Духовенство белое и черное отличия: Чем белое духовенство отличается от чёрного? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ
Содержание
Чем белое духовенство отличается от чёрного? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ
Алина Клещенко
Примерное время чтения: 3 минуты
84594
Чем белое духовенство отличается от чёрного?
К белому духовенству относятся женатые священнослужители, не дававшие монашеских обетов. Им разрешено иметь семью и детей.
Когда же говорят о чёрном духовенстве, имеют в виду монахов, рукоположенных в священный сан. Они посвящают всю свою жизнь служению Господу и дают три монашеских обета — целомудрия, послушания и нестяжания (добровольной нищеты).
Человек, который собирается принять духовный сан, ещё до рукоположения обязать сделать выбор — жениться или стать монахом. После рукоположения жениться священнику уже нельзя. Священники, которые не вступили в брак до принятия сана, иногда вместо пострига в монахи выбирают целибат — дают обет безбрачия.
В православии существует три степени священства. На первой ступени находятся диаконы. Они помогают проводить богослужения и обряды в храмах, но сами не могут вести службы и совершать таинства. Служители церкви, относящиеся к белому духовенству, называются просто диаконами, а рукоположенные в этот сан монахи — иеродиаконами.
Среди диаконов наиболее достойные могут получить чин протодиакона, а среди иеродиаконов старшими являются архидиаконы. Особое место в этой иерархии занимает патриарший архидиакон, служащий при патриархе. Он принадлежит к белому духовенству, а не к чёрному, как другие архидиаконы.
Вторая степень священства — это священники. Они могут самостоятельно вести службы, а также совершать большинство таинств, кроме таинства рукоположения в священный сан. Если священник относится к белому духовенству, его называют иереем или пресвитером, а если он принадлежит к чёрному духовенству — иеромонахом.
Иерей может быть возведён в чин протоиерея, т. е. старшего иерея, а иеромонах — в чин игумена. Нередко протоиереи являются настоятелями храмов, а игумены — настоятелями монастырей.
Высшее иерейское звание для белого духовенства, звание протопресвитера, присваивается священникам за особые заслуги. Этому чину соответствует чин архимандрита в чёрном духовенстве.
Священники, относящиеся к третьей и высшей степени священства, называются архиереями. Они имеют право совершать все таинства, в том числе таинство рукоположения в сан других священников. Архиереи управляют церковной жизнью и руководят епархиями. Они делятся на епископов, архиепископов, митрополитов.
Стать архиереем может только священнослужитель, принадлежащий к чёрному духовенству. Священник, который был женат, может быть возведён в сан епископа, только если примет монашество. Он может сделать это в том случае, если его супруга скончалась или тоже постриглась в монахини в другой епархии.
Возглавляет поместную церковь патриарх. Главой Русской православной церкви является патриарх Кирилл. Помимо Московского патриархата, в мире существуют и другие православные патриархаты — Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский.
Использована информация православного журнала «Фома», портала Pravoslavie.ru.
Следующий материал
Также вам может быть интересно
…Чем отличаются православные от западных христиан?
Кто такой Силуан Афонский?
Где и когда похоронят архимандрита Кирилла?
Где в Москве можно поклониться мощам Силуана Афонского?
Что такое Собор Московских святителей?
Новости СМИ2
Белое духовенство — православная энциклопедия «Азбука веры»
5 ступеней веры
- Белое духовенство на Руси А. П. Доброклонский
- Белое духовенство униатов И.А. Чистович
- Белое духовенство на Руси П.В. Знаменский
- Православное русское белое духовенство по его положению и значению в истории Н.Н. Глубоковский
Понятие «бе́лое духове́нство» (частичный синоним — «приходское духовенство») используется для обозначения немонашествующих священнослужителей (диаконов и пресвитеров) и (иногда) церковнослужителей (чтецов и иподиаконов). В узком смысле, в обыденном словоупотреблении под «белым духовенством» чаще всего понимают приходское священство – диаконов и пресвитеров.
История и граница понятия
Для понимания разделения православного духовенства на черное и белое необходимо рассмотреть историю становления институтов христианского православного священнослужения и церковнослужения в принципе, а также историю появления и становления института монашества.
Священство (шире духовенство), как особый разряд людей, специально выделенных для совершения богослужений, известно с ветхозаветных времен. Современное православное священство многое унаследовало от ветхозаветного института: в частности, деление лиц, служащих при скинии (храме) на левитов и священников, во главе которых стоял первосвященник, прообразовало деление духовенства (в расширенном понимании этого слова) на церковнослужителей, диаконов, священников, епископов (и епископов, занимающих высшее административное положение). Уже в Древней Христианской Церкви можно увидеть разделение священства на три степени: епископ, пресвитер, диакон, хотя не все исследователи согласны с тем, когда именно такое разделение было оформлено окончательно. Также весь новый избранный народ Божий — христиане разделялись на клириков и мирян. При этом, начиная с IV в. стал формироваться институт монашества. Благодаря этому параллельно формировалось два способа различения церковного народа: по отношению к служению: κληρικός (клирик) и λαϊκός (мирянин), и по отношению к образу жизни: μοναχός (монах) и κοσμικός (немонах). При этом под понятием «клирик» понимались не только священнослужители (епископы, пресвитеры и диаконы), но и церковнослужители, то есть лица, помогавшие священнослужителям в совершении богослужений (чтецы, певцы, иподиаконы и диакониссы, последние, впрочем, исчезли в средневековый период, хотя сейчас предпринимаются попытки возродить это служение). Таким образом, с течением времени сформировались разные способы осуществления жизни во Христе, традиция деления верующих на категории, среди которых можно выделить четыре: миряне – лица, не приносившие монашеских обетов и не имеющие посвящения в степень церковнослужения или священства, «простые» монахи – лица, принесшие Богу особые обеты относительно своего образа жизни (целомудрие, послушание, нестяжательство) и соблюдающие их, при этом также не имеющие посвящения в степень церковнослужения или священства, белое духовенство – лица, имеющие посвящение в сан или степень церковнослужения, но не вступавшие в монашество, и черное духовенство – лица, имеющие посвящение в сан или степень церковнослужения из числа монахов.
Одним из наиболее очевидных отличий белого духовенства от черного (в Православии) является возможность для белых клириков брачной семейной жизни. Однако на семейную жизнь священнослужителей и церковнослужителей наложены определенные канонические ограничения.
Во-первых, вступление в брак для клирика возможно только до посвящения в степень иподиакона (см.: 26 Апостольское правило). Хиротессия в этот чин фиксирует брачный или безбрачный статус клирика. Вступление в брак для лица, посвященного в иподиаконскую степень безбрачным, в настоящее время считается в православной традиции недопустимым.
Во-вторых, как сам клирик, так и его супруга должны состоять в первом браке (см.: 17 и 18 Апостольские правила). Вступление вдовых, или лишившихся супруги по иной причине клириков в новый брак канонически воспрещено и влечет за собой извержение из клира. Также следует отметить, что в течении долгого времени в России предполагалось, что овдовевший клирик в обязательном порядке и под угрозой лишения сана должен принимать монашество. Однако эту традицию нельзя считать канонически оправданной. Помимо этого следует указать, что к белому духовенству в современной Православной Церкви не могут относиться епископы, так как монашеский статус для них считается обязательным, хотя в Древней Церкви имелись примеры женатых епископов (напр., отец свт. Григория Богослова, т. н. Григорий Старший вел семейную жизнь, уже будучи епископом).
Определенную путаницу в содержание понятия «духовенство» внесло в нашей стране законодательство Российской империи, согласно которому к т. н. «духовному сословию» относились как монахи, не имеющие священного сана или посвящения в степень церковнослужения, так и клирики (священнослужители и церковнослужители), независимо от их отношения к монашеству.
Относящийся к белому духовенству клирик может пребывать в состоянии безбрачия: целибата (от лат. caelibis — холостой). Целибатный клирик не приносит монашеских обетов (а потому не относится к черному духовенству), но при этом хранит целомудрие и не вступает в брак.
В Римско-Католической традиции со времен папы Григория VII (XI в.) все священники связаны обетом безбрачия, то есть являются целибатными (семейная жизнь допускается лишь для диаконов и для священников Восточного обряда, т. н. униатов). Между тем традиция целибата священников на Западе стала формироваться гораздо раньше. Уже на Эльвирском соборе в Испании в 306 году было постановлено: «…предписать епископам, пресвитерам и диаконам и всем занимающим церковные должности клирикам, – вовсе воздерживаться от своих жен». Однако обязательность соблюдения целибата всеми клириками в Православной традиции отвергается канонами (см. 13‑е правило Трулльского собора).
Современное состояние белого духовенства
В современной Русской Православной Церкви диаконы и священники, представляющие белое духовенство, как правило, женаты (за исключением отдельных случаев. Как указывалось выше, епископы принадлежат к черному духовенству, являясь монахами.
Как в обыденной речи, так и в публицистике существует тенденция сужать содержание понятия «белое духовенство» до немонашествующих священнослужителей (священников и диаконов) исключая из него т. о. клириков – церковнослужителей (чтецов и иподиаконов).
Помимо основных степеней священнослужения (пресвитер – иерей и диакон) в качестве награды за усердное служение клирик из числа белого духовенства может быть удостоен также возведения в сан протоиерея — для священника и протодиакона — для диакона (см. «Положение о наградах Русской Православной Церкви», принятое на Архиерейском соборе 2017 года). Указанная награда тем не менее не является отличием харизматического плана (не возводит удостоенного этой награды клирика на иную степень священнослужения), но, скажем, влияет на место, занимаемое клириком среди лиц одной с ним степени при соборном совершении богослужений.
В современной России практика целибата для белого духовенства хотя и допускается, но считается исключительной и потому случаи целибата крайне немногочисленны.
- 1.7 тыс. 0
-
0 -
- Б
Значение разных цветов рубашек духовенства
– Церковные принадлежности MDS
Духовенство Одежда и одежда имеют первостепенное значение в большинстве религиозных учреждений, поскольку они обозначают роли определенных лиц в их деноминации. В этой статье вы узнаете об одежде и рубашках духовенства, о том, кто их носит, как они представляют религиозные ранги и как их носят.
Что такое одежда духовенства?
Одежда, которую носят представители духовенства или министерства, называется одеждой духовенства. Повседневная одежда духовенства, иногда известная как церковная рубашка, продиктована их религиозным учреждением. Однако большинство людей путают его с облачением священника, которое является литургической одеждой, и вы узнаете больше о различиях позже.
Поскольку одежду священника будут носить каждый день, очень важно, чтобы она была удобной, особенно если вы живете в месте с высокой температурой и влажностью. Они также должны быть хорошо подогнаны и изготовлены из прочных материалов, чтобы гарантировать, что они прослужат долго.
Рубахи духовенства — это один из предметов одежды, который носят священники, пасторы и служители во время церемоний и служб, а также во время их пребывания в обществе. Рубашки духовенства доступны в нескольких цветах, и предлагаемые альтернативы могут варьироваться в зависимости от критериев деноминации или религиозной организации. Черная рубашка с белым воротником священника — самый типичный вариант, особенно для католического духовенства или священников.
Многие люди не знают, что канцелярские рубашки бывают двух видов. Рубашка с воротником-стойкой относится к первому типу, а рубашка с воротником-стойкой — ко второму типу. Отличительной чертой рубашки с воротником-хлястиком является отложной воротник с отверстием у горла, куда можно вставить тканевый или пластиковый воротник. Чаще всего его принимают за воротник священника. Тонкая полоска из белого материала вокруг шеи, сравнимая с рубашкой в стиле водолазки, заменяет воротник на рубашке с воротником.
Цвета, связанные с рубашками духовенства
Поскольку облачения духовенства являются очень личными предметами, многие выбирают персонализированные мантии и сопутствующую одежду, когда дело доходит до их гардероба. Одежда, которую носят, отражает религиозную традицию и олицетворяет преданность служению прихожанам. Помимо индивидуальной настройки своих облачений, священники выбирают цвет своей рубашки в зависимости от проповеди или службы, которую они будут читать.
Ниже приведено более подробное описание каждого цвета рубашки.
Черный
Самая узнаваемая одежда священника — черная рубашка священника. Черный — основной цвет католического и методистского духовенства. Традиционный черный цвет доступен в обоих типах рубашек духовенства и подходит как для повседневной, так и для общественной одежды. Члены духовенства носят черные рубашки как преобладающий цвет.
Красный
Члены духовенства, занимающие сан епископа, обычно награждаются малиновой или темно-бордовой рубашкой. Епископы католической, методистской и других церквей обычно носят малиновую рубашку духовенства с белым воротником. Кардиналы, занимающие более высокое положение в церкви, чем епископы, часто носят темно-бордовые церковные рубашки.
Фиолетовый
Фиолетовый также используется в церкви для обозначения определенного статуса, например епископа или старшего епископа. Этот оттенок мог также обозначать определенное положение, занимаемое духовенством в церкви. Когда Епископ находится в присутствии старшего Епископа, он или она может носить пурпурную церковную рубашку, чтобы отличиться. Фиолетовый часто используется в службах покаяния.
Белый
Во время торжественных случаев, таких как свадьбы, похороны, крещения или религиозные праздники, духовенство часто носит белые рубашки духовенства. Во время церемонии белую рубашку обычно надевают под плащ или халат, но не на публике. Эта цветная рубашка священника также сочетается с другими цветными воротниками священника, которые соответствуют сезону или определенному случаю.
Одеяния для духовенства Выбор
Как было сказано ранее, предметы, которые носят священнослужители, считаются личным заявлением об их религиозной преданности и преданности. В результате неудивительно, что высококачественные и хорошо сделанные вещи, такие как персонализированные халаты, палантины, шарфы и другие предметы первой необходимости, пользуются большим спросом.
Компания MDS Church Supplies является одним из ведущих поставщиков рубашек для священнослужителей в Северной Америке. Наш дизайнерский персонал кроит, шьет и может подгонять облачения и мантии для достижения точной посадки, и наша репутация исключительного мастерства и пошива остается приоритетом.
Рубашки духовенства | Одеяния духовенства | Кастомные мантии
Рубашки духовенства являются одним из предметов гардероба, который священники, пасторы и служители носят в качестве одежды как во время церемоний или служб, так и в общественных местах. Рубашки духовенства бывают разных цветов, и доступные варианты могут зависеть от требований деноминации или религиозной организации. Наиболее распространенным вариантом, особенно для католического духовенства или священников, является черная рубашка с белым воротником священника.
Многие люди не знают, что есть два типа рубашек духовенства. Первый тип — это рубашка с воротником-стойкой, а второй тип — рубашка с воротником-стойкой. Рубашка с воротником-стойкой имеет отложной воротник с отверстием у горла, куда можно поместить тканевый или пластиковый воротник. Это легче всего узнать как воротник священника. Рубашка с воротником не имеет воротника, а представляет собой тонкую ленту из белой ткани вокруг шеи, похожую на рубашку с имитацией водолазки.
Когда речь заходит об одежде, которую носят священнослужители, многие выбирают изготовленные на заказ мантии и сопутствующие наряды, поскольку облачения духовенства являются сугубо личными вещами. Одежда, которую носят, является отражением традиции веры и символизирует приверженность служению собранию. Помимо выбора индивидуального облачения, священнослужители также выбирают цвет своей рубашки в зависимости от проповеди или служения, которое они проводят.
Ниже приведено более подробное описание того, что означает каждый цвет рубашки.
Черный
Черная рубашка является наиболее узнаваемым цветом канцелярской одежды . Католическое и методистское духовенство носит черный цвет в качестве основной одежды. Традиционный черный цвет присутствует в обоих типах рубашек духовенства и носится как в повседневной одежде, так и в общественных местах. Черный считается основным цветом рубашек, которые носят представители духовенства.
Красная
Красная или темно-бордовая рубашка чаще всего предназначается для членов духовенства, занимающих должность епископа. Католики, методисты и другие деноминации с епископскими должностями обычно носят красную 9.0005 рубашка священнослужителя с белым воротником. Кардиналы часто носят бордовые рубашки духовенства, потому что они занимают более высокое положение в церкви, чем епископ.
Фиолетовый
Фиолетовый также используется для обозначения определенной должности в церкви, например, епископа или старшего епископа. Этот цвет также может означать, что духовенство занимает определенное положение в церкви. Иногда один епископ может носить пурпурную рубашку духовенства в присутствии старшего епископа, так что между ними может быть различие. Фиолетовый также используется для службы покаяния.
Белый
Священнослужители обычно носят белые рубашки во время официальных церемоний, таких как свадьбы, похороны, крещения или религиозные праздники. Белую рубашку обычно носят под плащом или халатом во время церемонии, но не надевают на публике. Рубашку духовенства этого цвета также носят с воротниками священника другого цвета , которые относятся либо к сезону, либо к определенному типу события.