: «Ты сказал»
Трудные места Евангелия: Гробницы пророкам
Трудные места Евангелия: «Тела усопших святых воскресли»
Поскольку вы здесь. ..
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Невеста Христа. Объяснение библейского значения церкви
Бог верен: Его заветные отношения в Ветхом Завете
В Ветхом Завете Бог первым установил отношения со Своим народом, детьми Израиля. Завет был заключен с Авраамом (Бытие 15, 17), подтвержден через Его сына Исаака (Бытие 26:3) и подтвержден через сына Исаака Иакова (переименованного в Израиль) и его потомков навеки (Бытие 28:13).
В рамках этого договора Бог согласился быть верным и пообещал отделить народ Израиль как Свой святой народ (Левит 20:26; Второзаконие 7:6; Второзаконие 26:18-19).). При этом им было велено посвятить себя Господу и служить Ему одному (Исход 20:2-6; Второзаконие 6:13).
Народ Израиля, однако, часто нарушал свои обеты и отступал от своего договора с Богом, чтобы служить другим богам и преследовать свои собственные интересы. Но в каждом предательстве Бог оставался верным и никогда не нарушал Своего обещания Израилю.
- « Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, хранящий завет Свой и милость Свою до тысячного рода с любящими Его и соблюдающими заповеди Его» (Второзаконие 7:9).).
- «Сам Господь идет перед вами и будет с вами; он никогда не оставит вас и не покинет вас. Не бойся; не унывайте» (Второзаконие 31:8).
- «Верность твоя во всех поколениях; Ты утвердил землю, и она стоит» (Псалтирь 119:90).
- «Милосердие Господа поистине никогда не прекращается, ибо Его сострадание никогда не перестает. Они новые каждое утро; Велика верность Твоя» (Плач Иеремии 3:22–23).
Осия и Гомерь: образ Божьей верности
Бог даже использовал жизнь и брак своего пророка Осии, чтобы донести до людей сильное послание об их неверности. Как жена Осии Гомерь изменила своему мужу, вернувшись к проституции, так и Бог почувствовал себя преданным из-за неверности Израиля (Осия 1).
Однако это не был конец истории или отношений. В этой истории любви Бог пообещал, что если Его народ вернется к Нему, Он всегда будет верен, чтобы простить их и снова принять в Свои любящие объятия.
— Джоэл 2:13
— HOSEA 14: 4
— Зехария 1: 3
— Иеемия 24: 7
— Нейемия 1:
— Эзекииль 16: 8-14
SO AST. хотя Иисус Христос, Мессия, еще не пришел, чтобы искупить землю, Бог уже использовал символику распавшегося брака и отношений, чтобы общаться со Своим народом, которого Он любил.
На протяжении всего библейского повествования Бог с неумолимой страстью преследовал Свой народ и делал все возможное, чтобы вернуть его. Грех, возможно, разрушил любую возможность близости с Отцом, но у Бога был план искупления и средство восстановить прерванные отношения.
Церковь есть невеста Христова
Как написано в Евангелии от Иоанна, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». (Иоанна 3:16).
Благодаря жизни Христа, смерти на кресте и воскресению Иисус стал живым воплощением жениха и верного мужа, готового отдать Свою жизнь за того, кого Он любил.
Как написано во 2 Коринфянам: «ревную о вас благочестивою ревностью. Я обещал тебя одному мужу, Христу, чтобы представить тебя Ему чистой девой» (2 Коринфянам 11:2).
Благодаря жертве Христа близость с Отцом может быть восстановлена, а грехи прощены. Через искупление Христа мы представляемся Богу в чистоте девы в день ее свадьбы.
Хотя отношения завета Бога с израильтянами сохранялись, через Своего сына Он заключил новый завет со всеми, кто уверовал в Иисуса Христа и подчинился Его светлости. Верующие называются церковью.
И поскольку Христос обещал быть верным церкви, Он описал Свои ожидания относительно отношений церкви как Его невесты.
В Послании к Ефесянам Павел пишет: «Повинуйтесь друг другу из благоговения перед Христом. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Ибо муж есть глава жены, как Христос есть глава церкви, его тела, Спасителем которого он является. Как церковь повинуется Христу, так и жены должны подчиняться своим мужьям во всем» (Ефесянам 5:21-24).
Этот отрывок естественно относится к отношениям между мужем и женой, но также распространяется и на отношения между церковью (невестой) и Христом (женихом). Церковь должна подчиниться власти Иисуса Христа и подчиниться Его господству.
Кроме того, мужья призваны любить своих жен, «как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив омовением водою через слово, и представить ее Себе как лучезарную церковь непорочна, или порока, или другого порока, но свята и непорочна» (Ефесянам 5:25-27).
Невеста Христа ждет обещанного воссоединения
Писание также обещает окончательное воссоединение между Иисусом Христом и Его невестой, церковью. Когда Христос вернется во время предсказанного Второго пришествия, Он будет праздновать со Своей невестой свадебную церемонию, где они будут соединены навеки.
«Возрадуемся и возвеселимся и воздадим ему славу! ибо свадьба Агнца наступила, и невеста его приготовилась. И виссон, светлый и чистый, дали ей надеть» (Откровение 19:7–8).
До тех пор членов церкви призывают быть верными и готовыми, с нетерпением ожидая славного дня, когда они соединятся с Иисусом Христом и будут жить в гармонии с Ним как Его возлюбленная невеста (Матфея 25:1- 13; Откровение 21:1-2).
Джоэл Райан — писатель из Лос-Анджелеса, специализирующийся на детской и юношеской литературе, преподает письмо и общение в Life Pacific University . Как бывший молодежный пастор, он любит детей и молодых людей и увлечен привлечением молодежи через писательство и рассказывание историй. В его блоге Perspectives Off the Page обсуждается творческая и духовная жизнь через истории и искусство.
Фото: Unsplash/Gianni Scognamiglio
Кто такая невеста Христа?
Атмосфера полна радостного предвкушения. Родственники и друзья одеты в праздничные одежды. Комната украшена со смысловой красотой. Люди улыбаются, а слезы наполняют их глаза. Почему свадьбы наполняют наши сердца такими эмоциями? Возможно, переживание союза жениха и невесты напоминает нашему сердцу о чем-то, для чего мы были созданы, к чему мы идем?
Библия полна намеков на то, что Божий народ является Его невестой. В Ветхом Завете пророки часто изображают Божий народ как возлюбленную невесту, которая также часто является прелюбодейной женой. Бог рассматривается как верный муж, который снова и снова преследует и возвращает свою невесту, чья непоколебимая любовь сильна и долговечна.
Например, книга Осии изображает пророка Осию, которому Бог повелел оставаться верным жене, которая неоднократно изменяла ему. Это дает нам представление о том, каков Бог перед лицом нашего идолопоклонства (см. Осия 3).
Иеремия также содержит образ Божьего народа в виде прежде любящей невесты, которая теперь стала проституткой, преследующей других мужчин, которые используют ее и оскорбляют ее (см. Иеремия 2). Иезекииль изображает нежную и щедрую любовь Бога к Своему народу, которая затем бросается ему в лицо, когда он наблюдает, как она даже не принимает плату за свою проституцию, а вместо этого подкупает других мужчин, платя им за то, чтобы она позволила ей быть с ними (Иезекииль 16). . После демонстрации неверности народа в десятках глав Исаия заканчивает прекрасным подтверждением верности и непреходящей любви Бога к Своему народу:
«Не будут больше говорить о тебе: «Оставлена», и о земле твоей уже не будут говорить: «Опустошена»; но тебя будут звать: «Моя радость в ней», а землю твою — «Замужем»; ибо Господь благоволит к вам, и на Нем ваша земля будет замужем. Ибо как юноша женится на девственнице, так и сыновья твои женятся на тебе; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой» (Исайя 62:4-5).
Что означает, что Иисус — Жених?
Вместо того, чтобы отказаться от своего прелюбодейного народа, Сам Бог приблизился к нам в образе Еммануила, обитавшего среди нас. В Новом Завете Иоанн Креститель называет себя другом Иисуса, который является женихом, говоря: «Имеющий невесту есть жених. Друг жениха, который стоит и слушает его, очень радуется голосу жениха. Посему радость моя совершилась теперь» (Иоанна 3:29).
Иисус также называет себя женихом, когда его критиковали за то, что он не соблюдал уровень поста, который практиковали фарисеи среди его собственных учеников, говоря: «Служители жениха не могут печалиться, пока с ними жених, не так ли? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Матфея 9).:15).
Что означает, что церковь является невестой Христа?
Метафорический язык может быть загадочным. Это прекрасная идея, что церковь — невеста Христа, но что это на самом деле означает? Павел объясняет эту тайну после того, как дал наставления христианским мужьям и женам в Ефесянам 5:25-32:
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив ее омовением водною со словом, чтобы представить себе церковь в великолепии, без пятна, или порока, или чего-либо подобного, чтобы она была свята и непорочна. Так и мужья должны любить своих жен, как свои тела. Кто любит свою жену, тот любит себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и лелеет ее, как и Христос церковь, потому что мы члены тела Его. «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть». Эта тайна глубока, и я говорю, что она относится ко Христу и церкви».
Каковы характеристики невесты Христа?
Исходя из этого отрывка, мы видим две основные характеристики Церкви как Невесты Христовой: она возлюбленная и прекрасная.
1. Церковь любима Богом
Как жених любит свою невесту, так и Бог обожает свою Церковь. Он не только исповедовал свою любовь на словах, но и показал ее жертвенными делами: «Бог доказывает свою любовь к нам тем, что, когда мы были еще грешниками, Христос умер за нас» (Римлянам 5:8). Салли Ллойд-Джонс объясняет, что Библия — это «история любви об отважном принце, который покидает свой дворец, свой трон — все, чтобы спасти того, кого любит».
Все великие любовные истории мира перекликаются с этой величайшей любовной историей. И как поступает хороший муж, так и действия Бога по отношению к Церкви всегда полны любви. Он питает и лелеет ее во всем. Она не остается одна (Матфея 28:20). Он поддерживает ее (Исайя 58:8). Он заботится о ней (Филиппийцам 4:19) и защищает ее во всем (2 Фессалоникийцам 3:3).
2. Церковь лучезарно прекрасна
Подобно сияющей невесте, одетой в белое платье в день своей свадьбы, Церковь изображена в Библии омытой и великолепно чистой благодаря работе Христа. Хотя Церковь состоит из грешных людей, искупление — это мощная восстановительная сила, которая также ожидает славы, когда все неправильное будет исправлено — когда Бог видит Свою Церковь, Он видит ее целостной и святой, славно и милостиво освобожденной от греха. пятна греха и сияющие в свете его любви.
И точно так же, как Он показал в Ветхом Завете через пророков, которые изображали Божий народ как заблудшую жену с вечно верным мужем, мы можем радоваться тому, что Богу нравится постоянно очищать Свою невесту, когда она спотыкается: «Если мы исповедуем грехи наши, Он верен и праведен, чтобы простить нам грехи наши и очистить нас от всякой неправды» (1 Иоанна 1:9).
Все еще в ожидании «долго и счастливо»
Как и во многих аспектах христианской жизни, в идентичности Церкви как Невесты Христа есть элемент «уже, но еще нет». Это небесная реальность, но брачная вечеря, празднующая вечный союз Бога со своим народом, еще впереди. Нам, как верующим, сказано ожидать этого праздника с великой радостью и предвкушением и готовиться.
Откровение 19:7 позволяет нам заглянуть в грядущее славное будущее: «Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу, ибо наступил брак Агнца, и невеста Его приготовилась». Откровение 21:2 напоминает о славном моменте свадебной церемонии, когда появляется невеста: «И увидел я святой город, новый Иерусалим, сходящий с неба от Бога, приготовленный, как невеста, украшенная для мужа своего» (Откровение 21:2).
Пол П. Эннс резюмирует то, к чему мы готовимся: «Церковь — невеста Христа. Царство будет вечным празднованием свадьбы Христа и церкви. Мы будем наслаждаться восторженным празднованием как невеста Христа в вечном Царстве».