Деревянное зодчество что такое: ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО • Большая российская энциклопедия

Разное

Содержание

ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО • Большая российская энциклопедия

ДЕРЕВЯ́ННОЕ ЗО́ДЧЕСТВО, об­ласть ар­хи­тек­ту­ры, об­ла­даю­щая ху­дож. спе­ци­фи­кой, ко­то­рая оп­ре­де­ля­ет­ся ха­рак­те­ром ма­те­риа­ла (дре­ве­си­ны) и стро­ит. приё­ма­ми. Де­ре­во яв­ля­ет­ся пре­крас­ным стро­ит. ма­те­риа­лом бла­го­да­ря со­че­та­нию проч­но­сти, лёг­ко­сти, низ­кой те­п­ло­про­вод­но­сти, удоб­ст­ва об­ра­бот­ки. Вы­ра­зи­тель­ность Д. з. дос­ти­га­ет­ся про­сты­ми гео­мет­рич. фор­ма­ми (в ос­но­ве ко­то­рых ле­жит мо­дуль, рав­ный дли­не брев­на), ес­теств. фак­ту­рой и тек­сту­рой де­ре­ва, де­ко­ра­тив­ной резь­бой и рос­пи­сью. Из­дав­на сло­жи­лись 2 кон­ст­рук­тив­ные сис­те­мы де­рев. по­стро­ек – сруб­ная и кар­кас­ная (поч­ти без из­ме­не­ний дош­ли до на­ше­го вре­ме­ни).

Сруб­ная кон­ст­рук­ция об­ра­зу­ет­ся го­ри­зон­таль­но уло­жен­ны­ми брёв­на­ми (ве­нец). Длин­ные жер­ди-сле­ги, об­ра­зую­щие ос­но­ву кры­ши, опи­ра­ют­ся на ус­ту­пы бре­вен­ча­тых фрон­то­нов – «сам­цов», про­дол­жаю­щих тор­цо­вые сте­ны сру­ба.  Сам­цо­вую кры­шу вен­ча­ет ох­лу­пень (брев­но с жё­ло­бом). Сруб­ные жи­ли­ща рас­про­стра­не­ны в Рос­сии, Бе­ло­рус­сии, Ук­раи­не, При­бал­ти­ке, Ав­ст­рии, Гер­ма­нии, Поль­ше, Ру­мы­нии, Че­хии, Сло­ва­кии, Сер­бии, Сканд. стра­нах, гор­ных рай­онах Ита­лии и Швей­ца­рии. Сруб (или клеть) ле­жит в ос­но­ве жи­ло­го до­ма в Рос­сии (см. Из­ба). На Ру­си сис­те­ма кле­тей и по­ва­луш (по­ме­ще­ние для се­мьи и приё­ма гос­тей, са­мая вы­со­кая часть до­ма, под­чёр­ки­ва­лось очер­та­ния­ми кров­ли), со­еди­нён­ных се­ня­ми и пе­ре­хо­да­ми, но­си­ла назв. «хо­ро­мы» (дво­рец Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча в с. Ко­ло­мен­ское под Мо­ск­вой, со­сто­яв­ший из се­ми хо­ром, свя­зан­ных пе­ре­хо­да­ми; 1667–68, зод­чие Се­мён Пет­ров, Иван Ми­хай­лов; пе­ре­стро­ен в 1681 Сав­вой Де­мен­ть­е­вым; ра­зо­бран в 1768).

В кар­кас­ных до­мах стол­бы вме­сте с го­ри­зон­таль­ны­ми тя­га­ми-ри­ге­ля­ми об­ра­зу­ют ра­му (её проч­ность ино­гда уси­ле­на до­пол­нит. свя­зя­ми-рас­ко­са­ми или диа­фраг­ма­ми), ко­то­рая за­пол­ня­ет­ся де­ре­вом (мач­то­вые и рам­но-до­ща­тые кон­ст­рук­ции) или др. ма­те­риа­ла­ми (гли­ной, кам­нем, кир­пи­чом в т. н. фах­вер­ко­вых до­мах, рас­про­стра­нён­ных в стра­нах Ев­ро­пы: в Ав­ст­рии, Да­нии, Гер­мании, Швей­ца­рии и др.). Про­стей­шие до­ма кар­кас­но­го ти­па встре­ча­ют­ся в стра­нах Аф­ри­ки, Юго-Вост. Азии, Аме­ри­ки, Океа­нии. Кар­кас­ная кон­ст­рук­ция до­пус­ка­ет из­вест­ную сво­бо­ду ком­по­зи­ции, воз­мож­ность об­ра­зо­ва­ния боль­ших све­то­вых про­ёмов. В Ки­тае на­ря­ду с 2-ком­нат­ны­ми и 3-ком­нат­ны­ми до­ма­ми соз­да­ва­лись боль­шие ком­плек­сы двор­цо­вых кар­кас­ных зда­ний (7–12 вв.). Мощ­ные стол­бы, рез­ные и рас­пис­ные крон­штей­ны – «до­угу­ны» и мас­сив­ные изо­гну­тые кры­ши соз­да­ют впе­чат­ле­ние на­ряд­но­сти со­ору­же­ний. Япон. жи­лые до­ма очень лёг­кие, асим­мет­рич­ные в пла­не и ви­до­из­ме­ня­ют­ся с пе­ре­ста­нов­кой внутр. пе­ре­го­ро­док. Ве­ли­ко­леп­ным па­мят­ни­ком япон. кар­кас­ных со­ору­же­ний стал лет­ний имп. дво­рец Ка­цу­ра (1620-е гг.) близ Кио­то.

Древ­ней­шие де­рев. куль­то­вые со­ору­же­ния из­вест­ны в осн. лишь по письм. ис­точ­ни­кам. В г. На­ра (Япо­ния) со­хра­ни­лись па­го­да, вос­хо­дя­щая к 7 в. (в буд­дий­ском мон. Хо­рюд­зи), и зда­ние за­ла Дай­бу­цу­дэн (752; вос­ста­нов­ле­но в кон. 17 – нач. 18 вв.; буд­дий­ский мон. То­дай­д­зи). По­строй­ки хра­мо­во­го ком­плек­са син­то в Исе (Япо­ния) с 7 в. ре­гу­ляр­но про­хо­дят цикл ри­ту­аль­но­го об­нов­ле­ния с точ­ным вос­про­из­ве­де­ни­ем на со­сед­нем уча­ст­ке.

Ставкирка в Боргунне, Норвегия. Ок. 1150.

Осо­бое ме­сто сре­ди де­рев. по­стро­ек за­ни­ма­ют швед. церк­ви и звон­ни­цы в ви­де сру­ба на по­став­лен­ных вплот­ную стол­бах (ц. Сан­та-Ма­рия-Ми­нор в Лун­де, 12–13 вв.; звон­ни­ца на о. Фрё­сён на оз. Стур­шён). В Скан­ди­на­вии сло­жил­ся тип хра­ма (став­кир­ка – стол­бо­вая, или мач­то­вая, цер­ковь) с двой­ным кар­ка­сом – внут­рен­ним (из стол­бов, со­еди­нён­ных ар­ка­ми и кре­сто­ви­на­ми) и на­руж­ным (со сте­на­ми из де­рев. вер­ти­каль­ных пла­стин, за­кре­п­лён­ных в ра­ме). Внутр. про­стран­ст­во став­ки­рок рас­кры­то на всю вы­со­ту зда­ния (до ска­тов кры­ши, опи­раю­щей­ся на слож­ную сис­те­му стро­пил), что при­да­ёт ему мо­ну­мен­таль­ность (ставкирка в Бор­гун­не, Нор­ве­гия, ок. 1150).

Деревянное зодчество. Успенская церковь в Кондопоге. 1774.

Наи­бо­лее ран­ние куль­то­вые па­мят­ни­ки на тер­ри­то­рии Рос­сии да­ти­ру­ют­ся 15–18 вв. Про­стей­шим ти­пом бы­ли «клет­ские» 1-сруб­ные хра­мы с 2-скат­ной кры­шей (увен­чан­ной ма­ков­кой с кре­стом) и при­строй­ка­ми (ал­тарь, тра­пез­ная, при­твор), напр. ц. Вос­кре­ше­ния Ла­за­ря из Му­ром­ско­го мон. (15 в., ны­не в Ки­жах). Раз­но­об­раз­ны шат­ро­вые хра­мы (Ни­коль­ская ц. в с. Ляв­ля Ар­хан­гель­ской обл., 1587). С кон. 17 в. соз­да­ва­лись ком­по­зи­ции с не­сколь­ки­ми шат­ра­ми (Ус­пен­ский со­бор в г. Кемь, 1714–17; цер­ковь в с. Не­нок­са Ар­хан­гель­ской обл., 1727) и ти­па вось­ме­рик на чет­ве­ри­ке, к ко­то­рым при­сое­ди­ня­лись про­тя­жён­ные объ­ё­мы тра­пез­ных (Ус­пен­ская ц. в Кон­до­по­ге, Ка­ре­лия, 1774). Ха­рак­тер­ны так­же 5-гла­вые ку­бо­ва­тые по­кры­тия: хра­мы из с. Ку­ше­ре­ка (1669; ны­не Му­зей де­ре­вян­но­го зод­че­ст­ва «Ма­лые Ка­ре­лы»), в сё­лах Под­по­ро­жье (1757) и Тур­ча­со­во (1786) Ар­хан­гель­ской обл. Осо­бен­но слож­ны мно­го­гла­вые хра­мы по­гос­та Ки­жи. Для па­мят­ни­ков Поль­ши (кос­тё­лы в Демб­но и Гры­валь­де, оба – 2-я пол. 15 в., в Раб­ке, 1606, По­врож­ни­ке, ок. 1643), Ру­мы­нии (цер­ковь в Фил­ду-де-Сус, 2-я пол. 17 в.), Че­хии (церк­ви в Бод­ру­жа­ле, 1658, и Грон­се­ке, 1725–26) ха­рак­тер­но со­че­та­ние спе­ци­фи­ки Д. з. с ис­кус­ной ин­тер­пре­та­ци­ей сти­лей ка­мен­ной ар­хи­тек­ту­ры (го­ти­ки, ба­рок­ко, клас­си­циз­ма).

