Деревянное зодчество что такое: ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО • Большая российская энциклопедия
Содержание
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО • Большая российская энциклопедия
ДЕРЕВЯ́ННОЕ ЗО́ДЧЕСТВО, область архитектуры, обладающая худож. спецификой, которая определяется характером материала (древесины) и строит. приёмами. Дерево является прекрасным строит. материалом благодаря сочетанию прочности, лёгкости, низкой теплопроводности, удобства обработки. Выразительность Д. з. достигается простыми геометрич. формами (в основе которых лежит модуль, равный длине бревна), естеств. фактурой и текстурой дерева, декоративной резьбой и росписью. Издавна сложились 2 конструктивные системы дерев. построек – срубная и каркасная (почти без изменений дошли до нашего времени).
Срубная конструкция образуется горизонтально уложенными брёвнами (венец). Длинные жерди-слеги, образующие основу крыши, опираются на уступы бревенчатых фронтонов – «самцов», продолжающих торцовые стены сруба. Самцовую крышу венчает охлупень (бревно с жёлобом). Срубные жилища распространены в России, Белоруссии, Украине, Прибалтике, Австрии, Германии, Польше, Румынии, Чехии, Словакии, Сербии, Сканд. странах, горных районах Италии и Швейцарии. Сруб (или клеть) лежит в основе жилого дома в России (см. Изба). На Руси система клетей и повалуш (помещение для семьи и приёма гостей, самая высокая часть дома, подчёркивалось очертаниями кровли), соединённых сенями и переходами, носила назв. «хоромы» (дворец Алексея Михайловича в с. Коломенское под Москвой, состоявший из семи хором, связанных переходами; 1667–68, зодчие Семён Петров, Иван Михайлов; перестроен в 1681 Саввой Дементьевым; разобран в 1768).
В каркасных домах столбы вместе с горизонтальными тягами-ригелями образуют раму (её прочность иногда усилена дополнит. связями-раскосами или диафрагмами), которая заполняется деревом (мачтовые и рамно-дощатые конструкции) или др. материалами (глиной, камнем, кирпичом в т. н. фахверковых домах, распространённых в странах Европы: в Австрии, Дании, Германии, Швейцарии и др.). Простейшие дома каркасного типа встречаются в странах Африки, Юго-Вост. Азии, Америки, Океании. Каркасная конструкция допускает известную свободу композиции, возможность образования больших световых проёмов. В Китае наряду с 2-комнатными и 3-комнатными домами создавались большие комплексы дворцовых каркасных зданий (7–12 вв.). Мощные столбы, резные и расписные кронштейны – «доугуны» и массивные изогнутые крыши создают впечатление нарядности сооружений. Япон. жилые дома очень лёгкие, асимметричные в плане и видоизменяются с перестановкой внутр. перегородок. Великолепным памятником япон. каркасных сооружений стал летний имп. дворец Кацура (1620-е гг.) близ Киото.
Древнейшие дерев. культовые сооружения известны в осн. лишь по письм. источникам. В г. Нара (Япония) сохранились пагода, восходящая к 7 в. (в буддийском мон. Хорюдзи), и здание зала Дайбуцудэн (752; восстановлено в кон. 17 – нач. 18 вв.; буддийский мон. Тодайдзи). Постройки храмового комплекса синто в Исе (Япония) с 7 в. регулярно проходят цикл ритуального обновления с точным воспроизведением на соседнем участке.
Ставкирка в Боргунне, Норвегия. Ок. 1150.
Особое место среди дерев. построек занимают швед. церкви и звонницы в виде сруба на поставленных вплотную столбах (ц. Санта-Мария-Минор в Лунде, 12–13 вв.; звонница на о. Фрёсён на оз. Стуршён). В Скандинавии сложился тип храма (ставкирка – столбовая, или мачтовая, церковь) с двойным каркасом – внутренним (из столбов, соединённых арками и крестовинами) и наружным (со стенами из дерев. вертикальных пластин, закреплённых в раме). Внутр. пространство ставкирок раскрыто на всю высоту здания (до скатов крыши, опирающейся на сложную систему стропил), что придаёт ему монументальность (ставкирка в Боргунне, Норвегия, ок. 1150).
Деревянное зодчество. Успенская церковь в Кондопоге. 1774.
Наиболее ранние культовые памятники на территории России датируются 15–18 вв. Простейшим типом были «клетские» 1-срубные храмы с 2-скатной крышей (увенчанной маковкой с крестом) и пристройками (алтарь, трапезная, притвор), напр. ц. Воскрешения Лазаря из Муромского мон. (15 в., ныне в Кижах). Разнообразны шатровые храмы (Никольская ц. в с. Лявля Архангельской обл., 1587). С кон. 17 в. создавались композиции с несколькими шатрами (Успенский собор в г. Кемь, 1714–17; церковь в с. Ненокса Архангельской обл., 1727) и типа восьмерик на четверике, к которым присоединялись протяжённые объёмы трапезных (Успенская ц. в Кондопоге, Карелия, 1774). Характерны также 5-главые кубоватые покрытия: храмы из с. Кушерека (1669; ныне Музей деревянного зодчества «Малые Карелы»), в сёлах Подпорожье (1757) и Турчасово (1786) Архангельской обл. Особенно сложны многоглавые храмы погоста Кижи. Для памятников Польши (костёлы в Дембно и Грывальде, оба – 2-я пол. 15 в., в Рабке, 1606, Поврожнике, ок. 1643), Румынии (церковь в Филду-де-Сус, 2-я пол. 17 в.), Чехии (церкви в Бодружале, 1658, и Гронсеке, 1725–26) характерно сочетание специфики Д. з. с искусной интерпретацией стилей каменной архитектуры (готики, барокко, классицизма).
Деревянное зодчество. Типовой проект сельской школы. Россия. 1870-е гг.
До 17 в. большое значение имели дерев. оборонные сооружения – остроги. Они состояли из срубных крепостных стен с открытым ходом поверху, защищённым бревенчатым парапетом – «заборалом», и монументальных суровых башен, завершённых невысокими шатрами (сохранились остатки Якутской крепости-острога, 1683, Братского и Илимского острогов в Сибири; оба 17 в.). В кон. 19 – нач. 20 вв. мн. архитекторы обращались к формам и декору народного Д. з. при постройке выставочных павильонов, дач, ж.-д. станций. Попытки вернуться к нац. образцам Д. з. определили архит. стилизации И. П. Ропета и программу «русского стиля», положив начало т. н. гор. фольклору в жилом строительстве (Погодинская изба на Девичьем поле в Москве, 1850-е гг., Н. В. Никитин, и др.), распространившемуся также в рос. деревне. В сов. период дерев. павильоны, в т. ч. в стилистике авангарда, были сооружены на первой Всерос. с.-х. и кустарно-пром. выставке 1923 в Москве (павильон «Махорка» К. С. Мельникова и др.).
В 20 в. улучшение качеств древесины (антисептирование, прессование и др.), применение спец. клеёв для соединения дерев. элементов позволили создавать конструкции любого формата и формы, дали ещё больше возможностей для использования дерева в совр. архитектуре. Новые формообразоват. возможности в области Д. з. были продемонстрированы в проектах фин. арх. А. Аалто. Малоэтажные жилые дома из сборных дерев. каркасов и панелей заводского изготовления распространены в США, Норвегии, Финляндии, Швейцарии и районах Крайнего Севера РФ. См. также Деревянные конструкции.
Деревянное зодчество Древней Руси и России
Деревянное зодчество Древней Руси и России — это народная архитектура, «единственным материалом которой было дерево, а единственным орудием возведения был топор» (Я.В. Малков). Она выражает мировосприятие русского народа, его вкусы и образ жизни.
Строения из дерева c древних времён до нас не дошли. Но так как навыки и принципы строительства сохранялись из поколения в поколение, мы можем судить о них по постройкам более позднего времени, сохранившимся изображениям и описаниям в письменных источниках.
Содержание
8 характеристик русского деревянного зодчества
- Бережное отношение к окружающей среде.
- Единственность строительного материала.
- Следование традиционным способам и приёмам возведения построек.
- Взаимосвязь дерева с мироощущением и потребностями человека.
- Сочетание эффективного, логичного и творческого использования природных форм дерева в сооружении.
- Слияние практичности и красоты.
- Способность постройки длительно выполнять требуемые функции в определённых условиях.
- Возможность разборки и перевозки.
Отношение к дереву русских зодчих
Не каждое дерево могло стать строительным материалом. Кроме породы леса, времени и способа заготовки строители-«древодели» обращали внимание на все естественные конструктивные, эстетические качества дерева и на его мифологическое значение.
Например, конструктивная деталь безгвоздевой крестьянской крыши — «курица». В.И.Даль дает точное функциональное определение: «курица в значении крюка, кокоры на кровлю». Делали их из тонкоствольной ели, крюк (окручье) вытесывали из её корневища. Кроме практической, она выполняла декоративную функцию и оберегательную. Мифологически ель относится к миру предков, а живущие обращались к предкам с просьбой о защите. (Кликайте на картинку для увеличения изображения)
Крестьянская изба. Источник https://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/382.html
Конструктивная деталь безгвоздевой крыши «курица». Источник https://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/382.html
Фрагмент кровли с «курицами». Источник: https://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/382.html
Это же можно говорить в отношении повала сруба, который увеличивает свес крыши и защищает стены от осадков, подчёркивая в то же время красоту и выразительность завершения бревенчатых стен. Консольные выпуски брёвен, несущие крыльца, гульбища, балконы и другие детали украшали символами магического узорочья.
Навесное крыльцо Кондопожской церкви. (Источник: https://obiskusstve.com/325211882298018379/russkoe-derevyannoe-zodchestvo/)
Повал (Источник: «Популярная художественная энциклопедия. » Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.)
Декоративный консольный выпуск брёвен. (Источник: https://kelohouse.ru/dekor-doma15.html)
Примыкание бочки апсиды к восточной стене центрального четверика Кондогопской церкви (Источник: https://obiskusstve.com/325211882298018379/russkoe-derevyannoe-zodchestvo/)
Русские зодчие всё конструктивно-функциональное делали одновременно архитектурно-художественным. К дереву относились как к материалу творчества.
Как создавались неповторимые памятники деревянного зодчества
Традиционные архитектурно-конструктивные приёмы деревянного зодчества Руси выработаны и отточены веками. Из сочетания многократно повторяющихся форм создаётся разнообразие и неповторимость построек. Живописные силуэты зданий, удивительно гармонирующих друг с другом и окружающим ландшафтом, складывались в замечательные архитектурные ансамбли.
Церковь Артимия Праведного, Пинежский район,рисунки П. Фефилова. (Источник: http://cultnord.ru/Kultovaja_derevjannaja_arhitektura.html)
Ансамбль села Ненокса. Никольская церковь 1725-1764 гг., колокольня (реставрация 1989 г.), Троицкая церковь 1725-1764 гг. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007277/)
Ансамбль погоста Ракула. Реконструкция Ю.С. Ушакова (ИСточник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007277/)
Многие постройки очень похожи, но двух совершенно одинаковых не найти.
История деревянного зодчества Древней Руси
История и судьба всей русской традиционной культуры и деревянного зодчества в том числе сложна и трагична.
Как повлияли петровские реформы на русское деревянное зодчество
На рубеже XVII-XVIII веков в России Пётр I в корне менял весь уклад жизни, обычаи и вкусы высшего сословия. Агрессивно насаждались ценности западноевропейской культуры. Основным строительным материалом становится камень.
Изменение образа жизни, стремление угодить власть имущим привело к тому, что старинные деревянные храмы переделывали, меняли их внешний вид и внутреннее убранство. Бревенчатые стены древних построек обшивали и красили, тесовые и лемеховые кровли заменяли железными, шатровые крыши колоколен превращали в шпили. Неузнаваемыми становились интерьеры. Крестьяне в центральной части российских земель продолжали строить из дерева, но архитектура упрощалась, а навыки терялись.
Когда начали изучать памятники деревянного зодчества Руси
Свободные земледельцы и ремесленники Севера и Сибири поддерживали и развивали традиции работы с деревом до XIX века. В богатых строевыми лесами землях создавались архитектурные шедевры. Главным заповедником деревянного зодчества стали обширные земли бассейна Онежского озера и Белого моря, рек Сухоны, Онеги, Северной Двины, Вычегды, Пинеги, Мезени.
Во второй половине XIX века просвещенные представители российского общества, архитекторы и искусствоведы пробуждают интерес к народной культуре и русским древностям. Они делают обмеры и зарисовки старинных деревянных построек, начинают постепенно возрождать самобытность деревянного зодчества. В начале XX-го века были первые попытки реставрации деревянных храмов русского севера.
Русское деревянное зодчество в советский период
Большевики, придя к власти, закрывали церкви, устраивали в них склады и клубы. Деревянная постройка требует присмотра, ухода и периодического ремонта. Прогнившие кровли, нижние венцы срубов, пожары привели к тому, что к началу XXI-го века подавляющее большинство памятников деревянного зодчества разрушилось и продолжает разрушаться.
Но, всё-таки, архитекторы-реставраторы второй половины XX-го века, из коих следует отметить, прежде всего, А.В.Ополовникова, тщательно исследовали многие шедевры, выполнили проекты их реставрации. Для реставрации и поддержания построек создали музеи, научно-реставрационные проектные и производственные мастерские, институты, издали книги по деревянному зодчеству.
Деревянное зодчество Руси в настоящее время
Развал Советского Союза, перестройка и реформы экономики резко ухудшили положение в деле сохранения памятников деревянного зодчества. Из-за недостаточного государственного финансирования снизилось качество реставрационных работ. Например, выстроенные без гвоздей церкви реставрируют с использованием металлических гвоздей (читайте на дзен канале Архитектура «Кижи без гвоздя: правда ли это?).
До настоящего времени коррупция и законы тормозят развитие реставрационного дела и способствуют уничтожению памятников. Ценнейшее культурное наследие находится в зоне риска исчезновения. В статье «Почему в России гибнут старинные города» разбираются причины такого удручающего положения.
Развитие деревянного зодчества Древней Руси и России
Воссоздать основные этапы развития деревянного зодчества Древней Руси можно, если сохранившиеся образцы сопоставить с изображениями и описаниями в исторических документах.
Мы мало знаем о древних языческих храмах славянских племён. В начале ХХ века польский архитектор Казимир Молковский по описаниям немецких путешественников реконструировал храмы поморских славян Х века — контыны. Русский исследователь народной архитектуры М. В. Красовский пришёл к выводу, что эти реконструкции в общих чертах весьма близки к истине.
План храмов простой и соответствует плану жилой избы: прямоугольник, разделённый на 2 части. Материалом для строительства служили колоссальные бревна, отесанные на четыре канта, и такие же доски. Стены рубились в углах «с остатком» и, для поддержания широких свесов кровель, устраивались «повалы». Вокруг капища (храма), приблизительно на 1/3 высоты его стен, делали дополнительную кровлю. Для чего это надо было и что находилось внутри помещения, читайте в статье «Ведические храмы древних славян«. (Кликайте на картинку для просмотра.)
Контына. Реконструкция по Мокловскому. (М. В. Красовский, «Курс истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество»)
План языческого (ведического) храма по Мокловскому. (Moklowski К. Sztuka ludowa w Polsce. Lwow : 1903)
Бесценные сведения о более древнем периоде развития деревянной архитектуры дают нам письменные документы с описаниями городов, церквей, теремов и мостов.
Введенский тихвинский девичий монастырь на плане Тихвинского посада, составленного в 1678 г. Иваном Зелениным и Петром Евстафьевым
Торжок. Изображение города в книге «Записки о Московии» (1549 г) Герберштейна, дипломата Римской империи на Руси.
Улицы Москвы (1656 г). Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. — С. 212.
Авторы источников отмечают, что русские плотники строили «по старине», «как водится». О верности народных мастеров традициям деревянного зодчества говорят сохранившиеся постройки крестьянских изб и усадеб, формы утраченной Кондопожской церкви (1774 год), конструкции церкви Преображения в Кижах (1694—1714 ) и другие. (Для увеличения изображения кликайте на картинку)
Успенская церковь и колокольня в начале XX века (Кондопога). Автор: неизвестен — http://www.kondopoga.ru/2563-istoriya-uspenskogo-pravoslavnogo-prihoda-v-g-kondopoge.html, Общественное достояние, https://commons.wikimedia. org/w/index.php?curid=71673040
Церковь Преображения Господня в Кижах. Автор: User:MatthiasKabel — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=4049308
Изба (Вологодская обл., XVIII в.): а — общий вид, б — план жилого этажа; 1 — сарай. 2 — сени, 3 — изба, 4 — клетьИсточник: http://mebel.townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st027.shtml
Деревянное зодчество Древней Руси прошло огромный путь — от примитивного сруба до грандиозных хором дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском. Оно выработало настолько совершенные приемы композиции и структуры зданий, что они не требуют замены их новыми.
Кроме жилых домов и храмов из дерева строили мосты и фортификационные сооружения. Археологические раскопки в Новгороде обнаружили деревянные водопроводы и мостовые. Интересно, что улицы в Новгороде мостили уже в Х веке. А это на 2 века раньше, чем в Париже, и на 5 веков раньше, чем в Лондоне.
Основная форма деревянной постройки
Начальной формой деревянной постройки являлся сруб.
Если в плане сруб был в виде четырехугольника, то его называли «четверик».
Сруб в виде шести- или восьмиугольника — «шестерик» или «восьмерик» соответственно.
Горизонтальные ряды брёвен — это «венцы».
Строение любой высоты с квадратным планом называлось клетью.
Ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.
Восьмирик на четверике (фото: https://arzamas.academy/)
Что такое горница, хоромы, изба
Если клеть предназначалась для жилья и в ней была печь, то она именовалась «избою» или «истопкою». Помещение над нижней клетью называли «горницею». Нижние клети чаще всего использовали для хозяйственных целей. Как выглядело жилище русского крестьянина описано в статье Устройство русской избы внутри и снаружи.
Изображение сруба-клети на плане Тихвинского посада, составленного в 1678 г. Иваном Зелениным и Петром Евстафьевым
Несколько клетей, стоящих рядом и связанных в одно целое, назывались, в зависимости от их числа, «двойней», «тройней» и т. д., или «хороминой». Так же называли совокупность клетей, поставленных одна на другую. Хоромина, конечно, появилась впоследствии, а первоначально древние довольствовались одною клетью.
Клетский верх и крещатые бочки
«Верхом» в древности называли любое завершение постройки. Наиболее простым был «клетский» верх — простая двускатная крыша на клети. Большие хоромы могли иметь шатровый верх в виде высокой четырёх- или восьмигранной пирамиды (№ 1 на нижнем рисунке Коломенского дворца).
Довольно сложной в работе была «бочка» — двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями и острым гребнем (№ 3).
Делали еще и «крещатую бочку» — две пересекающиеся простые бочки (№ 2).
Затейливым был «кубоватый верх», напоминающий массивную четырехгранную луковицу (№ 4).
Деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском. Строители: Семен Петров, Иван Михайлов, Савва Дементьев. 1667-1668; 1681. Старинный рисунок. Источник: http://istoriya-iskusstva.ru/russkaya-arhitektura-xvii-veka/
Чем крыли крыши в Древней Руси
Крышу деревянных строений крыли соломой, увязанной в снопы (пучки). Их укладывали вдоль ската кровли и прижимали жердями.
Расщепляли осиновые поленья на дощечки (гонт, дранку) и, словно чешуей, укрывали строение в несколько слоев.
Делали дерновые крыши, когда покрытием служил перевёрнутый корнями кверху слой почвы с травой, уложенный на бересту.
Самым же дорогим покрытием считался «тёс» — обтёсанные доски.
Почему говорят «
срубить избу»
Особенностью древнерусского зодчества было то, что при строительстве в качестве инструмента использовались только топоры. Пилы применялись только при внутренних работах, потому что она при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для впитывания воды. Топор же сминает волокна, как бы запечатывает торцы бревен и они дольше служат.
Поэтому до сих пор в ходу выражение «срубить избу». И гвозди не использовали, а применяли деревянные костыли — «шканты».
Кто такие «древодели» и как их готовили в Древней Руси
Возведением сельских домов и хозяйственных построек занимались сами жители деревни. Секреты плотницкого дела передавались от отцов и дедов подрастающему поколению. Мальчики в 10 лет уже активно помогали в строительстве.
За храмы, дворцы, крепости брались плотницкие артели. Под руководством наиболее талантливого и опытного мастера деревянных дел — ДРЕВО-ДЕЛя — наряду с рядовыми были и ученики. Обучение в процессе строительства обеспечивало преемственность плотницкого дела. Артели переходили по стране с места на место и выполняли заказы.
Быстрота, с которой плотники могли возводить то или иное сооружение, была поистине сказочной. Например, немногим более чем за четыре месяца в 1339 году вокруг Москвы возвели мощные стены. Эта удивительное качество нашло отражение во всем известных русских сказках, в которых за ночь строились дворцы, мосты или хоромы.
Деревянные христианские храмы Древней Руси
После принятия христианства в 988 году стали строить православные храмы.
Самый простой тип храма
Самые простые деревянные храмы относились к клетскому типу построек. Они представляли собой комбинацию из нескольких срубов, минимум трех. Срубы всех частей чаще всего были разновысотными и крыты самостоятельными кровлями. Над самой высокой кровлей ставили главку.
Деревянный храм Софии в Новгороде. 998 год. Реконструкция Л. Е. Красноречьева
Деревянная церковь XIV века в Кижах.
Шатровый храм. Троицкая церковь. Погост Ненокса. Архангельская область. 1727 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007272/)
Примером этого типа сооружений может служить церковь Св. Лазаря в Кижах. Хотя её датируют 14 веком, принцип строительства пришёл из древних времён. Подробней об архитектурных деталях и особенностях данного строения читайте в статье «Ключик к разгадке гармонии самого старого храма в Кижах«.
Первая многоглавая церковь
Ставили и многоглавые церкви. В Новгороде в 989 г. срубили большой христианский храм Св. Софии из мощных дубовых бревен. В некоторых источниках указывают, что он имел 13 глав. Многоглавие было исконно национальной чертой русского зодчества, перешедшей в каменную архитектуру Древней Руси.
Шатровый и ярусный тип церквей
Первые изображения подобия шатровой церкви в летописях относят к XII в.. Они имели небольшую высоту.
Ярусная церковь Иоанна Предтечи. Ширков погост. 1694 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007274/)
Кубоватая церковь Вознесения. Село Кушерка. Архангельская область. 1669 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007273/)
Било большое, било малое. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007276/)
Троицкая часовня,р-он Пинежский. Рис. П. Фефилова (Источник: http://cultnord.ru/Kultovaja_derevjannaja_arhitektura. html)
С конца XVII века стали строить церкви ярусного типа. Конструкция состоит из постепенно уменьшающихся, поставленных друг на друга срубов, четвериков или восьмериков. Преимущественная область распространения ярусных храмов – центральные районы Руси.
Что было вместо колоколен
Вместо колоколен изначально использовали била и клепала. Било великое представляло деревянную доску, которая подвешивалась к кóзлам или в специальные башенки — бильницы. Било малое делалось из длинного деревянного бруска с закругленными концами с перехватом посередине, чтобы удобнее было держать. В била ударяли деревянными колотушками. Еще один вид била представлял собой узкую металлическую полосу выгнутую по дуге.
Клепалами называли железное полое полушарие с металлическим языком, подобие колокола. Сами колокола получили широкое распространение в России в XV веке.
Часовни: что это и почему такое название
Маленькие часовни во множестве ставились в удаленных деревнях, на перепутье, над родниками. Священник в часовне не положен, алтаря здесь не делали. А службы отправляли сами крестьяне, сами крестили и отпевали.
Такие неприхотливые службы, проходившие у первых христиан с пением коротких молитв в первом, третьем, шестом и девятом часу после восхода солнца, назывались на Руси «часами». Отсюда и название сооружения.
Вышгороды и оборонительные постройки
«Оборонное зодчество — одна из ветвей русской деревянной архитектуры, ее неотъемлемая часть. Большинство деревянных крепостей стали основой для развития на их базе русских городов.» (Н. П. Крадин. Русское деревянное оборонное зодчество., М., 1988) Наиболее известные строения оборонительного деревянного зодчества — башни сибирских острогов, а также проездная башня Николо-Карельского монастыря (вторая половина XVII века). Крепости более раннего времени изучаются в основном по материалам археологов, старинным гравюрам, чертежам и изображениям на иконах.
Для русских деревянных укреплений характерны такие части как ров, насыпной вал и городские стены. Крепости, как правило, строились на естественном возвышении, чаще всего на мысу при впадении одной реки в другую. Поэтому во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами».
Примитивные ограждения VIII—IX вв. лишали врагов возможности внезапно ворваться в поселение и служили прикрытием защитников крепости. Деревянные стены русских укреплений, появившиеся с середины X века, были значительно более прочными. Они представляли собой бревенчатые срубы, скрепленные на определенных расстояниях короткими отрезками поперечных стенок, соединенных с продольными «вобло».
Замок Владимира Мономаха в Любече XI в. Реконструкция Б.А. Рыбакова. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006343/)
Древний Новгород. Х в. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006343/)
Вал и крепостная стена Белгорода Х в. Реконструкция М.В. Городцова, Б.А. Рыбакова (Источник: http://www.rusarch.ru/kradin1.htm)
Братский острог (1654 г. ) Северо-западная башня, фасад, разрез, планы двух ярусов. (Источник: http://www.rusarch.ru/kradin1.htm)
Стены достигали в высоту примерно 3—5 м. В верхней части их снабжали боевым ходом в виде балкона или галереи, проходящей вдоль стены с ее внутренней стороны и прикрытой снаружи бревенчатым же бруствером.
Памятники деревянного зодчества Руси
Большинство шедевров деревянного зодчества русского севера построено в 17-18 веках. Это всемирно известный ансамбль Кижского погоста, Успенский собор в Кеми, церковь Успения в Кондопоге и храмы Поонежья и Подвинья.
Кижи. Объект всемирного наследия. (Фото из интернета)
Успенский собор, Кемь. (Автор: Vitold Muratov — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=28021991)
Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Кандапог, Карелия (Фото из интренета)
Церковь Богоявления Господня. Деревня Поле Онежского района. Автор: InkognitoV — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons. wikimedia.org/w/index.php?curid=28636521
Церковь Иоанна Богослова. Село Богослово на реке Ишне. Ярославская область. XVII в. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007274/)
Проездная башня Николо-Карельского монастрыря. Русское деревянное оборонительное зодчество. Фото: Плотников. В.А. Надвратная башня Николо-Корельского монастыря (XVII в.), 1906-07 г. (Источник: https://kizhi.karelia.ru/library/ryabininskie-chteniya-2015/1491.html)
Деревянное зодчество древней Руси и России можно сохранить общими усилиями. На сайте Общее дело собрана информация о храмах и часовнях Севера. Он рассказывает, что сделано для сохранения наследия, что нужно делать, как принять участие в возрождении деревянных храмов Севера. А стоит ли их сохранять? Пишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу?
Дерево в архитектуре — Проектирование зданий
Избранные статьи и новости
Переосмысление экологичности, объектов и рабочих мест
Реалии интеграции устойчивого развития в стратегии BM.
Устойчивость строительных работ, соответствующие стандартам
EPD, основные правила, строительные изделия и категории.
Коллекция Баррелла от Glasgow Life
Король Карл III открыл обновленную коллекцию.
Пользовательская статья о промежуточных оценках и платежах
С дополнительными ссылками на смежные темы.
Первая конференция по вопросам равенства, разнообразия и инклюзивности.
Успешное выполнение Хартии разнообразия и интеграции.
Церемония награждения APM Project Management Awards 2022
Инновации, безопасность и многие другие признанные аспекты.
Руководство LSBU и BSRIA по зданиям с нулевым выбросом углерода
Обзор руководства для владельцев, арендаторов и профессионалов.
Ответ отрасли на осеннее заявление Канцлера 2022 года.
Общая поддержка, вопросы по деньгам и налогам.
Вентиляция с положительным давлением или входная вентиляция вкратце
Лечение плохой работы, а не лекарство?
Начиная с аблативного блата и далее .. 300 технических определений
Дроссельная заслонка для изоляции, задвижка для поворота шарового или двухходового клапана.
Аспекты медной кровли
Повышение осведомленности о широком спектре технологий медных кровель.
Железные рамы на текстильных фабриках
Исторические мельницы ввели в мировую архитектуру металлический каркас.
Научитесь писать и оптимизировать статьи
Присоединяйтесь к нашему бесплатному вебинару 1 декабря.
Конференция APM multi SIG 2022
Вождение проекта «глядя в лобовое стекло».
Оценка риска для качества
Пятиступенчатый процесс на основе ISO 31000.
Доступна новая публикация BSRIA по герметизации.
Предотвращение отказа системы, ремонта, простоя, времени и затрат.
Две трети проектов борются за достижение целей устойчивого развития.
Какие факторы и препятствия делают цели размытыми?
Подстилка на зиму
Двадцать зим Бедзеда.
Проектирование профиля зданий
Узнайте о Грегоре Харви — нашем директоре и соучредителе, а также художнике.
Руководящие принципы ISO Net Zero IWA 42:2022 (en)
Доступен бесплатно для поддержки глобальных действий по борьбе с изменением климата.
ISO 50005:2021 Системы энергоменеджмента.
Руководство по поэтапному внедрению чистого нуля.
Ускорение вовлечения черных в управление проектами
Панельная дискуссия для обсуждения результатов опроса APM.
Нет чистого нуля без квалифицированной рабочей силы
И документ ECA Green Pivot.
CIC Рабочая группа по разнообразию искусственной среды
Создание корпуса зонта для чернокожих профессионалов-строителей.
Кованое железо
Кузнецы снова берутся за древние навыки обработки железа.
Смотрите больше новостей.
Дерево в архитектуре – Проектирование зданий
Избранные статьи и новости
Переосмысление экологичности, объектов и рабочих мест
Реалии интеграции устойчивого развития в стратегии BM.
Устойчивость строительных работ, соответствующие стандартам
EPD, основные правила, строительные изделия и категории.
Коллекция Баррелла от Glasgow Life
Король Карл III открыл обновленную коллекцию.
Пользовательская статья о промежуточных оценках и платежах
С дополнительными ссылками на смежные темы.
Первая конференция по вопросам равенства, разнообразия и инклюзивности.
Успешное выполнение Хартии разнообразия и интеграции.
Церемония награждения APM Project Management Awards 2022
Инновации, безопасность и многие другие признанные аспекты.
Руководство LSBU и BSRIA по зданиям с нулевым выбросом углерода
Обзор руководства для владельцев, арендаторов и профессионалов.
Ответ отрасли на осеннее заявление Канцлера 2022 года.
Общая поддержка, вопросы по деньгам и налогам.
Вентиляция с положительным давлением или входная вентиляция вкратце
Лечение плохой работы, а не лекарство?
Начиная с аблативного блата и далее .. 300 технических определений
Дроссельная заслонка для изоляции, задвижка для поворота шарового или двухходового клапана.
Аспекты медной кровли
Повышение осведомленности о широком спектре технологий медных кровель.
Железные рамы на текстильных фабриках
Исторические мельницы ввели в мировую архитектуру металлический каркас.
Узнайте, как писать и оптимизировать статьи
Присоединяйтесь к нашему бесплатному вебинару 1 декабря.
Конференция APM multi SIG 2022
Вождение проекта «глядя в лобовое стекло».
Оценка риска для качества
Пятиступенчатый процесс на основе ISO 31000.
Доступна новая публикация BSRIA по герметизации.
Предотвращение отказа системы, ремонта, простоя, времени и затрат.
Две трети проектов борются за достижение целей устойчивого развития.
Какие факторы и препятствия делают цели размытыми?
Подстилка на зиму
Двадцать зим Бедзеда.
Проектирование профиля зданий
Узнайте о Грегоре Харви — нашем директоре и соучредителе, а также художнике.
Руководящие принципы ISO Net Zero IWA 42:2022 (en)
Доступен бесплатно для поддержки глобальных действий по борьбе с изменением климата.