Давид и соломон: Первые израильские цари Саул, Давид и Соломон
Содержание
Лекция 23. Давид. Соломон, Лекции по Ветхому Завету
прот. Николай Соколов
Лекции по Ветхому Завету
Лекция 22Лекция 24
Скачать
epub
fb2
Грехопадение Давида привлекло гнев Божий и всякого рода бедствия и нестроения как на семейство самого царя Давида, так и на его царство, на вверенный ему народ. В некотором роде, семейные нестроения в царствующем доме были образом тех бедствий, которые обрушились на Израиль в этот период. Первым в ряду этих событий было кровосмешение в самом царском дворце. 2Цар.13 повествует о бесчестии, которое сотворил один их сыновей Давида Амнон к своей родной сестре Фамари.
Священное Писание Ветхого Завета крайне редко говорит о подобного рода мерзостях. И это мы видим не где-либо, а в том семействе, которое призвано было быть образцом благочестия для всего народа. Как известно, меньший грех, но грех нераскаянный влечет за собой все большие и большие грехи. И к кровосмешению вскоре приложилось и убийство. Еще один сын царя Давида Авессалом отомстил Амнону за бесчестие их сестры убийством весьма вероломным, устроенным во время праздника.
И тут Давид проявил великодушие. Утешившись, т.е. пережив в своем сердце гибель Амнона, Давид не преследовал Авессалома. Давид, действительно, является прообразом новозаветного доброго Пастыря, который согрешающих сынов своих не отрывает от себя, но призывает их к покаянию, милует, а не наказывает. Однако, Авессалом не оценил отеческой милости и поднял всенародное восстание против царя. Поколебалась сама прочность царствования Давида. 14 и 15 главы рассказывают об этом возмущении. Имя Авессалома стало почти столь же нарицательным, как и имя Хама. Авессалом по существу повторил Хамов грех, он восстал против отца, он стремился свергнуть своего отца и узурпировать власть, которую его отец получил от самого Бога.
До поднятия этого восстания Авессалом, опасаясь гнева Давида (настолько он не знал собственного отца), бежал в Сирию к своему деду по матери Фалмаю. И через 4 года он вернулся и поднял восстание в Хевроне. Восстание это тщательно готовилось. Авессалома можно назвать предтечей тех политических деятелей, которые достигают своих корыстных целей путем обмана простых людей, и Св. Писание говорит, что Авессалом «вкрадывался в сердца израильтян» и тем самым обретал себе их поддержку и благоволение.
Царь Давид был вынужден бежать из своей столицы из Иерусалима, а Авессалом захватил Иерусалим и совершил еще одну мерзость – восшел на ложе отца, т.е. взял себе наложниц Давидовых. В этом не следует усматривать только развращенность Авессалома и его неуемное сладострастие. По древним восточным обычаям такое действие было прежде всего политическим актом, это было как бы публичным заявлении о восшествии своем на престол низвергнутого правителя. Так что Авессалом таким образом заявил, что он больше не считает Давида царем и поставляет самочинно себя на место отца. Однако, обетования Божии непреложны и Давид, собрав войско выступает против Авессалома и с помощью Божией разбивает его.
Сам Авессалом спасается от наказания и находит бесславную кончину. Запутавшись своими роскошными волосами в ветвях дерева, когда он скакал через лес, он повисает на дереве и после этого военачальник Давида Иоав пронзает его тремя стрелами и поражает насмерть. Здесь сразу можно увидеть несколько духовных следствий в этом нехитром историческом эпизоде. Во-первых, Давид строго-настрого наказывает Иоаву щадить жизнь отрока Авессалома и тем самым еще раз заявляет о своем великодушии, о своем человеколюбии. Авессалом был ему родным сыном, здесь сыграли роль и отеческие, человеческие чувства, но события эти разворачивались в XI столетии до Р.Х. и жалость отца к сыну не была столь самоочевидной, как для людей ХХ-го столетия по Р.Х.
С одной стороны, Давид и в таком скорбном для себя обстоятельстве, как изгнание из собственной столицы все равно остается милосердным правителем. С другой стороны, действия Иоава, который ослушался царского повеления и проявил самочиние, непослушание царю и через то – непослушание Богу. Несмотря на его прежние заслуги, несмотря на его ратные подвиги во славу людей Израиля, очень скоро он также будет казнен при преемнике Давида.
Авессалом, убийца собственного брата, возмутитель спокойствия, бунтовщик, находит такую постыдную кончину. В толковательной литературе не встречалось, но само приходит на ум, что согласно Моисееву закону, проклят всяк повешенный на древе и кончина Авессалома как раз попадает под это страшное проклятие. Возможно, Авессалом прообразовал Иуду Искариотского, который также восстал против собственного Отца, который пользовался Его милостями, который был облечен апостольским достоинством и тем не менее не устоял.
О тщеславии Авессалома говорит, например, такой факт. Он еще при своей жизни поставил себе памятник. Я думаю, что это образ многих правителей всех времен и народов, правителей, которые осознают себя вне связи с Богом, которые мнят себя самостоятельными и самочинными, а не исполнителями Божественной воли. В этом деянии говорится и о лживости Авессалома; оправдывая постановку памятника самому себе Авессалом говорит, что он не хочет, чтобы имя его изгладилось из народа Израилева, потому что у него нет сына. Однако, Св. Писание говорит, что у него были три сына. Сравните (2Цар. 14:27) и (2Цар. 18:18), так что греховность Авессалома достигла крайних выражений и любой серьезный грех можно было обнаружить в его действиях, даже по немногословным свидетельствам Св. Писания.
Бунт Авессалома, хотя и был подавлен, но не прошел без последствий для Давидова царства. Фактически, бунт Авессалома был подавлен силами только одного Иудина колена и остальные колена в этом не участвовали. Это послужило поводом к разделению. Северные колена заподозрили Иудино колено в каком-то частном соглашении с Давидом о том, чтобы получить какие-то привилегии после усмирения Авессалома.
И как всегда на фоне возникающей политической доктрины появляется вождь, который эту доктрину поддерживает, раздувает. В колене Вениаминовом обнаружился некто по имени Савей, которого Св. Писание называет «негодным человеком». И вот, пожалуй, Савей является первым возбудителем местного сепаратизма внутри Израильского царства. Он первым провозгласил такой клич: «Нет нам части в Давиде и нет нам доли в сыне Иессеевом, все по шатрам своим, Израильтяне!» (2Цар. 20:1).
Савей выступил как раскольник, как расчленитель единого царства Иеговы и пожалуй здесь впервые намечается тот процесс, который впоследствии приведет к расколу царств, и, как следствие к ослаблению благочестия и упадку нравственности в народе и к конечному результату – пленению Израильтян и фактической гибели государства. Однако, в те времена, во времена жизни самого Савея этот призыв не мог распространиться достаточно широко именно из-за того, что объединяющем началом была такая великая личность, как царь и пророк Давид.
Войско Давида быстро подавило бунт, Савей быстро бежал в город Белавель, он был осажден Иоавом, военачальником Давида, тем самым, который убил Авессалома. Городу грозила гибель за то, что он укрывался Савей и одна из патриоток, жительниц этого города убедила выдать голову Савея Иоаву, что и было сделано. Иоав снял осаду с города и с этого времени воцарился в государстве Давида мир. Почти до самой смерти Давида внутренние враги не возмущали жизнь царства.
Однако Промысл Божий готовит новые испытания Давиду и его царству. Первым таким испытанием стал трехлетний голод. Как было возвещено через пророков, причиной такого бедствия явился давний грех Саула по отношению к жителям города Гаваона. И когда Давид спросил у Гаваонитян, какого они желают возмездия, эти люди просили страшного – выдать себе потомков Саула в количестве семи человек, которых они зверски убили и трупы их выставили под палящим солнцем на съедение хищным птицам. Гаваон был городом языческим и находился с Израилем в вассальных отношениях. Они были приняты в качестве рабов и данников израильтянами, но они отнюдь не принимали обрезание и прочих постановлений закона Моисеева.
До некоторой степени становится понятен способ отмщения этих людей. Здесь стоит упомянуть о Рицпе, матери казненных, одной из наложниц Саула. Она раскинула шатер перед телами детей своих и целое лето (терпящие бесчестие останки были выставлены на позор) отгоняла зверье и птиц. Узнав это, Давид лично отправился к месту этой трагедии и сам принял участие в погребении повешенных, костей Саула и своего друга Ионафана. Св. историк говорит, что Бог умилостивился над страною после этого, т.е. св. Писание увязывает окончание бедствия тем или иным доброделаниям самого царя.
Затем Давид выступает еще раз против Филистимлян, давних врагов Израиля. В битве против них он едва не погибает. Израильтяне, свято охраняющие своего помазанника, больше не позволяли ему лично выходить на поле брани, дабы «не угас светильник Израиля». Откликом Давида на эту победу над Филистимлянами был 17 псалом, который по уставу читается за каждой воскресной утреней службой. После этого Давид совершает еще одно отступление от Бога, которое требует особого пояснения. Давид затеял перепись населения своего царства. Св. Писание не говорит, в чем именно состоял грех, просто называет это деяние греховным и говорит о его частичном покаянии.
Во-первых, Давид наслаждался миром и спокойствием и ему оставалось только благодарить Господа и не предпринимать каких-либо самочинных действий. Во-вторых, перепись в те времена предпринималась с единственной целью – с целью оценить боеспособность государства. Перепись велась не всего населения, а только мужей сильных, т.е. способных носить оружие. И Давид затеял подобную перепись. Сама перепись по законодательству Моисееву является неким священным действием. Переписи проводит Моисей и 4-я книга Пятикнижия Числа составлена именно по ним. Но переписи, о которых говорит книга Чисел, были сделаны с целью обложения населения налогами на содержание скинии, на содержание колена Левина, но отнюдь не на какие-то воинственные устремления. И в этом смысле Моисеева перепись коренным образом отличалась от переписей языческих и от той, которую устроил Давид.
Кроме того, во времена последнего периода царствования Давида исполнились все уже обетования Божии относительно расширения царства Израиля. Вся та земля, которую обетовал Бог своему избранному роду, а затем избранному народу, уже находилась под властью Давида. Царство его простиралось от хребтов Ливана и Антиливана до Синайского полуострова, до рубежей Египта и от Средиземного моря до верховьев Евфрата, до границ Сирии. И какие-либо воинственные устремления в это время означали только одно: захват того, что не было предназначено Богом, вести неблагословенную войну в отличие от тех войн, которые велись под руководством Иисуса Навина. Книга Паралипоменон говорит о том, что мысль о производстве переписи была внушена Давиду врагом нашего спасения.
Давид кается в совершенном, он сознает греховность своих побуждений при этом исчислении. Однако, своим покаянием он не загладил греха и царство его понесло прещение Божие. В качестве пророка Божественной воли явился пророк Гад, который предложил на выбор три бедствия, либо семилетний голод, либо трехмесячную войну, либо трехдневную эпидемию – моровую язву. Давид отреагировал на это со смирением. «Пусть паду я в руки Господа, ибо велико милосердие его, только бы в руки человеческие не впасть мне». И в качестве бедствия, которое в наибольшей степени связано с Божественной карой, Давид выбирает моровое поветрие.
В результате этого мора погибло порядка 70 тысяч человек. Однако, поветрие не коснулось избранного града – Иерусалима. Произошло это по причине молитвенного предстательства Давида за свой народ. «Вот, я согрешил, я поступил беззаконно, а эти овцы, что сделали они? Пусть же гнев Твой обратится на меня и на дом отца моего», – молился Давид. Вот, пожалуй, пример истинного патриотизма, патриотизма, основанного прежде всего на религиозности.
Я бы поставил этот пример в ряду примеров такого же истинного патриотизма в Св. Писании. Прежде всего, это патриотизм Моисея, который, увидев идолослужение при тельце, разбил скрижали и молился, чтобы Господь помиловал народ. А если это невозможно, то просил, чтобы и он, сам Моисей, был «изглажен из книги жизней вместе со своим народом». И другой пример: апостол Павел, который высказывает такую мысль, что «я желал бы быть отлученным от Христа ради братьев моих по плоти». И до такого же уровня священного патриотизма поднимается царь Давид.
Молитва его была услышана и Давид сподобился ангельского видения. Причем, то место, где он сподобился ангельского видения, было им откуплено у владельца, некоего Орны за 600 сиклей золота и получило название Мориа, т.е. видение. И умилостивился Господь над страною и прекратилось поражение Израильтян. (2Цар. 24:24). На этом заканчивается повествование 2-й книги Царств.
На горе Мориа впоследствии был воздвигнут Иерусалимский храм. Еще задолго до этого, пророк Давид высказывает свое намерение о построении храма, а до этого была только скиния со времен Моисея. Он высказал намерение пророку Нафану, который одобрил его. Однако, Господь Бог таинственным образом сообщил Нафану, что во-первых, Он никогда не нуждался в построении храма, однако, принимает намерения Давида.
Более того, Господь дает обещание Давиду укрепить за домом его царственное наследство и говорит, что построение дома имени Его будет совершено преемником, потомком Давида. Есть два понимания этого места. Что за потомок Давида имеется в виду, который построит храм? Буквальное понимание – это сын Давида Соломон, при котором действительно был воздвигнут постоянный великолепный храм. Однако, духовное понимание иное. Эти слова могут быть относимы и к великому дальнему потомку Давидову по плоти, самому Богочеловеку Господу Иисусу Христу. Не случайно Мессию пророк Исаия называет жезлом от корня Иессеева (Иессей – отец Давида).
Ведь Божие обетование было дано Давиду о том, что престол его будет утвержден во веки. В Послании к евреям апостол Павел повторяет слова этого обетования. «Я буду отцем Ему и Он будет Мне сыном». И тут же дает богословский комментарий: «кому бо рече, когда от Ангел, аз буду ему…»
Кроме того, сам Архангел Гавриил, благовествуя Пресвятой Деве, имеющей стать Богородицей, говорит, что Господь даст престол Давида Отца его, Имеющему родиться, т.е. прямо называет Давида отцом Спасителя. В этом смысле можно сказать, что царь Соломон был прообразом духовного Потомка Давида. Давид помнил обетования Божии, что в силу огромного количества пролитой им человеческой крови, ему не будет благословлено построение храма. Это осуществится только при его сыне. И поэтому он не дерзал приступать к постройке. Но все необходимое начал заготавливать.
Было приготовлено место, начали готовиться материалы и т.д. Св. Писание достаточно подробно описывает все эти приготовления. Пост роение самого храма Давид отнес своему преемнику и при этом преемником своим назначил Соломона, хотя Соломон был десятым сыном Давида, отнюдь, не старшим. Давид призвал к себе Соломона, рассказал историю замысла построения храма и завещал ему исполнить этот замысел. Это публичное объявление Соломона преемником Давида послужило поводом к последней смуте в царствование Давида.
На престол Давида самым вероятным претендентом доселе был четвертый сын Давида Адония, который пользовался видимым расположением отца и, естественно, считал себя наследником. И Адония идет по пути Авессалома, причем в партию Адонии приходят и такие влиятельные люди при дворе Давида, как полководец Иоав и первосвященник Авиафар. Во время пира приспешники Адонии открыто величают Адонию царем, Давид же об этом ничего не знал. О случившемся Давиду возвестил пророк Нафан и тогда Давид повелел торжественно помазать Соломона на царство. Помазание было совершено пророком Нафаном и первосвященником Садоком.
В это время было некое каноническое неустройство в самой структуре ветхозаветной церкви. Было два первосвященника и два религиозных центра. Древняя скиния Моисея находилась в Гаваоне, а главная святыня – Ковчег Завета находился в Иерусалиме в скинии Давида. Гаваонский жертвенник всесожжения был главным во всем царстве, там совершалось богослужение по всем чинопоследованиям, которые восходили к самому Моисею и там служил первосвященник Садок. А при ковчеге завета находился первосвященник Авиафар. Почему так произошло?
Дело в том, что законным первосвященником был Садок, первосвященство Авиафара не имело твердых канонических оснований, как впрочем и первосвященство Илия, известного деятеля времен пророка Самуила. Авиафар был прямым потомком Илии. У первого первосвященника, у брата Моисеева Аарона было четыре сына. Двое из них – Надав и Авиуд за преступление, за принесение огня чуждого пред Господом были умерщвлены Богом. Осталось двое: старший – Елеазар и младший – Ифамар. Первосвященником, согласно закону Моисееву является старший в роду Аарона. Т.е. после смерти Аарона – старший сын, после смерти старшего сына – старший сын старшего сына и т.д.
В силу каких-то не вполне ясных для нас причин, о которых Св. Писание не говорит, на какой-то период времени первосвященство оказалось не в линии Елеазара, а в линии Ифамара. И вот Илий, равно как и Авиафар, были потомками Ифамара, а не Елеазара. Садок же был потомком Елеазара.
Узнав о помазании Соломона на царство, Адония бежал, пытался найти убежище у жертвенника Господня и вышел оттуда только когда Соломон поклялся пощадить его жизнь. Затем Давид передает Соломону все чертежи будущего храма, еще раз называет перед своими старейшинами своим наследником и преемником и в подтверждение воли царя приносятся жертвы. Именно тогда Садок получает помазание в первосвященника. Давид позаботился не только о внешнем устроении храма, но и о внутреннем содержании богослужения в будущем храме, он сделал распоряжения о порядке служения священников и левитов в храме.
Перед своей кончиной Давид еще раз призывает наследника и преподает ему последнее благословение и завещание исполнять волю Божию, исполнять заповеди и предания Моисея. Он дает несколько конкретных советов относительно приближенных лиц: одних Соломон должен был удалить, а других приблизить и возвысить. Давид завещает Соломону изгнать Иоава вследствие того, что Иоав изменнически убил двух почитаемых в народе вождей – Амиссая и Авенира. Давид не стал мстить за это, по всей видимости, из опасения какой-то новой смуты и ради единства народа. Потому что многие поддерживали Иоава и расправа над Иоавом могла в тот момент привести к новому расколу.
Случай не заставил себя долго ждать. После кончины Давида и полноправного воцарения Соломона Иоав оказался возмутителем против нового царя. Адония не оставил своих честолюбивых планов и снова решил овладеть престолом, опять заявляя об этом так же, как и Авессалом. Он просит руки Ависаги, последней наложницы Давида. Наложницей она была номинально. Соломон заявляет своей матери Вирсавии, что Адония тем самым заявляет о своих правах на престол и в этом деле его сторонниками являются Иоав и Авиафар.
«И поклялся царь Соломон Господом, говоря: пусть то и то делает со мною Бог и еще больше сделает, если не на свою душу сказал Адония такое слово; ныне же, – жив Господь, укрепивший меня и посадивший меня на престоле Давида, отца моего, и устроивший мне дом, как говорил Он, – ныне же Адония должен умереть. И послал царь Соломон Ванею, сына Иодаева, который поразил его и он умер. А священнику Авиафару царь сказал: ступай в Анафоф на твое поле; ты достоин смерти, но в настоящее время я не умерщвляю тебя, ибо ты носил ковчег Владыки Господа пред Давидом, отцем моим, и терпел все, что терпел отец мой. И удалил Соломон Авиафара от священства Господня, и исполнилось слово Господа, которое сказал Он о доме Илия в Силоме» (3 Пар.2, 23–27).
Соломон выступил, как братоубийца, дал распоряжение убить Адонию. Однако, это убийство было продиктовано высшими соображениями. Во-первых, Адония должен быть удален от царского дворца по распоряжению самого Давида и Господь никоим образом не высказал своего неблаговоления такому распоряжению Давида. А что касается смертного приговора Адонии, то Адония понес его именно как посягатель против законной власти. Смертную кару Адония заслужил еще своим мятежем при жизни отца. К Авиафару Соломон применил другую меру наказания. Он его удалил от священства Господня, т.е. Авиафар был лишен сана.
Авиафар и не должен был быть первосвященником, а кроме того, Авиафар явился наряду с Адонией государственным преступником. Но уважая священство Авиафара, уважая то, что он служил Ковчегу завета, Соломон не убивает его, тем самым исполняется известный ветхозаветный принцип, в более позднее время в ясной форме провозглашенный пророком Наумом и в дальнейшем, легший в основу канонического права Православной церкви: «Да не отмстиши за едино дважды». Нельзя двумя различными наказаниями наказывать за одну и ту же вину, за один и тот же грех. Авиафар уже понес наказание в том, что был лишен священства. Лишение жизни было бы уже вторым наказанием, а это было бы прегрешением.
«Слух об этом (смерти Адонии и удалении Авиафара) дошел до Иоава, – так как Иоав склонялся на сторону Адонии, а на сторону Соломона не склонялся, – и убежал Иоав в скинию Господню и ухватился за роги жертвенника. И донесли царю Соломону, что Иоав убежал в скинию Господню и что он у жертвенника. И послал Соломон Ванею, сына Иодаева, говоря: пойди, умертви его. И пришел Ванея в скинию Господню и сказал ему: так сказал царь: выходи. И сказал тот: нет, я хочу умереть здесь. Ванея передал это царю, говоря: так сказал Иоав и так отвечал мне. Царь сказал ему: сделай, как он сказал, и умертви его, и похорони его, и сними невинную кровь, пролитую Иоавом, с меня и дома отца моего. Да обратит Господь кровь его на голову его за то, что он убил двух мужей невинных и лучших его: поразил мечем, без ведома отца моего Давида, Авенира, сына Нирова, военачальника Израильского, и Амессая, сына Иеферова, военачальника Иудейского. Да обратится кровь их на голову Иоава и на голову потомства его на веки, а Давиду и потомству его, и дому его и престолу его да будет мир на веки от Господа! И пошел Ванея, сын Иодаев и поразил Иоава и умертвил его, и он был похоронен в доме своем в пустыне. Пост авил царь Соломон Ванею, сына Иодаева, вместо его над войском, а Садока священника поставил царь первосвященником вместо Авиафара» (3Цар. 2:28–35).
Здесь может быть некое смущение относительно того, почему не спасло Иоава то, что он скрывался в скинии у жертвенника. Ведь Закон Моисеев предусматривал даже некие города убийц, т.е. особые поселения, куда бежали убийцы и где их не могли, не имели права преследовать. Все это так, но постановление об убийцах касается лишь невольных убийц, а Иоав был человеком, умышленно совершившим убийство. И поэтому он не имел права такого убежища.
Далее говорится о наказании Соломоном Симея. Второй главой 3-ей книги Царств заканчивается период становления Соломона на царство. И далее главы с 3 по 11 3 книги Царств, а также первые главы 1-ой книги Паралипоменон описывают картины блестящего царства сына Давидова Соломона.
Царствование Соломона. Соломон, заботясь о престиже своей власти, использовал все привычки восточного деспота. Его уже не устраивала та относительная простота нравов, которая царила при дворе его отца. Он сооружает себе огромный дворец, который по роскоши соперничает с Храмом и строительство которого занимает больше времени и стоит он дороже. Чертоги Соломона отделываются драгоценными металлами, камнями, редкими породами дерева. Парадный зал – это полное великолепие: трон из слоновой кости, украшенный золотом, окруженный изваянием львов по числу 12 колен Израилевых.
«Подобно сему не было ни в одном царстве», – говорит священнописатель. По понятиям древности, величина гарема властелина соответствовала его важности, поэтому гарем Соломона был превращен в колонию разноплеменных женщин, обитавших в чудных покоях, специально для этого построенных. То, что было 300 жен и 700 наложниц – это скорее желание показать блеск этого двора. Действительно, можно констатировать факт, что было великое множество женщин, которые окружали Соломона и жили при его дворе. Конечно, все это стоило казне очень дорого.
Царь не жалел средств, он любил показывать приезжим свои богатства, свои золотые щиты, драгоценную посуду, обезьян, павлинов, которых привозили из Офира. Офир – неустановленное место, некоторые считают, что это где-то в Африке. Это та страна, где много золота, обезьян, павлинов. Гарем, безусловно, служил источником соблазна. Жены Соломона исповедывали различные религии. Частично для них, а частично для приезжих, Соломон приказал строить различные святилища, в том числе такой мерзости, как Астарте, Самосу и другим сирийским богам.
Лекция 22Лекция 24
Источник: Ветхий Завет: Курс лекций. / Соколов Н. — М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1995. Ч. 1; 1997. Ч. 2.
Соломон – биография, фото, личная жизнь царя, кольцо, притчи
Биография
Легенда, которая помогает некоторым людям справиться со стрессовыми ситуациями, гласит, что давным-давно жил царь Соломон. Жизнь этого мудрого правителя не была спокойной, поэтому он обратился к придворному философу за советом. Мыслитель рассказал своему повелителю о не имевшем цены волшебном кольце, на котором высечено «Все проходит».
«Когда тебя постигнет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись, и она отрезвит тебя. В этом ты найдешь спасение от страстей!», – говаривал царю мудрец.
Прошло много времени, Соломон усмирял свой гнев с помощью этого драгоценного подарка. Но однажды, взглянув на эту лаконичную надпись, Соломон не успокоился, а наоборот, вышел из себя. И тогда разъяренный царь сорвал кольцо с пальца в надежде выкинуть его подальше в пруд, но заметил, что на обратной стороне украшения написано «И это пройдет».
Кольцо Соломона
Насчет биографии царя Соломона идут споры и по сей день. Одни считают, что сын Давидов жил на самом деле, другие уверены, что мудрый правитель – это библейская фальсификация. Как бы то ни было, Соломон является неотъемлемым персонажем христианской и исламской (Сулейман) религий, который оставил след в культуре: его образ используют в живописных картинах, прозе, стихах, фильмах и мультфильмах.
Происхождение царя Соломона
Соломон родился в 1011 г. до н.э. в Иерусалиме. Единственный источник, указывающий на реальность существования легендарного правителя объединенного Израильского царства, – это Библия. Поэтому подтвердить или опровергнуть то, является ли Соломон исторической личностью, биографы и ученые не могут и по сей день.
Судя по описанию Божьей книги, Соломон является сыном второго царя Израиля Давида. Согласно Новому Завету, мессия из рода Давида по мужской линии – это Иисус Христос.
Портрет Соломона
До восшествия на престол Давид был простым пастухом, при этом показал себя человеком не только добрым и благонадежным, но также сильным и смелым: чтобы защитить своих овец, он мог голыми руками расправиться со львом или медведем.
Родительница Соломона, Вирсавия, приходилась дочерью Елиама и согласно Библии, обладала редкостной внешностью: Давид, прогуливавшийся по своим владениям, увидел купающуюся Вирсавию, и ее красота сразила царя наповал. Поэтому Давид велел доставить понравившуюся девушку, которая в то время считалась женой Урии Хеттеянина – военнослужащего в армии Давида, во дворец. Вирсавия забеременела, и тогда коварный Давид приказал военачальнику Хеттеянина в письме, чтобы супруг его возлюбленной не вернулся с поля боя живым:
«Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер» (Книга Самуила 11:15).
После этого случая Давид обзавелся недоброжелателями, а Нафан (Натан), который значится в Священном Писании как пророк и один из авторов Книги Царств, проклял предводителя, обрекши его будущее на братоубийственные конфликты.
Портрет Соломона
Позже Давид раскаялся в своем вероломном поступке и на коленях вымаливал у Бога прощения. Пророк сказал, что Господь простил пожелавшего смерти другому человеку, однако напомнил:
«…за овечку должны платить вчетверо».
Таким образом, в жизни Давида было много горечи и печали: его младший сын умер, а дочь Фламарь была изнасилованна сыном Амноном (который умер от руки родного брата). В положенный срок у царя родился сын. Назвав отпрыска Соломоном, Давид и Вирсавия предопределили будущее сына, ведь имя Шоломо в переводе с иврита означало «мир» (т.е. «не война»). В действительности, Соломон боялся вооруженных конфликтов, поэтому в годы правления не пользовался многочисленным войском.
Соломон и кольцо
Второе символическое имя Соломона – Иедидиа (переводится как «возлюбленный Бога») – дано ему в честь снисхождения Всевышнего к Давиду, который признал, что совершил один из семи смертных грехов – прелюбодеяние. Вирсавия была благочестивой женщиной, которая всегда оставалась в тени. Возлюбленная предводителя израильского народа не вдавалась в подробности политики, а занималась воспитанием детей.
Начало правления
По легенде, не обращая внимания на то, что Соломон был последним из сыновей Давида, царь хотел сделать младшего отпрыска своим приемником. Но также за власть боролся и старший сын Адония, имея на это право, ведь по древним традициям корона принадлежала ему. Поэтому истинный наследник создал специальный отряд телохранителей во главе с Иоавом и Авиафаром. И, воспользовавшись слабостью родителя, пытался привлечь на свою сторону Нафана, храброго Ванея и царскую гвардию, но не получил поддержи от подданных Давида.
Сон царя Соломона
Давид узнал из уст пророка о действующем заговоре, поэтому успел помазать миром Соломона на царствование, чтобы передать ему нужные для управления страной дары Святого духа. При этом Бог поставил условие самодержцу, чтобы тот никоим образом не уклонялся от служения Всевышнему. Получив обещание, Творец наделил Соломона мудростью и терпением.
Суд царя Соломона
Существует сказание о соломоновом суде, который доказывает разумность правителя. К царю пришли две женщины с просьбою определить, кто приходится истинной матерью ребенка. И тогда Соломон дал жестокий совет: не спорить, а разрубить дитя пополам, чтобы каждой досталось по половине. Одна из прихожанок сказала, что пусть оно так и будет, а другая впала в панику и отчаяние. Таким образом, Соломон разрешил прения и выяснил, кто является истинной родительницей, а кто лишь притворяется.
Иерусалим во времена Соломона
Поэтому узурпаторские попытки Адонии были обречены на фиаско: молодой человек бежал и нашел свое убежище в Скинии. Стоит отметить, что новоявленный царь простил своего брата и приказал помиловать, а вот участь его соратников Иоава и Авиафара была печальна: первый был казнен, а второй отправлен в ссылку. Однако Адонии не удалось избежать сурового наказания, ибо он попытался взять себе в жены Ависагу Сунамитянку, прислужницу царя Давида, попросив Вирсавию ходатайствовать за него перед Соломоном. Но мудрый царь посчитал, что его брат вновь желает заявить свои права на престол и велел казнить Адонию.
Внутренняя и внешняя политика
Избавившись от династического конкурента, Соломон стал полноправным правителем Израиля. Мудрый царь в политических целях взял в жены дочь фараона Шешонка I, так как Египет во все времена считался страной с исключительным плодородием и несметными богатствами (стоит только вспомнить сокровища царицы Клеопатры).
Соломон и царица Савская
Сделав предложение руки и сердца нильской красавице, иудейский правитель получил в придание Тель-Гезер – библейский город в Израиле (при Тутмосе III страна была зависима от египетских правителей, поэтому город принажал египтянам). Также большую часть денег царь получал за счет торгового пути Via Regia («Царская дорога»), который начинался из Египта и протягивался до Дамаска.
Храм царя Соломона в Иерусалиме
Также известно, что Соломон поддерживал дружественные отношения с финикийским царем Хирамом I Великим. Когда сын Давида стал полноправным правителем, он начал исполнять завещание, оставленное отцом, и принялся за строительство храма. Поэтому Соломон попросил содействия у Хирама, который обладал несметными богатствами, таким образом, правители заключили между собой союз.
Финикийский царь прислал Соломону кедр, кипарис, золото, а также строителей, а взамен получил оливковое масло и пшеничное зерно. Однако строительство храма оставило Соломона в долгу, поэтому предводитель иудейского народа отдал Хираму часть южных земель.
Фреска «Соломон и царица Савская»
Помимо прочего, существует сказание о царице Савской, которая, узнав о мудрости правителя Израильского царства, решила испытать Соломона загадками. Поговаривают, что после визита царицы Израиль стал процветающей и богатой золотом страной:
«И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценных камней» (3-Цар. 10:2—10).
Стоит отметить, что этот библейский сюжет в дальнейшем стал подоплекой для создания легенд и преданий. Некоторые сочинители украсили эту историю любовной связью Соломона с его нежданной гостьей из Сабеи, но в священной книге о «неделовых» отношениях царицы Савской и сына Давида умалчивалось. Известно, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц.
Конец правления и смерть
Примечательно, что царь был мудрым политиком, во времена своего правления он умудрился покончить с голодом, а также зарыть топор войны между евреями и египтянами. В Библии говорится, что любимая жена Соломона была инаковерующей чужестранкой. Поэтому хитрая женщина уговорила возлюбленного построить языческий алтарь, что и стало яблоком раздора между Всевышним и правителем.
Соломон в старости
За это разгневавшийся Бог пообещал самодержцу, что после его царствования на Израиль обрушатся несчастья. Но и незадолго до смерти Соломона в стране все было не безоблачно: из-за строительных проектов опустела царская казна, к тому же начались восстания эдомитян и арамеян (покоренные народы).
Талмуд гласит, что Соломон прожил 52 года. Царь умер в тот момент, когда наблюдал за строительством нового алтаря. Чтобы исключить летаргический сон, тело предводителя долгое время не предавали земле.
Библия и мифология
Согласно древним легендам, после всемирного потопа, погубившего высокоразвитое государство Атлантиду, человеческую цивилизацию пришлось выстраивать заново. По мере развития нового общества люди находили останки прошлой культуры, среди которых были также и технологические достижения.
Полученные знания и артефакты дорого оценивались, поскольку они способствовали прогрессивному развитию тех государств, которые их приобретали. Вследствие этого возникла потребность передавать их таким образом, чтобы все знания оставались втайне от простых, не приближенных к управлению государством людей.
Трактат «Ключи Соломона»
Поэтому среди правителей был принят запрет о письменной фиксации знаний, всю информацию передавали из уст в уста. Царь Соломон был первым предводителем, который зафиксировал все накопленные эзотерические знания из разных традиций в письменном виде. Из известных трудов царя до нас дошел его трактат «Ключи Соломона». «Малый ключ» состоит из пяти разделов, один из них, «Гоэтия», описывает 72 демонов, которых в нынешней науке принято считать человеческими гормонами.
Эти бумаги приобрели популярность за счет оригинального способа чтения информации – для удобства восприятия некоторая часть сведений в рукописи прорисована схемами и знаками. Среди этих рисунков большое значение имеют «Соломонов круг» (представляет собой модель планеты Земля и раньше использовался в гадании) и «Звезда Соломона» (основана на индийском учении о чакрах, используется в амулетах). Также считается, что Соломон стал автором «Книги Екклесиаста», «Песни песней Соломона», «Книги Притчей Соломоновых».
Образ в культуре
- 1614 – Рубенс, картина «Суд Соломона»
- 1748 – Гендель, оратория «Соломон»
- 1862 – Гуно, опера «Царица Савская»
- 1908 – Куприн Александр, повесть «Суламифь»
- 1959 – Кинг Видор, драма «Соломон и царица Савская»
- 1995 – Ричард Рич, мультфильм «Соломон»
- 1995 – Роберт Янг, драма «Соломон и царица Савская»
- 1997 – Роджер Янг, документальный фильм «Царь Соломон. Мудрейший из мудрых»
- 1998 – Рольф Бейер, роман «Царь Соломон»
- 2012 – Владлен Барбэ, мультфильм «Печать царя Соломона»
Действительно ли существовали царь Давид и царь Соломон?
Мэтью Райт
РЕЛИГИЯ
Мэтью Райт
РЕЛИГИЯ
Шокирующие факты отвечают на этот вопрос, а также на то, был ли Давид успешным царем-воином, а Соломон построил свой легендарный храм и дворец.
Исторические свидетельства показывают, что легендарные цари Израиля, Давид и Соломон, действительно существовали.
Это первые два легендарных царя Израиля: Давид, в юности победивший филистимского великана Голиафа одним камнем из своей пращи, и Соломон, одаренный потусторонней мудростью и богатством. (Хорошо, до них был один царь, Саул, но Бог уже планировал его замену, когда Саул покончил жизнь самоубийством после того, как филистимляне убили его сыновей.)
Город Давида, считающийся первоначальным местом расположения Иерусалима, теперь называется Вади-Хильве, преимущественно палестинским районом.
«Действительные размеры «империи» Давида являются предметом горячих споров», — пишут Исраэль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман в «Найденная Библия: новый взгляд археологов на Древний Израиль и происхождение его священных текстов» . «Раскопки в Иерусалиме не смогли найти доказательств того, что это был великий город во времена Давида или Соломона. И памятники, приписываемые Соломону, сейчас наиболее правдоподобно связаны с другими царями. Таким образом, пересмотр доказательств имеет огромные последствия».
«Осколок монумента потряс весь мир библейских ученых и стал самым древним доказательством существования библейского патриарха, а именно легендарного царя Давида».
Мы видели, что первые книги Ветхого Завета, еврейская Тора, искажали факты: не было массового Исхода из Египта . Не было завоевания Ханаана богоизбранным народом. А как насчет Давида и Соломона — они тоже миф?
Культовая статуя Давида Микеланджело
Царь Давид: какие доказательства его существования?
«Давид и Соломон являются такими центральными религиозными символами как в иудаизме, так и в христианстве, что недавние утверждения радикальных библейских критиков о том, что царь Давид «не более историческая фигура, чем король Артур», были встречены во многих религиозных и научных кругах с возмущением. и презрение», — пишут Финкельштейн и Зильберман.
Поначалу все выглядело не очень хорошо: «при всем сообщаемом богатстве и могуществе ни Давид, ни Соломон не упоминаются ни в одном известном египетском или месопотамском тексте», — продолжают авторы.
Был ли царь Давид, который еще мальчишкой одним ударом убил великана Голиафа, всего лишь мифом? Давид и Голиаф Осмар Шиндлер, 1888
Но часто достаточно одного-единственного археологического артефакта, чтобы революционизировать нашу версию истории. Мы постоянно наблюдаем это в Египте, где клочок папируса или гравюра на статуе полностью меняет наше представление о правлении фараона.
И это был осколок монумента, который потряс весь мир библейских ученых и предоставил древнейшее доказательство существования библейского патриарха, а именно легендарного царя Давида.
Давид держит голову великана Голиафа.
В 1993 году на месте Тель-Дан на севере Израиля археологи обнаружили фрагмент монумента из черного базальта, который датируется примерно 835 годом до нашей эры. Хотя в нем говорится об ужасающем поражении Израиля и Иудеи (которые в то время были отдельными царствами) Азаилом, царем Дамаска, среди его хвастовства он упоминает Дом Давида.
На стеле Тель-Дан, датируемой 835 г. до н. э., упоминается победа над Домом Давида, что делает ее древнейшим доказательством существования библейского патриарха.
Это означает, что династия Давида «была известна во всем регионе; это ясно подтверждает библейское описание иудейских царей в Иерусалиме», — пишут Финкельштейн и Зильберман.
Дэвид на самом деле не был лучшим парнем. Как описано в Библии, он влюбился в чужую жену и отправил его на передовую сражаться на смерть.
Но был ли Давид царем-воином?
В то время как библейские буквалисты могут быть довольны, обнаружив доказательства того, что царь Давид когда-то жил и правил в Леванте, они наверняка будут разочарованы тем, что он никак не мог начать какую-либо военную кампанию.
«Нет абсолютно никаких археологических указаний на богатство, людские ресурсы и уровень организации, которые потребуются для поддержки крупных армий — даже на короткое время — в полевых условиях», — утверждают Финкельштейн и Зильберман.
Следующее, что вы знаете, они скажут, что Давид на самом деле не убил гигантского героя филистимской армии одним выстрелом из пращи.
Цветной эскиз Эдварда Пойнтера к его картине 1890 года Визит царицы Савской к царю Соломону
Царь Соломон: действительно ли он был мастером-строителем?
Соломон, сын Давида, которому Бог дал «безмерную мудрость и понимание», как говорят, заказал множество строительных проектов, в том числе великолепный храм ЯХВЕ и близлежащий дворец. В Ветхом Завете, а также в разделе Невиим еврейской Библии он описывается как укрепляющий Иерусалим, наряду с важными провинциальными городами Хацор, Мегиддо и Гезер.
Древний Иерусалим с храмом Соломона в центре (примечание: вероятно, не в масштабе)
Итак, у некоторых археологов и библеистов просто закружилась голова при открытии похожих шестикамерных ворот в Хацоре, Мегиддо и Гезере. Несомненно, это был знак знаменитых общественных работ Соломона!
Если это действительно так, то интересно, почему в Иерусалиме, столице Соломона, нет таких ворот?
Когда-то считалось, что шестикамерные ворота в Гезере были построены Соломоном, но на самом деле они были построены спустя десятилетия после его правления.
Оказывается, повторный анализ археологических стилей и керамики показал, что они датируются началом IX века до н.э. Проблема с этим? Прошло несколько десятилетий после смерти Соломона.
Храм Соломона в Иерусалиме — хотя он, вероятно, не был таким грандиозным, как его изображают.
Просители пришли к Соломону за его судом. По сути, он был судьей Джуди своего времени.
Говорят, что у Соломона было волшебное кольцо, которое позволяло ему управлять демонами и джиннами.
Mythic Kings как пропаганда
«Материальная культура горцев во времена Давида оставалась простой», — пишут Финкельштейн и Зильберман. «Земля была преимущественно сельской — без каких-либо следов широко распространенной грамотности, которая была бы необходима для функционирования настоящей монархии». Иерусалим был не более чем типичной высокогорной деревней. В окрестностях проживало всего около 5000 человек.
Археологические остатки дворца царя Давида показывают, что в то время Иерусалим был относительно небольшим городом.
И хотя деяния царя Давида были возвеличены, он, должно быть, был талантливым правителем, объединившим свою область воедино. «Такое маленькое и изолированное общество, как это, должно было хранить память о таком выдающемся лидере, как Давид, поскольку его потомки продолжали править в Иерусалиме в течение следующих четырехсот лет», — говорят авторы.
Ко времени написания этих историй из Ветхого Завета, в 7 веке до н. э., Иерусалим превратился в относительно большой город, во главе которого стоял Храм Бога Израиля, с внушительной армией и административной бюрократией.
Рассказы о могущественном царе Давиде стали хорошей пропагандой во времена Иосии. Давид и Голиаф Тициан, около 1544 г.
Бог дает Соломону его знаменитую мудрость.
Создание репутации легендарных королей прошлого служило нынешнему правителю Иосии. Этот полезный фрагмент пропаганды представил Иосию как наследника Давида, человека, который, как говорят, завоевал Землю Обетованную и основал империю. По словам Финкельштейна и Зильбермана, это помогло укрепить поддержку «видения Иосии национального возрождения, которое стремилось объединить разрозненных, уставших от войны людей, чтобы доказать им, что они пережили волнующую историю при прямом вмешательстве Бога». «Славный эпос объединенной монархии был — подобно рассказам о патриархах и сагам об Исходе и завоевании — блестящей композицией, которая сплела воедино древние героические рассказы и легенды в последовательное и убедительное пророчество для народа Израиля в седьмом веке. век до нашей эры».
Если для этого им пришлось сфальсифицировать правду, пусть будет так. – Уолли
ДРУГИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОСТЫ
Метки: Библия, религия, христианство, иудаизм, царь Давид, царь Соломон
Давид готовит Соломона к смене царя (1 Царств 1; 1 Паралипоменон 22) | Библейский комментарий
Давид готовит Соломона к тому, чтобы он сменил его на посту царя (3 Царств 1; 1 Паралипоменон 22)
Библейский комментарий
/
Исполнитель: TOW Project
Поскольку Давид пролил так много крови как царь, Бог решил не позволить ему построить дом для Господа. Вместо этого это задание было поручено сыну Давида, Соломону (1 Паралипоменон 22:7-10). Итак, Давид согласился, что его последней задачей было обучить Соломона царской должности (1 Пар. 22:1-16) и окружить его способной командой (1 Пар. 22:17-29). Давид предоставил обширные запасы материалов для строительства Божьего храма в Иерусалиме, говоря: «Сын мой Соломон молод и неопытен, и дом, который должен быть построен для Господа, должен быть чрезвычайно величественным» (1 Паралипоменон 22:5). ). Он публично передал власть Соломону и убедился, что лидеры Израиля признали Соломона новым царем и были готовы помочь ему добиться успеха.
Дэвид понял, что лидерство — это ответственность, которая длится дольше собственной карьеры. В большинстве случаев ваша работа продолжится после того, как вы перейдете на другую работу (будь то продвижение по службе, выход на пенсию или переход на другую работу). Вы обязаны создать условия, необходимые вашему преемнику для достижения успеха. В подготовке Давида к Соломону мы видим три элемента планирования преемственности. Во-первых, вам нужно предоставить ресурсы, необходимые вашему преемнику для выполнения задач, которые вы оставили незавершенными. Если вы добились хотя бы умеренного успеха, вы научились собирать ресурсы, необходимые в вашем положении. Часто это зависит от отношений, которые ваш преемник не унаследует сразу. Например, успех может зависеть от помощи людей, которые не работают в вашем отделе, но готовы помочь вам в вашей работе. Вы должны убедиться, что ваш преемник знает, кто эти люди, и вы должны получить от них обязательство продолжать помогать после того, как вы уйдете. Давид нанял «всех ремесленников», с которыми у него сложились отношения, для работы на Соломона после его ухода (1 Паралипоменон 22:15).
Во-вторых, вам нужно поделиться своими знаниями и отношениями с тем, кто придет вам на смену. Во многих ситуациях это достигается путем привлечения вашего преемника к работе вместе с вами задолго до вашего ухода. Давид начал включать Соломона в руководящие структуры и ритуалы царства незадолго до смерти Давида, хотя кажется, что он мог бы сделать это гораздо лучше, если бы начал раньше (3 Царств 1:28-40). В других случаях вы можете не играть никакой роли в назначении своего преемника, и у вас может не быть никакого пересечения с ним или с ней. В этом случае вам нужно будет передать информацию в письменном виде и через тех, кто останется в организации. Что вы можете сделать, чтобы подготовить дело и вашего преемника к процветанию во славу Божью после вашего ухода?
В-третьих, вам нужно решительно передать власть тому, кто займет эту должность. Независимо от того, выбираете ли вы своего собственного преемника или другие принимают это решение без вашего участия, у вас все еще есть выбор, признавать ли публично переход и окончательно передать полномочия, которыми вы ранее обладали. Ваши слова и действия принесут либо благословение, либо проклятие вашему преемнику. Недавним примером являются манипуляции, которые Владимир Путин предпринял для сохранения власти после того, как ограничения сроков полномочий не позволили ему баллотироваться на третий срок подряд в качестве президента России. Он организовал передачу части президентских полномочий премьер-министру, а затем использовал свое влияние, чтобы добиться избрания бывшего подчиненного президентом, который сразу после этого назначил Путина премьер-министром.[1] После одного срока на посту премьер-министра Путин легко снова стал президентом по приглашению действующего президента, который ушел в отставку.[2] В результате концентрация власти в руках Путина не ослабевает на протяжении десятилетий, что и призваны предотвратить ограничения срока полномочий, вполне возможно, в ущерб России и ее соседям.