Димитриевская родительская суббота 2020 год: какого числа, история и традиции дня поминовения усопших

Разное

какого числа, история и традиции дня поминовения усопших

День особого поминовения усопших, именуемый Дмитриевской родительской субботой, в 2022 году выпадает на 5 ноября. Ежегодная «привязка» к календарю проста: это суббота, предшествующая дню памяти святого великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю). Отчего так повелось?

История

Древний военачальник-христианин, замученный за свою евангельскую проповедь, всегда был почитаем на Руси, недаром великие князья давали его имя своим сыновьям. Вот и у святого князя Дмитрия Донского, прославившегося победой над татаро-монголами в 1380 году, небесным покровителем был Дмитрий Солунский. По возвращении своем с поля Куликова князь Московский Димитрий Иоаннович повелел ежегодно совершать заупокойные богослужения по всем русским воинам, погибшим в битве. Для этого и установил особую поминальную субботу накануне празднования своих именин — Дмитриевскую.

Первое заупокойное богослужение на Дмитриевскую субботу совершалось в Троицкой обители преподобного Сергия, в ее стенах молился об усопших ратниках сам великий князь, его приближенные и высшее духовенство. Завершилось поминовение общей трапезой.

С годами Дмитриевская родительская суббота стала общепризнанным в народе днем «сугубого» — то есть особо прилежного — поминовения всех умерших православных христиан, а не только воинов, сложивших голову на поле брани.

Почему же именно суббота стала на Руси поминальным днем?

Начнем с того, что каждый день недели в Православной Церкви посвящен определенному событию или явлению в истории человечества и христианской веры. Любое воскресенье года – это малая Пасха, торжество жизни над смертью; в понедельник на богослужении особо молятся Небесным Силам бесплотным, то есть – ангелам; во вторник – Иоанну Предтече; в среду со скорбью вспоминают предательство Иуды и чтут святой Крест Господень; четверг посвящен апостолам и святителю Николаю Чудотворцу, пятница – крестным страданиям Спасителя… А в субботу особо почитаются все святые и Богородица, а также — в церковных песнопениях вспоминаются усопшие. Почему? Да потому, что христиане верят: «У Бога все живы» — и молятся об умерших, как о живых. Ведь смерть, согласно учению Церкви, отнюдь не является завершением жизни души.

Традиции

По большому счету, наши умершие близкие и друзья не нуждаются ни в памятниках на месте погребения, ни в поминальной трапезе, ни в громогласном превознесении их жизненных заслуг. Единственное, в чем действительно испытывает необходимость душа покойного – это в молитве живых. О чем? Конечно, о том, чтобы милосердный Господь простил умершему его земные грехи и поселил его в Царстве Небесном, то есть – в раю, среди святых. Сам почивший уже не может ни молиться о себе, ни совершать добрые дела, и потому неслышно просит об этом «всех тех, кого оставил на земле».

И те, кто желает помянуть умерших, на Дмитриевскую родительскую субботу могут прийти в храм, помолиться о близких душах вместе с другими прихожанами и духовенством и, прямо тут же, в храме, совершить милостыню, которая непременно «зачтется» на том свете поминаемым людям: положить на особый столик принесенные с собою продукты питания. Как правило, они идут потом на церковный стол, а частично — раздаются беднякам.

О Димитриевской родительской субботе

Ди­мит­ри­ев­ская ро­ди­тель­ская суб­бо­та – один из ос­нов­ных по­ми­наль­ных дней рус­ско­го Пра­во­слав­но­го ка­лен­да­ря.

Во­об­ще же каж­дая суб­бо­та – осо­бый день для хри­сти­ан. К суб­бо­те, по биб­лей­ско­му по­вест­во­ва­нию, за­вер­ши­лось тво­ре­ние ми­ра, и она ста­ла «днем по­коя», – по­это­му мы на­зы­ва­ем этот – по­след­ний день неде­ли (под­чёр­ки­ваю – по­след­ний!) несколь­ко из­ме­нен­ным ев­рей­ским сло­вом шаб­бат). Но в этот же день уснув­ший пло­тью Хри­стос за­вер­шил вос­со­зда­ние это­го «об­вет­шав­ше­го» – вет­хо­за­вет­но­го – ми­ра и, сой­дя во ад, воз­ве­стил на­ча­ло но­вой жиз­ни. Помни­те тро­парь из Пас­халь­ных Ча­сов? «Во гро­бе плотски (пло­тью), во аде же с душею (ду­шой), яко (как) Бог, в раи (раю) же с раз­бой­ни­ком, и на пре­сто­ле был еси, Христе, со Отцем и Ду­хом, вся ис­полняя неописан­ный».

По­это­му в каж­дую суб­бо­ту со­вер­ша­ет­ся по­ми­но­ве­ние усоп­ших, – не по­ки­нув­ших нас на­все­гда, но тер­пе­ли­во жду­щих по­след­не­го дня все­об­ще­го Вос­кре­се­ния. Сре­ди этих дней вы­де­ля­ют­ся осо­бые об­ще­цер­ков­ные еже­год­ные – «ро­ди­тель­ские суб­бо­ты», на­зван­ные так по­то­му, что каж­дый хри­сти­а­нин мо­лит­ся преж­де все­го за сво­их ро­ди­те­лей.

Ди­мит­ри­ев­ская суб­бо­та по­лу­чи­ла своё на­зва­ние от име­ни свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия, ко­мен­дан­та гре­че­ско­го го­ро­да Со­лу­ни (или Фес­са­ло­ник), каз­нён­но­го за ис­по­ве­да­ние хри­сти­ан­ства в 306 го­ду (его па­мять 26 ок­тяб­ря / 8 но­яб­ря). Он был че­ло­ве­ком во­ен­ным – и по­то­му счи­та­ет­ся по­кро­ви­те­лем во­и­нов, а на ико­нах изо­бра­жа­ет­ся в до­спе­хах и с ко­пьем. Уста­но­вил же этот день, со­глас­но пре­да­нию, дру­гой Ди­мит­рий – наш слав­ный ве­ли­кий князь Ди­мит­рий Дон­ской – по­сле зна­ме­ни­той Ку­ли­ков­ской бит­вы, слу­чив­шей­ся 8 сен­тяб­ря 1380 го­да, то есть в празд­ник Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы[1] (по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю).

«И оста­вал­ся ве­ли­кий князь за До­ном на том ме­сте во­семь дней, – от­ме­ча­ет ле­то­пи­сец, – до тех пор, по­ка не смог­ли от­де­лить хри­сти­ан от нече­сти­вых та­тар: ко­го смог­ли, схо­ро­ни­ли, а о про­чих зна­ет Бог, ведь со­вер­ши­лось это Бо­жьим су­дом. И ве­лел ве­ли­кий князь свя­щен­ни­кам петь над­гроб­ные пес­но­пе­ния над уби­ты­ми, и вос­пе­ли свя­щен­ни­ки веч­ную па­мять всем пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам, уби­тым та­та­ра­ми на по­ле Ку­ли­ко­вом, меж­ду До­ном и Ме­чей. И сам ве­ли­кий князь со сво­им бра­том и остав­ши­ми­ся во­и­на­ми воз­гла­си­ли гром­ким го­ло­сом с пла­чем и сле­за­ми мно­ги­ми веч­ную па­мять» (Ска­за­ния и по­ве­сти о Ку­ли­ков­ской бит­ве. Л., 1982, с. 194).

С тех пор каж­дый год суб­бо­та, пред­ше­ству­ю­щая дню па­мя­ти Ди­мит­рия Со­лун­ско­го, по­свя­ща­ет­ся хри­сти­ан­ско­му по­ми­но­ве­нию усоп­ших, в первую оче­редь – по­ми­но­ве­нию во­и­нов, «на по­ле бра­ни за Оте­че­ство жизнь свою по­ло­жив­ших»[2][3].

Юрий Ру­бан
канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия


За­упо­кой­ное Апо­столь­ское чте­ние

1Фес.4:13-17. – За­ча­ло 270

[О вос­кре­се­нии мерт­вых]

Бра­тья, мы не хо­тим, чтобы вы не зна­ли об усоп­ших (или: об усы­па­ю­щих), чтобы вы не пе­ча­ли­лись, как и про­чие, не име­ю­щие на­деж­ды. Ведь ес­ли мы ве­рим, что Иисус умер и вос­крес, то та­ким же об­ра­зом и усоп­ших – через Иису­са – Бог при­ве­дёт [вме­сте] с Ним.

Это ведь мы го­во­рим вам сло­вом Гос­под­ним, что мы, жи­ву­щие, оста­ю­щи­е­ся до при­ше­ствия Гос­под­ня, от­нюдь не опе­ре­дим усоп­ших; по­то­му что Сам Гос­подь при при­зыв­ном кли­че (букв. в при­ка­за­нии), при гла­се ар­хан­ге­ла и тру­бе Бо­жи­ей, сой­дет с неба, и сна­ча­ла вос­крес­нут мёрт­вые во Хри­сте; за­тем мы, оста­ю­щи­е­ся жи­вые, вме­сте с ни­ми бу­дем под­ня­ты (букв. бу­дем схва­че­ны) в об­ла­ках на встре­чу Гос­по­да в воз­дух; и так все­гда с Гос­по­дом бу­дем.

За­упо­кой­ное Еван­гель­ское чте­ние

Ин.5:24-30. – За­ча­ло 16

[Об уча­сти усоп­ших]

[Ска­зал Гос­подь ко при­шед­шим к Нему иуде­ям]: «Аминь (ис­тин­но), аминь (ис­тин­но) го­во­рю вам: Слу­ша­ю­щий Моё сло­во и ве­ря­щий По­слав­ше­му Ме­ня име­ет жизнь веч­ную, и в суд не при­хо­дит, но он пе­ре­шел от смер­ти в жизнь.

Аминь (ис­тин­но), аминь (ис­тин­но) го­во­рю вам, что при­хо­дит час, и те­перь уже на­стал, ко­гда мёрт­вые бу­дут слы­шать го­лос Сы­на Бо­жия – и услы­шав­шие бу­дут жить. Ведь как Отец име­ет жизнь в Са­мом Се­бе, так дал Он и Сы­ну иметь жизнь в Са­мом Се­бе. И дал Ему власть тво­рить суд, по­то­му что Он – Сын Че­ло­ве­че­ский.

Не удив­ляй­тесь это­му, по­то­му что при­хо­дит час, в ко­то­рый все, на­хо­дя­щи­е­ся в гроб­ни­цах, бу­дут слы­шать Его го­лос, и вый­дут: де­лав­шие доб­рое – в вос­кре­се­ние жиз­ни, а де­лав­шие дур­ное – в вос­кре­се­ние су­да (греч. эн анаста­син крисеос[*]).

Я ни­че­го не мо­гу де­лать Сам от Се­бя: как слы­шу – так и сужу, и суд Мой спра­вед­лив; по­то­му что не ищу Мо­ей во­ли, но во­ли по­слав­ше­го Ме­ня [От­ца]».

При­ме­ча­ния

[1] Хо­чу на­пом­нить, что в XIV ве­ке 8-е сен­тяб­ря по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю со­от­вет­ство­ва­ло 16-му сен­тяб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му (хо­тя сам этот ка­лен­дарь был вве­дён позд­нее). Это и есть ис­то­ри­че­ски без­услов­ная да­та Ку­ли­ков­ской бит­вы. По­это­му по­пыт­ки от­ме­чать это со­бы­тие в на­сто­я­щее вре­мя 21 сен­тяб­ря, сов­ме­щая с празд­ни­ком Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, ос­но­ва­ны на эле­мен­тар­ной хро­но­ло­ги­че­ской без­гра­мот­но­сти. (Рож­де­ство Бо­го­ро­ди­цы при­хо­дит­ся на 21 сен­тяб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю толь­ко в XX—XXI сто­ле­ти­ях; в XXII ве­ке сме­стит­ся на 22 сен­тяб­ря и т. д.)

[2] Ра­ди ис­то­ри­че­ской спра­вед­ли­во­сти сле­ду­ет сде­лать уточ­не­ние. Эта суб­бо­та – наш на­цио­наль­ный по­ми­наль­ный день, ос­но­ван­ный на пре­да­нии. По­это­му Ди­мит­ри­ев­ской суб­бо­ты нет ни гре­че­ском, ни да­же в Рус­ском офи­ци­аль­ном Цер­ков­ном уста­ве (Ти­пи­коне). Непо­сред­ствен­ное уча­стие в его уста­нов­ле­нии Ди­мит­рия Дон­ско­го то­же под­вер­га­ет­ся обос­но­ван­но­му со­мне­нию. Как пи­шет из­вест­ный ав­тор мно­го­крат­но пе­ре­из­да­вав­ше­го­ся ру­ко­вод­ства по бо­го­слу­жеб­но­му уста­ву, «Ди­мит­рий Дон­ской, по­сле по­гре­бе­ния уби­тых на по­бо­и­ще, при­ка­зал там со­вер­шить па­ни­хи­ду по ним. За­тем, воз­вра­тясь в Моск­ву 21 сен­тяб­ря (29 сен­тяб­ря по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю. – Ю. Р.), по­ве­лел по всем церк­вам её от­пра­вить па­ни­хи­ду об уби­ен­ных. На­ко­нец, по при­бы­тии в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву лав­ру, при­ка­зал и там со­вер­шить па­ни­хи­ду (Рус­ская ле­то­пись по Ни­ко­нов­ско­му спис­ку, изд. Имп. Ака­де­мии на­ук, т. IV, с. 124). В ле­то­пи­сях не ска­за­но, чтобы Ди­мит­рий Дон­ской ука­зал для по­ми­но­ве­ния во­и­нов суб­бо­ту пред Дмит­ри­е­вым днем <…>», то есть пред днём сво­е­го те­зо­име­нит­ства. «Есте­ствен­но ду­мать, что по­сле кон­чи­ны его на­зна­че­на суб­бо­та пред Ди­мит­ри­е­вым днём для по­ми­но­ве­ния усоп­ших» (Ни­коль­ский К., про­то­и­е­рей. По­со­бие к изу­че­нию Уста­ва бо­го­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви. М., 1995, с. 506, прим. 1)

[3] При опре­де­ле­нии да­ты Ди­мит­ри­ев­ской суб­бо­ты в кон­крет­ном го­ду на­до учи­ты­вать сле­ду­ю­щие ка­лен­дар­но-бо­го­слу­жеб­ные по­прав­ки (во из­бе­жа­ние пу­та­ни­цы, да­лее все да­ты – по но­во­му сти­лю). Ес­ли па­мять Ди­мит­рия Со­лун­ско­го (8 но­яб­ря) при­хо­дит­ся на вос­кре­се­нье, то мы по­лу­ча­ем са­мую позд­нюю Ди­мит­ри­ев­скую суб­бо­ту – 7 но­яб­ря. Ес­ли же па­мять Ди­мит­рия Со­лун­ско­го при­хо­дит­ся на суб­бо­ту, то эта суб­бо­та не мо­жет быть ро­ди­тель­ской – и па­ни­хи­да пе­ре­но­сит­ся на пред­ше­ству­ю­щую суб­бо­ту (1 но­яб­ря). Но ес­ли с суб­бо­той пе­ред па­мя­тью св. Ди­мит­рия сов­па­да­ет празд­ник Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (4 но­яб­ря), то Ди­мит­ри­ев­ская суб­бо­та со­вер­ша­ет­ся ещё од­ной неде­лей ра­нее. Ис­хо­дя из этих пра­вил, мож­но лег­ко опре­де­лить, что са­мая ран­няя Ди­мит­ри­ев­ская суб­бо­та мо­жет быть 28 ок­тяб­ря.

[*] Хо­ро­шо зна­ко­мое нам гре­че­ское сло­во крисис пе­ре­во­дит­ся как «раз­де­ле­ние», «суж­де­ние», «суд», «при­го­вор», «спор», «вы­бор», «окон­ча­ние», «пе­ре­лом­ный мо­мент», «кри­зис». Во­пре­ки од­но­знач­но от­ри­ца­тель­но­му ме­щан­ско­му зна­че­нию («ох, ко­гда же за­кон­чит­ся этот оче­ред­ной про­кля­тый кри­зис и на­сту­пит же­лан­ная ста­биль­ность»!), ра­зум­ный хри­сти­а­нин все­гда пре­бы­ва­ет в со­сто­я­нии кри­си­са – то есть в со­сто­я­нии ду­хов­но­го трез­ве­ния и су­да над сво­и­ми мыс­ля­ми, же­ла­ни­я­ми и по­ступ­ка­ми. Так он го­то­вит­ся к то­му, чтобы по­след­ний и окон­ча­тель­ный Страш­ный Суд (= Страш­ный Кри­зис!) Бо­жий не стал для него неожи­дан­ным и «страш­ным» в пря­мом смыс­ле это­го сло­ва.

Родители и семьи на выходных ТЕСТ

Поиск

Введите ключевые слова

Местоположение
Поиск по делам студентовИскать в сети Penn StateSearch Penn State PeopleSearch Penn State Departments

Родственный отдел:
Penn State Parents Program

2–4 октября 2020 г.

Мы рады вас видеть (виртуально)! Присоединяйтесь к нам на выходных интерактивных и записанных сессий, рассказывающих о том, что делает обучение в Penn State уникальным для вас и вашего студента.

Для приятных выходных:

  • Изучите расписание

  • Чтобы «посетить» живое мероприятие, нажмите на ссылку мероприятия в назначенное время*

  • Предварительно записанные события доступны все выходные, нажав на ссылку события

События подписи в прямом эфире

Используйте это видеоокно для доступа к событиям подписи в прямом эфире во время выходных для родителей и семей.

Доступ к субтитрам в реальном времени 

Пятница, 19:30 — 8:00 вечера. | Приветственное мероприятие

Вы готовы к веселью и играм? Присоединяйтесь к нам, чтобы официально приветствовать выходные для родителей и семей 2020 года. Приготовьтесь начать семейную викторину. Узнайте о том, как принять участие в качестве родителя. И следите за своими фотографиями в видео «Тогда и сейчас».

Суббота, 14:00 — 15:15 | Создание сообщества: семья штата Пенсильвания

Как университеты создают сообщество? Вовлечь студентов? Что делает Penn State уникальным? Познакомьтесь с четырьмя невероятными сотрудниками Penn State, которые поделятся своим опытом на этом мероприятии в стиле Ted-talk.

Суббота, 17:00 — 18:00 | Традиции штата Пенсильвания

Во славу. Поднимите песню. Белый выход. Маслобойня. Мы приглашаем вас присоединиться к нам, чтобы узнать о традициях штата Пенсильвания, заглянуть в Музей всех видов спорта, расположенный на стадионе Бивер, и послушать несколько специальных гостей.

Воскресенье, 10:00 — 11:00 | Кофе-чат со студентами

Мы пригласили четырех студентов, чтобы обсудить важные для них темы. Время для вопросов и ответов в конце.

Покажи нам, где ты рычишь!

Пропустив своего ученика за обеденным столом, используйте Плоского льва, чтобы занять его место.

Ваш Плоский Лев отправляется на прогулку? Замаскируйся!

Ваш ученик учится дома? Создайте свою собственную охоту за мусором и попросите своего ученика найти своего Плоского льва.

Скучаешь по футбольному мячу Penn State? Имейте дома заднюю дверь и поделитесь семейной гордостью Пенсильванского университета с семейной фотографией, конечно же, со своим Flat Lion.

Опубликуйте в социальных сетях хэштеги #IHaveaNittanyLion и #PSUFamily

Загрузите свой Flat Lion

Расписание событий

Мы рады видеть вас (виртуально)! Присоединяйтесь к нам на выходных интерактивных и записанных сессий, рассказывающих о том, что делает обучение в Penn State уникальным для вашего студента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts