Спас слово: Значение слова: слова — в словарях на ЧТО-ОЗНАЧАЕТ.РФ

Разное

Преображение и Яблочный спас: что православные празднуют 19 августа

Сергей Мамонтов / РИА Новости

Преображение — любимейший в народе праздник. Неслучайно у нас было так много храмов, освященных в честь Преображения Господня, Преображенских площадей, улиц и деревень. Первый линейный парусный корабль Черноморского флота России, оснащенный 66 пушками, получил имя «Преображение Господне», и с этим именем, в составе легендарной эскадры контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова, вошел в историю русской воинской славы (1789-1791 гг.). Старейший гвардейский полк Русской Императорской армии, полк элитный, сформированный еще Петром, носил гордое имя Лейб-гвардии Преображенский полк. Празднику Преображения посвящали стихи — Блок и Есенин.

А вот что про этот день писал Иван Сергеевич Шмелёв: «Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, — зелено-золотистый, мягкий. Ясный, голубоватый день, не жарко, август. Подсолнухи уже переросли заборы и выглядывают на улицу, — не идет ли уж крестный ход? Скоро их шапки срежут и понесут под пенье на золотых хоругвях. Первое яблочко, грушовка в нашем саду, — поспела, закраснелись. Будем ее трясти — для завтра».

Но что за событие легло в основу праздника? 19 августа Церковь вспоминает событие Преображения Христа, произошедшее перед тремя Его учениками — Петром, Иаковом и Иоанном. Дело было на горе Фавор, и этим Своим Преображением Иисус впервые явил ученикам Свою Божественную суть. «И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет», — читаем мы в Евангелие.

И тут стоит понять, что означает сам термин «преображение»? Метаморфоза, изменение, причем изначально внутреннее. Видоизменение, превращение, трансформация… Все это синонимы, они близки по смыслу, когда речь идет о преображении природы — «с приходом весны лес преобразился», или человека — «Андрей увидел, как Наташа Ростова преобразилась». Когда же говорят о преображении Бога, то, во-первых, само слово начинают писать с заглавной буквы. А во-вторых, держат в уме тот факт, что только словом «Преображение» и можно описательно определить то таинственное явление, которое произошло с Иисусом почти две тысячи лет назад, на глазах у Его учеников. Явление, зримо показавшее этим троим ученикам Иисуса, что Он имеет Божественную сущность.

Вот как об этом событии рассказывает евангелист Лука. Через восемь дней после того, как апостол Павел торжественно назвал Иисуса Мессией, то есть Христом, Иисус, взяв с Собою трех учеников — Петра, Иоанна и Иакова, «взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, — это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме».

О чем они беседовали: Иисус и два Ветхозаветных пророка? О грядущих страданиях Христа, Его Крестной смерти, Воскресении из мертвых, об искупительной жертве Сына Божьего, избавляющей человечество от рабства греху и смерти.

«Петр и его спутники забылись дремой, — читаем дальше в Евангелии от Луки, — а когда очнулись, увидели сияние Его славы и двух мужей, стоящих рядом с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Петр сказал Иисусу: «Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!» «Он не знал и сам, чтo говорил, — замечает евангелист Лука: действительно, даже привыкшие к чудесам ученики Христа были потрясены увиденным. Петр еще не договорил, «как появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: «Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!» И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели» (Лк. 9:28-36).

А евангелист Марк уточняет: «Когда они спускались с горы, Иисус велел, чтобы они никому не рассказывали о том, что видели, до тех пор, пока Сын Человеческий не встанет из гроба. Они это исполнили, но между собой толковали: «Что значит встать из гроба?»» (9:9-10).

Так, увидев Преображение Иисуса, ученики Христа получили знамение о том, что Иисус есть Сын Божий.

Иконы праздника обычно изображают именно этот момент: Иисус в ореоле «фаворского света» — сияния, увиденного апостолами. Слева и справа от Христа пророки Илия и Моисей. У Моисея в руках «Скрижали завета» — каменные доски с десятью главными законами. А в нижней части иконы — апостолы, павшие ниц и прикрывающие свои лица руками: так нестерпимо ярок свет, устремляющейся к ним в виде изломанных лучей.

Икона «Преображение Господне». Фото: Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска.

Историки считают, что само событие Преображения Господня, описанное в Евангелии, происходило не в августе. Преображение Иисуса Христа — событие таинственное и мистическое, произошло незадолго до последней Пасхи земной жизни Иисуса, в феврале или марте по нашему календарю. Но Церковь в Армении и Каппадокии (сейчас это территория Турции) учредила праздновать Преображение именно в августе из соображений воспитательного, педагогического характера: августовское торжество в честь Преображения Господа и Бога нашего Иисуса Христа должно было сменить существующее празднество, посвященное богине любви и плодородия. И праздник прижился. В Греции он вытеснил языческие гуляния в честь Вакха, тоже совпадающие с созреванием урожая — винограда. В России, заимствовавшей праздник из Греции, виноград заменили на более привычные яблоки. Отсюда второе название праздника в честь Спасителя — Яблочный спас. Так Евангельское событие Преображения Иисуса оказалось совмещенным с благодарственным молебном, который читался в честь дарования Богом нам «плодов земных». Вроде бы случайное объединение двух событий: Преображения Сына Божьего перед Его учениками, раскрывающее им, Кто Он есть, и благодарение Господа за урожай. Но какой глубокий смысл таится в такой объединенности!

«Мы приносим в церковь плоды земли, которые были кислые и зеленые, но под влиянием лучей видимого солнца изменились, созрели. Так и душа человека, поднимаясь на гору, где сияет Солнце Правды, начинает под влиянием благодатных лучей отогреваться, духовно расти, изменяться, преображаться, созревать для жизни будущего века. Это не слова, а действительность, которую видят видящие. Для нас подъем на гору Фавор — это наше хождение вслед за Христом и очищение наше от греха», — писал епископ Мефодий (Кульман).

Правда, в народе существовала своя версия, почему на Преображение в храмах освящают яблоки — послушаем шмелёвского героя «Лета Господня» Горкина: «А сколько у нас Спасов?.. Три Спаса. Первый Спас — загибает Горкин желтый от политуры палец, страшно расплющенный, — медовый Спас, Крест выносят. Значит, лету конец, мед можно выламывать, пчела не обижается… уж пошабашила. Второй Спас, завтра который вот, — яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не велено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда. А третий Спас называется орешный, орехи поспели, после Успенья. У нас в селе крестный ход, икону Спаса носят, и все орехи грызут».

Яблоки, действительно, поспевали только к 19 августа, и после праздничной службы было принято не только самим есть освященные плоды, но и угощать ими всех, а особенно бедных.

«Обыкновенно свет без пламени

Исходит в этот день с Фавора,

И осень, ясная, как знаменье,

К себе приковывает взоры!» — это Пастернак, стихотворение «Август».

Тончайшие переживания поэта, ощущающего, что Преображение — это не просто событие далекой истории, событие, произошедшее с Сыном Божьим, но и нечто, что может пережить каждый из нас. Тайна, связующая человека с Богом. Преображение — существенное изменение образа, проявление в уже известном нового, еще неведомого качества. И если мы вспомним, как лучатся любовью и светом глаза святых — на иконах, на фотографиях, если вспомним выражение «он весь светится от радости», мы поймем, что Преображение Господне — это не просто некое событие, имевшее место быть почти две тысячи лет назад. Нет, это открытие тайны природы Сына Божьего, тайны, к которой можем стать причастны и мы.

Спас: четыре праздника в одном

Итак, на 14 августа у нас выпадает начало Успенского поста, праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, вспоминают 14 августа и святых мучеников Маккавейских из Ветхого Завета. Сложновато? Начнем разбираться по порядку, все прояснится. А заодно мы поймем, почему на Медовый спас народ лакомился постными блинами с медом да маком, а весь праздник был днем щедрости.

Двухнедельный Успенский пост (14 августа — 27 августа) хоть и короткий, но строгий, такой же строгий, как Великий. Установлен он для подготовки к празднику Успения Пресвятой Богородицы (28 августа). Слово «успение» означает «мирную кончину, схожую с погружением в сон». Большинство верующих во время Успенского поста руководствуются не строгим монастырским уставом, а просто отказываются от мясного, молочного, яиц и рыбы, взяв на это благословение священника. Послабления в пост — для больных, беременных, людей, много работающих. Поскольку 14 августа хоть и начало поста, но день четырех праздников, то и еда в этот день тоже праздничная. Но об этом речь впереди.

Следующее событие, отмечаемое 14 августа, — Праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня: звучит малопонятно, на деле все просто. В русском названии праздника слово «происхождение» затесалось по ошибке — неверный перевод греческого слова, означающего «крестный ход». Чтобы прояснить, что речь идет именно о передвижении Креста, на котором был распят Христос, в скобках дали уточнение: изнесение. Для современного человека стало еще непонятней. Хотя ничего мудреного тут нет. Праздник — дань традиции. Еще в Константинополе IX века заметили: Крест, на котором распяли Христа, то есть Крест Господень, не раз спасал от эпидемий. Поэтому в августе, в самое жаркое время года, его выносили из домовой церкви византийских императоров и несли («износили», как говорят в Церкви) в храм Святой Софии, где Крестом освящали воду. Потом святыню носили по городу для «отвращения болезней». В память об этом был установлен и праздник, и обычай освящения в этот день воды. Поэтому 14 августа в храмах в центр выносят Крест — святыню христианства, а после литургии служится чин малого водосвятия. Вместе с освящением воды освящают и мед, отсюда народные названия — Медовый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде.

С эпитетами медовый и мокрый разобрались, теперь выясним, откуда слово «Спас». 14 августа Церковь вспоминает победу святого благоверного князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году. Или празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Поволжские булгары теснили Ростовские и Суздальские земли, и князь Андрей выступил против завоевателей. С собой на битву Андрей взял образ Богородицы и Крест, которые несли перед войском. Готовясь к бою, причастившись, князь обратился к Богородице с молитвой: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем перед иконой молились и все воины. А кинувшись в бой, они обратили булгар в бегство. Через века народ сократил длинное название праздника в честь этой победы до краткого — «Спас».

На Медовый Спас наши предки начинали «ломать мед» из самых лучших ульев и приносили его в храм. Фото: iStock

И наконец, о святых ветхозаветных мучениках Маккавейских и о том, почему в этот день в народе лакомились блинами с медом да маком. Про мед мы уже сказали. Блины — издревле символ сытости, радости, даже постные. А мак? Как считают этнографы, он попал на праздничный стол из созвучия с Маккавейскими мучениками, чью память Церковь тоже отмечает 14 августа. Святые ветхозаветные, то есть живущие до Христа, мученики Маккавейские так истово верили в Бога Истинного, что приняли мученическую смерть от рук язычников. Приняли смерть, но не осквернили себя поклонением Зевсу. И хотя святые пострадали в 166 году до н. э., имена их живы до сих пор — не только в Церкви, но и в русских фамилиях: наши предки называли родившихся в начале августа по святцам, а потом от имен возникали фамилии.

Семь братьев — Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар жили во времена, когда сирийский царь Антиох Эпифан насаждал в Иудее язычество, осквернив Иерусалимский храм статуей Зевса. Иудеев насильственно принуждали поклоняться идолу, но семейство Маккавеев не покорилось. Мученическая смерть братьев Маккавеев так потрясла священника Маттафию и его сыновей, что они подняли восстание против Антиоха, длившееся с 166 по 160 г. до н. э., и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от скверны.

Радость имеет смысл только тогда, когда ты можешь ею поделиться

Русский народ воспринял этот библейский сюжет с огромным сочувствием. Вот судят девяностолетнего старца законоучителя Маккавеев Елеазара, но он твердо идет на муку и остается верным Богу. Вот на глазах у матери и братьев погибает старший из мальчиков Маккавеев Авим, потом мученическую смерть принимают остальные. Но не отрекаются от Бога. Вот Соломонии предлагают: спаси жизнь последнему сыну, отрекись от своего Бога. Но она остается верна Создателю. Вот над распростертыми телами замученных сыновей стоит Соломония с воздетыми руками, с мольбой к Тому, Кто важней всего на земле. Русским была близка такая верность, и праздник органично вошел в народную жизнь.

Дело ведь не только в том, что мед нового сбора, да и мак, как раз поспевали к празднику Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. В народном сознании и то, и другое — безусловные дары Божьи человеку. Потому их и приносили в храм для освящения. И мед становился уже не просто лакомством, а воплощением Божьей Благодати, милости Бога к нам. А радостью от этого надо делиться. Вот и говорили: «на Первый Спас и нищий медку попробует», «не оскудеет рука дающего». Вот и делились — с ближними, с дальними — медом, постными блинами на меду с маком. Так праздник духовной нитью связывал прошлое с настоящим, история становилась частью жизни.

И еще одна, увы, забытая традиция. На Первый Спас устраивали так называемые сиротские и вдовьи помочи, на которые сходились после службы в храме. Работа помочью — это труд за угощение. Стройка или ремонт в беднейшем доме. «На вдовий двор хоть щепку кинь», «с миру по нитке — голому рубаха» — это все оттуда, с сиротских и вдовьих помочей. Для таких общенародных работ существовали и особые приговоры, произносимые сердобольной Русью нараспев. «Ты — за себя, Мы — за тебя, А Христов Спас — за всех нас. Не нами уставлено — не нами и кончится!» Текст этого рэпа наших предков этнографы сохранили, но вот интересно, а какой же при этом был распев?

Человек, который спас мир

Памяти Станислава Петрова, советского офицера, спасшего землю.

Холодная война

Станислав Петров, скончавшийся в этом году в возрасте 77 лет, может быть, и не нарицательное имя, но, наверное, должно быть. В конце концов, он в одиночку спас мир от ядерного армагеддона в разгар холодной войны.

Шел 1983 год. Прошло более двух десятилетий после кубинского ракетного кризиса, когда президент Кеннеди и премьер-министр СССР Никита Хрущев столкнулись лицом к лицу из-за присутствия советских ракет на Кубе. Спросите сегодня любого историка, когда мир был ближе всего к ядерной войне, и он, вероятно, укажет на Карибский кризис, и все же история 1983 и Станислав Петров не менее экстраординарны.

Петров был советским офицером, который в ту роковую сентябрьскую ночь дежурил на станции раннего предупреждения в московском бункере. Приземленный сдвиг был внезапно прерван шокирующим воем сирены. Это было предупреждение о том, что США выпустили ракету, которая направляется прямо в Советский Союз.

Подробнее о: Загадки

Able Archer 83: военная игра НАТО, чуть не приведшая к ядерному конфликту

от Sky HISTORY

Петров тут же вскочил со стула, понимая, что любое решение, принятое им в последующие секунды, будет иметь глобальные последствия. Зазвучали новые сирены, показывая, что выпущено еще несколько ракет, и Петров знал, что у него есть считанные минуты, чтобы решить, что сказать начальству. Он также знал, что по протоколу будет нанесен ответный удар, что означает полномасштабный термоядерный конфликт.

«Все, что мне нужно было сделать, это дотянуться до телефона; поднять прямую линию к нашим высшим командирам, но я не мог двигаться. Мне казалось, что я сижу на раскаленной сковороде», — вспоминал он позже.

Перед Петровым встала мучительная дилемма. С одной стороны, можно было предположить, что американцы внезапно стали воинственными и предприняли атаку. Всего за несколько недель до этого Советы сбили корейский пассажирский самолет, летевший из Нью-Йорка в Сеул, приняв его за американский самолет-разведчик. Сотни людей, в том числе член Палаты представителей США, были убиты, что вызвало яростную реакцию простых американцев.

И все же это также не имело никакого рационального смысла — тем более, что запуск всего лишь горстки ракет был бы нелогичным способом начать Третью мировую войну. И вот, понимая, что идет на большую авантюру, Петров решил расценивать это как системный сбой, а не нападение.

Шли минуты, а он не получал никаких известий о том, что какие-либо ракеты поразили цели в России, и Петров, к своему огромному облегчению, понял, что правильно назвал ситуацию. Позже выяснилось, что спутники улавливали солнечный свет, отраженный от облаков, и «считывали» их как ракеты.

Если бы в ту ночь на месте Петрова был другой человек, кто-то более законный, то новость непременно была бы доложена высшим военным чинам, и цивилизация могла быть уничтожена в последовавшем обмене. И все же Петров, получивший награду ООН за предотвращение катастрофы, оставался скромным. «Когда люди начали говорить мне, что эти телерепортажи стали называть меня героем, я был удивлен, — сказал он. — Я никогда не считал себя героем. В конце концов, я буквально просто выполнял свою работу».0003

Человек, спасший мир

Ваш браузер не поддерживает элемент video .

«Я никогда не был так напуган. Существует более чем 50-процентная вероятность ядерного удара по объектам США в течение десятилетия».

– Уильям С. Перри

бывший министр обороны

(род. 7 сентября 1939 г.) родился во Владивостоке, Россия. Стремительно развиваясь в военной карьере, Петров побывал почти во всех уголках бывшего Советского Союза. В 43 года Петров стал подполковником советских войск ПВО.

26, 19 сентября83, Петров был дежурным по командному пункту Серпухов-15. Российская система раннего предупреждения о ракетном нападении. Когда система сообщила о запуске пяти ядерных ракет с территории Соединенных Штатов, Петров счел это сообщение ложной тревогой, и его решение считается предотвращением ошибочного ответного ядерного удара по Соединенным Штатам и их союзникам по НАТО, который мог привести к крупным потерям. — Масштаб ядерной войны. Позднее расследование подтвердило, что система спутникового оповещения действительно вышла из строя.

В январе 2006 года Петров отправился в Соединенные Штаты, где был удостоен специальной премии «Гражданин мира» в Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке «в знак признания роли, которую он сыграл в предотвращении катастрофы». За действия Петрова по предотвращению ядерной войны, 17 февраля 2013 г. в Дрездене, Германия, он также был награжден Дрезденской премией. Награда включала 32 000 долларов. 24 февраля 2012 г. он был удостоен премии German Media Award 2011, врученной ему Церемония в Баден-Бадене.

Станислав Петров прожил последнюю часть своей жизни вдовцом в трехкомнатной квартире в пригороде Москвы.

Он умер 19 мая, 2017.

«Я не герой. Я просто оказался в нужном месте в нужное время».

– Станислав Петров

«Мне часто выпадает шанс сыграть героя. Но Станислав — настоящий герой из реальной жизни».

– Кевин Костнер

«История, которую нужно рассказать каждому человеку и каждому правительству по всему миру».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts