Долина смертной тени что это: два снимка Крымской войны • Arzamas
Содержание
два снимка Крымской войны • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
- История
- Искусство
- Литература
- Антропология
Мне повезёт!
Подготовила Рашель Землинская
1 / 2
Роджер Фентон. «Долина смертной тени». 1855 годLibrary of Congress
2 / 2
Роджер Фентон. «Долина смертной тени». 1855 годWikimedia Commons
В 1854 году Англия вступила в Крымскую войну. Население было недовольно войной: она затянулась, англичане несли потери, газеты нападали на военное руководство. Чтобы повысить престиж военных, склонить на их сторону общественное мнение и подогреть патриотизм, к армии прикомандировали фотографа Роджера Фентона.
Сам Фентон назвал свои снимки «Долиной смертной тени»: это две фотографии, сделанные с одной позиции, неподалеку от Севастополя. На одном снимке ядра лежат в канаве у дороги, на другом ими усыпана сама дорога. На разницу между фотографиями обратили внимание чуть больше 30 лет назад, и с тех пор исследователи спорят, какой кадр был сделан первым. С легкой руки Сьюзен Зонтаг считается, что Фентон разложил ядра из канавы на дороге, чтобы подчеркнуть опасность, поэтому многие обвиняют фотографа в том, что для выразительности он сделал постановочные кадры. Однако викторианские представления об этике не позволяли Фентону снимать убитых или изувеченных. Принципы первого в мире военного репортажа были куда свободнее сегодняшних. Это потом знаменитый фоторепортер Роберт Капа скажет, что, если фотография нехороша, «значит, вы были недостаточно близко». Современники Фентона не требовали, чтобы фотография была достоверна: их вполне устраивала похожесть Чуть позже, во время восстания индийских сипаев в 1857 году и Гражданской войны в США, фотографы не будут считать зазорным даже художественно разложить трупы для удачного кадра.. Несмотря на все эти споры, «Долина смертной тени» — одна (то есть две) из самых известных военных фотографий.
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Граффити дня
Посвященные гладиаторским боям
Заимствование дня
Художник
Ария дня
Ария любовная
Архив
История, Искусство
Вытянутые фигуры, бабблы с текстом, розы, звери и другие отличия
Радио Arzamas«Народная воля»:
первые русские террористы
Новый курс историка Льва Лурье о тайной организации XIX века, которая связала людей одного поколения любовью к крестьянству и научила их кидать бомбы в царя
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS
История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2022. Все права защищены
Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь
Долина смертной тени | Правмир
Проповедь прот. Георгия Флоровского “Долина смертной тени” (The Valley of the Shadow of Death) впервые опубликована под заглавием “O Ye Dry Bones” (“Сухие кости”) в журнале St. Vladimir’s Theological Seminary Quarterly, vol. 1, no 3—4, 1953.
Перейти на главную страницу журнала «Альфа и Омега»
Кости сухие! слушайте слово Господне!
(Иез 37:4)
Чудесное видение было открыто Пророку. Рукою Божией пророк Иезекииль был взят в долину смерти, долину отчаяния и полного запустения. Там не было ничего живого, ничего кроме костей, иссохших от времени. Вот и все, что осталось от тех, кто жил здесь когда-то. Жизнь ушла. И пророку был предложен вопрос: “Оживут ли кости сии?”(Иез 37:3).
“Может ли жизнь вернуться снова?” Ответ человеческий был бы вполне очевиден — нет. Жизнь никогда не возвращается назад. Умершее однажды — умерло навсегда. Прах и пепел не могут стать источником жизни. “Мы умрем и будем как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать” (2 Цар 14:14). Смерть — неизбежный конец, полное крушение всех человеческих чаяний и устремлений. Смерть — это следствие перво-родного греха, она — результат падения прародителей. Смерть не создана Богом. Людской смерти не было места в Божественном замысле устройства мира. Умереть для человека былo чем-то необычным и неестественным. Смерть была противоестественным удалением от Бога, Творца и Господа человеков, — даже физическая смерть, то есть отделение души от тела. Человек смертен, и это — пятно позора, “возмездие за грех” (Рим 6:23).
Большинством современных христиан такое библейское понимание смерти утрачено. Смерть воспринимается скорее как освобождение бессмертной души от непосильного бремени тела. И хотя такое отношение к смерти широко распространено, оно совершенно чуждо духу Св. Писания. И в самом деле, это — греческая, языческая точка зрения.
Смерть — не освобождение, но катастрофа. “Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, бесславну, не имущую вида. О, чудесе! Что сие еже о нас бысть таинство? Како предахомся тлению? Како сопрягохомся смерти?” (Иоанн Дамаскин. На последование погребения).
Мертвец уже более не человек в полном смысле этого слова, ибо человек — не бестелесный дух. Тело и душа составляют единое целое, они “принадлежат” друг другу. Их разделение означает распад человеческого существа. “Развоплощенная” душа — всего лишь “тень”. Бездушное тело — всего лишь мертвая плоть. “Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?” (Пс 6:6). И далее: “Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя — в месте тления? разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения — правду Твою?” (Пс 87:11—13). И псалмопевец пребывал в полной уверенности, когда говорил, что мертвые “от руки Твоей отринуты” (Пс 87:6). Смерть есть безнадежность. Таким образом, единственно возможный ответ с точки зрения человека: “Нет, сухим костям не жить”.
Но Божественный ответ был совершенно не таков; и это был не просто ответ на словах, но могущественное действие Бога. Ведь многое творится Словом Божиим: “Ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось” (Пс 32:9). И вновь Господь отвечает действием. Он посылает Своего Духа Святого и обновляет лицо земли (см. Пс 103:30). Дух Божий — Податель жизни. Пророк засвидетельствовал удивительное преобра-жение. Силой Божией сухие кости снова были соединены воедино, обретая форму, вновь были покрыты живой плотью, и дыхание жизни возвратилось в тела. И вот они восстали в полной силе, образовав собою “весьма, весьма великое полчище” (Иез 37:10). Жизнь вернулась, смерть была побеждена.
Объяснение же этого видения заключено в нем самом. Сухие кости — это “Дом Израиля”, избранный народ Божий. По собственным грехам, по своей измене Богу, по своему отступничеству Израиль был мертв. Он упал в ров, который выкопал сам для себя, был поражен и отвержен. Он утратил свою славу, свободу и силу. Израиль, возлюбленный Богом и усыновленный, — народ своенравный, мятежный и жестоковыйный, но все же избранный. И Господь выводит его из долины смертной тени на зеленеющие луга, вырывает его из объятий смерти, возводит из бездны морской, поднимает из пропасти и очищает от зловонной грязи.
Пророчество исполнилось. Долгожданное освобождение пришло. Обещанный Освободитель, Искупитель, Мессия пришел в уготованное время и имя Его было Иисус, “ибо Он спасет людей Своих от грехов их” (Мф 1:21). Это Он — свет к просвещению язычников и слава народа Твоего Израиля (см. Лк 2:32).
И вдруг происходит нечто непостижимое, нечто поразительное. Он не был узнан и “принят” Своим же народом, был отвергнут, над Ним надругались, Его осудили и предали позорной смерти словно лжепророка, прельщающего людей, словно обманщика. Все это случилось потому, что Божественный замысел о пришествии Спасителя был прямо противо-положен плотским представлениям о нем. Вместо земного царя-завоевателя, которого так ждали иудеи, пришел Иисус из Назарета, “кроток и смирен сердцем” (Мф 11:29). Царь Неба, Сам Бог богов, сшедший на землю, Царь славы — в образе раба. И Он пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить Самому и успокоить всех “труждающихся и обремененных”.
Вместо хартии политической свободы и независимости Он принес спасение Своему народу и всем другим людям. Он даровал Завет Вечной Жизни. Вместо политического освобож-дения Он принес освобождение от греха и смерти, даровал прощение грехов и Жизнь Вечную. Он пришел к своим и свои не “приняли” Его. Он был предан бесславной смерти “и к злодеям причтен” (Ис 53:12). В таинстве Креста Сама Жизнь, Божественная Жизнь была осуждена людьми на смерть.
И снова действует Господь. “Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его” (Деян 2:23—24, слова ап. Петра). Вновь жизнь вырвалась из мрака могильного. Христос воскрес. Он вышел из Гроба, словно Жених из своего чертога. И вместе с Ним воскресло все человечество, каждый человек без исключения. Он восстал Первенцем из мертвых и за Ним следуют все, каждый в своем порядке (см. 1 Кор 15:20,23). “Дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим” (Рим 5:21). Пророчество Иезекииля читается Православной Церковью на торжественной утрене в Великую Субботу, когда все верующие призываются ко Гробу Господню, из которого теперь на все творение щедро изливается Жизнь.
В прекрасных молитвах и песнопениях, посвященных этому дню (среди которых “Похвалы” — одно из драгоценнейших творений церковной поэзии) так описывается и прославляется это великое Таинство: жизнь была заключена во Гробе и Жизнь воссияла из Гроба. “Се бо в мертвецех вменяется в вышних Живый и во Гроб мал странно приемлется” (Канон на утрени Вел. Субботы, песнь 8, ирмос). Верные призываются к поклонению Таинству Жизне-содержащей и Жизне-несущей Гробницы.
Но древнее пророчество все еще остается пророчеством или, точнее говоря, как пророчеством, так и свидетельством. Да, жизнь воссияла из гроба, но полнота жизни еще впереди. Весь мир, все люди, даже искупленные Христом, сама Церковь все еще в долине смертной тени.
Новый Израиль, новый избранный народ Божий снова подобен иссохшим костям. Как мало истинной жизни в любом из нас! Исторический путь человечества все еще трагичен и небезопасен, и все мы снова очутились в долине смерти. Каждый, кому хоть раз приходилось видеть руины некогда процветавшего города, со всей остротой ощущает страшную силу смерти и разрушения. Человек все еще сеет вокруг себя смерть и опустошение. И кажется, можно ожидать даже худшего, ведь корень смерти — грех. И нет ничего удивительного, что ныне в различных областях жизни все острее осознается подлинная тяжесть греха. Давнее изречение бл. Августина вновь и вновь находит отклик в человеческих душах: Nondum considerasti quanti ponderis sit peccatum. (“Ты никогда не постигнешь всей тяжести греха”).
Да, власть смерти попрана, Христос действительно воскрес. Царь жизни, Который умер, царствует вечно. Дух Божий, Утешитель, Податель жизни был послан на землю, чтобы запечатлеть победу Христа, и этот Дух пребывает в Церкви со дня Пятидесятницы. Дар жизни дается людям постоянно, преизобильно, без оскудения. Он даруется нам, но не всегда “принимается” с готовностью, ибо, чтобы приобщиться жизни, нужно преодолеть все плотские желания, “отложить всякое житейское попечение”, гордость и все предрассудки, ненависть, себялюбие и самодовольство; и даже более того — необходимо совсем отвергнуться себя. Иначе можно “убить” в себе благодать Духа Божия. Бог все время стучится в двери человеческого сердца, а не отворяет Ему сам человек. Бог никогда не “вламывается” внутрь; Он, по словам св. Иринея Лионского, уважает “древний закон человеческой свободы”, установленный Им Самим. Нет сомнения в том, что без Него, без Христа, человек не может ничего. Но все же существует одна вещь, которую может сделать только сам человек: ответить на Божественный призыв и “принять” Христа. Но это удается далеко не каждому.
Мы живем в очень неспокойное и беспощадное время. Чувство исторической безопасности давно утеряно. Кажется, вся наша традиционная цивилизация вот-вот рухнет и полностью рассыплется. Утраченными оказались и все ориентиры. И из этого глухого тупика не будет найдено выхода до тех пор, пока не произойдет нечто радикальное. До тех пор, пока… На языке христианства это пока означает: до тех пор, пока мы не покаемся; до тех пор, пока мы не взмолимся о даре покаяния. Жизнь щедро даруется всем, а мы мертвы. “Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением. Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог, но обратитесь, и живите!” (Иез 18:30—32).
Есть два пути. “Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло <…> Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты…” (Втор 30:15,19).
Давайте изберем жизнь… И сперва всю нашу жизнь посвятим Богу, “примем”, признаем Его нашим единственным Господином и Владыкой не только в духе формального покорства, но и в духе любви, поскольку Он не только Господин, но и Отец наш. Любить Его — значит служить Ему, значит принимать Его волю как нашу собственную, Его цели и желания как наши собственные цели и желания. “Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего” (Ин 15:15).
Господь оставил нам дело рук Своих, дабы мы понесли и довершили его. Мы должны проникнуться самим духом Его искупительного подвига. И нам даются силы сделать это; в нашей власти быть детьми Божиими. А ведь даже блудному сыну не разрешили отказаться от привилегии быть сыном, ему не было дозволено стать одним из наемников. Мы же — члены Христовы в Церкви, которая есть Тело Его. Святым Духом мы приняли в себя жизнь Его. И поэтому мы должны стать ближе друг ко другу, мы должны во всей своей жизни искать это единство, о котором в последние часы перед Страданиями и Крестом и думал Спаситель: чтобы все были едины в вере и любви, едины в Нем.
Мир все еще разделен. Как много раздоров и разделения даже среди тех, которые называют себя христианами! Мир между народами и, в первую очередь, единство среди христиан — вот наша непреложная и общая обязанность, самая насущная задача сегодняшнего дня. Судьба человека решается не на полях сражений и не в прениях политиков. Судьба человека решается в его сердце. Будет ли оно закрыто даже тогда, когда Отец Небесный стучит в его двери, или человек с готовностью ответит на призыв Божественной любви и отворит?
Даже в наши мрачные дни остаются признаки надежды. Сейчас не только бывает “тьма в шестом часу”[1]; сейчас время, когда солнце ярко светит и глубокой ночью<[2]. Стремление к единству возрастает. Но истинное единство можно обрести только в самой Истине, в полноте Истины: “Утоли раздоры церквей, угаси шатания языческая, еретическая восстания скоро разори силою Святого Твоего Духа” (Молитва священника на литургии свт. Василия Великого). Жизнь даруется нам в изобилии. Мы должны бодрствовать, чтобы не пропустить дня нашего спасения, — ведь древний Израиль прошел мимо своего дня. “Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели” (Мф 23:37; курсив автора — Пер.).
Давайте выберем жизнь в познании Отца и Его Единородного Сына, Господа нашего, и в силе Св. Духа. И тогда Слава Креста и Воскресения будет явлена в нашей собственной жизни. И славное древнее пророчество сбудется вновь. “…Вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву <…> и узнаете, что Я, Господь, сказал это — и сделал, говорит Господь” (Иез 37:12,14).
Перевод Д. Лобова
[1]То есть в полдень; ср. Мф 27:45; Мк 15:33; Лк 23:44. — Ред.
[2]Ср. Ин 1:5. — Ред.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Перейти на главную страницу журнала «Альфа и Омега»
Что значит идти в долине смертной тени? (Псалом 23:4)
Должен признаться, что впервые я услышал эту фразу не из Библии, а из Coolio’s Gangsta’s Paradise , популярной рэп-песни начала 90-х. Для Кулио фраза звучит так: «Я иду долиной смертной тени, я смотрю на свою жизнь и понимаю, что ничего не осталось». Псалом 23:4 окрашен в гораздо более обнадеживающий оттенок:
Даже если я пойду долиною смертной тени, не убоюсь зла, ибо Ты со мною; твой жезл и твой посох, они утешают меня.
Но что такое «долина смертной тени», опустошившая Кулио, но оставившая надежду псалмопевцу? И что значит ходить по этой долине?
Что такое Долина Тени Смерти?
За то время, что я был пастором, я проповедовал немало на похоронах. Некоторым семьям нравится читать определенные отрывки из Священных Писаний, особенно если для них важны определенные отрывки.
Большую часть времени Псалом 23 является одним из отрывков, которые меня просят прочитать. Он стал культовым в нашей культуре. Если кто-то умирает или умер, вы читаете псалом 23 как утешение. Но действительно ли это говорит о смерти?
Еврейское слово, переведенное как «тень смерти», состоит из одного слова: salmawet . Это слово чаще всего появляется поэтически. И лучший перевод, вероятно, состоит в том, чтобы назвать его «долиной глубочайшей тьмы».
Не совсем неуместно рассматривать его как фигуру смерти или темного подземного мира, но это также не совсем точно. В 23-м псалме образ пастыря, ведущего овец через темный овраг, вероятно, ближе, чем образ, ведомый через муки смерти.
Но можно возразить, что нет «ущелья темнее», чем сама смерть. Дерек Киднер утверждает, что «хотя тьма является ведущей мыслью в большинстве контекстов Ветхого Завета, смерть доминирует в некоторых, включая (на мой взгляд) настоящий стих» ( Псалмы 1-72: Введение и комментарий ).
Септуагинта (LXX), греческий перевод Ветхого Завета, согласуется с Киднером, поскольку переводит фразу как skias thanatou (тень смерти).
Я бы сказал, что этот стих может относиться к смерти. И, возможно, смерть или перспектива смерти были в центре внимания Давида. Обратите также внимание, что эта фраза — долина салмавет .
Это говорит нам о том, что это не просто самое темное место, но самое темное место в этой тьме. Тогда может быть полезно рассматривать всю фразу как «темнейшую из тьм».
Хотя язык немного устарел, здесь помогут слова Джона Оуэна:
«Как смерть есть наихудшее из зол и всеобъемлющее из всех зол, так и тень смерти есть самое мрачное и темное представление этих зол для души, а долина этой тени — самое ужасное дно и глубина это представление» (Цитируется по W.S. Plumer, Psalms ).
Вот что такое долина смертной тени, но что значит идти по этой долине?
Что значит идти по этой долине?
Однажды, когда я был подростком, я пошел с другом в лес. Мы оказались дальше в лесу, чем думали, и когда стемнело, мы поняли, что окажемся в густом лесу, когда на нас снизойдет тьма.
У нас не было ни фонариков, ни мобильных телефонов; все, что у нас было, это бледный лунный свет, чтобы выбраться из леса и вернуться в безопасное место. Это было ужасно, но у нас была луна.
Я тоже родом из Ганнибала, штат Миссури, и у меня было несколько экскурсий по пещере Марка Твена. Есть один момент, когда они выключают весь свет, и в пещере кромешная тьма.
Вы даже не можете видеть свою руку перед лицом. Если бы темнота была такой густой, когда мы шли по лесу, это было бы невероятно опасно.
Псалом 23:4 изображает подобную сцену хождения в кромешной тьме, но без страха перед злом. Почему? Потому что «твой жезл и твой посох утешают меня».
Мы можем пройти сквозь любую тьму, если Господь наш Пастырь. Этот псалом говорит нам, что нет такого темного места, где бы Бог не присутствовал с вами. Нет глубины тьмы, где бы он не прошел.
Мы можем идти по этой долине, потому что нас ведет кроткий пастух. Только так мы можем пережить мрачные моменты нашей жизни. И подумайте о том, как пастырь будет вести своих овец в такое время.
Он не указывал бы вдаль и не велел бы овцам идти туда в одиночку, и не уходил бы далеко впереди них и не подзывал бы их к себе. Нет, в такой опасной ситуации хороший пастырь будет держать своих овец очень близко.
Они будут в пределах досягаемости его жезла и посоха. Он будет достаточно близко, чтобы защитить от врагов, и достаточно близко, чтобы убедиться в своем присутствии. Вот как Иисус присутствует с нами в наши самые темные моменты.
Какое отношение имеет псалом 88?
Возможно, было бы полезно проиллюстрировать это псалмом 88. Псалом 88, пожалуй, самый мрачный псалом во всем Писании. Пройти через 88-й псалом — значит пройти среди самой темной из тьмы.
Другие псалмы заканчиваются надеждой. В псалме 88 нет. Это низко. Это угнетает. Это картина того, что происходит, когда на кого-то обрушиваются все проклятия Второзакония. Это кажется безнадежным.
Однажды, когда я боролся с глубокой депрессией, я наткнулся на 88-й псалом. Он был несколько исцеляющим, потому что мне казалось, что слова того псалмопевца были моими словами. Но товарищество длилось недолго, потому что я чувствовал, как и Псалмопевец, что тьма — мой единственный друг. Я утверждал, что это мой собственный псалом.
Но тут Иисус прорвался сквозь тьму. Я начал вспоминать Евангелие и понял, что 88-й псалом не был в конечном счете моим -м псалмом. Он принадлежал Иисусу, страдающему слуге. Если кто и мог молиться 88-м псалмом, то это был Иисус.
Он рухнул в самые темные глубины. Он был в самой глубокой долине. Он встретил всю тяжесть смерти и ада. Если кто-то прошел «долиной смертной тени» или упал в глубокую яму из Псалма 88, то это Господь Иисус.
Это дало мне большую надежду, потому что это означало, что не было никакой тьмы, которая могла бы постигнуть меня там, где не было бы Иисуса. Он был там. И он все еще был там, со мной, посреди этой тьмы.
Он Великий Пастырь, способный провести нас через самую темную долину, потому что он слишком хорошо знаком с местностью. Муж Скорбей может вести своих овец сквозь эту тьму, потому что она здесь, в этих темных местах, где он так часто находится.
Но мы знаем и евангельскую историю. Иисус не остается в этой яме. За тьмой никогда не остается последнего слова. Он ведет нас через долину.
И будь то в самый мрачный момент нашей смерти или в те моменты, которые мы бы назвали муками смерти, — мы знаем, что Христос был там и уже победил тьму вместо нас. Он опускается ниже, чем мы когда-либо опустимся, чтобы Он мог пройти под нами и привести нас к славе.
Страдающий Слуга — Великий Пастырь.
Для дальнейшего чтения:
Как Господь восстанавливает наши души?
Что означает образ «чаша моя переливается» в Псалме 23:5?
Почему Библия спрашивает: «Смерть, где твоя победа»?
Фото: ©iStock/Getty Images Plus/JazzLove
Майк Лик — муж Никки и отец Исайи и Ханны. Он также является ведущим пастором на Голгофе в Неошо, штат Миссури. Майк является автором Torn to Heal, и его дом для написания статей находится по адресу http://mikeleake.net 9.0005
Понимание Псалма 23: Что такое Долина тени смертной? | by Steppes of Faith
Я люблю старые фильмы. Я мог бы смотреть канал TCM весь день. Любовные истории, драмы, комедии… Я люблю все это (по крайней мере, чистые). Я заметил, что в более серьезных фильмах часто появлялась сцена, где кто-то молился последней молитвой перед тем, как быть убитым плохим парнем. В других фильмах, когда тюремный надзиратель ведет заключенного в камеру смерти, священник стоит там и молится. Вы, наверное, тоже это видели. В этих и других фильмах персонажи декламируют один из самых известных стихов во всем Ветхом Завете. Я говорю о Псалме 23:4, о прохождении долины смертной тени.
Когда мы читаем этот стих, мы часто представляем себе кого-то, идущего по черной как смоль долине, и самого сатану, парящего над ними в своем черном капюшоне и с серпом, ожидающим, чтобы наброситься на них. Ну, по крайней мере, я так себе это представляю. Но, как мы уже видели в этом изучении Псалма 22, вещи не всегда такие, какими кажутся.
В переводе с древнееврейского «долина тени смертной», как мы ее знаем, не совсем точно. Еврейское слово сал-ма-вет означает «тьма». Некоторые переводят его как «темная тень». В любом случае, корневое слово для обеих версий такое же, как и для слова «смерть», возможно, поэтому во многих переводах Библии используется слово «тень смерти». Однако это не соответствовало бы контексту остальной части Псалма 22.
Во-первых, в Псалме 23:4 не говорится ни о какой духовной тьме или ужасе, который мы испытываем, направляясь в могилу. Скорее, это ссылка на то, как мы должны относиться к темным временам в нашей жизни. Финансы, медицина, отношения… что бы ни вызывало у нас ощущение, что мы идем в неуверенности или замешательстве, это темные времена. Это темные долины.
Это не значит, что мы игнорируем то, как это относится к нам духовно. Хождение в духовной тьме отделяет от Отца, и это только усугубляет ситуацию. К счастью, мы можем верить, что Бог всегда с нами, что мы читаем во второй строке четвертого стиха.
«Я не убоюсь зла, потому что Ты со мной».
Итак, даже когда мы сталкиваемся со смертью, нам больше не нужно беспокоиться об этом благодаря Его верности и спасительной благодати. Павел напоминает нам об этом в 1 Коринфянам 15:54–56.
«Итак, когда тленное сие облеклось в нетление, и смертное сие облеклось в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: „Смерть, где твое жало? О Аид, где твоя победа?» Жало смерти — это грех, а сила греха — закон. Но слава Богу, дающему нам победу через Господа нашего Иисуса Христа».
Можем ли мы сказать этому аллилуйя?
Мы можем пережить темные, трудные времена и даже вынести смерть — самих себя или кого-то, кого мы любим, — но нам не нужно бояться. Бог уже дал нам победу над всеми обстоятельствами благодаря работе Иисуса на кресте.
Другой способ, которым образ сатаны, нависшего над нами, не соответствует остальной части Псалма 22, связан с тем фактом, что мы — овцы Господа, а Он — наш пастырь, Иегова Шамма. Помните, что вся глава посвящена тому, что Бог — пастырь, а мы — Его овцы, полностью зависящие от Него.
Давайте будем честными. Овцы не такие умные. Они милые и все такое, но, как и другие животные, у них нет понятия смерти. Однако они могут понять разницу между светом и тьмой. В солнечные дни они ведут себя иначе, чем в дни, когда небо полно густых темных грозовых туч. И они кажутся более счастливыми в солнечном открытом поле, но страшными в темных, закрытых, кажущихся опасными долинах. Мы, как овцы, тоже интуитивно это понимаем. Это не ракетостроение.
Псалом 23:4 напоминает нам, что нам нечего бояться, даже если мы чувствуем себя подавленными. Господь — наш пастырь, Он знает, что делает, и Он обещает, что проведет нас через долины, пока мы не достигнем солнечного открытого поля на другой стороне. Он с нами и никогда не покинет нас. И если нам случится заблудиться в долине, Он обещает оставить остальные 99 только для того, чтобы найти вас, где бы вы ни были.
Это великое, драгоценное обещание, за которое мы все должны держаться. Бог постоянно с нами, нежно ведет нас и вечно верен через каждую долину и через каждую гору.
Могу я получить еще одну аллилуйя?
Верность Господа, безусловно, является причиной для восхваления Его. Давайте также вспомним, как стих четвертый заканчивается еще по одной причине:
«Твой жезл и Твой посох, они утешают меня».
Если вы пропустили мое объяснение этой части четвертого стиха, вы можете прочитать его здесь. Я настоятельно рекомендую вам перечитать ее, потому что жезл и посох Господа — удивительные источники утешения в самые мрачные времена нашей жизни. Знание того, как Он использует Свой жезл и посох, поможет вам понять еще один способ, которым Он так невероятно любит нас. Я знаю, что стал больше думать об этом с тех пор, как провел это исследование, и это только заставило меня больше любить и доверять Ему в плохие дни.
Господь так добр к нам. Он обещает никогда не оставлять нас, с чем бы мы ни столкнулись. Он обеспечивает мир, пропитание, защиту и руководство, и все это благодаря Его удивительной благодати и безжалостной любви к нам.