Церковные саны православной церкви таблица: Православная церковная иерархия — Православный портал «Азбука веры»

Разное

Церковная иерархия в русской православной церкви

Вернуться назад


  Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви.


    При первом взгляде на церковных служащих можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.


БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО


К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей. В него входят:


Алтарник (послушник)


Этот человек является мирским помощником священнослужителя. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.


Псаломщик (чтец)


Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из Писания. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью – бархатную шапочку.


Иподиакон


Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу.


ЦЕРКОВНЫЕ САНЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ


Диакон (служитель)


Священнослужитель, который должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе.


Протодиакон


Это самый главный дьякон при соборе или церкви.


Иерей


Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника.


Протоиерей


Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма.


Протопресвитер


Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси. Это высший сан в белом духовенстве.


ЧЕРНОЕ ДУХОВЕНСТВО


Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни. В него входят:


Иеродиакон и архидиакон


Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить Таинства и совершать службы.


Иеромонах


Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные Таинства.


Игумен (игуменья)


Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма.


Архимандрит


Это один из самых высоких санов в православии. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».


Епископ (надзирающий)


Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».


Митрополит


Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху.


Патриарх


Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня: «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Вернуться назад

Вернуться назад

схема в православной церкви, чины по возрастанию, православный священник

Возникновение христианства связывают с приходом на землю сына Божьего — Иисуса Христа. Он чудесно воплотился от Святого Духа и Девы Марии, вырос и повзрослел как человек. В 33 года он отправился проповедовать в Палестине, призвал двенадцать учеников, совершал чудеса, обличал фарисеев и иудейских первосвященников.

Оглавление:

    Был арестован, судим и подвергся позорной казни через распятие. На третий день воскрес и являлся своим ученикам. На 50-й день после воскрешения — вознесён в Божьи чертоги к своему Отцу.

    Христианское мировоззрение и догматы

    Христианская церковь была образована более 2 тыс. лет назад. Точное время её начала определить сложно, так как события её возникновения не имеют документированных официальных источников. В исследованиях этого вопроса опираются на книги Нового Завета. Согласно этим текстам — церковь возникла после сошествия Святого Духа на апостолов (праздник Пятидесятницы) и начала их проповеди слова Божьего среди людей.

    Возникновение апостольской церкви

    Апостолы, после обретения способности понимать и говорить на всех языках, отправились по миру, проповедуя о новом учении, основанном на любви. Это учение базировалось на иудейской традиции поклонения единому Богу, основы которого изложены в книгах пророка Моисея (Пятикнижье Моисея) — Торы. Новая вера предлагала понятие Троицы, которое выделяло в едином Боге три ипостаси:

    1. Бог Отец. Творец всего сущего.
    2. Бог Сын. От Отца рожденный.
    3. Бог Святой Дух от Отца исходящий.

    Основным отличием христианства — был приоритет любви Божьей над законом, при этом сам закон не отменялся, а дополнялся.

    Развитие и распространение учения

    Проповедники следовали от селения к селению, после их ухода возникшие адепты объединялись в общины и вели рекомендованный образ жизни, игнорируя старые устои, которые противоречат новым догматам. Многие официальные лица того времени не приняли возникшее учение, ограничивающее их влияние и ставящее под сомнение многие сложившиеся положения. Начались гонения, многие последователи Христа подверглись истязаниям и казням, но это лишь укрепило дух христиан и расширило их ряды.

    К четвёртому веку общины разрослись по всему Средиземноморью и даже широко шагнули за его пределы. Император Византии Константин проникся глубиной нового учения и стал утверждать его в пределах своей империи. Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, просветлённые Святым Духом, разработали и структурно изложили учение, утвердив порядок богослужений, формулировку догматов и каноничность источников. Укрепляется иерархическая структура, возникает несколько поместных Церквей.

    Раскол церквей на западную и восточную

    Дальнейшее развитие христианства происходит бурно и на обширных пространствах, но при этом возникают две традиции богослужений и догматов. Они развиваются каждая по своему пути, а в 1054 г. происходит окончательный раскол на католиков, исповедавших западную традицию, и православных сторонников восточной традиции. Взаимные претензии и обвинения приводят к невозможности взаимного литургического и духовного общения. Католическая церковь считает своим главой Папу Римского. Восточная церковь включает в себя несколько патриархатов, сформированных в разное время.

    Православные общины со статусом патриархата

    Во главе каждого патриархата стоит патриарх. Патриархаты могут включать в себя Автокефальные церкви, экзархаты, митрополии и епархии. В таблице перечислены современные церкви, которые исповедуют православие и имеют статус патриархата:

    • Константинопольская, образована апостолом Андреем в 38 г. С 451 г. получает статус Патриархата.
    • Александрийская. Считается, что её основателем был апостол Марк около 42 года, в 451 году правящий епископ получил титул патриарха.
    • Антиохийская. Основана в 30-е года н. э. апостолами Павлом и Петром.
    • Иерусалимская. Предание утверждает, что первое время (в 60-х годах) она возглавлялась родственниками Иосифа и Марии.
    • Русская. Образована в 988 г., автокефальная митрополия с 1448 г., в 1589 — введено патриаршество.
    • Грузинская православная церковь.
    • Сербская. Получает автокефалию в 1219 г.
    • Румынская. С 1885 г. официально получает автокефалию.
    • Болгарская. В 870 году добилась автономии. Но только в 1953 г. признана патриархатом.
    • Кипрская. Образована в 47 году апостолами Павлом и Варнавой. Автокефалию получает в 431 г.
    • Элладская. Автокефалии добилась в 1850 г.
    • Польская и Албанская православные церкви. Обрели автономию в 1921 г. и 1926 г. соответственно.
    • Чехословацкая. Крещение чехов началось в X веке, но только 1951 г. они получают автокефалию от Московского патриархата.
    • Православная церковь в Америке. Была признана в 1998 г. Константинопольской церковью, считается последней православной церковью, получившей патриархат.

    Иерархия и чины православных общин

    Главой Православной Церкви является Иисус Христос. Управляется она его предстоятелем патриархом, состоит из членов церкви, людей, исповедующих учение церкви, прошедших таинство крещения, регулярно участвующих в богослужениях и таинствах. Все люди, считающие себя членами, представлены иерархией в православной церкви, схема их разделения включает три общности — миряне, церковнослужители и священнослужители:

    • Миряне — это члены церкви, посещающие богослужения и принимающие участие в таинствах, совершаемых священнослужителями.
    • Церковнослужители — благочестивые миряне, выполняющие послушание священнослужителей. Они обеспечивают утверждённое функционирование церковной жизни. С их помощью происходит уборка, охрана и украшение храмов (трудники), обеспечение внешних условий порядка богослужений и таинств (чтецы, пономари, алтарники, иподьяконы), хозяйственная деятельность церкви (казначеи, старосты), а также миссионерская и образовательная работы (преподаватели, катехизаторы и воспитатели).
    • Священнослужители или клирики делятся на белое и чёрное духовенство и включают все церковные саны: дьяконов, священство и епископов.

    К белому духовенству относятся церковники, прошедшие таинство рукоположения, но не принявшие монашеских обетов. Среди низших чинов различают такие звания, как дьякон и протодиакон, получившие благодать для совершения положенных действий, помогающие вести службу.

    Следующий ранг — пресвитер, они имеют право совершать большинство таинств, принятых в церкви, их чины в православной церкви по возрастанию: иерей, протоиерей и самый высокий — митрофорный протоиерей. В народе их зовут батюшками, священникам или попами, в их обязанность входит быть настоятелями храмов, возглавлять приходы и объединения приходов (благочиния).

    К чёрному духовенству причисляют членов церкви, которые приняли монашеские обеты, ограничивающие свободу монаха. Последовательно различают пострижение в рясофор, мантию и схиму. Живут монахи обычно в монастыре. При этом иноку нарекается новое имя. Монах, прошедший дьяконское рукоположение, переводится в иеродиакона, он лишён возможности совершать почти все таинства церкви.

    После священнического рукоположения (совершается только епископом, так же как и в случае рукоположения иерея), монаху присваивается чин иеромонаха, право совершать многие таинства, возглавлять приходы и благочиния. Следующие чины в монашестве именуются — игумен и архимандрит или священноархимандрит. Их ношение предполагает занятие должности старшего руководителя монастырской братией и хозяйства обители.

    Строительные стропы от компании БСТС (https://bsts.ru/kanatnyestropy/odnovetvevoy1sk.php) обладают отличной рабочей нагрузкой, высокой прочностью изделия и долговечностью.

    Следующая иерархическая общность называется епископат, она образуется только из чёрного духовенства. Кроме епископов, здесь по старшинству различают архиепископов и митрополитов. Рукоположение во епископа носит название хиротония и осуществляется коллегией епископов. Именно из этой общности назначаются руководители епархий, митрополий, экзархатов. К руководителям епархий в народе принято обращаться — архиерей или владыка.

    Вот такие признаки позволяют отличаться членам церкви от остальных граждан.

    Восточное православие | Определение, происхождение, история и факты

    Иисус Христос: мозаика

    Посмотреть все медиа

    Ключевые люди:
    Иннокентий IV
    Михаил VIII Палеолог
    Евтихия
    Деметриус Сидонес
    Исидор Киевский
    Похожие темы:
    патриарх
    Богородица
    Христотокос
    Православная Церковь Константинополя
    Православная Церковь Албании

    Просмотреть весь соответствующий контент →

    Резюме

    Прочтите краткий обзор этой темы

    Восточное православие , официальное название Православная католическая церковь , одна из трех основных доктринальных и юрисдикционных групп христианства. Он характеризуется своей преемственностью с апостольской церковью, ее литургией и ее территориальными церквями. Его приверженцы живут в основном на Балканах, Ближнем Востоке и в странах бывшего СССР.

    Природа и значение

    Восточное православие — это большая группа христиан, которые следуют вере и практикам, определенным первыми семью Вселенскими соборами. Слово ортодоксальный («право верующий») традиционно использовалось в грекоязычном христианском мире для обозначения общин или отдельных лиц, сохранивших истинную веру (в соответствии с определением этих соборов), в отличие от тех, кто был объявлен еретиком. Официальное обозначение церкви в восточно-православных литургических или канонических текстах — «Православная католическая церковь». Однако из-за исторических связей восточного православия с Восточной Римской империей и Византией (Константинополем) в английском употреблении оно упоминается как «Восточная» или «Греческая православная» церковь. Эти термины иногда вводят в заблуждение, особенно когда они применяются к русским или славянским церквям и к православным общинам в Западной Европе и Америке.

    Следует также отметить, что Восточная Православная Церковь представляет собой отдельную традицию от церквей так называемой Восточной Православной Общины, включающей теперь Армянскую Апостольскую Церковь, Эфиопскую Православную Церковь Теваэдо, Эритрейскую Православную Церковь Теваэдо, Коптскую Православную Церковь , Сирийский православный патриархат Антиохии и всего Востока и Маланкарская православная церковь Индии. Со времени Халкидонского собора 451 г. до конца 20 века восточные православные церкви не общались с Римско-католической церковью, а затем с Восточной православной церковью из-за предполагаемой разницы в доктринах относительно божественной и человеческой природы Иисуса. . Это изменилось в 1950-х годов, когда обе церкви самостоятельно начали диалог с восточными православными церквями и разрешили многие древние христологические споры.

    Культурный контекст

    Раскол 1054 года между церквями Востока и Запада явился кульминацией постепенного процесса отчуждения, начавшегося в первые века христианской эры и продолжавшегося в средние века. Лингвистические и культурные различия, а также политические события способствовали отчуждению. С 4 по 11 век Константинополь (ныне Стамбул), центр восточного христианства, был также столицей Восточной Римской, или Византийской, империи, а Рим после нашествий варваров попал под влияние Священной Римской империи. Империя Запада, политический соперник. На Западе богословие осталось под влиянием св. Августина Гиппопотамского (354–430), а на Востоке вероучение формировалось греческими отцами. Богословские разногласия могли бы быть улажены, если бы в этих двух областях одновременно не развивались разные концепции церковной власти. Рост римского первенства, основанный на представлении об апостольском происхождении церкви Рима, был несовместим с восточным представлением о том, что значение некоторых поместных церквей — Римской, Александрийской, Антиохийской, а затем и Константинопольской — может быть определено только по их количественному и политическому значению. Для Востока высшим авторитетом в разрешении доктринальных споров был Вселенский собор.

    Во время раскола 1054 года между Римом и Константинополем членство в Восточной Православной Церкви было распространено на Ближнем Востоке, Балканах и в России с центром в Константинополе, который также назывался «Новым Римом». Превратности истории сильно изменили внутреннюю структуру Восточной Православной Церкви, но и сегодня основная масса ее членов проживает в одних и тех же географических районах. Однако миссионерская экспансия в Азию и эмиграция на Запад помогли сохранить значение Православия во всем мире.

    Норма церковной организации

    Православная церковь – это содружество «автокефальных» церквей (канонически и административно независимых), при Вселенском Константинопольском патриархе, обладающем титульным или почетным первенством. Количество автокефальных церквей в истории менялось. В начале 21 века их было много: Константинопольская церковь (Стамбул), Александрийская церковь (Африка), Антиохийская церковь (со штаб-квартирой в Дамаске, Сирия) и церкви Иерусалима, России, Украины, Грузии, Сербия, Румыния, Болгария, Кипр, Греция, Албания, Польша, Чехия и Словакия, Америка.

    Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
    Подпишитесь сейчас

    Существуют также «автономные» церкви (сохраняющие символическую каноническую зависимость от материнского престола) на Крите, в Финляндии и Японии. Первые девять автокефальных церквей возглавляются «патриархами», остальные — архиепископами или митрополитами. Эти титулы строго почетные.

    Порядок старшинства, в котором перечислены автокефальные церкви, не отражает их фактического влияния или численного значения. Константинопольский, Александрийский и Антиохийский патриархаты, например, представляют лишь тени своей былой славы. Тем не менее сохраняется консенсус в отношении того, что первенство чести Константинополя, признаваемое древними канонами, поскольку он был столицей древней империи, должно оставаться символом и инструментом церковного единства и сотрудничества. Таким образом, современные всеправославные конференции были созваны вселенским патриархом Константинополя. Некоторые из автокефальных церквей де-факто являются национальными церквями, причем русская церковь является самой крупной. Однако не национальный критерий, а территориальный принцип является нормой организации Православной церкви.

    После русской революции внутри православной церкви было много беспорядков и административных конфликтов. В Западной Европе и, в частности, в Америке были созданы пересекающиеся юрисдикции, а политические страсти привели к формированию церковных организаций без четкого канонического статуса. Хотя создание автокефальной Православной Церкви в Америке (1970 г.) Московским патриархом вызвало споры, заявленной целью было восстановление нормального территориального единства в Западном полушарии. В октябре 2018 года Русская Православная Церковь разорвала связи с Вселенским Константинопольским Патриархатом после того, как последний утвердил независимость автокефальной церкви Украины; Вселенский патриарх Варфоломей I официально признал независимость Православной церкви Украины от Русской православной церкви в январе 2019 года. .

    Главные чины — Православная Вики

    Главные чины в Православной Церкви относятся к трем степеням рукоположенного духовенства: епископ, пресвитер и диакон. На лиц, занимающих эти должности, возлагается совершение богослужений и управление церковной жизнью. Они получили благодать Святого Духа, чтобы выполнять эту работу через таинство Священного Ордена.

    Первая и высшая степень клира — епископ ( episkopos по-гречески, что означает надзиратель). Он преемник апостолов в служении и управлении Церковью. Епископ несет ответственность и возглавляет все приходы, находящиеся в его епархии. Вся власть низших чинов духовенства исходит от епископа.

    Второй степени духовенства является пресвитер , или священник. Пресвитер управляет отдельным приходом властью и с благословения своего епископа. Пресвитер благословляет все богослужения, совершаемые в его приходе, и уполномочен совершать все таинства (таинства) Церкви, за исключением рукоположения, которое остается за епископом.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts