Притча о лазаре: Притча о богаче и Лазаре / Православие.Ru
Содержание
Притча о богаче и Лазаре
Притча о богаче и Лазаре — одна из притч Иисуса Христа, приводимая в Евангелии от Луки:
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях… Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придёт к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят. (Лк.16:19-31) |
Богословское толкование
Феофилакт Болгарский, начиная толкование притчи, сообщает, что «по преданию евреев, что в то время был в Иерусалиме некто Лазарь, находившийся в крайней бедности и болезни» и этим объясняется, что богач выступает в притче анонимным лицом, а нищий назван по имени.[1] Факт того, что по смерти душу Лазаря приняли ангелы, Феофилакт объясняет тем, что, находясь у ворот богача, видя как другие наслаждаются, он не роптал, не хулил Бога и не поносил роскошную жизнь богача. По этой причине он попал после смерти на Лоно Авраамово и «разделил с Авраамом его посмертный жребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников».[2]
Особо Феофилакт рассуждает о пропасти разделяющей грешников и праведников, вступая при этом в полемику с оригенистами:
|
Аверкий (Таушев), комментируя данную притчу, пишет, что фраза «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» означает наличие у людей Закона, следуя которому можно избежать попадания в место мучения. [3] Говоря об отказе Авраама послать Лазаря к братья умершего богача архиепископ Аверкий замечает, что
|
Примечания
- ↑ 1 2 Толкование Феофилакта Болгарского на Евангелие от Луки
- ↑ Аверкий (Таушев) Четвероевангелие
- ↑ 1 2 Притча о богатом и Лазаре (Архиепископ Аверкий (Таушев) Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета)
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Притча о богаче и Лазаре
- Иоанн Златоуст. Семь слов о Лазаре
- Иоанн Кронштадтский. Богач и нищий Лазарь
Притча о богаче и Лазаре это не описание ада, а аллегория о смерти человека
Нравится Твитнуть ТОЛКОВАНИЕ БИБЛИИ: СКАЧАТЬ КНИГУ «Познакомьтесь с Богом Библии», цель которой – знакомство людей с азами учения Библии и Богом, каким Он в ней представлен можно в форматах с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt. СКАЧАТЬ КНИГУ «Возвращаясь к истокам христианского вероучения» – рассуждение о вероучении первоапостольской церкви и его изменении со временем – можно с нашего сайта pdf, rtf, fb2, epub, doc, odt, txt. ВОПРОСЫ ПО БИБЛИИ Облако тегов: НЕ ОПИСАНИЕ ада, притча о богаче и Лазаре, аллегория, СМЕРТЬ человека |
Выше мы увидели, как много существует текстов в Ветхом Завете однозначно называющих ад (преисподнюю) могилой, а смерть сном. Теперь мы рассмотрим абсолютно все тексты Нового Завета (их всего несколько), на которых строят свою доктрину о бессмертии души, муках в аду и блаженстве в раю многие церкви, но которые при внимательном их рассмотрении говорят совсем о другом. Начнем мы с притчи о богаче и Лазаре. Многие христиане уверены, что Лазарь после смерти попал в рай, а богач – в ад. Однако данная теологическая концепция полностью противоречит тексту Библии. Выше в главе «Ад, преисподняя. Понятие смерти» мы увидели, что, согласно ветхозаветному Писанию, все люди, включая даже героев веры, после смерти попадали в ад и «там» спали. Что касается понятия «небесный» рай, то в Ветхом Завете оно отсутствует как таковое. В связи с этим многие представители популярных конфессий считают, что небесный рай в ветхозаветное время был закрыт, доколе Иисус Своей жертвенной смертью и воскресением не отверз в него ворота. Согласно такой богословской теории, ад в ветхозаветное время имел два отделения – «мягкое», куда попал Лазарь, и «суровое», где мучился богач. Иисус якобы после смерти сошел в ад, тех, кто там спал, разбудил и затем всем проповедовал. Потом праведников Он забрал в открывшийся благодаря Его смерти небесный рай, а грешники остались гореть в «суровом» отделении ада. С помощью этой теологической концепции ищущие истину верующие пытаются хоть как-то связать доктрины своей церкви с Библией. Однако и такая теория оставляет много вопросов, на которые невозможно найти аргументированные ответы, согласующиеся со всеми другими текстами Священного Писания. Начиная размышление об истории про богача и Лазаря, давайте вспомним, что все конфессии именуют этот рассказ Иисуса притчей. И это верно. Христос здесь использовал литературный прием с применением иносказания (фигуры речи, аллегории, метафоры), называемый притчей. К сожалению, далеко не все богословы относятся к этому рассказу, как к притче, а толкуют часть его текста буквально. Они говорят: «Посмотрите, Иисус нам описывает мучение в аду богача, значит, в аду люди страдают. Мы будем Христу верить». С первого взгляда все кажется логичным. Между тем такой поверхностный подход к анализу библейского текста не может быть правильным. Ведь если рассказ о богаче и Лазаре реальность, то тогда абсолютно все описанное в нем должно быть явью. А если это притча, то в ней Бог желает в виде несуществующих образов донести до слушателей какую-то важную весть. Однако реальности в рассказе Иисуса нет вовсе. Я надеюсь, сейчас вы в этом убедитесь. В этой книге я стараюсь приводить более важные стихи Священного Писания, понимая, что не у каждого человека, читающего мой скромный исследовательский труд, может оказаться под рукой Библия. Несмотря на то, что притча о богаче и Лазаре не мала по объему, ее я решил привести полностью, так как в первую очередь на этих текстах базируется догматика многих конфессий о жизни после смерти: «Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лук. 16:19-31). Ниже мы перечислим вопросы, на которые нет ответов, согласующихся с теорией посмертных мук. На примере этой притчи я хочу заодно продемонстрировать, чем чреват поверхностный анализ текстов Библии. 1. Где находится лоно Авраамово — на небе или под землей в аду? Напомним, что по верованию представителей многих конфессий до Своей смерти и воскресения врата в небесный рай Иисус еще не открыл. То есть все умершие люди по ветхозаветному учению, с которым согласны многие христианские богословы, были в аду (см. главу «Ад, преисподняя. Понятие смерти»). Значит, и лоно Авраама до смерти Христа должно быть под землей в аду. Именно поэтому небо и рай в тексте притчи не упоминаются. Получается, лоно Авраама — это одно из отделений ада, немного повыше того, где был богач, раз он поднял глаза вверх и свободно общался с Лазарем. Однако сложно себе представить под землей два рядом находящихся пространства, где в одном мучаются умершие, а во втором – повыше, но не далеко, чтобы можно было общаться, утешаются праведные, видя на страдания первых. Причем одним жарко от пекла, а у других под землей текут прохладные реки… Даже если представить, что Лазарь был в небесном раю (который, напомним, по мнению самих представителей популярных конфессий, еще не был открыт до смерти и воскресения Иисуса), а богач — в аду, получается, что эти два вместилища миллиардов человеческих душ находятся совсем рядом, раз герои притчи видели друг друга и свободно общались между собой. В любом случае здесь мы имеем нереальную картину… А значит, это аллегория — притча. 2. Почему нищий был отнесен Ангелами на лоно Авраама, а богач похоронен в ад? Вновь вспомним, что по ветхозаветному учению абсолютно все мертвые, даже герои веры (Иаков, Иов, Иезекия…), попадали в ад – могилу, а небесный рай еще не мог быть открыт (см. выше). Значит, Ангелы и нищего отнесли в ад, то есть его «дух» и тело они закопали в земную могилу. И труп богача также кто-то похоронил в могилу. Сложно представить себе картину, как Ангелы закапывают Лазаря. Здесь мы вновь видим образность. А значит, это не реальность, а аллегория – притча. 3. Мы видим, что люди в аду разговаривают. Но в соответствии с многими другими библейскими текстами мертвые спят. Давид, Иов, Екклесиаст были уверены, что после смерти они будут покоиться бессознательным сном, не смогут размышлять и даже восхищаться Богом и благодарить Его. Это хорошо видно из цитат Священного Писания, приведенных в главе «Ад, преисподняя. Понятие смерти». Библия вообще не описывает общение между мертвыми и живых с покойниками, не считая спиритического сеанса между царем Саулом и образом пророка Самуила через волшебницу (см. 1 Цар. 28:4-28) и явления Моисея Иисусу (см. Мф. 17:3), о которых мы поразмышляем чуть позже. Получается, что кто-то из умерших в «прежнем» аду спал, а другие общались? Тогда почему Писание не содержит критериев, по которым Бог определял, кому надлежало покоиться после смерти, а кому бодрствовать, ведь это было архиважно для всех живших тогда людей? Согласитесь, как минимум странно, что в таком огромном по объему Священном Писании нет ни условий достижения посмертного покоя или бодрствования, ни примеров общения с мертвецами, но зато множество текстов, говорящих о беспамятственном сне умерших. Налицо несоответствие этой части рассказа о богаче и Лазаре с учением Писания. А значит, перед нами аллегория – притча. Напомним, что и Новый Завет смерть называет сном: «Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф. 5:14). 4. Как видно из рассказа, некоторые люди в аду после смерти сразу получают воздаяние за свои грехи – мучаются в пламени. По распространенной богословской теории, по примеру богача, это происходит с умершими грешниками вплоть до сего дня. Однако, согласно учению Библии, наказание ждет людей лишь после Второго Пришествия Христа и Великого Суда. Об этом неоднократно говорили Иисус, пророки и апостолы: «Мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5:25,28,29). «Приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф. 16:27). «Не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12:48). «Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его» (2 Тим. 4:1). «Если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» (2 Пет. 2:4,6,9). «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. Тогда скажет … тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:31,32,41). «И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков … и пришел гнев Твой и время судить мертвых» (Откр. 11:15,18). «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22:12). «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1 Кор. 4:5, см. также Деян. 17:31, Деян. 24:15,25, Иуд. 5,6,15, Рим. 2:5-8,13-16, 1 Пет. 4:5, 2 Пет. 3:7, 1 Фес. 1:10, 2 Фес. 1:6-10, Откр. 14:7, Откр. 18:8, Мф. 11:22, Мф. 12:36, Лук. 11:31,32, Дан. 12:1,2,13, Еккл. 8:11,12, Евр. 10:25-27, Иоил. 2:31, Мал. 4:1, Пс. 9:3,4, Пс. 95:10,13, Пс. 109:5,6). То есть, согласно многочисленным текстам Священного Писания, суд над людьми и наказание грешников еще только впереди – после Второго Пришествия Христа. Получается, если верить в посмертные страдания душ, как учат популярные церкви, то мы окажемся перед выбором: либо признаться в том, что Библия себе противоречит, либо принять теорию о двух судах, что и сделали некоторые церкви. «Первый» суд — «частный» после смерти для определения места пребывания души человека — в преисподней или в раю, до Великого Суда, который состоится при Втором Пришествии Христа; «второй» – «всеобщий», непосредственно Великий Суд. Однако не понятно, почему о «первом» суде совсем не говорится в Библии, а только о «втором». Также не ясно, зачем вообще нужен «второй» Суд, если якобы есть «первый». Выходит, грешные люди по решению одного суда будут немного страдать в преисподней до Второго Пришествия Христа. А затем их по постановлению «второго» Суда либо оставят далее вечно гореть в геенне в более мучительных условиях, либо переведут в прекрасную жизнь вечную? Получается, больше пострадают те обитатели преисподней-ада, которые умерли раньше, ведь им до Второго Пришествия Иисуса придется страдать дольше. А как быть с теми, кто находится после смерти в раю? Сложно представить себе ситуацию, когда человек наслаждается раем и ему там нравится, но тут при Втором Пришествии Господь без спроса забирает дух человека из блаженной неги и воскрешает «заслужившего» в жизнь вечную. Может, тому человеку этого не хочется, ведь в раю и так хорошо, без тела – одно наслаждение. У каждого свои вкусы… Налицо противоречие буквального толкования рассказа о богаче и Лазаре с другими текстами Библии. Но это не возможно. А значит, перед нами аллегория — притча. Стоит отметить, что Символ веры православной и католической конфессий, принятый в IV веке, также связывает суд над живыми и мертвыми со Вторым Пришествием Христа: «Верую … во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия…, восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, и опять имеющего придти со славою судить живых и мёртвых». Хотя до сих пор Символ в этих церквях не оспаривается, тем не менее к его учению за столетия было прибавлено множество доктрин, в том числе о «двойном» суде. 5. Стоит также отметить, что в рассказе о богаче и Лазаре утрированы причины попадания одного в «суровый» ад, а другого в «мягкий» — на лоно Авраамово. Как сейчас, так и раньше само по себе богатство не считалось зазорным. Например, огромное состояние имели знаменитые герои веры Авраам, Давид, Соломон и другие. И пиры были приняты в дни праздников. О богаче лишь известно, что он каждый день пиршествовал блистательно и не отличался благотворительной душой, так как не кормил Лазаря у себя за столом, хотя видел того постоянно у своих ворот. Я думаю, и сегодня далеко не многие люди всех бедняков, сидящих у их ворот, будут усаживать за собственный стол. В целом же богач описан знатным человеком, чтущим отца Авраама, любящим своих братьев и заботящимся о них. Отметим, что, возможно, богач даже принимал какое-то участие в жизни бедняка Лазаря, раз он знал его по имени. В свою очередь, бедность, как таковая, тоже не является критерием, обладание которым необходимо для получения вечной жизни. О добродетелях же Лазаря в притче ничего не сказано, как и о причинах его прижизненных мучений. Итак, в рассказе о богаче и Лазаре мы не видим причин такого сурового наказания одного и повода для вознаграждения второго. Значит, рассказ о богаче и Лазаре — не реальность, а аллегория – притча, имеющая целью научить людей чему-то большему, чем одной благотворительности. 6. Странной выглядит просьба богача. Он, мучаясь в пламени, просит Авраама послать к нему Лазаря, чтобы тот прохладил ему язык концом перста, смоченным в воде. Почему он не обратился напрямую к доброму Аврааму, чтобы тот напоил его? Почему он просит воды на кончике пальцев, а не чашу, например, ведь капля воды явно не облегчит ему страдания? Попробуйте хотя бы в сауне попросить кого-нибудь мокрым пальцем провести по своему языку и увидите, что вам от этого не станет легче. Налицо ситуация, далекая от реальности, а значит это притча. 7. В притче упомянуты три героя – Авраам, Лазарь и богач. Из них лишь один богач не имеет имени. Если перед нами повествование, описывающее реальность, то такого быть не должно. Не мог ведь Иисус забыть имя богача. Но мы знаем, что в древности имена имели большое значение. Имя Лазарь происходит от распространенного древнееврейского имени Эль-азар (см. Исх. 6:23), которое обозначает «Бог помог». Итак, мы вновь в повествовании видим элементы, не похожие на реальность, но применимые для притчи. 8. Если внимательно читать рассказ Иисуса о богаче и Лазаре, то очевидно, что его герои описаны в реальной плоти, а не в виде бестелесных духов. Они друг друга видят, общаются, у них есть глаза, персты, язык. То есть если воспринимать рассказ буквально, то он никак не вписывается в теорию многих конфессий, в соответствии с которой в преисподней и раю пребывает лишь дух («души») умерших. Упоминание в притче элементов физических тел некоторые сторонники посмертного бодрствования душ объясняют просто: «Когда человек потерял руку, то она иногда продолжает у него болеть. Так и в аду. У пребывающих там духов нет тел, но они продолжают их как бы чувствовать». Однако это объяснение не логично. Ведь боль как таковая и воспоминание о ней — это чисто физиологические процессы, для которых нужен реальный мозг и нервная система, то есть физическое тело. Именно мозг «сообщает» нам о боли и хранит в памяти ощущения тела. Кроме этого, если бы богач и Лазарь были духами, то Авраам на просьбу богача должен был ответить ему примерно так: «Богач, ты бредишь! Ты в аду. У тебя нет языка, а у Лазаря нет ног, чтобы ходить, и рук, чтобы принести тебе воду. При этом никакая влага тебе не поможет, так как у тебя нет тела и охлаждать тебе уже нечего. Это мучается твой дух». Но вместо такого или подобного ему объяснения мы видим разумный ответ Авраама внимающему адекватному богачу, смысл которого в том, что Лазарь воды не принесет и к братьям не пойдет по таким-то и таким причинам. Получается интересная ситуация. Многие христиане закрывают глаза на то, что Иисус в рассказе о богаче и Лазаре упоминал элементы физических тел его героев, а другую часть притчи, описывающую их бодрствование после смерти, принимают за реальную картину. Мол, Христос немного «приукрасил» рассказ об аде… Там хоть и показаны тела, но на самом деле это лишь «души». Очень удобная, но необъективная позиция. Что же произошло на самом деле? Просто после соединения христианства с язычеством новохристианские богословы, не слишком глубоко знающие учение Священного Писания, но знакомые с широко распространенными языческими верованиями о загробной жизни, увидели в притче знакомую картину – мифическое царство мертвых Гадес (Аид, Тартар), и сразу приняли ее за чистую монету, не утруждаясь анализом текста. Возможно, кто-то из представителей государственной церкви позже увидел несоответствие принятой богословской теории с другими текстами Библии, однако было уже поздно давать обратный ход, ведь тогда пришлось бы поставить под сомнение и все остальные догматы своей конфессии. Вот так получилось, что доктрина огромнейшей церкви была построена на притче, то есть аллегории. В целом вся вероучительная система православия предрасполагает к заблуждениям. Если ошибался один уважаемый христианин и находил поддержку своих современников, то введенная им теологическая коцепция, прижившаяся в церкви, воспринималась последующими поколениями уже как канон «святой» церкви, который нельзя было поставить под сомнение. Ведь это означало бы подвержение сомнению учение о непогрешимости церкви. То есть заблуждение, однажды войдя в церковь, уже не могло покинуть ее лоно. Поэтому ошибки церкви со временем могли только множиться. Стоит отметить, что в Библии есть и другие притчи, которые нельзя понимать буквально. Например, о деревьях, которые «пошли … помазать над собою царя» (см. Суд. 9:7-15, см. также 4 Цар. 14:9). Здесь маслины и смоковницы разговаривают между собой. Почему бы, используя эту притчу, не построить доктрину о том, что деревья на самом деле общаются и выбирают себе царей? Также можно вспомнить о притче Иисуса про брачный пир (см. Мф. 22:1-14). Сложно этот рассказ представить в реалии. Трудно вообразить, что подавляюще большинство подданных царя отказались идти на свадьбу его сына, будучи заранее приглашенными, и даже не удосужились при этом придумать убедительного аргумента для отказа. Более того, некоторые убили посланников своего правителя, открыто объявляя ему войну, не боясь возмездия и наказания от войск царя. Зато как притча эта история имеет глубокий смысл, описывая людей, которые в большинстве своем отказываются от приглашения Бога в Царствие небесное, не желая изменять свою жизнь и даже порой проявляя неуважение и агрессию к обличающим их и призывающим «посланникам» Господа. Я надеюсь, дорогой читатель, вы убедились, что рассказ о богаче и Лазаре является аллегорией — притчей. Как и у любых метафор, задача притчи ярко осветить, проиллюстрировать какую-то конкретную мысль. Значит, верующим важно понять, какой же истинный смысл был заложен Господом в притчу о богаче и Лазаре. Из этого урока Иисуса можно сделать сразу несколько выводов, необходимых для спасения: 1. В своей жизни нужно на практике исполнять заповедь «Не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим» (Втор. 15:7) и подобные ей о любви и помощи людям (см. Мф. 6:3, Мф. 25:34-40, Евр. 13:16, Гал. 6:9,10, 1 Ин. 3:17). 2. После смерти человека уже не изменить его будущее. То есть на Великом Суде рассматриваться будут только дела, совершенные в теле: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10). Об этом в притче четко и однозначно заявил Иисус устами Авраама: «Хотящие перейти отсюда … не могут» (Лук. 16:26). Данное утверждение Христа сегодня многие игнорируют, полагая, что оно относилось лишь к «прежнему» аду. А теперь, мол, за обитателей «обновленного» ада можно и нужно молиться. Подумайте, стал бы Иисус изрекать такое серьезнейшее предупреждение, которому действовать оставалось совсем немного времени до Его распятия. На самом деле Господь через эту притчу хотел предупредить всех людей о необходимости сегодня и сейчас изменять свою жизнь, расставаться с грехами, ведь потом будет поздно — «Кровь Моя за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:28). 3. Для того чтобы не погибнуть, как богач, необходимо слушать Моисея и пророков (см. Лук. 16:29). То есть нужно изучать Слово Божее, так как в нем даны ответы на все вопросы, в том числе и главный – условие спасения для жизни вечной. 4. Кто не вникает в учение Писания (Моисея и пророков), тот и воскресшего из мертвых (см. Лук. 16:31) не будет слушать. Мало кто из богословов сомневается, что Иисус здесь имел в виду собственное воскресение. Так впоследствии и произошло. Иудеи, плохо знакомые с пророчествами о Мессии, изложенными в Писании, не узнали в Иисусе Христа. Многие не хотели поверить в Него даже тогда, когда Он воскрес из мертвых. Данное предупреждение акутально и сегодня: верующие, плохо знающие Библию, не видят в истории и окружающей жизни исполнения изложенных в ней пророчеств, указывающих на приближение Второго Пришествия Христа. Согласитесь, в исследуемой притче изложена очень важная весть и она донесена до людей Господом в доступной и наглядной форме. ► Читайте также статью с более широким Толкованием на притчу о богаче и Лазаре
|
Библейская история Лазаря и богача
1
Иисус сказал своим ученикам: «Был богатый человек, управляющего которого обвинили в растрате его имущества.
2
Он подозвал его и спросил: «Что это я слышу о тебе? Дайте отчет о своем руководстве, потому что вы больше не можете быть менеджером».
3
«Управляющий сказал себе: «Что мне теперь делать? Мой хозяин забирает мою работу. Я не в силах копать, и мне стыдно просить—
4
Я знаю, что я сделаю, чтобы, когда я потеряю здесь работу, люди приветствовали меня в своих домах».
5
«Итак, он призвал каждого из должников своего господина. Он спросил первого: «Сколько ты должен моему хозяину?»
6
«Девятьсот галлонов оливкового масла, — ответил он. «Управляющий сказал ему: «Возьми свой счет, садись скорее и сделай четыреста пятьдесят».
7
«Тогда он спросил второго: «А сколько ты должен?» «Тысяча мер пшеницы», — ответил тот. «Он сказал ему: «Возьми счет и сделай восемьсот».
8
«Хозяин похвалил нечестного управляющего за то, что он поступил проницательно. Ибо люди этого мира более проницательны в обращении с себе подобными, чем люди света.
9Говорю вам, используйте мирское богатство, чтобы приобрести себе друзей, чтобы, когда оно исчезнет, вы были приняты в вечные обители.
10
«Кому можно доверить очень мало, можно доверить и многое, а кто нечестен в малом, тот будет нечестен и во многом.
11
Итак, если вы не заслуживали доверия в обращении с мирскими богатствами, кто доверит вам истинное богатство?
12
И если чужим имуществом ты не доверял, кто даст тебе свое?
13
«Никто не может служить двум господам. Либо вы будете ненавидеть одного и любить другого, либо будете преданы одному и презираете другого. Вы не можете служить одновременно Богу и деньгам».
14
Фарисеи, любившие деньги, слышали все это и насмехались над Иисусом.
15
Он сказал им: «Вы те, кто оправдывает себя в глазах других, но Бог знает ваши сердца. То, что люди высоко ценят, отвратительно в глазах Бога.
16
«Закон и пророки были провозглашены до Иоанна. С тех пор проповедуется благая весть о Царствии Божием, и все прорываются в него.
17
Легче исчезнуть небу и земле, чем малейшему росчерку пера выпасть из Закона.
18
«Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и мужчина, женящийся на разведенной, прелюбодействует.
19
«Жил один богатый человек, который одевался в порфиру и виссон и каждый день жил в роскоши.
20
У его ворот лежал нищий по имени Лазарь, покрытый язвами
21
и желание есть то, что упало со стола богача. Даже собаки приходили и лизали его язвы.
22
«Пришло время, когда нищий умер, и ангелы отнесли его к Аврааму. Богач тоже умер и был похоронен.
23
В аду, где он был в муках, он взглянул вверх и увидел вдали Авраама с Лазарем рядом с ним.
24
Поэтому он воззвал к нему: «Отец Авраам, пожалей меня и пошли Лазаря, чтобы он окунул кончик своего пальца в воду и охладил мой язык, потому что я мучаюсь в этом огне».
25
«Но Авраам ответил: «Сын, помни, что в жизни твоей ты получил свое добро, а Лазарь получил зло, но теперь он утешается здесь, а ты в муках.
26
И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».
27
Он ответил: «Тогда прошу тебя, отче, пошли Лазаря в мою семью,
28
ибо у меня пять братьев. Пусть предупредит их, чтобы и они не пришли в это место мучений».
29
«Авраам ответил: ‘У них есть Моисей и Пророки; пусть слушают».
30
«Нет, отче Аврааме, — сказал он, — но если кто из мертвых пойдет к ним, покаются».
31
«Он сказал ему: «Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят».
Значение притчи о богаче и Лазаре «Богач и Лазарь» — прекрасный пример учения, вызвавшего множество дискуссий, головоломок и толкований. Это притча о богатой жизни в роскоши и нищем у его ворот. Как часто делает Иисус, Он использует притчу о Лазаре и богаче, чтобы сообщить ценные истины о суде и раскаянии.
Давайте посмотрим на эту сложную притчу.
Контекст притчи о богаче и Лазаре
Луки 15 начинается с того, что некоторые фарисеи и законники смешиваются с толпой, где учил Иисус. Они тут же начинают критиковать Его за то, что Он, как известно, проводит время с грешниками.
Иисус в ответ рассказывает несколько притч:
- Притча о заблудшей овце (Луки 15:4-7)
- Притча о потерянной драхме (Луки 15:8-10)
- Притча о блудном сыне (Луки 15:11-32)
- Притча о разумном управляющем (Луки 16:1-13)
Когда Он доходит до последней притчи, которая касается того, как мы используем наши деньги и ресурсы, Лука говорит нам, что «фарисеи, которые любили деньги, слышали все это и насмехались над Иисусом» (Луки 16:14).
Именно этот напряженный диалог создает основу для истории Иисуса о Лазаре и богаче.
Знакомство с Лазарем и богачом
«Жил-был один богатый человек, который одевался в порфиру и виссон и каждый день жил в роскоши. У его ворот лежал нищий по имени Лазарь, покрытый язвами и желавший есть то, что падало со стола богача. Приходили даже псы и лизали язвы его» (Луки 16:19-21).
Иисус начинает с того, что знакомит нас с двумя персонажами: чрезвычайно богатым человеком и нищим по имени Лазарь. Толкователи часто зацикливались на том факте, что это единственная притча, в которой Иисус называет кого-либо из центральных персонажей. Из-за этого существует тенденция придавать этой притче большее значение и значение, чем другим.
Вполне вероятно, что Иисус назвал имя нищего, чтобы подчеркнуть конкретную мысль. Прежде всего, Он называет этого человека Лазарем — греческая версия еврейского имени Елеазар — имя, которое означает «Бог поддерживает» или «Бог помогает». На протяжении всей жизни этот нищий не получал ни заботы, ни поддержки ни от кого. Только Бог поддерживал и заботился о нем.
Для богача Лазарь — всего лишь еще одно лицо в толпе, невидимый бедняк, который исчезает на фоне его комфортной, щедрой жизни. Но в загробной жизни первый стал последним. Иисус хочет дать нам твердое понимание великого поворота. Когда все сказано и сделано, этот богач безымянный, и имя Лазаря помнят.
Действие притчи о Лазаре и богаче
Пришло время, когда нищий умер, и ангелы отнесли его к Аврааму. Богач тоже умер и был похоронен. В аду, где он был в муках, он взглянул вверх и увидел вдали Авраама с Лазарем рядом с ним. Поэтому он воззвал к нему: «Отец Авраам, помилуй меня и пошли Лазаря, чтобы он окунул кончик своего пальца в воду и охладил мой язык, потому что я мучаюсь в этом огне».
Но Авраам ответил: «Сын, помни, что в жизни твоей ты получил свое добро, а Лазарь получил зло, но теперь он утешается здесь, а ты в агонии. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, да и оттуда к нам не переходят».
Он ответил: «Тогда прошу тебя, отче, пошли Лазаря в мою семью, ибо у меня пять братьев. Пусть предупредит их, чтобы и они не пришли в это место мучения» (Луки 16:22-28).
Теперь мы знакомимся с конфликтом в этой истории. Но мы должны быть очень осторожными — невероятно легко запутаться в деталях. Смысл этой истории не обязательно в том, чтобы описывать подробности о загробной жизни. Если бы это было так, нам пришлось бы предположить, что те, кто на небесах, могут наблюдать и взаимодействовать со страдающими в аиде, что не очень похоже на рай.
Новая международная версия (NIV) сообщает нам, что нищего отнесли к Аврааму. Некоторые другие говорят: «лоно Авраамово». Будучи патриархом Израиля, евреи видели в Аврааме привратника в загробную жизнь. Евреи первого века думали о нем так же, как мы говорим о Петре как о небесном страже. Имеет смысл, что Иисус вызывал этот образ для Своих слушателей.
Очень важно обратить внимание на пару элементов этой истории:
- Грех богача: Никогда не было никаких указаний на какое-либо насилие или жестокое обращение с Лазарем. Авраам просто указывает, что богатый человек жил в комфорте, пока Лазарь мучился, и теперь роли поменялись местами. Если здесь и есть грех, так это то, что богач проигнорировал Лазаря. Он не был зол на Лазаря; он был равнодушен.
- Высокомерие богача: Почти комично, что в этой новой ситуации богач игнорирует Лазаря, обращаясь к Аврааму. На самом деле, что касается богача, Лазарь по-прежнему остается опорой, не имеющей собственной воли. Он хочет, чтобы Авраам послал Лазаря утолить его жажду. И когда Авраам отказывается, он просит прислать Лазаря, чтобы предупредить его семью.
Мораль богача и Лазаря
Авраам ответил: «У них есть Моисей и Пророки; пусть слушают их».
«Нет, отче Аврааме, — сказал он, — но если кто из мертвых придет к ним, они покаются».
Он сказал ему: «Если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Луки 16:29-31).
Богач просит Авраама отправить Лазаря обратно, чтобы предупредить своих братьев, чтобы их не постигла та же участь, но Авраам отказывается. Он говорит богатому человеку, что у них есть свидетельство Моисея и пророков, чтобы предупредить их.
Слова пророков
Тот факт, что богатый человек называет его «Отец Авраам», является признаком того, что этот человек был евреем. Его родители воспитали его и его братьев, чтобы они каждую неделю ходили в синагогу. Они бы слышали слова Моисея и пророков, говорящих примерно следующее:
Если кто-нибудь из братьев твоих беден в каком-либо из городов земли, которую Господь, Бог твой, дает тебе, не будь жестокосерден и скуп на них. . Наоборот, будьте щедры и свободно одалживайте им все, что им нужно (Второзаконие 15:7-8).
Не такой ли пост я избрал: развязать цепи несправедливости и развязать узы ярма, освободить угнетенных и сокрушить всякое ярмо? Не в том ли, чтобы разделить пищу с голодным и дать кров бедному страннику, когда увидишь нагого, одеть его и не отвратиться от своей плоти и крови?
Тогда воссияет, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро явится; тогда правда твоя пойдет впереди тебя, и слава Господня будет охранять тебя сзади. Тогда ты воззовешь, и Господь ответит; ты будешь звать на помощь, и Он скажет: вот Я.
Если вы покончите с игом угнетения, с указующим перстом и злословием, и если вы потратите себя ради голодных и удовлетворите нужду угнетенных, то ваш свет воссияет во тьме, и ваша ночь станет как полдень.
Господь всегда будет вести тебя; Он удовлетворит ваши потребности в выжженном солнцем краю и укрепит ваш каркас. Вы будете как хорошо орошаемый сад, как источник, воды которого никогда не иссякают (Исайя 58:6-11).
Но что, если кто-то восстанет из мертвых?
Богач игнорирует слова Авраама и указывает, что если бы кто-то воскрес из мертвых, его братья обратили бы внимание. Авраам говорит этому человеку, что если его братья не будут слушать Моисея и пророков, они не будут обращать внимания на того, кто воскрес.
Иисус явно намекает на то, что Он воскреснет из мертвых. И это будет подтверждением всего, чему Он учил и говорил, но не для большинства первосвященников и фарисеев.
Как только обнаружится, что Его тело пропало, первосвященники расплатятся со стражниками, сказав им: «Вы должны сказать: «Его ученики пришли ночью и украли Его, пока мы спали». правителю, удовлетворим его и сохраним вас от беды» (Матфея 28:13-14).
Мы видим похожую сцену, когда Иисус воскрешает Лазаря (не путайте его с тезкой из этой притчи) из мертвых. Вместо того чтобы увидеть в чуде воскрешения мертвых подтверждение учения Христа, фарисеи планировали убить Лазаря, чтобы люди не верили в Иисуса.
Тем временем большая толпа иудеев узнала, что Иисус был там, и пришла не только из-за него, но и чтобы увидеть Лазаря, которого он воскресил из мертвых. Итак, первосвященники задумали убить и Лазаря, ибо из-за него многие из Иудеев шли к Иисусу и уверовали в Него (Ин. 12:9-11).
Авраам подчеркивает, что евреи, игнорирующие Моисея и пророков, не поддаются влиянию чудесного посланника. Ведь весь Закон построен на удивительных посланиях чудесных посланников.
Что Иисус говорит фарисеям?
Когда мы читаем притчу, первый вопрос, который нам нужно задать, это: «Что Иисус говорил первым слушателям?» В этом случае мы должны рассмотреть, какое послание было послано фарисеям.
На первый взгляд, Иисус обращается к их любви к деньгам. Никто не знал Закон и пророков так, как фарисеи, но это не исправило их отношение к деньгам. Для них деньги покупали влияние, власть и комфорт. Они не считали это ресурсом, которым Бог предназначил их поделиться с нуждающимися, хотя Писание говорило им об обратном.
Но Иисус делает более широкое замечание о природе духовной слепоты. Братья богача не поверят, потому что не хотят верить. Неважно, кто доставляет сообщение. Их сердца склонны к непослушанию. Они нашли способы оправдать свой образ жизни и непокорность.
Иисус резко обвиняет фарисеев в том, что они делают с Ним то же самое. Еврейские Писания указывают на Него как на Мессию, но отказываются это видеть. В другом месте он говорит фарисеям: «Вы усердно изучаете Писания, потому что думаете, что в них вы имеете жизнь вечную. Это то самое Писание, которое свидетельствует о Мне, а вы отказываетесь прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Иоанна 5:39).-40).
В конце концов, Иисус воскреснет из могилы, а они все равно предпочтут не верить.
Что мы можем узнать из притчи о богаче и Лазаре?
Очевидно, поверхностная точка зрения о том, что нельзя игнорировать тех, кто страдает, пока мы живем в роскоши, уместна. Большинство людей на Западе ведут роскошный образ жизни, который удивил бы богатых людей первого века. Те, кто следует за Иисусом и считает Писание авторитетом в своей жизни, должны серьезно относиться к жертвам и щедрым даяниям.
Вдобавок ко всему, нам нужно бороться с более важным моментом этой притчи, а именно с тем, что крайне важно действовать, исходя из истины, которую мы знаем. Есть много библейских учений, к которым мы не относимся серьезно. Может быть, это потому, что мы притворяемся, что не понимаем их на самом деле, или говорим себе, что нам нужно немного больше информации и разъяснений, прежде чем мы подчинимся. Возможно, мы знаем, что над этим нужно поработать, и обещаем себе, что сделаем это позже.
Многие из этих разговоров с самим собой являются просто средством избежать того, что, как мы знаем, мы должны делать.