До какого времени считается умерший новопреставленным: Делают или нет поминки через полгода со дня смерти: как поминать усопшего
Содержание
В течение какого времени усопшего поминают как новопреставленного?. 1115 вопросов священнику
В течение какого времени усопшего поминают как новопреставленного?. 1115 вопросов священнику
ВикиЧтение
1115 вопросов священнику
раздел сайта ПравославиеRu
Содержание
В течение какого времени усопшего поминают как новопреставленного?
иеромонах Иов (Гумеров)
Церковнославянское слово преставление (перестановка, перемещение) обозначает смерть, ибо по разлучении от тела душа переходит от временной жизни к вечной. Новопреставленным человека считают первые 40 дней. Первым днем является сам день смерти, независимо от часа наступившей кончины.
В течение какого времени усопшего поминают как новопреставленного?
В течение какого времени усопшего поминают как новопреставленного?
иеромонах Иов (Гумеров)Церковнославянское слово преставление (перестановка, перемещение) обозначает смерть, ибо по разлучении от тела душа переходит от временной жизни к вечной. Новопреставленным
С какого времени христиане начали праздновать Пасху и печь куличи?
С какого времени христиане начали праздновать Пасху и печь куличи?
Иеромонах Иов (Гумеров)Ветхозаветный пасхальный агнец — прообраз Иисуса Христа, принесшего Себя на Кресте в Жертву для спасения мира. «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор.5:7). Название ветхозаветной
35. Что происходит с душой усопшего на девятый день?
35. Что происходит с душой усопшего на девятый день?
«Девятый день, — говорит свт. Симеон Солунский, — напоминает нам о девяти чинах ангельских, к которым — как нематериальный дух — мог бы быть сопричислен и наш усопший близкий».Как свидетельствует преп. Макарий, на
37. До какого времени усопшего поминают как новопреставленного?
37. До какого времени усопшего поминают как новопреставленного?
Казалось бы, ответ очевиден: в течение первых сорока дней. Основной смысл сорокоустного поминовения в том, чтобы усопший был помянут при совершении сорока Литургий — на проскомидии и по освящении Святых
Молитва за всякого усопшего
Молитва за всякого усопшего
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя) , яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его
Слово 15. О разных отличиях безмолвия, о власти ума и о том, сколько властен ум возбуждать собственные свои движения при разных видах молитвы, какой предел дан молитве самим естеством, до какого предела властен ты молиться молитвою, по преступлении какого предела молитва твоя уже не молитва, хотя со
Слово 15. О разных отличиях безмолвия, о власти ума и о том, сколько властен ум возбуждать собственные свои движения при разных видах молитвы, какой предел дан молитве самим естеством, до какого предела властен ты молиться молитвою, по преступлении какого предела молитва
Слово 15. О разных отличиях безмолвия, о власти ума и о том, сколько властен ум возбуждать собственные свои движения при разных видах молитвы, какой предел дан молитве самим естеством, до какого предела властен ты молиться молитвою, по преступлении какого предела молитва твоя уже не молитва, хотя со
Слово 15.
О разных отличиях безмолвия, о власти ума и о том, сколько властен ум возбуждать собственные свои движения при разных видах молитвы, какой предел дан молитве самим естеством, до какого предела властен ты молиться молитвою, по преступлении какого предела молитва
Помощь душе усопшего
Помощь душе усопшего
Старец рассказывал: «Как только я поселился в Иверском скиту, об этом узнал мой старый знакомый — дядюшка Афанасий — лесной сторож из Филофеевского монастыря. Он пришел меня навестить и принес в благословение некоторые вещи и продукты, потому что
Жизнь усопшего как пример
Жизнь усопшего как пример
Скажу еще вот о чем. Очень часто оставшиеся чувствуют, что потеря коснулась не только их самих, она затронула многих: окружающие лишились ума, сердца, воли человека, который поступал добротно и прекрасно. И человек, потерявший близкого,
Глава 440: О сказанном относительно сокращения и о том, в течение какого периода пребывания на одном месте следует продолжать совершать сокращённые молитвы.
Глава 440:
О сказанном относительно сокращения и о том, в течение какого периода пребывания на одном месте следует продолжать совершать сокращённые молитвы.
544 (1080). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«(Однажды) пророк, да благословит его
Глава 1286: В течение какого времени следует прочитывать Коран (целиком)? Аллах Всевышний сказал: «…и читайте из него, что сможете…»[3032] .
Глава 1286:
В течение какого времени следует прочитывать Коран (целиком)? Аллах Всевышний сказал: «…и читайте из него, что сможете…»[3032].
1739 (5052). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«(В своё время) мой отец, женивший меня на одной
Молитва за всякого усопшего
Молитва за всякого усопшего
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его
11. Почему после смерти человека его поминают на 9-й и 40-й день?
11. Почему после смерти человека его поминают на 9-й и 40-й день?
Вопрос: Почему после смерти человека его поминают на 9-й и 40-й день?Отвечает священник Александр Мень:Потому что путь и развитие продолжаются и там. У нас это проецируется на 9-й, 40-й день и полгода, хотя эти сроки
14. Как поминают усопших в Дни Пасхи ?
14. Как поминают усопших в Дни Пасхи?
Вопрос:Как поминают усопших в Дни Пасхи?Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти
Дни поминок после смерти – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 3 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
В Церкви существует несколько дней для поминовения усопших. Одни – общие (Радоница, Родительские субботы), другие – частные. Они связаны с датой кончины конкретного человека и важны для его родственников и друзей. Но при любых поминках важно помнить, что сперва нужно сходить в храм, подать записку на проскомидию, заказать панихиду, а уж потом посидеть за столом, вспоминая об усопшем.
Для умершего человека очень важна молитва. Церковь учит, что молиться за новопреставленного нужно начинать как можно раньше. Сразу после смерти родственники и друзья могут читать псалтырь по усопшему или канон о единоумершем.
В первый же день после кончины человека стоит заказать сорокоуст (сорок поминальных литургий за усопшего) в храме. В идеале сорокоуст должен продолжаться с первого по сороковой день со смерти, но на практике чаще бывает, что сорок литургий заканчиваются позже сорокового дня после кончины. Все это время человек поминается как «новопреставленный».
По православной традиции с первого по третий день после кончины душа находится на Земле и посещает близких родственников и места, которые ей были дороги.
На третий день человека отпевают в храме. Эта традиция связана с Воскресением Христовым на третий день после распятия.
Любой умерший крещеный человек, если он не отрекся от православия или не перешел в другую веру, может быть отпет в храме.
В наши дни не всегда удается отпеть и похоронить усопшего именно на третий день после смерти. В этом случае человека отпевают и хоронят тогда, когда это возможно, но молитва в третий день после кончины очень важна.
На девятый день после кончины, как говорит преподобный Макарий Александрийский, душа видит рай и поклоняется Богу. В этот момент ей тоже нужна молитва, поэтому нужно помолиться дома и пойти в церковь, подать записку на литургию (проскомидию) и заказать панихиду.
С девятого по сороковой день после смерти, как говорят многие святые отцы, ангелы показывают человеку адские мучения и помогают пройти испытания, которые проходит душа. Конечно, до конца люди не могут представить себе, что происходит с человеком после его смерти, но Церковь и святые говорят о том, что усопшим христианам помогают молитвы живых.
На сороковой день умерший отправляется до Страшного суда либо в рай, либо в ад. В это время ему тоже нужна молитва на проскомидии и поминовение на панихиде.
В дальнейшем особое поминовение нужно в годовщины смерти. В этот день после молитвы в храме и дома родственники могут вспомнить дорогого им человека за торжественным обедом.
Многие святые отцы называли день кончины днем рождения человека в новой жизни, поэтому скорбь от потери близкого человека в это время может смягчаться радостью от того, что христианин уже ушел ко Христу и может после смерти молиться о своих живых близких.
За усопших Церковь молится и во дни родительских суббот. Самыми главными из них являются две вселенские субботы – Троицкая (накануне Дня святой Троицы), и Вселенская родительская суббота (за две недели до начала Великого поста) Мясопустной недели. Обе этих субботы не имеют фиксированной даты и празднуются каждый год в разное время в зависимости от дат Великого поста и Пасхи.
Очень важно помнить, что умершим христианам молитва за них нужна постоянно, поэтому в идеале каждый день после кончины человека для его близких должен стать «днем поминок».
На заставке фрагмент фото spda/www.flickr.com
Теги: поминовение усопших Поминовение усопших Родительские субботы Родительские субботы
Почему смерть мозга считается смертью и почему не следует путать
Неврологическое определение смерти мозга — сложная оценка, которая может быть неправильно понята неспециалистами и членами семьи. Недавние руководства разъясняют, как проводить такое обследование, и доступны для врачей, при этом время смерти у взрослых и детей определяется с помощью последнего определяющего теста — теста на апноэ. Этот основной принцип в неврологии был недавно оспорен в суде и привел к беспрецедентному продолжению ухода за 13-летним ребенком, признанным мертвым. В этом обзоре комментируются медицинские, юридические и этические затруднения, возникшие в связи с этим делом, и выделяются основные элементы консенсуса по вопросам, связанным со смертью мозга, которые были сформированы в течение 3 десятилетий непрерывных медицинских и общественных дебатов. Четкое понимание врачами и общественностью диагностического определения смерти после потери функции мозга поможет предотвратить возникновение подобных конфликтов в будущем.
Трагический случай 13-летнего ребенка из Окленда, штат Калифорния (Джахи Макмат), который был объявлен мертвым 12 декабря 2013 г. в результате осложнений после тонзиллэктомии, аденоидэктомии и удаления избыточной ткани пазухи, недавно возникших у членов семьи, адвокаты и больница друг против друга, поскольку они изо всех сил пытались решить вопрос о продолжении поддержки. Детская больница и исследовательский центр Окленда (далее именуемая больницей) заявила, что Джахи официально умер после двух осмотров ее медицинским персоналом (одним неврологом и одним педиатром-реаниматологом). Поскольку ребенок был мертв, больница утверждала, что больше не обязана продолжать оказание медицинской помощи по просьбе семьи. Семья, напротив, утверждала, что их ребенок не умер, потому что у нее постоянно билось сердце и она двигалась в ответ на прикосновение. Они потребовали, чтобы больница продолжала оказывать медицинскую помощь, включая искусственную вентиляцию легких, в надежде, что она выздоровеет. Семья также утверждала, что отказ больницы предоставить запрошенную медицинскую помощь Джахи был проявлением неуважения к ней и религиозным ценностям ее семьи.
Это дело привело к юридической трясине и вызвало большой общественный резонанс. Чтобы помочь врачам и другим лицам ответить на вопросы об этом исключительном случае, мы представляем анализ соответствующих медицинских, юридических и этических вопросов. Наш анализ основан на общедоступной информации, включая судебные протоколы, сообщения СМИ и соответствующую медицинскую литературу.
Диагноз смерть мозга.
Острая катастрофическая травма головного мозга с вовлечением обоих полушарий головного мозга редко приводит к смерти головного мозга. Это потребует потери функции ствола мозга и обычно является следствием массивного поражения полушария, сдавливающего и повреждающего средний мозг, мост и продолговатый мозг. В результате своей естественной устойчивости ствол мозга редко перестает функционировать полностью. Этот фундаментальный неврологический принцип того, что ствол мозга теряет функцию последней, был известен на протяжении веков и даже Жану-Мартену Шарко, одному из основателей неврологии, который сказал, что эта структура умирает последней.
При потере функции ствола мозга сначала останавливается дыхание, а вскоре после этого останавливается сердце. Если в острой фазе пациент может быть интубирован, помещен на ИВЛ, достаточно оксигенирован, реанимирован жидкостью и добавлены вазопрессоры и вазопрессин, эту агональную последовательность потенциально можно предотвратить. После того, как было доказано неизлечимое катастрофическое неврологическое структурное повреждение в этом поддерживаемом состоянии, выздоровление не происходит, и не существует известного эффективного медицинского или хирургического вмешательства. Необратимость определяется отсутствием двигательных реакций, выпадением всех стволовых рефлексов и апноэ после СО 2 вызов, а не дальнейшее ожидание. После достижения этого состояния артериальное давление нестабильно и часто неуклонно снижается, несмотря на усилия по его стабилизации. Появляются сердечные аритмии и, как правило, мультисистемные повреждения в результате распространенной воспалительной реакции и внутрисосудистого свертывания крови. Меры поддержки сложны, часто терпят неудачу, а возможность поддерживать мертвое тело мозга практически невозможно. Нет никаких разногласий в том, что смерть головного мозга представляет собой отдельное клиническое неврологическое состояние, отличное от всех других проявлений острой или длительной комы. Например, клинические данные при смерти головного мозга отличаются от таковых у пациентов в коматозном состоянии, когда пациенты в конечном итоге могут дышать самостоятельно и когда некоторые или все рефлексы ствола мозга сохранены. По медицинскому мнению практикующих нейрореаниматологов, нейрохирургов и всех неврологических и нейрохирургических обществ и академий во всем мире смерть мозга представляет собой смерть человека.
Более 25 лет назад междисциплинарной целевой группой были установлены четкие стандарты определения смерти головного мозга у детей. Эти согласованные стандарты получили широкое распространение и были пересмотрены Обществом медицины критических состояний, Американской академией педиатрии и Обществом детской неврологии. 1 Самые последние педиатрические рекомендации рекомендуют 2 осмотра с интервалом в 12 часов у 2 разных лечащих врачей у детей в возрасте 1 года и старше. Это отличается от рекомендаций по смерти мозга для взрослых, которые требуют только одного полного обследования (с необязательным подтверждением другим врачом). 2 Обсуждается вопрос о том, нужен ли интервал ожидания у детей или даже он является рациональным. 3
Медицинские подробности, касающиеся Джахи МакМата, нам неизвестны, но описание неврологического осмотра назначенным судом неврологом показывает полное неврологическое обследование, тест на апноэ, изоэлектрическую ЭЭГ и ядерное сканирование без доказуемой поглощение.
Теперь, спустя несколько месяцев после этого решения, Джахи Макмат все еще поддерживается искусственными средствами. Поскольку смерть мозга приводит к терминальной сердечной аритмии у подавляющего числа пациентов, это примечательно, но не исключает диагноза смерти мозга. В исключительных случаях возможна длительная поддержка, пока обеспечивается оксигенация, кровообращение, питание и лечение множественных медицинских осложнений.
Юридический конфликт.
Из-за серьезного конфликта между больницей и семьей Джахи Макмат дело было передано в Верховный суд округа Аламеда в Калифорнии в декабре 2013 года. Судья Эвилио Грилло издал временный запретительный судебный приказ (TRO), запрещающий больнице отключать ее аппарат ИВЛ. Он также назначил независимого врача (детского нейроонколога из Стэнфордского университета) доктора Пола Грэма Фишера для повторной оценки состояния Джахи. Доктор Фишер подтвердил состояние девочки как смерть мозга, заявив в своем отчете, что имело место «необратимое повреждение головного мозга, а теперь полное отсутствие мозговой функции и полное отсутствие функции ствола мозга, ребенок соответствует всем критериям смерти мозга, согласно профессиональным обществам и состоянию здоровья». Калифорния». 4 Получив это дополнительное независимое подтверждение, судья Грилло распорядился, чтобы больница могла отключить аппарат ИВЛ, но не ранее 30 декабря (через 18 дней после первоначального диагноза смерти в больнице), чтобы дать семье время найти другие учреждения для лечения. забота.
За несколько часов до крайнего срока 30 декабря судья Грилло издал еще один запретительный судебный приказ, снова лишив больницу возможности лишить поддержки и предоставив семье время до 7 января 2014 года для организации ее перевода. В качестве условия перевода юрист больницы и администраторы требовали разрешения коронера округа на то, что мертвое тело может быть вывезено и перевезено из их больницы. Хотя больница отказала своему хирургическому персоналу или внешнему медицинскому персоналу в проведении трахеостомии и установки зонда для кормления, необходимых для ее перевода в учреждение длительного ухода, насколько нам известно, больница не наложила ограничений на доступ семьи к телу. , который все это время оставался на больничной койке под наблюдением.
3 января 2014 года, примерно через 22 дня после первоначального диагноза смерти, судья Грилло объявил, что семья и больница пришли к частичному соглашению. 5 В соглашении указывалось, что внешняя медицинская бригада может забрать Джахи Макмат из больницы и что ее мать будет нести полную ответственность за ее тело во время его перемещения в другое учреждение. В соответствии с этим соглашением у семьи Джахи будет примерно 3 дня, чтобы скоординировать этот процесс переселения, и, если они не смогут принять необходимые меры в течение этого периода, больница может отключить аппарат ИВЛ, поддерживающий ее тело.
Судья Грилло отклонил просьбу семьи заставить больницу или стороннего врача установить трубки для кормления и дыхания, чтобы облегчить перемещение. 5 Соглашение также требовало, чтобы коронер округа Аламеда подписал документ о принятии тела Джахи Макмат до его передачи ее матери. 3 января 2014 года коронер выдал свидетельство о смерти, в котором говорилось, что Джахи умерла 12 декабря, в день, когда врачи первоначально констатировали ее смерть. 6 января родители Джахи вывезли ее тело из больницы с помощью службы скорой помощи. 4
Правовая основа и история смерти мозга.
Юридическое определение смерти традиционно рассматривалось как прекращение сердечно-легочной функции.
По мере развития медицины, особенно в области искусственной вентиляции легких и трансплантационной медицины, возник интерес и потребность в более точном определении смерти по неврологическим критериям. 6 В 1968 году возглавляемый врачами комитет Гарвардской медицинской школы опубликовал статью под названием «Определение необратимой комы», в которой делается вывод о том, что пациенты, отвечающие критериям определенного типа тяжелой мозговой травмы, могут быть констатированы мертвыми до сердечно-легочной недостаточности. происходит прекращение. 7 Законодательные собрания штатов в то время также рассматривали возможность внесения поправок в свои уставы, чтобы учесть эту меняющуюся тенденцию. Канзас стал первым штатом, который в 1970 году законодательно определил смерть мозга как юридический стандарт смерти. те статуты, происходящие между различными штатами. 7
Из-за меняющейся среды, уже признанной законодательными собраниями штатов, в 1981 Президентская комиссия по изучению этических проблем в медицине, биомедицинских и поведенческих исследованиях опубликовала документ «Определение смерти: медицинские, юридические и этические аспекты определения смерти» . 8 Цель комиссии состояла в том, чтобы проанализировать изменяющиеся определения смерти, которые уже были введены в действие в законах штатов, таких как Канзас и другие. После обширной оценки представленной им информации, а также информации, существующей в биомедицинской литературе, Комиссия предложила статут, учитывающий юридические, медицинские, религиозные и политические проблемы, но обеспечивающий единообразие в своем определении смерти. В своем отчете они предложили единый закон для определения смерти либо в результате «необратимого прекращения функций кровообращения и дыхания», либо «необратимого прекращения всех функций всего мозга, включая ствол мозга». 6 ,– 8
Предложение Комиссии было одобрено Американской медицинской ассоциацией, Американской ассоциацией юристов и Национальной конференцией уполномоченных по единообразным законам штата (NCCUSL). NCCUSL опубликовал этот закон под названием «Единый закон об определении смерти» (UDDA) и работал над его принятием в штатах и юрисдикциях по всей территории Соединенных Штатов. С тех пор UDDA был принят во всех 50 штатах на основании закона или прецедентного права, хотя в некоторых штатах он был принят в качестве закона в измененной форме. 7 , 9 Хотя не все юрисдикции США приняли буквальную формулировку UDDA, все они содержат некоторое юридическое признание стандарта смерти, основанного на мозге. 7 , 10
Как в Нью-Джерси, так и в Нью-Йорке предусмотрены исключения из традиционных стандартов смерти мозга в ситуациях конфликта религиозных убеждений. 6 , 9 Закон штата Нью-Джерси требует, чтобы врач не объявлял человека умершим на основании неврологических критериев, когда у него есть основания полагать, «что такое заявление нарушит личные религиозные убеждения человека. ” 11 Вместо этого, в этом случае, «смерть объявляется… исключительно на основании кардиореспираторных критериев». 11
Законодательство штата Нью-Йорк требует от больниц «разработать и применять письменные правила определения смерти». 12 Это включает «[a] процедуру разумного приспособления религиозного или морального возражения лица против решения, выраженного самим лицом или ближайшим родственником или другим лицом, наиболее близким к лицу». 12
С тех пор как UDDA была сформулирована, она успешно выдержала ряд критических замечаний и переоценок неврологических стандартов определения смерти. 7 Последняя переоценка определения смерти с точки зрения федерального надзора была проведена в 2008 г., когда Совет по биоэтике при президенте США 13 опубликовал свой отчет, продолжая поддерживать концепцию, которой служит полная «отказ мозга». как критерий констатации смерти. 7 После «тщательного рассмотрения спорных позиций» «клинической и этической обоснованности неврологического стандарта» смерти совет пришел к выводу, что этот стандарт смерти остается в силе. 7
Наличие и единообразие законов, определяющих смерть (включая смерть мозга), приняты и широко признаны. Они предложили основу для практики донорства органов, а также помогли смягчить споры, связанные с медицинской халатностью, планированием семейного имущества, выплатами по страхованию жизни и обвинениями в убийстве. 9 , 14
Юридические взгляды на полемику Макмата.
Уже через 18 дней после того, как в больнице диагностировали смерть Джахи Макмат, судья Верховного суда округа Аламеда постановил, что ребенок действительно мертв. После подтверждения независимым врачом судья Грилло согласился с тем, что состояние здоровья Джахи соответствует определению, изложенному в Калифорнийском единообразном законе об определении смерти, в котором, в частности, говорится: «лицо, перенесшее либо (1) необратимое прекращение кровообращения и дыхания функции, или (2) необратимое прекращение всех функций всего мозга, включая ствол мозга, мертв». 15 Хотя статут штата Калифорния не содержит религиозного исключения, судья в данном случае предоставил родителям Джахи достаточно времени, чтобы воспользоваться возможностью перевезти ее тело в другое учреждение. Количество времени является значительным, учитывая моральное и профессиональное бремя, которое ложится на поставщиков медицинских услуг, связанных с поддержкой тела, которое было объявлено мертвым.
Как обсуждалось выше, судья Грилло ввел ТРО, требуя, чтобы больница продолжала поддерживать ИВЛ до тех пор, пока родителям Джахи не будет предоставлено время для изучения вариантов перевода. Поскольку ТРО значительно лишают противоположную сторону свободы, они предназначены для ситуаций, в которых стороне, подавшей иск, грозит непоправимый вред, отсутствуют какие-либо другие правовые средства правовой защиты и существует значительная вероятность успеха в выигрыше дела по существу. 16 Суд должен сбалансировать потенциальные трудности для противной стороны, а также любое влияние на общественность после их решения. 16
Судья Грилло вынес в общей сложности 3 ПТП в ходе этого юридического конфликта, включая его первое время, отведенное независимому врачу для осмотра Джахи. После независимого медицинского подтверждения смерти, вероятный успех семьи в преуспевании по существу уменьшился. 17 Важность непоправимого вреда, причиненного без надлежащего средства правовой защиты в соответствии с законом (например, денежной компенсации было бы недостаточно для воспринятой семьей «потерянной жизни»), в свою очередь, могла повлиять на его решение. Предоставление родителям большего количества времени для поиска учреждения, готового оказать помощь, от которой отказалась больница, могло бы принести такое облегчение. Но такой непоправимый вред стал спорным, как только суд установил, что Джахи Макмат мертва.
Затем нам остается сбалансировать суд с общественными интересами в отказе или выдаче такого приказа. Конфликт вокруг Джахи широко освещался как СМИ, так и адвокатом семьи. Неизвестно, созрели ли осведомленность общественности об этом случае и возможная путаница вокруг этого случая, среда для публичных дебатов по вопросу о смерти мозга как смерти. Однако в данном случае ясно и не подвергается сомнению то, что в соответствии со статутным законодательством Калифорнии Джахи Макмат была официально мертва 12 декабря 2013 г.
Этическая точка зрения на полемику Макмата.
Большая часть общественного интереса к этому делу и соответствующее освещение в СМИ были сосредоточены на вопросах о том, в какой степени больница и ее врачи могли отказаться от Джахи Макмат или иным образом неуважительно относиться к ней и ее семье. При рассмотрении этих вопросов важно рассмотреть, что могло бы представлять собой разумный ответ на просьбу семьи Джахи о продолжении медицинской помощи после констатации смерти по неврологическим критериям. В частности, можно задать вопросы о том, в какой степени больница должна была предоставить семье дополнительное время для скорби и определить другое медицинское учреждение, которое приняло бы ее после объявления о ее смерти.
Насколько нам известно, не было разработано никаких клинических руководств с целью определения того, сколько времени должно быть предоставлено семьям для скорби у постели больного после объявления о смерти в больнице. Это, вероятно, отражает большое разнообразие потребностей, которые испытывают скорбящие семьи в таких обстоятельствах, а также различные клинические условия, в которых может наступить смерть (например, отделения интенсивной терапии, больничные сестринские отделения, хосписы на базе больниц). Когда пациенты умирают в отделениях интенсивной терапии, разумно ожидать, что их тела будут извлечены из этих койко-мест в течение нескольких часов из-за необходимости для других пациентов получать тщательно контролируемую помощь, доступную в этих отделениях. В редких случаях больницам может быть разрешено отходить от этой общей практики, чтобы сбалансировать конкурирующие моральные императивы. Например, призывы к благотворительности или социальной справедливости могут способствовать краткосрочному расширению ухода после констатации смерти по неврологическим критериям как способ поддержать скорбящие семьи или облегчить ритуалы скорби, отвечающие культурным или религиозным потребностям некоторых семей. В примечательных ситуациях, когда член семьи находится в пути из отдаленного места или по иным причинам недоступен в течение короткого времени, например, больничное учреждение может принять решение продолжить оказание ограниченной помощи лицу, которое было объявлено умершим.
Нам не известны ситуации, когда новые медицинские вмешательства оказывались умершим пациентам в течение длительного периода времени, как того требовала семья Джахи. 18 Это уместно, так как умышленное оказание медицинской помощи умершему может поставить под угрозу профессиональную честность врачей. Это также может способствовать неправильному представлению о статусе умершего пациента как мертвого, отвлекать внимание от ухода за живыми пациентами и создавать серьезные моральные страдания для медицинских работников. Больницы, которые удовлетворяют просьбу семьи о расширении оказания помощи умершему человеку, должны сопоставить эти риски со своим обязательством поддерживать моральную честность своих врачей, при этом каждый уникальный случай оценивается индивидуально, чтобы определить, что допустимо с этической точки зрения.
Что касается Джахи Макмат, то представляется, что продолжение лечения в течение нескольких месяцев после объявления о ее смерти несовместимо с медицинскими ожиданиями в данных обстоятельствах и что просьбы семьи о дополнительном уходе после ее смерти были должным образом отклонены ее опекунами. Комитет по медицинской этике больницы подробно рассмотрел этот вопрос и пришел к выводу, что продолжение оказания медицинской помощи Джахи в течение нескольких недель после того, как было установлено, что она умерла, нецелесообразно с медицинской точки зрения. Комитет по этике также выразил обеспокоенность тем, что удовлетворение просьб семьи вызывает «серьезные опасения по поводу справедливости и справедливости» и может создать «тревожный прецедент на будущее». 17
Хотя один из недавних комментаторов этого дела предложил разрешить семьям, у которых есть финансовые средства для содержания тела умершего, 19 такая позиция предполагает, что неприкосновенность медицинские работники не скомпрометированы в таких обстоятельствах. Принятие этого подхода не позволяет достичь никаких медицинских целей, и в той мере, в какой врачи не являются простыми техниками, оказывающими медицинскую помощь по требованию, независимо от обстоятельств или необходимости, мы отвергаем эту позицию как выходящую за рамки общепринятого представления о ведении больных. тело умершего пациента после объявления о смерти. Мы также отмечаем, что принятие такой позиции создало бы значительный потенциал для неравенства в лечении умирающих пациентов, что имеет огромное значение для убеждения общественности в том, что ко всем госпитализированным пациентам относятся уважительно, независимо от их финансового положения.
К делу с участием Джахи Макмат также относятся вопросы о поддержке ее семьи во время сильных страданий и горя. События, приведшие к ее смерти, трагичны, и опекуны должны признать страдания ее семьи. Предоставление эмоциональной и духовной поддержки семьям, когда они требуются после смерти близкого человека, является ключевым элементом обеспечения качественной помощи. Однако предложение поддерживающей помощи семье становится неуместным, когда это создает неправильное понимание истории болезни умершего пациента или статуса умершего человека.
Примечательно, что Комитет по медицинской этике больницы признал это противоречие, сославшись на отчет Президентского совета по биоэтике за 2009 год, в котором сделан вывод о том, что в таких ситуациях «пора отдать дань уважения умершим, оплакивать их кончину— и делать это в присутствии и с тщательным вниманием к их бренным останкам». 7 , 17 Далее Комитет по этике признал важность заботы о нуждах лиц, обеспечивающих уход, и в таких обстоятельствах, написав, что «Комитет испытывает большое сочувствие к группе по уходу и к моральным страданиям, которые они испытывают». в результате просьбы семьи и принуждения суда к вмешательству, которое противоречит их этическим принципам и профессиональной подготовке». 17 В тех случаях, когда между объявлением о смерти и прекращением медицинской помощи проходит значительный и необычно длительный период времени, вероятность возникновения недоразумений относительно правового статуса пациента значительно возрастает как в семье, так и в семье. среди поставщиков услуг по уходу. Несмотря на трудности, этот переход не может быть продлен на несколько недель без ущерба для добросовестности медицинских работников и создания путаницы среди других.
Мы аплодируем Комитету по медицинской этике за осторожность, с которой они справились с этой ситуацией. Несмотря на многочисленные практические осложнения, связанные с решением суда об отсрочке прекращения медицинского обеспечения Джахи Макмат, Комитет вдумчиво применил общепризнанные этические принципы профессиональной честности и уважения к людям в этих обстоятельствах. Как и в случае с рассмотренными выше медицинскими и юридическими взглядами, здесь также мало разногласий относительно основных этических принципов, применимых к делу Макмата и которыми следует руководствоваться при принятии клинических решений.
С важной оговоркой, что мы не смогли тщательно изучить медицинские детали этого случая, который очень быстро стал достоянием общественности и под шумную помпу, мы предполагаем, что эта ситуация еще раз подтверждает, что неврологические определения смерти и состояния законы, касающиеся этих вопросов, ясны и недвусмысленны. Многие пациенты, члены семьи и общественность в целом не понимают различий между смертью головного мозга (смертью) и другими неврологическими расстройствами, такими как кома или стойкое вегетативное состояние. Хотя некоторые комментаторы и представители СМИ пытались создать полемику в этой ситуации, ее нет, поскольку прочный и устоявшийся консенсус в отношении смерти мозга был выкован в результате десятилетий непрерывных дискуссий в области медицины, права и этики. Если из этого случая и можно извлечь урок, так это то, что необходимо донести этот консенсус до сведения общественности и тех, кто сообщает медицинские новости. Информированная общественность — лучшая защита от непредвиденных протестов в аномальных случаях, таких как этот, и поэтому мы призываем наших коллег в области интенсивной терапии, неврологии и биомедицинской этики привлекать пациентов и местные сообщества к вопросам, связанным со смертью мозга.
Сопровождающая редакция:
Нажмите здесь для просмотра.
NCCUSL | National Conference of Commissioners on Uniform State Laws |
TRO | temporary restraining order |
UDDA | Uniform Determination of Death Act |
Editorial, page 1394
1. Накагава Т.А., Ашвал С., Матхур М. и соавт.
Руководство по определению смерти мозга у младенцев и детей: обновление 1987 рекомендаций Целевой группы. Крит Уход Мед
2011;39:2139–2155. [PubMed] [Google Scholar]
2. Wijdicks EF, Varelas PN, Gronseth GS, Greer DM.
Обновление рекомендаций, основанных на фактических данных: определение смерти мозга у взрослых: отчет Подкомитета по стандартам качества Американской академии неврологии. неврология
2010;74:1911–1918. [PubMed] [Google Scholar]
3. Wijdicks EF, Smith WS.
Смерть мозга у детей: почему это должно быть так сложно?
Энн Нейрол
2012;71:442–443. [PubMed] [Академия Google]
4. Пейн Э., Шойхет Э., Ханна Дж.
Девушка с мертвым мозгом Джахи Макмат выписана из калифорнийской больницы. В: CNN Health [онлайн]. Доступно по адресу: www.cnn.com/2014/01/06/health/jahi-mcmath-girl-brain-dead/. По состоянию на 8 января 2014 г. [Google Scholar]
RP13707598: представлен в Верховный суд Калифорнии, округ Аламеда [онлайн]. Доступно по адресу: http://www.thaddeuspope.com/images/2014-01-03_Stip.pdf. По состоянию на 3 марта 2014 г.
6. Смоленский КР.
Определение жизни с точки зрения смерти: введение в подход принудительной симметрии: дискуссионный документ Arizona Legal Studies no. 06–29: Университет Аризоны, Юридический колледж Джеймса Э. Роджерса [онлайн]. Доступно по адресу: www.law.arizona.edu/faculty/FacultyPubs/Documents/smolensky/ALS06-29.pdf. По состоянию на 8 января 2014 г.
7. Президентский совет по биоэтике. Споры в определении смерти: Исследовательская библиотека биоэтики Джорджтаунского университета [онлайн]. Доступно по адресу: http://bioethics.georgetown.edu/pcbe/reports/death/Controversies%20in%20the%20Determination%20of%20Death%20for%20the%20Web%20%282%29.pdf. По состоянию на 8 января 2014 г.
8. Президентская комиссия по изучению этических проблем в медицине, биомедицинских и поведенческих исследованиях. Определение смерти: медицинские, юридические и этические вопросы определения смерти, Вашингтон, округ Колумбия: Правительственная типография; 1981.
Доступно по адресу: https://repository.library.georgetown.edu/bitstream/handle/10822/559345/defining_death.pdf?sequence=1. По состоянию на 28 августа 2014 г. [Google Scholar]
9. Wijdicks EFM.
Смерть мозга, 2-е изд.
Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета; 2011. [Google Академия]
10. Государственные законы о смерти мозга. В: Ассоциация организаций по закупке органов [онлайн]. Доступно по адресу: www.aopo.org/brain-death-a68. По состоянию на 8 января 2014 г.
11. NJ STAT. АНН. § 26: 6A–5 (1996).
12. 10 NYRR §400.16(e)(3)(2006).
13. Бернат Дж.Л.
Споры в определении и определении смерти в интенсивной терапии. Нат Рев Нейрол
2013;9:164–173. [PubMed] [Google Scholar]
14. Burkle CM, Schipper AM, Wijdicks EF.
Смерть мозга и суды. неврология
2011;76:837–841. [PubMed] [Академия Google]
15. Кодекс здоровья и безопасности штата Калифорния, § 7180. [PubMed]
16. Ty, Inc. против The Jones Group, Inc. 237 F.3d 891 (7-й округ, 2001 г.).
17. Возражение против ходатайства истца о принуждении к дальнейшему жизнеобеспечению и установке трахеостомической трубки и желудочного зонда для транспортировки Джахи Макмат Дело № 4:13-CV-05993-SBA: представлено в Окружной суд Соединенных Штатов Северный округ Калифорнии (7 января 2014 г. ).
18. Applbaum AI, Tilburt JC, Collins MT, Wendler D.
Запрос семьи на дополнительную медицину после смерти пациента. ДЖАМА
2008;299: 2188–2193. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
19. Витч Р.
Пусть родители решают, если подросток мертв. В: Мнение CNN [онлайн]. Доступно по адресу: www.cnn.com/2014/01/02/opinion/veatch-defining-death/. По состоянию на 9 января 2014 г.
Когда мертвый на самом деле мертв?
Большую часть своей жизни я считал, что грань между живым и мертвым неопровержима. В течение десяти лет, что я работал фельдшером в районе Торонто, я видел тело как простое: кислород поступал в легкие, всасывался в кровь и перекачивался к клеткам, которые ее разрушали, вместе с глюкозой, всасываемой из кишечника, вниз. для производства микроскопических частиц энергии, необходимой для жизни. Смерть, подумал я, тоже была проста: момент, когда не вырабатывалась новая энергия, когда разрядились батареи и когда погас свет. Я объявил десятки погибших. В особо ужасных случаях, когда кто-то, например, стал жертвой пожара в доме или удара тупым предметом по голове, мне даже не нужно было проверять пульс. Бледный цвет кожи, пустота в глазах и уступчивость тела гравитации говорили сами за себя.
Но когда я поступил в медицинскую школу в 2012 году, мое мышление было поставлено под сомнение. В госпитале люди умирали, ну, медленнее, чем в поле. Часто не было автомобильных аварий, пуль или разрывов аорты, на которые я мог бы указать как на причину их гибели. Смерть перестала быть внезапной. Вместо этого я ухаживал за умирающими людьми — процесс, который мог занять дни, недели, месяцы или даже годы. Грань между жизнью и смертью начала стираться. Когда я начал работать в отделении интенсивной терапии (ОИТ) в качестве старшего студента-медика, эту линию стало еще труднее сфокусировать.
Я никогда не забуду одного мальчика, который попал в детское отделение интенсивной терапии после экстренной операции. Он был невероятно болен, на аппарате жизнеобеспечения. Однажды ночью его зрачки перестали реагировать на свет. Я помню, как лечащий врач — мой начальник — признался, что у мальчика, вероятно, умер мозг. «Мы проведем официальное тестирование утром», — сказал он мне. «Возможно» и «умер» обычно не идут рука об руку; как врачи, мы хотим быть уверенными — нам нужно время, чтобы отреагировать, если мы можем. Но однажды слово мозг разбивается между вероятно и мертвым , определение времени смерти становится только сложнее.
Иногда требуется несколько дней, чтобы объявить чей-то мозг мертвым, и еще несколько дней, чтобы провести процесс донорства органов. Если кто-то находится на аппарате жизнеобеспечения, в течение всего этого времени в теле будет продолжать циркулировать кровь и будет продолжать создаваться энергия. Когда же тогда умер этот мальчик? Был ли он мертв прямо здесь и сейчас, когда мы заметили его два широко раскрытых зрачка, черных как ночь? Было ли это на следующее утро около десяти, когда мы официально объявили о смерти? Или это было через два дня после этого, когда хирург вырезал ему сердце и отослал его незнакомцу, который позже перенес трансплантацию?
Чемодан этого мальчика потряс меня. Одно дело видеть, как кто-то такой молодой умирает, и совсем другое, когда вопрос об их смерти висит в воздухе. Это был первый раз, когда четкая черно-белая картина того, жив мой пациент или мертв, превратилась в один большой серый нечеткий вопрос, на который лучше ответил философ, чем врач. Внезапно я увидел смерть как нечто сложное. Вопрос о том, кто решает, когда жизнь закончилась, до сих пор оспаривается в судах.
По мере того, как технологии и лекарства становились все более изощренными, для некоторых стало труднее определить грань между живым и мертвым. Механические вентиляторы могут поддерживать движение воздуха в легкие и из них бесконечно, аппараты для диализа могут отфильтровывать отходы из крови вместо почек, лекарства могут имитировать гормоны и химические вещества, вырабатываемые мозгом, а функция круиз-контроля сердца, называемая автоматизмом. — означает, что сердце может биться вне тела в течение нескольких часов, пока оно получает приличный запас кислорода.
Однако врачи не летают в темноте. Предыдущее отсутствие письменной документации побудило экспертов, руководствуясь строгой наукой, создать руководящие принципы для определения смерти в Канаде. Эти рекомендации, написанные в 2006 году, описывают, как может быть объявлена неврологическая смерть. Они строгие и, в случае донорства органов, требуют двух врачей, чтобы подтвердить необратимую смерть мозга. Любой препарат, который может повлиять на оценку, должен быть удален из организма пациента, и, если есть какие-либо сомнения, проводятся нейровизуализационные исследования, часто проводимые с контрастным красителем или радиоактивными частицами, чтобы доказать, что кровь не течет к мозгу.
Люди склонны разделять смерть на две категории: соматическая смерть наступает, когда сердце останавливается и не может быть перезапущена, и неврологическая смерть наступает, когда мозг необратимо прекращает функционировать. Неврологическая смерть, также известная как смерть мозга, представляет собой необратимую потерю сознания и функции ствола мозга, включая способность дышать. Проблема с последним состоит в том, что иногда человек все еще может выглядеть живым после того, как наступила неврологическая смерть. И иногда, когда семьи не согласны с диагнозом смерти мозга, они могут оспорить заявление в суде.
Недавно в суды Канады были переданы два громких дела. Ближе к концу 2017 года две семьи из Торонто подали заявления в Верховный суд Онтарио, чтобы оспорить, соответственно, врачей больниц Brampton Civic и Humber River, которые сделали заявления о смерти мозга. Обе семьи одержали первые победы, получив судебные запреты, чтобы заставить больницы поддерживать их близких на аппарате жизнеобеспечения. В то время Такиша МакКитти была двадцатисемилетней христианкой, у которой была объявлена смерть мозга после передозировки наркотиков, и затем ее поддерживали на аппарате жизнеобеспечения, пока ее сердце не остановилось в декабре 2018 года, через пятнадцать месяцев после того, как врачи впервые констатировали ее смерть. мертвых. Шалом Уанун, ортодоксальный еврей, которому было 25 лет, когда он перенес тяжелый приступ астмы, оставался на системе жизнеобеспечения до тех пор, пока его сердце не остановилось в марте 2018 года, через шесть месяцев после того, как врачи констатировали его смерть. В обоих случаях семьи утверждали, что они вправе определять смерть в соответствии со своим толкованием своей религии. В случае каждой религии, согласно соответствующим семьям, эта последняя линия отмечена только прекращением сердцебиения.
Причина смерти
Инфограмма
Разногласия между религией и наукой преследовали многие лекции в медицинских школах на протяжении веков, и мне кажется, что так будет всегда. Иногда этот разлад приводит нас к более сострадательным и человечным местам; иногда это не так. На мой взгляд, многие люди, выступающие против медицинского определения смерти, т. е. смерти мозга, верят, что где-то за пределами того, что мы можем видеть, личность их любимого все еще существует.
Чтобы попытаться понять, как они видят жизнь и смерть, я обратился к Марку Хандельману, юристу из Whaley Estate Litigation, который представляет семью Уанун. Гендельман, магистр медицинских наук в области биоэтики, не пытался изменить мое мнение о смерти. Вместо этого он познакомил меня с семьей Уанун, которая исповедует ортодоксальный иудаизм. Один из подходов, говорит он мне, требует, чтобы для констатации смерти остановилась сердечная функция, в том числе сердце. «Некоторые ортодоксальные евреи считают, что, поскольку каждый момент жизни имеет бесконечную ценность, должно произойти необратимое прекращение сердечной деятельности», — говорит Гендельман. Другой подход, кажется, касается только дыхания, определяя смерть как прекращение дыхания. Это может сбивать с толку: одна интерпретация допускает смерть мозга как окончательную смерть, а другая — нет. Гендельман подчеркивает, что его работа заключается не в том, чтобы решить, какое определение является правильным, а в том, чтобы защитить право человека на свободу вероисповедания. «Я не хочу быть на аппарате жизнеобеспечения для себя», — говорит он. «Но я по-прежнему защищаю собственное право [Уануна] на его интерпретацию этого, и его интерпретация основана не на медицинской пользе, а на его личных религиозных убеждениях».
Если религиозные определения получат распространение или станут законом, семьи могут потребовать, чтобы трупы проветривали, кормили и поддерживали на неопределенный срок — практика, которая, между прочим, может стоить провинциальным правительствам миллионы долларов и еще больше истощать переполненные отделения интенсивной терапии.
Квазисудебный Совет по согласию и дееспособности Онтарио (CCB) заслушал несколько дел семей, которые хотят, чтобы их близкие с умершим мозгом оставались на аппарате жизнеобеспечения. Многие врачи считают, что использование технологий для удержания кого-либо в присутствии на неопределенный срок нарушает этическую черту — осквернение человеческого тела — и в то же время потенциально удерживает драгоценные и дорогие койки в отделении интенсивной терапии от тех, чья жизнь зависит от них. Трудно не рассматривать это как драку. И, как тот, кто поклялся драться для моих пациентов, еще сложнее понять, на чьей я стороне. Готов ли я без права на ошибку заявить, что у того, у кого объявлена смерть мозга, нет никакой надежды? Есть ли серая зона или неврологическая смерть действительно черно-белая?
В феврале 2018 года, когда и МакКитти, и Уануну оставались на ИВЛ, я позвонил Эндрю Бейкеру. Бейкер, врач, является одним из авторов канадских рекомендаций по смерти мозга. Он не что иное, как легенда в мире интенсивной терапии, и как только он заговорил на другом конце линии, я понял, что это тот голос, который вы хотите услышать, если к вам приближаются ужасные новости. Мягко, но уверенно Бейкер признал сложность дилеммы смерти, но твердо придерживался того, что, по его мнению, не подлежит обсуждению. «Есть только одна смерть», — говорит он. «Смерть ствола мозга и необратимая потеря [способности] сознания».
Отношение сердца к смерти сложное. Как говорит Бейкер: «Если ваше сердце остановится, возможно, вы не умерли. Он может самореанимироваться». Другими словами, остановившееся сердце может само по себе снова начать биться, хотя это не совсем обычное явление, и это должно произойти в течение нескольких минут после остановки. Скорее всего, человек вмешается, чтобы перезапустить ваше сердце и восстановить приток крови к вашему мозгу.
Теперь у нас есть лекарства, которые могут помочь перезапустить неподвижное сердце, а дефибрилляторы для запуска сердца можно найти в торговых центрах, аэропортах, хоккейных аренах и даже домах людей. Показатели выживаемости после остановки сердца достигают 30 процентов в некоторых местах, где есть доступ к дефибрилляторам и людям, обученным их использованию. Люди также могут выполнять сердечно-легочную реанимацию (СЛР), чтобы доставить в мозг достаточное количество насыщенной кислородом крови, чтобы поддерживать жизнь клеток мозга. Бейкер указывает, что единственная причина, по которой остановка сердца вообще считается моментом смерти, заключается в том, что без кровообращения мозг не может прожить дольше пяти минут. В этот момент клетки мозга начинают умирать от нехватки кислорода.
Но при недостаточном притоке крови к мозгу, чаще всего вызванном отеком или кровоизлиянием в головной мозг, давление в черепе повышается выше кровяного давления, создаваемого сердцем. Так что сердце может быть здоровым и бьющимся, но пациент с таким же успехом может быть под гильотиной.
Современная медицина теперь может эффективно временно заменить почти каждый орган в теле. Даже сердце может поддерживаться аппаратами искусственного кровообращения и механическими сердечными насосами. Так что же означает смерть в свете этих достижений? «Мы должны провести черту», — говорит Бейкер. «Белая кровяная клетка может жить вне тела сотни лет. Мы можем взять вашу ДНК и вставить ее в клетку, и получится белок. Я могу пересадить твою почку кому-нибудь, и твоя почка будет жива. Значит ли это, что ты жив?»
Линия, по его мнению, лежит в сознании — линия, соответствующая практике в Европе, США и Австралии. Технология, добавляет он, означает, что мы должны быть тверды в том, как мы определяем смерть. И это означает, говорит он, что, когда доказана неврологическая смерть, личность закончилась.
Алма Эстейбл живет в Оттаве с 1976 года. Дочь двух ученых-медиков, социолог. Я хотел поговорить с ней, потому что ее отец, в то время бывший профессор медицины в Университете Лаваля, упал в 2016 году и позже впал в кому в отделении интенсивной терапии Оттавы. Она сказала мне, что врачи предложили прекратить жизнеобеспечение. Ее отец не был объявлен мертвым, но Эстебл говорит, что врачи Оттавы сказали семье, что выздоровление маловероятно. Она добавляет, что они попросили ее назначить ее отца пациентом «не реанимировать» и не усиливать лечение. Но Эстебл, которая поделилась доверенностью с сестрой и братом, сказала «нет», и последовало бюрократическое перетягивание каната, которое разлучило ее семью и медицинскую бригаду.
Эстебл тут же пояснила, что последующие разногласия не были связаны со смертью ее отца . «Никаких споров вокруг его смерти не было», — резко ответила она на мой первый вопрос. «Вокруг его жизни были споры». Эстейбл рассказывает мне, что ее отец ясно выразил желание сохранить жизнь, даже если качество его жизни было плохим. Однако больница оспорила это решение и доставила семью в CCB. Когда семьи и врачи в Онтарио не согласны, любая из сторон может подать ходатайство в CCB, который иногда улаживает разногласия между пациентами, их семьями и поставщиками медицинских услуг. Правление может назначить представителя для принятия решений от имени пациентов, вынося решения за или против операции, лечения или отмены поддерживающего жизнь лечения.
Эстейбл говорит, что этот опыт заставил ее и ее семерых братьев и сестер почувствовать себя запуганными. «Нас постоянно призывали изменить свое мнение. Этот процесс был настолько близок к постоянному преследованию, с которым я когда-либо сталкивался за всю свою жизнь», — говорит Эстейбл. Она говорит, что по-прежнему «ошеломлена» давлением, оказываемым на нее и ее семью. «Это было в духе Кафки. Это было так странно. Каждое смертное существо покидает этот мир. Мы не глупы, и наш отец был на этом пути. Но пусть идет сам», — говорит она.
Будучи детьми исследователей-медиков, Эстейбл и ее братья и сестры немедленно просмотрели литературу, чтобы понять состояние ее отца. Они использовали ресурсы больницы, чтобы обеспечить соблюдение его желаний; В надежде найти решение были проведены консультации с врачами, медсестрами, социальными работниками, специалистами по этике и больничным капелланом. Но больница все равно обратилась в ЦКБ. Семья Эстебла наняла адвоката и в итоге выиграла дело в CCB. Она говорит, что ее отец пришел в сознание и поговорил со своей семьей, прежде чем он умер в том же году. При обращении в больницу Оттавы сообщили The Walrus , что он поддерживает работу CCB и что «хотя мы не в состоянии комментировать решения совета, их работа позволяет анализировать дела в рамках определенного открытого процесса, в котором заслушиваются все стороны». ».
Хотя отца Эстебла никогда не объявляли мертвым, этот случай является яркой иллюстрацией боли, которую врачи могут причинить семье, пытаясь защитить своих пациентов. Это также показывает, как дискуссии в конце жизни, которые часто плохо обсуждаются, могут разрушить терапевтические отношения, которые учат поддерживать врачи.
Эстейбл долго и упорно думала о том, что пережила ее семья. «Когда государство может лишить жизни?» — спросила она не совсем риторически. Услышав это замечание, я не мог не задаться вопросом, так ли семьи относятся к моей роли врача — я государственный деятель, причудливо лишающийся жизни здесь или там?
Прошлые разговоры с семьями моих пациентов промелькнули в моей голове. Я чувствовал себя виноватым, задаваясь вопросом, не оставил ли я семьи с чувством издевательства. Я спросил Эстебл, что, по ее мнению, следует делать в случаях, когда тела с мертвым мозгом вентилируются с помощью машин, пока суды обсуждают их кончину. «Почему бы не оставить их? Эти семьи уже так много страдают». Холоден ли я — клинически — от того, что задаюсь вопросом: не в этом ли смысл? Разве мы не должны страдать и горевать, чтобы двигаться дальше? Принимая смерть, семьи могут преодолевать потери и страдания и переходить к новым нормам. Разве моя роль как врача не состоит в том, чтобы ясно сообщать о смерти, чтобы горе, а затем принятие могли прийти в свое время?
Теперь, более чем когда-либо, я совершенно убежден в точности медицинского определения смерти мозга и ужасно раздумываю над тем, что мне делать, если семья оспаривает это определение.
Я вспоминаю два декабря назад, когда сидел в зале суда в Брэмптоне и делал записи заключительных аргументов по делу Такиши МакКитти. Врачи занимали левую часть комнаты, а члены семьи МакКитти — правую. Проектор проигрывал видео МакКитти на стене зала суда. И я помню, что ее пальцы дернулись, и все закивали: вероятно, врачи видели доказательства спинномозговых рефлексов, которые не имеют ничего общего с головным мозгом; семья, вероятно, увидела в этом движении признак жизни, знак надежды. В тот момент мне стало ясно, что зал суда не место для этих дебатов.
Несмотря на это, кажется, что суд может быть единственным местом, где можно найти ясность. Хотя МакКитти, наконец, похоронили, ее дело продолжается в Апелляционном суде Онтарио. Независимо от результата, возможно, проигравшая сторона подаст заявку на разрешение отправиться в Верховный суд для вынесения окончательного решения.
Чтобы было ясно, этот спор о грани между жизнью и смертью должен быть решен в ближайшее время. В дополнение к стрессу, который испытывают врачи, медсестры и семьи, существуют реальные последствия для ресурсов. Гражданская больница Брэмптона отказалась комментировать влияние шестнадцатимесячного пребывания МакКитти в отделении интенсивной терапии, поэтому я подал запрос о свободе информации. Выяснилось, что отделение интенсивной терапии с двадцатью четырьмя койками было заполнено двадцать три дня в течение одиннадцати месяцев после ее объявления о смерти и «почти заполнено» в течение 177 дней. Пациенты часто ждали более шести часов, а иногда и дней в отделении неотложной помощи, прежде чем им была предоставлена койка в отделении интенсивной терапии. Машины скорой помощи были вынуждены перевести 43 пациента, которым требовались койки в отделениях интенсивной терапии, в другие больницы, а четыре операции были отменены из-за отсутствия коек в отделениях интенсивной терапии.
Я стал врачом, потому что ценю жизнь. Но я выбрал работу в сфере, где смерть неизбежна. Самая уважаемая поговорка в медицине — «во-первых, не навреди». Я буду повторять эту мантру перед следующим разговором с семьей об их умирающем близком человеке и надеюсь, что моя страсть к жизни вдохновит меня на объяснение неизбежности смерти.
Блэр Бигхэм
Блэр Бигэм — врач, получивший образование в Макмастере и Стэнфорде
университеты.