Церковь покрова пресвятой богородицы в измайлово: Собор (храм) Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове

Разное

Содержание

Собор (храм) Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове


Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове, где некогда находившееся там село было известно с 1571 году, когда впервые было упомянуто в летописи. В 17 веке Измайлово расширилось, обросло новыми землями, здесь был даже построен стекольный завод.

Конечно, старая деревянная церквушка, возникшая еще при Иване Романове, уже не могла соответствовать разросшемуся селу.

В 1680 году появляется новый Покровский Собор Пресвятой Богородицы из камня.

История собора


Здание получилось по истине грандиозным.

Высота центральной главы храма в Измайлово сравнима с шестиэтажным домом, что для тех времен было просто поразительно.

Иконостас оформили лучшие мастера, трудившиеся в Кремле, а также живописцы и резчики Ярославля, Костромы (московские творцы не могли в одиночку справиться с таким большим заказом).

Иконостас — пожалуй, единственная роскошь во внутренней отделке храма. В остальном все предельно просто и даже аскетично.

В 1849 г. по приказу Николая I к собору Покрова Богородицы в Измайлово пристраивается богадельня для солдат, раненных в войне 1812 года.

Чтобы присоединить здание к Собору, пришлось разобрать два крыльца. Сам Покровский храм прилично пострадал во время войны с Наполеоном: в его стенах французы устраивали пожары.

Правда, уникальный иконостас спасти тогда все же удалось.

Храм Покрова Богородицы в Советские годы


Переживший войну храм еще не знал, что с ним сделают в советское время.

Сначала в стенах Собора находился архив НКВД, а затем здание использовалось как овощехранилище (древние иконы служили полками, на которых размещали фрукты и овощи).

Видимо, благодаря такому предназначению иконы и сохранились. Хотя, может быть, не благодаря, а вопреки?

Стоит ли говорить о том, что большая часть икон с иконостаса попросту исчезла.

Вплоть до 1983 года, когда и началось восстановление святыни, состояние храма Покрова Богородицы в Измайлове было плачевным.

Процесс реставрации длился долго, с перерывами, а завершился лишь благодаря неравнодушным людям, которые написали на эту тему ряд статей, где призывали вернуть святыне ее былое назначение. А возможно, причиной просто стал грибок, которым были заражены стены храма, после чего хранить архив здесь стало небезопасно.

В 1990 году Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово был передан верующим.

Уцелевшие иконы возвращены на место, а в 2001 году в храме появился новый иконостас.

К сожалению, памятник 17 века, выполненный лучшими мастерами Руси, не сохранился. Он выжил в огне, а уничтожен был руками людей, наших предков.

Собор Покрова Богородицы расположен по адресу: Москва, Серебряный остров (городок имени Баумана), 1, стр.1, рядом с бывшей царской усадьбой, а теперь музеем «Государев двор».

Храмы моего города. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово.

Поделиться

Адрес храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово:

г. Москва, Измайлово, Серебряный остров, д.1, стр. 1.
Ближайшие станции метро «Партизанская» и «Измайловская»

Схема проезда до храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово:

Контакты:

+7 (499)166-36-41

Адрес сайта: http://www.hrampokrova.ru/index.php

«Сделать в старом селе Измайлове церковь каменную против образца соборныя церкви, что в Александровской слободе, без подклетов длиною меж стен девять сажень, поперечнику тож, а вышина церкви и алтаря как понадобится, да кругом той церкви сделать три ступени как доведется, а делать нам то церковное каменное дело, как подмастерье укажет».
Так говорится в подрядной записи о строительстве Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово.
И построили. Построили одно из грандиознейших сооружений России того времени. Однако выстроенный пятиглавый собор все-таки больше напоминал не Александровский, а кремлевский Успенский собор. Но только напоминал.
Строение получилось уникальным. С трех сторон к собору примыкали три нарядные крыльца, по одиннадцать ступеней в каждом (сегодня из трех сохранилось лишь одно). Уникально не имеющее аналогов в русской архитектуре вертикальное белокаменное обрамление двусветных окон и группы тонких белых колонок на фасаде.
Пять мощных луковичных глав собора считаются самыми большими куполами в Москве. Храмовые закомары и барабаны украшали узорчатые поливные изразцы «павлинье око» знаменитого белорусского мастера Степана Полубеса.
Уникальным было и внутреннее оформление. Сил москвичей для росписи огромного храма не хватило, и тогда были приглашены лучшие иконописцы из Ярославля, Костромы, Троице-Сергиева монастыря – всего над росписью Покровского собора трудились 40 мастеров. И по внутреннему убранству Покровский собор считался лучшим в Москве.
В итоге Покровский собор стал образцом, который копировали в других русских городах.
И кого только не видел на своем веку Покровский Собор! Довольно сказать, что на клиросе – было дело — пел юный Петр Первый, собор обожала его дочь Елизавета Петровна, часто бывали здесь и царевна Софья, и императрица Анна Иоановна…
Но вот 19-й век стал для собора несчастливым. В 1839-м было решено устроить здесь богадельню для инвалидов минувшей войны и поселить в ней 400 рядовых и 20 офицеров. Архитектор Тон, которому Николай I поручил работы, сломал два крыльца из трех и пристроил к Покровскому собору трехэтажные корпуса казарменного стиля. Зажатый с трех сторон высокими строениями, собор стал выглядеть менее величественно, но не утратил былого великолепия.
Святыней Покровского собора была чудотворная Иерусалимская икона Богоматери. По преданию, прототип этого образа был написан апостолом и евангелистом Лукой в Гефсимании. В 453 году икону перенесли из Иерусалима в Константинополь. Позже византийский император преподнес копию Иерусалимской иконы в дар святому князю Владимиру, который даровал ее новгородцам, когда они приняли христианство. Святыня пребывала в Софийском соборе Великого Новгорода, но в 1571 году Иван Грозный перенес ее в Москву, в Успенский собор. С подлинной Иерусалимской иконы и был сделан список для Измайловского собора в конце XVII века. А кремлевская святыня бесследно пропала из Успенского собора после нашествия Наполеона.
Измайловская Иерусалимская икона особо прославилась исцелениями во время страшной чумной эпидемии в Москве в 1771 году. После этого ее стали почитать чудотворной.
После восстановления Покровского собора икона возвратилась в свой храм. И сегодня обновленная Чудотворная икона Пресвятой Богородицы занимает почетное место в Измайловском Покровском соборе. И ждет вас, уповающих на ее помощь.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово / Православие.Ru

Покровский собор в Измайлове имеет удивительную
судьбу. Построенный в уникальной царской резиденции в
далеком XVII веке, он запечатлел в себе, словно каменная
летопись, все самые славные и самые трагические эпохи
русской истории.

«Во селе, селе Измайлове»



Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово

В древности в густых, дремучих лесах близ
будущего села Измайлова проходила дорога, которая
связывала владимиро-суздальские земли с запад­ными
– смоленскими и брянскими. По ней ездили и
Владимир Мономах, и его сын Юрий Долгорукий в те
времена, когда и Москвы еще не было. А потом эта дорога
соединила Москву с Суздалем. Стромынкой она была
названа после того, как преподобный Сергий Радонежский
по просьбе Димитрия Донского основал в 1378 году
Успенский монастырь в селе Стромынь, лежавшем подле
этой дороги. В первой четверти XIV века лес в восточных
окрестностях Москвы принадлежал слуге Ивана Калиты
– Васильцу, который промышлял в нем
бортничеством. По его имени был назван Васильцев стан,
где лес потом частично вырубили и завели села. К
Васильцеву стану, как утверждали дореволюционные
историки, и относилось древнее село Измайлово.

Начальная история Измайлова очень туманна и противоречива.
Множество дискуссий идет о происхождении его имени, и
существует несколько путанных, взаимоисключающих версий.
Часть исследователей предполагают, что оно произошло от
фамилии ранних владельцев, которыми могли быть бояре
Измайловы, ведшие свой род от знатного татарского выходца
Ивана Шая. В XIII веке он перешел на службу к рязанскому
князю, принял крещение, и его внук звался Измаилом, от
которого пошли Измайловы. А может быть, Измайлово вовсе
было названо не от фамилии. Маститый историк И.М. Снегирев
признавал, что «доселе наверное не известно, от чего
получило свое название Измайлово» и считал
возможным, что имя Измайлово перекочевало в Москву из
Нижнего Новгорода: когда царь Алексей Михайлович завел
здесь грандиозное хозяйство, потребовалось множество
рабочих, и он переселил сюда крестьян из села Измайлово
Нижегородской губернии. Можно встретить и такое
оригинальное мнение, что Измайлово было названо по имени
любимого шута царя Алексея Михайловича – Измаилки.

Все это лежит в области гипотез. Достоверная история
Измайлова и его владельцев начинается со времени правления
Ивана Грозного. После женитьбы на Анастасии Романовне царь
пожаловал брату своей жены, боярину Никите Романовичу
Захарьеву-Юрьеву, Измайлово с деревнями в вотчину –
в наследственное родовое владение. (Кстати, тогда же царь
пожаловал ему и село Рубцово, где потом тоже находилась
царская резиденция Романовых.) О времени пожалования тоже
нет единых мнений. Наиболее вероятно, что это произошло в
1550 году, когда царь решил расселить в пределах Москвы
свою «избранную тысячу», то есть окружить
Москву вотчинами особо преданных ему людей, чтобы в любой
момент их можно было срочно созвать в столицу. Среди
«избранных» был и царский шурин. Есть и другое
мнение, основанное на записях в писцовых книгах, что
Измайлово принадлежало боярину Никите Романовичу с 1573
года, поскольку оно упоминается письменно в 1570-х годах
как его вотчина.

Так или иначе, владельцем Измайлова стал боярин Никита
Романович, отец патриарха Филарета и дед первого царя из
династии Романовых – Михаила Федоровича. Кстати,
именно он основал в Москве Никитский монастырь, давший имя
Большой и Малой Никитским улицам, и вообще оставил по себе
очень добрую память. В своей новой резиденции царь
предавался охоте и садоводству. По легенде, ему, а не
Борису Годунову, царь Феодор Иоаннович будто бы
намеревался оставить престол, что вызвало лютую ненависть
Годунова к Романовым.

Никита Романович умер в 1586 году, оставив семерых
сыновей. По имени деда, Романа Юрьевича Захарьина, они
получили фамилию Романовы и при Борисе Годунове были
подвергнуты страшной опале: их обвинили в замысле отравить
царя. Старший брат Федор Никитич был насильно пострижен в
монахи с именем Филарет. Измайловская вотчина еще год
принадлежала Михаилу Никитичу, но потом и он был сослан, и
умер в изгнании. Младший, болезненный Иван Никитич по
прозвищу Каша вернулся в Москву из двухлетней ссылки и
укромно прожил в ней до смерти Годунова. Лжедмитрий I
вернул ему родовую вотчину и пожаловал в бояре, а потом он
вошел в правительство Семибоярщины.

Измайлово тоже «участвовало» в сражениях
Смутного времени. В 1609 году полководец Михаил Васильевич
Скопин-Шуйский поставил близ Измайлова небольшое
деревянное укрепление и разбил отряд поляков. Часть ученых
считает, что вотчина вернулась во владение Романовых и
стала принадлежать Ивану Никитичу не позднее 1623 года. И
все же вероятней, это чуть произошло раньше. О том
свидетельствует факт основания в Измайлове Покровской
церкви.

С избранием на русский престол Михаила Романова боярин
Иван Никитич, приходившийся ему дядей, стал одним из самых
близких к царю лиц. В это время в Измайлове появилась
первая деревянная Покровская церковь о трех главах-шатрах.
Считают, что она была сооружена не позднее 1640 года, то
есть при жизни Ивана Никитича. А вот основана она была в
1619 году в честь победы над польским королевичем
Владиславом, претендовавшим в Смуту на русский престол.
Победа была одержана в ночь на праздник Покрова 1 октября
1618 года, когда Владислав вместе с гетманом Сагайдачным
попытался приступом снова взять Москву и предпринял
решительный штурм стен Белого города в районе Тверских
ворот, которые, кстати, поручено было охранять Ф. Ф.
Пушкину, предку поэта, и у Арбатских ворот, защищавшихся
князем Д.М. Пожарским. В ту ночь вражеские войска были
напрочь отброшены от стен Москвы – это было
фактическое окончание Смутного времени. В победе москвичи
увидели зримый знак покровительства Пресвятой Богородицы.
Это была первая военная удача Романовых, которые в своей
резиденции в Рубцове и построили благодарственную
Покровскую церковь. По царскому примеру тогда же появились
Покровские церкви в Медведкове – вотчине князя
Пожарского, в Филях – вотчине Мстиславских и в
Измайлове – вотчине боярина Ивана Никитовича
Романова.

В 1640 году Иван Никитич умер, оставив Измайлово сыну,
Никите Ивановичу, которого называли «первым богачом
после царя». В его доме водились книги, часы
заморские, музыкальные инструменты, слуги в ливреях. Более
того, боярин пожелал кататься по водам Яузы и Серебрянки,
для чего выписал себе из Англии ботик. Этот-то знаменитый
ботик, «дедушку русского флота» и обнаружил
потом в Измайлове юный Петр I. И именно Никита Иванович,
не прекращая охоты, заложил великое будущее Измайлова и
завел здесь передовое хозяйство, которое стало
предшественником грандиозного экономического эксперимента
царя Алексея Михайловича.

«Бог создал свет, а человек украсил»



Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово

В 1654 году после смерти боярина Никиты
Ивановича Измайловская вотчина отошла в казну и стала
цар­ским владением. Ее территория простиралась от
Черкизова на севере до Гиреева и Кускова на юге.
Сначала Алексей Михайлович только охотился здесь, но в
1660-х годах, после Медного бунта и войны с Польшей,
когда отечественная экономика была в упадке, решился на
отважный шаг – устроить здесь образцовое
экспериментальное хозяйство. Его значение нельзя
сводить исключительно к сельскохозяйственным
экспериментам. Набожный царь создавал здесь поистине
райский островок.

Сад на Руси издревле назывался раем: в мировоззрении
средневекового человека сад считался образом Эдема. Москва
как Третий Рим, как мировая православная держава,
устраиваемая во образ Небесного града – Царствия
Божия, уподоблялась раю и через свои благоухающие сады.
Оттого для садов в Москве тщательно выбирались подходящие,
глубоко символические места: помимо Кремля и
Замоскворечья, устроенных во образ Гефсиманского сада, это
были государевы резиденции, в том числе и Измайлово. В них
обязательно должны были находиться яблони, как символ
древа познания добра и зла, и виноград – образ
Самого Христа. В Москве с виноградом были понятные
трудности, которые пытались решить двумя путями.
Во-первых, заменой винограда на крыжовник, прозванным
«северным» или «русским»
виноградом. Такую замену придумал Аверкий Кириллов,
ведавший царскими садовниками, чьи знаменитые палаты стоят
на Берсеневской набережной. Кстати, крыжовник именовали на
Руси «берсенем». Возможно, он и дал название
московской набережной. Во-вторых, попытками развести
собственный виноград, что и делалось в Измайлово.

Главные московские сады находились в Кремле. Их называли
«красными», услаждающими красотой ярких цветов
и необыкновенным ароматом душистых растений. Древние сады
обязательно должны были благоухать и поражать воображение
необычным, чудесным, а также услаждать слух, для чего на
деревьях развешивались клетки с певчими птицами.
Аналогичные сады создавались и в царских резиденциях.

Алексей Михайлович решил устроить в Измайлове образцовое
хозяйство нового типа, чтобы собрать в нем лучшее, что
могла тогда иметь Россия из своего и импортируемого, и
распространить этот опыт по всей стране, а также
избавиться от дорогостоящего импорта шелка, лекарств,
хлопка, пряностей, научившись разводить все это у себя.
Подобные новшества могли плохо восприниматься
невежественной публикой, а царский сад был не только
передовым, но и свободным от всяких мнений. Царь придавал
свой авторитет всему, что росло в его саду, и, главное,
подавал пример для повсеместного подражания –
недаром он щедро раздавал семена своим приближенным.
Измайлово считается едва ли не первым в Европе примером,
когда царская резиденция одновременно была и образцовым
вотчинным хозяйством.

Здесь было все: огромные пашни с хлебом, причем зерно на
первый посев взяли у патриарха в благословение, оранжереи
с теплицами, кишащие дорогой рыбой пруды, которым царь сам
дал названия – Лебедянский, Серебряный (по преданию,
его дно и берега были выложены серебром), Виноградный,
Просяной… Летом царевны сами пускали в пруды рыбок
и очень любили их кормить. Был еще Зверинецкий пруд для
большого зверинца, где водились леопарды, рыси и даже
белый медведь, а главное, лев и львица, подаренные царю
Алексею Михайловичу персидским шахом. На птичьем дворе
расхаживали дивные павлины, напоминавшие сказочных птиц.
Одновременно Измайлово имело и чисто хозяйственное
назначение. Например, в Пиявочном пруду разводились пиявки
в лечебных целях, а Стеклянный пруд был выкопан для
производственных нужд стекольного завода, для которого
царь выписал из Европы мастеров «самых
добрых», работавших в традициях венецианских
стеклодувов. Они изготовляли посуду для царского стола и
дорогие изделия для подарков.

Главной же мечтой был собственный виноград. В августе 1665
года астраханский садовник Василий Никитин привез в Москву
первые виноградные кусты, и высшей царской гордостью стал
Виноградный сад с беседками, увитыми виноградной лозой.
Это был первый виноград, разведенный в Москве. Далее
следовали Вишневый, Грушевый, Сливовый и даже Тутовый сад,
где выращивали шелковичные деревья. В парниках и
оранжереях росли дыни и арбузы, грецкие орехи, миндаль,
кизил, перец, пряности, мак, хлопок и даже финиковые
пальмы. В саду на берегу Серебрянки разводили шиповник,
барбарис, крыжовник, сирень, различные сорта яблонь. В
садах выращивались и редкие лекарственные травы, что
сделало Измайлово предшественником Ботанического сада.
Царь строго соблюдал московскую религиозную традицию
своего сада: здесь выращивались удивительные редкие и
заморские растения. Приглашенные голландские и немецкие
садовники разводили особо душистые цветы, белые лилии,
махровые пионы, тюльпаны, гвоздики. Все это диво, изобилие
и благоухание символизировало изобилие райского сада,
Божию благодать и чудо.

Однако царь-новатор заинтересовался и иностранными садами.
В Измайлове был устроен один из первых в России регулярный
сад с обманными перспективами, лабиринтом
«Вавилон» и фонтанами в виде звериной пасти,
из которой била вода. Его сравнивали с лучшими садами
Европы, иностранцы дивились, и Измайлово называли
«новым Версалем» царя Алексея Михайловича, к
великому удовольствию русского монарха. Для своего
уникального хозяйства царь выписал опытных садовников и
агрономов из русских областей и монастырей, а также
специалистов из Европы. Причем для возделывания каждого
вида растения был призван работник из той местности, где
их традиционно возделывали. Из Астрахани переселили
умельцев выращивать арбузы, льноводов – из Пскова,
выращивать лекарственные травы и разводить цветы
пригласили европейских мастеров. А для возделывания
винограда из Киева приехал садовник Межигорского монастыря
старец Филарет, которого поселили в кремлевском Чудовом
монастыре, сопровождать старца в поездках к измайловским
виноградникам царь доверил своему другу боярину Артамону
Матвееву. Сей боярин приложил немало сил к процветанию
Измайлова, став фактическим его опекуном, и ведая всем, от
строительства местных храмов до поступления семян. В
качестве же рабочих рук, обслуживавших это гигантское
хозяйство, Алексей Михайлович приказал переселить в
Измайлово дворцовых крестьян из Костромского и
Владимирского уездов. Причем велел отбирать
«добрых, радетельных и не гордых» и разведать
«подлинно, чтобы воров не было». В 1676 году
для слободы этих переселенцев в Измайлове построили
приходской храм в честь Рождества Христова.

В 1660-х годах парадная резиденция в Измайлове
превратилось в остров: из-за выкопанных прудов государев
двор, где стояли дворец и деревянный Покровский храм,
оказался в прямом смысле слова на острове, окруженном
водой. На него попадали через каменный арочный мост,
который вел к парадной Мостовой башне. В ее нижнем ярусе
располагалась караульня, а в среднем ярусе часто проходили
заседания Боярской думы, когда Алексей Михайлович пребывал
в Измайлове, отсюда ее второе название — Думская
башня. В самом же верхнем ярусе, где была звонница
Покровской церкви, будто бы находилась царская молельня, а
также дозорная, откуда караульные следили за окрестностями
и принимали сигналы об опасности.

В 1665 году на парадной части государева двора среди садов
был построен сказочный деревянный дворец, имевший, по
рассказам очевидцев, 300 башен. Царь Алексей Михайлович
всегда ездил в Измайлово к обедне на храмовые праздники и
останавливался во дворце. А царица Наталия Кирилловна
любила проводить здесь лето. Издавна существует мнение,
что в Измайловском дворце родился Петр I. И будто бы в
честь его рождения Алексей Михайлович приказал построить в
Измайлово каменный Покровский собор на месте деревянного.

«Освященное пятиглавие»



Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово

Рождение Петра в Измайлове – пока еще
тема научных дискуссий, хотя иные ученые считают этот
факт вполне доказанным. Местом рождения первого
русского императора еще называют и
Петровско-Разумовское, и Коломенское, хотя почти никто
не сомневается, что он родился в Кремле. А вот
величественный собор в Измайлове на государевом дворе
уже был необходим, когда близ старого деревянного храма
не только выросла громадная вотчина, но и появилась
царская парадная резиденция. Строительство
великолепного собора должно было увенчать весь замысел
набожного царя, осенить его Измайлово. В мае 1671 года
Артамон Матвеев заключил подряд с артелью муромских и
ярославских каменщиков на строительство нового
Покровского собора. Это было за год до рождения Петра
I.

Расхожа легенда, что по предложению Артамона Матвеева
каменный Покровский собор был построен по образу
Успенского собора Московского Кремля. Он возводился
намеренно огромных размеров, чтобы совершать в нем
праздничные богослужения во время приема государевых
гостей. Подтвержденная же документами версия гласит, что
за образец был принят Покровский собор Александровой
слободы, как храм старинной царской резиденции. Однако
выстроенный пятиглавый собор действительно больше
напоминал кремлевский Успенский собор.

Строил его царский архитектор Иван Кузнечик, тот самый,
который возвел по желанию Алексея Михайловича и по просьбе
его духовника отца Андрея Постникова замечательную церковь
святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке. И в
Покровском соборе храмовые закомары и барабаны украсили
узорчатые поливные образцы «павлинье око»
знаменитого белорусского мастера Степана Полубеса.
Внутреннее убранство собора было оформлено в традициях
того времени: еще была настенная роспись (лишь при царевне
Софьи появилась мода вовсе не расписывать стены), но с
великолепным иконостасом, в котором сосредотачивалась вся
красота и благолепие храмового интерьера. (Теперь мы видим
восстанавливаемый иконостас совсем иным, а о подлинном
огромном пятиярусном иконостасе 1679 года, пропавшем в
советские годы, можно судить только по эпохе, да по именам
мастеров, изготовивших и расписавших его.) Первыми были
приглашены царские мастера Оружейной палаты, в их числе
Карп Золотарев, создавший чуть позднее дивный иконостас
Покровской церкви в Филях; Василий Познанский,
расписывавший дворцовую Распятскую церковь в Кремле; Федор
Зубов, участвовавший в росписи кремлевского собора 12
апостолов и Верхоспасского собора при Теремном дворце. А
для Покровского собора Зубов написал храмовый образ
Покрова Богоматери. Сил москвичей для росписи огромного
храма не хватило, и тогда были приглашены лучшие
иконописцы из Ярославля, Костромы, Троице-Сергиева
монастыря – всего над росписью Покровского собора
трудились 40 мастеров. Примечательно, что его иконостас
был сделан по древнему до-никоновскому образу – без
Распятия наверху, но, по всей вероятности, его рама все же
была украшена пламенеющей резьбой, символизировавшей плоды
и изобилие райского сада, как это было в современном ему
иконостасе кремлевского Архангельского собора или чуть
позднее в церкви Покрова в Филях. Ведь недаром по
внутреннему убранству Покровский собор считался лучшим в
Москве. В самом его центре стояло расписное патриаршее
место, а на западной стороне были устроены хоры для
царской семьи, что свидетельствовало о статусе собора.
Роль колокольни исполняла Мостовая башня – звонницу
устроили в ее верхнем ярусе.

В январе 1676 года в самый разгар работ Алексей Михайлович
скоропостижно умер, и отцовский замысел окончательно
воплощал царь Федор Алексеевич. Он приказал сделать собор
еще более величественным и богато украшенным. Покровский
собор прославился своими размерами. Пять его мощных
луковичных глав считаются самыми большими куполами в
Москве. Оттого он и напоминал кремлевский Успенский собор
и Смоленский собор Новодевичьего монастыря. Потом он сам
стал образцом, который копировали в других русских
городах.

1 октября 1679 года в канун праздника Покрова патриарх
Иоаким торжественно освятил собор в присутствии царя
Федора Алексеевича. С тех пор в храмовый праздник в нем
служили патриархи Иоаким и Адриан, а по преданию, здесь
порой совершал богослужения и святитель Димитрий
Ростовский.

Святыней Покровского собора стала чудотворная
Иерусалимская икона Богоматери. По преданию, прототип
этого образа был написан апостолом и евангелистом Лукой в
Гефсимании, и он был самым первым из всех икон Богоматери,
созданных им. Эту икону святой Лука написал в 15-й год по
Вознесении Господнем и в год Успения Пресвятой Богородицы
для иерусалимской общины христиан – отсюда и
название. В 453 году икона была перенесена из Иерусалима в
Константинополь. После нашествия руссов на Херсонес
(Севастополь) византийский император преподнес копию
Иерусалимской иконы в дар святому князю Владимиру, который
даровал ее новгородцам, когда они приняли христианство.
Святыня пребывала в Софийском соборе Великого Новгорода,
но в 1571 году Иван Грозный перенес ее в Москву, в
Успенский собор. С подлинной Иерусалимской иконы и был
сделан список для Измайловского собора в конце XVII века.
А кремлевская святыня бесследно пропала из Успенского
собора после нашествия Наполеона. Встречается утверждение,
что она была увезена неприятелем в Париж и ныне хранится в
Соборе Парижской Богоматери. Так или иначе, в Кремле ее
заменили точным списком, который прежде хранился в
кремлевской церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на
Сенях.

Измайловская Иерусалимская икона особо прославилась
исцелениями во время страшной чумной эпидемии в Москве в
1771 году. После этого ее стали почитать чудотворной. А в
сентябре 1866 года она помогла остановить холерную
эпидемию, надвигавшуюся на Москву с юга. Жители южных
окраин Москвы попросили отпустить к ним эту икону для
совершения молебнов и вознесения общей молитвы перед ней.
В особом ковчеге на руках чудотворный образ пронесли с
крестным ходом из Измайлова через Коломенское, Нагатино,
Новинки и Дьяково, где перед ней беспрестанно совершались
молебны, после чего эпидемия остановилась. Более того, в
селе Дьякове близ Коломенского в день пребывания святыни
чудесно исцелилась от слепоты семилетняя крестьянская
девочка, из семьи старообрядцев, которую мать втайне от
родных привела поклониться православной чудотворной иконе
и сама усердно помолилась перед ней. На глазах у девочки
появились слезы, а потом она прозрела. После этого многие
старообрядцы поклонились иконе, дав обещание вернуться в
Православную Церковь.

Престольный праздник собора Измайлова приходится на
осеннюю пору, считавшуюся лучшим временем для совершения
свадеб. Осенью сюда всегда приезжали царевны и по традиции
молились в Покровском соборе о счастливом замужестве. По
старинному поверью, такая девичья молитва будет услышана
Пресвятой Богородицей, если молитвенница вознесет ее
именно в Покровской церкви и затеплит свечу перед храмовым
образом. А ведь царевны были обыкновенными девушками.

Измайловская летопись

Царь Федор Алексеевич, имевший великую охоту к
строительству, принялся сооружать в Измайлове обширный
новый государев двор с хоромами. Тогда был построен, еще
более причудливый деревянный дворец с резными крыльцами и
резными гребнями, украсившими его кровли. В 1678 году царь
основал при этом дворце деревянную домовую церковь святого
Иоасафа, царевича Индийского. По одной из версий, этот
святой был небесным покровителем недавно почившего
патриарха Иоасафа II, в честь чего и появились в Москве
два посвященных ему храма – в Измайлове и в
Новодевичьем монастыре.

Царь Федор Алексеевич проводил в Измайлове лето. После его
смерти в 1682 году Измайлово становится любимой
резиденцией царевны Софьи, обожавшей сады. Однако она не
продолжила в нем отцовское дело, а страстно увлеклась
городскими садами, зато в 1683 году построила в Измайлово
каменную церковь святого Иоасафа, которую считают первым
образцом московского или «нарышкинского»
барокко. Однако религиозный характер Измайлова все более
уступал место светскому.

Кроме царевны Софьи, здесь жил ее брат царь Иван
Алексеевич, соправитель юного Петра, но главные станицы
истории Измайлова связаны с именем самого Петра I. Как
считается, после смерти отца он здесь никогда не жил, но
часто гостил у брата. Здесь он бывал в детстве, читал и
пел на клиросе Покровского собора, здесь проходили маневры
и баталии петровских потешных полков. Здесь же, в
Измайлово, на льняном дворе молодой Петр нашел английский
ботик боярина Никиты Ивановича. Починить его взялся
голландский корабельный мастер Брандт, участвовавший еще в
строительстве первого русского корабля «Орел»,
сожженного по приказу Стеньки Разина. И Петр с восторгом
плавал на ботике по Яузе и Измайловским прудам, потому что
сей ботик, в отличие от русских судов того времени, мог
плавать против ветра. Кстати, когда в Измайлове Петру
стало тесно, он перенес свои плавания на озера села Косино
и, по преданию, в память о том подарил местной церкви
чудотворную Моденскую икону.

Здесь же, в Измайлово, в 1689 году поймали сторонника
Софьи, начальника Стрелецкого приказа Федора Шакловитого,
участвовавшего в заговоре против Петра. После опалы Софьи
Петр подарил Измайлово своему брату Ивану, где
расположилась его загородная резиденция. По другой версии,
он сперва ненадолго заточил здесь Софью, потом перевел ее
в Новодевичий монастырь, и тогда только предоставил
Измайлово Ивану Алексеевичу. А после смерти брата в 1696
году отдал владение вдове Прасковье Федоровне, которая
поселилась тут с дочерьми Екатериной (матерью Анны
Леопольдовны, будущей регентши престола при малолетнем
Иоанне Антоновиче), Прасковьей и Анной – будущей
императрицей Анной Иоанновной, которая провела в Измайлове
свое детство и полюбила его на всю жизнь.

Однако Петр не забывал Измайлово. Он принимал здесь
иностранных послов и объявил Измайлово заповедником. Когда
ему сообщили, что в Измайловских лесах появились вольные
охотники, он кратко распорядился отсылать таковых в
Преображенский приказ.

И все же, когда столица была перенесена в Петербург,
значение Измайлова упало – оно превратилось в тихую
загородную резиденцию. Лишь в короткое царствование Петра
II в нем снова закипели охотничьи страсти – юный
государь предавался здесь охоте все время своего
пребывания в Москве. Затем в Измайлово возвратилась со
свитой царственная Анна Иоанновна и после коронации в
апреле 1730 года провела лето в Измайловском дворце, где
принимала восточных послов из Хивы и Бухары. Близ дворца
встали лагерем оба лейб-гвардейских полка –
Преображенский и Семеновский. Однако, не доверяя им и
опасаясь переворота, ибо популярностью у них она не
пользовалась, Анна Иоанновна в том же 1730 году создала
себе из «верных людей» – «из
лифляндцев, эстляндцев, курляндцев и прочих нацей
иноземцев и из русских», – третий гвардейский
полк, названный по ее резиденции Измайловским.
Командование им было поручено графу Левенвольду, а в 1735
году императрица приняла на себя звание полковника
Измайловского полка. К чести своей, он немало послужил
Отечеству в дальнейшем.

В Измайлове Анна Иоанновна иногда собирала Сенат, причем
его заседания проходили в той же Мостовой башне, где при
Алексее Михайловиче заседала Боярская дума. Оттого башня
получила очередное прозвище – Сенатская. Еще
императрица пожелала иметь в Измайлове новый зверинец,
один из крупнейших в Европе. И сама нередко охотилась в
Измайловских лесах вместе с Бироном.

Наконец, в Измайлово прошли детские и юные годы будущей
императрицы Елизаветы Петровны. Она получила хорошее
религиозное воспитание, была очень набожной, особенно
любила слушать церковное пение и регулярно посещала
Покровский собор. Предание гласит, что позднее Елизавета
приказала провести в Измайлове Главную аллею, которая вела
в село Перово к ее фавориту графу А.Г. Разумовскому. А еще
для нее построили в Измайлове Охотничий замок, так как
царственная дочь Петра тоже любила охоту и предавалась ей
с племянником Петром Федоровичем, будущим императором
Петром III.

Екатерина II Измайлово не жаловала. При ней снесли
обветшавший деревянный дворец и разобрали арочный мост,
уцелела только Мостовая башня. К тому времени от
измайловского хозяйства не осталось и следа, даже пахотная
земля была роздана крестьянам под денежный оброк.
Измайлово превратилось в придворное охотничье угодье. В
1780 году грозовая молния ударила в главу церкви святого
Иоасафа, словно в предупреждение о грядущих тяжелых
временах.

Отечества героям

В 1812 году Измайлово захватил Наполеон. Его полчища
разграбили и осквернили Покровский собор, где они
разжигали костры, чтобы согреться от осеннего холода.
Чудом сохранился иконостас собора, но от огня треснул свод
храма и накренился главный купол. Богослужения были
прекращены, и потом собор долго не восстанавливался. И
его, и само Измайлово ждали большие перемены.

В 1837 году исполнялось 25-летие Отечественной войны, и в
Москву на торжества приехал император Николай I. Он
посетил Измайлово и сделал поистине царский подарок на
юбилей героям 1812 года: решил отдать свое родовое
владение под военную богадельню для инвалидов
Отечественной войны. Согласно уставу, в нее принимали на
призрение отставных офицеров и нижних юнкерских чинов,
получивших на войне увечья, больных или старых, не имеющих
возможности по этим причинам самим «снискивать себе
пропитание трудами». Здесь должны были обрести приют
и врачебную помощь герои Бородина и Тарутина,
Малоярославца, Красного, взятия Парижа, но потом к ним
прибавились инвалиды Крымской, Турецкой и других войн,
которые вела дореволюционная Россия. Богадельня получила
имя Николаевской по имени своего основателя.

Строить ее государь поручил своему любимому архитектору
К.А. Тону, который только что победил на конкурсе проектов
храма Христа Спасителя, возводимого тоже в память
Отечественной войны. Однако в отличие от того храма здесь
чутье гениальному мастеру отказало. Постройка Николаевской
богадельни всеми была признана неудачной. Он пристроил
вплотную к собору с трех сторон – северной, южной и
даже восточной алтарной части – три многоэтажных
корпуса, сообщающихся с храмом; снеся два прекрасных
храмовых крыльца, он соединил южную и северную стены
собора внутренними воротами с корпусами богадельни, чтобы
лежачие инвалиды могли при открытых дверях слушать службу
в храме. Так Покровский собор стал домовым храмом
Николаевской богадельни, но был совершенно обезображен
этими нелепыми пристройками. Зато его тогда же прекрасно
отреставрировали приглашенные живописцы Петербургской
императорской академии художеств, а возглавлял работы друг
художника Тропинина – А.С. Ястребилов. Москва
обязана ему и созданием знаменитого Московского училища
живописи, ваяния и зодчества, выросшего из
«натурного класса» художников, который
Ястребилов основал в 1832 году.

Восстановленный Покровский собор был освящен в 1847 году,
хотя часто называют и другую дату – 1849 год,
поскольку в апреле того года была торжественно освящена
Николаевская богадельня в присутствии императора Николая I
и великого князя Александра Николаевича. Статус богадельни
подчеркивался тем, что в ней устроили царские парадные
покои на случай, если государь или члены его семьи
пожелают навестить призреваемых.

При этом Измайлово посещали все желавшие. Здесь побывали
все его историки, в том числе А. Ф. Малиновский, И.Е.
Забелин и И.М. Снегирев, видевший тут потомственных
садовников и бывших смотрителей зверинца, упраздненного в
начале XIX века. Александр Дюма приехал в Измайлово искать
место, где Петр I нашел легендарный ботик, а И.А. Бунин
особенно восторгался церковью святого Иоасафа, которой
оставалось жить считанные годы.

Уход и возврат

После Октябрьской революции Николаевская богадельня была
закрыта, а в 1927 году затворились двери и Покровского
собора. Еще в июне 1922 года собор как памятник истории
осмотрели члены Комиссии по изучению старой Москвы
Московского археологического общества вместе с А.М.
Васнецовым. Они отметили хорошее состояние иконостаса
времен царя Федора Алексеевича, уцелевшего при Наполеоне.
Однако уже в 1928 году наиболее ценные иконы исчезли, лишь
святыня храма, чудотворная Иерусалимская икона, была
передана в измайловский храм Рождества Христова. Иконостас
уничтожили, а богатую утварь и убранство собора, по
свидетельству старожилов, вывозили подводами. В Покровском
соборе разместился архив НКВД, потом овощной склад, причем
из оставшихся образов пророческого и праотеческого ярусов
иконостаса сделали полки для ящиков. Только в 1960-е годы
часть уцелевших икон передали музею древнерусской живописи
имени Андрея Рублева в Спасо-Андрониковом монастыре. А
состояние бесценного Покровского собора тогда сильно
взволновало художника Павла Корина, и он писал в газетах о
необходимости сохранить сказочные изразцы, «открытые
всем ветрам и дождям», и соорудить навесы над
единственным (западным) крыльцом, оставшимся после
постройки богадельни. В народе бродили слухи о тайниках и
подземных ходах под собором, где будто бы хранились клады
с несметными сокровищами и старинным оружием.

Медленная реставрация интерьера собора началась в 1980-х
годах, когда здание готовили под концертный зал.

А на самом острове вместо богадельни вплотную к собору
расположился один из первых в Москве «рабочих
городков» имени Баумана – революционный опыт
по социалистическому общежитию. В 1923 году эту территорию
отдали заводу «Салют», который приспособил
корпуса бывшей богадельни под традиционные коммуналки, но
с полностью обеспеченной сферой обслуживания: рядом были
школа, поликлиника, магазин, библиотека, ясли. Церковь
святого Иоасафа закрыли в 1930 году и вскоре снесли.

В 1935 году согласно известному Генплану реконструкции
столицы подмосковное Измайлово вошло в черту Москвы, да
еще и в привилегированный Сталинский район. В годы Великой
Отечественной войны здесь находился военный аэродром,
защищавший Москву от налетов, а также секретный бункер
Сталина.

После войны остатки «рабочего городка» на
острове расселили и передали здания учреждениям. С 1987
года здесь расположился филиал Государственного
Исторического музея. Уже на следующий год на Мостовой
башне поднялся трехцветный флаг, ибо в Измайлове шли
занятия исторического общества «Россия
молодая». Это благое начинание было добрым
предзнаменованием: в ноябре 1991 года была
зарегистрирована православная община Покровского собора, а
в 1994 году его здание возвращено Церкви.

Теперь великолепные чешуйчатые купола Покровского собора,
похожие на крупные черные грозди, возвышаясь над кронами
деревьев, служат путеводной звездой к храму для каждого,
кто хочет его посетить. Внутри собор прекрасно
отреставрирован, хотя и не полностью, зато ему вернули
несколько уцелевших образов старого иконостаса, что
находились в музее Спасо-Андроникова монастыря, и они
нуждаются в дорогостоящей реставрации. Главной же радостью
стало возвращение чудотворной Иерусалимской иконы, которая
находится на правом столбе храма. Ей можно вновь
поклониться и затеплить свечу. Особенно перед ней молятся
о детях или в самых отчаянных, безвыходных положениях.

Отрадно, что у вновь действующего храма уже сложилась своя
современная традиция. В 1998 году напротив храма
установили памятник Петру I работы скульптора Льва
Кербеля, в память о его первом плавании на найденном
ботике. И теперь в Измайлове отмечают день рождения Петра
Великого с участием ветеранов морского флота, городских
властей и молодежи. В этот день в Покровском соборе
совершаются панихиды в память государя.

В октябре 2006 года под сводами собора отмечалась и другая
памятная дата русской истории: 310 лет с того дня, когда
Боярская дума по воле Петра постановила: «Морским
судам – быть», что стало началом создания
русского флота. В тот день в Покровском соборе был
отслужен благодарственный молебен о здравии российских
моряков.

Ныне московские власти готовятся восстановить церковь
святого Иоасафа, каменный арочный мост и историческую
усадьбу Измайлово, обещая, что она будет воссоздана
следующей после Царицына. Н.Н. Евтихиев, префект ВАО,
предложил поставить здесь и памятник царю Алексею
Михайловичу. Все это станет грандиозным подарком для
москвичей.

А Покровский собор очень нуждается в реставрации, ибо
восстановлен он далеко не полностью. Ему требуется
воссоздание хоров, роспись иконостаса и стен, написание
икон, многочисленные технические работы. Приход и
настоятель храма протоиерей Владимир Бушуев надеются на
помощь москвичей. Благотворительный фонд
«Анастасиос», главный попечитель Покровского
собора, просит вносить пожертвования для его дальнейшего
восстановления.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове

Идемте в Измайлово, на остров. К замечательному храму на территории бывшей царской усадьбы.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове построили в 1671–1679 годах на месте старой деревянной шатровой церкви, остававшейся от поместья Никиты Романова, дедушки Петра Великого. Работы выполнялись под руководством подмастерья каменных дел Ивана Кузнечика костромскими мастерами-каменщиками братьями Медведевыми.

Удивительно изразцовое убранство собора. В центральной части собора мы видим изразцы с узором «павлинье око», а на боковых — со стилизованными цветами и розетками, насчитывающими одиннадцать видов рисунков. Создатели изразцов на Покровском соборе — мастер Степан Иванов по прозвищу Полубес и Игнат Максимов. Иконостас изготовили в мастерской знаменитого иконописца Симона Федоровича Ушакова. После 1812 года, когда храм сильно пострадал от нашествия французов, жёгших в нём костры, состояние здания ухудшилось. Это привело к прекращению богослужений в середине 20-х годов XIX века.

Службы возобновились, когда вокруг храма по личному распоряжению Николая Первого выросла богадельня для инвалидов Отечественной войны 1812 года (а впоследствии также и других войн XIX — начала XX веков). С 1849 года Покровский собор стал домовым храмом для Измайловской богадельни.

В 1854—1922 годах в Покровской церкви хранился Измайловский список Иерусалимской иконы (ныне в измайловской церкви Рождества, а в храме Покрова имеется список).

В советское время церковь была закрыта вместе с богадельней, в 1928 году в здании был размещён архив НКВД, наиболее ценные иконы из сохранявшегося с XVII века пятиярусного иконостаса исчезли. Затем в храме помещался фруктовый склад, конструкции иконостаса были уничтожены, причём большие иконы пошли на полки для фруктов (в 1960-е годы служившие полками иконы были отданы в Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва).

Кстати, в 1924–1926 годах строения богадельни переоборудовали в коммунальные квартиры для работников авиационного завода «Салют». В бывшей богадельне жили более 2500 человек. А в 1970—1980-х годах в соборе был склад НИИ «Информэлектро», затем интерьеры стали реконструировать под концертный зал. Сегодня все более благостно: храм вновь действующий.

Подписывайтесь на подкаст!

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово, Ясенево, Отрадном, Медведково

В числе самых великих православных праздников значится Покров Пресвятой Богородицы. Чудо, которое свершилось в 910 году в городе Константинополе, воспевается и по сегодняшний день. В честь этого удивительного события возводятся храмы по всей России, которые находятся под покровительством Пресвятой Богородицы.

Собор в Измайлово, Москва

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово был построен в XVII веке. Первоначально церковь представляла собой деревянную бревенчатую постройку, которая располагалась территориально в вотчине боярина Романова. После того как земли перешли во владение Алексея Михайловича, было принято решение о строительстве вместительного каменного собора.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово и его строительство окутано легендами. Одна из самых знаменитых гласит о том, что строительство церкви шло в точной аналогии с Успенским собором. Однако официальная документация, которая сохранилась с XVII века, свидетельствует о том, что внешнее устройство храма шло как копия Покровского собора Александровской слободы.

Строил храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово знаменитый Иван Кузнечик. Внутреннее убранство церкви в XVII веке поражало своим величием. Иконостас был пятиярусным. В нем была сосредоточена вся мощь, красота и невероятная божественная сила. Над росписью стен и потолков трудились более 40 великих мастеров.

1 октября 1679 года, в канун православного праздника, храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово был освящен патриархом Иоакимом. Святыней церкви является Иерусалимская икона Богоматери.

Собор в Ясенево

Одним из самых почетаемых праздников у православных считается Покров Пресвятой Богородицы. Храм Ясенево (район Юго-Западного административного округа Москвы) в это время посещают тысячи верующих. Строительство здания было обусловлено данью памяти всех сынов Отечества, которые отдали свою жизнь на благо родины. Начало строительства культового здания датируется 2008 годом. Возведение постройки шло на средства, пожертвованные верующими и юридическими лицами. Освящение и ввод в эксплуатацию церкви произошли лишь в 2013 году.

Православный храм в Ясенево представляет собой здание высотой в 36 метров. Пятиглавый собор вмещает 800 прихожан единовременно. Внутреннее убранство храма украшается удивительными мозаичными скульптурами, которые выполнены в византийском стиле.

Главными святынями собора являются: Камень Помазания, Вифлеемская звезда и Колонна Благодатного огня. На территории церкви обустроена часовня Успения Пресвятой Богородицы и воскресная школа.

Собор в Отрадном

Удивительный по своей красоте собор расположен в Воронежской области (село Отрадное). Храм Покрова Пресвятой Богородицы был возведен в 1901 году. Главное отличие здания состоит в его неорусском стиле. Дизайн и интерьер церкви совмещает в себе русские и византийские нотки, которые придают собору особый колорит.

Существенной реконструкции храм был подвергнут в 1914 году. Это было связано с тем, что все желающие прихожане не могли поместиться в церкви. Для удовлетворения нужд всех верующих и было принято решение об увеличении помещения собора. Просуществовала церковь в подобном виде до 1930 года, до тех пор, пока здание не было передано под зернохранилище.

Современная история храма Покрова Пресвятой Богородицы начинается лишь с 1991 года. В это время культовое здание вернули епархии. Началось восстановление церкви. В 2001 году храм был освящен и открыт для прихожан. В 2015 году президент России Путин встретил великий праздник Рождества совместно с прихожанами данной церкви.

Собор в Медведково

В 1635 году был возведен храм «Покров Пресвятой Богородицы». Медведково расположено на берегу Яузы, в северной части Москвы. Возведение собора сопряжено с двумя событиями: освобождением Российской империи от польской интервенции и в честь покойного сына Дмитрия Пожарского – Фёдора.

Храм в Медведково представляет собой архитектурный шедевр. Здание построено в стиле дораскольнического периода. Во внутреннем и внешнем убранстве церкви воплощены лучшие традиции русского зодчества. Один купол расположен на высоком шатре. По периметру окружают небольшие купола на барабанах. Собор состоит из двух этажей: теплого и неотапливаемого.

Православные храмы России поражают своей монументальностью, роскошью и красотой. В большинстве случаев соборы представляют собой культурно-исторические памятники, которые находятся под защитой у государства.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово — Измайлово, мкрн. Городок им. Баумана, 1, стр. 1

Москва. WWW.RUBRICON.COM / Энциклопедия «Москва» 1997г.

27.06.06/Добавлено редакцией/0

  • Дата постройки: 1671-1679 гг.
  • Архитектор, скульптор, реставратор: Иван Кузнечик, Макаров Т. (колокольня), Медведев Ф. Г., Полубес С. И. (декор), 1840-е: Тон К. А. (дополнительные постройки)
  • Адрес: Измайлово, мкрн. Городок им. Баумана, 1, стр. 1
  • Метро: Арбатская (ФЛ)
  • Координаты: 37°45′54.42″E; 55°47′29.48″N

Первое упоминание о деревянной церкви в вотчине бояр Романовых относится к началу XV — концу XVI веков. Предположительно, он был сожжён во время нашествия крымского хана Девлет Гирея. В конце 1610-х — начале 1620-х гг. боярин Никита Иванович Романов построил новый деревянный трёхшатровый храм. Возведение каменного собора для царской резиденции началось в 1671 г. по инициативе царя Алексея Михайловича.

В 1679 г., в день Покрова Пресвятой Богородицы, собор был освящен патриархом Московским и всея Руси Иоакимом. По желанию царя Федора храм украсили богаче, чем предполагалось ранее. Объяснялось это просто: Измайлово было «Царским селом», парадной резиденцией русских государей, царевны Софьи и Петра I до перенесения столицы в Петербург.

В 1812 г. храм был разграблен и долго пустовал. В 1839 г. по приказу императора Николая I, при нем обустроили богадельню для престарелых воинов. Одновременно, по проекту архитектора К.Тона, к храму были пристроены жилые корпуса.

В 1927 г. собор закрыли, иконы были утеряны. Сохранилось лишь несколько, в том числе, Иерусалимской Божией Матери чудотворная икона, исцелявшая, по легенде, людей во время чумы 1771 г. Она находится сейчас в храме Рождества Христова в Измайлово. В 1979-1980 гг. собор отреставрировали. Богослужения начались в 1991 г.

описание и адрес храма, праздники и святыни, как добраться

Возрождение в России древних православных святынь является основой укрепления духовности и веры народа. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово — христианская святыня Москвы, расположенная острове Серебряно-Виноградного пруда, привлекающая паломников своими святынями.

Уникальность первого Покровского собора

Впервые Измайлово, как село, упоминается в 1571 году, здесь обосновалась родовая вотчина царей российских. В 1640 году на Измайловском острове появилась Покровская церковь в качестве благодарности Богородицы за помощь в Смутное время. Романовы стали владеть островом в 1654 году, особый расцвет этой территории приходится на период царствования набожного царя Алексея Михайловича.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово

После смерти Алексея Михайловича на престол взошел Федор Алексеевич, он распорядился установить величественные луковичные главы, которые прославили храм своими размерами.  1 октября 1679 года состоялось освящение Покровского собора патриархом Иоакимом.

Интересно! Список с иконы Богородицы «Иерусалимская», написанной евангелистом Лукой, привлекал паломником своими чудесами исцелений и ответов на молитвенные обращения прихожан.

Москва в начале 17 столетия воспринималась прообразом Царства Небесного, на ее территориях старались устраивать райские уголки с прекрасными садами, в которых обязательно должны были расти яблони, как дерево Эдема добра и зла, и виноград — символ Христа. Северным виноградом назван крыжовник. Благоухающий по весне сад украшал соборную территорию Покровского храма.

Другие храмы в честь Покрова:

В 1680 году со всех уголков острова можно было любоваться грандиозным сооружением всей Руси — Покровским собором, высота которого достигала 57 метров.

  • Уникальность храмового строения состояла в удивительной архитектуре красоте крылечек, к которым вели 11 ступеней, обрамлении окон.
  • Двухсветные окна и группа колонн были обрамлены белым камнем, что придало зданию воздушности при монументальности собора.
  • Изразцы тонкой работы, которые покрывала золотисто-зеленая глазурь, украшали фасадные закомары.
  • С сушей остров соединял мост, Мостовая башня которого использовалась в качестве колокольни Покровского собора.

По этому острову гулял царь Петр Первый, здесь любила отдыхать царевна Софья, но со временем царские особы стали редкими гостями на острове, а война 1812 года и варварство французов довершили свое дело.

Читайте также:

Николай Первый в 1839 году отдал царские хоромы инвалидам войны, прекрасный собор «изуродовали» пристроенные к нему с трех сторон многоэтажные корпуса, чтобы неходячие солдаты могли принимать участие в богослужениях, лежа в палатах.

Интерьер Покровского храма

Некогда великолепный Собор Покрова Божьей Матери превратился в Домовую церковь при Николаевской богадельне. В 1847 году прекрасные архитектурные строения были отреставрированы.

Революция и период разрушений

После революции Николаевскую богадельню закрыли, историки из общества археологии в 1922 году оценили иконостасы, как исторические ценности, но в 1927 году Покровский храм в Измайлово попал под опалу.

  • С 1923 соборная территория было отдана в распоряжение завода «Салют» для традиционных коммуналок. В 1930 году снесли церковь святого Иоасафа.
  • В 1928 году церковные святыни исчезли, чудотворный образ Богородицы передали в Рождественский храм, церковные ценности раскрадывались подводами.
  • На некогда прекрасной территории поселились чекисты, затем там обосновалось овощехранилище, где иконостасы использовались в качестве полок для коробок.
  • В годы войны на измайловском острове находился аэропорт и сталинский секретный бункер.
  • После войны жителей коммуналок переселили, в храмовом комплексе стали располагаться государственные учреждения
  • Черные археологи копали ходы под святыней, ища клады несметных богатств и старинного оружия.

Художники и архитекторы того времени требовали сохранить для потомков сохранившие остатки сказочных изразцов и единственное западное крыльцо.

Реставрация и возвращение в православие

В 1980 году власти Москвы решили в прекрасном месте Измайлово открыть большой концертный зал, отреставрировав для этого храм Покрова Богородицы.

1991 год стал поворотным момент в возвращении святыни под покровительство Православной Церкви. Историческое общество «Россия молода» зарегистрировало православную общину Покровского храма, а в 1994 году и возвращения самого здания.

Сохранившиеся купола, укрытые черными чешуйками, как путеводная звезда привлекают взоры прихожан и паломников, приехавших поклониться Иерусалимскому святому лику Божьей Матери, который славится своими чудесами далеко за пределами Москвы.

Купола Покровского собора

Из Спасо-Андрониковой обители были возвращены иконостасы, нуждающиеся в реставрации. Постепенно храм Покрова святой Богородицы оживает, обрастая своими традициями. Так, здесь ежегодно отмечают российские праздники:

  • на день рождения Петра Первого приглашаются ветераны морского флота, служатся панихиды;
  • здесь прошли великолепные праздники в честь 310-летия создания российского морского флота Петром первым.

На повестке архитекторов Москвы восстановление церкви святителя Иоасафа, арочного моста и царской усадьбы в Измайлово.  Восстановлением Покровского храма занимается благотворительный фонд «Анастасиос», открыты счета для пожертвований на реставрацию измайловской святыни.

Окна, расположенные на барабанах, обрамлены изящным аркатурным пояском, состоящим из арочных полуколонок. Пять килевидных кокошников стали визитной карточкой знаменитой святыни. Благодаря керамическому убранству Покровский собор в Измайлово выглядит, как старинное строение.

Святыни

Всегда людно у святого образа Божьей матери «Иерусалимская», обладающего чудотворной силой, дарующей исцеление. Поклоняются прихожане и около храмовой иконы Покрова Божьей Матери.

Чудотворная икона Божией Матери Иерусалимская

Привлекаются молитвенников Ковчеги, хранящие мощи святых, среди которых:

  • преподобный Исаакий Первый;
  • преподобные оптинские старцы;
  • преподобный Анатолий Потапов;
  • мученик Акакий Афонский;
  • великомученик Пантелеимон;
  • великомученик Феодор Тирон и другие.

Хранит Измайловская святыня и частички Мамврийского дуба.

В помощь паломникам и туристам

14 октября тысячи москвичей и гостей Москвы собираются в Измайлово на престольный праздник в честь Покрова Пречистой Богоматери.

Адрес Покровского храма в Измайлово: Москва, Серебряный остров, дом 1.

По будням посетить храм можно с 10.00 утра до 18.00 вечера. Расписание ежедневных и праздничных богослужений, время чтение Акафистов следует уточнять на сайте собора.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово, Ясенево, Отрадное, Медведково

Среди величайших православных праздников упоминается Покров Пресвятой Богородицы. Чудо, случившееся в 910 году в городе Константинополе, воспевается и по сей день. В честь этого удивительного события по всей России строятся храмы, находящиеся под покровительством Пресвятой Богородицы.

Собор в Измайлове, Москва

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове построена в XVII веке.Первоначально церковь представляла собой деревянную бревенчатую постройку, которая территориально находилась в вотчине боярина Романова. После того, как земли перешли во владение Алексея Михайловича, было решено построить вместительный каменный собор.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово и ее строительство окутаны легендами. Одним из самых известных является то, что строительство храма шло по точной аналогии с Успенским собором. Однако официальная документация, сохранившаяся с XVII века, свидетельствует о том, что внешнее строение храма было копией Покровского собора Александровской Слободы.

Построил церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово знаменитый Иван Кузнечик. Интерьер церкви XVII века поражал своим величием. Иконостас был пятиярусным. В нем была сосредоточена вся мощь, красота и невероятная божественная сила. Над росписью стен и потолков работало более 40 великих мастеров.

1 октября 1679 года, накануне православного праздника, Патриархом Иоакимом была освящена церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове.Святая икона храма – Иерусалимская икона Божией Матери.

Собор в Ясенево

Одним из самых почитаемых православных является Покровский. Храм Ясенево (район ЮЗАО Москвы) в это время посещают тысячи верующих. Строительство здания было обусловлено данью памяти всем сынам Отечества, отдавшим жизнь на благо Отечества. Строительство культового здания начинается в 2008 году.Возведение здания шло на средства, пожертвованные верующими и юридическими лицами. Освящение и сдача храма в эксплуатацию состоялась только в 2013 году.

Православный храм в Ясенево – здание высотой 36 метров. Пятиглавый собор вмещает одновременно 800 прихожан. Интерьер храма украшают удивительные мозаичные скульптуры, выполненные в византийском стиле.

Главные святыни собора: Камень Миропомазания, Вифлеемская Звезда и Столп Благодатного Огня.На территории храма есть часовня Успения Пресвятой Богородицы и воскресная школа.

Собор в Отрадном

Удивительный по своей красоте собор находится в Воронежской области (поселок Отрадное). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была построена в 1901 году. Главное отличие здания – неорусский стиль. В оформлении и интерьере храма сочетаются русские и византийские нотки, что придает собору особый колорит.

Значительной реконструкции храм подвергся в 1914 году. Это было связано с тем, что все желающие прихожане не могли поместиться в храме. Для удовлетворения потребностей всех верующих было принято решение увеличить помещения собора. В таком виде церковь просуществовала до 1930 года, пока здание не передали под зернохранилище.

Современная история храма Покрова Пресвятой Богородицы начинается лишь в 1991 году. В это время культовое сооружение было возвращено епархии.Началась реставрация церкви. В 2001 году храм был освящен и открыт для прихожан. В 2015 году Президент России Путин вместе с прихожанами этого храма встретил великий праздник Рождества Христова.

Собор в Медведкове

В 1635 году построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы Медведково расположена на берегу реки Яузы в северной части Москвы, строительство собора связано с двумя событиями: освобождением Российской империи от польской интервенции и в честь покойного сына Дмитрия Пожарского — Федора.

Храм в Медведково – шедевр архитектуры. Здание построено в стиле праславянского периода. Внутреннее и внешнее убранство церкви воплощает в себе лучшие традиции русского зодчества. Один купол расположен на высоком шатре. По периметру окружают небольшие купола на барабанах. Собор состоит из двух этажей: теплого и неотапливаемого.

Православные храмы России поражают своей монументальностью, роскошью и красотой. В большинстве случаев соборы являются культурно-историческими памятниками, охраняемыми государством.

р>>

✅ Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы на улице Петровка в Москве, Россия изображение и стоковое фото. 329778886

✅ Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы на улице Петровка в Москве, Россия изображение и стоковое фото. 329778886

Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Петровке в Москве Россия

СКАЧАТЬ ЭТО ИЗОБРАЖЕНИЕ

Связанные премиум стоковые изображения

Входной мост замка Вальдштейн в Чешском раю — Чехия.Входной мост замка Вальдштейн в Чешском раю — Чехия.

Входной мост замка Вальдштейн в Чешском раю — Чехия. Черно-белое изображение.

ТУРНОВ-ЧЕХИЯ — 01 апреля 2020 года: Духовные ворота в Чешский рай — волшебный луг с деревянными скульптурами недалеко от Турнова, Чешская Республика.

ТУРНОВ-ЧЕХИЯ — 01 апреля 2020 года: Духовные ворота в Чешский рай — волшебный луг с деревянными скульптурами недалеко от Турнова, Чешская Республика.

Входной мост замка Вальдштейн в Чешском раю — Чехия.Церковь Святого Роха в комплексе Страговский монастырь-Прага-Чехия.

Вид с воздуха на Страговский монастырь и сады Петрин-Прага-Чехия.

Церковь Святого Николая в Малом городе Праги-Чехия.

Вид с воздуха на Страговский монастырь-Прага-Чехия.

Большая золотая статуя Будды в храме Пхра Пранг Муни в провинции Сингбури в Таиланде

Храм Пхра Пранг Муни в провинции Сингбури в Таиланде

Невеста надевает кольцо на палец жениха. Процесс свадебной церемонии.Брачная помолвка. Церемония обмена кольцами

Жених надевает обручальное кольцо на палец невесты. Невеста держит букет. Жених и невеста обмениваются кольцами в день свадьбы. Процесс свадебной церемонии. Брачная помолвка. Церемония обмена кольцами

Невеста надевает обручальное кольцо на палец жениха

Рим/Италия — 16 июля 2011 г.: Древняя церковь в Риме-Италия

Рим/Италия — 16 июля 2011 г.: Древняя церковь в Риме-Италия

Рим/Италия — 16 июля 2011 г.: Древняя церковь в Риме-Италия

Рим/Италия — 16 июля 2011 г.: Древняя церковь в Риме-Италия

Рим/Италия — 16 июля 2011 г.: Древняя церковь в Риме-Италия

Рим/Италия — 16 июля 2011 г.: Пантеон в Риме-Италия

Рим/Италия — 16 июля 2011 г.: Пантеон в Риме-Италия

Рим/Италия — 16 июля 2011 г.: Пантеон в Риме-Италия

Каменная дорога около пантеона в стране Рима Италии

Каменная дорога около пантеона в стране Рима Италии

Древняя церковь в центре Рима-Италия

Рим/Италия — 16 июля 2011 г. : Древняя церковь в Риме-Италия

Наш стоковый фотограф #329778886 был помечен этой картинкой как
Церковь Ворота Святой Покров Москва Петровка Россия Богородица архитектура христианство город городской пейзаж крест день купол золото дом дом фонарь никто православие открытый за пределами красный религия тротуар небо стена

Фото Дата обновления: 2022-02-18 11:41:18 — Размеры этого изображения: 944 x 521 пикселей, средний: 1669 x 1017 пикселей, большой: 2817 x 1831 пикселей, большой: 4938 x 3257 Пиксели,

Вы можете использовать это изображение, купив нашу дешевую лицензию на стоковые фотографии (Royalty Free).

Связанные Премиум стоковые фото

Наша творческая группа хотела бы порекомендовать вам несколько фотографий из той же категории:

Нужно больше фото? проверьте лучшие сайты с дешевыми стоковыми фотографиями

Церковь Покрова Богородицы, усадьба Фили

     источник: club. foto.ru

Церковь Покрова Богородицы – жемчужина русского зодчества.Это один из красивейших храмов Москвы конца XVII века, ярчайший образец так называемого московского или нарышинского барокко.

При Федоре Мстиславском в Филях появилась деревянная Покровская церковь. В 1693 году боярин Лев Кириллович Нарышкин перестроил церковь в великолепный храм. Часть денег на его строительство дали царица Наталья Кирилловна и малолетний царь Петр. Согласно легенде, Фили неоднократно посещал царь Петр Великий.В 1703 году, после падения Нарвы, Петр I привез для церкви яркие цветные витражи.

Покровская церковь в Филях очаровывает своей элегантностью, стройностью и тонкими белокаменными кружевами, что особенно хорошо смотрится на фоне красных стен. Само здание состоит из нескольких ярусов, которые богато украшены резным белым камнем. Дополняют эту красоту резная каменная инкрустация петушиных корон, ажурные кресты над блестящими золотыми гранеными головками. Там все легкое, воздушное и замысловатое, как в сказке. Даже в пасмурный день церковь выглядит торжественно и радостно. Искусно выполненный белокаменный декор, контраст белокаменных деталей и стен вместе со сияющей алой позолотой придают зданию необыкновенно праздничный вид. Большие раскидистые лестницы ведут к галерее, окружающей храм. Церковь двухэтажная. Нижний уровень — зимняя церковь в честь Покрова Богородицы, в память о старой деревянной церкви в Филях; главный храм в честь Спаса Вседержителя занимает верхний уровень.Верхний храм украшен золоченым ярусным иконостасом, достигающим потолка. Иконостас украшен богатой резьбой растительного орнамента работы императорских иконописцев XVIII века. Храм был закрыт только в июле 1941 года. Во время Великой Отечественной войны в уже закрытый храм попало несколько зажигательных бомб. В советское время церковь была разграблена. В середине 1960-х его реставрировали. В 1980 году здание церкви использовалось под филиал Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Знаменитая удивительной красоты церковь Покрова в Филях лишь недавно вернулась к своей церковной жизни.

Церковь Покрова в Филях – выдающийся памятник русской архитектуры, единый комплекс архитектуры, декоративно-прикладного искусства и живописи, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

👩🏾 🚓 👨‍🎨 Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово, Ясенево, Отрадное, Медведково ⛸️ 👦🏻 🦁

Среди величайших православных праздников – Покров Пресвятой Богородицы.Чудо, случившееся в 910 году в городе Константинополе, празднуется до сих пор. В честь этого удивительного события по всей России возводятся храмы, находящиеся под покровительством Пресвятой Богородицы.

Собор в Измайлово, Москва

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове построена в XVII веке. Первоначально церковь представляла собой деревянную бревенчатую постройку, которая территориально располагалась в имении боярина Романова. После того, как земли перешли во владение Алексея Михайловича, было решено построить просторный каменный собор.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово и ее строительство окутаны легендами. Одна из самых известных гласит, что строительство церкви шло по точной аналогии с Успенским собором. Однако официальная документация, сохранившаяся с XVII века, свидетельствует о том, что внешнее строение храма являлось копией Покровского собора Александровской Слободы.

Знаменитую церковь Покрова Богородицы в Измайлово построил знаменитый Иван Кузнечик.Интерьер церкви XVII века поражал своим величием. Иконостас был пятиярусным. В нем была сосредоточена вся мощь, красота и невероятная божественная сила. Над росписью стен и потолков работало более 40 великих мастеров.

1 октября 1679 года, накануне православного праздника, Патриархом Иоакимом была освящена церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове. Святыней храма является Иерусалимская икона Божией Матери.

Собор в Ясенево

Одним из самых почитаемых праздников у православных считается Покров Пресвятой Богородицы. Ясеневский храм (район Юго-Западного административного округа Москвы) в это время посещали тысячи верующих. Строительство здания было обусловлено данью уважения всем сынам Отечества, отдавшим свою жизнь на благо Отечества. Строительство культового сооружения датируется 2008 годом. Строительство велось за счет пожертвований верующих и юридических лиц. Освящение и сдача храма состоялась только в 2013 году.

Православный храм в Ясенево представляет собой здание высотой 36 метров.Пятиглавый собор вмещает одновременно 800 прихожан. Интерьер храма украшают удивительные мозаичные скульптуры, которые выполнены в византийском стиле.

Главные святыни собора: Камень Миропомазания, Вифлеемская Звезда и Колонна Благодатного Огня. На территории храма есть часовня Успения Пресвятой Богородицы и воскресная школа.

Собор в Отрадном

Удивительный по своей красоте собор находится в Воронежской области (с. Отрадное).Церковь Покрова Пресвятой Богородицы была возведена в 1901 году. Главное отличие здания – неорусский стиль. В оформлении и интерьере храма сочетаются русские и византийские нотки, придающие собору особый колорит.

Храм подвергся значительной реконструкции в 1914 году. Это было связано с тем, что в храме не могли разместиться все желающие прихожане. Для удовлетворения потребностей всех верующих было принято решение увеличить помещения собора.В подобном виде церковь просуществовала до 1930 года, пока здание не передали под зернохранилище.

Современная история храма Покрова Пресвятой Богородицы начинается только с 1991 года. В это время культовое сооружение было возвращено епархии. Началась реставрация церкви. В 2001 году храм был освящен и открыт для прихожан. В 2015 году Президент России Путин отметил большой Рождественский праздник с прихожанами этого храма.

Собор в Медведково

В 1635 году возведена церковь Покрова Пресвятой Богородицы.Медведково расположено на берегу реки Яузы, в северной части Москвы. Строительство собора связано с двумя событиями: освобождением Российской империи от польской интервенции и в честь покойного сына Дмитрия Пожарского – Федора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts