Для чего нужны человеку храмы: Для чего нужны храмы Для чего строят храмы. Почему людям важен храм
Содержание
Для чего нужны храмы Для чего строят храмы. Почему людям важен храм
Для чего нужны храмы
В России в старину первым делом в населенном пункте строили храм, а уже потом все остальное. Также поступали и казаки. Первое, что они возводили на новом месте — церковь. Иногда ей предшествовало временное место богослужения — например, шатёр из полотна.
Строилась церковь на самом видном месте, обычно в центре станицы, а возле нее размещался погост. У кубанских казаков существовала традиция — иметь походные церкви, благодаря чему службы совершались в пути. На Кубани
с первых месяцев своего пребывания казаки начали строить храмы и
основывать монастыри. Основание каждой станицы, как правило, начиналось с закладки и строительства храма. Казаки еще не имея даже собственных домов (хат), вырыв себе землянку или сколотив кое-как хату, все свои силы они сосредотачивала на постройке церкви.
Православные храмы посвящаются Богу в память о том или ином
событии из жизни Христа, Божией Матери, святых, отражённом в
церковном календаре, или в честь Архангелов или чудотворных икон.
Отсюда и соответствующие названия; Христа Спасителя, Святой Троицы, Рождества Богородицы, Успения Пресвятой Богородицы, Святителя Николая Угодника, Архангела Михаила и другие.
Каждый храм строится по специальному проекту и имеет свой неповторимый облик. Это касается и размеров, и пропорций, и украшений, и цветового оформления, и формы купольных завершений, и их количества.
Для чего строятся храмы?
Почему же людям так важен храм? Наши предки знали, что нужно начинать с самого необходимого. Можно создавать заводы, предприятия и обживать территорию, но если людские души не в порядке, бесполезно рисовать планы на будущее. Храм является центром духовной жизни. В нем совершается духовное рождение и преображение людей, здесь принимается таинства, дающие жизнь вечную. Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого — небо и подножие — земля. Храмы нужны людям».
Основное назначение христианского храма — быть местом
собрания Церкви для «общего дела» — для «Литургии». Издавна
люди собирались в храме ради этой главной цели. Ради общего
дела.
Внутри храм разделяется на 3 части. Первая часть от входа —
Притвор есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь
стояли кающиеся и оглашенные, т.е. лица, готовящиеся к Святому
Крещению. Далее Средняя часть храма, называемая иногда нефом
(кораблем), предназначается для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение.
Как человек стоит на богослужении? Он обращен к алтарю.
Это самая важная часть храма. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма. И само слово “алтарь” значит возвышенный жертвенник.
В алтаре священнослужителями совершается Богослужение и
находится самое святое место — святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения или Евхаристии. На престоле таинственно, невидимо, присутствует Сам Господь, как Царь и Владыка Церкви.
Тайна соединения с Богом
Именно здесь на престоле в этих священных сосудах свершается
главное — то, ради чего собираются в храмах христиане.
Здесь готовятся Дары́ Святы́ е — хлеб и вино, освященные и преложенные в Плоть и Кровь Христовы во время совершения литургии.
Христос говорил: «Я Хлеб живый, сшедший с небес; ядущий Хлеб сей
будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую
Я отдам за жизнь мира истинно, истинно говорю вам: если не будете
есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь
в себе жизни Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь
вечную, и Я воскрешу его в последний день».
Целью человеческой жизни для верующих является обожение —
соединение с Богом. Соединяясь с огнем Божества, человеческая
природа, оставаясь самой собой, приобретает иные свойства, для нее
открываются другие возможности. Такое соединение с Богом возможно — в Евхаристии.
Для совершения таинства Евхаристии используется специальным образом испеченный хлеб –просфора, который изображает хлеб
Тайной Вечери.
Детям можно привести пример о правильном благоговейном отношении к просфоре, рассказав реальный случай, описанный в святоотеческом писании:
Преподобный Зосима Соловецкий по окончании богослужения
благословил просфорой купцов, бывших в то время в обители, а они,
выйдя из церкви, по неосторожности, обронили ее. Проходя мимо,
инок Макарий заметил пса, который старался схватить что-то и не мог
из-за поднимавшегося пламени. Приблизившись, Макарий увидел,
что это просфора, потерянная купцами. Вот какая это святыня!
Храм — это стены, выстроенные вокруг Таинства Причастия. И
без него это лишь здание, пусть даже очень красивое.
Но возможно ли таинство Евхаристии возможно без храма?
В истории церкви были времена гонений, разрушения храмов. На
Кубани в 1919 году здесь было 500 православных приходов, включая
домовые церкви.
К 1939 году по области осталось 5 действующих церквей. К этому
же времени было взорвано более половины кубанских храмов.
Но Евхаристия не прерывалась. Потому что оставалось самое
главное — это антиминс.
Это шелковый плат с частицами мощей святых. Он используется
вместо престола, вот без него нельзя совершать Божественной литургии.
На Кубани было много пострадавших за веру, и не только священников, но и простых казаков. Поэтому раскулачивание было в первую очередь нацелено на уничтожение истоков — Православной веры. Что же делали священники, изгнанные из храмов, лишенные утвари, прихожан? Бывали случаи, когда Литургию совершали прямо на телах живых мучеников, и это была та самая Евхаристия, которую совершал Спаситель в кругу Своих учеников. Так было еще в первые века Христианства в эпоху первых гонений.
Детям можно привести пример о Святом Лукиане, который от
многих страшных пыток и голода скончался в темнице. Перед смертью, желая причаститься Христовых Таин на праздник Богоявления, сам прикованный цепями к ложу мученик-пресвитер совершил Бескровную Жертву на своей груди, и все христиане, собрание верующих, вся Церковь находившихся в темнице, причастились. Тело святого мученика было брошено в море, но через 30 дней дельфины вынесли его на берег. Верующие с честью похоронили многострадальное тело святого Лукиана.
Предмет «Основы православной культуры», модуль «Духовные
истоки Кубани» предполагает активное изучение материала — проекты, экскурсии.
Приходя с ребятами в храм, можно не ограничиваться формальным изучением архитектуры. Можно погрузить детей в духовный
смысл видимого, разъяснить истинное назначение храма — это совершение Божественной Литургии. святитель Филарет, митрополит
Московский говорил: «В храмах есть особенное присутствие Бога благодатное и таинственное, благоговейно познаваемое и ощущаемое верующими и являемое иногда в особенных знамениях». Что при выборе веры когда-то испытали послы равноапостольного князя Владимира на службе в храме Святой Софии в Константинополе. Только в православном храме они нашли то, что искали. И говорили так: «Не знали — на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми».
О благоволении Господа общей молитве говорится в главе 18-й
Евангелия от Матфея:
«19. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся
на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».
Задание
Узнать историю храма своего города, села, станицы. Какому святому, празднику посвящен храм? Рассказать о символике его устройства.
Запомни
Храм — это место особенное, специально предназначенное:
1) для встречи с Богом каждого человека;
2) для соборных (совместных, общих) молитв;
3) для совершения богослужений;
4) для совершения Таинств Православной Церкви (Крещения, Покаяния, Причащения, Миропомазания, Елеосвящения, Священства и Брака, или Венчания).
…Мы ходим в церковь не для того только, чтобы побывать здесь,
но чтобы вынести отсюда великую и духовную пользу.
Иоанн Златоуст
Материалы для проведения занятий можно использовать
воспользовавшись ссылкой
https://opk-ych.ru/materialy-k-uroku-khram/
Вопросы для повторения
1. Где и когда можно молиться Богу?
2. Для чего строятся храмы?
3. Кто невидимо присутствует в храме?
4. Зачем люди приходят в храм?
По материалам методического пособия “Кубань. Традиция. Культура” из серии “Вера. Надежда. Любовь”.
Для чего нужна Церковь человеку?
5 ступеней веры
протоиерей Александр Глебов
Сегодня на вопрос: «Являетесь ли вы верующими человеком?», большинство людей отвечает: «Бог у меня в душе и посредники мне не нужны». Как Вы прокомментируете то, что Церковь, в массовом сознании, изымается из веры в Бога?
Вопрос очень актуальный. В первую очередь подобный вопрос проистекает из непонимания многими людьми функции Церкви, ее назначения. Сегодня вопрос о Церкви – это, в первую очередь, вопрос о церковной культуре, о церковных праздниках, о святых. Люди более просвещенные могут поразмышлять о христианской философии и истории. Но крайне редко вопрос о Церкви касается сущности самой Церкви. Несмотря на количество храмов и количество людей, относящих себя, хотя бы по факту своего крещения, к православной вере, вопрос о том, что такое Церковь и, собственно, для чего она нужна, для многих сегодня остается открытым. Неправильное понимание Церкви часто приводит к ее критике. Представление людей о Церкви не тождественны тому, чем Церковь является на самом деле. Поэтому, прежде чем ответить на Ваш вопрос, надо сказать несколько слов об онтологической природе Церкви и о ее назначении. Господь основал Церковь с одной единственной целью – продолжать то дело, ради которого Бог пришел в этот мир, стал человеком, пострадал, умер и воскрес: дело спасения людей! Ведь Богочеловека Иисуса Христа мы так и называем – Спаситель. Богословский термин «спасение» очень отличается от того, что мы называем спасением в нашей повседневной жизни. Когда мы употребляем слово «спасение», то имеем в виду избавление человека от какой-то опасности. Например, врачи спасли больного, то есть сохранили ему жизнь, вылечили его и так далее. Это всем понятно, а вот Священное Писание и вслед за ним христианское богословие говорит о спасении в ином ключе.
Спасение – это дарование Богом человеку вечной жизни. Это спасение его от ограниченности, болезненности и тления этого мира. Бог – творец жизни, а не смерти. Смерть вошла в человеческую жизнь в результате неправильно выбранного человеком пути. Этот неправильный путь, по которому, в силу данной от Бога свободы, пошел человек – он привел его к отпадению от Бога, а значит, к отпадению от жизни, потому что Бог есть жизнь и Бог есть источник жизни. Все что живет, живет не автономно, а в силу своей причастности к Богу. Если нарушена эта связь, значит, прекращается жизнь. Этот ложный путь, который привел человека к отпадению от Бога и от жизни, который привнес в человеческую жизнь смерть как прекращение жизни, называется словом «грех». Кстати, по-гречески само слово грех буквально означает «непопадание в цель, ошибка, промах». Для того чтобы спасти человека от этого состояния смертности, Бог сам становится Человеком. Он, не переставая быть Богом, принимает на себя полноту человеческой природы и, как каждый человек, Он умирает, переступает эту черту смерти, за которой, уже как Бог, совершает новый акт творения. Творит для людей новый мир – мир, который не искажен грехом, а значит, мир, в котором нет места смерти, где царствует жизнь. Это царство жизни, то есть Царство Божие, потому что Бог и есть жизнь. Господь определил этот мир, эту реальность как цель человеческого бытия, цель человеческой жизни. Он ее определил как наивысшую ценность, к тому же, как ценность куда более значимую, нежели сама наша человеческая жизнь. Нам это кажется странным. Действительно, что может быть более ценным и более важным, нежели наша жизнь? А Господь говорит: «Нет, есть». Есть сфера бытия, ради которой в каких-то случаях следует отказаться даже от этой жизни. Помните, Господь говорит: «Кто хочет душу свою (то есть жизнь) спасти, тот потеряет ее, а кто потеряет жизнь свою ради Меня и Евангелия, тот ее обретет» или «Нет больше той любви, как если кто положит жизнь за друзей своих», «Не бойтесь тех, кто убивает тело, но не может убить душу» и так далее. Такие цитаты можно долго продолжать. Господь основал Церковь как средство, как помощь человеку обрести вот это вечное спасение. Все остальные функции Церкви не являются первоочередными. Такие функции, как: социальное служение, призывы к нравственному совершенствованию, образование. Все это может дублироваться светскими институтами, а вот функцию спасения людей Господь делегировал только своей Церкви и более никому. В Церкви Бог дает человеку то, что больше получить нигде невозможно. В церковных таинствах Господь дает человеку Самого Себя: Свою Плоть и Свою Кровь. Он соединяет людей с Собой, приобщает их к Себе и проводит их вратами смерти к вечности. Человек смертен. Сам по себе человек не может преодолеть смерть. Смерть преодолел Христос, Он воскрес. И Он проводит человека к вечности тогда, когда человек становится Его причастником, когда он становится клеткой Его воскресшего и прославленного Тела. Причащение происходит не на улице и не дома, оно происходит в церкви, и заблуждаются те люди, которые говорят, что у них какие-то свои, особые отношения с Богом и больше им никто не нужен и Церковь им не нужна. Они в этой своей самонадеянности отвергают спасение, отвергают дар вечной жизни, который Господь протягивает человеку в евхаристической чаше.
Вы сказали, что цель христианской жизни – спасение, которое мы получаем, только проходя через смерть. Смерть открывает дверь в жизнь вечную, получается, что христианин в своей жизни должен стремиться к смерти?
Господь, а вслед за Ним, и Церковь, призывают не к смерти, а к жизни. Вечное спасение человек наследует не тогда, когда он физически умирает. Физически умереть и обрести вечное спасение – это не одно и то же. За физической смертью может последовать и духовная смерть, а может и вечная жизнь. Человек рождается в вечность не тогда, когда он умирает, а тогда, когда он живет здесь, на земле. В Евангелии от Иоанна есть такой эпизод, когда Христос беседует с членом Синедриона Никодимом и говорит ему, что «для вхождения в Царствие Божие надо еще раз родиться». Никодим, недоумевая, говорит: «Как это возможно, что человек, будучи уже старым, может опять оказаться в утробе своей матери и потом заново родиться?» Он понял слова Христа буквально. Это «рождение свыше» или рождение от воды и Духа – то, что у нас сегодня называется Таинством Крещения, которое опять-таки совершается в Церкви. Это не повторный акт физического рождения и не рождение человеческой души, но в Таинстве Крещения человек получает иное измерение своей жизни. Он получает в себя, живя здесь на земле, начаток вечности, начаток того мира, начаток Царства Божия, которое на протяжении своей жизни он должен будет взращивать. Поэтому говорить о физической смерти правильнее как о новом этапе человеческой жизни, а не как о рождении человека в вечность. Рождается человек в вечность или отвергает человек вечность здесь, на земле, а смерть уже является неким итогом его жизненного выбора. Как писал апостол Павел: «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную».
В Таинствах Церкви человеку дается дар благодати. А в чем состоит вклад самого человека?
От человека в деле спасения требуется одно – вера. Здесь следует дать пояснения, потому что у нас само понятие веры претерпело некую инфляцию. Верующим себя называет человек, который признает бытие Бога. Если мы понятие веры ограничим только такой характеристикой, тогда нам придется признать дьявола самым верующим существом на свете, потому что он, в отличие от людей, никогда не сомневался в существовании Бога. Понятие христианской веры значительно глубже. Верующий человек – это человек, безгранично доверяющий Богу. Доверяющий тому, что все то, что Бог посылает в его жизни, направлено к его конечному благу, направлено к его спасению. Именно этот аспект нашей веры подвергается наибольшим сомнениям, потому что Бог нам посылает не букеты роз. Бог своим последователям посылает крест и иногда этот крест очень тяжелый. Принять боль, страдания, испытания, как милость Божию, как Его любовь, как Его заботу, как нечто, ведущее к чему-то большему, – это невозможно. Это невозможно ни силой человеческого ума, ни человеческой логикой, ни нашими представлениями о справедливости или о сострадании. Это возможно только верой, только безграничным доверием Богу, что Бог своим промыслом таким образом ведет человека к вечному спасению. Вера – это и дар, вера – это испытание, вера – это борьба. Иногда люди, которые заявляют о своей вере, просто не понимают, о чем они говорят. В лучшем случае они имеют в виду, что, в отличие от атеистов, они признают наличие в мире высшей силы, которая называется Бог, но этим вся их вера исчерпывается.
Отец Александр, как Вы думаете, чего люди ждут от Церкви сегодня?
Люди ждут от Церкви того же самого, чего от Христа ждали Его современники: помощи и чуда. Если вспомнить евангельскую историю, то народ шел за Христом тогда, когда Христос каким-то образом участвовал в их жизни, помогал им. Например, совершил чудо умножения хлебов, накормил пять тысяч человек, и на следующий день эта толпа хочет провозгласить Его царем. Воскресил Лазаря – на следующий день восторженный народ встречает Его в Иерусалиме как Мессию. Но когда Он стал говорить, что пришел в этот мир не для того чтобы решать какие-то их проблемы, а чтобы дать им вечное спасение, и что царем Он не собирается быть, потому что Царство Его не от мира сего, – Он тут же стал никому неинтересен и Его отправили на Крест. То же самое происходит в отношении Церкви. Если человек чувствует какую-то помощь от Церкви, какую-то выгоду, тогда он согласен верить, ходить в храм, исполнять какие-то церковные предписания. А если, кроме обещания вечного спасения, никакой ощутимой помощи он не имеет, то он просто не видит в этом никакого смысла. За годы своего служения я постоянно общаюсь с людьми, которые приходят в храм и спрашивают, что нужно сделать, чтобы решить какие-то свои проблемы. Проблемы, связанные со здоровьем, с личной жизнью, с профессиональной жизнью и многие другие. Они спрашивают, кому надо молиться, кому ставить свечи, но ни разу я не встречал человека, который бы пришел в храм и спросил: «Что нужно сделать, чтобы обрести вечную жизнь?» Получается парадокс: люди приходят в Церковь и пытаются решить то, что Церковь не решает, а тот единственный вопрос, ради которого надо приходить в Церковь и ради которого Господь основал Церковь, вопрос вечного спасения – он так и остается самым невостребованным.
ведущая: Марина Лобанова
Духовно-просветительский телепроект «Слово»
- Пожертвовать
- 7.5 тыс. 0
Почему мы ходим в храм и как это нам помогает?
В седьмой главе «Шримад Бхагват Гиты» Господь Кришна сказал Арджуну:
«Чатур-видха бхаджанте мам джанах сукритино ‘рджуна
артхо джиджнасур артхартхи джнани ча бхаратаршабха»
Стих 16, глава 7
Перевод: О лучший среди Бхараты, четыре вида благочестивых людей начинают преданно служить Мне: бедствующие, жаждущие богатства, любознательные и ищущие знания об Абсолюте.
Понятие Бога в индуизме проходит в двух параллельных линиях:
Одна линия состоит из концепции Ниргуна Брамха (Бог без проявления)
Вторая линия состоит из Шагун Брамха (воплощенная форма Бога). Поскольку души в человеческом теле являются воплощенными душами; людям становится легче умилостивлять идолов богов в проявлении.
Необходимость концентрации на воплощенном образе Бога была главной причиной строительства храмов для Богов и Богинь. Однако концентрация ума абсолютно необходима для установления союза с Богом. Это трудно сделать, пытаетесь ли вы поклоняться Богу в проявленной форме или в форме, которая не проявлена. Трудность была упомянута Арджуном в Гите.
«Чанчалам хай манах кришна праматхи балавад дрдхам
тасйахам ниграхам манйе вайор ива су душкарам»
Стих 34, глава 6 труднее, чем управлять ветром.
Считается, что строительство храмов началось в Калиюгу (последнюю из 4 ведических эпох). В более ранние Сатья-югу, Трета-югу и Двапара-югу преданные могли заключить прямой союз с Богом.
Значение храмов стало возрастать, потому что они стали центрами и посредниками для общения с Богом. Основные преимущества посещения храмов могут быть объяснены ниже:-
Основная цель – пуджа преданных:
Преданным становится легко сосредоточиться на поклонении Богу в храме, куда сотни преданных приходят с той же целью. К Богу нужно приближаться со смирением, без гордыни, терпимостью, простотой, самообладанием, отказом от объектов чувственных удовольствий и постоянством. Окружение храма оказывает психологическое воздействие, помогающее сконцентрироваться на желаемой цели.
Храм – это место, где преданный пытается оставаться свободным от восприятия зла рождения, смерти, старости, болезни и привязанности к детям, жене, дому и остальному миру. Главный мотив — поклоняться, а все остальное становится неважным.
Эго — величайший враг человека, причина похоти и гнева. Эти пороки являются препятствиями в установлении общения с Богом. В окружении храма, среди сотен других преданных, ложное чувство эго начинает испаряться, и человек становится не-сущностью. Это состояние является лучшим для совершения пуджи Богу, когда тело и разум пребывают в унисон.
Говорят, что Бог лежит в вере. Храм – это место, где люди верят, что Бог существует. Это причина, по которой Бог проявляет Себя в храмах ради своих преданных. Некоторые храмы привлекают большое количество верующих, и о чудесах этих храмов много говорят.
В Индии существует традиция паломничества в 4 дхамы (основные центры паломничества) — Бадринатх, Дварака, Пури и Рамешварам. Есть и другие важные центры паломничества, такие как Кедарнатх, Каши Вишванатх, Тирупати Баладжи, Ширди дхам, Вайшно Деви, Амарнатх и другие. Преданные прилагают все усилия, чтобы отправиться в такие отдаленные места. Трудности делают их волю сильнее, и они идут вперед с ясной направленностью.
По индийской традиции сотни людей отправляются на Кумбха Мелу, чтобы совершить омовение в священных реках и совершить поклонение в Харидваре, Праяге, Удджайне и Насике. Кумбха-мела — это крупнейшее известное собрание людей в мире, где индивидуальность преданного полностью тонет в море человечности. Преданный поклоняется в состоянии транса.
Даже в соседнем храме обстановка для богослужений отличается от обстановки дома, потому что в храме доступны услуги компетентных священников, которые направляют преданных в выполнении ритуалов. Посуда, используемая в богослужении, в основном из меди и латуни, которые считаются полезными. Тускло освещенный Гарбх Грих (Санкторум) храма создает ощущение мистики и помогает преданному сосредоточиться на божественном. Это также напоминает, что Бог — единственный свет среди тьмы.
Другие цели посещения храма:
Храмы — это места для организации бхандары (массового кормления). Практика финансирования Бхандар для преданных встречается почти в каждом большом храме страны, например, в Золотом храме Амритсара, Ширди дхаме, Тирупати Дхаме и т. д. Люди приходят туда, чтобы принять прасад.
Храмы также становятся центрами общинных браков. Браки становятся очень дорогостоящими и выходят за рамки досягаемости семей. Поэтому храмы развиваются как идеальные центры для заключения браков по низким ценам.
Люди также ходят в храмы за астрологическими средствами. Астрологи предлагают какую-то конкретную пуджу, основанную на гороскопе человека для Граха Шанти (поклонение планете) или выполнение средств от какой-либо конкретной доши (недуга) в гороскопе. Такие средства легко делать в храме.
Мунданская церемония (первая стрижка) также является важным поводом для посещения храма. Тирупати Баладжи и Ришикеш являются важными местами для этой церемонии, где младенцам делают первую стрижку.
Храмы также привлекательны для туристов. Некоторые храмы в основном в Южной Индии являются чудесами архитектуры и привлекают большое количество туристов со всего мира.
Какова цель Храма?
«Когда вы приближаетесь к Божьему дому, вы можете почувствовать духовную энергию, и когда вы входите внутрь, вас охватывает покой.» Доверьтесь божеству и откройтесь ему. Бог — это очень тонкое присутствие. Храм и мурти в нем устроены так, что каждый может почувствовать присутствие Бога, если у него достаточно преданности. Идите в храм и через освященное мурти увидьте Бога. Кумбабишекам очищает храм, наполняет мурти божественной энергией. Божество во время пуджи пребывает в мурти. Непрерывное ежедневное богослужение увековечивает и с годами укрепляет силу храма.
Путь к Шиве, Урок 60.
Неотредактированный текст:
Доброе утро всем. Сегодняшний урок взят из Пути к Шиве, урок 60:
«Какова цель храма?
«Храм — это место, где мы поклоняемся и общаемся с Богом и богами. Здесь верующие возвышаются и получают внутреннюю помощь, необходимую им для того, чтобы жить позитивной, полноценной жизнью. Храмы священны по трем причинам: они построены в мистическом стиле, они освящаются особыми, сложными обрядами, после чего непрерывное ежедневное поклонение создает поле святой силы. Наши великие шиваитские храмы не похожи ни на какие другие места на Земле. Некоторым из них более 1000 лет. При создании таких храмов соблюдаются строгие правила Агам. святые места, где может обитать святость, Бог. Боги и люди работают вместе, чтобы основать храм и гарантировать, что он будет использоваться только для поклонения. С годами сила становится сильнее, образуя невидимый, похожий на стекло пузырь или щит вокруг храма. храм. Это удерживает грубые вибрации и позволяет небесным мирам сильно присутствовать. Когда вы приближаетесь к дому Бога, вы можете чувствовать духовную энергию, и когда вы входите внутрь, вы погружаетесь в покой. Здесь дэвы и боги могут иль услышать ваши молитвы. Здесь воспеваются древние писания, со знанием дела совершаются традиционные обряды. Здесь отмечаются радостные праздники и завершаются трудные паломничества. В кульминационный момент пуджи, когда громко звонят колокола и дуют раковины, Божество посылает лучи благословения через хранимое изображение, или мурти. Наполняя вашу ауру, эта энергия может стереть беспокойство, устранить замешательство и избавить от печали. Преданные, покидающие храм, чувствуют себя вдохновленными и освобожденными от бремени. Гурудев объяснил, что каменные или металлические изображения — это не просто символы богов. Образ есть форма физического плана, через которую любовь, сила и благословение Бога изливаются в этот мир. Образ подобен временному физическому телу, которое Бог использует во время храмовых церемоний. Храм, Божий дом, становится для нас поистине священным местом, когда мы знаем, что боги — реальные существа, и цель посещения храма — испытать их благословения».
И у нас есть цитата Гурудева:
«Храм Шивы знаменует соглашение между Богом Шивой и людьми на Земле как место встречи, где три мира могут сознательно общаться».
Ранее в этом году, Йоганатхасвами, мы посетили кумбабишекам храма Ганеши в Фениксе, штат Аризона, который на самом деле находится немного за пределами Феникса в Марикопе. Мы работаем с этим храмом с самого начала, и они всегда просят нас приехать на закладку фундамента и кумбабишекамы. Это была двенадцатая годовщина кумбабишекам. Итак, храм существует некоторое время, двенадцать лет.
И я разработал стандартную речь. Я сказал: Хорошо, я собираюсь организоваться здесь и разработать стандартную кумбабишекам беседу. Так что я собрал лучшее из моих предыдущих выступлений кумбабишекамов в одно выступление. И разговор был в разных частях. Первая часть состояла из четырех общих вопросов. Скажем так, это вопросы, которые молодые индусы любят задавать индусам старшего возраста.
Итак, первый относится к первой части урока: «Если Бог везде, зачем нам храмы?» Это хорошо, да? О, этот вопрос вообще-то задавали кумбабишекам изначально. Но история выросла за эти годы, и когда вы протягиваете руку и пересказываете историю, она становится все более и более интересной.
В Пертском храме Шивы они построили этот очень большой храм в Перте, Австралия, и перенесли Сивалингем, что интересно. У них было здание поменьше, и в нем был Сивалингем, и они его перенесли; они переместили существующий Сивалингем. Почему-то они не сделали это правильно, потому что это испортило погоду. И все дуло пару дней. Палатки ягнасала чуть не сдуло, самолеты с трудом приземлялись, знаете ли, был бардак. Нужно быть осторожным, когда вы перемещаете Sivalingham, чтобы сделать это осторожно.
Но это было во время кумбабишекам, сама история и группа молодежи, молодежь в индуизме обычно определяется как любой человек до тридцатилетнего возраста. Итак, группа молодежи разговаривала со мной во время перерыва. Представитель группы была дочерью президента храма. И она была подающим надежды молодым юристом, только что окончившим юридическую школу, и не так уж недавно, и настроенным, чтобы доставить мне неприятности, я думаю. Вы задаете ему эти вопросы, вы знаете. Поэтому она задала этот вопрос. «Если Бог везде, зачем нам храмы». А потом она продолжила объяснять, сколько стоит их строительство. И потом, в Перте зимой очень холодно, в этом огромном воздушном пространстве. Вы знаете, что вам нужно отапливать его и тратить все эти деньги на коммунальные услуги, чтобы храм оставался теплым. Не лучше ли потратить эти деньги на что-то другое?
Очень хороший вопрос, правда? Бог везде, зачем нам храм? Как я уже сказал, я рассказывал эту историю так много раз, что она продолжает меняться. Но текущая версия такова. Что ж, Бог везде; Бог пронизывает эту комнату, верно? Кто из вас может видеть Бога, проникающего в комнату? Поэтому им пришлось признать, что они не могут. Это отличная теория, верно? Бог пронизывает эту комнату, но на самом деле вы не можете увидеть, как Бог пронизывает комнату. Итак, я продолжил объяснять, что вы должны быть великим йогом, чтобы воспринимать Бога в комнате, чтобы воспринимать Бога где угодно. Можно сделать, но это не то, что может сделать большинство людей. Нужно быть великим йогом, чтобы видеть Бога в любом месте. На самом деле воспринимайте Божье присутствие, потому что оно очень тонкое. Бог — это очень тонкое присутствие. Мы выходим на улицу и пытаемся увидеть Бога в деревьях, в том или ином. Это очень тонкое присутствие.
И тут я дал сравнение. Если вы хотите увидеть далекую галактику, что вы делаете? Вы идете в обсерваторию, используете мощный телескоп и можете увидеть галактику, которую иначе не увидите. Если вы хотите заглянуть в камеру, что вы делаете? Вы идете в лабораторию, используете электронный микроскоп и можете увидеть в клетке все, что захотите. Итак, Бог точно так же. Вы идете в храм и через освященное мурти мы можем легко увидеть, увидеть Бога. Так что храм и мурти внутри него устроены так, чтобы каждый мог почувствовать присутствие Бога, когда у него будет достаточно преданности. Вы должны квалифицировать его. Если вы не развили преданность, вы не сможете почувствовать Бога в мурти как энергию, которая является первым способом, которым мы воспринимаем Бога. Почему это? Потому что мы недостаточно открыты. Преданность стоит на первом месте, что ведет к открытости божеству. Мы доверяем божеству, мы должны открываться так же, как мы открываемся кому-то, кто нам близок. Мы должны открыться божеству, чтобы почувствовать энергию. Раз два три. Преданность создает открытость. Открытость позволяет нам испытать божество.
Это один из способов сказать индусу или тому, кто знаком с индуистскими учениями с индуистским сердцем, что вы чувствуете открытость. Вы не чувствуете это во всех людях. Вы можете посмотреть в день тура и увидеть, кто приходит, и увидеть, у кого есть открытость, открытость, которую они культивируют через развитие преданности, а у кого нет. Так что не критика, не критика людей за то, что они не открыты, не в этом дело. Дело в том, что вы можете понять, что кто-то находится в потоке индуизма, если у него есть такая открытость. Вы знаете, они будут приветствовать вас определенным образом и так далее. Там открытость.
Итак, у храма есть это качество, и там объясняется, почему: строительство, освящение и непрерывное ежедневное богослужение. Я выбираю эту фразу, потому что люблю безграмотность. Все начинается с одной буквы, верно? Итак, строительство, мы не можем просто построить храм так, как мы хотим, мы должны построить его в соответствии с агамическими принципами, это очевидно. Освящение — это английское слово, обозначающее кумбабишекам, а кумбабишекам в основном означает храм. А до этого стройка. Нам нужны кумбабишекам; очень мощная церемония включения храма. И затем вам нужно продолжить это непрерывным ежедневным поклонением. Если вы включите его и не будете совершать непрерывное ежедневное поклонение, оно рассеется. Так непрерывное ежедневное богослужение сначала увековечивает то, что было создано при кумбабишекам, а потом с годами укрепляет его. Так вот почему в тексте говорится, например, храм с годами вырабатывает защитную оболочку. Это занимает некоторое время. А потом, когда вы заходите в храм, это действительно похоже на другой мир. Почему ощущения такие разные? Потому что вокруг него есть защита, которую он создавал годами.
В моем лейтмотиве есть небольшой купол и храм внутри него. Итак, графически купол, который показывает его, имеет полукруг над ним, чтобы защитить его от астральных сил, астральных существ. Ну, это три вещи, которые необходимы, и, конечно же, мы говорим о агамическом храме. Весь этот урок, есть много храмов, которые не являются агамными. Но опять же, это не критика храмов, которые не являются агамными, они просто управляются немного по-другому. Например, довольно часто преданные прикасаются к мурти. В агамическом храме нельзя прикасаться к мурти, мальчик, все будут кричать на тебя: «Нет, нет, ты не можешь прикасаться к мурти». Так что это другое. Он предназначен быть другим. Это та идея.
Тогда есть еще один вопрос, посмотрите, какой он: «Поклоняются ли индусы идолам?» Это второй вопрос. Поклонение идолу. Конечно, моя первоначальная шутка о поклонении идолам заключалась в том, что индусов иногда описывают как идолопоклонников, но если вы посмотрите на них, вы увидите, что они очень энергичны в своем поклонении. Большинство людей этого не поняли. Они не «бездействуют». Вы знаете, они много двигаются, они очень энергичны. Впервые рассказал эту шутку в Канаде. Но очень замечательная речь. Это было кумбабишекам в Техасе в храме Форт-Уэрт. И у них есть священник Панчаратра Агамы, которого они привели, который также был ученым и мог объяснять вещи на английском языке. Так что на самом деле они периодически вызывали его на церемонию, что мы могли бы объяснить. Это то, что произошло, это то, что должно произойти, и чтобы люди могли лучше относиться к тому, что происходит. Действительно мило. Итак, это было в тот момент, когда, знаете, я думаю, что это линия Шивы. ., ну, это были все мурти, но Сивалингем был самым большим, потому что нижняя часть уходит в землю, так что очень долго это я помню . Вы не видите большую часть Сивалингема, когда он представляет собой резной кусок гранита, он находится внутри, в земле.
Он имел в виду, что они поливали мурти молоком, чтобы очистить их, поэтому преданные должны это делать. Это была высокая точка. Преданные должны были поливать мурти молоком, а затем смазывать мурти маслом, когда его клали в святилище. Это последний раз, когда вы можете прикоснуться к мурти, столь особенному в такой церемонии.
Он объяснил, что прямо сейчас мы очищаемся, я думаю, он назвал это статуями. Мы очищаем эти статуи или идолы. Но завтра у нас будет церемония, прана пратиштха, которая наполняет их энергией или превращает их в Божества, в зависимости от того, в какой именно традиции вы находитесь. Так что прямо сейчас вы можете называть их идолами или статуями, но как только они получат прана пратиштху они святые. Они больше не статуя. С этого момента они были наполнены божественной энергией. Итак, мы поклоняемся чему-то, что наполнено божественной энергией, а божество во время пуджи пребывает в мурти. Итак, это агамическая концепция. Это верно как для вайшнавских, так и для шайва-агам. И во многих храмах есть и то, и другое. У них есть изображения вайшнавской традиции, изображения шиваитской традиции, у них даже есть священники обеих традиций. Итак, что у них общего, так это то, что они оба следуют агамам. Итак, у них обоих одинаковое представление о мурти. Итак, цитата из текста панчаратра, панчаратра — это одна из двух вайшнавских агамических традиций. Это более распространенный. Другого зовут Вайка Натха, если вам интересно.
Эта концепция объясняется в тексте панчаратра «Сатвата-самхита». Вот как эта традиция смотрит на это:
«Когда совершенный образ систематически устанавливается, Он занимает соответствующий образ. Своим милостивым присутствием в этом образе Он дает конкретное и видимое выражение всем своим трансцендентным и неощутимым качествам».
Красиво сказано, а?
Затем у нас есть Шайва Аджита Агама.
«Пуджа Шивалингаму предназначена для вызова присутствия Садашивы в лингаме».
Довольно прямолинейно, правда? Итак, во время пуджи, в зависимости от традиции, вы смотрите на это немного по-разному, но что у них общего, так это то, что во время пуджи божество находится в мурти. Либо во время всей пуджи, либо ее части.
И Гурудев говорит о том же:
«Мы поклоняемся Богу Шиве, и боги благодаря своим бесконечным силам духовно парят над изображением или мурти, которое мы почитаем как их временное тело, и пребывают в нем. Мы общаемся с ними посредством ритуального акта пуджи».
И Гурудев продолжает, я не буду читать остальную часть цитаты, ее сравнивают с телефоном. Чем мурти похож на телефон, мы используем его для связи.
Таковы два из четырех общих вопросов. «Если Бог везде, зачем нам храмы?» И ответ, конечно же, таков: Бог, как мы сказали, слишком коварен, чтобы его мог испытать большинство людей.