Церковь и магия: почему Церковь не принимает механизмы магии – Православный журнал «Фома»

Разное

почему Церковь не принимает механизмы магии – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 19 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Какое-то время назад к нам пришел один из таких сложных вопросов — Почему христиане не гадают на Рождество (письмо читателя целиком).

В чем разница между молитвой и заклинанием, между святыми и целителями? Почему магическое сознание популярно и среди христиан? Об этом и многом другом мы поговорили с протоиереем Павлом Великановым.

Там, где нет места Богу

— Отец Павел, и в христианстве, и в магии есть обряды, через которые человек обращается к духовному миру. А в чем принципиальное отличие? Чем Церкви магия не угодила?

— Давайте я сначала скажу о том немногом, в чем отличия минимальны? В отличие от атеистов, и христиане, и оккультисты уверены, что существует духовная реальность. Мы сходимся в одном: духовный мир есть. Есть некая реальность, которую мы не видим, но которая серьезно влияет на нашу жизнь, и в этом мире есть духовные сущности, которые обладают разумом, своими целями, стремлениями. Мы с ними связаны, они на нас воздействуют, оставаясь часто незримыми, невидимыми для нас. Это — единственное, в чем нет противоречия.

А в чем противоречие есть?

— В отношении к Богу, которое определяет совершенно разное понимание смысла жизни и главной цели взаимодействия с этим самым духовными миром.

Для христианина главная цель — воссоединение с Богом в новой, вечной жизни. И в Евангелии есть очень яркий образ того, как развивается и проявляется такая жажда воссоединения, чтó переживает человек. Вот одно из самых удивительных Евангельских свидетельств — Преображение Господне.

Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.

По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие (Мф. 16:28, 17:1-3).

Что мы видим, что происходит? Ученики сопровождают Христа, вместе с Ним восходят на гору. За плечами у них — история встречи с Учителем, пройденная часть большого и трудного пути. Они уже и так расположены всецело к Иисусу, они любят Его, они ловят и пытаются понять Его слова. Они готовы идти за Ним, хотя путь опасный и трудный. Однако это ещё преддверие.

Дальше, на этой самой горе, происходит нечто большее, чем они могли себе представить. Их Учитель преображается, и Христос открывается им в Своем Божественном образе. И приоткрывается тот самый духовный мир, где в Царствии Небесном древние пророки, святые собеседуют с Иисусом Христом, с Самим Богом. Как передать то, что чувствуют апостолы, которым довелось при жизни созерцать это духовное Царство Христа? Они не могут найти верных слов.

Петр говорит наивно, но от всего сердца: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии (Мк. 9:5) — настолько велика благодать, радость, мир, что они хотят навсегда остаться тут, с Богом! Пока они не понимают, как же найти способ, и от простоты душевной предлагают построить хижины Богу и святым, чтобы быть рядом. Но в основе и есть та невероятная радость и счастье, полное преображение жизни, которое сопряжено со Христом. И ученики Его, христиане, пытаются служить Богу и стремятся с Богом духовно воссоединиться, войти в мир вечной жизни, где Христос всегда рядом. И где можно повторять вновь и вновь: Учитель! Хорошо нам здесь быть.

Вот это и есть главное для христиан. Отношения с Богом, соединение с Ним, возможность иметь вечную радость быть со Творцом.

При этом есть чисто земные устремления, радости, желания, а также проблемы, болезни, трудности. Они не бессмысленны для христианской жизни, они могут быть чем-то важным. Однако удовлетворение этих стремлений или преодоление трудностей в любом случае не являются самоцелью. Цель одна: пройдя этот сложный жизненный путь, сделать все возможное для встречи с Богом, взойти на ту самую «гору», где высшая радость. А эти самые житейские нужды или проблемы — в зависимости от отношения к ним, от наших дел, слов и даже помышлений, — либо мешают, либо способствуют исполнению высшей цели.

— Но все же пока неясно. Оккультисты тоже признают наличие иной реальности и духовных сущностей. Разве отношение к Богу какое-то другое?

— Абсолютно другое. В магическом сознании «вопрос о Боге» (или богах) носит совершенно иной характер. Интересны те сущности, которые с точки зрения магического языческого сознания, «отвечают» за те или иные процессы, касающиеся нас. Интересна их сила и «сфера компетенции». С этими сущностями — с идолами, с демонами — якобы надо договариваться. Независимо от того, что они могут быть враждебны и Богу, и конечному спасению, восхождению человека к Богу. А Господь в этой парадигме отсутствует. Он «не интересен». Он — где-то.

Отношения с этим миром не мыслятся с точки зрения высшей цели. Посмотрите на греческую мифологию, которую многие более-менее помнят и знают. Там люди, герои, борясь, могут получать помощь от самых могущественных богов с Олимпа. И что?.. Все эти герои после смерти все равно сходят в Аид, то есть в ад (это слова-синонимы) и в тоске бродят там бесплотными тенями, оказываются мучимы невозможностью удовлетворить желания, какие они принесли из ушедшей жизни. Счастливы ли при этом так называемые боги? Оказывается, тоже нет: они конкурируют, обманывают. Они нуждаются в жертвоприношениях, которые люди совершают из страха перед ними или желания получить их помощь.

При этом религиозное сознание античное — оно все же сравнительно развитое. Магизм как таковой более механистичен, нацелен на четкий результат. Считается, что есть какие-то правила, какая-то специальная техника, которая гарантирует определенный результат. Совсем упрощенно: если черная кошка дорогу перебежала, то три раза плюнул через плечо — и все, иди, ничего плохого с тобой не произойдет. А если произойдет — значит, не так плюнул, либо не от кошки проблема, а потому, что кто-то «накаркал», а ты не заметил. Либо не сообразил — а надо было обратиться к «специалисту» по духам: бабке, шаману… И тот своими путями войдёт в духовный мир, ударит в бубен, либо нашепчет верные заклинания. И…

Святая Матрона и Матрона-целительница

— А заклинания — разве это не то же, что молитвы у христиан?

— Категорически, совершенно другое. Повторяю, само целеполагание обращения к Небесному миру принципиально разное

Оккультизм принимает «заказ» на какой-то успех или устранение угрозы. Чтобы некто стал физически здоров, либо чтоб народ оказался сильнее всех остальных народов и покорил их. И начинается торг с «нужным» духом за то, какова цена.

А для христианина это неприемлемо: для него нет цены, которая бы оправдала погибель человеческой души. И если он просит чего-то у Бога, Богородицы или святых, то не ради успеха в торге. Скорее, это общение можно сравнить с тем, что происходит в доброй и хорошей семье: ребенок обращается к отцу, матери, старшим братьям и сестрам со своей горестью или мечтой, он и просит, и одновременно спрашивает совета, он пытается понять, а хорошо ли и правильно ли то, чего он попросил. И они все вместе, в любви, собеседуют, думают и решают.

Одни из ключевых слов в молитве, обращенной к Богу: да будет воля Твоя. И эти слова восходят к страшному эпизоду земной жизни Спасителя, описанного в евангелиях. Вот Христос мучительно молится (в Евангелиях сказано, до кровавого пота!), зная, что через несколько часов Его ждут неправедный суд, бичевание и смерть на кресте. Ему все открыто; Ему ясен весь ужас страданий и смерти. И потому вырываются слова: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия. Но дальше то самое — впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф 26:39). Через это смиренное «как Ты хочешь» делается шаг к спасению всех нас.

И о чем бы ни просили впредь ученики Христа: об избавлении от болезни или смерти, или о ниспослании какой-то житейской радости — все равно звучит доверие и признание, что за Богом последнее слово. Он знает, что по-настоящему необходимо нам. Он любит нас, а мы не должны быть капризными эгоистами, если по-настоящему любим Его.

— А чем тогда отличается от молитвы магическое действие?

— Классическим примером магического действа является камлание у шаманов. В чем его смысл? В том, что шаман во время этого ритуала, соединяясь с духами, с демонами, уходит в состояние транса, экстаза, пограничное между сознательным и бессознательным, и вот в этом состоянии он начинает путешествовать между разными мирами: нижними, срединными и высшими. Его задача — найти духов, от которых зависит решение той или иной проблемы. Соответственно, он с ними там договаривается, устраивается некий торг, предлагается какой-то выкуп, и в итоге он возвращается в нормальное состояние и объясняет собравшимся, что именно необходимо сделать для того, чтобы решить данную проблему.

Да, иногда таким путем болезни вылечиваются, проблемы решаются — но какой ценой? Потому что с нечистой силой заключается договор. Магическое мышление построено на страхе: надо все время оглядываться, бояться и совершать кучу оградительных действий — вместо того, чтобы пытаться духовно окрепнуть, вместо того, чтобы спасать свою душу.

— Но не получается ли тогда, что наши молитвы о здравии, о исцелении, о многолетии — это неправильно, что это тот же самый магизм?

— Опять повторюсь, это категорически не так. Бог не хочет, чтобы мы превратились в таких безвольных, ничего не желающих и абсолютно безразличных к жизни людей. Он говорит: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам (Лк 11:9). Он нас призывает пользоваться своей свободой, самим стремиться понять свои чаяния и потребности. Но при этом — не в ущерб главному. Поэтому умение разобраться самому и с помощью Божьей получить нечто необходимое, либо уберечься от того, что непосильно, что может привести к унынию или даже отчаянию — ради этого Бог нам и говорит, что надо просить, искать и стучаться. И в любом случае, конечно, Христос не стремится к тому, чтобы каждый человек страдал. Он Сам исцелял страждущих, но делал это не просто ради исцеления — а ради того, чтобы человек встал, пошел и, поняв, Кто дал ему такое благо, сумел прожить свою жизнь так, чтобы с Богом воссоединиться в Вечности.

При этом парадокс в том, что, как бы ни была важна просьба, гораздо важнее сама возможность вступить с Богом в непосредственное общение. И самое потрясающее, что происходит, — это не исполнение просьбы как таковой, а чудо Посещения. Чудо — когда к тебе приходит ответ, и ты вдруг понимаешь, что Бог есть и что Он рядом.

У меня однажды был случай, когда я получил такой ответ. И переживание было настолько сильным, что, кажется, я понял чувства апостола Петра во время чудесного лова рыбы. Есть такой евангельский эпизод, когда апостолы пытались ловить рыбу, и у них ничего не получалось, рыбы не было. Они уже опустили руки, и тут Христос призывает их еще раз закинуть сети. Они слушаются — и вдруг они чувствуют, что едва могут эту сеть вытянуть, настолько там много рыбы. И тогда будущий апостол Петр ведет себя, казалось бы, странно: он бросается в ноги ко Христу и говорит: Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный (Лк 5:8). Конечно же, Христос никуда не уходит, они остаются вместе. Что случилось с Петром? Одновременно священный ужас, потрясение от того, что рядом Бог, — но и огромная радость от ощущения сопричастности Божественной любви. В моей жизни это случилось вот как. Мне очень нужна была определенная и достаточно крупная сумма денег. Я понимал, что взять их неоткуда, занять мне тоже было не у кого, причем я оказался в местах, где никто о моей ситуации не знал, я никому о ней не говорил. И вдруг мне передали пожертвование, конверт. Я его открыл и пересчитал деньги — и испытал, наверное, тот же страх, что и апостол. Дело в том, что в конверте лежала именно та самая сумма, в которой я нуждался, буквально та самая! Как будто мне Сам Господь сказал: «Вот, возьми. Это то, что тебе нужно. Я всегда об этом знаю». И это соединение великой радости от ответа на твои скорби — и страха, потому что вдруг ты понимаешь, что Он видит и знает все, что Он слышит тебя и более того — говорит с тобой.

Но для чего — для того, чтобы я решил одну свою проблему? Нет. Это ответ на мое стремление к Господу, и это часть того пути, который я как христианин проделываю к Нему.

— Вы говорите об оккультных практиках, о целительстве и противопоставляете это молитве. Но к примеру, блаженная Матрона Московская, по молитвам которой столько раз происходили исцеления — разве она не целительница?

— Очень важный вопрос, потому что оккульт­ное сознание как раз никакой разницы не видит. Опять-таки из-за того, что Бог как нечто главное в этой логике отсутствует. Откуда берется магическая сила? У самих язычников есть несколько вариантов ответа: либо это какие-то собственные паранормальные способности, либо какая-то автономная энергетика, другой вариант — ссылки на космическую энергию или стихийную силу, которую человек улавливает. И третий, самый честный, но самый страшный вариант — это когда оккультист сам прекрасно понимает источник силы и «играет» с тем, кого называют «враг рода человеческого».

А есть святость, есть святые, молитвами которых совершаются чудеса. Это блаженная Матрона, преподобный Серафим Саровский, преподобный Сергий Радонежский, святитель Николай Чудотворец и многие, многие другие. Но сами ли они — источник исцелений и чудес? Ответ очевиден из того, кому служили эти святые при жизни и продолжают служить до сих пор. Их святость — это святость Божия. Все, что происходит, имеет своим источником одного и того же Благого Бога. Причем сами святые всегда подчеркивали, что чудо — не их заслуга, а действие воли Божией.

Может ли святая блаженная Матрона, святитель Николай, та или иная чудотворная икона Богородицы либо какая-то частица мощей стать альтернативой Господу Богу? В сознании человеческом — да, может. Только с этого момента речь идет уже не о христианской вере, а все о том же магизме. Бог где-то там, далеко (я об этом уже говорил, в язычестве творец, демиург, всегда максимально удален и равнодушен, и у почитателей святого мгновенно эта языческая конструкция возникает вместо Бога). Матронушка, другие святые или святыни воспринимаются как некие самостоятельные духи, с которыми якобы можно и нужно вести торг либо подзаряжаться энергией и так далее. Это типичный пример магического сознания. От этой опасности очень хотелось бы предостеречь, потому что в эту пропасть крайне легко свалиться даже человеку, давно ходящему в храм.

Матронушка помогает не ради того, чтобы у человека просто перестало болеть ухо: она обращается к Богу за него. И вот у человека больше не болит ухо. Зачем? Не затем, чтобы он подумал, какая у Матронушки сильная энергия. А затем, чтобы он понял, что Бог есть, чтобы он пошел в храм, начал исповедоваться, причащаться — чтобы он пошел к Богу, которому святая блаженная Матрона всю жизнь служила.

Повторю еще раз: никогда ни один святой не говорил, что совершает чудеса своей властью, своей волей, своей сильной энергетикой. Каждый из них указывал: «это не я, это Господь». Никогда здесь нет и быть не может уверенности в собственных силах. Единственное, что есть, — это вера, что Бог рядом, и если Его воля есть, Он поможет.

В святых, которые прославлены Церковью, действует один и тот же Бог. А какая сила действует в заклинателях, колдунах, заговорщиках, экстрасенсах и прочих, мы не знаем. И исходя из элементарных принципов душевной и духовной безопасности, не зная броду, — не суйся в воду. Потому, что духовный мир очень неоднозначный, это область высокого напряжения. И никто не знает наверняка, хватит ли у него рассудительности, понимания, какого-то духовного чутья прибиться к правильному берегу, а не попасть в тонко расставленную ловушку.

«Бог не ставит крест на тех, кто пытается подойти к Нему не с той стороны»

— Отец Павел, Вам доводилось общаться с людьми, которые некогда обращались к целителям, знахарям, колдунам, экстрасенсам?

— Доводилось. И этот опыт общения однозначно негативный. Даже если эти люди получали какое-то временное облегчение в тех проблемах, с которыми они приходили к тем, кто обладает некой силой, в дальнейшем они получали переломанные судьбы. Они пытались решить какую-то маленькую проблему, а в итоге получали гораздо большую. И понять это с точки зрения Божественной педагогики, в общем-то, вполне можно. Если ты отказался преодолеть маленький кризис, с которого можно было бы начать свой путь к Богу, ты неизбежно получишь больший кризис. И так будет продолжаться до тех пор, пока твоя душа не истощится, либо до тех пор, пока ты наконец-таки не сможешь прорваться в направлении к Богу.

— А вот например, человек, которому Христос, может быть, пока еще не открылся, сильно заболел, перепробовал все средства и всех врачей, отчаялся — и пошел к какой-нибудь бабушке-целительнице, потому что для него это самая последняя надежда. И вот он выздоравливает. Однозначно ли это — не от Бога? Не может ли тут быть места чуду, Божьей помощи?

— Конечно, однозначного ответа нет, все бывает очень по-разному. Потому что, как умный родитель никогда не скажет ребенку всей правды до тех пор, пока тот не сможет эту правду переварить, пока она не перестанет быть для него разрушительной, точно так же и Господь Бог нисходит до миропонимания людей, которые пока от Него далеки. Было бы глупо отрицать наличие чудес исцеления и различных неординарных событий не только в язычестве, но и в других религиях, культах, и вообще у людей нерелигиозных. Но надо четко понимать, что все это ни в коем случае не является подтверждением истинности того, чем эти религии или эти культы живут.

Подобные чудеса свидетельствуют лишь об одном: о том, что Бог повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф 5:45). Бог любит всех людей, Он не меняется. И то, что Он подлаживается под ту систему координат, в которой находится человек, говорит нам, что для Бога гораздо важнее, чтобы человек получил какую-то поддержку, пусть в его кривой, косой, но все равно теплящейся вере, нежели чем ощущал бы себя в каком-то холодном, безвоздушном, молчащем и пугающем пространстве. Человек должен чувствовать эту теплоту, эту близость, то, что Кто-то, Кто гораздо больше и сильнее, чем он сам, находится с ним рядом.

Когда ребенок начинает заниматься в какой-нибудь спортивной секции, у него, конечно, сначала все получается неправильно. Зато потом, когда он уже достигнет уровня мастера спорта, он будет оглядываться назад и смеяться над самим собой, каким был неуклюжим. Но безумен тот тренер, который посмотрит на только пришедшего ребенка и сразу поставит на нем крест, и скажет: «Нет, голубчик, тебе тут делать нечего». Точно так же Бог не ставит крест на тех людях, которые пытаются подойти к Нему не с той стороны. Он все равно свидетельствует им о том, что Он есть, Он действует. А потом разными способами Он эти глупости, ошибки, кривизны выправляет и помогает человеку, если только у того есть желание и стремление двигаться к Нему и встать на правильный путь.

— Нам в редакцию ежедневно приходят вопросы, так или иначе связанные с темой магии. Например, часто люди каются в том, что в молодости ходили к гадалке. Многие, кому нагадали несчастную жизнь, понимают, что все сбылось, и им кажется, что таким образом на них действует проклятие Божие за то, что они совершили такой грех — гадали.

— Прежде чем сказать конкретно об этой ситуации, хочу выразить такую общую мысль: мы верим в то, что духовный мир есть. При этом, согласно учению Церкви, человек — это сложное существо, которое включает в себя тело, душу и дух. Соответственно, духовный мир естественным образом влияет на человека. Иное дело, что происходит это зачастую вовсе не по той схеме, которую рисует себе народное сознание. Серьезное соприкосновение с миром духов — зачастую это опыт, который ведом подвижникам, аскетам, такие истории чаще всего можно встретить в монастырских патериках. Причем часть этих историй — это скорее предупреждение монаху от впадения в прелесть. Известны святые, которые особо молили Бога, чтобы в течение земной жизни Господь избавил их от каких-то потусторонних явлений. Одним из ключевых слов в православной традиции является слово трезвение — что означает в том числе отказ от восторженного, экстатического отношения к мистическим явлениям и вообще осторожное отношение к любому мистицизму. В отличие от тех духовных даров, которые Господь нам дает в Своей Церкви: мира, любви, радости, благостности, терпеливости. Правилу трезвения и отказа от мистицизма христианину важно следовать.

Что касается вопроса о «сбывшихся пророчествах» гадалки. Важно понимать, что поход к гадалке или любая другая совершенная некогда ошибка не могут стать стеной, которая навсегда оградит человека от Бога. Ведь Сам Христос сказал: Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк 10:19). Если человек верует в Бога, молится, ходит в храм, исповедуется и причащается, то ему следует верить в ту благодать, какую он получает в церковной жизни. Помнить, что если он исповедал прежние грехи, искренне раскаялся и стремится переменить свою жизнь, если он принимает святые дары, то ничто прежнее над ним не властно. Нужно понять, что эта классическая магическая схема — что-то просто взять и механически ретранслировать человеку как истинную причинно-следственную связь — уже невозможна. «Пострадавшему» требуется доверие к Богу. Были или не были совпадения — а какое это имеет значение на фоне нынешней церковной жизни? И откуда уверенность, что в данном случае не было по отношению к авторам вопроса определенного программирования?

Дело в том, что любое слово, любая мысль, глубоко воспринятая нами, становится своего рода шаблоном, по которому, даже помимо нашей воли, наше сознание начинает действовать. А сознание наше является тем самым рулем, который ведет нас по жизни. Поэтому, если у человека, особенно в детстве, в молодости, были заложены неправильные и причем высокоэмоционально заряженные представления о собственной жизни, он легко может идти путем именно таких установок. Надо помнить, что человек — многосоставное существо, и у него есть душа, со своими законами. Совсем не обязательно в случае с гаданиями или целительством мы имеем дело с явлениями духовными. Духовный аспект здесь один: дело это не Божеское. А проблемы могут находиться в сугубо психологической сфере, в области влияния или манипулирования. Ведь опытный «психолог», определив характер человека, очень многое может предсказать и о его будущем пути. У современных психотерапевтов даже есть такое понятие — «расколдовывание» — то есть освобождение от навязанных извне устойчивых глубинных ориентиров. Поэтому я бы посоветовал тем людям, которых до сих пор не отпускает какая-то навязчивая, глубоко сидящая в их сознании идея, которой они руководствуются по сей день, отправиться к психотерапевту, который помог бы от этой разрушительной мысли избавиться.

И еще надо иметь в виду то, что уже давно определила наука: люди, страдающие мани­ей преследования или манией величия (в пси­хиатрии, правда, эти состояния назы­ваются «бредом»), опираются на набор вне­шне чрез­вычайно логичных аргументов, неве­роятно искусно выстраивают причинно-следственные связи, которые доказывают, что они абсолютно здоровы и абсолютно правы в своих подозрениях или амбициях. Соответственно, человеку не следует пытаться самостоятельно разбираться, стал ли он жерт­вой духовной напасти или тонкого психологического программирования. Ему нужно иметь в виду только одно: оккультные практики в любом случае опасны, и обращаться к подобного рода «специалистам» категорически не следует.

