Герой земли русской илья муромец: Богатырь Земли русской — Илья Муромец

Разное

Богатырь Земли русской — Илья Муромец

1 января – День памяти былинного богатыря Ильи Муромца. В этот день полагалось поклониться родной земле и вспомнить славные подвиги народных героев — Защитников Отечества. Илья Муромец – самый любимый, родной и близкий сердцу каждого русского человека былинный образ.

Как одно то на небе красно солнышко,
А один-то на Руси Илья Муромец!

Вся жизнь этого могучего богатыря, воплотившего в себе своеобразие русского национального характера, опоэтизирована народом. Былинных сюжетов об Илье великое множество.

Учёные много сил потратили на то, чтобы выяснить, что за историческое лицо с такой любовью воспето в былинах.

Судя по всем данным, родословная Ильи имеет реальное основание. Все былины родиной Ильи называют село Карачарово под Муромом. Жители города Мурома с давних пор считали Илью своим земляком, гордились им и увековечили его память в местных названиях.

В XVI веке через Киев проезжал один иностранец, путешествующий по России. В своих воспоминаниях он сообщил, что «в соборе святой Софии находится гробница Ильи Муромца – знаменитого героя или богатыря, о котором рассказывают много басен». Гробница эта сохранилась до наших дней в Киево-Печорской лавре.

Однако существует и другое мнение. Считается, что былинный Илья Муромец – собирательный образ русского человека определённой исторической эпохи, идеальный образ богатыря, защитника русской земли.

Не претендуя на раскрытие тайн происхождения, хотим ввести читателей библиотеки в мир представлений о самом известном и любимом русском богатыре, образ которого равно близок людям Древней Руси и современной России.

Предлагаем Вашему вниманию подборку книг об Илье Муромце и других богатырях, беззаветно преданных своей Родине, люто ненавидящих врагов, всегда готовых встать на защиту бесправных и обездоленных.

Книга «Илья Муромец», авторов О. А. Суховой и Ю. М. Смирнова, выпущенная при поддержке администрации округа Муром, знакомит с эпической биографией легендарного витязя. Сопоставляя исторические факты, книга необычайно ярко раскрывает многогранный образ защитника Отечества, свидетельствуя о его немеркнущей славе и почитании русскими людьми во все времена. Большое внимание уделено народным преданиям и современным сказкам, бытующим в разных краях: в первую очередь, на родине Ильи – в городе Муроме, а также в Киеве, где он совершал свои воинские подвиги. Широко представлена иконография святого и храмы, связанные с его культом.

«Богатыри и витязи Русской земли: По былинам, сказаниям и песням». Эта книга составлена на основе двух изданий – сборника былин «Богатыри и витязи Русской земли» и сборника литературных сказок «Образцовые сказки русских писателей».  Интересно то, что обе эти книги были впервые изданы в прошлом столетии. И может быть, бабушки наших бабушек читали их, когда были совсем юными. Первую из них подготовил, пересказав былины, но сохранив их дух, их образы, русский учёный, критик, журналист Н. И. Надеждин (1804 – 1856). Эта книга, со всеми рисунками, выполненными Э. К. Соколовским, воспроизводится полностью. Вторую, иллюстрированную М. В. Нестеровым, Н. Н. Карамзиным и другими художниками, составил для детей В. П. Авенариус (1839 – 1923). Большинство сказок включено в данное издание.

Книга Королева А. С. «Илья Муромец» из серии ЖЗЛ необычна тем, что к жанру биографии она имеет весьма отдалённое отношение. Это скорее книга-расследование, своего рода исторический детектив, в центре которого –  образ могучего богатыря, «старого казака», или, по другому, «крестьянского сына, Ильи Муромца». Автор тщательно и скрупулёзно прослеживает развитие и становление легендарного образа, досконально разбирает все основные версии, известные исторической науке. И постепенно фигура Ильи Муромца, столь, казалось бы, знакомая и привычная нам, обретает совершенно новые, неожиданные черты.

«Русь богатырская» былинные сказания Василия Старостина. Автор этой книги, раскрывая тему героического прошлого нашей Родины, создал ряд поэтических произведений по мотивам русского былинного эпоса. Сочинение В. А. Старостина содержит в себе фольклорную, народную, литературную и личную стихию. В его произведениях органически слиты древность и современность, сочетаются тысячелетние фольклорные выражения и черты сегодняшнего народного говора. В книгу вошли сказания об Илье Муромце, Святогоре, Добрыне, Алёше Поповиче, Дунае Ивановиче, Вольге, Дюке Степановиче и других богатырях.

Рябцев Ю. С. «Путешествие в Древнюю Русь: рассказы о русской культуре». В книге в популярной форме рассказывается о древнерусской художественной культуре – живописи, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, а также быте царей и крестьян. Читатель совершит увлекательное путешествие в русский средневековый город и монастырь, посетит царский дворец и простую крестьянскую избу, полистает древнюю рукописную книгу, познакомится с шедеврами изобразительного искусства.

Гумилев Л. Н., «Древняя Русь и Великая степь».
Книга известного русского историка и географа Л. Н. Гумилева посвящена одной из самых сложных и запутанных проблем отечественной истории: взаимоотношениям Древней Руси и ее соседей, главным образом –кочевников Великой степи, с древнейших времен до Нового времени. Сочетание традиционных приемов исторического исследования с глубоким географическим анализом позволило автору из разрозненных, внешне не взаимосвязанных событий, череды набегов, войн и осколков мирной жизни создать целостную картину древнерусской и степной этнической истории.

«Русские народные былины» — это сборник песенных произведений о жизни и подвигах Ильи Муромца, взятых из различных источников. В него входят Онежские  былины, былины Пудожского края, древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым, песни собранные П. Н. Рыбниковым, П. В. Киреевским. Сборник снабжён примечаниями, словарём старинных и местных слов.

Повесть «Илья Муромец», написанная И. Кошкиным, Рассказывает о русских витязях с несколько неожиданной стороны. Необыкновенные люди с обыкновенными страстями, богатыри Заставы и воины княжеских дружин живут своей жизнью, их судьбы не схожи. Кто-то ищет чести, кто-то высоких мест, кто-то богатства. Как ответят они на отчаянный призыв Русской Земли? Придут ли на помощь Киеву?
Книга Василия Старостина «Дива Былинные» – своеобразный сплав народных поэтических преданий с историческими хрониками легенд, созданных автором, его размышления о путях и судьбах родной речи. Автор глубоко и искренне озабочен жизнью слова в современных условиях жизни.
Книга Василия Старостина полезна для юношества. Она будит самостоятельность мысли, служит путеводной нитью для тех, кто желает идти дорогой предков, творцов золотой русской речи.

Картина Васнецова «Три богатыря»

Рассказали мы про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы добрые люди послушались,
Чтобы молодцы призадумались,
Что века не меркнет слава русская!   (из былины)

Былины об Илье Муромце вошли в золотой фонд мировой литературы, имя любимого героя навсегда останется в народной памяти.

«Герой из русского народа – Илья Муромец» — МБУК г. Иркутска «ЦБС»

«Герой из русского народа – Илья Муромец»

Илья Муромец – идеальный образ богатыря, самый любимый герой русских былин. Он защитник Русской земли, вдов и сирот. Он наделён высокими моральными качествами и самоотверженной преданностью Родине.

Это богатырь могучей силы, что даёт ему уверенность и выдержку. Именно Илья Муромец чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг страж родной земли. Он чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами, одерживая победу.

Лучшее свидетельство огромной популярности образа Ильи Муромца – количество былин и былинных сюжетов о нём. Ведь даже о Василии Буслаеве – фигуре весьма колоритной – известно всего два сюжета. Существуют сотни записей былин о Ставре, Дюке, Чуриле, Садко, Соловье Будимировиче, но оригинальных сюжетов о каждом из них один-два – не более, в то время как об Илье Муромце можно назвать более десяти, не говоря уже о вариантах, которые, собранные вместе, вполне могут составить настоящую русскую Илиаду.

Именно этому образу суждено было стать центральным в русском эпосе, воплотить в себе лучшие идеалы и чаяния народа, его понятия о добре и зле, о верности родной земле, о богатырской удали и чести. Никто из богатырей – ни Добрыня Никитич, ни тем более Алёша Попович – не может сравниться в этом отношении с Ильей Муромцем.

Во многих былинах образ Ильи Муромца соотносится с умудренным опытом человеком. Его изображают седобородым стариком, едущим по полю на белом коне. Таким он нарисован и в картине Васнецова «Три богатыря».

Картина Виктора Васнецова «Три богатыря»

Согласно былинному преданию, Илья Муромец «просидел на печи 30 лет и 3 года», поскольку «не владел» ни руками, ни ногами. Лишь когда пришли к нему калики перехожие, попросившие принести им воды, будущий герой все же поднялся и направился к водоносу. Когда ему велят пить, после первого глотка он полностью исцеляется. После второго – чувствует в себе силу непомерную, а потому требуется и третий глоток – чтобы поугасла немного мощь богатырская.

Калики предсказали ему будущее о том, что он будет совершать богатырские подвиги и что «смерть ему на роду не писана». Когда калики уходят, Илья идет на отцовское поле, чтобы очистить его от кореньев и пней. Потом он получает благословение родителей и отправляется в Киев, куда калики посылают Илью на службу к князю Владимиру. Но вначале велят молодцу посетить камень неподвижный, под которым Муромец находит доспехи, оружие и своего коня.

По дороге он встречает Святогора и они состязаются между собой в силе, где Святогор побеждает. Но богатыри, тем не менее, братаются. Затем Святогор умирает, но успевает передать Илье свою силу богатырскую. И уже только после этого он становится настоящим богатырем, а в руки ему попадает меч кладенец. С тех пор не будет на Руси никого сильнее Ильи Муромца и никто в честном бою не сможет одолеть его.

По пути в город Киев, побеждает Соловья-разбойника, защищает от врагов Чернигов и строит мост через реку Смородину. А по приезде в Киев, Илья посещает княжеский дворец. Он показывает князю Соловья и заставляет того свистеть по-соловьиному. Так Илья остается в Киеве и получает почётное место за княжеским столом. Но он отказывается от этого, так как считает, что его место с дружинниками.

Картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье»

И в Киеве, и в Царьграде он совершает много других подвигов. К примеру, побеждает Идолище, защищает город от воинов Калина-царя. Иногда в сказках вместо Калина можно встретить Батыгу (или Батый Батыевич).

Есть цикл былин, который связан с поездками Ильи в «Индею богатую» или «Карелу проклятую». Везде он встречается с разбойниками и убивает их, а богатую казну раздает нищим.

В путешествиях он встречается с другими богатырями, например, с Добрыней Никитычем. Они бьются, но бой заканчивается примирением и обменом крестами. После этого они отправляются в Киев, чтобы служить князю Владимиру.

Основными качествами Илья являются: мужество, сила, мудрость, трезвость, рассудительность и жизненный опыт. Он часто побеждает врагов в одиночку. Так несокрушимая сила его и воинское умение должны предостеречь всех, кто собирается идти войной на Киевскую Русь.

Имея свою жизненную позицию, Илья ссорится даже с князем Владимиром. За это его сажают в «погреба глубокие», где он должен умереть от голода и жажды. Никто не осмеливается нарушить приказ князя, однако княгиня Апраксевна приказывает тайно кормить Илью едой с княжеского стола. Поэтому он не теряет силу и в любое время готов выступить на защиту Родины.

Илья Муромец идеально воплощает образ самоотверженного воина земли русской. Его подвиги по эпичности можно сравнить с деяниями Геракла, но если герой греческих мифов наполовину бог и оттого он так силён. То Муромец обычный человек из народа, ставший героем не по рождению, а по деяниям своим.

Библиотекарь Сердюк Юлия.

Источники, использованные при написании статьи:

1. Илья Муромец: Богатырь силы и духа

2. Илья Муромец — кто он такой, краткая биография

3. Илья Муромец

На страже нового года: Илья Муромец — известный и неизвестный

Первый праздник, который наступает сразу после Нового года и остается незамеченным в ослепительных брызгах январского веселья. Наверное, потому, что он не сопровождается какими-то традиционными действиями, такими как колядование, гадание или купание в проруби. Однако о нем не забывают православные храмы и монастыри. Потому что 1 января Церковь празднует день памяти святого Ильи Муровлянина, воина, святого защитника Земли Русской, которого мы больше знаем под именем Ильи Муромца.

Народные воины воспринимаются большинством как совершенно сказочные герои. Однако ученые считают, что фактической основой басен является отражение реальных фактов нашего прошлого. Лучше всего эту мысль выразил академик Дмитрий Лыхачев: «…древнерусская литература не знала вымышленных героев и сюжетов. Всегда описывались реальные исторически важные лица и события. это не был сознательный вымысел, ибо писатель и его читатели верили в правдивость написанного.Естественно, что века и невзгоды, протекшие с момента зарождения народного эпоса, особенности его устного существования, широта распространения , наряду с региональными различиями в фольклорных традициях, не могли не накладывать свой отпечаток на содержание и форму былин, отсюда и их многочисленные анахронизмы: вместо печенегов, половцев и татар — только татары, вместо Владимира Великого («Красное Солнышко») Владимира Мономаха и других князей, упоминания о реалиях, не известных во времена раннего средневековья в Киевской Руси, довольно условные описания сражений и, конечно, se, наделив героев дополнительными человеческими способностями. Более того, в народном языке на момент создания первого эпоса не было такого понятия, как «воин». Ополченцев называли хоробрами (славянское слово). Слово «воин» впервые упоминается в Ипатьевской летописи — в заметке, посвященной трагическому взятию Киева ордами Батыя в 1240 году. Кроме того, «богатырями» называются не мужественные защитники города, а монгольские предводители, смешав на славянский манер монгольское «баатор» или древнетюркское «бахатур». Вот три главных героя народного эпоса — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович — вполне реальные люди.

 Однако в реальной жизни они не могли встретиться, потому что жили в разные годы и даже века.

Добрыня, по свидетельству летописцев, приходился братом матери Владимира «Красно Солнышко», которая вначале была дьяком, но потом стала законной женой великого князя Святослава Малуши, то есть жила в Х веке. Об этом, кстати, свидетельствует его славянское имя, из тех, что давали детям еще до христианизации Киевской Руси. Отцовское имя «Никитыча», по мнению исследователей, было изменено на более привычную форму отчества «Нискиныч», от сохранившегося в некоторых летописях второго имени его отца — древлянского князя Мала — Ныскыня.

Алеша, точнее Александр, Попович жил на рубеже XII-XIII веков, был ростовским ополченцем и славным рыцарем — одним из главных героев Липецкой битвы (1216 г.), и погиб вместе со многими «храбрамами «и русские князья в битве с татарами на Калке в 1223 году. В одном из былин есть такие слова о его происхождении: «…Олеша — сын ростовского папы, именем Левонтий, ныне зовется Поповичем».

А вот о центральной фигуре многих былин – Илье Муромце достоверных сведений не сохранилось. Хотя точно известно место его могилы, и оно проливает совершенно неожиданный свет на его жизнь.

… Сверкающие огоньки в темноте. Причудливые тени на шершавых стенах. Приглушенные голоса, шепот, треск свечей. В склепах и нишах есть специальные сундуки по форме гроба, содержащие святые мощи. Религиозные крестятся и кланяются могилам. Их называют Антониевыми или, как их часто называют, Ближними пещерами Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Среди наиболее почитаемых святых, нашедших здесь место вечного упокоения, — святой Илья Муровлянин. Тот самый Илья Муромец.

Первое письменное упоминание о хранении мощей Ильи Муромца в Лаврских пещерах датировано 1594 годом. Это запись о посещении Пещер, оставленная в дневнике посла германского императора Рудольфа Эрика Лизотти. Он не только упоминает необычного «великана или богатыря», но и замечает его киевское прозвище «Чобиток» и рассказывает местную легенду о происхождении этого имени. Похоже, что на Илью как-то напали враги. В этот момент он как раз надевал ботинок и, так как другого оружия под рукой не было, начал отбиваться вторым сапогом, с помощью которого победил всех нападавших.

Иван Лукьянов, который во время путешествия в Святую Землю также ездил в Киев, пишет о святом Илье Муромце: «Был я в Антониевой пещере и увидел храброго богатыря Илью Муромца, лежащего под золотым покровом; левая рука его копьем пронзена, весь в язвах, а на правой руке изображен крест. ..»

В известной книге «Тературхима» Афанасия Кальнофойского упоминается даже дата кончины святого Ильи, случившаяся за 450 лет до ее написания , то есть умер примерно в 1188 г.

Безусловно, могила легендарного героя была хорошо известна среди киевлян. А учитывая тот факт, что Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра почти всегда была одним из самых почитаемых монастырей Киевской Руси, а рассказы о ее преподобных отцах были широко распространены в народе, то вполне логично, что Илья Муромец почитается как святой рыцарь не только в Киеве.

И в своем эпическом характере Илья обладал всеми лучшими нравственными качествами, которыми только мог обладать защитник Родины. Недаром сказители наделили Илью такими словами: «Как два русских дерутся – надо говорить, если русский с иноверцем дерутся – помощь нужна, а если два иноплеменника дерутся – надо уйти». (Борьба Добрыны с Дунаем»). Недаром среди десятков былинных сюжетов, в сотнях их вариантов нет ни одного, где богатыри принимали участие в междоусобных битвах.

Мысль о том, что родную землю они защищали только от внешнего врага, стала ключевой в большинстве работ, посвященных нашей древней литературе. Но присутствие христианских мотивов в нашей героической поэзии менее ощутимо. Хотя наши рыцари сражались не только за родину, но и за православную веру. А число их было, как отмечено в некоторых былинах, «двенадцать богатырей, Илья тринадцатый». Столько же, сколько апостолов!

Главный защитник веры, конечно же, Илья Муромец. При этом он не только защитник, но и носитель христианских ценностей. Илья никогда не уничтожал врага без крайней нужды. Победил, взял в плен, отправился к князю, но только какие-то чрезвычайные обстоятельства заставили его убить кого-то… И, найдя клад, отдал его на строительство церкви, в которой потом и был похоронен (с этим сюжетом мы встречаемся в некоторых вариантах былины «Три похода Ильи Муромца»). Это случайно? И случайно ли Илья был спасен от смерти благодаря «кресту», ведь в этот крест попало копье, как сказано в былине «Илья Муромец и сын»?

Конечно нет! Это лишь указывает на его особое отношение к христианству. И ввиду этого становится понятно и легко объяснить, почему Илья Муромец принадлежит к лику православных святых.

Кстати, в том, что этот святой был не только воином, но и монахом, для истории нет ничего особенного: достаточно упомянуть лишь легендарных иноков Троице-Сергиева монастыря – героев Куликовской битвы – Александр Пересвет и Родион Осляб.

До сих пор многие ученые сомневались в том, что святой Илья Муровлянин, мощи которого хранятся в Киево-Печерской Лавре, и былинный богатырь Илья Муромец – одно и то же лицо. Известный советский историк Рыбаков, основываясь на том, что большинство былин, главным героем которых является Илья Муромец, относятся к «Владимирскому» (или Киевскому) циклу, полагал, что его возможный прототип мог жить только во времена Владимира «Красное Солнышко», с которым тесно связано начало широкой христианизации Руси. Вопрос об Илье и христианском имени его родителей (по некоторым данным, родителей Ильи звали Иван Тимофеевич и Ефросиния Поликарпивна), родившихся до христианизации, академик просто проигнорировал.

Еще одним поводом для сомнений было неполное тождество прозвища былинного богатыря со вторым именем святого Ильи. Ведь в былинах есть не только форма «муромец», но и не совсем привычная – «муровец», как, например, в былине «Илья Муромец и разбойники», которая была записана на Дону, в Деревня Есаул в 1905 году. Есть и другие формы этого прозвища, сходные с Муромцем, которые можно встретить и в других сказках о славном богатыре. То есть широкое распространение получила не только «каноническая» форма имени, но и другие его разновидности, и трудно сказать, какая из них ближе к исходному звучанию. Однако главное здесь не в форме «Муромец-Муровец-Муролвянин-Моровлин», которые происходят от места его рождения по средневековой традиции, а в букве «в» в середине его прозвища.

«В» — это не мелочь! Всего одна буква, но она убеждает нас в том, что наиболее распространенная версия о том, что Илья родился в городе Мур на территории нынешней России, сомнительна.

Скорее всего, Илья происходил не из Мурома, а из летописного города Моровийска Черниговской области (сейчас это село Моривск Козелецкого района Черниговской области). Город находился на пути из Чернигова в Киев. Кстати, в подтверждение этой версии длина пути от Моравии до Киева, составляющая около 100 км, от Мурома в десятки раз больше. Так что, если бы Илья действительно жил в Муроме в первые десятилетия своей жизни, вряд ли бы он пошел работать на службу к киевскому князю, рядом были другие города. Ведь в те времена между Муромо-Рязанским и Киевским княжествами находились Черниговское, Новгород-Северское и Переяславское княжества и их правители тоже нуждались в сильных воинах. Но поход в киевские княжеские хоробры был для Ильи из Муровийска вполне логичным.

Если бы не изучение представителей совсем другой области знаний, ученые и простые любители истории засомневались бы, является ли святой Илья Муровлянин и былинный Илья Муромец одним лицом. Они блестяще подтвердили тождество фольклорно-литературного персонажа и реального человека. Исследования проводились сравнительно недавно – в 1988-1990 гг. Затем святые мощи отцов Святой Лавры исследовали члены межведомственной комиссии Министерства здравоохранения Украины.

Так, исследование нетленных останков святого Ильи Муровлянина показало, что он был очень высок для того времени – 177 сантиметров (рост остальных святых отцов не превышал 170 сантиметров). Он имел чрезвычайно сильное телосложение и развитую мускулатуру, имел следы многочисленных ранений и ранений, переломы ребер и правой ключицы, умер от сквозного ранения в грудь плоским острым оружием (скорее всего, копьем). При этом, как писал Иван Лукьянов, копьем была пронзена и левая рука Ильи. Может быть, тем копьем, что смертельно ранило область сердца. И самое интересное: так же, как и былинный богатырь, святой Илья в молодые годы страдал тяжелой болезнью позвоночника, которая даже привела к определенной функциональной перестройке его тела…

Московский судмедэксперт Сергей Никитин восстановил внешность Ильи Муромца (точнее Муровца?) по методике профессора Михаила Герасимова. Глядя на него, трудно не упомянуть о центральном герое картины Виктора Васнецова «Богатыри». Сходство образа, увиденного художником в своем воображении, и его реального прототипа поразительно.

О последних днях святого Ильи Муровлянина мы ничего не знаем. Мы знаем только то, что произошло во время правления киевского великого князя Святослава Всеволодовича, во время третьей волны половецких набегов на Русь. Мы не знаем, когда он дал монашеский обет. Можно лишь сказать, что святой Илья умер от ран где-то в восьмидесятых годах XII века, во время третьей волны половецких набегов на Русь. Возможно, он получил смертельный удар во время одного из походов великого князя киевского Святослава Всеволодовича на половцев. Он был официально канонизирован в 1643 году в числе более чем шестидесяти лаврских святых. Его жизнь продолжается сквозь века — в фольклоре, литературе, кино, живописи, музыке и даже в названии самого известного самолета Первой мировой войны (кстати, разработчик — Игорь Сикорский). Но главное, что его помнят десятки поколений соотечественников.

Илья Муромец — Прицепы из ада

Замены не принимаем! Сказочная сага о народном герое Александра Птушко — настоящее средневековое зрелище. Когда нация призывает, воины поднимаются из степей, чтобы защититься от захватчиков, даже если им придется бросить вызов королевской власти. Первый советский фильм с анаморфотным масштабом и стереофоническим звуком, Илья Муромец , представляет собой поучительную серию фантастических персонажей и эпизодов из сборника рассказов, наполненных удивительно красивыми спецэффектами Птушко и потрясающими сценами с целыми армиями, заполняющими сцену. Каппер — чертовски свирепый дракон — огнедышащий, трехглавый Змей Горыныч!

ILYA MUROMETS
BLU-Ray
DEAF CROCODILE / SEAGULL
1956 / 2:35 WIDESCREEN / 9006 4. . / Street Date May, 2022 / Меч и дракон, Былинный богатырь и чудовище / Доступно с Vinegar Syndrome / 34.98 & 39.98
В ролях: Борис Андреев, Шукур Бурханов, Андрей Абрикосов, Наталья Медведева, Нинель Мышкова, Сергей Мартинсон , Георгий Демин, Александр Шворин, Николай Гладков, Владимир Соловьев.
Операторы: Федор Проворов, Юлий Кун
Художник-постановщик: Евгений Куманьков
Художник по костюмам: Ольга Кручинина
Монтажер: Мария Кузьмина
Спецэффекты / визуальные эффекты: Евгений Свидетелев, Александр Реньков, Борис Травкин
Оригинальная музыка: Игорь Морозов
Автор сценария Михаил Кочнев
Продюсер Дамир Вятич-Бережных
Режиссер
Александр Птушко

Вот картинка, о которой стоит покричать. . . Компания Deaf Crocodile Films уже представила вниманию CineSavant два раритета, стоящих картин, которые, как мы думали, никто не помнит. Неизвестный человек из Шандигора — малоизвестная швейцарская шпионская диковинка 60-х годов, а Космическая миссия «Дельта» — редкий румынский анимационный фильм. Этот новый выпуск не является малоизвестным, но мало кто из нас видел его в респектабельной версии. Это совсем другая сентиментальная эпопея: американским эквивалентом будет помесь Аламо и Белоснежка. Но с огнедышащим драконом.

Эпический широкоформатный и стереофонический Илья Муромец не имел шансов попасть в штаты. Он также ждал несколько лет, прежде чем появился на экранах в Западной Европе. Когда он был импортирован сюда, он был переименован в The Sword and the Dragon , дублирован и немного урезан, возможно, с комментарием журналиста Майка Уоллеса. Выпустившей фильм компанией была компания Valiant Films, которая привезла интересное разнообразие маргинального артхауса и эксплуатации. Источники продолжают перепечатывать информацию о том, что Роджер Корман участвовал в перезаписи, что кажется сомнительным, учитывая упомянутых англоязычных продюсеров и компаний. Хотя случались и более странные вещи, я не могу представить, чтобы Роджер Корман нанял Майка Уоллеса.

Мы не читали много рецензий на фильмы в возрасте двенадцати лет, но одна на «Меч и дракон» выделялась: стремясь захлопнуть производство Мосфильма как дрянную русскую чепуху, рецензент сказал, что это выглядело так, как будто это должно было быть кредит «ЦВЕТ ОТ CRAYOLA». Пропуская фильм в кинотеатрах, мы, тем не менее, были впечатлены проблеском отсканированных телевизионных изображений в синдицированном фильме «Фильм на миллион долларов». Даже в черно-белом сериале было что-то особенное. Тогда это напомнило мне немного чешскую Сказочный мир Жюля Верна : очень искусственный, но абсолютно захватывающий. На ум приходит другое воспоминание. Мы улыбнулись маленькой марионетке в финале « Blue Velvet » Дэвида Линча: ее искусственность служила отражением вновь обретенной невинности персонажей. Мы сразу подумали о маленьких механических животных, которые исполняют серенаду принцессе в «Меч и дракон ». Сама их искусственность излучала невинность, волшебство, сказочное чудо.

Если вы видели DVD-релиз RusCiCo (2004 г.), то вы технически видели оригинальный Илья Муромец — но не совсем. Новый диск Deaf Crocodile ощущается как совсем другая картина. С правильным разрешением деталей и восстановленной цветовой палитрой это другой фильм с новой богатой целостностью дизайна. Эпизоды теперь кажутся новыми страницами в чудесном сборнике рассказов. Мы больше не теряем терпение, когда широкоэкранные виды удерживаются дольше нескольких секунд — они радуют глаз. Александр Птушко адаптирует почитаемую легенду в своей «легендарной» форме.

 

Великий герой просто «есть», знаете ли.

История о могучем «Богатыре» Муромце пронесена сквозь века; фильм играет его фантастическую легенду прямо, с дополнительной мерой националистической славы. Парализованный с детства Илья Муромец (Борис Андреев) сидит в избе, пока трудятся его односельчане, в том числе красавица Василиса (Нинель Мышкова). Когда цинговая банда гунноподобных тугаров совершает набег на деревню, похищая ее женщин, Илья ничего не может сделать. Василиса захвачена как потенциальный «подарок» для тугарского начальника, что-то, что постоянно повторяется (и объясняет ее продолжающееся неприкосновенное состояние). Трусливый русский дворянин Мишатычка (комик Сергей Мартинсон) спасает свою шкуру, обещая быть двойным агентом при дворе киевского князя Владимира (Андрей Абрикосов).

Илья Муромец счастлив узнать, что его судьба — стать могучим воином-джедаем-богатырем. Прибывают какие-то менестрели-крестьяне с мечом великана-полубога Сиватогора с указанием отдать его очередному мистическому богатырю, когда узнают его. Так начинается волшебная жизнь Ильи. Меч излечивает его паралич, показывая, что он подобная быку сила добра. Ему подарили новорожденного коня, который вырастает до огромных размеров всего за три дня. И с этим Илья отправляется изгонять ненавистных тугаров.

 

Политическая сторона этой истории выступает за единство России против внешних врагов. Князь Владимир в основном нормальный парень, который иногда принимает плохие советы. Он мудро продвигает крестьянина, искренне желающего изготовить оружие для обороны. Появляется Илья и прокладывает себе дорогу, будучи крестьянином с грубыми манерами. Но он доказывает свой могучий рост, показывая, что поймал «Соловья-разбойника», лесного демона, чье дыхание может раздуть бурю, сгибая большие деревья. Надо уговорить Илью подружиться с другими хвастливыми Богатырями. Когда приезжает тугарский эмиссар, почти такой же жуткий, как Соловей, с оскорблениями и требованиями, Илья просто убивает его — к черту переговоры с языческой сволочью. Но Илья не может убедить князя Владимира в том, что Мишатычка — интриганка-отщепенка. . . который позже убеждает князя заключить Илью в тюрьму на целых десять лет.

«Эпические» события — Время и Муки делают Героя.

Илья спасает Василису, и у них рождается мальчик, которого Илья никогда не видит, потому что он в поисках приключений или заперт у собственного принца. Она снова отвоевана, на этот раз став собственностью всемогущего тугарского царя Калина (Шукур Бурханов). Так и не увидев отца, сын Сокольничек (Александр Шворин) воспитывается царем Калиным так, чтобы считать себя врагом Киева. Он взрослеет, обучается воину-тугару.

 

Заключительная треть фильма — мощная осада Киева. Несмотря на то, что это дополнено визуальными эффектами, тысячи статистов заполняют экран кадрами орды тугаров, пересекающих бескрайние равнины, чтобы угрожать гордому городу. «Воскресший» от предполагаемой смерти в княжеских темницах, Илья выходит сильным, как никогда, готовым вести свой народ в бой. Не раскрывая своей личности, Илья выигрывает время, ведя переговоры с царем Калином перед финальной серией сражений.

Помимо потрясающих массовых сцен в степях, самые запоминающиеся зрелища — это чудеса фантастического преувеличения. Хан приказывает своей армии сформировать буквально холм из тел, чтобы он мог видеть своего врага за горизонтом. Когда Илья сражается, реализм игнорируется в пользу легендарной доблести — он взмахивает мечом, и целая группа вражеских солдат погибает от самого жеста. Соловей-разбойник становится секретным оружием, сдувающим врагов, как перекати-поле. В русском эквиваленте «Освободите Кракена» ужасающий дракон Змей Горыныч, освобожденный из тугарской тюрьмы, летит, чтобы атаковать Киев своим огненным дыханием.

Сталинская эпоха Александр Невский Сергея Эйнштейна — это шедевр с чисто политической целью — Россия никогда не испытывает недостатка в могучих воинах, чтобы объединить и вдохновить нацию на разгром нацистов Тевтонскими рыцарями. Вернувшись в средневековый сборник сказок , Илья Муромец менее настойчив в политике. [Эта пластинка, выпущенная в 2022 году, несет в себе дополнительный эмоциональный заряд: любимый город-государство, защищаемый от хищных и непримиримых захватчиков, — не кто иной, как Киев.]

Илья Муромец обретает особое сказочное очарование. Его эпизоды — одно удовольствие за другим, иллюстрированные одними из самых интересных спецэффектов, которые я когда-либо видел. Почти в каждом кадре есть ощущение картины, как будто мы перевернули страницу в красочном сборнике рассказов.

 

Даже пренебрежительные американские обзоры признали, что атрибуты фильма во много раз сложнее, чем современные итальянские фантазии. Часто снятые в мягком тумане интерьеры тронных залов, тюремных камер и лагеря царя Калина с его танцевальными развлечениями ↑ используют неожиданные цветовые палитры. Цвет не такой, как у нашего Eastmancolor — я считаю, что советские цветные пленки «унаследовали» немецкий процесс Agfa как военный трофей. Костюмы царя Калина ослепительны, особенно в окружении такого атмосферного интерьера.

Для тридцатилетней эпопеи нам никогда не надоест. Все, что касается Ильи, имеет печать одобрения «Могучий ® ». Он вечно едет на своем могучем коне по потрясающим холмам, горам и рекам. Дополнительные материалы на диске говорят нам, что в распоряжении Птушко были огромные государственные ресурсы, а в качестве статистов служили целые армии. Сумеречный обзор сотен армейских костров был сделан по-настоящему, в «волшебный час», скоординировав впечатляющий общий план, показывающий то, что выглядит как костры на пару миль.

Многие дневные кадры также снимаются в Волшебный час только для того, чтобы получить книжный баланс между передним планом и небом. Другие небеса и фоны нарисованы и красиво скомпонованы. Дымчатые интерьеры имеют занятые замысловатые фоны, которые также выглядят как картины. Я думал, что «задняя стена» в одной из сцен банкета — это картина, пока через нее не начали проходить люди. В этом шоу есть одна из самых активных дополнительных блокировок вторых блоков, которые я когда-либо видел, — они вызывают богатый, полный мир с минимальным количеством ракурсов.

 

Птушко — настоящий мастер визуальных эффектов. Вместо того, чтобы идти по голливудскому пути с обширными матовыми картинами, дворец принца из сборника рассказов в Киеве, кажется, построен крупномасштабно в нескольких версиях, совершенно блестящих «целых замках», которые работают с живым действием. Хотя они и не в натуральную величину, они очень большие и очень убедительные.

Когда мы наслаждаемся фильмами с трюками Марио Бавы и Александра Птушко, мы всегда ищем трюки — эти ребята делали (почти) все «на камеру». что мы не можем сказать, как был сделан тот или иной кадр. Илья Муромец таких кадров должно быть с десяток: ты думаешь, а, это статичный мат, или миниатюра, или . . . а потом происходит то, что доказывает, что это не так.

Некоторые мультиэкспозиции умножают толпы наступающих войск, создавая впечатление миллионов в движении. Самый запоминающийся образ из детства — гора тугарских тел, позволяющая царю Калину заглянуть за горизонт. ↑  Это идеальное выражение предвзятого мнения о том, что «жизнь в Азии дешевая». . . даже в десятилетнем возрасте нас впечатлило, что Калин жертвует тысячами воинов, чтобы получше разглядеть поле битвы.

 

Эффекты приближения так же волшебны. Эмиссар Тугара и Соловей-разбойник — уродливые маленькие резиновые гримёры, которые кажутся идеальными для сказочного контекста. ↑  Соловей — вредный маленький ублюдок, своего рода Йода из антиматерии. Отвратительный эмиссар также довольно чудовищен — интересно, нашли ли его ДНК путь к Джаббе Хатту Джорджа Лукаса.

Уравновешивание гротеска — это более легкая магия, в основном используемая для того, чтобы возвысить Василису как девицу из сборника сказок, достойную стоять рядом с Белоснежкой. Василиса плетет волшебную скатерть, которой без объяснения причин скармливает Илья после того, как крыса Мишатычка оставляет его гнить в подземелье. Другими словами, Илью поддерживает та самая память Василисы . Маленькие лесные птички и звери приходят послушать, как Василиса поет сладкую песенку. «Волшебное выражение» Птушко свободно переключается между живыми животными и маленькими марионетками или копиями роботов, подчеркивая замены, а не скрывая их. Это сказка, она должна быть такой же искусственной, как страница сборника сказок.

Роман Ильи и Василисы настолько жестковат, насколько это возможно, в том смысле, что она влюбилась в него задолго до того, как он сможет ходить, и он говорит о детях и династии, даже когда он говорит, что он будет 99% отсутствует муж. У Василисы есть мужество, этого нельзя отрицать. Она проводит месяцы, связанные похитителями, но всегда выглядит достойно. Она проводит 20 лет в плену у царя Калина и ни на йоту не теряет самообладания. Поскольку у нее нет последующих детей, возможно, Калин напугана своей русской гордостью и решает усыновить ее светловолосого сына вместо того, чтобы взять ее в качестве своей наложницы.

После нескольких поколений «реалистичных» героев и злодеев возвращение к сказочным ценностям — настоящий кайф. Мы ХОТИМ, чтобы кто-то искренний болел за кого-то, а не просто какой-то клоун с навыками кикбоксинга. Эти невозможные персонажи быстро начинают раздражать нас, даже если они остаются двухмерными «типами» 9.0053 Илья Муромец имеет некоторую привлекательность 1940 Багдадский вор с его бредовым романом у пруда с отражением. Песня Василисы (народная?) не такая мелодичная, но по-своему очень милая. Для вырезанного героя и героини их более чем достаточно.

 

Онлайн-критика трехголового дракона не принимает во внимание аргумент «искусственной магии», который мы пытались здесь продать. Это огромная опора, когда летит, и гигантская конструкция, когда бьется у ворот Киева. Конечно, он не выглядит таким «настоящим», как Vermithrax Pejorative или Smaug. CGI драконы Игра престолов не должна ослабить наше восхищение фантастическим зверем Птушко с вытаращенными глазами, прикусом, как у Носферату, и огнеметным дыханием, которое поджигает землю.

Серьезную конкуренцию Змею Горынычу составляют другие полноразмерные сочлененные драконы кинематографа: «Волшебный меч » Берта И. Гордона и «Капитан Синдбад » Байрона Хаскина. Бегемот Птушко легко побеждает этих жестких претендентов. И, черт возьми, это работает перед огромным фальшивым городом, вокруг которого сражается огромная настоящая армия. Струи пламени действительно выглядят опасно; Интересно, были ли в этой постановке смертельные случаи. ↑

Илья Муромец очень отличается, и требует некоторой ментальной корректировки. Он не рекламирует свое действие с помощью современного монтажа, а вместо этого захватывает нас чередой мощных, почти сказочных образов — то, как выпячиваются щеки Соловья-разбойника, и эта колоссальная гора раздавленных тугаров, которые образуют смотровую площадку для Царь. Даже ожидаемое воссоединение Отца и Сына работает так, как и должно быть в великой книге рассказов.

 


 

Глухой Крокодил Blu-ray из Илья Муромец намного лучше, чем российский DVD 18-летней давности. Недавняя реставрация возрождает его захватывающие качества, особую, утонченную цветовую гамму и дизайнерскую стратегию. Промо диска Deaf Crocodile не слишком раскрывает суть фильма и, надеюсь, хорошо демонстрирует то, что я пытался сообщить о внешнем виде и привлекательности фильма.

Увы, оригинальный четырехдорожечный стереомикс не сохранился; Звук фильма с мощной музыкой Игоря Морозова монофонический. Диск закодирован только для внутреннего региона А.

Художник и автор Стивен Р. Биссетт предоставляет полноценные аудиокомментарии. Наряду с ожидаемой информацией он ссылается на несколько других российских фантастических фильмов. Он также рассказывает довольно фрагментарную историю, взятую из вырезок из Варьете , импорта фильма в связи с обменом Государственным департаментом с Советским Союзом, который включал Иваново детство и Снежная королева . Официальная правительственная договоренность, похоже, стала приманкой для американских дистрибьюторов. Однако нам не говорят, что мы продали Советам.

Компания-импортер упоминается в комментариях как Vita-Lite, а не Valiant, как на последних плакатах. Либо была другая импортирующая организация, либо Разновидность перепутала. Биссетт упоминает современные обзоры, сравнивающие дракона Горыныча с Гидрахом Тохо, другим трехголовым драконом. Гидра не появлялась еще пять лет, так что, возможно, рецензии были современными с японским фильмом.

Иллюстрированный буклет-вкладыш содержит репринт винтажного Video Watchdog статья Алана Апчерча, первая подробная статья, которую многие из нас читали о Птушко и российском фэнтезийном кино. Также представлены мемориалы Денниса Бартока Упчучу и перепечатка статьи Александра Птушко о его фильме.

Релиз выходит в параллельных изданиях, идентичных по содержанию, но с разными обложками. Некоторые композиционные работы иллюстратора Тони Стеллы имеют преобладающий «темный» вид, хотя большинство основных сцен происходят при солнечном свете. Если вам нравятся ваши мужчины с густой растительностью на лице и длинной бородой, с телосложением как у Мак Трака, Илья Муромец — ваш парень.

Я намеренно не включил в обзор один факт. Фильм, возможно, теперь наиболее известен как искаженный и изуродованный остаток, высмеянный в синдицированной телевизионной комедийной программе. Будь проклята перекличка роботов. . .

Обзор Гленн Эриксон


Ilya Muromets
Регион A Blu-Ray :
Movie: :
Movie: :
Movie: . монофонический

Дополнения:
Аудиокомментарий Стива Биссетта
Вспоминая русского киноведа Алана Апчерча Денниса Бартока
Русская фантастика Часть первая Алана Апчерча трейлер.
Подходит для глухих и слабослышащих? ДА ; Субтитры: английские (только функция)
Упаковка: один Blu-ray в футляре Keep
Отзыв:
19 мая 2022 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts

Разное

Читать священное писание онлайн: Священное Писание — Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно

Рубрика «Священное Писание (Библия)» — Пять ступеней веры5 ступеней веры

Как читать Библию

Ветхий Завет

Новый Завет

Текст Библии, цитаты и толкования

Священное Писание представляет собой совокупность священных Книг,

Разное

Метро бабушкинская церковь: Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

Храмы, соборы, церкви — 🚩 метро Бабушкинская — Москва с отзывами, адресами и фото

5 мест и ещё 6 неподалёку

храмы, соборы, церкви — все заведения в городе Москве;
мы