Доказательства бессмертия души: Как доказать бессмертие души? — Православный портал о Христе и христианстве «Иисус».
Содержание
Как доказать бессмертие души? — Православный портал о Христе и христианстве «Иисус».
Неудобные вопросы о религии и Церкви
Неудобные вопросы о религии и Церкви
Ответ митрополита Илариона
Алексей Тыранов «Ангел, попирающий злого духа в борьбе за душу»
Источник: «Русские художники»
Церковь учит, что душа бессмертна. А где доказательства? Очевидность свидетельствует об обратном. Человек умирает, и от него ничего не остается, кроме памяти о нем. И все утешающие слова священника на отпевании — не более чем психотерапия.
Это правда, что священнику трудно найти подходящие слова для людей, потерявших близкого человека. И не всегда даже верующий может смириться с уходом близкого. В каких-то случаях священнику приходится выполнять роль психотерапевта — например, когда погибают люди в результате катастрофы. Утешающее слово священника способно снять остроту боли, вернуть человеку волю к жизни. Ведь при потере близких важно для оставшихся на земле сохранить способность продолжать жизнь.
Однако учение Церкви о бессмертии души — не просто средство пастырской терапии. Это учение коренится в самой основе христианского мировоззрения. Оно является догматом, отраженным в словах Символа веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века». Православный христианин призывается верить в то, что за порогом смерти его ждет вечная жизнь. Также Церковь учит о всеобщем воскресении — о том, что все люди воскреснут, подобно тому, как Иисус Христос воскрес из мертвых.
Одним из доказательств того, что жизнь за гранью смерти продолжается, является опыт людей, переживших клиническую смерть. Их тело на какой-то момент (в некоторых случаях — на несколько часов) умерло, дыхание прекратилось, мозг перестал функционировать. Потом усилиями врачей они были возвращены к жизни. Рассказы некоторых людей, переживших клиническую смерть, свидетельствуют о том, что их душа продолжала существовать после биологической смерти тела. Некоторые из умерших наблюдали свое тело со стороны или сверху, слышали, что говорят врачи, но не могли вмешаться в разговор.
В 70-х годах XX века американский профессор философии и психологии, доктор медицины Раймонд Моуди, занявшийся изучением клинической смерти, опубликовал книгу «Жизнь после жизни», в которой привел рассказы людей, переживших клиническую смерть: в какой-то момент некоторые из них чувствовали, что выходят из тела и летят по темному тоннелю или парят над собственным телом; видят и слышат, что происходит вокруг, но не могут ни с кем общаться; видят свет, яркость которого увеличивается и воспринимается ими как что-то наполненное теплотой и любовью, к чему их непреодолимо влечет. Кто-то слышит при этом странные, неземные звуки, перед кем-то проходят события прожитой жизни, кто-то встречает давно умерших родственников.
Данные свидетельства были проанализированы в книге известного американского православного апологета иеромонаха Серафима (Роуза) «Душа после смерти». В ней сравнивается опыт людей, переживших клиническую смерть, с рассказами, существующими в христианской литературе. В этой литературе говорится, в частности, о «мытарствах» — посмертных испытаниях, которые душа проходит после смерти, а также о том, что после смерти душу человека встречают его ранее умершие родственники и друзья.
Разумеется, рационалисты скептически относятся к подобным сообщениям, объясняя описанные переживания, например, нехваткой кислорода в мозгу, рождающей галлюцинации. Однако тот факт, что речь идет о людях, переживших биологическую смерть, делает подобные объяснения недостоверными. Более честные скептики прямо признают, что не могут рационально объяснить подобный опыт.
Источник: Митрополит Волоколамский Иларион «Неудобные вопросы о религии и Церкви».
Теги
бессмертие души
душа
Поделиться
Читать онлайн «Жизнь после? Научные доказательства бессмертия души», Мигене Гонсалес-Уипплер – ЛитРес
Эту книгу я с любовью посвящаю моей матери, а также Файд, Николасу, Кристоферу, Фернандо, Джону, Герману, Ивар, Майку, Эдуардо, Панчо, Лиллиан, Уилли и всем тем, кто уже отправился в страну Света. До новой встречи!
Migene Gonzalez-Wippler
What happens after death
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Published by Llewellyn Publications, Woodbury, MN 55125 USA, www.llewellyn.com
Вы не одиноки в этом мире
Если вы похожи на большинство людей, тогда вы боитесь не самой смерти. Вы боитесь, что перестанете существовать, точнее, небытия – состояния полной утраты жизни. Понятие о небытии настолько чуждо, что мы практически не способны его представить. Мы не хотим перестать чувствовать жизнь. Не хотим перестать быть.
Поэтому при мысли о смерти нас волнует, что произойдет с сознанием после того, как мы умрем. Больше всего мы боимся лишиться самых сокровенных мыслей и чувств, составляющих основу человеческой природы.
Если бы мы не испытывали такого страха при мысли о смерти, если бы были уверены в том, что сознание будет продолжать жить после гибели физического тела, жизнь стала бы гораздо осознаннее. Мы бы понимали, что душа находится на пути своего духовного развития. Наша жизнь не случайна и не лишена смысла. Мы существуем теперь и вечно по какой-то причине.
Книга «Что происходит после смерти» представляет убедительные научные доказательства, а также свидетельства очевидцев в подтверждение существования жизни после смерти. Мигене Гонсалес-Уипплер удалось объединить эмпирический мир науки с бесплотным миром Духа и представить на суд читателей убедительные доводы в пользу продолжения жизни человеческой души, но наиболее важно то, что она подарила нам всем надежду…
Благодарности
Любое литературное произведение являет собой результат усилий целого ряда людей в большей степени, чем самого автора. Это утверждение справедливо и в отношении данной книги. Я бы хотела выразить личную благодарность каждому человеку, который оказал мне помощь в процессе осуществления этой работы. К сожалению, издатель сообщил, что я располагаю весьма ограниченным пространством для того, чтобы выразить слова признательности всем участникам подготовки данного материала. Я лишь могу поблагодарить их в своем сердце и молитвах, поскольку многие из них уже покинули этот мир. Однако они продолжают жить в мире духов, и я уверена, что они знают о моей любви и признательности.
Многие из тех, кто оказывал мне помощь и поддержку, продолжают оставаться рядом. Прежде всего я хотела бы поблагодарить Карла и Сандру Вещке из издательства «Ллевеллин», которые поддержали идею создания этой книги. Первоначально она была написана на испанском языке, поэтому потребовалось недюжинное мужество, чтобы принять решение о ее публикации, притом что они даже не имели возможности ознакомиться с текстом рукописи. Я благодарю их за доверие и веру в те идеи, которые здесь предлагаются. Я также бесконечно благодарна профессору Эрнесту Зеньковскому из Майнца (Германия) и его жене Аделаиде за их бесценный вклад в развитие инструментальной транскоммуникации (ИТК), которая составляет основу второй части книги. Только их великодушие и мудрость сделали возможным обретение этой важнейшей информации. Я выражаю признательность Бренде Дж. Данн и профессору Роберту Г. Джанну, которые работают в лаборатории Университета Принстона, за их помощь в поиске материалов на тему квантовой механики сознания. Моя благодарность телекорреспонденту Мишель Марш, которая предоставила мне доступ к своим источникам по инструментальной транскоммуникации (ИТК), а также редактору издательства «Ллевеллин» Ребекке Зинс, чьи советы очень помогли при осуществлении перевода рукописи.
Я хотела бы выразить особую признательность читателям, которые способствовали успеху первого издания этой книги на испанском, а затем и на английском языке. Я также хотела бы поблагодарить всех тех, кто еще не прочел книгу, но заинтересовался ее содержанием. Я надеюсь, что заключенное в ней послание найдет живой отклик в ваших сердцах.
Предисловие
Одним из наиболее распространенных является страх, который мы испытываем при мысли о хрупкости человеческого тела и неизбежности его смерти. Что происходит после того, как наступает неминуемый конец нашего земного существования? Продолжается ли наша жизнь в ином, пока еще неизвестном и незримом мире? Неужели вместе с последним вздохом исчезает все, что когда-то составляло нашу личность, – мысли, чувства и прочие ощущения? И что произошло с теми, кто намного раньше нас отправился в этот загадочный «иной» мир? Встретимся ли мы с ними снова? Сможем ли вновь вернуться к тем, кого любили, и кто когда-то был важной частью нашей жизни или оставил о себе неизгладимые воспоминания?
Для того, чтобы найти ответы на все эти вопросы, которые на самом деле представляют собой различные стороны одного-единственного вопроса, люди создали множество известных философских школ, выработали серьезные теологические концепции и написали целый ряд потрясающих литературных произведений. И наука, и религия тщательно исследовали эту тайну, предложив массу возможных ответов, ни один из которых нельзя было назвать бесспорным.
Что же удалось узнать за почти два миллиона лет существования жизни на нашей планете? Что может рассказать нам наука о жизни после смерти? Как различные религии относятся к этой загадке? Что предлагает странная и мистическая наука, которая называется спиритизмом? Насколько сильно мы можем доверять идеям и представлениям, исповедуемым сторонниками спиритизма? Эти и многие другие вопросы в отношении жизни после смерти будут рассмотрены в данной книге.
Нелегко сохранять беспристрастность при изучении такого субъективного вопроса, как существование личности после смерти, однако я попыталась представить всю собранную информацию максимально непредвзято. Различные исследования и научные открытия, упомянутые в книге, сохраняют свою актуальность и значимость и могут быть легко проверены недоверчивым читателем.
Первая часть книги включает объективное изучение жизни после смерти. Вторая часть представляет собой субъективное представление об опыте духовного существа в ходе нескольких воплощений, которые оно называет странствием. Эти части настолько отличаются друг от друга, что могут быть восприняты как две разные книги. Однако на самом деле они выражают одни и те же представления и мысли, но разными способами.
Я не стремлюсь предложить читателю некий свод непреложных истин о том, что касается жизни после смерти. Рассмотрение столь неоднозначной темы практически не дает возможности настаивать на создании единственно правильной системы взглядов. Я лишь попыталась всесторонне изучить этот вопрос с помощью научных данных, большинство из которых известно каждому еще с начальной школы, а также наиболее распространенных мистических и духовных верований.
В книге почти нет новых сведений, однако она предлагает по-иному взглянуть на уже известные факты. Осведомленные читатели также могут заявить, что существует научная теория, согласно которой жизнь не имеет продолжения после смерти. Эта теория столь же правомерна, как и та, что предложена мною. Я только хочу показать, что можно найти большое количество научных и не научных доказательств в поддержку того, что идея жизни после смерти не только возможна, но и вполне правдоподобна. А ведь еще Аристотель с присущим ему остроумием заявлял о том, что обычно случается именно то, что выглядит наиболее вероятным.
На страницах книги я постараюсь не только познакомить читателей с рядом интересных представлений и концепций, но и представить главного героя, который попытается показать вам, что, по всей видимости, происходит после того, как мы умираем.
Часть 1. Теория
Глава 1
Жизнь после смерти: теоретическая основа
Основная проблема, связанная с умиранием, заключается в том, что большинство людей настолько боится смерти, что даже не хочет обсуждать эту тему. О смерти обычно говорят шепотом и с большой неохотой. Мы предпочитаем не упоминать об этом неприятном вопросе, стремясь максимально насладиться жизнью и теми удовольствиями, которые она предлагает. Однако отрицание печальной перспективы нашей кончины не в состоянии отвратить ее неизбежность. Поэтому периодически, особенно в тяжелые моменты, мысли о смерти вновь возникают в сознании, и мы чувствуем себя беспомощными и потерянными от страха при воспоминании о неотвратимости конца нашего земного существования.
Больше всего мы боимся не самой смерти, а перспективы утраты жизни, другими словами, наступления небытия, состояния, когда мы прекратим свое существование. Мысль об этом настолько невыносима, что мы не верим в возможность подобного исхода жизни. Причина этого неверия заключается в том, что мы воспринимаем сознание как неотъемлемую часть своего существа и не можем смириться с тем, что навсегда утратим способность осознавать происходящее. Мы с легкостью можем отказаться от жизни, однако не в состоянии допустить мысли о том, что перестанем чувствовать и отдавать себе отчет в том, что с нами происходит. Мы не хотим утратить свою индивидуальность.
Многие трагедии и горести в жизни людей можно было бы предотвратить, если бы мы не испытывали такой сильный страх смерти и чувство безысходности при мысли о грядущем небытии. Очень часто легче думать об утрате собственного сознания, чем о кончине близкого и дорогого человека. Потеря того, кого мы любим, несет в себе невыразимую душевную боль, которая не может сравниться ни с какими другими переживаниями, свойственными людям. В такие минуты ничто не может облегчить наши страдания. Ни вера, ни слова сочувствия не в состоянии смягчить или унять тяжелую скорбь и отчаяние. Причина этой безутешности состоит в ощущении, что этот человек безвозвратно утерян, что он или она навсегда утратили свое существование и мы не можем надеяться на то, что однажды вновь окажемся способны разделить с ними свою любовь, радость или огорчение. Религия может дать надежду на последующую жизнь в лучшем мире, но в момент смерти наша вера подвергается наибольшему сомнению и часто уступает место гневу и обиде.
Таким образом, наибольшее беспокойство при мысли о смерти и дальнейшем существовании возникает в отношении последующего развития нашей индивидуальности. Больше всего мы боимся лишиться своих сокровенных мыслей и чувств, которые составляют основу человеческой природы. Мы так боимся расстаться с ними, но в то же время настолько уверены, что именно это и случится, что стремимся в полной мере насладиться всеми удовольствиями, которые предлагает жизнь, забывая о самом важном – моменте, когда мы будем должны пережить свое самое удивительное приключение.
Если бы мы так не боялись смерти, если бы были уверены в том, что жизнь продолжится после гибели физического тела и наша индивидуальность и сознание не исчезнут, мы бы смогли вести гораздо более осмысленное существование, испытывая радость и благодарность за бесценный дар жизни. Мы бы перестали чувствовать отчаяние и страдание от утраты близкого человека, поскольку знали бы, что обязательно встретимся снова в загробном мире. Мы бы ощущали любовь и единение со всеми людьми и учились радоваться жизни с большим воодушевлением и ответственностью, чем когда-либо ранее. И, кроме того, мы бы готовились к своему последнему путешествию, стремясь стать лучше и дорожа любым жизненным опытом, как положительным, так и отрицательным, поскольку считали бы его источником развития своего сознания и духовности. Мы бы обладали самым ценным даром – даром надежды.
Достаточно любопытен тот факт, что наука располагает массой данных, которые подтверждают, что наше сознание, так же как и индивидуальность, сохраняется после смерти. Многие ученые убеждены в этом, однако не решаются изложить свои взгляды ввиду отсутствия практических доказательств. Основа любой науки заключается в том, что каждая теория или предположение нуждается в объективных доказательствах; ученый, заявивший о существовании жизни после смерти в отсутствие экспериментальных данных, рискует поставить под сомнение свое имя и репутацию. Поэтому мы сами должны найти научные свидетельства, изучить их и собрать воедино, чтобы предложить связную и весомую теорию бессмертия личности. Одним из главных аргументов в поддержку идеи продолжения жизни после смерти служат законы природы.
Первый закон термодинамики утверждает, что энергию невозможно создать или уничтожить. Форма энергии может быть изменена с помощью физических или химических процессов, но ее сущность остается неизменной. С другой стороны, к материи относится все, что обладает массой и занимает определенное пространство. Это тоже форма энергии. В качестве простого примера можно привести бумагу. Согласно первому закону термодинамики, если разрезать лист бумаги на несколько частей, каждая из этих частей по-прежнему будет оставаться бумагой, невзирая на физическое воздействие, которое претерпела материя, называемая бумагой. Если же мы сожжем бумагу вместо того, чтобы разрезать ее, эта материя видоизменится путем химической реакции окисления, которая приведет к распаду бумаги на отдельные атомы. Эти частицы рассеются в пространстве, оставив только пепел, но это не означает, что энергия, из которой состояла бумага, будет уничтожена. Лист бумаги будет разделен на отдельные компоненты, которые будут оставаться рядом, хотя мы их не увидим. Эта форма материи прекратит свое существование в качестве бумаги, но частицы, составлявшие бумагу, не исчезнут. Ничто не будет утеряно. Бумага не будет уничтожена, она продолжит свое существование в иной форме.
Мы изучаем подобные примеры в начальной школе. Говорят, что самые сложные вопросы могут быть разрешены с помощью самых простых средств. Это утверждение справедливо и в отношении первого закона термодинамики.
Положение о том, что энергию невозможно создать или уничтожить, также относится к электромагнитной энергии, из которой состоят атом и субатомные частицы. Вся вселенная основана на лучистой электромагнитной энергии. Атом включает в себя три основных вида частиц: протон, несущий положительный электрический заряд, электрон, несущий отрицательный электрический заряд, и нейтрон, заряженный нейтрально. Протоны и нейтроны находятся в ядре атома, а электроны вращаются по своим орбитам вокруг ядра. Количество электронов и протонов в одном атоме всегда одинаковое, и именно оно определяет отличия между отдельными элементами и проявлениями энергии, которые известны нам как различные проявления материи. Не так давно наука открыла новые элементарные частицы, такие как кварки, благодаря чему возникло предположение, что все формы материи могут состоять из небольшого числа этих частиц.
Водород является простейшим элементом, включающим в себя один протон и один электрон. У атома кислорода есть восемь протонов и восемь электронов. Два атома водорода и один атом кислорода образуют видимую форму материи, которую все мы знаем, – это вода. Если довести воду до температуры кипения, ее атомы отделяются друг от друга в процессе испарения, и жидкость превращается в пар. Несмотря на то, что физические свойства воды обладают отличными параметрами, атомы пара продолжают свое существование, хотя мы их и не видим. Со временем некоторые из них вновь объединятся в ходе конденсации и выпадут на землю в виде осадков. Данный пример демонстрирует суть первого закона термодинамики, утверждающего, что энергию невозможно создать или уничтожить. Другими словами, ничто не ново во вселенной. Все, что возникает у нас перед глазами, представляет собой различные сочетания одних и тех же атомов, которые отделяются друг от друга и перегруппировываются в ходе целого ряда физических, химических и биохимических процессов.
В данный момент вы, возможно, задаете себе вопрос: «Какое отношение имеет вся эта информация к вопросу изучения жизни после смерти?» В этой главе мы хотели бы предложить теорию относительно того, что происходит с нами, когда мы умираем. Для этого мы сначала должны создать основу для этой теории. В качестве этой основы и будет выступать первый закон термодинамики. Мы уже неоднократно убедились в справедливости этого закона, гласящего, что энергию невозможно создать или уничтожить. Как же это утверждение связано с феноменом смерти? Перед тем, как мы попытаемся ответить на этот вопрос, следует обратиться к науке, которая занимается изучением человеческого разума.
Согласно вышеизложенному, любая материя или масса состоит из атомов, которые представляют собой одну из форм электромагнитной энергии. Наш мозг постоянно производит этот вид энергии. Откуда это известно? Благодаря аппарату, который называется электроэнцефалограф, неврологи научились измерять электрическую активность мозговой деятельности.
Неврологам известно, что если с каждой стороны головы человека подсоединить электрод, то продуцируемая мозговой деятельностью энергия будет способна зажечь лампочку мощностью пять ватт. Это подтверждает гипотезу о том, что мозг генерирует электромагнитные волны высокой частоты на протяжении всей жизни человека. Эта электрическая активность мозга обеспечивает работу мысли и человеческого разума в целом. Когда человек умирает, электроэнцефалограф перестает регистрировать электрическую активность мозга.
В отличие от неврологии, изучающей мозг и нервную систему, психология занимается исследованиями в области мыслительных процессов. Неврология может объяснить принципы деятельности мозга и нервной системы, но она не в состоянии рассказать, почему мы думаем, и в чем заключается феномен разума. Эти вопросы находятся в ведении психологии.
Хотя современные психологические исследования раскрыли многие тайны человеческой психики, мы еще далеки от полного понимания того, что же на самом деле представляет собой наш разум. Многие неврологи и психологи предполагают, что разум не является частью мозга, основываясь на том, что еще никому не удалось обнаружить местонахождение разума или объяснить процесс возникновения мысли с помощью какой-либо функции мозга. Очевидно, что между мозгом и разумом существует взаимосвязь, но кажется, что они не зависят полностью друг от друга. Нам известно лишь то, что мысль имеет электромагнитную природу, поскольку умственная активность может быть измерена с помощью электроприборов.
Все мы хорошо знаем о таких явлениях, как телепатия и ясновидение. Большинство людей хотя бы несколько раз в жизни испытывало эти состояния. Почти каждому случалось подумать о ком-то, а затем «случайно» встретить этого человека на улице или получить от него сообщение. Кроме того, мы способны видеть вещие сны, в которых становимся свидетелями события, происходящего на самом деле некоторое время спустя.
Швейцарский психотерапевт Карл Густав Юнг выдвинул теорию, согласно которой бессознательная часть разума всего человечества образует огромное озеро, названное им коллективным бессознательным. Согласно учению Юнга, во сне или расслабленном состоянии, характеризующемся возникновением альфа-волн, происходит автоматическое подключение к коллективному бессознательному, когда люди могут войти в контакт с другими людьми. Именно в это время человек способен встретиться с кем-то, кого он знает, и передать послание или важную информацию на бессознательном уровне. Этот обмен является одним из возможных объяснений телепатии и ясновидения.
Во время сна наш разум остается активным в мире образов, сотканных из воспоминаний и переживаний. Этот мир также может содержать наследственные воспоминания наших предков, переданные с помощью генетической информации. Мир разума, который часто идентифицируется с астральным миром, состоит из образов и символов. Это мир наглядных изображений, где мы часто выступаем в роли зрителей. Однако здесь все совершенно не такое, каким кажется: все или почти все, что мы видим, имеет символическое значение. Многие из этих символов личностно окрашены и значимы исключительно для спящего. Остальные символы являются элементами, обладающими приблизительно одинаковым значением для любого представителя человечества.
Ничто из того, что мы видим, чувствуем или делаем во сне, не вызывает удивления, пока мы спим. Самые невероятные события и ситуации кажутся вполне нормальными. Необычные создания, фантасмагорические фигуры, странные цвета, катастрофы, волшебные или ужасающие переживания – все это превращается в часть нашей жизни во сне, которую мы воспринимаем с той же готовностью, как те события, которые происходят в реальном физическом мире. Иногда, хоть и не часто, мы понимаем, что спим. Это состояние называется осознанное сновидение. В большинстве случаев мы воспринимаем наши ночные переживания в астральном или воображаемом мире как часть реального и естественного жизненного опыта. Этот мир образов, где все возможно и приемлемо, мир чистого разума, был известен древним как истинный мир Духа.
В своем бессмертном классическом труде «Происхождение видов» Чарльз Дарвин предлагает гипотезу о том, что в природе может выжить только сильнейший. Те, кто не смог адаптироваться к создавшимся условиям, погибают. А те, кто обладает силой и способностью к адаптации либо представляет собой определенную ценность в иерархии естественного отбора, выживают. Мы знаем, что за четыре миллиарда лет эволюции в природе сохранились лишь те виды, которые доказали свою силу и умение приспосаб-ливаться к обстоятельствам. Динозавры жили в течение сорока миллионов лет, потому что идеально соответствовали природным условиям, которые сложились в то время на планете. Обыкновенный таракан является одним из древнейших видов, существующих на Земле. Он сохранился, потому что умеет приспосабливаться и может жить повсюду и питаться любой пищей. Возможно, это не самый приятный пример, однако он один из самых удачных для подтверждения данной гипотезы.
Итак, в ходе нашего исследования нам удалось установить следующие факты.
Первый закон термодинамики гласит, что материя, или электромагнитная энергия, не может быть создана или уничтожена.
Неврологи установили, что мозг генерирует измеряемые электромагнитные волны, которые можно использовать для определения вида деятельности, осуществляемой человеческим разумом.
Многие психологи и неврологи полагают, что разум представляет собой электромагнитное поле, образующееся в результате совокупной мыслительной деятельности человека и не зависящее полностью от состояния его мозга.
Юнг предложил гипотезу о том, что бессознательная часть разума человека может вступать в общение с бессознательной частью разума других людей во время сна или пребывания в состоянии расслабления, когда мозг излучает альфа-волны.
Мир разума, который многие считают астральным, является миром образов и символов, где все возможно и приемлемо.
Этот астральный мир представляет собой мир снов, по которому мы путешествуем, когда засыпаем.
По мнению Дарвина, природа сохраняет и поддерживает те виды, которые обладают силой и ценностью.
На основе этих простых и хорошо известных данных мы можем предложить следующую теорию.
Человеческий разум представляет собой разновидность электромагнитной энергии, а поскольку энергия не может быть уничтожена, это означает, что человеческий разум также бессмертен.
Если ученые правы в том, что разум не зависит от физического тела, то в этом случае после смерти тела разум продолжает свое существование.
Разум и индивидуальное сознание продолжают присутствовать в астральном мире, который известен как мир снов. Этот мир символов и образов является завершающим этапом, подытоживающим наш жизненный опыт, а также жизненный опыт предков.
Если природе удается сохранять миллионы видов живых существ на протяжении многих тысячелетий, логично предположить, что она также способна сохранять человеческий разум и его огромный творческий потенциал. В подтверждение гипотезы можно привести тот факт, что наиболее могущественным и ценным достижением жизни на нашей планете является именно человеческий разум.
В соответствии со всем вышеперечисленным, мы можем сделать вывод о том, что после смерти физическое тело распадается на ряд основных элементов, которые затем используются природой для создания новых форм жизни. Разум, который представляет собой чистую электромагнитную энергию, отделившись от тела и не имея более физической оболочки, продолжает существовать в астральном мире, где становится частью коллективной памяти и жизненного опыта всех предыдущих поколений. Это та часть нашего существа, которую мы называем человеческим духом, индивидуальностью, позволяющей нам отождествлять себя в этом мире. Покидая материальный мир после смерти, мы оказываемся в мире разума, который посещаем во время сна и где сознание продолжает жить после окончания жизни в физическом теле.
Другими словами, на основе научных данных мы можем заявить, что наша индивидуальность сохраняется после физической смерти и продолжает существовать в ином мире или на ином духовном, или астральном, плане. Но как долго это происходит? Можем ли мы вступать в контакт с другими существами астрального плана? Существуют ли ангелы и духовные учителя? На что похоже переживание смерти? Действительно ли есть злые духи? Что случается с преступниками и самоубийцами? Что происходит в астральном мире? Есть ли там другие миры или уровни бытия? Существует ли рай или ад? Эти и близкие им темы будут рассмотрены далее.
Многое из того, что здесь представлено, нельзя считать научной информацией. Вы можете назвать это предположением, фантазией, воображением или духовным озарением. Это ответ человеческого духа на вопросы, которые наука пока объяснить не в состоянии. Ничто из того, что мы можем себе представить, не может даже отдаленно описать грандиозные замыслы вселенной. На снимках, переданных на Землю с корабля «Вояджер», запечатлен один из спутников Урана – Миранда, чьи ландшафты выглядят намного более причудливо по сравнению с кадрами любой научно-фантастической киноленты. Золотые горы, иссеченные гигантскими потоками расплавленных металлов и возвышающиеся на тысячи футов над поверхностью планеты, поразили астрофизиков. За десять лет работы «Вояджера» было собрано достаточно удивительной информации, которая заставила пересмотреть прежние теории относительно Солнечной системы. Многие научные тексты сейчас должны быть переработаны с учетом новых данных. Также несколько лет назад астрофизики обнаружили темную материю, из которой, по их мнению, состоит девяносто процентов вселенной. Никто не знает, из чего она сделана, но ученые предполагают, что мы можем видеть только около десяти процентов космоса, а оставшиеся девяносто представляют собой невидимую темную материю. Некоторые полагают, что эти незримые частицы все время пронизывают наши тела, способствуя радикальным переменам в наших жизнях. Что они собой представляют? Откуда они появляются? Никто не знает.
Существует множество вещей, о которых мы не имеем ни малейшего понятия. Мы не знаем, кто сотворил вселенную. Мы не знаем, что было до возникновения жизни во вселенной. Нам неизвестны законы, которыми она управляется. Мы даже не можем быть уверены в том, что мир, каким мы его знаем, не является плодом воображения Создателя. В сравнении со всеми этими тайнами загадка жизни после смерти и существования отдельного человека кажется почти несущественной.
платоновских аргументов в пользу бессмертия души
платонических аргументов в пользу бессмертия души
ФИЛ 20208
Говорит Джефф
28 ноября 2006 г.
Платон — классический источник философских аргументов в пользу бессмертия души. К
называя их «философскими» аргументами, я отличаю их от аргументов
которые основаны на эмпирических исследованиях, таких как исследования околосмертных переживаний, и
из аргументов, которые опираются на предпосылки, взятые из конкретной религиозной традиции.
Позже мы обсудим эмпирические и религиозные аргументы. (Граница между ними
не всегда резко. Философские аргументы могут иногда использовать предпосылки, известные
опыта, и религиозные аргументы могут опираться на религиозные доктрины, которые можно
подкрепляется философскими аргументами, которые сами по себе не предполагают какой-либо религиозной
доктрины.)
Чтение Платона — это отрывок из его диалога «Федон», который является восхвалением его
учитель, Сократ, и рассказывает о последних часах жизни Сократа. Форма части
диалога, который мы читаем, — это разговор между Сократом и его друзьями перед
его смерти, в которой он пытается убедить их, что нечего бояться
смерть.
Об этих аргументах следует помнить, что местами они, кажется, предполагают
своего рода дуалистический взгляд на себя. Вы можете подумать, что такое представление о себе служит аргументом в пользу
бессмертие не нужно: если мы нематериальные души, разве не очевидно, что мы должны выжить
смерть? Важно понимать, что хотя вера в бессмертие часто связана с верой в
душу, что нет прямого пути от последнего к первому. То есть нет очевидного
противоречие в том, что мы представляем собой нематериальные души, которые перестают существовать, когда наши тела
делать.
1 Аргумент от порождения противоположностей
Первый аргумент Сократа в пользу бессмертия начинается на с. 117:
«Посмотрим, действительно ли вообще все, что допускает порождение,
рождаются именно так и никак иначе — противоположности из противоположностей, где бы ни
является противоположностью … Давайте рассмотрим, является ли необходимым законом, что все
то, что имеет противоположность, порождено этой противоположностью и никаким другим источником. За
например, когда вещь становится больше, я полагаю, что она должна была быть меньше
сначала, прежде чем он стал больше?»
Далее Сократ замечает, что смерть противоположна жизни. Итак, если его принцип верен, кажется, что
хоть
«Живые произошли от мертвых не меньше, чем мертвые от живых.
Но я думаю, мы решили, что если это так, то это достаточное доказательство того, что
души умерших должны существовать в каком-то месте, из которого они возрождаются».
Одна интерпретация того, что здесь происходит: если смерть и жизнь противоположны, и если это следует из
это то, что что-то могло ожить только после того, как оно сначала умерло, а затем
кажется, что мы должны в том или ином смысле существовать после смерти. Но это то, что Сократ пытается
показывать.
Критика этого аргумента, основанная на различии между возникновением и приобретением
имущество. Может быть, возрождение — это первое, а не второе; но аргумент кажется
зависят от того, является ли он экземпляром последнего.
2 Аргумент из воспоминаний
Второй аргумент Сократа (стр. 120-128) основан на его теории воспоминаний. Эта теория была
объяснение того, как мы можем познать то, что мы можем. Один из способов увидеть
мотивация этой теории связана с «парадоксом исследования»:
На любой вопрос вы либо знаете ответ, либо нет. Если вы знаете
ответ, то запрос не нужен. Если вы не знаете ответа, вам придется
нет способа распознать правильный ответ, когда он появится, потому что, если вы
не знаю какой правильный ответ, как отличить его от ложного
ответы? Поэтому, если вы не знаете ответа, исследование невозможно.
Этот парадокс можно было бы принять в поддержку точки зрения, согласно которой, как выразился Кебес (стр. 120),
«то, что мы называем обучением, на самом деле просто воспоминание. Если это правда, то наверняка
то, что мы вспоминаем теперь, мы должны были узнать когда-то раньше; который
невозможно, если наши души не существовали где-то до того, как они вошли в это человеческое
форма. Таким образом, кажется вероятным, что душа бессмертна».
Ответ на парадокс исследования для случая эмпирического знания, т.е. выяснить, что
на ужин в Южной столовой. Почему это не переносится сразу на случай «а
априорное знание, не полученное вычислением.
Второй аргумент в пользу памяти: пример Менона.
Третий аргумент: наше знание таких качеств, как «абсолютное равенство» (стр. 124), которых мы не
наблюдать с помощью наших органов чувств, чтобы существовать где-нибудь в окружающем нас мире.
3 Аргумент простоты
Этот аргумент приводит Кебеса к ответу:
«Кажется, мы получили доказательство половины того, что хотели — что
душа существовала до рождения — но теперь нужно еще доказать, что она будет существовать
после нашей смерти не меньше, чем до нашего рождения, если наше доказательство должно быть полным».
Это приводит Сократа к другому аргументу в пользу бессмертия души:
«Мы должны, я думаю, спросить себя: что это за вещь, которая
естественно постигла участь разойтись? Для чего мы должны
бояться этой участи, а чего нам не следует? Когда мы ответили на это, мы
затем следует рассмотреть, к какому классу принадлежит душа; и тогда мы узнаем
чувствовать ли уверенность или страх за судьбу наших душ.
…
Разве вы не ожидаете, что составной объект или природное соединение будут нести ответственность?
разбить там, где он был собран? и не должно ничего, что действительно
несоставным быть единственной вещью из всех других, которая не подвергается такому воздействию?»
Мысль Сократа здесь, по-видимому, такова: если вещь составная, то ее можно разрушить путем
быть разделенным на части; если мы наблюдаем, как что-то разрушается, обычно так и происходит.
Но если что-то несоставно и не имеет частей, то оно не может быть уничтожено, будучи
раскладывается на его части. Но кажется, что нет другого способа, которым вещь могла бы быть
уничтожен. Итак, если душа несоставна, то она неразрушима и поэтому не может быть уничтожена
смерть.
Тогда вопрос: душа составная или несоставная?
Сократ спрашивает: «Разве не чрезвычайно вероятно, что то, что всегда постоянно и неизменно,
несоставное, а непостоянное и переменное составное?»
Затем Сократ противопоставляет вещи постоянные и неизменные, такие как абсолютное равенство и
абсолютная красота — с вещами, которых нет, например, с конкретными материальными вещами вокруг нас. Он
заключает, что вообще невидимые вещи постоянны и неизменны, тогда как вещи
видимые непостоянны и переменны. Но похоже, что тело видно, тогда как
душа невидима; так что похоже, что душа больше похожа на те вещи, которые были обнаружены
постоянна и неизменна. Но если душа постоянна и неизменна, а тело непостоянно
и переменная, душа должна иметь меньше шансов быть уничтоженной смертью, чем тело. Но
тело не уничтожается смертью; тем более должна быть уничтожена душа
смерть.
На этот аргумент Симмий приводит следующее возражение (стр. 139):
«То же самое можно сказать и о настройке струн музыкального
инструмент: что настройка есть нечто невидимое и бестелесное и
великолепный и божественный, и находится в настроенном инструменте, в то время как инструмент
сам и его струны материальны, составны, земны и тесно связаны
к тому, что смертно. Теперь предположим, что инструмент сломан или его струны
срезать или сломать. Согласно вашей теории, настройка все еще должна существовать.
не может быть уничтожен; потому что было бы немыслимо, чтобы, когда
струны сломаны инструмент и сами струны, которые имеют
смертная природа, должна по-прежнему существовать, и настройка, разделяющая природу
и характеристики божественного и бессмертного, больше не должны существовать … Вы
сказал бы, что настройка должна же где-то еще существовать… Ну, если душа
действительно является приспособлением, очевидно, как только напряжение нашего тела снижается
или увеличиться сверх должного предела, душа должна быть уничтожена, как и
любая другая регулировка …
Сократ отвечает на возражение Симмия двумя способами:
- Симмиас уже представил теорию воспоминаний, что означает, что он
при условии, что душа предшествует телу. Но настройки не могут предсуществовать
инструменты, настройками которых они являются. Так что это уже показывает, что отношение
соприкосновение души с телом не может быть своего рода сонастройкой. - Второй ответ заключается в том, что на настройку музыкального инструмента нельзя воздействовать.
иначе, чем сам инструмент, и не может управлять музыкальным инструментом, но
скорее контролируется им. Но, как говорит Сократ, «конечно, теперь мы можем видеть, что
душа работает как раз наоборот. Он направляет все элементы, о которых, как говорят,
состоять, противодействуя им почти во всем на протяжении всей жизни и упражняя всякое
форма контроля…» (151).
Кебес предлагает другое возражение: даже если душа менее подвержена разрушению, чем тело, она
не следует, что во всех случаях душа существует дольше, чем тело. Тело человека меньше
может быть уничтожено, чем пальто; но, хотя я переживаю большую часть своих пальто, это явно
возможно, что хотя бы одно из моих пальто переживет меня. Так почему бы не сказать, что по аналогии
возможно, что по крайней мере в некоторых случаях душа уничтожается при смерти, хотя тело
останки? (стр. 141-2)
Сократ набрасывает ответ Кебесу, основываясь на принципе, что ничто не может одновременно обладать свойством
и обладают противоположным свойством; например, никакой набор вещей не может быть одновременно четным и нечетным.
Заметьте теперь, что есть вещи, обладающие определенным свойством по существу, например,
число три имеет существенное свойство быть нечетным. Отсюда следует невозможность
то, что равно трем, обладает свойством, противоположным нечетности, а именно четностью.
Сократ полагал, что жизненно важное свойство души — быть живой. Итак, душа не может иметь
противоположное свойство, которое мертво. Итак, душа не может умереть. Итак, душа есть
разрушаемый.
Проблема с этим аргументом, основанным на различии между прекращением существования и приобретением
свойство быть мертвым.
Еще один способ ответить Кебесу — подчеркнуть более раннюю мысль Сократа о том, что душа не просто
больше похожи на вещи, которые кажутся неизменными, но также несоставными и, следовательно, неразрушимыми. Почему
должны ли мы думать, что душа несоставна? Верно ли, что несоставные вещи не могут быть
уничтожен?
Семь доказательств естественного бессмертия человеческой души
Интересно отметить, что во втором приложении Есть Бог есть увлекательный диалог между доктором Флю и исследователем Нового Завета Н. Т. Райта о том, открылся ли Бог человеку, где Флю сказал следующее о христианстве:
Я думаю, что христианская религия — это единственная религия, которая более всего заслуживает уважения и почитания, независимо от того, претендует ли она на то, чтобы быть божественное откровение истинно. Нет ничего лучше сочетания такой харизматической фигуры, как Иисус, и первоклассного интеллектуала, такого как святой Павел. … Если вы хотите, чтобы Всемогущество создало религию, это то, что нужно победить (стр. 185–186).
Д-р Флю так и не пришел к принятию Христа или христианства, или любого из отчетливо христианских учений, таких как богодухновенность Писания, Троица, божественность Христа, воплощение Христа и т. д. Этого почти следовало ожидать, поскольку они зависят от сверхъестественной помощи и принятия божественного откровения. Будучи деистом, Флю не принял бы ни одно из этих учений.
Но что интересно, Флю так и не пришел к принятию бессмертия человеческой души. И это истина, которую можно познать естественным светом разума независимо от откровения. Это заставляет меня задаться вопросом, а не было ли это стержнем, который, если бы его поняли и приняли, заложил бы фундамент для доктора Флю, на котором, возможно, могло бы покоиться полнота откровения Бога. Возможно, тогда доктор Флю смог бы принять дальнейший свет откровения?
Возможно.
Поскольку д-р Флю, к сожалению, умер в 2010 году, всего через шесть лет после своего провозглашения веры, я также задаюсь вопросом, не истекло ли просто время, прежде чем он пришел к полноте истины. Этого мы не узнаем по эту сторону вечности. Но я действительно думаю, что мы можем радоваться разумной надежде на то, что он двигался в правильном направлении, когда скончался. Доктор Флю был поистине обаятельным человеком. И, по словам моего друга Роя Авраама Варгезе, он тоже был хорошим человеком.
Так говорит нам наш разум
Доктор Флю определенно не был одинок в своей борьбе с концепцией естественного бессмертия человеческой души. (Я говорю «естественным», потому что люди уникально обладают бессмертной душой по природе . Это означает, что человеку не нужна благодать, чтобы его душа жила вечно. Это было бы естественно, даже если бы он оказался в изоляции. и пустота ада вовеки.) Это трудный вопрос для многих скептиков. Таким образом, для христиан крайне важно знать, как объяснить это скептикам. И знать, что для этого нам не нужна Библия.
Библия, безусловно, более чем помогает тем, кто верит в ее вдохновенность и в Церковь, которая имеет право окончательно толковать ее. Благодаря этим великим дарам все могут легко и безошибочно познать основные истины Веры, включая естественное бессмертие человеческой души. Но это вряд ли поможет, когда вы говорите с кем-то, кто не принимает Библию как Слово Божье.
Правда в том, что мы можем продемонстрировать эту истину только с помощью разума, то есть с помощью философии. Но сначала нам нужно установить тот факт, что у людей вообще есть душа, и определить наши термины.
Есть ли у Фидо душа?
Душа по определению является объединяющим и животворящим принципом, объясняющим жизнь и то, что философы называют «имманентным действием» всех живых существ. Слово «имманентный» происходит от двух латинских слов, означающих «оставаться» и «внутри». «Имманентное действие» означает, что многочисленные части, составляющие живое существо, способны действовать «изнутри» единым образом и в соответствии с его данной природой на благо всего существа. Душа — это то, что объясняет это объединенное действие, необходимое для существования жизни.
Это вызывает удивление у многих христиан, с которыми я разговариваю, но св. Фома Аквинский говорит нам, и из нашего вышеприведенного определения души следует, что не только люди, но и неразумные животные и растения есть и души. Только человек обладает тем, что св. Фома называет «разумной» или «духовной» душой. Растения и животные обладают «материальными душами», существование которых, в отличие от человеческих душ, зависит от материи. Но тем не менее они обладают душой.
Если быть точным, существует три категории душ:
1. Вегетативная – Эта категория души наделяет своего носителя способностью получать питание и увлажнение, расти и воспроизводить других себе подобных. Камень не может этого сделать!
2. Чувствительное – Животное с чувствительной душой может также приобретать сенсорные знания и передвигаться, чтобы отталкивать опасности и собирать товары, необходимые для выживания и процветания.
Эти первые две категории душ материальны по своей природе. Под этим я подразумеваю, что их существование полностью зависит от материального тела. Как говорит св. Фома, «они выводятся из силы материи». Когда хозяин умирает, вегетативная или чувствительная душа перестает существовать.
3. Рациональное — Способное ко всему вышеперечисленному, животное, обладающее разумной душой, способно также приобретать интеллектуальное или «духовное» знание и свободно действовать для избранных целей.
Теперь возникает вопрос: как все это демонстрирует, что душа человека бессмертна?
Что такое смерть?
Чтобы добраться туда, куда нам нужно, сначала нужно дать определение смерти. CCC 997 определяет это как «…отделение души от тела» — отличное определение. Но, возможно, более точное философское определение звучит так: «Разложение составного существа на составные части». Вот почему я бы сказал, что, когда Фидо умрет, вы, возможно, захотите вывести его из дома и похоронить. Ему не потребуется много времени, чтобы начать процесс «разложения на составные части». И этот процесс становится немного грязным!
Однако дух по определению не имеет частей. Нет ничего, что можно было бы «разложить на составные части». Таким образом, то, что чисто духовно, не может умереть.
Итак, для моих первых четырех доказательств бессмертия души я собираюсь продемонстрировать это, показав, что душа является «духовной» по своей природе. Если я смогу это сделать, я выполню поставленную задачу.
В качестве пятого, шестого и седьмого доказательств я обращусь к тому, что мы находим в человеческом опыте на протяжении тысячелетий, что указывает нам в направлении человека, обладающего бессмертной душой.
Душа, Личность и Тело
Две основные силы души — это ее способность знать и желать. Почему мы говорим, что эти силы лежат в душе? Проще говоря, это потому, что «знать» или «любить» приходит весь человек, а не только «часть» его. Казалось бы, это указывает на то, что тот же «объединяющий и животворящий принцип», который объясняет жизнь человека, также объясняет его способность знать и желать.
Но человек больше, чем просто душа. Он также напрямую переживает «Я», которое объединяет все, чем он является, и все, что он сделал на протяжении десятилетий своей жизни. Это «я» представляет индивидуальную «личность», из которой состоит каждое человеческое существо.
Есть ли различие между душой и человеком ? Да. Но это может быть немного сложно продемонстрировать.
Возможно, было бы лучше продемонстрировать различия, изложив некоторые различия между телом, душой и человеком .
Нет сомнений в том, что тело способствует способности души познавать. Поврежденный мозг является явным показателем здесь. Душа нуждается в правильно функционирующем мозге, чтобы быть в состоянии узнать что-либо, говоря обычным языком.
Тем не менее, также интересно отметить , что, согласно философу и теологу Дж. П. Морленду, человек – это гораздо больше, чем просто тело. Морленд предоставляет:
«… нейрохирург Уайлдер Пенфилд электрически стимулировал мозг пациентов с эпилепсией и обнаружил, что он может заставить их двигать руками или ногами, поворачивать голову или глаза, говорить или глотать…»
Но тем не менее, Морленд говорит , «пациент отвечал, говоря:« Я этого не делал. Вы это сделали». Далее, Пенфилд обнаружил, что независимо от того, сколько зондов и электрических импульсов в мозге нет места, которое могло бы «заставить пациента поверить или принять решение» (Ли Стробел, 9 лет). 0088 Дело о Создателе , с. 258.).
Таким образом, «я», или человек, вроде бы пользуется своим телом, а здесь, конечно, своим мозгом, но «он» им не определяется.
Мы также можем с уверенностью сказать, что «я» не является синонимом интеллекта и воли или души, либо потому, что «я» могу бороться, чтобы помнить, знать или проявлять свою волю. Кажется, что у человека есть нечто большее, чем просто тело или даже просто душа. Человек кажется составным телом и душой. И его тело, и душа содействуют великому и таинственному «Я».
Доказательства естественного бессмертия человеческой души
1. Интеллект обладает силой абстракции
Св. Фома Аквинский объяснял: «Действие чего-либо следует способу его бытия» (Summa Theologica, Pt 1, п. 75, ст. 3). Проще говоря: действий следует за . Можно кое-что сказать о природе вещи, исследуя ее действия. Отсюда духовная природа человеческой души; и, следовательно, его бессмертие может быть доказано через проявление его духовной силы в человеческих действиях. Одним из таких «духовных действий» является сила 9.0088 абстракция .
Если еще раз использовать томистический язык, когда человек узнает что-то или кого-то, скажем, он видит человека, «Тима», его чувства обращаются к человеку; «Тим» через непосредственные «случайные» качества, которые он видит. Под «случайностями» мы подразумеваем несущественные или изменчивые аспекты «Тима», такие как его размер, цвет или цвета, вес и т. д. Из этого нагромождения случайностей его интеллект абстрагирует «форму» «человека- «несовость» от этого человека (это напоминает мне профессора философии в колледже, который, казалось, не мог произнести существительное, не добавив к нему «несовость»).
Эта «форма», которую абстрагирует интеллект, представляет собой нематериальное подобие объекта, о котором думают или видят. Обычно оно происходит от определенного объекта, такого как человек «Тим», как я упоминал выше, но оно выходит за пределы конкретного человека. Форма проникает в суть «Тима». Это то, что является универсальным в отношении «Тима», человека . Он смешной (он смеется), он рассуждает, он боготворит и многое другое. Это то, что неизменно и относится не только к «Тиму», но и к всем мужчинам . И что очень важно для нашей цели, мы должны помнить, что эта сущностная «форма», абстрагируемая интеллектом, является духовной реальностью. Это превосходит индивидуальность.
Итак, есть материальное подобие или образ, конкретный и единичный, отпечатавшийся в памяти человека, но это не то, о чем мы говорим здесь. У собак, кошек, птиц и летучих мышей есть память. Неразумные животные не способны абстрагироваться от формы «человека». Только люди могут понять «человеческое» или «собачье».
Это не значит, что душа собаки ненастоящая. Это, как говорит св. Фома Аквинский, «реальный принцип», и он «выводится из силы материи». Это аналогично элементам, образующим соединение, или атомному взрыву, вызванному активностью материи, использованной при создании бомбы. Определенные виды материи существуют в потенции по отношению к другим видам материи, которые при соединении создают элементы, атомные взрывы или Фидо! Но только человек (среди животных на Земле) обладает этой способностью к абстракции, которая обязательно включает в себя духовный принцип.
Почему это так важно понять? Что ж, давайте введем сюда еще одну «форму»… «деревовидность». «Дерево» определяется как «древесное многолетнее растение, имеющее один основной стебель или ствол, вырастающий из почвы и имеющий ветви и листву». Это будет представлять «форму», общую для всех деревьев, кроме какого-то конкретного. Я мог бы сжечь отдельное дерево, из которого я абстрагирую форму «древесности», и превратить его в пепел, так что это конкретное «дерево» больше не существовало бы, но я никогда не могу сжечь «древесность», потому что она является «духовным» или «универсальным».
Помните наш философский принцип? «Действие следует за бытием?» Если у души есть эта духовная сила «абстрагировать» форму «дерева» или «человека», она должна быть духовной. А если душа духовна, она должна быть бессмертна. Его нельзя «свести к составным частям».
2. Душа формирует идеи нематериальных реальностей
Человеческая душа не только абстрагирует формы встречающихся материальных сущностей, но также обладает способностью познавать идеи или «формы» нематериальных реальностей, такие как логическая последовательность , моральная добродетель, права собственности, философские категории, такие как «субстанция», причина и следствие и многое другое.
Где эти реальности? Какого они цвета? Насколько они большие? Сколько они весят?
У них нет ни цвета, ни размера, ни веса, потому что они духовны — и по определению — нематериальны. Один только чувственный образ (как говорят эмпирики Джон Локк и Дэвид Юм, является единственным источником знания) не может объяснить это. Мы не говорим здесь о материальном мире.
Чтобы составить представление о чем-то духовном, опять же требуется духовное начало , т. е. душа. Если оно духовно, оно не может умереть.
3. Воля стремится к нематериальным благам
Тесно связано с моими первыми двумя доказательствами, точно так же, как интеллект обладает способностью абстрагировать «духовные» формы вещей и существ, с которыми он сталкивается, и формировать идеи нематериальных реалиях, воля также имеет силу стремиться к нематериальным вещам, таким как благоразумие, справедливость, умеренность, сила духа и т. д. Нельзя произвести то, чем не владеешь. Должно быть духовное; и, следовательно, бессмертный принцип (душа), чтобы желать этих духовных реальностей.
4. Интеллект может отражать свой собственный акт познания
Он не мог бы этого делать, если бы был материален. Материальная способность, такая как сила зрения, реагирует только в ответ на внешние раздражители. О нем можно было сказать, что оно «воспринимает» только постольку, поскольку на одну «часть» воздействовала другая «часть» чего-то еще. Когда наш интеллект размышляет о своем собственном акте познания, а мы могли бы добавить и свой собственный акт бытия, он является и субъектом, и объектом познания. Душа может сделать это, только если она не имеет частей. Собака не может размышлять о своем собственном акте познания или бытия. Просто царапается! Это чувственное знание.
5. Человек имеет естественное желание жить вечно
Аристотель дал нам чрезвычайно важный философский принцип, когда сказал: «Потенция без возможности актуальности разрушает природу».
Наличие желудей требует существования дубов. Дело не в том, что каждый отдельный желудь актуализируется и станет дубом. Это явно не так. Но если бы не могли быть актуализированы желуди, не было бы и дубов.
Здесь можно умножить примеры. Пищеварительная система у животных обязательно означает, что мы можем знать, что где-то там есть еда. Женщина-собака требует существования мужчины-собаки. Если нет, то «собака» будет устранена в довольно короткие сроки.
Таким образом, неразумное животное стремится к самосохранению, пище и сексу. Каждый из них обусловлен временем. Человек обладает интеллектуальным знанием, которое абсолютно. «Формы» не обусловлены временем, как материальное знание. Помните? Умрет отдельное «дерево», но не «форма» или «идея» дерева, которыми среди земных существ обладает только человек. Из этого знания о вечном возникает спонтанное желание жить вечно. И эта потенция не может существовать напрасно. Это противоречило бы всему, что мы видим в природе.
6. Свидетельство человечества на протяжении столетий и тысячелетий
От Древнего Египта Книги Мертвых до Библии Западной Цивилизации каждая цивилизация, каждая культура за всю историю человечества подтверждала существование загробной жизни.
Некоторые укажут на очень немногие исключения — одно из них — буддизм Хинаяны (или Тераведы), — которые отрицают существование «духа» или души, чтобы не принимать во внимание это наше шестое доказательство. Но безрезультатно.
На самом деле, исключение имеет тенденцию доказывать правило. И я бы сказал, что это, безусловно, относится к буддизму Хинаяны. Не только эта древняя форма буддизма является аномалией в мире религии, но и появление буддизма Махаяны (восстановившего веру в «Бога» и «душу») в самом начале истории буддизма и тот факт, что он является сегодня, безусловно, крупнейшей из трех основных традиций буддизма, имеет тенденцию демонстрировать, что человеку так предписано верить в загробную жизнь, что ошибочное мышление то здесь, то там на протяжении тысячелетий никогда не может долго подавлять свою истину .
7. Существование Нравственного Закона
Мое последнее доказательство естественного бессмертия человеческой души основано на существовании Нравственного Закона, который мы можем узнать помимо божественного откровения. Это истинный закон, известный всем, и закон, который человек не давал себе сам. И тем не менее, зачастую это остается безнаказанным и санкции закона не выполняются.