Дарвин был ли верующим: атеист или христианин? – Православный журнал «Фома»

Разное

атеист или христианин? – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 10 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Атеисты считают Дарвина «своим». Он ведь «доказал происхождение человека от обезьяны», опроверг «поповские байки о сотворении мира за шесть дней» — и так далее. Но мало кто интересовался, во что же действительно верил Чарльз Дарвин и какие сам делал выводы из своих открытий.

Прошло уже более 120 лет со дня смерти Дарвина, но споры о нем идут до сих пор. И касаются не только его научного наследия. Сама личность Дарвина воспринимается и оценивается полярно.

В сознание многих еще со школьных времен накрепко въелось представление о Дарвине как о человеке, не просто утратившем веру, но ставшем убежденным атеистом, чьи научные труды способствовали изгнанию Бога из картины мироздания. Атеисты всех мастей, «мирные» и «воинствующие», заслонили подлинного Дарвина, лишив всех нас возможности познакомиться с неоднозначной, сложной, но и весьма интересной личностью ученого, имя которого, хотим мы того или нет, навсегда вошло в историю науки.

Воспитанием Чарльза, рано лишившегося матери, занимался его отец — известный всей округе врач. Известно, что Роберт Дарвин был атеистом. А что же его сын? В своей «Автобиографии» Чарльз Дарвин вспоминает, что, собирая коллекцию насекомых, он никогда не убивал жучков, но подбирал мертвых, считая, что не вправе лишать жизни какое-либо существо… В «Автобиографии» он также рассказывает, что, опаздывая в школу, «усердно молил Бога о помощи», а успев на урок, «приписывал успех не скорости бега, а молитве».

Как это ни парадоксально, у отца- атеиста рос искренне верующий ребенок. Надо отметить, что Дарвин, горячо любивший отца, глубоко переживал его безверие. В «Автобиографии» он свидетельствует, что его детскому воображению рисовалась страшная посмертная участь людей, отпавших от Бога. Кто знает, о чем он просил Бога в своих детских молитвах за отца…

Важный этап жизни Дарвина — учеба в университете. Мало кто знает, что известнейший ученый-биолог не получил специального биологического образования. По окончании школы Дарвин решил продолжить семейную традицию — поступил на медицинский факультет Эдинбургского университета. Однако вскоре ему пришлось расстаться с медициной. Причина была проста, но непреодолима: он не переносил вида крови.

Карикатура 1872 года, авторы которой пытались высмеять основную идею книги Дарвина «Происхождение видов», изобразив происхождение человека из свиньи через быка.

Роберт Дарвин не стал принуждать сына, но принял странное для атеиста решение: предложил ему стать священником. Не совсем ясно, чем оно было продиктовано — по крайней мере, сам Дарвин не дает комментариев. Возможно, отец почувствовал особую религиозность Чарльза и понял, что его путь — служение Богу. Однако прежде чем решиться на столь важный шаг, Чарльз попросил время на размышление и принялся за чтение богословских книг. Его вывод был тверд и однозначен: «Наше вероучение необходимо считать полностью приемлемым». Так он стал студентом Богословского факультета Кембриджа. Впоследствии в «Автобиографии» он писал, что перспектива стать сельским пастором его в то время вполне устраивала и даже привлекала.

По окончании учебы он сдал выпускные экзамены и получил степень бакалавра теологии. Молодой теолог имел право получить приход и начать пасторское служение. Однако жизнь сложилась иначе.

Так вышло, что вскоре Дарвин отправился в пятилетнее кругосветное плавание в качестве натуралиста (без жалованья) на парусном судне «Бигль». Интересно отметить, что он взял на борт две книги: Библию и религиозно-мистическую поэму Джона Мильтона «Потерянный рай». Все пять лет плавания Дарвин тщательно вел дневник, который по возвращении издал. Этот путевой дневник — важное свидетельство, которое помогает лучше понять внутреннюю работу, глубокие духовные переживания молодого Дарвина. Вот некоторые строки оттуда.

Изучая островную и материковую фауну, Дарвин сделал такую запись: «Мне казалось, что здесь я присутствовал при самом Акте Творения». Или другое признание. Он пишет, что при виде девственного тропического леса испытал мистическое чувство Бога. В заключительной главе дневника есть такие строки: «И здесь, и там мы видим Храмы, наполненные разнообразными произведениями Бога Природы. Никто не может пробыть в этих диких местах, не испытывая волнения и не почувствовав, что в человеке есть нечто большее, чем простое дыхание его тела».

Карикатура на Чарльза Дарвина, опубликованная в 1871 году, изображающая его в виде «достопочтенного орангутанга», внесшего немалый вклад в «противоестественную историю»

Однако надо признать, что в душе Дарвина этот уникальный опыт Бого-присутствия не получил последующего развития, не перевернул его жизнь. Более того, именно в этот период его вера стала в каком-то смысле формальной. Дарвин этого периода напоминает евангельского юношу, который не ответил на призыв Христа раздать имение и следовать за ним. Как знать, может быть, именно последствия этого охлаждения к вере обернулись для него и загадочной болезнью, и не менее загадочным состоянием «духовного очерствения», о котором он с горечью писал на склоне лет: «Ум мой превратился в какой-то механизм, перемалывающий большие коллекции фактов и общие законы, но почему эта способность вызвала атрофирование только той части мозга, от которой зависят высшие эстетические вкусы, я не могу понять… »

Однако, несмотря на все это, не следует думать, что Дарвин, бакалавр теологии, утратил веру и перешел в стан атеистов. «В самые крайние моменты колебаний я никогда не был атеистом в том смысле, чтобы отрицать существование Бога», — пишет он другу Фордайсу на склоне лет.

Итак, отправляясь в плавание, он придерживался общепринятых религиозных воззрений. Однако свойственное Дарвину (и не ему одному) буквальное понимание Священного Писания в конце концов привело к тому, что он почти полностью разуверился в Ветхом Завете, считая описанные в нем события Священной Истории чуть ли не мифическими. Его разум ученого требовал четкости не только в научной деятельности, но и во всем остальном, не делая исключений для веры. Он ощущал потребность в осязаемых, материальных доказательствах всего того, что описано в Священном Писании: «Я отнюдь не склонен был отказываться от своей веры, я убежден в этом, ибо хорошо помню, как я все снова и снова возвращался к фантастическим мечтам об открытии в Помпеях или где-нибудь в другом месте старинной переписки между какими-нибудь выдающимися римлянами или рукописей, которые самым поразительным образом подтвердили бы все, что сказано в Евангелии» («Автобиография»). Не найдя таких «вещественных доказательств», примерно к тридцати годам Дарвин стал деистомДеизм — философское учение, признающее божество началом и основой всех вещей, но, в противоположность теизму, отрицающее Бога как Личность, Откровение и Промысел..

А в конце жизни он стал разделять позиции агностицизма, отрицающего возможность познания мира, равно как и достижение Истины. Роль науки для агностика ограничивается лишь описанием явлений и феноменов. Дарвин так обосновывает перемену мировоззрения: «Тайна начала всех начал для нас неразрешима, и я, со своей стороны, должен ограничиться скромной ролью агностика (незнающего)».

Издание 1909 года

Интересен вопрос, почему Дарвин не пошел по пути церковного служения, как это предполагала полученная им специальность? Причина этому — вовсе не утрата веры, как порой заявляют атеистически настроенные исследователи. Дарвин дает такое объяснение: «Это намерение и желание моего отца никогда, в сущности, формально не были отвергнуты, но умерли естественной смертью, когда я, в качестве натуралиста, присоединился к экспедиции «Бигля» («Автобиография»).

Вернувшись из плавания, дипломированный теолог активно принялся за разборку и анализ привезенных экспонатов, готовил к изданию дневник путешествий. Словом, для него началась новая глава жизни. Можно сказать, что в плавание отправился натуралист-любитель, а вернулся — сложившийся ученый. Теология осталась в прошлом.

В чем же проявлялся недуг? Все последующие сорок лет жизни Дарвина терзала быстрая утомляемость, слабость, головные боли, бессонница, кошмары по ночам, обмороки, дурнота, агорафобия. Он не мог позволить себе общение с друзьями, так как страдал от перевозбуждения, а «последствием этого были припадки сильной дрожи и рвота». Болезнь стала определять весь строй его жизни. В доме Дарвина был установлен строжайший распорядок дня, которому следовали все члены семьи. Малейший отход от него вызывал обострение болезни. Дарвин не мог себе позволить путешествовать, ходить в гости, общаться с друзьями. Болезнь будто отгородила его от всего мира.

Примечательно, что даже посещение Церкви вызывало приступы болезни. Однако Дарвин, преодолевая свой недуг, все же пытался посещать богослужения, он дружил с местным епископом, принимал посильное участие в жизни своего прихода, занимался благотворительностью. Для «атеиста» такая деятельность вряд ли вероятна.

«Бигль» в Магеллановом проливе

Но, судя по всему, он испытывал от болезни не только физические страдания. В конце жизни Дарвин признался священнику, что из-за невероятной физической слабости он все время чувствовал, что ему «непосильны глубокие раздумья о самом сокровенном, чем может быть полна душа человеческая». Есть аналогичное свидетельство и одной из его дочерей. Значит, судя по этим признаниям, он стремился к «глубоким раздумьям», в нем не прекращалась работа духа, однако болезнь мешала духовным исканиям.

Но сам Дарвин вовсе не считал себя отпавшим от Бога человеком. Уверенность в этом нам вновь дает его собственное признание. Однажды с письмом к нему обратился студент, для которого, судя по всему, Дарвин был высочайшим научным авторитетом. Но юношу чрезвычайно волновал вопрос относительно его веры в Бога. Вот ответ Дарвина: «Нельзя себе представить возникновение этой красивой и дивной вселенной с населяющими ее сознательными существами как результат простой случайности — этот факт является для меня главным доказательством в пользу допущения существования Бога».

Чаще всего в вину Дарвину ставят его эволюционную теорию, в которой он попытался найти ответ на вопрос о происхождении видов живых организмов, а также человека — словом, то, что сейчас называют дарвинизмом. В одном из писем к К. Марксу по поводу эволюционной теории Дарвина Ф. Энгельс писал: «В этой области (имеется в виду естествознание. — Г. М.) теология не была еще разрушена, а теперь это сделано». Упомянутый классик марксизма был столь очарован «Происхождением видов», что решил посвятить Дарвину свой главный труд «Капитал». Однако Дарвин от предложенной сомнительной чести отказался. Тем не менее, ему был прислан экземпляр этой книги с дарственной надписью автора. Но этот солидный том и по сей день стоит в дарвиновской библиотеке с неразрезанными страницами.

Но все же возникает вопрос. Повинен ли Дарвин, создатель теории эволюции на основе естественного отбора, в том, что она стала восприниматься как орудие для разрушения христианства? Конечно, для серьезного анализа этой проблемы необходимо детальное знакомство не только с его работами, но и непредвзятый, строгий анализ дарвинизма с позиций современной эволюционной биологии. Это было бы весьма уместно, поскольку большинство знает об идеях Дарвина по школьным учебникам, страдающим множеством недугов — упрощением, искажением, смещением акцентов, замалчиванием фактов…

Нас же в данном контексте интересует другое — как сам автор теории относился к подобным заявлениям. В письме к близкому другу, геологу Ч. Лайелю, есть такие строки: «…Я не вступаю ни в какие споры с Книгой Бытия, а привожу лишь факты и некоторые заключения из них, которые мне кажутся справедливыми». Таким образом, позиция ученого предстает в ином свете. Он весьма корректен в своих выводах и вовсе не старается поставить читателей перед альтернативой: долгая эволюция или создание мира в шесть дней. Более того, в другом письме Лайелю он признает: «При современном состоянии наших знаний мы должны допустить сотворение одной или нескольких немногих форм, точно так же, как физики допускают существование силы притяжения без объяснения ее».

Следовательно, Дарвин, под влиянием работ которого из науки был, по мнению многих, изгнан Бог, вовсе не исключал акта первоначального Божественного творения. Он вполне допускал, что первые организмы могли возникнуть под действием нематериальных причин, то есть при непосредственном участии Божественной Творческой Силы, и недвусмысленно сказал об этом в «Происхождении видов», закончив свой труд такими словами: «Есть величие в этом воззрении на жизнь с ее различными силами, изначально вложенными Творцом в одну или незначительное число форм… из такого простого начала возникали и продолжают возникать несметные формы, изумительно совершенные и прекрасные» (выделено мной, — Г.  М.). Думается, эти слова не нуждаются в комментарии.

Что касается его последователей — некоторых недобросовестных дарвинистов, то именно их усилиями идеи Дарвина приобрели тот атеистический душок, который отсутствовал у самого их автора. Конечно, теория Дарвина вызывала и до сих пор вызывает горячие споры и справедливую критику. Но все это — нормальная составляющая научного поиска. Если же вернуться к вопросу, вынесенному в заглавие статьи, то, полагаю, у нас нет права, пренебрегая реальными фактами и личными свидетельствами самого Дарвина, причислять его к лагерю безбожников. Не будем судить, какова была степень его воцерковленности, глубокой или не слишком была его вера. Это — сокровенная тайна двоих, человека и Бога. Но трудный путь Дарвина — это путь человека, к которому могут быть отнесены строки Пушкина: «Духовной жаждою томим… »

Во что верил Дарвин

Андре Жиль. Чарльз Дарвин и Эмиль Литтре. 1878. La Lune Rousse. Национальная библиотека Франции

Мифы об эволюции человека. Фрагмент из книги Александра Соколова

21 апреля 2015

Александр Соколов. Мифы об эволюции человека. Альпина нон-фикшн, 2015


В том, что люди живут мифами нет ничего удивительного, ведь даже самый эрудированный человек не может лично проверить все знания, накопленные в течение веков эволюции. Стало быть, какие-то факты останутся за пределами нашего внимания и понимания, их станут неправильно толковать. Впрочем, миф мифу рознь, и в истории человечества бытовало и бытует множество мифов, крайне опасных тем, что не только ведут к недопониманию между приверженцами и противниками этих мифов, но и к преступлениям и даже войнам. Источники возникновения таких мифов необходимо прояснять, чтобы доказать их несостоятельность и тем самым попытаться предотвратить очередной конфликт. Некоторые из таких мифов собрал и проверил в этой книге Александр Соколов, главный редактор портала  АНТРОПОГЕНЕЗ.РУ.  С любезного разрешения издательства мы публикуем фрагменты этой книги, посвященные Чарльзу Дарвину и его теории естественного отбора. Остается добавить, что книга выдвинута на соискание премии «Просветитель».


 


 



 


Миф № 13


Главная идея Чарльза Дарвина — что «человек произошел от обезьяны».


Именно за это Дарвина клеймили больше всего: выводили в образе обезьяны на злобных карикатурах, предавали анафеме в религиозных журнальчиках. Однако идея об обезьяньих предках человека принадлежит не Дарвину. Об этом почти ничего не говорится в его главной работе — книге «Происхождение видов путем естественного отбора», и вовсе не в этом заслуга великого натуралиста.


Мысль о том, что предком человека является древняя обезьяна, за полвека до Дарвина высказал другой отец биологии — Жан Батист Ламарк, автор первой законченной теории эволюции. В своей книге «Философия зоологии» в 1809 г. (год рождения Дарвина!) Ламарк пишет:


Допустим в самом деле, что какая-нибудь порода четвероруких — вернее всего, совершеннейшая из них — отвыкла в силу тех или других внешних условий или по какой-нибудь иной причине лазать по деревьям и цепляться за ветви задними конечностями наряду с передними; допустим далее, что особям такой предполагаемой породы приходилось в течение целого ряда поколений пользоваться задними конечностями только для ходьбы, не употребляя на это передних. Несомненно, в этом случае — согласно с приведенными наблюдениями в предшествующей главе — наши четверорукие обратятся в конце концов в двуруких и большие пальцы на их задних конечностях перестанут противопоставляться остальным, так как эти конечности стали служить им только для ходьбы.


Допустим далее, что данные особи, побуждаемые потребностью господствовать и видеть вдаль и вширь, употребят усилия стоять на одних задних конечностях и будут неуклонно придерживаться этой привычки из поколения в поколение; несомненно, их задние конечности мало-помалу примут строение, необходимое для поддержания тела в приподнятом положении, и получат икры; тогда одновременное пользование при ходьбе задними и передними конечностями будет для наших особей очень затруднено.


Ламарк Ж. Б. Философия зоологии, т. 1.


Впрочем, на поразительное сходство человека и человекообразных обезьян обращали внимание еще античные мыслители — например, Аристотель, писавший в IV в. до н. э.: «Некоторые животные обладают свойствами человека и четвероногих, как, апример, пификос, кебос и кинокефалос…». Пификос, или питекос, — бесхвостая обезьяна, кебос — мартышка, кинокефалос — «псоглавец» — возможно, павиан.


Дарвин же впервые предложил внятный и обоснованный механизм эволюционных изменений. В книге «Происхождение видов» эволюция объясняется просто и убедительно. Виды изменчивы, каждая особь чем-то отличается от других представителей вида. Ресурсов — пищи и половых партнеров — на всех не хватает. Возникает естественный отбор: более удачные экземпляры выживают и размножаются, неудачные — отбраковываются, вымываются из популяции хищниками, болезнями, конкурентами за пищу. Таким образом, вид меняется; возникают новые формы.


Как уже говорилось выше, в «Происхождении видов» автор не касается темы происхождения человека. Дипломатичный и осторожный Дарвин прекрасно понимал, что подступил вплотную к очень щекотливой теме. Хватит уже того, что он покусился на идею творения всего живого. Если бы Дарвин сразу «рубанул с плеча», современники могли поступить с его теорией так же, как в свое время с идеями Ламарка, — счесть очередным сумасбродством, предать анафеме или просто проигнорировать.


Дарвин, представьте себе, щадил религиозные чувства людей своей эпохи! Потому говорил об эволюции на примере голубей, вьюрков, черепах, медведей, пчел и цветковых растений… Но деликатно умолчал о венце творения — человеке.


Резюме


Миф: Главная идея Чарльза Дарвина — что «человек произошел от обезьяны».


Опровержение: Эта идея была высказана до Дарвина другими мыслителями. Главная заслуга Дарвина — в формулировании базовых механизмов эволюции всех живых существ.


Отсутствие в наиболее известной книге Дарвина высказываний о человеческой природе послужило почвой для следующего мифа.


 


Джеймс Тиссо. Чарльз Дарвин. Естественный отбор. Шарж в журнале Vanity Fair.  1897



Миф № 14


Чарльз Дарвин нигде не утверждал, что «человек произошел от обезьяны»!


«Дарвин был, между прочим, человеком глубоко верующим, получил духовное образование, и даже в “Происхождении видов” есть абзац, восславляющий Творца. А крамольную мысль об обезьяно-человеках ему приписали злобные атеисты».


Как часто бывает в «городских легендах», в предыдущем высказывании правда переплелась с вымыслом. Давайте отделим одно от другого. Чарльз Дарвин действительно закончил духовное учебное заведение — колледж Христа в Кембриджском университете. Но, увлекшись естествознанием, предпочел накатанной дороге служителя церкви тернистый путь исследователя-первопроходца. И разумеется, эволюционные взгляды не снизошли на Дарвина внезапно в результате откровения, а формировались в течение многих лет наблюдений за явлениями природы, опытов, сомнений.


В своем знаменитом «Путешествии на корабле “Бигль”» (в первом издании 1839 г. ) Дарвин еще позволял себе высказывания о «животных, каждое из которых получило при сотворении особого рода организацию» (курсив мой. — Авт.). Дневники Дарвина дают отчетливую картину эволюции его взглядов и убеждений. Впрочем, в наши цели не входит анализ биографии Дарвина. Принципиально здесь следующее: да, «Происхождение видов» —не об истоках человеческого рода. Этому вопросу Дарвин целиком посвятил другую книгу, которая так и озаглавлена — «Происхождение человека и половой отбор». В этой книге, вышедшей в 1871 г., автор пишет прямым текстом:


Если допустить, что человекообразные обезьяны образуют естественную подгруппу, то, зная, что человек сходен с ними не только во всех тех признаках, которые общи ему с целою группою узконосых, но и в других особенных признаках, каково отсутствие хвоста и седалищных мозолей, а также, вообще, по внешности, — зная это, мы можем заключить, что человечеству было дано начало некоторым древним членом человекообразной подгруппы. Мало вероятия, чтобы один член какой-либо из других низших подгрупп мог посредством аналогичных изменений дать начало человекообразному существу, сходному в столь многих отношениях с человекообразными обезьянами. Нет сомнения, человек пережил громадное количество видоизменений, сравнительно с большинством своих родичей, как видно из значительного развития его мозга и вертикального положения. Тем не менее мы должны помнить, что он представляет лишь одну из нескольких исключительных форм «приматов». […]


В классе млекопитающих не трудно представить себе ступени, ведущие от древних птицезверей к древним сумчатым и от этих — к древним предкам живородящих млекопитающих. Мы можем подняться таким образом до лемурных, а от последних уже не велик промежуток до обезьян. Обезьяны разделились с течением времени на две большие ветви: обезьян Нового и Старого Света. От последних же произошел в отдаленный период времени человек, чудо и слава мира.


Видимо, после триумфа «Происхождения видов» автор счел, что время пришло. И опять оказался прав, обозначив и ближайшего родственника человека — шимпанзе, и наиболее вероятную нашу прародину — Африканский континент.


Впрочем, к этому моменту о происхождении человека от обезьяны уже открыто говорили и писали другие ученые. Например, более решительный соратник Дарвина Томас Гексли издал в 1863 г. книгу «Место человека в природе», целиком посвященную нашему родству с человекообразными обезьянами. Годом ранее, готовясь к циклу просветительских лекций, Гексли писал жене о своих слушателях: «К пятнице каждый из них вполне проникнется сознанием того, что он обезьяна».


Резюме


Миф: Чарльз Дарвин нигде не утверждал, что «человек произошел от обезьяны»!


Опровержение: В книге «Происхождение человека и половой отбор» Дарвин прямо пишет о наших обезьяньих предках.


 


Миф № 15


Главная идея Дарвина — что бога нет…


Религиозные консерваторы часто представляют Дарвина (наряду с Ницше, Фрейдом и прочими «еретиками») этаким идолом атеизма, пропагандистом вседозволенности и принципа «кто сильнее — тот и прав». Дескать, «масон и безбожник» Дарвин написал свою книгу в противовес Библии, стремясь низвергнуть христианские ценности, заставить людей «забыть о Всевышнем отце и сделать своим прародителем мерзкую обезьяну».


Однако при знакомстве с трудами и биографией великого натуралиста вырисовывается другая картина. Приступая к работе над книгой, Дарвин меньше всего хотел покушаться на религию. Впрочем, и позже он не собирался вступать в борьбу с Церковью. Чарльз Дарвин был не философом, а естествоиспытателем, а по характеру — осторожным и деликатным человеком, к тому же женатым на весьма набожной женщине. В книгах он избегал метафизики и отвлеченных рассуждений, справедливо понимая, что в научном труде место — фактам и их интерпретациям, а не фантазиям. А в конец второго издания «Происхождения видов» действительно вставил панегирик мудрости Творца, первоначально вдохнувшего жизнь «в одну или ограниченное число форм»…


Только в своей автобиографии, написанной незадолго до смерти, Дарвин откровенно рассказал о своих взглядах на религию.


Чарльз Дарвин, пытливый наблюдатель и экспериментатор, собрал огромное количество фактов, которые надо было как-то объяснить! И он дал свое объяснение, которое свело множество данных воедино и придало им новый, неожиданный смысл. Стремление проникнуть в тайны природы, выявить ранее сокрытые от человеческого разума закономерности, а отнюдь не желание сокрушить авторитеты и традиции двигало Дарвином в течение всего его жизненного пути. Во многом из боязни, что современники не поймут его идей, воспримут их неправильно, долгие годы он медлил с изданием главной работы своей жизни (от написания первой версии до выхода книги в свет прошло 17 лет).


Интересно, что некоторые представители Церкви сразу же после выхода «Происхождения видов» стали искать пути примирения новой теории и религиозной картины мира. Ищут и по сей день… XX в. ознаменовался рядом громких «обезьяньих процессов» — и Россия отметилась в этом сомнительном списке в 2008-м. Итак, на одном полюсе — судебные разбирательства об «оскорблении чувств» (заметим, далеко не всегда инспирированные Церковью; в народе и без того хватает «энтузиастов»). На другом — заявление папы римского Пия XII о том, что между теорией эволюции и религиозной верой нет никакого противоречия. Сказано в 1950 г. Существование теистического эволюционизма как респектабельного направления в религиозной философии — свидетельство того, что можно быть верующим человеком и при этом спокойно принимать идеи Дарвина.


Впрочем, мифотворцы от религии, которые желают быть святее папы римского, воюют с дарвинизмом уже полтора века и, вероятно, не уймутся еще лет 200.


Резюме


Миф: Главная идея Дарвина — что бога нет…


Опровержение:  В своих научных трудах Дарвин не касается религии и не высказывает богоборческих идей; наоборот, делает дипломатические реверансы в сторону поборников веры. Идеи Дарвина, при желании, вполне совместимы с религиозным мировоззрением.


 


Миф № 16


Чарльз Дарвин в конце жизни «отрекся от своей теории».


Это распространенная разновидность городской легенды — история о раскаянии «еретика». Не избежал чаши сей и Чарльз Дарвин.


И опять во власти мифов оказываются даже почтенные ученые мужи.


«…во 2-м издании [Происхождения видов] Дарвин добавил слово “Творец”; в конце жизни разочаровался в эволюционной идее, зато прославился как психофизиолог, ботаник и провозвестник экологии», — пишет в статье о Дарвине историк науки Ю. В. Чайковский (курсив мой. — Авт.)


Так вот. Если ваш собеседник во время спора о том, «происходил человек или не происходил», заявит, что-де сам Дарвин в конце жизни усомнился и уверовал — спросите его об источнике таких сведений. Скорее всего, внятного ответа вы не получите.


Давайте же внесем ясность. Рассказ об отречении Дарвина впервые всплыл через 33 года после смерти ученого. Эту нравоучительную историю «духовного преображения великого скептика» опубликовала в американском баптистском издании Watchman-Examiner от 15 августа 1915 г. проповедница Элизабет Хоуп. Якобы она посетила тяжело больного Дарвина незадолго до смерти и застала его сидящим на кровати с Библией в руках. В возвышенной беседе ученый посетовал на то, что, будучи молодым и незрелым, породил некие идеи, подхваченные обществом и распространившиеся как пожар. А затем… Но оцените слог сами:


Тогда он сделал паузу и после нескольких предложений о «святости Бога» и «великолепии этой книги», не отводя взора от Библии, которую он держал нежно все время, внезапно сказал:


— У меня есть летний домик в саду; он вмещает примернотридцать человек. Это там, — указал он на открытое окно. — Я очень хочу, чтобы вы говорили там. Я знаю, что вы читаете Библию в деревнях. Я хотел бы, чтобы завтра днем слуги, арендаторы и несколько соседей собрались там. Вы будете говорить с ними?


— О чем я буду говорить? — спросила я.


— Об Иисусе Христе! — ответил он ясным, решительным голосом…


На последнем предложении читатели уже с трудом сдерживают слезы умиления… Однако никакими фактами эта душеспасительная история не подтверждается. Ни в автобиографии Дарвина, написанной им незадолго до смерти, ни в воспоминаниях его близких нет никаких намеков на то, что великий натуралист в конце жизни испытывал какие-то колебания по поводу своих взглядов. Более того, дети Чарльза Дарвина (сын Фрэнсис Дарвин и дочь Хенриетта Личфилд) заявили, что их отец в последний период своей жизни не был замечен за чтением Библии, а леди Хоуп никогда не встречалась с ним. В 1922 г. Хенриетта Личфилд писала: «Я была рядом с отцом, когда он лежал на смертном одре. Леди Хоуп не посещала его во время последней болезни или любой другой болезни… Он никогда не отрекался ни от одного из своих научных взглядов, ни тогда, ни ранее».


Резюме


Скорее всего, «история Хоуп» — чистый вымысел, состряпанный проповедницей уже после приезда в США.


Миф: Чарльз Дарвин в конце жизни «отрекся от своей теории».


Опровержение:  Единственное «доказательство» этого утверждения — рассказ проповедницы Хоуп, опубликованный через 33 года после смерти Дарвина. Судя по всему, история отречения Дарвина не основана на реальных событиях.

Теги:
Премия «Просветитель», Нон-фикшн, Наука, Коллекция, Книги, Антропология

Люди: Соколов Александр, Ламарк Жан Батист, Дарвин Чарльз

Был ли Дарвин христианином? | Ответы в Книге Бытия

Много написано о религиозных взглядах Чарльза Дарвина.
Во что именно он верил и когда? Он «отверг» христианство?
Хотел ли он «разрушить» христианство, как считают некоторые в церкви?

Хотя верно, что идеи Дарвина причинили большой вред Церкви
и побудили многих людей открыто усомниться в авторитете Библии, что
сам человек на самом деле верил? Был ли Дарвин христианином?

Начало

Чарльз Дарвин родился в 1809 году. Он был частью зажиточной семьи в
Англия.

Его дед, Эразмус, был выдающимся врачом, поэтом и несколько
активиста. Лучше всего его можно охарактеризовать как «прогрессивного» или «свободного» мыслителя. Др.
Эразм придерживался натуралистического взгляда на происхождение и даже продвигал основные эволюционные теории.
идеи. Его религиозная позиция была деистской, и он отверг идею о том, что
Библия была сверхъестественно вдохновлена.

Чарльз никогда не видел своего деда, который умер до рождения Чарльза. Он
однако познакомился с верованиями и идеями своего деда через
читая его сочинения.

Отец Чарльза, Роберт, тоже был врачом. Кроме того, Роберт был
очень успешный инвестор, который обеспечил семье Дарвинов очень комфортную жизнь.

Как это часто бывает, отказ от авторитета Божьего Слова одним
поколение привело к полному отвержению Бога в следующем. Роберт Дарвин был
атеист.

Несмотря на неверие Роберта, Чарльза крестили в церкви
Англия (англиканская). Очевидно, это произошло не из-за какого-либо убеждения в том, что Роберт
об учении англиканской церкви. Скорее всего, это было сделано для
поддерживать видимость в рамках социального порядка дня.

Однако влияние матери было. Сюзанна Дарвин, Чарльз
мать была унитаркой. Она водила Чарльза в часовню на богослужение. После
После ее внезапной смерти сестры Дарвина отвели его на службу в англиканскую церковь.

В течение года Чарльз посещал унитарную дневную школу, а затем
Средняя школа Шрусбери.

Один писатель заявил, что Дарвин «был полностью ортодоксальным» в то время.
время в его жизни. Однако, учитывая различные влияния во время его воспитания, это
трудно, если вообще возможно, представить, что мышление Дарвина было каким-то образом
«православный».

Высшее образование

Как и ожидалось, Чарльз должен был поступить в колледж, чтобы выучиться на врача, вроде
его отец и дед. Поэтому вскоре он уехал в Эдинбург изучать медицину.
Это продолжалось недолго.

Дарвин ненавидел иметь дело с трупами, и он не любил вскрытия, оба
которые были необходимы, чтобы стать врачом. Чтобы еще больше ускорить его отступление от
медицины, он проявил большой интерес к естественной истории и зоологии.
Эти занятия стали занимать все больше и больше его времени. Его большой интерес к
в эти годы сформировалась и геология.

Вскоре стало ясно, что медицина не будет делом всей его жизни. В его
автобиографию, которую Дарвин написал об этом периоде своей жизни, заявив: «Он [Дарвин
отец] был очень яростен против того, чтобы я превратился в праздного спортсмена,
который тогда казался моим вероятным пунктом назначения».0003

Далее Дарвин писал: «К моему глубокому огорчению, мой отец однажды сказал
мне: «Тебя ничего не интересует, кроме охоты, собак и крысоловов, и ты будешь
позором для себя и всей своей семьи». 2

Итак, по совету отца было решено, что Чарльз станет
сельский священнослужитель. В конце концов, это была должность со стабильным доходом, некоторым социальным статусом и большим количеством времени, чтобы собирать жуков и заниматься естествознанием. Не хватало здесь только настоящего, сердечного призвания к служению.

По словам самого Дарвина:

Я попросил некоторое время на размышление, исходя из того немногого, что я слышал
и думал на эту тему, у меня были сомнения в том, чтобы заявить о своей вере
во всех догматах англиканской церкви; хотя в остальном мне понравилось
мысль о том, чтобы быть сельским священником. . . и как я не тогда в
малейшего сомнения в строгой и буквальной истине каждого слова Библии, я
вскоре убедил себя, что наше кредо должно быть полностью принято. Это никогда
меня поразило, насколько нелогично было говорить, что я верю в то, чего не могу
понять, а что на самом деле непонятно.3

Итак, он отправился в Кембридж для получения «богословской» подготовки. К сожалению
для Дарвина Кембридж не был местом, где можно было бы обвинить его в авторитете
Библия. В то время обучение богословию в Кембридже состояло в основном из курсовой работы.
в классике и философии наряду с большим упором на произведения
Уильяма Пейли — работы, в которых представлен рационалистический взгляд на христианство.
Пейли лучше всего помнят за его аргументы в пользу одной из основных богословских позиций того времени, естественной теологии. По сути, Пейли считал, что можно познать Бога, Создателя, путем тщательного изучения Его творения, то есть природы. Проще говоря, если это выглядит разработанным, должен быть дизайнер. Вначале Дарвин был очарован этим аргументом. Однако позже он отказался от него.

Несмотря на то, что богословие Пейли также представляло библейский аргумент, это было
в значительной степени игнорируется. В этот период авторитет и историчность Библии
было поставлено под сомнение. Изучая природу, можно прийти к
считалось, что достаточно понимают Бога. Но Библия не считалась
высший авторитет. Фактически, сама Библия была поставлена ​​под сомнение,
особенно в отношении фактической природы Ноева потопа и эпохи
земной шар. Именно в это время появилась идея о том, что Земле миллионы лет.
закрепилось не только в светских «научных» кругах, но и в церковной
сам.

Хотя Дарвин учился в Кембридже по теологии, его интерес
в естествознании только усилилась. Он посещал лекции по ботанике и
его интерес к геологии вырос. Большинство ученых, которые преподавали Дарвину в этих
области либо открыто критиковали, либо прямо отрицали авторитет Библии. Опять же, закладывался фундамент системы верований, которую Дарвин построил в более позднем возрасте.

Хотя Дарвин получил степень богослова, у него все еще не было сердечного призвания
в министерство. Как сообщают два биографа Дарвина, Десмонд и Мур,

Дарвин спросил Герберта, действительно ли он чувствует себя «внутренне тронутым
Духом Святым» войти в Церковь. Когда епископ поставил
вопрос к нему в службе рукоположения, что он ответит? «Нет,»
ответил Герберт; он не мог сказать, что был тронут. Дарвин вмешался,
«Я тоже не могу, и поэтому я не могу подчиняться приказам». 4

Вот вам и настоящий призыв к служению. В то время как некоторые в Церкви сегодня
указывают на подготовку Дарвина к христианскому служению как на доказательство того, что он
некоторые христианские верования, это явно не так.

Бигль

После отъезда из Кембриджа Дарвину представилась возможность участвовать
в южноамериканской исследовательской экспедиции на борту HMS Beagle . Он должен был
присоединиться к корабельной компании в качестве натуралиста и джентльмена-компаньона корабля
капитан Роберт Фитцрой.

Во время путешествия Дарвина больше интересовала геология посещенных им земель, чем зоология этих новых мест. Фактически, более половины сделанных им заметок носили геологический характер. Наблюдая за геологией, он убедился, что пласты формировались в течение миллионов лет. Во многом это было связано с тем, что он восхищался работами человека по имени Чарльз Лайелл. Лайель был автором книги Принципы геологии .5 Изучая работу Лайелла, Дарвин пришел к убеждению, что униформистский взгляд на геологию верен. Проще говоря, он пришел к выводу, что «настоящее — это ключ к прошлому». Другими словами, отрицая, что такие события, как катастрофический всемирный потоп, сыграли важную роль в формировании Земли, он считал, что обычные геологические процессы, которые мы наблюдаем сегодня, всегда протекали с одной и той же скоростью, так что геологические образования, которые мы видим сегодня, требовали миллионов лет на формирование.

Здесь была ситуация, когда человек, который уже начал сомневаться в
авторитет Библии становился все более плененным светским мышлением
своего дня. Значит, Библия неверна, решил он, и миллионы лет
истинный.

Однако в тот момент он не отверг Библию как полностью неверную,
скорее, «находясь на борту Beagle , я был вполне ортодоксальным человеком, — писал он, — и я
помню, как над ним от души смеялись несколько офицеров (хотя сами
ортодокс) за цитирование Библии как неопровержимого авторитета в каком-то вопросе
морали. Я полагал, что их позабавила новизна аргумента».0003

Итак, здесь Дарвин использовал Библию как основу морали, хотя она и была
без какой-либо реальной уверенности в его авторитете, потому что затем он написал: «Но я
постепенно пришли к этому времени, чтобы увидеть, что Ветхий Завет с его явно
ложная история мира. . . можно было доверять не больше, чем священным книгам
индусов или верований любого варвара»7. В более позднем возрасте он пришел к пониманию непоследовательности принятия библейской морали при отрицании ее истории. К сожалению, его решением было полностью отвергнуть Библию.

После

«Бигль»

Путешествие «Бигль» закончилось 2 октября 1836 года. Вскоре Дарвин начал
процесс изучения собранных им образцов и обдумывания наблюдений
он сделал.

Он также думал о духовных вещах. В своей автобиографии Дарвин
писал: «В течение этих двух лет [с октября 1836 г. по январь 1839 г.] меня привели к
много думать о религии»8. К сожалению, это соображение не привело к
любой путь к подлинному пониманию христианства или его потребности в спасении.
Это видно по его отношению к новой жене.

В январе 1839 года он женился на своей двоюродной сестре Эмме. Она была очень религиозной
женщина, которая по понятным причинам была обеспокоена духовным состоянием своего мужа.
Хотя некоторые предполагают, что Дарвин был, по крайней мере, номинальным христианином.
в этот момент его собственные работы опровергли эту идею такими утверждениями, как
«Перед моей помолвкой отец посоветовал мне тщательно скрывать
мои сомнения. . . некоторые женщины ужасно страдали, сомневаясь в спасении
своих мужей»9.Если бы Дарвин был спасен, почему бы это вообще было проблемой?

Смерть и страдание

Одним из важнейших вопросов в жизни Дарвина была его борьба с
смерть и страдания. Возможно, именно эта проблема склонила чашу весов в пользу Дарвина.
больше, чем любой другой. Это была тема, которую он обдумывал всю свою жизнь. Он видел вокруг себя смерть, болезни и борьбу. И со всем, что он видел, он сомневался больше
и более того, заботливый Бог мог существовать. Это очевидно, когда Дарвин сказал: «Я
не могу убедить себя, что благодетельный и всемогущий Бог
намеренно создал Ихневмониды с явным намерением их кормления
внутри живых тел гусениц, или что кошка должна играть с мышами».
против существования разумной первопричины кажется мне сильным; тогда как, как только что было замечено, наличие множества страданий хорошо согласуется с мнением, что все органические существа развились посредством изменчивости и естественного отбора».0003

Значит, если есть смерть и страдание, не может быть заботливого Бога, рассуждал он. Зачем Богу создавать существ, чтобы они охотились и убивали друг друга? Это особенно осозналось им после смерти его дочери Энни. Она умерла в возрасте десяти лет после непродолжительной болезни. В то время Дарвин писал: «Бедная дорогая Энни. . . был взят с приступом рвоты, который сначала думал о наименьшем значении; но она быстро приняла форму низкой и ужасной лихорадки, которая унесла ее через 10 дней. Слава Богу, она почти не пострадала. . . . Она была моим любимым ребенком. . . . Бедная милая душонка».12

Можно только представить, какое горе он испытал, потеряв ребенка. Один из дарвиновских
В основных биографиях говорится: «Жестокая смерть Энни разрушила обрывки убеждений Чарльза.
в моральной, справедливой вселенной. Позднее он скажет, что этот период стал последним
Погребальный звон по его христианству, св. Чарльз теперь стал неверующим»13.
в то время легко понять, как такое событие могло заставить «духовного» человека отказаться от своей «духовности».

Жизнь и вера

Большую часть своей жизни Дарвин размышлял над вопросами духовности. Возможно
это было результатом его понимания логического результата идей, которые он
предложенный. По крайней мере временами казалось, что он изо всех сил пытается примирить несоответствия: «Мое богословие — простая путаница; Я не могу смотреть на вселенную как на результат слепой случайности, но я не вижу в деталях никаких признаков благотворного замысла или вообще замысла любого рода». вынужден обратиться к первому
Причина наличия разума, в некоторой степени аналогичного человеческому; а также
Я заслуживаю называться теистом».

В то время как он постулировал идеи, которые могли бы стать основой для понимания
мир, управляемый только природными процессами, он признавал, по крайней мере на время,
Первопричина. Эта Первопричина была необходима, чтобы помочь объяснить происхождение жизни, но этот «бог» был отстранен и не взаимодействовал с человеком или человеческими делами. Это признание даже безличного «бога» длилось недолго.

В конце концов Дарвин пришел к выводу: «Тайна начала всего сущего
неразрешима нами; и я, например, должен довольствоваться тем, что остаюсь агностиком».0003

По мере того, как он более полно осознавал логический результат своего материалистического
мировоззрение, он, видимо, понимал, что его защита Библии во время
плата Бигль была без основы. Много лет спустя он писал: «Человек, у которого нет твердой и неизменной веры в существование личного Бога или в будущее существование с возмездием и наградой, может, насколько я понимаю, правилом своей жизни следовать только тем побуждениям и инстинктам, которые являются самыми сильными или которые кажутся ему лучшими». 0003

По мере того, как его жизнь продолжалась, любые остатки подлинной духовности, которые могли
существовавшие постепенно угасали и умирали. Что он никогда не понимал и не принимал
основные принципы христианства были хорошо описаны, когда он писал: «Я действительно могу
вряд ли кто-то может желать, чтобы христианство было истинным; если так, то равнина
язык текста, кажется, показывает, что люди, которые не верят, и это
включал бы моего отца, брата и почти всех моих лучших друзей, был бы
вечно наказаны. И это проклятое учение».17

Если бы Дарвин когда-либо хотя бы отдаленно предполагал, что христианство может быть правдой,
эта идея была мертва. «Я очень не хотел отказываться от своей веры. . . . Но я
находил все более и более трудным, при свободном просторе моего воображения,
придумать доказательства, которых было бы достаточно, чтобы убедить меня. Так закралось недоверие
менялся очень медленно, но в конце концов был завершен».18

Стал ли Дарвин христианином на смертном одре?

Одно из самых популярных заблуждений о Дарвине состоит в том, что он пришел к
Христос на смертном одре. Хотя было бы замечательно, если бы это было правдой, к сожалению, это не что иное, как городская легенда.

Сообщения о том, что у Дарвина был какой-то опыт обращения, начались в
недели после его смерти. Они начались в Англии, но вскоре по крайней мере один
сообщается даже из Канады. Самые известные из них пришли из
женщина, известная как леди Хоуп.

Леди Хоуп родилась Элизабет Рейд Коттон и была дочерью генерала
Сэр Артур Коттон. Она и ее отец были активными проповедниками в Кенте, недалеко от
дом Чарльза Дарвина. В 1877 году она вышла замуж за адмирала сэра Джеймса Хоупа.
и таким образом стала леди Хоуп.

Посещая конференцию в Массачусетсе в 1915 году, леди Хоуп сказала
о визите, который она имела с Дарвином за несколько месяцев до его смерти. В соответствии
для нее Дарвин был прикован к постели за несколько месяцев до своей смерти.
сообщалось, что во время визита она застала Дарвина сидящим в постели. Когда
когда она спросила, что он читает, он, как сообщается, сказал: «Евреям. .. . . Королевский
Книга!» Кроме того, Дарвин предположительно прокомментировал: «Я был молодым человеком с
несформированные идеи».

Леди Хоуп также утверждала, что перед отъездом ее попросили
Дарвин вернуться и поговорить со своими слугами в его летнем домике. Когда спросили
о предмете, о котором она должна говорить, Дарвин, как говорят, ответил:
«Христос Иисус!»

Хотя было бы замечательно сообщить, что это описание обращения Дарвина
было правдой, слишком много несоответствий в отчете. Первый,
если бы леди Хоуп действительно посетила Дарвина, прошло бы не менее шести месяцев.
перед его смертью. В это время Дарвин не был прикован к постели и не был прикован к постели.
в течение длительного периода времени, прежде чем он умер.

Во-вторых, это предполагаемое превращение никогда не упоминалось ни в одном из произведений Дарвина.
переписка. Учитывая, что Дарвин много писал (всего более 14 000
заметки и письма), любопытно предположить, что если у него и был подлинный опыт обращения, то он вообще не упоминался ни в одном из его сочинений.

В-третьих, и это самое главное, его семья опровергла все сообщения о том, что
Чарльз Дарвин пришел ко Христу. Конечно, подлинное обращение было бы
что-то, что можно отпраздновать и с радостью поделиться с семьей и друзьями, особенно с женой. В 1915, сын Дарвина Фрэнсис писал: «Он [Дарвин] не мог бы открыто и с энтузиазмом стать христианином без ведома своей семьи, и никаких таких изменений не произошло». 33 года назад
связывая это?

Внимательное изучение этой сказки завораживает тем, что в ней нет
требовать. В фактическом отчете об истории леди Хоуп не говорится, что Дарвин на самом деле
отказался от эволюции; это просто говорит о том, что Дарвин размышлял над результатом
его идей. Кроме того, это явно не была встреча на смертном одре. Это произошло за несколько месяцев до смерти Дарвина. Наиболее показательным является то, что леди Хоуп никогда не описывала Дарвина как действительно исповедующего веру во Христа. Она просто сообщила, что Дарвин читает Библию. Даже если это правда, это далеко от спасительного познания Иисуса Христа.

Так что, как бы ни повторялась эта история в церквях по всей
мира, в рассказе об «обращении на смертном одре» нет правды.

В заключение: был ли Дарвин христианином?

Как бы нам ни хотелось, чтобы это было правдой, в жизни нет доказательств
Чарльз Дарвин, что он был христианином. Конечно, он боролся с духовным
проблемы, но это совсем не одно и то же.

Многие пытались представить, что Дарвин был христианином, но поскольку
обстоятельств или проблем в его жизни отошел от веры. слова Дарвина
сами заставляют нас немедленно отвергнуть эту позицию: «Хотя я не
много думать о существовании личного Бога, пока значительно позже
период моей жизни»20

Нет более личного Бога, чем Иисус Христос. Если это не было соображением для Дарвина в начале его жизни, то как вообще можно было считать его христианином в те годы?

В письме Ф. А. Макдермотту от 24 ноября 1880 г. Дарвин писал:
«Мне жаль сообщить вам, что я не верю в Библию как в божественную
откровение и, следовательно, не в Иисусе Христе как сыне Божьем». 21

Чарльз Дарвин отверг Библию. Таким образом, у него не было оснований по-настоящему понимать
мир вокруг него. Он не совсем понимал геологию
Мир. Отвергая библейское творение, он не мог ответить на вопрос, как
сама жизнь началась. Он никогда не мог примирить вопрос о любящем Боге среди смерти и страданий в мире.

В конце концов, он так и не признал грех. Он не понимал, что
мир разрушен из-за греха. Самое главное, он не признал, что он
был грешником, нуждающимся в Спасителе.

Был ли Чарльз Дарвин христианином? Ответ — нет. Больше, чем что-либо
о его жизни, это трагедия. Душа, потерянная навеки, отделенная от Бога.

Предыдущая глава

Гуманизм: самая кровавая религия?

Следующая глава

пещерные люди. . . Действительно?

Master Books любезно предоставила AiG разрешение на публикацию избранных глав этой книги в Интернете. Чтобы приобрести копию, пожалуйста, посетите наш интернет-магазин.

Был ли Дарвин христианином? Верил ли он в Бога? Отрекся ли он от эволюционизма, когда умер?

См. эту страницу на французском языке

Примечание редактора: У многих сложилось впечатление, что Чарльз Дарвин, наиболее известный пропагандист эволюционизма, умер христианином и отказался от своей теории. В основном это связано со слухами о его смерти и тем фактом, что в молодости он учился в семинарии и похоронен в Вестминстерском аббатстве. Эта статья раскрывает правду.


Указатель страниц

  • Ранние религиозные влияния и мысли Дарвина
  • Прогресс его веры
  • Ролевые модели его предков
  • Его спуск во тьму
  • Отрекся ли он от эволюционизма на смертном одре?
  • Заключение
  • Сноски и ссылки

Мысли и работы Чарльза Дарвина на тему эволюции и естественного отбора заставили его отвергнуть свидетельства существования Бога в природе и, в конечном счете, отречься от Библии, Бога и христианской веры.

Ранние религиозные влияния и мысли Дарвина

В юности Дарвин не испытывал недостатка в религиозном влиянии. Крещенный англиканцем и погрязший в унитаризме своей матери, юный Чарльз воспитывался в молитве. Обычно он пробегал милю или около того от дома до школы, о чем писал:

.

«Мне часто приходилось бежать очень быстро, чтобы успеть вовремя, и из бегуна на бегу обычно удавалось; но когда я сомневался, я усердно молил Бога помочь мне, и я хорошо помню, что я приписывал свой успех молитвам и не к моему быстрому бегу, и удивлялся, как часто мне помогали».

Он бросил медицинское образование после двух лет в Эдинбурге, и его отец предложил ему стать англиканским священником. Чарльз не был уверен, сможет ли он принять все, что содержится в Тридцати девяти статьях англиканской церкви. Однако позже он писал:

«Мне нравилась мысль о том, чтобы быть сельским священником. Соответственно, я внимательно прочитал Пирсона о Символе веры и несколько других книг по богословию; и так как я тогда нисколько не сомневался в строгой и буквальной Библии, я вскоре убедил себя, что наш Символ веры должен быть полностью принят».

В течение трех лет богословских исследований в Крайстс-колледже в Кембридже на него большое впечатление произвели книги Пейли «Свидетельства христианства» и его «Естественное богословие» (в которых доказывается существование Бога по замыслу). Он вспомнил,

Уильям Пейли

«Я мог бы выписать все «Свидетельства» с совершенной точностью, но, конечно, не ясным языком Пейли», и «Я не думаю, что когда-либо восхищался какой-либо книгой больше, чем «Естественной теологией» Пейли. Раньше я почти мог произнести это наизусть.

В письме с соболезнованиями другу, потерявшему в то время, он писал о «столь чистом и святом утешении, какое дает Библия», по сравнению с тем, «каким бесполезным должно казаться сочувствие всех друзей».

Он писал, что от своего намерения начать служение никогда «формально не отказывался, но умер своей смертью», когда, покинув Кембридж, он присоединился к HMS Beagle в качестве бесплатного натуралиста. Однако религиозное влияние в его жизни не ослабевало. Его официальное положение было джентльменом-компаньоном капитана, и в течение следующих пяти лет Дарвин регулярно слушал чтение и толкование Библии.

Капитан Роберт Фитцрой был глубоко религиозным человеком, верил каждому слову в Библии и лично проводил каждое воскресенье богослужение, на котором присутствовало все на борту.

Позже Дарвин вспоминал о своей доктринальной ортодоксальности, когда в дискуссии с некоторыми офицерами, к их большому удовольствию, процитировал Библию как «непререкаемый авторитет в некоторых вопросах морали». А в Буэнос-Айресе он и еще один офицер попросили капеллана устроить им вечерю Господню, прежде чем они отправятся в дебри Огненной Земли.

Развитие его веры

Картина с изображением Чарльза Дарвина в молодости из Даун Хауса.

Несмотря на все вышеупомянутые религиозные влияния в его жизни, упадок веры Дарвина начался, когда он впервые начал сомневаться в истинности первых глав Бытия. Это нежелание принять Библию в том смысле, в каком она говорит, вероятно, началось с того, что на него сильно повлияло его корабельное чтиво — недавно опубликованный первый том книги Чарльза Лайелла 9.0057 Принципы геологии (второй том, опубликованный после того, как «Бигль» покинул Англию, был отправлен Дарвину в Монтевидео). Это была революционная книга для того времени. Он тонко высмеивал веру в недавнее сотворение в пользу старой Земли и отрицал, что Ноев потоп был всемирным; это, конечно, также было отрицанием божественного суда.

Основываясь на изречении Джеймса Хаттона о том, что все естественные процессы продолжались в том же виде, в каком они были с самого начала (2 Петра 3:4), или «униформитаризме», книга Лайелла представила Дарвину временные рамки огромных геологических эпох, необходимых для того, чтобы его теория естественной природы отбор как механизм «работы» эволюции. Один из биографов Дарвина называет чтение Чарльзом этой книги «точкой отхода от ортодоксии».

А когда Лайель умер в 1875 году, Дарвин сказал: «Я никогда не забуду, что почти всем, что я сделал в науке, я обязан изучению его великих работ».

Неизбежно, чем больше Дарвин убеждал себя в том, что виды возникли случайно и развились в результате длительного пути постепенного изменения, тем меньше он мог принять не только рассказ о творении из Бытия, но и остальную часть Ветхого Завета как богодухновенное Слово. Бога. В своей автобиографии Дарвин писал:

Чарльз Дарвин

К этому времени я постепенно пришел, [т.е. 1836–1839] 90 247, чтобы увидеть, что Ветхому Завету можно доверять не больше, чем священным книгам индусов или верованиям любого варвара. »

Когда Дарвин пришел записывать записи своих научных исследований, он оказался перед выбором. Он мог интерпретировать то, что он видел, либо как свидетельство сверхъестественного творения из Книги Бытия, либо как свидетельство натурализма, согласующееся с теорией Лайелла о долгих веках. В случае, если он выбрал последнее, что все в природе произошло в результате случайной, неуправляемой бесцельности, а не в результате божественно направляемого, осмысленного намерения, и, через несколько лет, в 1859 г.его Происхождение Видов было результатом.

По дороге в 1844 году он написал своему другу Джозефу Хукеру: «Я почти убежден… что виды не являются (это как признание в убийстве) неизменными». По этому поводу Ян Тейлор пишет: «Многие комментаторы указывали, что «убийство», о котором он говорил, на самом деле было убийством Бога».

Отвергнув Ветхий Завет, Дарвин затем отрекся и от Евангелий. Эта потеря веры была основана на нескольких факторах, в том числе на его неприятии чудес: «чем больше мы знаем о фиксированных
законы природы, тем более невероятными становятся чудеса»; его неприятие достоверности евангельских авторов: «люди того времени были невежественны и доверчивы до почти непостижимой для нас степени»; его неприятие евангельской хронологии: Нельзя доказать, что евангелия были написаны одновременно с событиями»; и его неприятие евангельских событий: «они различаются многими важными деталями, слишком важными, как мне казалось, чтобы допустить их как обычные неточности глаза- свидетели»

Подводя итог вышесказанному, он писал: «Благодаря таким размышлениям, как эти… я постепенно разуверился в христианстве как в божественном откровении».

В другом случае он писал: «Я никогда не отказывался от христианства, пока мне не исполнилось сорок лет». В 1849 году ему исполнилось 40 лет. Комментируя это, биограф Дарвина Джеймс Мур говорит: «… точно так же, как его канцелярская карьера умерла медленной« естественной смертью », так и его вера постепенно увядала».

Одним из непосредственных последствий отказа Дарвина от Библии стала потеря от нее всякого утешения. Безнадежная скорбь его более поздних писем к скорбящим резко контрастирует с более ранним письмом с соболезнованиями, процитированным выше. В 1851 году его горячо любимая дочь Энни, 10 лет, умерла от того, что лечащий врач назвал «желчной лихорадкой с брюшным тифом». Чарльз был опустошен и написал: «Наше единственное утешение в том, что она прожила короткую, но радостную жизнь». Два года спустя, обращаясь к другу, потерявшему ребенка, Дарвин обращался только ко «времени», которое «смягчает и притупляет… чувства и сожаления» 9.0003

Ролевые модели его предков

Чарльз Дарвин

Стоит отметить один важный фактор, способствовавший отступничеству Чарльза, — образец для подражания его отца, Роберта, и его деда, Эразма. Оба были «свободомыслящими», поэтому неверие было приемлемой чертой в семье Дарвинов — воспринималось не как «моральный кризис или бунт», а, возможно, даже как «сыновний долг». Действительно, в 1838 году, когда Чарльз обручился с Эммой Веджвуд, очень набожной унитаристкой, Роберт почувствовал необходимость посоветовать сыну скрывать от жены свои религиозные сомнения — в других домах такие вещи не обсуждались.

Окруженный неверующими и погрузившийся в литературу, отвергающую концепцию божественного суда в истории Земли, Чарльз размышлял,

«Я едва понимаю, как можно желать, чтобы христианство было истинным; ибо если это так, то простой язык текста, кажется, показывает, что люди, которые не верят, включая моего Отца, Брата и почти всех моих лучших друзей, будут навечно наказаны. И это проклятая доктрина».

Нисхождение Дарвина во тьму

На этом спуск во тьму не остановился. В 1876 году в своей автобиографии Дарвин написал:

«Раньше меня приводили… к твердому убеждению в существовании Бога и бессмертии души. В своем дневнике я написал, что, стоя посреди величественного бразильского леса, «невозможно дать адекватное представление о высших чувствах удивления, восхищения и преданности, которые наполняют и возвышают ум». Я хорошо помню свое убеждение, что в человеке есть нечто большее, чем просто дыхание его тела. Но теперь самые грандиозные сцены не вызывали бы у меня подобных убеждений и чувств».

В 1880 году в ответ корреспонденту Чарльз написал: «Мне жаль сообщить вам, что я не верю в Библию как божественное откровение и, следовательно, не верю в Иисуса Христа как Сына Божьего».

В последний год его жизни, когда герцог Аргайл предположил, что определенные цели, наблюдаемые в природе, «были следствием и выражением разума», Чарльз очень пристально посмотрел на него и сказал: меня с непреодолимой силой, но в другое время, — и он неопределенно покачал головой, добавляя, — это, кажется, уходит. И примерно в то же время он написал своему старому другу Джозефу Хукеру: «Я должен с нетерпением ждать Даунского кладбища как самого милого места на Земле».

В последние годы жизни Чарльз Дарвин был самопровозглашенным агностиком. Он подписал в Down House: «после нескольких часов тошноты, сильной рвоты и позывов на рвоту».

Чарльз Дарвин умер 19 апреля 1882 года в возрасте 73 лет. Некоторым было прискорбно, что он ушел неверующим, и в последующие годы появилось несколько историй о том, что Дарвин претерпел обращение на смертном одре и отказался от эволюции. . Эти рассказы стали включать в проповеди уже в мае 1882 г.

Тем не менее, наиболее известным является то, что приписывается леди Хоуп , которая утверждала, что осенью 1881 года навещала прикованного к постели Чарльза в Даун-Хаусе. Она утверждала, что, когда она приехала, он читал Послание к Евреям, что он стал огорчился, когда она упомянула рассказ о творении из Книги Бытия, и что он попросил ее снова прийти на следующий день, чтобы поговорить об Иисусе Христе перед собранием слуг, арендаторов и соседей в саду на даче, которое, по его словам, занимало около 30 человек. Эта история впервые появилась в печати в виде статьи из 521 слова в американском баптистском журнале, Watchman Examiner , и с тех пор он был перепечатан во многих книгах, журналах и брошюрах.

Основная проблема всех этих историй в том, что все они были опровергнуты членами семьи Дарвина . Фрэнсис Дарвин писал Томасу Хаксли 8 февраля 1887 года, что сообщение о том, что Чарльз отказался от теории эволюции на смертном одре, было «ложным и не имеющим под собой никаких оснований». [его отец] когда-либо менял свою агностическую точку зрения». Дочь Чарльза (Генриетта Литчфилд) написала на 12-й странице лондонского евангелического еженедельника, Христианин , от 23 февраля 1922 года,

«Я присутствовал на его смертном одре. Леди Хоуп не присутствовала во время его последней болезни или какой-либо другой болезни. Я полагаю, что он даже никогда не видел ее, но в любом случае она не имела на него влияния ни в какой области мысли или убеждений. Он никогда не отрекался от своих научных взглядов ни тогда, ни ранее… Вся эта история не имеет под собой никакого основания». [Легенда Дарвина]

Леди Хоуп была реальной. Вот ее могильный камень.

Биограф Дарвина, доктор Джеймс Мур, преподаватель истории науки и техники в Открытом университете Великобритании, провел 20 лет, изучая данные на трех континентах. Он выпустил 218-страничную книгу, посвященную тому, что он называет «легендой Дарвина». [Легенда Дарвина] Он говорит, что была Леди Хоуп. Родившаяся Элизабет Рид Коттон в 1842 году, она вышла замуж за вдовца, адмирала в отставке сэра Джеймса Хоупа в 1877 году. Она занималась палаточной евангелизацией и посещала пожилых и больных в Кенте в 1880-х годах и умерла от рака в Сиднее, Австралия, в 19 лет.22, где ее могилу можно увидеть и по сей день. [Легенда о Дарвине]

Мур заключает, что леди Хоуп, вероятно, навещала Чарльза между средой, 28 сентября, и воскресеньем, 2 октября 1881 года, почти наверняка, когда Фрэнсис и Генриетта отсутствовали, но его жена Эмма, вероятно, присутствовала. Он описывает леди Хоуп как «опытного рассказчика, способного вызвать острые сцены и разговоры и приукрасить их сентиментальной одухотворенностью». [Легенда Дарвина]

Он отмечает, что опубликованный ею рассказ содержал некоторые достоверные сведения о времени и месте, но также и фактические неточности: Чарльз не был прикован к постели за шесть месяцев до своей смерти, а летний домик был слишком мал, чтобы вместить 30 человек. Однако наиболее важным аспектом этой истории является то, что в ней не говорится, что Чарльз либо отказался от эволюции, либо принял христианство. Говорят, что он просто выразил обеспокоенность судьбой своих юношеских спекуляций и высказался за то, чтобы несколько человек посетили религиозное собрание.

Предполагаемое отречение/обращение — это приукрашивание, которое другие либо вычитали из истории, либо придумали сами. Мур называет такие действия «священной выдумкой!»

Следует отметить, что на протяжении большей части своей супружеской жизни Эмма глубоко переживала нерелигиозный характер взглядов Чарльза, и у нее были бы сильные мотивы, чтобы подтвердить любую историю о подлинном обращении, если бы таковое имело место. Она никогда этого не делала.

Получается, что Дарвин не отрекся, и жаль, что по сей день история леди Хоуп время от времени появляется в трактатах, издаваемых и распространяемых благонамеренными людьми.

Заключение

Чарльз Дарвин был

трагически заблуждающийся человек, который от детской доверчивости к Тому, Кто помог ему бежать в школу вовремя, дрейфовал в бездну безнадежности и агностицизма. В то время как духовное путешествие христианина есть путешествие из тьмы в чудный свет Христа, путешествие Чарльза Дарвина было скользким скольжением из евангельского света (хотя и не спасающим духовного зрения) в сплошную «черноту тьмы навеки». .»

Неверие Дарвина, как и неверие очень многих людей сегодня, имело свои корни в уме, который сначала отверг откровение Бога в Библии, а затем не пожелал принять откровение Бога, которое Сам Бог дал в природе. Эта религия откровения, Библии, Господа Иисуса Христа будет держать нас настроенными на истину, надежду и жизнь в Боге и вдали от эволюционизма, гуманизма и атеизма, только если мы позволим ей проявлять свою силу в нашей жизни. сердца. Трагедия Чарльза Дарвина в том, что он никогда этого не делал.

Смотрите также…

  • Биографические данные Чарльза Дарвина

  • Указатель вопросов/ответов «Происхождение видов»

  • Видео о происхождении видов

Ссылки и сноски

  1. усердно молился Жизнь и письма Чарльза Дарвина , D. Appleton and Co., New York, 1911, Vol. 1, с. 29. вернуться к тексту

  2. Кредо — там же, том. 1, с. 39. вернуться к тексту

  3. «Доказательства» — там же, Vol. 1, с. 41. Лучшими подданными Чарльза в Кембридже были Палей и Евклид. вернуться к тексту

  4. «Естественная теология» — там же, Vol. 2. с. 15. (Ч. Дарвин Джону Лаббоку, 15 ноября 1859 г.). вернуться к тексту

  5. комфорт — там же, том. 1, с. 153. (Ч. Дарвин Д. Фоксу, 23 апреля 1829 г.). вернуться к тексту

  6. естественная смерть — там же, том. 1, с. 39. вернуться к тексту

  7. неопровержимый авторитет там же, Vol. 1, с. 277. вернуться к тексту

  8. Вечеря Господня — там же, Гертруда Химмельфарб, Дарвин и дарвиновская революция , Чатто и Виндус, Лондон, 1959, с. 54. вернуться в
    текст

  9. Пункт отправления — Гласс, Бентли, Редактор, Предтечи Дарвина . 1745-1859 гг. Глава Фрэнсиса Хабера (The Johns Hopkins Press, 1959), стр. 259, цитируется Болтоном Дэвидхайзером, Evolution and Christian Faith , Presbyterian and Reformed Publishing Co., Нью-Джерси, 1969, с. 60. вернуться к тексту

  10. Я никогда не забуду — Ref 1, Vol. 2, с. 374. (Ч. Дарвин мисс Бакли, секретарю сэра Чарльза Лайелла, 23 февраля 1875 г.). вернуться к тексту

  11. любой варвар — там же, том. 1, с. 277. Примечание: слова «или верования любого варвара» в оригинальной автобиографии Чарльза (написано в 1876 году для его семьи) были вычеркнуты его сыном Фрэнсисом по настоянию его вдовы Эммы в версии, опубликованной после его смерти, как и его взгляды на Ветхий Завет, а именно то, что он называл » его явно ложная история мира с Вавилонской башней, радугой как знаком и т. д. и т. д.» (ссылка 8, стр. 317). Не прошедшая цензуру версия автобиографии, опубликованная внучкой Чарльза, леди Норой Барлоу, в 1958 году, содержала около 6000 слов, вычеркнутых Фрэнсисом и Эммой, большая часть которых относилась к нерелигиозному характеру Чарльза и которые «могли поставить в неловкое положение имя Дарвина». (Источник: Ян Тейлор, 9 лет.0057 In the Minds of Men , TFE Publishing, Toronto, 1984, стр. 115 и 449, примечание 1.) вернуться к тексту

  12. неуправляемая бесцельность — См. Карл Виланд, «Настоящее послание Дарвина: вы его пропустили?», журнал Creation , Vol. 14 № 4, сентябрь-ноябрь 1992 г., стр. 1618; также Дон Баттен, «Вклад Дарвина», журнал Creation , Vol. 17 № 4, сентябрь ноябрь 1995 г., с. 25 вернуться к тексту

  13. Происхождение видов — Чарльз Дарвин написал много других монографий и книг, наиболее известной из которых, вероятно, является «Происхождение человека и отбор в связи с полом «, в которой , среди прочего, рассматривается эволюция человека, опубликованная в 1871 году. вернуться к тексту

  14. убийство Бога — Ян Тейлор, В сознании людей , TFE Publishing, Торонто, 1984, с. 126. вернуться к тексту

  15. не верю — с. 278. Любопытно, что Дарвин продолжал: «Но я очень не хотел отказываться от своей веры; я уверен в этом, потому что хорошо помню, как часто и часто [sic] выдумывал грезы о старых письмах между выдающимися римлянами и рукописях, в Помпеях или где-либо еще, что самым решительным образом подтверждало все, что было написано в Евангелиях, но мне все труднее и труднее было при свободном просторе моего воображения изобретать свидетельства, достаточные для того, чтобы убедить меня. ползла по мне с очень медленной скоростью, но в конце концов была полной. Скорость была настолько медленной, что я не чувствовал беспокойства». вернуться к тексту

  16. сорок лет — Адриан Десмонд и Джеймс Мур, Дарвин: Жизнь мучимого эволюциониста , Майкл Джозеф, Лондон, 1991, с. 658. вернуться к тексту

  17. постепенно увядали — Джеймс Мур, Легенда Дарвина , Baker Books, Michigan, 1994, p. 46. ​​вернуться к тексту

  18. Желчная лихорадка — Ref. 15, с. 384. вернуться к тексту

  19. утешение — Реф. 1, Том. 1, с. 348. (Ч. Дарвин В. Д. Фоксу, 29 апреля 1851 г.). вернуться к тексту

  20. Единственный призыв Дарвина — там же, Vol. 1, с. 355. (Ч. Дарвин В. Д. Фоксу, 10 августа 1853 г.). вернуться к тексту

  21. Эразм — Хотя Эразм умер за семь лет до рождения Чарльза, Чарльз, несомненно, был знаком как с его либеральными взглядами, так и с его работами об эволюции. Чарльз прочитал книгу Эразма Zoonomia дважды, один раз в юности и «второй раз после перерыва в десять или пятнадцать лет» (ссылка 1. Том 1, стр. 34). вернуться к тексту

  22. вольнодумцы — Ref. 8, с. 10 вернуться к тексту

  23. религиозные сомнения — Ref. 15, с. 256. вернуться к тексту

  24. проклятая доктрина — Ref. 8, стр. 10, 318 вернуться к тексту

  25. судимости — Исх. 1, Том. 1, с.281. вернуться к тексту

  26. Сын Божий — Ref. 15, стр. 634-35. вернуться к тексту

  27. уходи — Реф. 1, Том. 1, с. 285 сноска. вернуться к тексту

  28. Джозеф Хукер — Ref. 16, с.46. вернуться к тексту

  29. Кладбище . Описание почти пожизненной болезни Дарвина см. в Russell Grigg, ‘Darwin’s Mystery Disease’, Creation magazine, Vol. 17 № 4, сентябрь-ноябрь 1995 г., стр. 28-30. вернуться к тексту

  30. агностицизм — В 1881 году на встрече с Эдвардом Эвелингом (зятем Карла Маркса) и Людвигом Бхнером Дарвин сказал, что предпочитает, чтобы его называли агностиком. Ссылка 1, Том. 1, с. 286. вернуться к тексту

  31. чернота тьмы — Иуда 13. вернуться к тексту

  32. Истории превращения Дарвина на смертном одре — Джеймс Мур, Легенда Дарвина , Baker Books, Grand Rapids, Michigan, 1994, стр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts