Светское государство статья конституции: Статья 14 \ КонсультантПлюс

Разное

Содержание

Ст. 14 Конституции РФ с Комментариями. Последняя редакция с изменениями на 2022 год

Последняя редакция Статьи 14 Конституции РФ гласит:

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

1. Определение России как светского государства означает: отсутствие законной церковной власти над органами государства и гражданами; отсутствие исполнения церковью, ее иерархами каких-либо государственных функций; отсутствие обязательного вероисповедания для государственных служащих; непризнание государством юридического значения церковных актов, религиозных правил и т.п. как источников права, обязательных для кого-либо; отказ государства от финансирования расходов какой-либо церкви и другие правила этого рода. Определив Россию как светское государство, Конституция тем самым устанавливает эти положения. Вместе с тем в понятие светского государства входит и ряд других его признаков, прямо указанных в нескольких статьях Конституции или вытекающих их этих статей. Прежде всего это установление ряда индивидуальных и коллективных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина: свобода совести и вероисповедания (ст. 28), равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, религиозных убеждений (ч. 2 ст. 19), принадлежности к религиозным объединениям (ч. 2 ст. 14), запрещение разжигания религиозной розни (ч. 5 ст. 13), ненависти или вражды, пропаганды религиозного превосходства (ч. 2 ст. 29) и любых форм ограничения прав и свобод граждан по признакам религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19), недопущение принуждения кого-либо к выражению своих религиозных убеждений или к отказу от них (ч. 3 ст. 29). Светскому характеру демократического государства, в котором человек, его права и свободы, в том числе свобода совести, являются высшей ценностью, признаваемой, соблюдаемой и защищаемой государством, не противоречит и право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой по религиозным мотивам (ч. 3 ст. 59).

Одно из важных требований к светскому государству выражает Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. в ст. 18: «Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору». Государство должно само не подвергать никого такому принуждению и не позволять этого никому.

Светский характер присущ многим демократическим правовым государствам (США, ФРГ, Италия, Польша и др.). Иногда это выражается прямо, как, например, в ст. 2 Конституции Франции: «Франция является… светской… Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всем гражданам, независимо от… религии. Она уважает все верования». В Конституции США первая поправка (1791 г.) гласит: «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное вероисповедание…» Светским государством провозглашена Турция (ст. 2 ее Конституции 1982 г.), где большинство населения — мусульмане.

В некоторых других государствах, где, как и в России, светский характер государства сочетается с преобладанием одного из вероисповеданий среди верующих граждан, конституции фиксируют оба эти обстоятельства, однако не называя государство светским. Конституция Испании 1978 г. в ст. 16 гарантирует индивидам и их сообществам свободу идеологии, религии и культов без ограничений в их проявлениях, кроме ограничений, необходимых для охраняемого законом общественного порядка. Никто не должен заявлять о том, какой идеологии, религии или веры придерживается. Никакое вероисповедание не является государственным; публичные власти только принимают во внимание существующие вероисповедания и поддерживают отношения с католической церковью и прочими религиозными общинами.

Это происходит и в некоторых странах с преобладанием среди населения православных христиан. Так, Конституция Греции, демократически решая вопрос о свободе совести и равноправии религий, вместе с тем устанавливает: «Господствующей в Греции религией является религия восточноправославной церкви Христовой» (ст. 3). Аналогичное положение содержится в ч. 3 ст. 13 Конституции Болгарии.

В некоторых странах подобным образом устанавливаются государственные религии, количественно преобладающие, но не ограничивающие религиозной свободы иных вероисповеданий. Таковы, например, англиканская церковь в Англии, пресвитерианская — в Шотландии, обе возглавляемые монархом Великобритании, католическая — в Италии, евангелическая — в Скандинавских странах, мусульманская — в Египте, иудейская — в Израиле.

В ряде решений Европейского Суда по правам человека подчеркнуто, что если конституционное равноправие верующих граждан и религий соблюдается, то констатация количественного преобладания той или иной религии в Конституции этой страны не противоречит правам и свободам человека в данной сфере.

Есть и государства, где государственная религия господствует безраздельно. Таковы, например, некоторые мусульманские страны (Иран, Саудовская Аравия и др.).

Но даже там, где никакая религия не имеет юридического статуса государственной, официальной или хотя бы традиционной, иногда одна из существующих церквей нередко проявляет стремление создать для себя преобладающее правовое положение в общегосударственном или региональном масштабе, используя многовековую традицию части населения и полуофициальную поддержку властей.

Примером светского государства, преодолевшего и такие трудности, может служить Италия. Согласно ст. 7 и 8 ее Конституции, государство и католическая церковь независимы и суверенны в своих сферах, а их отношения регулируются Латеранскими соглашениями. Все религии равноправны и свободны, а некатолические конфессии имеют право создавать свои организации согласно своим уставам, не противореча правопорядку Италии. Их отношения с государством определяются законом на основе его соглашений с представляющими их органами. Все имеют право на вероисповедание в любой форме, индивидуальной или коллективной, на его распространение, за исключением обрядов, противных добрым нравам (ст. 19). Церковный характер, религиозные или культовые цели общества или учреждения не могут быть причиной для законодательных ограничений или фискальных обременений их создания и деятельности (ст. 20). В соответствии с этими конституционными положениями в Италии еще в 50-х годах ХХ в. были отклонены претензии части католического клира на преимущественное положение их церкви, основанное на том, что 90 процентов итальянцев — католики. Было отменено и запрещение прозелитизма (вербовка новых членов в церковь путем предложения материальных или социальных выгод, психологического давления, угроз и т.д.).

Часть 1 ст. 14 Конституции РФ запрещает придание какой бы то ни было религии характера государственной или обязательной. По-видимому, это означает и недопустимость установления для какой бы то ни было религии ограничивающих или унижающих правил. Исторический опыт России — в котором наряду с традициями религиозной свободы и веротерпимости имели место и государственный характер православной религии, и неравноправие религиозных верований и церквей, и преследования на религиозной почве (даже христианских сект, староверов, молокан или других ересей и т.п.), и огромные по своему размаху гонения на все церкви, террор против духовенства и верующих во времена коммунистического «воинствующего безбожия», и использование властями церкви и религии в своих интересах и т.д. — убедительно доказывает необходимость сохранения и усиления светского характера государства, свободы совести, равноправия религий и церквей.

Эта проблема сохраняет свое значение еще и потому, что иногда и в наше время имеют место попытки противопоставить религии друг другу, поставить некоторые из них в неравноправное положение вопреки Конституции и законам России. Таковыми, например, были выступления части православного духовенства против того, чтобы в Москве, столице для всех народов и всех верующих любых вероисповеданий в России, на Поклонной горе в мемориале в честь всех погибших за Родину в Великой Отечественной войне граждан нашей страны, в большинстве — неверующих, наряду с православной церковью строились и храмы других конфессий. Другим примером могут служить пожелания некоторых иерархов Русской Православной Церкви (Московской Патриархии), основанные на том, что она является Церковью «большинства». Это утверждение само по себе вряд ли верно, так как большинство остается неверующим и даже те лица, которые традиционно считают себя православными христианами, с церковной точки зрения не всегда являются таковыми, ибо регулярно не посещают церковные богослужения, не исповедуются и т. п., а РПЦ (Московская Патриархия — МП) не единственная в России Русская Православная Церковь, есть еще Зарубежная, Старообрядческая и ряд других независимых от МП русских православных церквей. К тому же в демократическом обществе и светском государстве большинство обязано соблюдать права меньшинства, как и индивидуальные права личности. В данном смысле любое, в том числе вероисповедное, большинство равноправно с каждым меньшинством и не может претендовать на то, чтобы быть «более равноправным», нежели другие религии, конфессии, церкви.

Поэтому лидеры ряда других конфессий неоднократно заявляли в печати о том, что, по их мнению, высшие органы государственной власти РФ не всегда считаются с правами и законными интересами этих конфессий и ведут себя так, будто Россия только православная и только славянская страна, хотя не менее 20 процентов ее населения не славяне и даже традиционно не христиане.

По-видимому, со светским характером государства, свободой совести и вероисповедания, равноправием религий и церквей, как и с правом каждого «исповедовать любую религию или не исповедовать никакой», свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения (ст. 28), не вполне согласуются попытки защищать только традиционные массовые религии от «зарубежной религиозной экспансии» и прозелитизма, для чего в условиях светского государства вряд ли имеются вероисповедные основания.

Иногда в связи с этим выдвигаются предположения о том, что в деятельности некоторых органов власти в России и РПЦ (МП) проявляется стремление к превращению этой Церкви в церковь государственную, явно противоречащее Конституции. Никакие устремления клерикального характера несовместимы со светским характером государства и конституционными правами человека и гражданина.

2. Провозглашенные в ч. 2 ст. 14 отделение религиозных объединений от государства (без упоминания об отделении школы от церкви и религии) и равенство этих объединений перед законом — важнейшие принципы вполне развитого правового демократического светского государства. Они осуществлены также во многих других странах.

Отделение религиозных объединений от государства имеет большое юридическое значение. Прежде всего это взаимное невмешательство в дела друг друга со стороны религиозных объединений, с одной стороны, и государства, его органов и должностных лиц — с другой. Государство нейтрально в сфере свободы религиозных верований и убеждений. Оно не вмешивается в осуществление гражданами их свободы совести и вероисповедания, в законную деятельность церкви и иных религиозных объединений, не возлагает на них выполнение каких бы то ни было своих функций. Религиозные объединения не вмешиваются в государственные дела, не участвуют в деятельности политических партий, в выборах органов государства и т.п.

Но определенные формы взаимодействия между ними существуют. Государство в соответствии с законом охраняет индивидуальные и коллективные права и свободы верующих, законную деятельность их объединений. Последние имеют право участвовать в культурной и социальной жизни общества.

Эти общественные отношения еще до принятия Конституции РФ 1993 г. были урегулированы прежней Конституцией и Законом от 25 октября 1990 г. «О свободе вероисповеданий» (Ведомости РСФСР. 1990. N 21. ст. 240). Согласно им, отделению религиозных объединений от светского государства противоречили: организация богослужений в государственных учреждениях и на государственных предприятиях, помещение в них предметов религиозной символики, государственное финансирование деятельности религиозных объединений, участие государственных должностных лиц в качестве таковых (а не в качестве частных лиц, обычных верующих) в религиозных церемониях, строительство храмов и т.п. за счет государственных средств, попытки сформировать какое-либо отношение к религии или преподавание религиозных дисциплин в государственных учебных заведениях. В частности, ФЗ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы» (СЗ РФ. 1995. N 31. ст. 2990) запретил государственным служащим использовать свое служебное положение в интересах религиозных объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры религиозных объединений. В негосударственных учреждениях, предприятиях, школах и т.п. все это возможно.

Тот же Закон конкретизировал конституционное положение о равенстве религиозных объединений в светском государстве перед законом. Ни одна религия, Церковь или иное религиозное объединение не имеют права пользоваться никакими преимуществами и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими. Поэтому любые проявления подобных тенденций были признаны незаконными.

Последующее законодательство внесло ряд изменений в решение этих проблем. ФЗ от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» — разделил равноправные, согласно ч. 2 ст. 14 Конституции, религии и религиозные объединения на неравноправные разновидности: во-первых, на традиционные и нетрадиционные и, во-вторых, на религиозные организации, имеющие права юридического лица, право заниматься издательской и образовательной деятельностью, осуществлять международные связи религиозного характера и многое другое, и религиозные группы, не имеющие даже таких прав, которые принадлежат членам этих групп в силу Конституции (ст. 29 и др.).

В частности, в ст. 5 указанного ФЗ N 125-ФЗ установлено, что религиозные организации, действуя в соответствии с законодательством РФ и своими уставами, вправе создавать свои образовательные учреждения. А в государственных и муниципальных образовательных учреждениях их администрация получила право по просьбе родителей (или замещающих их лиц), с согласия детей, обучающихся в этих учреждениях, и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления обучать детей религии вне рамок образовательной программы. Религиозные группы такого права не получили.

Вместе с тем Закон препятствует созданию и деятельности тех религиозных объединений, которые причиняют вред здоровью граждан, побуждают их к незаконному отказу от исполнения их обязанностей или к противоправным действиям. С этой целью установлена обязательная ежегодная перерегистрация религиозных объединений в течение 15 лет после их образования; в это время им запрещено заниматься многими названными выше видами деятельности. Такое ограничение прав религиозных объединений, которые не были допущены в России воинственно-атеистическим коммунистическим партийно-государственным режимом, и признание тех организаций, которые по каким-то причинам были допущены этим режимом, вряд ли соответствует конституционным принципам ст. 14 в демократическом правовом обществе и светском государстве.