Деревянное зодчество. Типовой проект сельской школы. Россия. 1870-е гг.

До 17 в. боль­шое зна­че­ние име­ли де­рев. обо­рон­ные со­ору­же­ния – ост­ро­ги. Они со­стоя­ли из сруб­ных кре­по­ст­ных стен с от­кры­тым хо­дом по­вер­ху, за­щи­щён­ным бре­вен­ча­тым па­ра­пе­том – «за­бо­ра­лом», и мо­ну­мен­таль­ных су­ро­вых ба­шен, за­вер­шён­ных не­вы­со­ки­ми шат­ра­ми (со­хра­ни­лись ос­тат­ки Якут­ской кре­по­сти-ост­ро­га, 1683, Брат­ско­го и Илим­ско­го ост­ро­гов в Си­би­ри; оба 17 в.). В кон. 19 – нач. 20 вв. мн. ар­хи­тек­то­ры об­ра­ща­лись к фор­мам и де­ко­ру на­род­ного Д.  з. при по­строй­ке вы­ста­воч­ных па­виль­о­нов, дач, ж.-д. стан­ций. По­пыт­ки вер­нуть­ся к нац. об­раз­цам Д. з. оп­ре­де­ли­ли ар­хит. сти­ли­за­ции И. П. Ро­пе­та и про­грам­му «рус­ско­го сти­ля», по­ло­жив на­ча­ло т. н. гор. фольк­ло­ру в жи­лом строи­тель­ст­ве (По­го­дин­ская из­ба на Де­вичь­ем по­ле в Мо­ск­ве, 1850-е гг., Н. В. Ни­ки­тин, и др.), рас­про­стра­нив­ше­му­ся так­же в рос. де­рев­не. В сов. пе­ри­од де­рев. па­виль­о­ны, в т. ч. в сти­ли­сти­ке аван­гар­да, бы­ли со­ору­же­ны на пер­вой Все­рос. с.-х. и кус­тар­но-пром. вы­став­ке 1923 в Мо­ск­ве (па­виль­он «Ма­хор­ка» К. С. Мель­ни­ко­ва и др.).

В 20 в. улуч­ше­ние ка­честв дре­ве­си­ны (ан­ти­сеп­ти­ро­ва­ние, прес­со­ва­ние и др.), при­ме­не­ние спец. кле­ёв для со­еди­не­ния де­рев. эле­мен­тов по­зво­ли­ли соз­да­вать кон­ст­рук­ции лю­бо­го фор­ма­та и фор­мы, да­ли ещё боль­ше воз­мож­но­стей для ис­поль­зо­ва­ния де­ре­ва в совр. ар­хи­тек­ту­ре. Но­вые фор­мо­об­ра­зо­ват. воз­мож­но­сти в об­лас­ти Д.  з. бы­ли про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ны в про­ек­тах фин. арх. А. Аал­то. Ма­ло­этаж­ные жи­лые до­ма из сбор­ных де­рев. кар­ка­сов и па­не­лей за­во­дско­го из­го­тов­ле­ния рас­про­стра­не­ны в США, Нор­ве­гии, Фин­лян­дии, Швей­ца­рии и рай­онах Край­не­го Се­ве­ра РФ. См. так­же Де­ре­вян­ные кон­ст­рук­ции.

Деревянное зодчество Древней Руси и России

Деревянное зодчество Древней Руси и России — это народная архитектура, «единственным материалом которой было дерево, а единственным орудием возведения был топор» (Я.В. Малков). Она выражает мировосприятие русского народа, его вкусы и образ жизни.

Строения из дерева c древних времён до нас не дошли. Но так как навыки и принципы строительства сохранялись из поколения в поколение, мы можем судить о них по постройкам более позднего времени, сохранившимся изображениям и описаниям в письменных источниках.

Содержание

8 характеристик русского деревянного зодчества

  1. Бережное отношение к окружающей среде.
  2. Единственность строительного материала.
  3. Следование традиционным способам и приёмам возведения построек.
  4. Взаимосвязь дерева с мироощущением и потребностями человека.
  5. Сочетание эффективного, логичного и творческого использования природных форм дерева в сооружении.
  6. Слияние практичности и красоты.
  7. Способность постройки длительно выполнять требуемые функции в определённых условиях.
  8. Возможность разборки и перевозки.

Отношение к дереву русских зодчих

Не каждое дерево могло стать строительным материалом. Кроме породы леса, времени и способа заготовки строители-«древодели» обращали внимание на все естественные конструктивные, эстетические качества дерева и на его мифологическое значение.

Например, конструктивная деталь безгвоздевой крестьянской крыши — «курица». В.И.Даль дает точное функциональное определение: «курица в значении крюка, кокоры на кровлю». Делали их из тонкоствольной ели, крюк (окручье) вытесывали из её корневища. Кроме практической, она выполняла декоративную функцию и оберегательную. Мифологически ель относится к миру предков, а живущие обращались к предкам с просьбой о защите. (Кликайте на картинку для увеличения изображения)

Крестьянская изба. Источник https://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/382.html

Конструктивная деталь безгвоздевой крыши «курица». Источник https://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/382.html

Фрагмент кровли с «курицами». Источник: https://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/382.html

Это же можно говорить в отношении повала сруба, который увеличивает свес крыши и защищает стены от осадков, подчёркивая в то же время красоту и выразительность завершения бревенчатых стен. Консольные выпуски брёвен, несущие крыльца, гульбища, балконы и другие детали украшали символами магического узорочья.

Навесное крыльцо Кондопожской церкви. (Источник: https://obiskusstve.com/325211882298018379/russkoe-derevyannoe-zodchestvo/)

Повал (Источник: «Популярная художественная энциклопедия. » Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.)

Декоративный консольный выпуск брёвен. (Источник: https://kelohouse.ru/dekor-doma15.html)

Примыкание бочки апсиды к восточной стене центрального четверика Кондогопской церкви (Источник: https://obiskusstve.com/325211882298018379/russkoe-derevyannoe-zodchestvo/)

 

Русские зодчие всё конструктивно-функциональное делали одновременно архитектурно-художественным. К дереву относились как к материалу творчества.

Как создавались неповторимые памятники деревянного зодчества

Традиционные архитектурно-конструктивные приёмы деревянного зодчества Руси выработаны и отточены веками. Из сочетания многократно повторяющихся форм создаётся разнообразие и неповторимость построек. Живописные силуэты зданий, удивительно гармонирующих друг с другом и окружающим ландшафтом, складывались в замечательные архитектурные ансамбли.

Церковь Артимия Праведного, Пинежский район,рисунки П. Фефилова. (Источник: http://cultnord.ru/Kultovaja_derevjannaja_arhitektura.html)

Ансамбль села Ненокса. Никольская церковь 1725-1764 гг., колокольня (реставрация 1989 г.), Троицкая церковь 1725-1764 гг. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007277/)

Ансамбль погоста Ракула. Реконструкция Ю.С. Ушакова (ИСточник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007277/)

Многие постройки очень похожи, но двух совершенно одинаковых не найти.

История деревянного зодчества Древней Руси

История и судьба всей русской традиционной культуры и деревянного зодчества в том числе сложна и трагична.

Как повлияли петровские реформы на русское деревянное зодчество

На рубеже XVII-XVIII веков в России Пётр I в корне менял весь уклад жизни, обычаи и вкусы высшего сословия. Агрессивно насаждались ценности западноевропейской культуры. Основным строительным материалом становится камень.

Изменение образа жизни, стремление угодить власть имущим привело к тому, что старинные деревянные храмы переделывали, меняли их внешний вид и внутреннее убранство. Бревенчатые стены древних построек обшивали и красили, тесовые и лемеховые кровли заменяли железными, шатровые крыши колоколен превращали в шпили. Неузнаваемыми становились интерьеры. Крестьяне в центральной части российских земель продолжали строить из дерева, но архитектура упрощалась, а навыки терялись.

Когда начали изучать памятники деревянного зодчества Руси

Свободные земледельцы и ремесленники Севера и Сибири поддерживали и развивали традиции работы с деревом до XIX века. В богатых строевыми лесами землях создавались архитектурные шедевры. Главным заповедником деревянного зодчества стали обширные земли бассейна Онежского озера и Белого моря, рек Сухоны, Онеги, Северной Двины, Вычегды, Пинеги, Мезени.

Во второй половине XIX века просвещенные представители российского общества, архитекторы и искусствоведы пробуждают интерес к народной культуре и русским древностям. Они делают обмеры и зарисовки старинных деревянных построек, начинают постепенно возрождать самобытность деревянного зодчества. В начале XX-го века были первые попытки реставрации деревянных храмов русского севера.

Русское деревянное зодчество в советский период

Большевики, придя к власти, закрывали церкви, устраивали в них склады и клубы. Деревянная постройка требует присмотра, ухода и периодического ремонта. Прогнившие кровли, нижние венцы срубов, пожары привели к тому, что к началу XXI-го века подавляющее большинство памятников деревянного зодчества разрушилось и продолжает разрушаться.

Но, всё-таки, архитекторы-реставраторы второй половины XX-го века, из коих следует отметить, прежде всего, А.В.Ополовникова, тщательно исследовали многие шедевры, выполнили проекты их реставрации. Для реставрации и поддержания построек создали музеи, научно-реставрационные проектные и производственные мастерские, институты, издали книги по деревянному зодчеству.

Деревянное зодчество Руси в настоящее время

Развал Советского Союза, перестройка и реформы экономики резко ухудшили положение в деле сохранения памятников деревянного зодчества. Из-за недостаточного государственного финансирования снизилось качество реставрационных работ. Например, выстроенные без гвоздей церкви реставрируют с использованием металлических гвоздей (читайте на дзен канале Архитектура «Кижи без гвоздя: правда ли это?).

До настоящего времени коррупция и законы тормозят развитие реставрационного дела и способствуют уничтожению памятников. Ценнейшее культурное наследие находится в зоне риска исчезновения. В статье «Почему в России гибнут старинные города» разбираются причины такого удручающего положения.

Развитие деревянного зодчества Древней Руси и России

Воссоздать основные этапы развития деревянного зодчества Древней Руси можно, если сохранившиеся образцы сопоставить с изображениями и описаниями в исторических документах.

Мы мало знаем о древних языческих храмах славянских племён. В начале ХХ века польский архитектор Казимир Молковский по описаниям немецких путешественников реконструировал храмы поморских славян Х века — контыны.  Русский исследователь народной архитектуры М. В. Красовский пришёл к выводу, что эти реконструкции в общих чертах весьма близки к истине.

План храмов простой и соответствует плану жилой избы: прямоугольник, разделённый на 2 части. Материалом для строительства служили колоссальные бревна, отесанные на четыре канта, и такие же доски. Стены рубились в углах «с остатком» и, для поддержания широких свесов кровель, устраивались «повалы». Вокруг капища (храма), приблизительно на 1/3 высоты его стен, делали дополнительную кровлю. Для чего это надо было и что находилось внутри помещения, читайте в статье «Ведические храмы древних славян«. (Кликайте на картинку для просмотра.)

Контына. Реконструкция по Мокловскому. (М. В. Красовский, «Курс истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество»)

План языческого (ведического) храма по Мокловскому. (Moklowski К. Sztuka ludowa w Polsce. Lwow : 1903)

Бесценные сведения о более древнем периоде развития деревянной архитектуры дают нам письменные документы с описаниями городов, церквей, теремов и мостов.

Введенский тихвинский девичий монастырь на плане Тихвинского посада, составленного в 1678 г. Иваном Зелениным и Петром Евстафьевым

Торжок. Изображение города в книге «Записки о Московии» (1549 г) Герберштейна, дипломата Римской империи на Руси.

Улицы Москвы (1656 г). Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. — С. 212.

Авторы источников отмечают, что русские плотники строили «по старине», «как водится». О верности народных мастеров традициям деревянного зодчества говорят сохранившиеся постройки крестьянских изб и усадеб, формы утраченной Кондопожской церкви (1774 год), конструкции церкви Преображения в Кижах (1694—1714 ) и другие. (Для увеличения изображения кликайте на картинку)

Успенская церковь и колокольня в начале XX века (Кондопога). Автор: неизвестен — http://www.kondopoga.ru/2563-istoriya-uspenskogo-pravoslavnogo-prihoda-v-g-kondopoge.html, Общественное достояние, https://commons.wikimedia. org/w/index.php?curid=71673040

Церковь Преображения Господня в Кижах. Автор: User:MatthiasKabel — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=4049308

Изба (Вологодская обл., XVIII в.): а — общий вид, б — план жилого этажа; 1 — сарай. 2 — сени, 3 — изба, 4 — клетьИсточник: http://mebel.townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st027.shtml

Деревянное зодчество Древней Руси прошло огромный путь — от примитивного сруба до грандиозных хором дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском. Оно выработало настолько совершенные приемы композиции и структуры зданий, что они не требуют замены их новыми.

Кроме жилых домов и храмов из дерева строили мосты и фортификационные сооружения. Археологические раскопки в Новгороде обнаружили деревянные водопроводы и мостовые. Интересно, что улицы в Новгороде мостили уже в Х веке. А это на 2 века раньше, чем в Париже, и на 5 веков раньше, чем в Лондоне.

Основная форма деревянной постройки

Начальной формой деревянной постройки являлся сруб.
Если в плане сруб был в виде четырехугольника, то его называли «четверик».
Сруб в виде шести- или восьмиугольника — «шестерик» или «восьмерик» соответственно.
Горизонтальные ряды брёвен — это «венцы».
Строение любой высоты с квадратным планом называлось клетью.

Ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.

Восьмирик на четверике (фото: https://arzamas.academy/)

Что такое горница, хоромы, изба

Если клеть предназначалась для жилья и в ней была печь, то она именовалась «избою» или «истопкою». Помещение над нижней клетью называли «горницею». Нижние клети чаще всего использовали для хозяйственных целей. Как выглядело жилище русского крестьянина описано в статье Устройство русской избы внутри и снаружи.

Изображение сруба-клети на плане Тихвинского посада, составленного в 1678 г. Иваном Зелениным и Петром Евстафьевым

Несколько клетей, стоящих рядом и связанных в одно целое, назывались, в зависимости от их числа, «двойней», «тройней» и т. д., или «хороминой». Так же называли совокупность клетей, поставленных одна на другую. Хоромина, конечно, появилась впоследствии, а первоначально древние довольствовались одною клетью.

Клетский верх и крещатые бочки

«Верхом» в древности называли любое завершение постройки. Наиболее простым был «клетский» верх — простая двускатная крыша на клети. Большие хоромы могли иметь шатровый верх в виде высокой четырёх- или восьмигранной пирамиды (№ 1 на нижнем рисунке Коломенского дворца).
Довольно сложной в работе была «бочка» — двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями и острым гребнем (№ 3).
Делали еще и «крещатую бочку» — две пересекающиеся простые бочки (№ 2).
Затейливым был «кубоватый верх», напоминающий массивную четырехгранную луковицу (№ 4).

Деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском. Строители: Семен Петров, Иван Михайлов, Савва Дементьев. 1667-1668; 1681. Старинный рисунок. Источник: http://istoriya-iskusstva.ru/russkaya-arhitektura-xvii-veka/

Чем крыли крыши в Древней Руси

Крышу деревянных строений крыли соломой, увязанной в снопы (пучки). Их укладывали вдоль ската кровли и прижимали жердями.
Расщепляли осиновые поленья на дощечки (гонт, дранку) и, словно чешуей, укрывали строение в несколько слоев.
Делали дерновые крыши, когда покрытием служил перевёрнутый корнями кверху слой почвы с травой, уложенный на бересту.
Самым же дорогим покрытием считался «тёс» — обтёсанные доски.

Почему говорят «

срубить избу»

Особенностью древнерусского зодчества было то, что при строительстве в качестве инструмента использовались только топоры. Пилы применялись только при внутренних работах, потому что она при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для впитывания воды. Топор же сминает волокна, как бы запечатывает торцы бревен и они дольше служат.

Поэтому до сих пор в ходу выражение «срубить избу». И гвозди не использовали, а применяли деревянные костыли — «шканты».

Кто такие «древодели» и как их готовили в Древней Руси

Возведением сельских домов и хозяйственных построек занимались сами жители деревни. Секреты плотницкого дела передавались от отцов и дедов подрастающему поколению. Мальчики в 10 лет уже активно помогали в строительстве.

За храмы, дворцы, крепости брались плотницкие артели. Под руководством наиболее талантливого и опытного мастера деревянных дел — ДРЕВО-ДЕЛя — наряду с рядовыми были и ученики. Обучение в процессе строительства обеспечивало преемственность плотницкого дела. Артели переходили по стране с места на место и выполняли заказы.

Быстрота, с которой плотники могли возводить то или иное сооружение, была поистине сказочной. Например, немногим более чем за четыре месяца в 1339 году вокруг Москвы возвели мощные стены. Эта удивительное качество нашло отражение во всем известных русских сказках, в которых за ночь строились дворцы, мосты или хоромы.

Деревянные христианские храмы Древней Руси

После принятия христианства в 988 году стали строить православные храмы.

Самый простой тип храма

Самые простые деревянные храмы относились к клетскому типу построек. Они представляли собой комбинацию из нескольких срубов, минимум трех. Срубы всех частей чаще всего были разновысотными и крыты самостоятельными кровлями. Над самой высокой кровлей ставили главку.

Деревянный храм Софии в Новгороде. 998 год. Реконструкция Л. Е. Красноречьева

Деревянная церковь XIV века в Кижах.

Шатровый храм. Троицкая церковь. Погост Ненокса. Архангельская область. 1727 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007272/)

Примером этого типа сооружений может служить церковь Св. Лазаря в Кижах. Хотя её датируют 14 веком, принцип строительства пришёл из древних времён. Подробней об архитектурных деталях и особенностях данного строения читайте в статье «Ключик к разгадке гармонии самого старого храма в Кижах«.

Первая многоглавая церковь

Ставили и многоглавые церкви. В Новгороде в 989 г. срубили большой христианский храм Св. Софии из мощных дубовых бревен. В некоторых источниках указывают, что он имел 13 глав. Многоглавие было исконно национальной чертой русского зодчества, перешедшей в каменную архитектуру Древней Руси.

Шатровый и ярусный тип церквей

Первые изображения подобия шатровой церкви в летописях относят к XII в.. Они имели небольшую высоту.

Ярусная церковь Иоанна Предтечи. Ширков погост. 1694 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007274/)

Кубоватая церковь Вознесения. Село Кушерка. Архангельская область. 1669 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007273/)

Било большое, било малое. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007276/)

Троицкая часовня,р-он Пинежский. Рис. П. Фефилова (Источник: http://cultnord.ru/Kultovaja_derevjannaja_arhitektura. html)

С конца XVII века стали строить церкви ярусного типа. Конструкция состоит из постепенно уменьшающихся, поставленных друг на друга срубов, четвериков или восьмериков. Преимущественная область распространения ярусных храмов – центральные районы Руси.

Что было вместо колоколен

Вместо колоколен изначально использовали била и клепала. Било великое представляло деревянную доску, которая подвешивалась к кóзлам или в специальные башенки — бильницы. Било малое делалось из длинного деревянного бруска с закругленными концами с перехватом посередине, чтобы удобнее было держать. В била ударяли деревянными колотушками. Еще один вид била представлял собой узкую металлическую полосу выгнутую по дуге.

Клепалами называли железное полое полушарие с металлическим языком, подобие колокола. Сами колокола получили широкое распространение в России в XV веке.

Часовни: что это и почему такое название

Маленькие часовни во множестве ставились в удаленных деревнях, на перепутье, над родниками. Священник в часовне не положен, алтаря здесь не делали. А службы отправляли сами крестьяне, сами крестили и отпевали.

Такие неприхотливые службы, проходившие у первых христиан с пением коротких молитв в первом, третьем, шестом и девятом часу после восхода солнца, назывались на Руси «часами». Отсюда и название сооружения.

Вышгороды и оборонительные постройки

«Оборонное зодчество — одна из ветвей русской деревянной архитектуры, ее неотъемлемая часть. Большинство деревянных крепостей стали основой для развития на их базе русских городов.» (Н. П. Крадин. Русское деревянное оборонное зодчество., М., 1988) Наиболее известные строения оборонительного деревянного зодчества — башни сибирских острогов, а также проездная башня Николо-Карельского монастыря (вторая половина XVII века). Крепости более раннего времени изучаются в основном по материалам археологов, старинным гравюрам, чертежам и изображениям на иконах.

Для русских деревянных укреплений характерны такие части как ров, насыпной вал и городские стены. Крепости, как правило, строились на естественном возвышении, чаще всего на мысу при впадении одной реки в другую. Поэтому во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами».

Примитивные ограждения VIII—IX вв. лишали врагов возможности внезапно ворваться в поселение и служили прикрытием защитников крепости. Деревянные стены русских укреплений, появившиеся с середины X века, были значительно более прочными. Они представляли собой бревенчатые срубы, скрепленные на определенных расстояниях короткими отрезками поперечных стенок, соединенных с продольными «вобло».

Замок Владимира Мономаха в Любече XI в. Реконструкция Б.А. Рыбакова. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006343/)

Древний Новгород. Х в. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006343/)

Вал и крепостная стена Белгорода Х в. Реконструкция М.В. Городцова, Б.А. Рыбакова (Источник: http://www.rusarch.ru/kradin1.htm)

Братский острог (1654 г. ) Северо-западная башня, фасад, разрез, планы двух ярусов. (Источник: http://www.rusarch.ru/kradin1.htm)

Стены достигали в высоту примерно 3—5 м. В верхней части их снабжали боевым ходом в виде балкона или галереи, проходящей вдоль стены с ее внутренней стороны и прикрытой снаружи бревенчатым же бруствером.

Памятники деревянного зодчества Руси

Большинство шедевров деревянного зодчества русского севера построено в 17-18 веках. Это всемирно известный ансамбль Кижского погоста, Успенский собор в Кеми, церковь Успения в Кондопоге и храмы Поонежья и Подвинья.

Кижи. Объект всемирного наследия. (Фото из интернета)

Успенский собор, Кемь. (Автор: Vitold Muratov — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=28021991)

Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Кандапог, Карелия (Фото из интренета)

Церковь Богоявления Господня. Деревня Поле Онежского района. Автор: InkognitoV — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons. wikimedia.org/w/index.php?curid=28636521

Церковь Иоанна Богослова. Село Богослово на реке Ишне. Ярославская область. XVII в. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007274/)

Проездная башня Николо-Карельского монастрыря. Русское деревянное оборонительное зодчество. Фото: Плотников. В.А. Надвратная башня Николо-Корельского монастыря (XVII в.), 1906-07 г. (Источник: https://kizhi.karelia.ru/library/ryabininskie-chteniya-2015/1491.html)

Деревянное зодчество древней Руси и России можно сохранить общими усилиями. На сайте Общее дело собрана информация о храмах и часовнях Севера. Он рассказывает, что сделано для сохранения наследия, что нужно делать, как принять участие в возрождении деревянных храмов Севера. А стоит ли их сохранять? Пишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу?

Дерево в архитектуре — Проектирование зданий

Избранные статьи и новости

Переосмысление экологичности, объектов и рабочих мест

Реалии интеграции устойчивого развития в стратегии BM.


Устойчивость строительных работ, соответствующие стандартам

EPD, основные правила, строительные изделия и категории.


Коллекция Баррелла от Glasgow Life

Король Карл III открыл обновленную коллекцию.


Пользовательская статья о промежуточных оценках и платежах

С дополнительными ссылками на смежные темы.


Первая конференция по вопросам равенства, разнообразия и инклюзивности.

Успешное выполнение Хартии разнообразия и интеграции.


Церемония награждения APM Project Management Awards 2022

Инновации, безопасность и многие другие признанные аспекты.


Руководство LSBU и BSRIA по зданиям с нулевым выбросом углерода

Обзор руководства для владельцев, арендаторов и профессионалов.


Ответ отрасли на осеннее заявление Канцлера 2022 года.

Общая поддержка, вопросы по деньгам и налогам.


Вентиляция с положительным давлением или входная вентиляция вкратце

Лечение плохой работы, а не лекарство?


Начиная с аблативного блата и далее .. 300 технических определений

Дроссельная заслонка для изоляции, задвижка для поворота шарового или двухходового клапана.


Аспекты медной кровли

Повышение осведомленности о широком спектре технологий медных кровель.


Железные рамы на текстильных фабриках

Исторические мельницы ввели в мировую архитектуру металлический каркас.


Научитесь писать и оптимизировать статьи

Присоединяйтесь к нашему бесплатному вебинару 1 декабря.


Конференция APM multi SIG 2022

Вождение проекта «глядя в лобовое стекло».


Оценка риска для качества

Пятиступенчатый процесс на основе ISO 31000.


Доступна новая публикация BSRIA по герметизации.

Предотвращение отказа системы, ремонта, простоя, времени и затрат.


Две трети проектов борются за достижение целей устойчивого развития.

Какие факторы и препятствия делают цели размытыми?


Подстилка на зиму

Двадцать зим Бедзеда.


Проектирование профиля зданий

Узнайте о Грегоре Харви — нашем директоре и соучредителе, а также художнике.


Руководящие принципы ISO Net Zero IWA 42:2022 (en)

Доступен бесплатно для поддержки глобальных действий по борьбе с изменением климата.


ISO 50005:2021 Системы энергоменеджмента.

Руководство по поэтапному внедрению чистого нуля.


Ускорение вовлечения черных в управление проектами

Панельная дискуссия для обсуждения результатов опроса APM.


Нет чистого нуля без квалифицированной рабочей силы

И документ ECA Green Pivot.


CIC Рабочая группа по разнообразию искусственной среды

Создание корпуса зонта для чернокожих профессионалов-строителей.


Кованое железо

Кузнецы снова берутся за древние навыки обработки железа.


Смотрите больше новостей.

Дерево в архитектуре – Проектирование зданий

Избранные статьи и новости

Переосмысление экологичности, объектов и рабочих мест

Реалии интеграции устойчивого развития в стратегии BM.


Устойчивость строительных работ, соответствующие стандартам

EPD, основные правила, строительные изделия и категории.


Коллекция Баррелла от Glasgow Life

Король Карл III открыл обновленную коллекцию.


Пользовательская статья о промежуточных оценках и платежах

С дополнительными ссылками на смежные темы.


Первая конференция по вопросам равенства, разнообразия и инклюзивности.

Успешное выполнение Хартии разнообразия и интеграции.


Церемония награждения APM Project Management Awards 2022

Инновации, безопасность и многие другие признанные аспекты.


Руководство LSBU и BSRIA по зданиям с нулевым выбросом углерода

Обзор руководства для владельцев, арендаторов и профессионалов.


Ответ отрасли на осеннее заявление Канцлера 2022 года.

Общая поддержка, вопросы по деньгам и налогам.


Вентиляция с положительным давлением или входная вентиляция вкратце

Лечение плохой работы, а не лекарство?


Начиная с аблативного блата и далее .. 300 технических определений

Дроссельная заслонка для изоляции, задвижка для поворота шарового или двухходового клапана.


Аспекты медной кровли

Повышение осведомленности о широком спектре технологий медных кровель.


Железные рамы на текстильных фабриках

Исторические мельницы ввели в мировую архитектуру металлический каркас.


Узнайте, как писать и оптимизировать статьи

Присоединяйтесь к нашему бесплатному вебинару 1 декабря.


Конференция APM multi SIG 2022

Вождение проекта «глядя в лобовое стекло».


Оценка риска для качества

Пятиступенчатый процесс на основе ISO 31000.


Доступна новая публикация BSRIA по герметизации.

Предотвращение отказа системы, ремонта, простоя, времени и затрат.


Две трети проектов борются за достижение целей устойчивого развития.

Какие факторы и препятствия делают цели размытыми?


Подстилка на зиму

Двадцать зим Бедзеда.


Проектирование профиля зданий

Узнайте о Грегоре Харви — нашем директоре и соучредителе, а также художнике.


Руководящие принципы ISO Net Zero IWA 42:2022 (en)

Доступен бесплатно для поддержки глобальных действий по борьбе с изменением климата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts