Церковь в 16 в: Зал 19. Русская православная церковь в XVI–XVII вв.
Содержание
Церковь и государство в XV–XVI вв. История России от древнейших времен до начала XX века
Церковь и государство в XV–XVI вв. История России от древнейших времен до начала XX века
ВикиЧтение
История России от древнейших времен до начала XX века
Фроянов Игорь Яковлевич
Содержание
Церковь и государство в XV–XVI вв
С конца XIV в. начинается острое политическое противостояние церкви и светского государства. Усилившись экономически, став крупнейшим землевладельцем, церковь стала претендовать на принятие самостоятельных независимых решений. Светская власть в лице великих князей вынуждена была искать зачастую компромиссные пути. В середине XV в. решалась и другая задача — независимости русской церкви от константинопольского патриарха, которому она подчинялась со времен христианизации Руси. Вместе с тем возникла угроза проникновения в русские земли католичества.
В 1439 г. на Вселенском соборе во Флоренции была заключена уния (союз) между православной и католической церквами под главенством папы римского. В работе Флорентийского собора участвовал митрополит Руси, ставленник константинопольского патриарха — Исидор. Однако по возвращении в 1441 г. на Русь за поддержку унии он был арестован Василием II, но бежал в Рим. Лишь через семь лет собор русских епископов избрал нового митрополита — не присланного из Константинополя, а рязанского епископа Иону, ставленника Василия Васильевича. В 1453 г. после падения под ударами турок-османов Константинополя, право выбора русского митрополита окончательно перешло к епископату на Руси. Началась автокефалия русской церкви. Активно вмешивались в церковные дела и великие князья. Однако представлять церковь того времени послушной и беспрекословной нет оснований. Наоборот, противостояние церковной и княжеской власти в конце XV–XVI вв. подчеркнуло относительную слабость Московского государства. И это несмотря на то, что церковь в этот период не была монолитной ни идейно, ни организационно.
Вторая половина XIV–XVI вв. — время острых религиозных споров. По свидетельствам современников «ныне и в домех, и на путях, и на торжищах иноци и мирьстии и вси сомняться, вси о вере пытают».
Еще в XIV в. на Руси появляются еретические движения. Ереси — это религиозные учения, противоречащие ортодоксальным догматам церкви. Так, возникшая в 70-х годах в Новгороде ересь стригольников критиковала Библию и сочинения «отцов церкви», отвергала церковные обряды, осуждала возвеличивание духовенства. Идеи стригольников (происхождение этого названия неясно) содержали также социальный протест: они выступали против закабаления свободных людей. Несмотря на преследования, сторонники стригольничества (низшее духовенство и ремесленники) встречались и в середине XV в.
Новая ересь (вторая половина XV в.) получила название ереси «жидовствующих», так как ее приверженцы обвинялись в переходе в иудаизм. Видимо, действительно, эти еретики использовали какие-то сочинения иудейских авторов, в целом оставаясь в пределах христианского вероучения. Еретики-священники отрицали церковную иерархию, не принимали догмат о троичности божества, считали ненужными иконы и обряды.
Против еретичества повела решительную борьбу церковь. Высшие церковные иерархи: новгородский архиепископ Геннадий и игумен крупнейшего монастыря Иосиф Волоцкий — призывали применить силу против них. В 1490 г. ересь была осуждена церковным собором в Москве. Тем не менее она проникла даже в великокняжеский дворец, и одно время еретикам покровительствовал Иван III. Но в 1502 г. он окончательно порвал с ними. Тогда новый церковный собор в 1504 г. осудил еретиков на смерть. Однако в последующее время под влиянием ереси «жидовствующих» находились так называемые русские вольнодумцы: Матвей Башкин и один из его соратников Феодосии Косой.
Внутреннее церковное движение связано и с такими направлениями, как «осифлянство» и «нестяжательство». В центре спора между ними стоял вопрос о церковных богатствах. Теория «нестяжательства» зародилась в конце XV в. среди монашества заволжских монастырей. Их идеологом стал Нил Сорский. Он настаивал на необходимости строгого использования церковных правил и обрядов, в целях нравственного самоусовершенствования проповедовал ведение аскетического образа жизни и отказ от мирских удовольствий. В этой связи Нил пришел к выводу о вреде монастырского крупного землевладения и считал возможной его ликвидацию. На церковном соборе 1503 г. нестяжатели выдвинули программу, «чтобы у монастырей сел не было, а жили бы черньцы по пустыням, а кормили бы ся рукодельем».
Другие же церковные деятели настаивали на необходимости для церкви иметь большие материальные средства, чтобы можно было успешно выполнять функции проводника христианской веры. Они также требовали невмешательства светской власти в церковные дела, добиваясь сильной, богатой и независимой церкви, занимающей высокое положение в политической жизни государства. Во главе этого направления стоял настоятель подмосковного Волоцкого монастыря Иосиф (отсюда — «осифляне»).
Между нестяжателями и осифлянами развернулась борьба, продолжавшаяся до середины XVI в. Преследуя свои интересы, великокняжеская власть первоначально поддерживала нестяжателей. В 1503 г. на церковном соборе по инициативе Ивана III был поставлен вопрос об отказе церкви от землевладений. Однако церкви удалось отстоять свое имущество, а нестяжатели потерпели поражение. Но несмотря на это, в первые годы своего правления Василий III все еще поддерживал их. Однако вскоре выяснилось, что при относительно слабой великокняжеской власти, ориентация на сильную церковь более предпочтительна. Шаг навстречу сделал и глава осифлян. Борьба против «нестяжателей» приобретает более решительный характер. Пострадали крупнейшие деятели нестяжателей: большой боярин Берсень-Беклемишев (в 1525 г.), видный богослов Максим Грек (в 1525 и 1531 гг.), бывший князь, постриженный Иваном III в монахи, Вассиан Патрикеев.
К середине XVI в. вновь возникает возможность повести наступление государства на церковные владения.
Государство и церковь
Государство и церковь
На протяжении XVIII в. , начиная с церковной реформы Петра I, в России шла открытая борьба между светской властью и духовенством. Одним из главных в этой борьбе был вопрос о церковных земельных владениях, окончательно решенный во второй половине XVIII
Государство и церковь
Государство и церковь
Согласно Закону от 23 января 1918 г. церковь была отделена от государства, а школа – от церкви. Это означало, что церковь переставала быть юридическим лицом, не имела больше права владеть собственностью, вести обучение в частных и государственных
§ 32. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В РОССИИ В XIX в
§ 32. ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В РОССИИ В XIX в
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ЕЕ УСТРОЙСТВО. Русская православная церковь была господствующей в России. Православие являлось религией более чем 70 % населения страны. Как вы помните, православие, наряду с самодержавием и народностью,
§ 6.
Государство и церковь
§ 6. Государство и церковь
Большие богатства, накопленные иерархами, церквами и монастырями — земли и тысячи крестьян, промыслы и деньги, огромное идеологическое влияние в обществе обусловили рост политических притязаний церкви. Ее руководители нередко вмешивались в
Церковь и государство в конце IV века
Церковь и государство в конце IV века
Феодосий Великий и торжество христианства. При преемнике Юлиана Иовиане (363–364), убежденном христианине в никейском смысле, христианство было восстановлено. Но последнее обстоятельство не обозначало гонений против язычников,
Государство и церковь
Государство и церковь
Социально-экономические изменения, происшедшие в государстве, и преследования значительно уменьшили влияние православной церкви и сократили число практикующих верующих. Из насчитывавшихся до революции 50 тысяч священнослужителей русской
Церковь и государство в XV–XVI вв
Церковь и государство в XV–XVI вв
С конца XIV в. начинается острое политическое противостояние церкви и светского государства. Усилившись экономически, став крупнейшим землевладельцем, церковь стала претендовать на принятие самостоятельных независимых решений. Светская
ЦЕРКОВЬ, ВЕРА, ГОСУДАРСТВО
ЦЕРКОВЬ, ВЕРА, ГОСУДАРСТВО
РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦЕРКВИ (IV–VII СТОЛЕТИЯ)
Политическая идеология византийского мира опиралась на древние традиции — эллинскую, римскую, раннехристианскую. Официальная теология отражала сложную систему верований, сложившуюся в
ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО
ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО
I
наменательное явление нашего времени — борьба церковных начал с государственными. Когда начинается борьба из-за начал духовно-религиозных, невозможно рассчитать, какими пределами она ограничится и какие элементы вовлечет в себя; до чего дойдет и
Церковь и государство
Церковь и государство
Митрополит Алексий был фактически и главой правительства в период княжения малолетнего князя Дмитрия Ивановича (Донского). Он не только всячески поддерживал князя, но и делал всё возможное для возвышения Московии как центра объединения русских
Церковь и государство
Церковь и государство
Возможно, именно это влияние церкви, в конце концов, оказалось для нее роковым. Как мы уже видели, царя Алексея всерьез обеспокоили чрезмерные амбиции патриарха Никона: он был уверен, что при наличии двух соперничающих правителей империи не избежать
Церковь и государство
Церковь и государство
Российская держава создана Вселенской Церковью. Это видно в деятельности святителей Всероссийских, начиная с митрополита Кирилла, современника и друга св. Александра Невского. Это видно и в том, как Церковь отсекала попытки расчленения
§ 6. Государство и церковь
§ 6. Государство и церковь
Большие богатства, накопленные иерархами, церквами и монастырями – земли и тысячи крестьян, промыслы и деньги, огромное идеологическое влияние в обществе обусловили рост политических притязаний церкви. Ее руководители нередко вмешивались в
История церкви 16 век
В 15 – 16 веках в истории русской церкви происходят важнейшие изменения, изменившие ход всей последующей истории.
Все началось с флорентийского Собора православия и католицизма 1439 года. Собор подписал унию двух крупнейших церквей: христианской и католической. Церковному расколу положен конец, длившийся с 1054 года. В результате подписания ряда документов было постановлено, что греки сохранили свой церковный обряд, но признавалось верховенство папы и католических догматов.
Император Византии и патриарх Константинополя пошли на соглашение, преследуя главную цель – споры и войны христиан должны прекратиться, а силы должны быть направлены на борьбу с турками – османами – главной угрозой Византии.
Во время подготовки к Собору константинопольский патриарх митрополитом Руси назначил Исидора. Исидор на Соборе выступил с объединяющей речью, призывавшей прийти к общему мнению католиков и христиан. Вернувшись в Москву, митрополит прочитал содержание соглашения Собора. Но московская знать не приняла этого соглашения. Митрополита взяли под стражу.
В 1448 году митрополита переизбрали рязанского епископа Иону без разрешения константинопольского патриарха. С этого времени московская метрополия становится автокефальной, то есть самостоятельной.
В конце 15 – начале 16 веков церковные догматы подрывали богословские споры или ереси. Почему так вышло? Ответ простой. На тот момент церковь в Русском государстве занимала главенствующую роль. В церковь в те времена стекались немалые богатства. В том числе в ее владении были огромные земельные территории. Многих это раздражало и настораживало. Вот по этой причине стали возникать ереси, направленные против официального религиозного течения. Мыслей много было всяких, основные течения:
1. Нестяжатели. Основоположник Нил Сорский. Они выступали противниками накопления церковью богатств, то есть были против стяжания. Они проповедовали заботу о душе, строгие правила, аскетизм. А церковники должны отойти от дел мирских, и быть скромными в своих запросах.
2. Иосифляне. Сподвижником был Иосиф Волоцкий. Он утверждал, что если церковь приумножит свои богатства, то она будет сильной. Церковная власть должна быть превыше светской. Но власть царя не отрицали.
3. Жидовствующие. Это течение возглавлял Федор Курицин. Они отрицали церковь с ее иерархией, иконы.
Между тремя этими группами с переменным успехом на протяжении многих лет шла борьба. Вплоть до 1504 года проходили казни еретиков.
