Дева богородица: Молитвы ко Пресвятой Богородице — Молитвослов
Содержание
Читать онлайн «Богородица. Мать. Дева. Заступница», отец Геннадий Фаст – ЛитРес
Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви
ИС 10-10-0750
Дорогой читатель!
Бог и Его святые непрестанно являют помощь в нашей жизни. И все мы состоим в семье Любящего Отца, где старшие Его дети – наши братья и сестры, ожидающие нас в Вечной Радости, – помогают нам, младшим и неразумным, странствовать по временной земной жизни. Но Она, превосходящая не только всех людей, вошедших в райские обители, но и ангельские силы, несомненно, занимает особое место в Царствии Небесного Отца.
Мы называем Ее Богородицей, ведь Она смиренно вместила в Себя Невместимого Бога, став Его матерью. Совершенный Бог и совершенный Человек Иисус Христос, в Котором Божество и Человечество пребывают неслитно и нераздельно, воспринял человеческую природу именно от Нее.
Многих гениев искусства вдохновлял образ Ее чистоты и святости, со всех концов света к ней возносятся молитвы, а Она, покрывающая любовью всю землю, указывает всем на Источник Жизни, Света и Любви – Своего Сына, Спасителя и Бога Иисуса Христа.
Мы обращаемся к Ней «Заступница Усердная». И действительно, усердие Божией Матери ощущал, наверное, каждый – это внезапно и естественно переживаемое в личной молитве свидетельство: твоя боль Ей не безразлична, Она слышит, Она поможет… Но нередко, получая просимое, мы быстро забывали и Ее, и Сам Источник всех благ – Бога. Стыдливо прячем от Него глаза, понимая, что жизнь свою изменить мы не в силах, а ведь Он ожидает от нас именно этого.
Желаем ли и мы проявить ответное усердие, стать ближе к Ней? Хотим ли мы узнать больше о Ней? Надеемся, что эта замечательная книга писателя, богослова и проповедника протоиерея Геннадия Фаста, целиком посвященная Божией Матери, сделает Ее прекрасный образ – любящий и смиренный – ближе и понятней для каждого из нас.
Уже вышла книга отца Геннадия Фаста об Иисусе Христе «Кто же Сей?». Новый цикл бесед посвящен Пресвятой Богородице. Действительно, Божия Матерь занимает в нашей духовной жизни очень важное место. Но что мы знаем о Ней? Ежедневно мы приносим Ей наши скорби и радости в молитвах. Но кто Она для нас? Каково православное учение о Деве Марии, утвержденное на Вселенских Соборах? И являемся ли мы православными в своем отношении к Ней? Откуда мы узнали о Рождестве Богородицы, Введении во храм и Успении, если об этом нет упоминаний в Новом Завете? Эти и многие другие вопросы разбирает отец Геннадий. Его беседы отличаются поразительной увлекательностью и информативностью. Он зачастую подходит к тому или иному вопросу критично, рационально, словно предлагая посмотреть на наше Предание о Богородице глазами протестанта, а далее точно так же рационально убеждает в необходимости и истинности Предания. Но в то же время обращает наше внимание и на то, что не все, к чему мы привыкли, является Преданием и верой Церкви.
Эта книга не должна никого оставить равнодушным, тем более что Богородица для каждого из нас очень близка и дорога. Мы очень надеемся, что беседы отца Геннадия помогут вам глубже осознать свою связь с Православием, с Богородицей и Воплотившимся из Ее девственной утробы нашим Господом и Спасителем Иисусом Христом.
Владимир Лучаиииов,
главный редактор издательства «Никея»
Вступление
В этой книге представлен цикл бесед, посвященных некоторым темам учения о Богородице: пророчества и прообразования о Божией Матери, содержащиеся в текстах Ветхого Завета, учение о Деве Марии, заключенное в Евангелии, церковном Предании, а также в апокрифах[1]. Речь пойдет и об историческом аспекте учения о Богородице в христианской Церкви.
Оказывается, многое из того, что православным христианам кажется само собой разумеющимся, незыблемым и естественным, не всегда является очевидным. Мы узнаем, как исторически раскрывалось учение о Божией Матери.
Пророчества и прообразования о Богородице
Чем различаются пророчества и прообразования? Пророчества – это прямые указания Бога через пророка на грядущие события, а прообразования всегда осмысливаются постфактум – после того, как что-либо уже произошло. Многие вещи христиане воспринимают именно прообразовательно. Для христианского сознания это совершенно естественно и не нуждается в доказательствах, в то время как раввин назовет такие утверждения сплошными фантазиями и выдумками. Но дело в том, что само иудейское богословие нисколько не меньше, а то и больше христианского занимается так называемыми «фантазиями и выдумками», т. е. в раввинизме тоже очень много прообразов, которые принимаются исключительно на веру. Сначала – вера, и лишь потом следует осмысление прообразования.
Иона, пребывавший три дня во чреве у кита, – прообраз трехдневного пребывания Христа в земле[2]. Если сейчас сказать какому-нибудь иудею, что пребывавший в утробе кита Иона имеет какое-то отношение к будущему Мессии, он ответит, что это очевидная выдумка. А действительно, что мы можем ему возразить? Был исторический случай, был такой человек, с ним что-то происходило. Впоследствии эти прообразы укореняются, и для христиан пророк Иона – это уже классика.
Поговорим о пророчествах и прообразах Божией Матери, содержащихся в книгах Ветхого Завета. А существуют ли вообще пророчества о людях? Есть пророчества о Христе. Мессианские пророчества – это, собственно говоря, мир, путь, суть и стержень всего Ветхого Завета, причем не только в христианском, но и в иудейском сознании. Для иудеев Ветхий Завет – непосредственное руководство к действию, но гораздо в большей степени это пророчества о грядущем Мессии[3].
Есть пророчества, относящиеся к Богородице и Иоанну Предтече, свидетельствующие об исключительной роли этих людей в приходе Мессии, хотя в новозаветной истории они отступают в тень. Гораздо ярче выписаны апостолы. Если беспристрастно читать Новый Завет, то Дева Мария и Иоанн Креститель лишь появляются и уходят. В какой-то момент они исчезают, и больше речь о них уже не заходит, только в Деяниях апостольских они несколько раз вновь вскользь упоминаются.
Главная идея нам понятна – это Христос, Спаситель, Воплощенный Бог. Никто не может быть приравнен к Богу и Его Сыну. Почему же эти два человека составляют исключение и им были посвящены отдельные пророчества? Ведь не было пророчеств ни об Аврааме, ни о Моисее. Об исключительной роли Матери Господа поговорим впоследствии, а пока лишь отметим тот факт, что пророчества о Ней существуют.
Попробуем беспристрастно прикоснуться к тексту Священного Писания, иногда даже «забывая» о том, что мы – православные, чтобы осознать, что именно говорится в Священном Писании по этому поводу. Православные к этому нередко вообще не готовы. Стоит, например, спросить о том, что сказано в Библии о Божией Матери, и вы услышите в ответ, что и о Рождестве Богородицы там написано, и о Введении во храм речь идет, и об Иоакиме и Анне; есть рассказ, посвященный Успению Богородицы. Для многих наших верующих оказывается совершенно шокирующим то обстоятельство, что ничего из этого в Библии нет. Это заложено в нашем сознании, в нашей вере, присутствует в нашей церковной практике, в наших богослужениях и праздниках. Но чтобы в беседе с протестантом или иудеем беспристрастно доказать, что в Библии действительно содержатся пророчества о Божией Матери, придется немало потрудиться в поисках таких пророчеств. Изначально мы верим и лишь потом воспринимаем те или иные тексты с позиций нашей веры. Так поступают приверженцы всех конфессий. Людям только кажется, что они читают беспристрастно. На самом деле они не веру из Библии извлекают, а читают, уже имея веру (говорят даже, что это вера читает Библию). В этом нет никакого противоречия, так как вера появилась у людей раньше Библии. Верил Авраам, не имевший Библии. Христианскую веру исповедовали апостолы, не державшие в руках ни одной из книг Нового Завета – они к тому времени еще не были написаны.
Существуют два абсолютно достоверных пророчества о Божией Матери, хотя вообще-то пророчеств и прообразов в Ветхом Завете содержится гораздо больше. Именно эти пророчества всегда приводились в качестве аргументов в диспутах христиан с иудеями. Они обсуждаются и поныне, начиная с книги мученика Иустина Философа[4].
Первое пророчество было дано прародителям Адаму и Еве – это так называемое Первоевангелие. Оно возглашено не в разговоре Бога с Адамом и не в словах, которые Бог сказал Еве, а в речи, обращенной к змею[5], т. е. к сатане. В этих словах и звучит первое Евангелие, потому что Евангелие – это Благая Весть, весть о том, что сила дьявола будет сокрушена. Хотя он одержал победу, смутил Адама и Еву, первых людей, и Бог изгнал их из Рая, но Бог тут же провозвещает, что царство сатаны будет сокрушено:
И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить па чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3: 14–15).
Этим пророчеством возвещено поражение дьявола и то, что поразит его «семя жены». Русский перевод далек от совершенства и не передает всей тонкости еврейского оригинала. Под словом «семя» у нас, как правило, понимаются все последующие поколения, все потомки, семя как потомство, в то время как в еврейском языке речь идет именно о единственном, определенном Потомке (заора). В этом случае получается, что вражду Бог положит «между тобою и между женою, и между семенем твоим и между потомком ее». Если в виду имеется конкретный потомок, то дьявола поразит не потомство Адама и Евы вообще, не мы с вами это сделаем. Известно, что семя – это дело мужское, у женщины не бывает семени, женщина – земля, на которой семя произрастает. Здесь, казалось бы, заключается бессмыслица, если не подразумевать под женою мать Мессии, т. е. того Потомка, Который придет сокрушить главу змия.
Сами иудеи понимают эти слова мессиански. Мессианизм в иудейском богословии очень силен, поскольку у них было достаточно времени – полторы тысячи лет до Рождества Христа – для того, чтобы мессиански понимать Ветхий Завет. Они и сегодня его понимают мессиански, только не признают Иисуса в качестве исполнителя пророчеств. Таким образом, в словах о жене содержится провозвестие о Матери Сокрушителя змия. Уверовавшие христиане знают его как Иисуса Христа, Который пришел разрушить дела дьявола. Об этом говорят апостолы: Он пришел сокрушить дела сатаны и является потомком Жены[6], Которая, как известно христианам, родила без мужа. Под этой Женой понимается Мария, понимается Матерь Божия.
В Библии вообще нет лишних и незначимых слов, тем более их не может быть в столь кратком и скупом пророчестве. Если бы это не было важно, об этом не было бы и сказано. Но за тысячи лет до создания Евангелий от Матфея, Марка, Луки и Иоанна о Жене уже говорится в Первоевангелии.
Христианское богословие проникнуто взаимосвязью Христа и Его Матери. Люди, более или менее знакомые с церковной службой, знают, что в любом богослужебном каноне каждая песнь заканчивается прославлением Троицы и Богородицы. Фактически параллель, впервые прозвучавшая в Первоевангелии, звучит у нас за каждым богослужением.
Семя Жены не отрывается от Жены. Это первое пророчество. Таким образом, дьявол изначально имел основания косо поглядывать на женщин, потому что так же, как беглому вору в каждом встречном мерещится сыщик, так и дьяволу в каждой женщине виделась Та Самая Жена, семя Которой сотрет его главу. И поэтому особое внимание дьявола приковано к жене, оттого-то к ней у него особое отношение. С нее он начал, к ней впервые приступил, чтобы соблазнить ее. Теперь же через Нее к нему пришло поражение. Вот в этом и состоит главное пророчество. Здесь не содержится никаких прообразов, в данном случае мы можем методом от противного это утверждать. Если кто-то не желает принять это в качестве пророчества, то пусть изложит альтернативное понимание. Но никакой альтернативы здесь нет и быть не может. Под Женою понимается именно Мария, Матерь Господа. И если понятно, что Мессия, с одной стороны, Сын Божий, то, с другой стороны, ведь не пустил же Бог с неба стрелу в дьявола, чтобы убить его, а воплотился, т. е. наше спасение должно было осуществиться человеческими руками. Именно женщина не должна была остаться в стороне, поэтому Мария действительно стала прямой соучастницей дела нашего спасения, хотя Спасителем является наш Господь.
Второе фундаментальное библейское пророчество приводится в книге пророка Исаии и цитируется в Евангелии от Матфея в Рождественской истории:
Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Нс. 7: 14).
Эти слова о рождении Еммануила от Девы Евангелие рассматривает как пророчество относительно рождения Христа от Марии, причем рождение безмужнее:
Се, Дева во чреве приимет и родит Сына (Мф. 1:23).
В еврейском тексте на месте слова «Дева» находится слово «Алма». Греки переводили его как «девушка» или «девица». Древние иудеи так же понимали значение этого слова, и только после исполнения пророчества, когда раввины отвергли Иисуса Назарянина как Христа, стали подвергать сомнению, что оно означает именно девственницу, а не просто молодую женщину. Но остается фактом, что в других библейских текстах (например, Быт. 24: 43, Исх. 2: 8, Пс. 67: 26) под словом «Алма» подразумевается девственница, не знающая мужа. Для христиан это очень важно, но мы не касаемся самого учения о Божией Матери, а лишь стараемся проследить пророческую мысль, которая говорит о том, что Дева примет во чреве, что само по себе является нарушением законов природы, так как Дева принять во чреве не может. Далее Дева рождает Сына, и это уже второе нарушение привычного хода вещей, этого опять-таки быть не может. И нарекут Ему имя Еммануил, что означает «с нами Бог».
1. Апокрифы новозаветные (от греч. απόκρυφα – скрытый, сокровенный, тайный) – книги, не принятые Церковью, ложно или ошибочно приписываемые авторитету апостолов. Среди апокрифов следует различать книги с вымышленным авторством, но при этом отражающие исторические реалии жизни первых христиан, и апокрифы в полном смысле слова – «тайные» книги, составленные еретиками I в. – гностиками. (Здесь и далее примечания научного редактора.)
2. См.: Ин. 3: 2-11; Мф. 12: 38–42; Лк. 11: 29–32.
3. Мессия (евр. – Помазанник; греч. – Христос) – Освободитель, Помазанник Божий, с пришествием Которого установится Царство праведности и справедливости. Все ветхозаветное повествование наполнено темой ожидания Мессии-Спасителя.
4. Св. Иустин Философ (ок. 100–165) – раннехристианский мученик, один из ярких апологетов и отцов Церкви II в.
5. Змеем именуется в Священном Писании дьявол, что указывает на его коварство и злобу (см.: 2 Кор. 11:3; Откр. 12: 9, 14, 15).
6. См.: Гал. 4: 5; 1 Ин. 3: 7–9; Откр. 12–22.
Матерь Божия и Пресвятая Дева Мария, Богородица
Святыня
1. Частица дома Пресвятой Богородицы из Назарета
2. Частица гроба Пресвятой Богородицы
3. Камень от места встречи Богородицы с Елизаветой
4. Частица гроба Пресвятой Богородицы
5. Частица Покрова Пресвятой Богородицы
6. Частица Покрова Пресвятой Богородицы
7. Частица Пояса Пресвятой Богородицы
8. Земля со святой канавки вокруг Серафимо-Дивеевского монастыря, по которой прошли стопочки Пресвятыя Богородицы
9. Частица гроба Пресвятой Богородицы
10. Иверская икона Божией Матери, ранее мироточившая
11. Частица от святого ложа гроба Божией Матери
12. Частица Покрова Пресвятой Богородицы
13. Частица ватки, использованной иеромонахом (впоследствии архимандритом) Киприаном (Пыжовым) для очистки 1947 году оригинала Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение » от многовекового нагара
Местонахождение святыни в Соборе:
1-3. Северный клирос, мощевик #3
4. Икона Успения Пресвятой Богородицы на северной стене храма
5. Икона Покрова Пресвятой Богородицы на западной стене притвора
6. Икона Покрова Пресвятой Богородицы в северной части иконостаса
7. Икона Иверской Божией матери в киоте брата Иосифа Муньоса-Кортеса перед северным клиросом.
8. Икона Божией Матери «Радость всех радостей» (Серафимово Умиление), средина северной стены храма
9. Икона «Взыскание Погибших» — западная стена северного клироса
10. Иверская икона Божией матери, северно-восточный угол северного клироса
11. Шкаф со святынями в Алтарной ризнице, мощевик #10
12. Шкаф со святынями в Алтарной ризнице, мощевик #9
13. Список Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение». На аналое перед амвоном с северной стороны
Икона
Тропарь
Тропарь, глас 4:
К Богородице прилежно ныне притецем, / грешнии и смиреннии, и припадем, / в покаянии зовуще из глубины души: / Владычице, помози, на ны милосердовавши, / потщися, погибaем от множества прегрешений, / не отврати Твоя рабы тщи, / Тя бо и едину надежду имамы. Слава, и ныне: Не умолчим никогда, Богородице, / силы Твоя глаголати, недостойнии: / aще бо Ты не бы предстояла молящи, / кто бы нас избaвил от толиких бед; / кто же бы сохранил до ныне свободны; / не отступим, Владычице, от Тебе, / Твоя бо рабы спасaеши присно от всяких лютых.
Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы, глас 4
Днесь, благовернии людие, светло празднуем,/ осеняеми Твоим, Богомати, пришествием,/ и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:/ покрый нас честным Твоим Покровом/ и избави нас от всякаго зла,/ молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего,// спасти души наша.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ея, именуемой Умиление, глас 4
К Богородице со умилением припадем,/ вси, грехми обремененнии,/ чудотворную Ея икону Умиления облобызающе/ и вопиюще со слезами:/ Владычице, приими моление недостойных раб Твоих/ и подаждь нам, просящим,/ велию Твою милость.
Тропарь праздника Успения Пресвятой Богородицы, глас 1
В рождестве девство сохранила еси,/ во успении мира не оставила еси, Богородице,/ преставилася еси к животу,/ Мати сущи Живота,// и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Тропарь Божией Матери пред иконой ее Иверской, глас 1
Дерзость ненавидящих образ Господень/ и держава нечестивых безбожно в Никею прииде,/ и посланнии безчеловечно вдовицу,/ благочестно чтущую икону Богоматере, истязуют,/ но тая нощию с сыном икону в море пусти, вопиющи:/ слава Тебе, Чистая,/ яко непроходимое море плещи своя подаде,// слава правошествию Твоему, едина Нетленная.
Тропарь Божией Матери пред иконой ее Иверской, глас 1
От святыя иконы Твоея,/ о Владычице Богородице,/ исцеления и цельбы подаются обильно/ с верою и любовию приходящим к ней./ Тако и мою немощь посети,/ и душу мою помилуй, Благая,// и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Знамение, глас 4
Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя раби Твои,/ Богородице пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй/ и душам нашим велию милость.
Кондак
Кондaк, глас 6:
Предстaтельство христиан непостыдное, / ходaтайство ко Творцу непреложное, / не презри грешных молений глaсы, / но предвари, яко Благaя, на помощь нас, верно зовущих Ти; / ускори на молитву, и потщися на умоление, / предстaтельствующи присно, Богородице, чтущих Тя. Иный кондaк, глас тот же: Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе, Пречистая Дево. / Ты нам помози, / на Тебе надеемся, и Тобою хвaлимся, / Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.
Кондак Покрова Пресвятой Богородицы, глас 3
Дева днесь предстоит в церкви/ и с лики святых невидимо за ны молится Богу,/ Ангели со архиереи покланяются,/ апостоли же со пророки ликовствуют:// нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
Кондак Божией Матери пред иконой Ея, именуемой Умиление, глас 3
Юже подражая неплодную смоковницу,/ аз, окаянный, умиления плода отнюд не приношу и посечения страшуся,/ но, взирая к чудотворней иконе Твоей Умиления, Владычице,/ стеню от сердца и вопию:/ умилися, Благосердая,/ и мне, окамененному сердцем,/ благоволи подати душевное и сердечное умиление.
Кондак праздника Успения Пресвятой Богородицы, глас 2
В молитвах Неусыпающую Богородицу/ и в предстательствах непреложное упование/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь/ к животу престави// во утробу Вселивыйся приснодевственную.
Кондак Божией Матери пред иконой ее Иверской, глас 8
Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице,/ от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов,/ но явилася есть хранительница Афона/ и вратарница обители Иверския, враги устрашающая/ и в православней Российстей стране// чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Знамение, глас 4
Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя раби Твои,/ Богородице пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй/ и душам нашим велию милость.
Дева Мария — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(более 1000 релевантных результатов)
Относится к Деве Марии
статуя Девы Марии
ожерелье девы марии
искусство Девы Марии
кулон девы марии
Вирхен де Гуадалупе
золотое ожерелье девы марии
четки
Другие рассказы о Деве Марии
Влияние религиозного деятеля на искусство на протяжении веков
Темы
- Искусство и архитектура
Богоматерь Регла (фрагмент), Harmonia Rosales, 2021. Масло на деревянной панели с 24-каратным золотом. Предоставлено и © Harmonia Rosales
К
Мэг Батлер
06 дек. 2022 г.
Другое Истории о Деве Марии
Body Content
Почему Дева Мария так важна в современном, часто подрывном искусстве?
Ответ кроется в изображениях Девы Марии, созданных более 2000 лет назад.
Инициал I: Богородица с младенцем и джентльменом из Кельна (фрагмент), Испания, 1500–1510 гг. Цвета темпера, золото и тушь, 37 3/8 × 25 1/8 дюйма. Музей Гетти, Ms. 61 (95.MH.50), оборотная сторона
Согласно христианскому поверью, дева по имени Мария родила сына. Бога, Иисуса Христа. Библия на самом деле не дает намного больше информации о жизни Марии.
Но это не единственные истории Девы Марии. Выставка Гетти «Визуализация Девы Марии» следует за бесчисленными историями о Деве Марии, рассказанными ее поклонниками на протяжении тысячелетий, начиная с библейских времен.
Святой Лука, рисующий образ Богородицы (фрагмент), ок. 1440–1450 гг., Мастерская Бедфордского мастера. Цвета темпера, сусальное золото, золотая краска и тушь, 9 1/4 × 6 7/16 дюйма. Музей Гетти, г-жа Людвиг IX 6 (83.ML.102), л. 209
Вдохновиться
Наслаждайтесь историями об искусстве и новостями о выставках и мероприятиях Getty в нашей бесплатной электронной рассылке.
Подпишитесь сейчас
Портрет, с которого все началось
Самая первая визуализация Девы Марии, как считали многие в Средние века, была написана Святым Лукой.
С того поворотного момента почитание Девы Марии неразрывно связано с ее изображением в искусстве.
Богородица с младенцем, магистр кардинала Бурбона, ок. 1500 г.
Цвета темперой, тушь и золото, 5 1/4 × 3 7/16 дюйма. Музей Гетти, Ms. 109 (2011.40), л. 114
Центральный персонаж Библии, Дева Мария стала популярной в Средние века, отчасти из-за ее материнской роли в христианском спасении.
Для многих средневековых христиан «Иисус был немного пугающим, осуждающим богом», — говорит хранитель рукописей Гетти Бет Моррисон. «Дева Мария является синонимом сострадания. Итак, средневековые христиане думали, что если они помолятся ей, то она, в свою очередь, передаст их мольбы Богу, своему любящему сыну, который не может ей ни в чем отказать».
Святая Авиа в тюрьме, причащающаяся от Богородицы, ок. 1480–1485, Жан Бурдишон. Краски темперой, золото и тушь, 6 7/16 × 4 9/16 дюйма. Музей Гетти, Ms. 6 (84.ML.746), л. 143
Эта близкая связь с Марией привела художников к визуализации, которая создавала разные значения для христианских зрителей во все времена, во всем мире. Рассказы о Деве Марии часто появлялись в часословах (именных молитвенниках).
На изображении выше изображена Дева Мария, причащающая (обряд, обычно предназначенный для мужчин) женщину, заключенную в тюрьму за отказ выйти замуж и посвятившую свою жизнь Богу. Вместе две святые женщины служили образцом силы и решимости для владелицы рукописи: богатой женщины французского двора.
Дева Гваделупская, 1779 г., Себастьян Сальседо. Масляная краска на медной панели, 25½ × 19⅝ дюйма. Художественный музей Денвера, 1976.56
История Девы Марии стала историей Мексики, когда коренной житель по имени Хуан Диего Куаутлатоатцин стал свидетелем чудесного видения Девы Марии в 1531 году.
Это изображение Марии, названная Девой Гваделупской, стала одним из самых популярных религиозных и культурных символов страны.
Богоматерь Регла (фрагмент), Harmonia Rosales, 2021. Дерево, масло, 24-каратное золото. Предоставлено и © Harmonia Rosales
Дева Мария по-прежнему занимает центральное место в современном искусстве, заставляя задуматься. 10 декабря три художника приедут в Центр Гетти, чтобы выступить с докладом «Модернизируя Мэри», чтобы обсудить ее роль в их творчестве.
Скандальная художница Альма Лопес в своих изображениях Девы Марии исследует вопросы цензуры, идентичности и репрезентации. Художник-татуировщик Марк Махони расскажет о своей работе в черно-сером стиле татуировки, разработанном в Лос-Анджелесе для создания тонких портретов Девы Марии и другой религиозной иконографии.