Беседовала Дарья Баринова

Иллюстрации Натальи Федоренковой

В РПЦ объяснили разницу между религией и магией

https://ria.ru/20200808/1575534063.html

В РПЦ объяснили разницу между религией и магией

В РПЦ объяснили разницу между религией и магией — РИА Новости, 08.08.2020

В РПЦ объяснили разницу между религией и магией

Глава отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш) в комментарии радиостанции «Говорит Москва»… РИА Новости, 08.08.2020

2020-08-08T18:35

2020-08-08T18:35

2020-08-08T20:05

общество

русская православная церковь

религия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/7e4/2/1/1564138918_0:191:2961:1857_1920x0_80_0_0_3981bedffca0d722dfd198da2569c13c. jpg

МОСКВА, 8 авг — РИА Новости. Глава отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш) в комментарии радиостанции «Говорит Москва» объяснил отличие религии от магии.Комментируя новость о кончине насельника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Германа (Чеснакова), иеромонах заявил, что у Русской православной церкви нет официальной позиции по поводу его деятельности.Священнослужитель отметил, что церковь не отрицает существование потусторонних злых сил. В то же время он подчеркнул, что существует опасность уклонения от религии в магию.»Что такое магия в точном смысле этого слова? Можно сформулировать фразой «Да будет воля моя, я хочу использовать невидимые силы для своей цели, начиная от хорошего урожая огурцов и кончая какими-то достижениями». Это магия, и она не имеет ничего общего с религией. Религия — «да будет воля твоя, Господи», — приводит его слова радиостанция.Он добавил, что религия предполагает полную отдачу себя богу, если человеку необходима его помощь или решение каких-либо проблем. «Подавляющее большинство малоинформированных наших сограждан не видят разницы между православием и вот этим вот опаснейшим антирелигиозным, антихристианским магическим болотом, которое людей засасывает», — заключил иеромонах.

https://ria.ru/20170324/1490742444.html

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21. img.ria.ru/images/7e4/2/1/1564138918_116:0:2847:2048_1920x0_80_0_0_83a8ddec30b674cebdd0496212014e95.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

общество, русская православная церковь, религия

Общество, Русская православная церковь, Религия

МОСКВА, 8 авг — РИА Новости. Глава отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш) в комментарии радиостанции «Говорит Москва» объяснил отличие религии от магии.

Комментируя новость о кончине насельника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Германа (Чеснакова), иеромонах заявил, что у Русской православной церкви нет официальной позиции по поводу его деятельности.

24 марта 2017, 13:40Религия

Экзорцизм: чудо по расписанию

Священнослужитель отметил, что церковь не отрицает существование потусторонних злых сил. В то же время он подчеркнул, что существует опасность уклонения от религии в магию.

«Что такое магия в точном смысле этого слова? Можно сформулировать фразой «Да будет воля моя, я хочу использовать невидимые силы для своей цели, начиная от хорошего урожая огурцов и кончая какими-то достижениями». Это магия, и она не имеет ничего общего с религией. Религия — «да будет воля твоя, Господи», — приводит его слова радиостанция.

Он добавил, что религия предполагает полную отдачу себя богу, если человеку необходима его помощь или решение каких-либо проблем.

«Подавляющее большинство малоинформированных наших сограждан не видят разницы между православием и вот этим вот опаснейшим антирелигиозным, антихристианским магическим болотом, которое людей засасывает», — заключил иеромонах.

Магия аморальна? Это сыграло роль в развитии раннего христианства

Американцы увлечены магией. Телевизионные шоу, такие как «ВандаВижн» и «Ведьмак», книги, такие как серия книг о Гарри Поттере, а также комиксы, фильмы и игры о людях, обладающих способностями, которые не могут быть объяснены Богом, наукой или технологиями, уже много лет пользуются бешеной популярностью. Современная поп-культура является свидетельством того, насколько люди очарованы мыслью об обретении особого контроля над изменчивым миром.

«Магия» часто определяется на Западе как зло или нечто отдельное от «цивилизованных» религий, таких как христианство, а также от научного наблюдения и изучения мира. Но ирония в том, что магия была неотъемлемой частью развития христианства и других религий, а также повлияла на эволюцию наук.

Как специалист по древней магии и раннему христианству, я изучаю, как магия помогла ранним приверженцам развить христианскую идентичность. Одной частью этой идентичности была мораль: внутреннее чувство правильного и неправильного, которое руководит жизненными решениями. Конечно, более темная сторона этого развития — сползание к превосходству: восприятие собственной традиции как морально превосходящей и законно доминирующей.

Моя работа направлена ​​на то, чтобы вернуть магии должное место в христианской традиции. Я показываю, как были созданы ложные различия между магией и христианством, чтобы возвысить древнее христианство, и как они продолжают продвигать христианское превосходство сегодня.

Истоки магии

В западной культуре магия часто противопоставляется религии и науке. Это проблематично, потому что все три концепции уходят корнями в колониализм. На протяжении веков многие европейские ученые основывали свои определения религии на христианстве, в то же время описывая обычаи и верования нехристиан как «примитивные», «суеверные» или «магические».

Это чувство превосходства помогло христианским монархиям Европы оправдать завоевание и эксплуатацию коренных народов по всему миру в попытке «цивилизовать» их, часто с помощью крайней жестокости. Империалистическое наследие до сих пор влияет на то, как некоторые люди относятся к нехристианам как к «другим» и как они называют чужие ритуалы и религии «магией».

Но это современное понимание магии не совсем соответствует миру первых христиан. «Магия» всегда имела много значений. Из того, что могут собрать ученые, само слово было заимствовано из персидского слова «магуш», которое, возможно, описывало класс жрецов, связанных с царями. Иногда эти «волхвы» изображались выполняющими гадания, ритуальными действиями или обучающими мальчиков, которые займут трон.

Греческие тексты сохранили это прежнее значение, а также добавили новые. Известный древнегреческий историк Геродот пишет, что персидские волхвы толковали сны, читали небеса и совершали жертвоприношения. Геродот использует греческое слово «магос». Софокл, греческий драматург, использует тот же термин в своей трагедии «Царь Эдип», когда Эдип ругает провидца Тиресия за заговор с целью свергнуть его.

Хотя оба этих греческих текста датируются приблизительно началом 400-х годов до нашей эры, слово «маг» имеет в каждом из них разные коннотации.

Семь фантазий о Гарри Поттере — самая продаваемая серия книг в мире: с момента публикации первого рассказа в 1997 году было продано более 500 миллионов романов.
Майк Кларк/AFP через Getty Images

Начиная с первого века до нашей эры, латинские авторы также адаптировали персидский термин как «маг».

Защищаясь на суде за совершение «злых магических деяний», философ II века Апулей утверждал, что он и был, и не был «волшебником». Он настаивал на том, что он похож на первосвященника или естествоиспытателя, а не на человека, который использует сомнительные средства для достижения желаемого. Что интересно здесь, так это то, что Апулей использует одну идею высокой философской магии для борьбы с другой идеей грубой, корыстной магии.

Христианство и магия

Первые христиане унаследовали эти разнообразные представления о магии вместе со своими римскими соседями. В их мире люди, которые совершали «магические» дела вроде экзорцизма и исцеления, были обычным явлением. Такие люди иногда также объясняли религиозные или философские тексты и идеи.

Это поставило перед раннехристианскими авторами проблему: если чудесные дела были довольно обычным явлением, как могла группа, стремящаяся привлечь последователей, конкурировать с «волшебниками»? В конце концов, Иисус и апостолы тоже совершали необыкновенные дела. Поэтому христианские писатели делали различия, чтобы возвысить своих героев.

Возьмите библейскую историю о волхве Симоне. В Деяниях 8 магические дела Симона соблазняют самаритян и убеждают их следовать за ним, пока евангелист Филипп не совершит еще более удивительные чудеса, обратив всех самаритян и Симона тоже. Но Симон срывается, когда пытается купить силу Святого Духа, побуждая апостола Петра упрекнуть его. В этой истории мы получаем грех симонии: покупка религиозного служения.

Как я уже говорил в другом месте, подобные тексты не отображают реальных событий. Это учебные пособия, направленные на то, чтобы показать новым адептам различия между добрыми христианскими чудотворцами и злыми магами. Первые новообращенные нуждались в таких историях, потому что чудотворцы были очень похожи друг на друга.

Христианство и нравственность

Некоторым древним людям рассказы о чудесах Иисуса, вероятно, не казались чем-то далеким от деяний, совершаемых магами за деньги на рынке. Фактически, отцы церкви должны были защищать Иисуса и апостолов от обвинений в занятиях магией. Среди них Ориген Александрийский, который в середине третьего века нашей эры защищал христианство от Цельса, языческого философа, который обвинял Иисуса в том, что он маг.

Цельс утверждал, что чудеса Иисуса ничем не отличались от магии, совершаемой рыночными колдунами. Ориген соглашался с двумя общими поверхностными сходствами, но утверждал, что они фундаментально различны, потому что маги забавлялись с демонами, а чудеса Иисуса приводили к нравственному преобразованию. Как и в случае с волхвом Симоном, разногласия Оригена с Цельсом были способом научить свою аудиторию тому, как различать нравственно подозрительных магов, стремившихся к личной выгоде, и чудотворцев, действовавших на благо других.

В раннехристианских историях волшебник Симон аморально использует магию, чтобы попытаться получить власть и влияние.
Метрополитен-музей

Древние авторы изобрели идею о том, что чудесам христиан присуще моральное превосходство над нехристианской магией, потому что древняя аудитория была так же увлечена магией, как и современная. Но, возвысив христианство над магией, эти писатели создали ложные различия, которые существуют даже сегодня.

Примечание редактора: эта статья была обновлена, чтобы прояснить роль Иисуса в раннем христианстве.

Магия | Определение, типы, история и факты

Ключевые люди:
Дай Вернон
Сэр Джеймс Джордж Фрейзер
Джон М. Купер
Уолтер Уильям Скит
Похожие темы:
жужу
заклинание
фокусник
очарование
магия

Просмотреть весь связанный контент →

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

магия , понятие, используемое для описания режима рациональности или способа мышления, который обращается к невидимым силам, чтобы влиять на события, вызывать изменения в материальных условиях или создавать иллюзию изменений. В рамках западной традиции этот способ мышления отличается от религиозного или научного; однако такие различия и даже определение магии являются предметом широких споров.

Природа и возможности

Практики, классифицируемые как магия, включают гадание, астрологию, заклинания, алхимию, колдовство, посредничество с духами и некромантию. Термин магия также используется в разговорной речи в западной популярной культуре для обозначения действий фокуса и ловкости рук для развлечения. Цель магии — приобрести знание, силу, любовь или богатство; исцелить или предотвратить болезнь или опасность; гарантировать производительность или успех в начинании; причинить вред врагу; раскрывать информацию; вызвать духовную трансформацию; обмануть; или развлекать. Эффективность магии часто определяется состоянием и действиями мага, который, как считается, имеет доступ к невидимым силам и специальные знания о подходящих словах и действиях для управления этими силами.

Явления, связанные или спутанные с магией, включают формы мистицизма, медицины, язычества, ереси, колдовства, шаманизма, вуду и суеверий. Магию иногда делят на «высокую» магию интеллектуальной элиты, граничащую с наукой, и «низкую» магию обычных народных практик. Также проводится различие между «черной» магией, используемой в гнусных целях, и «белой» магией, якобы используемой в полезных целях. Хотя эти границы часто неясны, магические практики имеют ощущение «инаковости» из-за сверхъестественной силы, которая, как считается, передается через практикующего, который является маргинализованной или стигматизированной фигурой в одних обществах и центральной фигурой в других.

Элементы магии

Магические действия включают слова (например, заклинания, заговоры или чары) и символические числа, которые, как считается, обладают врожденной силой, природные или искусственные материальные объекты и ритуальные действия, выполняемые магом или другие участники. Считается, что заклинание или заклинание черпают силу из духовных сил для совершения магии. Знание заклинаний или символических чисел часто бывает тайным (оккультным), и обладатель таких знаний может либо сильно почитаться, либо бояться. В некоторых случаях заклинание является наиболее уважаемым компонентом магического обряда или церемонии. Жители Тробрианских островов Меланезии, например, считали правильное использование правильных слов необходимым для эффективности выполняемого обряда. Среди маори Новой Зеландии сила слова считается настолько важной, что считается, что ошибки в публичном чтении вызывают бедствия для отдельных лиц или общества. Более того, подобно средневековым европейским заклинаниям, которые использовали архаичные языки и части латинской литургии, заклинания часто используют эзотерическую лексику, которая добавляет уважения к обрядам. Вера в преобразующую силу слов также распространена во многих религиях. Шаманы, духовные медиумы и мистики, например, повторяют определенные звуки или слоги, чтобы достичь экстатического состояния контакта с духовными силами или просветленного состояния сознания. Даже современная магия для развлечения сохраняет остатки заклинания с использованием термина 9.0045 абракадабра .

Материал

Во многих антропологических источниках объекты, используемые в магии, называются «лекарствами», отсюда и популярное использование термина знахарь для мага. Эти лекарства включают травы, части животных, драгоценные камни, священные предметы или реквизит, используемые во время представления, и считаются мощными сами по себе или усиливаются заклинаниями или ритуалами. В некоторых случаях лекарства, предназначенные для лечения, физиологически эффективны; например, мак широко используется в качестве анестезирующего средства, кора ивы используется некоторыми китайцами в качестве обезболивающего, а чеснок и лук использовались в качестве антибиотиков в средневековой Европе. Другие лекарства, предназначенные для причинения вреда, такие как экстракты жаб и буфадиенолиды, на самом деле являются известными ядами. Другие материалы имеют символическое отношение к предполагаемому результату, например, гадание по частям животных. В скапуломантии (гадании по овечьей плечевой кости), например, овечья кость отражает макрокосмические силы мироздания. В колдовстве маг может использовать что-то, принадлежащее намеченной жертве (например, волосы, обрезки ногтей или часть одежды) как часть ритуала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts