Догмы христианства: Основные догматы христианства и православия
Содержание
Основные догматы христианства и православия
Догматы помогают человеку определить точные границы, за которыми заканчивается христианство и начинается ересь.
Содержание статьи
- Что такое догматы христианства?
- История религиозных догматов
- Три христианских догмата
- Догматы Православной Церкви
- Символ веры
Что такое догматы христианства?
Догматы христианства — это вероучительные истины, которые определяют и исповедуют верующие люди, как неизменные и непререкаемые правила. В науке такие истины называются аксиомами.
В Священном Писании содержатся правила и аксиомы Церкви. Уже в первые века существования христианства стали появляться и неверные трактовки Писания. Распространение ереси поставило Церковь перед необходимостью раскрыть и уточнить веру Церкви, установить пределы истины. Греческое слово horos (предел) и было первым наименованием догмата.
История религиозных догматов
Само же слово «догмат» в переводе с греческого — это «мнение, решение, постановление». Первоначально это слово не имело ничего общего с религией. Например Цицерон под словом dogma подразумевал общеизвестные, не подлежащие сомнению истины. Слово «догмат», пришедшее из античной литературы, затем стало употребляться и в христианской литературе. Постепенно появилось понятие «религиозные догматы».
Христианские догматы были приняты на Вселенских Соборах, на которых присутствовали епископы и архиереи всех действующих Церквей. Всего было 7 Вселенских Соборов.
На Первом Вселенском Соборе, который состоялся в 325 г. в Никее, отлучили от Церкви Александрийского пресвитера Ария. Его учение, в котором Бог Сын признавался не единосущным Богу Отцу, посчитали еретическим. На Соборе установили, что Бог — это единство трёх ипостасей, и Сын, рождающийся от Отца, единосущен Ему. На этом Соборе утвердили пять первых членов Символа Вера.
На Втором Вселенском Соборе, который прошел в 381 г. в Константинополе, утвердили единый Символ Веры, состоящий из двенадцати членов. Также на этом Соборе осудили различные еретические учения.
Седьмой Вселенский Собор, который также называют Вторым Никейским, состоялся в 787 г. Решения, принятые на этом Соборе, были призваны покончить с иконоборчеством.
Три христианских догмата
Верующие должны знать три основополагающих правила, которые воплощены в христианских догматах:
- Существование Всевышнего в трёх лицах.
- Воплощение Божьего Сына в представителя человеческого рода.
- Избавление человечества от грехов.
Догматы Православной Церкви
Основные догматы христианства определили в двенадцати членах Символа веры. Их перечисление — основная православная молитва.
Символ веры
По-церковнославянски | По-русски |
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. | Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. |
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. | И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено. |
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. | Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком. |
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. | Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного. |
5. И воскресшаго в третий день по Писанием. | И воскресшего в третий день согласно Писаниям. |
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. | И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца. |
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. | И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца. |
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. | И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков. |
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. | В единую святую, соборную и апостольскую Церковь. |
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. | Признаю одно крещение для прощения грехов. |
11. Чаю воскресения мертвых, | Ожидаю воскресения мертвых, |
12. и жизни будущаго века. Аминь. | и жизни будущего века. Аминь (истинно так). |
Двенадцать основополагающих христианских догматов в Православии:
- Непоколебимая вера в Пресвятую Троицу;
- Истина о совершении греха каждым из нас;
- Искупление грехов;
- Воплощение Сына Всевышнего;
- Воскрешение Иисуса Христа;
- Вознесение на небеса;
- Второе Пришествие и ожидаемый Страшный Суд;
- Возрождение значения и роли Церкви;
- Воскрешение простых смертных;
- Две стороны Божьего Сына – Божественная и человеческая;
- Две воли и возможность совершать чудотворные действия;
- Почитание икон.
Догматы помогают человеку определить точные границы, за которыми заканчивается христианство и начинается ересь.
В католицизме и протестантизме признаются такие вероучительные истины, которые отвергает Православие. Именно это в свое время и привело к разделению Церквей.
Читайте также:
- О Символе Веры
- Толкование на Символ веры
youtube.com/embed/-Ohn4524hr8?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Подпишитесь на Правмир в
Выбор читателей «Правмира»
Подпишитесь на самые интересные материалы недели.
2. Основные догматы христианства
2.1 Понятие догмата и причины его возникновения
Домгматы
это то, что в науке называют «аксиомы».
В христианстве догматы — вероучительные
истины, обсужденные и принятые на
Вселенских Соборах. Они даны в ответ на
ереси для раскрытия и уточнения веры
Церкви [1].
Догматы
— богооткровенные истины, содержащие
учение о Боге и Его Домостроительстве,
которые Церковь определяет и исповедует,
как неизменные и непререкаемые положения
православной веры. Характерными чертами
догматов являются их вероучительность,
богооткровенность, церковность и
общеобязательность.
Вероучительность
означает, что содержанием догматических
истин является учение о Боге и Его
икономии. Богооткровенность характеризует
догматы как истины, открытые Самим
Богом. Церковность догматов указывает
на то, что только Вселенская Церковь на
своих Соборах придает христианским
истинам веры догматический авторитет
и значение. Общеобязательность. В
догматах раскрывается сущность
христианской веры и упования [2].
Считается,
что догматы не подлежат изменению и
уточнению не только по содержанию, но
и по форме.
Янарас
Х., говорит: «То, что мы сегодня называем
догматом, возникает лишь в тот момент,
когда истина Церкви подвергается
опасности со стороны ереси. Слово «ересь»
означает выбор, предпочтение какой-либо
одной части истины в ущерб целому, в
ущерб истине… Еретик возводит в абсолют
одну из граней цельного опыта Церкви,
таким образом, неизбежно превращая его
в нечто одностороннее и ограниченное»
[12].
Церковь
отвечает на еретическую угрозу тем, что
устанавливает пределы истины, то есть
определяет границы живого религиозного
опыта. Для борьбы с ересями и установления
вероисповедных принципов, которые
должны признавать все христиане
(догматов), с IV в. н. э. в христианской
церкви созываются Вселенские соборы.
Собором в христианстве называют совет
епископов, представляющих отдельные
церкви, созванный для решения самых
важных вопросов религиозной жизни.
Собор, где присутствуют епископы всех
существующих церквей, называется
Вселенским [8].
Знаменательно,
что первым наименованием догмата было
греческое слово horos — предел, граница
(лат. terminus). Сегодняшние догматы — это
«пределы», установленные Вселенскими
Соборами; это те отвлеченные положения,
в которых Церковь выражает свой опыт
веры, указывая границы, отделяющие
истину от ее еретических искажений»
[12].
2.2 Основные догматы христианства
Основные
положения христианской церкви — догматы
— определены в 12 членах Символа веры.
Среди них важнейшими догматами
являются: догмат
о сущности Бога, о триединстве Бога, о
боговоплощении, искуплении, вознесении,
воскресении и т. д.
Первый
Вселенский собор (Никея, 325 г.) был созван
для обсуждения взглядов александрийского
пресвитера (старейшины) Ария, учившего,
что Бог Сын не единосущен Богу Отцу, и
для создания догматов (основных положений
вероучения), обязательных для исповедания
всеми, кто считает себя христианином.
Учение Ария было осуждено, сам он был
объявлен еретиком и отлучен от церкви.
Собор догматически установил, что Бог
есть единство трех ипостасей (лиц), в
котором Сын, вечно рождающийся от Отца,
единосущен ему.
На
Втором Вселенском соборе — Константинопольском
(Цареградском, 381 г.) — был составлен единый
«Символ веры» —
исповедание, заключающее в себе все
основные догматы христианства и
состоящее из двенадцати
членов (первые
его пять членов были утверждены еще на
Никейском соборе, и в окончательном
варианте «Символ веры» назван
Никео-Цареградским).
«Символ
веры» гласит: «Веруем во единого Бога,
Отца, Вседержателя, творца неба и земли,
всего видимого и невидимого. И во единого
Господа Иисуса Христа, Сына Божия
единородного, рожденного от Отца прежде
всех веков, света от света. Бога истинного
от, Бога истинного, рожденного, не
сотворенного, единосущного Отцу, чрез
которого все произошло, ради нас,
человеков, и ради нашего спасения
низшедшего с небес и воплотившегося от
Духа Святого и Марии девы и вочеловечившегося,
распятого за нас при Понтии Пилате,
страдавшего, и погребенного, и воскресшего
на третий день по писаниям, и восшедшего
на небеса, и сидящего одесную Отца, и
опять грядущего со славою судить живых
и мертвых, которого царству не будет
конца. И в Духа Святого, Господа
животворящего, от Отца исходящего, со
Отцом и Сыном споклоняемого и сославимого,
глаголавшего через пророков. В единую,
святую, кафолическую и апостольскую
церковь. Исповедуем единое крещение во
оставление грехов. Чаем Воскресения
мертвых и жизни будущего века. Аминь».
На
соборе также подверглись осуждению
многочисленные еретические учения,
по-иному толковавшие Божественную
сущность, например, евномиане, отрицавшие
божественность Христа и считавшие его
только высшим из сотворенных Богом
существ [8].
Всего
было семь Вселенских соборов. Седьмой
Вселенский собор (Второй Никейский)
состоялся в 787 г. На нем были приняты
решения, которые должны были покончить
с иконоборчеством, провоцировавшим
раздоры в церкви.
Перечисление
12 параграфов «Символа веры» является
основной молитвой в православии: «Верую
во единаго Бога Отца, Вседержителя,
Творца небу и земли, видимым же всем и
невидимым. И во единаго Господа Иисуса
Христа, Сына Божия, Единароднаго, Иже
от Отца рожденного прежде всех век…».
Рассмотрим
основы Символа веры, упомянутые в этой
молитве. Православные христиане веруют
в Бога
как творца мира (первая
ипостась Святой Троицы), вСына
Божия — Иисуса Христа (вторая
ипостась Святой Троицы), который
боговоплощен, т. е., оставаясь Богом,
вместе с тем стал человеком, родившись
от Девы Марии. Христиане веруют, что
своими страданиями, смертью Иисус
Христос искупил грехи человеческие
(прежде всего Первородный грех) и воскрес.
После воскресения Христос вознесся на
небо в единстве тела и духа, а в грядущем
христиане ждут Его второго пришествия,
при котором Он будет судить живых и
мертвых и установится Его Царство. Так
же христиане веруют в Духа
Святого (третью
ипостась Божественной Троицы), который
происходит от Бога-Отца. Церковь же в
православии считается посредником
между Богом и человеком, а потому имеет
спасительную силу. В конце времен, после
второго пришествия Христа, верующие
ждут воскресения всех
мертвых для жизни вечной [4].
Троица
— один из основных догматов христианства.
Сущность понятия троицы заключается в
том, что бог
един по своей сущности,
но существует
в трех ипостасях: Бог-отец,
Бог-сын и Дух святой. Термин появился в
конце II века н.э., учение о Троице развито
в III веке н. э. и сразу вызвало острую
продолжительную дискуссию в христианской
церкви. Споры о сущности Троицы привели
к множеству толкований и послужили
одним из поводов для разделения церквей.
Что такое христианская догма
Христианская догма переживает тяжелые времена. Во-первых, многие больше не знают, что означает догма (или раньше). Во-вторых, многие считают идею знания классических христианских учений ненужной или нетерпимой. Это печально, потому что, изучив историю христианской догмы, мы обнаружим, что она очень важна и интересна.
Каковы критерии христианской догмы?
В современном языке догма часто означает учение, принятое без колебаний. Это может означать идеи, которые вам не разрешено исследовать или подвергать сомнению, что было бы вредно для христиан. Библия побуждает нас любить Бога всем сердцем (Матфея 22:37), что в древнегреческом ( kardia ) включает в себя наше «место разума», а также наше чувство страсти. Мы должны стремиться понять вещи, даже если иногда ответ будет таким: «Эта идея слишком сложна, чтобы я мог ее полностью понять».
В прежние времена догма означала верования, которые были абсолютно центральными в системе мышления. Догма — это идеи «сделай это или сломай», основа. Основные убеждения политической партии, настолько важные, что вы не можете принадлежать к партии, не имея их, станут политической догмой этой партии. В этом контексте христианская догма — это убеждения, которых мы должны придерживаться, чтобы называть себя христианами. Нам может быть трудно понять эти убеждения, и некоторые из них могут таить в себе присущую им тайну. Однако мы не были бы христианами, если бы отказались от этих верований.
Христианская догма является ядром веры. Мы можем не соглашаться с конкретными религиозными идеями в разных конфессиях. Как только мы минуем эти дебаты и доберемся до основания, мы обнаружим набор идей, в которые (если намеренно неверно процитировать К. С. Льюиса) верили все христиане, везде и во все времена. Ричард Бакстер использовал термин «просто христианство» для описания этих верований, термин, который Льюис использовал для своей знаменитой книги, направленной на защиту и объяснение основ христианства. У нас также есть такие книги, как «9» Карла Барта.0007 Церковная догматика , которую он описал как попытку «взять все, что было сказано ранее, и еще раз обдумать и по-новому сформулировать это как богословие благодати Божией в Иисусе Христе».
Если вы немного разбираетесь в религиозном языке, вы можете сейчас подумать: «Разве это не просто доктрина?»
Ну и да и нет.
Есть ли разница между догмой и доктриной?
Граница между догмой и доктриной зависит от того, к какой религиозной традиции вы принадлежите.
Например, в параграфе 88 Катехизиса Католической церкви «церковный догмат» описывается как «истины, содержащиеся в божественном Откровении, или… истины, имеющие необходимую связь с ними». То есть, согласно римо-католицизму, догмат – это не просто учение (форма религиозного учения, принятая как канон). Догмат – это учение, открытое Богом. Таким образом, то, что Иисус был божественным, было бы догмой, а теории о том, как это работает, были бы доктриной.
Для многих протестантов или неконфессиональных христиан доктрина может быть описана как полный набор ортодоксальных христианских учений. Напротив, догма может быть описана как ортодоксальное христианское учение, находящееся в центре. Это означает, что мы не можем говорить о догме, не говоря о доктрине.
Что Библия говорит о здравом учении?
На протяжении всей Библии людей не поощряют следовать и следовать хорошему учению. Они приказали следовать и следовать хорошему учению.
Бытие 2-3 описывает, как Бог дает людям очень ясное учение: «не ешьте от дерева познания добра и зла» (Бытие 2:17). Змей преподносит им другое учение, которому они вместо этого следуют и несут за это наказание (Бытие 3:8-24). Позже мы видим, как Бог дает нравственные учения израильтянам, устанавливая четкие наказания за несоблюдение этих учений.
Различные книги Ветхого Завета прямо призывают людей следовать хорошему учению, например, знаменитая строка из Притчей 22, «Наставляй ребенка на путь, по которому ему идти; и в старости не отступит от него» (Притчи 22:6).
Как только мы попадаем в Новый Завет, мы видим, как Иисус упрекает фарисеев за плохое учение, игнорирование основных «вопросов закона» в пользу второстепенных обрядов (Матфея 23:23-24). После того, как Иисус воскрес и вознесся на небо, первое поколение христиан имело «посвятили себя учению Апостолов и общению, преломлению хлеба и молитвам» (Деяния 2:42).
В Письмах в Новом Завете неоднократно говорится о следовании здравому учению и о проблемах со следованием или обучением кого-либо еще.
Евреям предостерегает христиан, «учениями разнообразными и чуждыми не увлекайтесь, ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, которые не принесли пользы преданным им» (Евреям 13:9).
Петр предупреждает читателей, что в последние дни «будут среди вас лжеучителя, которые будут тайно вносить пагубные ереси, даже отвергая искупившего их Владыку, навлекая на себя скорую погибель… И в жадности своей будут эксплуатировать ты лживыми словами. Осуждение их издавна не тщетно, и погибель их не дремлет» (2 Петра 2:1-3).
Павел много раз говорит о здравом учении, особенно в своих письмах к Тимофею и Титу. У обоих мужчин были особые отношения ученика-наставника с Полом (он называет их обоих «сыновьями»), и он давал им много советов о том, как учить людей и управлять церквями.
В разговоре с Титом он говорит: «я оставил тебя на Крите для того, чтобы ты довершил недостроенное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Титу 1:5) и что «много непокорных, полных бессмысленных речей и лжи… Их нужно заставить замолчать, потому что они развращают целые домы, уча тому, чему не должно учить» (Титу 1:10-11). Описав проблемы с этими бунтующими учителями, Павел говорит своему ученику: «А ты учи тому, что согласно здравому учению» (Титу 2:1).
Точно так же первое письмо Павла к Тимофею начинается с того, что он говорит Тимофею оставаться в Ефесе « , чтобы ты мог повелевать некоторым людям больше не учить ложным учениям » (1 Тимофею 1:3). Затем он описывает проблему с глупыми людьми, которые не учат здравому учению:
«Они хотят быть законоучителями, но не знают, о чем говорят и что так уверенно утверждают. Мы знаем, что закон хорош, если им правильно пользоваться. Мы также знаем, что закон дан не для праведников, но для преступников и непокорных, нечестивых и грешных… и для всего другого, что противоречит здравому учению, соответствующему Евангелию, о славе блаженного Бога, которую Он вверил я» 1 Тимофею 1:7-10.
Почему догма приобрела такой негативный оттенок в современном христианстве?
Хотя слово «догма» имеет положительное значение в определенных религиозных контекстах и исследованиях христианской истории, этот термин имеет плохую репутацию в современной западной культуре. Обычно, когда люди упоминают догмы, они имеют в виду не только убеждения, которых мы придерживаемся, но и убеждения, в отношении которых мы иррациональны или высокомерны. Часто догма ассоциируется с фундаментализмом.
Отчасти это связано с тем, что язык со временем меняется, часто так, как мы не ожидаем и не понимаем. Слово «компьютерщик» раньше означало карнавального артиста, который ел живых животных, а слово «ботаник» сначала означало встревоженного человека из Детройта. Сегодня эти термины часто взаимозаменяемы и означают социально неуклюжего человека со специальными знаниями или увлечениями. Поскольку смену языка всегда немного сложно анализировать, мы, возможно, никогда не узнаем точно, как догма стала означать темную сторону веры.
Однако есть несколько явных причин, по которым догмы стали негативными. Вот два из них:
В наши дни люди не любят моральных абсолютов . Моральный релятивизм в различных формах и ярлыках стал нормой в большей части американского общества. Мы говорим о том, что у нас есть «наша правда» или что-то, что «верно для вас, может быть, но не для меня». Верить в догму (христианскую или иную) — значит верить в то, что есть один способ поступать объективно правильно, независимо от положения, опыта или происхождения людей. Поскольку моральные абсолюты не являются модным взглядом на жизнь, легко прослыть «нетерпимым», если вы придерживаетесь догматической позиции. Тот факт, что фраза «моральных абсолютов больше» или «догм нет» сама по себе является догмой, многие люди упускают из виду (или просто забывают).
Многие церкви больше не учат ясному учению. Все реже можно встретить американские церкви, поощряющие или ожидающие от прихожан изучения Библии и церковной истории. Наши знания о том, что на самом деле говорит Библия и во что христиане всегда верили в определенных вопросах, сильно сократились. Многие люди любят использовать термин «небиблейский», когда критикуют то, что им не нравится. Однако не так много людей, которые действительно знают в контексте, что делает что-то небиблейским или библейским, ортодоксальным или неортодоксальным.
Когда у нас нет четкого образования по какому-либо предмету, нам остается только то, как мы к этому относимся. Чувства эмоциональны, и не всегда плохи. У всех нас есть здоровые эмоциональные реакции, основанные на инстинктах самосохранения (например, увернуться от движущейся машины до того, как она врежется в нас). Однако до тех пор, пока мы не потратим время на то, чтобы понять, почему мы чувствуем то, что чувствуем, и не подкрепим наши добрые чувства твердым учением, у нас не будет основания для наших убеждений. Мы остаемся набрасываться на вещи, не имея четкого представления о том, во что мы верим, являются ли наши убеждения ложными или как найти истинные убеждения. Как выразился обозреватель христианской культуры Питер Хитченс, «спорить с людьми, которые не умеют спорить, все равно, что играть в шахматы с белкой».
Поскольку многие христиане не изучают здравое учение, они плохо защищают или излагают свои идеи. Таким образом, их попытки защитить или объяснить христианскую догму не работают.
© iStock/Getty Images Plus
учение и догма | религия
Доменико Гирландайо: Святой Иероним в кабинете
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Никита Ремезианский
- Похожие темы:
- проблема зла
квиетизм
арминианство
Тридцать девять статей
антиномизм
Просмотреть весь связанный контент →
доктрина и догма , толкование и официально признанная версия религиозного учения. Развитие доктрин и догм существенно повлияло на традиции, институты и практику мировых религий. Доктрины и догмы также влияли и находились под влиянием продолжающегося развития светской истории, науки и философии.
Различия между учением и догмой
Доктрина в богословии (лат. doctrina ; греч. didaskalia , didachē ) — общий термин для теоретического компонента религиозного опыта. Это означает процесс концептуализации первичных — часто экспериментальных или интуитивных — взглядов на веру религиозной общины в поддержку рационально понятой веры. Доктрины стремятся обеспечить религию интеллектуальными системами для руководства в процессах обучения, дисциплины, пропаганды и полемики. Догма (лат. decretum , греческое догма ) стал иметь более конкретное отношение к квинтэссенции доктрин: тем первым (базовым или аксиоматическим) принципам, лежащим в основе доктринального размышления, которые исповедуются всеми верующими как существенные.
Это различие появляется в христианстве в Новом Завете, в котором didaskalia означает «основные учения» (как в 1 и 2 Тимофею), тогда как догма используется только в смысле официального приговора или декрета (как в Деяниях 16:4). Однако впоследствии многие богословы ранней церкви (в том числе, например, Ориген, св. Кирилл Иерусалимский и св. Иероним) используют термин догма в смысле учения. В восточном христианстве богослов св. Иоанн Дамаскин популяризировал термин ортодоксия (буквально «правильные воззрения») для обозначения суммы христианской истины. В западном христианстве великий средневековый богослов св. Фома Аквинский выбрал словосочетание «догматы веры» для обозначения тех доктрин, которые торжественно определены церковью и считаются обязательными для веры. Еще во время Римско-католического реформаторского собора в Тренте (1545–1563 гг.) 9Доктрина 0007 и догма все еще были примерно синонимами.
Однако большинство современных историков подчеркивают их различие. Согласно Дж.К.Л. Гизелер, немецкий церковный историк XIX века, в Dogmengeschichte ,
.
Догма — это не доктринальное мнение, не высказывание какого-либо учителя, а доктринальный устав ( decretum ). Догматы церкви — это те учения, которые она объявляет наиболее существенным содержанием христианства.
Современный церковный историк Адольф фон Гарнак пытался объяснить появление догматов в христианстве как конкретное следствие чуждой смеси греческой метафизики и христианской мысли, которая устарела из-за обращения протестантизма к Священному Писанию и истории. Противоположное определение немецкого римско-католического догматика Карла Ранера в Sacramentum Mundi указывает на вечный процесс:
Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Догма есть форма неизменной жизненной силы залога веры в церкви, которая сама всегда остается неизменной.
Функции доктрин и догм
Функции доктрин и догм различаются в различных религиозных традициях в зависимости от акцента, который каждая делает на важности рациональной концептуализации религиозной истины, впервые увиденной в образах, символах и притчах. В тех религиях, которые некоторые ученые считают наиболее мистическими религиями Востока, доктрины обычно разрабатываются, чтобы служить каталитическими ключами к религиозному пониманию (например, представления о нирване, или цели религиозной жизни, в индуизме, джайнизме и т. Буддизм). В тех религиях, которые считаются более персоналистическими на Западе, доктрины и догмы, как правило, служат вспомогательными средствами для богословских размышлений (например, концепция единства Бога в иудаизме, христианстве и исламе). Во всех высших религиях доктрины и догмы возникают и развиваются в целях наставления верующих: толкования их священных писаний, понимания их обязательств и обязанностей и сохранения границ между допустимым разнообразием и фактическими ошибками — все это помогает наметить истину. религиозный путь к мудрости, праведности и самореализации. Богословие (использующее доктрины и догмы) — это, по словам средневекового христианского богослова и церковного деятеля св. Ансельма Кентерберийского, «вера, стремящаяся к рациональному самопониманию».
Нормативная функция доктринальной формулировки — это типичная тщетная попытка зафиксировать и сохранить интерпретацию первоначальных догм данной традиции. Темы сансары (процесс реинкарнации) и кармы (закон причины и следствия) разделяют индуизм, джайнизм и буддизм, хотя и с совершенно разными доктринальными разъяснениями и последствиями. Аналогичные события очевидны и в других традициях.
Третья функция доктрины — полемическая: защита веры от неправильного толкования и ошибок внутри или вне религиозной традиции. Учитывая неизменно плюралистический характер богословской рефлексии, существует постоянное противоречие между заботой об идентичности и преемственности традиции, с одной стороны, и стремлением к более глубокому и богатому постижению самой истины, с другой. Вопреки этому в большинстве культур существует одновременное соперничество с другими религиями с их противоположными доктринальными требованиями и, кроме того, вызовами светской мудрости и неверия. Это вызывает особый вид доктринальной формулировки: апологетика, защита истинной веры от ее недоброжелателей или неверующих.
В основе всех усилий по поддержке религиозной веры лежит проблема первичной власти. От доктринального утверждения требуется, чтобы оно было ясным и убедительным, но доктрины всегда указывают за своей логической поверхностью на какое-то примитивное откровение или вклад веры. Апелляция может быть к любой из нескольких основных авторитетных позиций: к памяти основателя (как в зороастризме), или пророка (Моисей в иудаизме), или к древним Писаниям (например, Веды и Упанишады в индуизме). , или образцовое событие (как в «просветлении» Будды), или к самораскрытию Бога (как в Торе, или Законе, для иудаизма, или в Иисусе Христе в христианстве, или в откровениях Мухаммеда исламу).