Родители марии богородицы: Кто были родители Пресвятой Богородицы? – Православный журнал «Фома»
Содержание
Кто были родители Пресвятой Богородицы? – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 5 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
В конце каждой службы священник перечисляет имена святых, которых Церковь вспоминает в этот день. Но есть два имени, которые звучат каждый день и на каждой службе, — это имена родителей Пресвятой Богородицы, праведных Иоакима и Анны. Что известно об этих святых? И почему Церковь воздает им такую особенную честь?
О родителях Пресвятой Богородицы Марии сообщают несколько источников, наиболее ранний из которых — Протоевангелие ИаковаПротоевангелием (от греч. πρῶτος, первый) этот текст называют потому, что речь в нем идет большей частью о событиях, предшествовавших описанным в Евангелиях. Авторство текста приписывается (скорее всего, ошибочно) апостолу Иакову, брату Господню, одному из сыновей праведного Иосифа Обручника от первого брака. — Прим. ред., памятник христианской литературы второй половины II — начала III века. Церковь не включила этот текст в состав Священного Писания, но многие из описанных в нем событий особо вспоминаются в течение богослужебного года, в том числе и Рождество Пресвятой Богородицы.
Встреча святого Иоакима и святой Анны
у Золотых Ворот Иерусалима после благой вести
от ангела о рождении ребенка.
Амброзиус Бенсон. Нидерланды, около 1528
Иоаким, согласно Протоевангелию Иакова, был человек «очень богатый» и притом истинный праведник: материальный достаток он использовал для того, чтобы приносить Богу «двойные дары». Если, например, закон предписывал в том или ином случае приносить в жертву Богу козла или овцу, то Иоаким жертвовал двух овец или двух козлов и так далее. Но в один из праздников, когда все иудеи по традиции собрались в Иерусалимском храме и по очереди приносили дары Богу, Иоакима вдруг достаточно грубо отодвинули в сторону. Некто Рувим — священник или, возможно, распорядитель служб в храме — запретил ему подходить с дарами в числе первых: ведь тот был бездетным, «не принес потомства Израилю». А иудеи в то время привыкли связывать количество детей в семье с личной праведностью семейной пары. Считалось, чем больше детей послал супругам Бог, тем более высоко Он ценит благочестие этой четы. И — наоборот…
Иоаким
сел за книги и стал искать, были ли в истории Израиля праведники, не оставившие
по себе потомства. Оказалось, что таких не было. Тогда он пришел в отчаяние,
возложил на себя сорокадневный пост и отправился в пустыню в надежде, что,
может быть, Господь посетит его в скорби и утешит. «Да будет мне едою и питьем
молитва», — решил Иоаким.
Скорбела и его супруга Анна, на которую тоже посыпались насмешки. Даже ее собственная служанка посмела сказать: «Господь закрыл твое лоно, чтобы у тебя не было потомства в Израиле».
Люди осуждали Иоакима и Анну, а их собственные надежды на продолжение рода к тому времени уже почти иссякли: ведь, если верить позднейшим пересказам их житий, они жили вместе уже 50 лет и, понятно, находились в годах весьма преклонных.
Впрочем, Анна помнила из священной истории, как Сарра в 90 лет родила Исаака, и не оставляла молитву о ниспослании ей ребенка.
И вот в самый тяжелый момент Господь ответил на вопрошания бездетных супругов. Согласно Протоевангелию Иакова, и к Иоакиму, и к Анне был послан Ангел, возвестивший им о скором зачатии ребенка, причем такого ребенка, о котором станет говорить целый мир. В ответ на это известие Анна воскликнула: «Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь». Это обещание Анна и Иоаким исполнили в точности: когда рожденной ими Девочке исполнилось три года, они отвели Ее в Иерусалимский храм, где Мария с тех пор жила и получала воспитание. Отец же Ее и мать прожили на свете еще около 12 лет и отошли ко Господу в возрасте около восьмидесяти лет, как говорится в одном из сирийских переложений Протоевангелия Иакова — «Истории благословенной Девы Марии».
Рождение Пресвятой Богородицы.
Амброзиус Бенсон. Нидерланды, около 1528
Этот
сирийский текст (самые ранние из сохранившихся рукописей которого относятся к XII веку)
интересен еще тем, что пытается проследить родословную линию Богородицы. Из
него следует, что Иоаким (в сирийском варианте — Ионакир, или Цадок, то есть
«праведный») был сыном Матфана и внуком Елеазара, то есть Дева Мария имела тех
же деда и прадеда, что и Иосиф Обручник, Ее нареченный супруг. Иными словами,
Богородица и Иосиф были двоюродными сестрой и братом и оба являлись
продолжателями рода царя Давида. К царю Давиду возводят линию предков
Богородицы и церковные писатели VIII–IX веков
преподобный Иоанн Дамаскин и Епифаний Монах. Правда, Епифаний утверждает, что
это Анна была дочерью Матфана, а не Иоаким — сыном.
Дело в том, что Господь призывает судить о всяком дереве по его плодам (ср.: Мф 7:15–20), а плодом этой семейной пары явилась Пресвятая Богородица. Многие сотни и даже тысячи лет Господь ждал, когда же человечество принесет Ему такой плод — деву, чистую сердцем и всецело преданную Богу, способную без принуждения вверить Себя Ему со словами: Се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему (Лк 1:38). Ведь только такая дева, чуждая греха не вследствие чуда, которое мог бы совершить над ней Бог, а вследствие своего собственного свободного выбора, только она и была достойна стать Матерью Сына Божия. А такие качества — любовь к Богу, смирение, кротость — не могли бы развиться в Деве Марии без участия Ее родителей.
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Греция, Афон. 1320
Безусловно, большую роль сыграло воспитание Девочки при храме начиная с трехлетнего возраста, но ведь и это тоже было решение Ее родителей, Иоакима и Анны, — отдать Дочь, еще совсем маленькую, священникам. Как ни жаль им было расставаться с Дочерью, ставшей утешением в дни их старости, но обет посвятить Ее Богу оставался в силе — и они исполнили, что обещали.
«Терпение, навыкнув во времени, родило [в Иоакиме и Анне] глубочайшее смирение», — говорил в одной из проповедей архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
И точно такое же смирение мы находим в их Дочери, Которой суждено было стать Божией Матерью. Как некогда Ее родители, Дева Мария отказалась от всяких претензий на то, чтобы руководить Своим Сыном исключительно по своему разумению, жестко удерживать Его при Себе, связывать Своим родительским авторитетом (как это свойственно многим родителям). Она вверила Сына Промыслу Божию, а Сама смиренно последовала за Ним. Зерно такого смирения заронили в душу Пресвятой Богородицы Ее родители Иоаким и Анна.
Читайте также: Коротко о празднике: Рождество Пресвятой Богородицы
26 июля. Святые Иоаким и Анна, родители Пресвятой Девы Марии. Память
Церковное предание сообщает нам имена родителей Пресвятой Девы Марии – Иоаким и Анна. Их почитание является своеобразным расширением почитания Пресвятой Богородицы. Долгое время дни их памяти праздновались отдельно друг от друга, но Папа Лев XIII постановил, что почитать их нужно вместе. Тем не менее, единый день их памяти вошел в церковный календарь лишь в результате литургической реформы конца 60-х годов.
Ни один из новозаветных текстов ничего не сообщает о родителях Пресвятой Богородицы. Все сведения о них проистекают из таких сочинений как Протоевангелие Иакова (вторая половина II века) и более поздних латинских источников: Евангелия от псевдо-Матфея (IX век) и Золотой легенды (творение Иакова Ворагинского, содержащее занимательные Жития святых; написано ок. 1260 г., было самой популярной книгой Средневековья после Библии).
Иоаким из рода Давида женился на Анне, младшей дочери священника Матфана из рода Аарона. Супружеская пара проживала в Назарете, но после многих лет супружества («пятьдесят лет», согласно одному из источников), у них так и не появилось детей. Однажды первосвященник отверг жертву Иоакима в Иерусалимском храме, поскольку «он не создал потомства Израилю». В отчаянии Иоаким удалился в пустыню, где ему явился ангел с вестью, что вскоре его немолодая жена родит дочь. Анна, которая получила аналогичное известие от ангела, встретила мужа у Золотых ворот Иерусалима, вскоре после этого зачала и спустя 9 месяцев родила девочку, которую назвали Марией, как это было заранее указано ангелом. Родители из благодарности Богу обещали посвятить девочку Ему.
Когда Марии исполнилось шесть месяцев, Анна попыталась приучить ее ходить, но она сделала всего лишь семь шагов, после чего вернулась на руки матери. Тогда родители поняли, что девочка не должна ходить по земле до тех пор, пока ее не введут в Храм Господень. Иоаким собирался отдать свою дочь Богу уже в год, но Анна, желая подольше удержать ее при себе, уговорила его чуточку повременить с исполнением обета. Мария была введена в Храм в возрасте трех лет.
Согласно восточной традиции, Иоаким умер через несколько лет после введения Марии в Храм в возрасте 80-ти лет, а Анна умерла двумя годами позже, в возрасте 79-ти лет, проведя это время при Храме рядом с дочерью. День ее успения отмечался 25 июля.
Однако согласно западной версии, Анна после смерти Иоакима еще дважды выходила замуж и родила детей, а также присоединилась к Святому Семейству, когда оно бежало в Египет, и занималась там воспитанием внука. Здесь, очевидно, подразумевается, что Анна была намного моложе своего мужа.
Местом захоронения Иоакима и Анны считается место на краю Долины Иосафата, между Иерусалимом и Елеонской горой, в Гефсиманском саду, вблизи могилы Иосифа Обручника.
Из книги Ф. Карвахала «В общении с Богом»:
Восхвалим святых Иоакима и Анну, родителей Пресвятой Богородицы, Приснодевы Марии, ибо Господь дал им благословение, которого ожидали все народы (Входной антифон).
Древнейшее предание сообщает нам имена родителей Пресвятой Богородицы, бывших в свое время и в своей конкретной исторической ситуации важнейшим звеном в деле Спасения человечества. Через них на нас снизошло благословение, обещанное некогда Богом Аврааму и его потомству. Ведь их Дочь стала Матерью Спасителя. Святой Иоанн Дамаскин утверждает, что мы можем узнать их по плодам: бесконечно ценный Плод, подаренный ими человечеству, – это Пречистая Дева. Именно такой – святой и непорочной – Анна и зачала Ее во чреве. «О, сиятельная Дева, из всех желаннейшая! – восклицает святой Учитель Церкви – О, Дочь Адама и Матерь Божия! Блаженна утроба, блаженно чрево, из которых Ты явилась! Блаженны руки, Тебя обнимавшие, уста, удостоившиеся чести Тебя целовать…!». Святым Иоакиму и Анне выпало величайшее счастье – заботиться о Пресвятой Деве Марии, принять Ее у себя в доме. Господь осыпал их бесчисленными дарами благодати. Святая Тереза Авильская, частенько вверявшая основываемые ею монастыри опеке святых Иоакима и Анны, утверждала: «Милосердие Божие безмерно велико, и оно никогда не отнимется у дома Его славной бабушки». От святого супружества непосредственно произошел (по женской линии) Иисус Христос.
«Богоотцам» Иоакиму и Анне мы можем поверить все наши нужды, прежде всего, касающиеся святости нашего домашнего очага. Господи Боже отцов наших, — молимся мы сегодня, — Ты явил праведным Иоакиму и Анне столь великую милость, что у них родилась Та, Которая стала Матерью Твоего воплотившегося Сына. Их молитвенным ходатайством дай нам обрести спасение, обещанное Твоему народу. Их заступничеством помоги нам исполнить свой долг по отношению к нашим подопечным. Научи нас, как создать такую атмосферу – по человечески теплую и благодатную – в которой будет легко обрести Тебя, Цель всех наших стремлений и наше истинное Сокровище.
Святой Папа Иоанн Павел II учил, что в лице святых Иоакима и Анны мы находим «неиссякающий источник сил, необходимых в повседневной жизни, в жизни семейной и гражданской». Он же призывал «из поколение в поколение передавать как молитву, так и всю полноту христианского наследия». У семейного очага, созданного усилиями Иоакима и Анны, Пресвятая Дева Мария приобщилась к сокровищнице духовной жизни Богоизбранного народа и Давидова Дома, передававшейся из поколение в поколение. Там Она научилась общению со Своим Небесным Отцом, трепетному Его почитанию, познакомилась с пророчествами, возвещавшими явление Мессии, указывающими на место Его Рождества…
Мария, наверняка, сохранила память о семейном очаге Иоакима и Анны на всю оставшуюся жизнь. Она помнила о нем и тогда, когда Ей пришло время создавать свой собственный семейный очаг – тот, у которого будет воспитываться Иисус. Те притчи и мудрые народные пословицы и поговорки, которыми Иисус воспользовался для проповеди Благой Вести, Он перенял у Марии, а Она, в свою очередь, – у Своих родителей. Мария обучила маленького Иисуса тем простым молитвам, которым евреи обычно учат своих детей, как только они начинают говорить. Какой же превосходной Воспитательницей была Пресвятая Дева Мария! Все безмерное богатство Своей души, всю Свою нежность Она излила на Господа, ставшего Ее Сыном.
ТЕГИ Дева МарияИоаким и АннаПресвятая БогородицасвятыеСвященное Преданиецерковное преданиецерковный календарь
Святых Анны и Иоахима, родителей Пресвятой Девы Марии, Мемориал: Дейтонский университет, Огайо
– Составлено под руководством отца Иоганна Ротена, С.М.
Этот указатель материалов, включенных в веб-сайт «Все о Марии», объединяет ресурсы, относящиеся к этому празднику. Дополнительные ресурсы также могут быть доступны с помощью предоставленных инструментов поиска.
Жизнь Мэри
Кто родители Мэри?
История рождения Марии и подробности о ее стареющих родителях, Иоахиме и Анне, взяты из апокрифических писаний, известных как Протоевангелие Иакова Меньшего, написанных неизвестным автором. |
См.: Родители Марии
Где родилась Мария?
Согласно старинным преданиям, Мария родилась в Иерусалиме. Говорят, что Иоахим был владельцем дома в непосредственной близости от храма, точнее возле Овечьих ворот и их бассейна, называемого на иврите «Вифезда».
См.: Место рождения Марии
Были ли у Марии братья или сестры?
В настоящее время источники, касающиеся жизни Анны, Иоакима и Марии, не упоминают братьев и сестер матери нашего Господа.
См.: Братья и сестры Марии
Дает ли литургия какие-либо намеки на жизнь Марии?
См.: Литургия, Жизнь Марии в
Что мы знаем о жизни Марии из апокрифических источников?
Существует ряд древних текстов, не входящих в канон Священного Писания, которые претендуют на то, чтобы представить подробности о жизни Марии. Protoevangelium Jacobi (Первое Евангелие от Иакова) (ок. 150 г.) ….
См.: Апокрифические писания о жизни Марии, Библиография
Какие аспекты личности и жизни Марии связаны с различными апокрифическими писаниями?
Писание молчит о подробностях личности и жизни Марии. В нем говорится только о сути ее религиозного призвания и роли ….
См.: Апокрифические сочинения о жизни Марии
Видео
Святые Анна и Иоаким: дедушка и бабушка Иисуса , 30 мин, 1998.
Связаться с библиотекой Мэриан.
На изображении: Встреча Иоахима и Анны у Золотых ворот , Филиппо Липпи (1406-1469)
Все о Мэри содержит разнообразный контент, большая часть которого отражает опыт, интерпретации и мнения отдельных авторов, а не обязательно Марианской библиотеки или Дейтонского университета. Пожалуйста, поделитесь отзывами или предложениями с [email protected].
Иоаким и Анна, родители Пресвятой Девы Марии
Сегодня праздник Иоакима и Анны, родителей Марии и бабушки и дедушки Иисуса. Их нет в канонических писаниях, и, не имея исходного материала, поколения христиан искали их в себе. Во втором веке отчет об их жизни появился как апокрифический Protevangelium Иакова , моделирующий их историю (и чудесное рождение их дочери) после других библейских повествований о рождении, в частности, Иоанна Крестителя, Исаака и Самуила. Имя матери Сэмюэля, Ханна, было первоначальной формой имени «Энн». Как и те давние семьи, бездетная пара Иоахим и Анна оплакивали свое одиночество и в старости были благословлены ребенком. Из благодарности ее посвящают на служение Богу в храме, и она продолжает совершать великие дела.
Мы читаем и пишем истории не только для того, чтобы понять себя, но и для того, чтобы объяснить прошлое или документировать настоящее. Рассказы родителей Марии и ее чудесного младенчества многое говорят о надеждах конца второго века, в меньшей степени о 21 st . Они не являются каноническими писаниями, и, вероятно, на это есть причина. Фома Аквинский называл их «апокрифическими бреднями». Шиш.
Итак, чем может быть для нас сегодня праздник Анны и Иоакима?
Если бы мне нужно было написать историю о родителях Мэри, в ней было бы меньше беспокойства об их приверженности сохранению ее девственности (важная тема в ранних изображениях их), а больше о дарах храбрости и силы, которые она получила от них. . Средневековая иконография часто изображает Анну, которая учит Марию читать. Если мы находим большие истины в историях, это то, что мне нужно. Это совершенно не в контексте исторической Марии, но когда я думаю о том, что читаю означает , мне это нравится.
Мастер сэра Джона Фастольфа, Святая Анна учит Деву читать, общественное достояние через Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес.
Имея инструменты, чтобы найти другой мир, раздвинуть границы наших собственных ожиданий, это отличный способ представить отношения Мэри с ее родителями. И расширение границ ожиданий мира было инструментом, в котором Мэри определенно нуждалась и каким-то образом смогла воспользоваться.
Писательница Жанетт Уинтерсон говорит о книгах: «Для меня книги — это дом. Книги не создают дома — они едины в том смысле, что, как и в случае с дверью, вы открываете книгу и входите внутрь. Внутри другое время и другое пространство» (« Зачем быть счастливым, если ты мог бы быть нормальным», , 2013, Grove Press).
Этот образ Иоахима и Анны, дающих Мэри инструменты для поиска других миров и новой истины, подтверждает мое чувство тоски по моим собственным детям. Я хочу, чтобы они отправились на поиски себя и мира, обретя самоопределение и научившись процветать. Мы не должны хранить послушное молчание, которое так часто приписывается Марии в христианской иконографии против нее (или ее родителей).
Мария сказала ангелу «да»; рождение Иисуса было призванием, на которое она ответила сама. Иоахим и Анна могли бы гордиться отвагой своей дочери. Во время Страстной седмицы я всегда вспоминаю слова Симеона на Сретении у Луки: «Тебе Самой оружие пройдет душу». Мария видит, как ее сын страдает и умирает; эта суровая реальность далека от того, чего ее родители могли бы желать для нее.