Огромную роль в дальнейшем укреплении единого русского государства сыграл Стоглавый собор. Церковный собор собрался в 1551 году. Основные решения были объединены в сборник, состоящий из ста глав. Руководство над ним взял митрополит Макарий. Принимал участие в работе Собора Иван Грозный. Многие церковные вопросы были решены:
• Для всей Русской православной церкви было установлено единообразие обрядов.
• Решено было следовать канонам иконописи.
• Земли, находившиеся во владении церкви до Стоглавого Собора, остались в собственности церквей.
• А земельные наделы, отданные в дар духовенству, должны получить одобрение государя. То есть в это время произошла секуляризация земельных наделов церкви в пользу государства.
• Духовенство не должно распивать крепкие напитки.
• Вышестоящее духовенство должно следить за поведением рядовых священнослужителей.
• Запрещалось людям читать еретические книги.
• Церковь могла вмешаться в быт людей: запрещалось брить бороды, играть в настольные игры, под запретом были скоморохи, нельзя было даже разговаривать с иностранцами.
Такие меры, по мнению духовенства, должны поднять престиж церкви, навести порядок в быту людей, среди низшего духовенства, искоренить учения еретиков.
В этот период истории на Руси появляются юродивые или «уродливые». Они вели нищенский, бродячий образ жизни. В память об Иисусе Христе они носили лохмотья и цепи.
Народ прислушивался к их причитаниям, улавливая тайный смысл, принимали все слова за пророчество. Вера в их слова была очень велика.
Во время правления Ивана Грозного церковь на Руси приобрела признаки упорядоченности. Церковь была на стороне царя и государства, но высказывалась против насилия и произвола.
Новой вехой в истории Русской церкви принято считать установление патриаршества. В 1589 году главой Русской церкви стал Патриарх Московский и всея Руси Иова. Введение патриаршества обозначало полную самостоятельность Русской церкви. Константинопольский патриарх формально перестал быть главой Русской церкви. Русская церковь стала равной в правах с другими православными церквями: Иерусалимской, Константинопольской, Александрийской.
На протяжении 15 – 16 века монастыри Руси также переживают свой расцвет. Новые обители продолжают появляться. На окраинах монахи вели в основном аскетический образ жизни, вели натуральное хозяйство. Щедрых пожертвований от князей великих им ждать не приходилось. На основании труда и аскезы монахов появляются многочисленные «Жизнеописания и жития святых». В таких «Житиях» подробно описывалось уединение, молитвы и труды монахов.
Но вместе с тем стоит отметить, что небольшие обители образовывались на пересечении торговых путей. Со временем такие маленькие скиты потом перерождались в великие монастыри, игравшие значительную роль в церковной жизни. Такими примерами служат Кирилло – Белозерский и Иосифо – Волоцкий монастыри. А крестьяне, искавшие поддержки у монастырей, уходили от своих хозяев, селились рядом. Так монастыри обрастали новыми селами, а их территория расширялась.
Правители этих территорий, где располагались монастыри, также искали поддержки церковнослужителей. Поэтому князья предоставляли монастырям судебные привилегии и налоговые льготы. А монастыри развивались и привлекали на свою сторону крестьян.
Свой вклад в обогащение церкви вносили богомольцы, богатые землевладельцы, одаривая за отмаливание своих грехов, монастыри ценными дарами и земельными наделами.
В 15 – 16 веках в истории русской церкви происходят важнейшие изменения, изменившие ход всей последующей истории.
Добавить комментарий
Реформация | Определение, история, резюме, реформаторы и факты
Мартин Лютер
Смотреть все СМИ
- Дата:
- в. 1517 — г. 1600
- Местонахождение:
- Европа
- Контекст:
- анабаптист
кальвинизм
лютеранство
пресвитер
протестантизм
- Ключевые люди:
- Джон Кальвин
Томас Кранмер
Генрих VIII
Джон Нокс
Мартин Лютер
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Где и когда началась Реформация?
Говорят, что Реформация началась, когда Мартин Лютер вывесил свои Девяносто пять тезисов на двери Замковой церкви в Виттенберге, Германия, 31 октября 1517 года.0003
Девяносто пять тезисов
Узнайте больше о Лютере Девяносто пять тезисов .
Что сделала Реформация?
Реформация стала основой для основания протестантизма, одной из трех основных ветвей христианства. Реформация привела к переформулировке некоторых основных принципов христианской веры и привела к разделению западного христианского мира между католицизмом и новыми протестантскими традициями. Распространение протестантизма в районах, которые ранее были римско-католическими, имело далеко идущие политические, экономические и социальные последствия.
Протестантизм
Прочтите об истории протестантизма.
Кто были ключевыми фигурами Реформации?
Величайшими лидерами Реформации, несомненно, были Мартин Лютер и Жан Кальвин. Мартин Лютер ускорил Реформацию своей критикой как практики, так и богословия Римско-католической церкви. Жан Кальвин был самой важной фигурой во втором поколении Реформации, и его интерпретация христианства, известная как кальвинизм, оказала глубокое влияние на многие области протестантской мысли. Среди других фигур были Папа Лев X, отлучивший Лютера от церкви; император Священной Римской империи Карл V, фактически объявивший войну протестантизму; Генрих VIII, король Англии, руководивший созданием независимой англиканской церкви; и Хульдрих Цвингли, швейцарский реформатор.
Мартин Лютер
Узнайте больше о жизни и наследии Мартина Лютера.
Реформация , также называемая Протестантская Реформация , религиозная революция, произошедшая в Западной церкви в 16 веке. Его величайшими лидерами, несомненно, были Мартин Лютер и Жан Кальвин. Имея далеко идущие политические, экономические и социальные последствия, Реформация стала основой для основания протестантизма, одной из трех основных ветвей христианства.
Мир позднесредневековой Римско-католической церкви, из которого вышли реформаторы XVI века, был сложным. На протяжении столетий церковь, особенно в канцелярии папства, глубоко вовлекалась в политическую жизнь Западной Европы. Возникшие в результате интриги и политические манипуляции в сочетании с растущим могуществом и богатством церкви способствовали банкротству церкви как духовной силы. Злоупотребления, такие как продажа индульгенций (или духовных привилегий) духовенством и другие обвинения в коррупции подорвали духовный авторитет церкви. Однако эти случаи следует рассматривать как исключения, как бы они ни обыгрывались полемистами. Для большинства людей церковь продолжала давать духовное утешение. Есть некоторые свидетельства антиклерикализма, но церковь в целом пользовалась лояльностью, как и раньше. Ясно одно: политическая власть все больше стремилась ограничить общественную роль церкви и тем самым спровоцировала напряженность.
Подробнее по этой теме
Христианство: Реформация
Первоначально протестантские реформаторы питали надежду, что им удастся осуществить реформацию учения и жизни церкви…
Реформация XVI века не была беспрецедентной. Реформаторы средневековой церкви, такие как святой Франциск Ассизский, Вальдес (основатель вальденсов), Ян Гус и Джон Уиклиф обращались к аспектам жизни церкви за столетия до 1517 года. В 16 веке Эразм Роттердамский, великий ученый-гуманист, был главным сторонником либеральной католической реформы, которая нападала на популярные суеверия в церкви и призывала подражать Христу как высшему нравственному учителю. Эти цифры показывают постоянную заботу об обновлении в церкви за годы до того, как Лютер, как говорят, повесил свои Девяносто пять тезисов на двери Замковой церкви в Виттенберге, Германия, 31 октября 1517 года, накануне праздника Всех Святых. День — традиционная дата начала Реформации. ( См. Заметки исследователя.)
Мартин Лютер утверждал, что его отличие от предыдущих реформаторов заключалось в том, что, хотя они критиковали коррупцию в жизни церкви, он обращался к богословскому корню проблемы — извращению церковного учения об искуплении. и благодать. Лютер, пастор и профессор Виттенбергского университета, сожалел о том, что Божий бесплатный дар благодати запутан в сложной системе индульгенций и добрых дел. В своих «Девяносто пять тезисов» он подверг критике систему индульгенций, настаивая на том, что папа не имеет власти над чистилищем и что учение о заслугах святых не имеет никакого основания в Евангелии. Здесь лежит ключ к озабоченности Лютера этической и теологической реформой церкви: авторитетно только Писание (9).0043 sola scriptura ) и оправдание верой ( sola fide ), а не делами. Хотя он и не собирался разрывать с католической церковью, конфронтация с папством не заставила себя долго ждать. В 1521 г. Лютер был отлучен от церкви; то, что началось как движение за внутренние реформы, стало расколом в западном христианском мире.
Реформационное движение в Германии почти сразу же стало разнообразным, и независимо от Лютера возникли другие реформаторские импульсы. Хульдрих Цвингли построил в Цюрихе христианскую теократию, в которой церковь и государство объединились для служения Богу. Цвингли соглашался с Лютером в центральной роли учения об оправдании верой, но придерживался иного понимания Святого Причастия. Лютер отверг учение католической церкви о пресуществлении, согласно которому хлеб и вино в Святом Причастии становились настоящим телом и кровью Христа. Согласно представлению Лютера, тело Христа физически присутствовало в элементах, потому что Христос присутствует повсюду, в то время как Цвингли утверждал, что это влечет за собой духовное присутствие Христа и провозглашение веры получателями.
Другая группа реформаторов, которую часто, хотя и не совсем правильно называют «радикальными реформаторами», настаивала на том, чтобы крестили не младенцев, а взрослых, исповедовавших свою веру в Иисуса. Названные анабаптистами, они оставались маргинальным явлением в 16 веке, но выжили, несмотря на жестокие преследования, как меннониты и гуттериты в 21 веке. Появились и противники древнего тринитарного догмата. Известные как социниане по имени своего основателя, они основали процветающие общины, особенно в Польше.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Узнайте, как Мартин Лютер положил начало протестантской Реформации
Просмотреть все видео к этой статье
Еще одна важная форма протестантизма (как те, кто протестует против их подавления, были определены Шпейерским сеймом в 1529 году) — кальвинизм, названный в честь Жана Кальвина , французский юрист, бежавший из Франции после своего обращения в протестантство. В Базеле, Швейцария, Кальвин выпустил первое издание своего Институты христианской религии в 1536 году, первый систематический богословский трактат движения за новые реформы. Кальвин соглашался с учением Лютера об оправдании верой. Однако он нашел более положительное место для закона в христианской общине, чем Лютер. В Женеве Кальвин смог поэкспериментировать со своим идеалом дисциплинированного сообщества избранных. Кальвин также подчеркивал доктрину предопределения и интерпретировал Святое Причастие как духовное вкушение тела и крови Христа. Традиция Кальвина в конце концов слилась с традицией Цвингли в реформатскую традицию, которая получила теологическое выражение во (втором) Гельветическом исповедании 1561 года9.0003
Реформация распространилась на другие европейские страны в течение 16 века. К середине века лютеранство доминировало в Северной Европе. Восточная Европа стала рассадником еще более радикальных разновидностей протестантизма, потому что короли были слабыми, дворяне сильными, а городов мало, а религиозный плюрализм существовал уже давно. Испания и Италия должны были стать крупными центрами католической Контрреформации, и протестантизм так и не закрепился там.
Реформация в Англии имела как политические, так и религиозные корни. Генрих VIII, разгневанный отказом папы Климента VII аннулировать его брак, отрекся от папской власти и в 1534 году учредил англиканскую церковь с королем в качестве верховного главы. Несмотря на свои политические последствия, реорганизация церкви позволила начать религиозные изменения в Англии, которые включали подготовку литургии на английском языке, Книгу общей молитвы. В Шотландии Джон Нокс, который провел время в Женеве и находился под сильным влиянием Жана Кальвина, возглавил установление пресвитерианства, что сделало возможным в конечном итоге союз Шотландии с Англией. Для дальнейшего рассмотрения Реформации, см. Протестантизм, история. Для обсуждения религиозной доктрины см. Протестантизм.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Адамом Августином.
Девяносто пять тезисов | Описание, история, значение и факты
- Дата:
- 31 октября 1517 г.
г.
- Местонахождение:
- Германия
Виттенберг
- Контекст:
- Реформация
- Ключевые люди:
- Иоганн Тетцель
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Девяносто пять тезисов , предложения для дебатов по вопросу об индульгенциях, написанные (на латыни) и, возможно, вывешенные Мартином Лютером на дверях Schlosskirche (Замковая церковь) в Виттенберге 31 октября 1517 года. Это событие стало считаться началом протестантской Реформации. ( См. Заметки исследователя.)
Первоначально Лютер не собирался отделяться от католической церкви, полагая, что его призыв к теологической и церковной реформе будет услышан, и что обычно его тезисы представляли бы интерес только для профессиональных теологов. Однако различные политические и религиозные ситуации того времени, а также тот факт, что было изобретено книгопечатание, в совокупности сделали эти тезисы известными по всей Германии в течение нескольких недель. Лютер не передал их народу, хотя отправил копии архиепископу Майнца и епископу Бранденбургскому. Другие, однако, перевели их на немецкий язык, напечатали и распространили. Таким образом, они стали манифестом, превратившим протест по поводу скандала с индульгенциями в величайший кризис в истории западно-христианской церкви, и в конечном итоге Лютер и его последователи были отлучены от церкви.
Доктрина об индульгенциях была неопределенной в Римско-католической церкви до Трентского собора (1545–1563 гг.), который определил доктрину и устранил злоупотребления. Индульгенции были денежной компенсацией части временного наказания за грех, т. е. практического удовлетворения, составлявшего часть таинства покаяния. Они были предоставлены папской властью и предоставлены через аккредитованных агентов. Они ни разу не подразумевали, что божественное прощение можно купить или продать или что оно может помочь тем, кто не раскаялся или не исповедался. Но в средние века, когда папские финансовые трудности усложнялись, к ним прибегали очень часто, и злоупотребления становились обычным явлением. Дальнейшее недопонимание возникло после того, как папа Сикст IV распространил индульгенции на души в чистилище. Часто возмутительные заявления продавцов индульгенций вызывали протест среди богословов.
Непосредственной причиной скандала в Германии в 1517 году стал вопрос об индульгенции, которая должна была оплатить восстановление собора Святого Петра в Риме. Но по секретному соглашению, о котором не знало большинство немцев, включая Лютера, половина выручки от продаж в Германии должна была быть направлена на погашение огромного долга перед финансовым домом Фуггера архиепископом и курфюрстом Альбертом Майнцским, который взял на себя долг, чтобы заплатить папе за назначение его на высокие посты. Такой принц не мог позволить себе быть брезгливым в отношении методов и языка, используемых его агентами, и агент в Германии, доминиканец Иоганн Тетцель, выдвигал экстравагантные претензии на индульгенцию, которую он продавал. Продажа этой индульгенции была запрещена в Виттенберге курфюрстом Фридрихом III Мудрым, который предпочитал, чтобы верующие совершали свои приношения в его собственном большом собрании реликвий, выставленном в церкви Всех Святых. Тем не менее, члены Виттенбергской церкви пошли к Тетцелю, проповедовавшему неподалеку, и показали Лютеру полученные от него прощения за свои грехи. Возмущенный тем, что он считал серьезной богословской ошибкой, Лютер написал Девяносто пять тезисов.
Тезисы были предварительными мнениями, по некоторым из которых Лютер еще не определился. В тезисах папская прерогатива в этом вопросе не отрицалась, хотя косвенно папская политика подвергалась критике. Подчеркивался духовный, внутренний характер христианской веры. Подчеркивался тот факт, что деньги собирались с бедняков и отправлялись богатому папству в Риме, что нравилось немцам, которые давно возмущались деньгами, которые они были вынуждены жертвовать Риму.
Впоследствии архиепископ Майнца, встревоженный и раздраженный, отправил документы в Рим в декабре 1517 г. с просьбой запретить Лютеру. Контртезис был подготовлен доминиканским теологом и защищен перед доминиканской аудиторией во Франкфурте в январе 1518 года. Когда Лютер осознал огромный интерес, который вызвали его предварительные тезисы, он подготовил длинную латинскую рукопись с разъяснениями своих 95 тезисов, опубликованную в осень 1518 года.