Церковная реформа петра 1 плюсы и минусы: Основные плюсы и минусы церковной реформы Петра 1
Содержание
Основные плюсы и минусы церковной реформы Петра 1
Плюсы и минусы > История > Основные плюсы и минусы церковной реформы Петра 1
Петр I вошел в историю, как человек – реформатор, именно при нем Русь сменила политическое направление, ориентируясь на запад. Этот царь закончил формирование централизованного государства. Изменения коснулись многих сфер жизни, без внимания не осталась и церковная деятельность.
Главным значением реформы являлась задача снизить влияние церкви и сделать духовенство зависимым от решений царя.
Предпосылки для проведения церковной реформы
- В связи с тем, что Петр I вел много военных действий, денежные ресурсы стали иссекать. При этом церковь занимала значительную часть земель и не уплачивала налоги, что отражалось на казне.
- Духовенство хотело встать рядом с государем, как это было при Филарете. Петр желал добиться абсолютной власти, что требовало снизить авторитет церкви.
- Многие церковные деятели оказались против реформ царя, некоторые осмеливались называть его антихристом. По городам ходили обличительные письма, которые приходили из монастырей.
- Петр недолюбливал монахов с детства, он ассоциировал их с фанатиками. Отрицательных эмоций добавил сговор жены Евдокии и сына Алексея с церковниками.
- Вследствие того, что церковь не выплачивали налоги в казну, она могла продавать товары по сниженной цене, что подрывала торговые дела купцов.
После смерти патриарха Андриана, Петр назначил его заместителем митрополита Стефана Яворского, в его распоряжения перешли лишь дела веры, остальное было передано в приказы. Стефан являлся удачной кандидатурой, ведь всегда поддерживал политику царя. В силу вновь вступили Монастырские приказы, главой учреждения стал И.А Мусин-Пушкин.
В рамках проведенных нововведений создали управляющий орган — Святейший Правительственный Синод. В его состав входило 12 человек, трое из которых должны были обладать саном архиерея. За деятельностью Синода следил обер-прокурор, который контролировал их решения.
Положительные моменты реформы
- Государство стало получать деньги с духовенства: церковные земли продавались всем желающим, доход, полученный из монастырей и церквей, начал облагаться налогом. Появился запрет на строительство монастырей. Также финансовые дела улучшились из-за того, что реформировали количество духовенства. Особому сокращению подверглись монахи, им, было, приказано закрепиться за теми местами, где их посчитают особый переписчик. Всем непостриженным требовалось покинуть монастырские земли.
- Усилилась численность армии, в связи с тем, что рекрутская повинность распространялась на людей при церкви, за исключением священнослужителей и их семей.
- Началась борьба с нищенством, в богадельни разрешалось прибывать только реально немощным людям.
- Благодаря проведенной реформе завершилась централизация государства, вследствие того, что церковь потеряла свою власть, и единственным правителем стал царь.
- Некоторое время на Руси происходили положительные действия в отношении другой веры. Допускались браки православных с людьми чужой религии.
- Снизилась численность духовенства, вследствие чего появилось более эффективное распределение человеческих ресурсов. По уходу за нищими закреплялся один монах на 3-4 человека. Необходимо было 2 священнослужителя на приход в 250 дворов. Если церковник признавался лишним, то он должен был найти себе новое место.
- К церковной реформе можно отнести преобразование календаря, теперь дата Нового года была перенесена на 1 января.
- Из типографии вышла новая азбука, которая «потеряла» несколько букв от созданной Кириллом и Мефодием. Словарный запас обогатился заимствованию из иностранных языков.
- Феофан Прокопович, помощник Петра в создании реформы, выпустил букварь с толкованием «Отче наш» и заповедей из Евангелия. Позже эту книгу читали на проповедях.
- Сокращалось число «бродяжного духовенства», такие священники стояли на перекрестки больших улиц, где собирался народ. Там они предлагали свои услуги: справить службу на дому или прочитать сорокоуст. Такая ситуация была возможной по причине легкого получения сана, поэтому Петр принял меры, чтобы сократить численность духовенства. Он положительно относился к тем, кто желала выйти из сана. Также царь запретил церковнослужителям посещать дома, разрешалась приходить лишь к больным и умирающим.
Отрицательные значения
- Ужесточили правила посещения церкви, за отсутствие без весовой причины, налагался штраф. В храмах на службе необходимо было соблюдать тишину, иначе виновник подвергался денежному наказанию. Теперь каждый человек должен исповедоваться не менее 1 раза в год, за этим четко следили и составляли специальные документы. Если во время разговора священнослужителю расскажут о каком-то незаконном поступке или о чем-то, что подрывает власть царя, то церковник обязан доложить об этом человеке в специальный орган. Такое нарушение таинства исповеди привело к тому, что люди стали с недоверием относится к церкви.
- Поначалу Петр относился с терпением к другим религиям, но позже обязал всех иноверцев принять православие в течение полугода, иначе их земли переходили в собственность государя. Кто соглашался со сменой религии, тот получал некоторые поощрения в виде снижения налога, иногда им доставались во владения деревни.
- Запрещалось на улицах подавать милостыню нищем, при желании можно отдать деньги в богадельню. За нарушения правил с доброжелателя взимался штраф.
- В женских монастырях разрешили постриг лишь после 40 лет.
- Когда, несмотря на перемены, число нищих стало расти Петр принял новые меры: велел всех пойманных попрошаек бить, если это владельческий крестьянин, то вернуть назад хозяину, чтобы тот дал ему работу. А за то, что допустил такое, владельцу назначался штраф. Если нищие попадались во второй раз, то мужчинам грозила каторга, а женщинам прядильни, детей отправляли работать на мануфактуры.
По итогам церковной реформы можно сказать, что Петр добился поставленных целей: он снизил влияние духовенства, в казну стала поступать дополнительная прибыль, человеческие ресурсы распределились более эффективно.
плюсы и минусы – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 6 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Второй год Россия отмечает исторические юбилеи, связанные с именем и деятельностью царя Петра Алексеевича. Это трехсотлетие победы в Северной войне, введения императорского титула, создания Синода и 350-тилетие со дня рождения самого монарха. Фигура первого российского императора вновь оказалась в фокусе общественного внимания. И конечно же, возобновились споры, которые давно ведутся в нашем обществе: кто этот человек в первую очередь — реформатор, давший России великое будущее, или тиран, сломавший традиционный уклад жизни? Опять и опять подсчитываются плюсы и минусы его царствования, но ответ не найден, да и, наверное, каждый образованный человек сам для себя формулирует этот ответ…
Петр I
Плюсы
Жаль, что в жарких дискуссиях вокруг личности Петра I очень мало стремления отыскать историческую истину и очень много желания подавить оппонентов с помощью «бомбардировки аргументами». А наборы аргументов давным-давно сформированы под определенный взгляд на мир, под определенные политические и культурные предпочтения. В таком споре обе стороны плохо слышат друга друга… Между тем Петр Алексеевич правил Россией 36 лет, и невозможно весь этот огромный период объявить сплошь «светлым» или без изъятия «темным».
Деятельность Петра I чересполосна. Успехи и достижения перемежаются с ошибками и утратами. Этот государь — «пёстр», он из тех правителей, кого нельзя однозначно записать в «положительные» или «отрицательные» герои русской истории.
Итак, если вновь подбивать баланс плюсов и минусов правления Петра Алексеевича, то в пользу правоты монарха говорит многое:
Петр I выиграл Северную войну со Швецией, вернув нашей стране земли, населенные русскими православными людьми и потерянные ею еще в годы Великой Смуты. Помимо возвращения старых, ранее утраченных областей России, государь добыл для страны приращение новыми территориями в Прибалтике и Карелии.
Он инициировал строительство Санкт-Петербурга, великого и прекрасного города, которым по сию пору гордится Россия, называя его своей культурной столицей.
При Петре Алексеевиче произошел громадный рост национальной промышленности. Вообще, промышленные предприятия существовали в России задолго до Петра I: Пушечный двор, Печатный двор в Москве, бумажная мельница на Красной Пахре, солидное оружейное производство под Тулой. Но именно в его царствование промышленность росла как на дрожжах и ее объем многократно превзошел всё то, чем располагала наша страна на протяжении XVI–XVII столетий. Именно при Петре Алексеевиче родилась индустриальная империя Урала. Именно он повелел создавать верфи для крупных боевых кораблей, чего прежде не было. Именно ему удалось призвать на российскую службу множество европейских ученых, инженеров, мастеров. И в то же время отправить на Запад немалое количество собственных подданных на обучение горному и заводскому делу, фортификации, кораблестроению.
Неполным будет список достижений Петра I, если не упомянуть его преобразований в военной сфере. Государь создал регулярный военно-морской флот России. Отец и дед этого царя располагали боевыми кораблями и даже изредка одерживали победы на море. Но «корабли» еще не «флот». Для того, чтобы они превратились во флот, нужны военно-морские училища, ремонтная инфраструктура, постоянное наличие экипажей, припасов, необходимых для выхода в море, верфей. Ведь жизнь флота — непрекращающийся процесс, из года в год требующий внимания со стороны правительства. Именно это дала России упорная, энергичная деятельность Петра в сфере морских дел. Наконец, введя рекрутские наборы, царь и сухопутную русскую армию, задолго до него преобразованную по европейским стандартам, сделал постоянной. Отныне во время мира и войны российский монарх имел под рукой боеспособные полки, которые можно было очень быстро подготовить к военным действиям и бросить в бой.
youtube.com/embed/0ZSpEfBPbog?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
Преобразования в сфере государственного управления нельзя назвать однозначно положительными: впоследствии преемники Петра I сломали и переделали многое, созданное им наспех, в атмосфере военного времени. Но во всяком случае, Петр Алексеевич ввел в действие «Табель о рангах» -— документ, упорядочивший государственную службу. Это его детище, пусть и с серьезными изменениями, продержалось до 1917 года.
Таким образом, плюсы правления «царя-реформатора» очевидны.
Минусы
Впрочем, минусов у царствования Петра Алексеевича также хватает.
Прежде всего, выиграв «европейскую» войну, т. е. одолев поистине великую державу того времени, Швецию, первый русский император проиграл войну «азиатскую», уступив иной великой державе — Османской Турции. В книгах, фильмах и статьях о Петре Великом часто фигурирует великая победа — взятие мощной турецкой крепости Азов. Но редко говорят и пишут про катастрофу его Прутского похода на турок. Как и о том, что впоследствии Азов пришлось османам вернуть… Столько усилий — и всё напрасно!
Победа в Северной войне, строительство Санкт-Петербурга, создание казенных заводов были, говоря современным языком, чрезвычайно «затратными» делами. И не только в финансовой сфере. Да, конечно, налоговое бремя серьезно выросло, простому народу приходилось туго, но сюда надо приплюсовать еще и колоссальный «расход» людей. Сколько народу погибло на полях сражений, от тягот полуголодного военного быта! Чего стоила «великая стройка» Северной Пальмиры! Напряжение в обществе нередко взрывалось протестами. Петровское царствование полыхает огнем больших и малых восстаний. Например, стрелецкий бунт 1698 года был вызван до крайности несправедливыми действиями властей, а окончился он зверской расправой. Очень дорого обошлась стране так называема Булавинщина — казачий мятеж на Дону 1707–1708 годов, также подавленный с беспощадной свирепостью. А великое по масштабу восстание в Астрахани и близлежащих территориях сумел подавить лишь лучший полководец Петровской эпохи — Борис Петрович Шереметев… Царствование Петра I не только сияет славой, оно еще и сочится кровью.
| Читайте также:
Синодальный период: 10 наивных вопросов об одном из самых неоднозначных периодов в истории Русской Церкви
Религиозные реформы Петра I ослабили Церковь как институт. Царь на два века прервал эпоху Патриаршества и заменил его Синодом, то есть государственным учреждением по духовным делам. В итоге, уже позднее, синодальное управление стали возглавлять светские чиновники. Как покажут два столетия синодального периода, эти чиновники не всегда будут нравственными людьми, далеко не всегда верующими… а порой они будут веровать в нечто весьма причудливое и бесконечно далекое от православного вероисповедания. Встраивание Церкви в здание государства сделало ее тотально зависимой от светской власти, лишило самостоятельности в очень многих аспектах. Древние отношения «симфонии», то есть союзнического «соработничества» между властями духовной и светской, без вмешательства одной в дела другой, оказались разрушены.
Наконец, избыточная, слишком радикальная европеизация России, предпринятая Петром I, расколола русский народ. Когда одной части народа предназначались лапти и армяк, а другой — ботфорты и треуголка, им стало трудно воспринимать друг друга как элементы единого целого. Пройдет всего лишь век после реформ Петра Алексеевича, и им даже понимать друг друга станет непросто…
Следовательно, минусы правления «царя-тирана» не менее очевидны.
Вера Петра I
Религиозное мировидение Петра Алексеевича составляет чуть ли не главный предмет споров о его личности.
О Петре I нередко говорят, что он был царь-вольнодумец, чуть ли не царь-атеист и, во всяком случае, враг Церкви. Всё это не соответствует действительности. «Вольнодумец» пел на клиросе Соловецкого монастыря во взрослом, сознательном состоянии. «Атеист» создал Александро-Невскую обитель. «Враг Церкви» старательно заботился о повышении уровня просвещенности духовенства. Не надо обманываться: в вопросе о вере Петра I нет ничего очевидного, простого. Тут всё неоднозначно.
В годы детства и отрочества государя некому было его просвещать в религиозных вопросах. Точно так же некому было вводить его в трудные вопросы православного богословия. Сирота, рано лишившийся отца, претендент на престол, которому угрожала и ранняя смерть, и полное лишение власти, он не получил достойного вероучителя. А вот друзья из Немецкой слободы очень рано привили ему интерес к тому, как протестантизм строит свои отношения с государством и обществом. Побывав в «Великом посольстве» 1697 года, Петр I еще сильнее увлекся «инструментами» протестантизма. В итоге неистовый по характеру царь, оставаясь православным человеком лично, но не терпя возражений по политическим вопросам, с энергией, достойной лучшего применения, втащил в жизнь Русской Православной Церкви немало протестантских обычаев. Он вечно смотрел на Церковь как на ресурс государства и не понимал многого из ее древних устоев.
Что в итоге? Московское православное царство сдвинулось со своей дороги и встало на рельсы Петербургской светской империи.
И теперь у каждого русского человека есть повод задуматься и решать для себя самостоятельно, какой из этих двух маршрутов для него ближе: путь Георгия Победоносца или путь Медного всадника.
Коллаж на заставке: Мария Иванова
Реформация в Европе: плюсы и минусы
На протяжении 16 -го века протестантская Реформация прокатилась по континенту, расколов римско-католическую Европу и трансформировав религиозный , политический , культурный ландшафт. Такая религиозная реформа привела к тому, что миллионы граждан Европы покинули католическую церковь и присоединились к недавно возникшим христианским господствам. Реформация уничтожила религиозную, политическую и экономическую мертвую хватку католической церкви на континенте, необратимо изменив будущее Европы. Давайте рассмотрим Реформацию в Европе и проанализируем истоки, ключевые фигуры и важные события.
Реформация в Европе. Краткий обзор
Прежде всего, давайте взглянем на обзор европейской Реформации.
- Реформация в Европе привела к установлению протестантизма, одного из трех основных направлений христианства, наряду с ранее установившимися католицизмом и восточным православием.
- В нем произошла корректировка христианских основ, разделившая Европу на католицизм и протестантизм.
- Это было не только религиозное событие. Реформация изменила социальный, культурный, экономический и политический ландшафт Европы.
Хронология Реформации в Европе
Вот краткая хронология основных событий в истории Реформации в Европе.
Дата | Событие |
1517 | Мартин Лютер написал свои 95 тезисов – документ, осуждающий коррупцию католической церкви. |
1520 | Мартин Лютер написал три статьи: «О свободе христиан», «О вавилонском пленении церкви» и «Христианской знати немецкой нации». В этих работах Лютер утверждал, что Папа не имеет полномочий толковать Библию. |
1521 | На сейме в Вормсе Мартин Лютер отказался отречься от взглядов, выраженных им в его 95 тезисах, и впоследствии был отлучен от церкви. |
1522 | Мартин Лютер перевел Новый Завет Библии на немецкий язык. |
1526 | Уильям Тиндейл перевел Новый Завет Библии на английский язык. |
1529 | Мартин Лютер и швейцарский реформатор Ульрих Цвингли встретились на коллоквиуме в Марбурге. Хотя они соглашались по большинству богословских вопросов, они расходились во мнениях по поводу святого причастия. Цвингли утверждал, что хлеб и вино символизируют тело и кровь Иисуса, тогда как Лютер считал, что тело и кровь Иисуса присутствовали в хлебе и вине. |
1530 | Аугсбургское вероисповедание составило доктрину лютеранства. |
1531 | Ульрих Цвингли погиб во время битвы при Каппеле. |
1533 | Английская Реформация началась, когда брак Генриха VIII с Екатериной Арагонской был аннулирован архиепископом Кентерберийским. |
1534 | Католическая Контрреформация привела к тому, что регионы в Германии, Польше и Венгрии вернулись к католицизму. |
Генрих VIII стал главой англиканской церкви. | |
1545 — 1563 | Тридентский собор реформировал католическую церковь и опроверг протестантизм. |
1546 | Мартин Лютер умер. |
1555 | Аугсбургский мир разрешил лютеранство в пределах Священной Римской империи. |
1598 | Нантский эдикт французского короля Генриха IV предоставил гугенотам (французским протестантам) религиозное равенство. |
1648 | Вестфальский договор положил конец Тридцатилетней войне (1618-1648) и позволил кальвинистам войти в Священную Римскую империю. |
Реформация в истории Европы
Историки датируют начало Реформации 1517 годом, когда Мартин Лютер опубликовал свои 95 тезисов . Конец Реформации приходится где-то между 1555 Аугсбургским миром и 1648 Вестфальским договором . Хотя в идеях Реформации не было ничего уникального, для их формулирования, мобилизации и распространения требовались лидеры Реформации, такие как Лютер , Кальвин и Цвингли .
Рис. 1 Девяносто пять тезисов.
Причины Реформации в Европе
Причин Реформации в Европе было несколько; к ним относятся:
- Коррупция в Римско-католической церкви, в частности продажа индульгенций – акт получения священнослужителями денег в обмен на отпущение грехов.
- Многие люди хотели иметь возможность читать Библию на своем родном языке , а не только на латыни; изобретение Gutenberg P rinting Press в 1450 позволило переводу Библии распространяться более свободно.
- Популярные деятели, такие как Мартин Лютер , Джон Кальвин и Халдрих Цвингли требовал реформ.
- Растущее доверие к Библии для морального руководства вместо учения Церкви.
- Действия таких правителей, как Генрих VIII по отделению от Римско-католической церкви.
- Все более популярным становится мнение, что спасение пришло только от Бога, а не от земных дел.
Рис. 2 Мартин Лютер.
Лидер европейской реформации
У европейской Реформации был не один лидер, а ряд разных людей, которые приобрели влияние на протяжении 16 го века. Вот таблица с описанием вклада ключевых фигур в Реформацию в Европе.
Martin Luther | John Calvin | Ulrich Zwingli | William Tyndale | |
Born: | 10 November 1483 | 10 July 1509 | 1 January 1484 | 1494 |
Died: | 18 February 1546 | 27 May 1564 | 11 October 1531 | 4 October 1536 |
Nationality: | German | French | Swiss | Английский |
Кто они? | Немецкий протестантский лидер | Протестантский лидер в Женеве | Швейцарский протестантский лидер | Английский протестантский лидер |
Реформация Пожертвования: | Его 95 тезисов критиковали коррупцию Римско-католической церкви и привели к началу Реформации. | Его учения подчеркивали важность Божьей силы и понятия о предопределении. | Он учил, что Библия должна использоваться в качестве морального и этического руководства во всех аспектах повседневной жизни. | Он считал, что простолюдины должны иметь доступ к Слову Божьему. |
Реформация в Европе: Страны
После публикации 95 тезисов Мартина Лютера Реформация прокатилась по Европе, принеся широкомасштабные религиозные, политические и социальные изменения. Давайте посмотрим, как Реформация в Европе затронула некоторые конкретные страны.
Реформация в Германии
В 1517 году монах-августинец Мартин Лютер опубликовал свои 95 тезисов, в которых критиковал коррупцию внутри католической церкви. Среди прочего, Лютер 95 Тезисы критиковали церковную продажу индульгенций , практику, согласно которой духовенство получает деньги в обмен на отпущение грехов. Отказавшись отречься от своих убеждений на сейме в Вормсе , Лютер был отлучен от церкви в 1521 .
Между 1517 и 1524 движение Реформации росло в немецких городах. В 1524 году религиозное движение трансформировалось в политическое. Немецкие крестьяне, вдохновленные учением Лютера, подняли восстание в ходе так называемой Немецкой крестьянской войны.
Индульгенции
Продажа индульгенций была церковной практикой прощения грехов за деньги.
Реформация в Швейцарии
Реформация в Швейцарии зародилась в 1519 году благодаря идеям Хульдриха Цвингли. Несмотря на взгляды, очень схожие с Мартином Лютером, Цвингли утверждал, что хлеб и вино во время Святого Причастия символизируют тело и кровь Иисуса, тогда как Лютер считал, что тело и кровь Иисуса присутствовали в хлебе и вине.
В 1 541 Джон Кальвин поселился в Женеве . Он выдвинул свои религиозные взгляды, в которых подчеркивалась важность Божьей силы и представления о предопределении . Преемник Кальвина и Цвингли, Генрих Буллингер, объединил кальвинизм и швейцарскую реформатскую церковь под Helvetic Confessions в 1549 . Взгляды Кальвина были распространены в Шотландии, Трансильвании, Франции и Нидерландах.
Святое Причастие
Практика христианской церкви отмечать Тайную вечерю Иисуса, причащаяся телом и кровью Христа.
Предопределение
Вера в то, что все мирские события были предопределены Богом.
Рис. 3 Жан Кальвин.
Реформация в Нидерландах
В отличие от других Нидерландов, Реформация в Нидерландах была инициирована не правителями семнадцати провинций, а серией из народных реформистских движений , имевших место на протяжении 16 го века. Анабаптистское движение оказалось популярным в ранний период Реформации. Тем не менее, голландская реформатская церковь года под влиянием кальвинистов года стала доминирующей протестантской религией к середине -го -го века. На протяжении 17 -го -го века конфликт между гомаристами и арминианами привел к тому, что гомаристская ветвь кальвинизма стала государственной религией.
Гомаристы и арминиане в Нидерландах
На протяжении 17 -го -го века Нидерланды были охвачены ожесточенными богословскими дебатами между гомаристами (последователями голландского кальвиниста Франциска Гомаруса
0 армянами) и или
Ремонстрантов (последователи Якоба Арминия ).
Гомаристы и арминиане расходились во мнениях по поводу предопределения ; Кальвинисты строго верили в это понятие, тогда как арминиане считали, что предопределение по определению делает Бога источником всего зла.
В 1618 году для разрешения споров между гомаристами и арминианами был созван церковный совет, известный как Синод Дорта . Синод Дорта не смог урегулировать разногласия между гомаристами и арминианами, и последний был исключен из собора.
Реформация в Англии
В 1531 , Папа Климент VII отказался аннулировать брак Генриха VIII с Екатериной Арагонской. Следовательно, Генри заявил, что он должен быть авторитетом, отвечающим за Англиканская церковь . Он приступил к отделению Англии от католической церкви, роспуску монастырей и захвату их богатства. Так началась английская Реформация .
Рис. 4 Екатерина Арагонская.
Контрреформация
Католическая церковь медленно реагировала на позиции и фигуры Реформации. В конце концов, между 1545 и 1563 Трентский собор сформулировал ответ на Реформацию. Реакция католической церкви, известная как Контрреформация , Католическая церковь реформировала свою практику и устранила коррумпированные условности.
Рис. 5 Трентский совет.
В период Контрреформации было проведено множество прогрессивных реформ, таких как прекращение продажи индульгенций , приход к власти иезуитов и Вестфальский договор , который разрешил религиозные свободы лютеранам и кальвинистам в Европе. . Несмотря на некоторые положительные сдвиги, Контрреформация имела и несколько негативных последствий. Инквизиция видела тюремное заключение, пытки и казни тысяч, считавшихся еретиками, а Индекс Запрещенных Книг видел подавление литературы, которая не придерживалась римско-католической линии.
Плюсы и минусы европейской Реформации
Протестантская Реформация привела к значительным и долговременным изменениям. Вот краткая таблица с указанием плюсов и минусов Реформации в Европе:
Плюсы | Минусы |
|
|
Реформация в Европе: историография
Традиционно историки сосредоточили свои исследования на «Реформации сверху», утверждая, что это были дворяне и князья, а также усилия таких людей, как Мартин Лютер, Иоанн Кальвин и Хульдрих Цвингли, которые привели к Реформации в Европе.
Традиционалистская точка зрения, которая оставалась заметной до 1960-х годов, в последние десятилетия оспаривалась ревизионистами. Ревизионисты считают, что Реформация была результатом совместных усилий дворян и крестьян. Эта точка зрения резюмируется ревизионистом Итаном Шаганом:
[Реформация] была динамичным процессом взаимодействия между правительством и народом, приведшим к величайшему успеху английской Реформации 1
Реформация в Европе – основные выводы
- Реформация в Европе началась в 1517 году, когда Мартин Лютер опубликовал свои 95 тезисов.
- Такие факторы, как коррупция в католической церкви, желание граждан читать Библию на своем родном языке и растущая вера в то, что спасение приходит только от Бога, а не от земных дел, привели к Реформации.
- Мартин Лютер, Джон Кальвин, Ульрих Цвингли и Уильям Тиндейл были ключевыми фигурами Реформации в Европе.
- Католическая церковь ответила католической Контрреформацией.
- Реформация привела Европу к расколу между католицизмом и протестантизмом.
Ссылки
- Итан Шаган, Популярная политика и английская реформация (2003), с. 25.
Фонд конституционных прав
В начале 16 века в большинстве западноевропейских стран усиливалась власть королей. Но центральная часть Европы была разделена на множество германских княжеств, герцогств и городов, известных под общим названием Священная Римская империя. Император Священной Римской империи пытался навязать им свою власть, но немцы оставались в значительной степени независимыми.
Римско-католическая церковь была крупной политической и даже военной силой в Западной Европе. Папы использовали эту власть для защиты и расширения влияния и богатства церкви. Католические короли обычно могли защитить свой народ от амбициозных пап. Но многие немцы, жившие при слабых местных правителях и неэффективном императоре, считали, что церковь воспользовалась ими.
Немцы горько сетовали на то, что бесконечные церковные сборы, подати, налоги, десятины и платежи на содержание многочисленных священнослужителей обедняют простой народ и обогащают Рим. Тем, кто не мог отдать долги церкви, грозило отлучение от церкви. Это означало, что церковь откажет им в таинствах и других «работах», необходимых для спасения их душ. Перспектива отлучения ужасала верующих.
Немецкий народ также возмущался церковной практикой назначения иностранцев священниками, епископами и другими церковными чиновниками. Эти священнослужители имели право взимать плату с людей, но были освобождены от государственных налогов, которые должны были платить все остальные. Многие немцы считали, что духовенство больше интересовало привилегии и богатство своего положения, чем удовлетворение духовных потребностей людей.
Несмотря на свои многочисленные обиды на Римско-католическую церковь, мало кто осмеливался высказываться из страха быть отлученным от церкви или даже сожженным на костре как еретик. Тем не менее, в 1517 году малоизвестный немецкий священник и профессор университета по имени Мартин Лютер выступил в одиночку против церкви и папы. Европа и мир уже никогда не будут прежними.
Лютер бросает вызов власти Папы
Мартин Лютер родился в 1483 году на территории нынешней северной Германии. Пережив удар молнии, он решил посвятить свою жизнь Богу. Он поступил в монастырь, выучился на католического священника и получил степень доктора богословия, поклявшись оставаться верным учению церкви. В 1513 году Лютер был назначен профессором Библии в Виттенбергском университете недалеко от места своего рождения. Он также читал проповеди в городской церкви Виттенберга.
Выслушав исповедь католика в грехах, священник часто направляет человека к совершению какого-либо религиозного акта, называемого покаянием. Покаяние зависит от серьезности греха и может варьироваться от произнесения особых молитв до совершения паломничества к отдаленной святыне. Другой формой покаяния в 16 веке была индульгенция, свидетельство от епископа или папы, который прощал человеку грехи. Человек заручился индульгенцией, сделав пожертвование церкви. Папы и другие церковные чиновники поощряли продажу индульгенций, чтобы собрать деньги для многих целей. Со временем люди поверили, что могут буквально купить себе дорогу в рай за индульгенции. Их даже можно было купить для умерших.
Весной 1517 года представитель папы Льва X начал продажу индульгенций в районе Виттенберга после того, как местный архиепископ заключил сделку о разделе доходов с папой. Папа Лев очень хотел собрать деньги на завершение строительства базилики Святого Петра в Риме.
«Работы» как индульгенции давно беспокоили Мартина Лютера. Его внимательное чтение Священных Писаний (Библии, особенно Нового Завета) привело его к выводу, что человек может быть спасен только личной верой в Иисуса Христа и благодатью Божией. Лютер считал индульгенции, молитвы святым, паломничества и многие другие подобные «дела» бесполезными и обманом, навязанным людям церковью.
31 октября 1517 года Лютер написал письмо архиепископу, протестуя против продажи индульгенций. Это письмо также включало знаменитые «Девяносто пять тезисов» Лютера, в которых излагалась его критика других церковных практик. Лютер утверждал, что ничто в Библии не дает папе права освобождать человека от его грехов при жизни или после смерти. Только Бог мог сделать это, писал он. Сложилась легенда, что Лютер лично прибил «Девяносто пять тезисов» к двери Виттенбергской церкви. Но этой драматической сцены, вероятно, никогда не было.
Получив шокирующее письмо Лютера, архиепископ немедленно отправил его Папе Льву. Однако прежде чем папа успел отреагировать, «Девяносто пять тезисов» Лютера стали сенсацией среди немецкого народа. Они были ошеломлены тем, что Лютер оспаривал идею о том, что папа имеет право прощать людям грехи.
Папа Лев вызвал Лютера в Рим, чтобы тот ответил за свою ересь. Но вмешался влиятельный немецкий дворянин Саксонский Фридрих Мудрый и призвал Лютера предстать перед немецкими судьями. Затем Папа Лев и Фридрих пришли к компромиссу. В октябре 1518 г. представитель папы допросил Лютера, но уже на немецкой земле. Он кричал Лютеру, чтобы он отказался от своей ереси. Лютер отказался отступить, заявив, что не может отказаться от своей совести, основанной на писаниях, слове Божьем.
«Я ни от чего не отрекаюсь»
Около 70 лет назад, в 1450 году, немецкий ювелир по имени Иоганн Гутенберг представил Европе печатание подвижными литерами. К началу 1500-х годов печатники массово печатали письменные произведения, даже церковные индульгенции. Начиная с 1520 года Лютер в полной мере воспользовался этой новой технологией и постоянно публиковал свои сочинения, в основном в виде брошюр с критикой церкви. Он стал самым публикуемым автором 16 века.
Лютер и другие памфлетисты, которых все чаще называли «протестантами», утверждали, что священники должны жениться и иметь детей, количество таинств должно быть сокращено, а католическая месса должна проводиться на немецком языке, а не на латыни. Они особенно критиковали священников и других церковных служителей за то, что они избегали тяжелой работы, не платили налогов и жили как паразиты за счет простых людей. Авторы протестантских памфлетов предлагали народу самим выбирать себе священников и даже решать вопросы веры на основании Библии.
В январе 1521 года папа Лев X пригрозил отлучить Лютера от церкви. Но к тому времени он уже был героем для многих немцев. Ганс Гольбейн Младший, немецкий художник, опубликовал гравюру на дереве, на которой Лютер изображен как «немецкий Геракл», держащий во рту веревку, прикрепленную к задушенному папе.
Лютеру не терпелось обсудить и доказать правоту своего дела перед императором Священной Римской империи. В апреле 1521 года Лютера вызвали на имперский сейм — собрание немецкой знати, которое время от времени собиралось во главе с императором. Но 20-летний император Карл V был убежденным католиком и хотел, чтобы Лютер отрекся от своей ереси.
Когда Лютер явился на допрос в Сейм, все его книги и брошюры были сложены перед ним. Признав, что все это были его сочинения, его спрашивающий спросил: «Теперь вы отречетесь? Да или нет?» После некоторого промедления он проигнорировал простое «да» или «нет» и представил аргументированную защиту, основанную на священных писаниях. В заключение он сказал, что, поскольку «моя совесть пленена словом Божьим, я не могу и не буду ни от чего отрекаться, потому что идти против совести не правильно и не безопасно. Боже, помоги мне, аминь».
Чарльз объявил Лютера еретиком и вне закона империи. Но снова вмешался Фридрих Мудрый и спас Лютера, на этот раз скрывая его почти год. Лютер использовал это время, чтобы написать больше брошюр против церкви, опубликовать свои проповеди и сочинить протестантские гимны. Он также перевел Новый Завет на немецкий язык, чтобы все грамотные люди могли сами читать Слово Божье.
Строительство новой церкви
Вернувшись в Виттенберг в 1522 году, Лютер женился и со временем стал отцом шестерых детей. Как отец, он понимал важность обучения всех детей, включая девочек, чтобы они могли читать Библию. Он призвал городские советы создавать школы для обучения детей их роли в обществе, а также в церковной жизни.
Радикальные религиозные идеи Лютера быстро распространились, завоевав расположение немецкого народа и его правителей в северной части Священной Римской империи. Южная часть оставалась в основном католической. Поскольку протестантские князья приняли лютеранство в качестве официальной религии своих земель, Лютер был вынужден разобраться в отношениях между церковью и государством.
Лютер разработал доктрину, которую он назвал «Два царства». Он приветствовал мирское королевство князей и городских советов, чтобы помочь новой лютеранской церкви. Но он также проповедовал, что политические власти не должны вторгаться в духовное царство совести. Он даже выступал за сопротивление, если это произойдет. Однако Лютер не был политическим революционером. Он решительно выступил против восстания крестьян против феодальной знати, вспыхнувшего в империи в 1524 г. 9.0011
Лютер полагал, что чтение Священных Писаний может просто решить все вопросы веры. Но вскоре другие протестанты стали читать Библию иначе, чем он. Вскоре и само лютеранство распалось на разные протестантские церкви.
Между Лютером и другими протестантами возникли споры по многим религиозным вопросам. Нужно ли крестить младенцев? Лютер сказал да; группа под названием анабаптисты сказала нет. Лютер пришел в ярость, когда другие протестантские реформаторы, такие как Джон Кальвин и Хульдрих Цвингли, возражали ему. Лютер также выступал против ведьм и демонов. Он нападал на евреев за то, что они не обратились в христианство, а его сочинения способствовали распространению антисемитизма в Германии и Европе. Парадоксальным образом, хотя он становился все более и более нетерпимым к тем, кто с ним не соглашался, его жизнь была свидетельством свободы религиозной совести.
В конце своей жизни Лютер пришел к убеждению, что примирение или компромисс с католической церковью и папством (должностью папы) невозможны. В 1545 году он написал памфлет под названием «Против папства в Риме, основанного дьяволом». Он умер в следующем году в возрасте 63 лет.
* * * * *
Протестантская Реформация, начатая Мартином Лютером, продолжалась и в следующем столетии. Священная Римская империя оставалась разделенной между протестантским севером и католическим югом. Религиозные меньшинства в обоих районах подвергались преследованиям. Кроме того, войны между протестантами и католиками в Европе породили длительную религиозную ненависть. С другой стороны, протестантский упор на грамотность, образование и трудолюбие заложил основу для подъема современной Европы.
Новые протестантские церкви, все отличавшиеся друг от друга в вопросах христианской веры, возникли по всей Западной Европе, а затем и в Америке. Так прекратилось некогда процветавшее христианское единство. Католическая церковь ликвидировала продажу индульгенций и другие злоупотребления, на которые нападал Лютер. Католики также сформировали свою собственную Контрреформацию, которая использовала как убеждение, так и насилие, чтобы повернуть вспять протестантизм. В конце концов, ни протестантам, ни католикам не удалось в полной мере завоевать сердца и умы христиан.
Для обсуждения и написания
- В чем заключался основной пункт разногласий между Лютером и Римско-католической церковью?
- Мартин Лютер продвигал или ограничивал свободу вероисповедания? Обоснуйте свой ответ.
- Как протестантская Реформация изменила ход западной цивилизации? Было ли это изменение к лучшему или к худшему? Объяснять.
Для получения дополнительной информации
Статья Мартина Лютера Британской энциклопедии о Лютере.
Жизнь Мартина Лютера Хронология жизни Лютера.
Два царства
Мартин Лютер не проводил резкой границы между своими «Двумя царствами» церкви и государства. В Соединенных Штатах Первая поправка гласит, что правительство «не должно издавать законов, касающихся установления религии». Томас Джефферсон считал, что эта поправка построила «стену разделения между церковью и государством…». Верховный суд США согласился с интерпретацией Джефферсона. Тем не менее, сегодня мы все еще обсуждаем, какими должны быть отношения церкви и государства. В этом упражнении учащиеся решают, нарушают ли перечисленные ниже действия правительства, связанные с религией, Первую поправку.
1. Сформируйте небольшие группы. Назначьте каждой группе один из перечисленных ниже правительственных актов, связанных с религией.
2. В каждой группе выполните следующие действия:
а. Обсудите назначенный правительственный акт и его плюсы и минусы.
б. Решите, нарушает ли это Первую поправку.
в. Будьте готовы сообщить свои ответы классу.
3. После того, как группы отчитаются, проведите классное обсуждение по каждому правительственному акту, а затем групповое голосование по вопросу о том, нарушает ли он Первую поправку.
Правительственные акты, касающиеся религии
- Государственное финансирование музея религии
- Городской закон требует, чтобы магазины закрывались в воскресенье.