Церковную реформу провел патриарх: Церковная реформа патриарха Никона | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
Содержание
Церковная реформа патриарха Никона | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
22 февраля 1653 года началось судьбоносное преобразование патриархом Никоном церковной жизни русского православия. Опиравшаяся на новогреческие каноны, его реформа привела к расколу Русской православной церкви.
Причины и содержание реформ
Еще в конце 1640-х годов в Москве появился «кружок ревнителей древнего благочестия», куда входили видные деятели того времени. Среди них были будущий патриарх Никон и впоследствии его будущий основной противник в стане старообрядцев протопоп Аввакум, протопоп Иван Неронов, духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев и другие. Сам государь поддерживал кружок, темой обсуждений которого стала созревшая к тому времени проблема исправления скопившихся в церковных книгах разночтений и ошибок при переписке. Однако «ревнители» расходились по поводу того, что взять за образец для подобного исправления. Аввакум и Иван Неронов выступали за то, что им должны стать древнерусские церковные тексты, Никон и Вонифатьев склонялись к новогреческим уставам.
И. Машков. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон
Вторая точка зрения победила: в те же 40-е годы XVII века началась так называемая «книжная справа» – редактирование текстов богослужебных книг. Одним из известных справщиков стал киевский монах и знаток греческого языка Епифаний Славинецкий.
Причины победы сторонников Никона крылись в политике. Самой существенной из них можно назвать вхождение в эпоху правления Алексея Михайловича малороссийских земель в состав Русского государства. Состоявшие ранее в пределах Речи Посполитой, воссоединенные с Россией территории, включая Киев, подчинялись юрисдикции Константинопольского престола, и, соответственно, новогреческим церковным канонам. В подобной ситуации было чрезвычайно важно укрепить духовные связи с новыми землями.
Кроме того, в XVII веке происходило расширение русских контактов с греческим Востоком, росли грекофильские настроения, которые разделял и сам Алексей Михайлович. Все это было естественно для страны, считавшей себя духовной наследницей Византии. Приведение к единству обрядовой стороны русской и греческой церковной жизни способствовало сплочению греческого Востока и России перед лицом возможных врагов (хотя существовал и реальный конкретный враг в лице турок-османов). Более того, взгляд на Россию как на хранительницу истинного православия, оформленный в концепции «Москва – Третий Рим» еще в начале XVI века и разделяемый Алексеем Михайловичем, подталкивал его к размышлениям о защите интересов всех страдавших под турецким игом христиан, а не только греков. В таком случае общность церковных обрядов с ними упрощала подобную задачу.
А. Кившенко. Церковный cобор. 1654 год. Начало раскола
Преобразование по греческим образцам также могло способствовать проведению в жизнь концепции «Москва – Новый Иерусалим», которой придерживался сам реформатор Никон. Если идея о Москве как Третьем Риме отдавала главенствующую роль светской, царской власти, то концепция Никона имела яркое теократическое звучание, оставляя власть мирскую на вторых ролях, она была пронизана идеей Вселенской церкви во главе с русским патриархом. Здесь звучали властные амбиции самого иерарха.
Начало преобразований
В 1652 году Никон вступил на патриаршество. Обладая новым статусом, он начал широкомасштабную работу по более обширному, чем прежде, исправлению текстов церковных книг, а также по введению изменений и в русский церковный обряд.
П. Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума
«Книжная справа» заключалась не только в редактировании богослужебных книг (изменениям подверглись как их содержание, так и названия, например, Часовник стал Часословом, Потребник – Требником, Устав – Октоихом и т.д.), но и книг Священного Писания. Кроме того, был исправлен сам Символ веры.
С обрядовой стороны изменения были следующие: вместо двуперстного вводилось трехперстное крестное знамение; крестные ходы стали совершаться не по солнцу, а против него; во время службы возглашалась троекратная, а не двукратная «аллилуйя»; изменилось число просфор и печати на них, а также уменьшилось число поклонов.
Суд над патриархом Никоном
Раскол
Помимо сторонников никоновского преобразования, представлявших официальный взгляд государства и церкви, активизировались и его противники. Многими верующими (как священнослужителями, так и простыми людьми) вводимые изменения, которые были призваны исправить скопившиеся ошибки и разногласия, рассматривались как серьезные посягательства на чистоту православной веры. Фактически раскол начался с самих реформ Никона, официально же его можно начать отсчитывать с 1667 года, когда на соборе было принято решение об отлучении сторонников старой веры – старообрядцев – от церкви. Социальная база староверов была довольно широка, это представители духовенства, боярства, посада и крестьянства, стрельцов и казачества.
Первым и крупнейшим идеологом раскола стал протопоп Аввакум, неоднократно подвергавшийся ссылкам. Последней из их числа была ссылка в 1666 году в Пустозерск, который стал идейным центром старообрядцев. Аввакум и несколько его сподвижников были казнены в 1686 году, эстафету лидеров движения приняли другие расколоучители, среди которых Иван Неронов, Спиридон Потемкин, Никита Пустосвят, широко известная по знаменитой картине В.И. Сурикова боярыня Федосья Морозова. Самым крупным протестом против реформ Никона стало восстание Соловецкого монастыря, длившееся с 1668 года по 1676 год, когда оно было подавлено вооруженной силой.
В. И. Суриков. Боярыня Морозова
Идеология староверов, выработанная Аввакумом и другими лидерами движения, опиралась на учение о Москве как Третьем Риме и «Повесть о Белом Клобуке» и возвещала уничтожение Никоном истинного православия. Многие старообрядцы видели в нем пришедшего на землю Антихриста, другие же считали, что патриарх открыл тому двери, что неизбежно вело к падению Третьего Рима и скорому концу света. Мир был оставлен Богом, и виной всему – посягательство не только на содержание, но и на форму обрядов, которые должны оставаться незыблемыми. Столь суровые и непримиримые с официальной церковью взгляды привели староверов к гонениям со стороны обновленной церкви и государства, к замкнутому и оторванному от остальной жизни страны существованию.
Старообрядчество, разделившееся в конце XVII века на две главные свои ветви – поповство и беспоповство – впоследствии неоднократно делилось на различные толки и согласия. Многие из них существуют и в наше время как внутри страны, так и за ее пределами.
В. Перов. Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880-1881
Раскол Русской православной церкви в то время стал драматичной, во многом трагической страницей в истории российского общества, а сложившиеся тогда линии разделения заметны и в наши дни.
Источник иллюстраций: https://www.pinterest.se/
Читайте также:
Краткий курс истории. Главный старовер всея Руси
Подписан указ «Об укреплении начал веротерпимости»
Почему Сталин «простил» Церковь?
Как Церковь помогла выиграть Великую Отечественную
Святая Матрона Московская: правда и мифы
Церковная реформа Никона | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов
НИКОН
После окончания Смутного времени, при Михаиле и Алексее Романовых во все внешние сферы жизни российской жизни стали проникать иноземные новшества: из шведского металла лили клинки, голландцы устраивали железоделательные заводы, бравые немцы-солдаты маршировали у Кремля, офицер-шотландец учил русских новобранцев европейскому строю, фряги разыгрывали спектакли. Некоторые россияне (даже царские дети), глядясь в венецианские зеркала, примеряли иностранные костюмы, кто-то завел обстановку, как в Немецкой Слободе…
Но затронута ли была душа этими новшествами? Нет, в большинстве своем русские люди оставались такими же ревнителями московской старины, «веры и благочестия», какими были их прадеды. Причем это были ревнители весьма самоуверенные, говорившие, что «Ветхий Рим пал от ересей. Второй Рим захватили безбожные турки, Русь — Третий Рим, который один остался хранителем истинной христовой веры!»
В Москву XVII в. власти все чаще звали «духовных учителей» — греков, но на них часть общества смотрела свысока: не греки ли малодушно заключили в 1439 г. во Флоренции унию с папой римским? Нет, другого чистого православия, кроме русского, нет и не будет.
В силу этих представлений русские не чувствовали «комплекса неполноценности» перед более ученым, умелым и живущим с большим комфортом иноземцем, однако опасались — как бы эти немецкие водовзводные машины, польские книги вместе со «льстивыми греками и киевлянами» не коснулись самих основ жизни и веры.
В 1648 г. перед свадьбой царя тревожились: Алексея «выучили по-немецки» и теперь он заставит бороду брить по-немецки, погонит молиться в немецкую кирху, — конец благочестию и старине, наступает конец света.
Царь женился. Отшумел соляной бунт 1648 года. Не все остались при головах, но при бородах все. Однако напряжение не спадало. Грянула война с Польшей за православных малороссийских и белорусских братьев. Победы вдохновляли, тяготы от войны раздражали и разоряли, простолюдины роптали, бежали. Напряжение, подозрительность, ожидание чего-то неминуемого росли.
И вот в такое время «собинный друг» Алексея Михайловича Никон, которого царь называл «избранным и крепкостоятельным пастырем, наставником душ и тел, возлюбленным любимцем и содружебником, солнцем, светящимся во всей вселенной…», ставший в 1652 г. патриархом, задумал церковные реформы.
ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Никона целиком поглощала мысль превосходства духовной власти над светской, которая воплотилась в идею Вселенской церкви.
1. Патриарх был убежден, что мир разделен на две сферы: вселенскую (общую), вечную, и на частную, временную.
2. Вселенское, вечное, — важнее всего частного и временного.
3. Московское государство, как всякое государство, — это частное.
4. Объединение же всех православных церквей — Вселенская церковь — вот что ближе всего к Богу, что на земле олицетворяет вечное.
5. Все, что не согласуется с вечным, вселенским, должно быть упразднено.
6. Кто же выше — патриарх или светский правитель? Для Никона не существовало этого вопроса. Патриарх Московский — один из патриархов Вселенской церкви, следовательно, его власть выше царской.
Когда Никона упрекали в папизме, он отвечал: «За доброе отчего и папу не почитать?» Алексея Михайловича отчасти, видимо, захватывали рассуждения его властного «друга». Царь пожаловал патриарху титул «великого государя». Это был царский титул, и из патриархов его носил лишь дед самого Алексея — Филарет Романов.
Патриарх был ревнителем истинного православия. Считая первоисточниками православных истин греческие и старославянские книги (ибо оттуда взяла Русь веру), Никон задумал сравнить обряды и богослужебные обычаи московской церкви с греческими.
И что же? Новизна в обрядах и обычаях Московской церкви, почитавшей себя единственной истинно христовой церковью, была повсюду. Московитяне писали «Исус», а не «Иисус», служили литургии на семи, а не на пяти, как греки, просфорах, крестились 2 перстами, олицетворявшими Бога-отца и Бога-сына, а все прочие восточные христиане осеняли себя крестом 3 перстами («щепотью»), олицетворявшими Бога отца, сына и Святого духа. На Афоне одного русского монаха-пилигрима, между прочим, за двуперстное крещение едва не убили как еретика. И много еще расхождений нашел патриарх. В различных областях сложились местные особенности службы. Священный Собор 1551 г. некоторые из местных отличий признал как общерусские. С началом книгопечатания во второй половине XVI в. они получили широкое распространение.
Никон происходил из крестьян, и с крестьянской прямолинейностью он объявил войну отличиям Московской церкви от Греческой.
1. В 1653 г. Никон разослал указ, велевший креститься «щепотью», а также сообщавший, сколько земных поклонов правильно класть перед чтением знаменитой молитвы Святого Ефрема.
2. Потом патриарх обрушился на иконописцев, начавших использовать западноевропейские приемы живописи.
3. В новых книгах было велено печатать «Иисус», вводились греческие богослужебные обряды и песнопения по «киевским канонам».
4. По примеру восточного духовенства священники начали читать проповеди собственного сочинения, причем тон здесь задавал сам патриарх.
5. Русские рукописные и печатные книги по богослужению велели вести на просмотр в Москву. Если находили расхождения с греческими, то книги уничтожали, а взамен рассылали новые.
Священный Собор 1654 г. с участием царя и Боярской Думы одобрил все начинания Никона. Всех, кто пытался спорить, патриарх «сносил» с пути. Так, коломенский епископ Павел, возражавший на Соборе 1654 г., без соборного суда был лишен сана, люто бит, сослан. От унижений он сошел с ума и скоро умер.
Никон неистовствовал. В 1654 г. в отсутствие царя люди патриарха насильно вламывались в дома московских жителей — посадских, купцов, дворян и даже бояр. Они забирали из «красных углов» иконы «еретического письма», выкалывали образам глаза и носили изуродованные лики по улицам, читая указ, который грозил отлучением от церкви всем, кто пишет и хранит подобные иконы. «Неисправные» иконы жгли.
РАСКОЛ
Никон боролся с новшествами, думая, что они могут вызвать раздор в народе. Однако именно его реформы вызвали раскол, поскольку часть московского народа восприняла их как новшества, посягающие на веру. Церковь раскололась на «никонианцев» (церковная иерархия и большая часть верующих, привыкших подчиняться) и «старообрядцев».
Староверы прятали книги. Светские и духовные власти преследовали их. От гонений ревнители старой веры бежали в леса, объединялись в общины, основывали в глуши скиты. Не признавший никонианства Соловецкий монастырь находился в осаде семь лет (1668-1676), пока воевода Мещериков не взял его и не перевешал всех мятежников.
Вожди старообрядцев — протопопы Аввакум и Даниил, писали челобитные царю, но, видя, что Алексей не защищает «старину», объявили скорый приход конца света, потому что явился в Россию Антихрист. Царь и патриарх — «два рога его». Спасутся лишь мученики старой веры. Родилась проповедь «очищения огнем». Раскольники запирались в церквах целыми семьями и сжигали себя, чтобы не служить Антихристу. Старообрядчество захватило все слои населения — от крестьян до бояр.
Боярыня Морозова (Соковина) Федосия Прокопьевна (1632-1675) собирала вокруг себя раскольников, переписывалась с протопопом Аввакумом, посылала ему деньги. В 1671 г. она была арестована, но ни пытки, ни уговоры не заставили ее отказаться от своих убеждений. В том же году боярыню, закованную в железо, повезли в заточение в Боровск (этот момент запечатлен на картине В.Сурикова «Боярыня Морозова»).
Старообрядцы считали себя православными и не расходились с православной церковью ни в одном догмате веры. Поэтому патриарх звал их не еретиками, а только раскольниками.
Церковный Собор 1666-1667 гг. предал раскольников проклятию за непокорность. Ревнители же старой веры перестали признавать отлучившую их церковь. Раскол не преодолен и по сей день.
Жалел ли Никон о содеянном? Быть может. В конце своего патриаршества в беседе с Иваном Нероновым, бывшим вождем раскольников, Никон бросил: «и старые и новые книги добры; все равно, по каким хочешь, по тем и служишь…»
Но церковь уже не могла уступить непокорным мятежникам, а те уже не могли простить церковь, посягнувшую на «святую веру и старину».
ОПАЛА
А как сложилась судьба самого Никона?
Великий государь патриарх Никон искренне верил, что его власть выше царской. Отношения с мягким и уступчивым — но до известного предела! — Алексеем Михайловичем становились напряженными, пока, наконец, обиды и взаимные претензии не завершились ссорой. Никон удалился в Новый Иерусалим (Воскресенский монастырь), надеясь, что Алексей будет молить его вернуться. Время шло. .. Царь молчал. Патриарх направил ему раздраженное письмо, в котором сообщал, насколько все дурно в Московском царстве. Терпение Тишайшего царя было не безграничным, и никто не мог подчинить его своему влиянию до конца.
Рассчитывал ли патриарх, что его будут молить вернуться? Но Никон — не Иван Грозный и не государь Московский. Собор 1666-1667 гг. с участием двух восточных патриархов предал анафеме (проклятию) староверов и вместе с тем лишил Никона сана за самовольный уход с патриаршества. Никона сослали на север в Ферапонтов монастырь.
В Ферапонтовом монастыре Никон лечил больных и выслал царю список излеченных. Но вообще он скучал в северной обители, как скучают все сильные и предприимчивые люди, лишенные активного поприща. Находчивость и остроумие, которые отличали Никона в добром настроении, часто сменялись чувством обиженного раздражения. Тогда Никон уже не мог отличить настоящих обид от им же выдуманных. Ключевский рассказывал следующий случай. Царь слал бывшему патриарху теплые письма и подарки. Однажды от царских щедрот в монастырь прибыл целый обоз дорогой рыбы — осетров, лососей, севрюг и т.д. «Никон ответил упреком Алексею: зачем де не прислал яблочек, винограду в патоке и овощей?»
Здоровье Никона было подорвано. «Теперь я болен, наг и бос, — писал царю бывший патриарх. — Со всякой нужды… оцынжал, руки больны, левая не подымается, на глазах бельма от чада и дыма, из зубов кровь идет смердящая… Ноги пухнут…» Алексей Михайлович несколько раз приказывал облегчить содержание Никона. Умер царь раньше Никона и перед смертью безрезультатно просил у Никона прощения.
После смерти Алексея Михайловича (1676) гонения на Никона усилились, его перевели в Кириллов монастырь. Но потом сын Алексея Михайловича царь Федор решил смягчить участь опального и велел отвезти его в Новый Иерусалим. Никон не выдержал этой последней поездки и умер в пути 17 августа 1681 г.
КЛЮЧЕВСКИЙ О РЕФОРМЕ НИКОНА
«Никон не перестраивал церковного порядка в каком-либо новом духе и направлении, а только заменял одну церковную форму другой. Самую идею вселенской церкви, во имя которой предпринято было это шумное дело, он понял слишком узко, по-раскольничьи, с внешней обрядовой стороны, и не сумел ни провести в сознание русского церковного общества более широкого взгляда на вселенскую церковь, ни закрепить его каким-либо вселенским соборным постановлением и завершил все дело тем, что в лицо обругал судивших его восточных патриархов султанскими невольниками, бродягами и ворами: ревнуя о единении церкви вселенской, он расколол свою поместную. Основная струна настроения русского церковного общества, косность религиозного чувства, слишком крепко натянутая Никоном, оборвавшись, больно хлестнула и его самого, и правящую русскую иерархию, одобрившую его дело. <…> Церковная буря, поднятая Никоном, далеко не захватила всего русского церковного общества. Раскол начался среди русского духовенства, и борьба в первое время шла собственно между русской правящей иерархией и той частью церковного общества, которая была увлечена оппозицией против обрядовых новшеств Никона, веденной агитаторами из подчиненного белого и черного духовенства. <…> Подозрительное отношение к Западу распространено было во всем русском обществе и даже в руководящих кругах его, особенно легко поддававшихся западному влиянию, родная старина еще не утратила своего обаяния. Это замедляло преобразовательное движение, ослабляло энергию нововводителей. Раскол уронил авторитет старины, подняв во имя ее мятеж против церкви, а по связи с ней и против государства. Большая часть русского церковного общества теперь увидела, какие дурные чувства и наклонности может воспитывать эта старина и какими опасностями грозит слепая к ней привязанность. Руководители преобразовательного движения, еще колебавшиеся между родной стариной и Западом, теперь с облегченной совестью решительнее и смелее пошли своей дорогой».
Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекция LV
ИЗ ИМЕННОГО ВЫСОЧАЙШЕГО УКАЗА НИКОЛАЯ II
«ОБ УКРЕПЛЕНИИ НАЧАЛ ВЕРОТЕРПИМОСТИ», 17 АПРЕЛЯ 1905 г.
В постоянном, по заветам Предков, общении со Святою Православною Церковью неизменно почерпая для Себя отраду и обновление сил душевных, Мы всегда имели сердечное стремление обеспечить и каждому из Наших подданных свободу верования и молитв по велениям его совести. Озабочиваясь выполнением таковых намерений, Мы в число намеченных в указе 12 минувшего Декабря преобразований включили принятие действительных мер к устранению стеснений в области религии.
Ныне, рассмотрев составленные, во исполнение сего, в Комитете Министров положения и находя их отвечающими Нашему заветному желанию укрепить начертанные в Основных Законах Империи Российской начала веротерпимости, Мы признали за благо таковые утвердить.
Признать, что отпадение от Православной веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию и не должно влечь за собою каких-либо невыгодных в отношении личных или гражданских прав последствий, причем отпавшее по достижении совершеннолетия от Православия лицо признается принадлежащим к тому вероисповеданию или вероучению, которое оно для себя избрало. <…>
Разрешить христианам всех исповеданий принимаемых ими на воспитание некрещенных подкидышей и детей неизвестных родителей крестить по обрядам своей веры. <…>
Установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне наименованием «раскол», разделив их на три группы: а) старообрядческие согласия, б) сектантство и в) последователи изуверных учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке.
Признать, что постановления закона, дарующие право совершения общественных богомолений и определяющие положение раскола в гражданском отношении, объемлют последователей как старообрядческих согласий, так и сектантских толков; учинение же из религиозных побуждений нарушения законов подвергает виновных в том установленной законом ответственности.
Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.
Присвоить духовным лицам, избираемым общинами старообрядцев и сектантов для отправления духовных треб, наименование «настоятелей и наставников», причем лица эти, по утверждении их в должностях надлежащею правительственною властью, подлежат исключению из мещан или сельских обывателей, если они к этим состояниям принадлежали, и освобождению от призыва на действительную военную службу, и именованию, с разрешения той же гражданской власти, принятым при постриге именем, а равно допустить обозначение в выдаваемых им паспортах, в графе, указывающей род занятий, принадлежащаго им среди этого духовенства положения, без употребления, однако, православных иерархических наименований.
Разрешить тем же духовным лицам свободное отправление духовных треб как в частных и молитвенных домах, так и в иных потребных случаях, с воспрещением лишь надевать священнослужительское облачение, когда сие будет возбранено законом.
Полное собрание законов Российской империи: Собр. 3-е. T.XXV: 1905. Спб., 1908. (Цит. по старообрядческая газета Остров веры. 2005, №2)
16 июля 1054 г. н.э.: Великая раскол Католическая и восточно-православная конфессии.
Классы
6–12
Предметы
Религия
16 июля 1054 года Константинопольский патриарх Михаил Керуларий был отлучен от христианской церкви, базирующейся в Риме, Италия. Отлучение Керулария стало переломным моментом в давнем напряжении между римской церковью, базирующейся в Риме, и византийской церковью, базирующейся в Константинополе (ныне Стамбул). В результате раскола европейская христианская церковь разделилась на две основные ветви: Западную римско-католическую церковь и Восточную православную церковь. Этот раскол известен как Великий раскол, иногда «раскол между Востоком и Западом» или «раскол 1054 года».
Великий раскол возник из-за сложной смеси религиозных разногласий и политических конфликтов. Одно из многих религиозных разногласий между западной (римской) и восточной (византийской) ветвями церкви было связано с допустимостью использования опресноков для таинства причащения. (Запад поддержал эту практику, а восток — нет.) Другие объекты религиозных споров включают точную формулировку Никейского символа веры и западную веру в то, что священнослужители должны соблюдать целибат.
Эти религиозные разногласия усугублялись различными политическими конфликтами, особенно из-за власти Рима. Рим считал, что папа — религиозный лидер западной церкви — должен иметь власть над патриархом — религиозным авторитетом восточной церкви. Константинополь не согласился. Каждая церковь признала своих лидеров, и когда западная церковь в конце концов отлучила Михаила Керулария и всю восточную церковь. Восточная церковь в ответ отлучила римского папу Льва III и римскую церковь вместе с ним.
Хотя две церкви так и не воссоединились, спустя тысячу лет после их разделения западная и восточная ветви христианства пришли к более мирным отношениям. В 1965 году Папа Павел VI и Патриарх Афинагор I отменили давние указы о взаимном отлучении, принятые их церквями.
Сегодня две ветви христианства остаются разными выражениями одной и той же веры. Римский католицизм — крупнейшая христианская конфессия, насчитывающая более миллиарда последователей по всему миру. Восточное православие — вторая по величине христианская конфессия с более чем 260 миллионами последователей. Восточное православие включает в себя национальные церкви, такие как Греческая православная церковь и Русская православная церковь.
Кредиты
Кредиты мультимедиа
Аудио, иллюстрации, фотографии и видео указываются под активом мультимедиа, за исключением рекламных изображений, которые обычно ссылаются на другую страницу, содержащую кредит мультимедиа. Правообладателем для СМИ является лицо или группа, указанные в титрах.
Писатель
Национальное географическое общество
Продюсер
Национальное географическое общество
другое
Последнее обновление
20 мая 2022 г.
Полномочия пользователя
Для получения информации о правах пользователя ознакомьтесь с нашими Условиями предоставления услуг. Если у вас есть вопросы о лицензировании контента на этой странице, свяжитесь с нами по адресу [email protected] для получения дополнительной информации и получения лицензии. Если у вас есть вопросы о том, как цитировать что-либо на нашем веб-сайте в вашем проекте или презентации в классе, обратитесь к своему учителю. Она или он лучше всего знает предпочтительный формат. Когда вы обратитесь к нему или к ней, вам потребуется название страницы, URL-адрес и дата доступа к ресурсу.
Мультимедиа
Если медиаресурс доступен для загрузки, в углу средства просмотра мультимедиа появится кнопка загрузки. Если кнопка не отображается, вы не можете загрузить или сохранить медиафайл.
Текст
Текст на этой странице можно распечатать и использовать в соответствии с нашими Условиями обслуживания.
Интерактивы
Любые интерактивы на этой странице можно воспроизводить только во время посещения нашего веб-сайта. Вы не можете скачивать интерактивы.
Связанные ресурсы
12.11: Церковная реформа в одиннадцатом веке
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 12423
- Эндрю Ривз
- Государственный университет Средней Джорджии через University System of Georgia через GALILEO Open Learning Materials
К XI веку Европа страдала от частых насилий, и сама церковь находилась в плачевном состоянии: например, папа Иоанн XII, человек, короновавший Оттона I, был настолько печально известен своей безнравственностью, что говорили, что при его правлении папский дворец (называемый Латеранским) был немногим лучше борделя. С середины одиннадцатого века и папы, и другие священнослужители стремились реформировать как институциональные структуры церкви, так и христианского общества в целом.
Император Священной Римской империи Генрих III (годы правления 1039–1056) положил начало реформированию папства. В 1049 году он отправился в Рим, чтобы стать императором. Когда он прибыл в город, он нашел трех мужчин, претендовавших на звание папы, каждого из которых поддерживала семья римской знати. Возмущенный император низложил всех троих и заменил их своим кандидатом, папой Львом IX (годы правления 1049–1054). Лев IX положил начало периоду, когда реформаторы доминировали в папстве.
Эти папы считали, что для реформирования Церкви они должны будут сделать это как ее непререкаемые лидеры и что институциональная Церковь должна быть независима от контроля мирян. Должность папы долгое время была престижной: Петр, глава учеников Иисуса Христа, был, согласно христианскому преданию, первым епископом Рима, города, в котором он был убит. Папы XI века все чаще утверждали, что, поскольку Петр был главой последователей Иисуса (и, следовательно, первым папой), вся Церковь обязана папе послушанием, которое ученики были обязаны Петру, который сам получил свою власть от Христа.
Такая позиция была во многом революционной. В Византийской империи императоры часто руководили делами церкви (хотя такие попытки часто заканчивались неудачей, как в случае с иконоборческим спором). Короли Западной Европы назначали епископов, а императоры Священной Римской империи считали, что они имеют право как назначать, так и смещать пап. Заявление о том, что Церковь независима от контроля мирян, противоречило многовековой практике.
Более того, не все церковники признавали абсолютную власть папы римского. Папа был одним из пяти церковников, традиционно известных как патриархи , высшие епископы Церкви.
Папа был патриархом Рима; остальные четыре были патриархами Константинополя, Антиохии, Иерусалима и Александрии. Поскольку Иерусалим и Александрия (а часто и Антиохия) находились под властью мусульман, Константинопольский патриарх был самым авторитетным из восточно-православных патриархов, живших в городе, который был преемником Рима. Патриархи Константинополя считали, что римский папа имел почетное место, потому что Петр проживал в Риме, но они не верили, что он имел какую-либо власть над другими патриархами.
12.11.1:
Filioque Противоречие и раскол между Римом и Константинополем
class=»lt-human-12423″>Эта разница во мнениях относительно власти папы в конце концов вылилась в конфликт. Церковь, последовавшая за папой (которую мы для удобства будем называть католической церковью), имела символ веры в своей литургии, в котором говорилось, что Бог Дух Святой исходит как от Бога Отца, так и от Бога Сына. Восточно-православная версия этого символа веры говорила о Боге Святом Духе как о происходящем только от Бога Отца. Представители обеих церквей поссорились из-за этой формулировки, а папы пытались приказать православным церквам заявить, что Святой Дух исходит от Отца и от Сына в их вероучении. Таким образом, мы называем это противоречие Filioque Противоречие , поскольку на латыни «и от Сына» есть filioque.
16 июля 1054 г. Гумберт из Сильвы Кандидский, папский легат (т. е. посол) вместе со свитой ворвался в собор Святой Софии, когда патриарх совершал причастие, и швырнул пергаментный свиток на алтарь; свиток постановил отлучить патриарха от церкви. В ответ патриарх отлучил папу. Католическая и православная церкви теперь разделены.
12.11.2: Симония и споры об инвеституре
Несмотря на раскол между католической и православной церквями, папы приступили к реформированию церкви на католическом западе. Двумя неотложными заботами пап были устранение симонии , купля-продажа церковных должностей и защита независимости церкви от мирян. Борьба пап-реформаторов за утверждение независимости церкви привела к спору об инвеституре , конфликту между папами и императорами Священной Римской империи (и другими королями Западной Европы) по поводу того, кто имел право назначать церковников.
Чтобы понять спор об инвеституре, нам нужно понять природу власти и авторитета средневекового епископа. Епископ в средневековой Европе был церковным лидером с соборной церковью и дворцом. Средневековый епископ также будет владеть землями с феодальными владениями на этих землях (и военными обязательствами тех, кто владеет этими феодальными владениями), как и любой великий дворянин.
Императоры Священной Римской империи считали, что имеют право назначать епископов, потому что епископы владели землями императора и потому что императоры считали себя лидерами всего христианского мира. Папы-реформаторы XI века, особенно папа Григорий VII (годы правления 1073–1085), возражали против этой веры. Эти папы считали, что, поскольку их власть как пап исходит от Бога, их духовная власть выше земной власти любого короля или принца. Кроме того, они заявили о своем праве быть независимыми правителями Папской области в Центральной Италии на основании дара Константина (см. Главу седьмую).
Григорию VII противостоял человек столь же волевой, как и он, в лице императора Генриха IV (годы правления 1056 – 1106). С 1075 года их отношения становились все более враждебными, поскольку каждый претендовал на исключительное право назначать и смещать епископов. В конце концов, этот конфликт вылился в открытое пламя, когда Генрих заявил, что Григорий на самом деле вовсе не был папой по праву, и попытался назначить своего собственного папу. В ответ Грегори заявил, что ни один из подданных Генриха не обязан подчиняться ему, и призвал своих подданных поднять восстание.
Рисунок \(\PageIndex{1}\): Папа Григорий VII Автор: Пользователь «GDK» Источник: Wikimedia Commons Лицензия: Public Domain
Без церкви, узаконившей Генриха IV, его империя рухнула в гражданской войне. В результате Генрих взял с собой небольшую группу последователей и посреди зимы пересек Альпы, преодолевая заснеженные, покрытые льдом перевалы, чтобы лично вести переговоры с папой. В январе он подошел к горному замку Каносса, где остановился папа, и умолял Григория о прощении, ожидая за пределами замка папы на коленях в снегу в течение трех дней. Наконец, папа Григорий простил императора.
Рисунок \(\PageIndex{2}\): Император Генрих IV Автор: Неизвестно Источник: Wikimedia Commons Лицензия: Public Domain
В конце концов, однако, после публичной церемонии примирения Генрих вернулся в Центральную Европу, подавил а затем вернулся в Италию с армией, вынудив Григория VII покинуть страну. Этот спор об инвеституре затянется еще на четыре десятилетия. В конце концов, императоры и папы Священной Римской империи пришли к компромиссу с Вормским конкордатом 1122 года. Компромисс заключался в том, что духовенство выбирало епископов, но император мог решать спорные выборы. Епископ получал свои земли от императора на одной церемонии, а эмблемы своей духовной власти от папы на другой. Другие короли Западной Европы достигли подобных компромиссов с папством.
Результаты полувековой реформы папы были неоднозначными. Католическая и Православная церкви раскололись друг с другом, и напряженность между ними сохраняется и по сей день.