Конституционный Суд неоднократно рассматривал эти проблемы, причем рассматривались только жалобы граждан и некоторых религиозных организаций, которые были созданы до принятия упомянутого ФЗ 1997 г. N 125-ФЗ и не подвергались введенным им ограничениям, если не могли подтвердить, что существуют не менее 15 лет и т.п., но в соответствии с ним были лишены многих прав, которые они уже имели, в частности в соответствии с Законом 1995 г. В 1999 г. речь шла о двух жалобах, с которыми обратились Общество Свидетелей Иеговы (г. Ярославль) и «Христианская церковь Прославления» (г. Абакан), а в 2000 г. — «Независимый российский регион Общества Иисуса» (НРРОИ). Конституционный Суд исходил из того, что в силу ст. 13 (ч. 4), 14 (ч. 2) и 19 (ч. 1 и 2), а также 55 (ч. 2) Конституции законодатель не имел права лишать эти организации уже имеющихся у них прав, ибо это нарушало равноправие и ограничивало свободу убеждений и деятельности общественных (в том числе религиозных) объединений. В Постановлении от 23 ноября 1999 г. N 16-П Конституционный Суд признал не противоречащими Конституции обжалованные положения Закона 1997 г., поскольку эти положения применительно к их действию в отношении таких организаций означают, что они пользуются правами юридического лица в полном объеме. Ссылаясь на взаимосвязанные ст. 13 (ч. 4), 14, 15 (ч. 4), 17, 19 (ч. 1 и 2), 28, 30 (ч. 1), 71, 76 — но не на ст. 29 (ч. 2, 3, 4, 5), 50 (ч. 2) и др. — Конституционный Суд, исходя из признаваемого им права законодателя регулировать гражданско-правовое положение религиозных объединений, не предоставлять им этот статус автоматически, не легализовать секты, нарушающие права человека и совершающие незаконные и преступные деяния, а также препятствовать миссионерской деятельности в том числе в связи с проблемой прозелитизма.

Конституционность этих мер против миссионерской деятельности и прозелитизма представляется весьма сомнительной.

В Определении от 13 апреля 2000 г. N 46-О (ВКС. 2000. N 4. С. 58-64). Конституционный Суд признал, что обжалованные НРРОИ положения ФЗ 1997 г. N 125-ФЗ прав НРРОИ не нарушают, как это следует из названного Постановления 1999 г. Но судья Конституционного Суда РФ Л.М. Жаркова выступила с особым мнением по этому Определению 1999 г., сделав убедительный, на наш взгляд, вывод о том, что обжалованные положения Закона 1997 г. носят дискриминационный характер, ограничивают свободу вероисповедания, нарушают конституционные принципы равенства граждан и религиозных организаций перед законом, равноправия граждан и соразмерности ограничения основных прав и свобод конституционно значимым целям и, таким образом, не соответствуют Конституции РФ, ее ст. 14 (ч. 2), 19 (ч. 1 и 2), 28 и 55 (ч. 3) и др. (ВКС. 1999. N 6. С. 33-36).

Кроме того, предусмотренное в ст. 14 и 28 Конституции (см. комм. к ст. 28) право каждого в светском государстве исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии, свободно выбирать религиозные и иные убеждения, иметь и распространять их и т.д. связано с установлением в ч. 4 ст. 29 Конституции России правом свободно иметь, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, в данном случае о любых религиях. Ведь свободный выбор между любыми религиозными и нерелигиозными убеждениями, программами и т.п. невозможен без полной и свободной информации о них. Поэтому ограничения этой свободы вызывают серьезные сомнения и возражения, разумеется не относящиеся к преступным призывам и действиям, только маскируемым под распространение тех или иных убеждений.

В конце ХХ — начале XXI в. политика государства по отношению к РПЦ (МП) и другим церквям во многом стала существенно изменяться в лучшую сторону. Указом Президента РФ от 14 марта 1996 г. «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий» был не только осужден многолетний террор, развязанный большевистским партийно-государственным режимом против всех конфессий. Реабилитация его жертв, восстановление их прав и свобод вскоре были дополнены мерами по возвращению (т.е. реституции) церквям, мечетям, синагогам и другим культовым учреждениям несправедливо изъятого у них имущества: храмов, земельных участков, иных ценностей и т.п.

Что Означает Статья 14 Конституции Рф?

Статья 14 Конституции РФ 1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2.

Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Пояснение. Статья 14 Конституции: Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Какие факты свидетельствуют о том что РФ является светским государством?

Определение России как светского государства означает: отсутствие законной церковной власти над органами государства и гражданами; отсутствие исполнения церковью, ее иерархами каких-либо государственных функций; отсутствие обязательного вероисповедания для государственных служащих; непризнание государством юридического

Что значит формулировка Российская Федерация является светским государством?

Све́тское госуда́рство — государство с устройством, где религия отделена от государственной власти, и которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.

Как светское государство Российская Федерация характеризуется?

Как светское государство Российская Федерация характеризуется тем, что в ней религиозные объединения отдельны от государства и никакая религия, согласно Конституции РФ, не может устанавливаться в качестве государственной.

Как обеспечивается светский характер государства?

Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви). Клерикальное государство с церковью не слито.

Какие черты присущи светскому государству?

Основные признаки светского государства

  • отделение от страны религиозных образований, деятельность которых существенно направлена на полное идеологическое распространение;
  • абсолютная недопустимость установления всеобщей обязательной идеологии либо религии.

Каким образом народ осуществляет свою власть?

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. К. в качестве основополагающего принципа определяет принцип законности.

Кто Согласно Конституции РФ?

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Что такое светский характер?

Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной’. Вместе с тем, политический режим в России подаёт всё более отчётливые сигналы не в пользу светского государства.

Какая основная задача решается Россией как социальным государством?

Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства — достижение такого общественного развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

Почему Россия светское государство примеры?

во-первых, отсутствие узаконенной, официальной религии — никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; во-вторых, отделение религиозных объединений от государства; в-третьих, равенство всех религиозных объединений перед законом.

Какие положения Конституции РФ характеризуют Россию как светское государство егэ?

Российская Федерациясветское государство. 1) Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2) Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 3) Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Что характеризует Россию как демократическое государство?

Россиядемократическое государство. Это означает, что источником государственной власти в России является многонациональный Page 2 народ. Конституцией России установлено две формы демократии прямую и представительную.

Почему РК является светским государством?

Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. – Прежде всего хотелось бы уточнить, что входит в понятие ‘светское государство‘? Суть идеи состоит в отделении церкви от государства.

Что означает Казахстан светская страна Перечислите черты светскости?

СВЕТСКОСТЬЭТО:

– обеспечениеправ граждан на свободу выбора религии либо отказ от нее; – недопущение пропаганды любых вероучений в организациях образования,за исключением духовных учебных заведений; – регулирование социальных отношений в обществе законами страны, а не религиозными догмами.

Что является религиозным объединением?

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели

Конституция создала светское правительство

Джон М. Свомли

Джон М. Свомли — почетный профессор социальной этики в Школе богословия Св. Павла. Он является членом национального совета Американского союза гражданских свобод и является автором многих книг, в том числе «Религия, государство и школы» и «Политика освобождения» .

В следующей подборке Свомли утверждает, что Конституция США явно предназначалась для создания светского правительства. Чтобы поддержать это утверждение, он противопоставляет язык Декларации независимости языку Конституции. В отличие от декларации, которая содержит такие фразы, как «Бог природы» и «Божье провидение», Конституция содержит только одну ссылку на религию: пункт, запрещающий религиозные испытания при приеме на работу. Впервые было создано правительство, установившее доктрину отделения церкви от государства. Хотя документ не запрещал смешение религии и политики, он гарантировал людям право поклоняться так, как они считают нужным, и защищал их от вмешательства государства в религиозные дела. Автор приходит к выводу, что люди не были уверены, что Конституция защитит их религиозные права. В результате страх перед властью правительства побудил многих призвать к принятию билля о правах, чтобы федеральное правительство не вмешивалось в религиозные убеждения и деятельность людей.

Источник

Джон М. Свомли, Свобода вероисповедания и светское государство. Амхерст, Нью-Йорк: Prometheus Books, 1987. Copyright © 1987 Джон М. Свомли. Все права защищены. Воспроизведено с разрешения издателя.

Первичный исходный текст

Конституционная доктрина отделения церкви от государства является уникальным вкладом Америки в правительство. Это означает, что правительство не имеет права вторгаться в сферу религии, что государственные учреждения не могут ни продвигать, ни подавлять религию, и что правительство не может принимать во внимание религию человека или ее отсутствие при определении квалификации для занятия государственной должности или государственной службы. . Единственной функцией правительства в отношении религии является защита права совести, вероисповедания, автономного контроля над доктриной, управлением и ресурсами религиозных групп, а также частного и публичного выражения религиозных убеждений.

Отделение церкви от государства не означает отделение религии от политики. Религиозное или нерелигиозное лицо или группа могут свободно участвовать в политических выступлениях и действиях, критикующих или поддерживающих политику правительства. Конгресс, однако, смог ограничить лоббирование со стороны церквей, предоставив налоговые льготы и налоговые вычеты взносов некоммерческим организациям, которые используют лишь часть своих ресурсов для оказания влияния на законодательство.

Конституция Соединенных Штатов предусматривает полностью светское правительство. Любое действие Конгресса, исполнительной или судебной власти, которое дает какие-либо преимущества религиозным организациям или создает какие-либо препятствия на пути религиозного самовыражения, не нарушая права других, является нарушением буквы и духа Конституции.

Конституция, как писал историк Чарльз А. Берд, «не наделяет федеральное правительство никакими полномочиями в отношении религии в какой бы то ни было форме и любым способом». Джеймс Мэдисон назвал это «биллем о полномочиях». Он сказал, что «перечислены полномочия, и из этого следует, что все, что не предоставлено Конституцией, сохраняется» за народом.

Конституция как договор

Конституцию следует понимать как общественный договор между народом и Соединенными Штатами. Десятая поправка разъясняет значение общественного договора в следующих словах: «Полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные ею штатам, сохраняются соответственно за штатами или за народом».

Идея общественного договора возникла из политической философии Джона Локка, который оказал сильное влияние на многих ведущих американцев, включая Томаса Джефферсона и Джеймса Мэдисона. Частично под влиянием Джона Локка Джефферсон и Мэдисон пришли к выводу, что правительство, сформированное как общественный договор, не имеет полномочий действовать по религиозным вопросам. Локк, который популяризировал теорию общественного договора правительства, утверждал в своем первом Письме о терпимости , что «забота о душах не может принадлежать гражданскому магистрату, потому что его власть состоит только во внешней силе, а истинная и спасительная религия состоит во внутреннем убеждении ума…».

Утверждение Локка на современном языке — это идея о том, что истинная религия — это вопрос веры и что, если церковь не может убедить своих членов принять ее учение или внести свой вклад в ее работу, правительство не должно навязывать веру или оплатить его расходы. Губернатор Нью-Йорка Марио Куомо в 1984 защищал свою позицию не добиваться принятия законов против абортов после утверждения католических епископов о том, что католические политики не могут провести черту между своей личной верой и государственной политикой, когда он сказал: преступно то, что мы считаем греховным, потому что мы сами не можем перестать совершать грех».

Светский характер Конституции ясно проявляется в единственном упоминании религии в ней до принятия Первой поправки. Эта ссылка содержится в статье VI, раздел 3, которая запрещает религиозные тесты для государственных должностей.

Хотя Декларация независимости, принятая всего одиннадцатью годами ранее, содержит различные религиозные термины, такие как «Бог природы», «Верховный судья мира» и «Божье провидение», в Конституции нет такой ссылки. Кстати, это относится к религии в том смысле, что воскресенья не засчитываются в число дней, в течение которых президент может наложить вето на закон. Это отсутствие религиозных отсылок не отражает какой-либо враждебности к религии и даже не означает ее незначительности. Скорее, это признание того, что религия процветала бы лучше, если бы правительство не оказывало на нее влияния, не помогало и не препятствовало ей.

Разделение церкви и государства в Конституции

Статья VI, раздел 3, который является первым конкретным заявлением об отделении церкви от государства, помимо светского характера самой Конституции, гласит:

Сенаторы и представители ранее упоминалось, и члены законодательных собраний нескольких штатов, а также все должностные лица исполнительной и судебной власти как Соединенных Штатов, так и отдельных штатов обязаны присягой или заявлением поддерживать настоящую Конституцию; но никакие религиозные испытания никогда не должны требоваться в качестве квалификации для какой-либо должности или государственного фонда в Соединенных Штатах.

Этот раздел важен не только потому, что он разрешал любому лицу, независимо от религии, занимать государственные должности, но и потому, что он предусматривал использование «утверждения» в качестве альтернативы религиозной присяге. Под аффирмацией понималось торжественное заявление лица, сознательно возражающего против принесения присяги, но равноценное религиозной присяге по ценности и наказанию в случае нарушения.

Влияние этого раздела Конституции имело большое значение для свободы вероисповедания. Само по себе это было важным препятствием для создания или государственной поддержки любой церкви. Одна из причин этого заключается в том, что число невоцерковленных, а также сторонников церквей, не согласных с учреждением, было больше, чем совокупное количество членов всех церквей, которые были ранее созданы в колониальную эпоху, или тех, которые могли рассчитывать на такую ​​поддержку в то время. была принята Конституция.

Энсон Фелпс Стоукс в своем монументальном труде Церковь и государство в Соединенных Штатах писал, что «Конгресс, состоящий из мужчин и женщин из всех деноминаций, никогда не сможет объединиться в выборе какого-либо одного органа» как устоявшейся церкви. «Это было настолько очевидно со времени основания правительства, что это одна из причин, по которой Первую поправку следует интерпретировать более широко, чем просто как предотвращение государственного установления религии, которое уже стало почти невозможным».

Комментарии создателей Конституции

Заявление Стоукса подтверждается комментариями современников разработки Конституции. Оливер Элсворт, член Континентального конгресса от Коннектикута, делегат Конституционного собрания и третий председатель Верховного суда Соединенных Штатов, отмечал в одном из своих сочинений, что в европейских странах с устоявшимися церквями всегда существовали религиозные испытания для занимающий должность. Эдмунд Рэндольф, делегат Конституционного конвента и первый генеральный прокурор Соединенных Штатов, сослался на «нерелигиозные» тесты для государственных должностей как на то, что те, кто находится в должности, «не обязаны поддерживать какой-либо способ поклонения или придерживаться одного особая секта». Поэтому, учитывая разнообразие религиозных организаций в США, «они будут препятствовать созданию какой-либо одной секты в ущерб остальным и навсегда противодействовать всем попыткам ущемления религиозной свободы».

Джеймс Иределл, член Верховного суда с 1790 по 1799 год, участвовавший в Конвенте Северной Каролины, ратифицировавшем Конституцию, упомянул об исключении религиозного теста для государственной должности как об одном из способов установления религиозной свободы. Он сказал, что Конгресс не имеет права создавать «какую-либо религию, и я удивлен, что какой-либо джентльмен может вообразить, что они имеют… Если какой-либо будущий Конгресс примет закон о религии страны, он быть актом, который они не уполномочены принимать в соответствии с Конституцией…».

Другой житель Северной Каролины, Ричард Доббс Спэйт, который был делегатом Конституционного конвента, сказал о религии: «Правительству не дано никакого права вообще вмешиваться в нее. Любой акт Конгресса по этому вопросу будет узурпация».

Необходимость в Билле о правах

Хотя члены Конституционного собрания и многие другие американцы считали, что новое федеральное правительство не имеет права издавать законы в отношении религии, многие опасались узурпации власти. Они хотели иметь билль о правах, который эффективно предотвратил бы вмешательство федерального правительства в религию. Томас Тредуэлл из Нью-Йорка выступил против ратификации Конституции, утверждая, что для этого нужен билль о правах. Он сказал, что хотел бы, чтобы «были предприняты достаточные меры предосторожности, чтобы обеспечить нам наши религиозные свободы и не допустить, чтобы общее правительство тиранило нашу совесть религиозным учреждением — тирания всех остальных, самая ужасная и которая, несомненно, будет осуществлена». всякий раз, когда это будет сочтено необходимым для поощрения и поддержки их политических мер».

Даже в Вирджинии Джеймс Мэдисон и другие сторонники федерального союза не смогли убедить съезд штата ратифицировать федеральную конституцию, пока он не принял рекомендацию относительно билля о правах. Оппозицию ратификации возглавили Патрик Генри и Джордж Мейсон. Мейсон был делегатом Конституционного собрания в Филадельфии, но отказался подписать Конституцию, потому что в ней не было билля о правах. Он был основным автором в 1776 году Декларации прав Вирджинии. Одна из предложенных Вирджинией поправок к федеральному биллю о правах гласила, что «никакая конкретная религиозная секта или общество не должны пользоваться или создаваться законом в ущерб другим».

Хотя Вирджиния ратифицировала Конституцию, Род-Айленд и Северная Каролина сделали это только после того, как Конгресс принял Билль о правах.

Первый Конгресс принял Билль о правах, но без единодушного энтузиазма всех его членов. Некоторые члены Конгресса выступили против предложения о билле о правах на том основании, что в нем нет необходимости, поскольку Конституция не наделяет правительство никакими полномочиями заниматься религией или другими правами, сохраняемыми за людьми. Джеймс Мэдисон изначально разделял эту точку зрения. Он сказал на съезде в Вирджинии 12 июня 1788 года, перед ратификацией Конституции: «У правительства нет и тени права вмешиваться в дела религии». Мэдисон, однако, чувствовал себя обязанным уважать рекомендацию конвенции Вирджинии о билле о правах. Он также пришел к выводу, что билль о правах необходим, чтобы вдвойне гарантировать, что Конгресс не будет осуществлять полномочия, не предоставленные ему Конституцией.

3 причины: почему не существует такой вещи, как «светская» Конституция — News

by Jorge Gomez • 6 мин. чтения

Если вы любите обсуждать (и защищать) Конституцию США, нередко можно найти себя в разговоре или дебатах с другими, которые утверждают, что учредительная хартия правительства нашей страны является «светским» документом.

Хотя верно то, что правительство Америки , а не является теократией, исторически неверно и непоследовательно утверждать, что Основатели никогда не собирался смешивать правительство и религию.

Во втором издании нашей «Светской конституции?» мы рассмотрим три причины, по которым Конституция Америки не является (и не должна) быть светским документом.

Бог или правительство: кто предоставляет нам права?

Как и предполагали Основатели Америки, Конституция не является светским документом. Утверждать, что она светская, значит игнорировать многовековые исторические свидетельства и требовать отрицания одной из наиболее существенных идей, которые сделали Конституцию такой исключительной и долговечной: наши права и свободы исходят от Бога, а не от правительства.

Нигде это не объяснено лучше, чем в Декларации независимости (1776 г.), как красноречиво выразил это Томас Джефферсон: наделены их Создателем определенными неотъемлемыми Правами, среди которых Жизнь, Свобода и Стремление к Счастью…».

Декларация независимости, предшественница Конституции, стала строительным блоком для ратификации Конституции всего пару десятилетий спустя, включая срочное требование создать Билль о правах, в котором перечислялись бы права, данные людям их Создателем, чтобы правительство могло не ущемлять. Данные Богом права, признанные в Декларации независимости, будут защищены Конституцией в нашем обществе и политической системе.

В основе Конституции лежит трансцендентная идея божественного дарителя прав, находящегося вне власти правительства и человека, что означает, что ее нельзя считать полностью светской.

История и традиции: религиозное выражение, распространенное в американском правительстве  

Если Конституция Америки светская… почему религиозные традиции и выражения веры так распространены и многочисленны, в том числе в государственных учреждениях нашей страны?

С момента основания Америки и до настоящего времени вера постоянно проявляется во всех формах и секторах наших государственных учреждений: Джордж Вашингтон обратился к Континентальному Конгрессу с ходатайством о создании (и использовании государственных денег для оплаты) Корпуса капелланов армии США, открывая каждую сессию Конгресса с 1789 года. с призывом, ежедневными молитвами на борту кораблей ВМС США, демонстрацией лика Моисея и Десяти заповедей в Верховном суде США или принятием «Мы верим в Бога» в качестве нашего национального девиза и чеканкой его на нашей валюте.

При полномасштабной светской конституции было бы почти невозможно приспособить и допустить эти формы религиозного самовыражения на государственной собственности или со стороны государственных чиновников.

Опять же, мы должны подчеркнуть, что Основатели считали свободное исповедание религии положительной силой, необходимой для процветания республики. Они не собирались использовать Конституцию, чтобы стереть религию с общественной площади.

Учимся на примере: Советский Союз и светская конституция Кубы

Что значит иметь «светскую» конституцию? Рассмотрим на примере двух стран.

Статья 52 ныне несуществующей Конституции Советского Союза (СССР) строго и жестко отделяла церковь от государства, проясняя ее светский характер:

«В СССР церковь отделена от государства, а школа от церковь. »

(Важное примечание: фраза «отделение церкви от государства» нигде не встречается в тексте американской Конституции).

Недалеко от берегов Америки Конституция Кубы четко провозглашает страну светским государством, предусматривает отделение религиозных институтов от государства и прямо ставит Коммунистическую партию выше свободы вероисповедания как «высшую руководящую силу общества». и государство».

Почему необходимо срочно закрепить в письменной форме полное отделение государства от религии?

Потому что при коммунистическом и тоталитарном режимах государство должно быть выше, над молитвенными домами, социальными институтами и над естественными правами личности. Более того, зная, что религиозные общины успешно побудили миллионы людей высказаться и выступить против злоупотреблений властью, светская конституция необходима для подавления любой оппозиции государства.

В случае бывшего СССР историки подробно задокументировали, что с самого начала «советский коммунизм опустошил религиозную жизнь в СССР.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts