Церковь варвары великомученицы на варварке: Церковь святой великомученицы Варвары / Православие.Ru

Разное

Церковь святой великомученицы Варвары / Православие.Ru

Московская церковь св. великомученицы Варвары находится
близ Кремля на одноименной улице Китай-города, Варварке.
Храм построил в 1514 году сам итальянский архитектор
Алевиз Фрязин, построивший кремлевский Архангельский
собор. В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары
Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного.
В советское время с 1933 года улица носила имя Степана
Разина – именно этой дорогой в июне 1671 года его
везли на казнь к Васильевскому спуску.

А
еще раньше, в 1380 году по этой дороге возвращался в
Кремль Дмитрий Донской с битвы на Куликовом поле. В
честь славной победы над Мамаем повелел князь
основать здесь церковь Всех Святых на Кулишках,
отчего эта улица до постройки в самом начале XVI века
Варварской церкви называлась еще Всехсвятской.

Варвара, святая мученица III – IV веков нашей эры,
была дочерью знатного и богатого Диоскора из финикийского
города Илиополя. Во время гонений на христианство она
приняла святое крещение и была за это посажена под стражу
собственным отцом. Затем Диоскор и вовсе выдал дочь
правителю города Мартиану. Св. Варвару заточили в темницу
и жестоко пытали, но сам Спаситель явился ей ночью и
уврачевал раны. Раз Варвару вывели на улицу, и из
собравшейся толпы одна христианка по имени Иулиания во
весь голос стала обличать мучителей. Ее схватили и
обезглавили вместе с Варварой в 306 году.

Как и Параскева Пятница, св. Варвара почиталась в Москве
как покровительница торговли, поэтому ее церковь возвели в
самом сердце московского торгового посада. Еще с глубокой
древности здесь, около кремлевской восточной стены,
селились ремесленники и купцы и прямо у Кремля кипела
оживленная торговля.

На главной площади города разместился тогда самый крупный
в первопрестольной торг, и от него эта площадь поначалу
так и называлась Торговой. Только в XIX веке, сменив еще
несколько названий (Троицкая, Пожарная), она стала
официально именоваться Красной.

А уже в 1534-1538 г.г., через 20 лет после возведения
здесь первой Варварской церкви, повелением матери Ивана
Грозного, великой княгини Елены Глинской весь московский
торговый посад обнесли каменной крепостной стеной
Китай-города, также по проекту итальянского мастера
Петрока Малого, построившего в Кремле Успенскую звонницу.

Предполагают, что столь необычное для московского языка
название – «Китай-город» –
произошло от связок – жердей, называвшихся кит,
использовавшихся при строительстве стены. Другая версия
связывает название «Китай» со словом
«средний», то есть расположенный между Кремлем
и Белым городом.

В стене были проездные ворота, названные по главным улицам
Китай-города, на которые они вели: Никольские, Ильинские,
Варварские – а те в свою очередь были названы по
стоявшим на них церквям. Именно у Варварской башни
вспыхнуло известное московское восстание во время страшной
эпидемии чумы 1771 года.

В далекую старину здесь, в торговом Китай-городе, стояли
дома знатных и богатых, и даже высочайших лиц Московского
государства – именно на Варварке находились палаты
бояр Романовых. С середины XIX века Китай-город стал
только деловой частью города, чем-то вроде московского
Сити. Здесь выросли здания магазинов и банков, вытеснив
почти все жилые дома. И днем в Китай-городе, как и в наши
дни, кипела деловая жизнь, а с приходом вечера этот уголок
в самом центре Москвы становился пустынным и тихим.

Но «городом в городе» Китай-город стал с
самого начала своего появления именно благодаря торговле и
своей собственно торговой специализации. На территории
между Варваркой и Москворецкой набережной, в том числе и
на месте гостинцы «Россия», находилось древнее
Зарядье, означавшее «за торговыми рядами»,
которые в огромном множестве стояли в Китай-городе вплоть
до Тверской улицы, включая знаменитый Охотный ряд.

Здесь, в Зарядье, согласно научным изысканиям историка
Москвы Петра Сытина, находилась первая известная в Москве
улица по имени Великая, которая появилась еще в 1468 году.
И здесь же, в древнем Зарядье жили богатые торговые люди,
или, как их называли в старину, гости – т. е. купцы,
занимавшиеся иностранной или оптовой торговлей.

Именно такие гости, богатые сурожане с колоритными
старорусскими именами-прозвищами Василий Бобер, Федор
Вепрь и Юшка Урвихвостов (говорили, что это были родные
братья) просили построить на посаде храм св. Варвары и
дали на него средства. И на правой стороне улицы от Кремля
в 1514 году сам итальянский архитектор Алевиз Фрязин,
построивший кремлевский Архангельский собор, возвел
каменную церковь св. Варвары. Эта посадская церковь под
кремлевскими стенами строилась с явным участием и
одобрением московской власти, следившей за своим посадом.

Купец Юшка, кстати, надолго остался в памяти Москвы:
именно его имя до самой революции носил один из
китай-городских переулков – Юшков, ныне Никольский,
где стоит известный храм Николая Чудотворца «Красный
звон».

Вскоре Варварская церковь стала одной из самых чтимых в
Москве. Расположение ее в ту далекую старину указывалось
как «за торгом, против Панского двора» –
где стоял Панский двор с жившими в нем поляками, или по
другой, недостоверной версии, – там, где проживали
просто богатые люди.

В церкви хранился чудотворный образ св. Варвары
Великомученицы, прославившийся во времена Ивана Грозного.
Церковь стала сенью всей торговли Китай-города. Более
древняя церковь св. Параскевы Пятницы находилась за его
пределами, и значит, Варварскую церковь построили только
для кремлевского посада, заимевшего свой собственный
посадский храм. Позднее близ Гостиного Двора была
построена китай-городская церковь Параскевы Пятницы, но ее
разобрали задолго до революции.

Первоначально на Торгу стояли длинные деревянные ряды,
каждый для особого товара. Названия некоторых из них до
сих пор сохранились в именах китайгородских переулков
– Рыбный, Ветошный… А были тут и серебряный, и
медный, и квасной, и лапотный, и даже иконный ряды.
Кстати, иконы в Москве никогда не продавали – это
считалось святотатством, – а только
«выменивали» и не торговались о цене. Если же
приобретавший икону считал назначенную цену слишком
высокой для обмена, то хозяин говорил ему, что это –
«божеская» цена.

В первой половине XVI века царь решил как-то упорядочить
торговлю, которая раскинулась почти что под его окнами, и
приказал построить особое здание, чтобы перевести лавки
под крышу.

В 1547 году на месте древних торговых рядов между Ильинкой
и Варваркой был построен знаменитый Гостиный двор –
далекий предок современного Гостиного Двора и ГУМа, с
названием, произошедшим от слова «гость».
Частью этого огромного двора были будущие Верхние и Нижние
Торговые ряды, в конце XIX века объединенные в единый
торговый комплекс (в советское время – ГУМ). Только
для Нижних рядов было построено отдельное здание. (В 1626
году Гостиный двор сгорел и был выстроен заново, получив
название Нового Гостиного двора, еще перестроенный царем
Алексеем Михайловичем).

А вскоре рядом с церковью появился и Английский двор (дом
№4) – одно из древнейших гражданских сооружений
Москвы, дожившее до наших дней. Установив в 1552 году
торговые отношения с Англией, Иван Грозный пожаловал эти
старинные палаты английским купцам. Через сто лет, по
указу Алексея Михайловича, возмущенного казнью английского
короля Карла I во время Английской революции
(«короля своего Карла до смерти убили»), купцы
покинули Россию, и Петр I открыл здесь
«цифирную» (математическую школу).

Около церкви в старину располагался еще судебный приказ,
где учиняли дознание. Отсюда сложилась поговорка
«Идти к Варваре на расправу».

В конце XVIII века алевизовская церковь св. Варвары была
разобрана, потому что митрополит Платон (Левшин) считал ее
недостаточно красивой и «нимало благолепию на таком
особливо месте не соответствующей». К тому же в
1730-х годах в ней случился пожар, хотя она после этого
была возобновлена императрицей Анной Иоанновной и вновь
освящена.

О строительстве новой красивой церкви еще просили майор
артиллерии И. Барышников и московский купец 1 гильдии Н.
Самгин – их тяжелобольные жены чудесно исцелились от
мощей св. Варвары. Они же и дали средства на ее постройку.

И тогда архитектор Родион Казаков, однофамилец и ученик
прославленного московского мастера, возвел прекрасное
здание Варварской церкви в стиле классицизма,
сохранившееся до нашего времени. (Среди работ Родиона
Казакова, много строившего в Москве, можно еще назвать
дивную церковь Мартина Исповедника в Таганке и усадьбу
Баташовых на Яузской улице, где сейчас находится 23-я
городская больница.)

Новая церковь вышла настолько изящной, что этому храму
стали подражать в других постройках. Так, один помещик
построил в своем селе Михалеве точную копию Варварской
церкви.

Тогда же, на рубеже XVIII – XIX столетий, был
перестроен в современном виде и Гостиный двор. Архитектор
Джакомо Кваренги, строивший Гостиный Двор на Невском
проспекте в Санкт-Петербурге, получил заказ на постройку в
Москве точь-в-точь такого же здания, по образцу
столичного.

После пожара 1812 года Гостиный двор был отреставрирован и
перестроен архитектором О. Бове. Вместе древних торговых
рядов здесь появились линии с торговыми лавками. Поначалу
еще Уложением 1649 года в Гостином дворе вели только
оптовую торговлю, оставляя розничную для торговых рядов.

Московский Гостиный двор под сенью святой Варвары
прославился в первопрестольной еще тем, что подарил городу
знаменитое выражение «остатки сладки», а также
опыт оптовой распродажи товаров по сниженным ценам. Было
это так. Однажды торговец Ножевой линии Гостиного двора
шел в конце трудового дня по улице, и его остановил
разносчик с изюмом: «Купите, сударь, остатки, дешево
отдам для вечера». Изюм тому был не нужен, но
разносчик не отставал и уговаривал: «Возьмите,
сударь, остатки ведь! Дешево и сердито!» Тот не
выдержал и повернулся к нему: «Ну, показывай свой
остаток!». Однако остатков изюма оказалось много
– 7 фунтов (около 3,5 кг). «Что ж, остаток,
как и положено быть остатку!» – оправдывался
продавец. А покупателя вдруг осенила гениальная догадка о
продаже дешевых остатков: «Продажа остатков таких-то
товаров по самым дешевым ценам». От покупателей не
было отбою… Отсюда и пошла поговорка –
«остатки сладки», видимо с намеком на вкус
того самого изюма.

Потом эта практика вошла в официально установленное
правило – устраивать подобную распродажу остатков
товаров оптом в первый день недели после Пасхи – на
Фомин Понедельник. Скоро коммерческое открытие
Китай-города охватило всю Москву. «Остаточной»
лихорадкой заболели даже шикарные французские магазины
Кузнецкого моста. Один торговец и вовсе выдумал торговать
«литературными остатками», устроив…
распродажу книг в своей лавке по сниженным ценам. Над ним
хорошо посмеялись…

Вообще китайгородские купцы обладали большим чувством
юмора, и многие их шутки остались в памяти старой Москвы.
Объектом таких невинных развлечений были в основном
покупатели. Так, приметив в толпе любителя поторговаться,
купец из суконной лавки отправлял к другим продавцам
посыльного мальчишку с вопросом: «Краснить или
зеленить будем?». Допустим, сговаривались
«краснить». Ни о чем не подозревающий
покупатель входит в лавку и просит показать материал
серого цвета – жене на платье. Купец с добродушной
улыбкой раскидывает перед ним рулон красной ткани и долго
расхваливает ее глубокий серый цвет. Разозлившись на
выжившего из ума продавца, бедолага отправляется во вторую
лавку, в третью… Везде повторяется та же история. В
итоге покупатель в ужасе убегает, решив, что у него
проблемы со зрением, а то и еще похуже – с головой.

В 70-80-е годы в Москве были только булочные, овощные и
табачные продовольственные магазины, и поэтому за каждой
мелочью приходилось посылать в «город», то
есть в Гостиный двор. Перед лавками Гостиного двора стояли
мальчики – зазывалы, которые приглашали зайти
внутрь. Отовсюду раздавались их крики: «Вакса,
личная помада, духи «Сирень» – прямо из
сада!» или «Сходно продаем, премию в сувенир
даем!». Купцы Гостиного двора часто посылали своих
мальчиков за покупателями и на Красную площадь, вручив им
образец товара, например, пару сапог. Такие мальчики (а
часто и зашедшие оттуда покупатели) назывались
«площадными».

Здесь же на Варварке, были не только торговые, но и
питейные заведения. На углу с нынешним Никольским
переулком стоял, судя по названию, старинный питейный дом
«Ветошная истерия», искаженное от латинского
слова «аустерия» – так при Петре
называли трактиры, гостиницы и питейные дома.
«Ветошный» же исходило от Ветошного ряда, где
торговали поношенными вещами, отчего и одни из переулков
Китай-города до сих пор называется Ветошным.

По поводу обилия подобных увеселений появилась забавная
песенка «Как на улице Варваринской спит Касьян,
мужик камаринский». Хотя не только в кабаки ходил на
Варварку развлекаться китай-городский люд. О том гласит
милейшая старомосковская частушка:

Шел я улицей Варваркою
Со знакомою кухаркою,
По причини воскресеньица
Завернул я в заведеньице,
Заказал чайку две парочки
Для себя и для кухарочки.

«Заведениями» назывались и обычные трактиры,
где посетителям предлагали чай в двух больших чайниках
– для кипятка и для заварки. Один из самых известных
московских трактиров – знаменитый Трактир Бубнова
стоял в том же Ветошном переулке.

А перед Варварской башней Китай-города прежде находился
водозаборный фонтан, где водовозы наполняли свои бочки.
Этот фонтан поставлял воду всей Москве, и долгое время
использовался в ней в качестве водопровода.

Храм св. Варвары был закрыт в советское время и частично
разрушен – сломан верх колокольни и снесена глава с
крестом. Внутри сначала устроили склад, а потом здание
храма отдали под конторские учреждения. В 1920-х годах 20
века снесли и почти всю стену Китай-города, и все Зарядье,
на месте которого построили гостиницу
«Россия».

История пощадила только Варварскую церковь. Она уцелела
как памятник архитектуры и как определенная архитектурная
доминанта улицы. Впоследствии в ней помещалось отделение
Всероссийского общества охраны памятников истории и
культуры, и проводились краеведческие выставки.

В 1991 году церковь св. Варвары возвращена верующим.

☦Церковь Великомученицы Варвары на Варварке: история и фото.

Церковь Великомученицы Варвары построили в 1796-1804 годах на средства купца Самгина и дворянина Баранникова по проекту Родиона Казакова.

Мини-путеводитель по Китай-городу

При этом архитектор использовал фундамент и подклет более древнего храма, построенного еще в 1514 году Алевизом Фрязиным Новым. А его, скорее всего, поставили на месте деревянного храма.

Интересно, что на прежний храм деньги пожертвовали также купцы Василий Бобр, Федор Вепрь и Юшка Урвихвостов. Тогда Варваринский храм получился ладным и крепким, но не соответствовал статусу места. Вот и решили в XIX веке перестроить церковь в стиле классицизм.

Легенда о Святой Варваре очень напоминает греческий миф о Данае и сказку о Рапунцель.

Что есть что в церкви

Варвара родилась в египетском городе Гелиополе и была единственной дочерью богатого язычника Диоскора. Ее красота и богатство отца сделали ее самой желанной невестой в среде египетской аристократии, но Варвара была верна христианской вере и дала обет безбрачия. Чтобы оградить дочь от домогательств женихов, отец заточил ее в высокую башню.

При этом Варвара уговорила строителей вместо двух окон в башне сделать три — во славу Святой Троицы. Ее отец сообщил об этом префекту Египта, и тот подверг Варвару жестоким пыткам. После этого отец собственноручно отрубил дочери голову, но тут же сам оказался пораженным молнией.

Святая Варвара стала одной из немногих святых, почитаемых одновременно и католиками, и православными. В VI веке ее мощи перенесли в Константинополь. А в XII веке дочь византийского императора царевна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, перевезла их во Владимирский собор Киева. Там они покоятся и сейчас. Но 3 частицы мощей великомученицы Варвары хранились и в Москве — в храме на Варварке. Да и в устройстве самой церкви есть намек на легенду — в башенке над главным куполом храма три окна.

Конечно, купцы неспроста почитали Святую Варвару. Считалось, что она защищает от внезапной смерти без причащения. А купцы ежедневно рисковали погибнуть от стихийных бедствий или разбойничьего ножа, так и не успев причаститься. Кстати, некоторое время рядом с церковью святой Варвары находился судебный приказ, откуда пошла поговорка «К Варваре на расправу».

В 1812 году французы использовали храм под конюшню. Из-за этого здание сильно пострадало и было восстановлено в 1820-х годах.

После революции купеческое сословие рассеяли, приходская жизнь заглохла, и в 1930-х церковь закрыли. Тогда же сломали верх колокольни и сбили главу с крестом.

В храме разместились склады и конторы. Но старожилы вспоминали еще об устроенной прямо в здании бывшей церкви Святой Варвары частной закусочной. Подавали там только подогретую вареную колбасу и свиные уши. А места было так мало, что для того, чтобы кому-то выйти, всем обедающим приходилось вставать. Из-за этого закусочную прозвали «Автобусом у дяди Васи». Дядей Васей звали того повара, который варил уши с колбасой. Он же, кстати, был хозяином этого кафе.

От входной площадки (она же кухня) ответвлялся некий аппендикс: два метра в длину и метр в ширину. К стенке аппендикса прилажен был стол шириною полметра, а параллельно столу — скамья и вовсе узкая. Вот на этой скамье и сидели, тесно прижавшись друг к другу, едоки горячей колбасы (до революции такое варево называлось «колбасою по-извозчичьи») и таковых же свиных ушей. А если кто намеревался уйти, должны были вставать все посетители. За такое построение стола закусочная именовалась «автобус»… На грубом столе стояла керосинка, а на ней подогревались поочередно две кастрюли. В одной кипятилась нарезанная толстыми ломтями вареная колбаса, во второй же кастрюле плавали — опять-таки в кипятке — свиные уши… Хозяин заведения сам присматривал за варевом, сам отвешивал на всех порции колбасы и ушей, сам выдавал посетителям круглые булочки… А более никаких яств и питий не было.

Но в 1960-х годах церковь Святой Варвары отреставрировали. Сейчас храм действует.

Храм Святой Варвары на фотографиях разных лет:


А что вы можете рассказать о церкви Святой вмц Варвары?

Храм Великомученицы Варвары описание и фото — Россия — Северо-Запад: Псков

Статьи » Путешествия » Храм Великомученицы Варвары описание и фото — Россия — Северо-Запад: Псков

Церковь великомученицы Варвары описание и фото — Россия — Северо-Запад: Псков. Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Фото и описание

Знаменитая церковь великомученицы Варвары находится в Петровском Посаде, недалеко от Петровских ворот. На данный момент это единственная срубная деревянная церковь в городе Пскове, которой более трехсот лет.

В знаменитой «Истории Псковского княжества», написанной митрополитом Евгением, указано, что церковь Варвары была построена в 1618 году при участии старицы Агафьи и ее сестер. Освящение церкви состоялось в 1626 году при аббате Юлите. Такого же рода сведения можно найти в делопроизводстве псковского губернатора 1827 года. Не только в церковных записях, но и в каких-либо других источниках не обнаружено абсолютно никаких указаний на то, что церковь, воздвигнутая в 1618 году, была полностью уничтожена сильным пожаром, после того как была разобрана на ветхое состояние или каким-либо иным образом разрушена. Таким образом, можно сделать вывод, что храм великомученицы Варвары уцелел буквально каким-то чудом. Стоит обратить внимание на то, что деревянная церковь XVII века представляет собой невероятную редкость – именно по этой причине необходимо признать, что Варваринская церковь заслуживает бережного отношения и чуткого внимания.

Раньше церковь была монастырем, но когда именно был основан монастырь — до сих пор неизвестно; есть только сведения, что в 1561 году женский монастырь сгорел во время мощного и опустошительного пожара. В 1786 году церковь была приписана к Покровской церкви, находившейся на Торге.

Церковь святой великомученицы Варвары построена по типу древнейших и изначально сельских церквей. Метод строительства был осуществлен самым простым способом, потому что церковь была вырублена как клетка. Для строительства был выбран материал в виде деревянных бревен, которые впоследствии в России практически не встречались. Именно из этого материала был вырублен куб главного храма, к которому с запада был вырублен притвор кубического типа, а с восточной стороны – кубический алтарь.

На притворе церкви Святой Варвары была выставлена ​​небольшая колокольня, внутри и снаружи которой все было зашито досками. Под всеми бревнами соорудили цоколь из такого рода широких плит, которые уже много лет не встречаются в строительстве зданий. Церковь великомученицы Варвары настолько древняя, что в 1882 году ее стены буквально выпирали наружу, из-за чего пришлось поставить поперек них деревянные стойки, которые были скреплены прочными железными болтами. Длина церкви с колокольней 6 саженей и 2 аршина (чуть более 12 метров), ширина 3 сажени (6 метров), высота до карниза 3 сажени (6 метров).

После революции церковь св. Варвары была закрыта. В 1973 году в церкви была проведена большая фрагментарная реставрация. Варваринская церковь – уникальный памятник культурного деревянного зодчества начала XVII века, сохранившийся до наших дней. Осенью 21 ноября 2002 года настоятель Александро-Невского храма протоиерей отец Олег получил ключи от храма святой великомученицы Варвары (назначен настоятелем Варваринского храма).

Многочисленные переборки и ремонты лишь нарушили древнюю композиционную составляющую церкви, колокольня, притвор, первоначальный верх церкви были утрачены, но неповторимые характерные черты деревянной срубной церкви, чудом сохранившейся от современной город Псков, очевидны. На данный момент в церкви проводится сбор и вывоз мусора, а также раскопки и подъем плит, под которыми находятся старые могилы. Самая старая плита, найденная в районе Варваринской церкви, — плита 1848 года9.0003

Варваринская церковь находится под тщательной охраной государства как уникальный памятник истории республиканского значения.

Рекомендуем также прочитать описание и фото Усадьбы Волышово — Россия — Северо-Запад: Псковская область

Тема: Церковь Великомученицы Варвары описание и фото — Россия — Северо-Запад: Псков .

Автор: Kelly Costine


Церковь святой великомученицы Варвары описание и фото — Россия — Золотое кольцо: Плес

Путешествие Статьи » Путешествия » Храм Святой Великомученицы Варвары описание и фото — Россия — Золотое Кольцо: Плес

Храм Святой Великомученицы Варвары описание и фото — Россия — Золотое Кольцо: Плес. Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Фото и описание

В конце XVII — начале XVIII вв. в Плесе у Волги появляется деревянная церковь святой великомученицы Варвары. В 1821 году здание стало белокаменным. Улица, на которой стоит этот храм, как и многие другие улицы города, носит два названия: Варваринская и Урицкого. Левитан, вдохновленный живописным видом Русской реки и Варваринской церкви, написал одно из самых известных своих полотен «Золотой плёс».

С тех пор во внешнем виде церкви мало что изменилось. В отличие от богатого убранства колокольни, церковь святой великомученицы Варвары лаконична и проста. Искусствоведы называют стиль церковного классицизма. Завершает пятиглавый двухэтажный четырехугольник с четырехскатной крышей. Купола перехвата расположены далеко друг от друга на узких граненых барабанах. После реставрации позолочены центральный купол основного объема и купол колокольни. Апсида слегка вытянута по оси, проходящей через все постройки. Таким образом, алтарная часть приобретает форму суженного полуовала. Трапезная напротив вытянута и выступает по обеим сторонам основного объема. Его двускатная крыша имеет по краям два небольших купола. Углы четверика и трапезной закруглены. Прямоугольные окна второго яруса заключены в простые рамные наличники с наличниками. Оконные проемы нижнего яруса без наличников, снабжены только карнизами и подоконниками. Пространство между ярусами четверика украшено арочными нишами.

Колокольня, вероятно, построена позже самой церкви, так как отличается своим оформлением в стиле зрелого классицизма. Он состоит из трех ярусов. Нижние ярусы представляют собой две четверки, стоящие друг над другом, а звон цилиндрической формы, заканчивающийся куполом с люкарнами с четырех сторон и куполом, соответствует церкви. Высокие арочные проемы повторяются на каждом ярусе стройной колокольни. Фронтоны и поддерживающие их колонны подчеркивают стремление вверх.

В интерьере храма сохранилась старинная клеевая роспись середины 19 века, выполненная в духе классицизма с элементами барокко в технике гризайль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts